автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений
- Автор научной работы
- Коломиец, Галина Григорьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Оренбург
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Коломиец, Галина Григорьевна, 2000 год
Введение
Глава ГТеоретические предпосылки формирования эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений.
§1. Сущность эстетической ориентации личности в музыкальном искусстве.
§2. Аксиологизация музыкального образования личности.
§3 .Психолого-педагогические основы формирования музыкально-эстетических ориентаций студентов.
Глава П. Опыт формирования эстетических ориентаций в процессе профессиональной подготовки музыканта.
§1. Изучение эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений.
§2. Музыкальные ориентации студентов и анализ результатов изучения музыкально-эстетических ориентаций.
§3. Педагогические условия формирования эстетических ориентаций студента-музыканта.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений"
Актуальность исследования обусловлена новым этапом развития научной мысли об эстетически-ценностном подходе в процессе воспитания и образования молодого поколения, который вызван социальной ситуацией современного общества, изменением культурной традиции и идеологических устоев. Новая образовательная парадигма учитывает значение ценностей в самом широком их понимании, направлена на ценности, ценностные ориентации в образовании, а также на достижение нового качества образования на основе возвышения человека, его духовности.
Рассматривая педагогический процесс как созидательную деятельность, научная мысль обращается к признанию приоритета самоценности личности. Такой взгляд согласуется с новой философией музыкального воспитания, в которой цели профессионального музыкального образования соединились с задачами эстетического развития личности. Ценностный подход в музыкальном образовании меняется полюсами: от музыки как средства социального инструмента воспитания (закрытая система) к музыке как стимулу музыкальной деятельности (открытая система). Однако, недостатком музыкального образования является то, что в традиционной практике профессионального обучения развитие собственно музыкальных и эстетических способностей и ориентаций протекает не всегда в единстве, ибо техническое овладение игрой на инструменте становится ведущим, а музыкальное восприятие из психического не переходит в высокий эстетический акт.
Становление специалиста-музыканта как саморегулирующейся личности на основе аксиологического подхода в обучении музыке с опорой на общечеловеческие ценности изучено недостаточно. Вместе с тем оно необходимо для целенаправленного формирования эстетических ориентаций.
В этом смысле "болевые точки" современного учебно-воспитательного процесса в профессиональном музыкальном образовании те же, что и в общем образовании, где, как правило, педагог не ставит перед собой задачу формирования у ученика целостного эстетического отношения к жизни, в которой проявляется избирательно-ценностный потенциал личности (М.А.Верб).
Задача развития эстетических ориентаций у молодого музыканта подразумевает актуализацию процесса восхождения личности к ценностям культуры, стремление через ценности музыкально-прекрасного идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни, своей музыкальной деятельности.
Формирование эстетических ориентаций предполагает становление мо-тивационной сферы, осознанного отношения к выбору профессии музыканта. В связи с этим вырабатывается стратегия обучения, направленная на раскрытие ценностей в музыке и на развитие богатства внутреннего мира студента.
Анализ научной литературы последнего десятилетия показывает определенную динамику на пути к художественно-эстетической содержательности музыкальных занятий. Вместе с тем работ, специально посвященных эстетическим ориентациям студентов музыкальных учебных заведений, мы не обнаружили. Это определило выбор темы диссертационной работы - "Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений".
Цель исследования заключается в том, чтобы определить педагогические условия формирования эстетических ориентаций студента-музыканта.
Объект исследования - процесс специального музыкального образования в колледже и институте искусств.
Предмет исследования - эстетические ориентации специалиста-музыканта.
Гипотеза исследования: формирование эстетических ориентаций личности студента-музыканта будет эффективным при реализации комплекса педагогических условий, включающего:
- аксиологизацию музыкального образования личности;
-обеспечение приобретения и накопления музыкального профессионального опыта;
- актуализацию ценностной позиции и личностных свойств студента и педагога;
- реализацию ценностного взаимодействия в триаде педагог - музыка -ученик;
- достижение двойной креативности (педагога - студента).
В соответствии с целью, предметом, гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Выявить сущность эстетических ориентаций студента-музыканта.
2. Изучить психолого-педагогические основы эстетических ориентаций специалиста-музыканта.
3. Определить оптимальные педагогические условия формирования эстетических ориентаций в процессе профессиональной подготовки музыканта.
4. Провести экспериментальное исследование формирования музыкально-эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений.
5. Разработать рекомендации по реализации ценностного подхода к музыкальному образованию специалиста-музыканта.
Исследование выполнено на стыке наук педагогики, психологии, эстетики, музыкознания.
Теоретической основой исследования является фонд идей, необходимых для изучения, постановки и решения проблемы формирования эстетических ориентаций музыканта. Они представлены в трудах: по педагогике и психологии развивающего и личностно-ориентированного образования (А.Г. Асмолов, O.A. Апраксина, Ю.К. Бабанский, A.A. Бодалев, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, В.П. Зинченко, Я.Л. Коломинский, А.И. Савенков, М.Н. Скаткин, И.С. Якиманская);
- по развитию творческой индивидуальности, сотворчеству учителя и ученика в музыкальной педагогике (Э.Б. Абдуллин, JI.A. Баренбойм, Е.А. Бодина, Б.Я. Землянский, Я.И. Мильштейн, A.A. Николаев, Г.Г. Нейгауз, В.Г.Ражников, Г.М. Цыпин);
- по психологии развития личности (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.К.Вилюнас, К.Изард, A.C. Крылова, Н.Д. Никандров, JI.C. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн);
- по психологии искусства и музыкального восприятия (Е.А. Бодана, Л.С.Выготский, В.В. Медушевский, A.A. Мелик-Пашаев, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, М.С. Старчеус, Г.С. Тарасов, Ю.У. Фохт-Бабушкин);
- по эстетике (К.З. Акопян, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, Ю.Б. Борев,
A.Я.Зись, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Л.Н. Столович, P.A. Тельчарова, Т.В.Чередниченко, В.П. Шестаков);
- по музыкознанию (A.A. Алыпванг, Э.Ансерме, Б.В. Асафьев, Э. Курт, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Е.М. Орлова,
B.Н.Холопова, Ю.Н. Холопов, В.А. Цуккерман, Б.Л. Яворский);
- по ориентации личности в мире ценностей (Б.Г. Ананьев, Т.К. Ахаян,
A.Г. Здравомыслов, A.B. Кирьякова, Н.Д.Никандров, Л.Н. Столович,
B.П.Тугаринов);
- по теории поиска смысла (H.A. Бердяев, Б.С. Братусь, Л.Н. Коган, А.Н. Леонтьев, 3. Фрейд, В. Франки);
- по теории деятельности (Л.П. Буева, Д.Б. Богоявленская, М.С.Каган, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина).
