Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Авторская песня как средство нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Качалкин, Алексей Петрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Авторская песня как средство нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Качалкин, Алексей Петрович, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические предпосылки использования авторской песни в нравственно-эстетическом воспитании.

§1. Нравственно-эстетический потенциал авторской песни в системе подготовки будущих учителей начальной школы.

§2. Нравственно-эстетическая тематика авторской песни как ее традиция.

§3. Педагогические предпосылки и принципы использования авторской песни в процессе нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы.

Глава П. Опытно-экспериментальная работа по использованию авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы

§1. Практика использования авторской песни в воспитательной работе с детьми и юношеством.

§2. Место авторской песни в песенных интересах учащейся молодежи на примере студентов факультета начальных классов.

§3. Педагогические условия использования авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Авторская песня как средство нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы"

Неизмеримы и неисчерпаемы возможности нравственно-эстетического воспитания в формировании и развитии личности. Современная тенденция гуманизации образования ставит одним из условий раскрытия потенциальных духовных ресурсов учащегося реализацию его личностных целей и интересов. Зависимость гуманитарного образования от условий общественно-политической жизни, от уровня культуры общества в целом и от уровня культуры самих учащихся, составляющих это общество, стимулирует поиск новых, отвечающих современному времени, путей развития нравственно-эстетического воспитания.

Среди наиболее действенных форм эстетического воздействия можно выделить музыку и слово. Песенная мелодия, впитавшая на основе ритма и гармонии интонации человеческой речи, всегда эмоционально насыщена, соткана из чувств и переживаний. Она одухотворяет, возвышает и побуждает в человеке стремление к самосовершенствованию.

Каждый учитель сталкивается с проблемой выбора репертуара, который отвечал бы как интересам учащихся, так и являлся при этом средством их нравственно-эстетического развития.

Практика работы показывает, что одни песни приживаются в учебном коллективе, доставляют радость поющим, активизируют их творческие возможности, другие вызывают лишь скуку и утомление. Некоторые же современные песни, смакуя негативные стороны жизни, отрицательно влияют на развитие личности.

Наиболее демократичным, понятным каждому песенным жанром является авторская песня. Она была востребована в период критического отношения, зажима творчества и концертной деятельности некоторых авторов. Активно продолжает развиваться этот жанр и сейчас. Особенно привлекает авторская песня студенчество. Причем студенты последних десятилетий любят не только слушать известных бардов, но и стремятся к собственному исполнительству и сочинительству.

Следует отметить, что факультет начальных классов как многопрофильное (с широким выбором специализации) подразделение Московского педагогического госдарственного университета обладает значительными возможностями реализации нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы в процессе аудиторных музыкальных занятий. Эти занятия включают в себя следующие разделы с соответствующим содержанием: элементарная музыкальная грамота, сольфеджио, элементы музыкальной культуры, вокально-хоровые навыки. Все студенты дневного отделения в течение 2-х семестров обязаны посещать "Хор". Для закончивших музыкальную школу предлагаются индивидуальные занятия на музыкальном инструменте (фортепиано, аккордеон, баян).

Вместе с тем, подчас, вне сферы внимания преподавателей музыки остается интерес студентов к песенному жанру - внеаудиторные формы студенческого музицирования, параллельно с аудиторными занятиями формирующие нравственно-эстетические ориентиры будущих учителей начальной школы. В результате этого спонтанно реализующиеся музыкальные интересы студентов используются недостаточно для оптимизации их нравственно-эстетического воспитания.

Выпускники ФНК Mill У являются высококвалифицированными специалистами. Они, работая с детьми (традиционные формы: учитель начальных классов в школе, гимназии, лицее; нетрадиционные: учитель предметник, педагог дополнительного образования), должны уметь организовать не только учебный процесс, но и заботиться при этом о здоровом нравственно-психологическом климате в учебном коллективе. Однако, последнее невозможно без развития организаторских качеств будущих учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования (руководителей кружков и факультативов).

Авторская песня как форма любительского музицирования является активным творческим музыкальным занятием. Она доступна практически каждому, вне зависимости от наличия музыкальных способностей. А практика КСП и КТП (клубов самодеятельной песни и клубов туристической песни), где во многом развивалась авторская песня, свидетельствует о раскрытии прежде всего организаторских талантов посредством любви к песне и под влиянием околопесенного окружения.

Соответствующая профессиональному уровню теоретическая и исполнительская подготовка студентов, специализирующихся по музыкальному воспитанию, вполне позволяет совместить в одном лице учителя начальных классов и учителя музыки. А опыт песенного сочинительства может дать импульс не только к сугубо личному творчеству, но и к сочинению дидактических песен, содержащих учебно-познавательную информацию.

Любители авторской песни - люди увлеченные этим жанром, подчас до фанатизма. Авторская песня - это часть их жизни, связанная с походами и общением с интересными людьми. Эта увлеченность может служить только на пользу детскому нравственно-эстетическому воспитанию, ибо как писала основоположник отечественной системы эстетического воспитания профессор В.Н. Шацкая: "В работе с детьми решающую роль играет увлечение педагога своим делом и самой музыкой. Педагог, добросовестно, но суховато ведущий урок, никогда не будет иметь особых успехов в эстетическом развитии детей, воспитании у них интереса и любви к музыке" /153, с. 88/.

Наиболее точное определение авторской песни как "личностной" предполагает значительный нравственно-эстетический потенциал как самого педагога, так и того песенного материала, с которым он обращается к детям, влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений", - констатировал К.Д. Ушин-ский /145, с. 29/. "Эффективность этого влияния, - как пишет профессор МШУ А.В. Мудрик, - К.Д. Ушинский связывал с характером и взглядами самого воспитателя, с теми отношениями, которые сложились у него с воспитанниками." /90, с. 10/.

Авторская песня - это всегда разговор "на равных" между исполнителями и слушателями, независимо от того, к кому обращается в данный момент исполнитель - к взрослому или ребенку; это разговор об актуальном, волнующем обоих. Поэтому не случайно многих авторов привлекает наравне со взрослой и детская аудитория (1В. Берестов ),Т. Дрыгина, В. Ланцберг, В.

