автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методическое сопровождение освоения классической музыки подростками в общеобразовательной школе
- Автор научной работы
- Белов, Евгений Евгеньевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Белов, Евгений Евгеньевич, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I
Теоретические предпосылки исследования проблемы освоения музыкальной классики современными школьниками.
1.1. Мировая музыкальная классика в современной культурной традиции (аксиологический анализ).
1.2. Анализ общего состояния музыкального воспитания в общеобразовательной школе.
1.3. Педагогические условия включения общедоступной классической музыки в контексте школьных уроков и во внеурочную работу с подростками.
ГЛАВА II
Формы и методы освоения классической музыки подростками в 58 общеобразовательной школе (опытно-экспериментальное исследование).
2.1. Методы обучения школьников на основе общедоступной классики.
2.2. Методика опытно-экспериментального исследования освоения классической музыки подростками.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Методическое сопровождение освоения классической музыки подростками в общеобразовательной школе"
Начало нового тысячелетия ставит перед отечественной педагогикой новые задачи по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе по проблемам воспитания средствами музыки, которая всегда рассматривалась как важнейшее средство эстетического формирования человека.
Последние годы музыкальное образование в общеобразовательной школе «обновлялось» в основном в расширительном плане: этот процесс понимался как введение в уроки музыки новых пластов музыкальной культуры - фольклора, церковной музыки, новых произведений различных форм и жанров, что способствовало гармонии содержания образования, созданию у школьников более глубоких представлений о многогранности музыкального искусства. Привлечение других видов искусства («комплексные уроки музыки») также способствовало обогащению представлений школьников о музыке. Однако, широкое изучение методического опыта, накопленного в отечественной музыкальной педагогике, показывает, что нередко «обновленное» содержание остается отчужденным от школьника. Преобладающие на практике информативные методы обучения не способствуют развитию у школьников, в том числе у школьников - подростков интереса к серьезной музыке. В результате подросток не проживает полученное знание по музыке, а значит не понимает смысла деятельности, связанной с постижением высокого стиля классического музыкального искусства.
В сложившейся ситуации, главным в педагогической практике должна оставаться самоценность музыкального искусства. Пока же мы нередко видим либо упрощенное преподавание искусства, либо преподавание упрощенного искусства. Господствует стереотип педагогического мышления
- отчуждение искусства от человека: музыка теряет свое «человеческое» содержание, что превращает ее во «внешнее средство» воспитания, которое можно «приложить» к каким-либо иным воспитательным воздействиям. Отсюда вытекает часто встречающаяся трактовка музыкального искусства в школе как «усилителя» других воспитательных воздействий. Философское, духовно-нравственное содержание музыкального искусства доводится до уровня обыденного, повседневного. Оно начинает выполнять оформительскую функцию, превращаясь в «гарнир» к жизни. Однако в такой роли может выступать не вся музыка, а только ее определенные жанры. Легкая музыка доступна, не требует напряжения при своем восприятии, поскольку ее содержание не подвергается серьезному анализу. Серьезная же музыка имеет своим содержанием коренные проблемы человеческого бытия и для такой роли не годится, вбиду своей сложности, требующей для восприятия музыкальной грамотности, повышенного внимания, напряжения души, сосредоточенности, работы интеллекта, а потому и отторгается слушателями.
Вопросы музыкального воспитания в школе неразрывно связаны с проблемой познавательного интереса, поскольку известно, что современные школьники, в особенности школьники-подростки, неоднозначно воспринимают серьезное классическое искусство. Активно интересуясь любой эстетической деятельностью (в дошкольном и младшем школьном возрасте), школьники позднее нередко утрачивают интерес к урокам музыки и к самой серьезной музыке.
Погружение в телевизионный мир рок-музыки и «попсы» также препятствует формированию устойчивых потребностей в общении с высоким искусством.
Следует сказать, что в музыкознании сложились три направления. Одно из них изучает предметы развития музыки. Этим занимаются теория композиции, историческое и теоретическое музыкознание. Другое -проблемами ее воспроизведения (история и теория исполнительства, теория исполнительских стилей, музыкальная педагогика). Наконец третье направление связывает интересы с задачами функционирования музыки в обществе (психология музыкального восприятия, прикладная социология, критика и т.д.). Отметим, что ни одно из этих направлений не замыкается в своих рамках: обнаруживается, что между ними существуют многочисленные связи.
