Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Модорова, Валентина Васильевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Горно-Алтайск
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Модорова, Валентина Васильевна, 2003 год

Введение

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические основы этнокультур ной направленности общего образования.

1.1. Сущность и основные аспекты этнокультурной направленности образования.

1.2. Приоритетные направления в развитии этнорегиональ ных систем образования на современном этапе.

1.3. Историко-педагогические основы этнокультурной направленности общего образования в Республике Алтай.

Выводы по первой главе.

Глава 2.Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг. XX в. — начало XXI в.).

2.1 .Этнокультурная направленность программных документов развития образования в Республике Алтай.

2.2.Этнокультурная направленность развития содержания об щего образования в Республике Алтай (90-гг.ХХ в.— начало XXI в.).

2.3. Этнокультурные аспекты профессионально-педагогической подготовки учителя в системе регионального педагогического образования.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай"

Актуальность исследования.

Социально-экономические преобразования в российском обществе на рубеже XX-XXI веков сопровождаются значительными изменениями во всех сферах социальной жизни. Назрела жизненная необходимость переориентации системы образования на национальные интересы, построение её на основе ценностей и культуры народов. Оптимальным путём развития современной социокультурной ситуации является совмещение процессов сохранения, возрождения культур народов Российской Федерации в их быстром продвижении по пути модернизации.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, материальной и духовной культурой. Общеизвестно его мнение о том, что «каждый народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания», следовательно, необдуманное заимствование опыта других народов не может дать положительных результатов (166, с.36). Однако изучение и применение позитивного опыта имеет смысл, т.к. реализация демократической и гуманистической стратегии образования невозможна без учёта отличий функционирования различных культур.

В настоящее время в отечественном образовании происходит утверждение этнокультурного подхода, направленного на организацию образовательной сферы в духе национальных традиций с учётом иного опыта, при этом приоритет ценностей одного народа не преобладает над ценностями других. А значит, проблема подготовки молодёжи к жизни в многонациональной среде, ориентированной на межкультурную компетентность, взаимосотрудничество является весьма актуальной и должна занимать приоритетное положение среди проблем современного образования (91, с.21).

Г.Н. Волковым предложена этнопедагогическая концепция национального образования, в которой предлагается взаимодействие и сочетание таких её составляющих: традиции, культура, духовность, личность, воспитание, психология этноса (43).

Актуальность теоретического осмысления проблемы этнокультурной направленности общего образования определяется рядом социально-педагогических факторов: -ростом национального самосознания народов, обострением внимания к этнической специфике;

-необходимостью формирования уважения к истории, культуре, духовности родного народа, межнациональной терпимости, культуры взаимоотношений между народами; -обновлением содержания школьного образования с учётом этнических факторов, народной педагогики, национально-образовательных потребностей населения;

-возрастанием роли национальной школы, которая всё более становится основным центром культуры в микросоциуме (особенно села).

Важнейшим принципом современного школьного образования, способствующим реализации вышеназванных установок классиков педагогики, является её этнокультурная направленность.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования.

Анализ изученной нами литературы выявил следующие подходы к исследованию и рассмотрению образования с позиций этнокультурной направленности как:

-основывающегося на понятии этничности, новый всплеск интереса к которому возник на рубеже 80-90-х годов XX века. Опираясь на известные положения, в этот период предлагаются различные концепции взаимосвязи образования с понятиями «народ», «этнос», «нация» и др. (Ю.В. Бромлей, В.Х. Пшемурзов, Б.К. Секенов и др.);

-понимания национальной культуры как самостоятельного явления, самоценного и неповторимого, что определяет её функции в формировании национального типа личности как важнейшего механизма сохранения и развития этнической культуры (А.В. Авксентьев, М.М. Бахтин, Н.К. Бердяев, B.C.

Библер, Т.Ф. Кряклина, М.Н. Кузьмин, Ю.М. Лотман, М.Г. Тайчинов, В.К. Шаповалов и др.);

-определения актуальных задач школы в передаче будущим поколениям человеческого опыта в его национальной форме, удовлетворении национально-культурных потребностей, определении путей реализации этнокультурной направленности образования (В.К. Бацын, Г.Н. Волков,С.И. Гессен, М.Н. Кузьмин, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, А.А. Сусоколов, В.Ю. Троицкий, В.К. Шаповалов и др.);

-изучения деятельности национальной школы, реализации национально-регионального компонента (J1.H. Беленчук, Н. Бо-диева, А.П. Величук, А.Я. Данилюк, Н.К. Елаев, М.Б. Ешич, М.Н. Кузьмин, В.И. Матис, Н.М. Хасанов и другие).

Имеются работы по теории непрерывного педагогического образования, где значительное внимание уделяется анализу этапов профессионального становления педагога, в том числе этнопедагогическая подготовка учителя (Е.П. Белозерцев, Г.Ю. Нагорная, А.Н. Орлов, М.Г. Харитонов и др.).

В психолого-педагогических диссертационных исследованиях представлены этнокультурные традиции обучения и воспитания, аксиологический потенциал народной педагогики, особенности общения и межличностных отношений представителей различных этносов (Ф.В. Абаева, М.Ю. Айбазова, Е.М. Аджиева, Ш.М-Х. Арсалиев, М.Н. Ахмерова, В.И. Баймурзина, Х.Х. Боташева, И.Н. Бронникова, И.И. Валеев, Н.М. Гизатуллина, Ш.А. Мирзоев, Г.Ю. Нагорная, А.В. Ногерова, Н.Ф. Сагоякова и др.).