Луферов, Н. Сосновская, С. Никитин, Ю. Ким, В. Щукин, Ю. Устинов и др.).

Весьма характерно для последнего времени развитие детско-юношеского фестивального движения, где выступают юные участники по традиционным для авторской песни номинациям авторов, исполнителей и ансамблей: ежегодные с 1988 года детские фестивали "Зимородок" в городе Са-ров (бывший Арзамас-16), фестивали детской авторской песни в подмосковном городе Сергиев Посад, Московский детско-юношеский фестиваль авторской песни (1997, 1998 гг.) и др. Это свидетельствует о востребованности жанра авторской песни детьми и, следовательно, диктует необходимость его использования при подготовке будущих учителей и других специалистов, ориентирующихся на работу с детьми и юношеством.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Вопросы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников рассматривались Э.Р. Ашхаруа, В.П. Бездуховым, М.И. Гей, Л.В. Макарской, Т.В. Поздеевой, Е.А. Сурудиной, М.П. Целых и др. Подготовка студентов к эстетическому воспитанию младших школьников была в центре внимания Е.Ю. Ежовой, Р. Жакеевой, О.Н. Соловьевой и др.

Проблемы нравственного и эстетического воспитания в их взаимосвязи и единстве отражены в педагогических научных исследованиях В.П. Аниси-мова, Е.А. Елизовой, А.В. Тутолмина и др.

Имела место и более детальная постановка вопросов нравственно-эстетического воспитания: средства искусства в формировании нравственно-эстетического опыта (С.Р. Хлебик), нравственно-эстетическое воспитание средствами советской песни (М.В. Черепанин), нравственно-эстетическое воспитание средствами народной песни (Ю.Б. Мандрик), использование культурного потенциала региона в нравственно-эстетическом воспитании (З.Н. Иванова), нравственно-эстетическое воспитание школьников (У.М. Ми-риева), младших школьников (Л.П. Брюзгина) и др.

Не остались без внимания пути и средства формирования эстетической культуры будущего учителя-воспитателя (А.С. Киракосян), подготовка будущих учителей начальных классов к музыкально-эстетическому воспитанию (З.П. Яропуд), к нравственно-эстетическому воспитанию (Т.Н. Комарова) и др.

В то же время неизменно растет интерес к авторской песне как социально-художественному феномену отечественной культуры. Это отражено как в специальных исследованиях по искусствоведению (М.В. Каманкина), социологии культуры, образования, науки (В.В. Нефедов), социологии духовной жизни (С.П. Распутина), так и в периодической печати /12, 52, 64, 70, 71, 87, 158/.

В Институте русского языка им. А.С. Пушкина выполнена педагогическая работа по теории и методике обучения русскому языку как иностранному на материале авторской песни (П.Т. Вицаи).

Педагогическое же влияние авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы остается малоисследованным .

В целом жанр авторской песни на сегодняшний день достаточно многогранен и противоречив, и, следовательно, еще подлежит широкому всестороннему изучению. По проведенным же исследованиям его большей частью относят к музыке быта /66/.

Музыка быта безусловно оказывает свое определенное воздействие на нравственно-эстетическое развитие школьников и студентов. Влияние определенного пласта бытовой городской музыки (мещанского романса, уличной, дворовой песни) в отечественной педагогике традиционно рассматривалось как отрицательное. Однако еще не завершившаяся переоценка ценностей позволяет по-новому взглянуть и подвергнуть беспристрастному анализу казавшиеся недавно незыблемыми догмы, формирующие взгляды и суждения. Особенно те, которые в новой социальной реальности не потеряли своего нравственно-эстетического значения.

Продолжается процесс естественного отбора и в авторской песне. Многое уже забыто. Что-то вызывает недоумение, а порой и полное непонимание. Но в связи с отказом от политической идеологизации искусства многие образцы авторской песни начинают занимать свое полноправное место в рамках отечественной культуры.

Однако, первичный, наиболее глубинный пласт авторской песни, связанный с самодеятельным любительским музицированием, нередко страдает отсутствием художественного вкуса. Поэтому, одной из основных задач нравственно-эстетического воспитания посредством авторской песни было и остается развитие художественного вкуса.

В последнее время наблюдается значительный педагогический интерес к процессу воспитания эстетического художественного вкуса на музыкальном материале (исследования С.Б. Барило, Б.А. Брылина, В.И. Петрушина, Е.Н. Таллина и др.). Из названного выделим работу Б.А. Брылина, в которой он прослеживает воспитание музыкально-эстетического вкуса старшеклассников в вокально-инструментальном ансамбле средствами электромузыкальных инструментов /21/. Отметим огромную популярность в 70-х годах именно этой формы бытового музицирования не только в бывшем СССР, но и во многих странах Европы /165/.

Однако с середины 80-х годов центр притяжения музыкальных интересов подростков и юношества в сфере музыки быта перемещается от электроинструментов к пению под аккомпанемент акустической шестиструнной гитары. Заметим, что не исчезавший ранее, он стал более видимым на фоне угасания всплеска самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей.

В связи с этим проблема развития художественного вкуса, выдвинутая видным отечественным педагогом В.Н. Шацкой в 20-х годах и подробно изложенная в ее более поздних работах, естественно сохраняет свою актуальность и ныне. Однако динамика развития музыкальной жизни в обществе показывает, что при ориентации на вкусы современной духовно развитой аудитории - интеллигенции и лучшей части студенчества, - у симпатизирующих ей появляется возможность сравнивать и выбирать между конъюнктурщиной, шаблонностью, безвкусицей и песнями, способными содействовать эстетическому развитию и нравственному совершенствованию.

Таким образом, при использовании в педагогическом процессе любого средства нравственно-эстетического воспитания, необходимо ясно осознавать механизмы его реализации. Нисколько не умаляя значения выдающихся образцов классической музыки как наилучшего выразителя духовности, способной побуждать в человеке стремление к совершенству, нам представляется возможным расширить этот арсенал гораздо менее изученным средством эстетического воздействия - авторской песней как современным музыкальнопоэтическим видом искусства. Для этого необходимо проанализировать нравственно-эстетическую тематику авторской песни в контексте ее исторического развития и определить соответствие этого частного средства с традиционными критериями нравственно-эстетического идеала. Заметим, что нам не известно ни одной работы, проделанной в этом направлении, несмотря на ее очевидную актуальность и педагогическую востребованность.

