Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение алтайского героического эпоса на уроках родной литературы в 5-9 классах школ Республики Алтай

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Метреева, Торкош Валерьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Изучение алтайского героического эпоса на уроках родной литературы в 5-9 классах школ Республики Алтай», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Метреева, Торкош Валерьевна, 2005 год

Введение.

Глава I. Теоретические и методические основы изучения алтайского героического эпоса.

1.1. Взгляды современных литературоведов, фольклористов, этнографов на происхождение и эволюцию алтайского героического эпоса.

1.2. Этнокультурная направленность литературного образования.

Методы и приемы изучения художественного текста.

1.3. Воспитательный потенциал алтайского фольклора.

Выводы по I главе.

Глава II. Современное состояние изучения героического эпоса в.школах

Республики Алтай.

2.1. Состояние литературного образования в школах Республики Алтай.

2.2. Анализ учебников и учебных пособий по алтайской литературе в аспекте темы исследования.

2.3. Констатирующий эксперимент по состоянию изучения алтайского героического эпоса в школах Республики

Алтай.

Выводы по II главе.:.

Глава III. Изучение алтайского героического эпоса эпоса во взаимосвязи с эпическими сказаниями народов России

3.1. Комментированное чтение с элементами беседы при изучении эпоса «Оскус-Уул» с шорским эпосом «Ай Толай» в 5 классе.

3.2. Различные формы самостоятельных работ учащихся 6 классов при сравнительно-сопоставительном изучении алтайского и бурятского эпоса.

3.3. Краеведческая работа учащихся 7 класса при изучении при изучении алтайского и хакасского эпоса.

3.4. Пересказ-анализ как один из эффективных приемов изучения алтайского эпоса «Козуйке» во взаимосвязи с казахским и татарским эпосом в 8 классе.

3.5. Изучение героического эпоса "Маадай-Кара" в 9 классе.

3.6. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Изучение алтайского героического эпоса на уроках родной литературы в 5-9 классах школ Республики Алтай"

Современная школа требует новых подходов к реализации литературного образования на основе гуманистического принципа обучения. Пробудившееся национальное самосознание многочисленных народов России требует возрождения культурных ценностей далекого прошлого, так как в древней народной культуре заложены основы благородного отношения людей друг к другу, любви к отечеству, к миру родной природы.

Алтайский народ имеет древнюю культуру, свои обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение устами народных сказителей эпических сказаний.

В проекте «Стандарта основного общего образования» (март 2004) по литературе четко прозвучала мысль об этнокультурной направленности литературного образования, о воспитании у школьников «гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры». В этом же документе подчеркивается особая роль в системе литературного образования изучения устного народного творчества как части общей культуры народа.

Выбрав темой исследования проблему изучения алтайского героического эпоса на уроках родной литературы в 5-9 классах школ Республики Алтай, мы в первую очередь ставили задачу реализации идеи этнокультурной направленности литературного образования. В законе «Об образовании» сказано, что ведущим принципом государственной политики является развитие национальных культур и национальных традиций. При этом нельзя забывать о такой важной цели уроков литературы, как обеспечение поэтапного усвоения культурных ценностей всех народов России.

Изучение героического эпоса на уроках родной литературы является духовной базой для формирования мировоззрения, воспитания гуманистических идеалов и нравственных критериев будущего гражданина своей родины.

В процессе изучения эпических сказаний ученики познают тайну жизни своих предков, их нравственные законы, духовные запросы, их философские, религиозные взгляды, которые создавались и эволюционировали на протяжении многих тысячелетий. Знакомство учащихся с эпическими сказаниями своего народа в сопоставлении с эпосом других народов России (русских, шорцев, хакасов, казахов, бурят), имеет огромное воспитательное значение, так как школьники познают забытые гуманистические традиции и начинают понимать, что народ тысячелетиями сохранял и передавал следующим поколениям духовную мудрость, народные традиции.

Идея этнокультурной направленности литературного образования находит свою реализацию при изучении героического эпоса народов России, в данном случае - героического эпоса алтайского народа.

Решение проблемы изучения произведений алтайского фольклора как источника познания культуры алтайского народа в педагогических условиях Республики Алтай осложняется по ряду объективных причин:

- неразработанность содержания и структуры национально-регионального (этнокультурного) компонента в школьном курсе алтайской литературы;

- недостаточность исследований методического характера в аспекте взаимосвязанного изучения русской и родной литератур;

- отсутствие разработанной системы изучения алтайской литературы с учетом принципа этнокультурной направленности литературного образования;

- ограниченность средств массовой информации в плане культурове-дения; слабая оснащенность школьных библиотек литературой народов России; отсутствие необходимых педагогических условий для проведения творческих и самостоятельных работ во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.

