автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Авторская песня как средство развития познавательных интересов школьников-подростков на уроках музыки
- Автор научной работы
- Авдеева, Алла Алексеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Авдеева, Алла Алексеевна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки развития познавательных интересов школьников.
1.1. Культурологический анализ феномена авторской песни (история и современное состояние).
1.2. Проблема познавательного интереса в психолого-педагогической науке.
1.3. Значение познавательных интересов в становлении музыкальной культуры подростков.
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование развития познавательных интересов школьников на уроке музыки
2.1. Методы развития познавательных интересов школьников на материале авторской песни.
2.2. Задачи, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Авторская песня как средство развития познавательных интересов школьников-подростков на уроках музыки"
На пороге нового тысячелетия перед отечественной педагогикой стоят задачи, связанные с широкой демократизацией воспитательного процесса, поддержкой творческой инициативы педагогов и учащихся. Комплексная разработка проблем формирования личности с новым экономическим мышлением, демократическими ориентирами, развитыми творческими способностями и высокой художественной культурой не случайно становится центральной линией развития отечественной педагогики. За последние годы в обществе произошло осознание огромной роли образования в экономическом и социальном развитии страны. В связи с этим для педагогической науки важное значение приобретают вопросы успешного и эффективного усвоения содержания образования.
Эти вопросы неразрывно связаны с одной из фундаментальных проблем педагогики - проблемой познавательного интереса. От степени развития желания школьников учиться в обстановке увлеченности, радости познания зависит успех всего педагогического процесса. Знания, приобретенные учащимися на основе познавательного интереса, легче усваиваются, они более прочные. Познавательный интерес способствует тому, что познавательная деятельность становится более результативной, развивается мыслительная активность, происходит более успешное освоение учебных предметов. Сформированный познавательный интерес рождает умение и потребность самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, развивает критичность ума. Он рождает потребность в самообразовании, самовоспитании, тем самым создавая условия для формирования активной, духовно богатой, способной к творчеству-личности .
Как мы видим, познавательный интерес является "лейтмотивом" всего учебно-воспитательного процесса. Решение проблемы познавательного интереса требует от учителя творческого подхода, новых эффективных методов обучения. Эта проблема широко разрабатывалась и разрабатывается сейчас в зарубежной и отечественной педагогике. Известны работы древнегреческого философа Аристотеля (61), римского теоретика Квинтилиана (61), труды Я.А.Коменского(61), И.X.Гербарта(30) и др. В России проблемой познавательного интереса начали заниматься еще в XVIII веке. Известны имена педагогов и видных общественных деятелей того времени И.Н.Бецкого и Ф.И.Янковича. В их работах познавательный интерес является основой учения с увлечением, он должен избавить учеников от "горестного и жалостного" обучения (2, с. 33). Известный писатель А.Н.Радищев отмечал ценность познавательного интереса для человека, указывал на его "ненасыщаемый характер" (2, с. 34).
В XIX веке более глубокая попытка осмыслить проблему познавательного интереса была предпринята писателем и музыкальным критиком В.Ф.Одоевским. Он считал познавательный интерес врожденным свойством человека и ратовал за серьезный труд ученика, в процессе которого познавательный интерес превращается в привычку человека (2, с. 35). Другую сторону этой проблемы рассматривал известный педагог К.Д.Ушинский. Он связал познавательный интерес с целостным процессом нравственного становления личности (2, с. 37). О важной роли познавательного интереса в самообразовании личности писал педагог и методист И.Ф.Бунаков
2, с. 38) . Познавательный интерес занимает важное место в педагогических трудах Л.Н.Толстого. Он видел в познавательном интересе главное условие для успешного обучения (2, с. 39).
В XX веке развитием теории познавательного интереса занимались многие известные отечественные психологи и педагоги (Б.Г.Ананьев, Л.А.Гордон, Н.Ф.Добрынин, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Иванов, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и другие). Фундаментальное исследование по проблеме познавательного интереса принадлежит Г.И.Щукиной. Она рассматривает познавательный интерес разноаспектно, подчеркивая его огромное значение для творческого развития учащихся и успешного усвоения ими разнохарактерных знаний. Познавательный интерес выступает одним из основных показателей того, что содержание предмета не только понято и осмыслено, но и не оставляет учеников равнодушными к последующему изучению данной дисциплины.
Проблема формирования познавательных интересов особенно остро стоит в педагогическом процессе в 5-9 классах. Первоклассники приходят в школу с большим желанием учиться, но к подростковому возрасту интерес к учебе заметно ослабевает. Это сказывается и на ухудшении поведения на уроках, и на снижении успеваемости. Причинами этого является не только сложность психической жизни подростка, бурное развитие самооценки и самосознания. К ним, на наш взгляд, относятся и недостаточное усвоение предшествующих знаний, неподготовленность к постановке и решению более сложных задач, отсутствие определенных жизненных ориентиров, в том числе связанных с будущей профессией. Поэтому для развития личности подростка, его мировоззрения, ценностных ориентаций проблема познавательных интересов приобретает особый, жизненно важный смысл. Учитывая силу фактора интереса, преобразующую личность, психолог Л.С.Выготский справедлиео отмечал, что "ключом к проблеме развития подростка является проблема познавательного интереса" (29, с. 57).
