Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика дошкольного образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей

Автореферат по педагогике на тему «Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей», специальность ВАК РФ 13.00.07 - Теория и методика дошкольного образования
Автореферат
Автор научной работы
 Пелих, Елена Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.07
Диссертация по педагогике на тему «Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей», специальность ВАК РФ 13.00.07 - Теория и методика дошкольного образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей"

На правах рукописи

ПЕЛИХ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

ИНТЕГРАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

13.00.07 — Теория и методика дошкольного образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 2003 год

Работа выполнена на кафедре эстетического воспитания Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор КОМАРОВА Тамара Семеновна

доктор педагогических наук, профессор СОКОЛЬНИКОВА Наталья Михайловна

кандидат педагогических наук СМЕТАНИНА Наталья Игнатьевна

Ведущая организация -

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

Защита состоится «.

V 2004 г. в /Я

часов на заседании

диссертационного совета Д.212.136.04 в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова по адресу: 109004, Москва, ул. Верхвяя Радищевская, 16/18

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А Шолохова.

Автореферат разослан

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент

В.Н. Дармодехина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретают проблемы формирования у детей способностей, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои знания, ориентироваться в потоке информации, приспосабливать свои возможности к потребностям производства и общества.

Начальные старты становления и развития творческой, деятельной, эрудированной, компетентной личности - в дошкольном детстве, и поэтому цель дошкольного образования - обеспечить эти старты.

Именно в дошкольном детстве, начиная с раннего возраста, закладываются основы духовного развития человека, начала формирования его эстетического сознания, художественной культуры. Важное значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение, так как у ребенка дошкольного возраста появляется потребность в художественной деятельности.

Главная задача практики работы дошкольных учреждений — насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, танца, включать искусство в повседневную жизнь детей, создавать условия для детского творчества.

Искусство — одна из важнейших областей духовной жизни человечества, художественного творчества. В нем объединяется специфическое познание мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих духовное, идейное содержание в чувственном материале — в слове, в движении, в красках, в пространстве, пластических средствах. Согласно этому определению можно сказать, что эстетическое воспитание и образование, основанное на познании искусства, играет особо важную роль на этапе становления личности ребенка, происходящего в дошкольном детстве. По определению Я.А.Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека.

Именно в дошкольном периоде жизнедеятельности при благоприятных педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные и художественные способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, складываются черты характера. Ученые рассматривают процесс воспитания не только как воздействие взрослого на ребенка, но и как деятельность самого ребенка. Правильная организация детской деятельности, педагогическое руководство ею является основной воспитательно-образовательной задачей.

Изучение исторического опыта работы с детьми дошкольного возраста в России в области эстетического воспитания и развития взаимодей.-

ОС ИЛЬНАЯ

г .:[ка

ствия искусств показали, что эстетическое воспитание играло важную роль в культуре первой четверти XX века. Виднейшие философы, педагоги, психологи и деятели культуры России Б.В. Асафьев, A.B. Бакушинский, П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Л.С. Выготский, А.К. Гастев, С.С. Моложавый, Е.Т. Руднева, М.А. Рыбникова, Н.И. Сац, Е.А. Флерина, A.B. Чичерин, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, Ф.И. Шмит"й другие вели исследования в этой области, опираясь на достижения в педагогике, психологии, философии, генетике, физиологии.

Отражая новые революционные условия, П.П. Блонский отводил важное место «Структурно-синтетическому методу», который начинается с создания и украшения предметов и, затем, предполагает синтез рисования, живописи, скульптуры, архитектуры, моделирования.

Цель эстетического воспитания, по мнению Ф.И. Шмита, заключается в развитии, прежде всего, творческого потенциала ребенка.

Новаторскими были идеи A.A. Богданова о роли искусства, о влиянии его на воспитание и развитие человека.

Придавая большое значение эстетическому воспитанию, A.B. Луначарский отводит особое место искусству, особенно литературе, музыке, театру в формировании личности ребенка, подчеркивая, что эстетическое содержание должно пронизывать всю жизнедеятельность детей.

Научить человека созидать прекрасное — главная цель воспитания у С.Т. Шацкого. Его педагогическая система подтверждена большим практическим опытом. Большое значение он придавал окружающей среде, как средству эстетического воспитания и активной самостоятельной деятельности детей.

Теоретические изыскания видных русских ученых-философов, педагогов, психологов в области эстетического воспитания не могли не найти своего отражения и в практической работе школы и дошкольных учреждений.

В формировании художественно-творческих способностей важную роль способен играть процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельностей. В этом процессе искусство является фактором формирования личности. Художественная культура выступает как компонент образования. Для развития художественной культуры личности важно знать специфику каждого вида искусства и их взаимодействие.

Отсюда следует, единение и взаимодействие - главное в образовательном процессе. Педагоги и философы (А.Л. Андреев, Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, Б.М. Галеев, И.Ф. Гончаров, А.Я. Зись, М.С. Каган, E.H. Колокольцев, А.И. Мазаев, В.П. Михалев и др.) в своих трудах, посвященных изучению синтеза искусств, подчеркивали его значение в формировании

личности. Из зарубежных ученых эту проблему разрабатывали Т. Грин, У. Моррис, Я. Фальке, М. Шаслер и др.

В конце 80-х и 90-х годах исследования по интеграции продолжаются. Под руководством Т.С. Комаровой появляются работы по интеграции изобразительной деятельности и музыки С.П. Козыревой, игры-драматизации и изобразительной деятельности ЕЛ. Трусовой, природы и изобразительной деятельности E.H. Янакиевой, предметов эстетического цикла в 5-6 классах С.И. Хмарского.

В этих исследованиях прослеживается глубокая и разносторонняя взаимосвязь разных видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной, театрализованной, игровой, художественно-речевой и др.) со всей воспитательно-образовательной работой с детьми дошкольного возраста и значение такой взаимосвязи интеграции в формировании художественно-творческих способностей у детей.

Социальные потребности общества, поиск единого подхода к гуманитарному образованию, необходимость направленности в современных условиях педагогического процесса содержания образования на формирование общечеловеческих ценностных культурных ориентиров, на решение задач эстетического воспитания молодежи обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей».

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработать систему интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности ориентированную на развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: формирование и развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности старших дошкольников как средство формирования у них художественно-творческих способностей.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: основу исследования составляет предположение о том, что интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста выступает средством формирования художественно-творческих способностей при следующих условиях:

- систематическое расширение представлений дошкольников о культуре и искусстве ( музыкальном, изобразительном, театральном, художественно-речевом, литературном) и разнообразных видах дея-

тельности, которые, в совокупности, должны способствовать общему художественно- культурному развитию детей;

- создание педагогических условий реализации интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности;

- активная деятельность детей совместно с педагогами по созданию материально-эстетической среды, отвечающей соответствующим требованиям;

- систематическое и последовательное овладение детьми способами театрализованной и изобразительной деятельностями под руководством педагога;

- сочетание коллективного и индивидуального характера художественно-творческих работ, осуществляемых дошкольниками различных возрастных групп;

- широкое взаимодействие с родителями по организации и проведению интеграции в дошкольном учреждении.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Выявить теоретические и методические основы взаимосвязи разных видов художественной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Охарактеризовать понятие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и определить возможности их формирования в процессе интегрированных занятий.

3. Разработать критерии и выявить уровни сформированности художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет.

4. Разработать содержание, формы и методы интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования у них художественно-творческих способностей и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.