Особенности народной педагогики алтайцев, этнокультурные традиции воспитания в современной алтайской национальной школе, методика обучения алтайскому языку отражены в ряде исследований (А.П. Беликова, С.П. Беловолова, М.М. Бу-рулова, Н.М. Боаги, Э.В. Екеева, О.Н. Пустогачева, Р.К. Санаба-сова, Н.А. Содоноков, Н.Н. Суразакова, С.В. Чухонцева и др).

Несмотря на достаточно большой массив исследований по интересующей нас проблеме в отдельных регионах и в целом по России, на наш взгляд, этот вопрос слабо изучен в развитии образования Республики Алтай. Отметим ряд противоречий в развитии современного общего образования в Республике Алтай:

- противоречие между значимостью этнокультурной направленности общего образования в Республике Алтай и недостаточным её научно-теоретическим обоснованием с учётом ис-торико-педагогического анализа специфики развития образования в регионе;

- дисбаланс между уровнем современных культурно-образовательных потребностей населения республики и слабой разработанностью путей и механизмов реализации этнокультурной направленности общего образования в рассматриваемый нами период.

Проблемой нашего диссертационного исследования является выявление особенностей реализации этнокультурной направленности развития общего образования в Республике Алтай, позитивно влияющих на формирование личности школьника, представителя этноса и гражданина многонационального государства.

Актуальность поставленной проблемы и выявленные противоречия обусловили выбор темы нашего исследования: «Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е годы XX в.- начало XXI в.)».

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе историко-педагогического анализа раскрыть особенности реализации этнокультурной направленности общего образования в Республике Алтай в изучаемый период и сформулировать выводы, способствующие решению задач совершенствования общего образования.

Объект исследования - развитие общего образования в Республике Алтай в 90-е годы ХХ-го - начале XXI веков.

Предмет исследования - этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай в исследуемый период.

Задачи исследования: -раскрыть историко-педагогические предпосылки развития общего образования в Республике Алтай в контексте его этнокультурной направленности;

-выявить специфические социально-педагогические условия и пути, определяющие этнокультурную направленность общего образования в Республике Алтай в изучаемый период, и на этой основе определить перспективы его дальнейшего совершенствования;

-в итоге осуществлённого историко-педагогического анализа исследуемого процесса обосновать научно-практические рекомендации по совершенствованию этнокультурной направленности развития общего образования в Республике Алтай на современном этапе.

Гипотеза исследования: если на основе историко-педагогического анализа исследовать опыт реализации этнокультурной направленности развития общего образования в Республике Алтай в изучаемый период, то можно выявить возможности и пути более полного удовлетворения культурнообразовательных потребностей населения региона, при которых: - цели, задачи, содержание, технологии современного образования будут ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и гражданина многонационального государства;

- в основу создания и развития национальной школы будет положена идея о первичности родного языка и культурной традиции родного народа;

- содержание образования будет обеспечивать равноправие культурного диалога представителей различных национальностей.

Методологической основой исследования являются: -современные философские положения, раскрывающие закономерности общественно-исторического развития (научно-исторический и современный подходы к изучению явлений, единство исторического и логического, общего и особенного во взаимосвязи и взаимозависимости явлений);

- современные достижения философии, психологии, истории, педагогики, развивающие проблему этнокультурной направленности образования;

-характеристики и оценки рассматриваемого периода в исторической, социологической, культурологической, историко-педагогической литературе и периодике;

Этапы исследования:

I этап (1997-1998 гг. — поисковый. Изучено состояние проблемы, определены тема, цель, объект, предмет, задачи исследования, уточнена и обоснована гипотеза, понятийный аппарат, была определена база исследования. Изучалась философская, психолого-педагогическая, историческая, культурологическая и этнографическая литература по проблеме.

II этап (1999-2001 гг.) - аналитический. Проведена проверка гипотезы и основных положений диссертационного исследования, проанализирована этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай на рубеже XX-XXI веков; проведена апробация основных выводов исследования с последующим анализом результатов.

III этап (2002-2003 гг.) - обобщающий. Обобщены и систематизированы результаты исследования, послужившие основой для теоретических выводов и практических рекомендаций, закончено литературное оформление диссертации.

Методы исследования:

Нами использован комплекс методов историко-педагогического исследования: сравнительно-сопоставительный анализ философской, психолого-педагогической, этнографической литературы, архивных материалов, изучение нормативных и законодательных актов, анализ и обобщение опыта работы школ; конструктивно-генетический (формулировка позитивных актуальных для современного образования выводов).

Научная новизна исследования определяется тем, что в нём:

- впервые специально изучен и проанализирован в контексте историко-педагогического исследования генезис этнокультурной направленности развития общего образования в Республике Алтай в исследуемый период;

-научно-педагогический опыт в этой области обобщён на методологическом и научно-методическом уровне;

- проведён анализ основных программных документов развития образования в Республике Алтай (Концепции национальных школ Республики Алтай, Программы развития образования Республики Алтай на 1992-2010 гг.); учебно-методическая и воспитательная работа общеобразовательных учреждений республики показана как поиск альтернативных вариантов развития этнокультурной направленности образования;

- исследованы этнопедагогические традиции воспитания алтайского, казахского и русского народов республики, этнокультурные аспекты процесса педагогической подготовки учителя в системе регионального педагогического образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что заключённые в ней идеи, выводы и обобщения, приведённые в систему, будут содействовать дальнейшему развитию этнокультурной направленности отечественного общего образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

-выводы, заключённые в диссертации, служат научно-обобщёнными и практическими рекомендациями и дают возможность использовать их при разработке и реализации современного содержания общего образования, в определении его дальнейших перспектив и стратегии развития;

- материалы исследования используются в работе органов образования, учителей общеобразовательных школ, теоретические выводы и практический материал составят основу спецкурсов и спецсеминаров в педагогических учебных заведениях; на материале исследования могут быть подготовлены учебные пособия, методические рекомендации, рефераты, курсовые и дипломные работы.

