автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогическая подготовка будущего учителя начальных национальных классов на традициях калмыцкого музыкального фольклора
- Автор научной работы
- Хулхачиева, Галина Шургаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Волгоград
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Хулхачиева, Галина Шургаевна, 2006 год
Введение
Глава 1. Этнопедагогическая подготовка будущих учителей начальных национальных классов на традициях калмыцкого музыкального фольклора как цель среднего профессионального образования
1.1. Историко-теоретические основы этнопедагогической подготовки 15 будущих учителей на традициях музыкального фольклора
1.2. Особенности калмыцкого музыкального фольклора, его 40 педагогический потенциал
1.3. Готовность студентов к музыкальному обучению и воспитанию 67 учащихся на традициях калмыцкого музыкального фольклора
Выводы
Глава 2. Процесс этнопедагогической подготовки будущих учителей начальных национальных классов на традициях калмыцкого музыкального фольклора
2.1. Модель этнопедагогической подготовки студентов педагогического 89 колледжа на традициях калмыцкого музыкального фольклора
2.2. Педагогические условия реализации модели этнопедагогической 105 подготовки студентов педагогического колледжа на традициях калмыцкого музыкального фольклора
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 126 Выводы
Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнопедагогическая подготовка будущего учителя начальных национальных классов на традициях калмыцкого музыкального фольклора"
Актуальность исследования. В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение нации, ее лучших национальных устоев, национальной школы и традиционной педагогической культуры. В многонациональной стране необходимо духовное обновление, одним из путей которого является этнопедагогическое образование детей и молодежи, в первую очередь, конечно, учителей. Появление инновационных образовательных учреждений, отражающих поиск путей реализации принципов народности и регионализации, вызывает потребность в педагогах, способных на всестороннее осмысление общечеловеческих ценностей через национальную музыкальную культуру своего народа и готовых воплотить их в образовательный процесс.
Актуальность проблемы этнопедагогической подготовки будущего учителя на традициях народной музыки обосновывается рядом нормативных актов. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации», принятой Правительством России на период до 2010 года, определяется качественно новый уровень подготовки будущих учителей, ориентированных на осмысление идей общечеловеческих ценностей через национальную культуру своего народа и готовых воплотить их в образовательном процессе. Исполнение Законов РФ и РК «О языках народов РФ (РК)», реализация Указов Президента РК «О мерах по дальнейшему возрождению и развитию калмыцкого языка» и «О развитии национальной системы образования республики» ориентирует на повышение качества и эффективности образовательного процесса в подготовке будущих учителей в педагогическом колледже путем углубленного изучения предметов прикладного цикла (народной музыки, декоративно-прикладного и изобразительного искусства калмыков, трудового обучения и физической культуры с учетом национально-регионального компонента).
Национальная система образования в Республике Калмыкия испытывает определенные трудности из-за недостатка педагогических кадров - учителей начальных национальных классов, специально подготовленных на традициях музыкального фольклора калмыков. В связи с этим актуальным становится пересмотр концептуальной системы, взглядов на профессиональную подготовку будущего учителя.
Обладая стабильно высоким уровнем специальной и общепедагогической подготовки, выпускники вузов и педагогических колледжей часто испытывают затруднения в организации этнопедагогического воспитания учащихся в условиях национальной школы.
Проведенное нами в рамках исследования анкетирование студентов педагогического колледжа г. Элисты и 52 учителей начальных национальных классов, представляющих городские и сельские школы Республики Калмыкия, выявило явное рассогласование между желанием учителей начальных национальных школ, студентов педагогического колледжа знать музыкальные традиции своего народа, использовать их в педагогической деятельности и их осознанием недостаточной собственной подготовленности по этой проблеме. Таким образом, можно говорить об актуальности этнопедагогической подготовки учителя начальных национальных классов, как на социальном, так и личностном уровне.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что процесс профессионального становления личности будущего педагога начальных национальных школ должен рассматриваться как целостный процесс общекультурного и профессионального развития специалиста при доминирующей роли народного музыкального творчества. Народная педагогика эмпирическим путем приходила к выяснению воспитательно-образовательных функций народно-песенного фольклора. Воспитатели, вышедшие из народа, интуитивно понимали педагогическую ценность музыкально-поэтических произведений. Историография исследований проблем народной педагогики, этнопедагогической подготовки будущих учителей выявила, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах развития входит в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.
Проблема подготовки учителя национальной школы тесно связана со становлением народной школы. Развивая идеи Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, JI.H. Толстого, современная педагогика исходит из того, что учет этнорегио-нальной специфики является неотделимым компонентом образования и воспитания молодежи, которые оказывают огромное влияние на подготовку и рост профессионального мастерства будущего учителя.
Актуальность и значимость этнопедагогической подготовки учителя исследована в различных аспектах народной педагогики: русских (Г.С. Виноградов), чувашей (Г.Н. Волков), калмыков (О.Д. Мукаева), татар (Я.И. Ханбиков), башкир (Т.К. Исканов), народов Сибири и Дальнего Востока (В.Ф. Афанасьев), адыгов (И.А Шоров), народов Севера (И.А.Богданов), дагестанцев (З.М. Маго-медова), народов Коми (Л.Д. Вавилова), алтайцев (Р.К Санабасова) и др. Профессиональная подготовка учителя к работе в национальной школе исследована в работах А. Алимбекова, Ш.М. Арсалиева, Б.И. Беляевой, 3.0. Кикеевой, А. Манонова, В.А.Николаева, Г.В. Палаткиной, А.Б. Панькина, Т.Н. Петровой, М.Г. Харитонова и др. Проблемы этнопедагогической подготовки специалистов на традициях народной музыки изучаются в работах Т.А. Дзюбы, Т.В. Ема-новой, С.А Завьяловой, М.К Ивановой, JI.M. Кашаповой, И.Ю. Павловой, Д.А. Рытовой, Е.Г. Трудаковой, В.В. Черновой и др. Раскрытию сущности подготовки учителя к музыкальному воспитанию учащихся посвящены исследования Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, И.В. Арановской, Л.Г. Арчаж-никовой, JI.A. Безбородовой, В.К. Белобородовой, JI.B. Горюновой, Б.И. Ка-наева, Б.М. Целковникова, Г.М. Цыпина и др.
Изученная литература позволяет констатировать разработанность общих методологических подходов к изучению и организации подготовки учителя национальной школы на материале народной музыки - системного, опирающегося на всесторонний анализ ведущих тенденций теории и практики педагогического образования, культурологического, личностно- ориентированного. Вместе с тем, проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что до настоящего времени этнопедагогическая подготовка студентов на традициях музыкального фольклора калмыцкого народа не являлась предметом специального научно-методического исследования.
