Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.06 для написания научной статьи или работы на тему: Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной работе

Автореферат по педагогике на тему «Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной работе», специальность ВАК РФ 13.00.06 - Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)
Автореферат
Автор научной работы
 Аргунова, Венера Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.06
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной работе"

«в , о Ф»

на правах рукописи

АРГУНОВА ВЕНЕРА НИКОЛАЕВНА

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОГРЕССИВНЫХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ ЯКУТСКОЙ СЕМЬИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

13.00.06 - Теория и методика воспитания (социальное воспитание)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1997

Работа выполнена и Центре социальной педагогики Российской Академии образования.

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор,

действительный член РАО Филонов Г.Н.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор, действительный член РАО Волков Г.Н.

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Иващснко Г.М.

Ведущая организация: Институт национальных проблем

образования Министерства общего и профессионального образования РФ

Защита состоится 28 февраля 1997 г. в 15.30 часов на заседании диссертационного совета К 018.19.01 в Центре социальной педагогики Российской Академии образования по адресу: 129278, Москва, ул. Павла Корчагина, д. 7.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Центра социальной педагогики РАО.

Автореферат разослан "27" января 1997 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических паук ^ Никитина Л.Е.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Современное реформирование многона-шонального российского общества в значительной степени обострило проблемы семьи и семейных отношений. Основные социально-жономические причины этого состоят в росте безработицы и цен, постоянных задержках зарплат в государственных структурах, неплатежах пособий по уходу за детьми, удорожании социальных ус-тут. Все это негативно отражается на семьях коренного населения Российской Федерации. По данным специалистов неблагополучие в обществе приводдгг к тому, что ежегодно распадается каждая вто-рая-третья семья. После либерализации цен в январе 1992 года значительная часть населения находится за чертой бедности. Пока не сложилась система семенного образования и воспитания, низкий уровень пснхолого-педагогическон культуры родителей, ослаблено нравственное влияние на поведение личности в социуме и др.

Тем не менее демократизация и децентрализация в государственной системе создали благоприятные условия для развития национального самосознания больших и малых народов России. В контексте происходящих сдвигов подтверждается, что якутский народ в основном сохранил свои традиции и национальную культуру, представляющие значительный ресурс дтя социального и нравственного воспитания молодежи. Практика показывает, что основы и специфические особенности этих процессов становятся сегодня предметом активного внимания исследователей и практических работников социальной сферы республики Саха (Якутия). 0;щако качественному решению социально-педагогических проблем в социуме препятствует ряд обьективных и субьектнвиых факторов:

• весьма слабые контакты в системе «личность - семья - общество»;

• низкий уровень знаний основ социальной педагогики, социальной психологии, этнопедагогики, культуры народов республики Саха (Якутия) всех, кто прнчастен к воспитанию;

• неумение многих специалистов в социальной сфере провести диагностирование и своевременную коррекцию поведения личности;

• острый недостаток в квалифицированных специалистах по социально-педагогической работе в регионе.

Социальное становление якутской молодежи протекает в различных ситуациях, в том числе и в условиях распавшихся семей. Это также отрицательно сказывается на се морально-психологическом состоянии, подготовке к будущей семенной жизни. Отсюда весьма актуально обращение социальных педагогов к традициям народной педагогики, критическое осмысление жизненного опыта предшествующих поколений и педагогических идей, выявление общечеловеческих ценностей, способствующих успешной подготовке молодых людей к семейной жизни.

Практика доказывает, что прогрессивные народные традиции отражают многие аспекты жизни семьи. Прежде всего это вопросы культуры общения, родительского и сыновнего долга, потребность в выполнении репродуктивной функции, овладение хозяйственно-бытовыми навыками. Задача родителей, педагогов, социальных работников - помочь подрастающему поколению разобраться в сущности народных традиций, проанализировал, причины того, почему многие из них оказались невостребованными и неизвестными. Педагогический опыт показывает, чго творческое использование народных традиций в воспитании способствует укреплению семьи, утвержде-

ншо и этой основной ячейке социума мира и согласия, появлению потребности заботиться о близких и родных, формирует уважение, любовь к старшим поколениям, почитание своего рода, воспитывает гражданина своего отечества. В noti связи становится очевидной социально-педагогическая значимость специального педагогического исследования по проблеме использования прогрессивных народных зрадиций якутской семьи в социальной работе.

