Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Традиции народной инструментальной культуры в организации детского музыкального досуга

Автореферат по педагогике на тему «Традиции народной инструментальной культуры в организации детского музыкального досуга», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Рытов, Дмитрий Анатольевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1995
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Традиции народной инструментальной культуры в организации детского музыкального досуга"

РЛ!»П1С72гРС7П0 КУЛЬТУР 1:1 !г0ССIЕ СКПГ| ФЕДЕРАЦШ»

СМШТ-КЕТЕГБУРГСКЛЯ Г0СУДЛРСТ1ШШ1АН АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи:

РЫТОВ Дмитрий Анатольевич

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ' Г, ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО МУЗ Ы КЛЛЬ КОГО Д О СУ ГА

Специальность 13.00.05 «Теория, методика и организация культурно-дроспетительпоп деятельности»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Сатст-ГТетербз'рг И) 95

Работа выполнена на кафедре теории и истории культур Санкт-Петербургской государственной академии культуры.

Научный руководитель:

— доктор философских наук, профессор, Действительный член Академии Гуманитарных наук С.Н.Иконникова

Научный консультант:

— кандидат искусствоведения, профессор Н.А.Кравцов

Официальные оппоненты:

— доктор педагогических наук, доцент Б.А. Титов

— кандидат искусствоведения, доцент Г,Ф. Британов

Ведущее учреждение:

Государственный Педагогический Университет имени А.И. Герцена. Защита состоится 21 февраля 1995 г. в 14 часо на заседании специализированного Совета Д 092.01.0 по присуждению ученей степени доктора нау при Санкт-Петербургской государственной Академии культур; по адресу: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 2.

С диссертацией можно ознакомиться а библиотеке Академи] .Автореферат разослан «ß^O» __ 1995 г.

и

Ученый секретарь ^^

специализированного Совета L . ; д а. Сукало

..'у!

■ ^ /

I. / >■

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

Актуальность исследования« •■ Воэроздёние традиций русской народной культуры, исследование возмошастей и поиск различных методов их освоения является актуальным в современном процесса воспитания и обучения детей-'

Особое место в.развитие детей пр'шадаежит музыке и пуэы-кальной деятельности. В дошкойбном: и младшем школьном возрасте . именно музыка наиболее ярко воздействует,на формирование и развитие детских творческих'способностей. В этим возрасте ребёнок эмоционально открыт, .у него преобладает обпазное восприятие окружающего мира. Музыка познаётся ребёнком как источник положительных эмоций, который'расширяет его жизненный опыт, стимулирует л активной музыкальной деятельности. С помощью языка музыки ребёнок быстрее устанавливает контакт о окружающим миром, у него складывается свой собственный мир'переживаний и образов. ■ :.''■

■ Эффективным и действенным средством приобщения детей' к ■ .музыкальной деятельности являются народные музыкальные инструменты. Народная музыка .и народные инструменты всегда являлись носителями духовных ценностей и творческого потенциала народа. Игра на них является активным средством раскрытия индивидуальности ребёнка, а также.способом общения и-самовыражения детей.

Уке в глубокой древности музыкальные инструменты играли ' немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки - трещотки, погремушки, жужлагт-,' бубенцы и т.д. Они развивали у детей координацию движени!", чувство ритма, формировали интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что зти игрушки-инструменты били своего1 рода посредниками в процессе адаптации ре- .' бёнка в условиях традиционной культуры.

Входа в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает в себе "зов предков". Характерные для русской народной культуры формы, звуки, тембры, орнаменты, мелодии и жесты "пронизывают" его жизнь с раннего детства. Ребёнок начинает чувствовать, что он является неотъемлемо" частью своего общества, своей, культуры. Народная музыку и народные ингт-руые::т:1 способствуют процессу социализации детей.

Доступность народацх инструментов, эффективное их влияние на развитие детей в процессе музыкального досуга, лёгкость ор-ганизидаи ансамблевого исполнительства на этих инструментах приносит детям состояние радости, создаёт предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки.

