автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие теории и практики клубного публицистического театра 1920-х годов
- Автор научной работы
- Стрельцова, Елена Юрьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Развитие теории и практики клубного публицистического театра 1920-х годов"
ПСКОВСКИЙ ГССУДАРСТВШШЯ ИНСТИТУТ ШШТ'Г
на правах рукописи
'СТРЕЛЬЦОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА
РАЗБИТКЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КЛУБНОГО ПУБЛИ1ХИСТИЧЕСКОГО ТЕАТРА / 19X7 - 1930 г:Г,/
13.00.05 - теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва -'1993
Работа выполнена на кафедре тесрхг я естарга народной худсгествеяЕс2 культуры
ЕаучнкЗ руководитель - доктор Еедагетескнг наук,
профессор Т.Н.Бтггр воза
Официальные етяюЕеата -доктор педагогически ваук,
профессор В.С.Кузин
кандддаг педагогкческгх ваух Е.С.Агедщва
Ведгщая организация - РоссийипЗ институт культурологии
Запета состо2тся __1933 г. в час.
на заседании саизкигагрованнсго совета К '092.07.01 ко црисуздеЕШз учеас2 степени кандидата Еаук в Иссбсовсеом ордена Трудового Красного Зназсени государственном институте культуры по адресу : 141400, Коскозская область, г.ЗГтаки-б, ул. Еййяиотечная, д. 7.
С днссерташеЗ* кссшо ознакомиться в научной бзйыотеке института .
Автореферат разослал "_"_1393 г.
Ученый секретарь специализированного совета,
кандидат педагогических наух^. ^___
доцент Э.И.Петроза
ОЕЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследовашя обусловлена необходимостью выработки нового"подхода~к~оцёнкё-роли и места клубного публицистического театра в общем процессе развития массовой самодеятельности и его воздействия на формирование общественного сознания в период двадцатых годов. В прошлом по этой проблематике возникло много необъективных и явно устаревших теперь трактовок, нуждающихся в принци-, --пиальном уточнении. Значимость и актуальность изыскания определяются насущными нуждами современного любительского театра. Предпринятые в последние годы попытки радикального преобразования всех сфер общественной жизни активно повлияли на пробуждение/разнообразных гражданских инициатив, включая сюда и художественно-публицистическую самодеятельность. В этой области особенно' важно знание истории, помогающее взять из прошлого все наиболее ценное и дающее возможность предостеречь практику от повторения ранее допускавшихся ошибок..
Степень_на2зпои_развабстаннос Научный интерес к
вопросам развития публицистического театра определился еще в первые послереволюционные годы. По этой проблематике активно выступали Э.М.Бескин, В.Н.Всеволодский-Гернгросс, П.П.Гайдебуров, А.А.Гвоздев, В.И.Иванов, П.М.Керженцев,А.В.Луначарский,В.Ф.Плетнев, Р.А.Пельше,А.И.Пиотровский,В.С.Смышляев,В.Н.Тихонович, Б.Ф.Фаресов, В.А.Филиппов,Д.А.Щеглов. В дальнейшем научная разработка темы была продолжена в исследованиях А.С.Булгакова, С.С.Данилова, А.С.Гущина, Н.А.Львова и других авторов. По своему содержанию публикации этих авторов представляют первые попытки обобщить и осмыслить опыт начального становления клубной публицистики. Речь идет о сущности и особенностях публицистического театра, типологии его сценических форм, системе выразительных средств, социально-педагогическом потенциале и возможностях воздействия на формирование общественного . сознания.
Отдельные аспекты.развития клубной самодеятельности были затронуты затем в публикациях А.Я.Алексеевой, В.Н.Гагина, Н.Г.Зогра-фа,А.А.Коновича, В.М.Кукаретииа,П.Н,Маринчика, В.Я.Мееровского, В.Мироновой,А.И.Чечетина,И.Г.Шароева,А.Я.Шнеера и других исследователей. Ценный материал по рассматриваемый проблемам содержится в трудах, посвященных общим проблемам теории и истории самодеятельного художественного творчества и массовой культурно-досуговой деятельности. Мы имеем ввиду публикации М.А.Ариарского,Т.И.Бакланово^, А.Д.Жаркова, В.И.Закутского,Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова,А.С.Кар-
—-
Г7на>, • Н^Дадшина»,' А.И.Манаенкова, Н..Р. Каиа&воваа^ДЖ Сафонова,
Е. И. Ошрновой ,Э.И. Петровой, И. Р. Тимошина, В. М. Чижикова, В. Е. Триодина, В.С.Цукермана и.других ученых, силами которых проделана большая работа, позволяющая глубже понять процесс' становления отечественной самодеятельности и ее место в контексте духовной культуры общества. Особую важность представляют здесь изыскания, нацеленные, на анализ проблем взаимосвязи и взаимообусловленности эстетического: и социального, любительского и профессионального, художественного и внехудожестзенного.
