автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические возможности театрализованной деятельности в воспитании творческой направленности личности младшего школьника
- Автор научной работы
- Мигунова, Елена Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Великий Новгород
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мигунова, Елена Васильевна, 2004 год
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Творческая направленность личности младшего школьника как предмет научных исследований.
1.2. Историко-педагогический аспект изучения становления и развития театральной педагогики.
1.3. Театрализованная деятельность младших школьников как фактор воспитания их творческой направленности.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1. Изучение творческой направленности личности младшего школьника на этапе констатирующего эксперимента.
I» 2.2. Педагогическая организация театрализованной деятельности, ориентированная на воспитание творческой направленности личности младшего школьника
2.3. Эффективность педагогической организации театрализованной деятельности в начальной школе по воспитанию творческой направленности личности ребенка.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические возможности театрализованной деятельности в воспитании творческой направленности личности младшего школьника"
Актуальность исследования. Общественно-политические перемены, происходящие в современном обществе, актуализировали задачу воспитания людей с гибким мышлением, готовых к творческой деятельности. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в международной Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем эта гуманистическая общественная идея не может быть полностью реализована до тех пор, пока процесс воспитания ориентируется на авторитарную педагогику, а принцип учета индивидуальности и творческого потенциала человека лишь декларируется.
Особенно актуален в современных условиях поиск путей гуманизации образовательного процесса в начальной школе, которая наиболее благоприятна для формирования индивидуального творчества детей.
Недооценка воспитания творческой направленности личности ребенка в практике современного обучения и воспитания младших школьников обостряет ряд противоречий между:
- требованиями общества к творческому развитию личности и невозможностью реализовать это требование в рамках традиционной дидактической системы;
- образовательными возможностями театрального искусства в развитии творческих способностей младших школьников и отсутствием образца такого воспитательного процесса;
- потребностью в повышении эффективности творческого развития личности ребенка средствами театрального искусства и неразработанностью содержания, форм и методов организации театрализованной деятельности младших школьников в современных условиях;
- сложностью процесса организации театрализованной деятельности детей, обеспечивающей их самовыражение, воплощение в воображаемый образ и неразработанностью педагогических подходов включения ее в систему воспитания.
Не случайно поэтому обращение педагогов, деятелей просвещения, культуры, искусства (Ю.В.Алиев, Л.Г.Арчажнинова, Н.А.Ветлугина, Д.С.Лихачев, Л.А.Рапацкая, Г.С.Ригина, Г.М.Цыпин, В.Н.Шацкая и др.) к решению проблем, связанных с поиском наиболее эффективных путей развития индивидуальности ребенка. Ряд авторов отмечают, что принцип «дидактической» направленности эстетического воспитания в школе стал тормозом для развития индивидуальности и творчества детей (Ю.К.Бабанский, Т.Грубе, И.И.Ильясов, Т.С.Комарова, Д.Б.Лихачев, Н.Я.Михайленко, Т.В.Нестеренко, К.В.Тарасова и др.).
Гуманистическое направление в образовании рассматривается как тенденция, требующая свободомыслия, толерантности, отказа от стандартизации и унификации образования, разносторонности его содержания. В гуманистических теориях и системах воспитания на первое место выходит личность и ее потребности. В концепции личностно-ориентированного образования (В.В.Сериков) обращается внимание на необходимость создания педагогических возможностей для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
Современное состояние разработанности проблемы развития творческих способностей личности свидетельствует о существовании разнообразия теоретических и методологических подходов в изучении этого вопроса: творчество рассматривается как особый вид деятельности (В.И.Андреев, И.П.Калошина и др.); как процесс деятельности (Г.С.Альтшуллер, П.П.Крамар, А.И.Субетто, А.Т.Шумилин и др.); как проявление активности людей (В.А.Цапок и др.); как стиль и способ деятельности (И.В.Страхов и др.); как продукт и результат деятельности (Ю.Б.Борев, Ю.Н.Кулюткин, С.Х.Рапопорт, Т.С.Сухобская и др.).
Формирование творческой направленности личности стало ведущим в научных исследованиях Л.И.Божович, Л.П.Гимпель, В.А.Дмитриева, Б.И.Додонова, С.В.Евтушенко, А.Н.Зиминой, А.В.Зосимовского, А.К.Ковалева, В.Т.Кудрявцева, М.З.Неймарк, П.Н.Осипова,
A.В.Петровского, Е.В.Пчелинцевой, Н.Н.Поддьякова, С.Л.Рубинштейна,
B.Э.Чудновского и др.
