Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Фадеева, Марина Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Саратов
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Развитие музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Фадеева, Марина Анатольевна, 2000 год

Введение.

Глава 1. Теоретические основы развития музыкально - эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования.

1.1. Сущность музыкально - эстетической культуры подростков.

1.2. Специфика и возможности учреждений дополнительного образования.

1.3. Обоснование и разработка технологии развития музыкально -эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Проверка эффективности технологии развития музыкально -* эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования в ходе экспериментального исследования.

1.1. Методика исследования.

1.2. Констатирующий этап эксперимента.:.

1.3. Этап апробации и внедрения технологии развития музыкально -эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования"

Современный этап развития общества в России характеризуется значительными изменениями в области политики, экономики, культуры, образования.

Существенные изменения, характерные для современного периода развития государства обосновывают необходимость совершенствования деятельности всей системы образования, серьёзным недостатком которой является недостаточное воздействие на развитие творческих способностей обучающихся.

В силу этого в области образовательной сферы ведётся активный поиск путей обновления. К этому призывает Закон Российской Федерации «Об образовании» [71], нацеленный на гуманизацию и демократизацию педагогического процесса, рассматривающий основным принципом государственной политики в сфере образования свободное, творческое развитие личности.

В приобщении учащегося к культурным ценностям науки, искусства и состоит одна из важнейших задач современного образования, основным критерием которого выступает уникальная, творческая личность как истинный субъект культуры.

Значительными возможностями в решении образовательных и воспитательных задач обладает система дополнительного образования, направленная на обогащение и углубление содержания основного общего образования.

Проблема дополнительного образования, являясь достаточно новой для современной педагогической науки, приобретает в последние годы особую актуальность. Данное положение обусловлено повышением уровня творческой активности учащихся за пределами школы, что позволяет отнести деятельность учреждений дополнительного образования к наиболее перспективным в плане творческого развития личности каждого ребёнка.

В настоящее время Россия переживает сложный период, когда прежние ценности ориентации уже отошли в прошлое, а новые ещё находятся на стадии становления. В значительной мере данная проблема затрагивает и сферу музыкального искусства.

Активная пропаганда в средствах массовой информации зачастую низкопробной музыкальной культуры оказывает крайне негативное воздействие на музыкально-эстетические вкусы и взгляды подрастающего поколения. В силу возрастных особенностей такому негативному воздействию особо подвержены учащиеся подросткового возраста. Отсутствие у многих из них интереса к классическому наследию прошлого объясняется, в большинстве случаев, недостаточной степенью развития музыкально-эстетической культуры.

Вследствие этого одной из задач современного образования становится развитие музыкально- эстетической культуры учащихся подросткового возраста.

Анализ данных научных исследований свидетельствует о том, что проблема развития музыкально-эстетической культуры подростков приобретает в последние года особую актуальность [6, 53, 150, 183, 204].

Развитие новых прогрессивных тенденций в современной музыкальной педагогике всё более связывают с процессами гуманизации и гуманитаризации образования, о чём свидетельствует деятельность как общего, так и дополнительного образования, направленная на создание благоприятных условий для реализации познавательных, образовательных, творческих, музыкально-эстетических потребностей учащихся.

В последнее время педагоги-музыканты почувствовали реальную необходимость существенного пересмотра путей решения проблемы развития музыкально-эстетической культуры подрастающего поколения, что напрямую связано с общей демократизацией жизни общества и, как следствие этого, переориентацией современного музыкального образования с авторитарного на личностно-ориентированное [20, 23, 196].

Проблема развития музыкально-эстетической культуры подростка находится в центре внимания педагогики, психологии, философии, культурологии, социологии.

Исследованию различных аспектов проблемы развития музыкально-эстетической культуры подростка посвящены труды П.П. Блонского [26], В.А. Сухомлинского [175], К.Д. Ушинского [189], В.Н. Шацкой [202], С.Т. Шацкого [203], подчёркивающих ведущую роль музыкально-творческой деятельности в формировании её основополагающих качеств.

На тесную взаимосвязь культуры с творческой преобразующей деятельностью указывали А.И. Арнольдов [15], Ю.Н. Давыдов [61], М.С. Каган [81], Л.Н. Коган [91], Э.С. Маркарян [116], В.М. Межуев [120]. Рассматривая культуру как феномен, присущий только человеку, учёные выделяют её способность проявляться исключительно в результате разумного преобразования действительности.

Исследованию культуры через призму ценностных ориентаций как для каждого конкретного индивида, так и общества в целом посвящены работы С.Ф. Анисимова [13], М.В. Дёмина [63], Ю.А. Лукина [114], Л.Н. Столович [171].

В трудах Е.В. Бондаревской [30], В.В. Серикова [165], Л.Г. Вяткина [48], Е.В. Квятковского [86] и др. выявляются педагогические условия, необходимые для реализации творческого потенциала человека культуры.

Анализу общих вопросов развития культуры подростка, реализации его личностных потенций в современных условиях посвящены исследования О.С. Газмана [50], Н.Б. Крыловой [98], М.М. Князевой [89].

Особенности развития музыкально-эстетической культуры общества и личности в современной социокультурной ситуации отражены в работах Л.Н.

Когана [91], А.Н. Сохор [189], Ю.У. Фохта-Бабушкина [193]. B.C. Цукермана [195].

