автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга
- Автор научной работы
- Киселев, Виктор Николаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Омск
- Год защиты
- 2010
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга"
На правах рукописи
Киселёв Виктор Николаевич
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА
Специальность 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Барнаул-2010
004606487
Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Научный руководитель -
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Дубенский Юрий Петрович
доктор педагогических наук, профессор Гурьев Александр Иванович
кандидат педагогических наук, доцент Фисюк Татьяна Трофимовна
Ведущая организация -
ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Защита состоится 30 июня 2010 г. в 13.00 час. на заседании диссертационного совета ДМ 210.029.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Алтайской государственной академии культуры и искусств по адресу: 656015, г. Барнаул, пр. Ленина, 66, ауд. 313.
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке Алтайской государственной академии культуры и искусств по адресу: 656055, г. Барнаул, ул. Юрина, 277.
Текст автореферата размещен на официальном сайте АлтГАКИ: www.altgaki.org
Автореферат разослан <&Ру> мая 2010 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент
Сухова ^Оксана Викторовна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ситуация кризиса культуры современной России, фиксируемая культурологами, педагогами, социологами, специалистами социально-культурной деятельности, предполагает поиск новых путей решения проблем в области художественного развития молодого поколения. Особенно это касается работы с подростками как возрастной категорией, наиболее эмоционально подвергаемой влиянию эрзац-культуры, которую активно пропагандируют средства массовой коммуникации. Своевременный акцент на позитивное мировосприятие, формирование активной жизненной позиции, адекватных поведенческих и эмоциональных реакций, усвоение и трансляция нравственных норм сможет обеспечить противовес кризисным ситуациям в сфере художественной культуры.
В «Концепции художественного образования в Российской Федерации» (2002) подчеркивается, что ее реализация станет основой для духовного возрождения России, развития индивидуальности, включая творческие и художественные способности личности. «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» придаёт большое значение развитию склонностей, способностей и интересов детей и молодёжи. Значительную роль в этом призваны сыграть куль-турно-досуговые учреждения, позволяющие максимально реализовать интересы подростков, развивать мотивацию к самообразованию и становлению личности в условиях досуга.
Актуальность проблемы художественного развития подростков с сопутствующим формированием способностей к самодеятельному творчеству дали основание для выбора темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Изучение философской, педагогической и искусствоведческой литературы позволило сделать вывод, что проблема художественного развития личности всегда интересовала ученых. Анализ отечественной и зарубежной литературы по интересующей нас теме позволяет выделить основные аспекты её научного исследования: исходные принципы творческой деятельности обобщены в философских трудах А. Бернсона, Б.И. Парыгина и др. Идеи о специфике художественного творчества, его психологии и взаимоотношении с другими процессами разрабатывались в исследованиях H.A. Бердяева, JI.C. Выготского, А.Н. Лука, A.M. Матюшкина, Я.А. Пономарёва, Н.В. Серегина, П.А. Флоренского.
Наиболее важное место в рассмотрении проблемы занимают концепции российских учёных-педагогов Н.К. Крупской, B.C. Кузина, Д.С. Лихачёва, Б.М. Неменского, В.А. Разумного и др., связанные с
интегрированным развитием, включая музыкальное. Следует отметить, что наиболее близко подошли к данной проблеме современные исследователи художественно-эстетической развитости в процессе взаимодействия искусств: Т.Г. Пеня, Е.В. Ремнёва, Т.Н. Рейзенкиндт, Б.П. Шевченко, Б.П. Юсов.
Важное значение для исследования художественного развития имели современные концепции творческого воспитания детей в контексте этнохудожественного воспитания, которые представлены в научных исследованиях: Т.Н. Баклановой, Л.И. Васехи, Л.В. Горевой, О.В. Гридчина, М.И. Долженковой, Ю.П. Дубенского, A.C. Каргина, A.B. Нестеренко и др.
Музыкальный аспект творческого развития подростков интересовал учёных-музыковедов Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксину, Б.В. Астафьева, Л.А. Баренбойма, Л.А. Венгер, A.J1. Готсдинера, A.B. Кенеман, В.В. Медушевского, Б.А. Никитина, О.П. Радынову, Г.М. Ципина.
Традиции отечественной музыкальной педагогики развивали такие мастера, как Л.Н. Алексеева, Н.С. Зверев, В.А. Ветлугина, Г.Г. Нейгауз, П.П. Чистяков, B.C. Щербаков и др.
Исследуя самодеятельное творчество подростков как социально-педагогическое явление, существенным образом влияющее на развитие художественных способностей средствами музыки, мы опирались на совокупность научных трудов, раскрывающих сущность, содержание и специфику образовательного процесса в учреждениях культуры и искусства (Т.И. Бакланова, А.И. Гурьев, Е.И. Смирнова, Ю.Е. Соколовский, Ю.А. Стрельцов).
Деятельность художественных руководителей в сфере социально-культурной деятельности с учётом регионального компонента, принципов управления рассматривались Ю.П. Азаровым, Н.К. Баклановой, Л.А. Безбородовой, С.Б. Брижатовой, Г.Г. Волощенко, Н.М. Геновой, Т.И. Головко, С.Л. Долгушиным, Е.В. Карповой, В.Е. Новаторовым, Н.В. Петрушиной, Т.Т. Фисюк, А.Б. Фоминой, Н.Ф. Хилько, В.М. Чи-жиковым, H.H. Ярошенко и др.
Несмотря на значительный объём литературы по различным аспектам художественного развития, остаются недостаточно разработанными его теоретические и практические аспекты, учитывающие специфику современного периода, недостаточно изучен и потенциал интегрированных музыкальных занятий в процессе художественного развития подростков в условиях досуговой деятельности.
Проблема исследования обусловлена возникшим к настоящемув-ремени в теории и практике социально-культурной деятельности про-
тиворечнем между потребностями общества в системном художественном развитии подростков в условиях досуга, и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и социально-культурной практике. Анализ выявленного противоречия привел к необходимости формулировки темы исследования: «Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга».
Объект исследования — художественное развитие подростков в условиях досуга.
Предмет исследования - педагогический процесс художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга.
Цель исследования - сконструировать модель и реализовать технологию художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что эффективность художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга будет более высокой, если:
- раскрыть сущность и роль художественного развития подростков средствами музыки в условиях досуга;
- выявить особенности интегрированных музыкальных занятий в процессе художественного развития подростков;
- разработать модель и реализовать технологию художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях;
- подготовить программу художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях.
Задачи исследования:
1. Определить специфику художественного развития подростков средствами музыки в условиях досуга.
2. Выявить особенности интегрированных музыкальных занятий, обеспечивающие педагогический процесс художественного развития подростков в условиях досуга.
3. Определить педагогические условия художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях.
4. Сконструировать модель и внедрить технологию художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга.
5. Предложить программу и практические рекомендации художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга.
Методологическую основу исследования составили:
- на общефилософском уровне — положения о ведущей роли деятельности в формировании личности (В.И. Андреев, В.В. Давыдов, М.С. Каган, В.Д. Шадриков и др.); теория творчества как фактор, определяющий жизненное развитие личности (М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков, К. Лоренц, Э. Фромм);
- на общенаучном уровне — идеи ученых в области психологии творчества (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Д.Б. Богоявленский, Л.С. Выготский, Э. Геккел, Дж. Гильфорд и др.);
- на конкретно-научном уровне - теоретические идеи педагогов о роли музыки в художественном развитии и воспитании детей и подростков (П.П. Блонскоий, H.A. Ветлугина, В.В. Зеньковский, Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, В.Л. Острогорский, Н.В. Серегин, В.А. Сухо-млинский, С.Т. Шацкий и др.).
Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использовался комплекс методов исследования:
теоретические - системный и проблемный анализ и синтез при изучении и обобщении философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
эмпирические - моделирование, анкетирование, метод экспертной оценки творческих работ; педагогический эксперимент в единстве констатирующего, формирующего и контрольного этапов; методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования. Изучение процесса художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях, выявление социально-педагогических условий и определение уровня художественного развития осуществлялись в процессе констатирующего опроса родителей школьников и педагогов дополнительного образования в БУК «Дворец искусств им. А.М. Малун-цева», на кафедре социально-культурной деятельности факультета культуры и искусств ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»; в детской школе искусств № 9, в детской музыкальной школе № 4 Ленинского административного округа г. Омска.
Исследование проводилось с 2003 по 2010 гг. в три основных этапа:
На первом этапе (2003-2004 гг.) осуществлялось изучение, анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, обосновывалась тема, определялись объект, предмет, уточнялись цель и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, разрабатывалась гипотеза. Была составлена экспериментальная программа студии «МХС» (музыкально-художественного синтеза). Проводилось целенаправленное наблюдение за деятельностью участников музыкальных
студий в учреждениях культуры и искусства, общих подходов художественного развития подростков на занятиях музыкой в процессе интегрированных занятий.
Второй этап (2005-2007 гг.) был связан с проведением опытно-экспериментальной работы, выявлением организационно-педагогических условий художественного развития на интегрированных музыкальных занятиях, апробацией и коррекцией программно-содержательного обеспечения формирующего эксперимента, с диагностикой художественного развития подростков.
На третьем этапе (2008-2010 гг.) анализировались и обобщались результаты исследования, оформлялись выводы и практические рекомендации, проверялась достоверность полученных в ходе эксперимента результатов, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- расширено педагогическое знание о сущности и специфике художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга;
- выявлены особенности и типы интегрированных музыкальных занятий и их влияние на художественное развитие подростков;
- определены педагогические условия, обеспечивающие процесс художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга;
- разработана структурно-организационная модель художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга;
- предложена технология художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные результаты исследования обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности положениями, определяющими сущность и специфику художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга:
- разработана и внедрена экспериментальная программа развития многосторонних творческих способностей подростков, направленная на художественное развитие подростков;
- разработаны и апробированы методы диагностики, позволяющие судить об эффективности художественного развития в условиях досуга;
- определены методы управления процессом художественного развития, построенные на сочетании компонентов индивидуальной художественной среды и педагогических ситуаций, направленных на формирование отношения к творчеству.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, которые могут быть использованы в практической деятельности различных педагогических коллективов учреждений сферы культуры и искусства, в учебном процессе вузов и колледжей культуры и искусств; в системе дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации работников культуры и искусств.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его цели, задачам, логике изучаемого явления, аргументированностью результатов научного поиска и анализа фактических материалов, полученных в ходе проведённого эксперимента, опорой на педагогическую практику и личный опыт автора.
Положения, выносимые на защиту:
1. Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях представляет собой сложный процесс взаимодействия и слияния форм самодеятельного творчества с музыкальным восприятием и самовыражением участников.
2. Особенности интегрированных музыкальных занятий в процессе художественного развития связаны с характером музыкального восприятия, направленного на различные формы самовыражения в видах самодеятельного творчества подростков.
3. Структурно-организационная модель художественного развития подростков, построенная на многоуровневом использовании видов самодеятельного творчества, сохраняет доминанту в восприятии музыкальных образов песен, пьес, опер, формирующую различные направления художественного синтеза в соответствии с педагогическими условиями художественного развития.
4. Технология художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях построена на использовании принципов взаимодействия видов самодеятельного творчества, связывающих в единство восприятие, развитие и самовыражение и основана на свободном синтезе форм, средств и методов самовыражения и сохранении ведущей роли музыки в художественном развитии.
5. Экспериментальная проверка эффективности программы художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях показала неравномерный рост качества художественных предпочтений при повышенном уровне музыкальной компетентности подростков, что не предполагало равного внимания участников экспериментальной музыкальной студии ко всем видам самодеятельного
художественного творчества. На протяжении эксперимента периодически подтверждалась необходимость использования более приемлемых видов педагогической деятельности, обусловленных музыкальными предпочтениями и создающими предпосылки дальнейшего художественного развития подростков.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования. Основные результаты изложены и получили одобрение на всероссийских (Омск, 2003; 2005; 2007), региональных (Омск, 2004; 2008; 2009) научно-практических конференциях, методологических семинарах кафедры социально-культурной деятельности Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.
Материалы исследования внедрены в музыкальных студиях во Дворце искусств «Сибиряк», Доме детского творчества Ленинского административного округа, детской школе искусств № 9, детской музыкальной школе № 4, во Дворце культуры им. Красной Гвардии г. Омска. Выводы исследования использованы в лекционных курсах «Культурно-воспитательная работа с детьми и подростками», «Детское художественное творчество».
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 224 наименования, приложений, содержащих материалы экспериментального исследования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основы художественного развития подростков средствами музыки в условиях досуга» обосновывается сущность и роль художественного развития в системе музыкально-эстетического воспитания в условиях досуга, раскрываются педагогические условия художественного развития на интегрированных музыкальных занятиях, предлагается структурно-организационная модель художественного развития подростков.
В первом параграфе «Теоретические основы художественного развития подростков средствами музыки» раскрываются возможности
концептуально-технологического обновления содержания художественного развития, указывается на необходимость гуманитарного синтеза в процессе интегрированного преподавания музыки.
Основываясь на интегрированном подходе в художественном развитии, автор апеллирует к тезису неравномерного доминирования искусств в ходе психического развития подростков. С учётом различных видов музыки, задач и содержания музыкального воспитания, средств выразительности выявляются сенситивные виды самодеятельного художественного творчества, реализуемые в учреждениях культуры. Рассматривая развитие индивидуальности подростка в музыкальных студиях, автор опирается на идеи H.A. Ветлугиной о формировании отношений, моральных оценок, мировоззрения в ходе музыкального воспитания, имеющего в своей основе народную культуру. Идеи полихудожественного развития личности, связанные с эстетическими факторами (Т.Г. Пеня, Е.В. Ремнёва), рассматриваются с позиций преобладающего сенситивного вида художественной деятельности, подготовленного в детстве (до 9-10 лет).
В результате анализа научных концепций выявлены основные педагогические условия художественного развития в процессе самодеятельного художественного творчества:
- ориентация на ведущий вид художественной деятельности и актуальный вид самодеятельного творчества;
- диагностика художественных интересов и способностей подростков;
- целостный подход к изобразительному, общехудожественному, культурно-историческому и творческому развитию подростков на разных возрастных этапах;
- организация художественной деятельности в системе художественно-эстетического развития, единство восприятия и творчества, создание проблемных ситуаций и организация творческого взаимодействия;
- определяющая роль творческой личности музыканта-педагога в стимулировании авторской деятельности по принципам внешних аналогий;
- ассоциативное отражение и обобщение схожих художественных образов.
Во втором параграфе «Интеграция видов самодеятельного творчества на музыкальных занятиях в процессе художественного развития подростков в условиях досуга» выявляются особенности интегрированных музыкальных занятий. Ориентируясь на социальный заказ и гуманистический характер художественного развития, делается упор
на многоуровневое личностное самовыражение через разносторонность чувственных проявлений в музыке. На основе идеи полихудожественности Б.П. Юсова автором устанавливаются интегрирующие связи на музыкальных интегрированных занятиях, уточняется понятие «самодеятельное творчество» как форма художественного развития подростков в целостном процессе усвоения знаний и овладения навыками восприятия элементарного музицирования и критического анализа. При этом художественное развитие представляется как синтез искусств в формах художественного самовыражения при стойкой доминанте ключевого музыкального развития (изо, театр, хореография, кинематограф и литература). Далее рассматривается роль музыкального эстетического восприятия в художественном развитии. На фоне ключевого (музыкального) восприятия происходит синтез искусств, сопровождающий процесс восприятия музыки, что обеспечивается демонстрацией картин, спектаклей, кинофильмов, чтением стихов, адекватных музыкальному ключу.