Примечательно, что вплоть до сегодняшнего времени большинство работ, рассматривающих взаимозависимость музыки и слова1, опираясь на интонационную теорию Б.В. Асафьева с центральным ее понятием - "интонационный словарь эпохи" как "сумма музыки, прочно осевшая в общественном сознании, в мыслях и эмоциях современников" /8, с. 160/, - не касались собственно авторской песни как объекта специального научного изучения, несмотря на качественную и количественную ее представительность. Между тем, в последние десятилетия интонации, характерные для авторской песни, далеко вышли за рамки музыки быта и во многом определяют интонационный поиск многих композиторов.

В период возникновения (конец 50-х годов) и интенсивного развития (70-е - начало 80-х годов) этой формы песенного сочинительства авторская песня рассматривалась лишь в рамках народного самодеятельного творчества (JI.B. Домановский, Т.В. Попова, С.Б. Рабинов, JI.A. Христиансен). В дальнейшем по исторически сложившимся обстоятельствам, как отмечает доктор филологических наук, первый председатель КСП Ю.А. Андреев, практически всю собирательскую, систематизаторскую, научную и даже издательскую деятельность взяли на себя "самодеятели" - активные участники движения КСП: Н. Курчев, Д. Соколов, И. Каримов, М. Крыжановский, С. Рабинов,

1 Например, научно-популярный труд доктора искусствоведения А.В. Васиной-Гроссман "Музыка и поэтя««хксе сло-во'723/, ряд статей доктора искусствоведения, профессора Ленинградской консерватории Е.А. Ручьевской /123124/.

М. Баранов, А. Крылов, А. и М. Левитаны, Р. Шипов, А. Азаров, Л. Беленький и др. /4, с. 88/.

Что же касается исследования авторской песни и социального движения ее любителей и почитателей (КСП), то официальные работы стали возможны лишь после начала реформ и признания авторской песни как полноправной составной части отечественной культуры (П.Т. Вицаи, М.В. Каман-кина, С.П. Распутина).

Наиболее полно психолого-педагогические проблемы самодеятельных групп и объединений, входящих в систему движения авторской песни, освещаются одним из лидеров Северо-Кавказского регионального Совета КСП В.И. Ланцбергом и руководителем детского клуба г. Одессы М.Б. Кордон-ским /125/. Однако, несмотря на то, что популярный автор-исполнитель В.И. Ланцберг придает вполне определенное значение в своей педагогической деятельности авторской песне, - по его словам, создающей в малых контактных группах среду, необходимую для полноценного развитая личности ребенка, - в указанной работе не отмечаются существенные нравственно-эстетические педагогические возможности авторской песни.

Из педагогических работ, основывающихся на авторской песне, заслуживает отдельного внимания кандидатская диссертация П.Т. Вицаи «Авторская песня на занятиях по русскому языку со студентами-филологами Венгрии (на материале творчества В. Высоцкого)». В этой работе, опираясь на жанровую специфику авторской песни - приоритет художественного слова над музыкой, обостренную коммуникативность, стилистическое многообразие русской лексики, автор на основе своего спецкурса продемонстрировал возможности оптимизации учебного процесса за «чет повышения мотивации учащихся к изучению русского языка как учебной дисциплины в вузах Венгрии,

Основными предпосылками при этом выделены характерные для музыкальных занятий приемы обучения, воздействующие на аффективную сферу учащихся и особый интерес именно студенческой аудитории к творчеству В. Высоцкого, аккумулирующего основные особенности жанра авторской песни /29/.

Следует отметить, что авторская песня, благодаря значительному вкладу бардов-студентов в свое развитие, долгое время была ориентирована на любительский туризм. Как писал Ю. Визбор: "Чтобы не только аудиторный потолок, а и звездный полог почаще бы висел над студенческими головами." /138, с. 68/. Увлеченность пением у костра нашла для песни соответствующие названия: туристическая, походная, костровая, гитарная, самоходная. А наряду с преимущественно вузовскими клубами самодеятельной песни (КСП) широкое распространение получают клубы туристической песни (КТО) в системе туристско-краеведческой работы.

Педагогические функции туристических клубов рассматриваются в диссертационных исследованиях Б.Ф. Омельченко /105/, А.А. Остапца-Свешникова /107/. Однако, анализируя педагогические особенности и условия деятельности туристских клубов, указанные авторы также не отмечают весьма существенный, на наш взгляд, музыкальный аспект их деятельности.

Таким образом, наблюдается явное несоответствие между высоким нравственно-эстетическим потенциалом авторской песни и слабой разработанностью вопроса ее педагогического воздействия и применения в учебном процессе. Обнаружен, во-первых, значительный пробел в теоретической разработке воздействия авторской песни как жанра со значительным нравственно-эстетическим потенциалом, который не противоречит музыкальным интересам и вкусам молодежи, особенно студентов и в частности студентов ФНК Mill У. Во-вторых отсутствует теоретическое осмысление спонтанного педагогического опыта в рамках социального движения клубов самодеятельной песни.

Исходя из вышеизложенного, была определена проблема исследования;

Каковы педагогические условия использования авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы?

Решение этой проблемы определило цель настоящего исследования.

Недостаточная разработанность и актуальность проблемы в совокупности с целью исследования обусловили выбор его темы: "Авторская песня как средство нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы".

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе, ориентированный на нравственно-эстетическое развитее будущих учителей начальной школы.

Предмет исследования: теория и методика подготовки учителя начальных классов с использованием авторской песни в нравственно-эстетическом воспитании.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что преобразующие возможности авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы будут эффективными при соблюдении следующих педагогических условий:

- единстве образовательной, развивающей и воспитательной функций применения авторской песни в учебном процессе;

- опоре на предшествующий музыкальный опыт учащихся;

- освоении учащимися учебного материала на основе сочетания эмоционально-образной выразительности авторской песни с ее несложным мелодическим и гармоническим языком;

- 14- сочетании коллективных и индивидуальных форм работы со студентами.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи:

1. Раскрыть нравственно-эстетический потенциал авторской песни как ее традицию и рассмотреть педагогические предпосылки использования авторской песни в процессе нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы.