Две наиболее яркие фигуры отечественного музыкознания 20-х годов Б.В.Асафьев и Б.ЛЛворский дали фактически мощный импульс обострению интереса к проблеме взаимодействия музыкальных миров создателя и потребителя музыки - композитора и слушателя с учетом того, что ключевая роль принадлежит исполнителю «Жизнь музыкального произведения, -говорил Асафьев, - в его исполнении, т.е. раскрытии его смысла через интонирование для слушателей». Красной нитью во всех работах Асафьева проходит идея интонационной природы музыки как «искусства интонируемого смысла» получившая наиболее развернутое обоснование во второй его книге «Музыкальная форма как процесс». Отметим, что в данном труде и в других работах Асафьева, особенно в статьях по вопросам музыкального просвещения и образования, постоянно «звучит» социальный аспект лейттемы исследователя - забота о развитии интонационного восприятия музыки, обеспечивающего реальное достижение его адресата — массового слушателя, ждущего встречи с высоким искусством.
Столь же явную образовательно-просветительскую направленность, предполагавшую оптимизацию жизни академического музыкального искусства в обществе, имели и научные взгляды Б.ЛЛворского, проистекавшие от демократических устремлений многих крупных русских композиторов — М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, С.И.Танеев и др.
Волновавшие его проблемы получили отражение в переписке со своим учеником и последователем С.В.Протопоповым и в почти законченном труде «Музыкальное мышление русских композиторов от Глинки до Скрябина». Стремясь постичь эволюционный характер музыкального мышления, выяснить, благодаря каким психическим действиям и операциям обеспечиваются музыкальные процессы восприятия, понимания, создания музыки (композитором и исполнителем), Яворский закономерно пришел к необходимости поиска центрального фактора. В его представлениях им был ладовый фактор восприятия музыки (ладовый ритм). Ученый прозорливо вскрыл специальную роль ладовой стороны музыкального звучания, многообразно воздействующей на другие компоненты музыкального целого - ритм, динамику, тембровую палитру и пр.
Все программы по музыке (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Г.П. Сергеева и др.) в общеобразовательной /или музыкальной/ школе ориентированы на постижение, главным образом, классической музыки, тем самым уроки музыки приходят в противоречие с повседневной жизнью, когда ребенок дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не лучшие, поп-музыки. Отечественное телевидение практически исключило общеобразовательные программы по музыкальной классике, и с экранов телевизора льются потоком песни сомнительного музыкального и вкусового качества. Большинство отечественных певцов абсолютно не конкурентноспособны на мировом рынке развлекательной музыки, у них нет голоса, а порой и музыкального слуха. Поэтому та музыка, которую они исполняют, отличается примитивной мелодикой, невыразительным текстом. Телевизионные передачи не могут не влиять на подрастающее поколение, поэтому подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастают в оторванности от истинных шедевров музыки, не помнят ни одного музыкального сочинения серьезного искусства, которое бы нравилось. Как показывают социологические опросы и психологические исследования подростки в возрасте 14-16 лет связывают с музыкой только развлечения, а также употребление спиртных напитков, секс, наркотический «кайф».
Поп-музыка, о которой в течение последних десятилетий написано немало, является предметом поклонения молодежи, и, одновременно, предметом горьких раздумий педагогов-музыкантов. Современная поп-музыка - это сложнейший конгломерат жанров, способов исполнения, технического оснащения. Все притягательное, что связано с ее восприятием, зависит от самой природы этого искусства, для которого характерно:
1) иллюзорность, красочность мифологического мира, созданного с помощью умело навязываемых массам слушателей «имиджей»;
2) простота и доступность средств художественной выразительности, роль ритмической «первоосновы» в восприятии музыкального образа;
3) способность находить непосредственный контакт со слушателем, апеллируя не столько к его интеллекту, сколько к физиолого-психологическому восприятию доступного искусства.
Поп-музыка не может оцениваться однозначно. В ней есть жанры и направления, которые воспитывают антигуманные качества личности, «стадность» мышления, примитивные представления о жизни. Вместе с тем в русле этой культуры состоялись направления, родственно связанные с народной песенной культурой, джазом, легкой классической музыкой. Для высокопрофессиональной поп-музыки, как зарубежной, так и отечественной, характерны мелодичность, демократизм интонаций, ритмические формулы, отражающие пульсацию современной жизни в ее динамике и повышенных скоростях, красочность аранжировки с привлечением современных средств аудиовидеотехники.
Однако процесс освоения классической музыки подростками с использованием специального музыкального материала (общедоступная классическая музыка) не являлась предметом специального исследования.
В музыкально-педагогической литературе отсутствовали разработки научно обосновывающие педагогический аспект этой проблемы.
Таким образом освоение классической музыки подростками в общеобразовательной школе с использованием специальных методов определили актуальность нашего исследования.