5. Определить условия формирования художественно-творческих способностей и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Концепция исследования основывается на философско-эстетических и психолого-педагогических положениях об искусстве, духовности, культуре, эстетическом воспитании ученых-педагогов, философов, психологов: A.B. Антоновой, Л.Г Арчажниковой, Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, В. Вернадского, В.В. Ванслова, H.A. Ветлугиной, Б.М. Галеева, М.С. Кагана, E.H. Колокольцева, Т.С. Комаровой, H.A. Курочкиной, А.Ф. Лосева, Т.Н. Лазарь, Г.В. Пантюхиной, Л.А. Рапацкой, Н.ГТ. Сакулиной, Л.Г. Савенковой, А.И. Савенкова, Б.М. Теплова, Ю.У. Фохт-Бабушкина, С.Т. Шацкого, Б.П. Юсова и других.

Исследования опираются на концепцию эстетической пространственной среды (Б.В. Виппера, Г.Н. Степановой, A.B. Иконникова, А.Г. Раппопорта, В.П. Толстого, A.B. Минкявичуса, И.Б. Федоровой, В. Гроппиуса, Р. Ингардена, JI. Корбюзье, Д.Л.Саймонса, Ф.Л. Райта); о задачах развивающего воздействия художественного творчества в различных видах искусства и художественных деятелыюстей (С.Т.Шацкого, Г.Рашаля, A.B. Бакушинского, Л.С. Выготского, A.C. Макаренко, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой, А.И. Савенкова, Б.Т. Лихачева, Б.П. Блонско-го, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.П. Юсова).

Методы исследования: методы аналитического исследования (теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме интеграции искусства и художественных видов деятельности, анализ программ по эстетическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста; методы социометрического исследования (анкетирование, тестирование, диагностирование, беседы с детьми, педагогами, родителями, моделирование педагогического процесса), статистическая обработка фактического материала.

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Государственного образовательного учреждения Прогимназия № 1882 более 7 лет. В экспериментальную работу было включено 153 ребенка в возрасте от 2 до 8 лет и 20 педагогов и воспитателей.

Методологические основы и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап - (1997-1998 гг.) — поисково-аналитический. Осуществлялось исследование по накоплению эмпирических данных по вопросу педагогического руководства учреждения в системе интеграции изобразительной и театрально-игровой видов деятельности. Изучалось состояние и опыт работы учреждений г. Москвы и Подмосковья. Разрабатывались теоретические основы исследования проблемы.

Второй этап - (1998-2001 гг.) — экспериментальный. Проводился формирующий эксперимент, решались задачи исследования.

Третий этап - (2001-2003 гг.) — заключительный. Обобщались результаты исследования, литературное оформление диссертации, формулировались выводы.

Научная новизна исследования:

1. Выделены научные основы интеграции театрально-игровой и изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработано содержание, формы и методы опытно - экспериментальной работы с детьми, направленной на развитие художественно - творче-

ских способностей детей в процессе интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности. Опытно-экспериментальным путем проверена их эффективность.

3. Уточнены критерии сформированности художественно-творческих способностей детей 5-7 лет.

4. Определены педагогические условия осуществления интеграции театрально-игровой и изобразительной деятельности старших дошкольников.

Теоретическая значимость исследования.

Проведенное исследование вносит вклад в теорию интеграции художественно-творческих деятельностей и искусства, в результате которой происходит формирование художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

- Разработана обоснованная система интегрированных занятий по театрально-игровой и изобразительной деятельности.

- Научно обоснована важная роль интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности в формировании художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

- Выявлено значение интеграции в объединении коллектива педагогов и детей в педагогическом процессе.

- Проверены педагогические условия для проведения интеграции, способствующие формированию художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: разработаны цель, содержание, средства, формы и методы формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, позволяющие осуществить эстетическое воспитание детей и формирование у них художественно-творческих способностей на более высоком уровне. Предлагаемая система педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей детей позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. Разработанная нами система может быть применима в ГОУ: Детский сад, ЦРР — детский сад, начальная школа — детский сад, прогимназия. Практическую ценность имеют разработанные и апробированные педагогические условия: создание интеллектуальной эстетической среды - центров художественно-эстетического и интеллектуального, которые могут широко использоваться во всех учреждениях.

Достоверность исследования обеспечивается методологической базой и теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, использованием разнообразных взаимодополняющих методов исследования, соответствием их поставленным задачам; сочетанием качественного и ко-

личественного анализа материала, объективностью способов оценки результатов эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности, под которой мы понимаем более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания в воспитание и образование детей, является важным фактором в формировании художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

2. Художественно-творческие способности - это проявление индивидом художественно-творческой активности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления. На сформирован-ность художественно -творческих способностей у детей дошкольного возраста влияет процесс интеграции, при котором происходит целостное художественно -эстетическое развитие детей.

3. Работа учреждения в системе интеграции эффективна в том случае, если каждый педагог понимает значение интеграции, формы ее осуществления, влияние интеграции на развитие художественно-творческих способностей ребенка, становление личности, потребность во взаимодействии друг с другом.

4. Интеграция способствует усвоению знаний, навыков, умений и развитию художественно - творческих способностей. Устраняет перегрузки детей и взрослых, расширяя и углубляя их социально-нравственный и эстетический опыт.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы в Государственном образовательном учреждении Прогимназия № 1882, проводились семинары для педагогов этого учреждения, лекции для студентов Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, материал исследования был изложен на научно-практических конференциях: «Проблемы современного дошкольного воспитания» (Москва, 1997), «Развитие теории дошкольного образования» (Москва, 1998). Результаты исследования внедрены в практику работы ГОУ Прогимназия № 1882, изложены в публикациях автора. Работа велась под руководством кафедры «Эстетического воспитания и образования» МГОПУ им. Шолохова. Теоретические позиции, методика и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научных конференциях НМЦ ЮВОУО,

МДО, ЮВОУО, МИОО, Мин. образования РФ. Опыт учреждения по данной проблеме распространяется на Москву, Россию, ближнее зарубежье.

Структура диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В содержании диссертации включены таблицы, графики, диаграммы уровней знаний.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

Во введении обоснована актуальность темы, новизна, степень ее разработанности, сформулирована проблема исследования. Определены: объект, предмет, цель и задачи исследования. Изложены: теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические и методические основы взаимосвязи разных видов художественной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста» рассматривается интегрированный подход к эстетическому воспитанию и обучению детей в психолого-педагогической литературе. Раскрывается проблема взаимосвязи разных видов художественной деятельности в работе с детьми, в исследованиях философов, педагогов, психологов и деятелей культуры. Рассмотрено теоретическое обоснование взаимодействия искусств, внедрения в практику программ комплексного развития ребенка. Особое внимание в этом уделено дошкольному возрасту.

В первом параграфе раскрываются представления ученых о вопросах интеграции театрально - игровой и изобразительной деятельности в художественном развитии детей. Показано, что интерес трактуется исследователями с разных позиций. Содержится анализ основных концептуальных идей А.Я. Коменского, Ю.Б. Борева, А.Я. Зися, М.С. Кагана, Е.Н.Колокольцева, А.И.Мазаева, В.П.Михалева. Это позволило выявить, что художественная культура выступает как компонент образовательного процесса, а искусство является фактором формирования личности. Исследователи интереса акцентируют внимание на сочетании свободного и прикладного искусства, реальных и ирреальных искусств, изобретательных и неизобретательных, пространственных и временных (Т.Грин, У.Моррис, Я.Фальке, Л.Адлер, М.Дессуар, М.Пило, А.Потебня, М.Шаслер, Л.Якоб). В зарубежной науке фундаментальным исследованием по данной проблеме явилась концепции Т.Монро «Виды искусств и их взаимоотношения». В отечественной науке работа М.С.Кагана «Морфология искусств». Особое место занимают исследования А.Я.Зися и В.В.Ванцлова. Концептуально важно отметить то, что одно из искусств своими собственными средствами не может дать ребенку достаточно полную картину мира, какую могут дать все виды искусства вместе взятые. В соответствии с этим нашим исследованием отмечен тот факт, что знание способов интеграции особенно важно педагогам, оно позволяет наиболее эффективно использовать взаимодей-

ствие искусств для развития личности ребенка в образовательном процессе дошкольного учреждения и начальной школы.