Возникает противоречие между необходимостью использования этнокультурного потенциала алтайского фольклора для литературного образования и духовного развития личности и отсутствием разработанных методических моделей, пригодных для использования в учебно-воспитательном процессе.

Указанные трудности и противоречия привели к необходимости коррекции содержания предмета «Алтайская литература», потребовали определения новых методических путей изучения алтайской литературы, суть которых состоит в сравнительно-сопоставительном изучении алтайского фольклора и устного народного творчества других народов России.

Объект исследования - процесс поэтапного изучения алтайского героического эпоса в школах Республики Алтай.

Предмет исследования - методика сравнительно-сопоставительного изучения алтайского героического эпоса и героических сказаний других народов (казахов, сибирских татар, хакасов, шорцев).

Цель исследования - создание эффективной методической системы поэтапного изучения алтайского героического эпоса с учетом принципов этнокультурной направленности литературного образования и взаимосвязи литератур.

Гипотеза исследования - изучение алтайского героического эпоса и фольклора других народов России будет способствовать реализации идеи этнокультурной направленности литературного образования, если: изучение эпических сказаний тюркских народов будет осуществляться на основе сравнительно-сопоставительного анализа тематики, сюжета, образной системы, жанровых особенностей и художественно-изобразительных средств; в процессе изучения героического эпоса значительное внимание будет уделяться быту, культуре, обычаям того или иного народа, а также философским, религиозным воззрениям древних народов России, национальному своеобразию духовной культуры;

- привлечение материалов литературного краеведения в процессе самостоятельных творческих работ будет проводиться систематически на всех этапах изучения эпических сказаний;

Для реализации цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1.Осмыслить работы педагогов, психологов, методистов, литературоведов, фольклористов и этнографов как прошлого, так и настоящего времени, выявить психолого-педагогические и методические принципы построения эффективной системы изучения эпических героических сказаний.

2. Разработать методическую систему изучения алтайского эпоса на основе привлечения материалов литературного краеведения, межпредметных связей, а также взаимосвязи с различными видами искусства;

3. Определить специфическую роль этнокультурной направленности изучения героического эпоса в процессе анализа художественного текста героических сказаний и работы над культуроведческой лексикой эпоса.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (изучение и анализ трудов по фольклористике, литературоведению, методике, педагогике, психологии, этнографии в аспекте темы исследования; анализ программ, учебников и учебных пособий по алтайской литературе);

- эмпирические (проведение бесед, анкетирование учащихся и учителей экспериментальных школ; наблюдение за ходом классных и внеклассных занятий; анализ устных и письменных ответов учащихся; проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).

Методологической основой исследования являются научные концепции отечественных ученых-фольклористов о жанре героического эпоса К.С. Аникина, Е.В. Баранниковой, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, А.И. Никифорова, Э.В. Померанцевой, В.Я. Проппа, С.С. Суразакова; психологов Б.Г. Ананьева, П.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.К. Маркова; педагогов о гуманизации и гуманитаризации системы образования Ш.А. Амоношвили, Е.Н. Ильина, В.А. Сухомлинского, В.М. Шаталова, нацеленные на воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности; методистов М.Г. Ахметзянова, И.Х. Майоровой, М.В. Черкезовой, К.М. Нартова, JI.A. Шеймана в области взаимосвязанного изучения литературы и диалога культур; в области этнокультурной направленности литературного образования С.К. Бирюковой, Н.Н. Вербовой, Р.З. Хайруллина.

Экспериментальная база исследования: 5-9 классы Мухор-Тархатинской, Кош-Агачской, Бельтирской средних школ Кош-Агачского района Республики Алтай. Всего в эксперименте участвовало 379 учащихся.

Этапы исследования:

Исследование проводилось в три этапа с 2001 по 2004г.

Первый этап (2001-2002гг.) - изучение и анализ литературы по фольклору, литературоведению, психологии и педагогике, теории и методике литературы, этнографии; проведение констатирующего эксперимента с целью проверки знаний учащихся и выявления трудностей изучения героического эпоса.

Второй этап (2002-2003 гг.) - анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка методики изучения алтайского героического эпоса с опорой на принцип этнокультурной направленности литературного образования на уроках родной литературы, проведение обучающего эксперимента;

Третий этап (2003-2004 гг.) - анализ и обработка данных, полученных в ходе обучающего эксперимента, внедрение разработанной методики изучения алтайского героического эпоса с учетом этнокультурой направленности.

Обобщались, систематизировались результаты работы, велась работа над текстом диссертации.