2. Проанализировать накопленный практический опыт использования авторской песни в воспитательной работе с детьми и юношеством.

3. Исследовать песенные интересы учащейся молодежи на примере студентов факультета начальных классов и выявить в них место, занимаемое авторской песней.

4. Обосновать в опытно-экспериментальной работе педагогические условия эффективности использования авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы.

Методологическую основу исследования составляют положения философии, эстетики, гуманистической педагогики о человеке как ценности общества. В работе использованы философские идеи диалога культур, определившие диалоговый метод общения при реализации учебного материала в процессе экспериментальной работы по нравственно-эстетическому воспитанию со студентами - будущими учителями начальной школы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: работы по теории педагогической деятельности (Ю.П. Азаров, Ю.К. Ба-банский, О.С. Газман, А.Е. Дмитриев, В.И. Журавлев, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.); философско-эстетические работы (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Биб-лер, Ю.Б. Борев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, В.П. Шестаков и др.); исследования в области психологии (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.Г. Ражников, Б.М. Теплов и др.); работы по теории и методике эстетического воспитания (Б.В. Асафьев, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.); ^ исследования по проблемам воспитания учащихся средствами музыки и работы, направленные на подготовку будущих учителей (О.А. Апраксина, Н.К. Бакланова, Е.А. Бодана, Д.Б. Кабалевский, В.И. Муцмахер, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая и др.).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, архивных материалов, программ, учебников; консультации с авторами-исполнителями, журналистами, библиографами КСП, сравнительно-исторический анализ авторского музицирования, научное обобщение его нравственно-эстетического потенциала; обобщение опыта педагогической деятельности Центра авторского творчества (гитарной школы А.Н. Костромина, гитарной школы А.Р. Евстигнеева с составом учащихся студенческого возраста при использовании исследовательских позиций исследователя-наблюдателя и исследователя-участника педагогического процесса) в собственной педагогической работе; устные и письменные опросы, анкетирование, интервьюирование учащихся, студентов, преподавателей школ, педагогических колледжей, вузов, формирующий эксперимент с последующим анализом корректирующего использования авторской песни в учебном процессе.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на ФНК МИГУ, а также в кружке "Гитара и песня" Центра детского и юношеского творчества и экскурсий Южного окружного управления Московского комитета образования.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1976-1990 гг.), который носил поисковый характер, был собран практический материал, послуживший основой для определения теоретических исходных позиций, общей гипотезы исследования, а также круга исследуемых вопросов. С их учетом была разработана программа нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы средствами авторской песни.

На втором этапе (1990-1995 гг.) была изучена основная философская и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, была теоретически обоснована и проверена опытным путем методика использования авторской песни в процессе нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы.

На третьем этапе (1995-1996 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на определение педагогических условий использования авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания. Анализировались результаты экспериментального обучения, проводилась их математическая обработка.

На четвертом этапе (1996-1998 гг.) проведен анализ, теоретическое обобщение и систематизация материалов исследования; разработаны практические рекомендации по использованию авторской песни в качестве средства нравственно-эстетического воспитания; закончено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в выборе авторской песни как возможного средства нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы. В работе впервые раскрыт нравственно-эстетический потенциал авторской песни как ее традиция и рассмотрены педагогические предпосылки использования в процессе нравственно-эстетического воспитания студентов факультета начальных классов. Прослежен путь развития от студенческой песни прошлого до современных организационных форм студенческого песенного творчества - клубов самодеятельной песни (КСП). Разработаны и обоснованы в опытно-экспериментальной работе педагогические условия эффективности использования авторской песни как средства нравственно-эстетического воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в разработке системы педагогических приемов, форм и методов воспитательной работы, направленных на формирование нравственно-эстетической культуры учащихся. В диссертации содержится материал для учителей начальных классов, учителей музыки и других педагогических работников по организации музыкальных занятий с использованием авторской песни. Материалы исследования могут быть полезны при разработке авторских и экспериментальных программ по музыкальному воспитанию как в начальных классах, средней школе, так и в педагогических колледжах и вузах. На основе теоретических положений диссертации разработана учебная программа "Музыкальное воспитание на основе авторской песни" (автор награжден дипломом за участие в конкурсе "Педагогические инновации - 98" Южного окружного управления Московского комитета образования и Клуба учителей "Доживем до понедельника", сертификат №124).

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечена опорой на ведущие положения философской, психологической и педагогической науки о социальной деятельности человека, связи его воспитания и обучения с повседневной действительностью и практикой; методологической базой, опирающейся на исследования по проблеме нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами музыки; сочетанием количественного и качественного анализа с последующей обработкой; опытной работой.

Апробация и внедрение результатов проводилось через обсуждение материалов исследования на заседаниях кафедры эстетического и трудового воспитания младших школьников факультета начальных классов Московского педагогического государственного университета, на научных сессиях по итогам научно-исследовательской работы МШ У (1993, 1994, 1998 гг.), на конференции молодых ученых и аспирантов Института развития личности РАО "Современные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика" (1997 г.), путем публикации статей в научных трудах МШ У и педагогической прессе. Результаты исследования использованы в выступлении в Российском институте повышения квалификации работников образования (1997 г.). Программа "Музыкальное воспитание на основе авторской песни" апробирована в Центре детского и юношеского туризма и экскурсий Южного окружного управления Московского комитета образования в период с 1993 по 1997 год. Результаты исследования использовались при проведении занятий со студентами факультета начальных классов Московского педагогического государственного университета и учащимися Центра детского и юношеского туризма и экскурсий Южного окружного управления Московского j комитета образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Авторская песня как эффективное средство нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы, сочетающая нравственно-эстетическую тематику с традициями музыкально-поэтического творчества и исполнительства студентов и выпускников вузов.

2. Соединение теоретических занятий с музыкальным исполнительством студентов, коллективных и индивидуальных форм в познавательной и художественной деятельности с использованием авторской песни.