Методы исследования включали анализ и обобщение научной литературы, аналитическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, диагностическое изучение, лонгитюдное исследование.
База исследования: Оренбургский государственный институт искусств им. Л.М. Ростроповичей, а также музыкальный колледж и специальная музыкальная школа, входящие в структуру института. В констатирующем эксперименте приняли участие студенты Уфимского государственного института искусств и Уфимского музыкального училища. В опытно-экспериментальной работе участвовало 243 студента.
Исследование проводилось с 1992-го по 1999 годы и предусматривало несколько этапов.
На первом этапе была определена проблема, проведен анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы, осуществлен поисковый эксперимент с использованием метода беседы, опроса студентов и преподавателей.
На втором этапе разработана рабочая гипотеза, выполнена опытно-экспериментальная работа, анкетирование, интервьюирование, лонгитюдное исследование.
На третьем этапе осуществлялись теоретическое осмысление экспериментальных результатов, обобщение и корректировка материала, оформление работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- уточнено понятие "эстетические ориентации специалиста-музыканта";
- представлен аксиологический подход к анализу музыки на основе общечеловеческих ценностей, присутствующих в содержательном аспекте музыкального творчества;
- выявлен специфический срез эстетической проблемы в музыкально-образовательном процессе по результатам диагностического изучения, который может быть использован в других исследованиях;
- определены оптимальные педагогические условия формирования эстетических ориентаций в процессе профессиональной подготовки студента-музыканта.
Практическая значимость исследования заключается:
- в постановке и решении проблемы целенаправленного формирования эстетических ориентаций студента-музыканта;
- в разработке методических рекомендаций по реализации ценностного подхода к изучению музыки, по ориентации будущего специалиста-музыканта;
- в применении методики аксиологического анализа музыки в цикле специальных дисциплин в исполнительской, музыковедческой и педагогической практике;
- в использовании материалов и выводов диагностики для разрешения некоторых проблем профессионального музыкального образования;
- в возможности использования результатов исследования в качестве основы для разработки спецкурсов аксиологической направленности по дисциплинам музыкально-профессионального образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Сущность эстетических ориентаций специалиста - музыканта, которая заключается в наличии такого ценностного отношения личности к действительности, которое на основе ценностных ориентаций в освоении музыкально-прекрасного создает личностное новообразование, способствующее восхождению личности и ведущее ее при определенных условиях к самореализации, к поиску смысла своей жизни, своей музыкальной деятельности. Эстетические ориентации личности интегрируют два типа ценностных ориентаций: общеэстетические и специфические музыкальные ориентации.
2. Аксиологизация музыкального образования личности, которая осуществляется посредством ценностного подхода к музыкальным явлениям на основе актуализации мировоззренческих идей музыкального искусства.
3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования эстетических ориентаций в процессе профессионального образования музыканта и основанный: на аксиологизации музыкального образования с использованием актуализации аксиологического ядра музыки, на интенсивном приобретении музыкально-профессионального опыта с помощью педагога, активизации личностных свойств и наличии ценностной позиции студента и педагога, реализации ценностного взаимодействия в триаде педагог - музыка - ученик и достижении двойной креативности (педагога-студента) как результата ценностного взаимодействия.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
- на Российской научно-практической конференции "Музыкальное образование на пороге XXI века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства" (Оренбург, 17-18 декабря 1998г.);
- на Международной научно-практической конференции "Музыкальное образование в новой России на пороге XXI века" (Тольятти, 16-18 ноября, 1998г.);
-на 2-й Международной научно-практической конференции "Педагогический процесс как культурная деятельность" (Самара, 5-9 апреля, 1999г.).
Основные положения диссертации излагались и обсуждались на заседаниях кафедр истории и теории музыки Оренбургского государственного института искусств, теории и истории музыки и музыкальной педагогики Магнитогорской государственной консерватории, нашли отражение в опубликованных работах.
Достоверность результатов исследования обусловлена реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных природе исследуемого объекта, целям и задачам исследования, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, качественным и количественным анализом полученных результатов.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Заключение
Обращение к теме «Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений» обусловлено тем, что более глубоким становится в наши дни осознание музыки как части культуры, как ценность культуры, несущей в себе высшие духовные ценности. Происходит изменение взгляда на преобразующую функцию музыки. Несмотря на широко распространенную точку зрения о безграничном воздействии музыки на духовно-нравственный мир человека, наше исследование ставило целью представить другой срез проблемы, связанной с ценностями музыки.