Положения, выносимые на защиту: -этнокультурную направленность образования мы рассматриваем как принцип, показывающий в какой мере цели, задачи, содержание,технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации;

- этнокультурная направленность образования базируется на осознании значимости изучения родного языка, культуры, национальных традиций, норм, национальной психологии, понимании их уникальности в связи с общечеловеческими ценностями и в значительной степени зависит от существующих национально-территориальных особенностей республики;

- историко-педагогический анализ развития общего образования в Республике Алтай в исследуемый период показывает, что оптимальной моделью реализации этнокультурной направленности развития общего образования в республике является национальная школа, как основа существования этноса и этнической культуры, духовного становления личности в условиях многоязычия и поликультурности;

- необходимым условием реализации этнокультурной направленности общего образования является этнопедагогическая подготовка учителя, как важнейший компонент его профессиональной подготовки.

Апробация результатов исследования осуществлялась путём выступлений автора на заседаниях кафедры педагогики Горно-Алтайского государственного университета, на курсах повышения квалификации и советах психолого-педагогического отдела Республиканского Института повышения квалификации работников образования. Данные исследования освещались в докладах на всероссийской научно-практической конференции (Москва, 2002), XXII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО (Москва, 2003 г.), всероссийской научной заочной конференции (Тверь, 2001), всероссийской научно-практической конференции (Горно-Алтайск, 1999), всероссийской научно-практической конференции (Горно-Алтайск, 2001), региональной научно-практической конференции (Улан-Удэ, 2000), региональной научной конференции (Томск, 2001), республиканской научно-практической конференции (Горно-Алтайск, 2002).

Объём и структура диссертации.

Содержание диссертационной работы определено целью, гипотезой и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (204 источника), содержит 4 таблицы, 3 рисунка, 1 диаграмму и 8 приложений (13 страниц).

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования свидетельствуют также о том, что изучение поставленной проблемы нельзя считать исчерпанным. Анализ этнокультурной направленности развития общего образования в Республике Алтай на рубеже XX-XXI веков выявил также наличие ряда нерешённых задач, к которым можно отнести: незавершённость формирования национальной образовательной политики на территории республики, незавершённость разработки стандартов предметов национально-регионально го компонента; недостаточную финансовую обеспеченность, слабое учебно-методическое обеспечение учебного процесса, неукомплектованность школ учителями алтайского языка и литературы, трудности разрешения языковой проблемы, к которым можно отнести следующие:

- в обществе сформировано устойчивое убеждение о том, что обучение на алтайском языке бесперспективно, так как знание этого языка в средних и высших учебных заведениях не востребовано;

- существуют значительные различия в уровне владения родным языком детьми-алтайцами (от свободного владения до полного незнания);

- слабая материальная и учебно-методическая база преподавания родного языка;

- наличие этнокультурной и языковой специфики субэтносов (теленгиты, алтай-кижи, кумандинцы, челканцы, ту б ал ары), составляющих алтайский этнос.

- недостаточная этнопедагогическая подготовка учителей.

В представленном исследовании в силу объективных причин больше внимания уделено этнической культуре алтайского народа. Культуры других этносов, населяющих нашу республику, их педагогическая ценность, уникальность и другие достоинства могут стать предметом отдельных исследований. Представленная работа открывает подходы для разработки целостного процесса формирования национальной культуры личности в условиях общего образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринятое нами исследование, направленное на изучение этнокультурной направленности развития общего образования в Республике Алтай в 90-е годы XX в.- начале XXI в., подтвердило правомерность постановки исследуемой проблемы.

Современный этап развития общества свидетельствует о всё большем возрастании значимости общего образования в сохранении и развитии этнических культур, их взаимодействии с другими культурами, способности осваивать их достижения, интегрироваться в более широкое культурное пространство. Соответственно приобретает особую актуальность и сформулированный В.К. Шаповаловым принцип этнокультурной направленности образования, определяющий в какой мере его цели, задачи, содержание и технологии ориентированы на социализацию и развитие личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации.

Проведённый нами историко-педагогический анализ этнокультурной направленности развития общего образования в Республике Алтай в изучаемый период показал наличие ряда общих подходов в реализации данного принципа в развития общего образования нашей республики и других регионов России. В ряду общих подходов можно назвать следующие приоритетные направления:

- разработка и создание законодательной основы и основополагающих документов в развитии этнорегиональных систем образования;

- совершенствование организации и содержания деятельности образовательных учреждений;

- учёт национально-этнических особенностей, приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям;

- развитие национально-регионального компонента содержания образовательного процесса; сохранение и развитие системы образования в условиях многонациональных регионов;

- гуманистический, народно-национальный характер образования.

Вместе с тем, нами отмечено наличие ряда отличительных особенностей, своеобразного решения проблем удовлетворения этнокультурных потребностей населения. В дореволюционном Горном Алтае варианты решения вышеназванной проблемы колебались от создания миссионерской системы просвещения нерусских народов, первых попыток коренного этноса создать национальную школу до осмысления необходимости построения национальной школы, системы общего образования республики на основе этнокультурных потребностей народов, населяющих регион.