На деятельностный аспект музыкально-эстетической культуры учащихся указывают выдающиеся психологи современности JI.C. Выготский [44], А.Н. Леонтьев [104], Е.В. Назайкинский [128], Б.М. Теплов [182], Д.Б. Эльконин [211].

Ведущая роль деятельности в процессах формирования и развития творческой личности, выступающей как истинный субъект культуры, отражена в трудах В.И. Андреева [12], Л.Г. Вяткина [49], Г.И. Железовской [68], Г.К. Париновой [138].

Формированию и развитию музыкально-эстетической культуры учащегося через разнообразные виды музыкальной деятельности посвящены работы Э.Б. Абдуллина [1], Ю.Б. Алиева [6], Л.В. Горюновой [53], Д.Б. Кабалевского [79], Л.В. Школяр [204].

Весьма ценны работы Б.В. Асафьева [16], Л.Я. Брюсовой[125], Л.Н. Гродзенской [56], А.Н. Сохор [169], B.C. Цукермана [195], Б.Л. Яворского [216], посвященные различным аспектам музыкально-творческой деятельности в контексте развития музыкально-эстетической культуры учащихся.

Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют труды Ю.Б. Алиева [5], Л.А. Баренбойм [19], Н.А. Ветлугиной [39], Л.В. Горюновой [53], Д.Б. Кабалевского [78], В.Г. Ражникова [156], Н.А. Терентьевой [185], Г.М. Цыпина [196], В.Н. Шацкой [202], Л.В. Школяр [204], раскрывающие специфические особенности музыкально-эстетического развития личности учащегося.

Проблемам воздействия и взаимовлияния музыкально-эстетической культуры и личности посвящены исследования Э.Б. Абдуллина [2], Л.А. Рапацкой [158], Р.А. Тельчаровой [184].

Однако, несмотря на большой теоретический и практический материал, накопленный в музыкальной педагогике, проблема целенаправленного развития музыкально-эстетической культуры подростка именно в условиях дополнительного образования не является предметом широкого исследования. В научно-методической литературе не нашли должного освещения вопросы педагогического обоснования необходимости разработки механизмов развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования.

Достижение названных приоритетов осложняется неразвитостью программного оснащения. В области музыкальной педагогики по целому ряду направлений отсутствуют разноуровневые программы, нацеленные помочь обучаемому осознать и проявить свои творческие возможности.

По утверждению ученых [20, 23, 196, 198], несмотря на серьезные теоретические и методические разработки в данной области, многие исследователи в своей основе опираются на ту традиционную педагогическую систему, которая существовала в теории и практике музыкального образования долгие годы.

В результате, значительная часть программ, рассчитанных в основном, на репродуктивную деятельность, не предусматривает самостоятельного поиска творческих решений, а потому музыкальное образование, ориентированное, в целом, на репродуктивные методы педагогического воздействия, оказывается нацеленным на усвоение учащимися знаний, умений, навыков, а не личностное музыкально-творческое развитие ребенка.

Анализ существующих научных разработок при всем многообразии различных подходов к изучаемой проблеме не может, однако, служить основой для целостной теоретической системы развития музыкально-эстетической культуры подростка в условиях дополнительного образования из-за отсутствия целенаправленного, научно-обоснованного подхода, а также недостаточной степенью ее разработанности в современной музыкальной педагогике.

На основании вышеизложенного, мы пришли к заключению, что проблема развития музыкально-эстетической культуры подростка в условиях дополнительного образования еще не стала предметом специального исследования, так как в музыкально-педагогической литературе еще не накоплен достаточный фактический исследовательский материал, необходимый для ее решения.

На основании вышеизложенного мы можем определить существенные противоречия, наблюдаемые между:

- объективными потребностями современного общества в воспитании творческой личности, обладающей достаточно высоким уровнем развития музыкально-эстетической культуры и недостаточной разработанностью условий и средств, направленных на реальное достижение поставленной цели;

- важностью задачи, направленной на развитие музыкально-эстетической культуры подростка в условиях дополнительного образования, и не разработанностью необходимых педагогических технологий для ее решения;

- требованиями системы современного музыкального образования в повышении уровня музыкально-эстетической культуры подростка и недостаточной степенью профессиональной подготовки педагогов-музыкантов.

Данные противоречия обусловливают актуальность настоящей работы, направленной на совершенствование системы музыкально-эстетического развития подростка в условиях дополнительного образования с целью воспитания творческой личности, обладающей достаточно высоким уровнем развития музыкально-эстетической культуры, а также разработки и внедрения педагогических технологий, направленных на достижение поставленных целей в период обучения.

Актуальность проблемы исследования определило выбор темы научного исследования: «Развитие музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования».

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования.

Предметом исследования является развитие музыкально-эстетической культуры подростка в условиях дополнительного образования.

Цель исследования: определение понятия музыкально-эстетической культуры подростка, научное обоснование, разработка, апробация и внедрение технологии ее развития в условиях дополнительного образования.

Гипотеза исследования: развитие музыкально-эстетической культуры подростка будет эффективным, если:

- обоснована специфика музыкально-эстетической культуры подростков как ценностного интегративного личностного образования и описан её компонентный состав;

- выявлены потенциальные возможности учреждений дополнительного образования и наиболее благоприятные условия для развития музыкально-эстетической культуры подростков в учреждениях данного типа;

- музыкально-эстетическая культура каждого обучающегося будет развиваться в музыкально-творческом процессе, осуществляемом в результате индивидуального и коллективного детского музыкального творчества;

- разработана методика диагностики уровней развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования;

- разработана и внедрена технология развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования.

