автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства
- Автор научной работы
- Генералова, Ирина Альбертовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Генералова, Ирина Альбертовна, 1997 год
Введение
Глава 1. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ИСТОРИЧЕСКОМ, ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ОРГАНИЗАЦИОННОМ АСПЕКТАХ
1. Историко-педагогический аспект использования средств театрального искусства в общеобразовательной школе
2. Концепции развития художественно-творческих способностей младших школьников
3. Взаимодействие вузов культуры и общеобразовательных школ как условие оптимизации процесса развития художественно-творческих способностей младших школьников
Глава 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. Основные этапы и направления исследования художественно-творческих способностей младших школьников
2. Методика развития художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства
3. Реализация методики развития художественно-творческих способностей: результаты и условия ее эффективности
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства"
Актуальность темы диссертации. Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Проблемы в системе среднего и общего образования отчасти объясняются тем, что возможности театрального творчества используются в общеобразовательной школе не в полную меру, огромные общеразвивающие возможности театрального искусства остаются, по большей части, до сих пор невостребованными, причем это происходит на фоне устойчивого падения интереса школьников к театру и театральной самодеятельности. Хотя сейчас наблюдаются все более твердые шаги общеобразовательной школы направленные на переориентацию, опору на принципы развивающего обучения, обеспечивающего формирование художественно-творческих способностей школьников через художественно-творческую деятельность.
В этом сложном процессе обновления образования следует объединить усилия всех институтов воспитания, учитывая необходимость гуманитаризации обучения. Сейчас становится актуальной проблема взаимодействия высших учебных заведений и общеобразовательных школ. Их совместное участие в учебно-воспитательном процессе дает возможность поднять художественное воспитание на более высокий уровень, способное вести школьников к активной творческой деятельности. Рассматриваемое в данном диссертационном исследовании взаимодействие вуза культуры и школы как одно из условий развития художественно-творческих способностей младших школьников, направлено на разрешение проблемы все усиливающего педагогического противоречия в системе отечественного образования, которое обостряется из-за недостаточности взаимообусловленной связи "Культура - Образование", "Вуз - Школа".
Проблемная ситуация, которая объективно сложилась в сфере общего и среднего образования, состоит в противоречии между существующей общественной потребностью в творческой личности и неэффективной системой образования и воспитания, неспособной на должном качественном уровне осуществлять ее подготовку.
Степень научной разработанности проблемы. Современное состояние разработанности проблемы творчества и художественно-творческих способностей свидетельствует о существовании многочисленных теоретических и методологически подходов для изучения данного вопроса. В настоящее время на проблеме развития художественно-творческих способностей сосредоточено внимание самых различных областей гуманитарного знания: культурологии, педагогики, философии, психологии, эстетики, что обусловлено актуальностью, практической и теоретической значимостью и много-аспектностью объекта исследования. Научная литература, касающаяся в той или иной степени изученности проблемы развития художественно-творческих способностей обширна, существует большое разнообразие исследовательских подходов, что объясняется сложностью определения природы и структуры художественно-творческих способностей.
Проблематика исследования предполагает изучения научного материала в нескольких областях. Поэтому теоретическими источниками исследования являются труды отечественных психологов по проблеме способностей и их развития, творчества и художественной деятельности; труды в области театральной режиссуры, театральной педагогики и актерского мастерства; научные работы в культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности.
Ретроспективное рассмотрение проблемы развития художественно-творческих способностей дает основание для вывода о возможности и необходимости использования средств театрального искусства в воспитании и образовании школьников. Многие представители отечественной педагогики (К.Д.Ушинский, В.П.Острогорский, Н.Ф.Бунаков, С.Г.Шацкий) хотели бы более широкого использования театрального искусства в целях воспитания подрастающего поколения. Их поддерживали и деятели театра А.А.Брянцев, Н. Н. Сац, Л.Г.Шпет, С. А. Ауслендер, Н. С.Шер, К.П.Спасская, Г. JI. Рошаль.
Проблема использования театрального искусства в педагогическом процессе активно разрабатывалась и современными исследователями: И.JI.Люблинским, Ю.И.Рубиной, В.П.Шильгави, А.П.Ершовой, Н.С.Карпинской, А.Я.Михайловой, Т. Г. Пеня, М. П. Стуль, М.А.Разбаш, Е.К.Чухман. Проблема воспитания подрастающего поколения средствами искусства имеет, наряду с педагогическими, театроведческими и свой психологический аспект (Л.С.Выготский, А.Н.Леоньтев, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов), проблема творчества и развития художественно-творческих способностей разрабатывалась Т.И.Артемьевой, Л.Б.Ермолаевой-Томиной, А.А.Мелик-Пашае-вым, изучением вопросов развития актерских способностей занимались Н.В. Рождественская, Ю.И.Рубина, A.M.Савицкайте, П.М. Якобсон. Ряд диссертационных исследований в сфере культурно-просветительной работы и культурно-досуговой деятельности рассматривают общевоспитательное, эстетическое, нравственное воздействие театрального коллектива, театральной самодеятельности на личность. Считая театр важным условием формирования ее всестороннего гармонического развития, художественно-творческих способностей, интереса к искусству (А.И.Аверьянов, С.Л.Афанасьев, В.Ф.Савина, В. И. Белов, Л.М.Петрова, А. П. Сердюк, М. П.Стуль, М.М.Шибаева, Э.Н.Куруленко, Н.Ш.Владимирова, В.И.Гурова). Но несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема художественного творчества остается далекой от своего окончательного завершения и представляются широкие перспективы для дальнейших исследований.
Взаимодействию общеобразовательных школ с различными внешкольными учреждениями: КПУ, музыкальными школами, педвузами посвящены диссертационные исследования Ж.А. Сулейменовой, К.Н. Ахметова, О.Н. Костылевой, И.И. Митиной, но проблема развития художественно-творческих способностей школьников средствами театрального искусства на основе взаимодействия вузов культуры и школ не являлась предметом особого исследования. Кроме того, на сегодняшний момент является совершенно не разработанной методика организации театральных занятий с целым школьным классом с целью развития художественно-творческих способностей, что и определило тему выбранного диссертационного исследования.
Объект исследования: художественно-творческая деятельность младших школьников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Предмет исследования: педагогический процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства.
Цель диссертационного исследования: разработать и апробировать методику развития художественно-творческих способностей младших школьников с применением полиметодической технологии обучения театральному искусству в классе в условиях взаимодействия вуза культуры и общеобразовательной школы.
Данная цель требует определения ряда задач диссертационного исследования:
1. Определить теоретические основы, исторические тенденции и специфику современного педагогического опыта использования средств театрального искусства в целях развития творческих способностей младших школьников.
2. Определить основные направления развития художественно-творческих способностей младших школьников.
3. Разработать инновационную модель театральной специализации общеобразовательной школы на основе взаимодействия вуза культуры и школы.
4. Экспериментально исследовать и определить основные условия повышения уровня развития художественно-творческих способностей младших школьников.
5. Внедрить полиметодическую технологию обучения театральному искусству в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза: Совершенствование развития художественно-творческих способностей младших школьников возможно путем целенаправленного,7 систематического формирований интереса к театру и театрально-творческой деятельности; развития творческого воображения; овладения продуктивным и целесообразным действием и средствами образной выразительности. В качестве условия эффективности предполагаются целенаправленные и систематические театральные занятия в классе, организованные на основе взаимодействия вуза культуры и школы.
Методологическая основа исследования. Тема диссертационного исследования носит ярко выраженный интеграционный характер и требует для своего исследования привлечения научного материал©; из различных областей знания: педагогики, психологии, искусствоведения, режиссуры и мастерства актера, театральной педагогики, культурно-досуговой деятельности. Диссертант исходил из известного в педагогике и психологии принципа единства сознания и деятельности С.Л.Рубинштейна. В исследовании автор опирался на концепцию о взаимосвязи обучения, воспитания и развития Л.С.Выготского и концепцию Ю.П. Азарова о целостном процессе общего и профессионального развития личности. Диссертант в своей диссертации использовал работы американского психолога, представителя гуманистического направления А.Маслоу и элементы • системы К.С.Станиславского.