В результате формируются пять типов художественного восприятия: сценический, пластический, экранный и вербальный, требующие от зрителя усложнённой глубины, осознанности и рефлексии в понимании представленных произведений. Музыкальное развитие в системе других искусств представлено как процесс овладения выразительными средствами, обеспечивающими в дальнейшем поиск возможностей самовыражения. Здесь появляется своеобразное кондуктивно-художественное самовыражение, основанное на пяти типах художественного синтеза, которые имеют значение как формы интегрированных занятий: «музыка - изо», «музыка - театр», «музыка - хореография», «музыка - кино», «музыка - литература». Они позволяют перевести опыт художественного восприятия подростков в продуктивные формы музыкального исполнительства и восприятия музыки, дополняемые опытом обновления содержания музыки через самовыражение в других художественных формах (например, фильм на музыку Г. Свиридова «Мой ласковый и нежный зверь»).
Однако полноценное художественное самовыражение осуществляется через усложнённую систему действий. Музыкальное развитие здесь отражается в форме самовыражения через исполнительство, сочинительство, интерпретацию. Эти формы проецируются на пять типов специфического художественного самовыражения: музыкально-визуальное, музыкально-зрелищное, музыкально-пластическое, музыкально-экранное и музыкально-вербальное. Каждый из них основан на соответствующей типологии одарённости и сочетания художественных
способностей. Далее рассматривается отражение особенностей художественного развития на конкретных интегрированных занятиях с использованием изобразительного искусства, театра, хореографии, художественной фотографии и дизайна, взятых в целостной динамической системе.
В результате объединяются знания и умения, осуществляется последовательное движение мышления от изобразительных, визуальных компонентов к литературным, театральным, пластическим; происходит взаимопроникновение близких изобразительных средств, позволяющее преодолевать репродуктивную установку в комплексной деятельности. Кроме того, определяются три этапа художественного развития подростков: развитие восприятия и эстетической отзывчивости, многосторонний рост в связи с художественной рефлексией и духовное переживание в единстве с самовыражением. В связи с этим определяется специфика музыкально-эстетического воспитания, связанная с развитием эстетической выразительности в восприятии, движении, понимании содержания, развитием музыкальности (Б.М. Теплов). В этом контексте обосновывается наставнический подход в музыкальном образовании, что позволяет подросткам приобретать новый опыт взаимодействия со сверстниками посредством музыкального искусства.
В третьем параграфе «Структурно-организационная модель художественного развития подростков на музыкальных интегрированных занятиях в условиях досуга» рассматривается процесс моделирования художественного развития подростков на музыкальных интегрированных занятиях в условиях досуга (рисунок 1).
Модель художественного развития рассматривается как составная часть системы эстетического музыкально-ориентированного интегрированного воспитания. Выделяются средства, методы, формы воспроизведения исполнительских форм самовыражения. Всё это строится на сочетании выше указанных педагогических условий и этапов художественного развития. В ядре художественной среды находится музыка как направляющий ключ, а также литература и фольклор как содержательный ключ.
Модель художественного развития подростков по типу является структурно-организационной. В ее основе лежит три направления музыкально-эстетического художественного развития:
1) художественное восприятие;
2) музыкальное развитие, связанное с творчески ориентированным общением;
3) интегрированное самовыражение в различных видах художественного творчества.
_ i. целевой блок
ЦЕЛЬ - художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга
задачи: 1. Выявить социально-педагогические условия художественного развитая подростков на интегрированных музыкальных занятиях. 2. Определить возможности самовыражения личности подростков. З.Разработать формы, средства и методы интегрированных музыкальных занятий
Л
Причинны художественного роюнния
1. Личносгио-ориет ировакный подход.
2. Связь нрослушанных музыкальных образов с культурно-досуговоИ деятельностью.
3. Вариативность лолихудожсствснного воплощения.
4. Интеграция вил* художественной дсятсль-
5. Наличие музыкальной доминанты ■ художественном развитии.
6. Единство восприятия мушки, развития опыта приемлемой художественной деятельности и интегрированного самовыражения.
7. Преемтевенность духовных и эстстичссккх ценностей.
ii. содержательный блок
Негодные виды музыкальных юнятий
1. Прослушивание звуков Природы.
2. Прослушивание музыки н песен.
3. Игре на музыкальных инструментах.
4. Сольфеджиромние.
5. Хоровое пенис.
6. Солыюе пение.
7. Музыкальная имгфови-МЦИЯ.
Типы ннте^рнролонных м\пыш'>ьг1ых ктмтий
1. Подбор к чтение стихов, созвучных звукам природы. (ПИЧС)
2. Изображение музыкальных образов на фото, рисунке (ИМО).
3. Сценическая импровизация о музыкальным сопровождением (СИМС).
4. Исполнение вокально-хореографических мни на тюр (ИВХМ).
5. Постановка аока л ыю- хорсосрвфнческоЙ композиции (Т1ВХК).
6. Съемка музыкального клипа (СКОС).
7. Прсэетв цнл на основе собственное музыка (ПСМ).
ш.методическии блок
этапы художественного развития
под готов ительпы
развития восприятия
поисковый
креативио-исполннтельскни
формы методы средства
Просмотр Обсуждение Прослушивание Дискуссия 1 [рограммное восприятие Обретение художественного опыта Приобщение к культуре Формирование восприятия ПосмотровьЙ зал Экспоэиционно-зрителышЯ зля Музы к. фонотека Изо коллегии я
Музыкальные постановки Преэс >пв ции-клипы Интонационно-голосовой тренинг Использование аналогов Со<цм ль но-художественная идентификация Развитие мышления и воображения в музыке Сцена Музы к. медиа гека Средства звукозаписи
Музыкальные иредставлмги* Импровизации Видео творчество Внэуально-музыкапьньк презентации Стимулирование фшгтаыи Комплексное выражение Перенос ассоциаций в образ Видеотехника ПрОГрОММЫ МО1ГГ0Ж0 Творческий дневник Музыкальные слойд-4>Н.'1ЬМЫ
СМК ПСМ
интегрированное самовыражение
А
Н
симс ивхм пехк
\
музыкальное развитие
н
г1
пичс
ИМО
художественное восприятие
гу.результативный блок
. результат — художественное развитие подростков^^ЦИ^»- критерии
уровни: начальный-интуитивный-рефлексивный-интегративно-творческий ________
Рисунок 1. Структурно-организационная модель художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга
Эти направления представляют собой цепочку, адекватную этапам и уровням художественного развития, характеру художественной среды и соответствующим средствам предметно-педагогической деятельности.
Они определяют соответствующие механизмы творчества (музыкально-литературное действие, музыкальное «видение» в рисунке, музыкально-ритмическое и музыкально-сценическое действие, «экранно-музыкальное видение»). На основе этих механизмов в модели представляется содержание музыкальных интегрированных занятий.
В структуру модели входят целевой, содержательный, методический и результативный блоки. Целевой блок подчинен достижению оптимального состояния художественного развития подростков посредством занятий музыкой, осуществляемых в условиях досуга.
Исходя из данной цели, выделяются три основные задачи:
1. Выявить ведущие социально-педагогические условия, способствующие художественному развитию подростков на интегрированных музыкальных занятиях.
2. Определить возможности самовыражения посредством интегрированных музыкальных занятий.
3. Разработать формы, средства и методы интегрированных музыкальных занятий.