В соответствии с гипотезой были определены основные задачи исследования;

1. Выстроить систему понятий, раскрывающих сущность музыкально-эстетической культуры, дать определение понятия «музыкально-эстетическая культура подростка».

2. Описать компонентный состав музыкально-эстетической культуры личности подростка.

3. Определить специфику и задачи учреждений дополнительного образования, выявить наиболее благоприятные условия, необходимые для развития музыкально-эстетической культуры подростков в учреждениях данного типа.

4. Спроектировать критериально-диагностическую систему определения уровня развития музыкально-эстетической культуры подростков.

5. Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность технологии развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования, проследить ее динамику.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

- концептуальные положения психолого-педагогических исследований о закономерностях развития личности, ее творческой деятельностной активности как непременном условии динамичного саморазвития (Л.И. Божович, В.В. Ванслов, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.Г. Вяткин, Г.К. Паринова);

- теория развития познавательной самостоятельности учащихся (Л.Г. Вяткин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый);

- концепция развития личности в системе внешкольного дополнительного образования (Б.З. Вульфов, М.Б. Коваль, К.Д. Радина);

- психолого-педагогическое положение о возрастных и индивидуальных закономерностях развития личности подростка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин);

- научные исследования в области общей и частной музыкальной педагогики (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский).

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования;

- теоретический анализ педагогической, психологической, философской, социологической, культурологической литературы по проблеме исследования и определение исходных положений исследования;

- опытно-экспериментальная работа с творческим музыкальным коллективом, включающая методы целенаправленного педагогического наблюдения, интервьюирования, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование, тестирование;

- анализ музыкально-творческой деятельности подростков на всех этапах исследования, анализ продуктов детского музыкального творчества, проведение критериально-ориентировочных заданий, методов сопоставительного анализа, метода корреляции, методов статистической обработки полученных экспериментальных данных; обобщение опыта работы педагогов-музыкантов, работающих в учреждениях по инновационным программам.

Использование комплекса различных методов исследования позволили выявить совершенное состояние проблемы, провести анализ различных данных, рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности и взаимозависимости, а также выявить эффективность и возможности предложенных методов и выразить результаты педагогических экспериментов и наблюдений в количественных и качественных показателях.

Экспериментальной базой исследования явилась хоровая студия «Звонкие голоса» Городского Дворца творчества юных города Саратова.

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа: с 19952000 год.

На первом этапе (1995-1997 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической литературы, определено состояние разработанности проблемы в педагогической науке, изучена практика работы отдельных педагогов, работающих в учреждениях дополнительного образования по проблеме развития музыкально-эстетической культуры учащихся, проанализирован их передовой опыт.

На основе полученной информации был создан банк данных, позволивший определить суть проблемы исследования, сформировать цель, задачи, рабочую гипотезу, разработать теоретическую модель технологии развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования.

На данном этапе исследования нашли применение методы теоретического и эмпирического анализа.

На втором этапе (1997-1998 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по апробации и внедрению разработанной авторской технологии развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования, проводилась диагностика уровней развития музыкально-эстетической культуры подростков.

На третьем, заключительном этапе (1998-2000 гг.) были проанализированы и обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, подведены итоги, сделаны выводы, подготовлены и внедрены в практику научно-методические рекомендации по результатам диссертационного исследования, осуществлялась литературная обработка диссертационного материала, выполнено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- на основании анализа философской, психолого-педагогической, культурологической, социологической литературы определено понятие «музыкально-эстетическая культура подростка», обоснована ее сущность как ценностного интегративного личностного образования, определён и описан компонентный состав данной культуры, включающий музыкально-эстетическое восприятие, музыкально-творческую активность, музыкальный опыт и музыкальность;

- определена специфика учреждений дополнительного образования,, выявлены наиболее благоприятные условия, необходимые для развития музыкально-эстетической культуры подростков в учреждениях данного типа, а именно:

• личностно ориентированная направленность учебно-воспитательного процесса;

• разнообразие направлений музыкальной деятельности;

• психологизация образовательной среды;

• научное обеспечение образовательного процесса;

- предложен диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровни развития музыкально-=эстетической культуры подростков, основанной на анализе включённости учащихся в различные виды музыкальной деятельности; ^

- предложена научно обоснованная технология развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- разработана технология развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования;

- составлен комплекс критериально-ориентировочных методик по определению уровней развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования и рекомендации по их применению;

- разработана авторская экспериментальная программа хоровой студии «Звонкие голоса», направленная на развитие музыкально-эстетической культуры учащихся в условиях дополнительного образования;

- разработан спецкурс «Принципы и методы работы с детским вокально-хоровым коллективом»; составлены методические рекомендации педагогу-хормейстеру о специфике работы с детским хором.

Достоверность и обоснованность выводов обеспечивалась методологической аргументированностью исходных теоретических положений; глубоким научным подходом к анализу исследуемой проблемы; применением комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследования; данными опытно-экспериментальной работы, результатами внедрения в музыкально-педагогическую практику разработанных рекомендаций и личным опытом работы диссертанта в учреждении дополнительного образования и в вузе.

На защиту выносятся: 1. Понятийно-терминологическое обоснование музыкально-эстетической культуры подростка, её сущность и компонентный состав.

2. Комплекс критериально-ориентировочных методик, позволяющих определить и проанализировать динамику развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования на разных этапах ее становления.