Научная новизна состоит в том, что ; в диссертационном исследовании в качестве средства развития художественно-творческих способностей школьников впервые были применены экспериментальные учебники развивающего типа по предмету "Театр", автором которых является диссертант.
Диссертантом, одним из первых, рассматривается развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе обучения театральному искусству в классе, организованному на основе взаимодействия вуза культуры и общеобразовательной школы с применением функционально-деятельностного подхода, который выражается в полиметодической технологии обучения "Театру". Этот педагогический процесс представляет собой цепь логически связанных и психологически обоснованных действий, направленных на формирование интереса к театру и художественно-творческой деятельности, развитие творческого воображения, овладение сценическим перевоплощением. Осуществлен анализ и опытно-экспериментальное исследование совместной деятельности педагогических коллективов двух институтов воспитания "Вуз - Школа" и совместно разработана и практически апробирована инновационная модель сквозной театральной специализации общеобразовательной школы.
В исследовании был использован комплекс методов:
- теоретический анализ искусствоведческой, педагогической, пси-логической и методической литературы, имеющихся разработок в культурно-просветительной и культурно-досуговой сферах;
- анализ документов, в качестве которых использованы существующие учебные программы театральных занятий для общеобразовательных школ;
- педагогический эксперимент, заключающийся в систематическом и целенаправленном проведении цикла разработанных театральных занятий с целым школьным классом;
- анализ продуктов творческой деятельности: специальных творческих заданий, выполненных в ходе исследования в контрольной и экспериментальной группах;
- опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей школьников начальной школы средствами театрального искусства велась в соответствии с инновационной моделью театральной специализации общеобразовательной школы, разработанной автором диссертации и педагогами университета культуры и осуществленной исследователем в процессе работы учителем и консультантом.
В ходе эксперимента использовались диагностические методы: анкетированный опрос школьников, директоров школ, преподавателей начальных школ, беседа.
Исследование проводилось на базе школы № 608 г. Зеленограда и школы № 16 г. Химки в период с 1991-1997 гг. Первый этап педагогического эксперимента носил поисковый характер, на протяжении которого происходило осмысление проблемы и изучение научно-методической литературы по исследуемой проблематике, знакомство с имеющимися программами по предмету "Театр" и практическими разработками по художественному воспитанию в общеобразовательной школе, определялась цель, задачи исследования, формировалась гипотеза, разрабатывалось теоретическое обоснование.
На втором этапе педагогического эксперимента проводилась констатирующая часть исследования уровня интереса к театральному искусству младших школьников, уровня развития творческого воображения и способности к сценическому перевоплощению и уровня. развития художественно-творческих способностей как обобщенная характеристика. Собранный материал по проблеме исследования был обработан и систематизирован.
На третьем этапе был проведен формирующий эксперимент, на протяжении которого систематически велись театральные занятия, полученные данные проанализированы. На заключительном, четвертом этапе были проведены контрольные замеры по определению уровня развития интереса к театральному искусству, уровня развития творческого воображения, способности к сценическому перевоплощению и выявлен уровень развития художественно-творческих способностей как обобщенная характеристика, осуществлен сравнительный анализ и оформлены результаты исследования, полученные в контрольных экспериментальных классах, сформулированы его основные выводы.
На защиту выносятся следующие положения: - систематические и целенаправленные занятия с целым классом на основе совместной продуктивной деятельности учителя и учащегося обеспечивают оптимальное развитие художественно-творческих способностей младших «школьников;
- взаимодействие вуза культуры и школы в реализации инновационной модели сквозной театральной специализации является основным условием совершенствования развития художественно-творческих способностей младших школьников;
- активизация процесса развития художественно-творческих способностей младших школьников обуславливает необходимость применение полиметодической технологии преподавания театральных занятий, сочетающих в себе как педагогические методы: беседу, рассказ, дискуссию и т.д., так и творческие задания, игры, этюды, сочинительство, импровизации и т.д.
- специально организованное и целенаправленное педагогическое руководство на основе созданных автором диссертации экспериментальных учебников "Театр", обеспечивает включение в творческий процесс целого класса и продуктивную созидательную деятельность каждого школьника.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении и развитии научных представлений о возможностях формирования художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства, в конкретизации понятий: "художественно-творческие способности", "развитие". Разработан и обоснован функционально-деятельностный подход в обучении театральному искусству, который получил полную реализацию в полиметодической технологии обучения театральному искусству. Научные выводы, сделанные на основе анализа экспериментального исследования о взаимодействии вузов культуры и школ, представляют большой интерес для теоретиков и практиков в сфере образо-ванйя и служат основой для дальнейшего исследования проблемы взаимодействия вуза культуры и общеобразовательной школы. Кроме того, педагогический эксперимент подтвердил действенность и состоятельность используемой полиметодической технологии преподавания театрального искусства на уроках в начальной школе, способной существенно повысить уровень развития художественно-творческих способностей младших школьников, что открывает возможность для теоретического обоснования использования ее в среднем и старшем звене общеобразовательной школы. Научное обоснование применения на практике функционально-деятельностно-го подхода в организации театральных занятий существенно расширило возможности театрального искусства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Исследование данной проблемы имеет и практическое значение, которое заключается в выводах и основных положениях работы, нацеленных на решение проблемы развития художественно-творческих способностей младших школьников на театральных занятиях и предназначенных для внедрения в школьную практику педагогами художественного цикла или режиссерами-педагогами, подготовленными на режиссерском отделении вуза культуры. По итогам исследования диссертантом разработана, апробирована и опубликована программа и методическое пособие преподавания предмета "Театр" в начальной школе. В ряде школ Москвы, Московской области, городах России, Украины и Казахстана используются экспериментальные учебники развивающего типа "Театр", автором которых является исследователь. "Театр I" - первый год обучения; учебник "Театр II" - второй год обучения; "Театр III" - третий год обучения, которые являются итогом педагогического исследования, но работа по апробированию учебников еще продолжается, хотя уже сейчас внедрение в практику показало их продуктивность.
Апробация материалов исследования осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы на студенческой научно-практической конференции "Проблемы организации досуга в современных условиях" (Москва, 1993), Первой Всероссийской конференции по модели общего образования "Экология и диалектика" (Москва, 1995), на международной конференции "Проблемы отечественной культуры и судьба молодого поколения" (Москва, 1997). Внедрение результатов исследования осуществлялось при чтении лекций по предмету "Театр и элементы театрализации на уроках в начальной школе" на курсах повышения квалификации для педагогов начальной школы в рамках ассоциации "Экология и диалектика"-ассоциированного члена Российской академии образования по Отделению общего и среднего образования (Москва, 1994, март), (Москва, 1994, ноябрь), (Москва, 1995, январь), (Москва, 1995, март), (Москва, 1995, июнь), (Казахстан, Акмола, 1995, ноябрь), (Украина, Николаев, 1996, март), (Москва, 1996, июнь), (Москва, 1997, январь) . Результаты диссертационного исследования внедрены также в учебный процесс Московского государственного университета культуры - материалы и выводы исследования использовались при разработке лекционного курса "Педагогика", а также спецкурса "Педагогика как актерское мастерство и практическая режиссура". Также основные положения диссертационного исследования опубликованы в печати: журнал "Школа радости" (1994, N1), "Народное образование" (1995, N3) и в ряде учебников по предмету "Театр", /54, 55, 56/
Результаты исследования по данной проблеме внедрены в практическую деятельность муниципальной многопрофильной гимназии N16 г.Химки, школы ЖЗ г. Смоленска, школы № 17 г. Химки, что подтверждено актами о внедрении.
Материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы могут быть использованы вузами культуры в процессе преподавания курсов или спецфакультатива "Театральный режиссер в школе", "Уроки театра в школе", "Педагогика как актерское мастерство и практическая режиссура".
Содержание диссертации может быть использовано для чтения лекций на курсах повышения квалификации педагогов, работников культурно-досуговых учреждений.
Диссертантом на театральных занятиях со школьниками младшего школьного возраста были использованы модифицированные творческие задания А.А.Мелик-Пашаева, З.Н.Новлянской, Г.Н. Куди-ной, М.И.Чистяковой.
Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными целями и задачами, и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки темы выше названными специалистами, применены на практике действующими учителями, использованы на курсах повышения квалификации педагогов, работников культуры и искусства, а так же в качестве исходного материала для факультатива на кафедре "Режиссура любительского театра" и "Культурно-досуговая деятельность".
Кроме того, предложенная модель сквозной театральной специа
- 149 лизации школы была апробированна лишь на начальном этапе и требуется дальнейшая методическая разработка студийного этапа и этапа профилированного обучения в лицейных классах. В ходе диссертационного исследования автором были разработаны учебники развивающего типа по предмету "Театр" для младших школьников, которые рассматриваются как одно из основных средств, способствующее формированию творческих возможностей школьников в театрально-творческой деятельности. Но апробирование этих учебников на практике в более широких масштабах остается делом ближайшего будущего.
Однако проблема, которая может затруднить реализацию разработанной диссертантом модели, состоит в отсутствии соответствующих кадров. По этой причине может быть затруднено ее внедрение в практику в широких масштабах, поскольку никто не готовит преподавателей художественно-эстетического цикла, педагогов по предмету "Театр", хотя они крайне необходимы всей образовательно-воспитательной системе. Кроме того, реализация этой модели возможна на основе функционирования общеобразовательной школы, органично включающая в свою деятельность по развитию художественно-творческих способностей школьников вузы культуры и различные заинтересованные социальные институты, семью. Целенаправленная программа скоординированной деятельности вузов культуры и школ по развитию художественно-творческих способностей школьников средствами театрального искусства-важнейшее условие решения этой проблемы.
Общий итог диссертации состоит в том, что вынесенные на защиту тезисы доказаны, цель эксперимента выполнена. Кроме того эксперимент дал достаточные доказательства того, что предлагаемая методика развития художественно-творческих способностей гарантирует сравнительный прогресс основных компонентов художественно-творческих способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование проблемы использования театрального искусства в целях развития личности ребенка имеет давнюю историю, но вопросы, связанные с воспитательными возможностями театра, получили широкое освещение лишь после открытия в нашей стране постоянно действующих театров для детей, когда средства театрального искусства стали применять в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, а школьников привлекать к участию в детских самодеятельных- кружках, студиях. Передовой опыт, как отечественный, так и зарубежный, подтверждает огромные общеразвивающие возможности театрального искусства. Специальные исследования доказывают, что театр как искусство, по своей природе синтетическое, дает возможность для приобщения школьника сразу к нескольким видам искусства, через театр испытать свои силы в разнообразных видах деятельности, что и определило необходимость использования функцио-нально-деятельностного подхода к развитию художественно-творческих способностей и проведении систематических театральных занятий с младшими школьниками целого класса.
Но со времен открытия первых театров, до нынешнего момента не произошло существенных изменений, по-прежнему эстетико-разви-вающий потенциал театра используется современной общеобразовательной школой не в достаточной степени. Все больше разрыв между школьниками и театром со всем многообразием его видов и жанров; магия театра остается нераскрытой, непознанной для большинства подрастающего поколения.
Необходимо также отметить сложность и неоднозначность проблемы творчества и проблемы развития художественно-творческих способностей. Ряд отечественных психологов внесли свой вклад в решение этого вопроса (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, В.А.Крутецкий и др.), рассматривали специальные способности в сфере сценической деятельности Н.В.Рождественская, Ю.И.Рубина. Проблема развития художественно-творческих способностей отражена также в работах специалистов культурно-досуговой деятельности: В.И.Гуровой, М.М.Шибаевой Н.Ш.Владимировой, т.е. проблема представляет интерес для широкого круга специалистов, педагогов, психологов, театроведов. Но не смотря на большое количество имеющихся работ в этой области, проблема развития художественно-творческих способностей остается решенной в недостаточной мере, т.к. многообразие имеющихся точек зрения, концепций, зачастую взаимоисключающих друг друга предполагают дальнейшие поиски всех специалистов в этой области. Необходимо отметить, что в одном сходятся все занимающиеся проблемой творчества, а именно, считая искусство одним из самых эффективных средств проявления и развития художественно-творческих способностей школьников. История вопроса показывает, что использовались различные виды искусства: живопись, музыка, танец, хореография в целях формирования художественно-творческих способностей. В данном диссертационном исследовании делается акцент на развитии художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства, как искусства синтезирующего в себе и изобразительное искусство, и музыку, и танец, и пластику, и декоративно-прикладное искусство. Конечно, это открывает неисчерпаемые перспективы, в представлении возможности каждому школьнику попробовать свои силы в различных видах деятельности, занимаясь театральным творчеством. Кроме того, театр обладает той притягательной таинственной силой, которая завораживает, манит своей загадочностью и волшебством, т.е. театр дает младшему школьнику то, что он ищет в повседневной жизни и не находит, дает возможность проявить себя в новом качестве, качестве творца.
Разрешение проблемы видится в организации театральных занятий с целым школьным классом , т.е. во введении предмета "Театр" в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы, во введении в ее структуру инновационной модели сквозной театральной специализации. Данная форма организации театральных занятий была использована диссертантом, и исходя из результатов эксперимента, оправдала себя.
Инновационная модель театральной специализации общеобразовательной школы, разрабатываемая коллективом педагогов школы N16 и педагогами университета культуры, предполагает три этапа. Автор данного диссертационного исследования занимается разработкой, апробированием и внедрением собственной программы "Театр" для детей начальной школы (I - III классы). На начальном этапе главная задача - познакомить и приобщить младших школьников к театральному искусству, дать почувствовать его специфику, роль в жизни человека, одновременно учить преодолевать скованность, робость, неумение свободно проявлять себя в творческих играх, овладеть целенаправленным и продуктивным действием в предлагаемых обстоятельствах и средствами образной выразительности, исходя из специфических особенностей возраста, развивать творческое воображение, импровизировать на заданную и свободную темы, действовать в творческом общении. На театральных занятиях в форме игры, импровизация этюдов выявляются и развиваются худржественно-творческие способности школьников, пробуждается интерес и обнаруживается склонность к творчеству.
Студийный этап (II) охватывает V - IX классы. Главная задача этого этапа - сохранить и развить сложившиеся склонности и интересы, определившиеся на начальном этапе, способствовать дальнейшему развитию художественно-творческих способностей школьников и потребности в творчестве. В 1992-1993 учебном году в школе N16 в плане эксперимента были введены обязательные уроки по предмету "Театр" в V, VI, VII и VIII классах. Основной акцент был сделан на развитие импровизационных возможностей школьников, их активное участие в этюдах по избранным литературным произведениям. В течении учебного года были подготовлены в VI и VII классах театральные постановки в виде литературно-музыкальных композиций.