Таким образом, основываясь на анализе педагогической теории и практики, нами выявлены противоречия:
- между социокультурной потребностью в сохранении и развитии традиций калмыцкого музыкального фольклора, использования его воспитательного потенциала в современной школе и недостаточной ориентацией педагогического образования на становление учителя как носителя этой традиции;
- между социально-педагогической потребностью в учителе начальных национальных классов, готовому к воспитанию детей на традициях калмыцкого музыкального фольклора, и отсутствием теоретических исследований в этом направлении;
- между потребностью введения этнопедагогической музыкальной подготовки будущего учителя в образовательный процесс на всех его ступенях и неразработанностью соответствующего учебно-методического комплекса.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы научные основы этнопедагогической подготовки будущих учителей начальных национальных классов на традициях калмыцкого музыкального фольклора?
С учетом вышеизложенного нами был сделан выбор темы исследования: «Этнопедагогическая подготовка будущего учителя начальных национальных классов на традициях калмыцкого музыкального фольклора».
Цель исследования: научно обосновать процесс этнопедагогической подготовки будущих учителей начальных национальных классов на традициях музыкального фольклора.
Объект исследования - этнопедагогическая подготовка будущего учителя начальных национальных классов.
Предмет исследования - процесс этнопедагогической подготовки будущего учителя начальных национальных классов на традициях калмыцкого музыкального фольклора.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить историко-теоретические основы этнопедагогической подготовки будущих учителей на традициях музыкального фольклора.
2. Охарактеризовать педагогический потенциал калмыцкого музыкального фольклора в воспитании детей.
3. Разработать структуру и содержание, определить показатели этнопедагогической готовности студентов к музыкальному обучению и воспитанию учащихся на традициях калмыцкого музыкального фольклора.
4. Разработать модель процесса этнопедагогической подготовки студентов педагогического колледжа на традициях калмыцкого музыкального фольклора, педагогические условия ее реализации и экспериментально их проверить.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс этнопедагогической подготовки будущих учителей начальных национальных классов на традициях калмыцкого музыкального фольклора будет осуществляться эффективно, если:
- искомая подготовка будет признана одним из приоритетных направлений педагогического образования; она будет основана на интеграции исторических традиций подготовки учителей народных школ и музыкального воспитания, системного, культурологического, личностно ориентированного подходов к этнопедагогической подготовке учителей;
- будет раскрыта педагогическая ценность калмыцкого музыкального фольклора, его воспитательный потенциал в музыкальном образовании школьников, что составит специфику содержания искомой подготовки;
- готовность будущего учителя к этнопедагогической деятельности средствами калмыцкого музыкального фольклора будет пониматься как профессионально-личностное образование в единстве потребностно-мотивационного, когнитивного, деятельностно-творческого и эмоционально-ценностного компонентов, целостность которых будет определяться этнопедагогической направ-Ф ленностью;
- этнопедагогизация всех структурных и процессуальных компонентов учебно-воспитательного процесса колледжа будет реализована в качестве ведущего условия процесса подготовки, обеспечивая формирование всех компонентов готовности на основе единства этнопедагогических знаний, способов деятельности и этнопедагогических отношений.
Методологической основой нашего исследования являются идеи системного подхода к организации образовательного процесса (С.И. Архангельский, Е.П. Белозерцев, И.П. Беспалько, В.И. Данильчук, В.И. Загвязинский, B.C. Ильин, Н.К. Сергеев и др.); идеи культурологического и личностно ориентированного подхода к образованию (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.); концептуальные исследования этнопедагогического образования и воспитания (Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, В.А. Николаев, Г.В. Палаткина, А.Б. Панькин, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов и др.); исследования закономерностей процесса про-^ фессиональной подготовки учителя (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, П.И.
Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.); педагогические концепции профессио- t нальной подготовки учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, И.В. Аранов-ская, Л.Г. Арчажникова, Т.А. Дзюба, Б.М. Целковников и др.); труды ученых, изучающих калмыцкий музыкальный фольклор (Т.Г. Басангова, Н.Ц. Биткеев, К.В, Кутушова, Б.Б. Оконов, Е.Э. Хабунова, Л.И, Цебиков и др.).
Для реализации целей и задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; анкетирование, беседы, наблюдения, тестирование; метод экспертных оценок обобщенных независимых характеристик; анализ учебной, творческой деятельности студентов и учителей; педагогический эксперимент.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась целостным подходом к решению проблемы; теоретико-методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; применением адекватных предмету изучения методов исследования и обработки данных, полученных в ходе эксперимента.
Новизна результатов исследования заключается в том, что впервые было проведено специальное исследование процесса этнопедагогической подготовки будущего учителя начальных национальных классов на традициях калмыцкого музыкального фольклора. Конкретизирована структура и содержание этнопедагогической готовности студентов к музыкальному обучению и воспитанию учащихся на народных традициях. Уточнено знание об особенностях использования народного музыкального фольклора Калмыкии в музыкальном воспитании младших школьников. Выделены и содержательно дополнены компоненты и критерии этнопедагогической готовности будущего учителя начальных национальных классов на традициях калмыцкого музыкального фольклора.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем: разработано содержание и процесс этнопедагогической подготовки студентов педагогического колледжа, вносящих вклад в концепцию профессиональной этнопедагогической подготовки будущих учителей начальных национальных школ на музыкальном фольклоре калмыков, определены подходы к составлению количественных и качественных характеристик этнопедагогиче-ских знаний, что в свою очередь, создает основу для разработки стандартов профессиональных знаний, учебных программ, отбора материала для учебников и учебных пособий в помощь будущим учителям начальных национальных школ. Полученные результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблем этнопедагогической подготовки будущих учителей.
