Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Проектирование содержания специализации "бальная хореография" в народном художественном творчестве

Автореферат по педагогике на тему «Проектирование содержания специализации "бальная хореография" в народном художественном творчестве», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Темлянцева, Светлана Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Барнаул
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Проектирование содержания специализации "бальная хореография" в народном художественном творчестве», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Проектирование содержания специализации "бальная хореография" в народном художественном творчестве"

На правах рукописи

Темлянцева Светлана Николаевна

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ "БАЛЬНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ" В НАРОДНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

13.00.05 -теория, методика и организация социально-культурной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Барнаул—2004

Работа выполнена на кафедре бальной хореографии Алтайского государственного института искусств и культуры

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Федулов Борис Александрович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Матис Владимир Иванович

кандидат педагогических наук, профессор Черкашенинов Леонид Федорович

Ведущая организация:

Кемеровская государственная академия культуры и искусств

Защита состоится 17 ноября 2004 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К 210.029.01 при Алтайском государственном институте искусств и культуры по адресу: 656031, г. Барнаул, пр-т Ленина, 66, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Алтайского государственного института искусств и культуры (656055, г. Барнаул, ул. Юрина, 277).

Автореферат разослан 17 ноября 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент

Беспалова Н. Н.

Общая характеристика работы

Актуальность и постановка проблемы исследования. Статус народного художественного творчества, представление о его состоянии, путях сохранения и развития всегда находится в числе актуальных задач общества. Ведущая роль в этом процессе принадлежит институтам социально-культурной деятельности. Одной из основных задач народного художественного творчества является воспитание личности творца, профессионала и художника, способного вобрать в себя богатейший культурный опыт, накопленный прошлыми поколениями.

Искусство бальной хореографии, являясь частью народного художественного творчества, теснейшим образом связано с историей развития общества. Все этапы мировой цивилизации находили отражение в формах и образах, создаваемых посредством танца. Искусство бальной хореографии в своем развитии способствует укреплению взаимоотношений различных социальных групп, совершенствованию эстетических принципов и выделяется самостоятельным содержанием. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между объективной потребностью реализации возросшего художественного и творческого потенциала бальной хореографии и отсутствием соответствующей этим потребностям специализации в данном виде искусства.

Существенное значение для педагогического проектирования в народном художественном творчестве имеет реализация выявленных общих закономерностей в теории воспитания и обучения, внедрение которых повышает эффективность всей системы образования, создает предпосылки для разработки новых направлений в решении современных педагогических задач, что отражено в исследованиях Б.Г. Ананьева, Р. Асадуллина, Б.М. Бим-Бад, М.Я. Боброва,

A.А. Вербицкого, Л.В. Занкова, А.П. Леднева, В.А. Сластенина, П.И. Пидкаси-стого.

Проблемам совершенствования народного художественного творчества посвящено достаточно большое количество трудов. Общие закономерности в теории обучения, воспитания и социально-культурной деятельности изучены в трудах А.И. Арнольдова, Е.И. Григорьевой, О.В. Долженко, А.Д. Жаркова, А.В. Каменец, А.С. Каргина, Т.Г. Киселевой, Б.Г. Мосалева, Э.Е. Орловой, Е.И. Смирновой, В.В. Туева. Особенности проектирования в различных социальных сферах раскрыты в работах ученых Г.М. Бирженюк, В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой, Ю.Д. Красильникова, А.В. Каменец, Н.Б. Лаврентьевой, А.Б. Лидого-стер, А.П. Маркова.

Достижения отечественной науки в области хореографии бесспорны. Основы изучения истории хореографического искусства заложены Ю.И. Слонимским и В.М. Красовской. Вопросы искусства хореографии ставились широко и решались разносторонне такими авторами, как ЮА. Бахрушин, Н.И. Эльяш,

B.В. Ванслов, Г.Н. Добровольская и другие. Различные методики процесса профессионального хореоф^ического образования разрыты в фундамен-

тальных работах А.Я. Вагановой, B.C. Костровицкой, Н. И. Тарасова, Р.В. Захарова, И.В. Смирнова, Н.П. Базаровой.

Вопросы истории и теории бальной хореографии нашли свое отражение в научных трудах Н.П. Ивановского, Е.Д. Васильевой, М.В. Васильевой-Рождественской, В.М. Стригановой, В.И. Уральской, А.Н. Шульгиной. Особое значение для дальнейшего проектирования содержания бальной хореографии имеют исследования А.Л. Гройсмана, Е.П. Валукина, СВ. Филатова.

Анализ существующей теории и практики народного художественного творчества в области бальной хореографии позволил выявить ряд частных противоречий:

- повышение требований к уровню подготовки специалистов бальной хореографии и несоответствие им содержания обучения в современных социально-культурных условиях;

- увеличение потребного объема информации для овладения профессиональными навыками бальной хореографии и ограниченностью времени на усвоение студентами содержания учебно-воспитательных программ;

- потребность в комплексном изучении вопросов бальной хореографии и размытость получаемых студентами знаний, содержащихся во множестве специальных учебных дисциплин;

- необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов бальной хореографии, отвечающих современным социокультурным требованиям и отсутствие данной специализации в учебных заведениях искусств и культуры.

Сегодня выдвигаются принципиально новые требования к профессиональным качествам специалистов в бальной хореографии, к организации и содержанию их подготовки и деятельности. Основой этих требований становится высокий уровень методики преподавания дисциплин бальной хореографии и руководства хореографическими коллективами в основных формах социально-культурной деятельности, что вызывало необходимость в проведении исследования по развитию бальной хореографии, оптимизации ее содержания и выделения в самостоятельную специализацию.

Объект исследования -бальная хореография в народном художественном творчестве.

Предмет исследования - процесс педагогического проектирования содержания специализации "Бальная хореография" в народном художественном творчестве.

Цель исследования - разработать и внедрить современную модель специализации "Бальная хореография" в специальность "Народное художественное творчество".

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что содержание специализации "Бальная хореография" будет соответствовать государственным образовательным стандартам и современным социально-культурным требованиям, если:

- обоснована социальная значимость и художественно-творческие особенности бальной хореографии как самостоятельной специализации;

- выявлено содержание специализации "Бальная хореография" в рамках специальности "Народное художественное творчество";

- сконструирована модель, включающая цели, задачи, содержание, формы, методы обучения и воспитания бальной хореографии;

- разработана и внедрена технология специализации "Бальная хореография" и подтверждена ее востребованость в народном художественном творчестве.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

- проанализировать и уточнить социальную значимость и художественно-творческие особенности бальной хореографии в современных социокультурных условиях;

- разработать содержание бальной хореографии как самостоятельной специализации в учебно-воспитательном процессе в рамках специальности "Народное художественное творчество";

- сконструировать модель, включающую цель, задачи, содержание специализации "Бальная хореография" в народном художественном творчестве;

- разработать методику проектирования специализации "Бальная хореография" и подтвердить ее востребованность в народном художественном творчестве.

Методологические основы исследования. Теоретическая и практическая части исследования основываются на личностно-ориентированном, квазипрофессиональном, деятельностном, проблемном и интерактивном подходах. Методология исследования развития бальной хореографии базируется на анализе теорий педагогического проектирования, интеграции методов социально-культурной деятельности.

В качестве теоретических основ исследования использованы научные концепции В.В. Гузеева по разработке инновационных идей в современном образовании, БА. Черкасова по совершенствованию учебных планов и программ, Н.И. Алексеева по личностно-ориентированному обучению, Р. Асадуллина о системной логике построения педагогических дисциплин, Ю.К. Бабанского по оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Большое значение для данного исследования имеют труды, посвященные теории и практике культурно-просветительной деятельности, включая подготовку специалистов высших учебных заведений (А.Д. Жарков, А.С. Каргин, B.C. Садовская, Е.И. Смирнова).

Важное значение для данной диссертации имеют исследования социального проектирования В.И. Курбатова и методика социально-культурного проектирования Ю.Д. Красильникова, А.П. Маркова, Г.М. Бирженюк.

Исследование также опиралось на законодательные акты Российской Федерации об образовании, положения государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, типовые положения Российской Федерации о народном художественном творчестве и социально-культурной деятельности.

Методы, источники и база исследования. Основными методами исследования являются теоретический анализ философских и психолого-педагогических научных источников; обобщение, систематизация и классификация полученных результатов; моделирование; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент; анкетирование; системный анализ; методы математической статистики. Основными опытно-экспериментальными базами были Алтайский государственный институт искусств и культуры (АГИИК), Алтайский краевой колледж культуры и Томский областной колледж искусств и культуры, в рамках комплексной темы "Развитие социокультурных процессов в регионе".

