Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Моделирование процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга

Автореферат по педагогике на тему «Моделирование процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Зиннатова, Азалия Абузаровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Моделирование процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Моделирование процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга"

На правах рукописи

ЗИННЛТОВА АЗАЛИЯ АБУЗАРОВНА

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ

ДОСУГА

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

г 1 '"'оя 2013

Казань 2013

005539239

Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель: Юсупов Ривкат Рашидович

доктор исторических наук, профессор

Официальные оппоненты: Жарков Анатолий Дмитриевич

доктор педагогических наук, профессор кафедры культурно-досуговой деятельности ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»

Трегубова Татьяна Моисеевна

доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией компаративных исследований ФГНУ«Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования

Ведущее учреждение: ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»

Защита состоится «13» декабря 2013г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.005.03 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 420059, г. Казань, Оренбургский тракт, 3, зал диссертационного совета.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств». Электронная версия размещена на сайтах www.kazguki.ru и http://www.vak2edgov.ru

Автореферат разослан «13» ноября 2013г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент

Р. И. Турханова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Формирование толерантности является объективной потребностью современного общества, где в . условиях глобализации характерной чертой является усиление межнациональных контактов и межкультурного взаимодействия. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива, что актуализирует применение методов систематического и рационального формирования толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения.

Силовые методы борьбы с терроризмом при всей необходимости их использования носят сугубо тактический характер. Стратегически же не обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Только на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов, в том числе и с использованием возможностей сферы социокультурной деятельности, одним из высших ценностно-целевых приоритетов которой является формирование толерантности молодежи.

Сущность процесса формирования толерантности молодежи в условиях досуга рассматривается в данном исследовании как интегрированный сложный процесс, определяющий формирование толерантных установок личности в процессе ее досуговой активности. Кроме этого, применяя на практике различные культурно-досуговые формы и социально-культурные приемы работы с молодежью, мы воздействуем на формирование толерантного общения и поведения, в том числе и в условиях культурно-досуговой деятельности.

Важнейшими качествами формирования толерантности являются такие серьезные свойства личности, которые обеспечивают становление толерантного самосознания, объединяющие и интегрирующие отношение личности к происходящим в мире процессам. Такие качества выражают не только терпимость, но и корректное, уважительное и ответственное отношение к другим национальностям.

Сегодня в ситуации обостряющихся межэтнических и межконфессиональных конфликтов на первый план выходит проблема воспитания неконфликтной личности, одной из главных черт которой должна быть толерантность. Однако исследование социокультурных аспектов проблемы толерантности значительно отстает от исследований ее философского, этического или психологического срезов.

Проблема формирования толерантности молодежи в условиях досуга рассматривается в нашем исследовании с позиции моделирования. Моделирование позволяет не только рассмотреть процесс формирования толерантности с позиции методологии, теории и практики социально-культурной деятельности, но и позволяет своевременно корректировать процесс формирования толерантности, выравнивая отношения между его

участниками, усложняя задачи, применяя интегрированные социально-культурные технологии.

Степень разработанности проблемы в науке: проблемами формирования толерантности занимались следующие ученые: Ю.В. Арутюнян, Р.Г. Абдулатипов, А.Г.Асмолов, Б.Г.Ананьев, H.A. Валеева, И.А.Воробьева, J1.A. Громова, А.М.Гурьянов, Б.С. Гершунский, И.И.Епишева, Г.Ж. Даутова, Н.Л.Зиганшина, Т.П.Зелова, A.M. Зиннуров, О.С. Ионина, O.A. Каргополова, И.В.Ключник, М.В.Климова, М.А.Киселева, О.С. Павлова, О.Б.Скрябина, A.C. Сиротюк, В.А. Тишков, Г.Г. Маслова, М.С.Мириманова, А.Э.Ширванян, Г.И. Шеламова, Н.Е.Шустова, Д.В.Чернилевский, Ю.С. Я цен ко и др. Все они подчеркивают, что толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. При этом отмечается, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. Толерантность и является той культурной направленностью, отношением личности, проживающей в мире и согласии в межкультурном пространстве.

Взаимосвязи досуга и толерантности посвящены работы следующих авторов: Л.А. Аванесова, М.А. Ариарский, И.В. Воробьева, Р.В. Васильев, А.Д. Жарков, В.Е. Новаторов, С.П. Татарова, В.В. Туев, Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, О.В. Рогачева, С.Г. Рубцов, Н.Ф. Максютин и д.р. Авторы отмечают, что тенденции, происходящие в обществе, заставляют специалистов, работающих в социально-культурной сфере, находиться в постоянном поиске новых идей, форм, средств и методов работы с населением, организационно-управленческих действий, проводить анализ и переоценку своей деятельности, уточнять ее цели и задачи по формированию толерантности молодежи. Ученые отмечают, что крайне важный и эффективный этап в развитии межкультурного обмена и сотрудничества в области социально-культурной деятельности заключается в выработке у каждого человека толерантности, особого типа положительной рефлексии в отношении каждой из национальных культур, устойчивого защитного механизма против любых попыток принижения или искажения подлинных ценностей толерантности.

В нашей работе проблема формирования толерантности личности в условиях досуга опиралась на авторов следующих диссертационных исследований: И.В.Герлах, Л.А.Гриневич, Е.А.Ильинская, Р.Р.Касимов, К.В.Матис, М.Г.Михайлов, Н.С. Лазарева, Н.В. Сапрунова и др. Данные исследования подчеркивают существенную роль в воспитании молодежи факторов социально-культурной деятельности, детерминирующих развитие ролевого движения молодежи, технологии ее коллективной организации, ее творческий, добровольный, свободный, нерегламентированный характер, направленность на саморазвитие личности, наличие культурных образцов, способствующих эффективному формированию толерантности молодежи.

В работе также использовались концепции социально-культурной деятельности и организации досуга молодежи: М.А. Ариарский, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, С.Н. Иконникова, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, A.A. Сукало, В .Я. Суртаев, Б.А. Титов, В.Е. Триодин, В.М. Чижиков, В.В. Туев, H.H. Ярошенко и др. Концепции данных ученых проводят мысль, что толерантности и его производным отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений. В рамках собственной культуры создается весьма прочная иллюзия своего видения мира, образа жизни, менталитета, как единственно возможного и, главное, единственно приемлемого. Усвоение культуры другой страны, другого народа, другого человека - это сложный процесс взаимодействия внутри человека, понимания и разграничения, где «свое», а где «чужое», что неизбежно находит отражение в организации социально-культурной деятельности, связанной с досугом молодежи.

Проблематика нашего исследования обусловлена следующими противоречиями:

- между насущной необходимостью в формировании толерантности в качестве условия выживания человечества в будущем и как ценности социально-культурной системы и необходимостью обновления содержания формирования толерантности как решающего условия развития у молодежи системы современных социально значимых ценностей и общественных установок;

- между потребностью социально-культурной практики в научно-обоснованных концепциях формирования толерантности в условиях досуга, необходимостью формирования толерантного сознания молодежи с позиции гуманных человеческих отношений и отсутствием у современной молодежи необходимых умений и навыков ее реализации в условиях досуга;

- между потребностью социально-культурной науки в научно-обоснованном и практико-ориентированном моделировании процесса формирования толерантности молодежи в условиях досуга и слабо разработанной научной системой моделирования в аспекте заявленной проблемы.

Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить эффективность моделирования процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга.

Объемом исследования является процесс формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга.

Предметом исследования является моделирование процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга.

В исследовании выдвигается гипотеза о том, что эффективность моделирования процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга может быть существенно повышена, если:

- будет реализована совокупность интегрированных компонентов разработанных социально-культурной и структурной моделей с учетом

функционирования культурного пространства, оказывающего воздействие на развитие и формирование толерантной личности, при условии удовлетворения ее досуговых потребностей;

- базой использования ресурсов личностного потенциала молодежи выступит интегрированный и социально-ценностный потенциал социально-культурной деятельности, связанный с освоением поликультурного пространства;

- будет обеспечиваться согласованность действий руководителя педагогического процесса и участников, если в процессе этого взаимодействия будут созданы условия для личностного развития и самореализации молодежи, обеспечено развитие их социальной активности;

- формирование толерантных установок личности будет связано с формированием ее мировоззрения, базирующегося на нравственных, духовных, культурно-исторических, социально-культурных, эстетических, гражданских и социальных ценностях.

Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения ряда взаимосвязанных задач:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ понятия «толерантность» как ценностной категории культурно-досугового процесса.

2. Раскрыть социальную роль досуга и его особенные возможности влияния на формирование толерантности современной молодежи.

3. Теоретически обосновать социально-педагогические условия формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга.

4. Разработать и экспериментально проверить эффективность моделирования процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена опорой на социально-культурные, педагогические, культурологические, социальные концепции развития личности в условиях досуга в аспекте формирования толерантности; комплексом теоретических и практических исследований, составивших научную базу диссертационного исследования; применением современного педагогического инструментария, обеспечивающего формирование базовых качеств толерантной личности; опорой на ведущие положения о применении разноуровневых методик и диагностик формирования толерантного сознания в процессе организации опытно-экспериментального исследования; опорой на ведущие труды ученых в области организации досуга молодежи; исходными теоретическими и методологическими позициями автора; комплексом эмпирических и теоретических методов; моделированием педагогического процесса; опытно-экспериментальной проверкой полученных результатов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-обоснованного и практико-ориентированного моделирования процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга, представляющего собой интеграцию двух моделей — структурной и социально-культурной, которые позволяют осуществлять процесс по

нескольким направлениям: культурно-досуговом, социально-культурном, художественно-творческом, интеллектуальном, духовно-нравственном, музыкально-творческим; процесс формирования толерантности молодежи обеспечивается за счет наполнения кулыурно-досуговой среды структурными компонентами организации свободного времени молодежи, обеспечивающих развитие толерантного сознания в ходе реализации разноуровневых компонентов интегрированных моделей;

- материалы данного исследования могут быть использованы в работе молодежных досуговых центров, высших и средних учебных заведений, клубными объединениями, культурно-досуговыми учреждениями, Домами и Дворцами культуры, центрами социального взаимодействия, развития и адаптации личности в этнокультурном пространстве, Домами Дружбы народов, этнокультурными центрами.

Методологическую основу исследования составили:

нормативные документы и распоряжения, посвященные формированию толерантности: («Декларация принципов толерантности», «Всеобщая декларация прав человека», «Концепция внешней политики Российской Федерации», Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», Конституция РФ, «Подготовка и издание материалов по воспитанию толерантности в интересах устойчивого развития на примере ассоциированных школ ЮНЕСКО», проводимому Управлением международного образования и сотрудничества, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»);

- концепции о сущности категории «толерантность» (А.Г.Асмолов, Б.Г.Ананьев, H.A. Валеева, И.А.Воробьева, JI.A. Громова, А.М.Гурьянов, Б.С. Гершунский, И.И.Епишева, Г.Ж. Даутова, НЛ.Зигашшша, Т.П.Зелова,

A.M. Зиннуров, О.С. Ионина, O.A. Каргополова, И.В.Ключник, М.В.Климова, М.А.Киселева, О.С. Павлова, О.Б.Скрябина, A.C. Сиротюк,

B.А. Тишков, Г.Г. Маслова, М.С.Мириманова, А.Э.Ширванян, Г.И. Шеламова, Н.Е.Шустова, Д.В.Чернилевский, Ю.С. Яценко, P.P. Юсупов и др.)

- исследования, посвященные взаимосвязи досуга и толерантности: (JI.A. Аванесова, М.А. Ариарский, И.В. Воробьева, Р.В. Васильев, И.В.Герлах, JI.A. Гриневич, А.Д. Жарков, Е.А.Ильинская, P.P. Касимов, В.Е. Новаторов, П.А. Новочук, О.В. Павличенко, С.П. Татарова, В.В. Туев, Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, О.В. Рогачева, С.Г. Рубцов, К.В.Матис, Н.Ф. Максютин, М.Г. Михайлов, Н.В.Сапрунова, Р.Г. Салахутдинов, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, Э.В. Соколов, Н.В. Шарковская, Д.В. Шамсутдинова и др.);

- концепции социально-культурной деятельности и организации досуга молодежи: (М.А. Ариарский, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, С.Н. Иконникова, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю.

Стрельцова, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, В.Е. Триодин, В.М. Чижиков, В.В. Туев, H.H. Ярошенко и др.);

концепции, посвященные педагогическому моделированию (А.И.Богатырев, A.M. Гурьянов, Н.М. Лабикова, Л.П.Карпушина, П.Ю. Соколова, Т.М. Трегубова, П.П. Терехов, И.М. Устинова и др.);

- педагогические и культурно-досуговые программы формирования толерантности молодежи: (Е.А. Герасимова «Станем ближе»; Погребняк Л.П. «Формирование этнической толерантности», Е.А. Ильинская «Гармония развития» и др.)

Научная новизна исследования состоят в том, что в нем:

выявлены социально-педагогические условия формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга, обеспечивающие раскрытие смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром, опирающихся на поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех субъектов досугового процесса через педагогические механизмы перехода от интолерантной среды к толерантной;

- обоснована социальная роль досуга и его особенные возможности в формировании толерантности молодежи: свободный доступ к культурным объектам и ценностям; включение каждого участника в систему культурных ценностей; создание внешних и внутренних условий для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания различных видов культуры; использование интерактивных форм досуговой деятельности, основанных на игре, импровизации, ролевом взаимодействии, максимально соответствующих психологическим особенностям молодежи, специфике их самореализационной мотивации в сфере досуга; досуг развивает способность личности к выбору позиции, к ценностно-ориентационной деятельности через праздники, через игровые досуговые формы, которые формируют у участников чувство принадлежности к социуму, формируют общие ценности, чувство единства с другими людьми и позволяют выбирать и расширять круг общения, соответствующих интересам личности, предоставляют возможность самому формировать развивающую среду; в качестве особой ценности досуга рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие;

- разработано педагогическое моделирование процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга как совокупности структурной и социально-культурной моделей, обеспечивающих создание условий для формирования духовно-нравственных потребностей в процессе формирования толерантных отношений посредством вовлечения молодежи в различные виды и формы культурно-досуговой деятельности, направленных на развитие традиций и норм разрешения толерантных ситуаций;

- выявлены современные тенденции развития общества, влияющие на закономерность формирования толерантности современной молодежи:

неуклонное сближение стран и народов, усиление их взаимодействия и неизбежная глобализация ведёт к реформированию всех сфер общественного мироустройства в целом и социально-культурной сферы, в частности; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым, необдуманным решениям социальных проблем; с учетом факторов современной эпохи возникает глубокая необходимость концентрации воспитательно-образовательных усилий на формирование у юношества мировоззренческой устойчивости, нравственно-мировоззренческого иммунитета от экстремистского влияния.

Теоретическая значимость исследования работы заключается в том, что в работе обоснованы различные подходы в определении понятия «толерантность»; уточнена сущность понятия «толерантность»; раскрыты сущностные характеристики и разработана структура толерантности личности, как ценностной категории культурно-досугового процесса; разработано моделирование процесса формирования ' толерантности современной молодежи в условиях досуга; выявлены социально-педагогические условия формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга; обоснована социальная роль досуга и его особенные возможности в формировании толерантности молодежи; выявлена сущность и специфика культурно-досугового процесса в формировании толерантности молодежи; выявлены современные тенденции развития общества, влияющие на закономерность формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга; раскрыты функции досуговой сферы, обеспечивающей реализацию формирования толерантной личности: выявлены системообразующие принципы формирования толерантности молодежи в условиях досуга.

Экспериментальная база исследования: Казанский государственный университет культуры и искусств; Казанский национальный исследовательский технологический университет.

Первый этап (2010-2011)- поисково-формирующий. На данном этапе формулировались тема, задачи исследования, разрабатывалась гипотеза, оформлялся научный аппарат; изучалась педагогическая, учебно-методическая, социально-культурная литература, материалы культурно-досуговой теории и практики, изучались современные социокультурные тенденции формирования толерантности молодежи с учетом закономерностей организации социокультурной практики; анализировалась научно-теоретическая методология организации досуга молодежи; рассматривались основные подходы к организации формирования толерантности молодежи в условиях досуга; выявлялась социальная роль досуга и его особенные возможности в формировании толерантности молодежи; анализировались нормативные документы и распоряжения, посвященные формированию толерантности; изучались концепции о сущности категории «толерантность», педагогические и культурно-досуговые программы формирования толерантности молодежи.