Существует ряд исследований, непосредственно посвященных историк развития клубного самодеятельного театра. Данная проблема рассматривалась в диссертациях Т.И.Андреевой 1/.Н.И.Болотниковой 2/, А.А.Руба 3/,В.Г.Шабашш 4/, Б.Д.Шермана 5/. В целом эти диссер- . тации содер;ат богатый и интересный материал, но ни одна из них не ставит своей целью специальный анализ клубного публицистического тватра. Большая часть изысканий к тому 'же выполнена много лет назад, что накладывает существенный отпечаток на подходы к рассматриваемой проблеме.
Объектом исследования в диссертацгш является клубный публи- . цистячёйШГтеатр в России двадцатых годов, а предметом- становление и развитие теории и практики этого театраГкак"Б5циокультур-ногр и социопедагогического феномена. .
Основная цель'диосеотадач заключалась в том, чтобы раскрыть динакику и внутреннюю логику формирования научно-теоретических, методических, организационных основ, клубного публицистического театра двадцатых годов как важного сошопедагогического явления.
Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач :
- проанализировать сфоркгровавшиеся в послереволюционной России основные научно-теоретические подходы к проблемам развития самодеятельного творчества и выявить обозначившееся в этом контексте лошикилз "основных социальных функций клубной.публицистики ; :
1/ Андреева Т.Н. Клубный самодеятельный театр 1920-х годов:Дио... кшц.игк.наук.-Л. ,1576 . •
2/ Еолотг^'.ова Н.П. Рабочий театр и его роль в культурном строительстве псгаьх лет советской власти /1Э17-1920/;Дпсс...канд.пед.
4^137'1 *ЩТРЧГа"концеРта до агитбригады! Дисс.канд.искус.наук
^^¿"гн Е.ГЛ'еатрашзашя как сопиалъно-педагогический метод в пм£!тихс>-п:>освеги?ельно2 раооте начала 20-х годов: Дисс.кавд. гад. каух.-Л.ДЛ'б
5/ Еепав 3.2,. Аги7атаонно-худо«еств»»чная самодеятельность как йу-««ьнс-сезагчггэтесхсе явление:Длс..,ланд.5СД.наук.-Л., 1987
■ ■' -з-
- изучить сущность и особенности художественно-творческого процесса в публицистических коллективах ;
- определить педагогический потенциал клубной публицистики и механизмы ее воздействия на сферу общественного и личностного сознания;'
- уточнить на основе проведенного анализа прежние оценка клубного театра, охарактеризовать его особенности развития в современных условиях. :
В результате предварительного изучения материалов по исследуемой проблеме диссертантом были разработаны сущностно-содерза-тельные и инструментально-поисковые гипотезы. Онтологической основой гипотез первого ряда стало положёнйё~о~том, что клубный публицистический театр представляет из себя особый вид самодеятельного творчества, который возник под'влиянием усиленной политизации общества, активно вторгся в послереволюционную социокультурную реальность и был во многом детерминирован утвердившимся тогда типом политического мышления. В этой связи предполагалось , что выход на новое видение и понимание природы, назначения и функций самодеятельной публицистики возможен только через анализ таких проблем, как искусство и политика, искусство и пропаганда, искусство и агитация.
Инструментально-поисковые гипотезы исследования были СЕязаны с предположением о том, что подлинная история становления и развития клубного публицистического театра не нашла своего объективного отражения в специальной литературе на в первые послереволюционные годы, ни'в публикациях пбеледущего периода, .ни на современном этапе. Основные искавения в оценках рассматриваемого объекта появились, по дредпблояенийм автора/под давлением административно-командных структур, взявших во второй половине двадцатых годов зкуро на ограничение сферы творческой самодеятельности масс ¿1 ее .■ «вотков. контролированная Диссертант предполагал, что более тщательное ознакомление с литературные источникам и особенно документации, ставшими доступными для исследователей только в последнее время, п^шкет внести существенные уточнения в утвердившиеся ранее ■ представления'о развитии клубной публицистики и будет способствовать углублении исторической истины. ' . Теоретико-методологические основы диссертации. Диссертант исходил 5Г"своёН"йсследо5ашш из фундайёнтальнызГположёниГ: современной социологии, культурологии, эстетики, искусствознания «педагогикя, теории еамедеятельного художественного творчества, дакцих ключ к пониканкв основннх функций искусства как социокультурного фочомена,
роли я места народного творчества в общей системе художественной культуры, взаимосвязи и взаимообусловленности эстетических и социальных структур, сущности психопедагогических механизмов воздействия искусства на человека. Проведенное изыскание опиралось на труды специалистов в области социологии /Л.П.Буева,Л.Н.Коган, Н.С.Мансуров,Э.В.Соколов/, культурологии /А.И.Арнольдов,В.С. Биб-лер.Н.С.Злобин,С.Н.Иконникова,Д.С.Лихачев,Э.С.Маркарян.В.М.Мену-ев/ ; эстетики и искусствоведения Д1.М.Бахтин, П.Г.Богатырев, Ю.Б.Еорев,В.Е.Гусев,Ю.Н.Даввдов, М.С.Коган,А.Ф.Мазаев, В.А.Разуы-ный/ ; психологии и педагогики /Ю.П.Азаров,А.Я.Айзенберг,Л.И.Бе-ляева.А.Л.Карамышев.Е.В.Квятковский,В.С.Кузин и др./
В качестве основных источников для изучения использовались: периодика, монографии, справочники, другие издания, посвященные вопросам развития любительского театра ; программно-методические материалы по массовой и кружковой деятельности клубов»- результаты конкретных социологических исследований зрительской аудитории, диссертации / докторские и кандидатские/ по проблемам художественной самодеятельности'. В состав периодических изданий вошли издания общетеатральной тематики :" Казнь искусства","Вестник театра", "Весттж работников искусств"," Культура театра","Рабочий зритель", "Искусство трудящимся","Рабочий и театр "; издания по вопросам самодеятельного театра :" Народный театр", "Синяя блуза"," Малые формы клубного зрелища", " Деревенский театр", " Живая театрализованная газета", "Клубная сцена" /'Красноармейская эстрада", "Материалы для клубной сцены" ; издания внешкольно-образователь-ного и политпросветского направления :" Народное просвещение", "Внешкольное образование"," Коммунистическое просвещение".