3. Технология развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образований.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику проводилось на базе Городского Дворца творчества юных города Саратова, где автор работает педагогом дополнительного образования, а также гимназии №1, МОУ «Средняя школа №49», муниципальном учреждении дополнительного образования «Музыкальная школа №8» города Саратова.

Основные положения содержания диссертации и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Саратовского государственного университета, методических объединениях учителей музыки, на заседаниях кафедры методики художественного воспитания и вокально-хоровых дисциплин Педагогического института Саратовского государственного университета, на научно-практических конференциях, семинарах Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Внедрение результатов исследования осуществлялось путем подготовки методический рекомендаций, проведения проблемных семинаров, конференций, проведения докладов на ПК педагогов дополнительного образования Городского Дворца творчества юных города Саратова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по второй главе

Осмысление данных, полученных в результате опытно-экспериментального исследования, позволило сформулировать следующие выводы:

1. Опытно-экспериментальное исследование состояло из трёх основных этапов:

• констатирующего этапа, на котором осуществлялось обоснование и разработка уровней развития музыкально-эстетической культуры подростков, определялось содержание и направленность музыкально-педагогического процесса;

• поискового этапа, на котором проводился анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, подвергался необходимой корректировке первоначальный вариант разработанной технологии, производился отбор наиболее эффективных методов и средств, направленных на развитие музыкально-эстетической культуры подростка;

• этапа апробации и внедрения технологии, на котором осуществлялось целенаправленное развитие выделенных нами компонентов музыкально-эстетической культуры подростков, проводился общий анализ данных экспериментального исследования.

2. Для определения динамики развития музыкально-эстетической культуры подростков нами были выявлены и охарактеризованы три уровня развития данной культуры: 1- низкий, 2 - средний, 3 -высокий, обозначенные нами условно 1 - «пассивно-познавательный», 2 - «частично-поисковый», 3 - «собственнотворческий». В основу критериев этих уровней были положены качественные показатели, отражающие компонентный состав музыкально-эстетической культуры подростка.

3. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал, что уровень развития музыкально-эстетической культуры подростков на начальном этапе экспериментального исследования соответствовал лишь первому и частично второму уровню развития данной культуры, в результате чего возникла существенная необходимость во внедрении специально разработанной технологии, направленной на достижение наиболее высокого уровня развития музыкально-эстетической культуры подростков.

4. Разработанная авторская технология включила в себя содержание, выраженное через основные виды музыкальной деятельности, формы, ведущими из которых стали нетрадиционные формы проведения музыкальных занятий, комплекс специально подобранных методов и средств, в основу которых была положена авторская программа по музыке.

5. Данные, полученные в результате тестирования учащихся позволяют сделать вывод о том, что в ходе внедрения авторской технологии среди подростков экспериментальной группы наметилась тенденция к формированию осознанного, позитивного отношения к последующей музыкальной деятельности.

6. Анализ результатов экспериментального исследования отразил тенденцию к преимущественному преобладанию более высокого уровня развития музыкально-эстетической культуры подростков экспериментальной группы, что указывает на эффективность разработанной педагогической технологии и подтверждает верность основных положений гипотезы исследования.

Заключение

Анализ результатов теоретического и опытно-экспериментального исследования по проблеме развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования позволил сформулировать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.

Проблема развития музыкально-эстетической культуры подростков в современных социокультурных условиях приобретает особую актуальность и требует поиска новых научно-методических решений.

Диссертационная работа позволила привести в систему философские, психолого-педагогические идеи учёных о сущности музыкально-эстетической культуры, выявить её компонентный состав, определить специфику понятия «музыкально-эстетическая культура» применительно к подростковому возрасту.

Подростковый возраст характеризуется интенсивным процессом перестройки мотивационно-потребностной сферы, благодаря чему у подростка возникает новое отношение к себе, характеризуемое открытием собственного «Я», осознанием своего места в обществе и утверждении себя в нём. На базе развития мотивационной сферы формируются ведущие духовные потребности, к числу которых относятся: потребность в самообразовании, потребность самоопределении, потребность в музыкально-творческом самовыражении. Поэтому данный возрастной этап развития ребёнка можно рассматривать как сенситивный период развития музыкально-эстетической культуры.

На основании анализа научных данных понятие «музыкально-эстетическая культура подростка» определяется нами как ценностное интегративное личностное образование, развивающееся в музыкальной деятельности через основные её виды, включающее музыкальноэстетическое восприятие, музыкальный опыт, музыкально-творческую активность и музыкальность.

Как показало исследование, значительными возможностями в развитии музыкально-эстетической культуры подростков обладают учреждения дополнительного образования, деятельность которых направлена на обогащение и углубление содержания основного общего, в том числе и музыкального образования. Ориентированные на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных программ и услуг в сфере образования, учреждения данного типа способны создавать наиболее благоприятные условия для развития музыкально-эстетической культуры подростков, содействуя их личному и профессиональному самоопределению, удовлетворению разнообразных социокультурных, образовательных и развлекательных музыкальных интересов и потребностей.

Проведённое исследование убеждает, что процесс развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования может быть особенно эффективным при наличии специально разработанного механизма - технологии обучения, учитывающей специфику развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования.

На основе анализа концептуальных основ технологии обучения нами была теоретически разработана и практически апробирована технология развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования. Данная технология включила в себя цель, содержание, выбор форм, методов и средств, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленной цели.