Уже в XYIII-XIX вв. философами и педагогами (И.Ф.Гсрбарт, Л.Дистервег, И.Г.Пссталоццн и др.) активно разрабатывались социальные аспекты воспитания. В фундаментальных трудах В.Г.Бслинского, А.И.Герцена, Д.Дыон, Я.А.Коменского,

A.С.Макаренко, П.Нагорпа, В.Ф.Одоевского, Ж-Ж.Руссо,

B.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушииского, Н.Г.Чернышевского, С.Т.Шацкого и др., несмотря на разность временных этапов их деятельности, различия стран, которые они представляют, просматриваются общие идеи социальной педагогики, развивающейся сегодня.

Теоретические основы социальной педагогики разработаны в грудах современных исследователей В.Г.Бочаровой. Л.В.Бадя, Б.П.Битинаса, Б.З.Вульфова, М.П.Гурьяновой, A.B. Мудрика, Г.Н.Филонова, Т.Ф.Яркиной и др.

Усилиями ученых и практиков за последние десятилетия исследован довольно обширный круг проблем семейной педагогики. Специфические формы н методы семейного воспитания в современных условиях рассматриваются в исследованиях Ю.П.Азарова, Б.Г.Ананьева, И.В.Гребенникова, В.А.Кан-Калика, С.В.Ковалева, В.Я.Титарепко, З.А.Янковой и др.

Общие педагогические воззрения различных народов подробно освещены Г.Н.Волковым, А.Ш.Гашимовым, Я.И.Хаибиковым,

A.Ф.Хинтибидзе. Особого внимания заслуживают исследования М.И.Стельмаховича по семейной этнопсдагогикс, в которых даются характеристики общечеловеческих нравственных ценностей семьи, раскрываются основные направления их формирования.

Якутская народная педагогика имеет богатую историю. В работах Д.А.Дашшова, А.П.Оконешниковой, А.Г.Корниловой раскрыты отдельные аспекты якутской народной педагогики, использование се в воспитательной работе школы, в подготовке студентов. В научной работе А.А.Шадриной проанализирована роль народных традиций по их использованию в совместной деятельности школы и семьи по профориентации старшеклассников. Исследования А.Д.Семеновой посвящены рассмотрению учебно-воспитательной работы национальной школы по приобщению детей к традиционным видам труда.

Пониманию народного духа, народных идеалов и стремлений, лежащих и основе народной педагогики, помогают труды

B.Ф.Афанасьева, Е.П. Жаркова, И.С.Портнягнна.

Б.Н.Попов изучил специфику традиционной культуры семенно-брачных отношений народов Якутии.

Широко исследованы отдельные аспекты якутского народного творчества и этнографии (Н .А .Алексеев, Е.Е.Аммосова,

A.И.Гоголев, П.А.Слепцов). Актуальный для нашего исследования материал о жизни якутов содержится в книге известного ученого

B.Л.Серошевского «Якуты. Опыт этнмрафического исследования», созданной на основе данных, собранных в 1880-1892 гг.

Вместе с тем в исследованиях не нашли достаточного отражения вопросы семейного воспитания и семейно-родетвснных связей, взаимодействия родителей и педагогов в деле использования народных традиций. Отсутствуют работы, посвященные использованию про-

грсссивных традиций народной педагогики якутов п социальной работе с семьей.

Изучение федерального и регионального опыта, анаши исследовании по названной проблеме позволили сформулировать тему диссертации «Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной работе».

Объект исследования - деятельность социального работника в семейном социуме.

Предмет исследования - интеграция в социальной работе про-ipeccHBiibix народных традиций якутской семьи н современного опыта семейного воспитания.

Цель исследования - обоснование со;кржания и методики социальной работы, позитивно влияющих на возрождение прогрессивных народных традиции якутской семьи и повышение эффективности социального воспитания детей.

Задачи исследования:

1) Исследовать сущность прогрессивных народных градации гг обычаев якутской семьи.

2) Выявить педаг огические условия, содержание, методы гг формы использования прогрессивных народных традиций якутского народа в социальной работе с семьей.

3) Определить пути влияния социальной работы с семьей на повышение эффективности воспитания подрастающего поколения.

4) Выявить тенденции н факторы возрождения прогрессивных народных традиции якутской семьи посредством развития социальной работы.