Первые десятилетия советского строительства в области образования характеризуются бурным развитием национальной школы, строящейся на культурно-национальной основе, однако, в последующие десятилетия, вплоть до конца 80-х годов, преобладала тенденция затухания процесса удовлетворения этнокультурных потребностей в образовании.

В системе общего образования Республики Алтай, в изучаемый период, в связи с изменениями, происходившими в экономической и социальной областях, выдвигаются новые образовательные, культурные цели и задачи. Их ведущий ориентир - восстановление и развитие системы образования с этнокультурной направленностью. Основополагающими документами для формирования названной системы в республике стали "Концепция национальных школ Республики Алтай", Программа развития образования в Республике Алтай. Постановка ведущей цели «Концепции» - воспитание субъекта этноса и гражданина многонационального государства, обусловила необходимость учёта в образовательной политике региона ряда специфических особенностей и факторов. Сравнительно небольшая, по занимаемой площади 92600 кв. км, Республика Алтай своеобразна во многих отношениях, накладывающих существенный отпечаток на функционирование и развитие системы образования. В настоящее время в республике проживает немногим более 200 тысяч человек разных национальностей. Осознание значимости изучения языков этносов, населяющих республику, своеобразия, педагогической ценности их национальной культуры, национальных традиций, норм, обычаев, национальной психологии, понимание их уникальности и связи с общечеловеческими ценностями является базовой основой реализации этнокультурной направленности развития общего образования нашей республики.

В ходе практической деятельности в образовательную практику школ Республики Алтай вошли следующие пути внедрения национально-регионального компонента содержания школьного образования:

-включение регионального содержания в базовое (в предметы федерального компонента);

-изучение регионального содержания в двух аспектах: а) в национальном контексте - изучение алтайского языка и литературы, казахского языка и литературы в национальных школах, алтайского языка как государственного в общеобразовательной школе с русским языком обучения (по желанию учащихся и их родителей); б) в региональном контексте с помощью специальных учебных курсов, учебных предметов, факультативов («История Горного Алтая», «Экология Горного Алтая» и др.), отражающих специфические особенности региона, историю, природную среду и вошедших в инвариантную часть республиканского базисного учебного плана;

-школьный вариант национально-регионального компонента, представленный спецкурсами по отдельным образовательным областям: «История села», «Пазырыкская культура», «Великое наследие алтайского художника Г.И. Гуркина» и др.

Реализацию этнокультурной направленности развития общего образования в Республике Алтай, на наш взгляд, можно представить в виде следующих путей:

1) базирующийся на развитии и совершенствовании национально-регионального и школьного компонентов;

2) опора на этнокультуру как на источник содержания образования и её интеграция в учебный материал через призму всех учебных предметов;

3) реализация этнокультурной направленности общего образования через развитие целостной модели национальной школы, выполняющей социально значимую функцию освоения учащимися национальной культуры в контексте мировой и создающей необходимые дидактические условия для понимания и творческого развития этой культуры.

На наш взгляд, развитие последнего из представленных путей реализации этнокультурной направленности общего образования в Республике Алтай является наиболее оптимальным путём воспитания человека как представителя этноса и гражданина многонационального государства. В этой модели национальная школа рассматривается как основа существования этноса и этнической культуры, духовного воспроизводства личности.

Возрождение культуры народа невозможно без восстановления народной педагогики - основного её транслятора. В эт-нопедагогической культуре алтайского, казахского и русского народов нашей республики представлена совокупность проверенных практикой, передаваемых из поколения в поколение эмпирических знаний, нравственных воззрений, способов и средств воспитания подрастающего поколения. Возрождение национальной культуры предполагает развитие этнокультурных аспектов профессионально-педагогической подготовки учителя. Осознание значимости данного фактора в системе регионального педагогического образования Республики Алтай способствовало созданию условий для этнопедагогической подготовки педагогов. Этнокультурные аспекты профессионально-педагогической подготовки учителя в системе регионального педагогического образования объединяют научно-теоретическую и практическую работу и являются значимым фактором реализации принципа этнокультурной направленности общего образования в республике.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Модорова, Валентина Васильевна, Горно-Алтайск

1.Авксентьев А.В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. /Под ред. В.К. Шаповалова. - Ставрополь, 1993. - 222 с.

2. Аджиева Е.М. Этнокультурные взаимодействия подростков в условиях временного детского коллектива. Дисс. канд. пед. наук. М., 1996, - 183 с.

3. Алтайская национальная школа: история, современность, перспективы: Сборник научных статей к 10-летию филиала ИНПО. -М.: ИНПО, 2000. -87 с.

4. Андреев Г.П. Развитие национально-региональной системы образования в новых социально-экономических условиях. Дисс. канд. пед. наук. М., 1997, -155 с.

5. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогика чеченцев (в связи с проблемой общности народных педагогических культур вай-нахов). Дисс. докт. пед. наук. М., 1999.- 317 с.

6. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. М.: Прометей, 1998. -286 с.

7. Арутюнов С.А. Введение в культурологию: учебное пособие. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993, - 352 с.

8. Аттаева Л.И. Развитие региональной образовательной системы Кабардино-Балкарской республики РФ (90-е годы). Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999, - 26 с.

9. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1979- 184 с.

10. Ю.Ашихмина Л.П. Развитие общеобразовательной школы в Горно-Алтайской автономной области в 1959-1970 годах. //Вопросы истории Горного Алтая. Горно-Алтайск: ГорноАлтайское отд. кн. изд., 1986, - 164 с.