Эта сторона проблемы открылась в ходе исследования, которое предполагало в первоначальной гипотезе выявление круга общечеловеческих ценностей в музыке и связи таких ценностей, как «Бог-Жизнь-Человек-Отечество-Красота-Природа-Труд-Истина» с ценностным центром личности молодого музыканта, считая, что во время музыкально-образовательного процесса происходит восхождение личности к ценностям. При этом она автоматически присваивает общечеловеческие ценности, впитывает их через музыку, и, как следствие, благодаря своему эмоциональному воздействию музыка преобразует человека. Безусловно, убежденность интерпретатора музыки (исполнителя, теоретика-музыковеда) в ее предназначении очень важна для музыкального искусства. Вместе с тем мы обнаружили, что картина психологически много сложнее.
Исследование показало, что в эстетических ориентациях студентов определяющим является ценностный потенциал личности, шире - ее культурный уровень, способность к восприятию. Раскрылись проблемы не столько в ценностном мире молодых музыкантов, сколько в музыкально-образовательном процессе, которые подвели к проблеме целенаправленного формирования эстетических ориентаций студента-музыканта.
Обращение к научной литературе дало возможность уточнить сущность феномена эстетической ориентации личности музыканта. Эстетическая ориентация музыканта как процесс - это путь личности через ценности (и прежде всего музыкально прекрасного) к смыслу своей музыкальной деятельности. Формирование эстетических ориентаций личности как результат -это достижение креативности в музыкальной деятельности. Эстетические ориентации несут в себе глубокое личностное новообразование. Они включают такие ценностные ориентации, как общеэстетические и специфические музыкальные.
В процессе формирования эстетических ориентаций музыканта главными движущими силами были признаны энергия ценностного взаимодействия в триаде педагог-музыка-ученик и энергия пассионарно-смыслового поля. Формированию эстетических ориентаций способствует аксиологизация музыкального образования - это более глубокое внедрение ценностного подхода в музыкально-учебный процесс, реализация ценностного потенциала музыки. Стержневым звеном в системном аксиологическом подходе является ценностный анализ музыки на основе общечеловеческих ценностей. Традиционный целостный анализ музыкального произведения на практике нередко подменяется односторонним технологическим разбором строения музыкального произведения, средств музыкальной выразительности без ценностно-смыслового углубления в содержание. Ценностный подход к музыкальным явлениям опирается на значимость общечеловеческих ценностей, присутствующих в содержательном аспекте музыкального искусства. Он активизирует музыкально-творческие способности, мыслительную деятельность, имеет выход на эстетическое отношение к миру.
Экспериментальное исследование ставило целью проследить формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений и обнаружить условия наиболее эффективного формирования. Результаты диагностических исследований показали, что формирование эстетических ориентаций студентов в колледже и в институте осуществляется, наблюдается восхождение к ценностям, Прекрасному. В институте степень сформиро-ванности состоялась у многих на достаточном уровне, а для 26% студентов характерно гармоническое соотношение общеэстетических и музыкально-эстетических ориентаций на высоком уровне. В колледже преобладает в целом средний уровень эстетических ориентаций, лишь у 13% студентов зафиксирован гармонически высокий уровень; не решен вопрос смыслового компонента эстетической ориентации личности (устремленность к самореализации в музыкальной деятельности). Констатирующий эксперимент выявил ряд негативных тенденций.
Опытно-экспериментальная работа по целенаправленному формированию эстетических ориентаций студентов теоретического отделения колледжа осуществлялось в трех направлениях, решающих задачи учебно-воспитательного характера: ценностного отношения к музыке посредством ценностного анализа (образ музыкального мира), ценностного отношения к своей профессии (образ «Я-музыкант») и эстетического отношения к действительности (образ будущей музыкальной деятельности).
Эффективность формирования оценивалась по результатам контрольных срезов, лонгитюдному исследованию. В экспериментальных группах результаты формирующего эксперимента зафиксировали достаточную и высокую степень: 54% выпускников продолжают обучение в консерваториях, 45% - имеют гармоническое соотношение ценностных общеэстетических и музыкальных ориентаций на высоком уровне.
Актуализация аксиологического ядра музыки, ее связь с идеальными представлениями и реальными жизненными явлениями являются способами взаимодействия с ценностным центром студента (ученика спецкласса, «школы-мастерской»), ведущим вследствие общения к формированию эстетических ориентаций, развивающих способность к креативности, направленных на смысловую музыкально-профессиональную деятельность.
Наиболее благоприятная среда формирования эстетических ориентации возникает при следующих условиях: аксиологизация музыкального образования личности; приобретение и накопление с помощью педагога музыкального профессионального опыта; актуализация ценностной позиции и личностных свойств педагога и студента; реализация ценностного взаимодействия на смысл музыкальной деятельности; достижение креативности, как результат ценностного взаимодействия.
Ценности всегда присутствуют. Они опережают музыкальный опыт, ведут профессиональное образование студента-музыканта при условии способности личности принимать их. Мы выявили, что ценности не есть цель формирования эстетических ориентаций, а есть средство, цель же стоит выше - это смыслы.
В музыкально-образовательном процессе при определенных условиях происходит восхождение личности студента-музыканта к смыслу своей музыкальной деятельности, к смыслу жизни, благодаря сформировавшимся эстетическим ориентациям, ведомым высшими ценностями.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Коломиец, Галина Григорьевна, Оренбург
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.-112с.
2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей Mill У им. В.И. Ленина, 1990. - 186с.
3. Абдуллина A.A. Система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета и нравственно-эстетического воспитания школьников средствами музыки. Дисс. канд. пед. наук, Казань, 1994,- 183с.
4. Аберт Г. В.А. Моцарт. (Пер. с нем.) М.: Музыка, 1983.-518с.
5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335с.
6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -301с.
7. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. - 224с.
8. Акопян К.З. Структура эстетического. Дисс. . док. филос.наук., М. 1996. -408с.