Гипотеза исследования: социальная работа способствует возрождению прогрессивных народных традиций якутской семьи, еелгг:

• проводится систематическая диагностика статуса родительской семьи, процесса семейного воспитания как базы для непрерывной и динамической коррекции социальной работы с учетом сложившихся ценностей народа;

• разработана и внедрена региональная программа педагогической поддержки семьи, обеспечивающая мотивацию выбора форм и методов воспитания подрастающего поколения, обогащение родителей психолого-педагогическнм опытом;

• эта работа основывается на вариативной модели использования в практике социального воспитания прогрессивных народных традиций якутской семьи;

• осуществляется взаимодействие всех социальных институтов в социальной работе с семьей и в воспитании подрастающего поколения.

Методологической основой исследования являются материалистическое учение о влиянии социальной среды на развитие личности; теоретические положения о единстве общечеловеческого и национального в этнопедагогике; о сущности традиций и обычаев якутского народа в семейном воспитании; положение социальной педагогики как науки и области общественной практики.

В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, обобщение передового и массового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа; статистические метода сбора и обработки этнопсдагогичсских материалов в полевых условиях (беседы, интервьюирование, анкетирование).

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1989 г. по 1997 г. в три этапа:

Первый этап (1989 - 1992) - осуществлялось изучение трудов педагогов, философов, психологов, социологов, этнографов по вопросам народных традиций, семейного воспитания; был проведен анализ диссового и передового опьп а по проблеме исследования.

Второй этап (1992 - 1995) - была развернута программная опытно-эксперименгальпая работа, систематизированы и оформлены полученные данные; организована практическая социальная работа с семьями и проведен анализ ее результатов.

Третий этап (1995 - 1997) был посвящен обработке полученных результатов опытно-экспериментальной работы и их обобщению, а также оформлению текста диссертационного исследования.

Экспериментальная база предусматривала социальную работу с семьями в г. Якутске, Кобяйском и Намеком улусах республики Саха (Якутия). Всего опытно-экспериментальной работой было охвачено более 60 семей, в том числе около 240 детей и их родителей.

Научная новизна н теоретическая значимость исследования состоит в выявлении педагогического потенциала прогрессивных традиций семейного воспитания якутского народа. В условиях республики Саха (Якутия) впервые проанализированы возможности интеграции в социальной работе народных традиции и современных форм, методов семейного воспитания. Обосновано соотношение национальных и общероссийских компонентов социального воспитания. Раскрыты содержание и методика подготовки социальных работников и социальных педагогов к работе с семьей с использованием традиций якутского народа; зависимость эффективности практической деятельности социальных работников от приобретенных знании, навыков и умений по использованию педагогического потенциала традиций народа республики Саха (Якутия).

Практическая значимость исследовании заключается в разработке и внедрении методических рекомендаций для социальных работников и социальных педагогов, направленных на совершенствование практики социальной работы с семьей по повышению качества использования в социальной работе прогрессивных народных традиций якутской семьи. Материалы исследования могут быть использованы в работе: по педагогическому просвещению родителей, совершенствованию практики социальной работы с семьей, по подготовке детей и молодежи к семейной жизни, а также в профессиональной подготовке социальных педагогов в высших и средних педагогических учебных заведениях, при разработке спецкурсов по народной педагогике и спецсеминаров по социальной педагогике; при дальнс1Ш1см совершенствовании программ учебников и учебных пособий по этпопедагогике; профессиональной подготовке семейных педагогов и социальных работников.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Прогрессивные идеи и традиции народной педагогики Якутии содержат богатый воспитательно-образовательный потенциал, который является я;фом социального воспитания в семье.

2. Семья является центром проявления и возрождения прогрессивных национальных традиций якутского народа, которые интегрируют с современной практикой социальной работы с семьями республики Саха (Якутия).

3. Формами эффективного использования традиций народной педагогики в подготовке социальных педагогов и социальных работников являются:

• изучение ими фольклора, обычаев, традиций якутского народа в процессе обучения и в социально-педагогической практике;

• организация деятельности социальных педагогов в семейном социуме в соответствии с прогрессивными традициями народа;

• организация самовоспитания специалистов па традициях народа республики Саха (Якутия) в сфере подготовки их к семейной жизни;

• привлечение родителей к деятельности семейных педагогов и социальных работников в соответствии с народными традициями.

Достоверность н научиан обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, целостным подходом к решению поставленной проблемы о роли и значимости прогрессивных традиции семенного воспитания подрастающего поколения в Якутии; применением комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; опытной работой, позволившей провести количественный и качественный анализ хода эксперимента, включая контрольные сопоставления его результатов с массовым опытом социальной работы и семейного воспитания.