11. Бабин В.Г. Национальный вопрос и проблемы образования в Государственной Думе России. 1906-1917 гг.- Барнаул: Издательство Алт. гос. университета, 1997.- 202 с.

12. Бадакова З.Ф. Национально-региональный компонент в обучении химии. /Методические рекомендации в помощь учителям. Горно-Алтайск, 2001. - 38 с.

13. Баймурзина В.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики. Дисс. докт. пед. наук. Казань, 1998. 362 с.

14. Бачишева С.И. Народные математические традиции стимул развития интереса у современных детей к математике. //Национально-региональный компонент образования: проблемы, решения, перспективы. - Горно-Алтайск, 1999. - 138 с.

15. Беликова А.П., Бабин В.Г. К вопросу о просвещении в дореволюционном Горном Алтае. //Проблемы истории педагогики и современность. Горно-Алтайск: 1991.- 189 с.

16. Беликова А.П. Основные тенденции развития содержания школьного образования в Сибири в период двадцатых (19201931 гг.). М.: Прометей, 1992. - 118 с.

17. Беликова А.П. Становление и развитие общеобразовательной школы в Горно-Алтайской автономной области. (19201933 гг.). //Советская педагогика. 1983. -№7. —с. 113-116.

18. Беликова А.П. К истории духовного просвещения алтайцев (XIX-XX вв.). //Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Материалы Всероссийской научной конференции, ч. 3., -Томск, 1996. с.75-77.

19. Беликова А.П. Регионализация принцип современного реформирования образования. //Наука и образование.- 1998.-№4. - с.118-121.

20. Беловолова С.П. Этнопедагогическая культура алтайцев. Автореферат дисс. докт. пед. наук. М., 2001.- 34 с.21 .Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России. //Педагогика. 1998. - №3. - с. 3-11.

21. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. -М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. 540 с.

22. Библер B.C. Школа диалога культур. Кемерово, Гуманитарный центр «Алеф», 1993. - 416 с.

23. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

24. Бодиева Н.Ф. Через этническое к общечеловеческому. //Директор школы. 1996, №1, с.55-59.

25. Брайан Саймон. Общество и образование. Пер. с англ. /Общ. ред. В.Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. -200 с.

26. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 1983. 41 1с.

27. Бугаева A.J1. Традиционная педагогика в современном образовании Республики Коми. Сыктывкар, 1999. - 149 с.

28. Бурулова М.М. Народные традиции воспитания в алтайской национальной школе. Дисс. канд. пед. наук. М., 1996. - 164 с.

29. Варченко A.M. К истории народного образования в ГорноАлтайской автономной области. / Учёные записки. Вып. 1. -Горно-Алтайск: Горно-Алтайское книжное издательство, 1956. 168 е., с. 3-19.

30. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей. М.: Дом Левенсон, 1893. - 270 с.

31. Вердиев В.М. Государственно-общественная система управления образованием в условиях дифференцированной социокультурной и этнокультурной среды. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999. 37 с.

32. Волков Г.Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования. //Педагогика. 1998. - №8. - с.13-15.

33. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебокса-ф ры: Чувашское книжное издательство, 1966, - 341 с.

34. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М.* «Академия», 1997. - 439с.

35. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся IV-VIII классов сельской школы: Пособие для учителей. М.: НИИ национальных школ, 1986. - 105с.

36. Волков Г.Н. Вечность воспитания //Народное образование. -1994. №4. - С.68-71.

37. Волков Г.Н. Идеи современного человека в народном воспитании //Советская педагогика. 1971. - №10. — С. 107-113.

38. Волков Г.Н. Жирков Е.П. Концепции национальных школ РСФСР. М., 1991. - 14с.

39. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов сред, и высш. пед. уч. завед. М.: «Академия», 1999. -168 с.

40. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. - 160 с.

41. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. /Отв. ред. и сост. Алексеев П.В. М.: «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.

42. Гумилев JI.H. Древние тюрки. М.: Товарищ. Клашников, Комаров и К., 1993. - 524с.

43. Данилюк А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы. //Педагогика. 1997. - №1. - с.68-71.

44. Данилин А.Г. Бурханизм. Из истории национально-освободительного движения. Горно-Алтайск: Издательство Ак-Чечек, 1993. 208 с.

45. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. - 208 с.

46. Дьяконова В.П. Алтайцы. Горно-Алтайск: «Юч-Сюмер», 2001. - 222 с.

47. Екеев Н.В., Самаев Г.П. История и культура Алтая XIX -начало XX века. Горно-Алтайск: «Юч-Сюмер», 1994. -102 с.51 .Екеева Н.М. Алтайская национальная школа: приоритеты в содержании образования. //Педагогический вестник. — 2000. №3. - с.12-14.

48. Екеева Э.В. Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1999. -22 с.

49. Елаев Н.К. Настоящее и будущее бурятской национальной школы. //Педагогика. 1995. - №2. - с.45-47.

50. Ешич М.Б. О «Концепции воссоздания, развития^ и повышения статуса национальных школ, дошкольных и внешкольных учреждений Республики Адыгея. //Школа и мир культуры этносов.- М.: МОРФ ИНПО, 1993. 252 с.

51. Ешич М.Б. Некоторые региональные аспекты культурных традиций и проблемы развития современного образования. //Культурные традиции этносов Поволжско-Уральского регионаи проблемы современного образования. М.: ИНПО, 1993. -83 с.

52. Жиркова Е.С. Педагогические условия приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению саха. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1999, -16 с.

