Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Дубкова, Анжела Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дубкова, Анжела Николаевна, 1999 год

Введение.3

Глава I. Историко-педагогические основы возрождения и сохранения этнокультурных традиций народа коми.16

§ 1. Теоретико-методологические основы этнокультурного воспитания и образования.16

§ 2. Национально-культурные традиции коми и их роль в воспитании подрастающего поколения.46

§ 3. Национальная культура коми: происхождение и использование этнокультурных традиций.65

Глава II. Использование компонентов национальной культуры коми в воспитании и образовании школьников.96

§ 1. Практическая деятельность учреждений культуры и образования по приобщению детей и юношества к традиционной культуре коми.96

§ 2. Опытно-экспериментальная работа с детьми и подростками на основе программы "Традиционная культура народа коми".118

§ 3. Проблемы поликультурного образования в многонациональном обществе.144

Введение диссертации по педагогике, на тему "Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников"

Обоснование актуальности. В последние годы заметно активизировался интерес к своей истории и традиционной культуре у разных народов России. Не стала исключением в этом плане и Республика Коми. За годы минувших десятилетий, как следствие тогдашней государственной политики, были преданы забвению огромные пласты национальной культуры. А ведь национальная культура, ее традиции являются по сути тем механизмом, с помощью которого происходит сохранение, воспроизводство и передача последующим поколениям тех национально-культурных ценностей, которые в конечном итоге определяют ее самобытные черты.

У коми, как и у любого другого народа, в процесс его этногенеза складывались те формы материальной и духовной культуры, которые наиболее соответствовали природному окружению человека, его менталитету, социально-экономическим условиям жизни. Передаваемая из поколения в поколение и совершенствующаяся в процессе передачи национальная культура коми закрепляла в своих традициях все то лучшее, что было накоплено народом в процессе жизнедеятельности.

Сохранение и развитие коми традиционной культуры, обеспечение преемственности в передаче этнокультурных ценностей является сегодня приоритетным направлением государственной политики в Республике Коми. При этом становление национальной идеологии в республике подразумевает не только сохранение собственно коми национальных традиций, но и оказание максимальной поддержки в решении национальных вопросов представителей других национальностей, живущих в крае.

Осмысление процесса этнокультурного возрождения становится актуальной проблемой не только в идеологическом плане, но и важнейшей задачей различных научных дисциплин, в том числе педагогики.

Воспитание путем использования национальных традиций в качестве комплексного воздействия на сознание и поведение детей, влияние на их чувства и мироощущение является действенным средством этнопедагоги-ки, залогом сохранения и развития этнокультуры в современных условиях.

Многими педагогами, психологами, писателями, общественными деятелями не раз отмечалось, насколько национальная культура близка детям и по сути является первым шагом в освоении богатств мировой сокровищницы.

Школьное образование, как одна из ключевых подсистем всей системы образования, дает возможность подрастающему поколению не только приобретать знания, но и ориентирует их на определение жизненных, социальных ценностей, выработку мировоззренческой позиции. Школа, как обязательная социальная ступень в жизни каждого человека, призвана помочь раскрыть способности и творческий потенциал личности, используя при этом богатое этнопедагогическое наследие прошлого.

Исследования по коми этнопедагогике позволяют судить о недостаточной разработанности ее положений относительно применения к школьной практике.

Как показывает анализ, проблема приобщения детей и юношества к коми национальной культуре, несмотря на все возрастающие поиски путей ее решения, остается достаточно острой. Причин тому несколько. Во-первых, сказывается отсутствие практического опыта по использованию этнокультурных ценностей в воспитании и образовании подрастающего поколения в учебных заведениях республики. Во-вторых, не отлажен механизм введения национально-регионального компонента в учебновоспитательный процесс. В-третьих, не разработаны программы, методические пособия, отвечающие локальным особенностям отдельных регионов республики. Необходимо также отметить, что отсутствие подготовленных кадров отрицательно сказывается на решении этой проблемы. Кроме того, те разработки по внедрению в школьные программы этнокультурного компонента, которые имеются на сегодняшний день, в основном рассчитаны на мононациональный состав учащихся без учета интересов представителей других национальностей, проживающих в республике. При этом стоит отметить, что коми составляют всего 23% от общего количества населения, тогда как, например, русские - 57%. А ведь известно, что отсутствие гибких механизмов, лежащих в основе изучения вопросов национальной культуры и истории в школе может вызвать негативное восприятие или даже полное неприятие их со стороны подрастающего поколения.

Уровень национального самосознания, являющийся гарантом сохранения национальной культуры, традиций, языка, у многих проживающих в республике этносов долгое время был и еще остается предельно низким. Особенно ярко это проявилось у представителей коми национальности. Более 20% коми, по данным последней переписи населения, не знают родного языка. Многие коми родители не желают того, чтобы дети изучали его. При наборе в детсадовские группы и классы с национальной программой в городах и селах республики появлялись родители, не желающие отдавать своих детей в национальные детские сады и классы. Коми по национальности, родители требовали, чтобы их детей записывали русскими, лишь бы ребенку не навязывали дополнительное изучение коми языка.

Все это в итоге привело к тому, что дети, вырастая, остаются равнодушными не только к культурному наследию народа, чья земля стала для них малой родиной, но и к собственным этническим корням.

Но в то же время намечаются и положительные тенденции на пути преодоления нигилистического отношения к национальной культуре коми. С началом демократических изменений, происшедших в стране, наиболее остро в республике встал вопрос о гарантиях для коренной национальности, ставшей этническим меньшинством, на сохранение ее этнокультурной самобытности. В 1991 году в республике состоялись первый и второй съезды коми народа, на которых было предложено принятие закона о государственности коми и русского языков, законодательное оформление гарантий для коренной национальности как этнического меньшинства на участие в разработке и реализации государственной политики в республике. Дальнейшее развитие эти вопросы получили на 1-м съезде родственных финно-угорских народов России в Ижевске и на 1-м Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Сыктывкаре в 1992 году. В том же году эти законы были утверждены высшей законодательной властью в республике.

Целый ряд решений, направленных на развитие коми национальной культуры^был принят в постоянной комиссии по вопросам национальных отношений, а также в созданном в структуре правительства республики Государственном комитете по национальной политике. Их деятельность направлена на учет и удовлетворение специфических интересов представителей всех национальностей (а их более 100), проживающих в республике. В последние годы в республике созданы и успешно работают национально-культурные общества и организации украинцев, татар, немцев, финнов-ингерманландцев и других национальностей, открываются национальные школы для представителей некоренных национальностей.

Если говорить о возрождении коми национальной культуры и языка в условиях учреждений образования, то важно в первую очередь поднять общественный престиж национальных детских садов, школ, отделений в педагогических училищах, институтах, всемерно поощрять учебу в них детей различных национальностей. В связи с этим необходимо отметить, что принимаются дополнительные меры по разработке и усовершенствованию учебно-методического комплекса по коми языку и литературе. Разрабатывается республиканская программа и концепция развития национальных дошкольных учреждений и школ. Так, начиная с конца 80-х годов растет число детских садов, в которых дети занимаются по национальной программе. В последние пять лет количество общеобразовательных школ в Коми, занимающихся по программе национальных школ, возросло от 159 до 190. Примерно 8,6% от общего количества учащихся республики изучают коми язык и литературу с первого по десятый класс.