Апробация и внедрение основных выводов и положений исследования осуществлялись в семьях Кобяйского, Намского улусов и г. Якутска республики Саха (Якутия). Материалы исследования апробированы на научно-практической конференции «Актуальные вопросы обучения и воспитания детей и молодежи»(Москва, 1994 г.), на «круг лом столе» о сотрудничестве Якутского и Фэрбенского университетов по проблемам развития образования в условиях Севера (Якутск, 1994 г.), научно-методических конференциях в г. Якутске (1991-1995 гг.), на заседаниях кафедры педагогики и лаборатории социальной работы Якутского госуниверситета республики Саха (Якутия) - 1993-1995 гг., на сессиях и научно-практических конференциях Центра социальной педагогики РАО (1992-1996 гг.).

Кроме того, разработаны и использованы в учебной деятельности Якутского госуниверситета: спецкурс «Основы национального этикета якутского народа» в 1992-1994 гг., курс «Этика и психология ссмсйных отношений» для студентов - будущих социальных и семейных педагогов педагогического факультета университета (19921995 гг.), методические рекомендации по социально-педагогической практике студентов (1993г.). Прочитаны лекции на курсах повышения квалификации учителей, опубликован ряд научно-методических статей.

Научно-методические рекомендации используются социальными работниками в Кобяйском, Намеком улусах, в школе индивидуального обучения на дому г. Якутска, на педагогическом факультете Якутского госунпверситета республики Саха (Якутия).

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации; она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении дастся обоснование выбора темы, краткий обзор литературы. Формулируется объект, предмет, цель, задачи, методы и гипотеза исследования, изложена новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Социально-педагогический потенциал прогрессивных традиций и обычаев якутской семьи» раскрываются демографические и социально-педагогические особенности современной якутской семьи, исследуется ее воспитательный потенциал, преемственность идей н принципов народной педагогики якутов, показана воспитательная сущность народных прогрессивных традиций и обычаев.

Во второй главе «Интеграция прогрессивных народных традиций якутской семьи и современной практики социальной работы» дается социально-педагогический анализ массового опыта воспитания подрастающего поколения в семье на основе педагогического потенциала народных традиций и обычаев; экспериментальным путем исследуется воспитательный потенциал народных традиций и нравственных ценностей якутской семьи; предлагаются методические рекомендации по осуществлению социальной работы в семейном социуме с использованием педагогического потенциала про-1рессивных традиций якутского народа.

В заключении излагаются общие результаты и выводы проведенного исследования.

Приложении к диссертации содержат ряд разработок и методических рекомендаций, которые могут быть использованы в практической деятельности социального работника н социального педагога.

Основное содержание исследования. Процесс реформирования российского общества и решения задач социального воспнташш в республике Саха (Якутия) выдвинули на первый план проблему возрождения прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной работе.

Главными факторами, порождающими наиболее острые социальные проблемы в современных якутских семьях являются:

• изменение социально-политического строя в стране;

• невыполнение исполнительными органами законов о социальной защите детей, многодетных семей, пенсионеров;

• упадок промышленного производства и сельского хозяйства;

• безработица;

• падение уровня развития национальной культуры, образования, науки и др.

Все это негативно отражается на социально-психологическом климате семьи и нередко приводит к ее распаду.

В диссертации обосновывается острая потребность педагогического влияния, компетентного решения социально-психологических и других проблем в якутских семьях.

В исследовании развивается идея возрождения прогрессивных народных традиций якутского народа в социальной работе с семьей как одно из условий, способствующих решению проблемы воспитания подрастающего поколения в семейном социуме. Семья рассматривается как социальный институт, который обладает способностью постоянно реализовывать педагогические способы воздействия, позволяющие формировать личность, добиваться определенного воспитательного эффекта.

В диссертации выявлено, что современная якутская семья на нынешнем этапе развития представляет собой традиционно устоявшуюся структуру общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство, выполняющих репродуктивные функции и решающих задачи образования и воспитания подрастающего поколения.

Особенностями ее являются: сохранение национальных традиций и обычаев; уважение к своему роду; почитание старших поколений родственников; относительная самостоятельность в решении экономических, культурно-досуговых и социальных проблем.

