Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Самодеятельный театр первого послеоктябрьского десятилетия

Автореферат по педагогике на тему «Самодеятельный театр первого послеоктябрьского десятилетия», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Косарева, Мария Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2008
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Самодеятельный театр первого послеоктябрьского десятилетия"

На правах рукописи

КОСАРЕВА Мария Викторовна

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР ПЕРВОГО ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА

13 00 05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

I/

Москва 2008

003445036

Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор педагогических наук, профессор Стрельцова Елена Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор Каргин Анатолий Степанович

доктор культурологии, профессор Каменец Александр Владимирович

Орловский государственный институт искусств и культуры

Защита состоится «22» сентября 2008 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210 010 02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Московском государственном университете культуры и искусств по адресу 141406, г Химки-6 Московской области, ул Библиотечная, д 7

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств

Автореферат разослан « ¿Z» UOCfPfjJj 2008;

Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, ^ _

доцент — ТК Солодухина

I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования обусловлена поиском эффективных решений в области развития современной социально-культурной сферы, которые, в свою очередь, требуют формирования целостной и полновесной картины исторического развития театральной самодеятельности в контексте общей динамики отечественной художественной культуры До сих пор эта задача решалась в явно урезанном виде В результате у нас до сих пор нет достаточно квалифицированно воспроизведенной истории самодеятельного театрального творчества Запланированное и реализованное диссертантом исследование призвано уточнить, а в ряде случаев и исправить, целый ряд сформировавшихся в прошлом необъективных и тенденциозных подходов к оценке определенных художественно-творческих явлений и процессов

Проблемы данного исследования актуализируются также тем обстоятельством, что на примере самодеятельного театра 20-\ годов мы сталкиваемся наглядным образом с проявлением основной синерге-тическои закономерности, суть которой состоит в гом, что на определенных этапах истории народ сам энергично включается в процесс культурной самоорганизации, т е берется за непосредственное решение насущных общественных задач

В научно-теоретическом плане самодеятельный театр рассматриваемого периода весьма актуален и важен как принципиально новый социокультурный феномен и инновационная ступень в развитии народно-художественной культуры в целом Это поистине замечательный синтез определенных фольклорных традиций, достижений любительской сцены и принципиальных новаций, которые до того времени никогда и нигде не встречались на театральных подмостках

На современном этапе, когда идет существенное переосмысление фактов культурной истории, особую значимость приобретают уроки предшествующего опыта В этом смысле рассматриваемый нами период, относящийся ко времени крупнейших перемен, коренных переоценок ценностей и определения новых путей развития, обладает особенно высокой степенью поучительности Добротное знание истории театральной самодеятельности этого трудного периода помогает взять из прошлого все наиболее ценное и уйги от повторения допускавшихся нашими предшественниками ошибок

Вследствие этого возникает проблема выявления и развития законов социально-культурной динамики самодеятельного театра Ус-

пешное решение вышеуказанной проблемы сопряжено с определенными трудностями, связанными с тем, что сегодня научные исследования в этой области практически не проводятся Актуальность данной проблемы и определила тему исследования

Степень разработанности проблемы.

В рассматриваемый нами период двадцатых годов научный интерес к вопросам развития самодеятельного театра определился сразу же Довольно активное участие в разработке проблем становления и функционирования новой художественной самодеятельности принимали теоретики, методисты и практики театрального дела Среди них, в первую очередь, необходимо отметить такие имена, как Г А Авлов, Б В Алперс, Э М Вескин, В Н Всеволодский-Гернгросс, П П Гайде-буров, А А Гвоздев, В А Жемчужный, Н Н Евреинов, Вяч И Иванов, П М Керженцев, А В Луначарский, В Э Мейерхольд, С С Мо-кульский, А И Пиотровский, С Э Радлов, В С Смышляев, М В Соколовский, В Н Тихонович, В А Филиппов, Д А Щеглов, Б С Южанин Причем, этот перечень можно было бы без труда продолжить По своему содержанию работы вышеперечисленных авторов представляют начальный этап в обобщении и осмыслении опыта становления самодеятельного театрального движения Речь идет о сущности и особенностях театральной самодеятельности трудящихся, типологии сценических жанров, системе художественных средств, режиссерских поисков, социокультурном потенциале и возможном влиянии на сознание масс

На последующих этапах истории клубного самодеятельного театра появился целый ряд авторов, которых с полным правом можно назвать историками самодеятельного театра К ним правомерно отнести, прежде всего, специализировавшихся на этой проблематике исследователей, таких, как А С Булгаков, А С Грушин, С С Данилов, Н Г Зограф, В Я Мееровский, Г А Хайченко, А Я Шнеер, И И Шнейдерман и др

Рассмотрению теоретических и исторических аспектов развития народного художественного творчества уделяется много внимания в трудах таких специалистов в области социокультурной деятельности, как М П Ариарский, А И Арнольдов, Е И Григорьева, А Д Жарков, Т Г Киселева, Е М Клюско, Ю Д Красильников, Е Л Кудрина, Е В Литовкин, В Е Новаторов, В М Рябков, В С Садовская, Б С Сафаралиев, Ю А Стрельцов, Е Ю. Стрельцова, В Я Суртаев, В В Триодин, В В Туев, В М Чижиков, Н Н Ярошенко и др