Принятые меры не исчерпывают всей сложности национальных отношений. Но они положили начало их регулированию на государственном I уровне, что в свою очередь является гарантией сохранения межнациональ

I ного мира и согласия в многонациональной Республике Коми, а также свиI

I* детельствует о подъеме национального самосознания не только коми, но и представителей других национальностей, проживающих в республике.

Проблемная ситуация заключается в том, что нивелирование на* циональной культуры коми за долгие годы привело к нивелированию национального мировоззрения этноса, негативному отношению к собственной нации, ее истории, традициям, укладу жизни. Это отразилось не только на понижении этнического самосознания, но и повлекло за собой забвение целых пластов народной культуры среди населения республики, особенно детей и молодежи.

С другой стороны, в настоящее время появилась и положительная тенденция - стремление каждого члена этноса к истокам своей культуры, ее возрождению. Это проявляется в принятии законов в области национальной политики на государственном уровне, создании различных программ, призванных поддерживать и сохранять национальную культуру, создании благоприятных условий для приобщения детей и юношества к этнической культуре и истории в учебных и воспитательных учреждениях, в которых дети смогут заниматься по специальным программам, постигая основы национального искусства, языка и т.д. Тем не менее, процесс этот требует приложения немалых усилий, так как из-за утраты носителей коми национальной культуры, отсутствия отлаженных механизмов ее передачи, сочетающих в себе оптимальные методы и формы, невозможно пока говорить о высоком уровне воспитания на этнокультурных ценностях в системе образования. Кроме того, учитывая многонациональный состав населения, проживающего в республике, стоит сказать о необходимости использования принципов поликультурного образования в учебно-воспитательном процессе. Что предполагает следующее: дети различных национальностей и культур должны иметь одинаковые возможности в получении образования, в том числе этнокультурного. Школа может помочь им в выборе знаний, культурных ценностей, верований, в выработке культуры отношений, в том числе межнациональных.

Несомненная значимость поиска путей разрешения данной проблемной ситуации и послужила основанием для выбора темы исследования.

Степень разработанности темы. Анализ философской, исторической, педагогической, культурологической и этнографической литературы показал, что национальная культура и ее традиции, взаимосвязь национальной культуры и образования, а также преемственность принципов эт-нопедагогики и современной педагогической науки рассматривались в трудах многих ученых, педагогов и философов. В связи с этим для данной работы представляют особую ценность и значимость труды, в которых затрагивались те или иные аспекты данной проблемы. Так, национальная культура, ее традиции, история, как основа существования этносов, рассматриваются в трудах А.И. Арнольдова, С.Н. Артановского, Э.А. Баллер, Н.А. Бердяева, Ю.В. Бромлея, Г.Д. Гачева, JI.H. Гумилева, JI.M. Дробижевой. Вопросам этнической психологии посвятил свою монографию Г.Г. Шпет.

Взаимосвязь национальной культуры и просвещения, пути духовного обновления общества на основе национального воспитания определяются в работах П.П. Блонского, JI.C. Выготского, И.А. Ильина, Н.К. Крупской, В.А. Разумного, В.В. Розанова.

Научные взгляды на использование принципов этнопедагогики в воспитании подрастающего поколения изложены в трудах З.П. Васильевой, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, К.Д. Ушинского.

Народное искусство, народное художественное творчество как составляющие этнокультуры, их значение в формировании мировосприятия, эстетических идеалов личности анализируются в работах Т.И. Баклановой, B.C. Гусева, М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой.

Проблеме духовного развития личности, основанного в числе прочего на игровых элементах культуры, посвящены исследования Ю.П. Азарова, Н.П. Аникеевой, И.С. Кона, М.А. Мухлынина, Й. Хейзинги.

Особенностям использования этнокультурного компонента в системе образования в различных регионах посвящены диссертационные исследования Г.Ж. Асылхановой, Л.А. Белоус, Л.Д. Вавиловой, С.С. Горбенко, Н.А. Горяевой, А.А. Данилова, Ж.Д. Доржиевой, М.С. Жирова, О.В. Лебедевой, М.А. Муратовой, О.Ю. Овчинниковой, О Н. Прокопец, С.К. Ткалич, З.П. Тюменцевой.

Вопросы этнографии, культуры, искусства, истории, традиционного воспитания коми изучались Я П. Безносиковым, В.Н. Белицер, Ю.В. Гагариным, Л.С. Грибовой, К.Ф. Жаковым, И.Л. Жеребцовым, Г.Н. Климовой, И.Л. Конаковым, М.И. и С.А. Кондратьевыми, В.А. Латышевой, А.К. Ми-кушевым, В.П. Налимовым, Д.А. Несанелисом, Ф.В. Плесовским, Ю.Г. Речевым, Э Л. Савельевой, А.С. Сидоровым, П.А. Сорокиным, И.Е. Фадеевой, JI.И. Чисталевым.

Особое значение в контексте данной работы имеют исследования JI.A. Алыпевской, И.А. Асиповой, Т.Н. Мальковской, касающиеся общения подростков в многонациональной среде.

Методологическую основу исследования составили:

- философские, педагогические, культурологические работы, рассматривающие этнокультурные традиции, этнопедагогику в качестве основы воспитания подрастающего поколения;

- научные идеи о влиянии национальной культуры и искусства на становление личности, формирование мировоззрения детей и юношества;

- научные концепции, согласно которым использование этнокультурных элементов в учебно-воспитательном процессе является не только эффективным средством приобщения школьников к национально-культурным ценностям, но и воспитывает в них уважительное отношение к культуре своего народа, а также к культуре других народов;

- этнографические исследования в области этнической культуры и истории, традиционного воспитания коми;

- работы, исследующие психологию детского и подросткового возраста, духовно-нравственные проблемы воспитания, в том числе этнокультурного.

Объектом исследования является процесс освоения традиционной культуры коми школьниками.

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие более глубокому теоретическому и практическому освоению учащимися элементов национальной культуры и традиций коми.

Цель исследования - разработка и апробирование инновационной программы по традиционной культуре коми и методики внедрения этнокультурного компонента в учебно-воспитательный процесс.

Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:

1. Рассмотреть традиционную культуру коми в историческом и теоретико-методологическом аспектах и определить педагогическую значимость отдельных ее составляющих и всей культуры в целом.

2. Проанализировать деятельность учреждений образования и культуры в сфере этнокультурного образования и воспитания школьников.

3. Выявить реальные знания, представления и интересы учащихся о национально-культурных традициях коми.

4. Разработать и апробировать программу по традиционной культуре коми, включающую комплекс методических и практических рекомендаций по организации и ведению учебно-воспитательного процесса.

5. Определить эффективность результатов внедрения инновационной программы.

6. Определить возможности изучения различных национальных типов культуры в структуре этнокультурного образования школьников.

В ходе исследования была сформулирована следующая гипотеза. В современных условиях общеобразовательные учреждения имеют высокий нереализованный потенциал по приобщению учащихся к национально-культурным ценностям. Для реализации этого потенциала необходимо целенаправленное педагогическое руководство учебно-воспитательным процессом, ставящее своей задачей обогащение педагогической практики этнокультурным содержанием.

Методы исследования обусловлены спецификой поставленных в нем задач и включают в себя следующий комплекс методов: научный анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой и этнографической литературы по проблеме; изучение практического опыта работы учреждений образования и культуры при помощи анализа документальных источников; непосредственное и опосредованное наблюдение; анкетирование; педагогический эксперимент.