Новизна исследования заключается в следующем:

- определена последовательность изучения алтайских героических сказаний в 5-9 классах с учетом возрастных особенностей учащихся и специфики педагогических условий школ Республики Алтай.

- реализован этнокультурный подход при сравнительно-сопоставительном анализе эпических сказаний разных народов;

- проведен отбор текстов эпических сказаний алтайцев, шорцев, хакасов, казахов, башкир для сравнительно-сопоставительного изучения в 5-9 классах.

Теоретическая значимость исследования:

- дано научное обоснование методики поэтапного изучения алтайского героического эпоса во взаимосвязи с фольклором других народов;

- разработаны методические принципы использования сравнительно-сопоставительного подхода к изучению алтайского фольклора в школе;

- определены методы, приемы и формы работы, эффективные при реализации принципа этнокультурной направленности литературного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- разработана методическая система изучения героического эпоса в 5-9 классах (основная школа) с опорой на взаимосвязь алтайской и других литератур народов России и краеведения.

- разработана система уроков по взаимосвязанному изучению героического эпоса тюркских народов;

- разработаны и созданы методические рекомендации по использованию культуроведческих словарей с целью выработки у школьников умений и навыков работы с лексикой, имеющей этнокультурную направленность.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ, учебников для школ Республики Алтай, а также при разработке содержания лекций по методике алтайской литературы в педагогических вузах.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической ориентацией на ведущие концепции отечественной педагогики и методики преподавания литературы, использованием методов, соответствующих поставленным целям и задачам, положительными результатами проведенного эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обучающего эксперимента в Мухор-Тархатинской, Кош-Агачской, Бельтирской средних школах Кош-Агачского района Республики Алтай. По теме диссертации опубликованы 3 работы.

На защиту выносятся следующие положения: опора на этнокультурный принцип литературного образования в процессе изучения алтайского героического эпоса способствует усвоению знаний о традициях и культуре разных народов, литературных знаний, а также формированию национального самосознания и патриотических взглядов учащихся;

- сравнительно-сопоставительный анализ эпических сказаний различных тюркских народов должен осуществляться с учетом их нравственных, эстетических, философских и религиозных традиций. использование широкого спектра самостоятельных творческих заданий в урочной и внеклассной работе по изучению эпических сказаний оптимизируют усвоение фольклорного текста и способствует воспитанию у школьников самостоятельных взглядов и суждений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из теоретического анализа работ по педагогике, литературоведению, этнографии и методики изучения литературы в школе, а также результатов проведенного исследования и опытно-экспериментального обучения, мы пришли к следующим выводам:

1. Предложенная нами система изучения алтайского героического эпоса стимулирует культуроведческие основы творчески-поисковой деятельности учащихся, углубляет интерес к словесному искусству, приобщает к культурным ценностям своего и других народов, формирует национальное самосознание учащихся, расширяет духовный, нравственный и эстетический опыт учащихся, учит самостоятельному поиску этнокультурных связей.

2. Практическая реализация основных положений разработанной нами методической системы предполагает изучение исторического и культурного опыта народа, использование новейших достижений этнографии, фольклористики, литературоведения, этнопедагогики при изучении алтайского героического эпоса.

3. Методика изучения алтайского фольклора может быть применена в разных типах школ, так как вооружает учащихся навыками самостоятельного овладения знаниями, прививает любовь к родному языку, фольклору, к истории, культуре своего и других народов, дает учащимся материал для наблюдений не только литературоведческого, но и социально-исторического, этнографического, лингвогеографического характера.

4. Школьный анализ текстов героического эпоса предполагает раскрытие понимания таких важных образовательных и воспитательных проблем как: межнациональные этнокультурные связи; углубленное осмысление идейного содержания художественных особенностей эпических сказаний; осмысление роли изобразительных средств в эпических произведениях; осмысление философских и мировоззренческих проблем, получивших освещение в эпосе.

5. Эффективность предложенной системы зависит от ряда требований: высокой профессиональной подготовки учителя, учета общей подготовленности и литературных знаний учащихся, применения разнообразных эффективных форм и методов, умелой координации изучения фольклора разных народов.

6. Учитывая специфику восприятия учащимися-алтайцами своего фольклора и фольклора народов России, мы пришли к выводу, что эффективными видами заданий при анализе текста являются: художественный пересказ близко к тексту; сочинение учащимися небольших рассказов на тему, близкую к изученному эпосу, составление культурологических школьных словариков с тематическими рубриками: «мир животных», «бытовые предметы древнего мира», «праздники», «метрическая система древних тюрков», «этика древнего общества» и т.д.

