автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественного опыта подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях
- Автор научной работы
- Горбунова, Марина Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2007
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Развитие художественного опыта подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях"
На правах рукописи
ГОРБУНОВА МАРИНА АЛЕКС
АЦ^ОВНА
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОПЫТА ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Специальность 13 00 02 - теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и высшей школе)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук ___ _
□03070480
Москва 2007
Работа выполнена в Государственном учреждении «Институт художественного образования» Российской академии образования
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Малюков Александр Николаевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Бодина Елена Андреевна,
кандидат педагогических наук, доцент Ефремова Эльвира Романовна
Ведущая организация: Тамбовский государственный
музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова
Защита состоится «29» мая 2007 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 008 015 01 в Государственном учреждении «Институт художественного образования» Российской академии образования по адресу 119121, г Москва, ул Погодинская, д 8, корп 1
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГУ «Институт художественного образования» РАО
Автореферат разослан «27» апреля 2007 г
Учёный секретарь
диссертационного совета, Jj^---
кандидат педагогических наук И Э Кашекова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования Современный этап развития общества характеризуется потребностью в гармонически развитых личностях и в связи с этим повышением требований, предъявляемых к уровню образованности человека Главная роль в достижении всестороннего развития личности принадлежит общеобразовательной школе, призванной осуществлять массовое музыкальное воспитание и художественное развитие учащихся Однако ребенок, вступая в подростковый период развития, уже имеет некоторый художественный опыт. Источником первоначальных художественных впечатлений является непосредственное общение ребенка с окружающим миром, в семье, учреждениях дошкольного воспитания и начальных классах общеобразовательной школы Влияние оказывают неформальные группы, фуппы совместного досуга, группы учебно-трудовой деятельности и т д
Значительное воздействие на формирование опыта общения с искусством имеет внешняя среда, в том числе и средства массовой коммуникации (радио, телевидение, глобальные компьютерные сети тд), через которые распространяются произведения искусства и господствующие в обществе взгляды и предпочтения При отсутствии целенаправленной продуктивной работы эти предпочтения учащихся формируются спонтанно, в ореоле досягаемости художественных явлений, чаще всего в пределах массовой культуры, формы которой поражают не только разнообразием, но и нередко безвкусием Это именно те «произведения», которые окружают подростков в повседневной жизни, оказывая влияние на формирование художественных вкусов и предпочтений, что вызывает определенные качественные изменения в накоплении художественного опыта подростка В связи с этим важно научить школьников извлекать позитивное содержание из окружающего социума, обеспечить процесс социализации подростка посредством взаимодействия с художественной культурой и культурой в
целом как процесса усвоения духовного опыта человечества. Осмысливая данную ситуацию, выявляется следующее противоречие, при котором, с одной стороны, всё возрастающее стихийное влияние факторов окружающей среды на сознание подростка и отсутствие целенаправленной работы по формированию художественного опыта подростков на музыкальных занятиях в школе, с другой
В тоже время в педагогической науке до сих пор едшюй, приемлемой для всех точки зрения к пониманию художественного опыта личности не выработано Существует широкий спектр различных подходов к интерпретации содержания опыта, к определению его предметных границ, толкованию функций опыта, конкретных черт его носителя и т д
Некоторые авторы рассматривают роль опыта в общественном развитии при исследовании проблем преемственности поколений, обосновании путей улучшения нравственного воспитания (Н В Буянова, В А. Ельчанинов, Л Н Коган, П В Корнеев, В Н Киселев, В Д Плахов, И В Сухарев и др )
Разработкой различных аспектов проблемы художественно-эстетического опыта личности занимались такие зарубежные и отечественные деятели науки, как А. Маслоу, К.Роджерс, Б .В. Асафьев, В В. Медушевский, Г Г Нейгауз, А Н. Леонтьев, Б Г. Ананьев, Б М Тепловидр).
Вопросы формирования личности средствами художественной культуры рассматривались в работах ЕА Бодиной, А В Запорожца, Д.Б Кабалевского, Л. Кагана, АН. Малюкова, А.А. Мелик-Пашаева, Л П. Печко, С Л Рубинштейна, Г М Цыпина, Д Б Эльконина, М Якобсона и других
Тем самым можно говорить о проблеме недостаточной разработанности теоретических и методических положений по развитию позитивного художественного опыта подростков, характерной для массового музыкального воспитания Необходимо наметить перспективные пути и способы решения этой проблемы, теоретически обосновать их, что принципиально важно с точки зрения перспектив совершенствования отечественной музыкально-педагогической школы
Объект исследования - художественное воспитание подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - процесс развития художественного опыта подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях
Цель исследования - определить теоретические и методические позиции развития художественного опыта подростков на уроках музыки и во внеклассных занятиях и разработать модель его педагогического сопровождения
Задачи исследования:
1) определить сущностные характеристики художественного опыта личности и выявить особенности его формирования у подростков,
2) выявить педагогические условия эффективного развития художественного опыта подростков и определить критерии его оценки,
3) проверить эффективность разработанной методики развития художественного опыта подростков в условиях взаимодействия урочной и внеурочной деятельности
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие художественного опыта подростков будет осуществляться более эффективно, если
— на уроках и во внеклассных занятиях будет вскрыт воспитательный потенциал музыкального искусства,
— если процесс приобщения к музыке будет организован на принципах интеграции искусства в единстве урочной и внеурочной художественной деятельности,
— основные показатели художественного опыта подростков будут определяться системой педагогических принципов (организации педагогического процесса, построения содержания образования и принципы, направленные на личность и коллектив воспитанников), методов, условий,
— будет разработана модель педагогического сопровождения, опирающаяся на сущностные характеристики художественного опыта личности и особенности его развития в подростковый период
Методологические основы исследования составляют
- классическая теория познания (И Кант, ГФ. Гегель, К Маркс, Ф Энгельс и др ),
- концепции личностно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса (Л. С Выготский, Л.И Божович, В В Давыдов, АН Леонтьев, С Л Рубинштейн, Д Б Эльконин и др ),
- концепции эмоционально-образного развития личности (С Л Рубинштейн, В Н Мясшцев, П К Анохин и др ),
- основополагающие положения педагогики искусства и их воплощение в исследованиях О А Апраксиной, ЕА Бодиной, ДБ Кабалевского, А А Мелик-Пашаева, Б М Неменского, Г М Цыпина, В Н Шацкой, Б П Юсова и ДР)
Методы исследования: анализ и систематизация философской, психолого-педагошческой литературы в аспекте изучаемой проблемы, теоретическое моделирование, наблюдение, педагогическая беседа, анкетирование, анализ результатов деятельности учителей, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования, математическая обработка полученных результатов
Экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные школы № 5 и № 35 г. Саранска В исследовании приняло участие свыше 600 учащихся У-У1 классов
Основные этапы исследования:
Первый этап (2002-2004 гг) - теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, определение объекта, предмета, целей, задач, методов исследования
Второй этап (2004-2006 гг.) - определение концептуальных основ диссертации; дальнейшая работа с теоретическими материалами, создание первых вариантов текста исследования, проведение опытно-экспериментальной работы
Третий этап (2006-2007 гг.) - обработка и систематизация результатов эксперимента, оформление текста диссертации
Научная новизна исследования.
Разработаны теоретические и методические позиции развития художественного опыта подростков как динамично развивающегося единства образно-чувственного достояния личности (эстетическое восприятие, эстетическое отношение, чувства и эмоции), её общехудожественных знаний, умений и навыков, личностно-значимого отношения к искусству и художественному творчеству Раскрыты сущностные характеристики художественного опыта подростков, разработаны его показатели, критерии оценки и уровни развития Определены педагогические условия эффективного развития художественного опыта подростков Разработана модель педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков, которая опирается на межпредметные, межхудожественные и ассоциативные связи между различными видами искусства (музыкой, литературой, изобразительным искусством, киноискусством, театром, хореографией, архитектурой, скульптурой и т д), при соблюдении педагогических и общехудожественных принципов, методов, условий активизирующих основные компоненты и показатели художественного опыта личности и выводящих художественный опыт подростка на качественно новый, активно-творческий уровень развития
Теоретическая значимость исследования.