Организация исследования и экспериментальная работа осуществлялись поэтапно в 1994-1997 гг. На первом этапе (1994-1995 гг.) проходил сбор теоретического и эмпирического материала по проблеме; подобрана и подготовлена база исследования; проведен констатирующий эксперимент. В ходе констатирующего эксперимента было опрошено 180 школьников, учащихся общеобразовательных школ г. Воркуты (средней школы № 40, Центра образования № 2, средней школы № 1), а также 104 педагога школ, ведущих предметы гуманитарного цикла.

Респондентам-учащимся была предложена анкета, вопросы которой были направлены на выявление их знаний о национальной культуре коми, а также позволили выявить их заинтересованность в возможности изучения традиционной культуры в школе.

Респондентам-педагогам предлагалось ответить на ряд анкетных вопросов, касающихся коми национальной культуры и ее изучения в рамках школьной программы.

Второй этап работы (1995-1996 гг.) заключался в разработке программы и методики для проведения опытно-формирующей работы. На этом этапе нами были уточнены сведения, полученные в ходе констатирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент проводился на базе Центра образования № 2 г. Воркуты среди 87 учащихся 10-11-х классов. Выбор данной категории школьников был обусловлен тем, что в старших классах изучение вопросов национальной культуры сведено к минимуму.

В ходе эксперимента учащимся был предложен опросный лист с целью выяснения их отношения к вопросам межнационального общения.

Третий этап (1996-1997 гг.) был посвящен завершению экспериментальной работы и подведению результатов исследования. На заключительном этапе были обработаны и проанализированы данные, полученные в ходе эксперимента.

Эксперимент показал правомерность проводимой работы по данной проблеме, продемонстрировал эффективность целенаправленного педагогического руководства учебно-воспитательным процессом, заключенного в разработанных диссертанткой педагогической системе, программе по традиционной культуре и методике их внедрения в школьное образование.

Базами исследования стали Управление образования, отдел культуры, городская библиотека им. А.С. Пушкина, детская библиотека им. О. Кошевого, краеведческий музей, Дворец творчества юных, Дворец культуры шахтеров и строителей, детские музыкальные школы, художественная школа, общеобразовательные учреждения г. Воркуты.

Научная новизна и теоретическая значимость:

I. Раскрыт воспитательный потенциал коми традиционной культуры, выявлены возможности ее использования в практике общеобразовательных учреждений.

II. Разработана и апробирована программа "Традиционная культура народа коми".

III. Представлена методика организации учебно-воспитательного процесса по изучению культуры народа коми в школе.

IV. Определена эффективность различных методов и форм этнокультурной работы: межпредметного подхода к изучению традиционной культуры, сочетания традиционных и нетрадиционных форм проведения занятий, взаимосвязи учебной и внеклассной работы.

V. Выявлена необходимость организации обучения в школе на основе поликультурного образования, защищающего интересы учащихся любых национальностей, независимо от места их проживания и учебы.

Практическое значение исследования состоит в том, что разработанная программа курса "Традиционная культура народа коми" была успешно апробирована на экспериментальной площадке.

Материалы программы используются педагогами ряда общеобразовательных учреждений г. Воркуты - Центром образования № 2, средней общеобразовательной школой № 40, специальной (коррекционной) школой-интернатом № 1, основной общеобразовательной школой № 2 - ведущими занятия по предметам регионоведческого цикла.

Программа составлена таким образом, что ее разделы могут варьироваться в зависимости от уровня подготовленности и пожеланий педагогов и учащихся либо включаться отдельными темами в программы общеобразовательных предметов.

Предлагаемые автором методика и программа могут стать основой для изучения традиционной культуры в любом учреждении образования Республики Коми, а также могут быть взяты за основу при составлении аналогичных программ в других регионах РФ.

Программа "Традиционная культура народа коми" представлена на городской (при УПРО г. Воркуты) и республиканский конкурсы авторских программ по регионоведению и дополнительному образованию (1998 г.).

Положения, выносимые на защиту:

I. Обогащение педагогической практики этнокультурным содержанием является предпосылкой для преобразования учебно-воспитательного процесса в школе, которая должна стать одним из главных социальных институтов, передающим знания о национальной культуре из поколения в поколение.

II. Целенаправленное педагогическое руководство учебно-воспитательной работой по приобщению учащихся к национальной культуре является необходимым условием формирования и систематизации знаний, представлений и интересов школьников в области национальнокультурных традиций, повышению их эмоционально-положительного отношения к этнокультуре в целом.

III. Введение основ поликультурного образования в школьную практику является важным условием приобщения школьников к этнокультуре, так как поликультурное образование дает учащимся возможность выбора в приобретении знаний, в том числе этнокультурных, и способствует развитию интереса к культуре других народов.

Основные положения исследования изложены на:

1. Международной научно-практической конференции "Новые пути наук о культуре" (Москва, 1995 г.).

2. Республиканской научной конференции молодых ученых "Человек и духовные ценности" (Москва, 1996 г.).

3. Международной научно-практической конференции "Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения" (Москва, 1997 г.).

4. Научно-практической конференции молодых ученых "Социум и культура: голоса молодых" (Москва, 1997 г.).

5. Семинаре по повышению профессионального мастерства учителей и руководителей школ при институте усовершенствования учителей и руководящих работников (Сыктывкар, 1998 г.).

6. Семинаре руководителей методических объединений и творческих групп учителей школ г. Воркуты (1997 г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическая реализация принципов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе, опирающаяся на теоретические концепции, позволяет полнее и глубже осмыслить цели, содержание и формы педагогической работы.

Проведенный анализ содержания национальной культуры коми показал, что широкое использование ее элементов в учебно-воспитательном процессе имеет благоприятные предпосылки для воспитания положительного отношения школьников к традиционной культуре в целом. Это обусловлено тем, что в любой этнокультуре присутствует тенденция гуманного мировосприятия, последовательного утверждения национальной самобытности народа.

Анализ деятельности различных учреждений культуры и образования показал отсутствие системы целенаправленного методического руководства в работе большинства из них, не способствующее возникновению и под держанию интереса со стороны учащихся.

Так как школа, на наш взгляд, должна стать главным механизмом в передаче подрастающему поколению этнокультурных ценностей, то основное внимание в исследовании уделялось работе данного учебного заведения. Проанализировав различные аспекты учебно-воспитательного процесса в школе, мы установили, что в учебные планы включены в основном предметы, при изучении которых рассматриваются вопросы истории, литературы, географии Коми края. При этом многие составляющие традиционной культуры коми (устное народное творчество, музыкальный фольклор, обряды и др.) либо составляют вопросы второстепенной важности, а поэтому не входят в число обязательно изучаемых предметов, либо вообще не представлены в учебных программах. Кроме того, предметы с национально-региональным содержанием не охватывают все возрастные категории школьников. Так, в учебных программах учащихся старших классов национальная культура представлена наименее всего. Нерегулярность обращения к национальной культуре, однообразность используемых форм, упрощенный анализ ее образно-содержательной и художественной сторон продемонстрировали поверхностные, неглубокие представления о национальной культуре коми среди старшеклассников. А ведь, как известно, в раннем юношеском возрасте, которому соответствуют ученики старших классов, в наибольшей степени происходит интенсивное становление сознательного отношения к себе, к окружающему миру, формируется чувство национального, социального превосходства или самоуничижения. В этот период возникает ряд предпосылок для более полного освоения содержания национальной культуры: возрастает уровень абстрактного и логического мышления, усложняется эмоциональная сфера, учащийся переходит к преобладающему типу познавательной деятельности более высокого уровня. Поэтому национальная культура рассматривается уже как бы с другого угла зрения: учащийся пытается найти в ней ответы на многие интересующие его вопросы, в том числе через ее творческое освоение. Отсутствие тесных связей между этнокультурной информацией и жизненными установками. потребностями юношества делает эти отношения для последних непривлекательными.