В ходе исследования было установлено, что процесс развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования осуществляется наиболее успешно в результате применения нетрадиционных форм обучения.

Использование на занятиях комплекса методов, направленных на стимулирование музыкально-творческой активности обучаемых, обеспечивает наиболее эффективное развитие выделенных нами компонентов музыкально-эстетической культуры подростков.

В основу главного средства была положена специально разработанная авторская программа, обеспечивающая наиболее эффективное реализацию поставленных целей.

Для подтверждения эффективности разработанной технологии развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования нами была разработана специальная система качественной и количественной обработки результатов опытно-экспериментального исследования, включающая методы наблюдения за учащимися контрольной и экспериментальной групп, индивидуальные и групповые беседы с учащимися, изучение творческих работ, обработку результатов опроса, анкетирования, тестирования, методов математической обработки результатов эксперимента, позволивших провести глубокий анализ динамики развития музыкально-эстетической культуры подростков на индивидуально-личностном уровне.

В ходе опытно-экспериментального исследования нами были определены и описаны качественные показатели уровней развития музыкально-эстетической культуры подростков. На основе соотношения данных качественных показателей нами были выделены три уровня развития музыкально-эстетической культуры подростков, отражающие содержание основных компонентов структуры данного личностного образования.

Первый уровень развития музыкально-эстетической культуры подростков характеризуется слабо развитым музыкально-эстетическим восприятием, в большинстве случаев, «зрелищно-событийного» типа, музыкальный опыт, в основном, представлен в виде поверхностных знаний и умений, музыкальность - не развита, музыкально-творческая активность практически не выражена.

Второй уровень характеризуется более развитым музыкально-эстетическим восприятием, музыкальный опыт, в большинстве случаев, не является систематизированным, хотя и достаточно большой по объёму, музыкальные способности, по сравнению с первым уровнем развития музыкально-эстетической культуры, более развиты, однако музыкально-творческая активность подростков данного уровня проявляется в незначительной потребности в самостоятельном музицировании через вокально-хоровое исполнительство и игру на музыкальном инструменте.

Третий уровень характеризуется наиболее развитым музыкально-эстетическим восприятием с преобладанием «эмоционально-творческого» типа, а также умением анализировать и оценивать собственную музыкальную деятельность, применять на практике музыкальные творческие способности. Для данного уровня характерно активное стремление к музыкально-творческому самовыражению через вокально-хоровое исполнительство и музыкальное творчество.

Выделенные нами уровни развития музыкально-эстетической культуры подростков позволили проследить динамику развития данного личностного образования на различных этапах музыкального обучения в хоровой студии «Звонкие голоса». Для этого нами был разработан специальный комплекс критериально-ориентировочных методик, позволяющих определить как уровень музыкально-эстетической культуры подростков в целом, так и каждого отдельного её компонента.

Анализ результатов на каждом этапе отражал тенденцию к преимущественному преобладанию более высокого уровня развития музыкально-эстетической культуры подростков экспериментальной группы.

Итоги экспериментального исследования свидетельствуют о том, что применение разработанной нами технологии развития музыкальноэстетической культуры подростков приводит к наиболее эффективным результатам, чем использование традиционных форм, методов и средств, направленных на развитие данного личностного образования. Данный факт указывает на эффективность разработанной педагогической технологии и подтверждает верность основных положений гипотезы исследования.

Предлагаемая технология развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования является лишь одним из возможных эффективных путей решения данной проблемы.

Проведённые исследование не может претендовать на исчерпывающее решение проблемы развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования. В процессе исследования возникли новые тенденции и направления, нуждающиеся в дальнейшем рассмотрении и разработке: изучение соотношения процессов развития и саморазвития музыкально-эстетической культуры подростков; выявление психолого-педагогических условий, оказывающих влияние на процесс развития музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования; перспективы развития учреждений дополнительного образования и т. д.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Фадеева, Марина Анатольевна, Саратов

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., Просвещение. - 1983. - 111с.

2. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методологические основы музыкального образования в общеобразовательной школе. М., 1982. 49с.

3. Аверинцев С.С. Попытки объясниться: беседы о культуре. М.: Правда, 1988.-44с.

4. Азархин А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. Киев: Наук, думка, 1990. - 192с.

5. Алиев Ю.Б., Ардаширова Г.Г., Барышникова Л.П. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя. М., 1986. 240с.

6. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков // Автореф. докт. дис. М., 1987. 18с.

7. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. М.: Россиийско-Амер. ин-т. пед. систем, Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 70с.

8. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 494с.

9. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды: В 2т. /Под ред. А. Бодалёва и др. М.: Педагогика, 1980. т.1 - 229с.

10. Ю.Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань, Изд-во Казан, ун-та, 1988.-236с.

11. П.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 1. Изд. Казанского ун-та, 1996. 568с.

12. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 2. Изд. Казанского ун-та, 1998. 320с.

13. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: 1988. -253с.

14. Ануфриев Е.А. Человек обществу, общество - человеку. М.: 1975. - 80с.

15. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: Изд-во МТИК, 1992. 240с.

16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о просвещении и образовании. Изд. 2-е Изд-во «Музыка». -JI.: 1973. 142с.

17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., Просвещение, 1989.- 192с.

18. Баллер Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Сов. Россия, 1984. - 269с.

19. Баренбойм JI.A. Музыкальное образование //Музыкальная энциклопедия т.З. М.: Сов. энциклопедия, 1976. - 763 - 787с.