Исследование выполнено в три этапа.

Первый этап (1996 - 1997 гг.) - поисково-теоретический, подготовительный. Изучение и анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; осмысление теоретических и методологических положений; определение объекта и предмета исследования; формулирование гипотезы и задач; разработка программы опытно-экспериментальной работы; отбор методов исследования.

Второй этап (1998 - 2002 гг.) - формирующий, посвящен опытно - экспериментальной работе и созданию в вузе самостоятельной кафедры бальной хореографии. На этом этапе представлены проектирование процесса и разработка модели специализации "Бальная хореография" и ее методическое обеспечение, апробация, обоснование и практическая проверка эффективности предлагаемой методики в учебных заведениях искусств и культуры; проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, коррекция полученных данных положений выдвинутой гипотезы и их статистическая обработка.

Третий этап (2003 - 2004 гг.) - обобщающий, в этот период производилась систематизация и обработка полученных результатов, формулировались основные выводы и рекомендации, которые внедрялись в практическую деятельность учебных заведений искусств и культуры и народного художественного творчества.

Научная новизна исследования:

- уточнены социально-культурная значимость и художественно-творческие особенности бальной хореографии: этические, художественно-эстетические, исполнительского мастерства и стиля, постановочных форм, музыкально-ритмических структур;

- обоснована необходимость выделения бальной хореографии в специализацию, включающую дисциплины: "История и теория бальной хореографии", "Отечественный бальный танец и методика его преподавания", "Европейский бальный танец и методика его преподавания", "Латиноамериканский бальный танец и методика его преподавания", "Искусство балетмейстера", "История развития бальной хореографии в Сибири" и др.;

- спроектировано программное обеспечение специализации "Бальная хореография", определившее ее дальнейшее развитие в народном художественном творчестве.

Теоретическая значимость исследования:

- сконструирована модель, включающая цели, задачи, структуру и содержание специализации "Бальная хореография";

- определена методика выбора оптимальных содержания, объема, последовательности прохождения учебных программ специальных дисциплин, а также видов и форм бальной хореографии в народном художественном творчестве;

- выявлены основные детерминанты, определяющие цели обучения и воспитания, реализуемые в личностно профессиональном развитии специалиста бальной хореографии в народном художественном творчестве.

Практическая значимость исследования:

- разработан учебный план и учебные программы по специализации "Бальная хореография";

- подготовлены учебно-методические разработки и учебное пособие по дисциплинам специализации;

- создана кафедра бальной хореографии в Алтайском государственном институте искусств и культуры и отделения бального танца в Алтайском краевом колледже культуры и в Томском колледже искусств и культуры.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены теоретической и практической реализацией исходных методологических позиций; применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью объема выборки; использованием методов математической статистики и статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались на заседаниях ученого совета Алтайского государственного института искусств и культуры, на заседаниях кафедр социально-культурной деятельности и бальной хореографии, в творческих лабораториях, на семинарах, курсах повышения квалификации работников социально-культурной сферы Краевого центра народного творчества и досуга Комитета по культуре и туризму администрации Алтайского края. Основные положения диссертации были изложены автором на XXV Международном симпозиуме совета музеев (ICOM) ЮНЕСКО, Международного комитета по музеологии (ICOFOM) "Музеология как основа единства и культурного разнообразия" (Барнаул, 2003 г.); Международной научно-практической конференции "Россия - Германия: диалог культур - взаимопонимание наций" (Барнаул, 2004 г.); II Всероссийской конференции "Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога-воспитателя и социального педагога в условиях модернизации педагогического образования" (Барнаул, 2003 г.); Межрегиональной научно-практической конференции "Партнерство как способ оптимизации регионального художественно-образовательного пространства" (Барнаул, 2004 г.).

Материалы диссертации внедрены в десяти программах и методических рекомендациях по дисциплинам бальной хореографии, учебном пособии по бальной хореографии с грифом МО РФ, электронном учебнике по латиноамериканскому танцу, десяти публично представленных авторских художествен-

ных произведениях профессиональной творческой деятельности, приравнивающихся к монографиям, а также внедрены в учебно-воспитательный процесс кафедры бальной хореографии АГИИК и отделений бального танца колледжей искусств и культуры Барнаула и Томска.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальная значимость бальной хореографии в современных социокультурных условиях определяется ее возросшим художественно-творческим потенциалом и образовательно-воспитательными возможностями, способствующими укреплению взаимоотношений социальных групп, совершенствованию эстетических принципов и нравственных основ современ-. ного общества Художественно-творческими особенностями бальной хореографии, являются особенности этические, художественно-эстетические, исполнительского мастерства и стиля, постановочных форм, музыкально-ритмических структур

2. Проектирование содержания специализации "Бальная хореография" включает педагогическое моделирование (разработка идеи и создание модели), педагогическое конструирование (создание и разработка проекта) и педагогический эксперимент (апробацию и внедрение технологии в процесс народного художественного творчества).

3. Модель специализации "Бальная хореография" включает цели, задачи и ее структуру, обоснование методики выбора оптимальных содержания, объема и последовательности прохождения учебных дисциплин, а также алгоритм оптимизации видов и форм бальной хореографии, реализуемых в институтах социально-культурной деятельности

4. Внедрения специализации "Бальная хореография" в учебные заведения искусств и культуры и практическую деятельность в народном художественном творчестве осуществляется через содержание учебных программ по дисциплинам: "История и теория бальной хореографии", "Отечественный бальный танец и методика его преподавания", "Европейский бальный танец и методика его преподавания", "Латиноамериканский бальный танец и методика его преподавания", "Искусство балетмейстера", "История развития бальной хореографии в Сибири" и др.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (168 наименования) и авторского указателя к нему, 6 приложений. Общий объем диссертации составляет 168 страниц, в ней приведены 14 таблиц, 7 схем.

Основное содержание работы

Современное народное художественное творчество способствует освобождению сущностных сил человека и укреплению демократических преобразований, оно совершенствуется в соответствии с запросами населения, обогащает и повышает свой нравственно-эстетический потенциал. Этот процесс основывается на использовании результатов научных исследований и разработок в области народного художественного творчества Подготовка специалиста в об-

ласти бальной хореографии должна гармонично сочетать задачи, связанные с духовным развитием личности, техническим совершенствованием выразительности танцевания, задачами художественно-творческого характера, и требованиями, которые выдвигает современное общество. Одним из направлений совершенствования бальной хореографии является проектирование содержания специализации "Бальная хореография" в народном художественном творчестве.

Во введении диссертации обоснована актуальность темы исследования, определены степень ее научной разработанности, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования и наиболее существенные результаты, полученные диссертантом, их научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе "Теоретические и методологические основы проектирования содержания специализации "Бальная хореография" в народном художественном творчестве рассмотрены этапы развития бальной хореографии в истории искусства, на основании чего выявлены ее особенности и социальная значимость. Дан анализ существующей методологии, подходов в обучении бальной хореографии и рассмотрены основы проектирования содержания специализации "Бальная хореография". Проследив этапы развития бальной хореографии, ее связь с народными, бытовыми танцами, определив выразительные средства и содержание танца, выявлена достаточно высокая популярность среди различных слоев населения. Рассмотрено и проанализировано влияние бальной хореографии на формирование внутренней культуры человека и ее воспитательное воздействие. Определена социальная значимость бальной хореографии, заключающаяся в обеспечении развития личности и укреплении общественных отношений, а также выявлены ее особенности: нравственно-эстетические, этические, художественно-творческие, исполнительского мастерства и стиля, постановочных форм, музыкально-ритмических структур.

Теоретическим и методологическим основам педагогического проектирования посвящено определенное количество научных работ. В этих исследованиях рассматриваются различные концепции и подходы, анализируются условия и факторы, при которых возможно дальнейшее развитие бальной хореографии. В этой же главе предлагается проектирование оптимальных содержания, объема, последовательности прохождения дисциплин бальной хореографии и выбора эффективных методов и подходов в обучении и воспитании.

Исследование современного состояния процесса подготовки специалистов бальной хореографии показало, что ряд дисциплин бальной хореографии в учебных заведениях искусств и культуры ранее не преподавался, что не давало четкого представления о процессе развития бальной хореографии, об эволюции, смене стилей и форм обучения. Некоторые дисциплины требуют более систематических и глубоких знаний в связи с изменением требований к народному художественному творчеству. В то же время система проектирования дисциплин бальной хореографии не имеет единых теоретико-методологических обоснований, единству обучения и воспитания не достает прикладного содержания, нет единых представлений о сущности воспитания в современных условиях его целевых и содержательных компонентов, отсутствуют комплексные техноло-

гии, обеспечивающие практическое воплощение подготовки специалистов бальной хореографии в целостном воспитательно-образовательном процессе.