В педагогике музыкального образования проблема познавательного интереса является наиболее актуальной. Без ее решения нельзя достичь главной цели музыкального образования, сформулированной в свое время Д.Б.Кабалевским - сформировать "музыкальную культуру школьников как часть их духовной культуры" (115, с. 8). Проблемой познавательного интереса в теории и практике музыкального обучения занимались Э.Б.Абдуллин, Е.Я.Бурлина, А. Г.Болгарский, Н.Н.Гришанович, И.Ю.Лыпа, З.П.Морозова, С.Н.Ни-китюк, Л.А.Никольский, Т.Н.Плеснина, В.И.Петрушин, А.И.Паламар-чук, Т.Ю. Свистельникова и др. Исследования этих авторов показали большое значение фактора интереса для формирования музыкально-познавательной деятельности школьников. Ученые обосновали различные педагогические средства, приемы, методы, позволяющие развивать познавательные интересы на уроках музыки и в процессе внеклассной работы.
В последнее время развитие познавательных интересов на уроках музыки, становление музыкальной культуры учащихся осложняется интенсивным наступлением массовой культуры на художественное сознание общества. Совершенно справедливо эту ситуацию оценила музыковед В.Д.Конен в своей книге "Третий пласт": "Никогда прежде городская музыка демократического направления, развивающаяся вне основного пути музыкального профессионализма, не определяла в такой степени художественный облик современности. Никогда прежде легкий жанр не занимал столь "почетного" места, как сейчас" (62, с. 5). На Западе такую музыку называли "тривиальной", "между музыкой" (62, с. 6). У нас в России больше распространен термин "легкая музыка", "поп-музыка" и др. И в последнее время популярным стал термин "массовая музыкальная культура". Мы согласны с мнением А.Н.Сохора, что "каждый вид музыки имеет право на существование, в рамках каждого могут быть удачные и бездарные произведения", а "легкая музыка необходима, если без серьезной музыки жизнь пуста, без легкой -скучна" (135, с. 18).
Массовые музыкальные жанры имеют определенные специфические черты, отличающие их от академической музыки. Прежде всего массовая музыка выполняет релаксационно-развлекательную функцию. Для этого она использует комедийно-бытовую тематику, "игру в чувства или театр чувств" (209, с. 11), то есть в ней отсутствуют подлинные человеческие переживания, она отвлекает слушателя от реальности. Потребление поп-музыки не требует особой подготовки для восприятия, то есть определенного запаса теоретических и культорологических знаний, умственных усилий, большого опыта общения с разными музыкальными произведениями. Легкой музыке присуща "и специфическая каноничность, то есть ориентировка на готовые выразительные простые интонационные и ритмические блоки, четкая, несложная форма, отсутствие движения, развития, показ одного эмоционального состояния"(209, с. 12).
На протяжении формирования массовой музыкальной культуры в XX веке постепенно сложились следующие ее основные виды: эстрадная музыка (поп-музыка), рок-музыка, джаз, авторская песня.
Профессиональная эстрада сформировалась в 3 0-е годы нашего века. Долгое время она была ареной для идеологических деклараций (песни И.О.Дунаевского, А.Г.Новикова, братьев Д. Я. и Д.Я.Покрасс). В настоящее время в силу изменения социально-экономических условий эстрада сохранила в основном свое лириче-ско-любовное направление (песни Н.В.Богословского, А.Н.Пахмутовой, М.JI.Таривердиева, Я.А.Френкеля и др.).
В последние годы в рамках эстрадной музыки сформировался жанр поп-музыки. Сегодня, благодаря средствам массовой информации, поп-музыка становится не только постоянным фоном, звуковым "украшением жизни", но и фактором, формирующим стиль жизни, типы поведения, моральные принципы. Для многих своих потребителей она является олицетворением всей музыкальной культуры. Поп-музыка - самая мобильная и эффективная форма воздействия на чувства и сознания людей, не имеющих достаточного жизненно-социального опыта, то есть на молодежную аудиторию. Основа поп-музыки держится в основном на двух компонентах: 1) танцевальный ритм, 2) определенная тематика, сводящаяся к двум понятиям -"достаток" и "любовь" (209, с. 10). В настоящее время в теле- и радио эфире поп-музыка заняла приоритетное положение среди других жанров массовой культуры, стала "властительницей дум" молодежи .
Самые противоречивые, полярные оценки вызывает рок-музыка. Благодаря своей доступности для непрофессиональных исполнителей рок-музыка способна удовлетворить ту потребность в самостоятельном творчестве, активном самовыражении и самоутверждении, которые всегда присущи молодежи. Громкая звучность при исполнении рок-музыки рождает ощущение эмоционального подъема и как бы сплачивает всех присутствующих. На концертах у зрителей возникает чувство внутренней освобожденности, но с другой стороны, рок-музыка подавляет способности человека к художественному восприятию и к эмоционально-эстетическому переживанию, снижая их до уровня примитивных, рефлекторных реакций. Нередко рок-музыка с помощью громкого звучания и навязчивого пульсирующего ритма доводит слушателей до экстатического, полубессознательного состояния.