53. Жуковская Н.П. Категории и символика традиционной культуры монголов. М,: Наука, 1988. - 196с.

54. Из жизни Аргымая и Манди Кульджиных. /Под ред. Муй-туевой В.А. -Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 1995. -123 с.

55. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М.: Педагогика, 1991. 252с.

56. Исакова Н.В. В поисках социальной идентификации. //Гуманитарные нау ки. 1996. - №1. - с.68-73.

57. История Горного Алтая. /Под ред. Н.М. Екеевой, Н.Ф. Иванцовой. В 3-х т., т.2. -Бийск, 2000. 223 с.

58. Кандаракова Е.П. Проблемы национальных школ и языковая ситуация в Республике Алтай. -Бийск: НИЦ БГПУ, 2001. — 144с.

59. Казагачева З.С. Обретём ли мы уверенность. Газета «Звезда Алтая» 11.04.1990.

60. Ключникова М.Ю. История становления и развития всеобщего начального образования в Республике Алтай. Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2001. - 164с.

61. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

62. Концепция национальных школ. Горно-Алтайск: ГорноАлтайское отделение книжного издательства, 1993. - 83с.

63. КопытовН.Ф. История народного образования. Очерки. — Горно-Алтайск: Издательство Юч-Сюмер, 1994.- 166 с.

64. Кряклина Т.Ф. Культуры народов Сибири и образование. — Томск: Издательство Томского университета, 1995.- 132 с.

65. Кудирмеков В.Д. Об изучении алтайского языка в школах республики //Улалу. 2000. - 8 ноября.

66. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России. //Педагогика. 1999.- №6. - с.3-12.

67. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: «Университетская книга», 1997. 640 с.

68. Культура. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. - с.678.

69. Культурные традиции этносов Поволжско-Уральского региона и проблемы современного образования. М.: ИНПО, 1993. - 84 с.

70. Кучер В.В. Природа в традиционном представлении аборигенов сибирского Севера. //Народы Сибири: история и культура. Новосибирск, 1997. -160 с.

71. Кызласов JI.P. Г.И. Гуркин и хакасы. //Кан-Алтай. Горно-Алтайск: Издательство «Чаптыган», 1994. -№4. - с.36-40.

72. Кыпчакова JI.B. О диалоге культур и становлении национального самосознания. //Социальные процессы в современной Западной Сибири: философские, политологические, культурологические аспекты. Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2000. - 175 с.

73. Кыпчакова. JI.B. К вопросу о культе деревьев у алтайцев. //Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. -Горно-Алтайск.: ГАНИИЯЛ, 1983. 202 с.

74. Лушников И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании.//Педагогика. 2000. - №10. - с.21.

75. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1995. - 208 с.

76. Маерова К.В. Специфика этносоциальных процессов, формирующих лингвокультурологическую личность. // Алтай и Центральная Азия: культурно-историческая преемственность. -Горно-Алтайск., 1999. 288 с.

77. Майдурова Н.А. Горный Алтай в конце XIX начале XX вв. - Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2000. - 134 с.

78. Майничева А.Ю. Развитие традиционного жилища русских крестьян Западной Сибири. //Народы Сибири: история и культура. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997. - 160 с.

79. Мамет Л.П. Ойротия. Горно-Алтайск: Издательство «Ак-Чечек», 1994. 184 с.

80. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. //Советская этнография.- 1981. -№2. — с.78-96.

81. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Барнаул., 1999. - 39 с.

82. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе. Дисс. докт. пед. наук. -Барнаул., 1999.

83. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика (Словесные средства воспитания). Махачкала: Дагучпедгиз, 1984.-112 с.

84. Модоров Н.С., Тадыев П.Е. Из истории Горного Алтая. -Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. Алтайского кн. изд-ва, 1984. 63 с.

85. Модоров Н.С. Россия и Горный Алтай: Политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII-XIX вв.). -Горно-Алтайск: Издательство Горно-Алтайского университета, 1996. 400с.

86. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед. вузов. /Под ред. В.А. Сластёнина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 184 с.

87. Муйтуева В.А., Чочкина М.П. Алтай JaH. Алтайские заповеди (семейная книга). — Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 1996. 208 с.-На алтайском языке.

88. Мухтасырова Т.П. Проблема родного языка у казахов Республики Алтай. //Алтайская национальная школа. — М.: ИНПО, 2000. 87 с.

89. Нагорная Г.Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе. Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь., 1998. - 203 с.

90. Народная педагогика и современная национальная школа. -Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 1993. 136 с.101 .Национальная доктрина образования. //Основы безопасности жизни. 2000. - №1. - с.7-12.

91. Нечипоренко О.В., Вольский А.Н., В.С.Шмаков. Взаимодействие культур в полиэтнических локальных сообществах. // Проблемы развития научного и культурно-образовательного потенциала в Сибири. Вып.1. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2000. - 316с.

92. Нечипоренко О.В. Вольский А.Н. Социальная ситуация в сельских районах Республики Алтай. (По материалам социологического исследования). Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2000. - 1 10 с.

93. Николаев В.А. Теория и методика формирования этно-педагогической культуры учителя. Дисс. докт. пед. наук. М., 1998. - 409 с.

94. Новицкая М.Ю. Этнокультурная направленность учебно-воспитательного процесса. //Сибирский учитель. 1999. - №3 -с 1 -10

95. Образование в Республике Алтай: Статистический сборник. Горно-Алтайск: Госкомстат Республики Алтай, 2001. -32 с.107.0конешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь: Издательство ИПКРО Саха Якутия, 1996. -149 с.