Определено понятие художественного опыта личности как базовой составляющей структуры личности, включающей в себя образно-чувственноое достояние личности (эстетическое восприятие, эстетическое отношение, чувства и эмоции), её общехудожественные знания, умения и навыки, положительное отношение к искусству в результате непосредственного взаимодействия с миром художественного творчества Его основные показатели - система внутренних художественных ценностей человека, образно-чувственная сфера личности, совокупность художественных интересов, общехудожественные знания, умения и навыки
Систематизированы особенности развития художественного опыта учащихся в подростковый период обострение познавательного интереса,
проявление любознательности, открытость новому, изменения в потребностно-мотивационной сфере
Сформулированы педагогические условия эффективного развития художественного опыта учащихся учёт возрастных и индивидуальных особенностей подростка, создание на уроке творческой атмосферы; опора на интересы подростков, использование на занятиях различных форм обучения, ориентированных на межличностное общение, развитие самостоятельности, инициативности в различных видах деятельности
Разработаны критерии оценки художественного опыта подростков (эмоционально-образная отзывчивость на музыку, потребность в общении с искусством, развитость художественного вкуса, общехудожественные знания, умения и навыки), которые позволили сформулировать уровни его развития (пассивный, репродуктивный, активный, активно-творческий) Практическая значимость исследования.
Определены пути эффективного развития художественного опыта подростков и создан пракгико-ориентированный факультативный курс, раскрыта система мер, направленная на организацию занятий с подростками в урочной и внеурочной художественной деятельности с учетом их психофизиологических особенностей
Разработанные в диссертации теоретические положения и практические рекомендации по развитию художественного опыта подростков могут быть использованы в практике как школьных учителей музыки, так и преподавателей дисциплин эстетического цикла (ИЗО,МХК,ликршзраитд)
Материалы исследования могут быть включены в лекционные курсы и семинарские занятия студентов музыкальных факультетов педагогических колледжей и вузов, а также в курсы повышения квалификации и переподготовки учителей
Достоверность исследования обеспечена опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, музыкознания, применением комплекса методов, адекватных целям и задачам, характеру, объекту и предмету исследования Работа проводилась на основе системного подхода,
что обусловило рассмотрение проблемы исследования в её сложных внутренних связях и взаимозависимостях
Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования Российской академии образования. Материалы исследования нашли отражение в выступлениях на конференциях. «Теория и практика образования история и современность» (гСаранск, 2001 г), «Тенденция развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования» (г Саранск, 14-15 ноября 2002 г), «Искусство и дети проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке» (г.Москва, 17-19 февраля 2003 г.), «Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта» (г Москва, 2003 г), «Музыкальное образование в XXI веке традиции и инновации» (г Москва, 12-13 марта 2004 г )
На защиту выносятся следующие положения:
1 Художественный опыт представляет собой динамично развивающееся единство образно-чувственного достояния личности (эстетическое восприятие, эстетическое отношение, чувства и эмоции), её общехудожественные знания, умения и навыки, положительное отношение к искусству в результате непосредственного взаимодействия с миром художественного творчества
2 Основными показателями художественного опыта личности являются
- совокупность художественных интересов человека, представляющих собой устремленность личности на художественный объект,
- образно-чувственная сфера личности, включающая в себя эстетическое восприятие, переживание, эмоции, чувства и т д
- наличие общехудожественных знаний, умений и навыков, определяемых как достижения музыкальной практики, обобщенные и закрепленные в виде терминов, понятий, правил и законов построения и бытования музыкальных произведений в художественной культуре,
- система внутренних художественных ценностей личности, определяемая как избирательное отношение человека к ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений
3 Художественный опыт подростков представлен в виде нескольких уровней пассивный (неразвитость эмоционально-образной отзывчивости на музыку, отсутствие потребности в общении с искусством, несформированность художественного вкуса, отсутствие общехудожественных знаний), репродуктивный (слабая развитость эмоционально-образной отзывчивости на музыку, неустойчивый интерес к искусству, несформированность художественного вкуса, минимум общехудожественных знаний), активный (развитость эмоционально-образной отзывчивости на музыку, наличие потребности в общении с искусством, недостаточное развитие художественного вкуса, значительный объем общехудожественных знаний), активно-творческий (активность эмоционально-образной отзывчивости на музыку; наличие устойчивой потребности в общении с искусством, развитый художественный вкус; творческое применение общехудожественных знаний)
4 Модель педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков включает в себя межпредметные, межхудожественные и ассоциативные связи, которые при соблюдении педагогических принципов (организации педагогического процесса, построения содержания образования и принципов, направленных на личность и коллектив воспитанников), условий, методов активизируют основные компоненты и показатели художественного опыта личности и выводят художественный опыт подростка на качественно новый, активно-творческий уровень развития
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет, задачи исследования, формулируется его гипотеза, теоретические и методологические основы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения о достоверности исследования, его апробации и внедрении результатов
Первая глава диссертации «Теоретические основания развития художественного опыта подростков» состоит из трех параграфов В первом — «Сущностные характеристики понятия «художественный опыт» личности» анализируется состояние проблемы в философской, эстетической, психолого-педагогической литературе, выявляются основные показатели и функции художественного опыта
Многогранность проблемы развития художественного опыта обусловила её изучение в различных аспектах философском, историческом, эстетическом, психологическом, педагогическом и др
Однако функциональное представление эстетического и художественного опыта очень различно Эстетический опыт мыслится как результат упорядоченной деятельности априорных (доопытных) форм рассудка (И Канта), результат взаимодействий человека и окружающей среды (Дж Дьюи), «опыт чувственной непосредственности» (РБерссон), «разновидность опыта, в котором явления постигаются как непосредственно чувственные данные» (РМеденфот), способ доставлять наслаждение и наличие восприятия формы (М Биэдсли), «пик-опыт» (К Роджерс, А Маслоу), ключ к познанию культуры и искусства и постижению внешней и внутренней жизни (М Бубер, М. Шелер, Т Адорно, ММ Бахтин, А.А Бодалев, Б Т Братусь), «совокупность традиционно сложившихся и усвоенных систем эстетического знания и эстетических способностей людей» (НБ Крылова)итд
В данном исследовании художественный опыт понимается как динамично развивающееся единство образно-чувственного достояния личности, её общехудожественных знаний, умений и навыков, личностно-значимого отношения к искусству в результате непосредственного взаимодействия с миром художественного творчества
Важнейшими показателями художественного опыта личности являются развитость образно-чувственной сферы личности, наличие художественных интересов, сформированность общехудожественных знаний, умений и навыков; система внутренних художественных ценностей человека (см Схему 1)
Схема 1
Основные показатели художественного опыта личности
Учитывая, что в различные возрастные периоды развитие художественного опыта происходит неодинаково, необходимо было остановиться на рассмотрении особенностей развития художественного опыта у подростков В связи с этим во втором параграфе диссертации «Особенности формирования художественного опыта учащихся в подростковый период» устанавливаются психологические особенности подростков, выявляются основные компоненты и составляющие структуры художественного опыта учащихся, разрабатываются критерии оценки и классификация уровней развития художественного опыта подростков
Вопросы физиологии подростков поднимаются в работах Б 3 Вульфова, А Г Хрипковой, проблемы нравственного становления подростков освещены в работах ОС. Богдановой, А И Шемшурина, проблемы самоопределения личности — в работах ДИ Фельдпггейна, Е А. Шумилина, проблемы учебной деятельности — в исследованиях Т В Драгунова, А К Марковой, АМ Прихожан, НН Толстых, трудности подросткового периода — в работах В П Петрунек, Ю П Щекочихина Проблемы свободного времени нашли отражение в публикациях Г И Егорова, Л.П Печко, Е М Торшиловой Исследованию художественных интересов подростков посвящены работы ЮБ Алиева, Б В Асафьева, ЕВ Квятковского, А А Мелик-Пашаева, ЮУ Фохта-Бабушкина, ГМ Цыпина, Б Л Яворского и других
Развитие художественного опыта учащихся в подростковый период характеризуется рядом особенностей изменения, связанные с половым созреванием (пубертатным скачком), неравномерным созреванием функций правого и левого полушарий головного мозга, изменения качества восприятия, в потребностно-мотивационной сфере (проявление чувства взрослости, претензии на новые права, чувство собственного достоинства, проявление диаметрально противоположных оценок при восприятии художественных произведений), обострение познавательного интереса, проявление любознательности, открытость новому, развитие волевых черт -настойчивости, упорства в достижении цели, потребность вербального выражения своих чувств и переживаний, стремление к самостоятельности, инициативности
В связи с этим необходимо было выявить основные подходы к развитию художественного опыта подростков, поэтому следующий параграф диссертации посвящен рассмотрению принципов и средств развития художественного опыта подростков в процессе музыкальных занятий.