Конкретно-педагогические и творческие задачи в программе "Театр" усложняются от класса к классу. До начала студийных занятий основной акцент ставится на организацию коллективных импровизаций, раскованного радостного действа. Позднее проводятся занятия объединенные идеей театрализации межличностных отношений. Темы таких занятий могут быть самыми разнообразными: от театрализации, розыгрыша одноклассников в день первого апреля до постановки семейных обрядов, ритуалов, церемоний, театрализации в социальной сфере (презентации). Это позволит тем школьникам, которые не выберут театр как возможную будущую специализацию или даже профессию, тем не менее оценить его присутствие и роль в обыденной или профессиональной жизни человека вне сцены как инструмент творческого и эстетического отношения между людьми. Поэтому на втором этапе гуманитарно-эстетического развития в школе эти учащиеся получат возможность заниматься в различных кружках и студиях (по фольклору, пластике, музыке), которые будут вести преподаватели вуза культуры. В свою очередь, театральные студии с учетом преемственности подготовки к профилированным лицейным классам должны будут вобрать в себя всех, кто выбрал театр, проявил интерес, склонности и способности к этому виду искусства. Это позволит с помощью студий ставить и решать более специализированные задачи: постепенное знакомство с основами актерского мастерства, необходимым тренингом психофизического аппарата, техническими цехами в театре (бутафорская, реквизиторская, гримерная и т.п.). При этом образовательная часть программы студийного этапа, в отличие от начального, не мыслит .ся авторами эксперимента как специальная, организационно выделенная. Главный акцент этапа - театральная практика, самостоятельное театральное творчество, активное участие в репетиционном процессе, оформлении и выступлении в подготовленных спектаклях.
Каждый год работы студии обязательно завершается показом в школе, в начале для родителей и одноклассников, позже возможен показ итогового спектакля для зрителей микрорайона. Художественные замыслы таких постановок будут усложняться в зависимости от возраста студийцев. Предполагается, что по мере реализации этой программы в школе сформируется многослойная структура театральных студий из числа школьников соответствующих классов, которые будут передавать творческую эстафету от этапа к этапу.
Лицейный класс - III этап программы "Театр" (X - IX классы). На этом этапе из числа студийцев и учащихся других школ, пожелавших заниматься театральным творчеством, набирается лицейный профилированный театральный класс. Задачи профилированного обучения более приближены к профессиональным. На базе договора с Московским государственным университетом культуры предусмотрено широкое участие педагогов вуза в отборочном конкурсе, просмотре итоговых спектаклей и выпускных экзаменов по дисциплине "Театр", программа которых приближена к требованиям вступительных экзаменов в вуз на театрально-режиссерские специализации. Согласно договору "Вуз -Школа" ежегодно для выпускников лицейного класса будут выделяться несколько мест для целевого внеконкурсного приема в университет культуры. Лучшие выпускники могут рекомендоваться на эти места по итогам выпускного спектакля и выпускных экзаменов, остальные будут иметь возможность пробовать свои силы при поступлении в вуз на общих конкурсных основаниях.
Можно утверждать, что выдвинутая гипотеза получила не только теоретическое обоснование, но и практическое подтверждение. Инновационная модель сквозной театральной специализации общеобразовательной школы, осуществляемая на основе взаимодействия вуза культуры и школы, на первом этапе - театральные уроки в классе начальной школы, прошли апробирование, но в перспективе остается осуществление модели на следующих ее этапах: театральные студии в среднем звене и профилированные лицейные классы на завершающем этапе. Дальнейшая разработка проблемы развития художественно-творческих способностей школьников средствами театра также должна основываться на взаимодействии двух социальных институтов: вуза культуры и школы. Если на начальном этапе основной целью взаимодействия было приобщение к театру, развитие интереса к нему и театральному творчеству, развитию творческого воображения как основных компонентов художественно-творческих способностей, овладение целенаправленным, продуктивным действием в условиях вымысла и средствами образной выразительности как основы к сценическому перевоплощению, то в профилированных - лицейных классах делается акцент на профессиональное образование с целью осуществления преемственности в обучении и ранней профессиональной ориентацией в творческих видах деятельности.
Конечно, не исключается тот факт, что отдельные школьники, активно участвуя в театрально-творческой деятельности, рано сделав свой профессиональный выбор, могут достичь значительного развития специальных способностей: овладение образным перевоплощением и подлинным, продуктивным, целесообразным действием, средствами образной выразительности, но театральные занятия важны не только для них, но необходимы для всех школьников, т.к. театральное творчество является средством развития не только специальных способностей, но и развивает художественно-творческие способности каждого, что было подтверждено результатами контрольных замеров в формирующем эксперименте.
Эффективность взаимодействия вуза культуры и школы при осуществлении инновационной модели сквозной театральной специализации школы проявилась, в первую очередь, на процессе развития художественно-творческих способностях младших школьников, в сформированное™ у них интереса к театру и театральному творчеству, в высоких показателях развития творческого воображения, в овладении образным перевоплощением и сценическим действием в условиях вымысла.
В диссертационном исследовании выработаны следующие научные принципы оптимизации взаимодействия вуза культуры и общеобразовательной школы:
- взаимодействие осуществляется на принципах согласия и двусторонней инициативы, при обоюдном стремлении сотрудничать;
- принцип совместного оптимального планирования воспитательной работы со школьниками;
- принцип совместного решения воспитательных и образовательных задач, основанного на взаимопонимании и взаимовлиянии;
- принцип учета возрастных особенностей школьников; - принцип преемственности содержания, форм, средств и методов обучении на основе функционально-деятельностного подхода, ориентированного на развитие художественно-творческих способностей школьников средствами театрального искусства.
Используемая диссертантом полиметодическая технология проведения театральных занятий, заключающаяся в использовании целого комплекса средств, приемов и методов, является активным действенным способом развития художественно-творческих способностей школьников, способом вовлечения в разнообразную творческую деятельность, пробуждающая интерес к театру, развивающая творческое воображение, образное перевоплощение. При разработке методики развития художественно-творческих способностей младших школьников мы исходили из основных дидактических принципов, используемые в педагогике, которые были конкретизированы нами с учетом специфики театральной деятельности, возрастных особенностей его участников: систематичность и последовательность в процессе обучения; доступность обучения; применение наглядности; учет индивидуальных и возрастных особенностей развития способностей в условиях совместной творческой деятельности класса; активность и самостоятельность школьников в процессе обучения и воспитания.
Учебная программа по театральному искусству включает в себя определенный круг знаний, умений и навыков и их подачу в определенной последовательности с возрастающими требованиями, с учетом психофизиологических возможностей школьников. Основной принцип дидактики - систематичность и последовательность перенесен в инновационную модель сквозной театральной специализации общеобразовательной школы, причем последовательность в обучении указывает на необходимость такого изучения учебного материала, когда последующее опирается на предыдущее и логически определяет дальнейшее обучение. Систематичность предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи, когда изучаемое представляет собой систему. Прочное усвоение знаний, умений и навыков требует повторения пройденного, но на более высоком уровне с опорой на уже достигнутое, изученное, и это в значительной степени облегчает прохождение нового материала. Возвращение к пройденному материалу является необходимым принципом обучения. Его сущность заключается в том, что на каждом последующем уровне обучения элементы усвоенного повторяются в более широком и углубленном виде.
Кроме того, в программе применен принцип преемственности, когда на каждом новом этапе формирующего обучения творческие задания, опираясь на предыдущие, постепенно усложнялись и ориентировались на последующие тему.
Доступность обучения, как основной дидактический принцип формирования умений и навыков означает соответствие содержания и объема изучаемых знаний уровню развития школьника, его возрастным особенностям. Принимая во внимание преобладание игрового типа деятельности в дошкольный период, представляется целесообразным на начальных этапах обучения младших школьников присутствие разнообразных игр: подвижных, театральных, деловых, психотехнических, проводимых педагогом, а затем организованных самостоятельно самими школьниками. Одно из важнейших положений дидактики, заключающееся в использовании наглядных средств для создания у школьника образных представлений и для формирования понятий, использовано при обучении младшими школьниками театрального искусства. Учитывая основные особенности школьников 7-8 лет, для которых характерно мышление конкретными образами, является необходимым условием развития опоры на чувственное познание и применение в обучении различных форм наглядности (зрительные, слуховые, осязательные) -репродукции, иллюстрации, игра актеров, спектакли, эскизы, макеты, аудио и видеоматериалы, слайды, куклы.