Практическая ценность результатов исследования определяется тем, что они представляют основу для решения таких актуальных задач практики этнопедагогического воспитания, как творческое развитие будущих учителей начальных национальных школ на традициях народной музыки; целостность общекультурного развития будущего учителя в ходе его профессионального становления. Выводы и материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебных программах и пособиях по педагогическим дисциплинам в педагогических колледжах любого региона страны с учетом особенностей народного музыкального фольклора, в процессе повышения квалификации учителей. Материал разработанных спецкурсов «Калмыцкий музыкальный фольклор», «Традиционное воспитание калмыков» может быть использован при подготовке будущих учителей высших и средних учебных заведений, в работе учителей национальных школ, классных руководителей для воспитания у школьников культуры межнационального общения.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации и выступления на международных, региональных и научно-практических конференциях. Материалы исследования обсуждались на Международной научно-практической конференции «Этнопедагогика калмыков и национальная школа» (Элиста, 1997 г.); XVIII региональных психолого-педагогических чтениях Юга России и VI годичном собрании Южного отделения РАО (Элиста, 1999 г.); XIX региональных психолого-педагогических чтениях Юга России и VII годичном собрании Южного отделения РАО (Майкоп, 2000 г.); Международной научно-практической конференции «Этнопедагогика и этнопсихология в современной системе образования и воспитания» (Элиста, 2001 г.); межрегиональной научно-практической конференции «Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы» (Элиста, 2002 г.); XXI региональных психологопедагогических чтениях Юга России и VIII годичном собрании Южного отде ления РАО (Нальчик, 2002 г.); на Межрегиональной научно-практической конференции «Национальное образование как фактор консолидации полиэтнического российского общества» (Элиста, 2003 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной педагогике и системы образования (Майкоп, 2004 г.); ежегодной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития образования в условиях полиэтнической среды» (Элиста, 2005 г.). Основные положения и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и практическое значение, отражены в 10 публикациях.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе подготовки будущих учителей начальных национальных школ в Элистинском педагогическом колледже. Материалы исследования использовались на лекционных и практических занятиях в Республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также в работе педагогов муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 18 и многопрофильной гимназии г. Элисты.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Этнопедагогическая подготовка учителя является существенной составляющей его профессиональной подготовки, которая должна осуществляться в пространстве культуры, интегрируя исторические традиции и современные тенденции. Историко-теоретический анализ отечественного опыта подготовки учителя народных школ середины XIX - начала XX вв., современной теории и практики этнопедагогической подготовки учителя свидетельствует о ее поликультурной направленности, комплексном и системном характере. Музыкальная подготовка является органичной частью общей этнопедагогической подготовки, тесно связана со всеми компонентами народной культуры (изучением языка, истории, быта народа).
2. В современном этномузыкознании калмыцкий музыкальный фольклор отражает процесс эволюции традиционных стилей и жанров народного мелоса. Народная песня - один из наиболее распространенных пластов музыкальной культуры калмыков. Традиционное народное творчество калмыков оригинально представлено в жанре обрядовых песен, разнообразие и музыкальный колорит которых восходят к глубокой древности. В калмыцких исторических песнях запечатлена история народа в специфических художественных формах. Они делятся на два вида: первый вид составляют произведения, в которых воспроизводятся исторические события; ко второму — относятся песни об известных исторических личностях в конкретных обстоятельствах их деятельности. Особое место народные песни занимали в семейном воспитании, обеспечивая освоение языка народной музыки, приобретение опыта песенного и инструментального исполнительства. Теоретическая и практическая подготовка будущих учителей предусматривает народные музыкальные традиции как средства вос
4, питывающего обучения учащихся. Отбор учебно-музыкального материала должен осуществляться с учетом его идейно-художественной значимости и увлекательности, национальной характерности и педагогической целесообразности.
3. Этнопедагогическая готовность учителя к использованию традиций калмыцкого музыкального фольклора в воспитании и обучении младших школьников - это интегративное профессионально-личностное образование, структура которого включает потребностно-мотивационный компонент и этно-педагогическую направленность, когнитивный, деятельностно-творческий и эмоционально-ценностные компоненты, взаимосвязанные и взаимообусловленные между собой. В качестве основных показателей готовности выделяются сформированность мотивов и потребностей студентов к выполнению этнопедагогической деятельности; наличие системы знаний о ее сущности и содержании; сформированность этнопедагогических умений и навыков, собственная этнокультурная деятельность студента; эмоционально-ценностное отношение к этнопедагогической деятельности, к калмыцкому музыкальному фольклору.
4. Модель этнопедагогической подготовки будущего учителя начальных национальных классов на традициях калмыцкого музыкального фольклора основана на единстве структурных компонентов образовательного процесса колледжа (взаимозависимые цели, задачи, принципы, содержание, формы и методы), представленных в динамике трех этапов процесса. Первый этап направлен
•> на формирование у студентов необходимых знаний о профессиональной деятельности, ее этнопедагогической направленности, общих принципах, условиях, факторах достижения профессионализма. На этом этапе целесообразно использовать в качестве ведущих средств обучения следующие: лекционные и практические занятия, формы внеаудиторной работы, праздники, смотры, кон
• церты. На втором этапе процесс формирования этнопедагогической подготовки студентов осуществляется за счет содержания и средств общепрофессиональной подготовки и специальных дисциплин. Ведущим средством обучения на данном этапе является моделирование профессиональной деятельности будущего учителя; проблемные ситуации; в рамках спецкурса «Традиционное воспитание калмыков» проводятся тренинги по развитию фольклорного творчества. На третьем этапе ранее сформированные умения приобретают практико-ориентированную направленность, обогащая профессионально-педагогическую деятельность будущего учителя; вводится спецкурс по этнопе-дагогике «Калмыцкий музыкальный фольклор». Этнопедагогизация структурных и процессуальных компонентов учебно-воспитательного процесса является системообразующим условием, обеспечивающим эффективность формирования искомой готовности в единстве ее потребностно-мотивационной, когнитивной, деятельностно-творческой и эмоционально-ценностной составляющих.
Базой исследования явились школьное отделение Элистинского педагогического колледжа, муниципальные образовательные учреждения — Элистинская многопрофильная гимназия, средняя школа № 18 г. Элиста.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 1996 по 2005 гг. и условно может быть подразделено на три этапа:
Первый этап работы (1996-1998 гг.) включал разработку основной концептуальной идеи исследования, определение цели, задач, логики исследования, анализ философских, этнопсихологических, этнопедагогических, методических источников по проблемам этнопедагогической подготовки будущих учителей начальных национальных школ на традициях музыкального фольклора. Проводилась опытно-экспериментальная работа, апробация и внедрение результатов исследования.
Второй этап работы (1999-2002 гг.) где проводился констатирующий эксперимент с целью выявления исходного уровня готовности студентов к этнопедагогической подготовке на традициях музыкального фольклора. На этом этапе был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого велась экспериментальная проверка эффективности разработанного комплекса педагогических условий и средств формирования профессиональной этнопедагогической подготовки учителей.
Третий этап работы (2003-2005 гг.). На этом этапе осуществлялись ана-• лиз и систематизация результатов опытно-экспериментального исследования, были сформулированы основные выводы и рекомендации, осуществлялось оформление полученных результатов в тексте диссертационного исследования и определение перспектив дальнейшей разработки проблемы.
Объем и структура диссертации. Диссертация (200 с.) состоит из введения (12 е.), двух глав (73 с. и 67 е.), заключения (4 е.), библиографии (264 наименований), приложений (4), а также содержит в тексте 18 таблиц, 3 рисунка.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы и результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены при подготовке к этнопедагогической деятельности будущих учителей других предметов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать заключение, что теоретические и опытно-экспериментальные задачи были решены, выдвинутая гипотеза получила подтверждение, что стало основанием для следующих выводов.