Цель исследования — теоретическое обоснование разработка и экспериментальная проверка форм и методов использования популярной классики для освоения классической музыки подростками в общеобразовательной школе. Популярная классика это соединение в единое целое мелодической основы классической музыки и наиболее характерных средств выразительности поп-музыки или джаза.
Объект исследования: развитие музыкальной культуры подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс ознакомления подростков с общедоступной классикой как средством для освоения классической и современной музыки.
Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что формирование музыкальной культуры подростков будет проходить успешнее если будет продуманно методическое сопровождение, включающее содержание, формы и методы работы с подростками, и будут соблюдены следующие условия:
- включения в содержание уроков музыки специального музыкального материала, основанного на «популярной классике»;
- использование специальных методов обучения (метод «музыкального рассказа», метод «дифференциации и интеграции музыкального материала», метод «эмоциональной драматургии», метод «коллективного размышления», метод «полифункциональности»); - учета возрастных и социокультурных особенностей современного подростка музыкальные ориентации которого сформированы рок музыкой. Задачи исследования:
1. Охарактеризовать мировую музыкальную классику в современной культурной традиции.
2. Проанализировать общее состояние музыкального воспитания в общеобразовательной школе.
3. Выявить педагогические условия включения общедоступной классической музыки в контекст школьных уроков и во внеурочную работу с подростками.
4. Обосновать условия подачи материала «популярной классики» для успешного развития музыкальной культуры подростков и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность предлагаемой методики.
Методологическая основа.
Проблемы освоения классической музыки подростками нашли свое отражение в исследованиях выдающихся ученых музыкантов и педагогов (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Аргажникова, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, А.И. Медянников, В.И. Петрушин, Л.А. Рапацкая, Б.М. Теплов, Л.И. Уколова, Г.М. Цыпин и др.).
Мнение ученых о роли содержания образования нашли свое отрвжение в исследованиях ученых И.Я. Лернер, В.В. Краевский и Ж.Н. Скаткин и др. Проблема методов обучения и развития подростков, их соответствие содержанию образования, нашли отражение в работах Ю.К. Бабанского, Б.Т. Лихачева, И.Я. Лернера, И.Т. Огородникова и М.Н. Скаткина
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:
- охарактеризована мировая музыкальная классика в современной культурной традиции;
- определены педагогические условия, способствующие формированию музыкальной культуры подростков средствами популярной музыкальной классика;
- определены и экспериментально проверены творческие методы обучения, обеспечивающие развитие музыкальной культуры подростков (метод музыкального рассказа, метод дифференциации и интеграции и др.).
Теоретическая значимость исследования состоит в то, что:
- внесен вклад в разработку содержания музыкального образования подростков;
- разработаны методы способствующие формированию творческой активности учащихся и их музыкальной культуры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и научно обоснованные формы и методы развития музыкальной культуры школьников позволяют повысить эффективность педагогического процесса не только на занятиях по музыке, но и на уроках литературы, а также истории и изобразительного искусства.
Материал диссертации может быть полезен при разработке программ разной степени сложности и для различных категории учащихся.
Достоверность результатов диссертации обеспечивается адекватностью методики исследования поставленным в нем задачам и ее достаточной репрезентативностью, продуманным анализом творческих заданий, анкет, оценки учебных работ школьников и другого эмпирического материала.
Основные положения, выносимые на защиту.
1) Формирование музыкальной культуры подростков будет развиваться более успешно при взаимном освоении подростками на уроках музыки специального музыкального материала, основанного на «популярной классике» и классической музыке XVII - XIX в.
2) Использование специальных методов обучения (метод «музыкального рассказа», метод «дифференциации и интеграции музыкального материала», метод «эмоциональной драматургии», метод «коллективного размышления» во взаимосвязи с традиционными методами развития музыкальной культуры подростков) способствует развитию музыкальной культуры подростков.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в школе № 1929, публикации научных и методических статей в сборниках научных трудов МГОПУ (1999-2002 гг.) в процессе обсуждения диссертационной работы на кафедре музыкальных инструментов МГОПУ, в выступлениях автора на научных конференциях и в концертах.
Этапы работы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2-а этапа. Первый этап - констатирующий эксперимент. Он посвящен анализу уровня интересов современных подростков, специфике их направленности, оценке состояния их общей музыкальной культуры. Цель констатирующего эксперимента - выявить исходный уровень интересов школьников и выяснить факторы влияющие на их развитие.
Второй этап - определяющий. Он посвящен определению уровня интересов современных подростков, специфике их направленности, оценке состояния их общей музыкальной культуры после опытноэкспериментальной работы, проведенной в условиях учебного процесса в периоде 1998-2000 гг.
