автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника
- Автор научной работы
- Ланцова, Татьяна Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ставрополь
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ланцова, Татьяна Ивановна, 2000 год
Введение.
Глава 1. Теоретические основы содержания и структуры готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.
1.1. Теоретическое содержание аксиологического подхода в процессе воспитания.
1.2. Особенности аксиологического подхода в музыкальном воспитании
1.3. Содержание и структура формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.
Выводы.
Глава 2. Организация и методика экспериментального исследования формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.
2.1. Анализ начального уровня готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.
2.2. Экспериментальное исследование процесса формирования
А готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника
2.3. Сравнительный анализ результатов готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника"
Актуальность исследования. На рубеже веков современное гуманистическое движение стремится проникнуть и утвердиться во всех сферах жизни, в частности в воспитании подрастающего поколения, как важнейшей сферы духовного производства. Аксиологический подход к воспитательному процессу является необходимой новой методологией, обеспечивающей формирование ценностного мира личности.
В реализации принципов гуманизации образования важную роль играет музыкально-воспитательный процесс. Музыкальное искусство оказывается способным строить и перестраивать человеческое ценностное сознание в его целостности - в единстве взглядов, мировоззрения и мироощущения, убеждений, характера и поведения. Специфические средства музыкальных произведений направляют эмоции и мысли слушателя на определенный объект, превращая беспредметные настроения в определенные чувства (любовь, ненависть, восторг, гнев и т.д.) и целенаправленные устремления (решимость, героизм и т.д.). Музыкальное искусство выступает как способ расширения жизненного опыта личности новыми ценностями через субъективные переживания.
Особенности музыкального искусства как способа человеческого общения позволяют через активное эмоциональное восприятие, личностную позицию в осмыслении, актуализации и творческом освоении социальных, эстетических, моральных и других ценностей, заключенных в содержании музыкального произведения, приобщиться к духовно-ценностному опыту человечества. В числе этих ценностей - любовь к ближнему, достоинство человека, стремление к гармонии с природой, созидание и творчество. Утвердившись в мировоззрении, ценностные ориентации становятся руководящими мотивами поведения в повседневной жизнедеятельности. В них фиксируется направление деятельности, содержится потенциальная духовная энергия равная по силе осознанной потребности.
Роль музыкального искусства требует изменения системы подготовки учителя музыки к профессиональной деятельности в школе. Современные требования к учителю предполагают формирования аксиологической сферы и практической готовности к реализации аксиологического подхода как в общем воспитательном процессе, так и в музыкальном.
Аксиологический подход в процессе воспитания определяется ценностно-философским осмыслением бытия. Впервые проблема ценностей определилась в западно-европейской философии XIX века. В отечественной философии к аксиологической проблематике обратились в 60-е годы XX века. Научные основы этой проблемы заложены в работах С.Ф. Анисимова, И.Ф. Балакиной, В. Брожик, Б. Быховского, В.В. Вольнякова, В.В. Гречанова, А.Ф. Зотова, А.Г.Здравомыслова, Е.А. Мамчур, И.С. Нарского и др.
Аксиологическое содержание культурообразующей функции философии, положенное в основу философии гуманизма, рассматривалось в трудах Н.А. Данилова, Ю.В. Китова, Н.Г. Краснояровой, Ю.Ю. Пономарева, Н.З. Чавчавадзе, Ш. Чхартишвили и др. Главной целью и продуктом аксиологической функции философии является универсализация, рационализация и гармонизация мировоззрения.
Аксиологическая функция философии как категориальное оформление и рационально-понятийная интерпретация ценностей жизни и культуры, разработка системы категорий, отражающей основную группу общественных явлений и видов деятельности, выступающих в качестве ценностей, освещены в работах О.Г. Дробницкого, В.Р. Полозова, В.П. Тугаринова и др. В аксиологическом аспекте гуманистическая функция философии охватывает все позитивные человеческие ценности, но высшие ценности, зафиксированные в категориях Красота, Добро, Истина образуют в своем триединстве основание гуманной духовности. Духовность определяется как идеальная форма бытия сущностных сил человека, в которую интегрированы эмоциональная, познавательная и результативная составляющие практического мироотношения.
Гносеологические и социологические аспекты аксиологии, природа моральных и эстетических ценностей затрагивались в работах К.А. Абульхановой-Славской, С.Ф. Анисимова, JI.M. Архангельского, О.М. Бакурадзе, М.М. Бахтина, В.А. Блюмкина, А.И. Бурова, И.Л. Вахнянской, В.В. Водзинской, Г.П. Выжлецова, М.В. Демина, А.А. Ивина, М.С. Кагана, Ю.В. Китова, Н.Г. Краснояровой, И.В. Малышева, И.М. Поповой, Т.И. Порохоровской, А.А. Ручка, JI.H. Столовича и др.
Подготовка будущего учителя, осуществляемая в настоящее время в системе среднего образования, должна быть нацелена на формирование готовности будущего учителя к творческой профессиональной деятельности.