В исследовании рассматривается история становления системы эстетического воспитания в России, развития взаимодействия искусств, зарождения интеграционных процессов. Особое место занимает послереволюционный период, когда эстетическое воспитание было сердцевиной культуры 1 четверти 20 века. Показано, что в этот период наиболее остро стоял вопрос творческого развития ребенка (Б.В. Астафьев, A.B. Бакушинский, Б.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, JI.C. Выготский, А.К. Гастев, С.С.Моложавый, Е.Т.Руднева, М.А.Рыбникова, Н.И.Сац, А.В.Чичерин, С.Т.Шацкий, В.Н.Шацкая, Ф.И.Шмит).

Главным фактором было взаимодействие природы, среды и искусства. Изучены исследования В.М. Бехтерева (1917), П.К. Анохина (1928), C.B. Кравкова (1948) и других, где проблемы влияния комплекса искусств на детей-дошкольников опираются на теорию взаимодействия анализаторов, впервые разработанную М.В. Ломоносовым.

Основным новообразованием в дошкольном возрасте, по Л.Г. Выготскому, является переход к совершенно новому типу деятельности, в которой ребенок получает возможность воплощать свои замыслы, идти от мысли к ситуации, а не наоборот.

Взаимодействие искусств изучалось в исследованиях Н.Я. Брюсовой. Особую роль Н. Брюсова отводила музыке и народному творчеству.

Однако следует отметить, что в 40-е годы Н.С. Карпинская, A.B. Ке-неман, Н.П. Сакулина рекомендовали педагогам для более полного и глубокого восприятия детьми художественного образа использовать на занятиях художественного цикла различные виды искусств.

Более глубокое теоретическое обоснование художественного воспитания было дано H.A. Ветлугиной (1962), роль искусства ею рассматривалась в тесной связи с общим и эстетическим воспитанием и развитием детей. H.A. Ветлугина говорит о новом типе занятий, в которых тема воплощается не только в музыке, но и в изобразительном и литературном искусстве. Речь идет о так называемых комплексных занятиях.

Большое внимание комплексным занятиям уделяется И.Я. Дгержин-ской. Она дает им определение, как занятиям учетно-контрольного типа. И.Я.Дзержинская отмечает, что объединение разных видов искусств создает атмосферу необычности, приподнятого, радостного настроения у детей.

Важное значение комплексного воздействия различных видов искусства и художественного творчества подтверждено фундаментальными исследованиями ученых, педагогов, разработавших вопросы эстетического воспитания: Т.С. Комаровой, В.Б. Косминской, H.A. Курочкиной, Н.П. Са-кулиной, Е.А. Флериной, Н.Б. Халезовой. В их исследованиях говорится о формировании и развитии таких психических процессов, как восприятие,

представление, воображение, внимание и память, являющихся общими для разных видов художественной деятельности, в результате которых формируются художественно-творческие способности детей.

О значимости художественно-творческих способностей, как о направляющей развития внутреннего мира ребенка, говорили Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Н.С. Злобин, А.Н. Леонтьев, В.М. Розин и др. Обзор данного исследования проблемы показывает нам, что большая заслуга ученых-психологов и педагогов заключается в том, что они обосновали теоретическое положение педагогики и психологии о ведущей роли воспитания и обучения, комплексном подходе в воспитании ребенка применительно к дошкольному возрасту.

Ученые рассматривают процесс воспитания не только как воздействие взрослого на ребенка, но и придают важное значение деятельности самого ребенка.

Несмотря на проведенные исследования, проблема интеграции в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста разработана недостаточно. В инструктивно-методическом письме-приложении к письму Министерства образования РФ от 14 марта 2000 г. «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» рекомендуется образовательным учреждениям использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

Во втором параграфе рассматриваются возможности театрально-игровой и изобразительной деятельности в формировании художественно-творческих способностей у детей. Освещен вопрос, что понимают ученые под художественными способностями. Наиболее интересен интеграционный процесс изобразительной и театрально-игровой деятельности, изучение каждого вида деятельности. Определены роль, место и степень включенности этих видов деятельности в образовательный процесс детского сада и начальной школы. Перечислены некоторые принципы, на которых строится система интеграции и система работы педагогов в ней. Особое место отведено организации работы. Продумана система организации совместной жизни детей и взрослых, основанная на творчестве всех участников процесса. Особенно важна в нашем исследовании интеграция с точки зрения сближения детей и взрослых, раскрытия их внутреннего мира, приближения к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции.

Рассмотрены работы Аристотеля, Леонардо да Винчи, Лессинга. Наблюдения показывают, что еще древние мыслители заметили процесс взаимодействия художественных деятельностей и тесную связь между ними. Таким образом, педагогическая деятельность, направленная на инте-

грацию всех видов художественной деятельности, откроет перед детьми двери в мир прекрасного, возвышенного, неиссякаемого искусства,

В третьем параграфе отражена взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности. Изучая первые работы по интеграции (исследования С.П.Козыревой, Е.Л.Трусовой и других, выполненные под руководством Т.С.Комаровой), мы можем утверждать, что интеграция этих видов деятельности представлена как глубокая взаимосвязь видов искусства и художественно-творческой деятельности детей: изобразительной, музыкальной, театрализованной, игровой, художественно-речевой и других. В параграфе представлены материалы изучения и обобщения различных программ по дошкольному воспитанию в современной России, которые учитывают проблемы интеграции искусств для детей разных возрастных групп. Результатом обобщения этого опыта явилось вычленение из него того положительного, что было накоплено и что может быть использовано в современной дошкольной педагогике для работы в дошкольных учреждениях с эстетическим направлением. Предложена разработка новых форм работы по эстетическому воспитанию на основе современных требований. В диссертации рассматриваются программы, которые разрабатывались в городе Москве: «Красота. Радость. Творчество» (Т.С. Комарова, A.B. Антонова, М.Б. Зацепина), «Москвичок» (Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова), «Развитие» (О.М.Дьяченко, А.И.Булычева, Н.С.Варенцова, В.В.Холмовская), «Синтез» (К.В.Тарасова), «Семицветик» (С.Г.Ашикова, В.И.Ашиков), «В пространстве игры» (Л.М.Иваницкая). Особый интерес для нашего исследования представляет программа эстетического воспитания детей от 2-х до 7-ми лет «Красота. Радость. Творчество».

В создании программы учитывался опыт отечественных и зарубежных коллег. Авторы опирались на богатый, разносторонний материал, накопленный в области эстетического воспитания прежде всего в нашей стране.

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, С.Т.Шацкий, В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский, H.A. Метлов, H.A. Ветлугина, О.П.Радынова, Ю.Б.Алиев, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Б.Т.Лихачев, В.И.Логинова, А.П.Усова выделяли множество разнообразных способов эстетического воспитания, подчеркивали важность творческого подхода к работе и проникновению эстетического элемента во все сферы детской жизни.

Из анализа приведенных программ следует отметить, что очень важно в работе современного педагога обладание высокой общей культурой, необходимыми художественно-эстетическими и методическими знаниями и умениями по организации эстетического воспитания детей. (А.В.Антонова).

В исследовании представлены критерии сформированное™ художественно-творческих способностей у детей 5-ти - 7-ми лет. Говоря о художественно-творческих способностях, Т.С. Комарова подчеркивает, что для их формирования необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, представление, воображение, мышление, внимание и память, что является общим для разных видов художественной деятельности. Изучены факторы, влияющие на развитие художественно - творческих способностей. Особое значение отведено искусству, эстетически развивающей среде.