Результаты исследования дают основу для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания подростков, музыкальной культуры, художественного вкуса, критического отношения к разнообразным музыкальным явлениям.
Структура и содержание работы
Диссертация состоит из введения двух глав, заключения, приложений и библиографии, содержит таблицы и схемы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы:
Использование популярной классики на уроках музыки в школе и различных методов обучения («музыкального рассказа», «дифференциации и интеграции музыкального материала», «эмоциональной драматургии», «коллективного размышления», «полифункциональности») положительно повлияло на развитие музыкальной культуры подростков.
Двухступенчатый метод и включение специального музыкального материала убедительно показывает, что данная методика может быть рекомендована всем общеобразовательным школам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы были решены основные задачи данной диссертации.
Был исследован феномен популярной классики, ее современное состояние и педагогические предпосылки использования популярной классики на уроках музыки в школах. Проведен анализ влияния популярной классики на развитие музыкальной культуры подростка.
Разработана система подачи материала популярной классики на уроках музыки.
Проверена опытно-экспериментальным путем эффективность предлагаемой методики. Можно сказать, что использование популярной классики на уроках музыке в школе положительно повлияло на развитие музыкальной культуры подростка. Двухступенчатый метод работы и включение специального музыкального материала убедительно показывает, что данная методика может быть рекомендована всем общеобразовательным школам.
Подтверждена гипотеза, что формирование музыкальной культуры будет проходить успешнее при следующих условиях:
- включение в содержание уроков специального материала (популярная классика);
- использование различных методов обучения метод «музыкального рассказа», метод «дифференциации и интеграции музыкального материала», метод «эмоциональной драматургии», метод «коллективного размышления», метод «полифункциональности».
Проблема усваиваемости классической музыки на основе популярной классики впервые явились предметом исследования. В условиях тоталитарной пропаганды средствами массовой информации «поп» и «рок» музыки данная методика позволяет развивать ценностные ориентации подростков, формировать нравственные качества, эстетический вкус.
Это дает возможность тактично «управлять» протекающими духовными процессами жизни подростков, управлять не ради подавления их творческой индивидуальности, а напротив, в целях максимального раскрепощения духовных сил, мобилизация которых сегодня так важна для защиты человечества от определенной опасности деградации, спонтанно возникающей в результате передачи многих чисто человеческих функций машинным устройствам.
Безусловно, для того, чтобы музыкальное образование было полным, чтобы все стороны музыкального образования были слиты воедино, необходимо: а) развивать способности воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции; б) формировать необходимые музыкальные способности и умения; в) овладевать нужными для этого знаниями.
Исключение или обладание какого-либо одного из указанных аспектов делают само музыкальное образование неполным, односторонним.
Данная методика не противоречит, а дополняет, можно сказать, соединяет на современном этапе все стороны музыкального образования подростков.
Как уже было сказано, классическая высокодуховная музыка часто непонятна и неинтересна современным подросткам. Поэтому мы сознательно и целенаправленно делаем акцент на широко распространенный, массовый, доступный для восприятия жанр - общедоступная классика; входящая в музыкально-жизненный опыт школьников, она близка и понятна им. Поэтому общедоступная классика может стать первой ступенью к «чувствующему, думающему, восприятию» (143, с.99). Она рождает заинтересованное отношение к предмету, доверие к учителю, когда на уроке любимая, знакомая подросткам музыка не запрещается, не подвергается резкой критике, а, наоборот, слушается и изучается. Поэтому дальнейшее знакомство с классическими произведениями протекает в более благоприятной эмоционально-психологической обстановке.
Известно, что музыкальное произведение несет в себе жизненный и художественный опыт автора, информацию о его мировоззрении, видении мира, устойчивых ценностных ориентациях. Оно определяет сущность определенной эпохи. Восприятие музыкального сочинения происходит по законам общения: навстречу художественному опыту композитора школьник выдвигает свой жизненный и музыкальный опыт. Жизненный опыт подростка невелик, а музыкальный опыт, как правило, основан на восприятии жанров массовой культуры (поп- и рок-музыки). Изменить отношение подростков к классической музыке позволяет метод, применяемый на уроке, где используется общедоступная классика.
Общедоступная классика становится как бы посредником между высокой музыкой и школьниками, она помогает им понять друг друга. Преображенная в общедоступной классике, художественная информация более понятна и близка подростка, так как общедоступная классика по своей природе коммуникативна и рассчитана на межличностное общение. Школьник идет навстречу этой информации, обогащает свой художественный опыт.