20. Баренбойм JI.A. За полвека /Очерки, статьи, материалы. Л.: Сов. композитор, 1989.-368с.

21. Бахтин М.М. Эстетика современного творчества. М.: Искусство. 1986. -444с.

22. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие школьников / Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б./ Под ред. Румер М.А. М.: Педагогика, 1975. - 160с.

23. Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. Изд-во «Просвещение». М., 1964.-218с.

24. Берулава. Гуманизация образования: состояние и перспективы // Гуманизация образования: психолого-педагогический международный журнал, 1994 №1.-3- 11с.

25. Беспалько В.Н. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1983. 190с.

26. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 695с.

27. Богданова О.С. О нравственном воспитании подростков: В помощь классному руководителю. М.: Просвещение, 1979. 111с.

28. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. — М.: Знание, 1979. — 39с.

29. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1979. 460с.

30. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного обучения //Педагогика. М., 1997. №4. — c.l 1 17.

31. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: 1969. 496с.

32. Бочкина Н.В. Критерии оценки инновации в учебном заведении. Изменения в педагогике. СПб. 1993. с. 28 - 30.

33. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: 1991. 97с.

34. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию // Внешкольник. М., 1996. №1. 2 - 5с.

35. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства . М., «Советский художник», 1996. 117с.

36. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников. Л., 1980. 78с.

37. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1967. -417с.

38. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144с.

39. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988,- 146с.

40. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности. —2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1983. - 208с.

41. Выготский J1.C. Психология искусства. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. -572с.

42. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.-93с.

43. Выготский J1.C. Психология развития как феномен культуры: Избр. психол. тр. М., Воронеж: ин-т практ. психологии: НПО «Модэк», 1996. -510 2. с.

44. Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. - 222с.

45. Вяткин Л.Г., Корнюшкин Н.П. Основы педагогики. Саратов, Изд-во «Колледж», 1994,- 184с.

46. Вяткин Л.Г., Тарский Ю.И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых. Саратов, 1994. 92с.

47. Вяткин Л.Г. Воспитать творческую личность. // Саратовский вестник образования №2. Саратов, 1995.

48. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб. научных тр. / Под ред. Газмана О.С. М.: Изд. АПН СССР, 1989. - 5с.

49. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. М.: Кн. дом «Университет», 1999. - 332с.

50. Горский В.А. Концепция дополнительного образования детей. / Внешкольник №1. 1996. с. 6 - 12.

51. Горюнова Л.В. О развитии музыкальной культуры подростков. Новосибирск, 1969. -22с.

52. Горюнова JI.B., Школяр JI.B. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе. М., 1991. 30 -33с.

53. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. М., 1993. 190с.

54. Гродзенская H.JL Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. -77с.

55. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. 2-е изд. дораб. - М.: Знание, 1998.-287с.

56. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов - на - Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1979. - 263с.

57. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М., «Педагогика», 1972. -422с.

58. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Культура, образование, мышление. М., «Перспектива», №1/2, 1992. 323с.

59. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М., 1986. 102с.

60. Дёмин М.В. Анализ структуры сознания. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 38с.

61. Дёмин М.В. Проблема теории личности: (социально-философский аспект). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 240с.

62. Доронина О.М. Автореф. канд. дис. С., 1999. 23с.

63. Евладова Е.В. В режиме свободного выбора. // Учитель нояб. дек. 6/99. -61 -64с.

64. Егоров Л.Г. Проблемы эстетики. М., «Сов. писатель». 1977. 462с.

65. Еникеев М.И., Кочетков O.JI. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юрид. лит., 1994. -448с.

66. Железовская Г.И., Елисеева А.В. Педагогика развития творческой личности. Саратов: Изд-во «Лицей» 1997. - 140с.

67. Железовская Г.И., Елисеева А.В., Капичникова О.Б. Личность в системе художественной культуры. Саратов, 1998. 81с.70.3агвязинский В.И. Методологи и методика педагогических исследований. М., Педагогика. 1987. 160с.

68. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып. 1, ч. 2. М.: Изд-во «Прометей», 1991. -236с.

69. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М., «Педагогика», 1973. -336с.

70. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. -206с.

71. Кабалевский Д.Б. Основные методы и принципы программы по музыке для общеобразовательной школы. // Учеб. изд. Программы средн. общеобраз. шк. музыка. М., Просвещение, 1990. 160с.

72. Каверин С.В. Духовные потребности: сущность и классификация. // Психологические основы формирования духовных потребностей в студенческом коллективе. Тамбов, 1989. 91с.

73. Каган М.С. Культура как объект философского исследования // Роль духовной культуры в развитии личности. Сб. научн. трудов. Л., 1979. -167с.

74. Каган М.С. О месте музыки в современной культуре. // Советская музыка. -1985.-2-9с.

75. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе. // Музыка в школе. 1987. №4. 28 - 32с.

76. Каган М.С. Искусство как феномен культуры. // Искусство в системе культуры. Л., 1987. 5 - 22с.

77. Катаева Л.И. Актуальные проблемы народного образования и педагогической науки в свете решения 27 съезда КПСС. М.: Знание, 1986. -63с.

78. Квятковский Е.В., Неверов В.В. Комплексное использование искусств в обучении и воспитании в старших классах. // Советская педагогика, 1979. -сб. 12. -33 -39с.

79. Киященко Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре. // Эстетическая культура. М., 1996. 318с.