Народная музыка л народные инструменты помогают знакомить детей с традициями к культурой своего народа. Получив эта знании, ребёнок подготовлен к осмысленному восприятии культуры и традиций других народов, различных стилей музыки. ''Незнакомая" музыка начинает восприниматься км не как комплекс, состоящий кз различных мелодий, ритшв и гармоний, а как явление культуры. Чувства и желания ребёнка направлены на постижение этого явления.

Знакомство о историей развития русской музыкальной инструментальной культуры, анс?иблевое исполнительство на народные и специально разработанных экспериментальных инструментах, создание детьш а;-- ляировок, и оригинальных произведений доя народных инструментов, поиск новых красок звучания инструментов во время музыкальной деятельности, изготовление детьш народных 'традиционных и экспериментальных инструментов, связь с культурными традициями своего народа - всё ато позволяет делать музыкальную деятельность детей творческой, интересной, насыщенной и результативной, что создаёт новые ориентиры музы-кёийшго восстания и развития детей.

.В современных центрах организации досуга, в различных образовательных учреждениях имеется опыт использования некоторых музыкальных народных инструментов в процессе начального музыкального воспитания и творчества детей, но этот опыт существует в разрозненных, фрагментарных формах. Нет системы, которая могла/<5ы объединить клонившиеся в современных условиях предпосылки организации детского музыкального досуга с опорой на/ •традиций народной музыкально!? культуры, применения народных _ музыкальных.инструментов как эффективного средства приобщения детей к музыкальной деятельности на начальном этапе.

; - Потекциалпше возможности, заложенные в традициях народной музыкальной инструментально;": культуры, их-влияние на ду-

ховное развитие детей обусловило необходимость осуществить социально-педагогическое исследование, цель которого: выявить педагогические возможности влияния народных музыкальных инструментов на развитие и начальное музыкальное воспитание детей. Для достижения этой цели в ходе исследования были поставлены • следующие задачи:

1. Дать обзор истории возникновения и развития народного музыкального инструментария в русской культуре. . •

2. Разработать модель-детского оркестра, основанного на традициях народной инструментальной культуры, для начального музыкального воспитания детей.

3. Рассмотреть психолого-педагогические факторы развития детей 'в процессе музицирования на народнис инструментах.

4. Разработать и внедрить педагогическую программу изучения традиций народной инструментальной культуры в детском музыкальном досуге. ■.

Гипотеза исследования исходит па того, что музыкальное воспитание, основанное на традициях народной инструментальной ■ культуры, а таете на основе разработанной диссертантом модели детского оркестра музыкальных инструментов и программы начального музыкального воспитания детей на этих инструментах, создаст условия дая организации детского музыкального досуга в\ различных культурно-просветительных и общеобразовательных уче-5ных учреждениях; поможет детям в активной форме познакомиться з историей развития русской музыкальной народно-инструменталь-юй культуры, приобрести навыки-исполнительства на народных ¡шетрументах в сольном я ансамблевом музицировании, а также зоздать предпосылки дая сочинения аранжировок, оригинальных троизведений на народных шетрументах и 'изготовления детьми шродних традиционных и экспериментальных музыкальных инструментов, что явится стимулом к дальнейшему постижению и прони-даовению в мир музыки.

Объектом исследования являются традиции музыкальной'на-юдао-инструментальной культуры в организации детского музы-сального досуга. :

Предметом исследования - педагогический процесс музыкаль-юго развития детей в студиях музыкально-эстетического воспитания, б детских музыкальных ансамблях, основанная на исшль-

- б -

зовании авторских разработок, педагогической программы и модели детского оркестра музыкальных инструментов "ДА,?".

Базой исследования стали: Школа начального обучения "Бе-ре'гдня" (г.Санкт-Детербург), студил музыкально-эстетического развития детей "Звуковая мозаика" (СПбГАК), детский ансамбль рожечников и детский фольклорный ансамбль "Коляды" (г.Гатчина, ГДК), практические работы педагогов-музыкантов Ленинградской области в системе повышения квалификации на базе Областного института усовершенствования учителей (г.Санкт-Петербург).'