Общими принципами педагогического процесса по развитию художественного опыта подростков являются принципы организации педагогического процесса и принципы построения содержания образования
Особую значимость в процессе развития художественного опыта подростков приобретают принципы, направленные на личность и коллектив воспитанников, среди которых следует отметить принцип опоры на положительное в человеке, сильные стороны его личности, принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему, принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий, а также педагогического управления с развитием инициативы самостоятельности воспитанников, принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе
Действенным средством развития художественного опыта подростков является включение в процесс музыкальных занятий межпредметных и ассоциативных связей между различными видами искусства музыкой, литературой, изобразительным искусством, киноискусством, театром, хореографией, архитектурой, скульптурой и т д.
При этом для эффективного развития художественного опыта подростков необходимо создание определённых условий, рассмотренных во второй главе диссертационного исследования «Методические положения развития художественного опыта подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях», посвященной обоснованию модели педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков, описанию педагогических условий и этапов педагогического эксперимента
Содержание художественного опыта личности включает в себя несколько подсистем, чувственную, (эмоции, чувства, переживания, образы и т д), информационную (представления, понятия, суждения, прогнозы, гипотезы, законы и тд), операциональную (умения, навыки, привычки, приемы, методики и пр), ценностно-ориентационную (оценки, замечания, мнения, убеждения и тд), мотивационную (желания, интересы, мотивы, цели ипр)
Это позволило дополнить схему основных показателей художественного опыта личности такими компонентами, как эмоционально-оценочный,
содержащий воспитание эмоционально-образного отношения к произведениям искусства, потребностно-мотивационяый, включающий в себя развитее потребности в общении с искусством, интеллектуальный, предлагающий развитие познавательной активности, ценностно-ориентационный, включающий развитие художественного вкуса
Систему внутренних художественных ценностей, составляющих основу художественного опыта подростков, необходимо развивать, опираясь на активную внутреннюю духовно-эстетическую работу каждого школьника и тактичное руководство (педагогическое сопровождение) учителя искусства Педагогическое сопровождение определяется как «следование рядом» с подростком к вершинам искусства, совместные встречи с художественными произведениями, духовное единение и переживание, обсуждения и дискуссии, в которых учитывается мнение каждого школьника
Формирование художественного опыта в доподростковый период (влияние ближайшего окружения, учреждений дошкольного воспитания и начальных классов общеобразовательной школы, неформальных групп, групп совместного досуга, групп учебно-трудовой деятельности, средств массовой информации) и невозможности полного изолирования субъектов воспитательного процесса от подобного рода влияний приводит к необходимости принятия педагогами сложившейся социокультурной ситуации как особенности современного воспитательного процесса и выстраивания образовательных программ предметов художественного цикла с учетом этих воздействий, а также педагогических условий, направленных на эффективное развитие художественного опыта учащихся К данным условиям относятся соотнесение учебных программ со сроками естественного развития индивида, создание на уроке творческой атмосферы, опора на интересы подростков; использование на занятиях различных форм обучения, ориентированных на межличностное общение, применение эффекта неожиданности, а также музыкального материала с включением всей гаммы человеческих чувств и эмоций, развитие самостоятельности, инициативности в различных видах деятельности
Развитие вышеобозначенных компонентов и их составляющих, на наш взгляд, будет протекать наиболее эффективно при создании системы педагогического сопровождения, включающей в себя межпредметные, межхудожественные и ассоциативные связи, которые при соблюдении педагогических и общемузыкальных принципов, условий, методов выводят художественный опыт на качественно новый, активно-творческий уровень развития (см Схему 2)
Данная модель легла в основу разработки комплекса соответствующих путей работы, представленных во втором параграфе — «Опытно-экспериментальное исследование развития художественного опыта подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях», в котором изложены ход, содержание и результаты проверки системообразующих компонентов развития художественного опыта
Исследование проводилось в 2004-2006 гг на базе общеобразовательных школ № 5 и 35 г Саранска Испытуемыми явились учащиеся классов упомянутых школ Всего в опытно-экспериментальных мероприятиях было охвачено свыше 600 подростков, в том числе 200 школьников, занимающихся в классах, учителем музыки в которых был автор диссертации
Работа проводилась по трем основным направлениям.
- начальный (констатирующий) этап, в ходе которого определялся уровень развития художественного опыта школьников,
- формирующий, на котором апробировалась модель педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков,
- контрольный, выявляющий эффективность содержания, путей и методов, направленных на развитие опыта общения учащихся с искусством
Целью опытно-экспериментального исследования явилась проверка теоретико-методологических и методических положений, сформулированных в диссертационной работе в виде гипотезы.
Схема 2
Модель педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков
Наличие Наличие
эмоционально- потребности
образного отногме- в общении
и ия к произведения^ —< *■ с искусством искусства
Развитость познавательной активности
Развитость художественного exvca
Иетр<-Лнмгн» чптнвгшюнпын компонент
орнсвта-ннонный
Стихийная сфера развития Целенаправленная сфера развития
художественного опыта ^___художественного опыта
- СМИ - Классно-урочная
- Семейно-бытовая - Внеклассные формы обучения
Система внутренних художественных ценностей; Образно-чувственная сфера; Общехудожесгвенные знания, умения н кавыки; Совокупность художественных интересов
Музыка Литература
Изо^азит. искусство
Хореография Киноискусство Архитектура Скульптура
Межхудожест-пени i,1С связи
Межпредметные связи
Ассоциативные связи
Эксперимент был осуществлён в процессе обучения музыке на уроках и внеклассных занятиях и направлен на развитие художественного опыта школьников подросткового возраста
Критериями оценки уровня развития художественного опыта явились потребность в общении с искусством, эмоционально-образная отзывчивость на музыку, общехудожественные знания, уменияигавыщ художественный вкус
Для выявления уровня развития этих показателей применялись следующие методы, наблюдение, педагогическая беседа, анкетирование анонимного характера
Исходя из ответов учащихся V и VI классов, нами был выявлен исходный уровень художественного опыта учащихся При этом сформированность основных показателей художественного опыта учащихся V и VI классов в целом находится на низком уровне Так, уровень развития эмоционально-образной отзывчивости на музыку составляет лишь 25,7%, при этом данный результат является самым значительным по отношению к остальным критериям оценки. Потребность в общении с искусством и развитость художественного вкуса сформирована лишь у 22% и 18,6% учащихся соответственно Самый низкий уровень развития (15,3%) зафиксирован по критерию «сформированность общехудожественных знаний, умений и навыков»
Эти данные позволили сформулировать уровни развития художественного опыта подростков, которые распределились следующим образом самую значительную группу составили учащиеся с репродуктивных уровнем художественного опыта (48,5%), подростков с пассивным художественным опытом оказалось 37,4% Активный и активно-творческий уровень развития художественного опыта зафиксирован лишь у 8,1% и 6% школьников соответственно
Это определило необходимость включения в формирующий этап экспериментальной методики обучения, направленной на развитие художественного опыта и его основных показателей
Разработанная методика предполагала два наиболее эффективных пути решения поставленных в экспериментальном исследовании задач
1. Наполняемость традиционных уроков музыки новым содержанием. основанным на межпредметных, межхудожественных и ассоциативных связях и применение следующих методов работы стимулирования музыкальной деятельности (эмоциональное воздействие, опора на эффект удивления, создание проблемно-поисковых ситуаций), обобщения, анализа и сравнения музыкальных произведений, ассоциаций, «выхода за пределы музыки», наглядно-слуховой метод, словесные (беседа, расскав, объяснение) и др 2 Разработка и внедрение в учебный процесс факультативного курса, направленного на развитие художественного опыта, основанного на взаимосвязи различных видов искусства
Данный курс проводился параллельно с уроками музыки, ведущимися по программе ДБ Кабалевского, и являлся их продолжением Программа факультативного курса для V и VI классов основывается на программе «Художественная культура» (У-У111 классы) А Н Малюкова
Разработанный курс расчитан на 46 часов Основными принципами построения курса явились а) тематическое планирование материала; б) гибкость и вариативность в использовании художественных произведений
Одним из основных методологических положений факультативного курса является определение художественного опыта как целостной активной системы раскрытия жизненного содержания музыки и искусства в целом
Содержание тем определялось с учетом интересов учащихся У-\П классов Тематическое планирование материала создает возможность учителю творчески подходить к «наполнению» данных тем различным материалом, с привлечением произведении из разных видов искусства литературы, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры, театрального, киноискусства и тд Ведущая роль на занятиях отводилась музыкальному искусству Драматургическим центром уроков становилось одно из произведений, в то время как другие дополняли, сопровождали его, давали установку на восприятие Так, в раскрытии темы «О музыке легкой и
серьезной» использовались произведения А Шнитке «Concetto grosso №1» (фрагменты), опера «История доктора Иоганна Фауста» (фрагменты), Т Манн «Доктор Фаустус»
Налаживание ассоциативных, межхудожественных и межпрежметных связей между различными видами искусства способствует оживлению творческого воображения учащихся, развитию ассоциативно-образного мышления, обогащению эмоционально-образной сферы личности На занятии «Сила духа в экстремальной ситуации» использовались следующие произведения Э. Хэмингуэй «Старше и море», JI Бетховен «Эгмонт», «Леонора», П.И. Чайковский, симфония №6, симфония-фантазия «Буря», фрагмент к/ф «Старик и море» (реж А К Петров)
Наряду с использованием на занятиях «золотого фонда» музыкального материала, вводились и современные произведения В ходе проведения занятий акцент делался на восхождение от эмоционального к рациональному, «эмоциональную атаку», потрясение, направленные на развитие эмоционально-образной отзывчивости на музыку и самостоятельности в суждениях и оценках, на развитие интереса к искусству и формировании зрительских, слушательских навыков, расширение запаса эмоциональных впечатлений и развитие художественного кругозора Восприятие музыки учащимися организовывалось не только на чувственном уровне, но и на осознанном, с целью формирования общехудожественных знаний, знаний закономерностей музыкального искусства, стилей, жанров, элементов музыкальной выразительности, их особенностей и т д.