В контексте нашего исследования особенно значимым является обращение ученых Е.Р.Ганелина, И.А.Генераловой, М.В .Колосовой, О.А.Лапиной, Н.И.Наумовой, Т.Н.Поляковой, И.В.Пруговой и др. к проблемам использования театрализованных средств в творческом развитии и воспитании личности ребенка, особенно их выводы о том, что выразительность и импровизация образа, актерское перевоплощение всегда индивидуальны, самоценны, самостоятельны и выражают волевую готовность ребенка к исполнительскому и продуктивному творчеству.
Актуальность поиска путей повышения эффективности воспитания творческой направленности личности детей младшего школьного возраста средствами школьного театра и неразработанность данной проблемы в теории педагогики определили выбор темы исследования.
Цель исследования - выявить и научно обосновать педагогические возможности театрализованной деятельности, ориентированной на воспитание творческой направленности личности младшего школьника.
Объект исследования — процесс воспитания творческой направленности личности младшего школьника.
Предмет исследования - педагогическая организация театрализованной деятельности, способствующая воспитанию творческой направленности личности младшего школьника.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что театрализованная деятельность способствует воспитанию творческой направленности личности младшего школьника, если:
- определены содержание, формы и методы театрализованной деятельности, способствующие личностному самовыражению ребенка;
- сформирована театрально-образовательная среда, включающая специально организованное пространство для театрализованной деятельности ребенка и творческого взаимодействия педагогов, детей и родителей;
- обеспечено активное включение детей и родителей в разработку и реализацию творческо-поисковых театрализованных проектов.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Осуществить анализ философских и психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания творческой направленности личности младшего школьника.
2. Провести историко-педагогический анализ становления и развития театральной педагогики.
3. Определить особенности театрализованной деятельности в контексте воспитания творческой направленности личности младшего школьника.
4. Выявить и создать педагогические условия организации театрализованной деятельности младших школьников, обеспечивающие воспитание творческой направленности их личности.
5. Разработать и апробировать процесс включения младших школьников в театрализованную деятельность.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Воспитание творческой направленности личности младшего школьника определяется как особая организация жизнедеятельности детей младшего школьного возраста, обеспечивающая их личностное самовыражение и приобретение собственного опыта творческой деятельности.
2. Театрализованная деятельность младших школьников рассматривается как педагогически организованный, регулируемый режиссером-педагогом процесс, в основе которого лежит игра «актера»-школьника, способствующая перевоплощению детей в воображаемые образы в условиях вымысла с помощью выразительных средств театра.
3., Включение младших школьников в театрализованную деятельность, ориентированную на воспитание творческой направленности личности ребенка обеспечивается созданием следующих педагогических условий: формирование театрально-образовательной среды, активное включение детей в разработку и реализацию творческо-поисковых театрализованных проектов, стимулирование родителей к участию в театрализованной деятельности школьников.
Методологическую основу исследования составили философские, психолого-педагогические, искусствоведческие положения о творческом развитии личности (Ш.А.Амонашвили, Н.А.Бердяев, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.С.Лихачев, Б.М.Теплов, В.Н.Шацкая, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.); психологическая концепция деятельностного подхода к анализу активности личности (Л.С.Выготский, А.НЛеонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); современные концепции организации личностно-ориентированного процесса обучения (Н.И.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.); психолого-педагогические теории игровой деятельности (В.М.Букатов, А.А.Вербицкий, Л.С.Выготский, Р.И.Жуковская, А.Н.Леонтьев, С.А.Шмаков и др.); концепции эстетического воспитания (М.М.Бахтин, Богоявленская Д.Б., Э.А.Верб, М.С.Каган, С.В.Квятковский, Л.ГШечко, Г.А.Петрова, и др.); теоретические основы использования театра в воспитательных и развивающих целях (А.А.Брянцев, ПМ.Ершов, А.ПЕршова, И.Я.Медведева, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, К.С.Станиславский, Е.К.Чухман, Т.Л.Шишова и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; изучение нормативных документов по вопросам начального образования; систематизация, классификация, сравнительный анализ; изучение опыта работы педагогов начальных классов в аспекте рассматриваемой проблемы, анализ личного опыта педагога; изучение продуктов творческой деятельности учащихся; анкетирование, педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования: муниципальная многопрофильная гимназия №2 Великого Новгорода.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (1995г.) осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, разрабатывались уровни воспитанности творческой направленности личности младших школьников.