Второй этап (2011-2012)- организационно-деятельностный. На данном этапе разрабатывались и выявлялись социально-педагогические условия формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга; сравнивались и анализировались методики формирования толерантности в условиях трансформации российского общества; разрабатывались основные положения моделирования процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга; определялись основные структурные компоненты разрабатываемых моделей, их содержание и функциональное обеспечение; определялись основные этапы опытно-экспериментальной работы, критерии эксперимента, характеристики уровней толерантности; анализировались и подбирались основные диагностирующие методики и анкеты опытно-экспериментальной работы; делались предварительные замеры и срезы основных показателей и параметров толерантности молодежи.

Третий этап (2012-2013)- контрольно-оценочный. На данном этапе организовывался и проводился эксперимент, проверялась гипотеза, осуществлялся ход опытно-экспериментальной работы; контролировались и замерялись основные параметры исследуемого объекта; применялись и анализировались диагностирующие методики эксперимента; анализировалась досуговая деятельность участников; обрабатывались графики и диаграммы количественных и качественных замеров; проводился естественный педагогический эксперимент; осуществлялись выводы и итоги исследования, разрабатывались рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Толерантность - это сложное многомерное, многоаспектное явление, ценность и социальная норма гражданского общества, характеризующаяся свободой инакомыслия, заключающаяся в способности человека признавать существование иных взглядов, отличных от собственных и выражающая ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках.

2. Структура толерантности личности, как ценностной категории культурно-досугового процесса: когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты, которые направлены на выполнение социального заказа общества в формировании духовно-нравственной толерантной личности в соответствии с реальными условиями досуговой среды.

3 .Моделирование процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга как интеграция и взаимосвязь двух моделей, обеспечивающих эффективное развитие важных толерантных качеств -терпимости, уважения к другим нациям, и обеспечивающих построение толерантного пространства в условиях досуга; моделирование связано с организацией досуговой деятельности молодежи с учетом следующих закономерностей: сегментами толерантного пространства становятся отдельные социокультурные ситуации, характеризующие формы толерантных взаимоотношений между участниками, обеспечивающих приобщение к ценностям общественной жизни и культуры, что отражается

на уровне развития личности, ее направленности, степени формирования толерантной позиции.

4. Социально-педагогические условия формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга: создание толерантной музыкальной среды, направленной на вовлечение молодежи в музыкально-творческую деятельность; передача молодому поколению совокупного человеческого опыта, который направлен на выработку у студенческой молодежи уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур мира; направленность досугового процесса на выработку у молодежи форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности на основе принципов гуманизма, уважения и взаимной свободы; сочетание в процессе формирования толерантности молодежи массовых, групповых и индивидуальных форм работы; формирование толерантных отношений в поликультурной учебной среде высшего учебного заведения; использование социально-образовательных технологий, обеспечивающих ознакомление с культурой и бытом других этносов через общение с их представителями; ознакомление с культурой российских регионов, традициями и историей этносов, в них проживающих; изучение исторического процесса становления Российского государства, его взаимоотношения с соседями; использование информационно-сетевых технологий формирования толерантности, связанных с осмыслением специфических психологических и культурных характеристик процесса формирования толерантности в Интернет-пространстве; развитие толерантной коммуникативности, обеспечивающей способность молодежи к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности, терпимого коммуникативного поведения и направленности на его реализацию в различных ситуациях жизнедеятельности; вовлечение студенческой молодежи в принятие участия в различных акциях, направленных на развитие коммуникативных навыков и обучение межличностному, межэтническому пониманию; участие молодежи в дискуссионных технологиях на базе создания дискуссионных площадок.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы, на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств. Изучаемые вопросы обсуждались на научно-практических конференциях: Научно-практической конференции «Включение молодежи во всемирный процесс сохранения и развития культурного наследия человечества» (г. Казань 2012г); научно-практической конференции «Историко - культурное наследие как потенциал развития туристско-рекреационной сферы региона» (г. Казань, 2013г.); VII Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития» (г. Волгоград 2013г.); международной научно-практической конференции «Современные тенденции в образовании и науке» (г.Тамбов, 2013 г.); всероссийской научно-практической конференции «Сохранение и

развитое народных художественных промыслов в едином культурно-образовательном пространстве» (г. Казань, 2013).

Структура диссертации: Диссертация состоит их введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Исследование содержит 8 схем, 4 таблицы, 11 диаграмм, 153 наименований литературных источников. Объем диссертации составляет 233 страниц основного текста, 15 страниц библиографии, 21 страниц приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, цель, задачи, гипотеза, характеризуются методы и этапы исследования, раскрывается его научная новизна, достоверность и практическая значимость, пути апробации исследовательской работы и внедрения её результатов. В заключении представлены выводы и определены перспективы дальнейшего исследования. Приложения содержат анкеты, опросники, методики диагностики толерантности.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования закономерностей формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга» проведен анализ сущностных признаков формирования толерантности как ценностной категории культурно-досугового процесса; раскрыта социальная роль досуга и его особенные возможности влияния на формирование толерантности современной молодежи; осуществлено теоретико-методологическое обоснование социально-педагогических условий формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга.

Вопросы организации досуга молодежи в условиях формирования их толерантности рассматривались многими учеными: Р.В. Васильев, И.В.Герлах, JI.A. Гриневич, P.P. Касимов, П.А. Новочук, С.П. Татарова, В.В. Туев, Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, О.В. Рогачева, Н.В. Шарковская, Д.В. Шамсутдинова и др. Исследователи выдвигают в качестве главного научного приоритета формирования толерантности молодежи в условиях досуга формирование у них уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

В современных исследованиях толерантность рассматривается с разных научных позиций: О.С.Павлова - толерантность используется для характеристики ситуаций диалога культур, достижения консенсуса, рационального обоснования приоритетности поиска путей мирного и стабильного сосуществования в условиях многообразия; В.А.Тишков -толерантность это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу; Г.Г.Маслова- толерантность

рассматривается как сложное многомерное явление, которое характеризуется системностью, субъектностью, предметностью и контекстностью; И.И.Епишева - рассматривает толерантность как терпимость, совместимость, деликатность, взаимопонимание, социабельность, гуманное отношение друг к другу; О.С. Ионина - толерантность понимается как личностное образование, опирающееся на способность субъекта признавать существование иной точки зрения, многообразия культурных отличий, уважать и принимать других, непохожих на него людей, на основе уверенности в своих позициях, принятия своей индивидуальности, отказа от доминирования и насилия; О.Б.Скрябина — толерантность это устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми и характеризующийся наличием в сознании субъекта успешного, личностно-значимого образца терпимого коммуникативного поведения и доминантной направленностью сознания на его выполнение; А.Э.Ширванян - достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-практической сфер личности, обеспечивающего накопление, осознание и развитие личностью эмоционально пережитых и личностно принятых толерантных норм поведения и др.

В социально-культурной практике сложилась система толерантного воспитания молодежи, базирующихся на трех подходах.

1 .Личностно-ориентированный: признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, «Я-концепцию» партнера.

2.Индивидуальный подход: обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение культурно-досуговой деятельности через специально организуемую деятельность и общение участников.

3. Деятельностный: опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого участника.

Толерантность является сложным и многогранным феноменом, включающим в себя различные аспекты социальной жизни: социально-культурный, творческий, межкультурный, политический, социальный.

В процессе исследования было выявлено, что на формирование толерантности молодежи влияют следующие современные тенденции развития общества: важнейшими закономерностями развития современного общества является неуклонное сближение стран и народов, усиление их взаимодействия и неизбежная глобализация, что, несомненно, ведёт к реформированию всех сфер общественного мироустройства в целом и социально-культурной сферы, в частности; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым, необдуманным решениям социальных проблем; с учетом факторов современной эпохи возникает глубокая

необходимость концентрации воспитательно-образовательных усилий на формирование у юношества мировоззренческой устойчивости, нравственно-мировоззренческого иммунитета от экстремистского влияния; процессы интеграции, глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных государств и культур.

