автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические возможности художественного творчества в формировании музыкальной культуры подростков
- Автор научной работы
- Савинова, Марина Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Педагогические возможности художественного творчества в формировании музыкальной культуры подростков"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ
• САВИНОВА Марина Владимировна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
Специальность 13.00.05 «Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности»
Автореферат диссертации на соискание учечои степени кандидата педагогических наук
На правах рукописи
/
И
Санкт-Петербург
1995
Работа выполнена на кафедре прикладной культурологии Санкт-Петербургской, государственной академии культуры.
Научный рукоаодптель:
доктор педагогических наук, доцент Б.А. Титов
О ф! щ; ;альиые оппоненты:
— доктор педагогических лаук, профессор В.Ф. Чабанный
■— кандидат педагогически:: наук доцент Б.Г. Велединский
Ведущая организация:
Российский; осударственкый Педагогический Университет имени А.И. Герцена.
Защита состоится %{ _ 1995 г.
3 часов на заседании специализированного Совета
Д G92.01.C1 по присуждению ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургской государственной Академии культуры по адресу: 191055, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 2.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Академии культуры.
Автореферат разослан «-¡З^» __ 1995 г.
Ученый секретарь "
¡-.циализированного Совета А, А. Су кал о
ОЕЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Акщ зльность темы. В современной ситуации, связанной о глобальными социальными преобразованиями, наибольший приоритет приобретав гуманистические ценности б кизнй лэдей. Вся исто-рш человечества показывает, что одним из основных катализаторов социального становления личности является музыка. В спя? огромного омовдопаяыюго воздействия музыка способна порождать з человеке потребность в проявлении духопности, возвшпенякг чувств, интеллекта, творческих задатков. Наиболее актуальной да общества является проблема формирования музыкальной культуры подрастающего поколения, ибо в данный период детства интенсивно разьпваетоя способность чувствовать а понимать искусство.
Решающую роль в целенаправленной приобщении к цузшашдо-иу искусству играет непосредственно музшеалыш* деятельность, осуществляемая на уровнях восприятия, эмоционального переливания, музицирования. Однако при относительно благополучной положении в музыкальном воспитании дошкольников и шгадшх: иколь-пшов, в подростковой среде наблюдается ряд сложностей п неблагоприятных: тенденций. Так, гипертрофирован интерес подростков к рок-газике в ущерб другим музщеагышм гапрам.' Вследствие &того фор:.шровоние музыкальной культуры подростков требует особо пркстачьнол) внимания со стороны опгаппзаторов «узипояь-пого воспитания.
Формирование музыкальной культуры подростков - ачозныЗ процесс, при котором, с оддой стороны, происходит стихийное воздействие на нис средств нас совой коммуникации, как правило, ыало способствующее фориирл^алшо высоки: ыуйпсачшцх вкусов. С..?4' другой стороны, имеет место система целенаправленного ¡.,*узгадального воспитания и образования, большие педагогичзские иозмо-йпости которой реализуется не в полное каре. Область педагогически направленного формирования музыкальной культуры подростков распространяется как на общеобразовательную школу, охватывающую практически весь данный возрастной контингент, так и на учреждения дооуговой сферы, где функционируют музыкальные объединения самой разнообразной направленности.
В связи с тем, что по рдду объективных причин система ыу—" зыкального воспитания в школе (в процессе учебной деятельное-
та) ко всегда является действенной, особо вдааое значение приобретает педогогизацчя сферы досуга, осуществляемой ка добровольных началах и заключающей в результате этого огромный по-шщьал форы и средств организации воздействия на музыкальное сознание и поведешю подростков.
Исходя из физических, психологических, интеллектуальных особенностей подросткового возраста, определяющих характер гду— оыкалыюго воспитания и деятельности подростков, одной пз од-ти.'.ш:ьпкс (¡орм приобщения ыг к музыкальному искусству слуялт худолесгвешо-творческаа деятельность, соединяющая в себе тиры музыкального п театрального искусства как наиболее популяр-низ в данной возрастной среде» Исшльзованиз ео закономерно предполагает единство трех процессов, необходимее з <1ор:,шрова-агм музыкальной культура подростков: аудиовизуального восприятия, эмоционального переживания, музицирования.
Огромней паучао-тооретическтг к практический потенциал, загл2ча2ад& использование театрализации в музыкальном воспитании детей и подранков, существует как в нашей страде, так н за рубекои. Обращение к нему предполагает его осмысление, сио-тештизацна и адаптация к современным условиям музыкально-воспитательной практики.
Существующее противоречие ыехзду низки,; уровнем массового музыкального воспитания подрастающего поколения п степенью научного осмысления и практической реализации опита использования музыкальной театрализации, являющейся доступной и привлекательной для подростков формой музыкальной деятельности, ре-шащеЕ гктуашшо для данного возраота социальные проблемы, обусловило целесообразность и необходимость проведенного исследования. '
Актуальность вопроса предопределяет цель данного исследования: изучение педагогических возможностей щзыкально-театра-лыюё деятельности как составляющей художественного творчества подростков п разработка иа .это** основе методики формирования их музыкальной культуры.