С учетом выявленных социальной значимости и особенностей, а также рассмотренных основ методологии обучения бальной хореографии и педагогического проектирования определена методика внедрения специализации "Бальная хореография".

Модель оптимизации содержания специализации "Бальная хореография" представлена на схеме 1.

Проблема совершенствования подготовки специалистов в бальной хореографии в учебных заведениях искусств и культуры требует изменения существующих учебных планов и программ с оптимизацией их структуры, содержания, объема и последовательности прохождения дисциплин, а также учета воспитательной составляющей бальной хореографии, которая в единстве с учебной может обеспечить эффективную подготовку специалистов в данной области.

Внедряемые программы, в которых реализуются требования государственных образовательных стандартов, сроки обучения требуют оптимизации. В связи с этим рассматриваются вопросы: построение модели оптимизации элементов учебно-воспитательных программ для будущих специалистов в области бальной хореографии; определение оптимального содержания объема и последовательности их прохождения; методика реализации личностно-ориентированного, квазипрофессионального, деятельностного и интерактивного подходов в обучении и воспитании специалиста в бальной хореографии в вузе искусств и культуры.

Под проектированием мы понимаем процесс, включающий разработку идеи, конструирование модели, ее апробацию в опытно-экспериментальной работе и внедрение в процесс народного художественного творчества. Таким образом выделены три этапа:

- педагогическое моделирование - разработка идеи и создание модели;

- педагогическое конструирование - создание и разработка проекта;

- педагогический эксперимент - апробация и внедрение технологии.

Во второй главе "Моделирование содержания специализации "Бальная хореография" раскрывается методика, в которой основными направлениями оптимизации учебных программ являются: формирование и оптимизация элементов; определение необходимого содержания, потребного объема и целесообразной последовательности прохождения дисциплин, а также выбор эффективных методов и подходов в обучении и воспитании специалистов бальной хореографии.

Методика оптимизации содержания специализации "Бальная хореография" показана на схеме 2. Алгоритм оптимизации видов и форм бальной хореографии представлены на схеме 3.

С? vV

Схема 1. Модель оптимизации содержания специализации "Бальная хореография"

Скема 2. Методика оптимизации содержания специализации

"Бальная хореография".

Схема 3.

Алгоритм оптимизации видов и форм бальной хореографии.

При определении содержания программ наибольшую сложность представляет разработка их логико-дидактической структуры. Этот вопрос, согласно ряду исследований, не имеет однозначного решения и достаточно доказательного научно-обоснованного подхода. Вместе с тем, содержание является ядром любой программы подготовки, и от качества и обоснованности ее зависит успех обучения и воспитание в целом.

К формированию и оптимизации содержания учебных программ применяется системно-целевой метод, а также учитываются требования, предъявляемые к содержанию программ. Последовательность и содержание работ по реализации методики заключаются в следующем:

1. Анализируются требования к знаниям, навыкам и умениям, необходимым для будущей деятельности, и определяются дисциплины, которые группируются по признаку принадлежности в разделы подготовки: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; общепрофессиональные дисциплины; специальные дисциплины; дисциплины специализации.

2. Для каждого раздела и дисциплины подбираются соответствующие теоретические и практические вопросы, изучение которых обеспечивает формирование необходимых знаний, навыков, умений. Эта работа осуществляется построением графотеоретических и практических вопросов для каждого элемента.

3. Для каждой дисциплины суть отбора конкретных тем и их содержания заключается в следующем. Исходя из конечной цели подготовки, вытекают темы, которые имеют свои частные цели, ориентированные на конечный результат, и составляют её в совокупности. Темы определяют учебные вопросы, которые имеют свои частные цели, составляющие в совокупности цель темы. Темы и учебные вопросы в комплексе образуют дисциплину, которая ориентирована на конечную цель.

4. Для оптимизации видов и форм бальной хореографии, исходя из учебно-воспитательных целей, определяются и оптимизируются следующие элементы: тема, музыка, хореографическая лексика, хореографический рисунок, хореографическая техника и выразительность.

Решение задачи оптимизации объема подготовки сводится к определению потребного времени. Расчет потребного времени выполнен, в следующей последовательности: определение потребного количества учебных часов теоретической подготовки, определение потребного количества учебных часов практической подготовки. Анализ распределения объема времени между группами дисциплин с учетом оптимальности обеспечивает формирование профессиональных навыков как по общепрофессиональным дисциплинам, так и по дисциплинам специализации.

Реализация оптимальной последовательности прохождения учебно-воспитательных программ выявлена с учетом критериев распределения учебного материала в зависимости от разделов подготовки, их сложности и важности для профессиональной деятельности.

Путем системного анализа выполнена количественная оценка методов

обучения и воспитания по обеспечению необходимой эффективности подготовки специалистов в области бальной хореографии. В целях обоснования выбора наиболее рациональных методов обучения и воспитания разработана матрица численных значений эффективности. Проведенный анализ показал, что для реализации основных целей и задач педагогической деятельности в бальной хореографии необходимо комплексное применение в воспитательно-образовательном процессе словесно-образно-логического, проблемного, дея-тельностного методов и метода иллюстрирования. Таким образом, определены цели, задачи, содержание, объем и выбор рациональных методов обучения и воспитания, которые объективно необходимы для внедрения специализации "Бальная хореография".

В третьей главе "Опытно-экспериментальная работа по реализации специализации "Бальная хореография" раскрываются вопросы: особенности содержания специализации "Бальная хореография" в вузе искусств и культуры; оптимизация учебного плана и учебных программ; основные виды и формы бальной хореографии в народном художественном творчестве, задачи и периоды опытно-экспериментальной работы, методика ее проведения и анализ результатов.

Рассмотренные теоретические основы и модель программ дисциплин бальной хореографии позволили разработать учебный план по специализации "Бальная хореография" и осуществить опытно-эксперименгальную работу по проверке эффективности разработанных методик и выявить педагогические условия для реализации поставленной цели исследования. Данные условия реализованы в основных компонентах педагогической системы: в целевом - через воспитательные и образовательные цели в бальной хореографии; в содержательном - через учебный план и учебные программы дисциплин специализации; в организационном - через включение обучаемых в творческую деятельность (концертные выступления, конкурсы, проблемные семинары, применение информационных технологий и т.д.), обеспечение повышения эффективности за счет организации научно-исследовательской работы студентов, их самостоятельной работы в процессе занятий и в сфере народного художественного творчества; в коммуникативном - через реализацию в педагогическом общении субъект-субъектного взаимодействия участников педагогического процесса; в гностическом - через внедрение личностно-ориентированного, квазипрофессионального, деятельностного и интерактивного подходов.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу о соответствии специализации "Бальная хореография" образовательным стандартам и современным социально-культурным требованиям.

Результаты опытно-экспериментальной работы, проводимые на базе Алтайского государственного института искусств и культуры, представлены в таблице.

Таблица

Результаты опытно-экспериментальной работы по личностно-

Показатели Уровни Контрольные Экспериментальные

развития развития группы группы

Количество студентов по уровням развития

до экспе- после экс- до экспери- после экспе-

римента перимента мента римента

1 14 10 11 6

Когнитивный 2 43 35 47 19

компонент 3 31 39 26 40

4 13 17 13 33

Не достигли уровня 57 45 60 32

Достигли уровня 46 58 39 67

1 37 25 31 15

Коннативный 2 32 32 34 22

компонент 3 26 33 26 44

4 6 11 6 16

Не достигли уровня 71 59 67 34

Достигли уровня 30 44 32 65

1 35 25 31 12

Эмотивный 2 34 34 36 25

компонент 3 25 31 24 42

4 7 11 6 18

Не достигли уровня 71 61 67 37

Достигли уровня 32 42 32 62

Всего 101 101 97 97

Анализ экспериментальной работы показал, что суммарный рост развития когнитивного, коннативного и эмотивного компонентов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил 19% (по сумме данных третьего и четвертого уровней) с учетом оценки минимально возможного значения каждого испытуемого. Количественный показатель подтверждает, что после окончания института специализируются в области бальной хореографии, в различных институтах социально-культурной деятельности выпускники кафедры бальной хореографии - 95%, выпускники кафедры хореографии - 3%.

