автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретическая обоснованность формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки
- Автор научной работы
- Нарзуллоев, Бахрулло Хайруллоевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Душанбе
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Теоретическая обоснованность формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки"
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
МУЗЫКИ
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования, (педагогические науки)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
I а МАП 2014
Душанбе - 2014
005549521
Диссертация выполнена на кафедре музыкального воспитания Таджикского государственного института искусств имени Мирзо Турсунзаде
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор Латьшов Диловар Назришоевич
Официальные оппопепты: доктор педагогических наук,
профессор, заведующая кафедрой дошкольного_оброзования Таджикского государственного педагогоческого университета имени С.Айни Маджидова Б. С.
доктор искусствоведения, ректор Таджикской Национальной консерватории имени Т.Сатторова Фарогат Азизи
Ведущая организация: Таджикский национальный
университет
Защита состоится «29» мая 2014 года в 1400 часов на заседании Диссертационного совета Д 737.001.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при Таджикском государственном педагогическом университете имени Садриддина Айни (734003 г. Душанбе, проспект Рудаки, 121).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТГПУ им. Садриддина Айни.
Объявление о зашите и текст автореферата размещены на сайте ТГПУ www.tgpu.tj и ВАК Министерства образования и науки РФ vak2.ed.gov.ru
Автореферат разослан «29»_апреля 2014 г.
Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук,
доцент Абдуллаева Р.Х.
I. Общая характеристика работы Актуальность темы диссертационного исследования. Вопросы формирования этнокультурной компетентности в системе образования приобретают особую актуальность. Особенно важными они являются для будущего учителя музыки - носителя и преемника культурных ценностей от одного поколения к другому. Эту мысль еще раз подчеркнул в своем выступлении Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон: «учитель является продолжателем наших традиций и обычаев».
Приобретение подлинного суверенитета и государственности связано с ростом этнического самосознания, пробуждением интереса к исторической преемственности своего народа, к сохранению этнической культуры, возрождением музыкального народного творчества, традиций, народных праздников, обрядов, обычаев, своеобразием воспитательных систем и т.п.
И это вполне объяснимо. Наряду с этим, опыт XX века убеждает в том, что недостаточное внимание к этнокультурным проблемам чревато необратимыми последствиями для человечества. В Программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» (1995) сказано, что «прямое заимствование иностранных концепций и ценностей и игнорирование региональных и национальных культур и философий влекут за собой негативные последствия для образования. Этот вывод следует принимать во внимание тем государствам, которые проводят реформы высшего образования».
В этой связи в современных условиях возрастает роль учителя как носителя ценностей культуры и передачи их подрастающему поколению, которая, имея в качестве цели развития личности синтез всех богатств человеческой культуры, работает на будущее. От уровня его подготовки, навыков, умения владеть искусством воспитания, от самого его облика, характера, поведения зависит успех формирования человеческой личности. Решающая роль принадлежит ему в общественно-политической и духовной жизни, ибо влияние учителя выходит за пределы школы. Следовательно, формирование этнокультурной компетентности учителя, основанных на знаниях, опыте, ценностях национальной и общечеловеческой культуры, его активной позиции в обществе и государстве приобретает актуальность и особую значимость.
От этнокультурной компетенции учителя в большей мере зависит его социальный престиж в обществе, ибо он, как и вся интеллигенция страны - это луч общества, духовный лидер всей страны, образец и пример для подражания, который верен своему народу и близок ему.
О важности и актуальности формирования этнокультурной компетентности будущего учителя в вузовской среде в целом, и в музыкально-педагогических факультетах, в частности, свидетельствуют
принятые в последние годы в Республике Таджикистан новые государственные нормативные документы и акты: Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепция национальной школы», «Национальная концепция образования в Республике Таджикистан», «Программа этнокультурного образования в республике», государственные стандарты в области музыкального образования и др., где определены основное назначение и функции учителей, их воспитательная этнопедагогическая роль. Ведущими и перспективными идеями этих документов являются идеи использования в образовательно-воспитательной деятельности этнических и общечеловеческих ценностей, в частности культурных традиций, для самореализации будущего учителя, развития его духовно-творческих потенций. Актуальность данной темы обусловлена также необходимостью совершенствования готовности будущего учителя музыки формировать у учащихся этнической культуры путем использования народного художественного творчества.
Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в республике привела к определенным изменениям в системе музыкального образования:
- в условиях независимости республик и приобретения суверенитета повысилась роль этой системы в формировании национального самосознания и этнокультуры подрастающего поколения;
- появились новые направления деятельности, новые структурные подразделения, новые формы взаимодействия учреждений в условиях полиэтничности и моноэтничности образовательной среды;
- обогатилось этнопедагогическое содержание, и обновились формы организации деятельности учителя музыки по развитию этнокультуры, эстетического воспитания и творческой активности детей и т.д.
В результате актуализировалась проблема осмысления, обогащения и использования всей совокупности условий, которыми располагает система музыкального образования, передачи и использовании его в формировании студентов творческого вуза. Другими словами, в центре внимания оказались вопросы формирования этнокультурной компетентности будущего специалиста и возможность её воспитания средствами и методами музыкально-образовательной деятельности.
Однако эти возможности в формировании этнокультурной компетентности будущего учителя музыки используются явно недостаточно.
В связи с этим, в сложившейся ситуации возникла острая необходимость исследовать проблемы формировании этнокультурной компетентности будущего учителя путем использования возможностей вуза, выявить причины того, почему еще не в полной мере используется народная художественная культура в преподавании музыки в школе,
почему музыкально-педагогические факультеты недостаточно уделяют внимание этнопедагогическому материалу в содержании подготовки будущего учителя.
И еще одна немаловажная проблема заключается в том, что сегодня республика столкнулась с проблемой всеобщего охвата девушек общим средним образованием. Снизилось их количество в общеобразовательных школах, в особенности, п 10 и 11 классах. Низка их эстетическая и этнокультурная активность. Некоторые школы не в состоянии удовлетворить разнообразные духовные потребности девушек, представить им разнообразную палитру национальных музыкальных кружков и объединений по интересам, развивать их социально-культурную активность с учетом национальной среды и т.д.
В этой связи компетентность учителя, формирование у него его этнической культуры в условиях общеобразовательной школы приобретает особую важность.
Противоречия, существующие в республике, требуют пристального изучения системы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному воспитанию детей в духе национального наследия, использовании в этом процессе этнокультурных традиций: определения концепции развития музыкального этнокультурного образования на современном этапе; исследования роли учителя музыки как носителя духовно-нравственных и эстетическом ценностей и на их основе обогащения учебно-воспитательного процесса; предотвращения ведомственной ограниченности в организации воспитательной работы, направленной на формирование у студентов - будущих учителей этнокультуры и т.д..
Степспь разработанности проблемы исследования.
Вопросы воспитания будущего учителя в духе национально-культурных и этнокультурных традиций отражены в трудах ученых-педагогов, психологов Республики Таджикистан, в частности, Х.Авзалова, М.Каримовой, М.Лутфуллаева, А.Рахимова, Б.Рахимова, Ф.Шарипова и др. Важными для раскрытия изучаемой проблемы являются труды молодых таджикские ученых - Ф.Мирахмедова, З.Назаровой, М.Турсуновой, Б.Хайруллоева, М. Юлдашевой и других исследователей. Так, культурологический подход на основе национальных традиций как способ модернизации системы музыкального образования исследован в докторской диссертации М.Р.Юлдашевой. Ценным для нашего исследования явилось исследование М.А. Набиевой, в котором изучены степень воздействия и воспитательные аспекты использования таджикской народной музыки в системе музыкально-педагогического образования. В
диссертационных работах Б.Хайруллоева и З.Назаровой исследованы некоторые аспекты музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в
Таджикистане, педагогические аспекты подготовки учителей музыки в специальных музыкальных школах, их готовности к эстетическому воспитанию детей. В работах Ф.Мирахмедова, М.Турсуновой изучены и исследованы вопросы этнокультуры и роль социально-культурной деятельности в её формировании. Однако, поднимаемые нами вопросы, в их работах не нашли достаточного освещения.