В соответствии с поставленной целью рпределенн следумдие вадачи исследования:
I. Иссяедсвать возрастные, особекн \л;и по,~Г9сткоб, обусловливающие специфику их музыкального в-1- ия'хия в содер-тлнйя
подростковой субкультуры.
2. Осуществить содержательный анализ понятия "музккальная культура подростков" в коптексто досуговой деятельность.
3. Выявить педагогические возыаяюсти музьнальпо-театра-дьной деятельности в формировании музыкальной кулыурц гсдрс-стпоз.
4. Проанализировать и обобщить эарубеяшй к. отечественный опи? формирования .музыкально!* культури подростков в современной социально-культурной ситуации.
5. Определить социально-психологичоскиэ и педагогически услозпл формирования музыкальной культуры -подростков.
6. Проследить динамку форетрозанкп музыкальной культуры подростков в процессе на участ.тя з педагогически организованной деятельности по формирования и развита музыкальной культуры.
Цоль исследования и его задачи оо'усяозидн в.'лЗср ойхекта доследования. По данным соидологлчесют исследований музйг:л внходит на первое иесто и структура худояестЕсшшх предпочтений подростков. Выступал как са.,;осюя?ель;гое искусство, а такие как компонент практически всех синтетических: зюкусстп, сна превосходит другие пзды искусства по итцотс ф^здпо^дрсвапня и оказывает преимущественное ьлияьпз на становление лачностп ■ подростка. В этой свази объектом наследования явилась музш;а-льная культура подростков. 1
В форглировалп! музхлтьно-встеткческого созяакая современных подростков лидирующую роль оаядшег «юпудяряая щзика. В связи о этим однш из. наиболее благоприятных путей приобщения подростков к музыкально-культурному наследии, наметившихся в ходе опытно-эксперженггльпой рабоаи, является музыкально- . театральная деятельность. Отсюда, предмету исилсдсвания вио-тупает педагогический процесс формирования ыузыхаоьций культуры подростков на основе ыузнкалыю-тоатралыгой деятельности.
Методологическую основу исследования составила о.'юкшзцач-оя в педагогике досуга, и смежных науках концепция дегско-япо-пеского досуга как феномена, иатегрнрувцего ¿ггакостннй п сотда--алышй факторы, рекреационную н раззиватацую фудкцш осдост-шшемого на основе сотворчества. Опора на исследованы, яоеш-ценные проблемам подростков (Д.С.Выготский, И.С.Кен, А.?.Муд-
рщ;, Ю.УЛохт-Бабушкш, П.М.Якобсон и др.)» позволила учесть содчглыхо-пснхологяческие особенности дамой возрастной грушш .фи разработке мзтодш;:! эксперимента. Били также проадализиро-ва:ш работ, ояракеллцце форьацюваиис кулмури досуга подрастающего аохшанля (С.Н.Иконникова, Ф.СХаяоз, Г.И.Фролова л др.)
Изучение специальной лигзратуры до вопросам"педагогики сотрудничества (Ш.А.Ашксшпзиле, Р .Берне, У.Гласоер, Б.АЛптов и ЯР») даяо возможность ссТхзрмулпровиь соцпально-псксологичэс-гле условия результативного фордыроганЕя музыкальной культура подростков.
При разработке методики эксперимента использовались труда, госвядешаге проблемам формирования готовности к самообра-ооваага (Л.К.Тро'-гдова, Ю.Ы.Орлов, Т.И.Цукша и др.).
Еолыпао внимание било уделено анализу литературы, освеца-юцеЗ проблемы театральной педагогики, театрализации, муэыкаль-пого юатра (Б.В.Вахтангов, Д.М.Гечкш, К.И.Сац, К.С.Сгакисла-к-екпй, З.^ельзенатейн и др.); трудам, раскриваадиа специфику гакра мшккла (Т.Н-'Кудгаюва, Э.Ю.ТСагшус, 3.С.Савранский и да); работам, восплцеакшд жизнедеятельности досуговцх театральных /'.оллекгшоа (В.Г.ВеладшмшЛ, В.И.Ялокслл» Ю.П.Рубина, Е.Ю.Сазонов, Б.Б.0ацег11Н м др.).
Особое вакмакис было отведено' изучению специальной литература, раскршшадей вопроси истории п гоункцконпрозакш популярной -кузыки (Л.С.ЗаиесоцкиП, С.2.Катаев, В.Д.Конеп, И.А.Ку-'Лшоэез, Л.С.Цархасез, Н.Н.ЫеКасрт и до ), з том числе рок-глу-зыка (Л.С.Козлов, Н.Д.Саркитов, Л.К.Трошиснн и др.).