В психолого-педагогической литературе проблема готовности учителя к профессиональной деятельности рассматривалась многократно. В исследованиях психологов (Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, JI.C. Выготский, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, В.Н. Мясищев и др.) обосновано профессиональное становление личности, а в трудах педагогов (О.А. Абдуллина, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Т. Бондаревская, М.П. Бочаров, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, О.П. Рудницкая, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, И.С. Якиманская) определена структура педагогической деятельности и пути ее формирования.
Содержательное единство идеи личностного развития и гуманизации образования, теоретические основы аксиологического подхода в педагогике, формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности отражены в работах Т.Ф. Брайченко, В.В. Вольнякова, И.Н. Груздовой, Н.А. Данилова, И.Б. Котовой, Е.Н. Шиянова и др.
Проблема музыкального воспитания, значение ассоциаций и механизм отражения ценностей действительности музыкальным искусством исследована в работах Б.В. Асафьева, В.В. Ванслова, Ю.А. Кремлева, А.Ф. Лосева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, В.Г. Ражникова, Г.Б. Рубцовой, А.Н. Сохора, Г.С. Тарасова, Г.П. Шевченко и др.
Теоретико-методологические основы музыкального воспитания сформулированы в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, J1.B. Горюновой, H.J1. Гродзенской и др. Ими были разработаны требования к содержанию музыкального воспитания, обоснованы формы и методы музыкального воспитания, специфика формирования профессиональных качеств учителя музыки, его методологической культуры.
Пути и средства формирования музыкальных способностей, готовности к музыкально-эстетическому творчеству разработаны в исследованиях М.П. Блиновой, В.В. Богатова, Н.А. Ветлугиной, Б.А. Вяткина, И.А. Медведевой, В.И. Муцмахера, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, Б.М. Теплова, Н.А. Терентьевой и др.
С введением в практику подготовки специалиста государственного образовательного стандарта (1998 г.) профессиональная деятельность стала рассматриваться как сознательная, социально-направленная и индивидуально-творческая. Результатом среднего педагогического образования должна стать подготовка педагога нового типа - педагога-гуманиста, готового к индивидуально-творческой ценностной деятельности по воспитанию личности младшего школьника. Новое качество подготовки специалиста в области музыкального воспитания определятся не только степенью готовности к применению на практике гуманистически-направленной деятельности, но и способностью к самостоятельной и творческой реализации аксиологического подхода.
В этой связи возникает объективная необходимость специального исследования теоретических и практических основ формирования готовности выпускника среднего специального учебного заведения к реализации аксиологического подхода в сфере музыкального воспитания младшего школьника.
Проведенный нами анализ различных научных источников позволяет сказать, что уровень разработанности проблемы готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника как результат его профессионального становления является недостаточным. Несмотря на значительное количество публикаций посвященных данной проблеме в педагогической науке, остается еще неизученным трактовка самого понятия «аксиологический подход в музыкальном воспитании», структура и содержание данного подхода в музыкально-воспитательной деятельности. Научного решения требуют такие стороны проблемы как: определение понятия аксиологический подход в области музыкального воспитания; процесс формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младших школьников; определение содержания форм, методов, условий, уровней и критериев, обеспечивающих эффективную подготовку студентов средних учебных заведений к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младших школьников.
Таким образом, нами выявлена недостаточная научно-теоретическая разработанность этой проблемы. Профессиональная подготовка будущего учителя музыки по-прежнему ведется без системного подхода к развитию субъективного духовного мира личности, ее ценностного мировоззрения и формирования готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании.
Абстрактное отношение к личности, бессистемное обращение к ценностному потенциалу, заключенному в примерах музыкального искусства, ведет к тому, что студенты усваивают некоторый объем знаний, умений и навыков, которые не влияют на их ценностный потенциал, способствующий развитию ценностного мировоззрения, музыкально-эстетического вкуса, готовности к творческой, музыкально-эстетической деятельности. Не владея методологией аксиологического подхода в музыкальном воспитании, многие учителя не имеют субъективной позиции в музыкально-воспитательной деятельности, выраженной установки на самореализацию через творчество в музыкально-воспитательной деятельности, значительная их часть проявляет устойчивые стереотипы в музыкально-воспитательной деятельности.
Если систематизировать те внутренние ограничения, которые мешают творческой самореализации в музыкально-воспитательной деятельности, то можно увидеть «дефекты» в той части профессиональной подготовки, в которой отсутствует система формирования готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании. Наличие такой готовности приводит к пересмотру практической реализации целей и задач музыкального воспитания, способствующих самореализации, творческой актуализации и развитию ценностного мира личности, а ее отсутствие порождает стремление «быть как все».
Следовательно, назрела практическая потребность в разработке такой системы готовности учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании, которая позволяла бы актуализировать ценностное мировоззрение, музыкально-эстетический вкус, развивать творческие возможности в области музыкально-воспитательной деятельности, как у самого учителя, так и у его воспитанников.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы готовности современного выпускника колледжа к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, ее теоретическая и практическая значимость, а также наличие методологических предпосылок для ее решения определили выбор нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические и специальные музыкально-эстетические условия формирования готовности будущего учителя начальных классов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника? Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования избран процесс профессиональной подготовки будущего учителя музыки начальных классов в педагогическом колледже.