Педагогическая мысль тгщжикского народа по этому поводу развивалась вместе с развитием соседствуют!« культур на Востоке. Исторический путь педагогической мысли таджикского народа по этому вопросу показывает, что эти проблемы были главными тематиками педагогических трактатов ученых-энциклопедистов. Бесценные мысли педагогической культуре мы находим в произведениях Ибни Мискавейх, Абуабдулло Рудаки, Абубакра Рази, Абунасра Фараби, Абулкасыма Фирдоуси, Абурайхана Бируни, Абдурахмана Джами, Абуали ибн Сино, Уксурулмаоли Кдйковус, Худжвири Газнзви, Абдухомида Газали, Шахиди Сони, Насрудцини Туси и др.
Вопросы этнокультурной компетенции учителей общеобразовательных школ также оказались в центре внимания таджикских ученых-педагогов С.Алиева, М.А. Арипова, С.Ш. Базаровой, И.Х. Каримовой, Б.К. Кодирова, К.Б. Кодирова, М.Л. Лутфуллоева, Б. Маджидовой, Ш.М. Рузирва, Х.Р. Шомуродова, Р.Юсуфбекова и др. Этноледагогичсскис и г-тнокультурологические аспекты исследования разработаны Д.Латидовым, А.Нуровым, Б.Рахимовым, С.Сулаймони и др. Несомненный интерес представляют исследования Джалиловой Дяс., Закировой З.С., Р.Изаттулоева, в которых рассматриваются различные педагогические аспекты этнокультурной деятельности.
В Таджикистане разработка тематики воспитания в музыкальных учебных заведениях привела к обращению традиционных методик. Это обусловлено тем, что традиционная методика уитод - шогирд включает наряду с обучением музыке, и большой блок воспитательной работы. Глубокому исследованию данной темы посвящены работы доктора искусствоведения Фарогат Азизи.
Вопросы повышения квалификации учителей и самообразования частично исследованы в диссертационных работах Р.Асророва, А.Абдуллоева, Ш.Абдуллосва, Р.Абдушукурова и Ю.Аскарова. Однако, авторы ограничиваются исследованием повышения квалификации к самообразования учителей, дают научное обоснование этого понятия, раскрывают его многоаспектность, предлагают пути совершенствования самообразования учителей.
Анализ других диссертационных исследований, посвященных подготовке будущего учителя, свидетельствуют о пристальном внимании к данной проблеме, развитию наиболее важных общекультурных и профессиональных компетенций.
Таким образом, степень разработанности проблемы показала, что в исследованиях ученых республики изучены и дан анализ основных этапов становления и развития музыкального образования в республике; обобщен опыт работы в этом направлении; предприняты попытки исследования некоторых аспектов музыкального образования, воспитания студентов - будущих учителей музыки. Однако, целостных и комплексных исследований относительно вопросов формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки, не проводилось. За пределами научного анализа остались вопросы перспектив развития и концептуальных основ этнокультурного музыкального образования в стране.
Исследование позволило уточнить ряд концепций и преобразований в развитии системы музыкального образования. Выявлено, что не полностью изучена роль будущего учителя музыки в формировании у подрастающего поколения этнической культуры; не выявлены особенности использования этнопедагогического учебного материала в условиях возрождения национальной культуры и традиций, суверенизации общества.
Изучение и анализ научно-педагогической литературы также показал, что на сегодняшний день еще отсутствуют целостные исследования проблем этнокультурного музыкального образования. Очень мало работ по значению эстетических факторов в формировании этнокультуры будущего учителя и специфике формирования национальной культуры в его работе в общеобразовательной школе. А это приводит к одностороннему подходу в определении и реализации педагогических целей, задач, содержания и форм воспитания в процессе учебной и внеурочной деятельности, использование этнопедагогического материала, в преподавании музыки в школе.
Проблема исследования заключается в недостаточном изучении вопросов этнокультурной компетентности будущего учителя, глубоком противоречии между объективной возможностью будущего учителя в формировании у учащихся этнокультуры, посредством использования этнопедагогического материала (музыкального народного творчества), а также не использованием его в достаточной мере в практике учебно-воспитательной деятельности педагога музыки. Это и определило целесообразность и актуальность выбора темы диссертационного исследования - «Теоретическая обоснованность формирования этнокультурной компетептпости будущего учителя музыки»
Объектом исследования явились педагогические вузы Таджикистана, их музыкально-педагогические факультеты и отделения, формирующие этнокультурную компетентность будущего учителя музыки.
Предметом исследования стал педагогический процесс формирования этнокультурной компетенции будущего учителя музыки.
Цель исследования - теоретическая обоснованность и экспериментальная проверка модели формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки.
Изучение истории и теории вопроса, подкрепленное осуществленным нами поисково-констатирующим исследованием, позволило выдвинуть рабочую гипотезу исследования, исходящую из того, что подготовка будущего учителя к процессу формирования у учащихся этнокультуры с целью этнопедагогической ориентации учащихся будет успешно реализована, если :
— процесс формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки опирается на этнокультурно-ориентированные уроки и внеаудиторные занятия, разнообразные виды народного музыкального творчества;
— учтены педагогические факторы и особенности системы музыкального образования и использован этнопедагогический материал в формировании у учащихся основ этнокультуры:
— четко определены границы использования эстетического потенциала музыкального народного творчества в формировании этнокультуры у обучающихся;
—преодолевается национальная ограниченность студентов, препятствующая утверждению межэтнического единства;
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие его задачи:
-выявить наиболее актуальные проблемы формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки на современном этапе развития образования Таджикистана;
— определить степень научной разработанности проблемы формирования этнокультурной компетентности как педагогического феномена;
выявить факторы и особенности системы музыкального образования и её роль в формировании этнокультуры у будущего учителя музыки;
— выделить условия формирования готовности будущего учителя музыки к процессу формирования этнокультуры с цель этнопедагогической ориентации учащихся;
разработать педагогическую модель формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки и эффективные пути её реализации.
Методологической основой исследования явились философские концепции об этносе, этнических отношениях, этнокультуре и культуре этноса; педагогическое наследие выдающихся мыслителей таджикского народа; идеи и взгляды крупнейших российских и зарубежных ученых в области этнокультурной компетентности, этнокультурного образования; роли национальных и
общечеловеческих ценностей в формировании этнокультурной
компетентности будущего учителя, урегулировании межэтнических отношений среди учащейся молодёжи.
Ценными стали выдвинутые положения о реформировании системы музыкального образования, модернизации её содержания с учетом требований национальной концепции воспитания в суверенном государстве, учитывающей этническое многообразие культур и этнопедагогический материал.
Кроме того, решению сложной и актуальной проблемы формирования этнокультуры у будущего учителя, безусловно, способствовало конструктивное изучение передового опыта учителей музыки в общеобразовательных школах республики, который обобщен в методических публикациях, учебно-методических материалах и нормативных документах Минобразования и науки Республики Таджикистан, а также положения музыкальной педагогики о том, что музыкальное воспитание и обучение проходят эффективнее на доступном, знакомом материале.