На втором этапе (1996-2001гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по выявлению педагогических возможностей театрализованной деятельности, ориентированной на воспитание творческой направленности личности младшего школьника, уточнялась рабочая гипотеза.
На третьем этапе (2002-2004гг.) осуществлялись проверка и анализ полученных результатов исследования, теоретическое осмысление полученных эмпирических данных, формулировались выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- определены педагогические возможности театрализованной деятельности в воспитании творческой направленности личности младшего школьника;
- процесс воспитания творческой направленности личности младшего школьника в театрализованной деятельности рассмотрен во взаимосвязи с целостным процессом творческого развития личности ребенка;
- охарактеризованы педагогические условия, реализация которых обеспечивает эффективность включения младших школьников в театрализованную деятельность, ориентированную на воспитание творческой направленности их личности.
Теоретическая значимость исследования:
- выявлены основные характеристики творческой направленности личности младшего школьника в театрализованной деятельности (оригинальность, самобытность перевоплощения, самостоятельность, волевая готовность к исполнительскому и продуктивному творчеству, освоение актерских умений выразительности, импровизации исполняемых образов и др-);
- выделены наиболее существенные общепедагогические и культурологические особенности организации театрально-образовательной среды: специально организованное пространство для театрализованной деятельности ребенка и творческого взаимодействия детей, педагогов и родителей;
- доказана возможность введения творческо-поисковых театрализованных проектов в учебно-игровую образовательную практику начальной школы.
Практическая значимость результатов исследования:
- описана система педагогической организации театрализованной деятельности в начальной школе, обеспечивающая активное включение детей, педагогов и родителей в воспитание творческой направленности личности младшего школьника;
- разработана и апробирована совокупность творческо-поисковых театрализованных проектов, ориентированных на воспитание творческой направленности личности младшего школьника, которые могут быть применены в практической деятельности учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, гувернеров, педагогов дополнительного образования, родителей;
- результаты исследования могут быть использованы при разработке воспитательных программ, проведении творческих занятий с детьми, педагогами и родителями.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается исходной методологической основой, использованием приемов, средств и методов, соответствующих целям и задачам исследования, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, сочетание качественного и количественного анализа полученных результатов, соответствием полученных в условиях начальной школы данных положениям психологической и педагогической теории творческой деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждений на методических объединениях воспитателей группы продленного дня и педагогов дополнительного образования Великого Новгорода и области (1998, 1999, 2000, 2001 гг.) на научно-практических конференциях студентов, аспирантов и преподавателей Института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (2003, 2004гг.); Международной научно-практической конференции «Образование взрослых: глобальный диалог» Санкт-Петербург (2003г.); Всероссийской конференции «Педагогические условия укрепления здоровья школьников: Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (Калининград, 2003г.); Международной научно-практической конференции: Образование и воспитание в XXI веке: глобальный и региональный аспекты (Чита, 2003 г.); Межрегиональной научно-практической конференции «Стратегическое управление профессиональным педагогическим образованием как фактор развития региональной образовательной системы Великого Новгорода» (2004г.).
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Обобщение результатов проведенного нами экспериментального исследования эффективности использования педагогических возможностей театрализованной деятельности в воспитании творческой направленности личности ребенка младшего школьного возраста позволяет сделать ряд выводов.
1. Разработанный подход к анализу воспитания творческой направленности личности связан с изучением специфики педагогических возможностей театрализованной деятельности, ее особенностей организации в младшем школьном возрасте. На основе использования комплекса психолого-педагогических диагностических методик установлено, что исходный уровень воспитания творческой направленности младших школьников не соответствует уровню, позволяющему эффективно решать задачи эстетического воспитания, поисково-исследовательской деятельности, творческого развития младших школьников. В связи с этим особую значимость приобретает задача ее целенаправленного формулирования.
2. Существенное значение имеет создание театрально-образовательной среды как особого эстетического пространства, позволяющего обеспечивать активное взаимодействие субъектов и объектов, мотивирующее самовыражение ребенка в театрализованной деятельности и приобретение собственного опыта творческой деятельности.
3. Педагогическая организация театрализованной деятельности, ориентированной на воспитание творческой направленности личности младшего школьника включает подготовку интегративного творческо-поискового театрализованного проекта, локального тематического проекта как алгоритма любого творческого театрализованного задания, состоящего из трех последовательных этапов: «ресурсный круг»; творческо-продуктивный этап; рефлексивный этап.