Предметом исследования выступила совокупность психолого-педагогических и специальных музыкально-эстетических условий, определяющих готовность будущего учителя музыки к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.
В исследовании выдвинута гипотеза: успешная подготовка студентов педагогического колледжа к реализации аксиологического подхода в музыкально-воспитательной деятельности возможна, если:
• будет определено содержание и структура аксиологического подхода в музыкальном воспитании;
• будут определены психолого-педагогические и специальные музыкально-эстетические условия формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника;
• формирование готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании будет рассматриваться как неотъемлемая часть общей профессиональной подготовки учителя.
В соответствии с намеченной целью определены задачи: теоретически обосновать содержание и структуру аксиологического подхода в воспитании, определить специфику его проявления в музыкальном воспитании; выявить уровни и критерии готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника; определить совокупность психолого-педагогических и специальных музыкально-эстетических условий формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника; разработать и апробировать систему формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, как части его общей профессиональной готовности; осуществить экспериментальную проверку разработанной системы и выявить степень ее эффективности в сравнении с традиционной системой и технологиями подготовки учителя музыки начальных классов в условиях педагогического колледжа; разработать методические рекомендации по формированию готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: аксиология как компонент философского знания; учение об аксиологической функции философии; теория диалектики эстетических ценностей и их значимости в художественном воспитании личности; теория профессионально-педагогической готовности; аксиологический подход в развитии ценностного потенциала и гуманистической направленности личности; теория музыкально-эстетического воспитания личности.
В процессе исследования применялись следующие методы: анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, эстетической литературы, учебно-методической документации по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта, психолого-педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, педагогическое моделирование, организация и анализ опытно-экспериментальной работы, статистическая и аналитическая обработка экспериментальных данных, их систематизация, количественный и качественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой явились группы школьного отделения Железноводского педагогического колледжа Ставропольского края, а также учителя и учащиеся начальных классов базовой общеобразовательной школы при педагогическом колледже города Железноводска Ставропольского края. Общий объем испытуемых составил 191 человек. В формирующем эксперименте участвовало 165 студентов педагогического колледжа, учителей и учащихся базовой общеобразовательной школы.
Организация исследования. Исследование осуществлялось поэтапно.
Первый этап - поисково-теоретический (1997 - 1998 гг.). На данном этапе исследовалась сущность феномена аксиологического подхода и разрабатывалась общая концепция исследования на основе анализа философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, эстетической литературы; анализировался опыт профессионально-педагогической подготовки студентов, формирования их готовности к музыкально-воспитательной деятельности. На первом этапе определены сущность содержания и структуры аксиологического подхода и составляющие системы формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.
Второй этап - экспериментальный (1998 - 1999 гг.). Апробировалась методическая система формирования готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника. В ходе констатирующего и формирующего эксперимента были подвергнуты проверке гипотеза исследования, система формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника как части общепрофессиональной готовности к педагогической деятельности, программа спецкурса «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника».
Третий этап - обобщающий (1999 - 2000 гг.). Осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования, корректировались выводы первого и второго этапа исследования, систематизировались и обобщались экспериментальные данные. Были разработаны методические рекомендации по внедрению аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определено и теоретически обосновано содержание и структура аксиологического подхода в музыкальном воспитании. Обоснованы уровни и критерии готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника. Определены психолого-педагогические и специальные музыкально-эстетические условия для осуществления аксиологического подхода в музыкально-воспитательном процессе и предложена технология его осуществления. Разработана методическая система формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника с позиций требования государственного образовательного стандарта.
Практическая значимость исследования состоит в том, что совокупность теоретических положений и выводов, содержащихся в диссертации, позволила существенно повысить эффективность музыкально-воспитательного процесса в системе среднего профессионального образования и начальной школы. Разработаны методические рекомендации по формированию готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкально-воспитательном процессе младшего школьника. Созданные условия направили музыкально-воспитательный процесс на формирование гуманных ориентаций субъективно-ценностного мира личности, музыкально-эстетического вкуса, самореализации личности учителя в творческой музыкально-эстетической воспитательной деятельности.
Представленная в диссертации модель системы формирования готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, спецкурс «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника», в котором разработана система заданий, практических и самостоятельных работ, могут быть применены в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов, учителя музыки в среднем учебном заведении, а также в системе повышения квалификации педагогических работников.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных параметров, использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, достаточной источниковой базой, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимопроверяемостью.
На защиту выносятся следующие положения: содержание и структура аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника; теоретическая модель формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, функциональные компоненты, уровни, условия и критерии готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника; методическая система формирования готовности студентов педагогического колледжа к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника представленная теоретическим, теоретико-методическим, организационно-практическим и диагностическими блоками.
Апробация и внедрение результатов исследования.