В исследовании представлен анализ массового опыта воспитания подрастающего поколения в семье с учетом педагогического потенциала традиций и обычаев якутского народа. Практика показывает, что до недавнего прошлого в деятельности Российского госу-

харетва социальное воспитание в семье рассматривалось как сти-(инное явление, которое не требует управления. Подобный подход к троблеме был обусловлен десятилетиями укоренившимися взглядами градиционной педагогики на воспитательную работу как прерогативу учебно-воспитательных учреждений, которые были призваны шшь учитывать культурные, этнические факторы, семейные усло-1ня, привлекать родителей к воспитательной работе в общественных эрганизациях и государственных учреждениях.

В диссертации доказано, что воспитание в социуме (в том числе - в семейном социуме) является сложным процессом взаимодействия :убьсктов в системе срсдовых отношений и функционирует всегда как в стихийной, так и организованной форме. Оно имеет свои тра-циции, закономерности, которые еще недостаточно изучены в об-пасти педагогической теории и практики. Исследованием выявлено, что иаслегн и улусы1 республики Саха (Якутия) хранят много ценного, связанного с социальным воспитанием в якутской семье, изучите которого обогащает социально-педагогическую деятельность субъектов воспитания подрастающего поколения.

Отсюда одна из исходных позиций исследования - прогнозирование социального воспитания в семье с целью возрождения, использования прогрессивных традиций якутского народа и на этой основе - усиления педагогического статуса семьи как первичного и основного воспитательного института.

1 Улус - эквивалент административного района. Сам улус делится на наслеги. Наслег в прошлом состоял из многочисленных туэлбэ (название якутской деревни), состоящей из двух-трех дворов, где проживали в основном родственники, имеющие как хозяйственную, так н культурную общность. Впоследствии туэлбэ как населенные пункты не сохранились, хотя традиции «воспитание всем миром», характерные для туэлбэ, продолжают действовать. Хранительницей этих традиций является семья.

Исследованием установлено, что приоритет в социальном воспитании подрастающего поколения должен принадлежать семье как социальному институту для реализации, развития задатков и способностей личности в системе «личность - семья - общество». Первичным является человек, семья, вторичным - государство, общество и любые его институты. Общество, государство и его властные структуры призваны всемерно поддерживать и защищать семью. Основные усилия социальной педагогики и практической социальной работы должны быть направлены не на попытку подменить влияние семьи воздействием каких-либо общественных институтов (школы, детских лагерей, органов правопорядка и др.), а на то, чтобы деятельность этих институтов способствовала укреплению нормальных семейных отношений, установлению межличностных контактов в семье, благоприятного воспитывающего микроклимата в данном микросоциуме.

Выявлено, что соотношение интернационального и национально специфического в функционировании семейно-бытовых обычаев и традиций варьируются в зависимости о г типа семьи. В этом плане условно выделяются три типа семей: традиционные, переходные и культурно-ассимилированные.

Доказано, что в основе социального воспитания детей в якутских семьях лежит деятельностный подход. Социальная работа с семьей ориентируется на использование национально-региональных и микросоциальных условий; на развитие совместной деятельности взрослых и детей в социуме, включение семьи, взрослого населения в активное социальное воспитание. Основополагающими идеями народных педагогических воззрении являются: преимущественная трудовая ориентация социальной работы (воспитание трудолюбия), последовательное включение ребенка в комплекс совместных со

»рослыми видов трудовой деятельности, то есть более ранее при-ющение к общественно значимому труд}'; забота родителей и всего :ообщества социума о физическом развитии детей, о формировании ¡дорового образа жизни; выявление и раскрытие воспитательно-грудовой основы традиций каждой якутской семьи, ее специфики; побуждение исторической памяти детей, формирование уважит ель-юто отношения к своей «малой родине»; развитие, корректировка, >богащенне общественного мнения в социуме; формирование у детей 'чувства дома», «духа семьи», привязанности к родному дому, :трсмление к семейному общению, к совместным делам с родите-мми (с помощью традиционных приемов воспитания, таких как хлагопожелания, наставления, советы, поучения, поощрения, эмо-шональпая поддержка, опора на родословную семьи, ее гра;шции, соотношение ее с историей села, мест а проживания); сохранение и )азвитие разнообразных социальных связей, общения (особенно сс-тепно-родствепиых), совместная игровая, художественная, общест-¡еппо-полезпая деятельность взрослых и детей с целью укрепления градационного уклада, образа жизни, проекции жизненного опыта, ¡ианпй, трудовых и худо жест венных навыков старшего поколения в :фере духовных потребностей и интересов детей и молодежи; ориентация на пример взрослых как основной метод влияния на детей, развития их национального творчества, включения в активные тру-ховые, празднично-ритуальные, фольклорно-художественные, куль-гурно-досуговые дела в социуме, в национальные виды искусства и ;порта, воспитания доброты, милосердия, заботы о людях, природе, окружающей среде; общение ребенка с младшими детьми как средство активного самоутверждения, воспитания ответственности, а также приобретения детьми элементарных навыков педагогического эбщсния, передачи им народно-педагогических традиций; уважи-