Методологической основой явились труды по общей педагогике к психологии детского возраста Ш.А.Амонашвили, Н.М.Акосова,• Б.Г.Ананьева, В.М.Бехтерева, П.Д.Блонского, Л.С.Выготского, И.С.Кона, Б.С.Иухшой, Э.Стоунса, В .А .Сухошияского, К.Д.Ушш-ского, О.ТЛашого, Д.Б.&шюшша; научные труды, рассматривающие проблемы эстетического воспитания п развития творческой личности, П.ВаШщвайга, И.Ф.Волкова, В.Я.Дранкова, С.Н.Иконниковой, Д.С.Лихач»'л, В.В.Мёдушевского, Б.И.Савостьянова, Б.А. Титова; музыковедческие труды Э.Ансерме, Б.В.Асафьева, Г.Орлова, А.Н.Сохора; изучение исследований, посвященных музыкальной народной инструментальной культуре и музыкальному фольклору, В.В.Андреева, Г.Ф.Британова, К.А.Верткова, В.Е.Гусева, H.A. Кравцова, С.Я.Левша, И.В.Мациевского, А.Новосельского, A.C. Фашндана; изучение зарубежных методов музыкального воспитания о использованием музыкальных инструментов Х.Хофеля, ТЛ.'.Кляйна (Германия), X. де Вриеза, Б.Колпарта-Веллекупа (Голландия), З.Кодаи (Венгрия), К.Орфа (Австрия); теоретические работы, посвященные проблемам развития творчества детей в музыкальной деятельности, Л.А.Баренбойма, Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, Г.Г.Нейгауза; исследования, рассматривающие проблемы народной эстетики, В.И.Белова, А.С.Каргина, Н.А.НекрасовоК, А.®.' Некрыловой, О.С.Поповой, Л.Д.Ронделн, Б.Л.Рыбакова.

Степень разработанности ппоСяемы. Анализ научно!: литературы показывает, что интерес к изучение проблемы градаций народной инструментальной культуры достаточно велик. Приоритет-принадлежит, исследованиям К.А.Верткова, создавшего ряд обстоятельных работ по русским народный иузькальным инотрушхтам, • И.ИЛйкаяицкого, которые посвящены проблемам эьол.с:;.-: народных инструментов и репертуара в русской музыкальной культуре. На-

учные труды Н.И.Привалова и Н.й.Згивдейзена дали компетентною характеристику народным музыкальным инструментам, раскрыв иг характернее особенности в истории русского инструментализма. Историко-инструмеитоведческие работы этих учёных создали." пред-посшши для дальнейшего изучения этой проблемы и практического Енедрешш её теоретических аспектов.'

E.JI.Рыбакова исследовала музицирование на доступных детям народных инструментах хсак активный, деятельный метод музыкального развития. А.А.Стороженко выявил педагогические возможности развития музыкальной одарённости подростков в народно-инструментальном коллективе.

Различные исследования показывают актуальность проблем традиций народной культуры (в 'том числе и музыкальной народао-инструментальной) и народной эстетика, проблем музыкального воспитания детей. Однако, детское музыкальное воспитание на традициях народной инструментальной культуры требует комплексного изучения. ■ ■ .

Методы исследования: - Осуществлялся теоретический анализ исторических источников; изучался педагогический опыт, посвященный проблемам детского музыкального воспитания; проводилась опытно-экспериментальная работа; велись дневники наблюдений, фиксировался анализ проведённых в ходе экспериментальной работы занятий. На экспериментальных педагогических площадках (Школа начального обучения "Берегиня", студия музыкально-эстетического развития детей "Звуковая мозаика") проводились социологические исследования, а также был осуществлён экспертный-опрос 200 детей и их родителей.

Сочетание различных методов исследования позволило анализировать, корректировать концепцию создаваемой педагогической программы. ,

Исследование проводилось на протяжении 1988-1994 гг., включало два этана, на каждой из которых применялись различные исследовательские методы, соответствующие характеру 'реиаемгос задач.