При выполнении диссертации были изучены архивные документы из фондов Центрального государственного архива Российской федерации / фонд 2306- Наркомпрос : Коллегия, Управления, Отделы ; фонд 2313 - Главный политико-просветительный комитет республики;/ Центрального государственного архива Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР / £онд 5451 - Всесоюзный совет профессиональных соетов/Центрального государственного
/ фонд 1230 - Пролеткульт, фонд 2503- личный архив А.Г.Глебова, фонд ЭвЗ - Материалы клубно-ыетодологической лаборатории им. Вс. Кейерхолиа
Г.еннкй материал о самодеятельном творчестве трудящихся почерпнут диссертантом из опубликованных в 20-е годы дневников
участников клубной самодеятельности. К ним относятся публикации: "Культура наша. Издание I Рабочего Социалистического клуба"-Кос-трома,1919," Костромской рабочий клуб им. Ф.Экгельгга "-Кострома, 1922 ; "Из истории одного рабочего клуба /Рабочий клуб им.Вайне-ра в Свердловске/" -Свердловск, 1924 ; " Своими руками" /опыт работы Центрального клуба Совторгслужащих/- М.,1925 ; "Клуб как он есть"/ Опыт работы клуба Трехгорной мануфактуры/-!/!.,1929г. Важное значение для ретроспективного анализа имели литературные', архивные, рукописные материалы, отражающие художественно-творческий процесс в конкретных самодеятельных коллективах. Речь-'вдет о таких коллективах ,как ' Самодеятельная агитстудия Йетроградского Губполитпросвета '••/ руководитель В.З.Шимановский/ Рабочая театральная студия при Московском отделе народного 'образования, / руководитель А.А.Бренко/, Красноармейская театрально-'драматургическая мастерская / руководитель Н.Г.Виноградов/, Центральная Арена пролетарского творчества / руководитель В.Б.Игнатов/, Мастерская самодеятельного красноармейского театра / руководитель В.ЛЛем-чужный/, Самодеятельный коллектив "Синяя блуза" / руководитель Б.С.йаанин/, Клубная драматическая студия, Живая газета "Глеро-новскнй карандаш" и Самодеятельный театр рабочей молодеет Дома .. коммунистического воспитания им. М.Глерона / руководитель М.В.Со-колозский/. Большое число полезных сведений получено диссертантом из опубликованных воспоминаний руководителей и участников клубной самодеятельности. Свда вошли воспоминания А.А.Мгеброва -руководителя самодеятельного рабочего театра Балтийского завода в Петрограде, М.А.Растопчиной - организатора самодеятельности .. Первого Рабочего социалистического клуба в Костроме, Е.А.Пермяка-участника живой театрализованной газеты в городе Пермь, Д.А.Щеглова - руководителя рабочих театральных студий в Петрограде. Все указанные материалы были, подвергнуты в ходе исследования анализу, сопоставлению, обобщению и оценке.