Культурологическую, искусствоведческую, педагогическую интерпретации самодеятельного театра как подсистемы культуры мы находим сегодня в трудах Ю П Азарова, Л Я Алексеевой, Т И Баклановой, Е В Бондаревской, В А Вакулина, И А Генераловой, А А Коновича, В И Козловского, А И Мазасва, В П Маркова, Н Д Никандрова, Л Г1 Солнцевой, А Ю Титова Н Г Хренова. АП Шульгина

В контексте педагогических изысканий вопросы художественной культуры, художественною образования и художественного воспитания получили отражение в исследованиях А А Аронова, Н К Баклановой, А Ю Бутова, Л С Зориловой, А Г Казаковой, А С Каргина, НА Паршикова, ЕА Сергеева, ТК Солодухиной, ЕВ Утина, В И Черниченко и др

Нами тщательно рассмотрены в качестве важных источниковедческих материалов кандидатские и докторские диссертации, непосредственно посвященные истории развития самодеятельного театра и, в первую очередь, те из них, которые прямо относятся к изучаемому нами историческому отрезку Период 1917-1920 гг в развитии российской любительской сцены исследован НИ Болотниковой (1968), ТИ Андреевой (1976), ГА Степановой (2000), особенностям становления зрительской аудитории революционной эпохи посвящены диссер1ации К А Кокшеневой (1985). А В Костиной (1997), Г М Юсуповой (2005) Режиссерские поиски в недрах самодеятельного театра двадцатых годов нашли свое отражение в изысканиях АС Милях (1996) ВН Колядина (1998), АД Семкиной (2000), М Н Гребенюка (2003), а углубленный анализ конкретных форм театральной самодеятельности того исторического этапа дан в работах А А Руба (1975), В Г Шабалина (1976), ВД Шерман (1987), ЕЮ Стрельцовой (1993), А В Сергеева (1998) Историко-революционные и художественные корни, связи нового театра с традиционной культурой выявлялись в диссертационных изысканиях АЮ Титова (1999) и И Н Чистюхина (1999) Социальное воспитание и развитие творческого потенциала средствами театрального искусства рассматриваются в исследованиях ТЭ Потаповой (1991), ВП Маркова (1998), О К Комаренко (2003)

В целом, указанные диссертации содержат интересный и разнообразный материал Однако в большинстве из них недостаточно глубоко выражен анализ процесса исторического развития самодеятельного театрального творчества с культурологических и социокультурных

позиций К тому же значительная часть исследовательских работ была выполнена много лет назад, что наложило существенный отпечаток на подходы к рассматриваемой проблеме

Проведенный анализ научных работ по тематике диссертационного изыскания показал, чго социокультурная деятельность самодеятельной сцены первого послереволюционного десятилетия в контексте общественных событий того времени нуждается в тщательном исследовании и осмыслении с позиций культурно-исторической парадигмы развития человека и общества

Источниковую базу исследования составили материалы из фондов (РГАЛИ, фонд 3084 С Д Дрейдена, фонд А-2306 Тео Наркомпро-са, А-2313 художественного отдела Главполитпросвета), издание «Вестник театра», журналы «Рабочий зритель», «Рабочий и театр», сборник «Театральный Октябрь», массив диссертаций по проблемам художественной самодеятельности, содержащих культурологический, социокультурный и искусствоведческий анализ первого послеоктябрьского десятилетия

Приоритетное значение для изучения проблемы исследования имели материалы из фондов Российского государственного архива литературы и искусства (фонд 2640 ПГ Богатырева, фонд 991 П П Гайдебурова, фонд 2503 А Г Глебова, фонд 770 А К Клепикова, фонд 998 В Э Мейерхольда, фонд 2358 Н В Петрова, фонд 340 НФ Чужака) и Государственного архива Российской Федерации (фонд А-2306 Тео Наркомпроса, А-2313 художественного отдела Главполитпросвета)

Ценными источниками явились литературные и архивные материалы (рукописные и стенограммы, анкеты), отражающие художественно-творческий процесс в конкретных самодеятельных коллективах Речь идет в первую очередь о таких, как Рабочий театр Пролеткульта под руководством Г Орлова, Ленинградский ТРАМ под руководством М Соколовского, театральная студия Политпросвета под руководством В В Шимановского, экспериментальная студия С Э Радлова, Экспериментальный театр под руководством В Н Все-володского-Гернгросса, Передвижной театр под руководством П П Гайдебурова и др Анализу были подвергнуты многочисленные документы Тео Наркомпроса и художественного отдела Главполитпросвета, регулирующие этот процесс - доклады, циркулярные записки, инструкции и т д