В данном диссертационном исследовании нами была предпринята попытка, используя передовой педагогический опыт и собственные наблюдения, определить условия введения компонентов национальной культуры в круг интересов старшеклассников, особенности включения ее материалов в учебную и внеклассную работу; уточнения необходимого для этого инструментария с целью повышения результативности процесса.

Любая деятельность способна усовершенствовать воспитательно-образовательный процесс при том условии, если она будет представлять собой не отдельные бессвязные усилия, а целостную динамическую систему, реализуемую практически через комплекс методов и форм. Предлагаемая нами система строилась на основе деятельностного подхода и рассматривалась через взаимосвязанные компоненты: целевую установку, содержание учебно-воспитательной работы, организационные формы, взаимодействие с другими составляющими учебного процесса.

В диссертации рассматривается использование отдельных форм учебной и внеклассной работы, из которых наиболее целесообразными следует отметить групповые формы: старшеклассники наиболее полно реализуют себя, свои потребности в общении, в совместной деятельности. При этом в качестве творческой работы использовался самостоятельный поиск собственных открытий, личного мироощущения через призму национального.

Условиями, способствующими совершенствованию этновоспитания старшеклассников, стали теоретическая и методическая компетентность организатора работы, наличие материально-технической платформы, наличие эстетических условий.

В период подготовки опытно-экспериментальной работы возникла необходимость пересмотра учебного плана с целью корректировки содержания гуманитарных дисциплин, уточнения условий взаимодействия школы и учреждении культуры, школы и учреждении дополнительного образования. Таким образом, проблема этновоспитания старшеклассников проявила собой сложный и многогранный характер.

Одним из требований к содержанию курса "Традиционная культура народа коми" стало повышение теоретического и творческого уровня изучения материала, что должно было способствовать выработке у учащихся стремления к самообразованию в области изучения национально-культурных традиций.

В работе над программой нами учитывался механизм восприятия и усвоения старшеклассниками необходимой информации по следующей схеме: восприятие------понимание------знание------отбор------использование в практической деятельности.

Формирование знаний о национальной культуре - самый ответственный этап в работе, так как речь идет, с одной стороны, об усвоении азов языка национальной культуры и ее традиций. С другой стороны, идет выделение самого главного и необходимого на основе полученных знаний.

Содержание национальной культуры чаще всего находится за пределами сегодняшнего быта и обыденного сознания, поэтому при оценке даваемого материала важно помочь учащимся увидеть и понять непреходящее значение этнокультурных ценностей. Понимание всегда связано с установкой на последующее воспроизведение. Это возможно в том случае, если учащийся сможет оценить значимость предлагаемой ему информации, в результате чего и формируется система знаний и представлений учащегося об этнокультуре народа.

Глубокое, яркое художественно-эстетическое переживание закрепляет представления, понятия, чувства, возникшие в результате эмоционально-образной деятельности учащихся и является первоосновой усвоения материала.

Отобранный материал показывает результативность творческой деятельности учащегося применительно лично к себе. Поддержание постоянной личной творческой активности в отборе актуальной информации составляет основную задачу этнокультурной работы.

Заключительный этап работы - использование отобранного материала в собственной практике реализуется через специальные педагогические ситуации, дающие возможность старшеклассникам тренироваться в практическом воплощении воспринимаемого теоретического материала. Это может быть участие в творческих внеклассных мероприятиях (школьные олимпиады, тематические вечера, фольклорные праздники), изучение истории края и его культуры в кружковой работе, организация классных, школьных выставок, составление тематической библиотеки.

Сообразуясь с интересами, предпочтениями школьников, а также учитывая многонациональный состав учащихся, при создании программы "Традиционная культура народа коми" была предпринята попытка рассматривать коми культуру, ее основные формы не только с позиций ее исключительной самобытности, но и путем проведения параллелей между культурой коми и культурой других народов. Тем самым предполагалось решить следующие задачи:

- показать, что ни одна культура, в том числе культура коми не развивалась сама по себе. Те или иные ее формы развивались под влиянием культуры соседних народов, что не умаляет достоинств самой культуры коми, возвеличивая при этом ценность и значимость любой другой из этнических культур;

- через проведение подобной параллели возможно вызвать интерес не только к изучаемой культуре, но и культурам тех народов, под воздействием которых она формировалась. В этом также заключается возможность получения дополнительной информации, расширяется круг познаний учащихся. Ребята разных национальностей имеют возможность знакомиться с культурой своего народа. В частности, коми культура тесно переплетена с культурой русского народа, что нашло свое отражение в тематических разделах курса. Учащиеся русской национальности, преобладающей среди экспериментируемых, смогли узнать нечто новое о культуре русского народа, с другой стороны, это помогло повысить их интерес к коми культуре.

На наш взгляд, подобное построение материала несет в себе решение не только этих задач, но и позволяет по-новому рассматривать некоторые вопросы межличностного общения. Ребята разных национальностей находят общие точки соприкосновения через культуру своих народов, в их отношениях остается меньше места для выяснения разногласий, носящих этнический характер. Дети воспитываются в духе уважения к своему и другим народам, что создает предпосылки для качественно новых межнациональных отношений в поликультурном обществе.

В подготовке факультативного курса широко использовался межпредметный подход. Интегрированные и бинарные уроки, проводившиеся совместно с такими предметами, как литература, история, экология, мировая художественная культура, расширяли рамки использования этнокультурной информации в просветительской работе среди учащихся. Для того, чтобы расширить исследовательскую работу учащихся, используя их творческий потенциал, им предлагалось подготовить домашние задания, либо проводить самостоятельную работу на занятиях факультатива по заданию педагога. Самостоятельная работа учащихся как на занятиях в школе, так и в качестве домашнего задания носила рекомендательный характер, т.е. выполнялась по желанию учащихся. Решение того или иного задания со стороны учащихся предполагало возможность "свободного выбора", т.е. не ограничивалось тематическими рамками, не ставило своей целью получение определенных количественных или качественных показателей.

В рамках курса немаловажное значение отводилось практической работе, так как практическая деятельность является по сути конечным результатом получаемых знаний. Практическая деятельность учащихся заключалась не только в использовании производственных навыков, но и предполагала выполнение творческих заданий, не связанных с предметно-вещественным воплощением, подготовка выступлении и докладов; посещение музея школы-интерната № 1 с целью получения опыта в организации собственного школьного краеведческого уголка; подборка литературы и экспонатов для тематической выставки "Коми - край мой северный"; подготовка и проведение школьной олимпиады.

Занятия по программе "Традиционная культура народа коми" не предполагали стимулирование творческой активности старшеклассников путем выставления оценок или использования других методов поощрения, тем не менее участие в подготовке занятий со стороны учащихся носило активный, деятельностный характер.

Наблюдения показали, что наибольший интерес у учащихся вызвали темы по празднично-обрядовой, игровой культуре коми, декоративно-прикладному творчеству, а также занятия по разделу "Родники Пармы".