С учетом специфики исследования были использованы следующие методы исследовании: анализ философской, социологической, историко-педагогической, этнологической, этнокультурологической литературы, которые посвящены вопросам этноса, формированию этнического сознания; изучение и обобщение передового опыта учителей музыки; беседы, наблюдения, опросы опытных учителей музыки; анализ документов учебной и производственной практики базовых школ; педагогический эксперимент и др.
Источниками исследования послужили философские и педагогические труды ученых по вопросам этноса, формирования этнической культуры, музыкального образования; нормативно-правовые документы в этой сфере; материалы периодической печати; работы, определяющие развитие системы музыкального образования детей в Таджикистане в современных условиях.
Организация и осповные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе исследования (2005-2007 г.г.) изучалась философско-социологическая, политическая, культурологическая, этнологическая и психолого-педагогическая литература по вопросам формирования этнокультурной компетентности педагога; обобщался опыт преподавания музыки в средних общеобразовательных школах; разрабатывалась концепция исследования и программа опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (2007-2010 г.г.) продолжалось изучение литературы по проблеме: анализировались содержание учебных программ и репертуара, планов кружков и общественных объединений, пособий, методических материалов, качество проведения практических и других занятий по музыке; апробировались традиционные и инновационные формы и методы музыкального воспитания в базовых
школах во время прохождения практики; выявлялось эффективное развитие музыкальных способностей с использованием специфических особенностей таджикской народной музыки. На этом этапе существенную роль сыграло участие и личные наблюдения автора, являющегося зав. кафедрой и деканом музыкально-педагогического факультета ТГИИ им.М.Турсунзаде. Проводились сравнительные срезы по анкетам.
На третьем этапе (2010-2014 г.г.) обобщались результаты исследования на музыкально-педагогических факультетах и отделениях, базовых общеобразовательных школах республики; внедрялась система учебно-воспитательной работы, основанная на гармоническом соотношении национальных и общечеловеческих ценностях; внедрялись музыкально-педагогические программы, предполагающие формирование у студентов специальных знаний этновоспитания школьников средствами эмоционального восприятия музыкальной культуры народа. На этом этапе исследования была внедрена «Педагогическая модель формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки», которая требовала перехода на содержание профессионального образования с учетом своеобразия ладового, композиционного, ритмического и мелодического построения таджикской народной музыки.
Выводы и предложения по итогам опытно-экспериментальной работы показали эффективность педагогической модели формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки с ориентацией на этнопедагогический материал и взяты на вооружение другими учителями.
Работа выполнена в рамках единой темы ТГИИ им.М.Турсунзаде «Социально-культурная деятельность в условиях независимости Таджикистана: история, современное состояние и перспективы развития», прошедшая экспертизу АН Республики Таджикистан.
Базами исследования были избраны педагогические вузы Таджикистана, их музыкально-педагогические факультеты и отделения, Таджикский государственный институт искусств им. М.Турсунзаде, общеобразовательные школы г. Душанбе №Ш8,56, 58, гимназия №1 района Вахдат, и школы №41 Варзобского района. Научная новизна исследования заключается в: - теоретическом обосновании концепции и модели музыкального образования в современных условиях Республики Таджикистан с учетом этнического компонента в подготовке будущих учителей музыки в условиях единого образовательного пространства, её роли в системе формирования этнокультуры учащихся школ. Педагогические особенности этой системы проявляются в широком использовании этнопедагогического материала (таджикского народно-песенного творчества в синтезе с современными музыкальными произведениями зарубежных и отечественных композиторов), воспитании чувства
общенационального единства и проявлении активности в социально-культурном процессе гражданского общества;
- раскрытии принципов отбора учебных программ и музыкального репертуара студентов с учетом специфики организации учебно-воспитательной деятельности в полиэтнических и однонацинальных студенческих групп, которые должны формироваться на основе национально-культурных традиций, этнического состава;
обосновании методики формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки в зависимости от особенностей сложившихся в регионах республики различных типов общеобразовательных школ; раскрытии специфики формирования основ этнокультуры требующей специально организованной воспитательной работы, ориентированной на: - преодоление местничества и регионализма; - формирование национального единства; - воспитание глубокого чувства патриотизма и любви к Родине; развитии культуры межнационального общения и приобщения студентов к общечеловеческим ценностям.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении теории формирования профессиональной компетентности будущего учителя музыки за счёт обогащения её структуры этнокультурным содержанием; теоретическом обосновании концепции и описании программы педагогической модели формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки с ориентацией на этнопедагогический материал.
Разработанная и апробированная в процессе формирующего педагогического эксперимента модель позволяет общеобразовательным школам успешно формировать у школьников основы этнокультуры в процессе этнокультурно-ориентированных уроков и внеурочных занятий. Исследование в значительной мере может обогатить Национальную концепцию образования и воспитания в Республике Таджикистан и Программы развития педагогических вузов страны. Практическая значимость исследования определяется тем, что: -обоснована педагогическая модель формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки с ориентацией на этнопедагогический материал в условиях суверенного Таджикистана;
-раскрыты педагогических условия успешного функционирования модели в условиях педагогических вузов Республики Таджикистан.
Разработанная в процессе педагогического эксперимента модель позволит учителю музыки: успешно интегрировать воспитательную деятельность в процессе обучения и во внеклассной работе; обеспечит преемственность воспитательной деятельности; дополнит и обогатит учебно-воспитательную работу школы и регионов по музыкальному просвещению на основе национальных традиций;
- разработаны учебно-методические пособия по музыкальному воспитанию будущего учителя с целью формирования у учащихся ориентации на этнопедагогический материал;
- подготовлена и внедрена учебная программа спецкурса «Основы этнокультурной подготовки будущего учителя» с учетом этносов и музыкальных произведений всех регионов республики.
Материалы исследования и разработанные автором научно-методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности республиканского и областных институтов повышения квалификации, а также в деле совершенствования формирования этнокультуры среди детей и подростков.
На защиту выносятся: 1. Концепция музыкального образования учащихся в современных условиях Республики Таджикистан и её роль в системе формирования этнокультурной компетентности, опирающиеся на:
— педагогические факторы и особенности этой системы, проявляющиеся в широком использовании этнопедагогического материала, музыкальных произведений, воспитании чувства общенационального единства и проявлении активности в социально-культурном процессе;
— интеграцию общего и музыкального образования детей, органическом соединении учебного процесса и вне учебного времени^ где средствами этнокультурной деятельности формируется круг общения, на основе общих интересов и общих духовных ценностей;
— учет этнического состава учащихся, половозрастных особенностей и организации воспитательной деятельности, на основе изучения их национальных потребностей, культур, традиций; углубленное изучение ими народного художественного творчества и местной культуры региона, которые в дальнейшем помогут решить проблему приобщения их к мировой культуре, занятости трудовой деятельностью.
2. Система профессиональной музыкально-педагогической деятельности и будущего учителя, формирующая у учащихся этнокультуру на этномузыкальных уроках и во внеучебной воспитательной деятельности предусматривающая:
— творческое использование этнопедагогического материала (народно- музыкального песснного творчества) с целью ориентации учащихся на народную художественную культуру и творчество, сочетании традиционных, (метод устод-шогирд) и инновационных форм и методов музыкального воспитания: конкурсы и фестивали, концерты, национальные праздники музыки, ритуалы, обряды и т.д.;
организацию студенческих творческих объединений, развивающих и стимулирующих процесс этнокультурного и творческого развития студентов;
- педагогическое сотрудничество вузов, семей, общественности, учреждений дополнительного образования детей и культурно-досуговых учреждений.