Решению задач исследования способствовало изучение озечо-схвеипкс к варубеаццк работ цо ■ проблемам формирования музыкальной культура подрастащего поколения (З.Абель-Йтрут, О .А .Апраксина, К.А.Ветлугкна, Д Б .Кабалевский, Дк.Одам, Д.ИеЕнтер, Р.ЛЛельчароза, Н.А.Теректьева, М.Шафер, М.Шелтоа, Б.Л.Яворский к др.); работ,.акцзитируюцкх решение аспоктсв данной проблема в с$ере досуга (О.Ц.Кеерпг, Т.И.ишецкая, В.Ф.Чабашшй, Я.В.Шейко и др.).
13 основу исследования положена следующая гипотеза; Задачи формирования музыкальной культуры подростков могут быть успешно решены, если форма приобщения к музпгт-дому искусству будет адекватно отражать художествешш-э-т- т.рсоы л потребности
данной возрастной группы, чему в подпой мерз соответствует му-зшольпо-^еатральная деятельность. В своэ очередь, результативность педагогического процесса форшгрованпя музыкальной культуры подростков па основе ыузшсплыго-тзаспалыгоЯ деятельности зависит от выполнения ряда требовании:
1. Учета возрасти»: особенностей подростков, определяют^ характер ах музыкальнее запросов г. предпочтений в par,асах подростковой субкультуры.
2. Использования эсТфекгкшнос форм, методов, приемов организации музыкальной деятельности подростков, содержащихся в отечественном и ¡зарубежном опыте музыкального воспитания.
3. Опоры на общепедагогпческке л специфические условия формирования музыкальной культуры подростков в процессе худо-Еественпо-тЕорческой деятелшосд!.
4. Организация поэтапного педагогического процесса формирования мусшкатюЯ культуры подростков.
Авторская программа предполагает построение пэдагогичес-кого процесса кг основе принципа цшшггаости и предуогдтрнпает возвращение гс усвогшгш енашяш, укепшш, навципм яа попсы качественном уровне. •
Выдвинутая гипотеза была всесторонне проверена посредством специально разработанной ¡..зтодшс!. 3 процессе ее поэтапной реализации били иопо;,ьзов:шн кстоди, соответствуют! е коякрет-нш задачам и слецщЕигсэ исследования, проводившегося в Г985 -IS93 гг.
' Базой исследования послужили: Высшее педагогическое училище й 4, Областное педагогическое училище г.Санкт-Петербурга. Санкт-Петербургская школа электрошок, Санкт-Петербургское Суворовское военное училиг.е, вшолы .'5 433 и ¡5 434 г.Ссстрорец-ка, Дом детского и кшошескОго творчества г.Сэстрорецка (Курортного района Санкт-Петербурга), а телме Колледж искусства у технологии г.Глсстэра (Волпкобркт.ашиг).
На первом этапе исследования (19Б5-1909 гг.) осуществлялся теоретический анализ связаншк с нрчйтешй литературных источников, изучалось реальное состояние практика музнкошю-воспитательпой работы с подростками в учебных заведениях и самодеятельных коллективах, выявлялись наиболее эфгекттзние приемы и метода формирования музыкальной культуры данной всьраст-
- а -
пой группы. При атом осуществлялся контект-ачализ документальных материалов, ироцодошся опрос 73 преподавателей педагогических училищ, средних школ и СБУ, а 'тагле 530 учащихся. Осуществлялась экспортная оцешса занятий, смотров-конкурсов музыкальной самодеятельности. Одновременно проводилось шисково-кон-статкрупцос исследование, витвлящее гф£ектшщость различных 1лзтодов в цриеиоз музнкалыю-воспитатслыюй работы на базе СВ7 ВПУ И 4, решающее диагностические задачи. В итоге била Бдщзинута гипотеза исследования, обоснована програьиа эксперимента.
Ка втором этат.е (1ЭБЭ-19ЭЗ гг.) бил проведен £х>ршрущий оксагримент па базе ВПУ 15 4 Санкт-Петербурга, где при участии автора Сил создан музикально-театралышП коллектив. На основа диагностических методов, нрпмснявшсся на порвом отапе исследования, а тщсг.е опита измерения уроыш музыкального раззктш в школа:: Великобритании била создана методика бнксавдн пзме!;а-ния уровней ;.',уз1л:атьиоП кульгури подростков, позволившая нолу--•пггь взаакодополиялте данные по каадому лз обозначешпсс се показателе*. 3 с^иза с этим 6ул проведен опрос 300 респонден-^ов (30 - из экспериментальной и 210 - из контрольной групп), являодкея студентами ВПУ ¡Ь 4 к Ссши-ПетербургскоЛ школы электроники,' 33 экспертов, родителей.
Па третье;.', зхапо (1993 г.) осуществлена обработка даннис, получении:: в ходе исследования, проведен кх анализ, выявлена розультагзшность нредлоаешюЛ методаки, сформулировали выводы.
. Научная новизна исследования состоит:
I; В обобщении многообразных подходов организации музика-льаой деятельности подростков, эЗфькташнх в современной социально-культурной ситуации.
?.. В обосновании музккатьпо-театрального худозестзеннсго творчества как действенного средства формирования музыкальной культуры современны:: подростков.