Во второй главе «Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей у детей 5-8 лет средствами взаимосвязи театрально-игровой и изобразительной деятельности» рассмотрены педагогические условия формирования художественно-творческих способностей у детей 5-ти - 7-ми лет средствами взаимосвязи театрально -игровой и изобразительной деятельности. В исследовании описывается организация и условия проведения опытно-экспериментальной работы, даны содержание и методы занятий по названным видам деятельности, изучена динамика формирования художественно-творческих способностей и выведена оценка успешности экспериментальной работы.

Для создания педагогических условий мы образовали в ГОУ Начальная школа - детский сад» № 1882, а с 2002 г. - ставшего Прогимназией, - центры детского творчества. Учебный комплекс состоит из 2-х отдельно стоящих зданий, поэтому один центр создавался для дошкольного подразделения, а другой - для школьного. Центры включали систему помещений, в которых были созданы условия, способствующие художественно-творческому выражению ребенка в разнообразных видах художественной и проектной деятельности с использованием различных средств.

Нами были разработаны исходные требования к созданию центров:

1. Развивающий характер центров.

Задачи: через содержание и оформление центра создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, его эмоционально-психологического благополучия, обеспечить зону ближайшего развития.

2. Единство стилевого решения всех помещений в каждой студии.

Задачи: функциональная взаимосвязь всех помещений. Наполнение

конкретными предметами, отвечающими назначению студий, сочетающимися между собой по масштабу, стилю, назначению, месту в интерьере.

3. Уровень информативности среды студий.

Задачи: комплексность, разнообразие материалов, обогащение предметной среды необходимыми произведениями искусства (классического и народного), игрушками, поделками детей, родителей, педагогов.

4. Вариативность и эпизодически изменяемая среда центров.

Задачи: создание особого колорита, что обеспечивается художественно-образным приемом, мобильностью компонентов. Изменение назначения: отдых и релаксация, учет сезонных изменений. Насыщение центров произведениями детского творчества.

Следуя выше перечисленным требованиям, в ходе исследования в дошкольном подразделении был создан художественно-эстетический центр, в начальной школе - интеллектуально-художественный центр.

Мы выделили главное направление организации и условий проведения опытно-экспериментальной работы - создание эстетически развивающей среды и развитие среды творческого общения по поводу искусства, через искусство и художественно-творческие виды деятельности.

В исследовании нами были выделены условия творческого общения:

- взаимодействие педагогов и детей, учителей и учащихся в процессе творческой работы;

- взаимодействие педагогов дополнительного образования, воспитателей, учителей в коллективе вокруг одного художественного действия;

- сотворчество учащихся в коллективной работе .

- общение педагогов, детей и родителей на основе создания интеллектуально-творческого портрета каждого ребенка и оценке его творческих произведений (рисунков, лепки, аппликаций).

Для проведения исследования были сформированы две группы детей старшего дошкольного возраста. Мы отказались от стратегии контрольных и экспериментальных выборок. Особенности нашей модели заключались в том, что мы сопоставили результаты двух экспериментальных групп, работавших в различных концепциях в одном учреждении. Особое внимание мы уделяли интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности. Важно отметить, что дети экспериментальных групп находились под наблюдением экспериментатора с первой младшей группы, когда и началась исследовательская работа.

Первый этап диагностического эксперимента включал исследования уровня сформированности творчества у детей старших экспериментальных групп в изобразительной и театрально-игровой деятельности в начале учебного года. Основным критерием оценки в изобразительной деятельности было проявление творчества в предметном, сюжетном, декоративном рисовании, лепке и аппликации. В театрально-игровой деятельности проявление творчества исследовалось в игре-драматизации. В качестве методического обеспечения на первом этапе использовались «Матрицы Раве-на» и «Краткий тест творческого мышления П.Торренса».

Следующее обследование детей проводилось по мотификационной методике Белопольской «Мешки интересов». В качестве критериев высту-

пают: продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность. Результаты диагностического исследования показали, что большинство детей экспериментальных групп старшего дошкольного возраста имеют уровень развития интеллектуальных и творческих способностей выше среднего. Это связано с тем, что работа по углублению художественно-эстетического цикла проводилась с этими детьми с раннего Возраста.

Второй этап формирующего эксперимента включал диагностическое задание, которое проводилось в разных формах занятий для детей экспериментальных групп, с помощью которого мы выявили уровень интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста и осуществили сравнительное изучение разных подходов к осуществлению эстетического воспитания детей.

1/ группа детей старшего возраста №1- традиционное занятие по изобразительной деятельности и занятие по театрально-игровой деятельности в соответствии с планом учреждения (два занятия в разные дни недели);

2/ группа детей старшего возраста № 2- интегрированное занятие по изобразительной и театрально-игровой деятельности .

Тема и задачи занятий не изменились. При этом требования к содержанию ответов, критерии художественной передачи образов, учитывая выразительные возможности материалов, остались прежними для группы детей № 1 и № 2

При анализе формирующего этапа эксперимента оказалось, что интегрированное занятие по театрально-игровой и изобразительной деятельности помогло детям группы № 2 более полно отразить образы в вымысле, это говорит о более высоком уровне развития воображения и творческих способностей у детей. Художественная память ребенка в процессе интеграции этих видов деятельности сохранилась, что отразилось в рисунках и высказываниях детей.

Формирующий эксперимент показал, что в результате интеграции у детей отмечается высокий эмоциональный подъем, что позволяет изобразить не только действующих персонажей, но и свободно действовать в вымысле, что характерно для развития творчества в рисунке.

У детей группы № 1 были зафиксированы следующие показатели:

1. Снижение продуктивности мышления.

2. Низкая эмоциональная окраска.

3. Снижение уверенности в поведении.

4. Сокращение времени работы с материалом.

Важным фактором выступает и то, что работы детей резко отличались содержанием при высоком техническом уровне детей обеих групп.

На контрольном этапе эксперимента мы провели следующие методики в конце учебного года:

1. Матрицы Равена (коврик).

2. КТГН Торренса.

3. Мешки интересов.

4. Карта интересов - методика для родителей.

5. Диагностическое задание по методике Т.С.Комаровой «Дорисуй шесть кругов».

Экспериментальная оценка проводилась в исследовании уровня сформированности творческого развития в изобразительной и театрально-игровой деятельности у детей старших групп. Мы получили следующие результаты:

- существенное повышение уровня образного мышления в группе № 2;

Средний показатель по критериям

Критерии начало года и конец года

Группа № 1 Группа № 2

Продуктивность 9,9 10 9,7 10

Гибкость 7,2 8 7,0 8.5

Оригинальность 10,0 11 10,0 12.3

Разработанность 20 22 19,5 24.3

- повышение уровня оригинальности и гибкости мысли в группе № 2;

- повышение уровня разработанности в группе № 1

В конце года, по мнению родителей, способности детей в первой экспериментальной группе остались на прежнем уровне, а в группе с интегрированным циклом вырос процент детей с художественно-эстетическим интересом.

Диагностический срез творческого развития у детей экспериментальной группы № 1 достаточно высок, но в группе № 2 приближен к 100%.

Заметим и то, что рассмотрев отдельно только высокий уровень творческого развития мы определили, что в группе № 1 он в отдельных деятельностях ниже на 20%, а это четыре ребенка. Разница среднего уровня составляет от 5 до 9% (1-2 ребенка).

Следовательно, в группе № 2 с высоким уровнем творческого развития на 5-6 детей больше, чем в группе № 1.

Дети второй группы стали обладать гибкими способами установления взаимоотношений, умением войти в игру, действовать совместно. Это создает огромное поле для творческого развития ребенка.

В ходе исследования была установлена связь между эстетически развивающей средой и педагогическими возможностями ее использования в процессе развития художественно-творческих способностей. Исследовани-

ем доказана эффективность процесса интеграции театрально-игровой и изобразительной деятельности, в результате которой повышается уровень формирования художественно-творческих способностей.