В то же время специально организованное общение школьников давало возможность обмениваться впечатлениями во время занятий и после них, приобщало к разнообразной художественной деятельности, посещению музеев, выставок, коллекционированию и т д
На основе разработанных критериев оценки художественного опыта были определены количественные и качественные данные уровней развития основных показателей художественного опыта подростков (см Табл 1)
Таблица 1
Динамика развития основных показателей художественного опыта
учащихся V и VI классов
Показатель художественного опыта Диагностический срез Процентное соотношение, % Темп развития, %
Эмоционально-образная отзывчивость на музыку Начальный 25,7 60,7
Контрольный 86,4
Потребность в общении с искусством Начальный 22 53,8
Контрольный 75,8
Общехудожествениые знания, умения и навыки Начальный 15,3 40,6
Контрольный 55,9
Художественный вкус Начальный 18,6 52,7
Контрольный 71,3
Анализ результатов экспериментальной работы в V и VI классах показывает, что эмоционально-образной отзывчивость на музыку стала проявляться у 86,4% учащихся, что по сравнению с начальным диагностическим срезом составляет разницу 60,7%, это является самым значительным увеличением в сравнении с динамикой развития других показателей художественного опыта подростков; несколько меньше оказался темп развития потребности в общении с искусством, что составило 53,8%, развитость художественного вкуса увеличилась с 18,6% до 71,3% (темп развития 52,7%); менее значительные изменения произошли в развитии уровня общехудожественных знаний и формирования умений и навыков (темп развития составил 40,6%)
После проведенных занятий факультативного курса, было отмечено следующее у подростков заметно возрос интерес к музыкальным занятиям, усилилось внимание учащихся к содержательной стороне музыкального искусства, более точными и самостоятельными стали суждения и оценки школьников Качественные изменения показателей художественного опыта подростков позволяют утвержать, что художественный опыт обучающихся значительно обогатился Систематизация данных динамики развития основных показателей художественного опыта (Таблица 1) позволили проследить динамику развития уровней художественного опыта (см Табл 2)
Таблица 2
Динамика уровней развития художественного опыта учащихся V и VI классов
Уровень развития художественного опыта Диагностический срез Процентное соотношение^
Пассивный Начальный 37,4
Контрольный 6,9
Репродуктивный Начальный 48,5
Контрольный 9,3
Активный Начальный 8,1
Контрольный 75,5
Активно-творческий Начальный 6
Контрольный 8,3
Результаты динамики уровней развития художественного опыта учащихся У-У1 классов позволяют выявить следующие положительные изменения в развитии художественного опыта: самые значительные изменения произошли в группах с репродуктивным и активным уровнях развития художественного опыта. Так, группа с репродуктивным уровнем развития художественного опыта сократилась на 39,2% (с 48,5% до 9,3%), в то время как группа школьников с активным уровнем художественного опыта увеличилась с 8,1% до 75,5% (темп роста составляет 67,4%), основными характеристиками которого являются развитость эмоционально-образной отзывчивости на музыку, наличие потребности в общении с искусством, недостаточное развитие художественного вкуса, значительный объём общехудожественных знаний, умений и навыков. Менее значительные изменения произошли в группе пассивного уровня художественного опыта, которая сократились с 37,4% до 6,9% (на 30,5%) При этом группа учащихся с активно-творческим уровнем развития художественного опыта увеличилась до 8,3%, темп роста которой составил 2,3%
В заключении сформулированы основные выводы: 1. Художественный опыт представляет собой динамично развивающееся единство образно-чувственного достояния личности, еб
общехудожественных знаний, умений и навыков, личностно-значимое отношение к искусству в результате непосредственного взаимодействия с миром художественного творчества
2 Основными показателями художественного опыта личности являются совокупность художественных интересов человека, его образно-чувственная сфера, наличие общехудожественных знаний, умений и навыков, система внутренних художественных ценностей личности
3. Педагогическими условиями развития художественного опыта подростков являются создание на уроке творческой атмосферы, способствующей возникновению интереса к музыкальному искусству, заинтересованности школьников миром музыки, использование на занятиях музыкального материала посильной степени сложности с учетом индивидуальных особенностей учащихся, использование на занятиях различных форм обучения (индивидуальных, групповых, массовых, диалога, дискуссии, создание проблемных ситуаций и др), развитие самостоятельности, инициативности в различных видах деятельности
4 Модель педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков включает в себя межпредметные, межхудожественные и ассоциативные связи между различными видами искусства (музыкой, литературой, изобразительным искусством, театром, хореографией, скульптурой, архитектурой и тд) которые, при соблюдении педагогических и общехудожественных принципов, условий, методов активизуют основные компоненты и показатели художественного опыта личности и выводят художественный опыт подростка на качественно новый, активно-творческий уровень развития
Результаты опытно-экспериментальной работы выявили существенные положительные изменения в развитии основных показателей и уровней художественного опыта учащихся, подтвердили научную обоснованность гипотезы исследования и положений, вынесенных на защиту, а также целесообразность модели педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях, в том числе изданиях, рекомендованных списком ВАК:
1 Горбунова М А, Егорова С В. Проблема развития интереса студентов-музыкантов к исполнительской деятельности в школе // Теория и практика образования История и современность (Межвузовский сборник н трудов). -Саранск-МГПИим МЕ Евсевьева, 2001 -С 66-69.