3. В разработке методики (¡¿трмяривания музыкальной культуры подростков на основе музыкалуга-тсатральной деятельности в услодак досуга.
Практическая значимость исследования заключается:
I. В обобщении отечественного и здруОзкиого опыта музы-" кальяого воспитания подростков.
. 2. В разработке программы формирования музыкальной культуры подростков средства!® музыкально-театрально!» деятельно-' сти.
3. В составления программ музыкального сатлообразсваггая подростков, направленных на актуализацию их познавательного интереса г. музыкальному искусству.
На защиту выносятся:
1. Теоретическое положение, обосновывающее появление нового качества музыкальной культуры подростков конца ЕС века, которое обусловлено: развитием индустрии дооуга; внедрением в бытовую и досуговую сферы усовершенствованных аудиовизуальных ташичесхнос средств; тенденцией синтезирования раглнчных видов искусств; феноменом рок-музыки хсэк социально-культурного явления.
2. Типология уровней музыкальной активности подростков, включающа» три уровня активности личности: целеустреьшенно-ак-тивный; умеренно-активный; пассяБяо-созерцателыгый, которые отракают эффективность педагогического процесса, направленно!о на формирование музыкальной культуры подростков средствами музыкально-театральной деятельности-
3. Система форм, методов, приемов форглированшг музыкяль-ноЗ ку'льтурь современного подростка на основе отечественного п зарубежного опыта.
4. Методпх'л форшровашш и развития музыкально?. культуры подростков, состоящая из двух этапов (формирующего и развивающего), осуществляемых в <[орме спирали, глддое зв*по которой предусматривает возвращение к усвоенным знаниям, умекням, навыкай на новом качественном уровне.
5. Положение о возрастании социальной активности подростков в процессе их участич в педагогически организованной худо-кествешю-творческой деятельности по с&ормлровакш и развитию музыкальной культуры.
Апробация методики осуществляюсь в процессе экспериментальной работы в ВПУ В 4 г.Санкт-Петербурга, внедрении илоди-ки в работу музыкальных коллективов школ № 433, 434 г.Сезтро-рецка, Дома детского и юношеского творчества г.Сестрорецка (Курортного района Санкт-Петербурга). Основные- далокешя диссертации изложены на четырех научных конференциях, проходивших
в Санкт-Петербурге, а также обсуедены на конференциях по обмену опытом русских: и английских педсгогов-музикантов (г.Челтен-хеы, г.Глостер, Великобритания, 1993 г.). Материалы исследования используются з лекционных ^суроах и практических занятиях дистшлин ыузыкалыю-естешческого цшяа в ВПУ ]} 4: "Пение", "2леи$итрпан теория музыки", "Содь&сдаио", "Исторг музыки", "Мировая худоаесшенлая культура", "Методика «узккадыюго воспитания", а также применяются при проведении занятий музшшль-до-зсхетичзского цикла в СБУ Санкт-Потербурга.
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, еа-г."лзчснкя, списка использованной литературы н лрздодснчЯ, вклв-чааздс: хяюгру^ецтариП исследования; программы музыкального ослсюбразозайкя, дифференцированные по гозрастпкл параметрам; катсркалы построения уроков на основе популярной г.;узшси с кс-лользованяеы электронных инструментов в тишчихк сродню; 'школке Великобритании.
ГОЛОВНОЕ СОДЕРШИЕ РАБОТЫ
В первой глазе: "Теория и практика отечественной и зару-бсаной музыкальной культуры подростков", разрывается специфика музыкальной культура подростков как социально-культурного явления и объекта педагогики досуга, исследуется отечественный п зарубежный опыт организации музыкальной деятельности подростков.
Анализ литературы по проблеем социального $уакциояирова-вил музыкального искусства показал, что музыкальная культура . общества представляет собой единство социального и культурного в музыкальной жизни, в связи с чем музыкальная культура подростков обусловлена социально-культурными фактора:«! яизни современного обцсства, В последние десятилетия популярная музыка, в особенности рок-музыка, гшшется ассимилятором молодоа-ной субкультуры и соответствуем таг им чертам подросткового периода как лидерство в общении • сверстниками, самоутвзрвде-пие, самовыражение, достижение готоноыии от взрослых, поиск.. Еизненныс идеалов, преобладай;-; творчески-ткспершенталыюй активности. .
ПовышенниП интерес подростков ■• 1 ■•■ - * детер-
:ширсзан: ее стилевыми особышоз-;. , • , с • ом средств
массовой коммуникации, а вследствие этого - популярной музыки; синтетическим характером популярной музыки,использующей средства других искусств для достижения необычной яркости зре-лшцности; свойствешпгм подросткам явлением самоццентифшсацип, заглючащиися в подражании музыкапьнш кумирам. Осуществленный в рэ(ïcpnpyсr.olî главе анапиз развития "гдолодеиюго крила" попу-льриоЗ музики - рок-муэьчш позволил подтвердить вывод о со социально-культурной о бусловленностп.