Толерантность в данном исследовании рассматривается как сложное многомерное, многоаспектное явление, ценность и социальная норма гражданского общества, характеризующееся свободой инакомыслш, заключающееся в способности человека признавать существование иных взглядов, отличных от собственных и выражающее ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках.

Особая роль в формировании толерантности личности принадлежит досуговой сфере, где ярко выраженная культуроообразная направленность создает необходимые предпосылки для формирования культурной и толерантной личности, способной жить и активно взаимодействовать в современном поликультурном пространстве. Суть и смысл культурно-досугового процесса в данном контексте состоит в освоении и обогащении базовых ценностей и идей, на которых покоится культура мира и ненасилия, формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в обществе. В нашей работе также выявлена взаимосвязь толерантности с социальной компетентностью, положительным социальным опытом, мотивационно-потребностной сферой личности, ее социальной инициативностью и социальной активностью. Культурно-досуговый процесс функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досугового процесса присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой. Поэтому культурно-досуговый процесс рассматривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности.

Предметом культурно-досуговой деятельности является изучение различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов. И здесь важно подчеркнуть, что цель воспитания толерантности — это формирование у молодежи потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

В работе была выявлена следующая социальная роль досуга и его особенные возможности в формировании толерантности молодежи, которая состоит в следующем:

1. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, является важным средством формирования толерантности в условиях досуга.

2. Значение досуга в формировании толерантности заключается в том, что оно включают каждого в систему культурных ценностей, помогают их освоению, служит целям гармоничного развития личности.

3. Важно формировать у участников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Досуг - это практическая сфера социальной жизни, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания различных видов культуры, что способствует формированию толерантности. Значительным ресурсом формирования предпосылок толерантности обладают интерактивные формы досуговой деятельности, основанные на игре, импровизации, ролевом взаимодействии, максимально соответствующие психологическим особенностям молодежи, специфике их самореализационной мотивации в сфере досуга.

4. В условиях досуга формирование толерантности молодежи опирается на развитие знаний о многообразии культур нашего мира, умении генерировать мысли, структурировать информацию и представлять возможные исходы различных ситуаций, наличия интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов.

5. Досуг развивает способность личности к выбору позиции, к ценностно-ориентационной деятельности через праздники, через игровые досуговые формы, которые формируют у человека чувство принадлежности к социуму, формируют общие ценности, чувство единства с другими людьми и позволяет выбирать и расширять круг общения, соответствующий интересам личности, предоставляет возможность самому формировать развивающую среду.

В исследовании, в результате анализа опыта организации досуговой деятельности молодежи и своей социально-культурной практики были выявлены и обоснованы следующие социально-педагогические условия: создание толерантной музыкальной среды, направленной на вовлечение молодежи в музыкально-творческую деятельность, связанную с освоением приёмов игры на национальных музыкальных инструментах, приобретении вокально-хоровых навыков на материале фольклора народов разных стран; передача молодому поколению совокупного человеческого опыта, который направлен на выработку у студенческой молодежи уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур мира; направленность досугового процесса на выработку у молодежи форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности на основе принципов

гуманизма, уважения и взаимной свободы; сочетание в процессе формирования толерантности молодежи массовых, групповых и индивидуальных форм работы; формирование толерантных отношений в поликультурной учебной среде высшего учебного заведения; использование социально-образовательных технологий, обеспечивающих ознакомление с культурой и бытом других этносов через общение с их представителями; ознакомление с культурой российских регионов, традициями и историей этносов, в них проживающих; изучение исторического процесса становления Российского государства, его взаимоотношениям с соседями; использование информационно-сетевых технологий формирования толерантности, связанных с осмыслением специфических психологических и культурных характеристик процесса формирования толерантности в Интернет-пространстве; развитие толерантной коммуникативности, обеспечивающей способность молодежи к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности, терпимого коммуникативного поведения и направленностью на его реализацию в различных ситуациях жизнедеятельности; вовлечение студенческой молодежи в принятие участия в различных акциях, направленных на развитие коммуникативных навыков и обучения межличностному, межэтническому пониманию; участие молодежи в дискуссионных технологиях на базе создания дискуссионных площадок.

Досуговая стратегия, на наш взгляд, должна распространять позитивный подход к идее привития молодежи полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах, способствовать созданию благоприятного микрокосма культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый человек, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищено и способен к открытому взаимодействию с миром.

Во второй главе «Научные и практико-ориентированные основы моделирования процесса формирования толерантности молодежи в условиях досуга и его опытно-экспериментальная проверка» осуществлено моделирование процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга; раскрыты ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности моделирования процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга.

Процесс моделирования толерантности молодежи в условиях досуга рассматривается нами как интегративная взаимосвязь двух моделей — структурной и социально-культурной. Под структурной моделью автор данного исследования понимает взаимосвязь совокупных структурных элементов: организационно-содержательного, рефлексивного,

формирующего и оценочного. Под социально-культурной моделью понимается системная совокупность следующих направлений: целевого, адаптивного, проективного, функционального и контрольного (схема 2).

Данные модели рассматриваются нами во взаимосвязи с учетом организации досуга молодежи, в аспекте следующих положений:

1 .В сфере досуговой деятельности формируется толерантная личность, когда происходит приобщение к ценностям общественной жизни и культуры, что отражается на уровне развития личности, ее направленности, степени формирования жизненной позиции.

2.Культурное пространство оказывает воздействие на развитие и формирование толерантной личности, поскольку не только создает условия для удовлетворения досуговых потребностей, но и через ценностно-ориентационную составляющую влияет на ее формирование.

3. Сегментами толерантного пространства становятся отдельные социокультурные ситуации, характеризующие формы взаимоотношений социальных или культурных групп с отдельными индивидами, разворачивающиеся в конкретных пространственно-временных координатах.

4. Досуговая деятельность - это возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений, когда каждый может распоряжаться временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями.

5. Ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс формирования толерантности; в этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений.

6. В настоящее время регулирование досуга молодежи следует направить на формирование такого типа досугового поведения, который, с одной стороны, отвечал бы потребностям общества в организации формирования толерантности молодежи, содействующего развитию личности молодого человека, а с другой - социокультурным потребностям самой молодежи.

Целевой компонент позволил обозначить следующие цели формирования толерантности молодежи в условиях досуга: развитие досуговой компетентности молодежи при реализации программ по проблематике толерантности; создание условий для формирования духовно-нравственных потребностей в процессе формирования толерантных отношений в обществе посредством вовлечения молодежи в различные виды и формы культурно-досуговой деятельности; развитие традиций и норм разрешения толерантных ситуаций средствами этно-культурных традиций, организация диалога по обсуждению проблем толерантности; организация культурно-досуговой деятельности молодежи в рамках проектирования толерантности на базе интеллектуальной, общественной, культурной деятельности с учетом досуговых потребностей молодежи.

Разработка технологических основ моделирования процесса толерантности молодежи в условиях досуга на основе системного

Схема 1

Социально-культурная модель формирования толерантности в условиях досуга

Адаптивное направление Связано с формированием толерантных установок . личности, позволяющей ей адаптироваться в современном социокультурном пространстве, а также направлено на расширение толерантного сознания путем включения молодежи в различные виды и формы досуга.

Целевое направление

1. Развитие досуговой компетентности молодежи при реализации программ по проблематике толерантности.

2: Создание условий для формирования : духовно-нравственных потребностей в процессе формирования толерантных отношений в обществе посредством вовлечения молодежи в различные виды и формы культурнондосуговой деятельности.

3. Развитие традиций и норм разрешения : толерантных ситуаций средствами этнокультурных традиций, организация диалога по обсуждению проблем толерантности.

4. Организовать культурно-досуговую деятельность молодежи в рамках проектирования толерантности на базе интеллектуальной, общественной,

Проективное направление -социально-культурные проекты, направленные на воспроизводство национальной идентичности - «проекты идентичности»;

-социально-исторические проекты, в основании которых лежит воспитание гражданственности;

Функциональное направление

1.Социально-культурнаянаправленность досута позволяет молодежи шире использовать свой культурный потенциал - изучение иностранных языков, культурных различий, умение воплощать навыки коммуникативного диалога связаны с условиями развития личности в культурно-досуговой деятельности.