2 Горбунова М А, Егорова С.В Формирование художественного кругозора школьников как необходимое условие их всестороннего развития // Тенденция развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (14-15 ноября 2002 г). - Саранск, 2003 - С. 161164
3 Горбунова МА Педагогическое сопровождение развития музыкально-художественного опыта подростков (к постановке проблемы) // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта Сборник научных трудов / Под ред АН. Милюкова, С Н Байдалинова - М МПГУ, 2003 - Вып 10 - С. 138-141
4 Горбунова МА К вопросу о характеристике художественного опыта подростков // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. Материалы международной конференции «Искусство и дети проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке» (17-19 февраля2003 г) - М ИХОРАО, 2003 - С 103-105
5 Горбунова М А Проблемы развития художественного опыта подростков // «Музыкальное образование в XXI веке традиции и инновации» Межвуз. сб научных трудов по итогам межрегиональной научно-практической конференции (Москва, 12-13 марта 2004 г ) в 2 т - М МПГУ, 2004 - Т 2 -С 30-34.
6. Горбунова М.А. Развитие художественного опыта подростков на уроках музыки и во внеклассных занятиях // Искусство в школе. - М., 2007.-№2.-С. 71-72.
V0
Заказ № 446. Объем 1 п.л. Тираж 100 экз.
Отпечатано в ООО «Петроруш» г. Москва, ул. Палиха-2а, тел. 250-92-06 www.postator.ru
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Горбунова, Марина Александровна, 2007 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ.
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ» ЛИЧНОСТИ.
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД.
1.3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОПЫТА ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОПЫТА ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
2.1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОПЫТА ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.
2.2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОПЫТА ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие художественного опыта подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях"
Современный этап развития общества характеризуется потребностью в гармонически развитых личностях и в связи с этим повышением требований, предъявляемых к уровню образованности человека. Главная роль в достижении всестороннего развития личности принадлежит общеобразовательной школе, призванной осуществлять массовое музыкальное воспитание и художественное развитие учащихся. Однако ребенок, вступая в подростковый период развития, уже имеет некоторый художественный опыт. Источником первоначальных художественных впечатлений является непосредственное общение ребенка с окружающим миром, в семье, учреждениях дошкольного воспитания и начальных классах общеобразовательной школы. Влияние оказывают неформальные группы, группы совместного досуга, группы учебно-трудовой деятельности и т.д.
Значительное воздействие на формирование опыта общения с искусством имеет внешняя среда, в том числе и средства массовой коммуникации (радио, телевидение, глобальные компьютерные сети т.д.), через которые распространяются произведения искусства и господствующие в обществе взгляды и предпочтения. При отсутствии целенаправленной продуктивной работы эти предпочтения учащихся формируются спонтанно, в ореоле досягаемости художественных явлений, чаще всего в пределах массовой культуры, формы которой поражают не только разнообразием, но и нередко безвкусием. Это именно те «произведения», которые окружают подростков в повседневной жизни, оказывая влияние на формирование художественных вкусов и предпочтений, что вызывает определенные качественные изменения в накоплении художественного опыта подростка. В связи с этим важно научить школьников извлекать позитивное содержание из окружающего социума, обеспечить процесс социализации подростка посредством взаимодействия с художественной культурой и культурой в целом как процесса усвоения духовного опыта человечества. Осмысливая данную ситуацию, выявляется следующее противоречие, при котором, с одной стороны, всё возрастающее стихийное влияние факторов окружающей среды на сознание подростка и отсутствие целенаправленной работы по формированию художественного опыта подростков на музыкальных занятиях в школе, с другой.
В тоже время в педагогической науке до сих пор единой, приемлемой для всех точки зрения к пониманию художественного опыта личности не выработано. Существует широкий спектр различных подходов к интерпретации содержания опыта, к определению его предметных границ, толкованию функций опыта, конкретных черт его носителя и т.д.
Некоторые авторы рассматривают роль опыта в общественном развитии при исследовании проблем преемственности поколений, обосновании путей улучшения нравственного воспитания (Н.В. Буянова, В.А. Ельчанинов, JI.H. Коган, П.В. Корнеев, В.Н. Киселев, В.Д. Плахов, И.В. Сухарев и др.).
Разработкой различных аспектов проблемы художественно-эстетического опыта личности занимались такие зарубежные и отечественные деятели науки, как А. Маслоу, К.Роджерс, Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Г.Г. Нейгауз, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Тегоювидр.).
Вопросы формирования личности средствами художественной культуры рассматривались в работах Е.А. Бодиной, А.В. Запорожца, Д.Б. Кабалевского, Л. Кагана, А.Н. Малюкова, А.А. Мелик-Пашаева, Л.П. Печко, С.Л. Рубинштейна, Г.М. Цыпина, Д.Б. Эльконина, М. Якобсона и других.
Тем самым можно говорить о проблеме недостаточной разработанности теоретических и методических положений по развитию позитивного художественного опыта подростков, характерной для массового музыкального воспитания. Необходимо наметить перспективные пути и способы решения этой проблемы, теоретически обосновать их, что принципиально важно с точки зрения перспектив совершенствования отечественной музыкально-педагогической школы.
Объект исследования - художественное воспитание подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - процесс развития художественного опыта подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях.
Цель исследования - определить теоретические и методические позиции развития художественного опыта подростков на уроках музыки и во внеклассных занятиях и разработать модель его педагогического сопровождения.
Задачи исследования:
1) определить сущностные характеристики художественного опыта личности и выявить особенности его формирования у подростков;
2) выявить педагогические условия эффективного развития художественного опыта подростков и определить критерии его оценки;
3) проверить эффективность разработанной методики развития художественного опыта подростков в условиях взаимодействия урочной и внеурочной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие художественного опыта подростков будет осуществляться более эффективно, если: на уроках и во внеклассных занятиях будет вскрыт воспитательный потенциал музыкального искусства; если процесс приобщения к музыке будет организован на принципах интеграции искусства в единстве урочной и внеурочной художественной деятельности; основные показатели художественного опыта подростков будут определяться системой педагогических принципов (организации педагогического процесса, построения содержания образования и принципы, направленные на личность и коллектив воспитанников), методов, условий; будет разработана модель педагогического сопровождения, опирающаяся на сущностные характеристики художественного опыта личности и особенности его развития в подростковый период.
Методологические основы исследования составляют:
- классическая теория познания (И. Кант, Г.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.);
- концепции личностно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- концепции эмоционально-образного развития личности (С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, П.К. Анохин и др.);
- основополагающие положения педагогики искусства и их воплощение в исследованиях О.А. Апраксиной, Е.А. Бодиной, Д.Б. Кабалевского, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой, Б.П. Юсова и
ДР-)
Методы исследования: анализ и систематизация философской, психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, теоретическое моделирование; наблюдение, педагогическая беседа, анкетирование, анализ результатов деятельности учителей; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования, математическая обработка полученных результатов.
Экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные школы № 5 и № 35 г. Саранска. В исследовании приняло участие свыше 600 учащихся V-V1 классов.
Основные этапы исследования:
Первый этап (2002-2004 гг.) - теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, определение объекта, предмета, целей, задач, методов исследования.
Второй этап (2004-2006 гг.) - определение концептуальных основ диссертации; дальнейшая работа с теоретическими материалами; создание первых вариантов текста исследования; проведение опытно-экспериментальной работы.
Третий этап (2006-2007 гг.) - обработка и систематизация результатов эксперимента, оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования.
Разработаны теоретические и методические позиции развития художественного опыта подростков как динамично развивающегося единства образно-чувственного достояния личности (эстетическое восприятие, эстетическое отношение, чувства и эмоции), её общехудожественных знаний, умений и навыков, личностно-значимого отношения к искусству и художественному творчеству. Раскрыты сущностные характеристики художественного опыта подростков, разработаны его показатели, критерии оценки и уровни развития. Определены педагогические условия эффективного развития художественного опыта подростков. Разработана модель педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков, которая опирается на межпредметные, межхудожественные и ассоциативные связи между различными видами искусства (музыкой, литературой, изобразительным искусством, киноискусством, театром, хореографией, архитектурой, скульптурой и т.д.), при соблюдении педагогических и общехудожественных принципов, методов, условий активизирующих основные компоненты и показатели художественного опыта личности и выводящих художественный опыт подростка на качественно новый, активно-творческий уровень развития.
Теоретическая значимость исследования.
Определено понятие художественного опыта личности как базовой составляющей структуры личности, включающей в себя образно-чувственноое достояние личности (эстетическое восприятие, эстетическое отношение, чувства и эмоции), её общехудожественные знания, умения и навыки, положительное отношение к искусству в результате непосредственного взаимодействия с миром художественного творчества. Его основные показатели - система внутренних художественных ценностей человека, образно-чувственная сфера личности, совокупность художественных интересов, общехудожественные знания, умения и навыки.