Методы исследования. Цель, задачи, особенности объекта иссле-доваш1я7"Т!ётодоЯогачёшшё' установки, которыми руководствовался диссертант, определили общую логику исследования, выбор познавательных средств и характер применяемых поисковых операций. В ходе исследования использовалась целостная совокупность эмпирических и теоретических методов. 3 первую группу вошли методы источниковедческого разыскания и классификации первичных материалов. Использование этих методов дало возможность уточнить целый ряд моментов в истории клубного театра, схематически обозначить пробе-
лы и неясности в ее изучении, отделить известное от неизвестного; определить, что именно следует искать, как искать и каким образом организовать собранный материал для дальнейшей обработки. Вторая группа методов применялась при.анализе эмпирического материала. Она включала в себя метод генетического анализа, сориентированный на изучение общей дин&вдки объекта ; метод системного анализа, позволивший рассмотреть ведущие компоненты художественно-творческого процесса в Их взаимосвязи и взаимообусловленности ; метод сравнительного анализа, основой которого стало сопоставление состояний самодеятельной практики на основных этапах развития, а также соотнесение различных подходов к клубной деятельности со стороны отдельных исследователей и исследовательских коллективов.
Процесс исследования осуществлялся с 1989 до 1993 года включительно и состоял ИЗ двух этапов. На первом этапе проводилась работа по сбору эмпирического материала'путем поиска и изучения литературных и архивных источников. Содержанием работы на втором этапе стал научно-теоретический .анализ, обобщение и осмысление собранного материала.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются применением адекватных объекту, предмету, цели и задачам изыскания методов, необходимым а достаточным для количественного н качественного анализа отбором подлежащих' изучения материалов, а также тщательным сравнением и сопоставлением всех используемых источников.
Научная новпзиа и теоретическая значимость исследования _состоят в следующем:
I. Проведен комплексны:, многоаспектный анализ деятельности клубного публицистического театра двадцатых годов, в результате которого этот ^еатр охарактеризован как социокультурный и соцао-ведагогический феномен, сыгравший вакнуа роль в формировании нового общественного сознания .
2. Подвергнуты сравнительному исследованию разработанные в рас с !.:а трг. ваеу.ый период основные концепдаи развитая самодеятельного театра: Фольклорная /В.И.Иванов, В.Н,ВаеволоДокцй-Гернгросс и др./, любительская / П.П.Гайдебуров, В.В.Тихонович, В.Д.&лип-гоз е др./ , клубно-публиццсгаческая /Г,А.Авлов, М.З.Соколовс-хгЛ, А. 1!.Пиотровский и др./. Применительно к каждой из них показаны история за. аэдення, предметное содержание, уровень теоретической обоснованности, значимость для дальнейшего развития о.гл*" с я горького -.эорчесгва. ... /. ;.:- /V
3. На основе анализа ведущих компонентов художественно-творческого процесса в клубных публицистических коллективах выявлены сущность и особенности драматургии, режиссуры, актерского мастерства, . декоративного искусства, технологии сценических эффектов и техники музыкального оформления различных кадров публицистических представлений. "
4. В результате ретроспективного исследования внесены сущест--' венные уточнения в объяснение внешних и внутренних причин кризисного развития клубного публицистического театра в конце двадцатых годов. К основным из этих причин отнесено некомпетентное вмешательство номенклатурных инстанций, взявших в этот период курс на свертывание низовой.политической активности трудящихся масс, одну из форм которой представляло движение клубнцх публицистических театров« /
5. Введены в научный оборот материалы, которые никогда не использовались ранее в' конкретно-культурологической литературе: материалы Клубной методологической лаборатории /ЦГАЛИ,, фонд 963/, материалы Единых художественных кружков и действенных ячеек / ЦГАЛИ, фонд 963 /, материалы самодеятельных Театров рабочей молодежи /ЦГАЛИ, фонд 2723 / документы Ассоциации рабоче-крестьянского театра/ЦГА, фонд.2305/, материалы Союза Театральных самодеятельных организаций / ЦГА., фонд 2313 /.
Практическая значимость исследования заключается в том, что отранёшшё "в^абторсклх публикациях и' сообщениях материалы диссертации используются сегодня в преподавании вузовских курсов "Самодеятельное художественное творчество", " .Теория социально-культурной деятельности", "История культурно-досуговой деятельности". На основании этих материалов внесены определенные дополнения в современную методическую документацию и учебные разработки для студентов институтов, культуры.
Апробация результатов исследования осуществлялась в форме участгч диссертанта в научных и научно-практических конференциях . "Демократия как важнейшее условие развития культуры" /Барнаул, 1990 г./, "Проблемы культуры в условиях Сибири и.перестройки" /Кемерово, 1990 г./, "Актуальные проблемы возрождения духовности, развития народного, художественного.творчества и подготовки кадров в вузах культуры" / Москва, 199Гг./," Школа и клуб: социально-педагогические проблемы взаимодействия"/ Тамбов, 1991 г./,"Актуальные проблемы развития культуры на современном этаде"/Алма-Ата,1992т/, "Современные проблемы подготовки кадров в вузах культуры" Дос-ква, 1993 г./и других научно-практичесютх конференциях ;
через публикацию основных положений исследования в научной печати, . посредством использования диссертационных материалов в учебно-педагогической деятельности соискателя в должности преподавателя специальных культурологических дисциплин в колледже культуры, сообщениях на заседаниях кафедры теории и истории народной художественной культуры Московского государственного института культуры. ..