2. Спортивная, культурная жизнь республики : Татарстан направлена на вовлечение молодежи в инновационные формы досуга: участие в Универсиаде, ^ международных проектах способствует формированию навыков использования свободного времени через инновационные формы коммуникации, инновационные формы социальных ролей.

: 3. Волонтерская, благотворительная, проектная деятельность всегда привлекательна для молодежи в силу накопления нового опыта, что позволяет развивать

Контрольное направление

-равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

-взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам.

Схема 2

Моделирование процесса формирования толерантности молодежи в условиях досуга досуга

/*-. . : ' .-:---Г"-----....... : : ... ......... . ... ,: : .х .... ,

■ - ЦЕЛЕВОЕ НЛШ'ЛИЧЕЦИЕ

ПРИНЦИПЫ

СОЦИАЛЬНО-ПКМГОГИЧЕСЮ-Ш УСЛОПИЯ

' ИНТЕГРАЦИЯ ДВУХ М10Д8ЛВЙ • СТРУКТУРНОЙ Й СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ.;..

Организационно-содержатёльный элемент структурной модели.

Г л

. Адаптивное направление социально-культурной модели.

Ре(|шексивный итемент струггурной; полечи.

I |роекч ивное направление социально-•: культурной модели.: :

Формирующий элемент структурной . модели

: Функциональное направление социально- . 'Щ'к. культурной молели.

Оценочный элемент структурной ■'■" модели;:

Контрольное направленно сшшалыю-■ культур|(ОЙ МОЛСЛИ.

Результат: Высокий уровень (рефлексивно-оценочный) ■ Средний уровень (эмоционально-ценностнйй) : Низкий уровень (репрол>ь.":иш1()-функционалыи.1и)

:Критерии; ценНостно-образовательный, досугово-ргйвивающйй, мочиванионно- : "деятельноетный. ..

использования возможностей культурно-досуговой среды, соответствующих ресурсов и возможностей досугового процесса потребовала поэтапного научного анализа процесса моделирования с выделением на каждом из этапов конкретных задач, источника, объекта и субъекта моделирования, соответствующих принципов, подходов, средств, критериев и методов. Система моделирования представлена следующими компонентами:

Целевое направление.

Организационно-содержательный элемент структурной модели.

Рефлексивный элемент структурной модели.

Формирующий элемент структурной модели.

Оценочный элемент структурной модели.

Адаптивное направление социально-культурной модели.

Проективное направление социально-культурной модели.

Функциональное направление социально-культурной модели.

Контрольное направление социально-культурной модели.

Организационно-содержательный элемент структурной модели. Формирование толерантности может способствовать внедрению в образование элементов поликультурности. Главным в решении этой проблемы можно считать: всестороннее овладение участниками культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры; обучение правам человека и миролюбию; необходимо формировать представление о многообразии культур в мире; воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества; создание условий для интеграции участников в культуры других народов; формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Рефлексивный элемент структурной модели. Организация процесса рефлексии участниками своего отношения к представителям иных культур -формирующаяся в проблемных дискуссиях со сверстниками, в организуемых руководителем проблемных ситуациях, в межкультурных диалогах позиция личности в отношении представителей иных культур должна быть осмыслена ей. Рефлексия позволяет оформить свою собственную позицию в сфере межкультурных отношений, открывает перспективу сделать эту позицию предметом осознанного и целенаправленного преобразования, то есть заняться самовоспитанием.

Формирующий элемент структурной модели. В качестве приоритетных направлений отмечаются следующие: приобретение и усвоение знаний в системе ценностей этносоциума через родной язык и культуру; приобщение к национальным обычаям и обрядам, верованиям, национально-прикладному искусству народа; приобщение к национальной культуре других народов с целью формирования уважения к их языку, обычаям, верованиям, гуманистической культуре межнационального общения; создание условий для самореализации личности в условиях досуга посредством формирования, развития способности адаптироваться к

условиям жизни общества; расширение информации о жизни, культуре, традициях, быте народов мира; исследовательская деятельность молодежи в аспекте диалога культур.

С этой целью используются следующие культурно-досуговые формы формирования толерантности личности в условиях досуга:

встречи участников с иными культурами в специально подготовленной, досуговой среде;

- использование ситуаций непосредственных встреч участников с представителями иных культур, организуемых во время международных фестивалей и конкурсов;

- встречи с иными культурами могут быть смоделированы в специальных игровых ситуациях, где уже сами участники берут на себя роли представителей различных культур;

- празднование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев;

- проведение фестивалей, олимпиад, выставок по этнической культуре, соревнований по национальным видам спорта и играм;

- проведение фольклорных концертов, вечеров и театрализованных представлений;

- организация конкурсов на лучшее приготовление национальных

блюд;

- встречи с историками, этнографами, представителями различных этнических диаспор, участие в дискуссиях;

- выпуск информационных бюллетеней, тематических газет;

- экскурсии этнокультурного содержания;

- налаживание связей с общественными и государственными организациями, занимающимися проблемами межкультурного общения;

- проведение народных праздников и т.д.

- знакомство с народными промыслами, декоративно-прикладными видами искусства, творчеством национальных художников и музыкантов;

- исполнение народных песен и танцев;

- посещение тематических (этнографических) выставок, музеев и др.

Оценочный элемент структурной модели. В исследовании выделены и

охарактеризованы уровни толерантности молодежи: высокий уровень (рефлексивно-оценочный); средний уровень (эмоционально-ценностный); низкий уровень (репродуктивно-функциональный), а также критерии: ценностно-образовательный, досугово-развивающий, мотивационно-деятельностный.

Адаптивное направление социально-культурной модели. Связано с формированием толерантных установок личности, позволяющей ей адаптироваться в современном социокультурном пространстве, а также направлено на расширение толерантного сознания путем включения молодежи в различные виды и формы досуга.

Проективное направление социально-культурной модели. Миссия проекта — приобщение молодежи к идеологии толерантности как системе

ценностных установок общества, реализующих право каждого человека «быть иным» и уменьшающих вероятность различных конфликтов на почве человекофобии, ксенофоб™, этнофобии, национализма и расизма, угрожающих существованию человека и человечества в современном мире. Выделены следующие типы социально-культурных проектов формирования толерантности: социально-исторические проекты, социально-культурные проекты, направленные на воспроизводство национальной идентичности. Социально-педагогическими условиями формирования толерантности молодежи в условиях проектирования являются: а) личностная идентичность; б) высокий уровень коммуникативной культуры; в) соответствующий комплекс личностных качеств, позволяющих выстраивать общение на позитивной и конструктивной основе.

Функциональное направление социально-культурной модели. Формирование толерантности молодежи в условиях досуга может рассматриваться в несколько этапов:

I. Приятие ценностей толерантности через различные формы досуговой деятельности: спортивной, туристической, социально-культурной, художественно-творческой и т.д.: развитие у участника терпимости в отношении культурных особенностей других этносов; формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов; участие в межнациональных концертах, конкурсах, фестиваля, программах культурного обмена, проектах и т.д. Сюда, например, относится цикл мероприятий, в которых участвовали наши участники под руководством автора: Международный фестиваль тюрко-язычной песни Турция г. Силивке; Федеральный Сабантуй 2013 Турция, г. Иске-Шахир, Федеральный Сабантуй 2013 г. Турция г.Стамбул; Универсиада-2013, приемы для ФИСУ, выступления в парке Универсиады, Деревне Универсиады, на культурных и спортивных объектах; Федеральный Сабантуй Казань-2013 Березовая Роща для всех спортсменов Универсиады и гостей Республики; Международный Саммит - 2013, 2 октября 2013; Международный Саммит - 2012; Международный фестиваль тюрко-язычной песни «Мелодии Саянских гор», 2012 Республика Тыва, Г. Кызыл.

II. Изучение и поддержка другой культуры через досуговую активность, развитие досуговых интересов и потребностей личности, связанных со становление высокого уровня социальной активности: путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть перейти к следующему, более высокому уровню многокультурности.