В содержательном блоке представлены принципы художественного развития подростков, с учетом которых строится содержание интегрированных музыкальных занятий. Показано, что последние формируются исходя из представленных исходных видов музыкальных занятий путем интеграции данных форм с приемлемыми видами художественной культурно-досуговой деятельности. В результате сравнительного анализа выявлены следующие семь типов: 1. Подбор и чтение стихов, созвучных звукам природы (ПИЧС) интегрирует в себе впечатления музыкально-ориентированного прослушивания звуков природы и возможности декламации, интонирования и выразительного чтения. 2. Изображение музыкальных образов на фото, рисунке (ИМО) строится на впечатлениях от прослушанной музыки, выражаемой в изобразительных или фотографических образах. 3. Сценическая импровизация с музыкальным сопровождением (СИМС) направлена на установление связи исполнительского искусства с театральным искусством в форме досуговых импровизаций. 4. Исполнение вокально-хореографических миниатюр (ИВХМ) связано с соединением навыков сольного сольфед-жирования и авторских пластических импровизаций. 5. Постановка вокально-хореографических (ПВХК) миниатюр соединяет в себе навыки хорового пения и временные возможности танцевального искусства.
6. Съемка музыкального клипа (СМК) представляет возможности экранизации музыкальных образов любимого или предпочитаемого музыкального произведения, песни. 7. Презентация на основе собственной музыки (ПСМ) позволяет объединить навыки компьютерного монтажа с возможностями представления значимых мелодий, произведений и песен.
В методическом и результативном блоках соединяется воедино цепочка «формы - методы - средства - типы интегрированных занятий» на соответствующих этапах художественной деятельности подростков: подготовительном, этапе развития восприятия, поисковом и креативно-исполнительском. Кроме того, в модели обосновываются следующие критерии художественного развития: наличие авторской основы, осмысление характера музыки в других искусствах, интегрируемость музыкальных образов в других искусствах, музыкальная доминанта, цельность и содержательность произведения автора, оценка по которым позволяет определить уровень художественного развития.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по художественному развитию подростков на музыкальных интегрированных занятиях в условиях досуга» представлена технология реализации модели и результаты опытно-экспериментальной работы по ее внедрению.
В первом параграфе «Технология художественного развития подростков на музыкальных интегрированных занятиях в условиях досуга» рассматривается совокупность компонентов технологии, основанной на теоретических принципах художественного развития в контексте многообразных форм самодеятельного творчества.
Базируясь на широком подходе к художественному развитию детей через музыкальные ассоциации, автор обосновывает задачи музыкального развития в интегрированном направлении (развитие креативной музыкальности, объединение навыков и способностей). В ходе рассмотрения задач: формирования музыкального восприятия, эстетического вкуса, музыкальных способностей в центр воспитательной деятельности ставится смена видов художественной деятельности. Эти предпосылки определяют развивающие компоненты художественно-педагогической технологии, которая характеризуется как развивающая образовательная технология с элементами самодеятельного творчества. Разработана авторская структура технологии: деятельностные, интегрированные и традиционные формы музыкального воспитания, организационно-педагогическая среда, методы культурно-воспитательной деятельности и педагогические ситуации, обеспечивающие эффективность педагогического процесса. Кроме того, выделяется структура
технологии: музыкального развития, развития и самовыражения, построенная сообразно этапам музыкально-творческого процесса. В технологии закладываются комплексные возможности интеграции просмотра, прослушивания, режиссуры, тренинга, постановки, медиасо-провождения, интерпретации в различных формах музыкальной основы. Здесь выявлена инновационная, базирующаяся на идентичных культурно-воспитательных методах И.Н. Ерошенкова, методика программированного восприятия, опосредованная передачей опыта, приобщением к культурным пластам, использованием аналогий и конструированием ситуаций, синтезом личностных смыслов и их интеграцией в сюжет, художественно-смысловой идентификацией. Особо выделены креативные методы стимулирования звуковой фантазии, продуктивного воображения, музыкальное выражение чувств, перенос звуковой ассоциации в рисунок, изобразительного воплощения, синтеза изображения и звука через ритм, самоанализ подтекстов и интегрального самовыражения. При этом организационно-педагогическая среда сочетает в себе сценические, музыкальные, аудио и экранные, а также экс-позиционно-медийные формы, использование фототеки и видеопроизведений на дисках. В технологии отчётливо просматривается цикл педагогических ситуаций, направленных на эмоциональную восприимчивость, формирование отношений к искусству, овладения выразительными средствами создания предпосылок «музыкального видения», вхождение в атмосферу искусства, создание системы коллективного творческого общения, индивидуальной художественной среды. Кроме этого, выделяются художественно-педагогические условия интегрированного развития в культурно-досуговой деятельности, являющиеся развитием исходных педагогических условий, представленных ранее: 1) формирование эстетического отношения к искусству в целом и к музыке; 2) единство художественного восприятия, осмысления и музыкального развития; 3) музыкальная компетентность и развитый эстетический вкус; 4) отражение музыки в других искусствах; 5. способность к визуализации музыки в изображении; 6) духовно-нравственное обогащение личности в процессе передачи содержания музыкальных образов в других искусствах; 7) сохранение доминанты в восприятии песен, пьес, опер, определяющей характер художественного синтеза; 8) формирование индивидуальной и коллективной художественной среды; 9) создание атмосферы творческого доверия и демократии; 10) следование художественным традициям коллектива; 11) формирование референтной художественной среды; 12) сочетание критики и самокритики при оценке результатов художественной деятельности.
Автор показывает связь данных условий с типами интегрированных занятий: ПИЧС (подбор и чтение стихов) - 1; ИМО (изображение музыкальных образов) - 2, 3, 4, 5, 6; СИМС (сценическая импровизация с музыкальным сопровождением) - 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10; ИВХМ (исполнение вокально-хореографических миниатюр) - 4, 6, 7, 8, 10; СМК (съемка музыкального клипа) - 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; ПСМ (презентация собственной музыки) - 5,6,7, 8,9,10,11. На этой основе формируются особенности и так называемая система подросткового музыкального творчества, включающего в себя: изобразительное творчество, кино, фото, видео и компьютерное сопровождение, театр, эстрадно-сценическое творчество, литературу и компьютерную презентацию. Использование этих форм позволяет увидеть этапы экспериментальной художественной деятельности подростков: подготовительный, развитие восприятия, поисковый и креативно-исполнительский.
Во втором параграфе «Анализ результатов и интерпретация опытно-экспериментальной работы» рассматривается процесс экспериментальной реализации заявленной программы. На основе блоков среды представляется экспериментальная программа интегрированных форм музыкального художественного развития, включающая в себя: литературно-музыкальные выступления, музыкально-пластические композиции, музыкальные представления, импровизированные музыкальные видеоклипы, которые предназначаются для музыкальных коллективов, существующих в школах искусств, музыкальных школах, студиях, в фольклорных ансамблях, центрах эстетического развития и культурно-досуговых центрах. Три обозначенных уровня художественного развития определяются, по замыслу автора, на основе четырех критериев. Их выполнение содержит авторскую основу, характер и содержание музыкального произведения, которое должно быть осмыслено и преобразовано в других искусствах. Художественные компоненты должны быть синтезируемы, но, при этом, главным является музыкальная доминанта, дающая возможность достичь цельности и содержательности создаваемых подростками произведений.
Изучение состояния музыкального художественного творчества позволило определить основные тенденции его развития: «одомашнивание» музыкальной культуры, автономность коллективов, участие в театрализации возрождения музыкальной культуры прошлого, забота о духовных и культурных традициях в системе освоения народной культуры, обращения к своим культурным традициям. В параграфе рассматриваются задачи художественного развития, решаемые в процессе эксперимента, факторы, подлежащие изучению в констатирующем исследовании и методы (анализ, наблюдение, опрос). В качестве экспе-
риментальной группы выступило МУК «Городской Дворец культуры имени Красной Гвардии» г. Омска, в качестве контрольной - БУК Омской области «Дворец искусств «Сибиряк». Общая численность респондентов, принявших участие в констатирующем исследовании, составила 362 человека: участников формирований музыкальной самодеятельности - 162, руководителей формирований музыкальной самодеятельности - 40, родителей - 40, учащихся общеобразовательных школ 80, классных руководителей — 40. В экспериментальной и контрольной группах участвовало по 30 человек.