Творческо-поисковые театрализованные проекты предусматривают активное оценочное отношение к явлениям окружающей жизни, выбор художественных образов, их выразительное воплощение, проявление чувства эмпатии, наиболее яркое самовыражение личности ребенка, его самореализацию.
Включенные в каждый этап формы, методы, приемы, виды деятельности отражают ведущие подходы к процессу воспитания творческой направленности личности и могут быть использованы педагогами в руководстве творческой деятельностью.
Подтверждена эффективность использования приемов, стимулирующих творческое воображение, фантазию, ассоциативность, развитие речи ребенка, умение перевоплощения; творческого взаимодействия детей, родителей и педагога в театрально-образовательной среде.
Выделены этапы театрализованной этюдной работы с младшими школьниками: увлеченность; активизация и инициация коммуникативных действий; индивидуальная работа; кукольная театрализация; итоговый.
4. В процессе творческой деятельности детей необходим учет индивидуальных характеристик детей, наиболее ярко отражающих уровни творческой направленности личности младшего школьника.
Процесс воспитания творческой направленности личности в результате целенаправленного включения в систематическую творческую деятельность имеет индивидуальный темп и особенности.
5. Эффективность педагогической организации театрализованной деятельности младших школьников в деле воспитания творческой направленности их личности подтверждена продуктивностью творческого процесса, которая выразилась в положительной динамике развития психических личностных качеств, раскрытии творческого потенциала ученического коллектива, а также конструктивными изменениями в характере, механизмах взаимодействия педагогов, детей и родителей.
6. Последовательное решение задач исследования, направленных на достижение основной цели научного поиска, теоретический анализ, практический опыт подтверждают наше предположение о том, что использование педагогических возможностей театрализованной деятельности способствует воспитанию творческой направленности личности младшего школьника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество, творческая деятельность, творческая направленность -это всеохватывающие понятия общественной жизни. Все, что создано человеком, может быть рассмотрено как продуктивно-творческая деятельность. Вместе с тем, каждый реальный взгляд на творчество представляет собой качественно своеобразную, конкретно-историческую определенность, поэтому понять социальные явления как явления творчески созидающие, преобразующие - значит рассмотреть их в определенном аспекте, в ряду сравнимых и отличаемых друг от друга явлений. Руководствуясь данным положением и критически осмыслив рассмотрение в психолого-педагогической, искусствоведческой, философской литературе подходы к определению «творческой направленности» в качестве ведущего для нашего исследования мы выделили следующее. Мы определяем творческую направленность личности ребенка как эстетически-организованный педагогический процесс, результат определенного этапа развития личности. Применительно к театрализованной деятельности творческая направленность личности ребенка понимается нами как индивидуально-личностная характеристика самовыражения, включающая желание исполнить взятую на себя роль, проявить оригинальность в ее воплощении и как показатель устойчивых мотивов, обуславливающих новизну нестандартных решений.
Раскрывая сущность категории «творческая направленность», мы рассмотрели мотивационную обусловленность действий, поступков, поведения личности, как активно преобразующую, обуславливающую формирование индивидуальной системы личностных качеств, важнейшими из которых являются чувство новизны, оригинальность, способность к самовыражению, перевоплощению, импровизации, самоизменение и др. Это дало возможность определить психологический механизм творчества, заключающийся в поиске вариантов решений творческих ситуаций.
В исследовании процесс воспитания творческой направленности рассмотрен, исходя из общих закономерностей философии, истории искусств, касающихся процесса восприятия окружающего мира, характера осмысления информации о нем, системы ценностных ориентаций по взаимодействию с различными областями деятельности. Используемые социокультурный и аксиологический подходы составили теоретические основы изучения данного вопроса, указывают на значение социальных, культурных образов театрального искусства, отвечающих системе нравственных, эстетических ценностей.
В исследовании доказано значение театрализованной игры как наиболее доступной формы организации для детей младшего школьного возраста, которая может быть успешно использована в качестве средства воспитания творческой направленности личности ребенка.
Эффективным средством включения младших школьников в творческую театрализованную деятельность стала коллективная разработка и реализация интегративного творческо-поискового театрализованного проекта «Волшебный мир театра», который в ходе нашего исследования был представлен в виде программы, выдвигающей задачу определение характера личностных проявлений в творческом самовыражении, склонности, предпочтений в выборе тех или иных средств выразительности. Педагогические возможности данного проекта в воспитании творческой направленности личности младшего школьника предполагали создание следующих условий: формирование театрально-образовательной среды, коллективное творческое проектирование, стимулирование родителей к участию в театрализованной деятельности школьников.