III. Уважение культурных различий, выраженных в различных видах национального творчества: становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры через изучение ценностей различных культур; формирование личности по законам досугового развития: добровольность, свобода, активный интерес к различным культурным мероприятиям, имеющим толерантную направленность.

IV. Утверждение культурных различий между нациями. На этой стадии формируется уровень поликультурного образования и культурного становления в условиях досуга. Это утверждение участников в процессе различной культурно-досуговой деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости проявление терпимости.

Контрольное направление социально-культурной модели: критерии эффективности толерантности: равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе); возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам.

Моделирование позволяет выделить следующие особенности формирования толерантности молодежи в условиях досуга:

1.Развитие интеллектуального багажа личности в молодом возрасте имеет свои особенности: избирательность информации, направленность на получение нового и положительного, формирование индивидуального мировидения и личностного менталитета.

2. В условиях досуга личность стремится более активно в критическому отношению в различным явлениям действительности, в силу ее свободного характера, в отличии от образовательной системы, где знания приобретаются в обязательном порядке.

3. Современная молодежь обладает толерантным сознанием в силу следующим причин: если в условиях досуга информация о толерантности будет преподнесена им правильно, без искажений и нарушений духовного аспекта; в условиях досуга акцент делается на развитие творческих способностей личности - проведение параллелей и нахождение общего в творческом развитии людей разных национальностей выполняет объединяющую функцию для молодежи, сплачивает их, позволяет почувствовать единство. Совместная творческая деятельность людей разных национальностей - основа для их объединения в условиях досуга, путь к их согласию и взаимопониманию, путь к обогащению их эмоций и толерантного сознания.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась автором исследования в течение 3-х лет (2010-2013 гг.). В опытно-экспериментальной работе приняло 200 человек. При организации эксперимента, в исследовании применялись авторские методики диагностирования и отслеживания параметров толерантности, степени участия молодежи в различных культурно-досуговых мероприятиях, уровня и качества замеряемых качеств, а также в работе использовались с целью изучения толерантности молодежи анкета Т.Г.Стефаненко; методика для измерения толерантности - авторы В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура; экспресс-опросник «Индекс толерантности», авторы Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, O.E. Хухлаев, Л.А.Шайгерова; Методика диагностики общей коммуникативной

толерантности, автор В.В.Бойко; анкета на выявление досуговой активности участников.

Проведенный контрольный срез показал, прежде всего, определенный рост уровня сформированное™ толерантности и базовых толерантно-значимых ценностей, взглядов, убеждений, а также стремления воплотить их в досуговой деятельности, усиления интереса молодежи к проблемам толерантности, степени осмысления ими социальных проблем и усваиваемых новых знаний.

Опытно-экспериментальная работа строилась в соответствии со следующими требованиями: учет динамики и изменений уровней толерантности участников, учета критериев эксперимента, определение диагностики и параметров начального уровня толерантности участников, определения наиболее эффективных методик толерантности. Опытно-экспериментальная работа строилась по нескольким этапам: этап диагностирования, этап мотивации, этап модификации. Этап диагностирования направлен на определение исходного уровня развития толерантности участников. Этап мотивации направлен на формирование устойчивой мотивации участников на саморазвитие воспитательно-направленного толерантного потенциала, а также мотивации участников на дальнейшее развитие толерантного сознания и толерантных установок, формирующихся у них в процессе досуговой активности. Этап модификации направлен на проектирование и организацию процесса развития и саморазвития толерантного поведения личности участников эксперимента в условиях моделирования.

Фиксируя итоговые срезы по контрольным и экспериментальным группам в соответствии с диаграммой №1 рефлексивно-оценочный уровень (высокий) выявлен у 38,2% участников в 1 экспериментальной группе, и 18,9% участников в контрольной; эмоционально-ценностный (средний) у 49,3% в 1 экспериментальной группе и у 48,3% в 1 контрольной группе и репродуктивно-функциональный (низкий уровень) выявлен у 12,5% в 1 экспериментальной группе и у 32,8% в 1 контрольной группе.

На диаграмме №2 отражены следующие результаты: рефлексивно-оценочный уровень (высокий) зафиксирован у 30,8% во 2 экспериментальной группе; у 20,3% во 2 контрольной группе; эмоционально-ценностный (средний) отражен у 50% во 2 экспериментальной группе; у 41,1% во 2 контрольной группе и соответственно репродуктивно-функциональный (низкий) уровень отражен у 19,2% участников эксперимента во 2 экспериментальной группе и у 38,6% во 2 контрольной группах. Исходя из этого, можно констатировать, что высокие уровни в экспериментальных группах существенно повысились в два раза, а низкие понизились, что позволило утверждать о значимости нашего эксперимента.

ДИАГРАММА 1

Динамика уровней толерантности в 1контрольной и 1 эксперимент, группах—конец

эксперимента

ДИАГРАММА 2

Динамит уровней толерантности во 2 контрольной и 2 экспериментальной группах -конец эксперимента

го 50

рефлексивно-оценочный эмоционально-ценностный репродкутивно* формальный

—♦— Э кс пер. гр 30,8 50

Контр.гр 20,3 41,1 : же

Внимание участников было сфокусировано на развитии аксиологических, мировоззренческих, культурологических и смысловых аспектах толерантности как социокультурного феномена. Усилия нашего эксперимента были направлены на формирование у участников ориентировочной основы рефлексивного компонента социо-культурной модели, способствующей осуществлению рефлексии на самом высоком уровне толерантного сознания. Совместно с руководителем опытно-экспериментальной работы, молодежь осуществляла поиск и постановку толерантных проблем, активную культурно-досуговую деятельность по их решению и воплощению. В результате усилился темп роста количественных

и качественных показателей толерантности, наши участники стали более осмысленно относиться к проблемам толерантности, к изучаемым процессам и явлениям сквозь призму их ценностного анализа и оценки, усилился интерес молодежи к различным форумам и проектам, появилось стремление принять личное участие в различных формах досуговой деятельности.

Все реализованные этапы эксперимента позволили перейти к завершающей стадии, связанной с формированием толерантного поведения и общения молодежи в условиях досуга. По данным наших педагогических наблюдений, отраженных в таблицах и диаграммах, наибольший процент участников отмечен в досуговых программах, комплексно решающих задачи формирования толерантности молодежи, а также в мероприятиях, усиливающих субъективное, личностное начало молодежи в культурно-досуговой деятельности.

Результаты данного исследования позволяют сделать следующие выводы:

- раскрыта сущность толерантности как сложного многомерного и многоаспектного явления, как ценность и социальная норма гражданского общества, характеризующаяся свободой инакомыслия, заключающаяся в способности человека признавать существование иных взглядов, отличных от собственных и выражающая ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках;

- выявлена структура толерантности личности, как ценностной категории культурно-досугового процесса: когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты, которые направлены на выполнение социального заказа общества в формировании толерантной личности в соответствии с реальными условиями досуговой среды;

- разработано моделирование процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга как интеграция и взаимосвязь двух моделей, обеспечивающих эффективное развитие важных толерантных качеств - терпимости, уважения к другим нациям, и обеспечивающих построение толерантного пространства в условиях досуга; моделирование связано с организацией досуговой деятельности молодежи, где сегментами толерантного пространства становятся отдельные социокультурные ситуации, характеризующие формы толерантных взаимоотношений между участниками, обеспечивающих приобщение к ценностям общественной жизни и культуры, что отражается на уровне развития личности, ее направленности, степени формирования толерантной позиции;

выявлены социально-педагогические условия формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга;

- обоснована социальная роль досуга и его особенные возможности в формировании толерантности молодежи: свободный доступ к культурным объектам и ценностям; включение каждого участника в систему культурных ценностей; создание внешних и внутренних условий для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания различных видов культуры; использование

интерактивных форм досуговой деятельности, основанных на игре, импровизации, ролевом взаимодействии, максимально соответствующих психологическим особенностям молодежи, специфике их самореализационной мотивации в сфере досуга; досуг развивает способность личности к выбору позиции, к ценностно-ориентационной деятельности посредством технологий социально-культурной деятельности, которые формируют у участников чувство принадлежности к социуму, общие ценности, чувство единства с другими людьми и позволяют выбирать и расширять круг общения, соответствующих интересам личности, предоставляющую возможность самому формировать развивающую среду; в качестве особой ценности досуга рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие;