Выводы. В проведенном исследовании решены все поставленные задачи, получила подтверждение разработанная гипотеза.

1. Исследование показало, что разработанные содержание, формы и методы осуществления интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности и опытно-экспериментальным путем проверенные оказались эффективными для развития художественно-творческих Способностей у детей старшего дошкольного возраста, в результате которых:

• повысился уровень художественного образования и воспитания;

• осуществилось формирование эстетического вкуса;

• развились коммуникативные качества личности (вербальный и невербальный вид общения);

• у детей развилась память, воображение, инициативность, фантазия, речь (диалог, монолог);

• создалось положительное эмоциональное отношение к искусству, театральной и изобразительной деятельности;

• интегрированные занятия благотворно влияют на микроклимат общения педагога и ребенка.

Эти изменения видны как в ситуации вербального общения, продуктивной деятельности, так и в игровых ситуациях.

2. В исследовании разработаны критерии и выявлены уровни сфор-мированности художественно-творческих способностей у детей 57 лет.

3. Эксперимент показал, что развитие художественно-творческих способностей у детей требует многосторонней целенаправленной педагогической работы в процессе воспитания и обучения. Надо отметить, что эта работа должна проводиться с детьми уже в первой младшей группе, где особое место отводится индивидуальной работе.

4. Определены условия формирования художественно-творческих способностей в процессе интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности и опытно-экспериментальным путем проверена их эффективность: создание художественно-эстетического центра; эстетически развивающей среды; среды творческого общения. ( Взаимодействие педагогов и детей, учителей и учащихся в процессе творческой работы; взаимодействие

педагогов дополнительного образования, воспитателей, учителей в коллективе вокруг одного художественного действия; сотворчество учащихся в коллективной работе вокруг искусства).

5. В результате многолетней работы и экспериментального исследования интеграционный процесс вызвал необходимое тесное сотрудничество психологов, педагогов и родителей, что помогло осуществить комплексный подход к диагностике и развитию творческого и интеллектуального потенциала ребенка, таким образом складывался интеллектуально-творческий портрет каждого ребенка, он давал возможность выстроить систему индивидуальной работы с каждым ребенком по развитию его интеллектуальных и творческих способностей. Родителям это помогло выбрать наиболее эффективный для их ребенка способ развития и общения с ним.

6. В свете изложенных экспериментальных фактов у детей старшего дошкольного возраста наблюдался выраженный интерес к знаниям о художественной деятельности и искусстве . Дети показали хороший уровень развития мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, логического мышления.

7. Исследование подтверждает, что внимание к эмоциональному состоянию детей и определение уровня их тревожности сформировали положительное отношение к учреждению, в котором находятся дети, и к людям, окружающим их. Важным критерием эффективности данной работы являются высокие показатели нравственного развития детей. Дети научились общаться друг с другом и со взрослыми, овладев гибкими способами установления взаимоотношений, умением войти в детское общество, действовать совместно с другими, умением уступать и отстаивать свою точку зрения.

8. Эксперимент показал, что при оценке параметров креативности у детей выявилась выраженная способность к порождению большого числа разнообразных идей, которые отличались оригинальностью.

Анализ всей деятельности исследования раскрывает закономерную связь: содержание всего педагогического процесса и созданные педагогические условия направлены на формирование художественно-творческих способностей детей и зависят от уровня постановки всей системы художественно-эстетического воспитания в учреждении.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Пелих Е.А. Создание эстетической среды как фактора ненасильственного формирования художественно-творческих способностей у детей в дошкольном учреждении // Проблемы современного дошкольного воспитания: Сборник тезисов докладов научно-практической конференции студентов и аспирантов МГОПУ. - М: МГОПУ, 1997. С. 9-10. - 0,1 п.л.

2. Пелих Е.А. Создание эстетической среды, как условие развития художественного творчества у детей 3-8 лет // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: Материалы научно-практической конференции 12 марта 1998 г. - М.: МГОПУ, 1998. - С. 160-162,-0,2 п.л.

3. Пелих Е.А. Искусство и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка // Сб. научных трудов (отв. ред. Е.А. Пелих). -М.: «Детство». 2000. - С. 35.

4. Пелих Е.А. Философские и психолого-педагогические аспекты интеграции искусств и разнообразных видов художественной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников // Молодые голоса: Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ им. М.А. Шолохова. - М.: «Альфа», 2003. - С. 88-94. - 0,4 пл.

Подписано в печать

Формат60x90 1/16. Объем ПЛ. Тираж 100экз. Заказ ЗУ6 Отпечатано в ООО КПСФ «Спецстройсервис-92» Копировально-множительный отдел 101000, Москва, Мясницкая, 35, стр.2

1

РНБ Русский фонд

2005-4 26810

! 4W

К

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пелих, Елена Александровна, 2003 год

Введение.

Глава 1. Теоретические и методические основы взаимосвязи разных видов художественной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

1.1. Философские и психолого-педагогические вопросы интеграции театрально-игровой и изобразительной деятельности в художественном развитии детей.

1.2. Возможности театрально-игровой и изобразительной деятельности в формировании художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

1.3. Осуществление взаимосвязи изобразительной и театрально-игровой деятельности в целях формирования художественно-творческих способностей в современной практике работы с детьми.

1.4. Критерии сформированности художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет.

Глава 2. Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет средствами взаимосвязи театрально-игровой и изобразительной деятельности.

2.1. Организация и условия проведения опытно-экспериментальной работы.

2.2. Содержание, формы и методы интеграции по театрально-игровой и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2.3. Динамика формирования художественно-творческих способностей и уровень сформированности у детей 5-7 лет.

2.4. Оценка успешности экспериментальной работы по формированию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей"

В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретают проблемы формирования у детей способностей, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои знания, ориентироваться в потоке информации, приспосабливать свои возможности к потребностям производства и общества.

Начальные старты становления и развития творческой, деятельной, эрудированной, компетентной личности - в дошкольном детстве, и поэтому цель дошкольного образования - обеспечить эти старты.

Именно в дошкольном детстве, начиная с раннего возраста, закладываются основы духовного развития человека, начала формирования его эстетического сознания, художественной культуры. Важное значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение, так как у ребенка дошкольного возраста появляется потребность в художественной деятельности.

Главная задача практики работы дошкольных учреждений — насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, танца, включать искусство в повседневную жизнь детей, создавать условия для детского творчества.

Искусство — одна из важнейших областей духовной жизни человечества, художественного творчества. В нем объединяется специфическое познание мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих духовное, идейное содержание в чувственном материале — в слове, в движении, в красках, в пространстве, пластических средствах. Согласно этому определению можно сказать, что эстетическое воспитание и образование, основанное на познании искусства, играет особо важную роль на этапе становления личности ребенка, происходящего в дошкольном детстве. По определению Я.А.Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека.

Именно в дошкольном периоде жизнедеятельности при благоприятных педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные и художественные способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, складываются черты характера. Ученые рассматривают процесс воспитания не только как воздействие взрослого на ребенка, но и как деятельность самого ребенка. Правильная организация детской деятельности, педагогическое руководство ею является основной воспитательно-образовательной задачей.

Изучение исторического опыта работы с детьми дошкольного возраста в России в области эстетического воспитания и развития взаимодействия искусств показали, что эстетическое воспитание играло важную роль в культуре первой четверти XX века. Виднейшие философы, педагоги, психологи и деятели культуры России Б.В. Асафьев, А.В. Бакушин-ский, П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, JI.C. Выготский, А.К. Гастев, С.С. Моложавый, Е.Т. Руднева, М.А. Рыбникова, Н.И. Сац, Е.А. Флерина, А.В. Чичерин, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, Ф.И. Шмит и другие вели исследования в этой области, опираясь на достижения в педагогике, психологии, философии, генетике, физиологии.