1 .В современном российском обществе восстановление этнических традиций непосредственно связано с перспективой подготовки будущих учителей национальных школ, которые должны обладать соответствующей этнопедагогической подготовкой, быть носителями самобытной педагогической культуры народа.
2.Этнопедагогическая деятельность как структурный компонент национальной культуры характеризуется следующими признаками. Этнопедагогическая деятельность в системе национального образования (национальная школа, система профессионального образования, учреждения дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки), а также в специально организованных обществом институтах личности (дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), учреждения организованного досуга, СМИ, общенациональные праздники и т.д.) осуществляется профессиональными педагогическими кадрами. Средствами этнопедагогической деятельности служат традиционная культура этноса -язык, легенды, обычаи, традиции, праздники, все виды и формы творчества устной традиции, а также вся совокупность форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса, имеющих этнопедагогическое содержание.
3. В традиционной и национальной культуре этнопедагогическая деятельность транслирует, регулирует и определяет общепринятые социокультурные нормы, ценности, осуществляет связь поколений, решает задачи образования, развития, воспитания подрастающего поколения и сохранения этноса как духовной общности, осуществляемые средствами традиционной педагогической культуры этноса.
4. Решение проблемы сохранения исторической и духовной преемственности между всеми поколениями этноса, сохранение каждого этноса как уникальной духовной общности доказывают этнопедагогические исследования, связанные с включением в национальную систему образования на всех ее уровнях традиционной культуры воспитания, обращением к веками наработанному опыту народной педагогики каждого этноса. Несмотря на признание учеными актуальности этнопедагогической подготовки будущих учителей, ее внедрение в практику педагогического колледжа осуществляется недостаточно, что служит причиной недостаточно эффективной этнопедагогической деятельности у выпускников школьного отделения - учителей национальных школ.
5. Первым этапом решения этой проблемы стало выявление содержания этнопедагогической деятельности учителя национальных классов на традициях музыкального фольклора своего народа.
Определен ее структурно-функциональный состав, представляющий совокупность взаимосвязанных функций: общепрофессиональных и этнокультурных. Общепрофессиональные функции включают конструктивную, организаторскую, коммуникативную, информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную и исследовательскую функции. Этнокультурные функции образуют совокупность функций социальной интеграции, дифференциации, регуляции межсоциального взаимодействия, духовно-нравственной связи поколений, социокультурного воспроизводства, сохранения и развития социокультурной среды сообщества, познания, мировоззрения и накопления социально значимых знаний и опыта.
6. С целью совершенствования этнопедагогической подготовки студентов педагогического колледжа на традициях музыкального фольклора калмыцкого народа была разработана и экспериментально апробирована модель системы этнопедагогической подготовки по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности. Основными задачами разработанной системы явились: обеспечение качественного освоения студентами теоретических знаний о сущности и содержании этнопедагогической деятельности учителя национальной школы; овладение будущими учителями этнопедагогическими умениями и навыками, необходимыми для осуществления этнопедагогической деятельности; формирование у будущих учителей положительной мотивации и готовности к осуществлению этнопедагогической деятельности. Для решения этих задач использовалась совокупность таких элементов учебно-воспитательного процесса, как формы организации учебно-воспитательного процесса (формы обучения, формы контроля и оценки знаний, умений и навыков, формы научно-исследовательской, работы) методы обучения (репродуктивный, метод проблемного изложения; частично-поисковый метод, исследовательский метод) и методы воспитания (методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования и мотивации этнопедагогической деятельности и поведения, методы контроля, самоконтроля этнопедагогической деятельности и поведения; методы народной педагогики). С целью актуализации процесса этнопедагогической идентификации, а также для решения задач этнопедагогической подготовки нами был разработан и внедрен в учебный процесс педагогического колледжа спецкурс «Традиционное воспитание калмыков».
7. В ходе опытно-экспериментальной работы мы руководствовались следующими принципами: народности, культуросообразности; гуманистической направленности; контекстности; сознательности и творческой активности студентов; системности, последовательности и преемственности обучения и воспитания в коллективе; сочетания педагогического управления с развитием самостоятельности студентов; учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого студента.
8. В ходе исследования нами были определены основные показатели этнопедагогической готовности, а именно-когнитивной (наличие системы знаний о сущности и содержании этнопедагогической деятельности будущего учителя); дея-тельностно-творческой (сформированность этнопедагогических умений и навыков, собственная этнокультуротворческая деятельность будущего учителя); эмоционально-ценностной (эмоционально-ценностное отношение с этнопедагогической социогруппой и этнической общностью); потребностно-мотивационной (сформированность мотивов и потребностей студентов к выполнению этнопедагогической деятельности).
9. Разработанная нами система подразумевает интеграцию деятельности всех кафедр, предметно-цикловых комиссий, общекультурной, психолого-педагогической и предметной подготовки кафедры калмыцкого языка и литературы, направленной на реализацию задач этнопедагогической подготовки будущего учителя национальной школы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Хулхачиева, Галина Шургаевна, Волгоград
1. Абдуллин Э.Б. Методический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М. 1990. — 188 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория й практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 112 с.
3. Абдуллина О.А Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. - 141с.
4. Адищев В.И. Русская музыкальная педагогика конца XIX начала XX века и современные проблемы музыкального образования. Международный сборник научных трудов. - Пермь, 1984. - 160 с.
5. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж, 1998. - 230 с.
6. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Вла-дос, 2000. - 355 с.
7. Алиев Ю.Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству. // Современные проблемы образования: Сборник Тула, 1997. - 96 с.
8. Аппаева Я.Б. Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии (XIX в. 20-40-ее г.г. XX в.). Автореф. канд. пед. наук - Волгоград, 2001.
9. Апраксина О.А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов//Музыка в школе. 1983. №1 - С. 30-36.
10. Ю.Арановская И.В. Теория и методика эстетическго развития будущего педагога-музыканта в современной системе высшего образования: Учеб. пособие. -Волгоград: Перемена, 2002. 127 с.
11. Арановская И.В. Эстетическое развитие будущего педагога- музыканта в современной системе высшего образования // Автореф. докт. пед. наук Волгоград.-2002.
12. Арсалиев Ш.М.-Х. Использование произведений национальной культуры в подготовке учителей начальных классов: Дисс. канд. пед.наук. М., 1993.
13. Арсеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-158 с.
14. Н.Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-243 с.
15. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. - 200 с.
16. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
17. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984.- 111 с.
18. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1965. - 120 с.
19. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей принципов обучения и способов его оптимизации. // Советская педагогика. 1982. №11, С. 30-37.
20. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
21. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования М.: Педагогика, 1982. - 180 с.
22. Бадгаев Н.М. Воспоминание о прошлом. Из истории калм. нар. музыки. // Хальмгунн, 1987.