Перспектива исследования состоит в разработке программ и содержания учебников по алтайской литературе для учителей и учащихся 5-9 классов, а также для студентов филологического факультета алтайского отделения Горно-Алтайского государственного университета.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Метреева, Торкош Валерьевна, Москва

1. Аксенов А.Н. Тувинская народная музыка. - М., 1964. - 128 с.

2. Актуальные проблемы современной алтайской литературы. Горно-Алтайск, 1995. - 194 с.

3. Алтай фольклор. — Горно-Алтайск, 1995. 128 с.

4. Алтайские благопожелания / Сост. Укачина К.Е., Ямаева Е.Е. — Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. 143 с. - На алтай. яз.

5. Алтайский фольклор / Материалы улагашевских чтений. — Горно-Алтайск, 1980.- 154 с.

6. Алтын-Арыг: Хакасский героический эпос. М.: Наука, 1988. —591с.

7. Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций. Дис.канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1995. - 147с.

8. Аносский сборник Омск, 1915.-232с.

9. Анохин А.В. Материалы по истории шаманизма у алтайцев. Л., 1924.- 152 с.

10. Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1996. - 16 с.

11. Баскаков Н.Б. Алтайский фольклор и литература. — Барнаул: Ал-тайгиз, 1948.-123 с.

12. Баскаков Н.Б. Северные диалекты алтайского (ойротского) языка. Диалект черневых татар (туба кижи). М.: Наука, 1965. — 338 с.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986.-445 с.

14. Башкирский народный эпос. М.: Наука. 1977. - 517 с.

15. Бежаева Ф.Г. Изучение нартского эпоса в школе: Учеб. пособие. Владикавказ, 2002.- 141с.

16. Библер B.C. Диалог Сознание. Культура: (Идея культуры в работах М. М. Бахтина)//-М.: Одиссей, 1989.-С. 21-59.

17. Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) / / Вопросы философии. 1998.-№ 6. - 347 с.

18. Бирюкова С.К. Национально-региональный компонент в учебниках по родной литературе. / / Содержание образования в полиэтнической России в современных условиях. М., 2003. - С. 26-34.

19. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классики. М.: ИНПО, 1999. - 281 с.

20. Бирюкова С.К. Специфика словарно-фразеологической работы на уроках литературы в классах национальной школы. — Владикавказ, 1990. — 47 с.

21. Бугаев Н.И. Национальная школа: изучение культуры или культурологическая направленность системы образования./ Национальная школа: концепция и технология развития. — М., Просвещение, 1993. —С. 196-198.

22. Бурулова М.М. Народные традиции воспитания в алтайской национальной школе. Дисс.канд.пед.наук. -М., 1996. 164 с.

23. Бурчина Д.А. Гэсэриада западных бурят. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1990.- 217 с.

24. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. I. — СПб.: Типогр. товар-ство «Общая польза», 1861. 643 с.

25. Васильева Д.Е. Национальное и общечеловеческое в якутской литературе Якутск, 1995. 181с.

26. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы / Этнограф, отд. Имп. общ-ва любителей естествознания и антропологии, состоящий при Моск. Ун-те. — М., 1893.- 386 с.

27. Вербицкий В.И. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. — Казань: Издание православного Миссионерского общества, 1884.- 494 с.

28. Вербовая Н.Н. Методические руководства к хрестоматии по русской литературе. Для 5 классов национальных школ России. СПб, 2001. 2 изд. - 78 с.

29. Вербовая Н.Н. Уроки внеклассного чтения и его подготовка в среднем звене в национальной школе. / / Особенности изучения руской литературы в национальной школе / Межвузовский сборник статей. — М., 1990. — С. 44-57с.

30. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., Педагогика, 1986.- 476 с.

31. Водовозов В.И. Предметы обучения в народной школе. Методика обучения грамоте, арифметике и др. предметам. Изд.2-е. СПб., 1985. -291с.

32. Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования, вып. 1—3. — М.: ИНПО, 1992. 78с.

33. Волков Г. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989.- 229 с.

34. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. Пед. учеб. заведений. М., Изд. центр «Академия», 1999. - 168 с.

35. Вольфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. — М.: Новая школа, 1994.-С. 77 с.

36. Вопросы археологии и этнографии в Горном Алтае. — Горно-Алтайск, Г-АНИИЯЛ, 1983. 203 с.

37. Гачев Г.Д. О национальных картинах мира / / Народы Азии и Африки, 1967. -№ 177-92 с.

38. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. 7-е изд. М.: Учпедгиз, 1962.- 495 с.

39. Горький A.M. О литературе. М., 1953. - 693 с.