80. Книга по эстетике для музыкантов. / Ред. Константинов И.А., Ангелов К.А. -М.: Музыка, 1983. 272с.

81. Князева М.М. Субкультура. // Новые ценности образования. Вып. 1, М., «Инноватор», 1995. 113с.

82. Коваль М.Б., Ковшарь Н.А. Работа дворцов и домов пионеров и школьников. М., 1971. 39с.

83. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981.-64с.

84. Коган Л.Н. Теория культуры: Учебное пособие. Екатеринбург: УрГу, 1993. 160с.

85. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1980. 192с.

86. Константинов Н.А. и др. История педагогики. 5 изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1982. - 447с.

87. Косале Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск. 1989. 96с.

88. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка, М., Педагогика, 1972. 120с.

89. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников: Книга для учителя. Минск: Нар. АСВЕТА, 1990. - 175с.

90. Крылова Н.Б. Ребёнок в пространстве культуры. М., 1994. - 94с.

91. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования. // Новые ценности образования. Вып. 2. М.: «Инноватор», 1995. 103с.

92. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы: Учебное пособие. -М.: Музыка, 1985.- 143с.

93. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. 38с.103 .Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1975. -304с.

94. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1983. 391с.

95. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981,- 185с.

96. Юб.Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. -128с.

97. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 176с.

98. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. уч. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. - 528с.

99. Лихачёв Д.С. Раздумья. М., 1991. 317с.

100. Ю.Личностно-ориентированное воспитание: сущность и пебрспективы: Сб. науч. трудов. Волгоград, 1993. 135с.

101. П.Лосев А.Ф., Шостаков В.П. История эстетических категорий., М., 1965. -258с.

102. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. С.-П.: Изд-во СПб., 1994. -399с.

103. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. -Семиосфера. - История; - М.: Язык русской культуры, 1996. - 448с. - (Язык. Семиотика. Культура).

104. Н.Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура. М., 1982. 112с.115 .Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников: (Педагогическая наука-реформа школы). М.: Педагогика, 1988. - 144с.

105. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван. Изд-во АН Арм. ССР, 1969.-228с.

106. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

107. Медушевский В.В. Проблема становления музыкального воспитания. // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. / Сб. тезисов VI научн. конференции. М., 1982. - 84 - 85с.

108. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования. М., Петроград. Готиздат., 1923. 138с.

109. Межуев В.М. Культура и история: (Проблемы культуры философии -истории марксизма). М., Политиздат, 1977. 199с.

110. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1982.-96с.

111. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Психологические особенности среднего школьного возраста и руководство художественным творчеством подростка. / Эстетическое воспитание и экология культуры. М, 1988.-57-59с.

112. Методы педагогического исследования. Под ред. Журавлёва В.И. М., Просвещение, 1972. 158с.

113. Минияров В.М., Бердников И.Г. Педагогическая диагностика личности школьника. Самара, 1993. — 97с.

114. Минор Н.Н. Брюсова и её школа музыкального образования. Саратов, 1994.-140с.

115. Михеев В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях: Монография. М.: Изд-во УДН,. 1986.-84с.

116. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. Изд-во «Музыка». М., 1972. 382 1.с.

117. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка. 1988. - 254с.

118. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1981. 192с.

119. Неменский Б.М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. // Искусство в школе. №1., 1991. 8 - 15с.

120. Новые ценности образования. Тезаурус. Сб. 31. М., 1995 115с.

121. Новые ценности образования. Тезаурус. Сб. 2. М., 1995. 105с.

122. Новые ценности образования. Тезаурус. Сб. 4. М., 1996. 185с.134.0бухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.:1. Тривола. 1995.-360с.

123. Паринова Г.К., Саяпин В.Н. Некоторые проблемы формирования готовности студентов педвузов к развитию познавательных интересов учащихся. Саратов : ПИСГУ, 1999.- 216с.

124. Педагогическая энциклопедия. М., 1966. Т. 3. 1076с.

125. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Политиздат. 1982.-255с.

126. Петровский А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. - 112с.

127. Петрушин В.В. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -384с.

128. НЗ.Печко Л.П., Торшилова Е.М., Сухова Т.Н. Воспитание у подростков и молодёжи творческой активности. М., 1986.

129. Печко Л.П. Уровни эстетического сознания и отношения старшеклассников к миру прекрасного. / Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников: Сб. науч. трудов. М.: АПН СССР, НИИ художественного воспитания. 1989. - с. 6 - 21.

130. Пиаже, Жан. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 680с.

131. Нб.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. 240с.

132. Платонов К.К. Структура и развитие личности. / отв. ред. Глоточкин А.Д. -М.: Наука, 1986.-254с.

133. Поляков С.Д. Сквозь призму инновации. Образование и воспитание. 1992,- 192с.

134. Предтеченская JI., Щербаков Н. Некоторые вопросы теории и практики эстетического воспитания старших школьников. Тбилиси. 1980. 435с.

135. Проблемы эстетического воспитания подростков: Сб. научн.-методич. статей под ред. Богомоловой Л.В. М.: Новая школа, 1994. — 96с.

136. Психология: Словарь. / Под общей ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. 2-е изд. испр. и доп. М., 1990.

137. Психологический словарь. / Под общей редакцией Айрапетянц Л.Г. и др. М.: Педагогика, 1983.

138. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов - на Дону: Изд-во «Феникс», 1998. - 544с.