23. Бадмаев А.В. Роль Зая-Пандиты в истории духовной культуры калмыцкого народа. Элиста, 1968. - 209 с.
24. Бадмаева Г.Ю. Калмыцкая музыка в контексте культур Азии: Учеб. пособие. Москва, 1999. 48 с.
25. Бадмаева Т.Б. Калмыцкие песни пляски и танцевальный прибаутки // Финно-Угорский музыкальный фольклор. - Таллин, 1982. - 155 с.
26. Бадмаева Т.Б. Калмыцкие танцы и их терминология. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1992. - 96 с.
27. Бадмаева Т.Б. Народное танцевальное искусство приволжских калмыков // Тезисный доклад на сессии, посвященной итогам полевых этнограф, и антрополог. исследований-Душанбе, 1976. 180 с.
28. Бадмаева Т.Б. Шаваши малый жанр танцевального фольклора // Калмыцкая народная поэзия. - Элиста, 1984. - 156 с.
29. Бакаева Э.П. Легенды о празднике Нового года у Калмыков // Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Улан Удэ, 1998. - 176 с.
30. Баренбойм Л.А. Размышление о музыкальной педагогике. // Советская музыка. 1967, № 6. С. 76-86; № 9. С. 74-79.31 .Басангова Т.Г. Калмыцкие заклинательные песни. // Полевые исследования Института этнографии АН СССР. Сухуми, 1989. - 156 с.
31. Басангова Т.Г. Детский фольклор калмыков. // Altaica IV - М., 2000.
32. Басангова Т.Г. Проблемы сохранения традиционной культуры калмыков. // Теегин герл, 1998, № 1.
33. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие для студентов музыкального фольклора педвузов. М.: Издательство центр «Академия», 2002. - 416 с.
34. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1975. - 208 с.
35. Беляев В.М. О музыкальном фольклоре и древней письменности. М., 1971.-256 с.
36. Беляева Б.И. Этнопедагогическая подготовка учителя технологии на народных трудовых традициях калмыков. // Дисс. канд. пед.наук. Москва, 2003.
37. Беляева Б.И., Мукаева О.Д. Содержание и методика этнопедагогической подготовки учителя. Элиста, 2003. С. 222-256.
38. Белякова Г.А. Фольклор в третьем классе. Музыка в школе. М.: Просвещение, 1987, № 3. - 124 с.
39. Бембеев В.Ш. Ойраты. Ойрат калмыки. Калмыки (История, культура, расселение, общественный строй до образования Калмыкии. Ханство в Поволжье и Предкавказье). В 2-х книгах. - Элиста: АПП «Джангар», 2004. -483 с.
40. Бердяев Н.А. Судьба России; Самопознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-541 с.
41. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1983.-304 с.
42. Биткеев Н.Ц. Калмыцкая народная песенная поэзия. Элиста, 1982. - 186с.
43. Биткеев Н.Ц. Поэтический стиль джангарчи. // Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста, 1982. - 186 с.
44. Биткеев Н.Ц. Судьба калмыков в фольклорных песнях сибирского цикла. Материал международной научной конференции. Элиста, 2003.1. С. 68-71.
45. Бобровников А.А. «Джангар» . Вестник Императорского РГО. - СПб., 1854, кн V.-100 с.
46. Богаев Б.Ф. Бережно хранить богатство наших предков. О калмыцких народных песнях. // Хальмг унн, 1987.
47. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-544 с.
48. Богачинская Ю.С., Гончарова О. В. Диалоги о воспитании музыкально-одаренных детей/ВГПУ; научн. ред. Сергеев Н. К. Волгоград: Принт, 2002.
49. Бодиева Н.А. Через этническое к общечеловеческому. // Директор школы, 1996, №1.
50. Бондарев Е.В. Формирование готовности к профессионально педагогической деятельности и будущих режиссеров - педагогов // Автореф. канд. пед. наук. - Волгоград, 2003.
51. Бондаревская Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. Рос-тов-н/Дону: РАО Южное отд., 1995.
52. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебные пособия для студентов средних и высших педагогических заведений, слушателей ИПК и ФПК Ростов-н/Дону: ТЦ «Учитель», 1999. - 560 с.
53. Борисенко И.В. Рисунок из письма. // Советская Калмыкия, 1988. №11.
54. Босхамджиева С.Н. Этнопедагогические воззрения ойрат калмыков (на материале эпоса «Джангар») // Дисс. канд. пед. наук. - Москва, 2001.
55. Буддизм. Словарь // Под общ. ред. Жуковской Н.Л. и др. М., 1992. - 126с.
56. Бусурашвили Д.К. Педагогические основы формирования у младших школьников эстетического отношения к музыке // Автореф. докт. пед. наук. -Тбилиси, 1989.
57. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: (Заметки журналиста). М.: Педагогика, 1993. - 144 с.
58. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Изд. 2-е. Иркутск, 1992. - 166 с.
59. Владимирцов Б.Я. Отчет о командировке к дэрбэтам Кобдинского округа летом 1908 г. // Известия русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии».-51 с.
60. Войтлева Н.А. Психолого-педагогические условия профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки. // Автореф. канд. пед. наук. Майкоп, 2003.
61. Волков Г.Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха. Роман эссе. Фонд И.Я. Яковлева, Чебоксарский институт экономики и менеджмента - СПбГПУ, 2004.-352 с.
62. Волков Г.Н. Вечность воспитания // Народное образование, 1994, № 4.300 с.
63. Волков Г.Н. Выдающийся просветитель демократ. // Советская педагогика 1969, № 1. - 110 с.
64. Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании // Советская педагогика, 1971, №10. — 110 с.
65. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989. - 334 с.
66. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранное этнопедагогические сочинения: в 2 т.: т. 1. М.: Издательство Дом Магистр-Пресс, 2002. - 455 с.
67. Волков Г.Н. Педагогика национального спасения. Избранные этнопедагогические сочинения. Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 433 с.
68. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М., 1997. - 486 с.
69. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник. М.: Academia, 2000. - 174 с.
70. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974.
71. Волков Г.Н., Панькин А.Б. История образования и педагогической мысли // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ООО «Большая медведица», Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2005. - 247 с.
72. Волкова JI.JI. Воспитание, культуры межнационального общения. // Научно-методический журнал «Специалист», 2004, № 1.
73. Габитова Р.К. Этнопедагогический аспект башкирского фольклора // Научные сообщения. Педагогика, 2002, № 1. -110 с.
74. Галагузова М.А., Сердюк Г.В. Моделирование в процессе обучения педагогике // Советская педагогика, 1991, № 2. 110 с.
75. Гембицкая Е.Я. Первая национальная болгарская конференция по музыкальному воспитанию. // Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 9. Сост. О. Апраксина-М.: Издательство «Музыка», 1974. С. 78-81.
76. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 260 с.
77. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963. - 245 с.
78. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 030700 «Музыкальное образование». М., 2000.
79. Дарбакова В.П. Обряды, связанные с наречением именем и антропонимы калмыков во второй половине XIX века // Ученые записки. Серия филологическая. Вып. 7 . Элиста, 1969.-208 с.
80. Давлекамова Г.В. Подготовка студентов педагогических вузов к изучению этнопедагогической среды в поликультурном регионе. Дисс. канд. пед.наук/Г. В. Давлекамова. Астрахань, 1997.
81. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность. // Научные сообщения. Педагогика, 2003, № 4. 110 с.
82. Двойнина Г.Б. Формирование готовности учителя музыки к организации пространства художественного воспитания учащихся // Автореф. канд. пед. наук. Волгоград, 2004.
83. Джамбинова Т.Н. Воспитание девочки калмычки в народной педагогике // Автореф. канд. пед. наук. Чебоксары, 2004.
84. Джимгиров М.Э. Волшебные мотивы в «Джангаре» // Под редакцией Биткеева Н.Ц. Материалы Всесоюзной научной конференции «Джангара» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. М., 1980.-203 с.
85. Дзюба Т.А. Этнопедагогическая подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в сельской школе Чувашии // Дисс. канд. пед. наук. -Чебоксары, 2004.
86. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Музыкальное воспитание в школе. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений М.: Издательский цент «Академия», 2-е издание, стереотип., 1998.-240 с.
87. Дорджиева Г.А. Протяжные песни с эпическим сюжетом // «Джангар» в евразийском пространстве (К 200-летию первой публикации калмыцкого героического эпоса «Джангар») // Материалы международной научно-практической конференции. Элиста: КГУ, 2004. - 420 с.
88. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни (песни западных бурят). Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1980. С. 36-42.
89. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. М.: Просвещение, 1981.
90. Дякиева Р.Б. Традиции народа как элемент социокультурной стабильности // Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития. Элиста, 2000.
91. Дякиева Р.Б. Этнические традиции воспитания детей у калмыков // Современные этнические процессы. Традиционная культура воспитания и ее современное функционирование в национальной школе. Материал Всесоюзной научной конференции М., 1994.,
92. Еманова Т.В. Педагогические основы музыкального образования учащихся с учетом этнических особенностей региона // Дисс. канд. пед. наук Владикавказ, 1998. - 200 с.
93. Еманова Т.В. Проблемы этнического образования и музыкального воспитания школьников. // Начальная школа, 2001, № 6. С. 56-59.
94. ЮО.Затямина Т.А. Становление гуманитарного мировосприятия педагога-музыканта в процессе курсовой подготовки // Автореф. канд. пед. наук. Волгоград, 2002. . ' '
95. Ю4.Имкенова А.Б. Этническая идентичность калмыков. Научное издание. -Элиста: АПП «Джангар», 1999. -;176 с.
96. Ю5.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
97. Юб.Кабалевский Д.Б. О применении принципов и методов новой программы по музыке в школах союзных республик // Музыка в школе, 1985, № 1.
98. Ю7.Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы, 1-3 классы // Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. -М.: Просвещение, 1980.
99. Ю8.Калмыцкие песни // Песни народов СССР / Сост. А. Глоба.- М., 2-е изд. 1935.-291 с.
100. Калмыцкий фольклор. / Проблемы издания. Отв. редактор Н.Ц. Биткеев.- Элиста: Респ. типограф, комитета по делам изд., полиграф, и книжн. торговли Сов. Министров Калм. АССР, 1985. 125 с.
101. Ю.Каляев С.К. Мацаков И.М., Сангаев JI.C. Хальмг поэзин анталог. Элиста, 1962.
102. Ш.Канаев Б.И. Системный подход как фактор качественной перестройки управления эстетическим воспитанием школьников. // Автореф. канд. пед. наук. -Челябинск, 1989.
103. Карлов В.В. Этнокультурные процессы новейшего времени. М., 1993. -158 с.
104. ПЗ.Кашапова J1.M. Содержание форм и методов использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе // Дисс. канд. пед. наук.- Уфа, 1996.
105. Кекеева З.О. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков // Дисс. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1997.
106. Кичиков А.Ш. Замок из песен, воздвигнутый предками. // Известия Калмыкии, 17 июля 1994.
107. Кичиков А.Ш. Песни и версии «Джангара». // УЗ КНИИЯЛИ. Элиста, 1967, выпуск 5, Серия «Филология».
108. Кичиков А.Ш., Кичикова Р.А. «Буувлдя». Куукд саатуллЬна дун (колыбельная песня) // Хальмг Унн, 22 июля 1983.
109. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И. Г. педагогическое наследие/Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джирунский. М., 1987. - 370 с.
110. Коменский Я.А. Материнская школа. // Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика, 1982, т. 1. 238 с.
111. Ю.Кондратьев М.Г. Песни низовых чувашей. (Сб. песен) Чебоксары: Чувашское книгоиздательство, 1981. - 141с.
112. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование, 2002, № 4. С. 254-269.
113. Котова И.Б, Шиянов Е.Н. Педагогическая профессия и личность. Рос-тов-н/Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 1997. С 254269.
114. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-н/Дону, 1997. - 144 с.
115. Коченкова Л.П. Основы мультикультуральной подготовки будущих учителей начальных классов (на примере Республики Адыгея) // Дисс. канд. пед. наук. Майкоп, 2004.
116. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. Методическое пособие -М.: Высшая школа, 1990. 142 с.
117. Кузнецова Е.В. Этнопедагогическая подготовка студентов педвуза к работе в полиэтническом регионе // Дисс. канд. пед. наук. Астрахань, 2001.
118. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Знание. 1980.-168 с.
119. Кузьмина Н.В., Тнецкий В.И. Актуальные проблемы профессиональной педагогической подготовки // Советская педагогика, 1982, № 9.
120. Культура: теории й проблемы. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Наука, 1995.-279 с.
121. Куницын О.И. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки. Улан-Удэ: Издательско-полйграфический комплекс ВСГАКИ, 1999.
122. Куницын О.И Музыка Советской Бурятии. М.: Советский композитор,1990.
123. Куприянова JI.JI. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора. // Дисс. канд. пед. наук. М., 1989.
124. Курданова Х.М. Индивидуализация обучения как средство активизации учебного процесса в педагогическом колледже // Автореф. канд. пед. наук. Ка-рачаевск, 2002.
125. Кутушова К.В. «Джангар» в крупных музыкальных жанрах // VII Международный конгресс монголоведов. Улан-Батор, август 1997.