Анализ различных источников дал возможность обобщить существенно важные функции популярной музыки в контексте музыкальной культуры подростков: общения, определения групповой принадлежности, закрепления определенных форм поведения и единства групп», выражения протеста, рекреации и релаксации, идентификации.
Повышенная значимость популярной музыки в среде подростков определяет необходимость учета данного фактора в музыкально-воспитательной практике. Проведенное исследование показало, что наибольшие педагогические возможности музыкального воспитания подростков заключены в egepe досуга, ибо в лей, с одной стороны, реализуются указанные фушадип популярной музыки. С другой - преимущества педогогизации досуюзоЛ с(Тчры определя • птся добровольным характером музыкальных занятий подростков.
В соответствии с задача!,m настоящего исследования в работе осуществлен анализ прогрессивного отечественного (традшуш _ хорового пения в школах, Б.Л .Яворский, А.Д.Городцов, С .Т. и В.И. lilamaie, В.Н.Чепуров и др.) к зарубежного (программа Да. Одама "Силвэ Бардет оад Диия Мюзик", практика • участил подростков в церковных службах в Великобритании, напраэдение поп-дп-дактшш в ФРГ, методы Ы .Шафера, Ы.Шелтон л др.) опыта музыка- ' льного воспитания. Изучение разл5пнызс подходов в организации . музыкальной деятельности подростков показало, что.формирование их музыкальной культуры целесообразно осуществлять в музылсадь-■ном коллективе досуга на основе авторской программы, уодтыва»-щей следующие позитивные аспекты: актуализация жизненных проблем подростков в процессе приобщения к музыкальному искусству; цикличная группировка учебного материала, предусматриваэдая ' возвращение к усвоенным знаниям, умениям, навыкам на новом,, более 'высоком качественном уровне ; использование комплекса ви-
дов музыкальной деятельности при решающем значьнии активного • музицирования подростков; акцент на певческую деятельность подростков как наиболее доступную в эфХектшзно-развиванцуа; использование популярной музыки и электронных инструментов; включение подростков в музыкально-театральную деятельность, использущуз комплекс искусств, сензитивных для дашюго возраста (литература, театр, изобразительное искусство), а также явлйщукся наиболее сложной формой игровой музыкальной деятельности, которая опирается на творческие интересы, потребности подростков в художественной деятельности; осуществление музыкально-театральной деятельности в шире мюзикла, который представляет форму, наиболее адекватную музыкальным запросам подростков .
Вторая глава: "Методика использования музыкально-театральных постановок в форшрованпи и развитии музыкалыюй культуры подростков" посвящена раскрытию соичально-психологических условии и принципов формированш и развития музыкальной культуры подростков в рамках досуга, методики педагогического воз' действия с субъекта!,-и музыкальной деятельноеги.
Оштно-окслершенхальна! работа позволила выработать со-пиалыю-психологическке условия, оптимизирующие процесс сформирования музыкальной культуры подростков. Данные условна, опирающиеся на педагогику сотворчества, подразделяются на две группы. К первой из них, включающей социально-заданные факторы воздействия, относятся: включение подростков в активные формы музыкальной деятельности; развитие творческих задатков кавдого через организацию музыкально-творческой деятельности коллектива; использование игровой активности подростков; целенаправленное воздействие на микросреду музыкального коллектива. Ко второй группе условий, отражшда учет личностных качеств воспитанников и педагогов, отнесены: реализация позитивно-конструктивных личностных и профессиональных качеств педагогов; уважение к личности воспитанника, соблюдение норм и правил межличностного общения.; формирование положительной Я-концеп-Ц2и; перевод процесса музыкального воспитания в самовоспитание; учет интересов и возможностей воспитанников; формирование социально-значимых потребностей в музыкальной деятельности.
Реализация перечисленных, условий предполагает опору на
основные обдепедзгогические и музшсально-вослитателыше принципы. В исследовании они впервые рассмотрены в контексте фор-, мирования музыкальной культурн подростков в музыкально-театральном коллективе досуга.
Опора на социально-психологические условия и принципы в ходе опнтио-эксперзмеатальяой работы позволила выншть специфические педагогические особенности формирования ыузиксдъиой' культуры подростков в музикально-театральном досуговом коллективе: условия вабора музыкально-постановочного материала (актуальность и универсальность музшашго-постаповоччого материала; наличие положиельного героя - прпмора дая шдрххаг'кя; предоставление полноценных музикально-тзорческих возможностей каждому участнику колчектива); синтетический характер исполнительского маитерстэа; целостность теоретической и практической музыкальной деятельности; обучение "от простого к сложному"'; импровизация; обязательное критическое осмысление достжчгутого художественного результата.
Фортшрущий педагогический экспер'-мепх, яроведешшЛ с учетом социалкга-пспхологнческцх условии и специфически: педагогических особенностей, a также принципов, позволит впетропть методику музнг^ьио-восигяслслыпк влияний в музнк^льно-тсат-ральном коллективе досуга как целспапраилсшшЛ педагогический процесс, со.стоащил из последовательности взаимообусловленных этапов, решающ:« постепенно усложияэдкесь. задачи.