На защиту выносятся следующие положения:
1. ПолаъёШё~о2со!Шальн^
. ния и развития клубного публицистического театра. Театральная самодеятельность стала в рассматриваемый период популярным средством массовой политико-просветительной работы. Это было во многом обусловлено необходимостью разъяснять вопросы политики в стране с низкой грамотностью и слабо развитым политическим сознанием. Театрализация как один из методов воспитания масс являлась в этих трудных условиях вполне закономерной и оправданной. Клубная публицистика была не только одним из направлений художественной самодеятельности, но-и стала своеобразной разчоввдностыо массового социально-политического творчества трудящихся. Через организацию и восприятие разнообразных публицистических программ люди осваивали азы политических знаний и приобщались к непосредственной общественной деятельности.
2. Положение о сущности и особенностях клубного публицистического театра как социокультурного феномена. Клубная публицистика имеет синтетическую, выходящую за рамки эстетического контекста природу. Сна строится на подготовке и показе сценически организованных программ, в процессе конструирования которых используется' художественная, документальная и интерпретирующая информация. Искусство в данном случае неразрывно переплетается с
" неискусством". Соответственно нельзя признать корректными предпринимавшиеся до сих пор попытки анализировать и оценивать театр по меркам академической сцены. Подобный подход часто порождает неадекватные требования и приводит к необъективным оценкам и выводам.
3. Ллложенпе о достоинствах и недостатках основных концепций рачвзгня^гШодёятэдьяого'"тШ^ Характеризуя такие концепции как фольклорная, любительская и клубно-публицясти-ческая, днесорт нт приходит к вызоду о том, что поиску ответов па постаБ.-.ек.Чые вопросы явно препятствовали стремление отдельных ?селезока.га.-е£ х абсолютизации своих взглядов, нежелание
-Э-
приходить к согласованию и интеграции позиций, неумение находить оптимальное соотношение между традициям! и инновациям.
4. Положение о причинах кризисного развития клубного публи-вдстиче^ого~тёатра~^"1ШШ-20Я" этого театра
наглядно отражает глубокую противоречивость послереволюционного времени. Плодотворному развитию клубной публицистики серьезно мешали гносеологические и аксиологические просчеты в содержании, принятой ею за основу, политической идеологии. Зто стало главной причиной того, что самодеятельный театр не смог реализовать в полной мере свои богатые возможности и подняться до уровня подлинной культуры как выразителя глубинных человеческих ценностей. Диссертант считает неправомерным сводить причины кризисного развития клубного публицистического театра, что было принято в прошлом, к ошибкам в сфере чисто эстетических концепций и,в частности, к засилшэ антиреалистического над реалистическим. Во многом кризисное развитие публицистического театра было обусловлено социально-политическими фактората и прежде всего взятым административно-командной системой курсом на свертывание низовых инициатив, не поддававшихся прямому партлйно-государст-венному регулированию.
5. Положение о' внутренних психолого-педагошческях механизмах функционирования клубной публицистики. В процессе воздействия на сферу общественного и личностного сознания здесь широко использовалась событийная информация, понятийно-логические построения и эмоционально-окрашенные образы. Отправной основой формирующего влияния была определенная совокупность социальных факторов, которые со сценических подмостков сообщались, объяснялись и оценивались. Воспитательный эффект достигался прежде всего за счст реализации ценностно-ориентировочной функции клубной публицистики. йиося художественно-публицистический приговор отражаемым событиям и фактам, самодеятельный театр способствовал (¿оркцро-ванию:взглядов, установок, ориентация,' образцов практического поведения. В соответствии с особенностями зрэкоки это была педагогика особого рода. Существенный отпечаток па ее характер наложила общая идеологическая парадигма тех "лет, во многом базировавшаяся на принципе прямого каняпулврозакия общественным настроением и общественным мнением.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, трех глав , заключения и * списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, рассматривается степень ее научно:! разработанности, определяются объект, предмет, цель и задачи, гипотезы; характеризуется теоретико-методологическая бага и основные источники изыскания ; освещаются его методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость ; формулируются поЛоаеняя, выносимые на защиту ; освещается' апробация результатов исследования.
Первая глава диссертации "Формирование теоретических основ деятельности клубного публицистического театра" содержат анализ научно-исследовательской работы, связанной о проблемами развития послереволюционной театральной -самодеятельное®^ Проведенное изыскание показывает, что эта работа началась с приспособления и адаптирования к новым условиям целого ряда взглядов к сузденяй, родавшхся еще з дореволюционный период. Весьма успешно действовала здесь учение, ранее занимавшиеся исследованием разнообразных фольклорных жанров. Важный.вклад в осмысление дея-тельнооти клубного. театра внесли представители пролеткультовского движения, которые рассматривали рабочую самодеятельность как одно кз могущественных средств " организации жизни трудящихся всего мира на социалистических началах". Большую помощь в йорглрсЕшши теоретических и научно-методических основ клубной; публицистики оказали.самодеятельному .театру .профессиональные режиссеры и прежде всего В.Э.Мейерхольд, создавший . : -специальную клубно-методологическую мастерскую. Предметом особого научного рассмотрения сделал клубный театр А.И.Пиотровский. В . его трудах были предприняты интересные попытки определить сущность и особенности этого вида театрального творчества, дать типологий его жанров, показать пути плодотворного взаимодействия профессионального и любительского искуоотва.