3. Педагогическая модель формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки обусловлена
этнопедагогическими особенностями Республики Таджикистан, которая предусматривает:
- опору на широкое использование национально-культурных традиций, в частности, народно-музыкальных форм творчества в этническом воспитании, формировании чувства общенационального единства учащихся, в преодолении местничества и регионально-клановых проявлений, обогащении учебно-воспитательной деятельности;
- обеспечение тесного единства этнокультурного просвещения обучающихся и вовлечения их в деятельность студенческих творческих объединений;
- учет специфики методики музыкального воспитания будущего учителя в полиэтнических и моно- этнических студенческих группах и групп учащихся и т. п.;
Достоверность и обоспопаппость результатов исследования достигнуты целостным подходом к проблеме, опорой на теоретические и эмпирические методы исследования, широтой и анализом условий опытно-экспериментальной работы, адекватностью их задачам научного поиска, воспроизводимостью результатов исследования, полученных в разное время, подтверждением положений, выдвинутых в гипотезе, а также личным опытом автора как декана музыкально-педагогического факультета, заведующего и доцента кафедры музыкального воспитания ТГИИ им.М.Турсунзаде.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
- на республиканской и международных научно-теоретических и практических конференциях по проблемам формирования эстетической культуры и воспитания молодёжи на национальных традициях в Минобразовании и науки Республики Таджикистан;
- на конференциях Таджикского государственного института искусств им. М.Турсунзаде (2000-2014 г.);
- в оказании методической и практической помощи базовым общеобразовательным школам республики: в разработке этнопедагогического учебного репертуара, программ и сценариев, составлении перспективных и текущих планов воспитательной работы общеобразовательных школ по музыкально-эстетическому воспитанию и т.д.);
- во внедрении в учебный процесс Таджикского государственного института искусств им.М.Турсунзаде учебного предмета «Народное художественное творчество».
Основные результаты исследования отражены в 10 научных статьях, 3-х учебно-методических пособиях, в лекциях, докладах и беседах, проводимых со студентами и учителями музыки республики как специалистов в области музыкального воспитания.
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, 2-х глав, выводов, заключения и списка использованной литературы.
П.Основпое содержание работы Во введспни обосновывается актуальность темы исследования, указывается на основные противоречия общественной практики, разрешение которых требует проведения специальных исследовательских разработок в области педагогики. В соответствии с этим намечается цель исследования, вычленяются его частные задачи, определяется предмет и объект, дается характеристика основных идей, составивших методологическую основу изучения проблемы, раскрывается степень ее разработанности в научной литературе, формулируется гипотеза и описываются основные процедуры поисково-констатирующего и формирующего этапов исследования.
В первой главе диссертации «Формирование этнокультурной компетентности будущего учителя музыки как социально-педагогическая проблема» обосновываются педагогические аспекты формирования этнокультурной компетенции учителей; проводится анализ психолого - педагогической, философской, культурологической литературы; раскрывается сущность, особенности и факторы
формирования этнокультурной компетентности будущих учителей музыки, предлагаются основные понятия и обосновывается целесообразность их использования в исследовании.
На основе анализа научно-педагогической литературы «компетенция» трактуется как «знание и опыт в той или иной области». Близкое по содержанию определение понятия «компетенция» «(от лат. сотрегем'т - принадлежность по праву) трактуется как круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом». Термин «компетентность» является производным от слова «компетентный» и обозначает «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение». Термин «компетентность» является производным от слова «компетентный» и обозначает «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение».
В первый главе диссертации компетенция характеризуется как «совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и должен иметь практический опыт работы». Компетентность определяется как совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить
и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной и практической деятельности.
В Большой современной энциклопедии по педагогике компетентность характеризуется как «мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем».
Определение понятий «компетенция» и «компетентность», представленные в разных словарях, позволяют выделить общие характеристики: знания, опыт, осведомленность в определенной области. Наличие общих характеристик позволяет допустить, что данные понятия в отдельных случаях являются синонимами.
На основании исследований И. А. Зимней позиция не разграничения понятий «компетенция», «компетентность» характерна для большинства зарубежных ученых-педагогов и части отечественных (Л. Н. Боголюбов, B.C. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков), подчеркивающих практическую направленность компетенций: «компетенция является сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике».
Вместе с тем. ряд исследователей (А. С, Белкин, Н. Хомский, А. В. Хуторской и др.) разводят понятия «компетенция» и «компетентность». В частности, А. С. Белкин рассматривает компетенцию как «совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной профессиональной деятельности».
Под компетентностью ученый понимает совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций. А. С. Белкин добавляет, что «успешность, характер и скорость формирования компетентности зависят от достижений в реализации компетенций».
Важным для нашего исследования явилось то, что в педагогике компетентность исследуется в контексте этнокультуры,
рассматриваемой как общность экономических связей, территории и языка, а также общность этнических, национальных особенностей, психологии, культуры, обычаев и традиций, порождающих у представителей данной нации сознание своей национальной принадлежности. Возникнув в процессе формирования нации, как выражение общих для её представителей объективных национальных интересов, этнокультура становится заметным фактором развития нации и начинает влиять на другие сферы общественного сознания.
Для нашего исследования существенное значение имела идея немецкого философа И. Гердера, по мнению которого важно учитывать вопросы соотношения национальных особенностей и общечеловеческих принципов, природных условий и культурных традиций народов мира. По его мнению, душу народа можно узнать
через его чувства, речи, дела, через изучение его устного народного творчества. Это положение ценно для будущего учителя музыки тем, что оно позволяет воспитывать на уроках музыки и во внеклассной работе этнокультурную личность учащегося путем использования народного музыкального творчества востока. Следовательно, сам учитель должен обладать высокой компетентностью в области этнологии и этнических процессов, происходящих в социокультурной среде.
Ценным для нашего исследования явилась работа Кулакова Ю.Д. Исследовав процесс подготовки будущих учителей к использованию этнопедагогического материала (чувашского народного песенного творчества) в формировании эстетической культуры младших школьников, он разработал систему профессиональной музыкально-педагогической деятельности специалиста, направленную на его общепедагогическую, специальную и нравственную подготовку.
Опираясь на эти работы, мы используя этнопедагогический материал в процессе исследования выявили положительные и негативные факторы, учет которых способствовал бы совершенствованию процесса формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки в процессе учебно-воспитательной и художественно-творческой деятельности. Кроме того, выявлены педагогические особенности развития этнокультурной компетентности будущего учителя музыки и теоретически обоснованы педагогические условия и технологии формирования этнокультуры в процессе его обучения в вузе.
Исследование подтвердило необходимость использования этнопедагогического материала во внеаудиторной и внешкольной работе, который основан на принципе добровольного участия в мероприятиях и деятельности детских объединений, свободе выбора привлекательных видов деятельности и т. п.
Поисково-констатирующий этап исследования показал, что часть учителей, работающих в сельских школах, недостаточно используют национально-духовные традиции и ценности музыкальной культуры своей местности в формировании основ этнокультуры на уроках музыки и во внеучебнос время; имели слабые знания в области этнологии, этнического воспитания, методики музыкального воспитания детей. В процессе обучения в вузе будущие учителя недостаточно владели этнопедагогическим материалом своего региона (не в полной мере могли использовать народные мелодии, песни, исполняемые на праздниках и обрядах и т.д.); не знали в совершенстве русский и иностранные языки и т. д. Это значительно усложняло использовать русскую классическую музыку и песни, что затрудняло не только процесс освоения достижений мировой культуры, но и овладевать современными информационными технологиями, что
негативно влияет на формирование этнокультурной компетентности и культуры межнационального общения будущего учителя музыки.