ЯервиЛ отап. (формирующий) эакличаетсл з участии подростков в кузикач:лнк*еатралъпой деятельности (постановке м.оз;;к-ла), носящей эвристический, творческий характер, впзьша-ядой радость и омоцио1КЛЬную удовлетворенность, о целью развития интереса к ыузпкальному искусству. Дашшй атан состоит из трех иодотапоэ, ограааэдк специфику деятслы-ести подростков па катдом из лпх, п условно обозначенных как подготовительный,' поисково-эвристический, активизирующий. КавдиД подэтап, основываясь па логике решения задам постановки мюзикла, одновременно включает методы и приемы форт;рованш' музыкальной кулх.-тури подростков.
В процессе подготовительного подэтапа эксперт.',опта решались две взаимосвязанные задачи: заинтересовать подростков занятиями в коллективе и сформировать itt гоговностх» к сотворчес-
тву о педагогами. Выполнение поставленных задач осуществлялось ■з ходе: оргаипзОЕаншго с помощь» самих подростков набора в коллектив (артистическая и инструментальная группы); коллективного шкЪра льйси; проверки музыкальных данник, заключённой в (рорыу знакомства с художественно-творческими позициями подростков; составления оригинального сценария па основе материалов кигеерсшх, романа, авторского сценария мюзикла; музыкаль-" по-сцегагсесгшк проб и распределения ролей, проведенных в атмосфере зашгтсресованкого диалога с даздцм участником коллектива. При проведении всех акций подготовительного подэтапа поощрялось и стимулировалось проявление подростками инициативы и гворчнского подхода.
Поиоково-оврисхаческий подэтап характеризуется организацией учебно-тяорчесдого процесса, который имеет насыщенный характер. Осшшшмн задачами данного подзтапа' являются,- <1ор\щро-ванпе исполнительской культуры участников коллектива, а .также позитивные изиенешш личностных характеристик вослптеляиков. В целдх: преодоления свойственной подросткам закомплексованности, слошвшихся у них неадекватных музыкальных стереотипов, необходимо было организовать серьезное музыкальное обучение, бклкн чащеь его разнообразнее tJorwH, стипулнрующее интерес к музыкальной деятельности. Поэтому в ходе.поисково-эвристического нодэтапа занятия проводились по нескольким направлениям: индивидуальные занятия, заключающие постановку голоса на основе классическая произведений, работу' над вокальио-сцечическш материалом роли, элемент!! дирижирования и игры на фортепиано; занятии по вокалу группами (дуэтн, трет, квартеты); уроди хореографии и актерского мастерства. Все участники-акгеры были включены в состав академического хора, в репертуар которого входили произведения русской и зарубежной классики (Бортнянс-кого, Рахманинова, Генделя, Каччшн, Шопена и др.),' лроизведе-ния современных кошючпторов, народная музыка. Для развития художественно-творческих качеств подростков на проводимых занятиях использовались специшшше приемы: передачи музикальиых ассоциаций в литературном (прозаическом и поэтическом творчестве), изобразительном искусстве, импровизация (дирижерская, таьцевадьная, вокальная). Подростки были вовлечены в постаяов-мизансцен, танцевальных сцен, офорштельскуа работу. По
мере приобретения определешгых дирижерских навыков подростки допускались к дирклсированшо несло.шшг.щ хоровыми произведешл-гш; многие из них осваивали партии соло из хорового рспортуа-ра. О возрастании интереса к музыкальной деятельности на £оне приобретете подростдамн определенных музыкальных знаний, умений, навичоз свидетельствует тот <1>акт, что по ее просьбе на с'азе ыузык-ольнс-театрал^ного коллектива был создан вокалхчий • ансамбль "Юность", пепользущпп приемы театрализаичл исполнения. Б ансамбле воспитанники самостоятельно осуществляли постановку несен, создавали ijx аранжировки с привлечением различных музыкальны;-; ¡шструмситов: скрипок, виолончелей, синтезаторов. В итоге, лиогоуровлевый характер ху^лояествсшчо-твор^сской деятельности эвристического плана позволил решить задачи дачного водотака. Особо вадпгдл явшос'ь /Гормированпе лологлтельпой Я-концег»дап э кузыяодыюй деятельности у 'большинства участников коллектива.