Таким образом, духовная связь времен осуществляется через понимание смысла музыкального произведения, его восприятия в контексте истории, социальной реальности через духовного посредника — общедоступную классику.
Анализ полученный в ходе исследования в основном подтверждает выдвинутую автором гипотезу и свидетельствует о положительной динамике в развитии музыкальной культуры школьников.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Методика преподавания классической музыки в школах (на основе проекта «Общедоступная классика»). - Москва: МГОПУ, 1999. Сборник научных трудов. Культура, искусство, школа.
2. Классическая музыка в семье и в школе (Постановка проблемы). — Москва: МГОПУ, 2000. Сборник научных трудов. Культура, искусство, образование.
3. Формы и методы преподавания классической музыки в общеобразовательных школах (Результаты эксперимента). Москва: МГОПУ, 2002. Сборник научных трудов. Культура, искусство, образование.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Белов, Евгений Евгеньевич, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Сб.статей./ Под.ред. Г.И.Щукиной. -М., 1984.
3. Актуальные проблемы современной музыкальной педагогики. Сб.докладов. -Таганрог, 1994.
4. Амонашвили Ш.А. В школу с 6 лет. М., 1986.
5. Амонашвили Ш.А. основание педагогики сотрудничества. Новое педагогическое мышление./ Под.ред. А.В.Петровского. М., 1989.
6. Ананьев В.Г. Избранные психологические труды. М., 1980.
7. Андреев Ю.А. Наша авторская. М., 1991.
8. Ап прт./ Авторская песня: проблемы, события, мнения. -М., 1996. -N1.
9. Ап прт./ Авторская песня: проблемы, события, мнения. — М., 1996. N2.
10. Ю.Ап прт./ Авторская песня: проблемы, события, мнения. М., 1996. - N5.
11. П.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. — М., 1983.
12. Аринина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983.
13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М., 1984.
14. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.
15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М., 1947.
16. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М., 1965.
17. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988.
18. Бардановская песня./Автор-сост. Н.Е.Кутейникова. -М., 1992.
19. Беляев М.Ф. Основные положения психологии интереса./ Ученые записи Иркутск, гос.пед.ин-та, вып.5. Иркутск, 1940.
20. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Эстетические беседы с подростками. М., 1984.
21. Борев Ю.Б. Эстетика: в 2-х т. Смоленск, 1997.
22. Борев Ю.Б., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1982.
23. Вертинский А.Н. За кулисами. М., 1991.
24. Визбор Ю.И. Когда все были вместе./ Сост. Д.А.Сухарев. М., 1989.
25. Возьмемся за руки, друзья. Рассказы об авторской песни./ Сост. Л.П.Беленький. М., 1990.
26. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М., 1981.
27. Восприятия музыки. Сб.статей./ Под ред. В.Н.Максимова. М., 1980.
28. Выгодский Л.С. Психология искусства. М., 1968.
29. Выгодский Л.С. Педагогика подростка. М., Л., 1931.
30. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания./ В кн. Хрестоматия из истории педагогики, т.2, 4.1. М., 1940.
31. Гнатюк Н.П. Мир увлеченных людей. -М., 1989.
32. Грибанов В.П. Очерки психологии личности. М., 1973.
33. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., 1986.
34. ГордонЛ.А. Потребности и интересы.// Советская педагогика. 1939, NN 8-9.
35. Городинский A.M. Острова в океане. М., 1991.
36. Грушинский. Книга песен./ Сост. В.К.Шабанов. Куйбышев, 1990.
37. Давыдов В.В. Развивающее обучение. М., 1992.
38. Дидактика средней школы./ Под ред. М.Н.Скаткина. М., 1982.
39. Дистервег А.В. Избранные педагогические сочинения. Учпедгиз, 1956.
40. Добрюха Д.Н. Рок из первых рук. М., 1992.
41. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
42. Зоркая М.Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России (1900-1910 гг.). -М., 1976.
43. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. — М., 1984.47.3улумян Г.Б. Формирование музыкальной культуры молодежи. Социологическое исследование. М., 1983, N4.
44. Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте. Сб.статей. — М., 1987.
45. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.
46. История русской музыки. Т.1/ Под ред. А.Н.Кандинского. М., 1980.51 .Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1986.
47. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М., 1986.
48. Каган М.С. Социальные функции искусства. — JL, 1978.
49. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Петроград, 1915.
50. Карцев И.П. Телевидение в нашей жизни. -М., 1981.
51. Катаев С.М. Музыкальные вкусы молодежи. Социологическое исследование. -М., 1986, N1.
52. Кац Б.А. Стань музыкой, слово. Л., 1983.