Вторая глава диссертации «Социально-педагогические механизмы формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки (итоги опытно-экспериментальной работы)» посвящена исследованию вопросов формирования этнокультурной
компетентности будущих учителей музыки в процессе учебной, внеаудиторной работы, педагогически организованных мероприятий и художественно-творческих объединений, производственной практики; реализации программы опытно-экспериментальной работы на базе городских и сельских школ, основу которой составила педагогическая модель формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки, включающая этно-музыкальные уроки и учебный репертуар творческих коллективов ТГИИ им. М. Турсунзаде: студенческий певческий ансамбль, ансамбль и оркестр народных инструментов и др. Исследованы пути обогащения содержания и форм учебно-воспитательной работы и репертуара учебных коллективов на основе использования этнопедагогического материала, с ориентацией на формирование этнокультуры обучающихся.
В ходе опытно-экспериментальной работы была внедрена «Педагогическая модель формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки», которая строилась на:
- обогащении содержания и форм этнокультурно-ориентированных уроков, учебного репертуара, основанных на этнической культуре, с учетом этнопедагогического материала (народного песенного творчества) и материала, основанного на народных художественных традициях;
- педагогическом сотрудничестве школ, семей, общественности, культурно-досуговых учреждений, которые организуют познавательно-воспитательные мероприятия по музыке среди студентов;
- введении в систему музыкального образования студентов предмета «Музыкальное народное творчество», кружков, клубов и любительских объединений этнокультурной направленности и корректировке существующих учебных планов и программ на музыкально-педагогическом факультете института искусств;
организации самостоятельной художественно-творческой деятельности студентов факультета в рамках учебно-творческих коллективов института искусств, их участия в рамках республиканских концертов, смотров, конкурсов, фестивалей, юбилейных концертов и организации сольных концертов выпускников в концертных залах столицы и т.п.;
- теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективности разработанной нами модели ит.п.
На формирующем этапе исследования нами была апробирована «Педагогическая модель формирования этнокультурной
компетентности будущего учителя музыки», которая строилась на педагогическом взаимодействии со школами, родителями, общественными формированиями, в освоении студентами ценностей этнокультуры коренного народа и общечеловеческих ценностей. При организации исследования мы использовали опыт Афанасьевой Аллы Борисовны, кандидата искусствоведения, доцента кафедры художественного образования ребенка (Институт детства, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург). Ею разработан и апробирован один из путей этнокультурного образования в условиях сохранения традиционных предметов и классно-урочной системы.
В процессе исследования студентами-практикантами в средних общеобразовательных школах г.Душанбе, Варзобского и Вахдатского районов была внедрена модель педагогической программы формирования этнокультурной компетентности учащихся. На её основе были обогащены содержание и формы учебной и организационно-массовой работы, а также деятельность школьных творческих коллективов в этом направлении на основе этнических культурных традиций и музыкального народного творчества (ансамблей певцов, дойристов, девочек-дутаристок, танцевальных ансамблей, танцевальных восточно-европейских групп, ансамблей народных инструментов и т.д.).
Исследование позволило подтвердить правомерность исходной гипотезы и выйти за рамки первоначальных предположений, которое позволило теоретически обосновать педагогические основы формирования этнокультурной компетентности будущих учителей музыки и эффективные механизмы её совершенствования.
Результаты исследования показали, что число выпускников музыкально-педагогических факультетов и отделений педагогических вузов, правильно ориентировавшихся в основных понятиях «этническая культура», «культура этноса», «ценности этнического самосознания», «этнокультурная компетентность и т.д. значительно возросло. На основе данных этот процент в экспериментальных моноэтнических студенческих группах возрос на 15,9% и 31, 6%. В полиэтнических студенческих группах соответственно на 5,6%и7,3 %.
Кроме того, будущие учителя экспериментальных баз исследования (были избраны средние общеобразовательные школы г. Душанбе и районов Варзоб и Вахдат), творческие коллективы студентов («ансамбль «Бунафша», студенческий певческий ансамбль, ансамбль народных инструментов и т.д.), кружки и объединения по интересам давали критические оценки еще сохранившимся проявлениям местничества, клановости, регионализма, фактам неуважительного отношения к представителям других этносов и т.п.
Результаты исследования показали, что по другим параметрам также число будущих учителей, правильно ориентировавшихся в
основных понятиях «этническая культура», «ценности этнического самосознания», «культура этноса» и т.д., значительно возросло. (См. таблицу № 1).
Таблица № 1.
Освоепне этнических ценностей студентами ТГИИ пм.М.Турсугоаде
№ п/п Срезы Экспер. и контр, группы Освоение этнокультурных компетенций студентами ТГИИ им.М.Турсунзаде в % (этническая культура, ценности этнического самосознания, культура этноса)
В полиэтнических студенческих группах В моноэтнических студенческих группах
1 Данные контр, группы 21 18,5 38 34,2 34,5 30,8
начального среза экспер. груп-пы. 26 24 36 35,00 38.00 31.00
2 Данные повторного среза (после проведения опытно- контр, группы. 36,9 30,5 45,0 39,8 38,1 35,5
экспериментальной работы) экспер. группы 57,6 46,2 33,9 42,3 48,5 41,5
Студенты экспериментальных групп (были выбраны студенты музыкально-педагогических факультетов и отделений педагогических вузов) показали не только хорошее знание своей этнической культуры посредством социально-гуманитарных предметов: истории таджикского народа, философии, родного языка и литературы, истории таджикской музыки и т.д., но и активно участвовали в подготовке, организации и проведении районных, городских и республиканских мероприятий этнокультурной направленности. Укрепились дружеские отношения между студентами. Не возникали ссоры на почве межнациональных, межэтнических и местнических отношений.
У студентов, в процессе участия в этнокультурной деятельности, то есть, музыкальных кружках и объединениях, выработалась гуманистическая направленность на межэтнические отношения, положительные изменения в выборе будущей профессии, связанные с преподаванием музыки и вообще национального искусства. Они изъявили желание работать в общеобразовательных школах в качестве учителей музыки, продолжить обучение в магистратуре, на исполнительских факультетах, и на отделениях таджикских народных инструментов, народно-певческого творчества в Национальной консерватории им.Т.Сатторова и др.; активно участвовать в художественно-массовых мероприятиях; осваивать этнокультурные
ценности всех регионов Таджикистана; исполнять национальный репертуар на фестивалях, конкурсах и концертах и т.п.
Таблица №2.
Динамика изменений уровней сформированности этнокультурной компетентности студентов баз исследования (ТГИИ им. М. Турсунзаде,
и ТГПУ им. С.Айни)
Выше изложенное позволило сделать вывод о том, что у студентов баз исследования повысилась этнокультурная компетентность ответственность за будущую профессию. Студенты экспериментальных школ давали критические оценки еще сохранившимся проявлениям местничества, клановости, регионализма, фактам неуважительного отношения к представителям других этносов. Через участие в музыкальных конкурсах, освоение национальных видов музыкального искусства различных регионов и исполнение общенационального репертуара, студентами различных городов и районов республики было освоено богатое музыкальное наследие таджикского народа, сформировано чувство общенационального единства.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы использовали педагогически направленный учебный этнопедагогический репертуар, который позволил нам решать задачи и выдвинутые в исследовании гипотезы.