На первом этапе с целью выявления роли традиций народной ' инструментальной культуры в России, музыкальных инструментов как произведений исполнительского и декоративно-прикладного народного искусства бил проведён анализ научных и литературных'

- е -

источников, посвященных этому вопросу. Одновременно проходило изучение методов и тенденций использования музыкальных инструментов в педагогике XX- века.

.' Была создана программа исследования традиций народно-инструментальной культуры в процессе музыкального воспитания детей, программа "Музицирование на традиционных народных инструментах". Обоснован и разработан учебный курс "Музыкальная народная культура" в Школе начального обучения "Берегиня" (г. Санкт-Петербург), организован детский ансамбль-рожечников на базе Городского Дома Культуры (г.Гатчина), а также проводилась исследовательская работа в студии музыкально-эстетического развития детей "Звуковая мозаика" (СПбГАК) и-в детском фольклор-, ком ансамбле "Коляды" (г.Гатчина), где происходила апробация программ о применением'методов наблюдения к экспертных оценок. В итоге была разработана гипотеза и методика эксперимента.

На втором этапе основным был формирующий, эксперимент,цель которого - внедрение разработанных автором педагогических программ изучения традиций народно-инструментальной культуры, музицирования ка арадиционных народных инструментах, а также разработанной модели детского оркестра музыкальных инструментов в учебный и воспитательный процесс на экспериментальных . базах исследования. • '

Научная новизна исследования заключается в осуществлении исторического л шструментоведчзского анализа народные музыкальных инструментов в контексте традиционной народной культуры;

в выявлены:: кудояественно-эстеткческой значимости русских народных музыкальных инструментов как произведений декоративно-прикладного искусства; -

в разработке и рассмотрешш модели детского оркестра;музыкальных инструментов для начального музыкального воспитания, в выявлении её педагогических возможностей дая музыкального' развитая детей в сфере досуга;

в разработке педагогичеок ; приёмов, -направленных на реализацию творческих потребностсГ т. способностей детей в процессе исполнительства и сочинительства на инструментах разработанной модели.оркестра "ДАР";

в разработке и внедрении програ"музикаи-ного воспитания детей по изучению традиций напс; • шетдогленчаднюй куль-

туры для детских учреждений различного типа.

'Практическая значимость исследования состоит в том, что-музыкально-педагогическая программа могсет найти применение, в работе комплексных студий эстетического воспитания, в детских дошкольных учревдениях, в Домах (Дворцах) Культуры и Центрах детского самодеятельного творчества, в детских Фольклорных и музыкальных ансамблях.

Программа может использоваться при подготовке студентов, на кафедрах народных инструментов, народной музык&1ьнсй культуры в вузах культуры и искусства, в системе повышения квалификации педагогов-иузикаятов.

В процессе обучения по авторской программе происходит знакомство с культурными традициями русского народа, дети получают необходимые знания и навыки для исполнительства на народных музыкальных инструментах, для создания аранжировок и оригинальных произведений на народных инструментах, а таюле дая конструирования и непосредственного изготовления традиционных и экспериментальных музыкальных инструментов, создаются музыкально-театрализованные яредставленкя, обрядовыэ действия и праздники.

Практическое использование результатов исследования' выражается в издании учебно-методической, ночной и инструмснтовед-ческой литературы но данной проблеме, в разработке и производстве музыкальных инструментов дая детей, в организации системы специального образования по созданной автором педагогической' программе. ■ ' .

На защиту вкнооятся: , I. Модель детского оркестра музыкальных инструментов" ДА.Р',' состоящего из различных ударных, духовых, струнных анст^Агентов, создана на базе русских традиционных народных музыкальных инструментов. Специфика данной модели заключается в том, что музыкальные инструменты сконсгруировеяы с учётом физиологических и психологических особенностей детей дошкольного и младшз-гс> школьного возраста. .Музыкальное развита детей рассоривается как многосторонний процесс, связаы.ый с приобретением навыков' испол!.ительс?вана народных инструментах, развитием у детей музь^ального восприятия и эмоциональных качест-, сенсорной культуры, музыкального слуха и чувства ритма; развитием у

детей исследовательских и аналитических качеств, формированием во время.музыкальной деятельности мотивации и уптановки на творчество, самодеятельность и сочинительство.