Систематизированы особенности развития художественного опыта учащихся в подростковый период: обострение познавательного интереса, проявление любознательности, открытость новому; изменения в потребностно-мотивационной сфере.
Сформулированы педагогические условия эффективного развития художественного опыта учащихся: учёт возрастных и индивидуальных особенностей подростка; создание на уроке творческой атмосферы; опора на интересы подростков; использование на занятиях различных форм обучения, ориентированных на межличностное общение; развитие самостоятельности, инициативности в различных видах деятельности.
Разработаны критерии оценки художественного опыта подростков (эмоционально-образная отзывчивость на музыку; потребность в общении с искусством; развитость художественного вкуса; общехудожественные знания, умения и навыки), которые позволили сформулировать уровни его развития (пассивный, репродуктивный, активный, активно-творческий).
Практическая значимость исследования.
Определены пути эффективного развития художественного опыта подростков и создан практико-ориентированный факультативный курс; раскрыта система мер, направленная на организацию занятий с подростками в урочной и внеурочной художественной деятельности с учетом их психофизиологических особенностей.
Разработанные в диссертации теоретические положения и практические рекомендации по развитию художественного опыта подростков могут быть использованы в практике как школьных учителей музыки, так и преподавателей дисциплин эстетического цикла (ИЗО, МХК, литературы и тд).
Материалы исследования могут быть включены в лекционные курсы и семинарские занятия студентов музыкальных факультетов педагогических колледжей и вузов, а также в курсы повышения квалификации и переподготовки учителей.
Достоверность исследования обеспечена опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, музыкознания; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам, характеру, объекту и предмету исследования. Работа проводилась на основе системного подхода, что обусловило рассмотрение проблемы исследования в её сложных внутренних связях и взаимозависимостях.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования Российской академии образования. Материалы исследования нашли отражение в выступлениях на конференциях: «Теория и практика образования: история и современность» (г.Саранск, 2001 г.); «Тенденция развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования» (г.Саранск, 14-15 ноября 2002 г.); «Искусство и дети: проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке» (г.Москва, 17-19 февраля 2003 г.); «Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта» (г. Москва, 2003 г.); «Музыкальное образование в XXI веке: традиции и инновации» (г. Москва, 12-13 марта 2004 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественный опыт представляет собой динамично развивающееся единство образно-чувственного достояния личности (эстетическое восприятие, эстетическое отношение, чувства и эмоции), её общехудожественные знания, умения и навыки, положительное отношение к искусству в результате непосредственного взаимодействия с миром художественного творчества.
2. Основными показателями художественного опыта личности являются:
- совокупность художественных интересов человека, представляющих собой устремленность личности на художественный объект;
- образно-чувственная сфера личности, включающая в себя эстетическое восприятие, переживание, эмоции, чувства и т.д.
- наличие общехудожественных знаний, умений и навыков, определяемых как достижения музыкальной практики, обобщенные и закрепленные в виде терминов, понятий, правил и законов построения и бытования музыкальных произведений в художественной культуре;
- система внутренних художественных ценностей личности, определяемая как избирательное отношение человека к ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений.
3. Художественный опыт подростков представлен в виде нескольких уровней: пассивный (неразвитость эмоционально-образной отзывчивости на музыку; отсутствие потребности в общении с искусством; несформированность художественного вкуса; отсутствие общехудожественных знаний); репродуктивный (слабая развитость эмоционально-образной отзывчивости на музыку; неустойчивый интерес к искусству; несформированность художественного вкуса; минимум общехудожественных знаний); активный (развитость эмоционально-образной отзывчивости на музыку; наличие потребности в общении с искусством; недостаточное развитие художественного вкуса; значительный объем общехудожественных знаний); активно-творческий (активность эмоционально-образной отзывчивости на музыку; наличие устойчивой потребности в общении с искусством; развитый художественный вкус; творческое применение общехудожественных знаний).
4. Модель педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков включает в себя межпредметные, межхудожественные и ассоциативные связи, которые при соблюдении педагогических принципов (организации педагогического процесса, построения содержания образования и принципов, направленных на личность и коллектив воспитанников), условий, методов активизируют основные компоненты и показатели художественного опыта личности и выводят художественный опыт подростка на качественно новый, активно-творческий уровень развития.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Художественный опыт представляет собой динамично развивающееся единство образно-чувственного достояния личности, её общехудожественных знаний, умений и навыков, личностно-значимое отношение к искусству в результате непосредственного взаимодействия с миром художественного творчества.
2. Основными показателями художественного опыта личности являются: совокупность художественных интересов человека; развитость образно-чувственной сферы; сформированность общехудожественных знаний, умений и навыков; система внутренних художественных ценностей личности.
3. Педагогическими условиями развития художественного опыта подростков являются создание на уроке творческой атмосферы, способствующей возникновению интереса к музыкальному искусству, заинтересованности школьников миром музыки; использование на занятиях музыкального материала посильной степени сложности с учетом индивидуальных особенностей учащихся; использование на занятиях различных форм обучения (индивидуальных, групповых, массовых; диалога, дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.); развитие самостоятельности, инициативности в различных видах деятельности.
4. Модель педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков включает в себя межпредметные, межхудожественные и ассоциативные связи между различными видами искусства (музыкой, литературой, изобразительным искусством, театром, хореографией, скульптурой, архитектурой и т.д.) которые, при соблюдении педагогических и общехудожественных принципов, условий, методов активизуют основные компоненты и показатели художественного опыта личности и выводят художественный опыт подростка на качественно новый, активно-творческий уровень развития.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Горбунова, Марина Александровна, Москва
1. Авдеева А А. Авторская песня как средство развития познавательных интересов школьников подростков на уроках музыки: Автореф. . к.п.н. -М., 2000. -20 с.
2. Аверочкин В.Г. Формирование общественной активности подростков в процессе внеклассных музыкальных занятий: Автореф. . к.п.н. М., 1988.-16 с.
3. Алмазов Б.Н., Бессонова Н.Н., Беляева М.А. Методика и технологии работы социального педагога. Уч. пос. для студ. высш. уч. завед. М.: Высшее образование, 2004. - 192 с.
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. -496 с.
5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. М., 2005- 432 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. - 339 с.
7. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М., 1980. - 225 с.
8. Анисимов А.С., Макутон П.Я. Мировоззренческое содержание и методологическая функция категории «практика» // Категории диалектики и их методологическая и мировоззренческая функции. Межвуз. сб. н. тр. Чебоксары, 1983. - С. 141-147.
9. Артемов В.А. Конспект лекций по психологии. Харьков, 1953. - с. 173.
10. Архипова Л.М. Формирование эстетической позиции подростка как проблема образования учителя искусства. Автореф. .к.п.н. - М., 2004. -18 с.
11. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1965. - 151 с.
12. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Л., изд. 2-е, 1975.-234 с.
13. Асафьев Б.В. Избранные труды: В 5 т. М., 1952-1957. - Т. 1. - 239 с.
14. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1984,— 104 с.
15. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во МГУ, 1986. -96 с.
16. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. М., 1982. - 192 с.
18. Бабий В.И. Развитие творческой деятельности младших подростков на занятиях музыки в общеобразовательной школе: Автореф. .к.п.н. -Киев, 1986.-21 с.
19. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственного искусства. М., 1925. -412 с.
20. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л., 1974.-164 с.
21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Исследования разных лет. -М, 1975.-502 с.
22. Безбородова Л.А., Оссенева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников. Уч.пособие для студ. нач. фак. педвузов. М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 368 с.
23. Берне. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. В.Я. Поляковского. М.: Прогресс, 1986. - 410 с.
24. Блонский П.П. Педология: Книга для преподавателей и студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Владос, 1999. -288 с.
25. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 1979. - 213 с.
26. Богомолова JI.B., Голубева Т.П. Художественно-эстетические потребности подростков // Проблемы эстетического воспитания подростков. М., 1994. - С. 5-14.
27. Богомолова Л.В., Лепская Н.А., Пронина Е.Е. Искусство в школе: новые возможности практического решения. М., 1994. - 63 с.