96. Октябрьская И.В. Тюрки Алтая: проблемы многонационального сообщества. //Народы Сибири: права и возможности. -Новосибирск: Издательство института археологии и этнографии СО РАН, 1997. 168 с.

97. Октябрьская И.В. Сравнительный анализ традиционных картин Севера и Юга. //Народы Сибири: история и культура. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997. - 160 с.

98. О.Орлов А.Н., Н.И. Шипулин. Педагогическая антропология как условие повышения качества образования личности. //Вестник алтайской науки. -2001. №1. - с.14-22.

99. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917 1941 гг). /Отв. Ред. Н.А. Кузин, М.Н. Кол-макова, З.И. Равкин. -М.: Педагогика, 1980. - 456 с.

100. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. /Отв. Ред. А.И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976. - 600 с.

101. Очерки по истории Горно-Алтайской автономной области. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. Алтайского кн. изд-ва, 1973. - 538 с.

102. Папыев И.М. Использование краеведческого материала на уроках физики в национальных школах Республики Алтай. Горно-Алтайск: РИПКРО, 2001.- 42 с.

103. Пахаев С.Я. Национальное движение алтайцев //Звезда Алтая. 1990. - 31 мая.

104. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под ред. П.И. Пид-касистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. -602 с.

105. Педагогика и история образования. Программы спецкурсов для всех специальностей. /Под ред. Беликовой А.П. -Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 1998. 47 с.

106. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV XVII вв. Дисс. докт. пед. наук. - М., 1996. - 275с.

107. Пирогов Н.И. Сочинения, т.1. Киев, 1974. - 245 с.

108. Пирогов Н.И. Свод замечаний на проект учительской семинарии. СПб., 1859. - 24 с.

109. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. кн.1. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. - 576 с.

110. Положение о Республиканском Институте повышения квалификации работников образования. Утв. коллегией Министерства образования и науки Республики Алтай 25.12. 1998.

111. Помелов В.Б. Региональные особенности развития народного образования в российской провинции во второй половине XIX в.- 1917 г. Киров: Вятский государственный педагогический университет, 1998. - 290 с.

112. Потапов Л.П. Традиционная народная культура алтайцев -наследница древней цивилизации кочевников Центральной Азии. //Народы Сибири: история и культура. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997.- 160с.

113. Потапов Л.П. Очерк социалистического строительства у алтайцев в период коллективизации. -Горно-Алтайск: ГорноАлтайское книжное издательство, 1961. 84 с.

114. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Ленинград: «Наука», 1976. -330 с.

115. Программа сохранения и развития алтайского языка. Утв. Постановлением Правительства Республики Алтай от 20. 1 1. 1997.

116. Радлов В.В. Из Сибири: страницы дневника. М.: Наука, 1989. - 749с.

117. Регионально-национальные ценности историко-педагогического знания Западной Сибири. /Материалы зональной Западно-Сибирской научно-практической конференции 46.06.1997. Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 1997. - 232 с.

118. Республика Алтай в цифрах. (Статистический сборник). -Горно-Алтайск: Рос. стат. агентство Госкомстат РА, 1999.78 с.

119. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования.//Вестник образования. — 1992. -№10. -с.2-24.

120. Розанов В.В. Сумерки Просвещения.-М., 1990. -С.50.

121. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т., Т.2. /Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1998. - 672 с.

122. Сагалаев A.M. Народы Сибири: права и возможности. -Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 1997. 168 с.

123. Сагалаев A.M. Мифология и верования алтайцев. Цен-тральноазиатские влияния. -Новосибирск: Сибирское отделение «Наука», 18984. 120с.

124. Сагалаев A.M. Алтай в зеркале мифа. -Новосибирск: Сибирское отделение «Наука», 1992. 175 с.

125. Сагоякова.Н.Ф. Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. - 136.

126. Салихов А.В. Педагогические основы разработки и введения национально-региональных компонентов государственных стандартов общего среднего образования. Дисс. докт. пед. наук. В 2-х т., т.2. М., 1998, - 389 с.

127. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев. Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1993. - 217 с.

128. Сатлаев Ф.А. История Горного Алтая. Горно-Алтайск: «Юч-Сюмер», 1995. - 201 с.

129. Сельская школа и общество. //Сборник научно-методических материалов. М.: «Владос», 2000. - 160 с.

130. Словарь иностранных слов. 9-е изд. — М.: «Русский язык», 1982. 608 с.

131. Смокотин В.И. О некоторых проблемах этнокультурного возрождения малочисленных народов: культуротворческая деятельность и традиции. //Вопросы этнокультурной истории народов Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1992. - 130 с.

132. Содоноков Н.А. Табу в этнопедагогике алтайцев. //Алтайская национальная школа: история, современность, перспективы. М.: ИНПО, 2000. - 87 с.

133. Содоноков Н.А. Этнокультурные традиции воспитания в современной алтайской национальной школе. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1997, 157 с.

134. Станчинский Г.А. Теоретические основы этнической педагогики. Дисс. докт. пед. наук. СПб., 1998. -443 с.

135. Стельмахович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики украинского народа. Киев, 1989. -40с.

136. Суразаков А.С. Предания старины глубокой. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское книжное издательство, 1985. -80 с.

137. Суразакова Н.Н. Первые учебные книги на алтайском языке. /Сборник статей по филологии и педагогике. —Горно-Алтайск: «Юч-Сюмер», 1995. 143 с.

138. Тадина Н.А. Соотношение этнокультурных ориентаций у алтай-кижи средней Катуни. //Источники по истории Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1997. - 302 с.

139. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе. //Педагогика. -1999. № 2. - с.30-35.

140. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура воспитания подрастающего поколения.- Сыктывкар.: Народная педагогика, 1994.-120 с.

141. Типовое положение об Образовательном Учреждении дополнительного профессионального образования. Утв. Пост, прав. РФ. от 26.06.1995. №610. с.152

142. Толковый словарь русского языка: В 4 т., т.З. /Под ред. проф. Д. Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996. - 712 с.

143. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX-XX вв.). Новосибирск: Наука, 1987. - 157 с.

144. Троицкий В.Ю. Школа и возрождение национального самосознания. //Воспитание школьников. 1997. - №3.- с.16-24.

145. Тыбыкова А.Т. Происхождение алтайской письменности и современный этнокультурный процесс. //Язык и культура алтайцев. Горно-Алтайск, 1993. - 125 с.

146. Тюменцева Т.С. Этнокультурный компонент в содержании образования при изучении химии в школах Крайнего Севера. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. - 24 с.

147. Тюхтенева С.П. Архаические элементы в современном мировоззрении алтайцев. Дисс. канд. ист. наук. М., 1996. -141с.

148. Укачин Б.У. Календарь души. Стихи, баллады, поэмы. -Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1982. 239 с.

149. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение, 1968. 557 с.

150. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 3. М-Л., 1954. - 526 с.

151. Федеральный Закон «Об образовании». М.: Издательский Дом ИНФРА - М, 2000. - 52 с.

152. Фёдорова С.Н. Этнокультурные традиции воспитания в современной Марийской системе образования. Дисс. канд. пед. Наук. М., 1998.-156 с.

153. Функ Д.А. Телеуты. Кн. 2. М., 1993. - 325 с.171 .Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань: Таткнигоиздат, 1967. — 46 с.

154. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). Дисс. докт. пед. наук. М.: Прометей, 1999. -227 с.

155. Хасанова Г.В. Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования. Дисс. докт. пед. наук. Казань, 1999. -337 с.

156. Христова Е.П. Народная педагогика: исторические и теоретико-методологические проблемы. Автореф. канд. пед. наук. М., 1988. - 20 с.

157. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985.- 172 с.

158. Шамахов Ф.Ф. Школа западной Сибири в конце XIX -начале XX вв. Дисс. докт. пед. наук в 3-х т., т.З. Томск, 1957.- 180 с

159. Шамахов Ф.Ф. Школа западной Сибири в конце XIX -начале XX вв. Дисс. докт. пед. наук в 3-х т., т.2. Томск, 1957.- 386 с.

160. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. М.: Институт развития регионального образования, 1997.- 175 с.

161. Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. кн. изд., 1981. - 182 с.

162. Шерстова Л.И. Алтай-кижи в конце XIX начале XX в. Дисс. канд. ист. наук. -Ленинград, 1985. -223 с.

163. Шерстова JI.И. Тайна долины Теренг. -Горно-Алтайск: «Ак-Чечек», 1996.-192 с.

164. Школа и мир культуры этносов. -М.: Институт национальных проблем образования, 1993.-252 с.

165. Школы Сибири за 60 лет Советской власти. -Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1982. 256 с.

166. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Адыгейское отд. Краснодарск. кн. изд-ва, 1989. - 142 с.

167. Щуркова Н.Е.'Собранье пёстрых дел: Методический материал для работы с детьми. М.: Новая жизнь, 1994.-96 с.

168. Щуркова Н.Е. Воспитание как вхождение ребёнка в культуру. //Воспитание школьников. 1994. - №5. — с.5-28.

169. Экологическая обстановка в Республике Алтай. Т.4. //Федеральный вестник экологического права. 2000. -№ 1 1 - 12. - 128 с.

170. Этническая культура: проблема самосохранения в современном контексте. М.: «Логос», 1997. -'260 с.

171. Этническая педагогика. — Астрахань: Издательство Астраханского педагогического института, 1995. -475 с.

172. Этнические и этнокультурные процессы у народов Сибири. Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 1992. -172 с.191 .Этнические процессы в современном мире. /Под ред. Бромлея Ю.В. М.: Наука, 1987.- 446 с.

173. Этнокультурная направленность учебно-воспитательного процесса. //Сибирский учитель. 1999. -№4. - с.1-10.

174. Этнологический словарь. М., 1996, -188 с.

175. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: поиск и решения: /Материалы международной научно-практической конференции. М.: Гос. научноисследовательский институт семьи и воспитания, 1999. —268 с.

176. Языки семьи и школы. /Под ред. С. Кроона и Г.В. Хру-слова.-М.: ИНПО, 2001.- 184 с.

177. Berkel К. Konflikttraining: Konflikte verstehen und bewaltigen. Heidelberg-Sauer-Verlag, 1996. 86 S.

178. Zipps Т. Das Wissen von fremden Ichen. Psycnol. Untersuchungen, 1970. Zitiert nach J.Moreno: Die Grundlagen der Soziometrie: 2 Aufl.,/ Kolnopladen: Wesdeutscher Verlag, 1967.

179. Архивные источники из фондов Государственной архивной службы Республики Алтай (ГАРА).

180. ГАРА, ф.55, о.12, д.118, л.2.200.ГАРА, ф.55, д.362, л.44.

181. ГАРА, ф.55, о.12, д.84, л.8, 43.

182. ГАРА, ф.55, о.2, д.18. л.5

183. ГАРА, ф.55, оп.26, д.2, л.15.

184. ГАРА, ф.55, оп.26, д.11, л.2