Отражая новые революционные условия, П.П. Блонский отводил важное место «Структурно-синтетическому методу», который начинается с создания и украшения предметов и, затем, предполагает синтез рисования, живописи, скульптуры, архитектуры, моделирования.

Цель эстетического воспитания, по мнению Ф.И. Шмита, заключается в развитии, прежде всего, творческого потенциала ребенка.

Новаторскими были идеи А.А. Богданова о роли искусства, о влиянии его на воспитание и развитие человека.

Придавая большое значение эстетическому воспитанию, А.В. Луначарский отводит особое место искусству, особенно литературе, музыке, театру в формировании личности ребенка, подчеркивая, что эстетическое содержание должно пронизывать всю жизнедеятельность детей.

Научить человека созидать прекрасное — главная цель воспитания у С.Т. Шацкого. Его педагогическая система подтверждена большим практическим опытом. Большое значение он придавал окружающей среде, как средству эстетического воспитания и активной самостоятельной деятельности детей.

Теоретические изыскания видных русских ученых-философов, педагогов, психологов в области эстетического воспитания не могли не найти своего отражения и в практической работе школы и дошкольных учреждений.

В формировании художественно-творческих способностей важную роль способен играть процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельностей. В этом процессе искусство является фактором формирования личности. Художественная культура выступает как компонент образования. Для развития художественной культуры личности важно знать специфику каждого вида искусства и их взаимодействие.

Отсюда следует, единение и взаимодействие - главное в образовательном процессе. Педагоги и философы (A.JL Андреев, Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, Б.М. Галеев, И.Ф. Гончаров, А .Я. Зись, М.С. Каган, Е.Н. Колокольцев, А.И. Мазаев, В.П. Михалев и др.) в своих трудах, посвященных изучению синтеза искусств, подчеркивали его значение в формировании личности. Из зарубежных ученых эту проблему разрабатывали Т. Грин, У. Моррис, Я. Фальке, М. Шаслер и др.

В конце 80-х и 90-х годах исследования по интеграции продолжаются. Под руководством Т.С. Комаровой появляются работы по интеграции изобразительной деятельности и музыки С.П. Козыревой, игры-драматизации и изобразительной деятельности E.JL Трусовой, природы и изобразительной деятельности Е.Н. Янакиевой, предметов эстетического цикла в 5-6 классах С.И. Хмарского.

В этих исследованиях прослеживается глубокая и разносторонняя взаимосвязь разных видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной, театрализованной, игровой, художественно-речевой и др.) со всей воспитательно-образовательной работой с детьми дошкольного возраста и значение такой взаимосвязи интеграции в формировании художественно-творческих способностей у детей.

Социальные потребности общества, поиск единого подхода к гуманитарному образованию, необходимость направленности в современных условиях педагогического процесса содержания образования на формирование общечеловеческих ценностных культурных ориентиров, на решение задач эстетического воспитания молодежи обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей».

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработать систему интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности ориентированную на развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: формирование и развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности старших дошкольников как средство формирования у них художественно-творческих способностей.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: основу исследования составляет предположение о том, что интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста выступает средством формирования художественно-творческих способностей при следующих условиях: систематическое расширение представлений дошкольников о культуре и искусстве ( музыкальном, изобразительном, театральном, художественно-речевом, литературном) и разнообразных видах деятельности, которые, в совокупности, должны способствовать общему художественно-культурному развитию детей; создание педагогических условий реализации интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности; активная деятельность детей совместно с педагогами по созданию материально-эстетической среды, отвечающей соответствующим требованиям; систематическое и последовательное овладение детьми способами театрализованной и изобразительной деятельностями под руководством педагога; сочетание коллективного и индивидуального характера художественно-творческих работ, осуществляемых дошкольниками различных возрастных групп; широкое взаимодействие с родителями по организации и проведению интеграции в дошкольном учреждении.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Выявить теоретические и методические основы взаимосвязи разных видов художественной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Охарактеризовать понятие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и определить возможности их формирования в процессе интегрированных занятий.

3. Разработать критерии и выявить уровни сформированности художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет.

4. Разработать содержание, формы и методы интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования у них художественно-творческих способностей и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.

5. Определить условия формирования художественно-творческих способностей и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Концепция исследования основывается на философско-эстетических и психолого-педагогических положениях об искусстве, духовности, культуре, эстетическом воспитании ученых-педагогов, философов, психологов: А.В. Антоновой, Л.Г Арчажниковой, JI.C. Выготского, Л.А.Венгера, В. Вернадского, В.В. Ванслова, Н.А. Ветлугиной, Б.М. Галеева, М.С. Кагана, Е.Н. Колокольцева, Т.С. Комаровой, Н.А. Курочкиной, А.Ф. Лосева, Т.Н. Лазарь, Г.В. Пантюхиной, Л.А. Рапацкой, Н.П. Сакулиной, Л.Г. Савенковой, А.И. Савенкова, Б.М. Теплова, Ю.У. Фохт-Бабушкина, С.Т. Шацкого, Б.П. Юсова и других.

Исследования опираются на концепцию эстетической пространственной среды (Б.В. Виппера, Г.Н. Степановой, А.В. Иконникова, А.Г. Раппопорта, В.П. Толстого, А.В. Минкявичуса, И.Б. Федоровой, В. Гроппиуса, Р. Ингардена, Л. Корбюзье, Д.Л.Саймонса, Ф.Л. Райта); о задачах развивающего воздействия художественного творчества в различных видах искусства и художественных деятельностей (С.Т.Шацкого, Г.Рашаля, А.В. Бакушинского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой, А.И. Савенкова, Б.Т. Лихачева, Б.П. Блонско-го, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.П. Юсова).

Методы исследования: методы аналитического исследования (теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме интеграции искусства и художественных видов деятельности, анализ программ по эстетическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста; методы социометрического исследования (анкетирование, тестирование, диагностирование, беседы с детьми, педагогами, родителями, моделирование педагогического процесса), статистическая обработка фактического материала.

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Государственного образовательного учреждения Прогимназия № 1882 более 7 лет. В экспериментальную работу было включено 153 ребенка в возрасте от 2 до 8 лет и 20 педагогов и воспитателей.

Методологические основы и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап - (1997-1998 гг.) — поисково-аналитический. Осуществлялось исследование по накоплению эмпирических данных по вопросу педагогического руководства учреждения в системе интеграции изобразительной и театрально-игровой видов деятельности. Изучалось состояние и опыт работы учреждений г. Москвы и Подмосковья. Разрабатывались теоретические основы исследования проблемы.

Второй этап - (1998-2001 гг.) — экспериментальный. Проводился формирующий эксперимент, решались задачи исследования.

Третий этап - (2001-2003 гг.) — заключительный. Обобщались результаты исследования, литературное оформление диссертации, формулировались выводы.

Научная новизна исследования:

Выделены научные основы интеграции театрально-игровой и изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Разработано содержание, формы и методы опытно - экспериментальной работы с детьми, направленной на развитие художественно -творческих способностей детей в процессе интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности. Опытно-экспериментальным путем проверена их эффективность.

Уточнены критерии сформированности художественно-творческих способностей детей 5-7 лет.

Определены педагогические условия осуществления интеграции театрально-игровой и изобразительной деятельности старших дошкольников.

Теоретическая значимость исследования.

Проведенное исследование вносит вклад в теорию интеграции художественно-творческих деятельностей и искусства, в результате которой происходит формирование художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Разработана обоснованная система интегрированных занятий по театрально-игровой и изобразительной деятельности.

Научно обоснована важная роль интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности в формировании художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Выявлено значение интеграции в объединении коллектива педагогов и детей в педагогическом процессе.