По теме исследования были опубликованы работы. Основные положения диссертации изложены: на краевом совещании работников учреждений среднего профессионального образования «Введение и реализация государственных образовательных стандартов как необходимое условие сохранения качества подготовки специалистов в педагогическом колледже» (Светлоград, август 1999 г.), научно-практических конференциях «Личность: культура и образование» (Ставрополь, апрель 1999г.); «Экология детства» (Ставрополь, май 2000 г.) «Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольников и младших школьников средствами искусства и природы» (Карачаевск, май 2000 г.); XVIII Южно-Российских психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Майкоп, май 2000 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» (Краснодар, сентябрь 2000г.); доклады о проведении исследования заслушивались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета, методическом совете, заседании секции «Музыка» Железноводского педагогического колледжа, методических чтениях Минераловодского музыкального училища имени В. Сафонова.
Выводы, рекомендации и обобщения по проблеме исследования формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника использованы при разработке программы спецкурса «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника».
По материалам диссертационного исследования издано 6 публикаций автора, которые вышли в 1999 - 2000 гг.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Основной текст диссертации изложен на 178 страницах. Общий объем работы составил 213 страниц. Библиография включает 209 источников.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы
Обобщая опыт и результаты формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, мы сделали следующие выводы:
1. Готовность к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании является одним из важнейших условий формирования ценностного духовного мира, музыкально-эстетического вкуса, музыкальной культуры в целом, высокой степени самостоятельности в овладении способами ценностно-творческой музыкально-эстетической воспитательной деятельности личности.
2. Формированию готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника у студентов педагогического колледжа способствует создание психолого-педагогических и специальных музыкально-эстетических условий. Спецкурс «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника» как средство формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника включает в себя эти условия.
3. По мере освоения спецкурса и прохождения практики у студентов происходит формирование философских, психолого-педагогических, музыкально-эстетических основ аксиологического подхода, методических знаний и способов его применения в музыкально-воспитательном процессе, что способствует развитию личности будущего учителя музыки в свете гуманистической педагогики.
4. Соблюдение целенаправленности в реализации уровневой системы аксиологического подхода в музыкальном воспитании способствует повышению эффективности музыкально-воспитательного процесса: формированию духовного мира личности, ориентирующегося на неприходящие вечные ценности, заключенные в содержании музыкального произведения; высокому уровню интересов и потребностей в области музыкального искусства; расширению сферы информированности, повышению требований к источникам информации; развитию и углублению восприятия ценностного содержания музыкального произведения; выходу музыкально-воспитательной деятельности на творческий уровень. Это подтверждают данные, полученные на завершающей стадии экспериментального исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последние годы развития педагогической науки характеризуются повышенным интересом к проблемам аксиологии. Изучение аксиологических основ педагогики осуществляется на различных уровнях и находит отражение в научно-исследовательских работах. Наряду с этим можно констатировать возросший интерес педагогов-музыкантов к ценностным ориентациям в музыкальном воспитании подрастающего поколения, стимулированный развитием аксиологического подхода к педагогическим явлениям.
Вопрос о формировании готовности будущих учителей к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника до настоящего времени не рассматривался. Однако, без сомнения, данная проблема представляет определенный интерес.
Проведенное нами исследование в целом подтвердило выдвинутое предположение и позволило решить поставленные задачи. Было показано, что одним из направлений совершенствования гуманистически направленного профессионального развития будущего специалиста в системе среднего образования является формирование у него готовности к реализации аксиологического подхода в воспитании, на примере музыкального воспитания.
Опираясь на теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-эстетической литературы, в исследовании определено содержание и структура аксиологического подхода в музыкальном воспитании. Анализ исторической эволюции высших духовных ценностей раскрывает аксиологическое содержание культурообразующей функции философии как синтеза триединства категорий Красоты, Добра, Истины, который может быть положен в основу философии гуманизма. Духовность определяется как идеальная форма бытия сущностных сил человека, в которую интегрированы эмотивная, познавательная и результативно-творческая составляющие практического мироотношения. Этот вывод дает основание для определения аксиологического подхода в музыкальном воспитании - как синтеза триединства эмоционального, познавательного и результативно-творческого компонентов, реализующих гуманистическую функцию воспитания, что доказывает социальную значимость проводимого исследования.
В диссертации рассматривается проблема развития личности на основе общечеловеческих ценностей. Аксиологический подход в музыкально-воспитательном процессе может рассматриваться в широком смысле, как максимальное расширение границ личностного ценностного опыта через контакт с обширнейшими сферами уже накопленного ценностного духовного опыта прошлого и настоящего, и в узком смысле, как специально организованная деятельность по включению личности в жизнь на основе формируемых ценностных ориентаций.
Методологическим обоснованием аксиологического подхода в музыкальном воспитании является опора на интегрированные принципы или подходы, которые, определенным образом, соподчинены, представляют собой систему, где каждый из них предполагает другие и реализуется при условии осуществления остальных. Все эти принципы или подходы являются методологической основой гуманистического воспитания. Идея гуманизации образования является следствием применения аксиологического подхода к воспитанию. Принципы гуманистического воспитания (подходы) отражают основные требования к организации воспитательно-образовательной деятельности, указывают ее направленность, помогают подойти творчески к построению воспитательно-образовательного процесса.
В данном исследовании выявлены уровни и критерии готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.