9. Альманах музыкальной психологии. Мое. гос. консерватория. - ред.-сост. М.С. Старчеус. - М., 1994. - 206с.
10. Альманах музыкальной психологии. Мое. гос. консерватория. - ред.-сост. М.С. Старчеус. - М., 1995. - 176с.
11. П.Алыпванг A.A. Людвиг ван Бетховен. М.: Советский композитор, 1971.-559с.
12. П.Алыпванг A.A. Проблемы жанрового реализма. // Изб. соч. т. 1. М., 1964.-432с.
13. З.Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.
14. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.- М„ 1984г. 209с.
15. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. -Издательство Казанского университета, 1996.-565 с.
16. Анисимов В.П. Влияние характера эстетической ориентировки в произведениях искусства на формирование нравственных взглядов учащихся. Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1994. 175с.
17. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века. (Очерк истории)// Вестник московского университета Сер.7. Философия.- 1994. -№4 С. 34-42.
18. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания: Пер. с фр. Е. Бронджи, Б. Урицкой. М.: Сов.композитор, 1986. - 223с.
19. Античная музыкальная эстетика/ Вступительный очерк и собрание текстов проф. А.Ф. Лосева. М.: Музгиз, i960.- 304 с.
20. Апраскина O.A. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы,- В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя. -М., 1973. С.3-32.
21. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1967. - 64с.
22. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителей. -М.: Просвещение, 1984. - 111с.
23. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка,1977. - 279с.
24. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. -378с.
25. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: сборник статей /Сост. и комент. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980 - 216 с
26. Асафьев Б.В. Избранные труды. Том V. М.: Издательство академии наук СССР, 1957. - 385 с.
27. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1973. - 142с.
28. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд. МГУ, 1979. -150с.
29. Асмус В.Ф. Мировоззрение и эстетика Л.Н. Толстого. В кн.:
30. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. - 654с.
31. Асмус В.Ф. Античная философия. -М.: Высшая школа, 1976. 543с.
32. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.- 1989. 560с.
33. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки. М.: Наука, 1985. - 188с.
34. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. - 335с.
35. Баренбойм Л.А. За полвека // Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. - 368с.
36. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1973.-269с.
37. Барсова И.А. Симфонии Густава Малера. М.: Советский композитор. 1975.-495с.
38. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.-4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979.-318с.
39. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества./Сост. С.Г. Бочаров; Текст подг. Г.С. Берннггейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. 2-е изд. -М.: Искусство, 1986. - 445с.
40. Бахтин М.М. Литературно- критические статьи. М., 1986. - 515с.
41. Берне Р. Развитие концепции и воспитание. М., 1987.- 76с.
42. Бердяев H.A. О религиозном значении Л.Н. Толстого // Вопросы литературы, 1989. № 4. - С. 269-275.
43. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. -М.: Правда, 1989.-607с.
44. Бердяев H.A. Самопознание. / Эксмо-Пресс/ Москва, /ФИЛИО/ Харьков. 1998,- 625с.
45. Берков В.О. Избранные статьи и исследования. М.: Советский композитор, 1977. - 479с.
46. Берберова H.H. Чайковский. СПб Петро-РИФ., 1993. - 237с.
47. Белозерцев Е.П. О национальном государственном образовании в России // Педагогика. 1989. - № 3. - С.30-35.
48. Блонский П.П. Учитель трудовой школы // Избр. пед. пр-я. М., 1961. - С.615-620.
49. Бодалев A.A. Личность и общение: Избр. Труды. // Педагогика. -1983.-271с.
50. Богатов В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1995. - 260с.
51. Бодана Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности.// Педагогика, 1992. № 5-6. - С.32-37
52. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики / начало XX в // Педагогика. 1998. -№ 7. - С.83-88.
53. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа-просто устойчивое словосочетание. //Педагогика. 1998. - № 3. - С.36-45.
54. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - № 4. - С. 29-36.
55. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988. 495с.
56. Бочкарева О.В. Принципы активно-личностного постижения музыкального произведения в художественно-педагогическом диалоге// Интеграция образования.-1997. -№1-2. С. 75-78.
57. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. 1997. -№ 5. - С.3-20.
58. Брайченко Т.Ф. Формирование ценностных ориентаций у студентов пединститута средствами музыкального искусства. Дисс.канд. пед наук. -Киев, 1990. 175с.
59. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216с.
60. Булез П. Идея, реализация, ремесло. Альманах музыкальной психологии.-М„ 1994.-С.91-136.
61. Буренина А.И. Ориентации на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального самосовершенствования. Дисс. . канд. пед. наук. СПб, 1995. 186с.
62. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. -174с.
63. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии.: Школа -Пресс, 1997. - № 5. - С.44-56.
64. Бычков В.В. Софийность древнерусского эстетического сознания // Социально-культурный контекст искусства. Исторический анализ. М., 1987.-С. 86-103.
65. Васильева З.И. Воспитание убеждений в процессе обучения. -Л., 1980.
66. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций). -М.: Изд. Моск. ун-та. 1984.-200с.
67. Верб М.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций СПб.-1997. - 142с.
68. Верб Э.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема. -СПб. 1997. - 65с.
69. Вересов Н.Н Культура и творчество как психологические идеи // Педагогика. 1992. -№ 1-2. - С. 124-128.
70. Витвицкая JI.A. Ориентация будущего учителя на ценность педагогического знания о взаимодействии "учитель-ученик". Дисс. канд. пед. наук, Оренбург, 1997.- 188с.
71. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. -М.: Изд-во моек, ун-та, 1976. 143с.
72. Выготский JI.C. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика. 1987. - 344с.