Джаз очень долго пробивал себе дорогу на "музыкальном Олимпе". Сначала он был не угоден по идеологическим причинам, так как он пришел в СССР с Запада. (Про него известна поговорка: "Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину предашь"). После снятия всех цензурных запретов джаз занял достойное место в массовой музыкальной культуре, однако в силу своей специфики он имеет достаточно узкий круг любителей и ценителей.
На фоне вышеперечисленных жанров особое положение в массовой музыкальной культуре занимает "авторская песня" (термин автора-исполнителя В.С.Высоцкого). Она стала результатом духовного общения интеллигентных людей разных поколений и профессий. Авторская песня вошла в музыкальную культуру в 60-е годы и стала символом "оттепели" в политической и культурной жизни нашей страны. в определенной мере она стала "противодвижением" (термин В.Д.Конен) к остальным жанрам массовой культуры (рок-музыке, поп-музыке, эстраде, джазу). В отличие от стандартизированной поп-музыки авторской песне присуща яркая индивидуальная авторская интонация, связанная с личным мироощущением, мировосприятием автора-исполнителя, его манерой общения со слушателями. В отличие от рок-музыки авторская песня - не форма протеста, бунта молодежи, а способ осмысления мира. Авторская песня лишена напускного оптимизма и ложного бодрячества, она не стала образом-символом официального образа жизни, как советская эстрада. В отличие от джаза авторская песня опирается на национальные традиции, имея чисто русские истоки.
Лучшие образцы авторской песни заняли достойное место в отечественной музыкальной культуре (песни А.Н.Вертинского, В.С.Высоцкого, Б.Ш.Окуджавы). Интерес к авторской песне как к социально-художественному феномену отечественной культуры особенно заметен в 90-е годы. Это вызвано и расцветом этого жанра, и осознанием его роли в художественной жизни страны. Историей авторской песни занимались многие исследователи (М.В.Каманкина (189) 1989г., С.С.Бирюкова (176) 1990г., Ю.А.Андреев (7) 1991г., Н.В.Протасова (209) 1993г., А.П.Качалкин (190) 1998г.). Огромный нравственный потенциал авторских песен, исповедальная манера исполнения, высокая поэзия, доступность их для исполнения и восприятия любым человеком, разнообразная тематика - все эти качества, на наш взгляд, особенно подходят для работы с подростками на уроках музыки. Педагогическое влияние авторской песни как средства развития познавательных интересов школьников-подростков остается мало исследованным.
Как известно, формирование познавательных интересов начинается с "благоприятного духа обучения" (2, с. 17), с создания на уроке обстановки доверия, сотворчества, сопереживания, особого психологического контакта. Все это может создать на уроке авторская песня. Тематическое разнообразие песен помогает более глубоко раскрыть содержание уроков. Творческое комбинирование различных элементов урока с использованием авторской песни помогает создать атмосферу заинтересованности, делает урок более ярким, увлекательным. Авторская песня доступна для восприятия и исполнения школьниками. Это качество позволяет использовать ее как первоначальную ступень для развития осознанного и заинтересованного восприятия серьезной музыки. Она позволяет связать на уроке музыку и жизнь, осмыслить и усвоить ключевые и частные знания о музыке. В авторской песне поэт раскрывает свое мироощущение, ищет ответы на "вечные" философские вопросы человечества, поэтому данный жанр может иметь еще и большое воспитательное значение.
Разнообразие форм авторской песни (репортаж, баллада, рассказ и т.д.), яркая поэтическая речь позволяет учителю музыки выстроить определенную драматургию урока, использовать приемы неожиданного контраста, новизны изучаемого материала, усилить его эмоциональное воздействие. Все это мобилизует внимание школьников, развивает их воображение, стимулирует мыслительные процессы, активизирует восприятие как личное познание музыки. Можно предположить, что авторская песня на уроке музыки выступает в различных значениях: как материал для исполнения, как своеобразный "фон", создающий определенную психологическую установку на обучение, как материал для слушания и последующего анализа. Использование авторской песни на уроках музыки способствует развитию познавательных интересов школьников-подростков.
Следует подчеркнуть, что в существующих программах по музыке для общеобразовательных школ авторская песня практически отсутствует.
В программе Д.Б.Кабалевского "Музыка", на которую мы опираемся в нашем исследовании, используется только одна песня данного жанра, "Песня о маленьком трубаче" С.Я.Никитина (5 класс, III четверть, 4 урок).
В программе по музыке для 1-8 классов (под редакцией Ю.Б.Алиева и др., 1993) жанр авторской песни встречается в качестве материала для хорового исполнения (6 класс). В 8 классе знакомство с ней происходит как с разновидностью массовой музыкальной культуры, наряду с регтаймом и рок-музыкой. Это знакомство носит иллюстративно-информативный характер.
Обновленный вариант программы Д.Б.Кабалевского представлен в 19 94 году авторами Э.Б.Абдуллиным и Т.А.Бейдер. Авторская песня в ней используется как дополнительный материал для исполнения в 5-8 классах.
В 1997 году вышла программа Г.П.Сергеевой, представляющей собой двухчасовой вариант уроков для начальной школы. В содержание данной программы включены лучшие образцы различных жанров музыкальной культуры (духовная музыка, фольклор, джаз, а также авторские песни Б.Ш.Окуджавы, B.C.Высоцкого, С.Я.Никитина, как материал для слушания (4 класс, II полугодие)).