53. Книга о Свиридове./ Сост. А.А.Золотов. М., 1983.
54. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. -М., 1871.
55. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1969.
56. Коменский Я.А. Педагогика наследие. М., 1982.
57. Конен В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М., 1994.
58. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся. Вопросы теории и практики. Екатеринбург, 1995.
59. Краковский А.П. О подростках. — М., 1976.
60. Краткий психологический словарь./ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1985.
61. Кремлев Ю.А. избранные статьи. Л., 1976.
62. Крутецкий В.А. Психология. М., 1980.
63. Кукаркин А.В. буржуазная массовая культура. М., 1985.
64. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
65. Лернев И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
66. Лихачев Б.Г. Простые истины воспитания. -М., 1983.
67. Люди идут по свету. Книга концерт./ Сост. Л.П.Беленький. — М., 1989.
68. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 5-ти томах. — М., 1971.
69. Максимов В.Г. Сущность профессионального педагогического интереса: В сб.: пути повышения эффективности учебно-воспитательной работы в начальных классах. -М., 1975.
70. Маркс Е., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах. Т.2. М., 1985.
71. Мархасев Л.С. Серенада на все времена. Л., 1988.
72. Массовая культура. Иллюзия и действительность: Сб.статей. М., 1975.
73. Массовые виды искусства и современная художественная культура. Сб.статей. М., 1986.
74. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982.
75. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. — М., 1981.
76. Мелькумова Э.И. Формирование у подростков потребности в музыкальном самообразовании. Ташкент, 1991.
77. Мир детства: Подросток./ Под ред. А.Г.Хрипкова. М., 1982.
78. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
79. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М., 1986.
80. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979.
81. Музыка. Культура. Человек. Сб.статей. Свердловск, 1991.
82. Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах. Т.1. М., 1978.
83. Мясищев В.И. О потребностях как отношениях человека: Ученые записки ЛГУ.-Л., 1956.
84. Набоков И.Л. Рок-музыка: Эстетика и идеология. Л., 1989.
85. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1977.
86. Наполним музыкой сердца: Аналогия авторской песни./ Сост. Р.А.Шитов. -М., 1989.
87. Нет хода нам назад: 33 московских барда./ Сост. Р.А.Шитов. М., 1991.
88. Никитин С.Я. Времена не выбирают. М., 1994.
89. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т.4. М., Издательство Ак.наук СССР, 1951.
90. Панкевич Г.И. Искусство музыки. М., 1987.
91. Педагогика./ Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1996.
92. Педагогическая теория. Идеи и проблемы. Сб.статей. — М., 1992.
93. Педагогический словарь. М., 1988.
94. Песталоции Г.И. Избранные произведения в 2-х томах. T.l. -М., 1981.
95. Пиличяускас А.А. Познание музыки как педагогическая проблема: Музыка в школе. 1989, N1.
96. Платек Я.М. Верьте музыке. М., 1989.
97. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982.
98. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
99. Полукарев В.В. Подростковый клуб: Самодеятельное творчество, самоопределение. М., 1988.
100. Поп-музыка. Взгляды и мнения. Сб.статей./ Под ред. Э.М. Фрадкина. М., 1977.
101. Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников. Сб.статей. М., 1990.
102. Проблемы гуманизации музыкального воспитания. Сб.статей. Таганрог, 1992.
103. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе./ Под ред. Ю.К.Бабанского. М., 1989.
104. Проблемы музыкального мышления./ Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974.
105. Проблемы эстетического воспитания подростков. Сб.статей. М., 1994.
106. Программа по музыке для общеобразовательной школы 4-7 классы./ Под ред. Д.Б.Кабалевского. -М., 1982.
107. Психология современного подростка./ Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1987.
108. Психологический словарь./ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М., 1990.
109. Ражников В.Г. диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989.
110. Развитие мотивационно-позновательной сферы личности школьника в условиях учебной деятельности. Сб.статей. Волгоград, 1985.
111. Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся. Сб.статей. — М., 1977.
112. Развитие творческой активности школьников./ Под ред. А.М.Матюшкина. -М., 1991.
113. Разломов К.Э. коммерция и творчество. Враги или союзники. М., 1992.
114. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. -М., 1995.
115. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. -М, 1996.
116. Рапацкая Л.А. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников: Учебное пособие. М., 1992.
117. Рапацкая Л.А. Четвертая мудрость. О музыке и культуре Древней Руси. -М., 1997.
118. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
119. Рубинштейн С.Л. принципы и пути развития психологии. — Л., 1959.
120. Система эстетического воспитания школьников./ Под ред. С.А.Герасимова. М., 1983.
121. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.
122. Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М., 1965.
123. Советская культура. 28 апреля 1987.
124. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки, статьи и исследования. Л., 1981.
125. Сохор А.Н. Музыка и общество. М., 1972.
126. Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой. М., 1964.
127. Социально-психологические проблемы массовой музыкальной культуры: Методические разработки для учителей музыки. Л., 1990.
128. Спутник учителя музыки./ Сост. Т.В.Челышева. М., 1993.
129. Старатель. Еще о Высоцком. Сб.воспоминаний./ Сост. А.Крылов, Ю.Тырин. — М., 1994.
130. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М., 1979.
131. Сухомлинский В.А. Сердце отдают детям. Киев, 1973.
132. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М., 1979.
133. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. М,, 1991.
134. Теплов Б.М. психология музыкальных способностей. Избр.труды в 2-х т. -М., 1985.
135. Ткачев А.П. Опыт изучения предметной направленности познавательных интересов школьников.// Советская педагогика, 1978, N12.
136. Толстых В.И. В зеркале творчества. В.Высоцкий как явление культуры.// Вопросы философии, 1986, N7.
137. Туриянский B.J1. не спрашивай, куда. -М., 1993.
138. Учителям и родителям о психологии подростков./ Под ред. Г.Г.Аракелова. -М, 1990.
139. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка.// Вопросы философии, 1983, N1.
140. Феофанов О.А. Рок-музыка вчера и сегодня. М., 1978.
141. Философский словарь./ Под ред. И.В.Блауберга, И.К.Пантина. 4-е изд. -М., 1982.
142. Фохт-Бабушкин Ю.У. Человек в мире художественной культуры. М., 1982.
143. Фрид Г.С. Музыка общение — судьбы. - М., 1987.
144. Фридман Л.М., Маху В.И. Проблемная организация учебного процесса. -М., 1990.
145. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М., 1972.
146. Чередниченко Т.В. кризис общества кризис искусства. — М., 1985.
147. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1979.
148. Шаров Ю.В. проблемы формирования духовной потребности личности. -Новосибирск, 1970.
149. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975.
150. Швейцер А. Культура и Этика. М., 1973.
151. Шестаков Г.Ю. Музыка в буржуазной массовой культуре. М., 1986.
152. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста: В кн. Педология подростка./ Под ред. И.Арямова. М., JL, 1931.
153. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. — М., 1979.
154. Щукина Г.И. Педагогические проблемы. М., 1988.
155. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
156. Щукина Г.И. Формирование познавательного процесса учащихся в процессе обучения. М., 1962.
157. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода./ Под ред. Б.Г.Лихачева. М., 1988.
158. Юркевич B.C. Светлая радость познания. М., 1977.
159. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М., 1964.
160. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. — М., 1986.1. АВТОРЕФЕРАТЫ
161. Абдуллин Э.Б. Содержание и методы музыкальной работы в пионерском лагере. Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1971. 24 с.
162. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. Автореф.дис. д-ра.пед.наук. М., 1987. 32 с.
163. Бабий В.И. Развитие творческой деятельности младших подростков на занятиях музыки в общеобразовательной школе. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. Киев, 1986. — 21 с.
164. Бальчитис Э.И. Вопросы развития восприятия музыки у школьников (на материале современных музыкальных произведений). Автореф.дис. на соиск. учен, степен. Канд.пед.наук. М., 1967. 19 с.
165. Безбородова JI.A. Музыкально-познавательные задания как средство формирования слушательской культуры старшеклассников. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1981. 16 с.
166. Беспалько И.И. Деятельность клуба как фактор развития музыкальной культуры села. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. JL, 1979.- 16 с.
167. Бирюкова С.С., Б.Окуджава, В.Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1990. -24с.
168. Болгарский А.Г. Формирование интереса к народной музыке у подростков на занятиях в ВИА. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1982.- 14 с.
169. Брылин Б.А. Воспитание музыкально-эстетического вкуса старшеклассников в ВИА. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1978. 16 с.
170. Булыго К.М. Повышение эффективности проблемных ситуаций в учебной деятельности музыканта. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1983. 16 с.
171. Бурлина Е.Я. Проблема музыкальных интересов советской молодежи (на материале исследования школьников и студентов). Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. JL, 1978. 17 с.
172. Волынкин В.И. Формирование художественных потребностей старшеклассников в процессе внеклассных занятий по искусству. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М.,' 1989. 16 с.
173. Гордеева Т.О. Особенности переживаний подростков при восприятии музыки. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.психол.наук. М., 1992. -23 с.