В параграфе обозначены этапы экспериментальной деятельности: вхождение в музыкальный коллектив, дифференциация и интеграция в подгруппы, формирование групповых художественных ценностей и полная социально-культурная адаптация. В ходе констатирующего исследования выявилось наличие творческой мотивации, влияющей на степень активности. Основными мотивами для подростков стали мотивы общения, досуга и музыкально-творческой направленности.
Анализ музыкальных предпочтений показал, что из не синтезированных видов музыки подростки больше всего тяготеют к гражданско-патриотической тематике (25 %) и теме детства в образах песни (45 %). Особенно популярной из этапов художественного синтеза оказалось направление эстрадной песни и поп-музыки (50 %, 72 %). Слабо выражены предпочтения жанра оперной музыки, а музыка к кинофильмам популярна лишь у 1/3 респондентов. Кроме того, наблюдения показали, что художественное развитие подростков в формированиях музыкальной самодеятельности тесно связано с самоутверждением. В ходе формирующей части эксперимента определялся уровень художественного развития по критериям, заложенным в модели.
Для измерения авторского и коллективного творчества применялись похожие методы педагогической диагностики, предусматривающие прописанные для экспертов цифровые и вербальные характеристики уровней, выраженные в баллах. Согласно полученным данным, соотношение средних величин оценок по разным авторским формам заданий (рисунки, презентации, музыкальные видеоклипы) в экспериментальной группе в начале эксперимента было следующим: преобладал 1-й уровень (56,5 %). В конце эксперимента в экспериментальной группе преобладал третий уровень (75,5 %), что говорит об эффективности художественного развития. В то же время в контрольной группе наблюдалось, как в начале эксперимента, так и в конце постояшюе преобладание 2-го (среднего) уровня, что говорит о несущественных изменениях в художественном развитии. Это сочетание требует интеграции различных видов художественной деятельности. При этом в
творчестве подростков обязательно присутствует музыкальная доминанта.
Перед началом эксперимента были выделены два критерия, соответствующие модели и технологии (таблица 1).
Таблица 1
Изменение критериев и показателей эксперимента на музыкальных занятиях в экспериментальной студии «МХС» и в контрольной группе
Критерии Показатели Начало эксперимента Конец эксперимента
Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа
1. Диапазон интеграции форм культурно-досуговой деятельности на музыкальных занятиях (в % от количества используемых форм 1-6) 1-2 формы 83,5 89,0 3,5 78,0
Ъ-Ь формы 17,5 11,0 27, 5 22,0
5-6 форм 0 0 69,0 0
2. Степень отражения музыкальных образов в формах культур-но-досуговой (в % от баллов экспертной оценки 1-5) 1-2 балла 89,5 91,0 2,5 76,0
3 балла 11,5 11,0 24,5 25
4-5 баллов 0 0 71,0 0
Первый критерий. Диапазон интеграции форм культурно-досуговой деятельности на музыкальных занятиях колебался от 1-ой до 6-ти используемых форм. Полученные данные были сгруппированы в три показателя, соответствующих числу этих форм: 1-2 формы, 3-4 формы и 5-6 форм. Таким образом, чем больше число (диапазон) интегрированных форм, тем выше и степень интеграции культурно-
досугового творчества в художественное развитие подростков на музыкальных занятиях. Анализ результатов показал, что в начале эксперимента как в контрольной, так и в экспериментальной группах преобладал невысокий диапазон форм (1-2), выраженный в 83,5-89,0 %. При этом, некоторое значение среднего показателя (3-4 формы) обнаружилось у 17,5 % участников экспериментальной студии «МХС» и 11 % участников контрольной группы, причем большая часть из них успешно использовала только три формы (рисунок, танец и художественное слово). Отмечается, что высокий уровень интеграции (5-6 форм) не обнаружен. В конце эксперимента произошло значительное изменение соотношений в экспериментальной группе. Здесь теперь преобладал высокий уровень интеграции (5-6 форм) - 69,0 %.). Значительное число участников показали владение тремя-четырьмя интегрированными формами культурно-досугового выражения музыкальных образов. Лишь 3,3 % участников остались на прежнем уровне в силу некоторых сдерживающих причин внешнего характера (пропусков занятий, отсутствие музыкальной компетентности) и т. д. В то же время показатели в контрольной группе изменились не существенно (с 11 % до 22 %) , что говорит о спонтанных проявлениях инициативы, не подкрепленных творческими программами.
Второй критерий - степень отражения музыкальных образов в культурно-досуговых формах оценивался экспертами по пятибалльной системе. В зависимости от числа этих баллов были распределены показатели: низкий (1-2 балла), средний (3 балла) и высокий (4-5 балла). В начале эксперимента налицо было преобладание низкого уровня -89,5 %, и только небольшое число участников приблизилось к среднему уроню (3 балла) - 11,5 %. Высокого уровня отражения при выполнении рисунков, создании видеороликов не обнаружилось. В конце эксперимента преобладание переместилось на высокий уровень, достигнув довольно значительного результата (71,0 %). Следует отметить также увеличение более чем в два раза среднего показателя и резкое падение низкого уровня отражения до 2,5 %. В контрольной группе отмечается небольшое (на 2 %) уменьшение показателей низкого уровня и незначительный рост среднего уровня (3 %), что свидетельствует о стабильности срабатывания традиционного подхода в ней, и в тоже время, о высокой эффективности программы музыкально-художественного синтеза (МХС) в формах самодеятельного художественного творчества на занятиях во Дворцах культуры и искусств.
Экспериментальная оценка форм коллективного творчества была иная: здесь экспертные оценки проводились по всем мероприятиям в целом. Если в экспериментальной группе сумма баллов по всем крите-
риям в начале эксперимента составила 19-20 баллов (второе задание), то в конце показатели выросли на 8-10 баллов, что свидетельствует о расширении зоны полихудожественного влияния. Вместе с тем, в контрольной группе аналогичная исходная сумма баллов не претерпела больших изменений. Кроме того, дополнительно был проведён контент-анализ выполненных в ходе эксперимента рисунков, в результате которого были выявлены духовно-нравственные акценты разученных песен (благородство, ощущение природы, душевная щедрость, выражение чувств, уважительное отношение, любовь, сострадание и сочувствие). Кроме того, были определены типы нравственного мыследейст-вия: визуальный анализ, поиск нравственных ориентиров, погружение в нравственную среду, открытие в себе новых качеств, преобразование души, проигрывание нравственных смыслов и осмысления разумного отношения к природе.
В третьем параграфе «Пути повышения эффективности организации художественного развития на музыкальных интегрированных занятиях в условиях досуга» предложены рекомендации, основанные на практическом опыте, полученном в ходе проведения эксперимента; рекомендации касаются внедрения предложенной автором модели, технологии и реализации программы художественного развития подростков в условиях досуга.
В заключении изложены общие выводы и перспективные направления исследования.
Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора:
Публикации в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных Перечнем ВАК Минобрнауки РФ:
1. Киселёв, В.Н. Полихудожественное развитие музыкального творчества подростков в условиях дополнительного образования в сфере культуры / В.Н. Киселёв // Омский научный вестник. - Омск : ОмГТУ, 2009. -№ 5 (81). - С. 198-202.
2. Киселёв, В.Н. Интеграция самодеятельного творчества в художественное развитие подростков средствами музыки / В.Н. Киселёв // Омский научный вестник». - Омск : ОмГТУ, 2010. - № 2 (85) - С. 131133.