Проверены педагогические условия для проведения интеграции, способствующие формированию художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: разработаны цель, содержание, средства, формы и методы формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, позволяющие осуществить эстетическое воспитание детей и формирование у них художественно-творческих способностей на более высоком уровне. Предлагаемая система педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей детей позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. Разработанная нами система может быть применима в ГОУ: Детский сад, ЦРР — детский сад, начальная школа — детский сад, прогимназия. Практическую ценность имеют разработанные и апробированные педагогические условия: создание интеллектуальной эстетической среды - центров художественно-эстетического и интеллектуального, которые могут широко использоваться во всех учреждениях.

Достоверность исследования обеспечивается методологической базой и теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, использованием разнообразных взаимодополняющих методов исследования, соответствием их поставленным задачам; сочетанием качественного и количественного анализа материала, объективностью способов оценки результатов эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности, под которой мы понимаем более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания в воспитание и образование детей, является важным фактором в формировании художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Художественно-творческие способности - это проявление индивидом художественно-творческой активности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления. На сформированность художественно -творческих способностей у детей дошкольного возраста влияет процесс интеграции, при котором происходит целостное художественно -эстетическое развитие детей.

Работа учреждения в системе интеграции эффективна в том случае, если каждый педагог понимает значение интеграции, формы ее осуществления, влияние интеграции на развитие художественно-творческих способностей ребенка, становление личности, потребность во взаимодействии друг с другом.

Интеграция способствует усвоению знаний, навыков, умений и развитию художественно - творческих способностей. Устраняет перегрузки детей и взрослых, расширяя и углубляя их социально-нравственный и эстетический опыт.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы в Государственном образовательном учреждении Прогимназия № 1882, проводились семинары для педагогов этого учреждения, лекции для студентов Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, материал исследования был изложен на научно-практических конференциях: «Проблемы современного дошкольного воспитания» (Москва, 1997), «Развитие теории дошкольного образования» (Москва, 1998). Результаты исследования внедрены в практику работы ГОУ Прогимназия № 1882, изложены в публикациях автора. Работа велась под руководством кафедры «Эстетического воспитания и образования» МГОПУ им. Шолохова. Теоретические позиции, методика и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научных конференциях НМЦ ЮВОУО, МДО, ЮВОУО, МИОО, Мин. образования РФ. Опыт учреждения по данной проблеме распространяется на Москву, Россию, ближнее зарубежье.

Структура диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В содержании диссертации включены таблицы, графики, диаграммы уровней знаний.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика дошкольного образования"

Результаты исследования творческого развития детей старшего возраста в изобразительной деятельности на конец учебного года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенном исследовании решены все поставленные задачи, получила подтверждение разработанная гипотеза.

1. Исследование показало, что разработанные содержание, формы и методы осуществления интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности и опытно-экспериментальным путем проверенные оказались эффективными для развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, в результате которых:

• повысился уровень художественного образования и воспитания;

• осуществилось формирование эстетического вкуса;

• развились коммуникативные качества личности (вербальный и невербальный вид общения);

• у детей развилась память, воображение, инициативность, фантазия, речь (диалог, монолог);

• создалось положительное эмоциональное отношение к искусству, театральной и изобразительной деятельности;

• интегрированные занятия благотворно влияют на микроклимат общения педагога и ребенка.

Эти изменения видны как в ситуации вербального общения, продуктивной деятельности, так и в игровых ситуациях.

2. В исследовании разработаны критерии и выявлены уровни сфор-мированности художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет.

3. Эксперимент показал, что развитие художественно-творческих способностей у детей требует многосторонней целенаправленной педагогической работы в процессе воспитания и обучения. Надо отметить, что эта работа должна проводиться с детьми уже в первой младшей группе, где особое место отводится индивидуальной работе.

4. Определены условия формирования художественно-творческих способностей в процессе интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности и опытно-экспериментальным путем проверена их эффективность: создание художественно-эстетического центра; эстетически развивающей среды; среды творческого общения. ( Взаимодействие педагогов и детей, учителей и учащихся в процессе творческой работы; взаимодействие педагогов дополнительного образования, воспитателей, учителей в коллективе вокруг одного художественного действия; сотворчество учащихся в коллективной работе вокруг искусства).

5. В результате многолетней работы и экспериментального исследования интеграционный процесс вызвал необходимое тесное сотрудничество психологов, педагогов и родителей, что помогло осуществить комплексный подход к диагностике и развитию творческого и интеллектуального потенциала ребенка, таким образом складывался интеллектуально-творческий портрет каждого ребенка, он давал возможность выстроить систему индивидуальной работы с каждым ребенком по развитию его интеллектуальных и творческих способностей. Родителям это помогло выбрать наиболее эффективный для их ребенка способ развития и общения с ним.

6. В свете изложенных экспериментальных фактов у детей старшего дошкольного возраста наблюдался выраженный интерес к знаниям о художественной деятельности и искусстве . Дети показали хороший уровень развития мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, логического мышления.

7. Исследование подтверждает, что внимание к эмоциональному состоянию детей и определение уровня их тревожности сформировали положительное отношение к учреждению, в котором находятся дети, и к людям, окружающим их. Важным критерием эффективности данной работы являются высокие показатели нравственного развития детей. Дети научились общаться друг с другом и со взрослыми, овладев гибкими способами установления взаимоотношений, умением войти в детское общество, действовать совместно с другими, умением уступать и отстаивать свою точку зрения.

8. Эксперимент показал, что при оценке параметров креативности у детей выявилась выраженная способность к порождению большого числа разнообразных идей, которые отличались оригинальностью.

Анализ всей деятельности исследования раскрывает закономерную связь: содержание всего педагогического процесса и созданные педагогические условия направлены на формирование художественно-творческих способностей детей и зависят от уровня постановки всей системы художественно-эстетического воспитания в учреждении.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пелих, Елена Александровна, Москва

1. Антонова А.В. Активные методы обучения в курсе эстетики // Дошкольное воспитание. 1994. № 4. С. 66-68

2. Антонова А.В. История развития эстетического воспитания и педагогического образования. Монография. М., 2000, 77 с.

3. Антонова А.В. История развития эстетического воспитания и педагогического образования. Монография. М., 2000, 78 с.

4. Антонова А.В. История развития эстетического воспитания и педагогического образования. Монография. М., 2000, 79 с.

5. Антонова А.В. История развития эстетического воспитания и педагогического образования. Монография. М., 2000, 199 с.

6. Антонова А.В. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Сборник «Спецкурсы и спецсеминары». -М.: Изд. МГОПУ, 1997.

7. Антонова А.В. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Сб. «Спецкурсы и спецсеминары». -М.: Изд. МГОПУ, 1997, с. 22.

8. Аристотель. Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4.

9. Ашиков В.И. и Ашикова С.Г. Семицветик. М., 1999.

10. Ю.Борев Ю.Б. Эстетика: 4-е изд. М.: Политиздат, 1988.

11. П.Венгер JI.A. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1980.

12. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967, с. 32.

13. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М.: Просвещение. 1978 с. 53.

14. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Псих. Очерк. 3-е изд. М.: Просвещение. 1991, 14 с.

15. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967, 93 с.

16. Выготский JI.C. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского, М.: Педагогика. 1960.

17. Галеев Б.М.Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982. 31 с.

18. Гегель Г.В.Ф. Система наук. 41. Феноменология духа // Собр. соч. в 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 4.

19. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Работы разных лет. М.: Мысль, 1990. Т. 1.

20. Гегель К.В.Ф. Философия права. Эстетика. Собр. соч. в 4 т. М.: Искусство, 1968-1973. Т. 1.

21. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика. 1986.

22. Дзержинская И.Я. Косвенные методы руководства музыкальной деятельностью // Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика. 1980.

23. Дзержинская И.Л. Косвенные методы руководства музыкальной деятельностью / Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980.

24. Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В. Интеграция учебных предметов. Сов.педагогика, 1987, 9, с. 42-47.