- выявлены современные тенденции развития общества, влияющие на закономерность формирования толерантности современной молодежи;

- даны рекомендации по усовершенствованию темы: научное обоснование эффективных инновационных социально-культурных технологий формирования толерантности молодежи в условиях досуга; разработку и применение различных комплексных и вариативных культурно-досуговых программ работы с молодежью по формированию толерантного сознания; применение метода моделирования в условиях индивидуально-ориентированного подхода.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1.3иннатова, A.A. Теоретико-методологическое обоснование социально-педагогических условий формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга [Текст] // Вестник КазГУКИ. -2012,- №.4.-С. 131-138

2.3иннатова, A.A. Анализ сущностных признаков формирования толерантности как ценностной категории культурно - досугового процесса [Текст] // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 1.- С.100-107

Научные статьи, опубликованные на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях:

З.Зиннатова, A.A. Социально-педагогический потенциал досуга в формировании толерантности современной молодежи [Текст] / сост. P.M. Валеев, В.Р Алиакберова, науч. ред. P.P. Юсупов, P.M. Валеев // Включение молодежи во всемирный процесс сохранения и развития культурного наследия человечества: материалы науч.-практ конференции г. Казань 31 октября - 2 ноября 2012г..- Казань.- изд-во Казан, гос. университета культуры и искусств, 2012. - С.196-202

4.3иннатова, A.A. Методологические основы организации процесса формирования толерантности молодежи в ходе реализации структурных компонентов организации их свободного времени [Текст] / Зиннатова A.A. //

Историко - культурное наследие как потенциал развития туристско-рекреационной сферы региона: сборник научно-практической конференции г. Казань 17-18 апреля 2013 г. - Казань.- изд-во Казан, гос. университета культуры и искусств, 2013. - С. 168-173

5.3иннатова, A.A. Социально-культурная модель формирования толерантности молодежи в условиях досуговой деятельности [Текст] / Зиннатова A.A. // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции г. Волгоград 13-15 июня 2013г. - Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2013. - С.43-52.

б.Зиннатова, A.A. Реализация структурной модели формирования толерантности молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности [Текст] / Зиннатова A.A. // Социокультурные практики в общекультурном развитии личности: сборник Коллективная монография КазГУКИ. - Казань: изд-во Печать-Сервис XXI век, 2013. - С. 252-265

7.3иннатова, A.A. Моделирование процесса формирования толерантности молодежи в условиях досуга: [Текст] монография / Д.В.Шамсутдинова, A.A. Зиннатова. - Казань: изд-во: Печать-СервисХХ1 век, 2013. - 102 с.

8. Зиннатова A.A. Формирование толерантной коммуникативности в процессе организации социокультурной тренинговой деятельностию / Зиннатова A.A. // Сохранение и развитие народных художественных промыслов в едином культурно-образовательном пространстве: всероссийская науч.-практ. конференция г. Казань 25 ноября . Казань: Медицина, 2013.-С. 11-16

9. Зиннатова A.A. Проективные социокультурные технологии формирования толерантности молодежи в системе ценностных установок общества / Зиннатова A.A. // Современные тенденции в образовании и науке: сборник науч. трудов по материалам Межд. науч.-практ. конференции Тамбов 31 октября.: Часть1,- Тамбов: ТРОО «Бизнес-наука-общество», 2013. -С. 56-61

Подписано в печать 12.11.2013 г. Формат бумаги 60x90 1/16. Усл.печл. 1.75 Заказ № 236. Тираж 100 экз.

Отпечатано в Инф.-изд.центре «Культура» Казан.гос.ун-та культуры и искусств 420059, Республика Татарстан, Оренбургский тракт, 3.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Зиннатова, Азалия Абузаровна, Казань

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И

ИСКУССТВ

На правах рукописи

04201 452733

ЗИННАТОВА АЗАЛИЯ АБУЗАРОВНА

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ

ДОСУГА

13.00.05 - теория, методика и организация социально -культурной деятельности

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ РТ ПРОФЕССОР P.P. ЮСУПОВ

КАЗАНЬ -2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................ 3-22

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА....................................................... 23-132

1.1.Анализ сущностных признаков формирования толерантности как ценностной категории культурно-досугового процесса................ 23-56

1.2. Социальная роль досуга и его особенные возможности влияния

на формирование толерантности современной молодежи.............. 57-90

1.3.Теоретико-методологическое обоснование социально-педагогических условий формирования толерантности современной

молодежи в условиях досуга................................................... 91-132

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.......................................................... 133-13 7

ГЛАВА II. НАУЧНЫЕ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА И

ЕГО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА......................138-220

2.1.Моделирование процесса формирования толерантности

современной молодежи в условиях досуга......................................................................138-190

2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности моделирования процесса формирования

толерантности современной молодежи в условиях досуга........................191-214

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ..............................................................................................................215-220

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................................221-229

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................................................230-244

ПРИЛОЖЕНИЯ ..............................................................................................................................245-266

ВВЕДЕНИЕ

В современных социально-культурных условиях проблема формирования толерантности становится особенно актуальной в наши дни, когда в результате активизации международного терроризма резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Силовые методы борьбы с терроризмом при всей необходимости их использования носят сугубо тактический характер. Стратегически же не обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Только на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов, в том числе и с использованием возможностей сферы социокультурной деятельности, одним из высших ценностно-целевых приоритетов которой должно стать формирование толерантности молодежи.

Принцип толерантности диктует необходимость сближения, взаимопонимания, взаимообогащения, в конечном счете, - конвергенции и интеграции мировоззренческих установок и поведенческих приоритетов людей в вопросах труда, собственности, благосостояния, независимо от их конфессиональной принадлежности или, скажем, политической ориентации.

Согласно документам ООН и ЮНЕСКО, обучение культуре мира означает построение и развитие социальных отношений, основанных на принципах свободы, справедливости, демократии, терпимости и солидарности, отказа от любых видов насилия. В качестве основных целей обучения правам человека выдвигаются следующие:

-воспитание человеческого достоинства;

-формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности и др.

Два исторических фактора - глобализация современного мира и трансформация российского общества - определили переход к толерантному типу социальных отношений. Для его осуществления необходимо формирование такого типа личности, который обладал бы развитой

общечеловеческой культурой. Однако до начала демократических реформ в России идея толерантности находилась на периферии общественного и научного сознания. «Открытие» России миру, плюрализация и дифференциация политического, экономического, идеологического, религиозного, культурного пространства выдвинули проблему толерантности в первостепенную задачу цивилизованного общества.

В самом обращении к термину «толерантность» подчеркивается многообразие социальных, конфессиональных, этнокультурных и других факторов, которые могут, как содействовать, так и препятствовать укреплению мира, эффективно противостоять проявлениям экстремизма, насилия, неуважительного отношения к правам и свободам граждан. Государствам-членам ООН предложено в ходе десятилетия уделять больше внимания деятельности по пропаганде культуры мира и ненасилия, содействовать любым поощряемым формальным и неформальным её проявлениям, на местном, региональном, национальном и международном уровнях развивать партнерские отношения и обмен информацией, участвовать в проведении специальных крупномасштабных мероприятий, отвечающих интересам человечества, грядущих поколений. По существу формирование толерантности предполагает установление такого состояния общества, при котором при решении любых спорных вопросов на всех уровнях общения будет доминировать отказ от любого военного противостояния, от насилия, от нанесения ущерба возможным оппонентам. Человечеству предлагается единственно возможный альтернативный путь перехода от логики силы и страха к логике разума и доброжелательности во всех сферах общественной деятельности.

Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Она же служит важной частью структуры творческого взаимопонимания и творчества вообще. Но это, в свою очередь, означает, что

принцип толерантности должен творчески применяться и во всех социальных отношениях.

Достаточно важно осознание каждым человеком роли образования, высокой профессиональной квалификации и стремление к активной и, главное, результативной трудовой деятельности на собственное благо. Экономические факторы разъединения, поляризации и противостояния государств и народов, таким образом, сводятся к факторам духовным, нравственным, принципиально поддающимся воспитанию. В этом, и состоит суть движения к толерантности на основе жизненно важных, житейских, повседневных ценностей.