тельное отношение к ритуальным праздникам, связанным с различными стадиями в жизни человека (рождение, совершеннолетие, свадебный обряд и др.).

В диссертации доказано, что сохранность 'градаций народной культуры в якутской семье определяющим образом влияет на содержание социальной работы в ее ближайшем окружении, создает основы и условия для эффективного патриотического воспитания подрастающего поколения. Все это предполагает программирование направлений социальной работы, дифференцированный подход с учетом специфики якутской национальности, региональных и местных условий города и села, их конкретных возможностей. Народные традиции социального воспитания не являются неизменными во все времена: какая-то часть народной мудрости прочно закрепляется в правилах поведения, другая же видоизменяется в зависимости от новых условий жизни народа. В частности традиции и обычаи современной якутской семьи включаю т в себя следующие понятия: семья как важнейший социальный циститу-]' (к примеру обычаи, свадебные и погребальные); отношения между семьей и обществом (раздел продуктов охоты и т.д.); система отношений между полами (обычаи левирата, экзо- или эндогамии); система отношений между родственниками; принципы народной педагогики, применяемые в отношениях между детьми; используемые формы ведения хозяйства (у якутов-скотоводов в этом плане традиции и обычаи, вытекающие из основных хозяйственных занятий, заметно отличаются и оказывают существенное влияние на характер их семейных отношений); определенный порядок, ритм и специфику отношений между различными поколениями.

Исследование показало, что понятие «национальные семейные традиции» отображает не только то, что было в прошлом, но и то

новое, что рождается, перенимается от других народов. Поэтому в современных условиях в области семейных отношений происходит двуединый процесс: с одной стороны обогащается или, наоборот, утрачивается содержание традиций, а с другой - складываются общие, единые, иногда схожие для всех наций интернациональные традиции, которые перестают быть чнето национальными.

В якутских семьях выделяются следующие наиболее важные традиции народа саха, имеющие непреходящую ценность в социальном воспитании детей: уважение к старшим; совместное проживание 3-4 поколений одной семьей; почтительное отношение к женщине; запрет женщинам физически наказывать детей; гостеприимство; почитание людей, прибывших издалека; забота о «кунаках», традиция «кэмэ»; с рождения - внимание к здоровью детей (натирание новорожденных снегом, обливание ледяной водой) н др.

Имеют место и негативные традиции: протекционизм родственников; брать с собой для остальных членов семьи оставшуюся пищу, не съеденную в гостях; подчинение старым традициям религиозного плана, наносящим нравственные н психологические травмы личности взрослых и детей (культ божеств «аныы», культ духов-покровп-телей семьи, рода (тряпичные или деревянные куклы, фигурки - эмэ-гэт), культ огня н духа-хозяина домашнего очага н др.).

В исследовании представлен анализ массового опыта социальной работы с семьей по воспитанию по;фастающего поколения. Изучение передового опыта осуществлялось по критериям: актуа:п>-ность и перспективность, соответствие требованиям жизни, тенденциям общественного развития; новизна в постановке, целесообразном отборе содержания, выборе форм, методов организации и проведения социальной работы с семьей; соответствие педагогических усилий основополагающим положениям народной и этнопедагогики

в социальной работе; устойчивость, стабильность положительных результатов воспитания; возможность творческого применения опыта другими социальными работниками, его переносимость на другие обьекты; оптимальное расходование сил, средств и времени социальных работников и воспитанников для достижения положительных результатов.

Изучение и обобщение опыта осуществлялось поэтапно: накопление фактического материала; его систематизация; описание соци-ально-иедагогическнх явлений; теоретико-методический анализ, главным содержанием которого является выделение ведущих идей, замысла и технологий воплощения.