Идеи интегративного проекта реализовывались через тематические локальные творческо-поисковые театрализованные проекты, раскрывающие содержание вышеуказанных направлений (блоков) с опорой на приобретенный в них опыт. В исследовании предложен подход, предполагающий выделение этапности вовлечения детей в «проживание» и выполнение творческо-поискового задания.
В качестве механизма, повышающего эффективность творческой направленности личности в исследовании определены педагогические возможности театрализованной деятельности: определены содержание, формы и методы театрализованной деятельности, способствующие личностному самовыражению ребенка; сформирована театрально-образовательная среда, включающая специально организованное пространство для театрализованной деятельности ребенка и творческого взаимодействия педагогов, детей и родителей; обеспечено активное включение детей и родителей в разработку и реализацию творческо-поисковых театрализованных проектов. Использование самостоятельной продуктивной деятельности способствует творческому самовыражению, перевоплощению, импровизации; включение школьников в творческо-поисковую театрализованную деятельность органично соединяет в себе индивидуально-личностные особенности и обеспечение процессов развития за счет рефлексивного анализа; субъектно-деятельностный подход предполагает субъект-субъектное взаимодействие; гуманистическая насыщенность всех типов отношений способствует воспитанию творческой направленности личности.
Представленные результаты проведенного исследования позволили не только констатировать положительные моменты, но и обозначить проблемы, которые могут быть положены в основу дальнейших разработок. Так, мы придерживаемся положения, согласно которому воспитание творческой направленности личности младшего школьника представляет собой не изолированную деятельность образовательного процесса, а включенную в многогранный контекст интеграции представленных циклов образования. В связи с этим, одним из перспективных направлений изучения воспитания творческой направленности личности представляется определение ее взаимосвязи с другими сторонами личностного развития (нравственного, трудового, социального и др.). Воспитание творческой направленности личности не завершается в младшем школьном возрасте, а является лишь предпосылкой для дальнейшего развития ребенка в образовательном процессе.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мигунова, Елена Васильевна, Великий Новгород
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.
2. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М., 1979.
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о духовной педагогике. М.: Просвещение, 1996. -494с.
4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества -Казань: Изд-во Казанского университета, 1988.- 238 с.
5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 144с.
6. Аничкин С.А. Условия формирования эстетических способностей у младших школьников. Свердловск, 1970. - 120с.
7. Артемьева Т.В. Методологический аспект проблемы способностей, 1977.-183С.
8. Асеев Б.Н. История русского драматического театра от истоков до конца XVIII века. М., 1977.
9. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984.-105с.
10. Ю.Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. -М., 1978.-С.6.
11. П.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. / Сост. С.Г.Бочарова. -М.: Искусство, 1979. 423с.
12. Бахтин Н.Н. Детский театр и его воспитательное значение // Игра. Непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры. Пг., 1918.-№1.
13. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
14. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576с.-С.553.
15. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические соч. / Ввод. ст. В.З.Смирнова. -М.: АПН РСФСР, 1953. 412с.
16. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
17. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464с.
18. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. - 304с. - С.270.
19. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1974. - 288с.
20. Брякова И.Е. Формирование готовности студентов в педагогическом вузе к развитию творческих способностей учащихся: Дисс. . канд. пед. наук. СПб, 1997. - С. 33.
21. Брянцев А.А.: Сб. статей. М., 1979. - 294с.
22. Букатов В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников: Дисс. докт. пед. наук. -М., 2001. -376с.
23. Булатова О.С. Педагогический артистизм. М.: Академия, 2001. -240с.
24. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.
25. Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие: Автореф. докт. филос. наук. Минск, 1989.
26. В помощь семье и школе. Педагогическая академия в очерках и монографиях. -М., 1911.-С.185.
27. Венгер Л.А. Развитие общих и познавательных способностей как предмет психологического исследования. М.: Просвещение, 1986.
28. Верб Э.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. -Л., 1981.
29. Владимирова Н.Ш. Игра в детском самодеятельном театральном коллективе как фактор развития самостоятельности и инициативы участников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1987.-242с.
30. Власова З.И. Скоморохи и фольклор // Этнографические истоки фольклорных явлений. Л., 1987. - С. 214.
31. Волков Б.С. Психология младшего школьника. -М.: Педагогическое общество России, 2002. 128с.