Наиболее удавшимися, на наш взгляд, стали мероприятия, в которых органично соединились традиционные формы учебно-воспитательной работы и специфические формы с использованием материалов по традиционной культуре: проведение урока-посиделок, игровых тренингов с коми национальными играми, школьной олимпиады по литературе и традиционной культуре коми.

Успех данных мероприятий предопределили подбор посильных задач, продуманность хода решения каждой из них и активность самих старшеклассников. В планы и задачи при построении опытно-экспериментальной работы не входило обучение учащихся техническим приемам какого-нибудь ремесла, но тем не менее в трудовой мастерской ребята небезуспешно пытались освоить принципы художественной обработки дерева, присущие именно коми прикладному творчеству. Это также является подтверждением правомерности выбранных нами условий для приобщения школьников к традиционной культуре.

Таким образом, разнообразие комплекса мероприятий, проводившихся по ходу эксперимента, показало эффективность проводимой работы. Помимо проведения формирующей работы нами были изучены возможности поликультурного образования в республике, которое, на наш взгляд, является перспективным направлением школьного образования. Поликультурное образование предполагает получение детьми разных национальностей одинаковых возможностей в получении образования, в том числе и этнокультурного. С позиций поликультурного образования стоит рассматривать и изучение коми культуры в рамках общеобразовательных учреждений Республики Коми. Кроме того, появилась необходимость в создании и апробации программ, подобных той, что была предложена для проведения экспериментальной работы. Эта необходимость также подтверждается данными исследования.

Поликультурное образование должно решить многие социальные проблемы: адаптирование детей некоренной национальности в национальных школах или детей разных национальностей в многонациональных школах; улучшение межнациональных отношений, в том числе на межличностном уровне, и другое. Так, в результате формирующей работы выяснилось, что учащиеся стали гораздо бережнее относиться к представителям других национальностей, терпимее в своих оценках, что не менее важно, чем приобретение знаний и умений.

Таким образом, в заключении работы можно сделать следующие выводы:

1. В традиционной культуре коми заложен богатый воспитательный потенциал, который можно и нужно использовать в учебно-воспитательном процессе в школе.

2. Изучение традиционной культуры в школе является одним из наиболее эффективных способов передачи этнокультурной информации подрастающему поколению, поэтому школа может занять одно из главных мест в ряду других социальных институтов, занимающихся этой проблемой.

3. Благодаря целенаправленному педагогическому руководству обогащение педагогической практики этнокультурным содержанием является залогом преобразования учебно-воспитательного процесса в школе.

4. Использование материалов программы по национальной культуре в этнокультурном воспитании наиболее эффективно в сочетании с межпредметным подходом к изучению этнокультурных ценностей, сочетанием традиционных и нетрадиционных форм проведения занятий, взаимосвязи учебной и внеклассной работы.

5. Введение в школьную практику, особенно в многонациональных регионах, основ поликультурного образования является важным условием приобщения школьников к национальной культуре, так как поликулыур-ное образование дает учащимся возможность выбора в приобретении знаний, в том числе этнокультурных, и способствует развитию интереса к культуре других народов.

Таким образом, очевидна необходимость создания методических программ, аналогичных апробированной в исследовании программы "Традиционная культура народа коми". Создание подобной программы, на наш взгляд, уже является позитивным направлением в решении задач поликультурного образования в Республике Коми.

В ходе экспериментальной работы для выявления степени усвоения учащимися коми этнокультурных ценностей нами были использованы специально отобранные критерии - интеллектуальный, эмоционально-ценностный и деятельностно-практический, на основе которых были определены уровень знаний учащихся, эмоциональное к традиционной культуре отношение и практическое использование полученных знаний в собственной творческой деятельности. Если до начала формирующей работы у учащихся преобладал низкий и средний уровень по показателям интеллектуального и деятельностно-практического критериев и достаточно высокий - по показателям эмоционально-ценностного критерия, то по ее окончании большинство учащихся экспериментальной группы достигло достаточно высокого уровня по всем критериям.

Перед началом опытно-экспериментальной работы и на стадии ее завершения проводились контрольные срезы представлений старшеклассников об отдельных компонентах традиционной культуры народа коми, для чего использовались данные анкет одного содержания до и после экспериментальной работы. Результаты, полученные по окончании эксперимента, свидетельствуют о правомерности проводившейся работы. Так как наше исследование не претендовало на безупречное разрешение всех вопросов, поставленных в самом начале, то можно предположить, что совершенствование данного направления работы по мере необходимости может проводиться и в дальнейшем.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дубкова, Анжела Николаевна, Москва

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. -448 с.

2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. -608 с.

3. Апыпевская Л.А. Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы: Дис. . канд .пед. наук. М., 1993. - 185 с.

4. Алексеева С.А. Место этнических традиций в цивилизованном процессе. -М.: МГУК, 1996. 185 с.

5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987,- 144 с.

6. Аникин В. Русская народная сказка. М., 1984. - С. 9, 174.

7. Арнольдов А.И. Национальная культура: современное видение: Лекции. М.: МГИК, 1992. - 29 с.

8. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1993.-352 с.

9. Арнольдов А.И. Культура: современный портрет. М.: МГУК, 1997. -30 с.

10. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние исторического единства культур: Автореф. дис. . канд. фил. наук. -Л., 1967.-31 с.

11. Асипова И.А. Общение школьника в многонациональной среде // Сов. педагогика. 1991. - № 12. - С. 21-24.

12. Асылханова Г.Ж. Развитие национальной культуры в школьном образовании: Дис. . канд. соц. наук. М., 1993. - 163 с.

13. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Уч.пособие. -М.: МГИК, 1992.- 160 с.

14. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969.-292 с.

15. Безносиков Я.Н. Развитие народного образования в Коми АССР. -Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1973. 176 с.

16. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми // Тр. Института этнографии АН СССР. Т. 45. М., 1953.

17. Белицер В.Н., Жеребцов JI.H. Крестьянское жилище в Коми АССР. Сыктывкар. Коми кн. изд-во, 1971.

18. Белоус JI.A. Художественное освоение культурно-природной среды учащимися 5-9 кл. в условиях национальной сельской школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1995. 16 с.

19. Бердяев Н А. Философия творчества, культуры и искусства в 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1994.

20. Блонский П.П. О национальном воспитании // Вестник воспитания. -1915.-№4.-40 с.

21. Братцев А.П. Охрана природы. Коми АССР. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1983. - 96 с.

22. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 404 с.

23. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981.-390 с.

24. Бромлей Ю.В. Этнографическое изучение этнической функции культуры / Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. М.: Наука, 1990. - С. 5-10.

25. Бурачас А. Национальные вопросы и просвещение: Сборник материалов. Вильнюс: Знание, 1989. - 119 с.

26. Вавилова Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах Республики Коми: Дис. . канд.пед. наук. СПб., 1993. - 252 с.

27. Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Изд. Ак. пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.

28. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. - 30 с.

29. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

30. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Сов. педагогика. 1987. № 7.

31. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1974. -376 с.

32. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа. Очерки. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1965.

33. Волков Д.С., Волкова Н.Б. Методы изучения психики ребенка. -М„ 1994.-78 с.

34. Вопросы этнографии народа коми / Под ред. JI.H. Жеребцова, Н.П. Рочева и др. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. - 182 с.

35. Выготский JI.C. Педология подростка. Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. - 242 с.