В формировании учебного репертуара мы исходили из принципа единства этнических ценностей и общечеловеческих принципов в формировании этнокультурной компетентности будущего учителя музыки.
Мы также учитывали и то, что будущий учитель музыки в основном будет работать в сельской местности, и ему целесообразно иметь «багаж», то есть учебный материал, который бы позволял с раннего детства учить музыке на местном, региональном музыкальном фольклоре.
Особого внимания требовало изучение вопросов формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки посредством реализации традиционных форм музыкального народного творчества и использования современных инновационных методов обучения путем обогащения содержания педагогических программ студентов.
В ходе исследования нами были пересмотрены учебные планы и программы на музыкально-педагогических факультетах и отделениях по изучению народных песен и мелодий, детских и фольклорных песен.
На формирующем этапе исследования в ходе прохождения производственной практики выпускников института искусств нами было включено в учебные программы базовых школ по музыке изучение народно-певческого репертуара. Одной из таких песен является колыбельная песня «Алла» в обработке Х.Абдуллоева. Педагогический репертуар учителя был обогащен таджикской народной песней (напев дедушки) «Ялали Бобом» и десятками других песен и мелодий.
Мы рекомендовали для включения в учебный репертуар народную песенку (куропатка под кустом) «Кабги таги бутта». Песни, посвященные празднику Навруз, охотно исполнялись учащимися баз практики.
В результате внедрения эффективных педагогических мер (национально - этнического учебного репертуара) на базах нашего исследования значительно повысилась активность студентов в процессе занятий музыкальным циклом этнокультурной направленности. Произошёл заметный рост в знаниях этнокультуры и отдельных личностных профессионально значимых качеств; отмечены положительные изменения в отношении студентов к самой этнической среде, к сверстникам, независимо от региона, местности, национальности и т.д. Изменилась ориентация на подбор 'этнопедагогического репертуара и отбор произведений, включаемых в учебную программу.
Исследуемые педагогические условия и меры успешно были внедрены в практику учебно-воспитательной работы на музыкально-педагогическом факультете ТГИИ им. М.Турсунзаде, других исследуемых вузов и колледжей г. Душанбе, показав эффективность формирования у студентов этнокультурных знаний и умений, которые способствовали формированию национальной идентичности и сплоченности студенческих групп, а впоследствие коллективов школ и их учащихся.
Таким образом, системное исследование формирования этнокультурной комшгенгносга позволило создать ценностно-нормативную базу для
21
воспитательной работы, направленной на формирование у будущего учителя музыки ценностей согласия и солидарности, национального единства и терпимости, моделей конструктивной коммуникации, стилей жизни с доминированием позитивного отношения между обучающимися в полиэтническом и моноэтническом коллективе; расширить спектр задач и технологий, используемых в системе музыкальной этнопедагопжи..
Итоги исследования позволили рекомендовать следующие предложения по совершенствованию формирования этнокультурной компетентности у студентов - будущих учителей музыки на основе использования этнопедагогического материала:
1. Тесное взаимодействие педагогических вузов, колледжей и учреждений дополнительного образования детей общеобразовательными школами, комитетами и организациями молодёжи, общественными организациями, учреждениями культуры, искусства, досуга, спорта и т.д.
2. Создание центров изучения и оценки состояния формирования этнокультурной компетентности студентов - будущих учителей, обогащение содержания этнопедагогического репертуара и расширение форм и методов инновационного обучения.
3. Изучение, обобщение и распространение республиканского и международного опыта по формированию у студентов не только этнокультуры, но и культуры межнационального общения, разработки концепции этнокультурного образования учителя музыки (общая концепция этнокультурного образования в республике уже разработана).
4. Налаживание механизмов интеграции в области формирования этнокультурного образования в Республике Таджикистан со странами СНГ и Востоком, использование международного опыта с учетом исторически складывающихся связей России с нашей страной, которы нуждается в дальнейшем изучении.
5. Перепрофилирование программ повышения квалификации и переподготовки педагогов музыки в соответствии с методологией этнокультурного образования, ориентированного на народную музыку; исследование этнокультурного музыкального образования различных категорий молодёжи.
6. Популяризация деятельности, включающей исследования, критическое и независимое мышление, самообучение, планирование и реализацию проектов в области этнокультурного образования подрастающего поколения.
7. Разработка и публикация учебных пособий и методических указаний по использованию народной музыки в воспитании молодёжи на этнокультурных традициях, с учётом современной мировой культуры.
Вместе с тем, настоящее исследование не могло охватить все проблемы формирования этнокультуры будущего учителя музыки в педагогической деятельности студентов. Предпринятое нами
исследование не рассматривает все аспекты этой многогранной, сложной проблемы. Требуются дальнейшие исследования применительно к элитарным учебным заведениям, что особенно актуально сегодня в связи с утечкой высококвалифицированных специалистов из Республики Таджикистан.
К числу проблем, требующих дальнейшего исследования, также следует отнести: - осуществление интеграции школьного и вузовского педагогического образования в формировании этнокультурной компетентности; - создание единой системы формирования этнокультурной компетентности «школа-колледж - вуз - учреждения культуры и искусств»; - разработка и внедрение информационных систем в управление сферой музыкального образования обучающихся; -научно-методическое обеспечение этнокультурного образования обучающихся с ограниченными возможностями в системе музыкального образования и т.п.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях;
Статьи, опубликованпые в изданиях из перечня ведущих рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК МО РФ:
1. Нарзуллоев Б, Формирование этнической культуры как проблема музыкальной педагогики //Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе, 2013.- №. - 3/5 (118 ) - С. 227-234.
2. Нарзуллоев Б. Формирование этнокультурной компетентности средствами дополнительного образования учащихся //Вестник педагогического университета. - Душанбе. 2014.- № 1 (56/2) -
С. 229 - 234.
3. Нарзуллоев Б. Обогащение этнопедагогичсского материала в учебной программе и творческом репертуаре будущего учителя музыки //Вестник Таджикского национального университета. -Душанбе, 2014,- №.- 3/2 (132 )- С. 154-165.
Учебно - методические пособия
4. Нарзуллоев Б. Методическое пособие (в помощь прохождения предварительной практики студентов 4-5 курса, с музыкально-педагогической специальностью). - Душанбе: Эчод, 2009. - 36 с.
5. Нарзуллоев Б. Песни радости. Репертуар из творчества профессора К.Халимова (Учеб. пособие). - Душанбе: Эчод, 2013. -128 с. (на тадж. яз.).
Статьи, опубликованные в других издапиях:
6.Нарзуллоев Б. Пути проведения "Недели музыки" в школе //Мактаби совета. -1987.- №7. - С. 49-50.
7.Нарзуллоев Б. Взгляд к изучению народных песен в средних школах республики" (на тадж, яз.) //Мактаби Совета. - 1990. - №8. -С. 43-46.
8.Нарзуллоев Б, Взаимосвязь школы и ВУЗ- а в изучении народного творчества // Олами хунар. - 2010. - №3. - С.42-48. (на тадж. яз,).
9. Нарзуллоев Б. Формирование этнокультурной компетентности учителья музыки //Научно-теоретическая конференция профессорско-преподавательского состава и студентов, Душанбе, 2010.- С. 27-32.
10. Нарзуллоев Б. Формирование этнической культуры учителя музыки (на тадж. яз.) /Юлами хунар. - 2011. - №1. - С. 22-24, (на тадж. яз.) /
11. Нарзуллоев Б. Формирование этнокультурной компетентности учителя музыки //Развитие культуры и образования в условиях современных технологий. Материалы научно-теоретической конференции преподавателей и студентов, посвященной 20-летию государственной независимости Таджикистана. - Душанбе: «Истеъдод», 2011. - С.81-86.