28. Бодалев А.А. Личность и общение. Избр. труды. М., 1983. - 147 с.
29. Бодина Е.А. Интегрированное знание как методологическая проблема и пути её решения в области художественного образования // Педагогика искусства и интеграция. М., 2000. - С. 264-270.
30. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование.- М.: Просвещение, 1968. 464 с.
31. Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии // Вопросы психологии. М., 1957. - № 1. - С. 32-38.
32. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям. Тула, 1988. - 145 с.
33. Бурвина Э.М. Ассоциативный метод в преподавании музыки (На материале фортепианного обучения будущих учителей музыки): Автореф. дис. .к.п.н. -М., 1990. 16 с.
34. Бужник А.Г. Формирование эстетического отношения подростков к музыкальному искусству во внеурочной деятельности: Автореф. . к.п.н. -М., 1991.-17 с.
35. Брылина В.Л. Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками: Автореф. . к.п.н. -М., 1982. 20 с.
36. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 1966.- 118 с.
37. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки. Л., 1983. -2-е изд. - 223 с.
38. Вендрова Т.Е. Интонационное учение Б.В. Асафьева как одна из основ новой программы по музыке для общеобразовательной школы: Автореф. дис. к.п.н.-М., 1981. 16 с.
39. Виды искусства и их взаимодействие. Пособие для учителя / Редакторы-составители: Е.П. Кабкова, Л.Н. Мун. М., 2001. - 210 с.
40. Вершинина Г.В. Михайловская И. Б. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М.: Просвещение, 1990. - 87 с.
41. Вульфов Б.З. Время взрослых поступков. Диалоги о школьной юности и ее проблемах. М., 2001. - 112 с.
42. Выготский Л.С. Избранные труды. Т.9 М., 1984. - 487 с.
43. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского -М., 1987.- 344 с.
44. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. -5-е изд., доп. М., 1997. - 263 с.
45. Гадалова И.М. Формирование элементов творческой музыкальной активности у младших школьников: Автореф. дис. . к.п.н. Киев, 1983. -20 с.
46. Гасюнене Р.Г. Народное творчество в формировании музыкальных интересов школьников-подростков на уроках музыки (на материале литовских школ). Дисс.к.п.н. М.: НИ ИХО АПН, 1986. - 200 с.
47. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4-х т. М.: Искусство, 1971. - Т.З. - 621 с.
48. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. Сб. ст. -М., 1974. С. 134-145.
49. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969. - 77 с.
50. Давыдкина В.В. Художественные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности педагога музыканта. Дисс. на соиск. степени канд. пед. наук. М.: ИХО РАО, 2004. - 205 с.
51. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
52. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: ACT, 2002. - 983 с.
53. Деникина З.Д. Философско-социологический анализ категории практики в системе исторического материализма: Автореф. дис. . канд.философ. н.-Киев, 1983.-23 с.
54. Джумаев Р.З. Практика как система и особенности её функционирования: Автореф. . к.философ. н. Ташкент, 1988. - 19 с.
55. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение,1982.-319 с.
56. Димова И.Г. Формирование музыкального вкуса подростков в процессе изучения вокальных классических произведений: Автореф. . к.п.н.1983.- 15 с.
57. Дидыч Г.С. Художественно-педагогический анализ произведений как средство эстетического воспитания подростков: Автореф. . к.п.н. -Киев, 1982.-23 с.
58. Дмириева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пос. для учащихся пед. уч-щ по спец. 05.05.00 «Муз. воспитание», 03.07.00 «Препод, в нач. кл. общеобраз. шк.». М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
59. Доронина О.М. Развитие музыкально-эстетической культуры школьника: Автореф. дис. . к.п.н. Саратов, 1999. - 23 с.
60. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. М., 1972. - № 2. - С. 25 - 38.
61. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие. 4-е изд. М., 2006. - 392 с.
62. Дышлевский П.С. Феномен творчества и философский подход к его исследованию // Становление человека и творчества. М., 1994. - С. 4652.
63. Замятина И.А., Школяр В.А., Школяр Л.В. Музыкальное искусство. 1 класс (программа и методика). М.,1994. - 98 с.
64. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990. - 178 с.
65. Зильберквит М. Мир музыки / Звуки и числа. М., 1988. - 84 с.
66. Иванов П.И. Общая психология: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. Изд. 3-е. Ташкент, 1967. - 554 с.
67. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М., 1980. - 354 с.
68. Ильин B.C. Проблема воспитания потребности в знании у школьников. -Ростов-на-Дону, 1971. 224 с.
69. Ильина Т.А. Проблемное обучение — понятие содержание // Вестник высшей школы. М., 1976. - № 2. - С. 39-48.
70. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. - 158 с.
71. Кабалевский Д.Б. Дело всей жизни: Сборник / Сост. Е.Д. Критская, Г.А. Пожидаев. М., 1995. - 162 с.
72. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Изб. ст. и докл. АПН СССР. -М., 1986.-188 с.
73. Кабкова Е.П. Интеграция и полихудожественное взаимодействие искусств на уроках по мировой художественной культуре. М., 1998. -256 с.
74. Каган М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики // Советская педагогика. М., 1981. - № 10. - С. 56-63.
75. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
76. Каган М.С. Художественная деятельность как информационная система. -М, 1975.-174 с.
77. Карагодин B.C. Социальный опыт в обыденном сознании: Автореф. . к. философ, н. Свердловск, 1989. - 19 с.
78. Керженцева А.В. Педагогические условия развития творческого отношения к овладению знаниями у младших школьников: (В системе JI.B. Занкова): Автореф. дис. к.п.н. Пятигорск, 2001. - 16 с.
79. Кислинская Т.И. Эстетический опыт трудного школьника как средство психокоррекции // Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза. Сб. н. тр. М., 2003.-С. 78-84.
80. Кияшов Н.С. Формирование патриотических чувств у подростков на уроке музыки в школе: Автореф. . к.п.н. Ташкент, 1995. - 22 с.
81. Киященко Н.И. Мировоззренческий потенциал эстетического сознания // Эстетическое сознание личности. М., 1995. - С. 200-205.
82. Киященко Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре // Эстетическая культура. М.: ИФ РАН, 1996. - 210 с.
83. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп. Пособие для учителя / Под общ. ред. Б.П.Юсова. Москва-Мурманск: ИЦЭВ РАО, 1995. - 107 с.
84. Командышко Е.Ф. Развитие культурно-творческой инициативы у старшеклассников в эстетической образовании. Дисс.к.п.н. - М., 2002.-208 с.
85. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. -174 с.
86. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -143 с.
87. Конникова Т.Е. Механизм воздействия коллектива на личность // Советская педагогика. М., 1969. — №11.- С. 35-39.
88. Критская Е.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема // Теория и методика музыкального образования детей. М., 1999. - с. 8093.
89. Крутоус В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал. М., 1985. -126 с.
90. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990. -163 с.
91. Курбонова Г.Н. Интеграция музыкально-исполнительских дисциплин в профессиональной подготовке будущих учителей музыки. Дисс. на соиск. .к. п.н.-М., 2005.-159 с.
92. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо., Вып. 2. -М., 1982. 101 с.
93. Леквекшвили Г.Г. Роль музыкального воспитания в процессе становления личности: Автореф. дис. . к. филол. наук. Тбилиси, 1982. -26 с.
94. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. - 304 с.
95. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. -М., 1984.-С. 162-171.
96. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. - 96 с.
97. Лехциер В.Л. Введение в феноменологию художественного опыта-Самара, 2000.-233 с.
98. Литвиненко О.С. Педагогические основы индивидуализации музыкального обучения в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дис.к.п.н. -М., 1995. 18 с.
99. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985. -176 с.
100. Лыпа И.Ю. Дискуссионный музыкальный клуб как средство развития музыкальных интересов школьников-подростков. Дисс.к.п.н. М., 1993.-197 с.
101. Мазель Л. А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк. М.: Музыка, 1983.- 168 с.
102. Максимова В.Н. Влияние проблемного обучения на формирование познавательного интереса старшеклассников. Дисс.к.п.н. Л., 1970. -364 с.