36. Выготский J1.C. Педагогическая психология. Краткий курс. М.: Работник просвещения, 1926. - 348 с.

37. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте: Психологический очерк. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1991. - 90 с.

38. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М.: Наука, 1978.

39. Гагарин Ю.В., Жеребцов Л.Н. Быт и культура села. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1968.

40. Гальперин В. Питомцы северных муз. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1980.-270 с.

41. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Космо Психологос. - М.: Прогресс-Культура, 1995. - 480 с.

42. Генезис и эволюция традиционной культуры коми. Сыктывкар, 1989.- 116 с.

43. Горбенко С.С. Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества. Дис. . канд. пед. наук. Киев, 1984. - 191 с.

44. Горяева Н.А. Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству: Дис. . канд. пед. наук. -М, 1991.

45. Грибова JI.C. Декоративно-прикладное искусство народов коми. -М.: Наука, 1980. -235 с.

46. Грибова JI.C. Народное искусство коми. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1973.

47. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. -М., 1993. 498 с.

48. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. Д.: Наука, 1990.-278 с.

49. Гусев B.C. Русская народная художественная культура. Сиб., 1993.- 110 с.

50. Данилов А.А. Совершенствование нравственного воспитания старшеклассников средствами народного искусства: Дис. . канд. пед. наук. -М, 1986.-230 с.

51. Детям о культуре коми / Сост. Т.В. Клейман. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1994. - 246 с.

52. Доржиева Ж.Д. Народные традиции трудового воспитания у бурят: Дис. . канд. пед. наук. Новосибирск, 1980. - 173 с.

53. Дробижева JI.M. Духовная культура и этническое самосознание наций.-М„ 1990.-241 с.

54. Дробижева JT.M. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов. М. Наука, 1990. - С. 231.

55. Дробижева Л.М., Калуба М.С. Традиции в современном обществе:• исследование этнокультурных процессов. М.: Наука, 1990. - 246 с.

56. Духовная культура: История и тенденции развития. Сыктывкар, 1992.

57. Дыхание Пармы / Сост. В.А. Латышева. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1991.-288 с.

58. Жаков Х.Ф. Языческое миросозерцание зырян // Научное обозрение. 1901.-№3.

59. Жданов Л.А. От двух корней: О значении двуязычия в национальной республике. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1989. - 64 с.

60. Жеребцов И.Л. Основные этапы этнодемографического развития• народа коми. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1995. - 20 с.

61. Жеребцов Л.Н. Проблемы этногенеза народа коми. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985.• 62. Жеребцов Л.Н. Традиции и новации в народной культуре коми. -Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1983.

62. Жеребцов Л.Н., Конаков Н.Д., Королев К.С. Из жизни древних коми. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. - 136 с.

63. Жиров М.С. Региональные особенности традиционной художественной культуры белгородчины в системе учебно-воспитательного процесса колледжа культуры и искусств: Дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 236с.

64. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Кн. 2. М., 1996. - 187 с.t

65. Зазвягинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.

66. Засодимский П.В. Лесное царство // Слово. 1978. - Сент. - 431 с.

67. Ильин И.А. Путь к очевидности. М. Республика, 1993. - 431 с.

68. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего: Об основах духовщного характера. Новосибирск, 1991. - 32 с.

69. Искусство Коми республики / Под ред. А.Г. Аксеновой, Е.П. Березиной и др. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1982.

70. История родного края / Под ред. А.Н. Турубанова, В.И. Чупрова. -Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1994. 208 с.• 74. История Коми края в документах и материалах: Советский период / Под ред. А.Н. Турубанова. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1995. - 448 с.

71. История коми литературы. Соч. в 3 т. Т. 1. Сыктывкар: Коми кн.• изд-во, 1979.-245 с.

72. Климова Г.Н. Узорное вязание коми. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1978.-55 с.

73. Коми зыряне / Под ред. И.Д. Конакова. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993.- 176 с.

74. Коми край мой северный / Под ред. М.В. Кузьминой. - Сыктыв-9 кар. Коми кн. изд-во, 1991. - 223 с.

75. Коми и русские народные песни / Сост. В.Я. Бурьян. Сыктывкар. Коми кн. изд-во, 1991. - 158 с.

76. Коми народные песни. Вып. 3. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1971.-253 с.

77. Коми эпическая поэзия. Л.: Сов. писатель, 1991. - 368 с.

78. Коми народные приметы / Сост. В.М. Кудряшева. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993. - 192 с.

79. Коми народные загадки. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1975. -110с.

80. Коми народные сказки. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1975. - 142с.

81. Кон И.С. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Ленинград: Наука, 1988. - 252 с.1 86. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.

82. Конаков Н.Д. Календарная символика уральского язычества. -Сыктывкар, 1990. 44 с.

83. Конаков Н.Д. От Святок до Сочельника. Сыктывкар: Коми кн.• изд-во, 1993.- 128 с.

84. Конаков Н.Д. Коми охотники и рыболовы. М.: Наука, 1983,- 247с.• 90. Кондратьева М.Н., Кондратьев С.А. Коми народная песня. М.: Сов. композитор, 1959. - 144 с.

85. Краткий фольклорный словарь / Под ред. А.С. Кацева. Фрунзе: Илим, 1985.

86. Крупская Н.К. Интернациональное воспитание детей в национальной школе. Соч. в 6 т. Т. 6. -М., 19 -С. 72-76.• 93. Куратовские чтения. Т. 4. Сыктывкар. Коми кн. изд-во, 1986. -150 с.

87. Лашук Л.П. Формирование народности коми. М., 1972.

88. Лебедева О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших школьников: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1992. 154 с.

89. Леви-Стросс К. Структура мифа // Вопросы философии. 1970.

90. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.

91. Лиепинь П.Я. Воспитание социалистического интернационализма у подростков в процессе учебной и внеклассной работы: Дис. . канд. пед. наук.-М., 1983.- 190 с.

92. Лыткин В.И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми• языка.-М., 1970.

93. Малыгина ИВ. Проблемы взаимодействия культуры и национального самосознания: Дис. . канд. фил. наук. -М., 1993.- 131с.

94. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. -М.: Педагогика, 1988. 139 с.• 102. Маслов Н.Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. -М., 1913.-С. 14.

95. Материальная и духовная культура населения Европейского Се• веро-Востока. Сыктывкар, 1987. - 148 с.

96. Мацук М.А. Коми край от Бориса Годунова до Петра I. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993. - 184 с.

97. Медведева М. Не реликт, а средство воспитания // Народное образование. 1995. -№ 5. - С. 115-118.

98. Методология и методы педагогического исследования / Под ред.• Я. Скалковой и др. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

99. Микушев А.К. Коми народный эпос. М.: Наука, 1987. - 686 с.

100. Микушев А.К. Коми литература и народная поэзия. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1961. - 128 с.

101. Микушев А.К. Песенное творчество народа коми. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1956. - С. 3-29.

102. Мир детства и традиционная культура / Сост. В.М. Григорьев, М.А. Мухлынин. М., 1990. - 170 с.

103. Миропольский С.И. О музыкальном образовании народа в России. М.: Музыка, 1979. - С. 199.

104. Муратова М.А. Народные традиции и их функции в процессе нравственного формирования личности старшеклассника: Дис. . канд. пед. наук. М., 1976. - 190 с.

105. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. М., 1987.39 с.