Большое количество данных было получено в процессе изучения стенограмм заседаний Дискуссионного кл}ба режиссеров при Центральном доме искусств в Ленинграде под председательством Н В Петрова (материалы фонда 2358, РГАЛИ) В качестве источников использовались воспоминания руководителей театральной самодеятельности тех лет и очевидцев событий в которых отразились умонастроения той эпохи Прежде всего, это никогда не пубчиковав-шаяся рукопись А Г Глебова «Театр масс» и воспоминания А К Клепикова, хранящиеся в РГАЛИ

Диссертантом были подвершуты тщательному изучению соответствующие материалы Российского государственного архива литературы и искусства - фонды 340-й, 770-й, 998-й, 2358-й, 2503-й, 2640-й (немалая часть материалов которых в доперестроечное время составляла закрытую часть хранения), Государственного архива Российской Федерации - фонды А-2306, А-2313, отдела микроформ Российской государственной библиотеки, Российской государственной библиотеки по искусству, Научной педагогической библиотеки им КД Ушинского, Центральной городской публичной библиотеки им Н А Некрасова, научного читального зала Московского государственного университета культуры и искусств

В процессе выполнения работы по сбору информации, диссертант обращался к помощи новейших СМИ, глобальной информационной сети Интернет В работе использованы материалы сайтов www yandex ru, www theatre-studio ru, сайты таких изданий, как «Клуб» и «Народное творчество»

Объектом исследования является театральная самодеятельность двадцатых годов, а предметом - процесс и результаты реализации деятельности самодеятельного театра первого послеоктябрьского десятилетия

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность и особенности культурно - исторической динамики и использования социально-культурною потенциала театральной самодеятельности, дать аналитическую характеристику ее достижений и просчетов, что, в свою очередь, обеспечит возможность более квалифицированно решать актуальные вопросы, связанные с совершенствованием самодеятельного театрального творчества на современном этапе

Задачи исследования:

- выявить сущность, роль и место самодеятельного театра как особого социокультурного феномена в контексте культурных новаций первых послереволюционных лет,

- осуществить общий историографический анализ процесса становления и развития театрального творчества в исследуемый период,

- проанализировать и дать оценку основных концепций развития нового самодеятельного театра рассматриваемого исторического периода,

- изучить содержание и социокультурный потенциал культурно-творческой, социально-организационной и культурно-развивающей функций самодеятельного творчества,

- охарактеризовать, основываясь на изученных источниках, эффективность психолого-педагогического влияния театральной самодеятельности на общественное сознание, личностное мировосприятие и практическое поведение человека как участника и зрителя самодеятельного театра,

- рассмотреть и оценить с социокультурных позиций общее, особенное, единичное в структуре основных компонентов художественно-творческого процесса в театральной самодеятельности, таких, как драматургия, режиссура, актерское мастерство, декорационное и техническое оформление

Гипотеза исследования.

В результате предварительного изучения материала по исследуемой проблеме диссертантом была разработана сущностно-содержательная гипотеза, которая строилась на предположениях о зависимости эффективности социокультурного воздействия, осуществляемого самодеятельной сценой, от сущности и особенностей системы новых общественных отношений, усиленной политизации общества, от идей, связанных с необходимостью осуществления культурной революции В этой связи предполагается, что выход на новое понимание назначения самодеятельного театрального творчества находится в прямой зависимости от таких стоящих перед страной задач, как формирование нового общественного сознания, существенное повышение культурного уровня, социальная консолидация общества

Методологической основой исследования являлись фундаментальные положения современной социологии, культурологии, эстетики, искусствознания, теории самодеятельного художественного творчества, дающие ключ к пониманию роли народа как творца культуры,

преемственности в формировании системы культурно-художественных ценностей, синергетического характера развития самодеятельного театра и социальной обусловленности такого развития, взаимосвязи и взаимообусловленности эстетических и социальных структур, сущности психоэмоционального воздействия искусства на человека

В своих подходах к исследованию исторической сущности и социокультурных особенностей самодеятельной сцены мы постоянно опирались на идеи общей методологии познания и трактовки социокультурных процессов В связи с избранными методологическими установками была выработана общая логика нашего изыскания, отбор познавательных средств и характер исследовательских операций. Все примененные нами технологии были направлены на всестороннее рассмотрение объекта - театральной самодеятельности 20-х годов - в диалектическом движении и развитии, единстве и борьбе его противоположных составных, в его связях и отношениях, в общности логического и исторического, необходимого и случайного, конкретного и абстрактного

В ходе изысканий в соответствии с целями, задачами, особенностями объекта исследования и методологическими установками, которыми руководствовался диссертант, нашли применение как эмпирические, так и теоретические методы исследования. В первую группу вошли прежде всего методы источниковедческого разыскания и классификации первичных материалов, документов Использование этих методов дало возможность выявить и уточнить ряд новых моментов в истории самодеятельной сцены первых послереволюционных лет, обозначить пробелы и неясности в изучаемой теме, отделить известное от неизвестного, определить способы организации собранного материала для дальнейшей его обработки