40. Гребнев Л.В. Тувинский героический эпос. — М., I960.— 144 с.

41. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., Наука, 1967. - 504 с.

42. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина и М.А. Данилова-М., 1975.- 172 с.

43. Древние курганы Алтая. Горно-Алтайск, изд. «Ак-Чечек», 1998. - 127 с.

44. Дукат Л.Ю О некоторых особенностях и функции подростка. — II Вопросы психологии личности школьника. — М., изд. АПН РСФСР, 1961. — 126 с.

45. Дыренкова Н.П. Род, классификационная система родства и брачной нормы у алтайцев и телеут / / Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. М., 1926. — 265 с.

46. Дыренкова Н.П. Шорский фольклор. М - Л., 1940. -108 с.

47. Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и те-ленгитов / / Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988. -С. 152-158.

48. Дьяконова В.П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев в природе и человеке / / Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976. - 330с .

49. Жамансариева С.Д. Идеи и традиции казахской народной педагогики в современной практике воспитания в семье и в школе. Дис.канд. пед. наук.-М., 1994 с.

50. Жамцарано Ц.Ж Образцы народной словесности монгольских племен. Эпические сказания эхирит-булагатов. Тексты. — СПб, 1918.- 156 с.

51. Жирков Е.П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе. Якутск, 1993.- 141 с.

52. Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. -М., 1974.- 725 с.

53. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л: Наука, 1974.726 с.

54. Жуковская Н.Л. Категория и символика традиционной культуры монголов. М., 1992. - 214 с.

55. Забадаев С.Т. Использование краеведческого материала при изучении русской литературы / / Методы преподавания русской литературы в IX-XI классах.-Л., 1989. С. 17-22.

56. Измайлов Э.А. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М.: Педагогика, 1991. 251 с.

57. Искусство узляу у башкир / /Сов. музыка. 1948. № 4. 51с.

58. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысляя — М.: Наследие, 1996.-Вып. 2. 228 с.

59. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. - 400 с.

60. Казагачева З.С. «Алтай баатырлар» — издание алтайского эпоса. / / Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока / / Ин-т мировойлитературы им. А.М.Горького; ГАНИИИЯЛ /Отв. ред. В.М.Гацак. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1986. - С. 234-344.

61. Казагачева З.С. Алтайские героические сказания «Очи-Бала», «Кан-Алтын» Аспекты текстологии и перевода. — Горно-Алтайск, 2002. 348 с.

62. Калачев А. Былина об Алтай-Буучае. / / Живая старина, вып 3—4, СПб, 1896.-С. 492-499.

63. Калачев А. Поездка к теленгитам на Алтай. / / Живая старина, вып. 3-4. СПб ., 1896. - С. 482—483.

64. Кандаракова Е.П. Алтайские благопожелания и обряды их исполнения. Горно-Алтайск, 1993. - 19 с.

65. Кандаракова Е.П. Соенов В.И. Материальная культура алтайцев. — Горно-Алтайск, 1994. 32 с.

66. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе, Учебн. Пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение. - С. 214-217.

67. Каташ С.С. Мудрость всегда современна. Горно-Алтайск, 1984.124 с.

68. Каташев С.М. Особенности напевного и речевого стиха алтайского героического эпоса / / Фольклорное наследие Горного Алтая /ГАНИИИЯЛ. -Горно-Алтайск, 1989. С. 72-81.

69. Каташев С.М. Поэтика алтайского героического эпоса. / / Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. / Ин-т мировой литры им. А. Горького; ГАНИИИЯЛ. Отв. ред. В.М Гацак Горно-Алтайск: Алт.кн. изд-во, 1986.- 72-81с.

70. Качала Я. Язык. Культура. Этнос. М., 1994. - 123 с. '

71. Кеннель А.А. Народное музыкальное творчество хакасов. — Абакан, 1955.- 78 с.

72. Киндикова Н. М. Изучение алтайской литературы в школе. -Горно-Алтайск: Уч-Сумер, 1995. 110 с.

73. Когутей. Алтайский эпос. Сказитель Ю. Ютканаков. M.-JL: «Academia», 1935.-205 с.

74. Кольчикова H.JI. Изучение хакасского фольклора в школе: (Сопоставит. аспект) / / Пособие для студентов-филологов и учителей шк. — Абакан, 2002. 44 с.

75. Концепция для национальных школ Республики Алтай. — Горно-Алтайск, 1993.- 80 с.

76. Концепция национальных школ: цели и приоритеты содержания образования. Проект. М.: ИНПО, 1994. - 29 с.