139. Радина К.Д. Воспитание общественной активности пионеров. М.: Знание, 1979.-48с.

140. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. М.: Просвещение: Владос, 1994. - 223с.

141. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. 96с.

142. Разумный В.А. Интегративный центр образования. // Мир образования. -1996. №2.-8- Юс.

143. Рапацкая Л.А. Художественная культура в содержании педагогического образования. // Культура и личность: проблема социальной активности. -М.: ИФАН СССР, 1990. 104 - 1 Юс.

144. Роджерс К. Взгляд на психологию: Становление человека / пер. с англ. Исениной М.М.: «Прогресс»: Универс, 1994. 480с.

145. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. Давыдов В.В. Большая рос. энциклопедия, Т.1 - А - М., 1993. - 608с.

146. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 1944. -704с.

147. Рубинштейн С.JI. Проблема общей психологии. М., 1976.

148. Савельев А.И. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования. // Высшее образование в России, 1994. №2. 29 - 38с.

149. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256с.

150. Сериков В.В. Личностно-ориентированное подход в образовании: концепция и технология. Монография. Волгоград: Перемена, 1994. -152с.

151. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М., 1984. 96с.

152. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. 96с.

153. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. 152с.

154. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975. 118с.

155. Сохор А.Н. О задачах исследования музыкального восприятия. // Художественное восприятие. 1981. 385с.

156. Столович Л.Н. Природа эстетических ценностей. М., 1982. 271с.

157. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей. // Вестник образования. №5, 1996. -6- 11с.

158. Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников. Сб. научн. тр. М.: АПН СССР, НИИ худ. воспитания. 1989. 126с.

159. Субетто А.И. Концепция и программа гуманитаризации российского образования. // Гуманизм и культура. век двадцатый. Сб. научн. тр. Тверской, гос. ун-т. Тверь, 1993. - 108 - 114с.

160. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х тт. Т.2. М.: Педагогика, 1980. - 384с.

161. Таран Л.Н., Петрунек В.П. Радости и тревоги родителя о нервно-психическом здоровье ребёнка. М., Педагогика, 1978. 159с.

162. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). -М.: Наука, 1979. 191с.

163. Тарасов Г.С. Потребности в классическом музыкальном искусстве как психологический феномен. //Психологический журнал. — 1993. т. 14., №6.-71 -77с.

164. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. / Школяр JI.B., Красильников М.С., Критская Е.Д. и др. 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1999 - 336с.

165. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М. Л., 1947. -332с.

166. Теплов Б.М. Психология вопроса художественного воспитания. // Из истории педагогической мысли России (1945 1985). - М., 1983. - кн.2. -50 - 61с.

167. Теплов Б.М. Избранные труды. т.1. - М.: Педагогика, 1985. - 329с.

168. Тельчарова Р.А. Музыкально-эстетическая культура и марксистская концепция личности: Учебное пособие. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина В.И., 1989.- 131с.

169. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1991. 158с.

170. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. СПб., 1997. - 168с.

171. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. // Вестник образования №5, 1995. с. 6 - 11.

172. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л., ЛГУ, 1978. 128с.

173. Унт. Индивидуализация и дифференциализация обучения. М., Педагогика, 1990. 192с.

174. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М., Педагогика, 1974, т.1, 584с.

175. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Ильичёва JI.O. и др. М., 1983.

176. Философский энциклопедический словарь. / Редкая.: Аверинцев С.С., Араб-Оглы Э.А., Ильичёв Л.Ф. и др. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815с.

177. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА - М., 1999. -576с.

178. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1986. - 237с.

179. Фрейд 3. Собрание сочинений. Том 8: Психоанализ и теория сексуальности. СПб.: Алетейя, 1998. - 216, 8. с.

180. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1982. - 204с.

181. Цыпин Т.Н. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. Кн.1. М.: Советский композитор, 1988. 384с.

182. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

183. Чапрак И.В. Возрождение культурных традиций как путь обновления воспитания и образования школьников. // Эстетическое воспитание. М., 1994.-36-42с.

184. Человек в зеркале культуры и образования. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1988.- 108с.

185. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е изд., М.: Логос, 1996.-318 1. с.

186. Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей. М., 1990. 186с.

187. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200с.203 .Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Кузина Н.И., Скаткина М.Н. т.1. М., 1980. -287с.

188. Школяр Л.В. Изучение музыкальной культуры школьников. // Теория и методика музыкального образования детей. 2 изд. - М.: Флинта: Наука, 1999.-290-323с.

189. Шпангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. // Педология юности. М. Л., 1931.

190. Штерн Э. Прикладная психология. Методы и результаты. / Пер. с нем., М., «Красная новь», 1924. 116с.

191. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. / Под ред. Давыдова. -М.: Педагогика, 1979. 152с.

192. Щекочихин Ю.П. Трудный подросток. -М.: Знание, 1979. 95с.

193. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Выгодского Л.С.). -М.: Тривола, 1994. 168с.

194. Энциклопедический словарь по культурологии. М., «Центр», 1998. -477с.

195. Эстетика: Словарь. / под общ.: ред. Беляева А А. и др. М.: Политиздат. 1989.

196. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи. / Под ред. Лармина О.В. М., Изд-во Моск. ун-та, 1978. 326с.

197. Юсуфбекова Н.С. Педагогическая инноватика: проблемы и перспективы развития. М., РАО. 40с.

198. Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи и письма. М., 1964.

199. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1985. 78с.

200. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964. -230с.