106. Налимов В.П. Некоторые черты из язычного мировоззрения зырян // Этнографическое обозрение. 1903. - № 2.

107. Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся. М., 1991. - 247 с.

108. Народная художественная культура. Программа / Сост. Т.И. Бакланова. -М.: МГУК, 1994. 23 с.

109. Научные экспедиции и исследования Коми края. Сыктывкар,1994.- 140 с.

110. Национальные традиции и процесс интернационализации в сфере художественной культуры. Киев: Наукова Думка, 1987.

111. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобр. искусство, 1983. -343 с.

112. Некрасова М.А., Макарова К.А. Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной научно-творческой конференции. М., 1991. - 375 с.

113. Нечаев В.Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992. - 200 с.

114. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение // Начальная школа.1995.-№12.-С. 36-48.

115. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение // Начальная школа.1994.-№7.-С. 62-69.

116. Овчинникова О.Ю. Социокультурная деятельность учреждений культуры по сохранению и возрождению национальных традиций народов

117. Удмуртии. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998. - 24 с.

118. Основы дидактики / Под ред. Б.П. Есипова. М.: Просвещение, 1967.-С. 67.

119. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова и др. М.: Сов. энциклопедия, 1966. - С. 35, 36, 77, 281.

120. Плесовский Ф.В. Коми пословицы и поговорки. 2-е изд. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1983. - 206 с.

121. Поздеев И.Я. Народная педагогика удмуртов // Просвещение в Вотобласти, 1929. № 4-5.

122. Попова С.М. Страницы истории коми театра. Сыктывкар: Коми• кн. изд-во, 1965. 96 с.

123. Праздник в тундре. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1977.

124. Проблемы этногенеза народа коми. Вып. 36 / Под ред. JI.H. Же• ребцова. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. - 164 с.

125. Прокопец О.Н. Культурные ценности региона средство формирования гражданской позиции личности (на материалах Тульской области России): Дис. . канд. пед. наук. - М., 1996. - 201 с.

126. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд. М.: Полит, литература, 1990. - 494 с.• 134. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991.- 160 с.

127. Разумный В.А. Творчество народа и современность. М., 1990. -125 с.

128. Родники Пармы. Научно-популярный сборник: в 3-х вып. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1989; 1990; 1993. - Вып. I. - 176 е.; Вып. И. - 192е.; Вып. III. 208 с.

129. Розанов В.В. Религия, философия и культура. М.: Республика,1992.-397 с.т 138. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. 624 с.

130. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. М.,1993.-С. 455-456.

131. Рочев Ю.Г. Детский фольклор коми: Автореф. дис. . канд. пед. " наук. Казань, 1974. - 22 с.

132. Рочев Ю.Г. Коми легенды и предания. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984. - 173 с.

133. Рогачев М.Б. Этническая характеристика территории Коми АССР, 60-70 гг. XX века. Вып. 33. Сыктывкар, 1981.• 143. Савельев С. Этносоциальность культуры // Клуб. 1990. - № 4. -С. 25-26.

134. Савельева Э.А. Пермь вычегодская. -М.: Наука, 1971. 183 с.• 145. Сельская школа: Сб. ст. С.А. Рачинского. М., 1892.

135. Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми. -М., 1928.

136. Сидоров А.С. Следы тотемистических представлений в мировоззрении зырян // Коми му. 1924. - № 1.

137. Сказание о Стефане Пермском / Сост. М. Сизов, А. Саков, И.• Иванов. Киров: Вятка, 1992. - 85 с.

138. Соколова А.В. Развитие культуры и искусства в Коми АССР. -Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985.

139. Соловейчик С.Л. Народная педагогика // Семья и школа. 1970.4.f 151. Соловьев В.В. Традиции трудового воспитания детей у коми крестьян в XIX нач. XX века. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1983,

140. Сорокин П.А. Пережитки анимизма у зырян // ИАОИРС. — 1910. — № 20, 22.

141. Сорокин П.А. Современные зыряне // ИАОИРС. 1911. - № 23.

142. Сорокин П.А. Долгий путь. Сыктывкар: МП Шыпас, 1991. - 304с.

143. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 1. -М., 1990.-256 с.• 156. Там, где течет Печора / Сост. П.М. Столповский. М.: Современник, 1988. - 572 с.

144. Традиции народного художественного творчества и идейно-эстетическое воспитание детей и молодежи: Сб.- Новосибирск, 1983- 68с.

145. Традиции в многонациональном обществе: Сб. Минск, 1990. -208 с.щ 162. Традиционная культура народа коми / Под ред. И.В. Ильина, И.Л.

146. Жеребцова и др. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1994. - 264 с.

147. Традиционная духовная культура народов Европейского Севера: ритуал и символ. Сыктывкар, 1990.

148. Тюменцева З.П. Содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в национальной школе: Дис. . канд. пед. наук.-М., 1993. 158 с.

149. Узор по дереву / Сост. В.Ф. Канев, А.С. Сухинский. Сыктывкар, 1990.-125 с.

150. Усть Вымь. Страницы истории. Сыктывкар, 1992. - 16 с.

151. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1974.

152. Финно-угорский сборник: антропология, археология, этнография. -М.: Наука, 1982.• 171. Чернецов А.В. Язычество и суеверия по древнерусским изображениям // живая старина. 1994. - № 1. - С. 18-22.

153. Чернов Ю.И. Жизнь тундры. М.: Мысль, 1980. - 235 с.• 173. Чисталев П.И. Коми народные музыкальные инструменты. -Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984.

154. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М., 1927. - Вып. I.-147 с.

155. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе:щ Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Дис. . доктора пед. наук. М., 1988. - 346 с.

156. Хейзинга Й. Человек играющий. М., 1992.

157. Эстетика. Словарь / Под ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

158. Этнография и фольклор коми. Сыктывкар. Коми кн. изд-во,1976,- 137 с.

159. Этнография и фольклор коми / Под ред. Я.Н. Безносикова, А.К. Микушева. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1972.

160. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. -М.: Наука, 1987. 238 с.

161. Ященко М.М., Протокин М.М. Формирование личности старшего школьника. М., 1978. - 40 с.

162. ПРОГРАММА КУРСА "ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДА КОМИ"

163. Белицер В Н. Очерки по этнографии народов коми (зырян и пермяков). М., 1958.

164. Жеребцов Л.Н. Формирование этнической территории коми (зырян). -Сыктывкар, 1977.

165. Жеребцов Л.Н., Конаков Н.Д., Королев К.С. Из жизни древних коми. -Сыктывкар, 1985.

166. История родного края. Сыктывкар, 1994.

167. Савельева Э.А. Пермь вычегодская. М., 1971.

168. Мельникова Е.А. Древнескандинавские географические сочинения. -М„ 1986.

169. Стоколос О.С., Королев К.С. Археологическая карта Коми АССР.• М., 1984.

170. Чебоксаров Н.Н. Этногенез народа коми по данным антропологии // СЭ. 1946. -№ 2.• Тема 1.2. "Как сотворилась земля".

171. Дохристианские верования коми. Анимизм

172. Анимизм основа дохристианских верований у коми. Культ предметов живои и неживои природы у коми человека.

173. Культ деревьев. Поверья о "живых" деревьях (ловъя пу).

174. Дерево как душа двойник человека (аслад пу). Миф о "живых" лыжах Йиркапа - героя коми легенд. Соблюдение ритуала обращения с деревом при различных жизненных обстоятельствах Воспрещение рубки леса• понапрасну главная промысловая мораль.