В связи с этим актуально обращение к сфере социально^культурной деятельности, которая может способствовать массовому осознанию спасительной толерантности в человеческих отношениях. Прежде всего, потому, что именно сфера социально-культурной деятельности, имеет самое непосредственное отношение к таким важнейшим мировоззренческим категориям, как менталитет и толерантность. Более того, именно данная сфера способна активно и целенаправленно формировать соответствующие духовно-нравственные качества человека, лежащие в основе толерантности, мировоззрение и культуру личности.

В связи с этим можем утверждать, что воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирования менталитета толерантности является важнейшей стратегической задачей социокультурного образования и воспитания в XXI веке.

В 1995 году Организация Объединенных Наций приняла «Декларацию принципов терпимости» - основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единения в современном и будущем мире, но и указаны пути реализации этих принципов.

В Декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений - толерантность (терпимость). Как указано в документе, «толерантность» означает уважение, принятие и правильное понимание всего

многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это единство в многообразии, это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность, это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

В настоящее время множество акций, связанных с межгосударственным культурным сотрудничеством и межкультурным обменом, проводится в рамках развития идеи общемировой межнациональной культуры, толерантности, широко известной в последние годы под термином «культура мира». Организация Объединенных Наций объявила 2010 г. «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия». В самом понятии «культура мира», толерантности, подчеркивается многозначность множества факторов, которые могут, как содействовать, так и препятствовать укреплению мира. В этой связи существенную роль приобретают концепции, выводы, предложения и рекомендации по использованию практического потенциала социально-культурной деятельности как средства реализации доктрины культуры мира. Сама идея культуры мира станет всеобщей только после того, как ее воспримет и осмыслит значительная часть стран и индивидов, образующих мировое сообщество. Любые попытки утвердить концепцию культуры мира в глобальном масштабе останутся бесплодными, пока в качестве основы не будет достигнуто равновесие альтернативных культур внутри каждой страны, каждой семьи, каждого взятого в отдельности человека.

Сегодня в ситуации обостряющихся межэтнических и межконфессиональных конфликтов на первый план выходит проблема воспитания неконфликтной личности, одной из главных черт которой должна быть толерантность. Однако исследование социокультурных аспектов проблемы толерантности значительно отстает от исследований ее философского, этического или психологического срезов.

В работах современных исследователей наблюдается заметный уклон в сторону рассмотрения толерантности в контексте задач воспитания национального самосознания. Вместе с тем остро ощущается недостаточная исследованность структуры толерантности, ее роли в социокультурном воспитании, приемов и способов формирования толерантности молодежи в условиях досуга.

Таким образом, предъявляемые обществом требования и недостаточная теоретическая и практическая разработанность подтверждают необходимость изучения содержательных и сущностных моментов воспитательного значения толерантности, а также в необходимости выявления социально-педагогических условий, способствующих формированию качеств толерантной личности молодежи.

На протяжении последних лет ведутся поиски наиболее эффективных средств и способов использования социально-культурной деятельности как инструмента межкультурного общения и взаимопонимания. Все более очевиден тот факт, что наряду с экономикой и политикой социально-культурная сфера есть и остается важным фактором регулирования не только внутренней жизни, но и взаимоотношений между странами. Следует особо подчеркнуть практическую значимость двух понятий, принципиально важных для осуществления воспитательной работы в рамках программы культуры мира и ненасилия. Речь идет об утверждении в качестве доминирующих и об адекватном восприятии на всех языках и континентах таких терминов, как «диалог» и «взаимная толерантность».

Если рассматривать степень разработанности нашей проблемы в научной литературе, то здесь важно отметить, что понимание толерантности на сегодняшний день рассматривается как личностная и общественная характеристика, которая предполагает осознание личностью того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир разные и не должны сводиться к единообразию. Толерантность предполагает готовность и

способность человека понять и принять иную точку зрения. Определяющим признаком сформированности толерантных межличностных отношений, выступает не только терпимость, сострадание, взаимопонимание, но и максимально развитое национальное самосознание, гордость за свою культуру, что позволит выстраивать свои отношения на равных с людьми разных национальностей.

Проблема формирования толерантности молодежи в условиях досуга рассматривается в нашем исследовании с позиции моделирования. Моделирование позволяет не только рассмотреть процесс формирования толерантности системно, с позиции методологии, теории и практики социально-культурной деятельности, но и позволяет своевременно корректировать процесс формирования толерантности, выравнивая отношения между его участниками, усложняя задачи, применяя интегрированные социально-культурные технологии.

Моделирование в нашем исследовании рассматривает процесс формирования толерантности как многофакторный, многофункциональный и мультисредовый процесс, связанный с реализацией основных направлений досуговой работы с молодежью, и обусловленный спецификой их деятельности, а также качеством выстраивания педагогических аспектов формирования толерантности.

Система моделирования выстроена в соответствии с идеями реализации гуманно-личностной педагогики и психологии в становлении, формировании и развитии личности молодых людей в толерантной среде с учетом организации их деятельности и общения. Процесс моделирования строится системно и фундаментально, т. к. учитывает основные положения организации досуга молодежи и специфику формирования толерантности в рамках поставленных задач воспитания, социализации, и социально-культурного развития.

Единство социально-культурной теории и практики в реализации идей продуктивной педагогики отражает в моделировании специфику и качество

изучаемых социально-педагогических условий, принципов, субъектов и объектов, трансформирующих толерантное сознание личности в поле продуктивных культурно-досуговых отношений, влияющих на качество толерантности участников.

Сущность процесса формирования толерантности молодежи в условиях досуга рассматривается нами как интегрированный сложный процесс, определяющий формирование толерантных установок личности в процессе ее досуговой активности. Кроме этого, применяя на практике различные культурно-досуговые формы и социально-культурные приемы работы с молодежью, мы воздействуем на формирование толерантного общения и поведения, в том числе и в условиях художественно-творческой деятельности.

Важнейшими качествами формирования толерантности являются качества, обеспечивающие становление толерантного самосознания, объединяющие и интегрирующие не только отношение личности к происходящим в стране процессам, но и к людям. Такие качества выражают не только терпимость, но и корректное, уважительное и ответственное отношение к другим национальностям.

Рассмотрим степень разработанности проблемы в науке. Проблемами формирования толерантности занимались следующие ученые: А.Г.Асмолов, Б.Г.Ананьев, H.A. Валеева, И.А.Воробьева, JI.A. Громова, А.М.Гурьянов, Б.С. Гершунский, И.И.Епишева, Г.Ж. Даутова, Н.Л.Зиганшина, Т.П.Зелова, A.M. Зиннуров, О.С. Ионина, O.A. Каргополова, И.В.Ключник, МЗ.Климова, М.А.Киселева, О.С. Павлова, О.Б.Скрябина, A.C. Сиротюк, В.А. Тишков, Г.Г. Маслова, М.С.Мириманова, А.Э.Ширванян, Г.И. Шеламова, Н.Е.Шустова, Д.В.Чернилевский, Ю.С. Яценко и др. Все они подчеркивают, что толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. При этом отмечается, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с

вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. Толерантность и является той культурной направленностью, отношением личности, проживающей в мире и согласии в межкультурном пространстве.

Взаимосвязи досуга и толерантности посвящены работы следующих авторов: Л.А. Аванесова, М.А. Ариарский, И.В. Воробьева, Р.В. Васильев, А.Д. Жарков, В.Е. Новаторов, С.П. Татарова, В.В. Ту ев, Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, О.В. Рогачева, С.Г. Рубцов, Н.Ф. Максютин и д.р. Авторы отмечают, что тенденции, происходящие в обществе, заставляют специалистов, работающих в социально-культурной сфере, находиться в постоянном поиске новых идей, форм, средств и методов работы с населением, организационно-управленческих действий, проводить анализ и переоценку своей деятельности, уточнять ее цели и задачи по формированию толерантности молодежи. Ученые отмечают, что крайне важный и эффективный этап в развитии межкультурного обмена и сотрудничества в области социально-культурной деятельности заключается в выработке у каждого человека толерантности, особого типа положительной рефлексии в отношении каждой из национальных культур, устойчивого защитног