73. Ветлугина Н.А. Возрастная и музыкальная восприимчивость /Восприятие музыки. -М.Д980.-С229-242.
74. Габолаева Ф.К. Педагогические основы формирования эстетических потребностей у учащихся педагогических училищ. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1997. 126 с.
75. Гартман Н. Эстетика: Пер. с немец./под ред. А.С. Васильева. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958. - 692с.
76. Гегель Эстетика в 3-х т. -М.: Искусство, 1968 71.
77. Гершунский Б.С., Шейерман Р., Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992.- № 5-6. - С.3-13.
78. Гиндис С.П., Головина Л.И. Проблемы общения в музыкально-педагогическом процессе.//Проблемы комплексного творчества воспитания музыканта-исполнителя (школа училище - ВУЗ). Межвузовский сборник трудов, вып.2. -Новосибирск, 1984,- С.42-49.
79. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. //Педагогика, 1986. 128с.
80. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. Моск. гос. коне., Магнит, гос. консерв. - Магнитогорск, 1998. -156с.
81. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., Люберцы, Too "Мишель" и К, 1993. - 500с.
82. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск: Наука, 1982. - 256с.
83. Дегтярев А.Л. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в музыкальных училшцах(колледжах) на современном этапе. Дисс. . канд. искусствоведения,- М., 1995.
84. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
85. Дмитриева H.A. О прекрасном. Искусство. М., 1960. - 93с.
86. Друскин М.С. Избранное. М.: Советский композитор. - 1981. -335с.
87. Друскин М.С. О западноевропейской музыке XX века. М., Советский композитор. - 1973. - 271с.
88. Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка. - 1982. - 383с.
89. Елисеева A.B. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников. Дисс. . канд. пед. наук. Саратов. 1996. - 182с.
90. Елхов И.Ю. Педагогические условия социально-нравственных ори-ентаций учащихся старших классов. Дисс. . канд. пед.наук. Челябинск, 1996. 183с.
91. Еремеев А.Ф. Границы искусства. -М.: Искусство, 1987. 319с.
92. Ермакова Г.А. Музыкознание и культурология (на материале отечественной науки). Автореф. дисс. доктора искусств. М. 1996. 42с.
93. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования.// Советская педагогика. -№ 5. -1997.
94. ЮО.Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. -М.: Искусство, 1987. -255с.101.3ись А.Я. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1975. - 447с.102.3ись А.Я. В поисках художественного смысла: Избранные работы. -М.: Искусство, 1991. -350с.
95. ЮЗ.Зосимовский A.B. Нравственное воспитание и учитель в условиях перемен // Педагогика. -1998. № 7.- С. 74-78.
96. Ю4.Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство. Киев: Наукова думка, 1977. - 251с.
97. Игумнов К.Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста / Из бесед с Б.М. Тепловым и A.B. Вицинским, // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 3. - М., Музыка, 1973. - С.3-72.
98. Идеи эстетического воспитания. Антология в двух томах. Сост. В. П. Шестаков // Вопросы психологии. М.: Искусство, 1973. Т.1. - 407с.
99. Идеи эстетического воспитания. Антология в двух томах. Сост. В. П. Шестаков // Вопросы психологии. М.: Искусство, 1973,-Т.2. - 368с.
100. Ю8.Изард К. Эмоции человека. Пер. с англ.- М.: Изд-во МГУ, 1980.440с.
101. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. JL, 1987.
102. Ю.Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности// Исследования по эстетике. ML: Иностр. лит-ра. - 1962. - С.403 - 570.
103. История философии в кратком изложении, пер. с чеш. И.И. Богута -М.: Мысль, 1995.-590с.
104. История современной отечественной музыки, вып. 1 / Под ред. Тараканова, М.: Музыка, 1995. -480с.
105. З.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. 2-е изд. испр. и доп.- М., 1984. 206с.
106. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке в общеобразовательной школе. // Музыкальное воспитание в СССР. ML, Сов. композитор, 1978. - С.58-93.
107. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1973. - 398с.
108. Пб.Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. - 544с.
109. Канарский A.C. Диалектика эстетического процесса. Киев, 1979.312с.
110. Кант И. Собрание сочинений: В 6т.- т. 5. М.: Мысль, 1966. - 564с.
111. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и её главные периоды. // Педагогика. 1992. - № 3-4.
112. Карпова H.J1. Научная жизнь. Психологические, философские и аксиологические проблемы смысла жизни. 1998.- № 4. - С. 148-150.
113. Ш.Карпычев М.Г. Содержание музыки и ее сверхфункция/ Новосиб гос. консерватория им. М.И. Глинки. Новосибирск, 1999. - 108с.
114. Каташев В.Г. Педагогические основы формирования профессионального самосознания учащихся. Дисс. . доктора пед. наук. Казань, 1996,- 273с.
115. Кашекова И. Эмоционально ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления. Дисс. . канд. пед. наук.-М., 1998. - 173с.
116. Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. Оренбург, 1966. 188с.
117. Кирьякова A.B. Ориентации личности в мире ценностей// Магистр. -М., 1999.- №4,- С.25-38.
118. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1971. - 158с.
119. Кожевников Г.С. О некоторых особенностях профессиональной ориентации студентов музыкально-педагогического факультета// Сб. ст. Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. Вып. №3. - Казань. -С. 123-141.
120. Кожинов В.В. О различии эстетических и художественных ценностей//конспект 1986: Литературно-теоретические исследования. М.:, 1987. -161с.
121. Коган Л.Н. Художественный вкус. М.: Мысль, 1966. - 213с.
122. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. - 252с.
123. Коломинский Я. Л. Изучение педагогического взаимодействия //Советская педагогика,-1991. № 10. - С.36-42.