25. Дьяченко О.М., Холмовская В.В. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». М.: Новая школа. 1996. С. 22.

26. Запорожец А.В. Избр.психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1.

27. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1.

28. Зуйкова Е.Н. Взаимодействие искусств в истории дошкольной педагогики в России / Дис. к.п.н. М., 1996.

29. Иваницкая JI.M. Программа «В пространстве игры» / Комплект общеобразовательных интегрированных программ по искусству. М.: МИП-КРО, 1996. 88 с.

30. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Изв. АПН РСФСР. 1956. Вып. 76.

31. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: Наука. 1989.

32. Кант Н. Соч. в 6 т. / Под общей ред. В.Ф. Асмуса и др. / М.: Мысль, 1966. Т.5.

33. Коганов Г. Проблемы формирования эстетических ценностей и эстетической оценки. М.: 1983. 41 с.

34. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: кн. для педагогов дошк. учреждений.-М., 1995. 160 с.

35. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: кн. для педагогов дошк. учреждений. -М.: Мнемозина, 1995. 160 с.

36. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей. Дошкольное воспитание. М., 1998, № 10. С. 22.

37. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991.

38. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990.

39. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. 142 с.

40. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду и начальной школе. М. 1999.

41. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. М. 2000. 19 с.

42. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. М.: Пед. общество России. 2000. С. 4.

43. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М., 1994. С. 47.

44. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М.: Пед.общество России. 2000.

45. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М.: Пед.общество России. 2000. 6 с.

46. Комарова Т.С. Развитие творческой одаренности в художественной деятельности у детей. Концепция. М. 1998.

47. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. -Alma mater. 1994. С. 25.

48. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. -Alma mater. 1994. С. 25.

49. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры. М. 2000. С. 4

50. Колягина Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе / Нач.школа. 1989. № 3. С. 52-53.

51. Коменский Я.А. Избранные собрания сочинений. М., л, 1948. Т. 3. С. 178.

52. Комплект общеобразовательных интегрированных программ по искусству. М.: МИПКРО, 1996. С. 9.

53. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М., 1973. С. 12-14.

54. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984.

55. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1991.

56. Кулаев К.В. Становление теории и практики эстетического воспитания в отечественной культуре 20-х годов / Автореф. дис. д-ра философ, наук. М.: 1991. 39 с.

57. Культурная среда и духовное формирование личности. Ташкент: Факел, 1981, 17 с.

58. Культурная среда и духовное формирование личности. Ташкент: Факел, 1981.

59. Лазарева М.В. Интегративность и комплексность в образовательной работе с детьми дошкольного возраста. М.: МГОПУ, 1998. С. 107-108.

60. Лазарь Т.И. Художественная среда и личность. Куйбышев, 1988.

61. Леонардо да Винче «Избранное. 1953. С. 61-62.

62. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 21 с.

63. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, «-е изд. М.: Политиздат, 1977. 89 с.

64. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: Госполитиздат, 1957. С. 48.

65. Лихачев Б.Т. Принцип единства коммунистического воспитания и художественного образования в школе / Роль искусства в коммунистическом воспитании школьников / Под ред. Н.А. Кушаева, В.И. Лейбсон. М.: НИИ общ. педагогики, 1979.

66. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. 175 с.

67. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.

68. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М. 2001. С. 4.

69. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика. 1989.

70. Образование и будущее: новые цели и новые средства. Международный симпозиум // Сов. педагогика. 1991. № 4.

71. Овсянников М.Ф., Разумный В.А. Словарь по эстетике. М.: Политическая литература. 1964. С. 32.

72. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика. 1980.

73. Пелих Е.А. Искусство и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка // Сб. научных трудов (отв. ред. Е.А. Пелих). -М.: Детство. 2000.

74. Разумовский В.Г., Тарасов Л.Г. Развитие общего образования: интеграция и гуманизация. Сов.педагогика. 1988. С. 3-10.

75. Революция искусство - дети. Материалы и документы: Из истории эстетического воспитания сов. школы: Кн. для учителя. В 2 ч. (ч. 1 19171923) / Сост. Н.А. Старосельцева. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение. 1987. 240 с.

76. Савенкова Л.Г. Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников. М 2001. 14 с.

77. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: 2-е изд. М.: Просвещение, 1982.

78. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1956. 107 с.

79. Сакулина Н.П. Роль слова и наглядных приемов обучения рисованию и лепке в детском саду. М.: АПН РСФСР. 1955. Вып. 60.

80. Сенновская И.Б. Историко-педагогические предпосылки современных направлений эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Диссертация канд.пед.наук. М. 2000.

81. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство. 1952. С. 37.

82. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. С. 51.

83. Тарасова К.В. Программа «Синтез». М. 1998.

84. Теплов Б.М. Избр.труды: В 2 т. М.: Педагогика. 1985. Т. 1.

85. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. М.: Педагогика. 1985. Т. 1.

86. Торшилова Е.М., Морозова Т.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). М.: Искусство, 1993.

87. Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ. М.: АПН СССР, 1988. С. 46.

88. Философская энциклопедия: В 4 т. / Под ред. Ф.В. Константинова. М., 1967.

89. Фохт-Бабушкин Ю.И. Искусство и духовное развитие личности как проблема научного управления художественной культурой. (Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры). М. 1980. 26-27 с.

90. Фохт-Бабушкин Ю.И. Искусство и духовное развитие личности как проблема научного управления художественной культурой. М. 1980. 32 с.

91. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М.: Просвещение. 1986. 36 с.

92. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М.: Просвещение. 1986. 36 с.

93. Художественное воспитание в детском саду. Из опыта работы д/с Ленинграда. М.: Учпедгиз, 1959.

94. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и муз. руководителя. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1985. 207 с.

95. Человек в мире культуры / Отв. ред. И.К. Кугмаева. М.: ИН ФН СССР. 1989.

96. Человек в мире художественной культуры. М.: Наука, 1982.

97. Человек и социокультурная среда: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1989.

98. Человек, среда, пространство: Исследование по психологическим проблемам пространственно-предметной среды. Тарту: Изд-во Тарт. Ун-та, 1979.

99. ЮО.Чумичева P.M. Взаимодействие искусств и формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону. Изд-во РГПУ. 1995. С. 54.

100. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств и формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону. Изд-во РГПУ. 1995. С. 185.

101. Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение. 1982.

102. Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение. 1982.

103. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч. В 2 т. / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скат-кина, В.Н. Шацкой. М.: Педагогика. 1980. T.l. Т.2 .

104. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: 1966. 21 с.

105. Шепетис Л.К. Искусство и среды. Место искусства в современной эстетической среде. М.: Сов. художеник. 1978.

106. Шиллер Ф. Эстетическая игра // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М.: Искусство, 1967. Т. 3.

107. Эльконин Д.Б. Психология игры, М.: Педагогика. 1979. 52 с.

108. Эстетическое воспитание и экология культуры. М.: Сов. художник, 1988.

109. Эстетическое сознание и художественная культура: Проблемы взаимодействия. Киев.: Наук, думка, 1983.

110. Jurgenscholer К. Gestaltugskonzeption fur die Schulbaureihe 80 Dresden // Farbe und Raum. N 2. 1986. S. 42-44.

111. Reimer K. Elenentary Gestalten mit Elementan // //form Zweck. 1976. N 5. S. 24-28.

112. Carson J. What American art educators can learn from the Jahanese // Art education. 1981. N 6. P, 42046.

113. Editorial // Art and Artists. 1984. Han. P. 2.

114. Arnheim R. Art and visual percertion. L., 1967.

115. Burckhardt J. Siehe Jaahrbuch. Basek. 1974.

116. Hamm C.W. Philosophical Issues in Education. An introduction the Falmer Press. N.Y., 1989.