В других изданиях:
3. Киселёв, В.Н. Деятельность культурно-досугового центра ОмГУ / В.Н. Киселёв // Досуг. Творчество. Культура : сб. науч. тр. / Сиб. фи-
лиал Российского института культурологи ; под ред. Г.Г. Волощенко, Н.А. Томилова.-Омск, 2000. -Ч. 1.-С. 131-133.
4. Киселёв, В.Н. Культурно-досуговый центр как структурное подразделение факультета культуры и искусств / В.Н. Киселёв // Культурологические исследования в Сибири. - Омск, 2002. № 1 (7) - С. 48-51.
5. Киселёв, В.Н. О состоянии развития детского художественного творчества в детских домах и специальных (коррекционных) школах-интернатах Омского региона / В.Н. Киселёв // Народная культура: личность, творчество, досуг : сб. статей и материалов Всероссийской научной конф., посвященной памяти профессора М.Е. Бударина. - Омск : Наука, 2003.-С. 210-212.
6. Киселёв, В.Н. О культурном наследии Российских регионов в науке и Омском госуниверситете / В.Н. Киселёв // Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы : тез. докл. регион, науч. конф., поев. 30-летию ОмГУ : в 5 ч. - Омск, 2004. - Ч. 3. -С. 310-314.
7. Киселёв, В.Н. Культурно-досуговая деятельность студентов факультета культуры и искусств в период обучения / В.Н. Киселёв // Художественное образование в контексте современности : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (3-5 марта 2004 г.) - Омск, 2007. -С. 44-47.
8. Киселёв, В.Н. Культура использования школьниками свободного времени / В.Н. Киселёв // Современное состояние и тенденции развития культуры и искусства России и региона : материалы Омской регион. науч.-прак. конф. - Омск, 2008. - С. 168-171.
9. Киселёв, В.Н. Использование концепции полихудожественного развития в музыкальном образовании / В.Н. Киселёв // Культурологические исследования в Сибири. - Омск, 2009. № 2 (26). - С. 121-124.
10. Киселёв, В.Н. Полихудожественные музыкальные технологии в процессе культурно-образовательной деятельности подростков : науч,-методич. разработка / В.Н. Киселёв. - Омск, 2009. - 60 с.
11. Киселёв, В.Н. Художественное творчество на интегрированных музыкальных занятиях в социально-культурной деятельности / В.Н. Киселёв // Кризис и культура : материалы Межрегиональной науч.-практ. конф. «Антикризисная культурная политика и социально-культурное взаимодействие Сибири: межрегиональный диалог» с международным участием и VII Всероссийского научно-практического симпозиума «Досуг. Творчество. Культура», посвященного 35-летию Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. - Доп. выпуск - Омск, 2009. -19-20 ноября. - С. 90-92.
Киселёв Виктор Николаевич
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА
Автореферат
Издательство АлтГАКИ. Формат 60x84/16. Усл. п. л. 1. Тираж 100. Заказ 138
Алтайская государственная академия культуры и искусств 656055, г. Барнаул, ул. Юрина, 277
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Киселев, Виктор Николаевич, 2010 год
1. Теоретико-методологические основы художественного развит] гков средствами музыки в условиях досуга. К эретические основы художественного развития подростков средствами теграция видов самодеятельного творчества на музыкальных занятиях г ;е художественного развития подростков в условиях досуга.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга"
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ситуация кризиса культуры современной России, фиксируемая культурологами, педагогами, социологами, специалистами социально-культурной деятельности, предполагает поиск новых путей решения проблем в области художественного развития молодого поколения. Особенно это касается работы с подростками как возрастной категорией, наиболее эмоционально подвергаемой влиянию эрзац-культуры, которую активно пропагандируют средства массовой коммуникации. Своевременный акцент на позитивное мировосприятие, формирование активной жизненной позиции, адекватных поведенческих и эмоциональных реакций, усвоение и трансляция нравственных норм сможет обеспечить противовес кризисным ситуациям в сфере художественной культуры.
В «Концепции художественного образования в Российской Федерации» (2002) подчеркивается, что ее реализация станет основой для духовного возрождения России, развития индивидуальности, включая творческие и художественные способности личности. «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» придаёт большое значение развитию склонностей, способностей и интересов детей и молодёжи. Значительную роль в этом призваны сыграть куль-турно-досуговые учреждения, позволяющие максимально реализовать интересы подростков, развивать мотивацию к самообразованию и становлению личности в условиях досуга.
Актуальность проблемы художественного развития подростков с сопутствующим формированием способностей к самодеятельному творчеству дали основание для выбора темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Изучение философской, педагогической и искусствоведческой литературы позволило сделать вывод, что проблема художественного развития личности всегда интересовала ученых. Анализ отечественной и зарубежной литературы по интересующей нас теме позволяет выделить основные аспекты её научного исследования: исходные принципы творческой деятельности обобщены в философских трудах А. Бернсона, Б.И. Парыгина и др. Идеи о специфике художественного творчества, его психологии и взаимоотношении с другими процессами разрабатывались в исследованиях Н.А. Бердяева, JI.C. Выготского, А.Н. Лука, A.M. Матюшкина, Я.А. Пономарёва, Н.В. Серегина, П.А. Флоренского.
Наиболее важное место в рассмотрении проблемы занимают концепции российских учёных-педагогов Н.К. Крупской, B.C. Кузина, Д.С. Лихачёва, Б.М. Йеменского, В.А. Разумного и др., связанные с интегрированным развитием, включая музыкальное. Следует отметить, что наиболее близко подошли к данной проблеме современные исследователи художественно-эстетической развитости в процессе взаимодействия искусств: Т.Г. Пеня, Е.В. Ремнёва, Т.И. Рейзенкиндт, Б.П. Шевченко, Б.П. Юсов.
Важное значение для исследования художественного развития имели современные концепции творческого воспитания детей в контексте этнохудожествен-ного воспитания, которые представлены в научных исследованиях: Т.И. Баклановой, Л.И. Васехи, Л.В. Горевой, О.В. Гридчина, М.И. Долженковой, Ю.П. Дубен-ского, А.С. Каргина, А.В. Нестеренко и др.
Музыкальный аспект творческого развития подростков интересовал учёных-музыковедов Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксину, Б.В. Астафьева, Л.А. Баренбойма, Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинера, А.В. Кенеман, В.В. Медушевского, Б.А. Никитина, О.П. Радынову, Г.М. Ципина.
Традиции отечественной музыкальной педагогики развивали такие мастера, как Л.Н. Алексеева, Н.С. Зверев, В.А. Ветлугина, Г.Г. Нейгауз, П.П. Чистяков, B.C. Щербаков и др.
Исследуя самодеятельное творчество подростков как социально-педагогическое явление, существенным образом влияющее на развитие художественных способностей средствами музыки, мы опирались на совокупность научных трудов, раскрывающих сущность, содержание и специфику образовательного процесса в учреждениях культуры и искусства (Т.И. Бакланова, А.И. Гурьев, Е.И. Смирнова, Ю.Е. Соколовский, Ю.А. Стрельцов).
Деятельность художественных руководителей в сфере социально- культурной деятельности с учётом регионального компонента, принципов управления рассматривались Ю.П. Азаровым, Н.К. Баклановой, JI.A. Безбородовой, С.Б. Брижа-товой, Г.Г. Волощенко, Н.М. Геновой, Т.И. Головко, C.JI. Долгушиным, Е.В. Карповой, В.Е. Новаторовым, Н.В. Петрушиной, Т.Т. Фисюк, А.Б. Фоминой, Н.Ф. Хилько, В.М. Чижиковым, Н.Н. Ярошенко и др.