Таким образом, мы видим, что в вышеназванных программах использование авторской песни сведено к минимуму, знакомство с ней носит чисто информативный характер, поэтому влияние авторской песни на развитие познавательных интересов школьников, формирование музыкальной культуры подростков является наименее разработанной и мало исследованной в музыкальной педагогике.
В связи с вышесказанным, решение проблемы развития познавательных интересов школьников-подростков на материале авторской песни представляется своевременным и актуальным, что и явилось основанием выбора темы настоящего исследования.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики использования авторской песни для развития познавательных интересов школьников-подростков.
Объект исследования - процесс развития познавательных интересов школьников-подростков на уроках музыки.
Предмет исследования - авторская песня как средство развития познавательных интересов школьников.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что развитие познавательных интересов школьников-подростков будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:
- включение в содержание уроков музыки специально организованного музыкального материала, основанного на авторской песне;
- использование системы методов обучения (метод "музыкального рассказа", метод "дифференциации и интеграции музыкального материала", метод "осознания личностного смысла музыкального произведения", метод "эмоциональной драматургии", метод "коллективного размышления", метод "духовной коммуникации", метод "полифункциональности"), обеспечивающих активизацию познавательных интересов школьников на уроках музыки.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи;
1. Исследовать феномен авторской песни (ее генезис и современное состояние) и выявить педагогические предпосылки использования авторской песни на уроках музыки для развития познавательных интересов школьников-подростков.
2. Проанализировать значение категории познавательного интереса для формирования музыкальной культуры подростков g контексте исследуемой проблемы.
3. Разработать систему специальных методов, позволяющих развивать познавательные интересы школьников на уроках музыки на материале авторской песни.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность предлагаемой методики.
Методологической основой исследования явились: положения психологии о структуре и функциях интереса (Б.Г.Ананьев, М.Ф.Беляев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), выводы педагогической науки о сущности и значении интереса в обучении (Н.Г.Морозова, Г.И.Щукина и др.), концептуальные исследования отечественных педагогов об особенностях подросткового возраста (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, Ф.С.Махов, Д.И.Фельд-штейн), основные положения музыкальной педагогики и психологии о значении музыкального воспитания подрастающего поколения (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Д.Б.Кабалевский, В.И.Петрушин, А.А.Пиличяускас, Л.А.Рапацкая и ДР - ) .
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме познавательных интересов в области педагогики, психологии, эстетики, философии, социологии, методики музыкального воспитания;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- анализ архивных видеоматериалов, статей авторов-исполнителей, литературоведов по проблеме развития жанра авторской песни;
- устные и письменные опросы учащихся;
- анкетирование, интервьюирование школьников;
- психолого-педагогический эксперимент, проходящий в естественных условиях обучения в два этапа (констатирующий и формирующий) .
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (1991-1993) - поисково-теоретический. Он послужил основой для определения теоретических исходных позиций, общей гипотезы исследования. На этом этапе анализировалось состояние выбранной проблемы в философии, эстетике, психолого-педагогической литературе, был обобщен педагогический опыт по данному кругу вопросов, была разработана программа для уроков музыки с использованием авторской песни.
Второй этап (1993-1998) - опытно-экспериментальный. Изучались педагогические возможности авторской песни в формировании познавательных интересов, проверялись разработанные методы обучения для их развития, анализировались результаты констатирующего и обучающего этапов эксперимента.
Третий этап (1998-1999) - обобщающий. Осуществлены анализ и обобщение результатов исследования, сформированы основные выводы и рекомендации.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что проблема развития познавательных интересов школьников на основе авторской песни впервые явилась предметом специального исследования.
В работе осуществлен культурологический анализ феномена авторской песни с точки зрения задач формирования музыкальной культуры школьников-подростков.
Разработана система методов, позволяющих включать в содержание уроков музыки специально организованный музыкальный материал, основанный на авторской песне.
Научно обоснована и экспериментально проверена методика развития познавательных интересов школьников-подростков на материале авторской песни.
Практическая ценность заключается в том, что разработанные методы обучения на основе авторской песни направлены на развитие познавательных интересов учащихся на уроках музыки, что в свою очередь дает возможность более успешно осуществить процесс формирования музыкальной культуры школьников в условиях тоталитарной пропаганды и культивирования средствами массовой информации поп- и рок-музыки. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и материал по организации музыкальных занятий с использованием авторских песен могут быть полезны при разработке авторских и экспериментальных программ не только по музыке, но и по литературе, истории, мировой художественной культуре.
Основные положения. выносимые на защиту:
1. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков на уроках музыки зависит от познавательных интересов, эффективным средством развития которых является авторская песня.
2. Включение авторской песни в содержание урока музыки предполагает : а) развитие ценностных ориентации подростков, формирование их нравственных качеств, эстетических воззрений; б) развитие художественного вкуса; в) становление положительного отношения к урокам музыки.