Актшзцзируздий подэтап включает концортнс-яоно.'а1нтслг>скул деятельность х:оллектива. В ходе о того подитапа решаются задачи качественного совершенствовали;-! достигнутых результатов в формировании музыкальной культурп подростков с акцентом на формирование позптлбных личностных качеств в процессе социально-полезной исполнительской деятельности. Уииех премьеры мюзикла представлял опасность потери требовательности подростков к качеству пополнения. В связи с.этим в ялонь коллектива била введена традиция обсуждения каздого выступления с сбрацедпем к историческим примерам, тгоочсству еэликих актеров н музыкантов. Вместе с том, выступления коллектива позволили ка'вдому его участнику ощутить л осознать достоинства и недостатки спосго исполнения, пенять перспективы работи "над собой''. В результате от выступления к вустуллени» подростки приучались предъявлять строгие требования к культуре иснолиекш. '
Б ходеактивизирующего подотапа мы стремились сформировать у подростков потребность в выступлениях не только как в средстве саыовнранешы, но и реализации социадьно-сначимых потребностей Данная задача во многом была достигнута в процессе многочисленных шефских выстуатений, особенно перед детской аудиторией, положительная реакция которой всегда была непосредственной и искренней. Выступления-коллектива часто включали не
толнсо мюзиклы, но и другие подготовленные программы. Атмосфе-. ра сотворчества в коллективе способствовала укреплении положительных оггациональянх связей меиду участниками. Это позволило ввести в деятельность коллектива элементы самоуправления, что позволило укрепигь положительные личностные качества подростков: ответственность, инициативность, взаимопомощь.
Второй (развивающий) зтап методики посвящен приведению в систему полученных подростками музыкально-теоретических знаний, и:; расширению и углублению. Развшаг'ци? этап состоит в чзученш: подростками программ музыкального оамообразоьания яа (Тоне продолжающейся музыкально-театральной деятельности. Цро-грашм ди&Хереадироваш по возрастит,! параметрам (14-16 лет; 17 лет; 18 лат) и составлены в занимательном ключе с использованием увлекательна литературных сюжетов, рисунков-комиксов, кроссвордов, заданий; Например, советы начинающему композитс-ру, съемка музыкального фильма, детект'.тный роман с запищро- ' валкими музыкальными терминами, озвучивание мультфильмов кинокампании У.Диснея, путешествие в машине времени. Некоторые задания связаны с актуальными для будущей иизни подростков темами: организация музыкального досуга би?несмеиов-иностранцев, открытие нотного магазина за руоеком, поездка ¡журналиста на музыкальный конкурс и т.д. Часть заданий программы раскрывает связь музыки, гкЕВошса и литературы. Задания данного раздела лредусгйтркводот передачу музыкальных ассоциаций в стихах, рисунках и наоборот. Задания программы включают изучение творче-. ства русских и эарубеш'ых композиторов-классиков, рок-музыки, истории музыкального театра. Для старшего возраста затрагивается требующие размышлений темы: "Музыка - творчество - электронная музыка", "музыка и нравственность" ы т.д. Работа по программам п.шочазг практическую художественно-творческую деятельность: организацию музыкальных конкурсов, викторин, КВН-ов .и т.д.
• ' Перечисленные этапы (формирующий и развивающий) составили законченный цикл, который повторяется на постоянном контингенте участников не менее двух раз.
В третьей главе: "Соцяалыо-педагогическая эффективность ' формирования и развития музыкальной культуры подростков" рас-• саатрившатся критерии эффективности педагогической деятельное-
сн по формированию музыкальной культуры подростков. Исследует-5Я динамика музыкальной культуры и социальной активности подростков в процессе их участия в педагогически организованной :удожественио-творческо5 деятельности.
Выявление эффективности проводимого педагогического провеса обусловило анализ комплекса показателей, разграниченных [а две группы: основные и сопутствующие; разработаны критерии ю кавдоыу из шпс.
Основные показатели, отражающие характер отношения под-)0стк0в к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, ос непосредственное музыкальное развитие, включили: лаправлен-юсть 1Штересов, ценностные ориентации в музыкальном кскусст->е, музыкальный вкус; уровень музыкально-творческого потенциала» уровень сфопмировашюсти положительной Я-концешуш в прокосе музыкалыюй деятельности; уровень разви-пш музыкальности ,'музыкальные способности, способность эмоционального соперелсгг->анЕЯ музыке); уровень развития музыкалыюй грамотности.
Сопутствующие показатели предиазнечались для выявления [зменений личностных черт подростков, что било продиктовано 'умаиистическим содержанием понятия "музыкальная культура лич-[оста", акцептирующим развитие нравственно-эстетических ка-;еств в процессе приобщения к музыкальной культуре общества, к >тражали: степень сформированном!! культуры в межличностном »йценни; степень осознанности в учебном процессе; степень сфорг шровшшости социально-значимых потребностей в музыкальной де-стельпости.
Динамика формирования музыкалыюй культуры замерялась в фоцессе сравнительного анализа экспериментальной и контроль-[ой групп. В целях уточнения полученных данных осуществлен ана-[из деятельности подростков в зависимости от стаха их занятий > коллективе.
Исследование позволило зафиксировать педагогическую эффективность внедряемой методики до всем основным и сопутствующий показателям.. Статистический анализ полученного эмпирического материала позволил выделить три типа активности подрост-сов по отношению к процессу формирования их личностной музыка-1Ьной культуры с условными названиями: целеустремяеано-актив-1Ый тип; умеренно-активный тип; пассивно-созерцательный тт.
Разработанная типология позволила проследить диношсу активяо-.оти подростков по отношению к процессу формирования личностной музыкальной культуры в зависимости от степени их музыкальной активности.