126. Кутушова К.В. «Янг» феномен музыкальной культуры калмыков // «История и культура монгольских народов: источники и традиции». Международный симпозиум. Элиста, 14-18 сентября 1999, Тез. доклад и сообщения. - Элиста, 1999.
127. Кутушова К.В. Евразийский ренессанс музыкальной культуры калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 2001. - 117 с.
128. Леоньтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961. - 115 с.
129. Лехмус А. Проблема изучения национальной музыки в подготовке учителя начальных классов. // Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 9. Сост. О. Апраксина. М.: Изд. «Музыка», 1974. С. 49-53.
130. Липатова И.А. Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста//Дисс. канд.пед.наук. Волгоград, 2006.
131. Лихачев Б.Т. Этнопсихотерапевтические аспекты воспитания. // Педагогика, 1995. № 1. С. 40-44.
132. Лихачев Д.С. Экология культуры. // Знание и сила, 1982, № 6. С. 54-58.
133. Логинов И.И. Имитационное моделирование учебных программ. М.: Педагогика, 1980. - 132 с.
134. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. М., 1970. - 196 с.
135. Луганский Н.Л. Вторая симфония Гейгеровой // Советская Калмыкия, 11 марта 1989.
136. Луганский H.JI. Калмыцкие музыкальные инструменты. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1987.
137. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика, 2001, № 10.
138. Малахов В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исслёдований. // Школьные технологии, 2001, №5.
139. Мартынов И.И. О музыке и её творцах. // Сборник статей. М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1980. - 132 с.
140. Мартынова А.Н. Отражение деятельности в крестьянской колыбельной песни. // Русский фольклор. М.-Я., 1975, Вып. 15. - 145 с.
141. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1987.-240 с.
142. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.-206 с.
143. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. I. Младенчество. Детство / Сост. подгот. текстов, вступ. статья и коммент. В. Аникина; Подбор ил. В. Жигулевой; Фотограф А. Рязанцев. М.: Художественная Литература, 1991.-588 с.
144. Музыкальный энциклопедический словарь / Главный редактор Г.В. Кельдыш. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
145. Мукаева Л.Н. Учебные заведения нового типа в национальной системе образования Республики Калмыкия. Учебное пособие. Элиста, Изд. Ботхн, 1995.
146. Мукаева О.Д. «Джангар» и этнопедагогика калмыков. // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Часть I. Чебоксары, 1994. С. 76-85.
147. Мукаева О.Д. Золотые россыпи народной мудрости. // Известия Калмыкии, № 106, 9 июня 1993.
148. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1995.- 156 с.
149. Мукаева О.Д. Нравственно-этические устои буддизма и проблемы воспитания и самовоспитания // Народное образование Якутии, 1993, № 2.1. С. 72-74.
150. Мукаева О.Д. От этнического к поликультурному (мультикультурному) образованию и воспитанию. // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Т. I / Под ред. С.Н. Бегидовой. Майкоп: Издательство АГУ, 2004. С. 185-192.
151. Мукаева О.Д. Прогрессивные народные традиции в подготовке учителей. // Советская педагогика, 1987, № 1. С. 77-80.
152. Мукаева О.Д. Хочу, чтобы матери пели колыбельные на родном языке // Известия Калмыкии, № 6, 11 января 2001.
153. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: История, современность. В 2-х частях. Часть первая. Элиста: АПП «Джангар», 1999. - 254 с.
154. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: История, современность. В 3-х частях. Часть вторая и третья. Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 388 с.
155. Нагорная Г.Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном, процессе. // Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 1998.
156. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М.: Наука, 1991.166 с.
157. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. -М.: Изд. Центр «Академия», 1996. 134 с.
158. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. М., 2000, № 11. С. 4-13.
159. Николаев В.А. Этнопедагогическая подготовка учителей русской национальной школы. Под ред. В.А.Сластенина. Москва - Орел, 1998.-178 с.
160. Павлова И.Ю. Формирование музыкально-эстетической культуры студентов педагогического вуза на основе использования национального музыкального фольклора. // Дисс. канд. пед. наук. Казань, 2001.
161. Палаткина Г.В. Народные традиции как фактор воспитания / Г.В. Палат-кина// Теория и практика воспитательной деятельности. М, 2002.
162. Панкратьев И. Фольклор и педагогика искусства, 1994, № 1.
163. Панькин А.Б. Образование для калмыков (истоки, реалии, перспективы). / Под ред. В.В. Серикова—Элиста, 1997. 103 с.
164. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. М.: ООО «Большая медведица», Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2004. - 270 с.
165. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования. Становления этнопедагогики как отрасли педагогической научной конференции. Элиста, АПП «Джангар».
166. Педагогическая теория Яна Амоса Коменского. / Под редакцией Н.К. Гончарова. М.: Изд. Академия педагогических наук РСФСР, 1963.1. С. 21-26.
167. Педагогические идеи и практика J1.H. Толстого. / Под редакцией Н.К. Гончарова. -М.: Изд. Академия педагогических наук РСФСР, 1963.1. С. 194-198.
168. Пестовский Б.А. Калмыцкие песни // Бюллетень Средн.-Азиат. Гос. Университета. — Ташкент, 1925, '№11.
169. Пидкасистый Г.И. Педагогика. М., 1996. 602 с.
170. Пискунов А.И. История педагогики как учебный предмет в педагогическом вузе. // Советская педагогика, 1983, № 7.
171. Пожидаев Г.В. Лев Толстой и музыка. // Искусство в школе, 1993, № 1. С. 58-63.
172. Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. М.: Государственное музыкальное издательство, 1955.
173. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы 1.-3 классы. / Под ред. Д.Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 1980. - 11 с.
174. Прозрителев Г.Н. Военное прошлое наших калмыков // Репринтное воспроизведение издания 1912 года с комментариями и иллюстрациями издательства «Эбелек». Ставропольское полиграфическое объединение, 1912. - 230 с.
175. Профессиональная культура учителя. / Под ред. В.А. Сластенина. М.,1993.
176. Пятин В.А. Управление педагогическим процессом в современной шко-ле//Вопросы теории и методологии. М., 1968. 90 с.
177. Раутен В.А. Формирование готовности студентов к изучению нового материала // Дисс. канд. пед. наук. Тюмень, 1990.
178. Рева Г.В. Формирование акмеологической направленности личности будущего учителя // Дисс. канд. пед. наук Волгоград, 2002.
179. Руднев А.Д. Мелодии монгольских племен. // Сборник в честь 70-летия Г.Н. Потанина. СПб., 1909. - 418 с.
180. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты. Учебно-методическое пособие. М.: Гу-манит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-380 с.
181. Салаев Б.К. Формирование ценностных ориентаций как средство преодоления девиантного поведения подростков // Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2004.