32. Всероссийский съезд деятелей народного театра в Москве. Постановления школьной секции съезда.//Школа и жизнь, 1916. №2. -С.59.
33. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
34. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. М.: Просвещение, 1967.
35. Гайнутдинова Л.И. Режиссер пришел в школу // Режиссер работает в школе: теоретические и методические приемы. М., 1991.
36. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, 1998.
37. Ганелин Е.Р. Проблемы театральной педагогики и любительский театр: Дисс. канд. искусствоведения. СПб, 2000. -290с.
38. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми русского языка. В кн.: Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
39. Генералова И.А. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства: Дисс. канд.пед.наук. М., 1997. - 170с.
40. Генон P.O. О смысле «карнавальных праздников» // Вопросы фило-софии.-1991.- №4, с. 45-48.
41. Гимпель Л.П. Формирование творческой направленности учащихся в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: Автореф. канд. пед. наук. Минск, 2001. - 19с.
42. Гребенкин А.В., Гутина О.М. Где найти профессионала (Театральная педагогика в школе) // Магистр. 1994. - № 4.
43. Гуревич П.С. Философский словарь. -М.: Олимп; ООО «Издательство ACT», 1997. 320с., С.115.
44. Гусев В.Е. Русский народный кукольный театр. Л., 1983.
45. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.544 с.
46. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. — М., 1992.
47. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. -М.-Л., 1948.- С.278.
48. Двадцатипятилетие Новгородского реального училища 1875-1900гт. // Сост. М.Г.Дедов. Новгород. Губернская типография, 1900г.
49. Деммени Е.С. За петрушечной ширмой. Л., 1930.
50. Детский ТОР. // Звезда.- 1928г., 20 мая. № 116.
51. Дмитриев В.А. Развитие творческой направленности у детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002, 184с.
52. Дмитриевский В.Н. Театр юных поколений. Л., 1975. - 216с.
53. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. — ЛГИК., 1991.-76 с.
54. Евреинов Н.Н. Демон театральности / Сост. А.Зубкова, В.Максимова. СПб: Летний сад, 2002. - 532с.
55. Евтушенко С.В. Педагогическая система воспитания творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности: Дисс. докт. пед. наук. -М., 2002. 301с.
56. ЕжегодникМХТ. М., 1948. - T.l. - С.321.
57. Ерофеева Т.И., Зверева O.JI. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. -М, 1994.
58. Ершова А.П. Эстетическая значимость театрального творчества школьников // Искусство в школе. №5, 2001. - С.40-43.
59. Ершова А.П., Букатов В.М. Театральный класс как форма начального профессионального образования // Современные проблемы театрального развития школьников: Сб. науч. тр. / Редколл. Е.К.Чухман, А.П.Ершова и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1989.
60. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов ребенка // Избранные психол. тр. — М.: Педагогика, 1986.65.3ахава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1978.-C.il.
61. Иванов А. Древние театральные представления. // Новгородская правда, 1969г., 17 июн.
62. Иванцова Л., Коржова О. Секреты ширмы. Ростов н/Д, 1998.
63. Иллюстрированная история мирового театра / Под ред. Дж. Р. Брауна. Пер. с англ. М.: БММ АО, 1999.- 582с.
64. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
65. Ильина Е.А. Воспитание учащихся средствами театрального искусства в России второй половины XIX начала XX веков: Дисс. канд. пед. наук. - М., 2002. - 169с.
66. История русского драматического театра, в 7 т. М., 1977. Т.1.
67. История русского театра. / Под ред. В.В.Каллаша и Н.Е.Эфроса, т.1.-Москва: Книгоиздательство «Объединение».- 1914г.- 364с.
68. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: Наука, 1989. - С. 3-12.
69. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: Норматив, подход М.: Изд-во МГУ, 1983. - 168с.
70. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1991.
71. Каптеров П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.:Педагогика, 1982.-С.136.
72. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М., 1972г.-с.127.
73. Кашина Е.Г. Театральные технологии подготовки учителя иностранного языка. Монография. — Самара: Самарский университет, 2003. — 296с.
74. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 2000.
75. Кокшенова А. Умеют ли куклы плакать? М., 1995.
76. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. — М.: Школьная пресса, 2003. 96с.
77. Колосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1994. 272с.
78. Костюк Г.С. Психологические вопросы руководства развитием спо-собностей//Тезисы доклада I съезда общества психологов. М.: Просвещение, 1959.
79. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры. СПб, 1992. - 160с.