В реферируемом параграфе представлена содержательно-тематическая характеристика рабетй Секции по обследованию рабоче-квестьянского театра Наркомпроса РСФСР и Исследовательской театральной мастерской ; анализируются изыокаяия, проведенные Государственным институтом история искусств, Государственной окал ей: ей худсеесисашвс наук, Государственной драматической ■
мастерской профсоюзов. Диссертант рассматривает деятельность ''ос-аовсхого исследовательского института научной педагогики, Ленинградского государственного института научной педагогики, Центральг-ой Методической комиссии Главполитпросвета, Центрального кабинета политико-просветительной работы.
В диссертации показано, что з основе осмысления и обосноваг ния путей развития публицистического театра лежат ярко выраженный протест против старой театральной культуры. Лкквияировать дистанцию между искусством и действительностью, привнести жизнь в искусство и внедрить искусство в жизнь, заменить театр для народа театром салюго народа- вот вдея, которые выдвигались на рассматрз-
■ ваемом этапе большинством теоретиков, методистов и практиков. Бурно проходившие дискуссии о путях развития клубной публицистики носили многоаспектный характер п касались таких кардинальных проблем,
как взаимоотношения профессиональной н любительской сцены, выбор художественных сталей и методов, специфика взаимосвязи новой самодеятельности и традиционного народного творчества, соотношение -на самодеятельной сцене искусства и неискусства.
В диссертации содержится подробная характеристика основных кокцешзгЯ самодеятельного театра. По маензт соискателя, в раисах общего развития теоретической мысли праЕокерко выделить три тшапс концесиди. Первая из них ориентировала самодеятельность ка активное возрождение традиций народного театра в его дионисийсках /В.Н.Иванов/ или фольклорно-почвенических /В.Н.Всеволодский-Герк:>-рооо/ формах.. В соответствии с этой концепцией предполагался возврат к улично-плошадному искусству, главным действующим лицом которого становился сам народ. Содержательную основу второй концепция /П.П,Гайдебуров, В.В.Тихоиовлч,В.А.Фалшшов/ составляла ориентация на опыт дореволюционного любительского теаяра , который работал па готовом репертуаре и равнялся на образда. профессиональна го искусства. Сгаасл третьей концепции /Г.А.Авдоз.А.А.Гвездев, С.с.!;о-кульсхшЗ,Л.И.Пзотрогскй,М.В.Соколоесюй и др./ сводился к утзерз-
■ дениа идея собственно клубного театра с четко обозначенной револо-игонно-ползтпческоа напр_зденноствз. Применительно к каждой из
' Евделешшх концепгсШ соискателе« проанализированы гх достоинства п недостатки, а такав показано влитие ввдвягаЕпихся положений ня дальнейшее иаучно-георетическое обоснование и пр. ..тяческое разлитое самодеятельной сць.^.
На основании полученных материалов в дгссерташдз делается
вывод. о том, что основным недостатком раз вернувщихся научно-теоретических споров являлось стремление дискутирующих сторон к абсолютизации собственных подходов, нежелание прислушиваться к .мнению оппонентов и неумение решать спорные гопросы на основе "согласования позиций. Значительный вред развитию творческой мысли, особенно во второй половине 20-х годов, принесло силовое административно-командное давление.
Ео втором параграфе первой главы диссертации автор поставил перед собой задачу показать научно-теоретические поиски в области концептуального определения сущности и особенностей клубного публицистического театра. В этой связи подчеркивается, что рассматриваем^ период бил временем , когда среди других видов самодеятельного искусства на передний план безоговорочно выдвинулся театр. Театральное искусство оказалось способным особенно рельефно отражать основные противоречия и коллизии революционной эпохи. Будучи драматичным но своей природ;-■ я сущности, театр отлично подходил для сценичсско1'о воспроизведения широко развернувшейся борьбы, столкновений, противостояний. Сам способ воспроизведения окруягаящей действительности был здесь более всего приближен к привычным для человека жизненным реалиям. К этому надо добавить такое заккое качество сцены ,как отображение яизни в событийной фор, что делало театральное искусство искусством повышенной аттракции.
Игрокее развисте клубной публицистики осуществлялось на рассматриваемом этапе в общем контексте выдвинутой резолюцией и восторженно воспринятой трудящимися идеи последовательной дело -кратизации общества. За сравнительно короткие сроки публицистическая самодеятельность превратилась в массовое лишение, оказавшее заметное'влияние на вое основные формы сферы общественной жизни.