182. Семь звезд. Калмыцкие легенды и предприятия. / Сост., пер., вступ. ст., коммент. Д.Э. Басаева. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2004- 415 с.
183. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учебное пособие для студентов начальных отделений и факультетов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. испр. М.: Издательский центр « Академия», 2000.
184. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование. // Педагогика,1994, №5.
185. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 270 с.
186. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. // Советская педагогика, 1991, № 10.1. С. 79-84.
187. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1982. С. 1428.
188. Слово о музыке. Русские композиторы XIX в. Хрестоматия: Кн. для учащихся ст. классов / Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева. 2-е изд. испр. М.: Просвещение, 1990.
189. Спутник учителя музыки. / Под редакцией Т.В. Челышевой. М.: Просвещение, 1993. -238 с.
190. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: материалы международной научной конференции. Элиста: АПП «Джангр», 2003. 416 с.
191. Столович Л.Н. Жизнь творчество человека: Функциональная художественная деятельность - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.
192. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. Учебное пособие-М., 1986.
193. Толстой Л.Н. О народном образовании. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начало XX века /Сост. П.А.Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. С. 89-94.
194. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В.Векман-Кудрявая. -М., 1988.-197 с.
195. Н.Толстой Л.Н. Педагогические сочинения М., 1953. - 342 с.
196. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. M.-JL, 1951. - 260 с.
197. Тритуз M.JI. Музыкальная культура Калмыцкой АССР. М.: Музыка,1965.
198. Трудакова Е.Г. Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций. // Автореф. канд. пед. наук.-Мурманск, 1998, .
199. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 6 тт. М., 1988. -Т. 1 -340 с.
200. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т. 1. M.-JL, 1948. - 559 с.
201. Философский словарь. / Под редакцией М.М.Розенталя. Изд. 3-е. М.; Политиздат, 1987.- 590 с.
202. Фомина Н. Народные праздники. // Фольклор и педагогика искусства, 1994, № 1.С. 21-24.
203. Фролкин В. Идеи музыкального воспитания Я.А. Коменского. // Искусство в школе, 1993, № 1. С. 54-57.
204. Хабунова Е.Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Исследования и материалы Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1998. - 224 с.
205. Хабунова Е.Э. Калмыцкая свадебно-обрядовая песня (песни и йорелы) // Калмыцкая народная поэзия. Элиста, 1984.
206. Хабунова Е.Э. Обрядовые сущности протяжной песни // Доклады советской делегации на V международном конгрессе монголоведов. Т. П. Филология. -М„ 1987. С. 163-168.
207. Хабунова Е.Э. Протяжная песня в свадебном обряде калмыков // Материал Всесоюзной конференции по музыкальному фольклору.
208. Хабунова Е.Э. Система образов в монгольской свадебной песне // Ш-я Всесоюзная школа молодого востоковеда. Тезисы. М.: Литературоведение, 1984, т. 2, ч. I.
209. Хабунова Е.Э. Тематика ойратовских песен-гимнов «Оордин частр» // Цыбиковские чтения. Улан-Удэ, октябрь 1989.
210. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. -Казань, 1967. С. 57-63.
211. Ханбиков Я.И. Народная педагогика. Казань, 1966.231 .Ханбиков Я.И. Использование народных традиций в воспитательной работе нац. школ //Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. Казань, 1976.-Вып. 2.-С. 153-190.
212. Харитонов М.Г. Краткий словарь по этнопедагогике и этнопсихологии. М.: Народная педагогика, 1996. - 128 с.
213. Харитонов М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы // Дисс. докт. пед. наук. М., 1999.
214. Харитонов М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов. М- Народная педагогика, 1994. — 110 с.
215. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). Монография. М.: Прометей, 1999. - 227 с.
216. Цебиков Л.И. Калмыцкие народные инструменты в эпосе «Джангар» // «Джангар» и проблемы эпического творчества. Тезис доклад и сообщения Международной научной конференции. Элиста, 1990.
217. Цебиков Л.И. Сто калмыцких народных песен. Элиста. Калмыцкое книжное издательство, 1991.
218. Цебиков Л.И. Теегин торга// Сборник песен репертуара У.Б. Лиджиевой -Элиста, 1993.
219. Цебиков Л.И., Манджиев А.Н. Избранное. Произведения для хора, солистов в сопровождении фортепиано. Элиста, 1998.
220. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла. Исследование/ отв. Ред. Э.Б. Абдуллин. М., 1999. - с. 63; с. 87
221. Центральный государственный исторический архив РФ. Ф. 45, on. 1, д. ^ 1273, л.8.
222. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. Учебное пособие. М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 192 с.
223. Чернова М.В. Этно-эстетическое воспитание на музыкальных народных традициях будущих дошкольных работников // Дисс. канд. пед. наук. Чебоксары, 2003.
224. Шивлянова В.К. Музыка «Джангара» // Сборник эпических напевов. -Элиста, 1990.
225. Шивлянова В.К. Напевы «Джангара». (К проблеме исполнительской традиции джангарчи) // Калмыцкого фольклора: Проблемы издания. Элиста, 1985.
226. Шивлянова В.К. Некоторые теоретические аспекты анализа мелодии ф калмыцкой протяжной песни. // Материал IV научно-практической конференциимолодых ученных и специалистов. Тезисный доклад и сообщение Элиста, 1990.
227. Шивлянова В.К. Тибетский молитвенный напев. // Мандала, 1995-1996, > №6-7.
228. Шивлянова В.К. Хранитель народной музыки. // Теегин герл, 1989, № 2.251 .Шилегиин Норбо. Зая Пандита. Перевод со старомонгольского. - Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1999. - 128 с.
229. Шиянов Е.Н. Многоуровневая модель высшего образования как фактор гуманизации профессиональной подготовки учителя//Непрерывное педагогическое образование. Вып. 6. Ставрополь: СГПУ, 1994.
230. Шничер И.Х. Записки о сопровождении Цинского посольства к калмыцкому Хану Аюке в 1714-1716 г.г.'// Русско-китайские отношения в XVIII веке: Материалы и документы, т. I. М., 1978. - 485 с.
231. Штофф В.А. Моделирование и познание. // Минск. Наука и техника, 1974.-125 с.
232. Щербаков А.И. Йекоторые вопросы совершенствования подготовки учителя // Советская педагогика, 1971, № 9. С. 82-89.
233. Элитарная школа в национальной системе образования / Круглый стол. Под редакцией Е.В. Кондратенко. // Педагогика, 2000, № 4. С. 44-47.
234. Яковлев И.Я. Духовное завещание чувашскому народу. Чебоксары,1992.
235. Disterverg A. Samtliche Werke. I. Band. Berlin, 1956. Seite 65.
236. Disterverg A. Worte zur Eroffung des Berlinschen Siminare fur Stadtschulen. -Berlin, 1957: Seite469.