Установлено, что эффективность формирования готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании обеспечивалась созданием и соблюдением комплекса условий: психолого-педагогических и специальных музыкально-эстетических. Современная психология и педагогика интенсивно занимается исследованиями проблем личности, ее отношений, установок, мотивов поведения, восприятия и т. д. Новейшие достижения психолого-педагогической науки являются необходимым условием осуществления аксиологического подхода в музыкальном воспитании. Музыкально-эстетическими условиями аксиологического подхода в музыкальном воспитании является раскрытие концептуально-понятийного аппарата музыкально-эстетической культуры как аксиологической системы. Музыка рассматривается как искусство, способствующее воспитанию и развитию личности: ее ценностного мировоззрения, духовной культуры, музыкально-эстетического вкуса, ценностно-ориентированного поведения. В результате исследования разработана и апробирована модель системы формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, которая включает ряд последовательных разделов: целевой, научно-определяющий, методико-исследовательский, результативный.
Экспериментальная проверка данной системы показала позитивные изменения как в личностном, так и в профессиональном развитии студентов. В ходе эксперимента у будущих учителей и у учащихся начальной школы изменились ценностные ориентации, интересы и потребности. Ценностное мировоззрение стало носить ярко выраженную гуманистическую ценностную направленность. Музыкально-эстетический вкус ориентируется на классические эталоны культуры. Музыкально-эстетическая деятельность носит ценностно-творческий характер. Полученные данные подтверждают это.
Анализ результатов формирующего эксперимента позволил утверждать, что формирование готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника в условиях профессиональной подготовки в педагогическом колледже, может быть сформирована при последовательном освоении следующих уровней:
I уровень - чувственно-логический;
II уровень - духовно-практический;
III уровень - музыкально-культурный.
Количественный и качественный анализ результатов исследования показал, что готовность к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника формируется как при теоретическом освоении студентами спецкурса «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника», так и в условиях педагогической практики. Результаты экспериментальной группы отражают качественную специфику системы формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании, отражающая их ориентиры на самостоятельную ценностно-творческую, музыкально-воспитательную деятельность.
Таким образом, в исследовании подтверждена гипотеза: подготовка студентов педагогического колледжа к реализации аксиологического подхода в музыкально-воспитательной деятельности успешно осуществляется при определении содержания и структуры аксиологического подхода в музыкальном воспитании; сформированности убеждения в необходимости готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании как неотъемлемой части общей профессиональной подготовки учителя через реализацию системы целенаправленного образовательного процесса, учитывающего психолого-педагогические и специальные музыкально-эстетические условия формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформировать выводы, которые изложены выше.
В дальнейшем представляется целесообразным исследование и разработка новых технологий формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании учащихся средних и старших классов, мировой художественной культуры, культурологии. Важным представляется формирование готовности к реализации аксиологического подхода в самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ланцова, Татьяна Ивановна, Ставрополь
1. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей МГПУ им. В.И. Ленина, 1990.-188 с.
2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. - 141с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-336 с.
4. Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание в формировании духовного мира школьников// Роль искусства в коммунистическом воспитании школьников: Материалы V Всесоюзных пед. чтений. М., 1979. - С.81-92
5. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. - 55 с.
6. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания// Избранные психологические труды: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1980.- Т. 1. С. 13-178
8. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. -255 с.
9. Андрейкова С.А. Гуманистические ценности в системе профессионально-педагогической подготовки учителя в США (60 90 гг.): Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 16 с.
10. Ю.Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. -М.: Мысль, 1970. 183 с.
11. П.Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-255 с.
12. Апраксина О.А. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1986.-37 с.
13. Арчажникова Jl.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дис. докт.пед. наук. М., 1986. -37с.
14. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. - 64 с.
15. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -Л.: Музыка, 1965.- 151 с.
17. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
18. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. -382 с.
19. Ахмедханов A.M. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в студенческой группе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983.- 16 с.
20. Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущих учителей: Автореф. дис. докт. пед. наук. Л., 1991.-36 с.
21. Бакурадзе О.М. Истина и ценность// Вопросы философии. 1966. - №7. -С.45-48
22. Бакурадзе О.М. Природа морального суждения. Тбилиси: ТГУ, 1982. - 84с.
23. Балакина И.Ф. Проблеме ценностей внимание исследователей// Вопросы философии. 1965. - №9.-С. 152-157
24. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1973.-320 с.
25. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.
26. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. - 144 с.
27. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. - 64 с.
28. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. -311 с.
29. Богатов В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки: Дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 260 с.
30. Бондаревская Т. Педагогический такт. М.: Учпедгиз, 1961. - 79 с.
31. Борев Ю.Б. Эстетика. -М.: Политиздат, 1988. 496 с.
32. Бочаров М.П. Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1992. - 20 с.
33. Брайченко Т.Ф. Формирование ценностных ориентаций у студентов педагогического института средствами музыкального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1990. - 24 с.
34. Брожик В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982. - 261 с.
35. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. -М.: Искусство, 1975. 175 с.
36. Быховский Б. Аксиология// Философская энциклопедия. М., 1962. - Т.1. -С.30-31.
37. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1978. - 575 с.
38. Ванслов В.В. Об отражении действительности в музыке. М.: Искусство, 1953.-235 с.
39. Вахнянская И.Л. Некоторые показатели эстетического отношения младших школьников к предмету: Сб. науч. тр./ Экспериментальное исследование по проблемам педагогической психологии/ Отв. ред. А.И. Соколов. М.: Музыка, 1978. - С.87-92
40. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 248 с.
41. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость// Восприятие музыки/ Ред.-сост. В.Н. Максимов. М.: Педагогика, 1980. - С.229-249
42. Виндельбанд В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками/ Под ред. А.И. Введенского. М.: Канон-Пресс, Кучково поле, 1998. - 469 с.
43. Водзинская В.В. Понятия, установки, отношения и ценностные ориентации в социологическом исследовании// Философские науки. 1968. - №2. - С.48-54
44. Волков Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвузов: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983.- 16 с.
45. Вольняков В.В. Ценностные отношения в системе философского знания: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1985. - 26 с.
46. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960.-500 с.
47. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. - 527 с.
48. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
49. Выжлецов Г.П. Эстетика в системе философского знания. Л.: ЛГУ, 1984. -175 с.
50. Выжлецов Г.П. О методологической основе единства теории и практики эстетического воспитания студентов// Эстетическое воспитание в ВУЗе/ Отв. ред. Г.П. Выжлецов. Л.: ЛГУ, 1990. - 156 с.
51. Вьюнова Н.И. Обучение студентов педагогических вузов реализации индивидуального подхода в воспитании младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. - 16 с.
52. Вяткин Б.А., Дрофман Л.Я. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики// Вопросы психологии. 1980. - №1. - С.94-100
53. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. - 447 с.
54. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1964. - 583 с.
55. Горюнова JI.B. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников// Музыкальное воспитание в школе. 1975. - №10. - С.202-212
56. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. М.: Просвещение, 1998. - 298 с.
57. Гречаный В.В. Аксиологический аспект философии: Автореф. дис. докт. философ, наук. М., 1989. - 37 с.
58. Григорьев А. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1980. - 496 с.
59. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. — М.: Просвещение, 1969. -77 с.
60. Груздова И.Н. Механизм формирования ценностных ориентаций у студентов: Автореф. дис. канд. философ, наук. Минск, 1987. - 18 с.
61. Гуревич А .Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. - 359 с.
62. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. -350 с.
63. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
64. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояния и проблемы исследования// Вопросы психологии. 1991. - №6. - С.5-14
65. Даль В. Гуманный// Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. - Т.1. - С.408.
66. Данилов Н.А. Место и роль ценностных ориентаций в системе мировоззрения: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1990. - 16 с.
67. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. T.l. -М.: Мысль, 1989. 654 с.
68. Демин Н.В. Проблема ценности и ценностного отношения// Вестник МГУ. Сер. Философия. 1974. - №2. - С.44-48
69. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности// Советская педагогика. -1974. №5. - С.67-76
70. Дробницкий О.Г. Проблема ценности в марксистской философии// Вопросы философии. 1966. - №7. - С.33-44
71. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967. - 351 с.
72. Дробницкий О.Г. Ценность// Философская энциклопедия. М., 1970. - Т.5. -С.462.
73. Дубровский Д.И., Черносвитов Е.В. К анализу структуры объективной реальности// Вопросы философии. 1979. - №3. - С.43-49
74. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.И. Психология высшей школы. Минск: БГУ, 1981.-383 с.77.3дравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986-221с.
75. Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей// Философские науки. 1987. - №4. - С.11-18
76. Зотов А.Ф. Диалектика развития науки: ее ценностные установки и познавательные схемы// Вопросы философии. 1976. - №1. - С. 105-116
77. Ивин А.А. Основная логика оценок. М.: МГУ, 1970. - 229 с.
78. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя/ Сост. В.И. Викторов. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
79. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1971. - 767 с.
80. Каган М.С. Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
81. Каган М.С. О духовном: опыт категориального анализа// Вопросы философии. 1985. - №9. - С.81-82
82. Каган М.С. О философском понимании ценности// Вестник ЛГУ. Сер.6. -1987. - Вып.З. - С.44-50
83. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
84. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997.-205 с.
85. Кант И. Собрание сочинений: В 6т. Т.5. М.: Мысль, 1966. - 564 с.
86. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. - 709 с.
87. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. - 591 с.
88. Китов Ю.В. Роль эстетического интереса в освоении эстетических ценностей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989. 16 с.
89. Кожинов В.В. О различии эстетических и художественных ценностей// Контекст: 1986/ Отв. ред. Н.К. Гей. -М., 1987. С. 163
90. Коршунов A.M. Отражение. Деятельность. Познание. М.: Политиздат, 1970.-216 с.
91. Красноярова Н.Г. Роль эстетического идеала в формировании ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. канд. философ, наук. Тбилиси, 1980. -16 с.
92. Кремлев Ю.А. Проблема доходчивости искусства// Избранные статьи. Д.: Музыка, 1969.-204 с.
93. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967.- 181 с.
94. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. -167 с.
95. Левина М.М. Социальная функция процесса обучения в решении задач формирования личности// Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ им. Ленина, 1986. - С.79-82
96. Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1982. - 636 с.
97. Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1982. - 686 с.
98. Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Т.З. М.: Мысль, 1982. - 734 с.
99. Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1989. - 554 с.
100. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского университета, 1981. - 584 с.
101. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985,- 175 с.
102. Лихачев Б.Т. Цели воспитания личности// Советская педагогика. 1991. -№ 4. - С.65-68
103. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей УПК и ФПК. М.: Прометей, 1993. - 528 с.
104. Локк Д. Сочинения: В 3 т. Т.З. М.: Мысль, 1988. - 668 с.
105. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 444 с.
106. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки// Советская музыка. -1990. -№11.-С.64-71
107. Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1967. -24с.
108. Малышев И.В. Эстетическое в системе ценностей. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1983. - 151 с.
109. Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. М.: Наука, 1975. - 231 с.
110. Медведева И.А. Формирование эстетической оценки элементов звучащей речи и музыки у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.-26 с.
111. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1972. - 152 с.
112. Медушевский В.В. Действенность музыкальной формы и восприятия музыки// Восприятие музыки/ Сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. -С. 178-194
113. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе/ Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. М.: ИКА «Москва», 1990. - С.34-35
114. Микешина JI.А. Детерминация естественнонаучного познания. Л.: Изд-во ленинградского университета, 1977. - 104 с.
115. Моделирование психологических ситуаций/ Под ред. Ю.Н. Кулюшкина, Г.С. Сухобской М.: Педагогика, 1981. - 120 с.
116. Монтень М. Опыты: Избранные произведения в 3 кн. Кн. 1. М.: Голос, 1992.-384 с.
117. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск: Научная книга, 1984. - 319 с.
118. Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание/ Сост. Н.А. Терентьева, Р.Г. Шитикова. М.: Просвещение, 1994. - 79 с.
119. Музыкальные ритмы начальной школы: Сборник методических рекомендаций по организации музыкального воспитания учащихся 1-4 кл./ Сост. М.М. Баранник, М.П. Борисова и др. Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 1998.- 144 с.
120. Музыкальный фольклор. 1-4 кл./ Сост. Л.Л. Куприянова, Л.В. Шамина. -М.: Просвещение, 1992. 15 с.
121. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. М.: МГПИ, 1988. - 62 с.
122. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека// Психологическая наука в СССР. М., 1960. - Т.2. -С.111-112
123. Надолинская Т.В. Книга для учителя. Методические рекомендации к учебному комплексу «Музыка» (1-3 кл.). Таганрог: Айкэн, 1998. - 176 с.
124. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М.: Наука, 1969. - 246 с.
125. Нарский И.С. Ценность и полезность// Философские науки. 1969. - №3. - С.33-39
126. Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. М.: Мысль, 1982. - 636 с.
127. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-382 с.
128. Неменский Б.М. Путь к духовной культуре// Детская литература. 1976. -№5. - С.30-35
129. Ницше Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1990. - 828 с.
130. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: МГУ, 1990. - 302 с.
131. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под ред. В.В. Богословского. М.: Просвещение, 1973. - 351 с.
132. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1995.-928 с.
133. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин и др. М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
134. Педагогика и психология высшей школы/ Под ред. С.И. Самыгина. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.
135. Прикладная социальная психология/ Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 688 с.
136. Полозов В.Р. Природа философских ценностей: Автореф. дис. канд. философ, наук. -М., 1993. 16 с.
137. Пономарев Ю.Ю. Аксиологическая функция философии: Автореф. канд. философ, наук. Киев, 1992. - 16 с.
138. Попова И.М. Системный подход в социологии и проблема ценностей// Вопросы философии. 1968. - №5. - С.95-105
139. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. М.: МГУ, 1989. - 88 с.
140. Программа восьмилетней школы. М.: Просвещение, 1980. - 208 с.
141. Программа «Музыка». 1-4 кл.: Для школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла/ Сост. Г.П. Сергеева. М.: Просвещение,1996.-79 с.
142. Программа по музыке: С поурочной методической разработкой для общеобразовательной школы. 1-3 кл./ Э.Б. Абдуллин, Т.А. Байдер и др; под ред. Д.Б. Кабалевского. -М.: Просвещение, 1981. 112 с.
143. Программы образовательных учреждений: Музыка. 1-7 кл./ Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Е.Н. Николаева и др.; под ред. Ю.Б. Алиева. М.: Просвещение, 1993. - 79 с.
144. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -96с.
145. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки: Учебно-методическое пособие. СПб.: ГУПМ, МиМ-Экспресс, 1997. - 128 с.
146. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М.: Изд-во УДН, 1987. - 197 с.
147. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704с.
148. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 147 с.
149. Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.-354 с.
150. Рубцова Г.Б. Роль искусства в формировании самосознания личности// Духовные ценности как предмет философского анализа. М., 1985. - С.11-17
151. Рудницкая О.П. Формирование эстетических оценок у студентов педагогических ВУЗов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1977. - 25 с.