80. Крупская Н.К. Самоубийства среди учащихся и свободная трудовая школа // Педагогические сочинения в Ют. Т. 1. М., 1957. - С. 135-142.
81. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М.: У РАО, 1997.
82. Кузин B.C. Психология. М., 1999г.
83. Кузьмин А.И. У истоков русского театра: Кн. для уч-ся. -М.: Просвещение, 1984.-206с.
84. Лапина О.А. Школьный театр в системе культуры и образования: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 2001.
85. Лаптева Г.Г. Педагогические условия формирования мотивации самоутверждения у младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук, 1999,48с.
86. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка.- 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж, 2001.
87. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995.
88. Лотман Ю.М. Об искусстве.-1998. 704с.
89. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. -144с. - С.91 -92.
90. Макарова Н.Я. Театрализация в формировании толерантного поведения будущих педагогов:Дисс. канд. пед. наук.-М.,2003- 284с.
91. Маклаков А.Г. Общая психология.-СПб: Питер, 2000.-592c.-C. 248.
92. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989.-№ 6.
93. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. М.: Семья и школа, 1996.
94. Мелик -Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Дисс.докт. психол. наук. М.,1994.
95. Мельник Э.Л., Корожнева Л.А. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика. СПб: КАРО, 2003. - 192с.
96. Мигунова Е.В. Театр, в котором играют дети: Уч.-метод. пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. — 164с.
97. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. — М.: Просвещение, 1975.
98. Мои первые шаги на поприще земской учительницы // Вестник Новгородского земства, 1905г. № 12. - С.61-67.
99. Наумова Н.И. Развитие творческих способностей школьников средствами театрального искусства: Дисс. канд. пед. наук. Курган, 1997.
100. Наурызбаева Р.Н. Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства в системе «дошкольное учреждение — школа вуз»: Авторф. канд. пед. наук. - Казань, 1997.
101. Нахимовский A.M. Театральное действо от А до Я. М.: АРКТИ, 2002. -120с.
102. Нечаев АЛ. Психология и школа / Под ред. А.А.Никольской. М.: Ин-т практической психологии. - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 352с. - С.198.
103. Никитина А.Б., Тюханова Е.А. История про театр. Кн. 1. Любите ли вы театр? М.: Авангард, 1995. - 146с.
104. Новгородский театр. //Новгородский комсомолец, 1973г., 6 янв. -С.4.
105. Обухова ЛФ. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Три-вола, 1995.-360c.-C.261.
106. Орлова О. Театральная педагогика как социокультурная акция. //http://city-2.narod.ru/ntn/d7.html.
107. Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. -Казань: Карпол, 1997.- с. 128.
108. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997.
109. Паскар Г. Актер и детский театр // Экран, 1922. № 23. - С.18.
110. Пеня Т.Г. Взаимодействие видов искусства как средство художественно-творческого развития младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1983. - 208с.
111. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М,: Изд-во Российского Открытого Ун-та, 1992. - 224с.
112. Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987.
113. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. С. 96-103.
114. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. - 216с.-С.80-81.
115. Поддьяков Н.Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. - 266с.
116. Полякова Т.Н. Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся: Автореф. канд. пед. наук. -СПБ, 2004. 24с.
117. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: Московский психолого- социальный институт, 1999.
118. Потапова Т.Э. Эстетическое воспитание учащихся школы РСФСР средствами театрального искусства: Дисс.канд.пед.наук — М., 1991.- 200с.
119. Похмелкина Т.Ф. Воспитание гуманистической направленности у младших подростков в процессе театрального творчества школьного класса: Дисс.канд.п.наук М., 1992.-221с.
120. Пругова И.В. Педагогические условия формирования интегратив-ных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра: Дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 1999.
121. Психология. Уч. пос. / По ред. В.А.Крутецкого. М.: Просвещение, 1974.-304с.-С.264.
122. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
123. Пьянкова Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Автореф.канд. психол. наук. М., 1978.-16 с.
124. Разбаш М.А. От игры к кукольному театру // Режиссер работает в школе: Теоретические и методические проблемы: Сб. науч. тр. / Под ред. Е.К.Чухман. М. Изд-во АПН СССР, 1991.
125. Роль искусства в развитии способностей школьников/ под ред. Е.К.Чухман.-М.: Педагогика, 1985.-144с.
126. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т./ Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998г. -672с.
127. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников: основы педагогического руководства. М.: Просвещение, 1983. - С. 19.