-193. Нравственно-эстетическая направленность авторской песни, формирующая у студентов положительную духовно-ценностную ориентацию.

4. Коммуникативная основа межличностных отношений в процессе совместной деятельности на основе увлеченности авторской песней как средство развития профессиональных и личностных качеств будущих учителей начальной школы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Качалкин, Алексей Петрович, Москва

1. АП APT. Авторская песня: проблемы, события, мнения. - М.: Изд-во Апарт, 1996. - Вып. 1, с. 7.

2. Егоров В.В. Песни /Сост. Ю. Финошина.- М.: АПН, 1990, с.35

3. Ким Ю.Ч. Летучий ковер. Песни для театра и кино. М.: Союз кинематографистов СССР, 1990, с. 155.

4. Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты песен /Сост. Л. Шилов. -М.: Музыка, 1989, с. 150.5. Там же, с. 147.6. Там же, с. 162.7. Там же, с. 155.8. Там же, с. 157.

5. Среди нехоженых дорог одна моя. Сборник туристских песен /Сост. Л.П. Беленький. - М.: Профиздат, 1989, с. 391.10. Там же, с. 167.

6. Визбор Ю.И. «Сад вершин»: Сб. / Сост. Л.П. Беленький и Р.А. Шипов. М.: Прейскурантиздат, 1988, с. 19.

7. Среди нехоженых дорог одна моя, с. 105.

8. Записано с винилового диска: Д. Тухманов "По волне моей памяти". С 60-07271 2. Апрелевский завод грампластинок.

9. Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Художественная литература, 1985, Т. 1, с. 151.15. Там же, с. 355.

10. Среди нехоженых дорог одна моя, с. 388.

11. Соболева Г.Г. Россия в песне. Музыкальные страницы. М.: Музыка, 1976, с. 149.18. Там же, с. 150.-9619. Личный архив Б.Б. Жукова, машинопись.

12. Соболева Г.Г. Россия в песне, с. 143.

13. Пушкин А.С. Собр. соч. Т1, с. 395.

14. Среди нехоженых дорог одна моя, с. 21.

15. Ким Ю.Ч. Летучий ковер, с. 156.

16. Якушева А.А. Если б ты знал. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1994,с. 9.

17. Но мы еще не старики, мы инженеры физики. Сборник песен. - М.: МИФИ, 1992, с. 5.

18. Записано с фонограммы концерта А. Иващенко и Г. Васильева.

19. Щербаков М.К. Вишневое варенье /Вступ. ст. Ю.Ч. Кима. М.: СП "МКС Плюс", 1990, с. 14.

20. Егоров В.В. Песни, с. 108.

21. Пушкин А.С. Собрание соч. Т. 1, с. 214.

22. Вертинский А.Н. За кулисами /Сост. Ю. Томашевский. М.: Советский фонд культуры. - 1991, с. 215.

23. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. В 2 ч. Ч. 1.-М.: С-ИНФО, Баллас, 1994, с. 220

24. Русские советские песни (1917 1977) /Сост. Н. Крюков и Я. Шведов. - М.: Художественная литература, 1977, с. 319.33. Там же, с. 434.34. Там же, с. 438.

25. Учащиеся объединены в группы без учета их музыкального развития, имеющихся музыкальных навыков.

26. Отсутствие преемственности между начальными и средними ступенями образования и в то же время должного контраста.

27. Музыкальный репертуар не всегда дается с учетом интересов подростков, их интеллектуального и эмоционального развития.

28. Разрыв между собственным музицированием подростков, которое занимает большое место в их жизни, и школьным уроком, его содержанием.

29. Подготовка будущих учителей начальной школы в области нравственно-эстетического воспитания посредством авторской песни должна определяться уровнем их специальной музыкальной подготовки .

30. Эмоциональность изложения учебного материала обеспечивается непосредственным характером воспитательного воздействия в процессе обучения в

31. Песенник пионера: к 60-летию "Артека": (Для пеняя (хоры, голос, соло) с условными букв.-цифр. обозначениями партии сопровождения) /Сост. Н.В, Землянский, Е.С. Кочегаров; (Предисл. Н. Зубакова). М.: Музыка, 1985 год.

32. Республика орлят: Песенник для детей среднего и старшего школьного возраста /Сост. Г.Струве. М; Советский композитор, 1978.

33. Путешествия, дальние странствия: "Ночная дорога" (В. Берковский -Ю. Визбор), "Домбайский вальс" (Ю. Визбор), "Люди идут по свету" (Р. Ченборисова И. Сидоров). "Пора в дорогу" (В. Ланцберг), "За туманом" (Ю. Кукин).

34. Дружба, товарищество: "Грузинская песня" (Б. Окуджава), "Друзья уходят" (В. Егоров), "Изгиб гитары желтой" (О. Митяев), "А все кончается (В. Канер).

35. Народная песня: "Во поле березка стояла", "Распрягайте хлопцы коней" (казачий вариант), "Из-за острова на стрежень".

36. Частушка: М. Дунаевский "Бабки ежки".

37. Сведения об истории жанра авторской песни, творческие портреты некоторых авторов-исполнителей. Знакомство с авторскими песнями (в исполнении диссертанта, прослушивание аудиозаписей авторов-исполнителей).

38. Вокальная работа (ансамблевая и индивидуальная).

39. Музыкально-теоретическая подготовка (элементарная теория музыки, сольфеджио).

40. Эмоциональная отзывчивость на исполнение.

41. Способность оценивать текст и мелодию в их единстве или несоответствии. Понимание художественных приемов, как поэтических, так и музыкальных. Умение дать эстетическую (художественную) оценку и определить этические (нравственные) возможности песни.

42. Знание других песен автора (авторов). Способность дать мотивированную оценку его (их) творчества. Оценка личности автора (в том числе и его определенной гражданской позиции).Средний.

43. Эмоциональная отзывчивость на исполнение.

44. Элементы анализа текста, мелодии. Попытки эстетической и этической оценки песни соответственно ее тематической направленности.

45. Некоторые сведения об авторе (авторах) при слабом знании его (их) творчества. Наличие познавательной активности.Низкий.

46. Эмоциональная отзывчивость на исполнение.