Публицистический театр развивался как искусство, непосредственно вплетенное з ткань социокультурной реальности. От других художественных форы он означался преаяе всего тем, что функционировал в локальной общественной среде, -трСко использовал местный региональный материал, бил близок и понятен простому человеку. Клубная публицистика помогала лучше следить за тем , что происходит в сфере.общественной жизни, глубже понимать происходящее. В его си реально.« содержании оно затрагивало широкий круг проблем. Однако о чем бн ни гаа речь, все рассматривалось здесь под сугубо политическим ракурсом. Зто была своеобразная форма осмысления
действительности в свете политических идеалов общества, Революция наполнила души людей множеством будоражущих впечатлений, которые надо было упорядочить, осмыслить, переварить. Человек получил о ■ помощью искусства дсполнитеяьнкй опыт ориентирования к начинал лучше понимать, что происходит вокруг, как развиваются текун;ио события, куда идет процесс общественного развития.
Новый театр с самого начала отличался ярко выраженной практической направленностью Эту черту мояно рассматривать, с одной стороны, как продолжение традиций народного театра, а с другой-как реализацию популярных в период 20-х годов ккзнестроительных установок. Зое, что демонстрировалось с публицистической сцены, ' было не только фактом искусства, но и имело определенное внзху-дожественное назначение - информационное, пропагандистское, ритуально-обрядовое, досугообразующез и т.д. Творчество было иаправ-лено здесь на практически -духссаое освоение кирз рзкагю прездо всего утилитарно-прикладные задачи.
Обновленную реализацию получил в практике клубного су&зщхс~ тического театра характерний для народного искусства щшщвп синкретизма. Массовые представления явао шхододк здесь за рагла театрального спектакля в собственном стаю слова. Сил строашсь не только на базе органической слитности разных вздоз искусства, но и на основе продуктивного включения в сценические программы внехудожественных структур.
Для .эстетики клубного луйдадастаческого театра тсарактерао особое соотношение исполнительского и авторского творчества. Основной упор здесь делался па собственную драматурга», которая выступала в форме самодеятельно;; пьесы, построений! в соответствии с традиционными' канонами драма, з форме клубао-тсатрадаюго сценария, отражавшего предметно-изобразительную и кошозяшсвпу» основу будущего представления и в форме сцеиарко-постаиоЕО'Еюго плана!, предназначавшегося в качестве рабочей охеш для популяра::;: в самодеятельности импровизаций.
■ Вторая глава диссертация " Анализ художестэенао-тзорчоскоЯ деятельности организаторов клубного луйшисгсческого теагрн в период двадцатых годов"начинается параграфом , з которой содержится развернутая характеристика оснотших газгоэ ягубяоЛ ■публицистики . Здесь показано, что ладейка г тих ха::;,сн ца рассматриваемом этапе аеражгась о аооясцеиеявглпох два»««* от чисто прикладного использования лудсжестзепнкх' образов, к.'л;;п с«
-Заявлялись всего лиаь формой подкрепления других выразительных средств, к развернутым сценическим представлениям, в контексте ко- . торых образ нячгнал играть вполне самостоятельную роль. С зтих по- \ зиций -диссертантом подробно охарактеризованы такие жанры клубной публицистики, как инсценировки, ататпьесы, живые газеты, синие блузы, театр&яизсвашше суды и публицистические представления в форме трамоБского спектакля. Применительно к каждому из этих жанров дана история его ограждения и развития, показаны роль и место в общей системе самодеятельного театра, рассмотрены проблемы методики и организации.
Второй параграф реферируемой главы посвящен анализу к характеристике наиболее важных компонентов художеотвзнно-творческого процесса в клубной- самодеятельности публлшстического плана. Глав-' вое внимание удачеяо. проблемам развития режиссуры, актерского мастерства, сценографии и музыкального оформления программ. В этой связи проанализирован описанный в литературных источниках и архивна материалах опыт работы самодеятельных коллективов под руководством В.А.Жемчужного,В.С.СмыЕляева.Ы.В.Соколовского, Б.С.Юканина, ' Б. ;;.iti:.'".:;o,îCKoro, а тахйе постановка и решение художественно-творче» ахкх проблем в трудах А.~.А^сва,Е.Н.Медынского,А.А.Гвоздева, А.й,Пиотровского.
3 диссертация содержится развернутая характеристика деятель-::оста го создало® публицистического репертуара, центральное место эьких&эт здесь проблемы композиционного построения драматургических текстов, сюжетной организации материала, использования различных ьздс-в конфликта, 'типологии героев публицистических программ.
В процессе ретроспективного анализа режиссерской практики диссертантом предпринята попытка определить в ней общее z особенное^ дать характеристику постановочных поисков, выявить основные функ- '? ней и принципы клубной режиссуры. Здесь же рассматриваются вопросы ищсиькду;,дьно2 работы'режиссера с исполнителями, специфики мизанс-ценирования, технологии синтезирования художественных и внехудо- ' жестзсннис компонентов.