3. Развитие познавательных интересов учащихся с помощью авторской песни будет осуществляться наиболее успешно при использовании системы специальных методов обучения: метода "музыкального рассказа", метода "дифференциации и интеграции музыкального материала", метода "осознания личностного смысла музыкального произведения" и метода "эмоциональной драматургии". Мы предложили свои оригинальные методы обучения: метод "коллективного размышления", метод "духовной коммуникации", метод "полифункциональности".
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в муниципальной основной общеобразовательной школе N1 поселка Менделеево, Солнечногорского района, Московской области в 1993-98гг. путем публикаций научных и методических статей в сборниках научных трудов МГОПУ (1997, 1998), в журналах "Искусство в школе" (N3, 1997, N5, 1997), в межвузовских сборниках научных трудов (1997, 1998), в процессе обсуждения диссертационной работы на кафедре музыкальных инструментов МГОПУ, в выступлениях автора на областных научно-практических конференциях (г.Солнечногорск, 1994, 1998, г.Москва, 1999) .
Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографии, содержит таблицы, схемы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с общим замыслом и логикой исследования нами был осуществлен педагогический анализ проблемы развития познавательных интересов на материале авторской песни. Основные краткие выводы работы заключаются в следующем.
Проблема познавательного интереса является одной из актуальных проблем педагогики XX века. Воспитание подрастающего поколения третьего тысячелетия с новым экономическим мышлением, демократическими ориентирами, развитым национальным самосознанием, нравственными установками, широким кругозором, с развитой потребностью в самообразовании и самосовершенствовании, с адекватным и критическим восприятием художественных ценностей невозможно без развития познавательного интереса. Только разнообразные, глубокие, широкие, устойчивые интересы - необходимое условие для становления духовно богатой, широко образованной личности.
Особенно важен познавательный интерес в педагогике музыкального искусства, так как формирование основ музыкальной культуры без него практически невозможно. Особенно это необходимо для школьников-подростков. Развитие музыкальной культуры ускоряет процесс их социализации, духовного обогащения, нравственного совершенствования, эмоционального познания мира. Познавательные интересы можно назвать основой, фундаментом для становления музыкальной культуры. Они служат стимулом развития всех компонентов культуры (восприятие, вкус, потребности, деятельность, художественно-образное мышление, знания, умения, навыки, музыкальный опыт), являясь ее показателем в целом. Процессы развития познавательных интересов и музыкальной культуры находятся в диалектическом единстве. Различные изменения в развитии познавательных интересов сказываются на уровне музыкальной культуры. Современное состояние музыкальной культуры и познавательных интересов школьников детерминировано рядом социальных и психолого-педагогических факторов. К ним относятся и отсутствие уроков музыки в школе, слабое использование межпредметных связей и т.д. Одним из основных социальных факторов является интенсивное развитие массовой музыки, тиражируемое средствами массовой информации. Противостоять "экспансии" низкопробных образцов поп- и рок-культуры может авторская песня. Она опирается на исконные национальные традиции и берет свое начало от древнерусского былинного эпоса. Авторская песня с ее высокой поэзией и выразительной мелодией, большим нравственным потенциалом позволяет использовать ее как средство развития познавательных интересов на уроках музыки. Она, опираясь на жизненный и музыкальный опыт подростка, способствует постижению высокого музыкального искусства. Для этого мы использовали определенные методы обучения, обеспечивающие развитие познавательных интересов. Эти методы (метод "музыкального рассказа", метод "дифференциации и интеграции", метод "осознания личностного смысла музыкального произведения", метод "эмоциональной драматургии", метод "коллективного размышления", метод "духовной коммуникации", метод "полифункциональности") основаны на материале авторской песни. Они показывают не только жанровое разнообразие музыкальной культуры, но и раскрывают взаимосвязь всех ее жанров. Вышеперечисленные методы развивают критичность мышления, формируют навыки самостоятельной ориентации в различной музыкальной информации.
Полученные качественные и количественные данные контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о положительной динамике развития художественного вкуса, критичности мышления, осознанного, адекватного восприятия музыки, то есть о достижении определенного, более высокого уровня музыкальной культуры.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что развитие познавательных интересов зависит от использования специальных методов, основанных на материале авторской песни.
Таким образом, в диссертационном исследовании обоснована и экспериментально проверена методика развития познавательных интересов на материале авторской песни, доказана ее эффективность и целесообразность использования в условиях современной школы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Авдеева, Алла Алексеевна, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения общеобразовательной школе. - М., 1983.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Сб. статей./ Под ред. Г.И.Щукиной. М., 19 84.
3. Актуальные проблемы современной музыкальной педагогики Сб. докладов. Таганрог, 1994.
4. Амонашвили Ш.А. В школу с 6 лет. М., 1986.
5. Амонашвили Ш.А. Основание педагогики сотрудничества. Новое педагогическое мышление./ Под ред. А.В.Петровского. М. 1989 .
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. м.,1980 .
7. Андреев Ю.А. Наша авторская. М., 1991.
8. АП арт./ Авторская песня: проблемы, события, мнения. -М. , 1996. N1.
9. АП арт./ Авторская песня: проблемы, события, мнения. -М. , 1996. N2.
10. АП арт./ Авторская песня: проблемы, события, мнения. М. , 1996. N5.
11. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. М1983 .