Статистическая значимость полученных приращений обосновывается с применением критерия Хи-квадрат, его табличное значение составляет 7,8. На начало эксперимента Хи-квадрат составлял 4,1. На завершающем этапе 22,7.

В заключении подведены итоги исследования, формулируются рекомендации и выводы.

1. Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению специализации "Бальная хореография" в Алтайском государственном институте искусств и культуры подтверждают эффективность модели и целесообразность ее введения в учебные заведения искусств и культуры.

2. Исследование позволило открыть на базе новой специализации кафедру бальной хореографии в АГИИК, отделения бального танца в колледжах культуры Томской области и Алтайского края, данную профилизацию в ряде школ' искусств Алтайского края, а также отметить значительный рост числа коллективов бального танца, что является подтверждением ценности бальной хореографии и ее социальной значимости в современном обществе.

3. Определена социальная значимость бальной хореографии, которая заключается в приобщении человека к богатствам народного художественного творчества, формировании его ценностных ориентации и духовных потребностей, стимулировании его социальной активности, реализации его творческого потенциала. Выявлены художественно-творческие особенности бальной хореографии - этические, художественно-эстетические, исполнительского мастерства и стиля, постановочных форм, музыкально-ритмических структур.

4. Сконструированная модель специализации "Бальная хореография" позволяет выполнять обоснованный отбор и совершенствование содержания дисциплин бальной хореографии, выбор ее форм и видов с учетом требований современных социокультурных условий и региональных особенностей.

5. Разработаны учебные программы по дисциплинам бальной хореографии: "История и теория бальной хореографии", "Отечественный бальный танец и методика его преподавания", "Европейский бальный танец и методика его преподавания", "Латиноамериканский бальный танец и методика его преподавания", "Искусство балетмейстера", "История развития бальной хореографии в Сибири" и др., которые внедрены в учебные процессы кафедры бальной хореографии АГИИК, отделений бального танца колледжей культуры и искусств Томской области и Алтайского края, школ искусств и публично представлены в десяти авторских художественных произведениях, приравнивающихся к монографиям: мастер-классы, итоговые выпускные класс-концерты, отчетные концерты ансамбля бального танца, конкурсы исполнителей бального танца и рождественские балы.

В работе намечена перспектива исследований по внедрению современных педагогических технологий в теорию и практику народного художественного творчества.

Содержание диссертации отражено в следующих статьях, учебных пособиях и иных публикациях автора:

1. Теория и методика преподавания латиноамериканского бального танца. -Барнаул: Изд-во АГИИК, 1998.-27 с.

2. Искусство балетмейстера и методика его преподавания. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 1998.-24 с. (в соавт.).

3. Теория и методика преподавания латиноамериканского бального танца. -Барнаул: Изд-во АГИИК, 1999. - 30 с.

4. Искусство балетмейстера и методика его преподавания. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 1999. - 27 с. (в соавт.).

5. Бальное хореографическое творчество. - Барнаул. Изд-во АГИИК, 2002. -8 с. (в соавт.).

6. История и теория бальной хореографии. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002.

- 9 с. (в соавт.)

7. Развитие бальной хореографии в Сибири. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. - 9 с. (в соавт.).

8. Искусство балетмейстера. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. - 28 с. (в соавт.).

9. Отечественный бальный танец и методика его преподавания. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002.-18 с.

10. Латиноамериканский бальный танец и методика его преподавания.

- Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. - 35 с.

11. Практика. Бальное хореографическое творчество. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002.-6 с.

12. Школа латиноамериканского бального танца: учеб. пособие. (Гриф Министерства образования РФ). - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. - 118 с.

13. Сохранение этнических традиций в хореографическом искусстве // Хранители наследия: Альманах. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2003. - С. 122-123.

14. О принципах воспитывающего обучения бальной хореографии в вузе искусств и культуры // Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога-воспитателя и социального педагога в условиях модернизации педагогического образования: Материалы II Всероссийской конференции 15-16 октября 2003 г. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. - С. 149-153. (в соавт.).

15. Сохранение культурного наследия народов Латинской Америки в бальной хореографии // Музеология как основа единства и культурного разнообразия: тезисы докладов XXV Международного симпозиума Совета музеев (1СОМ) ЮНЕСКО, Международного комитета по музеологии (1СОРОМ). -Барнаул: Изд-во АГИИК, 2003. - С. 22-24.

16. Взаимосвязь немецкого и русского танцевального искусства в области бальной хореографии // Россия - Германия: диалог культур - взаимопонимание наций: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2004. - С. 17-18. (в соавт.).

17. Основные методологические принципы обучения бальной хореографии в вузе искусств и культуры // Партнерство как способ оптимизации регионального художественно-образовательного пространства: тезисы докладов Межрегиональной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2004.-С. 158-163. (в соавт.).

Темлянцева Светлана Николаевна

Проектирование содержания специализации "Бальная хореография" в народном художественном творчестве

Автореферат

Издательство АГИИК Лицензия ЛР № 021267 Подписано в печать 15.11.2004 г. Формат 60x84/16 -Усл.пл. 1,0 Тираж 100 экз. Заказ 2Я9 Издательство Алтайского государственного института искусств и культуры 656055 г. Барнаул, ул. Юрина, 277

»23 4 Öd

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Темлянцева, Светлана Николаевна, 2004 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Теоретические и методологические основы проектирования содержания специализации "Бальная хореография" в народном художественном творчестве.

1.1. Историко-теоретические основы развития бальной хореографии в народном художественном творчестве.

1.2. Методологические принципы совершенствования обучения в бальной хореографии.

1.3. Основы проектирования специализации "Бальная хореография".

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. Моделирование содержания специализации

Бальная хореография".

2.1. Модель содержания специализации "Бальная хореография".

2.2. Выбор оптимального содержания дисциплин бальной хореографии.

2.3. Выбор оптимального объема и последовательности прохождения дисциплин бальной хореографии.

2.4. Выбор эффективных методов и подходов в обучении и воспитании специалистов в бальной хореографии.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная работа по реализации специализации

Бальная хореография".

3.1. Содержание специализации "Бальная хореография" в специальности "Народное художественное творчество".

3.2. Задачи, периоды и методика проведения опытно-экспериментальной работы по внедрению специализации "Бальная хореография".

3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Выводы по третьей главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Проектирование содержания специализации "бальная хореография" в народном художественном творчестве"

Статус народного художественного творчества, представление о его состоянии, путях сохранения и развития всегда находится в числе актуальных задач общества. Ведущая роль в этом процессе принадлежит институтам социально-культурной деятельности. Одной из основных задач народного художественного творчества является воспитание личности творца, профессионала и художника, способного вобрать в себя богатейший опыт, накопленный прошлыми поколениями.

Искусство бальной хореографии, являясь частью народного художественного творчества, теснейшим образом связано с историей развития общества. Все этапы мировой цивилизации находили отражение в формах и образах, создаваемых посредством танца. Искусство бальной хореографии в своем развитии способствует укреплению взаимоотношений различных социальных групп, совершенствованию эстетических принципов и выделяется самостоятельным содержанием.

Сегодня предъявляются принципиально новые требования к профессиональным качествам специалистов в бальной хореографии, к организации и содержанию их подготовки и деятельности. Основой этих требований становится высокий уровень методики преподавания дисциплин бальной хореографии и руководства хореографическими коллективами в основных формах социально-культурной деятельности, что вызвало необходимость в проведении исследования по развитию бальной хореографии, оптимизации ее содержания и выделения в самостоятельную специализацию.

Существенное значение для педагогического проектирования в народном художественном творчестве имеет реализация выявленных общих закономерностей в теории воспитания и обучения, внедрение которых повышает эффективность всей системы образования, создает предпосылки для разработки новых направлений в решении современных педагогических задач, что отражено в исследованиях Б.Г. Ананьева, Р. Асадуллина, Б.М. Бим-Бад, М.Я. Боброва,

А.А. Вербицкого, JI.B. Занкова, А.П. Леднева, В.А. Сластенина, П.И. Пидкасистого.

Проблемам совершенствования народного художественного творчества посвящено достаточно большое количество трудов. Общие закономерности в теории обучения, воспитания и социально-культурной деятельности изучены в трудах А.И. Арнольдова, Е.И. Григорьевой, О.В. Долженко, А.Д. Жаркова, А.В. Каменец, А.С. Каргина, Т.Г. Киселевой, Б.Г. Мосалева, Э.Е. Орловой, Е.И. Смирновой, В.В. Туева. Особенности проектирования в различных социальных сферах раскрыты в работах ученых Г.М. Бирженюк, В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой, Ю.Д. Красильникова, А.В. Каменец, Н.Б. Лаврентьевой, А.Б. Лидого-стер, А.П. Маркова.