Опыт показал, что успех социальной работы с семьей в контексте нашего исследования в значительной степени зависит от того, как понимают родители своп функции как субьектов воспитания, как они разбираются в сущности педагогического наследия народ-нон педагогики, насколько верно осуществляют правильный выбор форм и методов социального воспитания детей.

Исследованием выявлено, что многие семьи слабо знакомят детей с народными традициями якутского народа и не используют в достаточной степени их педагогический по тенциал. Всего около 30% опрошенных семей перед началом онытно-экспсрименгалыюй работы использовали некоторые народные традиции и обычаи в воспитании детей. При этом 37% родителей выражали уверенность в положительном влиянии прогрессивных народных традиций на воспитание подрастающего поколения.

Результаты экспериментальной работы показали, что для 95,2% наблюдаемых нами семей народные традиции якутского народа сыграли позитивную роль в воспитании детей, а для 76% - в укреплении семейных отношений. Итоги экспериментальной работы под-

твердили возможность комплексного применения традиционной педагогической культуры якутского народа в социальной работе с учетом особенностей региональных и местных условий, определяющих состояние семейного социума и факторы развития личности, социального воспитания детей.

В диссертации обоснованы методические рекомендации социальным работникам, социальным педагогам, субъектам семейного воспитания с применением педагогического потенциала прогрессивных народных традиций и обычаев якутской семьи.

Основные выводы

1. Выявлено, что общечеловеческие и национально специфические идеи и традиции народной педагогики Якутии содержат емкий воспитательно-образовательный потенциал, который при эффективных управляемых воздействиях способен оказывать позитивное воспитательное влияние на подрастающее поколение в семейном социуме, способствовать формированию высоких нравственных качеств гражданина Российской Федерации, содействовать успешному развитию социальной работы с различными категориями субъектов семейного воспитания с учетом общей стратегии построения обра-зовательно-воспитатсльного процесса, особенностей национального развития рсспуб.тикп Саха (Якутия).

2. Результатами „диссертационного исследования определены основные педагогические условия, содержание, методы и формы использования прмрессивных традиций якутской семьи в социальной работе. Условиями являются: изучение субьектами семейного воспитания сущности прогрессивных традиций Якутск011 семьи и специальной литературы по семейным отношениям; постоянное расширение познаний у подрастающего поколения содержания прогрессивных обычаев якутского народа и формирование на этой основе но-

вых семейных традиций; регулярное днагностпроваппе статуса родительской семьи, процесса семейного воспитания как базы для его непрерывной и динамической коррекции; разработка и внедрение региональной про!раммы педагогической поддержки семьи; обоснование вариативной модели использования в практике социального воспитания детей и молодежи прогрессивных народных традиции якутской ссмыг, изучение и широкое использование социальными работниками, социальными педагогами, субъектами семенного воспитания научно-педагогических рекомендаций по использованию прогрессивных народных традиции и обычаев в семейном социуме; целеу стремленная организация всех видов жизнедеятельности семьи 1! быту и часы досуга с учетом педагогического потенциала народных традиции; систематическое приобщение детей к народному фольклору, поддержание их интереса к духовной сокровищнице якутского народа; регулярное проведение самоанализа, самооценки, корректировки педагогических действий социальных работников, педагогов и субъектов семейного воспитания; учет возрастных особенностей детей; осуществление взаимодействия всех социальных институтов, ориентированных на социальную работу с семьей, защиту материнства и детства.

Доказано, что наиболее эффективными формами и методами социальной работы в семейном социуме являются:

формы: совместное участие членов семьи в народных праздниках, народных играх, национальных видах спорта, совместные занятия ремеслом, увлечение национальными песнями, танцами, музыкой, совместное проведение вечеров отдыха, турпоходов и др.;

методы работы с родителями: беседы, консультации, методические пояснения, лекции, рассказы, дискуссии и др.;

.методы работы с детьми: упражнения, убеждения, ролевые игры, педагогическое требование, создание проблемной педагогической (воспитывающей) ситуации, поощрения, семейные советы, разъяснения, личный пример и др.