Целеустремленно-активный тип (40,9$ участников экспериментальной группы и 6,9$ - в контрольной группе) образовали лодрост.'ш, проявляющие'разнообразный, систематический характер общения с музыкальным искусством: читаицие специальную литературу, регулярно посещающие музыкальные театры и концертные за-гы. Б их музыкальная предпочтениях преобладают ашнры классической, иовреыеяной, народной, популярной музыки. Они систематически участвуют в социально полезной музыкальной деятельности, имеют ярко внрпжешше потребности в определенных видах музыкально-творческой деятельности. Как правило, имеют 4-5 баллов по пятибалльной шкале теста Гилфорда. Показывают высокое развитие положительной Я-концепции в музыкально" деятельности. По шкале Рсзенберга, выявляющей самооценку, как правило, оценквавтся в 25-33 баллов (из 30 возможных).
. ' Умеренно-активный тип (48,9$ участников экспериментальной группы и 32,2.« - в контрольной группе) составили подростки, отличащиеся переменной активностью в общении с музикальнам искусством: посещащш театры и концертные залы от случая к случаю, эпизодически интересующиеся литературой о музыкальном искусстве. В их музыкальных предпочтениях присутствуют аанры серьезной музыки, но преимущественно они увлечены популярной музыкой. Эпизодически участвуют в социально полезной музыкальной деятельности, иногда испытывают потребность в некоторых видах музыкального творчества. Как правило, получают 2-С балла по тесту ГилсТорда. Отличаются положительной Я-концепцией в музыкальной деятельности. По шкале Розенберга, как правило, набирают 16-25 баллов. . .
Пассивно-созерцательный тип (5,6$ участников экспериментальной группы, и - ч контрольной группе) объединяет подростков, чье общение с музыкальным искусством ограничено жанрами популярной музыки. Ояи не проявляют заинтересованности в общении с музыкальным искусством, пассивны в социально полезной музыкальной деятельности. Потребности в музыкальном творчестве присутствуют у подростков дам.ого типа в незначительной
степени, либо вовсе отсутствуют. По тесту Гилфорда оцениваются; как правило, в 1-2 балла. Отличаются заниженной. Я-концсп-цией в музыкальной деятельности. По «шале Гозеяберга уцениваются, как правило, в 10-20 баков.
Исследование показало, что использование разпаботалной методши позволяет активизировать процесс нормирования личностной музик&чыюй культуры подростков. С увеличением стата занятии в коллективе количество участников, проявляющих высокую активность, возрастает. Так, среди участников со стажем один год - их 26,0£; со с таком даа года - 43,4/!; а три года - их уже 53.9Й.' Количество участников пассивно-созерцательного типа уменьшается. Среди участников со стажем одш год -'их 3,2%; два года - 2,2%; три года - 0%.
Таким образом, результаты исследования подтвордзии исходную гипотезу. Использование разработанной методики позволяет ■ осуществить приобщение подростков к музыкальному искусству с • учзтем разнообразной канровои палитры, вглэчавдзй ыассичес- ' ку», современную, популярную, пародну» музыку; сформировать не только основные показатели музыкальном культуры подростков, но и их нравственно-эстетические качества, позитивно влияки^о на становление личности, что значимо в кизни каждого всслпташшгл вне коллектива.
СПИСОК РАБОТ,' ОПУБШСОЛННЬК ПО ТГМЕ ДКСШАЩИ:
1. Массовое музыкальное воспптанис детей в зарубе7Д1Ых странах. - ЛГКК. - Л., 1930. - 1,0 п.л. - Деп. НПО ИшТормкуль-тура Рос. гос. б-ки. - ¡а 2325.
2. К вопросу об использовании зарубежного опыта массового музыкального воспитания в организации культурио-досуговой деятельности детей и подростков.//Культура. Творчество. Человек: Тез. Бсерос. республ. науч. конф. 4.1. - Самара, 19Э1.-0,2п.л..
■ 3. Стимулирование интереса подростков и юношества к музыкальному искусству посредством музыкально-театральной деятельности // Проблемы музыкального образования и педагогики: Мея-вуз. сб. науч. тр. /Под ред. Н.А.Терентьевой. - СПб.: Образо.г . вание, 1994. - 0.6 п.л.
4. Организация музыкальной деятельности подростков за рубежом. - РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб., 1994. - 2.7 п.л. - Деп.
ъ ОЦЙИ "Школа и педагога»". - 15 83-94.
5. Развитие у будущих воспитателей интереса к музыкально! деятельности: В жанре мюзикла // Дошсолькое воспитшшз. 1994. ;5 5. - 0.4 л.л. ..-■-■•
6. Нормирование музыкальной культуры подростков средствами гудолоствэ.люго творчества //. Социально-психологические проблемы человека в современной социокультурной ситуации; Материалы науч. конф. 20 дек. 1994 г. - СПб.: СП61УП, 1994. -0.04 п.л. "
Ваопяагво
СПбГАК, Зак. б. Тяг. 100. 13.1.1995.