128. Рубинштейн C.JI. К психологии речи. В кн.: проблемы общей психологии / Под ред. Е.В.Шорохова. Изд.2-е. - М., 1976.
129. Савенкова Л.Г. Педагогические условия интегрированного освоения изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1991.
130. Садоков Р.Л. Веселые скоморохи. -В кн.: Глазами этнографов. -М.: Наука, 1982.
131. Сазонов Е.Ю. Театр наших детей. М., 1961.139140141,142143.144,145,146.147,148.149.150.151,152,153,
132. Сахаров А.И., Муравьев М.В., Лихачев Д.С. Очерки русской культуры IX -XYII вв. Человек в культуре древней Руси. -М., 1962. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педаго-гика.-1994. -№ 5.- С.16-21.
133. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. -М.: ОГИЗ, 1947.
134. Симеон Л.Р. Взаимосвязи педагогической творческой направленности с системой жизнедеятельности учителя: Дисс. канд. пед. наук. Тарту, 1986. - 240с. - с. 36.
135. Скаткин М.Н. Шацкий С.Т. о всестороннем развитии детей.-М.: Знание, 1977.
136. Творческая театральная самодеятельность школьников. Основы педагогического руководства: Пособие для учителей и руководителей театральных коллективов / Ю.И.Рубина, Т.Ф.Завадская, Н.Н.Шевелев-М.: Просвещение, 1983. 176с.
137. Творческая направленность деятельности педагога: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. Л., 1978.
138. Театр в сельских школах России конца XIX начала XX веков. //Сельская школа. - 2003. - № 18.
139. Театр, где играют дети / Под ред. А.Б.Никитиной. М.: ВЛАДОС, 2001.-288с.
140. Театр и образование: Сб.науч.тр. / Отв.ред. Е.К.Чухман. М.: Изд-во РАО, 1992,- 178с.
141. Тебиев Б.К. и др. Тульский театр. Историко-искусствоведческий очерк. Тула.-1977. - С. 16-17.
142. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избранные труды: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1985.
143. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.
144. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека: Опыт теорет. и экспер. исследования. М.: МГУ, 1969. — 304с.-С.36.
145. Труды Новгородской археологической экспедиции / Под ред.
146. A.В.Арциховского и Б.А.Колчина. М., 1963г.
147. Уроки театра на уроках в школе / Театральное обучение школьников 1-х классов / Сост. А.П.Ершова. М.: НИИ художественного воспитания, 1990. - 73с.
148. Устименко В. Место и роль игрового феномена в культуре // Философские науки. 1980. - №2. - С.70-74.
149. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред.
150. B.П.Лебедевой, В.И.Панова. М.: Молодая гвардия, 1997.
151. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. -М.: Знание, 1982. 110с.).
152. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: Магистр, 1992. - 159с.
153. Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - 287с.
154. Чебышева-Дмитриева Е.А. Вопросы начальной школы и педагогические очерки. СПб, 1905.
155. Чудиновских И.А. О преподавании театра в общеэстетических классах // Искусство в школе, 1996. №3. - С. 15-20.
156. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2001.-160с.
157. Цапок В.А. Творчество: Филос. аспект проблемы / Отв. ред. Н.Г. Ми хай.-Молд. гос. ин-тискусств.-Кишинев: Штиинца, 1989-150с.-С.7.
158. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 317 с.
159. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь.//Педагогические сочинения. В 4-х т., -М., 1962., Т.1. С.386-390.
160. Шестаков В.Л. От этноса к аффекту. М., 1975.
161. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. - С. 57.
162. Школяр Л.В. Культура, образование и развитие человека (методологические размышления в форме тезисов). // Известия Российской Академии образования: Изд. Дом «Магистр-Пресс»,- № 4, 2001.
163. Шмаков С.А., Безбородое Н. От игры к самовоспитанию. М.: Новая школа, 1993.
164. Шубинский B.C. Проблемы развития современной педагогической теории // Основные направления повышения эффективностипедагогической науки. Сб. науч. тр. /Под ред. В.С.Шубинского. -М.: Изд. АПН СССР, 1990.
165. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. шк., 1989.-143с.
166. Юнг КГ., Нойман Э., Фрейд 3. Психоанализ и искусство». М.: Вак-лер, 1986.-304с.-С.52.
167. Яновская М.Г. Этические игры // Классный руководитель. №6, 1999.
168. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.
169. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проекти-ровайию. М.: Смысл, 2001. - 365с.