124. Коломиец Г.Г. Зарубежная музыка XX века в курсе музыкальной литературы детских музыкальных школ и музыкальных училищ. Учебное пособие. -Оренбург, ОПТУ. 1998. 24с.
125. Коломиец Г.Г. Музыкально-теоретические дисциплины. Сольфеджио. Элементарная теория музыки. Музыкальная литература. Программа дня специальной музыкальной школы. -Оренбург, ОГПУ, 1998. 48с.
126. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. -М.:Педагогика. Т.1,1982.-556с.
127. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М., Политиздат, 1984.-335с.
128. Конен В.Д. Театр и симфония. М.: Музыка, 1975. - 376с.
129. Конева A.B. Эстетический смысл индивидуальности / на материале художественной литературы/. Дисс. канд. филос. наук. СПб, 1996. - 242с.
130. Константинов H.A. и др. История педагогики / E.H. Медынский, М.Ф. Шабаева,- М.: Просвещение, 1982. 447с.
131. Кремлев Ю.А. Фридерик Шопен. М., Музыка, 1971 - 607с.
132. Кремлев Ю.А. Проблема доходчивости искусства. В кн.: Избранные статьи. - Л., 1969. - 204с.
133. Крупник Е.П. Некоторые методологические проблемы воспитательного воздействия искусства на личность. Дисс.канд.пед.наук,- м.,1997.-195с.
134. Крылова A.C. Восхождение к личности. Ижевск, Издательство Удмурского университета, 1993.- 200с.
135. Ксенакис Янис. Беседы. Перевод и комментарии В.Г. Цыпина. Альманах музыкальной психологии. М., 1994. - С. 137-155.
136. Курт Эрнст. Музыкальная психология / области и границы музыкальной психологии / Альманах музыкальной психологии. М., 1994. - С.7-27.
137. Курт Эрнст. Романтическая гармония и её кризис в "Тристане" Вагнера. М.: Музыка, 1975. - 544с.
138. Левая Т.Н., Леонтьева О.Т. Пауль Хиндемит. М., Музыка, 1974.447с.
139. Лернер И.Я., Краевский В.В. Теоретические основы содержания общего образования. М., Педагогика, 1983. - 256с.
140. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. М., 1975. - 304с.
141. Леонтьев A.A. Научите человека фантазии ( творчество и развивающее образование)// Вопросы психологии.-1998.- №5.- памяти Давыдова. -С. 82-85.
142. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 175с.
143. Лихачев Б. Т. Цели воспитания личности// Сов. Педагогика. М.: Педагогика, 1991.- № 4. - С. 65-68.
144. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Р. Вагнера // Рихард Вагнер. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. - С.7-48.
145. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525с.
146. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки// Сов. Музыка, 1990. №1 - С.64-74.
147. Лукач Д. Своеобразие эстетического / Общ. ред. K.M. Долгова. в 4т. -М.: Прогресс, 1985-1987. -т.4. - 576с.
148. Луначарский A.B. О народном образовании. Статьи и речи за период 1917-29 гг. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 556с.
149. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Советский композитор, 1978. - 350с.
150. Макаренко A.C. О воспитании. М., Политиздат, 1988. - 256с.
151. Малышев и.В. Эстетическое в системе ценностей. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета. 1983. 151с.
152. Малюков А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству.//Автореферат дисс. доктора пед. наук. М. 1996. 39с.
153. Мастера советской пианистической школы. Очерки под ред. А. Николаева. -М.: Гос. муз. изд. 1961. 237с.
154. Медушевский Вячеслав. Мысли о православной психологии музыки. Альманах музыкальной психологии. М., 1994. - С.48-75.
155. Медушевский В.В О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 245с.
156. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. В.кн.: Восприятие музыки/Сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1980.-С. 178-194.
157. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Композитор, 1993. 262с.
158. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству. Дисс. доктора психол. наук, М. 1994. 208с.
159. Милыптейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Сов. композитор, 1983.- 260с.
160. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство 1985. 316с.
161. Мессиан Оливье О звуке и цвете (Из бесед с Клодом Самюэлем) Альманах музыкальной психологии. - М., 1994. - С.76-90.
162. Миронова H.A. Московская консерватория. Истоки. М., Московская государств, консерват. им. П.И. Чайковского, 1995. - 96с.
163. Миронова Н. Об элитарности музыкального образования. Музыка. Мысль. Творчество: У истоков традиций. Исследования. Публикации. М., 1998. - С.151-175.
164. Михайлов A.B. Музыка в истории культуры // Избранные статьи. -М.: Московская гос. консерватория, 1998. 264с.
165. Молчанова A.C. На вкус, на цвет. Теоретический очерк об эстетическом вкусе. М.: Искусство, 1966. - 198с.
166. Морозов В.П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека// Вестник Рос. гуманит. фонда.- 1997.- №3. С. 234-243.
167. Музыкальная эстетика Западной Европы XVD-XVIII веков. Составление текстов В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1971. - 688с.
168. Мусогорский М.П. Литературное наследие: Письма. Биографические материалы и документы. М. -1971.
169. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 672с.
170. Назайкинский E.B. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-382с.
171. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, - 1988.254с.
172. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка. -1982.-319с.
173. Невский И.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности.- М.: Педагогика.- № 5-6, С.56-60.
174. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1967.401с.
175. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Книга для учителя. 2-е изд., переработ, и дополненное. - М.: Просвещение, 1987. - 255с.
176. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. - № 3. - С.3-10. Духовные ценности и воспитание человека. 1998.-№4.-С.З-8.
177. НикитинБ.С. Чайковский. -М.: Знание, 1990. 207с.
178. Никитинская М.И. Психологические особенности идеалов подростков и старших школьников / Советская педагогика. 1976. -№11.- С.38-48.
179. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. -М., 1972. 155с.
180. Николаев A.A. Очерки об истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М.: Музыка, 1980. - 112с.
181. НосинаВ.Б. Символика музыки И.С. Баха. -Тамбов, 1993. 103с. 195.Образование в поисках человеческих смыслов /Рос. Академия образования. Южное отделение; науч. ред. Бондаревская Е.В. - Ростов-на-Дону, 1995. - 216с.
182. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1984. - 336с.
183. Овсянников М.Ф. Что изучает эстетика. М.: Знание, 1976. - 64с.
184. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М. : Музыка, 1984. - 302с.
185. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384с.
186. Пивоев В.И. Формирование эстетических ценностных ориентации в процессе преподавания марксистско-ленинской эстетики// Актуальные зад. ком. воспитания студентов. Петрозаводск, 1987. - С. 80-82.
187. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. 1998. - № 2. - С.3-10.
188. Пирадов A.B. Эстетическая культура личности. Л., 1978.- 35с.
189. Писарский П.С., Собкин B.C. Учитель и старшеклассник в мире художественной культуры. М: ЦСО РАО, 1997. - 89с.
190. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М.: Просвещение, 1981. 528с.
191. Подласый И.П. Педагогика.-М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432с.
192. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М.: Наука, 1986. - 93с.2Ю.Попов JI.А. Динамика изменения нравственных оценок студентов // Педагогика, 1998. № 7. - С.66-69.
193. Радугин A.A. Философия: Курс лекций. M.: Р15 Владос.1995. -304с.
194. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., Музыка, 1989.-141с.
195. Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности. М., 1985. - 70с.
196. Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры.// Педагогика 1998.-№5.
197. Раппопорт С.Х. Творить мир по законам красоты. М.: Советский композитор. 1962. 133с.
198. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968. 160с.2П.Рахманинов C.B. Воспоминания, записанные О. Фон Риземаном: Пер. с англ. М.: Радуга, 1992. - 256с.
199. Роллан Р. Гендель./ Сост. ред. и комменг. В. Брянцевой. -М.: Музыка, 1984.-256с.
200. Российская социологическая энциклопедия // Под общей ред. Рос. акад. Наук Г.В. Осипова. -М.: НОРМА-ИНФРА. М., 1998. 664с.
201. Рубинпггейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. Т 2,- М.: Педагогика, 1989. 328с.
202. Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание. Вып.З. -М.: Музыка, 1987. -С. 69-96.
203. Рудницкая О.П. Нравственно-эстетическое воспитание студентов. Педагогика. -1991. №9. - С. 85-88.
204. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности. Педагогика, № 3, 1998.- С.24-29.
205. Сафонова З.Г. История образования в Росс™. Оренбург, изд. ОГПУ, 1997.- 175с.
206. Семёнов В.Е. Катарсис и антикатарсис: социально-психологический подход к воздействию искусства,- М: Школа Пресс, 1993. - С. 116-122.
207. Симонов П.В. Сознание. Подсознание. Сверхсознание. /Наука и жизнь. -1975. -№2.-С.44-51.
208. СкаткинМ.Н. Проблемы современной дидактики. -М., 1984.-97с.
209. Скатерщиков В. Искусство как форма общественного сознания. М., 1961.-31с.
210. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.-446с.
211. Скворцов JI.B. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М., Политиздат, 1989. - 319с.
212. Скрябин А.Н. Сборник статей. Под общей ред. В. Цуккермана. М., Советский композитор, 1973. - 547с.
213. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H., Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512с.
214. Соболев П.В. Эстетическое воспитание трудящихся в условиях развитого социализма. JL: Знание, 1980.- 35с.
215. Соловцова Л.А. Джузеппе Верди. М.:Музыка, 1986. - 399с.
216. Соловцов A.A. Фридерик Шопен. -М.: Музгиз, 1960.-465с.
217. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. Л.: Музыка, 1974. - 59-74с.
218. Сохор А.Н. Георгий Свиридов. М.: Советский композитор. 1972. -319с.
219. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. 2-е изд., доп. - Л.: Музыка, 1975. - 64с.
220. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. 2-е изд. М.: Музыка, 1970.
221. Смирнов М. А.Воспитание музыканта-исполнителя / Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе. -М.: Московская гос. консерватория, 1978. С. 18-35.
222. Старчеус М. "Миф творения" и современные концепции творчества. Музыка. Мысль. Творчество: У истоков традиций. Исследования. Публикации.-М„ 1998.- С.95-117.
223. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 464с.
224. Столович JI.H. Категория прекрасного и общественный идеал. М.: Искусство, 1969. - 350с.
225. Столович JI.H. Природа эстетической ценности. М.: Мысль, 1972.-270с.
226. Столович JI.H. Философия красоты. -М.: 1978. 117с.
227. Столович JI.H. Предмет эстетики. М.: Искусство, 1961. - 112с.
228. Суна У.Ф., Петров В.М. Социология эстетической культуры: Проблемы методологии и методики. Рига, 1985. - 271с.
229. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев.: Радянська школа, 1969.-246с.
230. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.- М.: Молодая гвардия, 1979.-335с.
231. Тамарин В.Э. Изучение ценностных ориентаций студентов в сфере знаний. / Советская педагогика.- 1976 .-№17.
232. Тарасов Г.С. Психология учебно-творческой деятельности студента-исполнителя музыкального вуза / Вопросы психологии № 3, 1983. С.73-76.
233. Тарасов Г.С. О психологии искусства// Педагогика. -М., 1992.- № 12, С.105-117.
234. Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания школьников // Педагогика. -М., 1991. -№2.-С. 107-112.
235. Тельчарова P.A. Музыка и культура (Личностный подход). -М. Знание, 1986. -64с.