77. Концепция образования по русской литературе для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения в 12-летней школе (под рук. М.В.Черкезовой и О.В.Загоровской) / / Литература в школе. 2000. -№ 3. - 64 с.

78. Коптелов А.Л. Н.У.Улагашев и его былины / / Н.У.Улагашев Мал-чы-Мерген. Ойрот-Тура: Ойротоблнациздат, 1947. - С. 3-16. '

79. Коптелов А.Л. Н.У.Улагашев и ойротский народный эпос. / / Ула-гашев Н. У. Алтай-Буучай Новосибирск: Кн. изд-во, 1941. - 50 с.

80. Краткий культурологический словарь / Авторы-сост. М.Б. Ладыгин, О.М., Ладыгина. М., 2001. - 94 с.

81. Кугаевская Т.А. Материалы литературных связей и краеведения в курсе русской литературы (в 8-10 классах якутской школы). Якутск, 1972.- 11 с.

82. Кузьмин М.Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации / / Труды ИНПО, вып.1. М.: ИНПО, 1993.- 145 с.

83. Кузьмин М.Н. Полиэтничность российского общества и задачи системы образования как инструмента модернизации России. М., 1998. -7с.

84. Кулагина И.Ю, Фридман JI.M. Психологический справочник учителя.-М., 1991.-57 с.

85. Кызласов И.Л. Древняя письменность саяно-алтайских тюрков. -М.: Восточная литература РАН, 1994.- 100 с.

86. Лебединский Л.Н. Искусство "узляу" у башкир / / Сов. Музыка 1948.34.- 51 с.

87. Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987. 69 с.

88. Ломидзе Г.И. Проблемы творческого взаимодействия литератур народов СССР. М., 1960. - 30 с.

89. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев A.M. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек и общество. — Новосибирск: Наука, 1989.- 243 с.

90. Маадай-Кара: Алтайский героический эпос — М.: Наука, 1973.—438 с.

91. Майорова А.В. Изучение литературы во взаимодействии с изобразительным искусством // Русск. яз. в нац.шк., 1986. -№ 8. - С. 29-33.

92. Майорова И.Х. Пути и задачи изучения литературных взаимосвязей в национальной школе / / Проблемы литературных взаимосвязей в преподавании русской литературы в национальной школе / Под ред. А.А.Волкова, И.Х.Майоровой. — М.: Педагогика, 1976. — С. 5-17.

93. Малов Е.С. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. -М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 451 с.

94. Маранцман В.Г. Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1974.- 206 с.

95. Марквард К.Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного изучения / Сост. А.М.Матюшкин, А.Г.Петросян. — М.: Знание, 1981.- 83 с.

96. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. Под редакцией Е.Н. Колокольцева. М., 1990. - 217с.

97. Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема / / Художественное восприятие / Под. ред. Б.С. Мейлаха. Сб. 1. — JL: Наука, 1971.- С. 10-29.

98. Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора// Всесоюзная научная конференция «Проблемы исторической поэтики фольклора».-М., 1977.- С. 7-23.

99. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. — М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963. 464 с.

100. ЮО.Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности / / Вопросы психологии. 1989. № 5. - 118 с.

101. Методика преподавания русской литературы в национальной школе Под ред.М.В.Черкезовой и А.Д.Жижиной. Л.: Просвещ., 1984. -308с.

102. Мундус-Эдоков М.В. Эр.инелу бичик / 1ажы jaaH улустын баш-тапкы уренер бичиги/ Букварь. М., 1925. - 19 с. - На алтай. яз.

103. Мухин B.C. Детская психология. М., 1985. - 20 с.

104. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся.-М., 1992.- 47 с.

105. Национальное образование и единство Российского образовательного пространства М., 1999.- 51 с.

106. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Алтайские героические сказания. — Новосибирск: Наука, Сибирское предприятие РАН, 1997.- 662 с.

107. Ю.Перепелкина Л.П. Пути изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе: Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. М., 1999. - 16 с.

108. Потанин Г.Н. Несколько вопросов по изучению поверий, сказаний суеверных обычаев и обрядов у сибирских инородцев. СПб., 1881 с.

109. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии в 4-х т. СПб., 1866.- 944 с.

110. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм.-Л.: Наука, 1991.- 321 с.

111. Н.Потапов Л.П. Возрожденный народ. Краткие очерки по истории алтайцев. Новосибирск, 1942— 145 с.

112. Потапов Л.П. Героический эпос алтайцев. / / Сов. Этнография, 1949. Т. 10.- 132 с.

113. Потапов Л.П. Конь в верованиях и эпосе Саяно-Алтая. / / Фольклор и этнография: связи фольклора с древними представлениями и обрядами. — Л.: Наука, Лениниград. отд., 1977. 164-178 с.