В раздаче, посвященном проблемам развития исполнительского мастерства самодеятельных актеров показано, что этот процесс был во многое обусловлен общей природой ноеой публицистической сцены. Клубный театр целенаправленно вырабатывая свою собственную ориги- . '■ иальну»-систему актерского искусства. Речь вдет о таких его ка--чгстьмс, как построение игр.ч не на перевоплощении, а на послецо-
' -15-
вательном выявлении и проявлении отношения к образу, пглрокое использование принципа социальной маски ; утверждение иде:г героя-кассы и массового коллективного дейсгзовашш ; внедрение штангового стиля, основанного па трябушшх интонациях, опора на динаетч-ную пластическую форму. Клубный театр подверг серьезной ревизии старую систему театральной сценография. Предпочтение отдавалось упрощенному, стилизованному оформлению с строкам использованием символических деталей. В декорациях ярко проямялось стремление К остро сосиальноку гротеску. В диссертации показано, что наряду с достияепиями в области выразительных средств, публпшстдчесяая Сцена имела и свои недостатки. Соискателем отмечены сбои, возникавшие при наложения на художественный материал пропагандистской информации. Часто не оправдывали себя надезды, возлагавшиеся па годную тогда импровизацию. Чрезмерное увлечение технологией условного театра вступало в противоречие с принципом доступности.
Третья глава.диссертации "Социально-педагогические основы развития клубного публицистического театра двадцатых годов" открывается параграфом, посвященным рассмотрению основных аспектов проблемы сцены и аудитории публицистического театра. Здесь много внимания уделяется характеристике особенностей клубного зрителя, определению типов театральной аудитории, анализу методов й ¡трла.-.-ов активизации зрительного зала.
В диссертации показано, что большой интерес теоретик», методисты, а вслед за шки и практики проявляли на рассматриваемом этапе к проблемам художественного восприятия. Анализ рсашкЯ зрл-телей на различные сценические эпизоды неизменно подталкивал исследователей к изучению связанных с ними.процессов внимания, ккш-ления, воображения.;
В последнем параграфа диссертации выделены для специального рассмотрения проблемы социально-педагогического потенциала , клубной сцены, а также путей его реализации з процессе просветительно-воспитательной деятельности. Особое внимание уделяется вопросам влияния на развитие социопедагогических основ клубного публицистического театра культурологических и псяхологачестах трудов А.А.Богданова, Л.С.Выго.тского, А. А. Гай вороненого, В.А.Невского, С.И. Шмата,
В результате проведенного анализа диссертант приходит к выводу о том, что . ддагогический потенциа." клубной пуйлицаетлхя, ее воздействие на общественное сгзнанле не поддастся однозначней опенке. ■
-18В целом публицистический театр 20-х годов правомерно рассматривать как поучительный и интересный опыт включения искусства в массовый информационно-просветительный и идейно-воспитательный пооцесс. Вместе с тем в педагогике этого театра были и весьма серьезные "недостатки. В клубах дошнировала упрощенная модель ангажированного искусства, которое нередко слепо копировало партийную пропаган..
ду.
В .заключении диссертации подведены основные итоги исследования, сделаны общие выводы и сформулированы рекомендации, касающиеся уроков истории и возможностей использования предшестующего опыта в работе со развитию современных форм клубного публицисти- . ческого театра и любительского художественного творчества в целом.
Основные яолоязния диссертации нашли отражение в следующих публикациях:
1. Клубная публицистика в системе самодеятельного художественного творчества трудэд.'Чся// Актуальные проблемы развития культуры на современном этапе: Тезисы науч.-практ.конференции.-Алла-Ата, 1992.-С. 20-22
Советские клуби в системе формирования политической культуры 1рудяззхся.//К£жкафе«р. науч.-практ. лаборатория по проблемам социально-культурного творчества.-М. ,1939.-С. 59-62
2. Основные социальные функции культурно-просветительной работы: сущность и особенности реализации.//Проблемы культуры в условиях Сибири и переотройки:Тезиоа докладов респ.науч.конференции.-Кемерово.-1990.-С.15-18
4. Клубы в системе социально-политической жизни общества.//Школа и клуб./Метод.рекомендации.-Тамбов.-I991.-С_6-7
5. Клуб в системе непосредственной демократии.//Демократия как вагяеййве условие развития культуры.-Барааул.-1Э90.-С.21-24
6. Самодеятельное художественное творчество: проблемы формирования ноной концепции.//Актуальные проблема возрождения духовности, развития народного художественного творчества и подготовка кадров в вузах культуры:-Материалы науч.-практ. конф. 24-26 декабря 1991 г.- К.,1991.-С.10-14
?. Принцип историзма в преподавании предметов культурологического цикла./'/Современные проблема подготовки кадров в вузе культуры. - Ы.,,1993.-0.55-57