175. Культ предков. Поклонение душам умерших предком (родительяс). Поверья, связанные с культом предков. Связь культа предков и культа се• мейно-родовых покровителей. Исполнение обрядовых действий в честь умерших предков.

176. Магия у древних коми: промысловая (охотничья), лечебная, любовная, вредоносная.

177. Белицер В.Н. Очерки этнографии народов коми. М., 1958.

178. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978.

179. Коми зыряне. Историко-этнографический справочник. - Сыктывкар, 1993.

180. Рочев Ю Г. Коми легенды и предания. Сыктывкар, 1984.

181. Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми. M.:JI., 1928.

182. Сидоров А.С. Пережитки культа промысловых животных у охотников коми // Коми му. 1926. - № 5.• Раздел II. Дыхание Пармы

183. Тема 2.1. Легенды, предания, эпические сказания коми

184. Единство национального и интернационального, индивидуального и общечеловеческого в содержании и поэтике устных сказаний коми.

185. Воплощение фольклорных образов в профессиональном искусстве.

186. Поэма "Яг Морт", драма "Пама" П. Куратова. Поэма "Пера-богатырь" В. Лыткина. Спектакль по драме Н. Фролова "В глухой тайге". Балет Я. Перепелицы "Яг-Морт".1. Литература:

187. Коми народный эпос. М., 1987.

188. Коми эпическая поэзия. Л., 1991.

189. Попова С. Страницы коми театра. Сыктывкар, 1965.

190. Микушев А.К. Коми эпические песни и баллады. Л., 1969.

191. Микушев А.К. Коми литература и народная поэзия. Сыктывкар,1961.

192. Тема 2.2. Коми народное творчество в сказках, загадках, пословицах и поговорках

193. Дыхание Пармы / Сост. В.А. Латышева. Сыктывкар, 1991.

194. Коми народные загадки / Сост. Ф.В. Плесовский. Сыктывкар, 1975.

195. Коми народные сказки. Сыктывкар, 1985.

196. Коми пословицы и поговорки / Сост. Ф.В. Плесовский. Сыктывкар, 1983.

197. Коми фразеологизмы / Сост. Ф.В. Плесовский, 1986.

198. Тема 2.3. Песенно-музыкальное творчество народа коми

199. Шощцбаной" основная тема лирических песен у коми. Сюжет, форма исполнения. Связь песенного коми фольклора с русскими народными песнями.

200. Анисимов П.А. первый собиратель музыкально-этнографического материала в Коми крае. Роль П.И. Чисталева в создании музея коми музыкальных инструментов.

201. Использование коми музыкальных напевов и наигрышей в творчестве современных коми композиторов А.Г. Осипова, П.И. Чисталева, Я.С. Перепелицы, Ю.Г. Рочева, B.C. Брызгаловой и др.1. Литература:

202. Дыхание Пармы. Сыктывкар, 1991.

203. Кондратьева М.И., Кондратьев С.А. Коми народная песня. М., 1959.

204. Перепелица Я.С. О коми национальной музыке // Вестник политической информации. 1975. - № 13.

205. Микушев А.К., Чисталев П.И., Рочев Ю.Г. Коми народные песни. -Сыктывкар, 1971.

206. Чисталев Л.И. Коми народные музыкальные инструменты. Л., 1984. Пластинки:

207. Край отцов земля родная. Лирические песни Н. Лысенко на стихи А. Ванеева, 1992.

208. Катшасинъяс". А. Осипов, сл. С. Попова. Исп. Гос. ансамбль Респуб• лики Коми "Асъя Кыа".

209. Величальная Северу". Я. Перепелица, сл. А. Мурзина. Исп. Гос. ансамбль песни и танца Республики Коми "Асъя Кыа".

210. Чисталев П.И. Коми народные танцы. Сыктывкар, 1990.

211. Раздел III. "От святок до Сочельника"

212. Тема 3.2. Семейные обряды коми Классификация семейных обрядов: родильный, свадебный, похоронный.

213. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978.

214. Гагарин Ю.В., Жеребцов Л.Н. Быт и культура села.- Сыктывкар, 1968.

215. Вопросы истории Коми АССР. Вып. 16. Сыктывкар, 1975.

216. Конаков Н.Д. От Святок до Сочельника. Сыктывкар, 1993.

217. Плесовский Ф.В. Свадьба народа коми. Сыктывкар, 1968.

218. Традиции и новации в народной культуре коми. Сыктывкар, 1983.

219. Тема 3.3. Традиционные игры коми

220. Значение игры для организации социума. Трансформация обряда в игру, Игры на молодежных посиделках. Основная тематика и содержание ("Чумич", "Сдбволь", "Выбор на год", Торань").

221. Дыхание Пармы / Сост. В.А. Латышева. Сыктывкар, 1991.

222. Конаков Н.Д. От Святок до Сочельника. Сыктывкар, 1991.

223. Рочев Ю.Г. Старинные игры коми детей. Сыктывкар, 1969.

224. Традиционная духовная культура народов Европейского Севера, ритуал и символ. Сборник. Сыктывкар, 1990.

225. Раздел IV. "Северные узоры"

226. Народные художественные промыслы и ремесла коми

227. Историко-этнографические обзор видов декоративно-прикладного искусства коми. Характеристика промыслов и ремесел, сохранившихся до наших дней.

228. Художественная обработка кости и металла. Предметы быта, личной гигиены, украшение, амулеты из кости.

229. Литье и обработка металла. Украшения из серебра, меди и олова. Холодная ковка металла для создания предметов быта. Металлические предметы пермского звериного стиля.

230. Национальный костюм: праздничный и бытовой. Особенности национального костюма в разных районах республики. Техника изготовления.

231. Развитие промыслов и ремесел в республике сегодня. Традиции декоративно-прикладного творчества коми в профессиональном искусстве (живопись, графика, скульптура).1. Литература:

232. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1958.

233. Грибова Л.С. Народное искусство коми. Сыктывкар, 1973.

234. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М., 1980.

235. Климова Г.Н. Узорное вязание коми. Сыктывкар, 1978.

236. Легенды и сказания народа коми / Альбом. Сыктывкар, 1985.

237. Художественный музей Коми АССР / Альбом. М., 1971.1. Раздел V. "Родники Пармы"

238. Экология природы экология культуры. Становление национального• характера народа коми в условиях суровой природы. Изменения, происходящие в культуре коми под воздействием новых условий жизнедеятельности, быта, экологической обстановки в республике.

239. Исторические и памятные места края. Памятники культуры. Заповедники. Необходимость сохранения исторических и природных памятников для будущих поколений.1. Литература:

240. Нам и внукам. Охраняемые природные территории Коми АССР. -Сыктывкар, 1971.щ Республика Коми. Справочник. Сыктывкар, 1986.

241. Там, где течет Печора /Сост. П.М. Столповский. М., 1988.1. Заключительные занятия

242. Обобщающие уроки по всем разделам курса. Рекомендуемые темы занятий:

243. Культурное прошлое Республики Коми неотъемлемая часть ее современной истории и культуры.

244. Оценка этнокультурных достижений народа коми в контексте общечеловеческой культуры.

245. Проявление национальных черт в характере отдельного человека.

246. Каким я вижу будущее Республики Коми.5. Мой любимый город.

247. Отношения коми с соседними народами.

248. Культура межнационального общения.8. "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".