152. Рудь И.Д., Цуккерман И.И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия. -М.: Искусство, 1974. 127 с.
153. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова думка, 1976. -152 с.
154. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учебное пособие для студентов начальных отделений и факультетов средних педагогических учебных заведений. М.: Центр Академия, 1998. - 136 с.
155. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте// Педагогика. 1998. - №7. - С.14-17
156. Ситаров В.А. Проблемы подготовки будущего учителя к формированию личности младшего школьника (вопросы теории и практики)// Педагогическое образование. М., 1990. - Вып.1. - С.21-29
157. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 164 с.
158. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функции// Профессиональная подготовка учителя в системе высшего профессионального образования. М., 1982. -С.19
159. Сластенин В.А. и др. Проблема формирования социально активной личности учителя: состояние и перспективы исследования// Формирование социально активной личности: сущность, проблемы. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - ч.1.-С.19-50
160. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Формирование у студентов методологической культуры, современного стиля научно-педагогического мышления// Формирование личности учителя в педагогическом вузе. -Казань: КГПИ, 1989. -С.62-72
161. Сластенин В.А. Учитель и время// Советская педагогика. 1990. - №9. -С.3-9
162. Соловьев B.C. Общий смысл искусства// Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1990. - Т.2. - С.396.
163. Соловьев B.C. Красота в природе// Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1990. - Т.2. -С.354.
164. Соловьева О.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педагогических вузов к работе по эстетическому воспитанию младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1988. 15 с.
165. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. - 192 с.
166. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Музыка, 1975. - 64 с.
167. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Музыка, 1975. -202 с.
168. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования. Л.: Советский композитор, 1981. - 296 с.
169. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2т. Т.2. М.: Наука, 1975. - 727 с.
170. Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л. Изучение профессионально-педагогической подготовленности студентов к работе в школе// Советская педагогика. -1975. -№11.-С.71-79
171. Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя воспитателя. - Ярославль: ЯГНИ, 1976. - 82 с.
172. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972 -271 с.
173. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 464 с.
174. Таранова Т.Н. Подготовка воспитателя в дошкольных педагогических училищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей: Дисс. канд. пед. наук. М., 1992.-207 с.
175. Таранова Т.Н. Содержание и структура аксиосферы культуры и ее моделирование в образовании// Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах. Ставрополь, 1998. - С. 139-140
176. Тарасов Г.С. Музыкальные потребности, музыкальные способности, музыкальное восприятие// Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев, 1986. - С.56-69
177. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания// Вопросы художественного воспитания. -М., 1947. №4. - С.10-77
178. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младшего школьника на уроках музыки в процессе восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990. - 184 с.
179. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1960. - 156 с.
180. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: ЛГУ, 1968. - 124 с.
181. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л.: ЛГУ, 1978. - 128 с.
182. Фарбштейн А.А. Музыкальная эстетика и семиотика. М.: Музыка, 1974. - 208 с.
183. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. - 711 с.
184. Филимонюк JI.A. Готовность к конструктивно-проектировочной деятельности как результат профессионального становления будущего педагога.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1999. -26 с.
185. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Интеллектуальное воспитание личности// Педагогика. 1998. - №1. - С.54-61
186. Хоружко К.М. Культурология// Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997. - 640 с.
187. Ценности и ценностные отношения// Проблема ценностей в философии. -М.-Л.: Наука, 1966. -С.41-49
188. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. АН СССР, Ин-т философии. -Тбилиси: Мецниереба, 1984. 171 с.
189. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. -Рига: Зинатне, 1991.-303 с.
190. Чхартишвили Ш. Потребность и воля// Серия философии, психологии, экономики и права. 1971. - №4. - С.80
191. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200 с.
192. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков: Автореф. дис. докт. пед. наук. Ворошиловград, 1986. -48 с.
193. Шиянов Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1982.- 16 с.
194. Шиянов Е.Н. О ценностном подходе к формированию социально активной личности учителя// Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ им. Ленина, 1986. - С. 32-37
195. Шиянов Е.Н. Гуманистическое образование и профессиональная подготовка учителя: Учебное пособие. М., - Ставрополь: МГПИ им. В.И. Ленина, Ставропольский гос. пед. ин-т. - 1991. - 180 с.
196. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дисс. докт. пед. наук. М., 1991. —400 с.
197. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону: РИО АО Цветная печать, 1995. -314 с.
198. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. -479 с.
199. Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку: Беседы с молодежью. М.: Молодая гвардия, 1958. - 15 с.
200. Юдина Е.И. Азбука музыкально-творческого развития: Образовательно-игровое пособие по творчеству для учащихся. М.: Виконт, 1994. - 104 с.
201. Ядов В.А., Беляев Э.В., Водзинская В.В. Междисциплинарный подход к изучению состояния между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением. М,: Сов. Социологическая ассоциация, 1970. - 10 с.
202. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения индивида. Методические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-295 с.
203. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. - 144 с.
204. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М.: Педагогика, 1985. -75 с.
205. Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии// Вопросы психологии. 1989. - №6. - С.5-13
206. Value and Valuation// Encyclopedia of Philosohy. N.Y., 1967. - S.85.