114. Потапов Л.П.Бубен телеутской шаманки и его рисунки / / Сб.МАЭ.-М., 1949.-Т.Ю.- С. 191-200.

115. Пранцова Г.В.Изучение фольклора в школе: / Учеб.-метод. пособие.-Пенза, 2002.- 79 с.

116. Проблемы изучения древней культуры населения Горного Алтая / Сб. статей. Горно-Алтайск, 1988. - 275 с.

117. Программа по литературному чтению для ойротских национальных школ. / Сост. Т.М. Тощакова. — Барнаул, 1941. — 11с.

118. Пропп В.Я. Фольклор и действительность.-М., 1976.- 326 с.

119. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976. - 244 с.

120. Путилов Б.Н. Эпическое сказительство. Типология и этническая специфика. М., 1977. 295 с.

121. Пухов И.В.Алтайский народный героический эпос «Маадай-Кара» -М.: Наука, 1973.- 173-185 с.

122. Радлов В.В. Из Сибири / Страницы дневника М., 1989. - 749 с.

123. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. Ч. 1. СПб., 1866. - 419 с.

124. Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. Т. 11,3.- СПб., 1899.- 27 с.

125. Роговер Е.С. Взаимодействие национальных культур в процессе литературного образования. -М., 2001. — 247 с.

126. Русско-национальные связи в преподавании русской литературы в национальной школе. / Сб.научн. трудов. М., 1982. - 210 с.

127. Рыбникова М.А. Очерки по методике преподавания литературного чтения. 3-е изд. М.: Учпедгиз, 1963. - 314 с.

128. Рыжеволова А.В.Изучение русской литературы в ее взаимосвязях с родной литературой. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1963. - 203 с.

129. Сагалаев A.M. Алтай в зеркале мифа. — Новосибирск: Наука, 1992.- 176 с.

130. Сагалаев A.M. Мифология и верование алтайцев: Центрально-азиатские влияния. Новосибирск, 1984.— 121 с.

131. Сагалаев A.M. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вечный мир. Отв. ред. И. Н. Гемуев. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1988. 224 с.

132. Садалова Т.М. Понятие о трех мирах в алтайском фольклоре. / / Кан-Алтай. (Фонд им. С.С Суразакова). Горно-Алтайск, 1995.- № 18. — С.11-12.

133. Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII серед. XIX в.: проблемы политической истории и присоединения к России. - Горно-Алтайск. - 256 с.

134. Сананбасова Р.К. Народная педагогика алтайцев. Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1993.- 217 с.

135. Сатлаев Ф.А. История Горного Алтая. — Горно-Алтайск, 1995. —242 с.

136. Семенина С.К. Координация и интеграция в преподавании русской и осетинской литературы на основе диалога культур в национальной (осетинской) школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 1998 с.

137. Смердов А. Ай-Толай. Новосибирск, 1948. - 9 с.

138. Соенов В.И. Обзор вооруженной и военной тактики кочевников Алтая в XII-XVII вв. по материалам героического эпоса. / / Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. ГАНИИИЯЛ / Отв> ред. А.С. Суразаков. — Горно-Алтайск, 1994.- С. 176-187.

139. Спиридонова И.Е. Актуальные проблемы этнокультурного взаимодействия в PC (Я) 90-е годы XX века / / Этносоциальное развитие Республики Саха Якутия. Новосибирск: Наука, 2000. - 198 с.

140. Суразаков А.С. История и культура народов Горного-Алтая (учебник для старших классов). — Горно-Алтайск: Кн.изд-во, 1994.— 135 с.

141. Суразаков С.С. Алтайский героический эпо с. — М.: Наука, 1985.255 с.

142. Суразаков С.С. Героическое сказание об Алтай-Буучае. Исследование и тексты. ГАНИИИЯЛ. Горно-Алтайск, 1994. — 187 с.

143. Суразаков С.С. Из глубины веков. Сб. статей о героическом эпосе алтайцев. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1982. - 143 с.

144. Суразаков С.С. Калмыцкий «Джангар» и героический эпос алтайцев. / / Проблема алтаистики и моноголоведения. Материалы научной конференции — Элиста, 1974. С. 230-236.

145. Сусоколов А.А. Устойчивость этноса и концепции национальных школ России. М., 1994. - 106 с.

146. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 2. М., 1980. - С. 265-266.

147. Тарасова Е.В. Диалог национальных культур на уроках литературы при изучении фольклора в 5-7 классах (на примере Забайкалья): Дис.канд. пед. наук. — Чита, 1999. Типология народного эпоса. — М.: Наука, 1975. С. 12-64.