Вторая группа методов применялась для углубленного анализа и систематизации эмпирического материала Наиболее важное место среди использованных научно-теоретических методов занимал метод контент-анализа Такому анализу подвергались литературные источники монографии, учебники, учебные и учебно-методические пособия, статьи и материалы периодической печати, докторские и кандидатские диссертации, неиздававшиеся рукописи книг, воспоминания участников самодеятельности тех лет, отчеты, письма и другие архивные материалы исследуемого периода Данный метод способствовал объективной оценке изучаемого массива публикаций и рукопи-

сей с точки зрения научной новизны, теоретической и практической значимости Сопоставление источников позволило соотнести содержащиеся в них положения, факты и выводы с ходом дальнейшего развития самодеятельного театра, определить уровень репрезентативности, обоснованности и достоверности анализируемых данных, сравнить различные подходы к самодеятельному искусству со стороны представителей разных школ и художественно-творческих направлений, руководящих структур Широкое применение в диссертационном исследовании нашел метод синтеза, а также взаимообога-щающие друг друга сравнительно-сопоставительный, историографический, метод конкретизации, способствовавшие целостному и достоверному выявлению закономерностей построения социокультурных отношений первого послеоктябрьского десятилетия, научных воззрений на социокультурное и культурное развитие личности, реализацию ее духовно-творческой и социальной активности в изучаемый исторический отрезок Организация исследования.

Исследование рассматриваемой проблемы было начато нами в 2000 году и продолжалось до 2008 года Оно состояло из 2-х взаимосвязанных этапов

Первый этап (2000 - 2005 гг ) был в основном посвящен сбору эмпирического материала по теме путем поиска и изучения литературных и архивных источников, выявлению информации о состоянии и тенденциях отражения художественно-творческой и социокультурной направленности самодеятельного театра первого послеоктябрьского десятилетия Завершением данного этапа стала выработка первоначальных концептуальных основ кандидатской диссертации и опубликование первой статьи

Второй этап (2005 - 2008 гг ) связан с научно-теоретическим анализом, обобщением и осмыслением собранного материала Полученные данные апробировались и популяризировались в публикациях, лекциях, докладах, выступлениях на конференциях Окончанием этого этапа стали оформление текста диссертации и подготовка автореферата

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем

- впервые в целостном виде рассмотрена система научно-методического обеспечения театральной самодеятельности двадцатых годов,

- изучена, проанализирована и охарактеризована слабо освещенная до сих пор в театроведческой и социокультурной литературе деятельность таких теоретиков, методистов и организаторов клубного театра как Г А Авлов, А Г Глебов, А К Клепиков, Н В Петров, М В Соколовский, Б С Южанин,

- предложен аналитический обзор основных концептуальных подходов к определению путей развития послереволюционного самодеятельного театра,

- рассмотрена динамика развития жанровой системы в данном направлении устная театрализованная газета, «Синяя блуза», сцениче-скии лубок, «живая» газета, литмонтажи, клубные инсценировки, спектакли ТРАМ, агитсуды, действенные доклады, массовые инсценировки, многоактные драматические спектакли, синтезирующие в себе опыт любшельского и клубного театра,

- охарактеризован процесс развития самодеятельного театра как художественно-творческой системы с позиции синергетической парадигмы,

- произведены существенные уточнения в ранее распространенных оценках пролеткультовской самодеятельности, практики «Единых художественных кружков» и «Действенных ячеек»,

- на основе проведенного социокультурного и историко-культурного анализа представлена системная характеристика самодеятельного театра первого послереволюционного десятилетия в формате общее, особенное, единичное

Теоретическая значимость исследования состоит в ретроспективном изучении развития теории и практики российского самодеятельного театра двадцатых годов прошлого века средствами социокультурного анализа, направленного на разработку более объективной, чем это было на предшествующем этапе, оценки достижений и просчетов послереволюционной самодеятельной сцены и нацеленного на более продуктивное использование уроков истории для дальнейшего совершенствования современной театральной самодеятельности

Существенное теоретическое значение имеет комплексный критический анализ концепций его развития на методологическом, методическом и организационном уровнях, который позволил сформировать научно обоснованное представление о рубежном этапе развития театральной самодеятельности в нашей стране

На рассматриваемом этапе выявлено отчетливое противостояние в теории и практике самодеятельной сцены двух основных направлений Одно из них, продолжая традиции, ориентировалось на театр психологического реализма, на раскрытие действительности через внутренний мир человека, а другое ратовало за самодеятельный театр открытых публицистических форм, отражающих жизнь, полную действия и борьбы Новая самодеятельная сцена утверждала себя, преодолевая издержки следующих концепций концепции полного отказа от театрального наследия прошлого, в основе которой лежала идея фетишизации так называемого авангардного театра (Г А Авлов, В Э Мейерхольд, С С Мокульский), концепции поиска новой модели, базирующейся на принципах символизма (Вяч Иванов), концепции, возводившей в абсолют формы улично-площадных форм массового действа (П М Керженцев), просвещенческой концепции П П Гайде-бурова, В В Тихоновича, В А Филиппова, в рамках которой театральное творчество трудящихся рассматривалось прежде всего как педагогическое средство, концепции А И Пиотровского, предполагавшей сделать сердцевиной деятельности самодеятельного театра художественную организацию досуга, борьбы и даже трудовых процессов В каждой из обозначенных концепций можно было найти определенные небезынтересные суждения, однако ни одна из них реальной основой дальнейшего развития самодеятельного театра так и не стала

В диссертации определены и обоснованы условия оптимальных взаимовлияний и взаимосвязей профессионального и самодеятельного творчества, нарушение которых приводило к серьезным деформациям теории и практики театральной самодеятельности.