12. Аринина Н.П. Уроки прекрасного. М., 1983.
13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.,1984 .
14. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвеще нии и образовании. Л., 197 3.
15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М.,1947 .
16. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М., 1965.
17. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988.
18. Бардовская песня./ Автор-сост. Н.Е.Кутейникова. М.,1992 .
19. Беляев М.Ф. Основные положения психологии интереса./ Ученые записки Иркутск, гос. пед. ин-та, вып.5. Иркутск, 1940 .
20. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Эстетические беседы с подростками. М., 1984.
21. Борев Ю.Б. Эстетика: в 2-х т. Смоленск, 1997.
22. Борев Ю.Б., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 19 82.
23. Вертинский А.Н. За кулисами. М. , 1991.
24. Визбор Ю.И. Когда все были вместе./ Сост. Д.А.Сухарев М., 1989 .
25. Возьмемся за руки, друзья. Рассказы об авторской песне./ Сост. Л.П.Беленький. М., 1990.
26. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. -М., 1981.
27. Восприятие музыки. Сб. статей./ Под ред. В.Н.Максимова. М., 1980.
28. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.
29. Выготский Л.С. Педология подростка. М., Л.,1931.
30. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели вое питания./ В кн. Хрестоматия из истории педагогики, т.2, ч.1. -М., 1940.
31. Гнатюк Н.П. Мир увлеченных людей. М., 1989.
32. Грибанов В.П. Очерки психологии личности. М., 1973.
33. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., 1986.
34. Гордон Л.А. Потребности и интересы.// Советская педагогика. 1939, NN 8-9.
35. Городницкий A.M. Острова в океане. М., 1991.
36. Грушинский. Книга песен./ Сост. В.К.Шабанов. Куйбышев, 1990.
37. Давыдов В.В. Развивающее обучение. М., 1992.
38. Дидактика средней школы./ Под ред. М.Н.Скаткина. М. ,982 .
39. Дистервег А.В. Избранные педагогические сочинения. -Учпедгиз, 1956.
40. Добрюха Д.Н. Рок из первых рук. М., 1992.
41. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.42. дружкин Ю.С. Вокально-инструментальные ансамбли и дискотека как молодежные формы самодеятельного творчества. Сб. на учн. трудов Мин. культ. РСФСР, N137. М., 1985.
42. Зарицкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. М.,1986 .
43. Здравомыслов А.г. Потребности, интересы, ценности. -М., 1986.
44. Зоркая М.Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России (1900-1910гг.). М., 1976.
45. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М., 1984
46. Зулумян Г.Б. Формирование музыкальной культуры молоде жи. Социологическое исследование. М., 1983, N4.
47. Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте. Сб. статей. М., 1987.
48. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М., !985.
49. История русской музыки. Т.1./ Под ред. А.Н.Кандинского. М., 19 80.
50. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1986.
51. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.,1986 .
52. Каган М.С. Социальные функции искусства. П., 1978.
53. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Петроград, 1915.
54. Карцев И.П. Телевидение в нашей жизни. М., 1981.
55. Катаев С.М. Музыкальные вкусы молодежи. Социологическое исследование. М., 19 86, N1.
56. Кац Б.А. Стань музыкой, слово. JI., 1983.
57. Книга о Свиридове./ Сост. А.А.Золотов. М., 1983.
58. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М., 1871.
59. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1969.
60. Коменский Я.А. Педагогическое наследие. М., 1982.
61. Конен в.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М., 1994.
62. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся. Вопросы теории и практики. Екатеринбург, 1995.
63. Краковский А.П. О подростках. М., 197 6.
64. Краткий психологический словарь./ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1985.
65. Кремлев Ю.А. Избранные статьи. Л., 1976.
66. Крутецкий В.А. Психология. М., 1980.
67. Кухаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.,1985 .
68. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.,1975 .
69. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М., 1981.
70. Лихачев Б. Простые истины воспитания. М., 1983. V
71. Люди идут по свету. Книга- концерт./ Сост. Л.П.Беленький. м., 1989.
72. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 5-ти томах. М.,1971.
73. Максимов В.Г. Сущность профессионального педагогического интереса: В сб.: Пути повышения эффективности учебно-воспитательной работы в начальных классах. М., 197 5.
74. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах. Т.2. М., 1985.
75. Мархасев Л.С. Серенада на все времена. Л., 1988.
76. Массовая культура. Иллюзия и действительность: Сб. статей. М., 1975.
77. Массовые виды искусства и современная художественная культура. Сб. статей. М., 1986.
78. Махов. Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982.
79. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
80. Мелькумова Э.И. Формирование у подростков потребности в музыкальном самообразовании. Ташкент, 1991.
81. Мир детства: Подросток./ Под ред. А.Г. Хрипкова. м.,1982 .
82. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
83. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.,1986 .
84. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.1979 .
85. Музыка. Культура. Человек. Сб. статей. Свердловск,1991.
86. Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах. Т.1. М.,1978.
87. Мясшцев В.И. О потребностях как отношениях человека: Ученые записки ЛГУ. Л., 1956.
88. Набок И.Л. Рок-музыка: Эстетика и идеология. Л.,1989 .
89. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия . М., 197 7.