Несмотря на значительный объём литературы по различным аспектам художественного развития, остаются недостаточно разработанными его теоретические и практические аспекты, учитывающие специфику современного периода, недостаточно изучен и потенциал интегрированных музыкальных занятий в процессе художественного развития подростков в условиях досуговой деятельности.
Проблема исследования обусловлена возникшим к настоящему времени в теории и практике социально-культурной деятельности противоречием между потребностями общества в системном художественном развитии подростков в условиях досуга, и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и социально-культурной практике. Анализ выявленного противоречия привел к необходимости формулировки темы исследования: «Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга».
Объект исследования - художественное развитие подростков в условиях досуга.
Предмет исследования - педагогический процесс художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга.
Цель исследования - сконструировать модель и реализовать технологию художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что эффективность художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга будет более высокой, если:
- раскрыть сущность и роль художественного развития подростков средствами музыки в условиях досуга;
- выявить особенности интегрированных музыкальных занятий в процессе художественного развития подростков;
- разработать модель и реализовать технологию художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях;
- подготовить программу художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях.
Задачи исследования:
1. Определить специфику художественного развития подростков средствами музыки в условиях досуга.
2. Выявить особенности интегрированных музыкальных занятий, обеспечивающие педагогический процесс художественного развития подростков в условиях досуга.
3. Определить педагогические условия художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях.
4. Сконструировать модель и внедрить технологию художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга.
5. Предложить программу и практические рекомендации художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга.
Методологическую основу исследования составили:
- на общефилософском уровне - положения о ведущей роли деятельности в формировании личности (В.И. Андреев, В.В. Давыдов, М.С. Каган, В.Д. Шадриков и др.); теория творчества как фактор, определяющий жизненное развитие личности (М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков, К. Лоренц, Э. Фромм);
- на общенаучном уровне - идеи ученых в области психологии творчества (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Д.Б. Богоявленский, JI.C. Выготский, Э. Геккел, Дж. Гильфорд и др.);
- на конкретно-научном уровне - теоретические идеи педагогов о роли музыки в художественном развитии и воспитании детей и подростков (П.П. Блонскоий, Н.А. Ветлугина, В.В. Зеньковский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, B.JI. Острогорский, Н.В. Серегин, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.).
Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использовался комплекс методов исследования: теоретические - системный и проблемный анализ и синтез при изучении и обобщении философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; эмпирические - моделирование, анкетирование, метод экспертной оценки творческих работ; педагогический эксперимент в единстве констатирующего, формирующего и контрольного этапов; методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования. Изучение процесса художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях, выявление социально-педагогических условий и определение уровня художественного развития осуществлялись в процессе констатирующего опроса родителей школьников и педагогов дополнительного образования в БУК «Дворец искусств им. A.M. Малунцева», на кафедре социально-культурной деятельности факультета культуры и искусств ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»; в детской школе искусств № 9, в детской музыкальной школе № 4 Ленинского административного округа г. Омска.
Исследование проводилось с 2003 по 2010 гг. в три основных этапа:
На первом этапе (2003-2004 гг.) осуществлялось изучение, анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, обосновывалась тема, определялись объект, предмет, уточнялись цель и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, разрабатывалась гипотеза. Была составлена экспериментальная программа студии «МХС» (музыкально-художественного синтеза). Проводилось целенаправленное наблюдение за деятельностью участников музыкальных студий в учреждениях культуры и искусства, общих подходов художественного развития подростков на занятиях музыкой в процессе интегрированных занятий.
Второй этап (2005-2007 гг.) был связан с проведением опытно- экспериментальной работы, выявлением организационно-педагогических условий художественного развития на интегрированных музыкальных занятиях, апробацией и коррекцией программно-содержательного обеспечения формирующего эксперимента, с диагностикой художественного развития подростков.
На третьем этапе (2008-2010 гг.) анализировались и обобщались результаты исследования, оформлялись выводы и практические рекомендации, проверялась достоверность полученных в ходе эксперимента результатов, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- расширено педагогическое знание о сущности и специфике художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга;
- выявлены особенности и типы интегрированных музыкальных занятий и их влияние на художественное развитие подростков;
- определены педагогические условия, обеспечивающие процесс художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга;
- разработана структурно-организационная модель художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга;
- предложена технология художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные результаты исследования обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности положениями, определяющими сущность и специфику художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга:
- разработана и внедрена экспериментальная программа развития многосторонних творческих способностей подростков, направленная на художественное развитие подростков;
- разработаны и апробированы методы диагностики, позволяющие судить об эффективности художественного развития в условиях досуга;
- определены методы управления процессом художественного развития, построенные на сочетании компонентов индивидуальной художественной среды и педагогических ситуаций, направленных на формирование отношения к творчеству.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, которые могут быть использованы в практической деятельности различных педагогических коллективов учреждений сферы культуры и искусства, в учебном процессе вузов и колледжей культуры и искусств; в системе дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации работников культуры и искусств.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его цели, задачам, логике изучаемого явления, аргументированностью результатов научного поиска и анализа фактических материалов, полученных в ходе проведённого эксперимента, опорой на педагогическую практику и личный опыт автора.
Положения, выносимые на защиту:
1. Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях представляет собой сложный процесс взаимодействия и слияния форм самодеятельного творчества с музыкальным восприятием и самовыражением участников.
2. Особенности интегрированных музыкальных занятий в процессе художественного развития связаны с характером музыкального восприятия, направленного на различные формы самовыражения в видах самодеятельного творчества подростков.
3. Структурно-организационная модель художественного развития подростков, построенная на многоуровневом использовании видов самодеятельного творчества, сохраняет доминанту в восприятии музыкальных образов песен, пьес, опер, формирующую различные направления художественного синтеза в соответствии с педагогическими условиями художественного развития.
4. Технология художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях построена на использовании принципов взаимодействия видов самодеятельного творчества, связывающих в единство восприятие, развитие и самовыражение и основана на свободном синтезе форм, средств и методов самовыражения и сохранении ведущей роли музыки в художественном развитии.
5. Экспериментальная проверка эффективности программы художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях показала неравномерный рост качества художественных предпочтений при повышенном уровне музыкальной компетентности подростков, что не предполагало равного внимания участников экспериментальной музыкальной студии ко всем видам самодеятельного художественного творчества. На протяжении эксперимента периодически подтверждалась необходимость использования более приемлемых видов педагогической деятельности, обусловленных музыкальными предпочтениями и создающими предпосылки дальнейшего художественного развития подростков.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования. Основные результаты изложены и получили одобрение на всероссийских (Омск, 2003; 2005; 2007), региональных (Омск, 2004; 2008; 2009) научно-практических конференциях, методологических семинарах кафедры социально-культурной деятельности Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.
Материалы исследования внедрены в музыкальных студиях во Дворце искусств «Сибиряк», Доме детского творчества Ленинского административного округа, детской школе искусств № 9, детской музыкальной школе № 4, во Дворце культуры им. Красной Гвардии г. Омска. Выводы исследования использованы в лекционных курсах «Культурно-воспитательная работа с детьми и подростками», «Детское художественное творчество».
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 224 наименования, приложений, содержащих материалы экспериментального исследования.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
Выводы по второй главе:
1. В технологии закладываются комплексные возможности интеграции просмотра, прослушивания, режиссуры, тренинга, постановки, медиасопровождения, интерпретации в различных формах музыкальной основы. Здесь выявлена инновационная, базирующаяся на идентичных культурно-воспитательных методах программа музыкального восприятия, опосредованная передачей опыта, приобщением к культурным пластам, использованием аналогий и конструированием ситуаций, синтезом личностных смыслов и их интеграцией в сюжет, художественно-смысловой идентификацией. Особо выделены креативные методы стимулирования звуковой фантазии, продуктивного воображения, музыкальное выражение чувств, перенос звуковой ассоциации в рисунок, изобразительного воплощения, синтеза изображения и звука через ритм, самоанализа подтекстов и интегрального самовыражения. При этом организационно-педагогическая среда сочетает в себе сценические, музыкальные, аудио и экранные, а также экспозиционно-медийные формы использование фототеки и видеопроизведений на дисках.