Полученные результаты дают возможность внести существенные уточнения и дополнения в историю и теорию российской культуры, историю самодеятельного творчества, историю и теорию социально-культурной деятельности

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты создают необходимую основу для дальнейших исследований в этой области и разработки теоретико-методических рекомендаций для работников современной социально-культурной сферы, помогают прояснить перспективы дальнейших путей развития воспитывающей деятельности самодеятельного театра Теоретические выводы и практические рекомендации исследования можно рассматривать как основу для нового вузовского курса «История отечественно-

го самодеятельного театра опыт социокультурного анализа» Эти материалы способны стать полезным дополнением для вузовских курсов по истории и теории социально-культурной деятельности и народной художественной культуры Результаты изыскания могут быть использованы при разработке программ и научно-методических материалов для учебных заведений различного типа вузов, колледжей, студий, школ искусств, лицеев, профессиональных и любительских самодеятельных театральных объединений Основные положения исследования отражены в пяти публикациях автора

Достоверность полученных результатов обусловлена системным подходом к изучению отечественного историко-педагогического опыта, опорой на законы диалектического материализма, достижения отечественной философии, социологии, культурологии, исторической и историко-недагогической науки, обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплексной совокупности взаимодополняющих методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования и социально-педагогической практики

Положения, выносимые на защиту:

1 Проблемы развития театральной самодеятельности в период двадцатых годов прошлого века нельзя рассматривать вне контекста общей социокультурной ситуации того времени Сразу после революции возникла неотложная необходимость в формировании нового общественного сознания, неразвитость которою серьезно тормозила переход к новой организации общественной жизни в целом Задачи формирования, распространения и усвоения принципиально обновленной системы идей и ценностей требовали адекватной, социально-педагогической системы, важной составной частью которой и стало театральное искусство в его профессиональном и самодеятельном формате

2 Самодеятельное театральное движение, являющееся неотъемлемой частью советской художественной культуры исследуемою периода, могло активно выполнять свою социачыю и личностно формирующую роль при условии реализации им следующих основных функций воспитательной, просветительской творчески-развивающей и развлекательной

3 Для полноценного понимания природы и сущности театральной самодеятельности важную роль играет выявление в ней общего, особенного, единичного Самодеятельное творчество рассматриваемого исторического отрезка времени нельзя идентифицировать (что, к со-

жалению, нередко все-таки делалось в прошлом) с профессиональным искусством Это отнюдь не чисто эстетический объект, а сложное полиструктурное и полифункциональное явление, содержащее в себе наряду с художественными целый ряд нехудожественных элементов, что позволяло ему особенно активно вторгаться в область непосредственного жизнестроительства

4 Самодеятельный театр является ярким самобытным феноменом культуры Будучи органичным компонентом народного творчества в целом, театральная самодеятельность развивается в соответствии с общими законами синергетики и выступает в системе художественной практики как типичная самовозникающая и самоорганизующаяся структура Этот театр резко отличается своими новыми формами открыто плакатного, агитационного, публицистического, политического по содержанию и пафосу искусства от дореволюционного Здесь впервые получила разрешение проблема взаимоотношений героя и народа, индивидуума и массы Его основополагающими принципами стали революционное преобразование жизни, взгляд на прошлое и будущее как на поступательное развитие, исторический оптимизм Такой театр некорректно оценивать по академическим меркам

5 Театральная самодеятельность двадцатых годов стала инициатором разработки и внедрения инновационного художественного метода, базирующегося на таких сценических приемах, как вовлечение в развивающееся действие самих зрителей, гротесковые гримы и маски. комментирование происходящего через исполнение зонгов, использование элементов дискуссий, митингов, театрализованных судов, выразительных массовых сцен, включение в спектакли и театрализованные программы световых диаграмм и фрагментов кино, прием одновременной игры на нескольких площадках, применение новых сценических конструкций и многое другое Это был серьезный вклад самодеятельных коллективов в дальнейшее совершенствование выразительных средств театрального искусства и театральной культуры в целом на длительную перспективу

6 На рассмотренном этапе серьезным просчетом театральной политики стало неумение и нежелание властных структур обеспечить в сфере художественного творчества свободное соревнование нескольких культурно-творческих течений Директивное регулирование чаще всего сводилось к стремлению погасить исходящую из народных глубин тягу к поиску, творчеству, инициативе, самодеятельности в широком смысле слова Несомненный вред приносили вульгарно-