47. Неспособность к анализу и оценке.

48. Незнание автора при отсутствии познавательной активности.

49. Овладение студентами на базе элементарной теории музыки и сольфеджио практическими умениями и навыками как исполнительскими, так и методическими, необходимыми для будущей музыкальной работы с детьми.

50. Высокий 29. 05. 96 г. 16 1 68,75%

51. Средний 29. 05. 96 г. 16 10

52. Низкий 29. 05. 96 г. 16 5 31,25%контрольная группа)

53. Высокий 29. 05. 96 г. 19 1 21%

54. Средний 29. 05. 96 г. 19 3

55. Установлено, что знакомство с авторской песней в студенческие годы помогло некоторым находящимся в поле зрения диссертанта выпускникам ФНК плодотворно использовать ее в своей педагогической работе.БИБЛИОГРАФИЯ

56. Аверинцев С.С. Поэтика ранней византийской литературы. М.: Наука, 1997. - 320 с.У

57. Авторская песня /Сост. Вл.И. Новиков, М.: Олимп; ООО "Издательство Act" 1997. -512 с.

58. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. М.: ИВА, 1996. - 480 с.

59. Андреев Ю.А. Наша авторская.: История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М.: Молодая гвардия, 1991. - 270 с.

60. Апраксина О.А. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе: Автореф. .д-ра пед. наук. - М., 1971.-42 с.

61. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

62. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1984. - Т. 4. - 830 с.

63. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация /Вст. статья Е.М. Орловой //Асафьев Б.В. Избр. труды, т. 5. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. - С.153-279.

64. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И., Что делать с детьми в загородном лагере. М.: Новая школа, 1994. - 224 с.

65. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

66. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М.: Издательство Московского государственного института культуры, 1994. -120 с.

67. Барды. Под звон гитар и грохот выстрелов. //Досье, приложение к "Литературной газете" 1992, №11. - 32 с.-18013. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества //Сост. С.Г. Бочаров. -2-изд. М.: Искусство. 1986. - 444 с.

68. Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. М.: Музыка, 1974. - 302 с.

69. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. (Техника профессионального поведения). М.: Народное образование, 1994. -144 с.

70. Белянина М.В. Формирование коммуникативных умений у студентов факультетов начальных классов педвузов средствами иностранного языка. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. -16 с.

71. Бердяев Н.А. Самопознание. /Сост. и вступ.ст.А.А. Ермичева. Л.: Лениздат, 1991.-398 с.

72. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. -М.: Прогресс, 1991. 176 с.

73. Бодйна Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации. Дис. док. пед. наук. - М., 1992. - 420 с.

74. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

75. Брылин Б.А. Воспитание музыкально-эстетического вкуса старшеклассников в вокально-инструментальном ансамбле. Автореф. дис. канд. пед„наук. М., 1978. - 16 с.

76. Васильев Г.Л., Иващенко А.И. Как мы работаем вместе. //Возьмемся за руки, друзья? . Рассказы об авторской песне. /Автор-составитель Л.П. Беленький. М.: Молодая гвардия, 1990. - С. 383 - 391

77. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. 4.2 -3. М.: Музыка, 1978. 368 с.

78. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит! М.: Просвещение, 1990. - 96 с.

79. Вертинский А.Н. За кулисами. /Сост. Ю. Томашевский/ М.: Советский фонд культуры. - 1991. - 304 с.

80. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. //В сб. Восприятие музыки. М., 1980. С. 229-243.

81. Вицаи П.Т. Авторская песня на занятиях по русскому языку со студентами-филологами Венгрии (на материале творчества В. Высоцкого). Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. -15 с.

82. Воспитание музыкой /Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. М.: Просвещение, 1991. - 204 с.

83. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.572с.

84. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.

85. Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе //Современная школа: Проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Ч. I. - М., 1993. - С. 18 - 20.

86. Газман О.С. Педагогика свободы и педагогика необходимости //Б.З.Вульфов, В.Д. Иванов Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточ- *никах: Учебное пособие. -М.: Изд-во УРАО, 1997. С. 113-118.

87. Галактионов И.В., Дашкевич О.В., Виленский М.Я. Личностный компонент механизма психической регуляции творческих аспектов учебной деятельности студентов педвуза // Научные труды Mill У им. В.й. Ленина. -М.: Прометей, 1997. С. 129 -141.

88. Гершкович А.А. Владимир Высоцкий. М.: Улисс. Театральная жизнь. 1993. -204 с.

89. Гладков А.К. Мейерхольд: В 2-х т. Т. 2. М.: Союз театр, деятелей РСФСР, 1990. - 473 с.

90. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: изд. Моск. университета, 1987. - 174 с.

91. Гончарук А.Ю. Художественное воспитание школьников средствами искусств. //Программа специального курса для студентов-педагогов гуманитарных факультетов. М.: МПГУ, 1992. - 70 с.

92. Горлова Т.А. Воспитательные возможности педагогических классов по формированию качеств педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. -17 с.

93. Городницкий A.M. И вблизи и вдали. М.: Полигран, 1991. - 496 с.

94. Городницкий А.М. Только автор и слушатель //АП APT. М, 1996. -Вып. З.-С. 10-13.

95. Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 156 с.

96. Гуревич A.M. Романтизм в русской литературе. М.: Просвещение, 1980. - 104 с.

97. Гуревич Е.Л. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях от средневековья к 21 столетию. М.: Музыка, 1991. - 76 с.

98. Гусев В.Е. Виды современного фольклора славянских народов //Доклад на 6 международном съезде славистов (Прага, 1968 г.) М.: Наука, 1968.-С. 313-314.

99. Гусев В.Е. Поэты и их песни. //Русские песни и романсы. М., 1989. -С. 3-16.

100. Даниленко О.И. Здоровье души и поэзия. С-Пб.: Стройпечать, 1996. - 208 с.-18349. Дмитриев А.Е., Львов М.Р. Концепция подготовки учителя начальных классов //Начальная школа. 1990. №7, С. 64-68.

101. Дуганова Л.П. Вокально-хоровой практикум в курсовой подготовке педагогических кадров по музыке: Методические рекомендации. М.: Центральный институт усовершенствования учителей MHO РСФСР, 1990. -104 с.