3. Основными путями и условиями совершенствования метода-ческой подготовки специалистов социальной работы являются: их соответствие основным требованиям профессиограммы; изучение сущности прогрессивных традиций якутской семьи и народных обычаев; органическое сочетание личностных и профессиональных качеств в процессе работы в семейном социуме и соблюдение при этом определенных этических правил; глубокое знание основных положений этнопедагогнки; бережное сохранение и возрождение прогрессивных национальных традиций в семье, школе, социа.тыюн среде всеми доступными педагогическими средствами и приемами; индивидуальный и дифференцированный подход к социалъно-педагоги-ческому просвещешпо субъектов семейного воспитания; постоянная координация социальными работниками своих педагогических воздействий па ребенка с действиями родителей; продуманный подход к применению форм, средств, методов социального воспитания подрастающего поколения с учетом специфического фона микросреда; индивидуальная работа, ориентированная на преодоление отрицательных традиций и обычаев в семье, предрассудков во взглядах ро-дагелей на воспитание детей; постоянное изучение зарубежного опыта социальной работы; повышение личной педагогической культуры посредством систематического самообразования и самовоспитания.

4. В диссертационном исследовании выявлены тенденции и факторы возрождения прогрессивных народных традиций якутской семьи посредством развития социальной работы:

• приближение содержания деятельности социальных работников и социальных педагогов к современным условиям сложившихся микро- и макросреды, этнической специфике региона и педагогического наследия народной педагогики республики Саха (Якутия);

• повышение уровня профессионализма социальных работни- . ков в процессе использования ими педагогического потенциала прогрессивных традиций якутской семьи;

• высокая требовательность к психолого-педагогнческой подготовке будущих социальных работников и социальных педагогов с учетом зарубежного и отечественного опыта социальной работы;

• интеграция в социальной работе прогрессивных народных традиций н современных форм, методов семейного воспитания. С цслыо создания благоприятных условий для возрождения

прогрессивных народных традиций якутской семьи в подготовке специалистов социальной работы рекоменду ется:

• на базе кафедры социальной педагогики в Якутском госуни-всрситстс создать научно-исследовательскую 1руппу, одной из задач которой будет исследование педагогического потенциала народных традиций и обычаев;

• предусмотреть при подготовке аспирантов педагогической специальности курс лекций по социальной педагогике (с зачетом);

• с целью повышения профессионализма начинающих социальных работников регулярно проводить для них семинары по социальной педагогике, этнопедагогике, по проблемам изучения педагогического потенциала прогрессивных традиций и обычаев якутского народа;

• ввести в практику проведение в Якутском госуниверситете республиканских конференций, посвященных проблемам социальной работы с семьей, способам применения при этом педагогического потенциала прогрессивных традиций якутских семей, а также по другим проблемам социальной педагогики и социальной работы;

• подготовить и издать антологический сборник наиболее значительных публикаций, обобщающих творческий опыт социальных педагогов и социальных работников республики в использовании воспитательных возможностей народных традиций и обычаев;

• расширить применение в учебном процессе Якутского госунн-всрситета спецкурса «Основы национального этикета якутского народа», а также курса «Этика и психология семейных отношений»;

• уделить повышенное внимание изучению опыта зарубежных стран в области социальной работы в семейном социуме.

Основные положения диссертации отражены в следующих тубликациях автора:

1. В улусах республики Саха (Якутия) // Социальная работа. - М.-1994.- 6. -С.57-58.

2. Программа спецкурса «Основы национального этикета якутского народа». Якутск. 1994. - 10 с.

3. Подготовка социального педагога к диагностической деятельности // Обучение и воспитание молодежи в условиях реформирования педагогического процесса. Сборник научных трудов. М.: ИПиПК РАО. 1994. - С.76-80.

4. Якутская народная педагогика о приобщении детей к труду // Актуальные вопросы обучения и воспитания детей и молодежи /Материалы научно-практической конференции 1-2 апреля 1994 г. - М.: ИПнПК РАО, 1994. - С. 129-131.

5. Этнокультурная компетентность социального педагога // Подготовка учителя в современных условиях. - М.: ИПиИК. 1994. С. 10-12.

6. Диагностическая деятельность социального педагога // Теоретические основы и практический опыт организации систематической работы студента. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994. -С. 51-53.

7. Особенност и нравственного воспитания у якутов // Региональные проблемы развития образования в условиях Севера. Материалы «круглого стола о сотрудничестве Якутского и Фэрбснского университетов». - Якутск: Изд-во Якутского госуннверститста, 1996. - С. 16-18.

8. Традиции якутской семьи в социальной работе // Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения / Под ред. Т.Ф.Яркпной. М.: Изд-во АСОПиР, 1997. - С.80-84.

9. Методические рекомендации: Проведение социально-педагогической практики по специальности «семейный педагог» (для студентов Якутского госунивсрсцтета).- Якутск, 1997. -15 с.