148. Титов В.Богатырские поэмы минусинских татар. СПб, 1856. —1. С.5.

149. Токарев C.JT. Этнография народов ССР: исторические основы быта и культуры. -М.: МГУ, 1958. 615 с.

150. Толбина М.А. Некоторые особенности стиля сказочника. / / Археологические и фольклорные источники по истории Горного Алтая. — Горно-Алтайск: ГАНИИЯЛ, 1994.-С. 169-175.

151. Томские епархиальные ведомости. -№ 14. — С. 719-727, 727-729. -№15.-С. 756-769.

152. Тощакова Е.М. Обычай левират у южных алтайцев / / Сибирский тюркологический сборник. — Новосибирск, 1976. — С. 223—226.

153. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев / XIX-нач. XX в. -Новосибирск: Наука, 1978.- 160 с.

154. Традиционное мировоззрение народов Сибири. -М., 1996. 155с.

155. Тыбыкова А.Т. Происхождение алтайской письменности и современный этнокультурный процесс / / Язык и культура алтайцев / Сб. статей. -Горно-Алтайск, 1993.- 143 с.

156. Тюхтенева С.П. О символике цвета в культуре алтайцев / / Материалы по истории и культуре Республики Алтай. — Горно-Алтайск, 1994. — С. 60-65.

157. Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан, 1972.- 61 с.

158. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. — М., 1968.- 218 с.

159. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. -М., 1974.- 243 с.

160. Хайруллин Р.З. Научно-методические основы взаимосвязанного изучения родной и руской литератур. М., 1995. — 234 с.

161. Хайруллин Р.З. Научные основы и методика изучения литературы народов России в системе литературного образования учащихся национальных школ: Автореф.дис . д-ра пед. наук. СПб., 1999.

162. Хайруллин Р.З., Бирюкова С.К. Литература народов России. Учебник-хрестоматия для учащихся 5-6 классов национальных школ. В двух частях: Часть I. СПб., 2000.- 213 с.

163. Хайруллин Р.З., Бирюкова С.К. Литература народов России: Учебник-хрестоматия для учащихся 7-8 классов национальных школ. В двух частях: Часть I. СПб., 2000. - 217 с.

164. Ханбиков Я.И.Использование народных традиций в воспитательной работе национальных школ / / Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. Вып. 2. — Казань, 1976. 34 с.

165. Чагат-Строев П.А. Баштамы школдорго литературанын хрестома-тиязы. Учинчи класска. Новосибирск, 1934.— 103 с. - На алтай. яз.

166. Черкезова М.В. Литература и культура. (Пособие для учителя). — М., 1999.- 124 с.

167. Чудояков А.И. Этюды шорского эпоса. — Кемерово: Кн. изд-во, 1995.- 221 с.

168. Шаманизм и ранние религиозные представления: К 90-летию Л.П.Потапова. М., 1995.- 272 с.

169. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. М., 1997. - 173 с.

170. Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск, 1981. - 182 с.

171. Шатинова Н.И. Традиционные обряды алтайцев, связанные с рождением ребенка / / Вопросы истории Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1980. - С. 142-160.

172. Шатинова Н.И. Мир невидимых по традиционным представлениям алтайцев / / Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. — Горно-Алтайск, 1983.- С. 149-161.

173. Шейкин Ю.И. Алтайское эпическое интонирование. / / Алтайские героические сказания. Новосибирск: Наука, 1997. - С. 47-70.

174. Шейман Л.А.Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе, ч 1. —Фрунзе, 1981.-215 с.

175. Шинжин И.Б. Сказитель Алексей Калкин (к 60-летию сказителя) / Горно-Алт. НИИИЯЛ. Горно-Алтайск, 1987.- 47 с.

176. Шульгин Б.Ш.Об алтайском кае / / Маадай-Кара. М., 1973.459 с.

177. Эдоков А.В. Декоративное искусство Горного-Алтая (с древнейших времен до наших дней) — Горно-Алтайск, 2002. — 192 с.

178. Эркенов М. Фольклор на уроках родной литературы вс карачаевской школе / / Родной и русский язык в национальной школе России. М., 1990.-С. 124-132.

179. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, быт и современное положение.-СПб, 1891.- 308 с.

180. Яковлев С.К.Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея. Минусинск, 1900. - 114 с.

181. Ямаева З.Я. Алтайский героический эпос: Автореф.канд. ист. наук.-Л., 1986.-20 с.

182. Ямаева. А.Н. Алтайская духовная культура. Миф. Эпос. Ритуал / ГАИТИ. Горно-Алтайск, 1998. - 168 с.