102. Дулов А. А. Все мы из вольной культуры //Круг друзей. Всероссийская газета авторской песни. 1996. №1, с. 3.

103. Жуков Б.Б. Мы живы, покуда поем. //Столица. 1994. №42 (204). С. 54 55.

104. Жуков Б.Б. Школьники слушают бардов //Круг друзей. 1996. №2 Всероссийская газета авторской песни. С. 9.

105. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984.-176 с.

106. Заклинание Добра и Зла: Александр Галич о его творчестве, жизни и судьбе. /Сост., автор предисловия Н.Г. Крейтнер - М.: Прогресс, 1991. -576 с.

107. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

108. Идеи эстетического воспитания: Антология: В 2 т. //Сост. В.П. Хлестаков. М.: Искусство, 1973. - Т. 2. - 368 с.

109. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. - 334 с.-18461. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

110. Кадцын JI.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учебное пособие для студ-тов негуманитар, вузов. М.: Высшая школа, 1990. - 302 с.

111. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений -М.: Политиздат. 1988. 315 с.

112. Как это делалось. Стенограмма обсуждения спектакля "Владимир Высоцкий" в 1981 году //Юность, №11,1988. С. 79-82.

113. Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды. М.: Педагогика, 1990. - 368 с.

114. Каманкина М.В. Самодеятельная авторская песня 1950-70-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра). Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1989. - 24 с.

115. Кон И.С. Социалогия личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

116. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.255 с.

117. Концепция воспитания учащейся молодежи. НИИ теории и истории педагогики. //"Советская педагогика", №3. 4.1992. С. 11 -19.

118. Круг друзей. Всероссийская газета авторской песни. 1996. - №1. -24 е.; № 2. - 24 с.

119. КСП: события и документы. Информационно-библиографический обзор, (по материалам архива МГЦ АП), сост. Соколов Д.П., М.: МП "Авторская песня", вып. 126-129, 1992. - 50 с.

120. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

121. Лесскис Г.А. Пушкинский путь в русской литературе. М.: Худ. литература. 1993. - 526 с.

122. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

123. Лихачев Б.Т. Цели воспитания личности //Сов. педагогика. 1991. -№4. - С. 65-68.

124. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 296 с.

125. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. - 364 с.

126. Лосев А.Ф. История античной эстетики: В 7 т. М.: Искусство, 1969. -1988.-Т. 7.

127. Македон И.И. Взаимодействие школы и семьи в формировании нравственных отношений старших подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1996. -18 с.

128. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М.: Прометей. 1993. - 176 с.

129. Медведева В.Н. Фольклорная практика в музыкальном вузе. //Учебно-методическое пособие -М., 1993. 74 с.

130. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 256 с.

131. Мирзаян А.З. Вначале была песня //АП APT. Авторская песня: проблемы, события, мнения. М.: Изд-во Апарт. - 1996. - Вып. 1. - С. 2-4.

132. Михайлов Ф.Т. Что скрывает разум под словом "воспитание"? // Вестник высшей школы. 1989. - №10. - С. 23-27.

133. Михалев И.П. Выбранные места из разговоров с друзьями. М.: Прейскурантиздат, 1990. - 223 с.

134. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М., 1984.-111 с.

135. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. М., 1994. - 184 с.

136. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождение //Сост. В.П. Шестаков. М.: Музыка, 1966. - 574 с.

137. Музыкальное воспитание в Венгрии //Сост. Л.А. Баренбойм. М.: Сов. композитор, 1983. - 400 с.

138. Музыкальное воспитание в современном мире /Материалы 9 конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). М.: Советский композитор, 1973. 416 с.

139. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1989. - 32 с.

140. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 382 с.

141. Наши фестивали. Оргкомитет 3 всесоюзного фестиваля авторской песни. М.: Прейскурантиздат, 1990. - 63 с.

142. Нефедов В.В. Формирование культуры досуга городской молодежи.Дис.канд. фил. наук. М., 1992. - 235 с.

143. Неформальная Россия: о "неформальных" политизированных движениях и группах РСФСР (опыт справочника) /Сост., авт. вступ. ст. и науч. ред. В. Березовский, Н. Кротов. М.: Мол. гвардия, 1990, С. 265 - 271.

144. Никитин С.Я. Времена не выбирают: Сборник песен /Сост. В. Романовой. М.: Аргус, 1994. - 304 с.

145. Новиков A.M. Как работать над диссертацией. М.: ЦПК и ПРНО МО, 1996.- 112 с.

146. Новичкова Н.М. Проблемное обучение как средство гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. 23 с.

147. Но мы еще не старики, мы инженеры-физики. Сборник песен. М.: МИФИ, 1992. - 191 с.

148. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991.

149. Омельченко Б.Ф. Педагогические особенности и условия деятельности туристских клубов как общественных учреждений досуга. Автореф. дис. канд. пед. наук Л., 1985. - 17 с.

150. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М.: Музыка. - 1984. - 302 с.

151. Остапец-Свешников А.А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы. Автореф. дис. д-р пед. наук. М., 1989.-32 с.

152. Песни Булата Окуджавы //Сост. Вст. ст. Л.А. Шилов. М.: Музыка, 1989. - 223 с.

153. Петрушин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени: Автореф. дис.д-ра пед. наук. -М., 1991.-32 с.

154. Писарский П.С., Собкин B.C. Ценностные ориентации учащихся выпускных классов общеобразовательных школ в области искусства //Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты. Сост. А.В. Ахутин,B.C. Собкин. М., 1996. - С. 250-257.

155. Пойте песни "Океана": Сборник песен /Сост. и вст. ст. В. Ковальский. Владивосток: Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ "Океан".C. 2-3.

156. Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие. //Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С. 244 - 255.

157. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. Музыкальный фольклор, 1-4 классы (сост. к.п.н. Л.Л. Куприянова, канд. искусств. Л.В. Шамина). М.: Просвещение, 1992. - 15 с.

158. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 4-7 классы. М.: Просвещение, 1983. - 173 с.

159. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. - 141 с.

160. Распутина С.П. Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960 -1980-х годов: Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1997. - 16 с.

161. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. - 255 с.

162. Розовский М.Г. Новый Высоцкий //Все не так. Антология /Сост. А.Б. Базилевский, Днепропетровск: Облполиграфиздат, 1990, С. 1,8-10.

163. Русское народное поэтическое творчество. /Под редакцией проф. А.М. Новиковой и проф. А.В. Кокорева. М.: Высшая школа, 1969. - 519 с.

164. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. (Под редакцией А.М. Новиковой). М.: Высшая школа, 1971. -495 с.

165. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. (Под редакцией А.М. Новиковой) М.: Высшая школа, 1987. - 511 с.

166. Русский советский фольклор. Антология /Сост. и авт. примеч. Л.В. Домановский и др. Предисл. Б.Н. Путилова. Вступит, статья Л.В. Доманов-ского. Л.: Наука, 1967. - С. 3 - 39.

167. Ручьевская Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала 20 века //Русская музыка на рубеже 20 века. -М.-Л.: Музыка, 1966. С. 65 -110.

168. Ручьевская Е.А. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации //Поэзия и музыка. Сборник статей и исследований М.: Музыка, 1973. С. 137 - 185.

169. Сборник рекомендаций по вопросам социальной психологии неформальных объединений по интересам (из опыта работы руководителя ком-мунарского клуба Туапсинского района В.И. Ланцберга) Краснодар, 1988. -69 с.

170. Сверим наши песни: Сборник хороших песен /Ред. текстов М. Воздвиженская, ред. аккордов Д. Рогаткин. Петрозаводск.: Союз скаутов "Товарищ" Дворца творчества детей и юношества, 1995.

171. Селиванов Ф.М. Русский эпос: Учебное пособие для пед. ин-тов по спец. "Рус. яз. и лит." М.: Высш. шк., 1988. - 207 с.

172. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование //Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М., 1982.-С. 14-28.

173. Сластенин В.А. Технологический контекст профессионально-педаго-гической культуры //Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1997. - С. 3 - 5.

174. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М.: Учпедгиз, 1941. - 559 с.

175. Соловков И.А., Болотина JI.P. Педагогическая практика на факультете начальных классов. М.: МАИ У, Владос, 1994. - 77 с.

176. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975. - 202 с.

177. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968. -101 с.

178. Социальная психология личности /Е.В. Шорохова, А.А. Бодалев, М.й. Бобнева и др. /Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. М.: Наука. -1979. - 334 с.

179. Спасибенко С.Г. Эстетическое воспитание будущего специалиста: //Гуманизация политической и профессиональной культуры будущих специалистов: Сб. научных трудов МХТИ. М., 1991. - С. 144-168.

180. Среди нехоженых дорог одна моя. Сборник туристских песен. //Сост. предисловия к разделам и комментарии Л.П. Беленького. - М.: Про-физдат, 1989. - С. 5-21, 68-70,146-148,212-214, 268-270, 328- 330, 378-380.

181. Старатель. Еще о Высоцком: Сборник воспоминаний //Сост. А. Крылов, Ю. Тырин. М.: МГЦ АП, Аргус, 1994. - 400 с.

182. Таллин Е.Н. Воспитание музыкального художественного вкуса у старшеклассников на факультативных занятиях и во внеклассной работе по музыке. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. -16 с.

183. Тартарашвили Т.А. Подготовка интеллектуальной элиты в США //Вестник высшей школы. -1989. №1. - С. 85 - 91; №2. - С. 88 - 92.

184. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика. - 1985. -Т.1.-328 с.

185. Тильман И.Н. Теория и методика изучения развития детей и условий их воспитания в отечественной педологии (20-30 гг.). Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. - 20 с.

186. Устинов Ю.М. Наивная педагогика. Одесса: Версия. -1994. - 46 с.

187. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Собр. соч.: В 11-ти т. - М.-Л., 1948 - 1951. Т. 2.

188. Фрадкин Ф.А. Научная школа С.Т. Шацкого. //Шацкий С.Т. Избранные пед. соч. в 2-х томах. Т. 2. - М.: Просвещение, 1980. - С. 361 - 373.

189. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Сост. и авт. вводных статей А.И. Пискунов. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение. - 1981. - 528 с.

190. Цукер А.М. И рок, и симфония. М.: Композитор, 1993. - 304 с.

191. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., - 1978. - 28 с.

192. Чередниченко Т.В. Эра пустяков, или как мы наконец пришли к легкой музыке и куда, возможно, пойдем дальше. // Новый мир. 1992. -№10.-С. 222-231.

193. Черепанин М.В. Советская песня в формировании нравственно-эстетического отношения младших школьников к действительности. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. - 15 с.

194. Шацкая В.Н. Идейное воспитание средствами музыкального искусства и воспитание художественного вкуса в советской школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1947. - 18 с.

195. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.-192154. Шацкая В.Н. Художественное воспитание советского школьника. Сб. статей и материалов. М., 1947.

196. Шацкая В.Н. Этапы новой школы. М., 1923.

197. Шацкий С.Т. Работа для будущего: Докум. повествование: Кн. для учителя /Сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин; Ав. вступ. ст. М.Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1989. 222 с.

198. Шилов JI.A. Поэт и певец. //Песни Булата Окуджавы. М.: Музыка, 1989. - С. 5-13.

199. Шипов Р.А. Стихи, что с музыкой слились (авторская песня в периодической печати). //Библиография, 1993, №2 (258) М.: Книжная палата, 1993.-С. 51-66.

200. Щербакова Т.А. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. М.: Музыка, 1984. - 176 с.

201. Эстетическое воспитание школьников. //Под ред. А.И. Бурова и Б.Т. Лихачева. М.: Педагогика. - 1974. - 303 с.

202. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики //Под ред. М.Д. Таборидзе. М.: Педагогика. - 1989. -104 с.

203. Эстетическое воспитание школьной молодежи //Под ред. Б.Т. Лихачева, Т. Зальмона. М.: Педагогика. - 1981. - 272 с.

204. Якушева А.А. Если б ты знал. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1994. -157 с.

205. Якушева А.А. Песня большая и малая. //"Молодой коммунист". -1966, №1.- С. 108-110.