Тема данного исследования настолько глубока, сложна и неоднозначна, что одной диссертации недостаточно в разрешении проблемы использования средств театрального искусства в целях развития творческих способностей младших школьников при условии взаимодействия вуза культуры и школы, и требует пристального внимания специалистов разных областей: педагогов, психологов, театроведов и специалистов культурно-досуговой деятельности.
Конечно, окончательное решение поднятых в диссертационном исследовании проблем дело целой системы наук, но автором сделано все необходимое для определения роли театра в развитии творческих способностей младших школьников и экспериментально подтверждена предлагаемая методика их развития .
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Генералова, Ирина Альбертовна, Москва
1. Азаров Ю.П.100 тайн детского развития. М.: Ива, 1996.-480 с.
2. Алексеев А.Н., Божков 0.Б., Дмитриевский В.Н., Докторов Б.З. Театр и молодежь.-М. ,1979. 291 с.
3. Алексеев А.Н., Дмитриевский В.Н. Репертуар и зритель // Театр. -1981. -N5. -С. 44-49.
4. Ананьев Б.Г. О развитии детей в процессе обучения // Сов.педагогика.-1957.-N7.-С. 12-24.
5. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности.-В кн.: Проблемы способностей.-М., 1962.- С.15-32.
6. Аникеева Н.П., Винникова Г.В., Смирнов С.А. Режиссура педагогического взаимодействия: Учеб.пособие.-Новосибирск: Изд. НГПИ, 1991.-92 с.
7. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1987.-144 с.-(Психол.наука школе).
8. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М. : Просвещение, 1983.-94 с.
9. Арбузов К.А. Театральные уроки в современной французской школе// Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы: Сб.науч.тр./Под ред. Е.К.Чухман.-М.: Изд. АПН СССР, 1991.-С.52-66.
10. Артемьева Т.В. Сценическое мастерство: Образовательный курс авторизованного изложения.-М.: Изд.Московского экстерного гуманитарного университета, 1994.-168 с.
11. Артемьева Т.В. Методологический аспект проблемы способностей. -М.: Наука, 1977.-183 с.
12. Артемьева Т. В. Проблема способностей: личностный аспект //Психолог, журнал.-1984. -Т.5.-N3.-С.46-55.
13. Артемьева Т.В. Способности и условия их развития: Дисс. .канд.философ.наук.-М., 1965-256 с.
14. Арямов И. А. Особенности детского возраста.-М.:Минпрос РСФСР, 1953.-192 с.
15. Ауслендер С, А. Кошмары театральной работы в школе.-М., 1928. -N5.-С.19-21.
16. Ауслендер С.А. Работа по театру в школе II ступени// Рево-люция-искусство-дети.-М.: Просвещение, 1968.-С.185-188.
17. Ахметов К.Н. Теоретические основы и методика взаимодействия КПУ и общеобразовательных школ по эстетическому воспитанию школьников: Дис. .канд.пед.наук.-М.,1986.-147 с.
18. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Бабанский.-М.: Педагогика, 1989.-560 с.
19. Бакушинский А.В. Исследования и статьи// Изб. искусствоведческие труды. -М. , 1981.-С.48-77.
20. Бартрам Н.Д. Детский театр и театр для детей// Бартрам Н.Д. Избранные статьи.Воспоминания о художнике.-М., 1979.-С.43.
21. Баженова JI.M., Пеня Т. Г. Комплексное воздействие искусства в процессе художественного образования учащихся// Сов. педагогика. -1988.-N12.-С.43-45.
22. Бахтин Н. Н. Театр и его роль в воспитании// Помощь семье и школе.-М. -.Польза, 1911.-С. 133-213.
23. Белинский В.Г. О театре: Ст. для ст.возраста.-2-е изд.
24. М.: Дет.лит~ра, 1982.-94 с.
25. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т./Сост. М.Г.Данильченко, А.А.Никольская; Под ред. А.В.Петровского.-М. .'Педагогика, 1979.
26. Блонский П. П. Педагогика.-М., 1924.-140 с.
27. Богоявленская Д. Б. О диагностике художественного творчества// Художественное творчество: Сб.-JI.: Наука, 1983.- С. 220-224.
28. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание,1981.-96 с.
29. Бодрова Е.В., Князева 0.JI., Кудрявцев В. Т. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспита-нии//Вопросы психологии. -1989.-И.-С. 174-176.
30. БожовичЛ. И., Леонтьев А. Н., Морозова Н. Г., Эльконин Д. Б. Очерки психологии детей (Мл.школьный возраст).-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-192 с.
31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М. : Просвещение, 1968.-464 с.
32. Венгер А. Педагогика способностей,- М. :Знание, 1973.96 с.
33. Взаимосвязь теории и практики эстетического воспитания школьников//Тезисы докл. Всесоюз. науч.-практ.конф., 17-21 октября 1977.-М., 1977.-424 с.
34. Вишнякова Н.Ф. Развития творческой активности младших школьников: Дис. .канд.пед.наук. -М., 1980.-233 с.
35. Владимирова Н.Ш. Игра в детском самодеятельном театральном коллективе как фактор развития самостоятельности и инициативы участников: Дис. . канд.пед. наук.-М.,1987.- 242 с.
36. Владимирова Н.Ш. Работа режиссера в детском самодеятельном театральном коллективе// Режиссер работает в школе: Теоретические и методические проблемы: Сб.науч.тр./ Под ред. Е.К.Чухман.-М.: Изд-во АПН СССР, 1991.-С.67-80.
37. Владимирова Н.Ш. Театр в нас самих// Семья и школа.-1986.-N6.-С.37-39.
38. Владимирова Н.Ш. Театр детей// Искусство в школе.-1993. -N3.-C.6-9.
39. Волокитина М.Н. Очерки психологии младшего школьника. -М.:Изд-во АПН РСФСР, 1955.-216 с.
40. Вопросы психологии младших школьников: Межвуз.сб./Под ред. Страхова В. И.-Саратов, 1984. 159 с.
41. Вопросы психологии способностей/ Под ред. А.В. Крутецко-го.-М.: Педагогика, 1973.-216 с.
42. Вопросы психологии творчества: Метод.разработка.-Саратов, 1982.-81 с.
43. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Под ред. Д.Б.Эльконина, В. В.Давыдова.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-289 с.
44. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. для учителя.-3-е изд.-М.: Просвещение, 1991.-93 с.
45. Выготский J1. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1982.
46. Выготский Л. С. Рецензия на книгу Дмитриевой Н., Ольдинбур-га Н., Перекрестовой Л. Школьная драматическая работа на основе исследования детского драматического творчества.-М., 1928// Искусство В школе.-1929.-N8.-С. 29-31.
47. Выготский Л. С. Психология искусства/ Под ред. Иванова.-Изд. испр. и доп.-М.: Искусство, 1978.-576 с.
48. Генералова И. А. Интегративный предмет "Театр" или воспитание искусством: Метод, рекомендации для учителей/ Под ред. Л. В. Тарасова. -М.: Авангард, 1995. -196 с.
49. Генералова И.А. Особенности работы режиссера с детскими и подростковыми театральными коллективами// Проблемы организации досуга: Современный и исторический аспекты: Материалы студент.науч. -практ. конф. МГИК, 21 апреля 1993.-М., 1993.-С.42-43.
50. Генералова И.А., Сляднева Н.А. Театр как сквозная учебная дисциплина художественно-эстетического цикла модели "Экология и диалектика"// Школа радости.-1994.-N1.-С.83-87.
51. Генералова И.А. Театр 1 год обучения/ Под ред. Л.В.Тарасова. -М. : Авангард, 1995.-88 с.