2. Программа "Музыкальная народная культура" ("Изучение' традиций народно-инструментальной культуры в процессе музыкального'воспитания детей")-

Структура программы рассматривается как многоступенчатый цикл начального музыкального воспитания детей от 4 до 10 лет, рассчитанный на шестилетний процесс.обучения. Каадая ступень имеет'определенные педагогические, музыкальные, психологические цели л задачи, содействующие реализации основной идеи программы - включению в музыкальное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста пения, исполнительства на музыкальных инструментах и их самостоятельного изготовления,■игр и праздников, основанных на народных традициях, помогающих закладывать в детях основной фундамент, на котором развиваются и крепнут творческие потенции личности.

3. Особенности психолого-педагогического влиянта народные инструментов на музыкальное развитие детей, что выракается в создании творческой атмосферы в коллективе, способствующей"актуализации сущностных сил индчввда; в развитии гмпатии, побуждающей детей делать друг другу добро; в создании механизма обратной связи-меаду детьми и педагогом; в соприкосновении с. другими ввдами искусств и образовании развивагадей среды для проявления творческой активности детей; в многостороннем .воздействии народаих инструментов на развитие качеств,' знаний и навыков детей. ..'.-..

Апробация работы осуществлялась в процессе экспериментальной работы' в системе повышения квалификации педагогов-музыкантов Ленинградской области на базе Областного института усовершенствования учителей, в Школе начального обучения "Берегиня", в студни музыкально-эстетического развития де,тей "Звуковая мозаика", в детском ансамбле рожечников и в детоком фольклорном ансамбле "Коляды".

• . Особым успехом ансамблей можно назвать участие в июне ,' 1993 года в мезкдународном детском фольклорном фестивале "Руна Балтики", который проходил в г.Выборге, в мае 1994 года в международном детском и юношеском фольклорном фестивале " Р^бка

¿¡ти, Текч которая}.проходил в Риге,' в концертной программе Открытия Ш Игр Доброй Воли в Санкт-Петербурге..

Результаты исследования обсуждались на научно-практичес-' кой конференции "Художественная культура Ленинграда и наши дз-ги" в 1930 г., на семинаре "О нових подходах к вопросам обучены и воспитания дошкольников и младших школьников", лроходив-зем в Санкт-Петзрбурге и в Пушкине в 1994 г., а также во время щюгочисленяьк выступлений диссертанта в средствах массовой информации и з различных учреждениях. ■.•.''

Автор диссертации как исполнитель и мастер.музыкальных инструментов принимал- участие во Всероссийском' празднике 'народной музыки, посвященном 130-летию со дчя рождения В.В.Лндрез-за, в концзртккх программах Дне': Санкт-Петербургской яультуры з Гамбурге (Германия), в 48-1.1 Ланголенскон международном музыкальном фестивале -34'' (Северный Уэльс, Англия), в концертах русской народной музыки в. городах Баден-Баден, Бад Хэрчнапьп, Эттлинген, Зикцхайц и др. (Земля Езден-Вартеибзрг, . Германия), во многих.других концертах, конкурсах,, фестивалях' народной музаки.

Диссертантом были проведены показательно уроки по авторской педагогической программе на уроках музыки в начальной и средней сколах Зшщхайма и ЭтФлингепа. -

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глаз -'"Музыкальные инструменты в системе традиционной народной культура" и "Педагогические условия творческого развития детей в процессе музыкального досуга", заключения,, библиографического списка-и приложений (учебный план по "Музыкальной народной культуре", описание, условные обозначения и фотографии музыкальных инструментов детского оркестра- "ДАР", нотографическне примеры в партитуры, методические авторские разработки, статьи из газет).. "

П. ОСНОВНОЕ СОДЕЕШИЕ- РАБОТЫ ,;

Во введении раскрываются проблемы начального музыкального воспитания детей на традициях народной инструментальной культуры в современной социо-культурной ситуации России. Обосновывается актуальность исследования, определяются- объект и'пред-' мет исследования, его цель, гипотеза, ■ задачи.,, бааа.¿методы ..