103. Малыгина Е.А. Развитие художественно-эстетического вкуса личности в процессе освоения искусства // Современные подходы к теории эстетического воспитания. М., 1999. - 183 с.
104. Малюков А.Н. Феномен события-переживания в теории и практике художественно-эстетического воспитания школьников // Современные подходы к теории эстетического воспитания. М., 1999. - С. 118-122.
105. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. Учебное пособие. -М.: Прометей, 1993. 144 с.
106. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна, 1999. - С. 8-65.
107. Малюков А.Н. Художественная культура. Метод, пос. для педагога по курсу факультативных занятий с учащимися подросткового возраста (7 класс). М.: Прометей, 2000. - 150 с.
108. Малюков А.Н. Художественная культура. Программа факультативного курса для работы с учащимися подросткового возраста (5-8 классы). -2-е изд., перераб. и доп. М., 1994. - 31 с.
109. Маркова А.К., Орлов А.В., Флидман JI.M. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М., 1983. - 172 с.
110. Маслова Л.П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства: Автореф. . к.п.н. -М., 1994. 18 с.
111. Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 208 с.
112. Медушевский В.В. Красота природы в музыке и её эстетические основания // Эстетическое сознание личности. М., 1995. - С. 75-82.
113. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 183 с.
114. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-262 с.
115. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.-96 с.
116. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. М., 1989. - № 1. - С. 15-19.
117. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Психологические особенности школьного возраста и руководство художественным творчеством подростка // Эстетическое воспитание и экология культуры. М., 1988. -С. 57-59.
118. Мельткумова Э.И. Формирование у подростков потребности в музыкальном самообразовании: Автореф. . к.п.н. Ташкент, 1988. - 17 с.
119. Мирецкая В.Г. Совершенствование восприятия художественного образа подростками на уроке музыки и литературы: Автореф. . к.п.н. М., 1984.-18 с.
120. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение, 1969. - 280 с.
121. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2005. - 198 с.
122. Мясищев В.Н. Проблемы психологии в свете взглядов классиков максизма-ленинизма на отношения человека // Уч. зап. ЛГУ. № 203. Сер. Философ, наук, Вып. 8. Л., 1955. - 158 с.
123. Надирова Л.Л. Развитие эмпатии при обучении подростков музыке: Автореф. . к.п.н. -М., 1994. 16 с.
124. Надолинская Т.В. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников: Автореф. к.п.н. СПб., 1995. - 16 с.
125. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 154 с.
126. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.- 132 с.
127. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 147 с.
128. Нгуен К.З. Диалектическая сущность категории практики: Автореф. дис. . канд. философ, н. Львов, 1998. - 14 с.
129. Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. - С. 112-146.
130. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М.: Владос, 2002. - Т. 2. - 608 с.
131. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998. -896 с.
132. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс XI век, 2005. - 896 с.
133. Павлова Н.Н. Активизация интереса учащихся 6-7 классов к изобразительной деятельности: Дисс. .к.п.н. -М., 1992. 161 с.
134. Перегудова K.J1. Формирование интереса к музыке у школьников подросткового возраста в процессе начального обучения игре на фортепиано: Автореф. . к.п.н. -М., 1984. 19 с.
135. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
136. Петровский А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. - 124 с.
137. Печко Л.П. Эстетический и художественный опыт личности: структура, компоненты, возможности развития // Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза. Сб. н.тр.-М,2003.-С. 8-19.
138. Плотица Э.И. Освоение зарубежной музыки XX в. старшими подростками в слушательской деятельности. М., 1994. - 17 с.
139. Попова С.В. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях. Дисс. к.п.н. М., 1998. - 133 с.
140. Пронякин В.И. Опыт как причинно-временной фактор культурогенеза: Автореф. канд. философ, н. Киев, 1990. - 17 с.
141. Проворотова Н.А. Формирование познавательной активности школьников дидактическими средствами межпредметных связей. -Дисс. . к.п.н. Воронеж, 2003. - 182 с.
142. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М: Политиздат, 1990. - 494 с.
143. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. - 462 с.
144. Раисов У.Ф. Синтез музыки и поэзии как фактор музыкальной культуры подростков (в иноязычных школах Казахстана). Дисс. к. п. н. М.: РАО ИЦЭВ, 1997.-171 с.
145. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. С.-П., 1995.-253 с.
146. Российский энциклопедический словарь. Книга 2. Гл. ред. A.M. Прохоров М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 2015 с.
147. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Академия наук СССР, 1959. - 350 с.
148. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.-Т.2.-328 с.
149. Рыков Н.А. К вопросу об образовании умения. М.: Советская педагогика. - № 10. - С. 43-47.
150. Сатгаров И.Р. Методологическое значение категории «практика» в определении эстетической чувственности: Автореф. дис. . канд. философ, н Свердловск, 1986. - 19 с.
151. Севальев А.А. Педагогические условия формирования мотивации учения школьников на уроках музыки: Автореф. . к.п.н. Ярославль, 1999.-20 с.
152. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семёнова. JI., 1979. - 262 с.
153. Старобинский C.JI. Теоретические основы слухового анализа музыкальных произведений школьниками-подростками в слушательской деятельности: Автореф. . к.п.н. -М., 1995. 17 с.
154. Таллин Е.Н. Воспитание музыкальной художественного вкуса у старшеклассников на факультативных занятиях и во внеклассной работе по музыке: Дисс. . к.п.н. М., 1990. - 208 с.
155. Торшилова Е.М. Проблема культурного развития личности в современной школе // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспектива. М., 2001. - С. 71-78.
156. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т., Т.5. М., 1950. - 482 с.
157. Фельдпггейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 368 с.
158. Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т., изд. 7-е М.: Республика, 2001.- 719 с.
159. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, В.Г. Попова. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. 827 с.
160. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982.- 108 с.
161. Хомякова В.М. Роль музыки в воспитании нравственной и эстетической культуры детей: Автореф. дис. . к.п.н. Казань, 2000. - 20 с.
162. Хоркунов А.С. Концепция практики: проблема теоретического начала и понятия элементарной формы практической деятельности: Автореф. дис. . канд. философ, н. Свердловск, 1984. - 19 с.
163. Худяков С.С. Практика как основа единства уровней научного познания // Научное познание и практика. (Межвуз. сб. н. тр.). Уфа, 1981. - С. 30-49.
164. Церковникова Н.Г., Зеер Э.Ф. Деформация морального сознания как одна из причин девиантного поведения подростка // Образование и наука. М., 2003. - № 5 (23). - С. 91-99.
165. Чорный И.П. Социальный опыт как результат и предпосылка развития сущностных сил человека: Автореф.канд. философ, н. Черновцы, 1989.-22 с.
166. Шевчук Л.Э. Формирование музыкально-исторических знаний школьников в процессе внеклассных занятий: Автореф. . к.п.н. М., 1994.-15 с.
167. Школяр Л.В. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике школы // Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей. М., 1998.
168. Шульпина Л.Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: Автореф. к.п.н. -М., 2001.-19 с.
169. Щербаков Н.Н. Некоторые вопросы теории и практики эстетического воспитания старших школьников // Проблема теории и методики эстетического воспитания школьников. Материалы Всес. симпозиума. -Тбилиси, 1980.-4.1.-435 с.
170. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.: Знание, 1972. - 82 с.
171. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971. 247 с.
172. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-555 с.
173. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. М., 1971. - № 1. - С. 6-20.
174. Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза. Сб. н. трудов. М., 2003. - 204 с.
175. Юсов Б.П. Концепция образовательной области «Искусство». Альтернативный вариант. Рукопись. М., 2000.
176. Юшка А.К. Учебные мотивы подростков и тенденции их изменения // Избр. доклады участников «Педагогических чтений». М., 1973. - С. 6371.
177. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. - 317 с.
178. Яконюк B.JI. Музыкант. Потребность. Деятельность. Мн.: Белорусская академия музыки, 1993. - 147 с.
179. Dewey, J. Art as Experience. N.Y., 1934.
180. Meyer E. H. Musik im Zeitgeschehen. В., 1952.
181. Lissa Z. О specyfice muzyki. Krakow, 1953.
182. Lissa Z. Aufsatze zur Musikasthetik. В., 1969.
183. Wellek A. Musikpsychologie und Musikasthetik. Fr./M., 1963.