Основы изучения истории хореографического искусства заложены Ю.И. Слонимским и В.М. Красовской. Вопросы искусства хореографии ставились широко и решались разносторонне такими авторами, как Ю.А. Бахрушин, Н.И. Эльяш, В.В. Ванслов, Г.Н. Добровольская и другие. Различные методики процесса профессионального хореографического образования раскрыты в фундаментальных работах А.Я. Вагановой, B.C. Костровицкой, Н. И. Тарасова, Р.В. Захарова, И.В. Смирнова, Н.П. Базаровой.

Вопросы истории и теории бальной хореографии нашли свое отражение в научных трудах Н.П. Ивановского, Е.Д. Васильевой, М.В. Васильевой-Рождественской, В.М. Стригановой, В.И. Уральской, А.Н. Шульгиной. Особое значение для дальнейшего проектирования содержания специализации "Бальная хореография" имеют исследования А.Л. Гройсмана, Е.П. Валукина, С.В. Филатова.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между объективной потребностью реализации возросшего художественного и творческого потенциала бальной хореографии и отсутствием соответствующей этим потребностям специализации в данном виде искусства.

Анализ существующей теории и практики народного художественного творчества в области бальной хореографии позволил выявить ряд частных противоречий:

- повышение требований к уровню подготовки специалистов бальной хореографии и несоответствие им содержания обучения в современных социально-культурных условиях;

- увеличение потребного объема информации для овладения профессиональными навыками бальной хореографии и ограниченность времени на усвоение студентами содержания учебно-воспитательных программ;

- потребность в комплексном изучении вопросов бальной хореографии и размытость получаемых студентами знаний, содержащихся во множестве специальных учебных дисциплин.

Проблема исследования состоит в отсутствии специализации "Бальная хореография" в учебных заведениях искусств и культуры, обеспечивающей подготовку конкурентоспособных специалистов в области бальной хореографии, отвечающих современным социально-педагогическим и социокультурным требованиям.

Объектом настоящего исследования является бальная хореография в народном художественном творчестве, в этой связи предметом исследования избран процесс педагогического проектирования содержания специализации "Бальная хореография" в народном художественном творчестве с целью разработки и внедрения современной модели данной специализации в специальность "Народное художественное творчество".

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что содержание специализации "Бальная хореография" будет соответствовать государственным образовательным стандартам и современным социально-культурным требованиям, если:

- обоснована социальная значимость и художественно-творческие особенности бальной хореографии как самостоятельной специализации;

- выявлено содержание специализации "Бальная хореография" в рамках специальности "Народное художественное творчество";

- сконструирована модель, включающая цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания бальной хореографии;

- разработана и внедрена технология специализации "Бальная хореография" и подтверждена ее востребованность в народном художественном творчестве.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

- проанализировать и уточнить социальную значимость и художественно-творческие особенности бальной хореографии в современных социокультурных условиях;

- разработать содержание самостоятельной специализации "Бальная хореография" в учебно-воспитательном процессе в рамках специальности "Народное художественное творчество";

- сконструировать модель, включающую цель, задачи, содержание специализации "Бальная хореография" в народном художественном творчестве;

- разработать методику проектирования специализации "Бальная хореография" и подтвердить ее востребованность в народном художественном творчестве.

Методологические основы исследования. Теоретическая и практическая части исследования основываются на личностно-ориентированном, квазипрофессиональном, деятельностном, проблемном и интерактивном подходах. Методология исследования развития бальной хореографии базируется на анализе теорий педагогического проектирования, интеграции методов социально-культурной деятельности.

В качестве теоретических основ исследования использованы научные концепции В.В. Гузеева по разработке инновационных идей в современном образовании, Б.А. Черкасова по совершенствованию учебных планов и программ,

Н.И. Алексеева по личностно-ориентированному обучению, Р. Асадуллина о системной логике построения педагогических дисциплин, Ю.К. Бабанского по оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Большое значение для данного исследования имеют труды, посвященные теории и практике культурно-просветительной деятельности, включая подготовку специалистов высших учебных заведений (А.Д. Жарков, А.С. Каргин, B.C. Садовская, Е.И. Смирнова).

Важное значение для данной диссертации имеют исследования социального проектирования В.И. Курбатова и методика социально-культурного проектирования Ю.Д. Красильникова, А.П. Маркова, Г.М. Бирженюк.

Исследование также опиралось на законодательные акты Российской Федерации об образовании, положения государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, типовые положения Российской Федерации о народном художественном творчестве и социально-культурной деятельности.

Методы, источники и база исследования. Основными методами исследования являются теоретический анализ философских и психолого-педагогических научных источников; обобщение, систематизация и классификация полученных результатов; моделирование; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент; анкетирование; системный анализ; методы математической статистики. Основными опытно-экспериментальными базами были Алтайский государственный институт искусств и культуры (АГИИК), Алтайский краевой колледж культуры и Томский областной колледж искусств и культуры, в рамках комплексной темы "Развитие социокультурных процессов в регионе".

Исследование выполнено в три этапа.

Первый этап (1996-1997 гг.) - поисково-теоретический, подготовительный. На этом этапе осуществлены изучение и анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; осмысление теоретических и методологических положений; определение объекта и предмета исследования; формулирование гипотезы и задач; разработка программы опытно-экспериментальной работы; отбор методов исследования.

Второй этап (1998-2002 гг.) - формирующий, посвящен опытно-экспериментальной работе и созданию в вузе самостоятельной кафедры бальной хореографии. На этом этапе представлены проектирование процесса и разработка модели специализации "Бальная хореография" и ее методическое обеспечение, апробация, обоснование и практическая проверка эффективности предлагаемой методики в учебных заведениях искусств и культуры; проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, коррекция полученных данных и их статистическая обработка.

Третий этап (2003-2004 гг.) - обобщающий, в этот период производилась систематизация и обработка полученных результатов, формулировались основные выводы и рекомендации, которые внедрялись в практическую деятельность учебных заведений искусств и культуры и народного художественного творчества.

Научная новизна исследования:

- уточнены социально-культурная значимость и художественно-творческие особенности бальной хореографии: этические, художественно-эстетические, исполнительского мастерства и стиля, постановочных форм, музыкально-ритмических структур;

- обоснована необходимость выделения бальной хореографии в специализацию, включающую дисциплины: "История и теория бальной хореографии", "Отечественный бальный танец и методика его преподавания", "Европейский бальный танец и методика его преподавания", "Латиноамериканский бальный танец и методика его преподавания", "Искусство балетмейстера", "История развития бальной хореографии в Сибири" и др.;

- спроектировано программное обеспечение специализации "Бальная хореография", определившее ее дальнейшее развитие в народном художественном творчестве.

Теоретическая значимость исследования:

- сконструирована модель, включающая цель, задачи, структуру и содержание специализации "Бальная хореография";

- разработана методика выбора оптимальных содержания, объема, последовательности прохождения учебных программ специальных дисциплин, а также видов и форм бальной хореографии в народном художественном творчестве;

- выявлены основные детерминанты, определяющие цели обучения и воспитания, реализуемые в личностно профессиональном развитии специалиста бальной хореографии в народном художественном творчестве.

Практическая значимость исследования:

- создана кафедра бальной хореографии в Алтайском государственном институте искусств и культуры и отделения бального танца в Алтайском краевом колледже культуры и в Томском колледже искусств и культуры;

- разработан учебный план и учебные программы по специализации "Бальная хореография";

- подготовлены учебно-методические разработки и учебное пособие по дисциплинам специализации.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены теоретической и практической реализацией исходных методологических позиций; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования; репрезентативностью объема выборки; использованием методов математической статистики и статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены автором на XXV Международном симпозиуме совета музеев (ICOM) ЮНЕСКО, Международного комитета по музеологии (ICOFOM) "Му-зеология как основа единства и культурного разнообразия" (Барнаул, 2003 г.); Международной научно-практической конференции "Россия - Германия: диалог культур - взаимопонимание наций" (Барнаул, 2004 г.); II Всероссийской конференции "Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога-воспитателя и социального педагога в условиях модернизации педагогического образования" (Барнаул, 2003 г.); Межрегиональной научно-практической конференции "Партнерство как способ оптимизации регионального художественно-образовательного пространства" (Барнаул, 2004 г.). Основные положения работы обсуждались на заседаниях ученого совета АГИИК, на заседаниях кафедр социально-культурной деятельности и бальной хореографии, в творческих лабораториях, на семинарах, курсах повышения квалификации работников социально-культурной сферы Краевого центра народного творчества и досуга Комитета по культуре и туризму администрации Алтайского края.