исследования.

Раннее музыкальное воспитание детей рассматривается как источник полокительных эмоций, расширяющий детский аизкешшй с:д:т л стимулирующий их к активной деятельности. Народные щ-. знкапьнке инструменты, являющиеся носителями духовных ценностей и творческого потенциала народа выступают кап средство, стшдулиртвдее художественно-эстетическое восприятие детей.

Обоснованное предположение о влиянии народной музыки и музнкалютх народных инструментов на начальном и последующих этапах музыкального развитш детей создаёт новые ориентиры для музыкального и эстетического развития детей, повышения уровня их музыкальной культуры, поиска самостоятельного выражения и общения с-окружающим шром с еомсщыо.языка народное музыкальных -инструментов.

Первая глава "Музыкальные• инструменты в системе традиционной народной культуры" посвящена обзору,основных тенденций воз-•тсловеиия н формирования русского народного музыкального инструментария, традиции использования народных инструментов б об-'рядах, праздниках и' бчту русского народа. В диссертации отмечается рвелшдя. становления музыкальной народной инструментальной культуры в процессе развитш эстетических взглядов народа, духовных потребностей конкретной исторической эпохи.

Различные формы-включения народных музыкальных инструментов в 'деятельность скоморохов, исполнительскую практику пастухов, в крестьянское народное музицирование и т.д.,.в быт, обрядовые и календарные события русского народа, в современное профессионааыюе и самодеятельное исполнительство и творчество _ показывают удивитзльную жизнестойкость традиций музыкальной народной культуры и неослабевающий интерес к народным музыкальным инструментам на протяжении всего юс исторического пути разв'йтия. -

В работе формулируются характерные признаки народных музыкальных инструментов как произведений декоративно-прккладно-. го искусства. Утилитарность, сгязь народного музыкального инс-труиснтарля с природой, миром детства, родным языком, преемственность традиционность народного музыкального инструшента-: льгюго искусства, своеобразие художественных промыслов и.ку^ь-•тури исполнительства в отдельных регионах, а таете праздничная

функция народных инструментов, влияние развития средств производства на процесс изготовления музыкального народного инструмента и конечный результат труда (продукт производства) - все ' • эти признаки подчёркивают- прикладное своеобразие, художественную ценность и традиционность самобытных русских народных музыкальных инструментов, несущих зз себе огромный заряд народной" живой эстетики. _ ■

Большинство музыкальных народных инструментов, их оформление, орнамент и форт имеют очень древнее пропсхоздсние.свя--занное с магическими мотивами, а такие с использованием в быту и для проведения различных обрядовых действий. В исследовании подчёркивается активное участие народных музыкальных инструментов и игровом мире детей. Отмечается, что заимствование дз-тьг.п1 у взрослых музыкальных инструментов и использование их в ' своём творчестве поддерживало связь младшего и старшего поколений, способствовало продолжении традиции. Пластическая фор:,а и художественное оформление народных музыкальных инструментов активизируют остроту восприятия детей, влияют на развитие индивидуального отношения ребёнка к красоте, к миру народного искусства. Музыкальные инструменты создают у детей во время исполнительства- атмосферу радости и праздника, оказываю? значительное воздействие на развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Изучение и популяризация народные музыкальных шетрумен- • тов, являющихся материальными хранителями традиций художественного Творчества народа, их активное включение в музыкальное воспитание подрастающего поколения окажет реальную помадь в сохранении неразрывности культурных традиций, духовных к художественно-эстетических ценностей русского народа.