90. Наполним музыкой сердца: Антология авторской песни./ Сост. Р.А.Шитов. М., 1989.
91. Нет хода нам назад: 3 3 московских барда./ Сост. Р.А.Шитов. М., 1991.
92. Никитин С.Я. Времена не выбирают. М., 1994.
93. Новосельцев Н.А., Федоров В.В. Наши подростки. О соз дании детских и подростковых клубов по интересам. М., 1989.
94. Оганов Г.С. TV по-американски. М., 197 9.
95. Окуджава Б.Ш. Я никому ничего не навязывал. М.,1997 .
96. Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки. М.,1979 .
97. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т.4. М., Издательство Ак. наук СССР, 1951.
98. Панкевич Г.И. Искусство музыки. М. ,• 1987.
99. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.
100. Педагогическая теория. Идеи и проблемы. Сб. статей. -М., 1992.
101. Педагогический словарь. М., 1988.
102. Песталоцци Г.И. Избранные произведения в 2-х томах. Т.1. М., 1981.
103. Пиличяускас А.А. Познание музыки как педагогическая проблема: Музыка в школе. 19 89, N1.
104. Платек Я.М. Верьте музыке. М., 19 89.10 6. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982 .
105. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. 10 8. Полукарев В.В. Подростковый клуб: Самодеятельное творчество, самоопределение. - М., 1988.
106. Поп-музыка. Взгляды и мнения. Сб. статей./ Под ред. Э.М. Фрадкина. М., 197 7.
107. Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников. Сб. статей. М., 1990.
108. Проблемы гуманизации музыкального воспитания. Сб. статей. Таганрог, 1992.
109. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе./ Под ред. Ю.К.Бабанского. М., 1989.
110. Проблемы музыкального мышления./ Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974.
111. Проблемы эстетического воспитания подростков. Сб. статей. М., 1994.
112. Программа по музыке для общеобразовательной школы 4-7 классы./ Под ред. Д.Б.Кабалевского. М., 1982.
113. Психология современного подростка./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.
114. Психологический словарь./ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.
115. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.,1989 .
116. Развитие мотивационно-познавательной сферы личности школьника в условиях учебной деятельности. Сб. статей. Волгоград, 19 85.12 0. Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся. Сб. статей. М., 1977.
117. Развитие творческой активности школьников./ Под ред. А.М.Матюшкина. М., 1991.
118. Разломов К.Э. Коммерция и творчество. Враги или союзники. М., 1992.
119. Рапацкая П.А. Русское искусство XVIII века. М.,1995 .
120. Рубинштейн С.Jl. Основы общей психологии. М. , 1989.
121. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. Л., 1959.
122. Система эстетического воспитания школьников./ Под ред. С.А.Герасимова. М., 1983.13 0. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. м.,1980 .
123. Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М., 1965.
124. Советская культура. 28 апреля 1987.
125. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования. Л., 1981.
126. Сохор А.Н. Музыка и общество. М., 197 2.13 5. Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой. М., 19 64.
127. Социально-психологические проблемы массовой музыкальной культуры: Методические разработки для учителей музыки. -Л., 1990.
128. Спутник учителя музыки./ Сост. Т.В.Челышева. М. ,1993 .13 8. Старатель. Еще о Высоцком. Сб. воспоминаний./ Сост. А.Крылов, Ю.Тырин. М., 19 94.
129. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1979.
130. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.
131. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М., 1979.
132. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. М.,1991.
133. Теплов. Б.М. Психология музыкальных способностей. Избр. труды в 2-х т. М., 1985.
134. Ткачев А.П. Опыт изучения предметной направленности познавательных интересов школьников.// Советская педагогика, 1978, N12.
135. Толстых В.И. в зеркале творчества. В.Высоцкий как явление культуры.// Вопросы философии, 1986, N7.
136. Туриянский В.Л. Не спрашивай, куда. М., 1993.
137. Учителям и родителям о психологии подростков./ Под ред. Г.Г.Аракелова. М., 19 90.
138. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка.// Вопросы философии, 1983, N1.
139. Феофанов О.А. Рок-музыка вчера и сегодня. М., 1978.
140. Философский словарь./ Под ред. И.В.Блауберга, И.К.Пантина. 4-е изд. М., 1982.
141. Фохт-Бабушкин ю.У. Человек в мире художественной культуры. М., 19 82.
142. Фрид Г.С. Музыка общение - судьбы. - М., 1987.
143. Фридман Л.М., Маху В.И. Проблемная организация учебного процесса. М., 1990.
144. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М., 1972.
145. Чередниченко Т.В. Кризис общества кризис искусства. - М., 1985.
146. Шаталов в.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1979.
147. Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовной потребности личности. Новосибирск, 1970.
148. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975.
149. Швейцер А. Культура и Этика. М., 1973.
150. Шестаков Г.Ю. Музыка в буржуазной массовой культуре. М., 1986.
151. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста: В кн. Педология подростка./ Под ред. И.Арямова. М.,Л., 1931.
152. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., 1979.
153. Щукина Г.И. Педагогические проблемы. М., 1988.
154. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
155. Щукина Г.И. Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения. М., 1962.
156. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системногоподхода./ Под ред. Б.Г.Лихачева. М., 1988.