2. В процессе эксперимента отчётливо просматривается цикл педагогических ситуаций, направленных на эмоциональную восприимчивость, формирование отношений к искусству, овладения выразительными средствами создания предпосылок «музыкального видения», вхождением в атмосферу искусства, создание системы коллективного творческого общения, индивидуальной художественной среды. Кроме этого, выделяется четыре важнейших художественно-педагогических условия полихудожественного развития: визуализация музыки в изображении; преемственность духовных и эстетических ценностей различных видов искусств; осмысление музыки и духовно-нравственное обогащение художественного опыта; формирование художественной среды и атмосферы творческой деятельности; выработка конструктивного отношения к искусству в целом и отдельным его видам. На этой основе формируются особенности и так называемая система подросткового музыкального творчества, включающего в себя: изобразительное творчество, кино, фото, видео и компьютерное сопровождение, театр, эстрадно-сценическое творчество, литературу и медиажурналистику. Использование этих форм позволяет увидеть этапы полихудожественного развития подростков: подготовительный, развитие восприятия, поисковый и креативно-исполнительский.
3. Изучение состояния музыкального художественного творчества позволило определить основные тенденции его развития: «одомашнивание» музыкальной культуры, автономность коллективов, участие в театрализации возрождения музыкальной культуры прошлого, забота о духовных и культурных традициях в системе освоения народной культуры, обращения к своим культурным традициям.
В ходе констатирующего исследования выявилось наличие творческой мотивации, влияющей на степень активности. Основными мотивами подростков: стали мотивы общения, досуга и музыкально-творческой направленности. В ходе формирующей части эксперимента определялся уровень художественного развития по критериям, заложенным в модели. Второй критерий - степень отражения музыкальных образов в формах самодеятельного творчества оценивался экспертами по пятибалльной системе, свидетельствует о стабильности срабатывания традиционного подхода в ней и в тоже время о высокой эффективности программы музыкально-художественного синтеза (МХС) в формах самодеятельного творчества на занятиях во Дворцах культуры и искусств.
Заключение
Проблема художественного развития подростков имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от ее решения зависит воспитание духовно-нравственной, творческой, индивидуальной личности.
Разнообразная палитра музыкальных занятий, интегрирующих различные виды самодеятельного творчества, позволяет подросткам не только реализовать свои личностные потребности в художественном самовыражении, но и обогащает личность духовно, способствует усвоению и трансляции адекватных поведенческих установок, нравственных норм, что отвечает требованиям социального заказа.
В ходе анализа художественно-педагогических концепций была определена специфика художественного развития средствами музыки, предполагающая синтез различных видов самодеятельного творчества в формах художественного самовыражения при стойкой доминанте ключевого музыкального развития.
Особенности интегрированных музыкальных занятий позволяют использовать богатейший потенциал видов самодеятельного творчества в условиях досуговой деятельности и реализовывать личностный потенциал участников педагогического процесса. Особенности художественного развития на конкретных интегрированных занятиях с использованием изобразительного искусства, театра, хореографии, художественной фотографии и дизайна отражаются в целостной динамической системе. В результате объединяются знания и умения, осуществляется последовательное движение мышления от изобразительных, визуальных компонентов к литературным, театральным, пластическим; происходит взаимопроникновение близких изобразительных средств, позволяющее преодолевать репродуктивную установку в комплексной деятельности.
В технологии закладываются комплексные возможности интеграции просмотра, прослушивания, режиссуры, тренинга, постановки, медиасопровождения, интерпретации в различных формах музыкальной основы. Здесь выявлена инновационная, базирующаяся на идентичных культурно-воспитательных методах программа музыкального восприятия, опосредованная передачей опыта, приобщением к культурным пластам, использованием аналогий и конструированием ситуаций, синтезом личностных смыслов и их интеграцией в сюжет, художественно-смысловой идентификацией. Особо выделены креативные методы стимулирования звуковой фантазии, продуктивного воображения, музыкальное выражение чувств, перенос звуковой ассоциации в рисунок, изобразительного воплощения, синтеза изображения и звука через ритм, самоанализа подтекстов и интегрального самовыражения. При этом организационно-педагогическая среда сочетает в себе сценические, музыкальные, аудио и экранные, а также экспозиционно-медийные формы использование фототеки и видеопроизведений на дисках.
В процессе эксперимента отчётливо просматривается цикл педагогических ситуаций, направленных на эмоциональную восприимчивость, формирование отношений к искусству, овладения выразительными средствами создания предпосылок «музыкального видения», вхождением в атмосферу искусства, создание системы коллективного творческого общения, индивидуальной художественной среды. Кроме этого, выделяется четыре важнейших художественно-педагогических условия полихудожественного развития: визуализация музыки в изображении; преемственность духовных и эстетических ценностей различных видов искусств; осмысление музыки и духовно-нравственное обогащение художественного опыта; формирование художественной среды и атмосферы творческой деятельности; выработка конструктивного отношения к искусству в целом и отдельным его видам. На этой основе формируются особенности и так называемая система подросткового музыкального творчества, включающего в себя: изобразительное творчество, кино, фото, видео и компьютерное сопровождение, театр, эстрадно-сценическое творчество, литературу и медиажурналистику. Использование этих форм позволяет увидеть этапы полихудожественного развития подростков: подготовительный, развитие восприятия, поисковый и креативно-исполнительский.
Эффективность художественного развития зависит во многом от мастерства педагога, его профессионального опыта, личностных качеств. Умение завлечь подростка, внести в практические занятия музыкой новые формы, методы и средства требует от самого педагога большого профессионализма и мастерства. Разработанные в исследовании модель, технология и программа художественного развития носят практико-ориентированный характер и обогащают педагогическую теорию и социально-культурную практику в области художественного развития молодого поколения в условиях досуга. Результаты исследования показали, что внедрение разработанной нами модели, технологии и программы существенно повышает уровень художественного развития подростков. В результате исследования программа показала свою эффективность.
Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтвердилась. Проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия проблемы, а открывает перспективы для ее дальнейшего изучения в направлении художественного развития средствами музыки взрослых и лиц «третьего возраста», интересующихся музыкой в условиях досуга.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Киселев, Виктор Николаевич, Омск
1. Абдульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абдульханова-Славская. М. : Наука, 1980. - 334 с.
2. Августевич, И. Учебно-воспитательный комплекс вчера, сегодня, завтра Текст. / И. Августевич // Народное образование. — 1989. № 5. - С. 101— 104.
3. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы Текст. / В. С. Агеев. М. : Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.
4. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер-М., 1995.-250 с.
5. Азаров, Ю. П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития Текст. / Ю. П. Азаров. -М. : Политиздат, 1989. 333 с.
6. Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать Текст.: книга для учителя / Ю. П. Азаров. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 1985. - 447 с.
7. Азаров, Ю. П. Руководство по развитию талантов Текст. / Ю. П. Азаров. -УРАО, 2003.- 152 с.
8. Алиева, JL В. Специфика профессиональной позиции педагога дополнительного образования Текст. / JI.B. Алиева. // Внешкольник. 2004. - № 4.
9. Алиева, JI. В. Дополнительное образование в школе инновационный блок общего образования и социального воспитания детей Текст. / JI. В. Алиева, Н. А. Нефёдова. // Внешкольник. - 2007. - № 3. - Прил.: с. 71.
10. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Спб. : Питер, 2001.-282 с.1213,1415,16,17,18,19,20,21.