социологические трактовки сущности и особенности самодеятепьно-го творчества, опиравшиеся на пролеткультовскую философию «живого опыта» Отсюда же проистекало грубое и бездоказательное деление на резко отличающиеся друг от друга рабочую и крестьянскую самодеятельность Прямым следствием гипертрофии «организационной науки» стало преувеличение утилитаристской значимости театра, приводящее в конечном счете к полной перестройке жанровой системы театрального творчества В неменьшей мере вульгарно-классовый подход деформировал отношение к субъектам творческой деятельности в лице драматургов, режиссеров, исполнителей Определяющими факторами стали происхождение, социальное положение, партийная принадлежность и другие классовые характеристики деятеля культуры Ошибочной была и возникшая на той же почве установка не на раскрытие образа героя, а на «показ отношения к нему с позиций классового подхода» Все это вместе взятое, а оно особенно рельефно проявило себя в конце рассматриваемого этапа, стало серьезным тормозом на пути продуктивного развития самодеятельности двадцатых годов и оказалось причиной кризисного состояния самодеятельного театра в дальнейшем

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством освещения основных его теоретических и практических положений в научной печати а также в лекциях и научных обзорах для преподавателей и аспирантов факулыета социально-культурной деятельности и режиссерско-театрального факультета МГУКИ, в рамках научных лабораторий Научно-исследовательского института МГУКИ, также в учебно-практических рамках образовательною процесса ГОУ СПО Московской области «Колледж искусств»

Структура диссертации разработана в соответствии с логикой исследования и поставленными задачами Она включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение Общий объем работы составляет 206 страниц, список литературы включает 262 наименования

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяются основные характеристики научного аппарата цель, объект, предмет, задачи, методология и методы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту

В первой главе «Самодеятельное театральное движение в контексте развития новой российской культуры» рассмотрены актуальные современные теоретико-методологические проблемы воспитательной деятельности самодеятельного театра, связанные с социокультурным формированием личности в конкретных исторических условиях

Параграф ] 1 «Общая характеристика социокультурной ситуации в послеоктябрьский период» посвящен обоснованию необходимости современного критического анализа и философского осмысления социопедагогического наследия послеоктябрьского любительского театра с позиций культурно-исторической парадигмы изучения общества и человека

Суть проблемы состоит в том, что слабая научная разработанность теории самодеятельного театра со всей очевидностью высветила большой круг нерешенных научных проблем, над исследованием которых трудились такие крупные организации, как Наркомпрос, Глав-политпросвет и др Таким образом, мы можем видеть, что в первое послеоктябрьское десятилетие были созданы благоприятные предпосылки для того, чтобы самодеятельные театральные коллективы получили солидный научный базис, способствовавший возможности их функционирования в качестве просветительских, воспитательных, пропагандистских институтов, в контексте которых осуществлялось осмысление социально-культурных проблем с онтологической, аксиологической, гносеологической точек зрения

Требуют к себе самого пристального внимания факторы, повлиявшие на бурный социально-педагогический воспитательный процесс первого послеоктябрьского десятилетия неграмотность 74% населения, принятие Совнаркомом декрета «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» от 26 12 1918 Важнейшей особенностью стал быстрый образовательный рост населения, повлекший создание предпосылок культурного строительства в стране

Диссертант в своем исследовании исходит из того, что при ведении современных научных разработок по проблеме реализации социально- педагогического потенциала отечественной самодеятельной сцены необходимо учитывать основные формы его реализации в послеоктябрьский период использование в учебно-просветительных целях художественных средств, проведение большою числа обследовании, сбора, систематизации, теоретического изучения, наличие массовых и передвижных библиотек, библиотечных объединений, изб-читален, [ ородских клубов

Диссертант обосновывает положение о гом, что системообразующим фактором в теоретическом изучении воспитательной деятельности самодеятельной сцены выступают две теории самодеятельного театра (А. Пиотровский) Поэтому в параграфе 1 2 «Организационно-методическая структура самодеятельного театрально-художественного движения» автор подверг серьезной ревизии их структурное содержание, так как время создания наложило отпечаток на подходы к путям развития театральной самодеятельности В частности, имело место критическое отношение А И Пиотровского к учению П П Гайдебурова, обусловленное идеологическими причинами

Принципиального уточнения с точки зрения объективной исторической реконструкции требует определение роли и места культурничества в послеоктябрьский период, так как его характерной чертой было следование лучшим традициям классического театра и русской философской мысли (идея соборности, учение В Соловьева) Одной из центральных идей просвещенческой концепции П П Гайдебурова является идея творческой свободы Мы считаем, что концепция Вяч Иванова имеет для современного самодеятельного театра скорее теоретическое, чем практическое значение

Обращение к анализу конструктивизма со всей очевидностью показало, что в его рождении не последнюю роль сыграла политика В исследовании замечается, что с позиций современности нельзя согласиться с нигилистическим отношением к старому театру (В П Керженцев) При этом чрезвычайно злободневны важнейшие положения концепций В П Керженцева, В Э Мейерхольда, А И Пиотровского, А А Гвоздева и М В Соколовского о пристальном внимании к народным празднествам, к стилю новых средств выражения, беспрерывности творческой работы, терпимости к коллегам, выдающемся значении игры для педагогики, традиционализме, обращении к