157. Юркевич B.C. Светлая радость познания. М., 1977.
158. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М., 1964.
159. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986.1. АВТОРЕФЕРАТЫ17 0. Абдуллин Э.Б. Содержание и методы музыкальной работы в пионерском лагере. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971. -24с.
160. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1987. 32С.
161. Бабий В.И. Развитие творческой деятельности младших1. Qi(подростков на занятиях музыки в общеобразовательной школе. Ав-тореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Киев, 1986.- 21с.
162. Бальчитис Э.И. Вопросы развития восприятия музыки у школьников (на материале современных музыкальных произведений). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1967.- 19с.
163. Безбородова Л. А. Музыкально-познавательные задания как средство формирования слушательской культуры старшеклассников. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1981. 16с.
164. Бурлина Е.Я. Проблема музыкальных интересов советской молодежи (на материале исследования школьников и студентов). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. П., 1978. 17с.
165. Волынкин в.И. Формирование художественных потребностей старшеклассников в процессе внеклассных занятий по искусству. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1989. 16с.
166. Гордеева Т.О. особенности переживаний подростков при восприятии музыки. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. М., 1992. 23с.
167. Гордийчук А.Н. Педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педвузов. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Киев, 1990. 21с.
168. Гришанович Н.Н. Музыкальные интересы в формировании познавательной деятельности подростков на уроках музыки. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Минск, 19 80. -16с.
169. Зиновьева Т.С. Методические основы развития музыкально-эстетической культуры личности средствами хоровой самодеятельности. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1986. 16с.
170. Димова И.Г. Формирование музыкального вкуса подростков в процессе изучения вокальных классических произведений.
171. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1983. 15с.
172. Дмитриева Л.Г. Система творческих заданий в музыкальном воспитании младших школьников (на примере I класса). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1979. -17с.
173. Кальниченко З.К. Формирование у старшеклассников потребности в музыкальном самообразовании (на материале школьной дискотеки). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М. , 1985. 16с.
174. Каманкина М.В. Самодеятельная авторская песня 19501970 гг. (К проблеме типологии и эволюции жанра). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. М., 1989. 24с.
175. Качалкин А.П. Авторская песня как средство нравственного воспитания будущих учителей начальных классов. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1998. 16с.
176. Кукушкин М.А. Художественные потребности и культурная социализация молодежи. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. философ, наук. М., 1990. 20с.
177. Кутовая Н.А. Нравственное воспитание старших подростков средствами массовых музыкальных жанров (на материале рок-музыки) . Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Киев, 1992. 17с.
178. Кеериг О.П. Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. П., 1985. 16с.
179. Лысина Н.И. Принцип взаимодействия музыки и литературы в процессе формирования музыкальных интересов старших школьников. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1982. 19с.
180. Малюков А.Н. Художественное воспитание младших подростков. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1980. 16с.
181. Морозова З.П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников. Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. М., 1979. 1бс.
182. Никулина В.В. Формирование музыкально-эстетической культуры студенческой молодежи в условиях факультативных занятий. Автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Одесса, 1987. 16с.
183. Паламарчук А.И. Формирование музыкальных интересов у младших школьников в условиях внеклассной музыкальной работы. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1980. 16с.
184. Петрушин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. М., 1991. 32с.
185. Платонова Н.М. Стимулирование самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся-подростков. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Л., 1991. 15с.
186. Плеснина Т.П. Формирование у восьмиклассников интереса к серьезной музыке. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. М., 1973. 22с.
187. Попова С.В. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1998. 17с.
188. Притула Б.В. Влияние музыкальной среды на. формирование музыкально-эстетических интересов школьников. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1976. 23с.
189. Протасова Н.В. Эстетические проблемы массовых жанров искусства. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. Одесса, 1993. 23с.
190. Рахматулина A.M. Активизация личности в сфере самодеятельного художественного творчества. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. М., 1993. 14с.
191. Рещикова С.П. Самодеятельное художественное творчество как социокультурное явление: Современное состояние, противоречия развития. Автореф. дис. на соиск. учен степ. канд. философ. наук. М., 1991. 21с.
192. Савкина Г.П. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей. Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. М., 1993. 15с.
193. Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников (на материале русской музыки конца XIX начала XX веков) . Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1981. 16с.
194. Свистельникова Т.Ю. Воспитание музыкальных интересов студентов педвузов средствами телевидения. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Киев, 1990. 16с.
195. Тельчарова Р.А. Музыкальный вкус как объект эстетического анализа. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. философ. наук. М., 1979. 20с.
196. Тельчарова Р.А. Музыкальная культура личности как предмет философского анализа. Автореф. дис. на соиск. учен, степ, д-ра философ, наук. М., 1992. 45с.
197. Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала. Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. М., 19 83. 16с.
198. Цукерман B.C. Музыкальная культура социалистического индустриального центра ( на материале конкретно-социологического исследования). Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. философ, наук. Свердловск, 1969. 19с.
199. Шаров Ю.В. Формирование духовной потребности советских школьников как социально-педагогическая проблема. Автореф дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. Новосибирск, 1970. 54с.
200. Ярулина JI.A. Подготовка подростков к выбору художест венных ценностей во внеучебной деятельности. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Казань, 1994. 18с.