12. Нарзуллоев Б. Этнокультурная компетентность учителя музыки //Подготовка кадров для сферы культуры и искусства: национальные традиции и современные тенденции. Сб. материалов Международного симпозиума «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве». - Душанбе: Ирфон. -2012. - С. 228-236.
13.Нарзуллоев Б. Некоторые проблемы этнокультурной компетентности будущего педагога музыки в Таджикистане // Теория и практика социально-культурной деятельности. (Сб. трудов). - Душанбе: «Истеъдод», 2012. - С.69-76
14.Нарзуллоев Б. Турсунзаде и музыка //Творчество Мирзо Турсунзаде и проблемы развития культуры в XXI веке. Материалы научно-теоретической конференции, посвященной к 100-летию Героя Таджикского народа Мирзо Турсунзаде. -Душанбе: Истеъдод" 2012,—С, 58-62 (на тадж. яз.).
15.Нарзуллоев Б. Некоторые проблемы этнокультурной компетентности будущего учителя музыки в Таджикистане //Теория практика социально-культурной деятельности. Сб. науч. трудов. - Душанбе: Истеъдод, 2012. - С. 69-76.
16. Нарзуллоев Б. Формирование этнокультурной толерантности будущего учителя музыки в Таджикистане //Подготовка кадров для сферы культуры и искусства: национальные традиции и современные тенденции. - Душанбе: «Ирфон» -2012. - С. 228-236.
Подписано в в печать 24.04.2014г. Бумага офсетная 80г/м2 Формат 60x84/16/. Объем 1,9 п,л. Заказ .\'о28 Тираж ЮОэкз.
ЦДММ издательство «Нурафрози Нур» г. Душанбе, проспект Р. Набиева 65
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Нарзуллоев, Бахрулло Хайруллоевич, Душанбе
На правах рукописи
04201459464 НАРЗУЛЛОЕВ БАХРУЛЛО ХАЙРУЛЛОЕВИЧ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Латипов Д.Н.
Душанбе-2014
Оглавление
Введение
Глава 1. Формирование этнокультурной компетентности будущего учителя музыки как социально-педагогическая проблема
1.1.Вопросы формирования этнокультурной компетентности будущего учителя в педагогической и смежных науках
1.2. Факторы и особенности формирования этнокультурной компетентности будущих учителей музыки
Выводы по первой главе
Глава 2. Социально-педагогические механизмы формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки (результаты опытно-экспериментальной работы)
2.1. Обогащение содержания и форм учебно-воспитательной работы на основе использования этнопедагогического материала, с ориентацией на формирование этнокультуры обучающихся
2.2. Принципы отбора образовательных программ и учебного репертуара при формировании этнокультурной компетентности Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
17
17
57 85 89
89
119
150 153 163
Введение
Актуальпость темы дпссертациоипого исследования.
Вопросы формирования этнокультурной компетентности в системе образования приобретают особую актуальность. Особенно важным они являются для будущего учителя музыки — носителя и преемника культурных ценностей от одного поколения к другому.
Приобретение подлинного суверенитета и государственности связано с ростом этнического самосознания, пробуждением интереса к исторической преемственности своего народа, к сохранению этнической культуры, возрождением музыкального народного творчества, традиций, народных праздников, обрядов, обычаев, своеобразием воспитательных систем и т.п. И это вполне объяснимо.Наряду с этим, опыт XX века убеждает в том, что недостаточное внимание к этнокультурным проблемам чревато необратимыми последствиями для человечества. В Программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» (1995) сказано, что «прямое заимствование иностранных концепций и ценностей и игнорирование региональных и национальных культур и философий влекут за собой негативные последствия для образования. Этот вывод следует принимать во внимание тем государствам, которые проводят реформы высшего образования».
В этой связи в современных условиях возрастает роль учителя как носителя ценностей культуры и передачи их подрастающему поколению, которая, имея в качестве цели развития личности синтез всех богатств человеческой культуры, работает на будущее. От уровня его подготовки, навыков, умения владеть искусством воспитания, от самого его облика, характера, поведения зависит успех формирования человеческой личности. Решающая роль принадлежит ему в общественно-политической и духовной жизни, ибо влияние учителя выходит за пределы школы. Следовательно, формирование этнокультурной компетентности учителя, основанных на
3
знаниях, опыте, ценностях национальной и общечеловеческой культуре, его активной позиции в обществе и государстве приобретает актуальность и особую значимость.
От этнокультурной компетенции учителя в большей мере зависит его социальный престиж в обществе, ибо он, как и вся интеллигенция страны -это луч общества, духовный лидер всей страны, образец и пример для подражания, который верен своему народу и близок ему.
О важности и актуальности формирования этнокультурной компетентности будущего учителя в вузовской среде в целом, и в музыкально-педагогических факультетах, в частности, свидетельствуют принятые в последние годы в Республике Таджикистан новые государственные нормативные документы и акты: Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепция национальной школы», «Национальная концепция образования в Республике Таджикистан», «Программа этнокультурного образования в республике», государственные стандарты в области музыкального образования и др., где определены основное назначение и функции учителей, их воспитательная этнопедагогическая роль. Ведущими и перспективными идеями этих документов являются идеи использования в образовательно-воспитательной деятельности этнических и общечеловеческих ценностей, в частности культурных традиций, для самореализации будущего учителя, развития её духовно-творческих потенций.Актуальность данной темы обусловлена также необходимостью совершенствования готовности будущего учителя музыки формировать у учащихся этнической культуры путем использования народного художественного творчества.
Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в республике привела к определенным изменениям в системе музыкального образования:
- в условиях независимости республик и приобретения суверенитета повысилась роль этой системы в формировании национального самосознания и этнокультуры подрастающего поколения;
- появились новые направления деятельности, новые структурные подразделения, новые формы взаимодействия учреждений в условиях полиэтничности и моноэтничности образовательной среды;
- обогатилось этнопедагогическое содержание, и обновились формы организации деятельности учителя музыки по развитию этнокультуры, эстетического воспитания и творческой активности детей и т.д.
В результате актуализировалась проблема осмысления, обогащения и использования всей совокупности условий, которыми располагает система музыкального образования, передачи и использовании её в формировании студентов творческого вуза. Другими словами, в центре внимания оказались вопросы формирования этнокультурной компетентности будущего специалиста и возможность её воспитания средствами и методами музыкально-образовательной деятельности.
Однако эти возможности в формировании этнокультурной компетентности будущего учителя музыки используются явно недостаточно.
В связи с этим, в сложившейся ситуации возникла острая необходимость исследовать проблемы формировании этнокультурной компетентности будущего учителя путем использования возможностей вуза, выявить причины того, почему еще не в полной мере используется народная художественная культура в преподавании музыки в школе, почему музыкально-педагогические факультеты недостаточно уделяют внимание этнопедагогическому материалу в содержании подготовке будущего учителя.
И еще одна немаловажная проблема заключается в том, что сегодня республика столкнулась с проблемой всеобщего охвата девушек, общим средним образованием. Снизилось их количество в общеобразовательных
школах, в особенности, в 10 и 11 классах. Низка их эстетическая и этнокультурная активность. Некоторые школы не в состоянии удовлетворить разнообразные духовные потребности девушек, представить им разнообразную палитру национальных музыкальных кружков и объединений по интересам, развивать их социально-культурную активность с учетом национальной среды и т.д.