быту, как к «колодцу идей» (современных тем), обладающих способностью создавать новые театральные формы, и выработке своего театрального стиля

В параграфе 1 3 «Проблемы развития репертуарной политики и драматической практики» соискатель делает вывод о том, что самым активным элементом общественно-воспитательной системы, формировавшей нового человека средствами самодеятельной сцены, был репертуар «Первородным котлом» формотворчества явилась красноармейская театральная самодеятельность, где неграмотность (40%) спровоцировала рождение т н малых форм - агиток, живых газет Там же появлялись новые пьесы революционного содержания, активно внедрялись инсценировки

Важное место в процессе формирования нового репертуара занимали выпуски рекомендательных каталогов пьес, проведение драматургических конкурсов Широкое применение находили принципы импровизации, режиссерской переработки текста, композиции сценария по нескольким произведениям Наиболее действенной формой репертуарной работы диссертант считает опыт ТРАМа, которому удалось вырастить своих драматургов Следует заметить, что наиболее массовой (вся провинция) репертуарной формой была русская классика А Н Островский, А П Чехов, Н В Гоголь Об этом свидетельствует исследование двухсот сорока двух провинциальных кружков, проведенное Главполитпросветом в 1920-1922-х годах, отметившее отрицательные последствия усиленной политизации общества, оказавшие влияние на методы и формы самодеятельной репертуарной работы «отсекание классики», халтура, пошлость, отсутствие квалифицированного руководства, отсутствие литературы и др

Диссертант предполагает, что комплексное использование всех вышеперечисленных вариантов репертуарной работы, возможно, приведет к появлению новых театральных форм Основными направлениями развития репертуарной политики как содержательной основы и проводника социально-культурной деятельности сегодня могут стать создание текста путем коллективной импровизации и подготовка своих драматургов

Во второй главе «Художественно-творческий процесс в самодеятельном театре первого послереволюционного десятилетия» рассмотрены политические, социально-экономические, культурные и организационные условия развития самодеятельного театра в период 1917-го - 1927-го годов, также анализируются структурные компо-

ненты педагогической деятельности самодеятельного театрального объединения

В параграфе 2 ] «Общее и особенное в художествепно-творческой работе самодеятельного театра» покашно, что любительская театральная студия является первоосновой театрального искусства Во главе угла в самодеятельном театре стоят педагогические цели и задачи Также нами установлено, что в силу объективных социально-культурных причин разработкой проблемы режиссуры самодеятельной театральной сцены в России до и после Октября 1917-го года в России занималась интеллигенция

К наиболее злободневным положениям послеоктябрьской самодеятельной режиссуры, нуждающимся в реконструкции, относятся проблема главенствования театрального кружка в клубе (В Э Мейерхольд), диалектический прием построения пьесы (ТРАМ), метод Н В Петрова, когда человек - это человек, а не определенный типаж, использование малых театральных форм Мы приходим к заключению, что основными особенностями самодеятельной режиссуры являются воспитание коллектива единомышленников по принципу студийности, комплексного подхода, системности и лапидарности, способность режиссера как личности к инновационной деятельности, его высочайший профессионализм

Автор показывает, что после Октябрьской революции по вопросу воспитания артиста в новых социально-культурных условиях существовало столько же версий, сколько и концепций, но относительно того, что делать с людьми, не имеющими театральной школы, не было единого мнения Создать более наглядное представление об этой проблеме позволяет анализ ТРАМовского опыта, коллектив которого не копировал систему К С Станиславского, а создавал новые образы и находил новые приемы для их воплощения (А А Гвоздев) Важной является методика работы с новичками Н В Петрова Диссертант отмечает, что Г Орлов одним из первых среди режиссеров самодеятельного театра поставил вопрос о создании научной сценической лаборатории Он остается сегодня открытым и требует весьма серьезного изучения

Существенным элементом педагогики самодеятельного театра является процесс оформления спектаклей В самодеятельных театральных кружках исследованного периода наравне с расписным задником и пестрыми самодеятельными костюмами (В Керженцев) использовали бездекорационную сферу (В Мейерхольд) Диссертант считает,

что большую роль в творческом воспитании студийцев и интеграции различных кружков может сыграть воспитание своих самодеятельных художников

Создать более наглядное представление о послеоктябрьской любительской сцене позволяет анализ изучения зрительской аудитории Вопреки устоявшемуся в науке мнению трактовка послеоктябрьского самодеятельного театра как авангардного является неправомерным Ошибочность положения убедительно доказывает тот факт, что большинство провинциальных кружков брали для работы классику и преследовали, в первую очередь, культурно-просветительные цели (исследование Главполитпросвета 1919-1920 гг )