В исследовании раскрываются особенности влияния народных • музыкальных инструментов на музыкальное развитие детей ~дожо- ■ льного и младшего школьного возраста в процессе исполнительст- . ва на них, которые создают у детей предпосылки к активному музицированию, творческой деятельности и сочинительству. Музыкальные народные инструменты оказывают многостороннее воздейст- ■. виа на развитие у детей музыкального восприятия и 'эмоционального опыта, сенсорики, музыкального слуха и чувства ритма. Зо -время музицирования на народных музыкальных инструментах созда- „ ётся благоприятный психологический климат, помогающий в раскры-

тип детских индивидуальных и коллективных качеств, в формировании обратной связи-медцу детьми и педагогом. Соприкасаясь с .другими видами искусств, во время музицирования на народных ■ музыкальны:! инструментах создаётся особая развивающая среда, которая стимулирует творческую активность детей.

Рассмотрение проблемы музыкальных инструментов в системе . традиционной культуры и выявление особенностей психолого-педагогического влияния народных инструментов на музыкальное развитие детей в процессе исполнительской деятельности помогло в разработке модели детского оркестра музыкальных инструментов ' для начального музыкального воспитания детей, в определении целей и задач осуществлённого социально-педагогического исследования ц в разработке педагогической программы изучения традиций народной инструментальной культуры в детском музыкальном досуге.

Вторая глава ''Педагогические условия творческого развития

• детей в процессе музыкального досуга" посвящена раскрытию воспитательного .потенциала разработанной модели детского оркестра

* "ДАР" в организации творческой развивающей музыкально-прикладной деятельности детей.

Для активной музыкальной деятельности автором был создан детский оркестр музыкальных инструментов "ЛДР" (окало пятидесяти наименований). Основной состав детского музыкального оркестра включает в себя большое количество разнообразные ударных инструментов (постукалки, коробочки, шаркунки, колотушки, копытца, рубели, бубенцы, трещотки, колокольчики и др.), имеющих большой спектр звуковых, тембровых и технических возможностей, мелодических ударных инструментов (музыкальные поленницы, имеющие различный строй), комплект духовых инструментов (сви-стковые - окарина, свирели и сопели, свистульки, кугиклы' и флейта-цуг; язычковые - разного диапазона жалейки, Орёлки, волынка; амбуишрные - пастушьи трубы,-роаки), струнные народные инструменты (гусли звончатые - крыловидные и шлемовидные). В состав детского оркестра "ДАР",вошли, помимо традиционных на-., родных инструментов, авторские музыкальные инструменты: звонница, трещотка с колокольчиками, шаркунок-колотушка, рубель с бубенцами и др. Инструментарий оркестра постоянно совершенствуется, пополняешь новыми ор1ичшащдаш экземплярами. ' .

Все музыкальные инструмент детского оркестра "ДЛР" изготовлены из пород деревьев с прекрасными акустическими характеристиками, а такие красочно декорированы (роспись, резьба, вы-кигание), что является не только с титулом'к освоению инструментов, обладающих богатыми звуковыми и техническими возможностями, ¡¡о и приносит детям радость от ойцешш с красотой.

Каядый музыкальный инструмент детского оркестра "ДАР" • влияет на раскрытие и развитие тех или иных способностей детей. Наличие специально созданных педагогических разработок, iiOTHi.ii партитур и аннотаций к ним, а таюхе педагогической дро-грашн "Музыкальная народная культура" ("Изучение традшщй народно-инструментальной культуры в процессе музыкального воспитания детей") создаёт методическую направленность, которая открывает большие возможности для детей в творческой самореализации.

Особенность программа заключается в исследовании бытования и развития народного музыкального инструментария в русской культуре, обрядах и праздниках, в рассмотрении народных инструментов как произведений русского традиционного прикладного • искусства.

Программа включает в себя методику и практику музыкального воспитания детей, изготовления народных музыкальных инструментов и прщененш музыкального народного инструментарий в детском сочинительстве и организации эвристической, развиваю-, щей игровой музыкально-прикладной деятельности..