В этой связи компетентность учителя, формирование у него его этнической культуры в условиях общеобразовательной школы приобретает особую важность.
Противоречия, существующие в республике, требуют пристального изучения системы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному воспитанию детей в духе национального наследия, использования в этом процессе этнокультурных традиций; определения концепции развития музыкального этнокультурного образования на современном этапе; исследования роли учителя музыки в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей и подростков на основе обогащения учебно-воспитательного процесса; предотвращения ведомственной ограниченности в организации воспитательной работы, направленной на формирование у студентов — будущих учителей этнокультуры.
Степень разработанности проблемы. Вопросы воспитания будущего учителя в духе национально-культурных и этнокультурных традиций отражены в трудах ученых-педагогов, психологов, культурологов Республики Таджикистан. Так, культурологический подход на основе национальных традиций как способ модернизации системы музыкального образования исследован в докторской диссертации М.Р.Юлдашевой. Ценным для нашего исследования явилось исследование М.А. Набиевой, в котором изучены степень воздействия и воспитательные аспекты использования таджикской народной музыки в
системе музыкально-педагогического образования. В диссертационных работах Б.Хайруллоева и З.Назаровой исследованы некоторые аспекты музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане, педагогические аспекты подготовки учителей музыки в специальных музыкальных школах, их готовности к эстетическому воспитанию детей.
В работах Ф.Мирахмедова, М.Турсуновой изучены и исследованы вопросы этнокультуры и роль социально-культурной деятельности в её формировании. Однако, вопросы компетентности будущего учителя в их работах не нашли достаточного освещения.
Вопросы этнокультурной компетенции учителей
общеобразовательных школ оказались в центре внимания таджикских ученых-педагогов С.Алиева, М.А. Арипова, С.Ш. Базаровой, И.Х. Каримовой, Б.К. Кодирова, К.Б. Кодирова, М.Л. Лутфуллоева, Б. Маджидовой, Ш.М. Рузиева, Х.Р. Шомуродова, Р.Юсуфбекова и др. Этнопедагогические и этнокультурологические аспекты исследования разработаны Д.Латиповьтм, А.Нуровым, Б.Рахимовым, С.Сулаймони и др. учеными. Несомненный интерес представляют исследования Джалиловой Дж., Закировой З.С., Р. Изаттулоева, Мирзоева М., в которых рассматриваются различные педагогические аспекты этнокультурной деятельности.
В Таджикистане разработка тематики воспитания в музыкальных учебных заведениях привела к обращению традиционных методик. Это обусловлено тем, что традиционная методика устод - шогирд включает наряду с обучением музыке, и большой блок воспитательной работы. Глубокому исследованию данной темы посвящены работы доктора искусствоведения Фарогат Азизи.
Анализ других диссертационных исследований, посвященных подготовке будущего учителя, свидетельствует о пристальном внимании к данной проблеме, развитию наиболее важных общекультурных и
профессиональных компетенций.
Таким образом, степень разработанности проблемы показала, что в исследованиях ученых республики изучены и дан анализ основных этапов становления и развития музыкального образования в республике; обобщен опыт работы учителей музыки в этом направлении; предприняты попытки исследования формирования этнокультуры детей, подростков и студентов. Однако, исследований относительно теоретических вопросов формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки, не проводилось. За пределами научного анализа остались вопросы использования музыкального народного творчества таджиков в системе подготовки будущего учителя музыки для общеобразовательных школ на музыкально-педагогических факультетах и отделениях педагогических и творческих вузов.
Проблема исследования заключается в недостаточном изучении вопросов этнокультурных знаний, умений и навыков будущего учителя музыки, глубоком противоречии между объективной возможностью будущего учителя в формировании у учащихся этнокультуры посредством использования этнопедагогического материала (музыкального народного творчества), а также не использованием его в достаточной мере в практике учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных школ. Это и определило целесообразность и актуальность выбора темы диссертационного исследования -«Теоретическая обоснованность формирования этнокультурной компетентности будущего учптеля музыкп».
Объектом исследования явплпсь педагогические и творческие вузы Таджикистана, их музыкально-педагогические факультеты и отделения, формирующие этнокультурную компетентность будущего учителя музыки.
Предметом псследоваппя стал педагогический процесс формирования этнокультурной компетенции будущего учителя музыки.
Цель исследования - теоретическая обоснованность и экспериментальная проверка модели формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки.
Гипотеза исследования: исходит из того, что подготовка будущего учителя музыки к процессу формирования у учащихся этнокультуры будет успешно реализована, если :
— процесс формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки опирается на этнокультурно-ориентированные уроки и внеаудиторные занятия, разнообразные виды народного музыкального творчества;
— будут учтены педагогические факторы и особенности системы музыкального образования и использован этнопедагогический материал;
— четко определены границы использования воспитательного потенциала музыкального народного творчества;
— если учебный репертуар творческих коллективов направлен на преодоление национальной ограниченности студентов и способствует утверждению межэтнического единства.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие его задачи:
-выявить наиболее актуальные проблемы формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки на современном этапе развития образования Таджикистана;
определить степень научной разработанности проблемы формирования этнокультурной компетентности учителей;
выявить факторы и особенности системы музыкального образования и её роль в формировании этнокультуры у будущего учителя музыки;
— выделить условия формирования готовности будущего учителя музыки к процессу формирования этнокультуры с целью этнопедагогической ориентации учащихся;
разработать педагогическую модель формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки и эффективные пути её реализации.
Методологической основой исследования явились философские концепции об этносе, этнических отношениях, этнокультуре и культуре этноса; педагогическое наследие выдающихся мыслителей таджикского народа; идеи и взгляды крупнейших российских и зарубежных ученых в области этнокультурной компетентности, этнокультурного образования; роли этнических ценностей и общечеловеческих принципов в формировании этнокультурной компетентности будущего учителя, урегулировании межэтнических отношений среди учащейся молодёжи.
Ценными стали выдвинутые положения национальной концепции образования и воспитания в суверенном государстве, учитывающие этническое многообразие культур и национально-культурные традиции.
Нами также изучен передовой опыт работы педагогов музыки в вузах и общеобразовательных школах республики, который обобщен в методических публикациях, учебно-методических материалах и нормативных документах Минобразования и науки Республики Таджикистан, а также положения музыкальной педагогики о том, что музыкальное воспитание и обучение проходят более эффективно на доступном, знакомом материале.
Методы псследоваппя: анализ философской, социологической, педагогической, этнологической, этнокультурологической литературы, которая посвящена вопросам этноса, формированию этнического самосознания; изучение и обобщение передового опыта учителей музыки школ; беседы, наблюдения, опросы с опытными педагогами музыки; анализ документов учебной и производственной практики базовых школ; педагогический эксперимент и др.
Организация п осповпые этапы псследоваппя. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе исследования (2005-2007 гг.) изучалась философско-социологическая, политическая, культурологическая, этнологическая и психолого-педагогическая литература по вопросам формирования этнокультурной компетентности педагога; обобщался опыт преподавания музыки в средних общеобразовательных школах; разрабатывалась концепция исследования и программа опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (2007-2010 гг.) продолжалось изучение литературы по проблеме; анализировались содержание учебных программ и репертуара, планов художественных кружков, пособий, методических материалов, качество проведения практических и других занятий по музыке; апробировались традиционные и инновационные формы и методы музыкального воспитания в базовых школах во время прохождения практики; выявлялось эффективное развитие музыкальных способностей с использованием специфических особенностей таджикской народной музыки. На этом этапе существенную роль сыграло участие и личные �