52. Генералова И.А. Театр 2 год обучения/ Под ред. Л.В.Тарасова. -М. : Авангард, 1995.-128 с.
53. Генералова И.А. Театр 3 год обучения/ Под ред. Л.В.Тарасова.-М.: Авангард, 1996.-135 с.
54. Генералова И.А. Театральные занятия в школе за рубежом // Великое посольство-путь в Европу, история и перспективы российско-европейского сотрудничества: Тез. международ, науч. конф. МГУК, май, 1997 г. М. ,1997.- С. 104-105.
55. Георгиева П. Д. Педагогические проблемы совместной воспитательной деятельности школы и внешкольных учреждений 1949-1975 гг. (на материале НРБ): Дис. .канд.пед. наук,- М., 1976.-147 с.
56. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. -Л.-М.: Искусство, 1967.-296 с.
57. Гребенкин А.В., Гутина О.М. Где найти профессионала (Театральная педагогика в школе)// Магистр.-1994.-N4.-С. 18-25.
58. Гурова В.И. Некоторые пути развития способностей у участников самодеятельных коллективов художественного слова.- М., 1972.-214 с.
59. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии.-1992.-N1-2.-С.22-33.
60. Деятельность внешкольных учреждений в помощь школе: Метод, рекомендации/ Под ред М.Б.Коваль.-М.:АПН СССР, 1985.-52 с.
61. Диагностика профессиональных и познавательных способностей: Сб.науч.тр./АН СССР, Ин-т психологии; Редкол.: Шадриков В.Д., Дружинин.Н., Степанов В.М.-М. :ИПАК, 1988.-216 с.
62. Дидактический материал для занятий театральным искусством/ Сост. Пеня Т.Г.-М.:АПН СССР, 1968.-27 с.
63. Дубровина И. В. Развитие способностей и формирование личности школьника// Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. -М.,1980. -С.18-26.
64. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления// Психология мышления.-М.,1965.-С.86-234.
65. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника.-М.: Знание, 1986. -96 с.
66. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном возрасте:
67. Дис. . д-ра пед.наук.-М., 1990.-312 с.
68. Евладова Е.Б. Критика современной буржуазной теории и практики воспитания творческой активности учащихся средствами искусства в школе в США: Дис. . канд.пед.наук. М., 1982. - 152 с.
69. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей//Вопросы психологии. -1977. -N4. -С. 74-85.
70. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей. (По материалам зарубежных исследований)// Вопросы психологии.-1975. -N5. -С.166-176.
71. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общение и поведение учителя. (Педагогика как практическая режиссура): Пособие для учителя.-М.:Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "Модэк", 1995.-272 с.
72. Ершова А. П. Театральное искусство на уроках в начальной школе// Искусство в школе.-1993.-N3.-С.15-20.
73. Ершова А.П., Букатов В.М. Театральный класс как форма начального профессионального образования//Современные проблемы театрального развития школьников: Сб. науч. тр./Редкол. Е.К.Чухман,
74. А.П.Ершова и др.-М.:Изд-во АПН СССР, 1989.-С.57-76.
75. Жарков А.Д. Ассоциативное мышление в технологии культурно-досуговой деятельности // Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения. Тез. междунар. науч. практич.конференции. М., 26-27 фев. 1997 г. Ч.1.-М., 1997.-С.101-103.
76. Занков Л. В. О предмете и методах дидактических исследований.-М.: Изд-во АПН СССР, 1962.-148 с.
77. Засуха Н.Н. Взаимодействие школы и КПУ в эстетическом воспитании подростков: Дис. . канд. пед. наук.-Л., 1983.-190 с.
78. Ильенков Э.В. О специфике искусства//Вопросы эстетики.-1960.-Вып. 4.-С. 33.
79. Ильенков Э.В. Философия и культура.-М.:Политиздат, 1991.-464 с.
80. Индивидуальные варианты развития младших школьников/ Под ред. JI. В. Занкова, М. В. Зверевой. -М.: Педагогика Л 973. -176 с.
81. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы/А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др.-М.:Просвещение, 1991.-128 с.
82. Искусство в школе (Художественное чтение. Театр. Кино) /Под ред. Рубиной Ю. И. М.:Просвещение, 1964.-252 с.
83. Искусство и дети (Эстетическое воспитание за рубежом)/ Ред.-сост. В.Шестаков.-М.: Искусство, 1969.-272 с.
84. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников/ Под ред. Ю.У.Фохт-Бабушкина и Е.К.Чухман.- М., 1980 (Ротапринт) НИИ Общей педагогики, АПН СССР.-123 с.
85. Исследование художественных интересов/ Под ред. Е. В. Квятковского, Ю. У. Фохт-Бабушкина.-М.:Педагогика,1974.- 160с.
86. Каримов Б. К. Взаимодействие театра и клубных учреждений в организации досуга трудящихся: Автореф.дис. .канд.пед. наук. -Л. ,1986.
87. Карпинская Н. С. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации//Известия АПН РСФСР. -1959. -Вып. 100. -С. 99-110.
88. Карча В.Г. Преемственность в обучении творческим видам работ в школе и вузе: Дис. . канд.пед.наук.-М., 1993. -160 с.
89. Катырева В. А. Проблема творческой драматизации в американской педагогике//Проблемы педагогики и школы в кап. странах: C6.I.-M. :АПН СССР НИИ ОП, 1974.-С. 57-74.
90. Кирилкова И. Н. Творчество. Личность. Образование.-М.:1. Изд-во РЭА, 1995.-104 с.
91. Ковалев А.Г. Способности// Общая психология/ Под ред.
92. B. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. -М., 1987.1. C.316-381.
93. Козлов П. Педагогическая работа в школе с учащимися над театральными спектаклями: Дис. .канд.пед.наук.-Алма-Ата, 1953.-232 с.
94. Колосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Дис. . канд.пед.наук. М., 1994.-272 с.
95. Костылева О.В. Взаимодействие школы и внешкольных учреждений в организации коллективной художественно-творческой деятельности школьников. Дисс. .канд. пед. наук.-Ташкент, 1990.165 с.
96. Корогодский З.Я. Этюд и школа.- М.: Сов.Россия, 1975,- 112с.
97. Крутецкий В.А. Проблемы способностей в психологии.-М.: Знание, 1971.-60 с.
98. Крутецкий В.А. Проблема формирования и развития способностей// Вопросы психологии.-1972.-N2.-С.3-14.
99. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.:Просвещение, 1976.-300 с.
100. Крутецкий В.А. Способности: Что это такое?// Семья и школа. -1967.-N5.-С.6-9.
101. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников.-М.: Знание.- 80 с.-(Новое в жизни, науке, технике: Сер."Педагогика и психология", N2).
102. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии.1984.-N1.-С.20-26.
103. Куруленко Э. А. Развитие творческих способностей подростков в клубе: Дис. . канд.пед. наук.-Л., 1981.-206 с.
104. Лейтес Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей:Дис. .д-ра.психол.наук.-М., 1970.-603с.
105. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы.-М.: Знание, 1982.-80 с.
106. Леоньтев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х 'т. -М.: Педагогика, 1983.
107. Леоньтев А.Н. О формировании способностей// Хрест. по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И.И.Ильясова и др.-М.: Изд-во МГУ, 1981.-С.35-43.
108. Лихачев Б.Т., Квятковский Е.В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы: Науч.-теорет. концепция исследования НИИ худ.воспитания АПН СССР//Сов.педагогика.-1980.-N7.-С.27-37.
109. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977.-224 с.
110. Люблинский И. Театр и дети.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1962.
111. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира: Учеб.пособие для студентов.-М.: Междунар. пед. академия, 1995.-192 с.
112. Масару Ибука. После трех уже поздно.-М.:Русслит, 1992.
113. Маслоу А. К психологии бытия.-М., 1968.