Создание предпосылок у детей дошкольного -и младшего школьного возраста к самостоятельному выражению своих мыслей и чувств через элементарное сочинительство на народных инструментах подготавливает их к более высокой форме творчества а самодеятельности - созданию аранжировок и оригинальных произведений на народа:« инструментах.

• Постикение мира музыки осуществляется путём приобретения, закрепления и "развития теоретических, практических знаний и ■ навыков, способности чувствовать и художественно самореализовываться. Народные музыкальные 'инструменты помогают образовывать через исполнительские форда связь традиционности и современного восприятия действительности.

. Реализация автогсг.он педагогической программы стимулирует .

приобретение детьми трудовых, конструкторских и изобретательских навыков, знакомство с народными художественными промыслами России, изготовление народных традиционных и экспериментальных инструментов, ансамблевое исполнительство и сочинительство на этих инструментах, формирование потребности передачи своих знаний, умений, опыта младшим товарищам. Слияние педагогического, музыкального, трудового образования позволяет более эффективно воздействовать на комплексное художественно-эстетическое развитие детей.

В диссертации отмечается, что в процессе трудовой деятельности детей рождаются не только игрушки,' а инструменты, пригодные дая серьёзного исполнительства и знакомства с миром музыки. Большое количество представленных для изготовления инструментов детского оркестра, особенности их конструкций позволяют. овладеть различными технологиями, приёмами и средствами производства. Широкий спектр звуковых4и тембровых характеристик изготовляемых музыкальных инструментов, процесс их настройки оказывают влияние на развитие музыкального слуха детей, от-1 крывают для них возможности акустического экспериментирования с различными породами деревьев.

В процессе игровой музыкально-прикладной деятельности ребёнок получает развитие не только узкоспециальных музыкальных качеств, но и умение действовать в коллективе, проявлять инициативу. '

Проведение музыкальных занятий в уормз игры выступает как средство детской коммуникации. Неформальное игровое общение способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, а также побуждает к проявлению творческой активности кавдого ребёнка.

Анализируя значимость музыкальных народных игр, в работе делается.акцент на то, что в ыих синкретично соединены слово, ритм, пение, движение, действие, которые многопланово воздействуют на детей, эстетически обогащают их, вводя в русло традиционной народной культуры.

В заключении подводятся основные итоги исследования,предлагаются практические рекомендации и формулируются выводы.

■ Подчёркивается, что разработанная диссертантом модель детского оркестра музыкальных инструментов "диР" активизирует

¡тскую музыкальную деятельность, побуждает их с позиции твор-¡ского созидания обратиться к музыке, а.-также является эффек-шннм средством воздействия ла духовное, музыкальное, трудо-' >е и педагогическое воспитание детей с опорой на богатые тра-ощи-народной инструментальной культуры.

Отмечается, что выводы и материалы диссертации нашли лра-пческое применение в работе музыкальных руководителей детс-х дошкольных учреждений г.Санкт-Петербурга и Ленинградской ласти, прошедшх обучение з системе повышения квалификации дагогов-музыкантов на базе Санкт-Петербургского Областного статута усовершенствования учителей, з кудьтурцо-просветите-кой деятельности Городского Дока культуры (г.Гатчина),' в ебко-воспитательком процессе Школы начального обучения "Бе-гкня" (г.Санкт-Петербург), о чём свидетельствуют акты о'вне-энии.

Основные положения диссертации опубликованы в .следукщзх • ботах:

1. Программа "Музицирование на традиционных народных зумеитах" дня детей от 5 до 8 лет. В сб. Школа начального учения "Берегине". - СПб.: Участие,ЧЭЭЗ.0,1 п.л.

2. Русские народные музыкальные' инструменты. Программа ' зученле традиций народно-пнетрументальной культуры в процес,-музыкального воспитали детей дошкольного и шадшзго школь--. ?о возраста". - СПб.: Веди, 1993. 5,1 п.л.

платно

ГАК. Зак. 7. Тир. 100. 16.1.1995.