Материалы диссертации внедрены в десяти программах и методических рекомендациях по дисциплинам бальной хореографии, учебном пособии по бальной хореографии с грифом МО РФ, электронном учебнике по латиноамериканскому танцу, десяти публично представленных авторских художественных произведениях профессиональной творческой деятельности, приравнивающихся к монографиям, а также внедрены в учебно-воспитательный процесс созданной кафедры бальной хореографии АГИИК и открытых отделений бального танца колледжей искусств и культуры Барнаула и Томска.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальная значимость бальной хореографии в современных социокультурных условиях определяется ее возросшим художественно-творческим потенциалом и образовательно-воспитательными возможностями, совершенствованию эстетических принципов и нравственных основ современного общества. Художественно-творческими особенностями бальной хореографии являются особенности этические, художественно-эстетические, исполнительского мастерства и стиля, постановочных форм, музыкально-ритмических структур.

2. Проектирование содержания специализации "Бальная хореография" включает педагогическое моделирование (разработка идеи и создание модели), педагогическое конструирование (создание и разработка проекта) и педагогический эксперимент (апробацию и внедрение технологии в процесс народного художественного творчества).

3. Модель специализации "Бальная хореография" включает цели, задачи и ее структуру, обоснование методики выбора оптимальных содержания, объема и последовательности прохождения учебных дисциплин, а также алгоритм оптимизации видов и форм бальной хореографии, реализуемых в институтах социально-культурной деятельности.

4. Внедрение специализации "Бальная хореография" в учебные заведения искусств и культуры и практическую деятельность в народном художественном творчестве осуществляется через разработку учебно-методических рекомендаций и содержание учебных программ по дисциплинам: "История и теория бальной хореографии", "Отечественный бальный танец и методика его преподавания", "Европейский бальный танец и методика его преподавания", "Латиноамериканский бальный танец и методика его преподавания", "Искусство балетмейстера", "История развития бальной хореографии в Сибири" и др.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (168 наименования) и авторского указателя к нему, 7 приложений. Общий объем диссертации составляет 160 страниц, в ней приведены 14 таблиц, 7 рисунков.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

Выводы по третьей главе

Рассмотренные теоретические основы и модель программ дисциплин бальной хореографии позволили разработать учебный план по специализации "Бальная хореография" и осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанных методик и выявить педагогические условия для реализации поставленной цели исследования. Данные условия реализованы в основных компонентах педагогической системы: в целевом - через воспитательные и образовательные цели в бальной хореографии; в содержательном - через учебный план и учебные программы дисциплин специализации; в организационном - через включение обучаемых в творческую деятельность (концертные выступления, конкурсы, проблемные семинары, применение информационных технологий и т.д.), обеспечение повышения эффективности за счет организации научно-исследовательской работы студентов, их самостоятельной работы в процессе занятий и в сфере народного художественного творчества; в коммуникативном - через реализацию в педагогическом общении субъект-субъектного взаимодействия участников педагогического процесса; в гностическом - через внедрение личностно-ориентированного, квазипрофессионального, деятельностного и интерактивного подходов.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что суммарный рост развития когнитивного, коннативного и эмотивного компонентов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил 19%.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу о соответствии специализации "Бальная хореография" образовательным стандартам и современным социально-культурным требованиям. Таким образом, реализация поставленной цели осуществляется путем внедрения технологии профессиональной подготовки специалистов в области бальной хореографии.

117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование, являясь основным социальным институтом, регламентирующим жизненный путь индивидов, предопределяет их ценностно-мировоззренческие установки и социальные ориентации. Именно поэтому проблемы образования и воспитания сегодня оказались в центре внимания общества. Социально-культурные изменения и преобразования в системе подготовки специалистов в бальной хореографии потребовали оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В нашем исследовании выявлены специфические особенности и отличительные черты бальной хореографии - художественно-эстетические, этические, исполнительского мастерства и стиля, постановочных форм, музыкально-ритмических структур. Разнообразные формы обучения: кружки и школы бального танца, студии, ансамбли, спортивно-тацевальные клубы, театры бального танца находят свое применение в таких социально-культурных институтах, как культурно-досуговые учреждения, ведомственные культурно-просветительные учреждения, образовательно-воспитательные учреждения, санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения, учреждения развлекательно-коммерческого досуга и др., что раскрывает социально-культурную значимость бальной хореографии.

Рассмотренные в исследовании принципы методологии обучения бальной хореографии позволили определить основы проектирования структуры и содержания специализации "Бальная хореография", а также обучающую и воспитывающую технологию, предполагающую совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов.

Важное место в нашем исследовании занимают основные направления оптимизации учебных программ, которые включают в себя конструирование модели, формирование и оптимизацию специализации "Бальная хореография", определение необходимого содержания, потребного объема и целесообразной последовательности прохождения специальных дисциплин. Решение задачи оптимизации объема подготовки сводится к определению потребного времени. Расчет потребного времени выполнен в следующей последовательности: определение потребного количества учебных часов теоретической подготовки, определение потребного количества учебных часов практической подготовки. Анализ распределения объема времени между группами дисциплин по экспериментальным программам показал, что он соответствует оптимальности и обеспечивает в полной мере формирование профессиональных навыков как по общепрофессиональным дисциплинам, так и по дисциплинам специализации. Оптимизация последовательности прохождения учебно-воспитательных программ проведена с опорой на такие принципы обучения, как от общего к частному, от менее сложного к более сложному. Выявлены критерии распределения учебного материала в зависимости от разделов подготовки, их сложности и важности для профессиональной деятельности и общего представления о профессии. Методом системного анализа выполнена количественная оценка эффективных методов обучения и воспитания по обеспечению заданных целей подготовки. В целях обоснования выбора наиболее рациональных методов разработана матрица численных значений эффективности методов.

Проведенный анализ показал, что для реализации основных целей и задач педагогической деятельности в бальной хореографии необходимо комплексное применение следующих методов в воспитательно-образовательном процессе: словесно-образно-логического, проблемного, иллюстрирования, игрового, дея-тельностного. Обязательным условием в процессе решения поставленных задач является внедрение личностно-ориентированного подхода. Таким образом, определены цели, задачи, методика оптимизации содержания, объема и рациональных методов обучения и воспитания, которые реализованы при разработке учебных программ бальной хореографии как самостоятельной специализации.

В ходе эксперимента на базе АГИИК нами выделены такие дисциплины, как "Отечественный бальный танец и методика его преподавания", "Искусство балетмейстера", "Европейский бальный танец и методика его преподавания", "Латиноамериканский бальный танец и методика его преподавания", "История и теория бальной хореографии", "История развития бальной хореографии в Сибири", "Практика. Бальное хореографическое творчество". Разработаны модели программ по дисциплинам бальной хореографии, что позволило осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанных методик и выявить оптимальные условия для удовлетворения современных требований профессиограммы специалистов в области бальной хореографии путем создания в рамках специальности "Народное художественное творчество" специализации "Бальная хореография".

Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению специализации "Бальная хореография" в АГИИК подтверждают эффективность модели содержания и структуры дисциплин бальной хореографии и целесообразность ее введения в учебные планы вузов искусств и культуры.

Одним из результатов исследования явилось открытие новой специализации "Бальная хореография" в колледжах культуры Томской области и Алтайского края, открытие данной профилизации в ряде школ искусств Алтайского края, а также значительный рост количества коллективов бального танца в системе социально-культурной деятельности, где преподают выпускники кафедры бальной хореографии АГИИК и отделений бального танца колледжей искусств и культуры, что является подтверждением ценности бальной хореографии и ее социальной значимости в современном обществе.

На основе проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению специализации "Бальная хореография" в АГИИК подтверждают эффективность модели и целесообразность ее внедрения в учебные заведения искусств и культуры.

2. Исследование позволило открыть на базе новой специализации кафедру бальной хореографии в АГИИК, отделения бального танца в колледжах культуры Томской области и Алтайского края, данную профилизацию в ряде школ искусств Алтайского края, а также отметить значительный рост числа коллективов бального танца, что является подтверждением ценности бальной хореографии и ее социальной значимости в современном обществе.