Количество самодеятельных театров и коллективов со смешанным составом по стране было больше, чем профессиональных театров -этот вывод подкрепляется сравнительным анализом исследований Наркомпроса В главе также представлен большой ряд персоналий Это имена и фамилии руководителей действовавших театральных кружков, их участников, рабкоров, зрителей, также названия коллективов

В параграфе 2 2 «Анализ причин и проявлений кризисного состояния театральной самодеятельности в конце двадцатых годов» автор поставил задачу показать, что проблема взаимосвязи и взаимопроникновения самодеятельной и профессиональной сцены является базисом развития театрального искусства В этой связи акцентируется мысль В Э Мейерхольда о неразрывности самодеятельного и профессионального театров Диссертант констатирует, что некоторые самодеятельные коллективы перерастали в профессиональные, а театральным студиям в 60-х годах XX века присваивали статус народных театров

Мы выделяем связь проблемы динамики организационных форм театральной самодеятельности с проблемой естественного развития театра Поэтому автор счел необходимым рассмотреть процесс активного развития традиционных для России грандиозных массовых зрелищ, где особого внимания заслуживает проблема достижения выразительности, то есть проблема театрального жеста В диссертации подчеркивается, что именно самодеятельность выступила с инициативой научного изучения законов развития театра и его творческой философии, в частности В Керженцев и А Луначарский рассматривали самодеятельность как лабораторию для новых исканий

Сравнительный анализ различных подходов показывает, что этот живой, творческий и целостный процесс развития русского театра был искусственно прерван В этой связи мы приходим к заключению, что искусство не может быть загнано в рамки какой-то идеологии (И В Кондаков)

Проведенное исследование показало, что самым слабым звеном послеоктябрьского самодеятельного театра являлась система управления, возникшая в условиях сильнейшей политизации общества, обусловившей послереволюционную социально-культурную реальность Ее негативными чертами, приведшими впоследствии к тотальному контролю над духовной сферой со стороны государства были 1) множественность организаций, 2) сложность структуры, 3) различие подходов и позиций, 4) отсутствие единого центра, который бы координировал действие нескопьких систем

В процессе ретроспективного анализа управленческого опыта в сфере самодеятельного театрального творчества в первое десятилетие после Октября автор выделил опыт Поленовского дома в области методической помощи самодеятельным кружкам Диссертант считает полезными для современности также разработки Клубно-методологической лаборатории и работу, проводимую съездами Тот факт, что после 1927 года единственным новшеством театрального любительства было появление движения «краснорубашечников», доказывает некомпетентность командно-административной системы в отношении организации народно-художественного творчества

Автор констатирует, что все богатство и разнообразие самодеятельного театра первого послеоктябрьского десятилетия в период культа личности И В Сталина сошло на «нет» Н Н Евреинов охарактеризовал это время как период эксперимента на массовом игровом инстинкте, мы бы сказали, всеобщей театрализации мозгов Поэтому, чтобы не повторить ошибок, допущенных в прошлом, диссертант закладывает в основу развития самодеятельного театра принципы творческой свободы (Н А Бердяев), независимости от некомпетентной власти, терпимости к коллегам (В Э Мейерхольд)

В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются его основные теоретико-методологические и историко-педагогические выводы, также отмечается, что театральная самодеятельность 1917-1927 годов носила противоречивый характер С одной стороны, были значительные достижения в области развития сети учреждений, разработки методики и методологии самодеятельного

театрального творчества С другой - слишком сложная система управления, которая превратилась в идеологический пресс

Также подчеркивается, что восстановление объективной истории самодеятельного театра несомненно будет способствовать быстрейшему избавлению от негативного прошлого, использованию ценного культурного и педагогического наследия, позитивному развитию современной досуговой сферы Российской Федерации

Основные положения и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора общим объемом 2,75 п. л.:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1 Взаимопроникновение и диалектическая взаимосвязь профессиональной и самодеятельной сцены // Вестник МГУКИ 2006 №3 Ч 1 С 92-96

Другие публикации по теме диссертационного исследования

2 Вклад народного драматического театра Дворца культуры ЗИЛ в культуру России // Созидательная миссия культуры Сб ст молодых ученых Вып 3 М МГУКИ, 2003 С 57-61

3 Значение творчества В Иванова для русской культуры // Созидательная миссия культуры Сб ст молодых ученых М МГУКИ, 2004 С 141-147

4 Русские ученые Н И Пирогов и Н Н Бахтин о детском самодеятельном театральном искусстве // Социально-культурная деятельность поиски, проблемы, перспективы Сб научн статей М МГУКИ, 2004. С 71-78

5 Из опыта самодеятельного театра начала XX века и в современных условиях // Социально-культурная деятельность поиски, проблемы, перспективы Сб научн статей М МГУКИ, 2004 С 95-109

6 Просвещенческая концепция самодеятельного театра П П Гай-дебурова // Социально-культурная деятельность опыт исторического исследования Сб статей М МГУКИ, 2007 С 130-137

Подписано в печать 16 06 2008 Объем 1.4 дл1 Тираж 100 экз Заказ № 7/у Ротапринт МГУКИ