236. Тельчарова P.A. Введение в феноменологию музыки. М., 1991. -214с.
237. Тельчарова-Куренкова P.A. К новой философии музыкального воспитания: от утилитаризма к феноменальности // Вопросы подготовки музыканта-педагога. Межвузовский сборник статей, вып.2. Магнитогорск, 1997. -С. 12-26.
238. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М- Л. : АПН РСФСР, 1947. - 225с.
239. Тигова C.B. Становление смыслополагания у подростков в условиях совместной творческой деятельности с учителем. Дисс. канд псих. наук. -М., 1997. 195с.
240. Тихонова И.А. Нравственные и эстетические ориентации в ценностном освоении мира. Дисс. . канд. филос. наук.-М., 1993. 145с.
241. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1989.
242. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии// Вопросы психологии,- 1998.-№4 С. 123-133.
243. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд. ЛГУ, 1960.
244. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд. ЛГУ, 1968. - 124с.
245. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки// Психологическое исследование. М.: Наука, 1966.- 327с.
246. Утенков В.М. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза. Педагогика № 5- 1998,- С. 70-72.
247. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 2.т М. -М.:Изд-во АПН РСФСР, 1948.-Т.2.-С. 15-64.
248. Фельдпггейн Д.И. Психология личности в онтогенезе. Научн. -ис-след. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. наук СССР М.: Педагогика, 1989. - 208с.
249. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА - М., 1998,- 576с.
250. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. /Об особенностях воздействия искусства на личность. М.: Знание, 1982. - 112с.
251. Франкл В. Человек в поисках смысла. // Пер. с англ. и нем. /общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990. 368с.
252. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произведений /Сост. научн. ред. авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. -М.: Просвещение, 1990. -448с.
253. Фрид Э.Л. Прошедшее, настоящее и будущее в "Хованщине" Мусо-горского. Л.: Музыка, 1974. - 335с.
254. Фролкин В.А. Традиционные и новаторские черты современных зарубежных систем массового музыкального воспитания // Проблемы методологии и методики. Рига, 1985.-С.59-75.
255. Холопова В.Н., Чигарёва Е.И. Альфред Шнитке. М.: Советский композитор, 1990. 350с.
256. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М., 1994. 260с.
257. Холопов Ю.Н. К проблеме музыкального анализа// Проблемы музыкальной науки, вып. №6 М.: Советский композитор, 1985. - С. 130-152.
258. Холопов Ю.Н. Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука, проблема анализа музыки / Советская музыка, -1988.- №9. -С.73-80.
259. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. Сост. С.Ф. Егоров. -М. : Просвещение, 1986. 432с.
260. Хубов Г.Н. Мусоргский. -М.: Музыка, 1969. 803с.
261. Художественная культура и развитие личности. Монография ВНИИ/ Отв. редактор Ю.У. Фохт-Бабушкин, М.: Наука. 1987. - 223с.
262. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка. -1974.-243с.
263. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. 384с.
264. Цыпин Г. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. -М.: Сов. композитор, 1988 . -384с.
265. Чавчавадзе Н.З. Человек культура - ценности // Вопросы философии. -1981. - № 6.- С.59-69.
266. Чайковский П.И. Об искусстве: Избранные фрагменты писем, заметок, статей / Под ред. М.Ш. Бонфельда. Ижевск. - 1989. - 336с.
267. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. М.: Музыка. -1989. - 223с.
268. Чередниченко Т.В. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. Проблемы и перспективы развития. М.: Сов. композитор, 1988. - 320с.
269. ЧередниченкоТ.В. Музыка в истории культуры. Вып.1. Долгопрудный: Аллегро Пресс, 1994. - 215с.
270. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика. 1975. -200с.
271. Шварцман К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. -М.: Политиздат. 1986. - 208с.
272. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей в двух томах. Т. 2 М. :Музыка, 1978.- 327с.
273. Щукина Г.И. Труды и дни. /Сост: М.А. Верб, И.Г. Шапошникова/, СПб., 1997.-335с.
274. Энциклопедический социологический словарь. /Общ. ред. академика РАН Осипова Г.В.- М.:1995,- 939с.
275. Эстетика: Словарь/Под общей ред. A.A. Беляева и др. М., Политиздат, 1989. - 447с.
276. Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика // ВНИИ Искусствознания. М., 1990. - 148с.
277. Эстетическая культура советского человека. /Под редакцией проф. М.С. Кагана/ Г.Ф. Сунягин, A.B. Пир адов и др. Изд. Ленинградского университета, 1976. 167с.
278. Эстетическое сознание и процесс его формирования //Отв. редактор Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров. М.: Искусство. - 1981. - 256с.
279. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности// Социальная психология: история, теория. Эмпирические исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-С. 106-120.
280. Яворский Б.Л. Избранные труды. Т.2. ч. 1./ под. общей редакцией Д.Д. Шостаковича -М.: Советский композитор, 1987. 366с.
281. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития //Вопросы психологии. -М.:. Школа-Пресс, 1997.-№4 С.20-28.
282. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / Вопросы психологии. -М.: Школа-Пресс, 1995. -№2-С.31-42.
283. Якобсон П.М. Психология художественного воспитания.- М.:Изд. Искусство. 1964. 84с.
284. Ярошевский М.Г. Идеи Б.М. Теплова о переживании// Вопросы психологии. -1997.-№4.-С.63-75.
285. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноо-сферной эпохи. / Педагогика. 1996.-№2.-С.40-48.
286. Ястребова H.A. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука. 1976. -294с.
287. ЗОб.Ященко Е.Ф. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у учащихся (на примере литературно-художественного развития) Дисс. . канд. пед. наук, Челябинск. 1996. 192с.