3. Определена социальная значимость бальной хореографии, которая заключается в приобщении человека к богатствам народного художественного творчества, формировании его ценностных ориентаций и духовных потребностей, стимулировании его социальной активности, реализации его творческого потенциала. Выявлены художественно-творческие особенности бальной хореографии - этические, художественно-эстетические, исполнительского мастерства и стиля, постановочных форм, музыкально-ритмических структур.

4. Сконструированная модель специализации "Бальная хореография" позволяет выполнять обоснованный отбор и совершенствование содержания дисциплин бальной хореографии, выбор ее форм и видов с учетом требований современных социокультурных условий и региональных особенностей.

5. Разработаны учебные программы по дисциплинам бальной хореографии: "История и теория бальной хореографии", "Отечественный бальный танец и методика его преподавания", "Европейский бальный танец и методика его преподавания", "Латиноамериканский бальный танец и методика его преподавания", "Искусство балетмейстера", "История развития бальной хореографии в Сибири" и др., которые внедрены в учебные процессы кафедры бальной хореографии АГИИК, отделений бального танца колледжей культуры и искусств Томской области и Алтайского края, школ искусств и публично представлены в десяти авторских художественных произведениях, приравнивающихся к монографиям: мастер-классы, итоговые выпускные класс-концерты, отчетные концерты ансамбля бального танца, конкурсы исполнителей бального танца и рождественские балы.

В работе намечена перспектива исследований по внедрению современных педагогических технологий в теорию и практику народного художественного творчества.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Темлянцева, Светлана Николаевна, Барнаул

1. Абульханова — Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.-334 с.

2. Алексеев Н.И. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТюмГУ, 1997. - 132 с.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. -Т.1.-230 с.

4. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. - Т.2 - С. 128-267.

5. Архангельский С.И., Михеев В.И., Маншиков С.А. О моделировании и методике данных педагогического эксперимента. М., 1974. - 48 с.

6. Асадуллин Р. Системная логика построения в вузе педагогических дисциплин // Альма матер: Вестник высшей школы. 2000. - № 12. - С. 19-22.

7. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. - 367 с.

8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогика; Мысль, 1982.-С. 115-124.

9. Бахрушин Ю.А. История русского балета. М.: Просвещение, 1977. - 285 с.

10. Бежар М. Мгновения в жизни другого. М.: В/О Союзтеатр СТД СССР, 1989.-238 с.

11. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М.; Воронеж, 1996.-С. 22-91.

12. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1988.-283 с.

13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. - 192 с.

14. Бим-Бад Б.М. Современная педагогическая антропология: концепция и программа научной разработки // Магистр. Тверь, 1995. - №2. - С. 45-53.

15. Бобров М.Я, Ушаков П.В. Ушакова Е.В. Причины, пути и перспективы ан-тропного движения в социологии и философии человека. Барнаул, 1996. -С. 17.

16. Бондаревская Е.В, С.В. Кульневич. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. 560 с.

17. Бурцева Г.В. Развитие творческого мышления специалиста-хореографа: Мо-ногр. / М-во культуры РФ АГИИК. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. - 154 с.

18. Ваганова А .Я. Основы классического танца. Л-М.: Искусство, 1963. - 178 с.

19. Валукин Е.П. Задачи высшей школы в воспитании педагогов хореографов и балетмейстеров // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов театральных вузов: Сб. фрагментов дисс. исследований. М.: изд-во "Им-прит", 1996. - Вып. 3, - С. 2-4.

20. Ванслов В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1956. - 370 с.

21. Васильева Е. Танец. М,: Искусство, 1968. - 247 с.

22. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. М,: Искусство, 1987.-382 с.

23. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М.: Знание, 1987. - С. 23-31.

24. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986. - 527 с.

25. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М., 1960. -500 с.

26. Выготский Л.С., Сахаров Л.С. Исследования образования понятий: Методика двойной стимуляции. Хрестоматия по общей психологии. М.: Мысль, 1981. -С. 123-140.

27. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. - 175 с.

28. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. М.: Мысль, 1978. -С. 16-17; 81; 132-151.

29. Георгиевская Ю. В. Девиации в молодежной среде как социальный процесс: Автореф. дис. .канд. социол. наук /Ин-т социал.- полит, наук РАИ. М., 2002.-31 с.

30. Гвидо Регоццони, Массимо Анджело Росси, Алессандро Маджони. Бальные танцы. М.: БММ АО, 2001.- 192 с.

31. Гинис А.А. Исследование и моделирование процессов принятия решений в системе обучения: Автореф.дис. . к. п. н. Таганрог, 1998. - 23 с.

32. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия преобразований в условиях духовного обновления России. Барнаул, 1994. - 75 с.

33. Горин Ю.В. Демократизация творчества // Технологии творчества (проблемный выпуск). 1998. - янв. - С. 15-17.

34. Григорович Ю.Н. Проблемы традиции и новаторство в практике советского балета // Большой театр СССР. М.: Изд-во "Сов. композитор", 1976. - Вып. 2.-С. 281-288.

35. Гройсман A.JI. Методологические принципы хореографического образования // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов театральных вузов: Сб. фрагментов дисс. исследований. М.: изд-во "Имприт", 1996. - Вып.З. -С. 4-8.

36. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. 1997. -№ 1. - С. 3 -10.

37. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. - С. 40-43.

38. Дадонов В.М. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности.-М., 1976.-С. 41.

39. Динамов Б.С., Золотарев А.А. Методика формирования содержания учебных пособий: Методическая разработка. М.: МГА, 1986. - 62 с.

40. Добровольская Г.И. Танец. Пантомима. Балет. Л.: Искусство, 1975. - 124 с.

41. Долженко О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования // Альма матер: Вестник высшей школы. 2000. - № 10.-С. 24-30; 52.

42. Долженко Ю.А. Современные образовательные технологии: теория и практика. Барнаул: Акилкро, 1996. - С. 43.

43. Долженко О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод, пособие М., 1990. - 191 с.

44. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом Педагогики. 1996.-С. 46-58; 91.

45. Журавлев В.В. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. М.: Социум, 2002. - 122 с.

46. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968. - 175 с.

47. Захаров Р.В. Сочинение танца. М.: Искусство, 1989. - 237 с.

48. Зверева В.И. Самоаттестация школы. М.: Педагогический поиск, 2000. -160 с.

49. Иванова О.А. Развитие проективных умений студентов в процессе из>чения спецдисциплин: Автореф. дис. .к. п. н. Челябинск, 2003. - 29 с.

50. Ильин B.C. Формирование личности школьника. М., 1984. - С. 86.

51. Исаев Е.И. Основы проектирования психологического образования педагога: Автореф. дис. .д-ра психолог, наук. М., 1998. - 48 с.

52. Каган М.С. Мир общения. М., 1988. - С. 52.

53. Каган В.И., Сычеников И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе: Научно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1987. - С. 129-132.

54. Каирова И.А. Педагогический словарь: В 2-х т. М.: АПН, 1960. -Т.1. - С. 112; 531.

55. Капустина 3. О проектировании и моделировании деятельности социального педагога образовательного учреждения // Воспитание школьников. 2002. -№ 6. - С. 23-26.

56. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: Уч. пособие. М.: Высшая школа, 1988. -271 с.

57. Карпенко JI.A. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1979. -С. 127; 195; 356.

58. Квашко Л.П. Тестовая проверка уровня усвоения знаний // Математика в школе. 1994. - №4. - С. 49-52.

59. Киселева Т. Г. Культура и образование: взгляд вуза культуры // Культура: управление, экономика, право. -2003. -N1. -С. 6-7.

60. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М., 1995. - 164 с.

61. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М., 1989. -С. 62.

62. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993.-57 с.

63. Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и псип-сихологическое обеспечение смысловой педагогики. ~ М., 1996. 153 с.

64. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. М., 1972. - С. 64-65; 94.

65. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

66. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. Л.: Искусство, 1986.-262 с.

67. Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Петровский А.В. Программа курса "Введение в педагогику" // Педагогика. 1994. - №2. - С. 18-21.

68. Краснорядцева О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности: Автореф. дис. .д-ра психолог. наук. М., 1990. - 46 с.

69. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века: Соч.: В 2 т. J1.: Искусство, 1971.

70. Красильников Ю. Д. Методика социально-культурного проектирования: Курс лекций. М.:МГИК, 1993.- 174 с.

71. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование: Учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград: Перемена, 1998. - 106 с.

72. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. - 114 с.

73. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. - 461 с.

74. Курбатов В.И., Угольницкий Г.А. Математические методы социальных технологий: Уч. пособ. М.: Вуз кн., 1998. - 255 с.

75. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001, - 215 с.

76. Лаврентьев Г.В. Гуманитаризация математического образования: проблемы и перспективы. Барнаул, 2001. - 206 с.

77. Ларшина A.M. Формирование общепедагогических умений средствами игры: Дисс. канд. пед. наук. Рязань, 1992. - 189 с.

78. Леднев А.П. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. 176 с.

79. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983.-Т. 1-2.

80. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975. - 304с.

81. Литвинов В.А. Программный комплекс для дистанционного обучения // Вестник Барнаульского юридического института. Барнаул: Изд-во БЮИ, 1999.-Вып. 1.-С. 21-24.

82. Лопухова Т.В. Оптимизация подготовки специалистов // Специалист. 2002. -№4-С. 13.

83. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. - 366 с.

84. Лукиан. О пляске, Собр. соч. т. 2, - М.-Л., 1935.

85. Мануйлов Б.Б. Развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе хореографического творчества: Автореф. дис. канд. Пед. наук / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М., 2001. -20 с.

86. Марков А.П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб., 1998. -238 с.

87. Мосалев Б.Г. Досуг. М.: МГУК, 1995. - 92 с.

88. Меерович М., Шрагина JT. Основы культуры мышления //Школьные технологии. 1997. - №5. - С. 32-34.

89. Матис В.И. Педагогика межнационального общения: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.И. Матиса. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. - 510 с.

90. Мессерер A.M. Танец. Мысль. Время. М.: Искусство, 1990. - 265 с.

91. Мерабишвили Г.М. Социальное, психологическое и биологическое в активности человека: Дисс. канд. социол. наук. Тбилиси, 1988. - 190 с.

92. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1995. - 224 с.

93. Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1990. - С. 90-91.

94. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников / Под ред. Е. Д. Божович. М.,1995. - 196 с.

95. Новерр Ж.Ж. Письма о танце. JI.-M: Искусство, 1965. - 376 с.

96. О компьютерной технологии оценки качества знаний студентов / В.Ж. Кук-лин, В.И. Мешалкин, В.Г. Новодонов, Б.А. Савельев // Высшее образование в России.- 1993.-№3.-С. 146-153.

97. Ю1.0ольман С. Двадцатилетняя война//Па. 1990.-№1.-С. 14-15

98. Основы вузовской педагогики: Уч. пос. JI: ЛГУ, 1972. - 311 с.

99. Палилей А.В., Сокол О.В. Результаты контент-анализа программы "Искусство балетмейстера" // Пути и методы совершенствования профессиональнойподготовки специалистов в институте культуры: Сб. ст. Кемерово, 1991. — С. 197-206.

100. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. - С. 103-106.

101. Первушина О.Н. Общая психология: Метод, указ. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. - 90 с.

102. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Мысль, 1969. - С. 76-79.

103. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. М., 1980. -240 с.

104. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972. - 216 с.

105. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. -276 с.

106. Пуртова Т.В. Некоторые вопросы развития самодеятельного хореографического искусства // Народное творчество. Социокультурная деятельность в сфере досуга: Информ. Сб. / Информкультура. -1995. N1. - С. 3-7.

107. Попова А. Проблема качества образования в высшей школе // Альма матер: Вестник высшей школы. 2002. - № 8. - С. 19-22.

108. Практическая психология для преподавателей. М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1997. - 328 с.

109. Прутченков А. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. 2001. - № 9. - С. 33-37.

110. Психолого педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е.Д. Божович. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. - 192 с.

111. Пугачев B.C. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Наука, 1979.-496 с.

112. Рубинштейн C.J1. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -443 с.

113. Садовничий В. Высшая школа России: ориентиры на будущее // Альма матер: Вестник высшей школы. — 2000. № 2. - С. 5.

114. Сборник документов и материалов по бальным танцам. М.: Советская Россия, 1973.-72 с.

115. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. -Волгоград, 1994. С. 25-40.

116. Сериков В.В. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М., 1999.-С. 157-182.

117. Симонов В.П., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. -М.: Наука, 1989.-С. 2-22; 51; 120.

118. Сластенин В.А. Программа ориентир психолого-педагогического образования учителя. — М.: Прометей, 1991. - 36 с.

119. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. дис. . .д-ра псих. наук. М., 1995. - 45 с.

120. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995. - 247 с.

121. Слонимский Ю.В. В честь танца. М.: Искусство, 1968. - 372 с.

122. Смирнов Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М., 1983. - 191 с.

123. Смолкин A.M. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991. -165 с.

124. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. - 504 с.

125. Современный бальный танец: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Стриганова, В.И. Уральской. М.: Просвещение, 1977. - 430 с.

126. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. ст. М.: МГУКИ, 2000.-85 с.

127. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Сб. науч. ст. Кемерово, 2002. - 177 с.

128. Социально-культурная деятельность // Вестник МГУКИ. 2003. - N1. - С. 76-106.

129. Сытова Э. В. Хореографическое искусство и дети: эстетические и нравственные аспекты воспитания: Автореф. дис. канд. искуствоведения / Яросл. гос. пед. ун-т им. Н. Д. Ушинского. Ярославль, 2001. -19 с.

130. Танец // Театральная энциклопедия. М., 1967. - Т. 5. - С. 50-54.

131. Темлянцева С.Н. Школа латиноамериканского танца: Учеб. пособие. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. - 118 с.

132. Травников Г. Н. Образовательная деятельность как система и объект педагогического моделирования: Автореф. дис. .к. п. н. Пермь, 2004. -25 с.

133. Тугаринов В.П. Личность и общество. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 343 с.

134. Федорова Т.С. Учебное проектирование как инновационная технология в подготовке инженеров // Педагог: Наука, технология, практика. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001.-№1 - С. 99-105.

135. Федулов Б.А. Личностно-профессиональное развитие курсантов высших военных учебных заведений: Дис. . д-ра. пед. наук. Барнаул, 2000. - 350 с.

136. Федулов Б.А., Загинайлов Ю.Н. Применение ЭВМ в процессе тактической подготовки: Учебно-методич. пособие. Барнаул, 1991. - С. 13.

137. Филатова Е.Ф. Забытый конкурс // Танцевальный клуб. 1997. - №1. - С. 49.

138. Философский словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Я. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов М., 1983. - С. 45; 67; 86; 93; 96; 642; 655; 563.

139. Фромм Э. Душа человека. М.: Мысль, 1992. - С. 87-91.

140. Хрестоматия по педагогической психологии / Под ред. O.K. Тихомирова -М.: Наука, 1977.-413 с.

141. Черкасов Б.А. Совершенствование учебных планов и программ на базе сетевого планирования. Высшая школа. М., 1975. - С. 45; 81.

142. Шанкина С. В. Эстетическое развитие личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев: Авотреф. дис. . канд. пед. наук / Тамбов, 2003. 23 с.

143. Шаповалов А.А. Аз и Буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование. Барнаул: Издательство БГПУ, 2002. - 123 с.

144. Шалаев И.К. Программно-целевая психологияуправления: Учеб. пособие. 3-е изд., испр., доп. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. - 216 с.

145. Шульгина А.Н. Наследие бальной хореографии и сочинение стилевого танца в спектакле // Проблемы наследия в хореографическом искусстве: Сб. статей. М.: ГИТИС, 1992. - С. 48-53.

146. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. - 248 с.

147. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Знание, 1971.-351 с.

148. Эльконин Д.Б Введение в психологию развития. М., 1994. - С. 23-26.

149. Эльяш Н. Образы танца. М.: Знания, 1970. - 238 с.

150. Эстетика: Словарь / Общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Полтиздат, 1989. - С. 118-120; 167-169; 359-360.

151. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 95 с.

152. Behague, G., Music in Latin America, Prentice Hall, New Jersey, 1979.

153. Ellfeldt, L., and Morton, V.L., This is Ballroom Dance, National Press, 1974.

154. Fletcher M. Modern and latin sequence dances. ISTD, 1981. - 52 p.

155. Laerd W. Technique of Latin Dancing. IDTA, 1994. - 185 p.

156. Lavelle, D., Latin and American Dances, Pitman, London, Revised Edition, 1975.

157. Moore A. The revised technique of ballroom dancing /Alex Moore, zeeta dance studios, 13 penrhyn road, kingston-on-thames, 1968.

158. Moore A. The ballroom technique. ISTD, 1994. - 134 p.

159. Richardson F. The ballroom dance . IDTA, 1994.

160. Romain, E. (Ed.), Popular Variations in Latin-American Dancing, ISTD, London, 1982.