174. Гордийчук А.Н. Педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педвузов. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. Киев, 1990. 21 с.
175. Гришанович Н.Н. Музыкальные интересы в формировании познавательной деятельности подростков на уроках музыки. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. Минск, 1980. 16 с.
176. Зиновьева Т.С. Методические основы развития музыкально-эстетической культуры личности средствами хоровой самодеятельности. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1986. 16 с.
177. Димова И.Г. Формирование музыкального вкуса подростков в процессе изучения вокальных классических произведений. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1983. 15 с.
178. Дмитриева Л.Г. Система творческих заданий в музыкальном воспитании младших школьников (на примере 1 класса). Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1979. 17 с.
179. Кальниченко З.К. Формирование у старшеклассников потребности в музыкальном самообразовании (на материале школьной дискотеки). Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1985. 16 с.
180. Каманкина М.В. самодеятельная авторская песня 1950-1970 гг. (К проблеме типологии и эволюции жанра). Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.искусствоведения. М., 1989. 24 с.
181. Качалкин А.П. Авторская песня как средство нравственного воспитания будущих учителей начальных классов. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1998. 16 с.
182. Кукушкин М.А. Художественные потребности и культурная социализация молодежи. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.философ.наук. М., 1990.-20 с.
183. Кутовая Н.А. Нравственное воспитание старших подростков средствами массовых музыкальных жанров (на материале рок-музыки). Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. Киев, 1992. — 17 с.
184. Кеериг О.П. Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. Л., 1985. 16 с.
185. Коваленко Н.В. Педагогические условия повышения музыкально-эстетической культуры участников самодеятельных ВИА. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. Киев, 1986. 15 с.
186. Кондратьева Ж.М. Воспитание эстетических потребностей у подростков (на примере потребности общения с музыкой). Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. Киев, 1983. 16 с.
187. Лыпа И.Ю. Дискуссионный музыкальный клуб как средство развития музыкальных интересов школьников-подростков. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1993. 17 с.
188. Лысина Н.И. Принцип взаимодействия музыки и литературы в процессе формирования музыкальных интересов старших школьников. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1987. 19 с.
189. Малюков А.Н. Художественное воспитание младших подростков. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1980. 16 с.
190. Морозова З.П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1979. 16 с.
191. Никитюк С.Н. Воспитание музыкальных интересов у подростков в процессе инструментального музицирования. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. Киев, 1989. 17 с.
192. Никольских Л.А. Место искусства в структуре интересов современных школьников. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1973. -25 с.
193. Никулина В.В. Формирование музыкально-эстетической культуры студенческой молодежи в условиях факультативных занятий. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. Одесса, 1987. 16 с.
194. Паламарчук А.И. Формирование музыкальных интересов у младших школьников в условиях внеклассной музыкальной работы. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1980. 16 с.
195. Петрушин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. Д-ра.пед.наук. М., 1991. 32 с.
196. Платонава Н.М. Стимулирование самодеятельной учебно-познавательной деятельности учащихся-подростков. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. Л., 1991. — 15 с.
197. ГХпеснина Т.П. Формирование у восьмиклассников интереса к серьезной музыке. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1973. -22с.
198. Попова С.В. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятий. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1998. 17 с.
199. Притула Б.В. Влияние музыкальной среды на формирование музыкально-эстетических интересов школьников. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1976. 23 с.
200. Протасова Н.В. Эстетические проблемы массовых жанров искусства. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.философ.наук. Одесса, 1993. -23 с.
201. Рахматулина A.M. Активизация личности в сфере самодеятельного художественного творчества. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.философ.наук. М., 1993. 14 с.
202. Рещикова С.П. Самодеятельное художественное творчество как социокультурное явление: Современное состояние, противоречия развития. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.филосов.наук. М., 1991.-21 с.
203. Савкина Г.П. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1993. — 15 с.
204. Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников (на материале русской музыки конца XIX начала XX веков). Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1981. 16 с.
205. Свистельникова Т.Ю. Воспитание музыкальных интересов студентов педвузов средствами телевидения. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. Киев, 1990. 16 с.
206. Тельчарова Р.А. Музыкальный вкус как объект эстетического анализа. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.философ.наук. М., 1979. 20 с.
207. Тельчарова Р. А. Музыкальный культура личности как предмет философского анализа. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. Д-ра.философ.наук. М., 1992. 45 с.
208. Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала. Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.пед.наук. М., 1986. 16 с.
209. Цукерман B.C. Музыкальная культура социалистического индустриального центра (на материале конкретно-социологического исследования). Автореф.дис. на соиск. учен, степен. канд.философ.наук. М., 1969.- 19 с.