114. Маслоу А. Мотивации и личность.-М., 1970.
115. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье.-М.:Педагогика, 1987.-144 с.
116. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Дис. .д-ра психол. наук.-М.,1994.-225 С.
117. Митина И. И. Педагогические основы взаимодействия внешкольных учреждений со школой: Дис. . канд.пед.наук.-М., 1980. -165 с.
118. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников: Пособие для учителей начальных классов.-М.: Просвещение, 1975.-128 с.
119. Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи// Проблемы способностей/ Под ред. В. Н.Мяси-щева.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-С.5-14.
120. Нащекин Б.Н. Эстетическое образование и воспитание учащихся старших классов в самодеятельном театральном коллективе: Дис. . канд.пед.наук.-М., 1972.-245 с.
121. Новлянская З.Н. Эстетическое отношение как один из индикаторов художественных способностей/ В кн.: Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения, 1983.-М., 1983.-С. 216-220.
122. Нравственно-эстетическое воспитание школьника средствами театрального искусства: Сб.науч.тр./ Редкол. Ю.И.Рубина (отв.ред.) и др.-М.:АПН СССР, 1984.-104 с.
123. Никитина А.Б., Тюханова Е.А. История про театр. Кн.I. Любители вы театр?: Метод.пособие для учителей.-М.: Авангард,1995.-146 с.
124. Общая психодиагностика/ Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Сто-лина. -М.:Изд-во МГУ, 1987.-304 с.
125. Орлова Л. Три урока в гимназии N16// Химкинские новости. -1996. -16 нояб.-С.б.
126. Основы театральной культуры: Программа внеклассных занятий в IV-VII классах и факультативного курса для VII1-Х классов. -М.:АПН СССР, 1988.-78 с.
127. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. T.XII.-M., 1952.
128. Паланина Н.Н. Развитие воображения ребенка в русской народной педагогике// Вопросы психологии.-1989.-N6.-С.69-73.
129. Пеня Т.П. Взаимодействие видов искусства как средство художественно-творческого развития младших школьников: Дис.канд. пед. наук.-М., 1983.-208 с.
130. Петров В. А. Нулевой класс актера.-М.:Сов.Россия, 1985. -80 с.
131. Петрова А.И. Сценическая речь.-М.: Искусство, 1981,- 191 с
132. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований КПД: Учеб.пособие.-М.: МГИК, 1990.-159 с.
133. Петрова Л.М. Самодеятельный театр и формирование гармонически развитой личности: Дис. .канд.филос.наук.-М., 1972. -178 с
134. Петровский А. В. Воображение// Общая психология/ Под ред. А.В.Петровского.-М., 1977.-С.342-360.
135. Пирогов Н.И. Быть и казаться: Собрание сочинений. T.I. -М., 1914.
136. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения/ Сост., авт. вступ. ст. А. Н. Алексюк.-М.: Педагогика, 1985.-496 с.
137. Платонов К.Н. Проблема способностей.-М.: Наук, 1972. -312 с
138. Полунин В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. -М.:Просвещение, 1982.-192 с.
139. Полуянов Ю.А. К проблеме формирования художественных способностей детей в обучении// Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб.науч.тр.-М.:АПН СССР, 1980.-С.149-156.
140. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.-м.: Педагогика, 1976.-280 с.
141. Потапов А.Б. Технология творчества.Ч.I.-М.,1992.-120с.
142. Потапова Т.Э. Эстетическое воспитание учащихся школы РСФСР средствами театрального искусства: Дис. .канд.пед. наук. -М. , 1991.-200 с.
143. Похмелкина Г.Ф. Воспитание гуманистической направленности у младших подростков в процессе театрального творчества школьного класса: Дис. . канд. пед.наук.-М., 1992. -221 с.
144. Праздников Г. А. Процесс художественного творчества.- Л.: Знание, 1977.-40 с.
145. Психология развивающейся личности/ Под ред. А.В.Петровского, НИИ Общей и пед. психологии АПН СССР.-М.: Педагогика, 1987.-240 с.
146. Психология творчества/ Под ред. А.Я.Пономарева.- М.: Наука, 1990.-224 с.
147. Пьянкова Н. В. Особенности воображения младшего школьника в творческой деятельности: Дис. .канд. пед. наук.-М., 1978.-142с
148. Разбаш М.А. От игры к кукольному театру// Режиссер работает в школе: Теоретические и методические проблемы: Сб. науч. тр./ Под ред Е.К.Чухман.-М.:Изд-во АПН СССР, 1991.-С.19-27.
149. Развитие творческих способностей школьников: Метод, рекомендации/ Сост. Мытник Л.В. и др.-Минск: Мин-во просвещения БССР, Респ. Станция Юных техников, 1988.-12 с.
150. Развитие художественных способностей: Сб.статей/ Под ред. Н.П.Сакулиной. -М.: АПН РСФСР, 1959.-368 с.
151. Разумный В. А. Эстетическое воспитание: взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений культуры// Социолог, исследования. -1984.-N2.-С.71-78.
152. Революция искусство - дети. Материалы и документы: Кн. для учителя. В 2-х ч./ Сост. Н.П.Старосельцева.-М.:Просвещение, 1987.
153. Режиссер работает в школе: Теоретические и методическиепроблемы: Сб.науч.тр./ Под ред. Е.К.Чухман.-М.: Изд-во АПН СССР, 1991.-130 с.
154. Рибо Т. Творческое воображение.-СПб, 1901.-167 с. 197.
155. Рождественская В.М. Учебно-теоретическая работа как средство воспитания участника детского театрального коллектива Дис. . канд. пед. наук.-JI., 1985.-157 с.
156. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей: Краткий обзор// Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения.-Л.: Наука, 1983.- С. 105-122
157. Рождественская Н.В. Творческая одаренность и свойства личности: Экспериментальное исследование актерской одаренности //Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980.-С.57-67.
158. Роль искусства в развитии способностей школьников/ Под ред. Е.К.Чухман.-М.: Педагогика, 1985.-144 с.
159. Роль театра в учебно-воспитательной работе школы: Метод, рекомендации/ Сост. Ю.И.Рубина, А.Я.Михайлова, Т.Ф.Завадская И др. М.: АПН СССР, НИИ ОП, 1975.-82 с.
160. Рошаль Г. Л. Художественное воспитание и тео-предмет// Революция искусство - дети.-М., 1988.-С.136-140.
161. Рубина Ю. И. Искусство театра в системе эстетического воспитания: Метод.рекомендации в помощь лекторам и методистам ин-тов усовершенствования учителей.-М., 1982.-Ч.I.-63 с.
162. Рубина Ю.И. О развитии художественных способностей школьников на занятиях драматического кружка// Развитие художественных способностей: Сб.статей/ Под ред. Н.П.Сакулиной.-М.: Изд-во АПН СССР, 1959.-С.259-289.
163. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.-ТЛ. -М.: Педагогика, 1989.-488 с.
164. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии/ Отв.ред.
165. Е. В.Дорохова. -2-е изд. -М.: Педагогика, 1970.-416 с.
166. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа, 1995.-144с.
167. Сац Н.И. Новеллы моей жизни: в 2-х кн.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Искусство, 1984.
168. Сердюк А.П. Активизация обучения актерскому мастерству участников самодеятельного театрального коллектива: Дис. . канд.пед.наук.-М., 1984.-218 с.
169. Смирнов Б.Ф. Педагогическое взаимодействия клуба и музыкальной школы как средство ориентации учащихся на самодеятельное художественное творчество: Дис. .канд. пед. наук.-М., 1991.-241 с.
170. Совместная деятельность школы и внешкольных учреждений в формировании общественной активности пионеров и школьников: Сб.науч.тр./АПН СССР, НИИ общих проблем воспитания; Под ред. М.Б.Коваль.-м.: АПН СССР, 1983.-89 с.
171. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников: Сб.науч.тр./ Редкол.: Е.К.Чухман (отв.ред.), А.П.Ершова (отв.ред.) и др.-М.: Изд-во АПН СССР, 1989.-126 с.
172. Соколов К.Б. Эстетическое воспитание в ФРГ: теория и практика в современном мире// Теория и практика эстетического воспитания за рубежом. -М., 1991.-С.128-131.
173. Соловейчик C.JI. От интересов к способностям.-М.: Знание, 1968.-92 с.
174. Социально-педагогические проблемы взаимодействия государственных учреждений, семьи и общественности во внешкольном воспитании учащихся: Сб.науч.тр./ Под ред. В.Г.Бочаровой и М.М.Плоткина.-М.: АПН СССР, 1981.-107 с.
175. Спасская К. П. Театр в школе 11-ой ступени// Революцияискусство дети.-М., 1988.-С.131-136.
176. Способности и склонности: Комплексные исследования/ Под ред. Э.А.Голубевой; НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.-М.:Педагогика, 1989.-200 с.
177. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве.-М.: Искусство, 1983.-424 с.
178. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.I: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика.-М.: Искусство, 1985.-479 с.
179. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 9-ти томах. Т.З. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения/ Вступ.ст. Б.А.Покровского; Общ.ред. А.М.Склянского.-М.: Искусство, 1990.-508 с.
180. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 9-ти томах. Т.5. Начало сезона.-М., 1958.
181. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма/ Сост. Т.Кристи и Н.Чушкина; Вступ. ст. В.Прокофьев.-М., 1953.-783 с.
182. Стуль М.П. Школьник в театре.-М.: Знание, 1983-96 с.
183. Стуль М.П. Театральная культура и творческое мышление школьников//Сов. педагогика.-1989.-14.-С.24-28.
184. Стуль М.П. Воспитание искусством: в театр всей семьей. -Челябинск: Юж. Урал. кн. из-во, 1986.-192 с.
185. Субботина Л.Ю. Развитие предмета и метода психологии способностей: Автореф. . канд.пед. наук.-Л., 1986.-21 с.
186. Суворов Н.Н. Пути создание художественного образа: (Роль воображения в художественном творчестве).-М.: Знание, 1984.-64 с.
187. Сулейменова Ж. А. Взаимодействие общеобразовательной и музыкальной школ в процессе формирования интереса к музыке у младших школьников: Дис. . канд. пед.наук. -Алма-Ата, 1988.-172 с.
188. Сухомлинский В.А. Развитие индивидуальных способностей инаклонностей учащихся// Сов.педагогика.-1962.-N12.-С.24-34.
189. Тафель Р.Е. Анализ исследований творческих способностей в американской психологии// Вопросы психологии.-1972.- M4.-C.ll.
190. Тафель Р.Е. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии: Авто-реф. . канд.пед.наук.-М., 1974.-19 с.
191. Творчество и личность: Тезисы докладов Междунар. симпозиума.-Курск, 1995.-192 с.
192. Театр и образование: Сб.науч.тр./Отв.ред. Е.К. Чухман.-М.: Изд-во РАО, 1992.-178с.
193. Театральная самодеятельность школьников: Основы педагогического руководства: Пособие для учителей и руководителей театральных коллективов/ Ю.И.Рубина, Т.Ф.Завадская, Н.Н.Шевелев.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1983.-176 с.
194. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий: Избр.работы. -М.: Изд-во АН РСФСР, 1961.-536 с.
195. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания// Известия АПН РСФСР.-1947.-N1.-С. 17.
196. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т./Ред., сост., авт. вступ.ст. и коммент. Н.С.Лейтес, И. В. Равич-Щербо. -М.: Педагогика, 1985.
197. Торшилова Е.М. Проблемы творческого и эстетического развития личности школьника// Знание.- 1979,- N3.- С.96-112,- (Сер. "Педагогика и народное образование").
198. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников I-XI классов: Программа. Метод.рекомендации. Сб.упр./Сост. А.П.Ершова.-М.: НИИ художественного воспитания, 1990.-73 с.
199. Урунтаева Г. А., Цикина О.И. Некоторые приемы введения младших школьников в мир театра// Моделирование и обучение.- Мурманск, 1992.-С.39-47.
200. Упражнения для занятий по театральному искусству/Сост. Пеня Т.Г.-М.: АПН СССР, 1986.-11 с.
201. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.III./ Ред.кол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Мединский, В. Я. Струминский. -М. -JI.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.-692 с.
202. Фохт-Бабушкин Ю.Г. Искусство и духовный мир человека: (Об особенностях воздействия искусства на личность).-М.: Знание, 1982.-110 с.
203. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. -JI.: Наука, 1983.-279 с.
204. Художественное творчество и психология.-М.:Наука,1991. -192 с.
205. Художественное творчество и ребенок: Монография/ Под ред. Н.А.Ветлугиной.-М.: Педагогика, 1972.-287 с.
206. Художественно-эстетический цикл в модели общего образования "Экология и Диалектика" (Интегративный предмет "Театр"). Т. I./ Под ред. Л.В.Тарасова, А.Г.Щеголева.-М.: Авангард, 1993.-414 с.
207. Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. М.И.Буянова.-М.: Просвещение, 1990.-128 с.
208. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей// Вопросы психологии.-1986.-N3.-С. 78-89.
209. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности.-М.: Знание, 1986.-80 с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер."Педагогика и психология". N8).
210. Чухман Е.К. Театр в школе// Искусство в школе.-1993.-N3.-C.6-9.
211. Шаронова С.А. Взаимодействие учреждений культуры и детских школ искусств в эстетическом развитии сельских школьников: Дис. . канд.пед.наук.-М., 1994.-133 с.
212. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ Сост. Л.И.Скаткин и др.; Под ред. И.П.Кузина и др.-М.: Педагогика, 1980.
213. Шацкий С. Т. Из доклада "Искусство как элемент детской жизни", (март 1918 г.)// Революция театр - дети.-М., 1987.-С. 93.
214. Шер Н. С. Театр в школе// Революция театр - дети: Материалы и документы. Из истории эстетического воспитания в советской школе. 1924-1929.-М., 1967.-С.153-155.
215. Шибаева М.М. Педагогические проблемы творческой подготовки участников театральной самодеятельности в условиях студийности: (на материалах работы самодеятельных драматических студий 1917-1925 гг.): Дис. .канд.пед.наук.-М., 1977.-190 с.
216. Шильгави В. П. Начнем с игры.-М.: Просвещение, 1980.-77с.
217. Ширяева В.Г. Игры-драматизации и театральные постановки учащихся I и II классов// Эстетическое воспитание в начальной школе/ Под ред. В.В.Шацкой.-М.: АПН РСФСР, 1959.-С.185-203.
218. Ширяева В. Г. Театральное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся в 8-ми-летней школе: Дис.канд. пед. наук. -М., 1960. -296 с.
219. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М. -.Просвещение, 1978.- 302с.
220. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школыдща, -М.: Знание, 1974.-64 с.
221. Эстетическое воспитание в современном мире: Теория и критика эстетического воспитания за рубежом.-М., 1991.-237 с.
222. Юсов Б. П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания// Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. -М.: Искусство, 1969.-272 с.
223. Ядов В.А. Социологические исследования: Методология: Программа. Методы.-М.:Наука, 1987.-248 с.
224. Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера. Этюд по психологии творчества/ Ред. и предисл. В.Колбаневского.-М.: Гослитиздат, 1936.-212 с.
225. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. -М.: Знание, 1976.-64 с.
226. Theatre in Indication Directory 1975-1976.-London: TQ Publication Ltd, 1975.-P.4-17.
227. William H. Rough. TheEvolution of the Peucham school Secondary School theatre Journal, 1977, winter.Vol.16. ,N2. - P.9-24.и>