Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности

Автореферат по педагогике на тему «Формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Кузнецов, Константин Валерьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности"

На правах рукописи

Кузнецов Константин Валерьевич

Формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у

студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности

13.00.08 — теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Мсскпа 20! 2

005056708

005056708

Диссертация выполнена на кафедре педагогики и психологии Российской международной академии туризма.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Лагусев Юрий Михайлович.

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и политологии Академии федеральной службы безопасности Российской Федерации

Литвинов Эдуард Петрович;

кандидат педагогических наук, протоиерей, благочинный Ногинского района Московской области

Ялов Михаил Александрович. Ведущая организация: ФГОУ ВПО Московский государственный

университет культуры и искусств.

Защита состоится ¿с&СЛ^иР 20 и г. в часов на

заседании диссертационного совет:*' Д 311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: Октябрьская улица, д. 10, микрорайон Сходня, г. Химки Московской области, 141420, зал диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской международной академии туризма: улица Горького, д.7, микрорайон Сходня, г. Химки Московской области, 141420, читальный зал.

Автореферат разослан «$§> (^¿¿■¿/¿¿¿У?'-/' 20И^г.

Учёный секретарь ----, , —

диссертационного совета . , "г с' В.Ю. Питюков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современной России возрождается интерес к религии. По данным социологических опросов: верят в Бога 47 % опрошенных. Из них почти половина никогда не читали Библию, 10 % регулярно ходят в Церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, а 43 % ходят в церковь только по праздникам1. Православное христианство до сих пор остается главной религией в нашей стране. По данным опроса 73,6% россиян считают себя православными; 4% граждан российской федерации приверженности ислама. Менее 2% принадлежат к иным конфессиям христианства, 18,5% атеисты и лишь 2,3% затруднились с религиозным выбором2. Современная общественная практика показала, что интерес к религии характерен не только для верующих. К идеям высшего суда, истины, добра, любви обращается ныне значительная часть граждан России. Об этом говорит хотя бы анализ выступлений в СМИ и публикаций в прессе деятелей искусства, политических лидеров.

Сколько помнит себя человечество, столько существуют деструктивные религиозные организации, состоящие из групп людей, фанатично следующих за своим лидером.В ряде исследований отмечается, что в 20 веке многие секты начали применять психологические методы воздействия на психику человека, направленные на подавление воли человека. За последние 20 лет в нашей стране появилось множество Ьрганизаций, прибегающих к разного рода злоупотреблениям с целью как можно больше ограничить возможность своих прихожан самостоятельно мыслить и действовать. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, подменяют их ценности, обрывают их связи с близкими и родными, а нередко даже толкают на убийства. Человек, попавший в секту, нередко подвергается насилию; от избиений и изнасилований до изматывающей, истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна.

Иными словами, члены сект превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы, которая, в свою очередь, делает все возможное, чтобы держать их у себя, покуда они еще могут быть полезными. По существу, мы имеем дело с мафиозными структурами, скованными железной дисциплиной и беспрекословным повиновением своему руководству. Эти религиозные организации являются деструктивными.

Деструктивные религиозные организации (секты) самым фундаментальным образом нарушают гражданские права. Разрушаются семьи, люди лишаются собственности и, в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встает проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить. В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется 2 года.

' Религия в цифрах и фактах // СТАТИСТИКА.ру, 05.12.2007.

2 ВЦИОМ. Итоги всероссийского опроса, март2010.

Данное исследование непосредственным образом относится к сфере "человек-человек". К этой сфере относятся такие профессии, как: специалисты сферы туризма (гиды, экскурсоводы, аниматоры и т.д.); педагоги (воспитатели детских садов, учителя школ и преподаватели высших учебных заведений); работники медицинских учреждений (медсестры, врачи, фельдшеры и т.д.) и многие другие специалисты, сутью работы которых является работа с людьми.

Исследование направлено на подготовку будущих специалистов с педагогической направленностью деятельности к антирпопаганде религиозного экстремизма.

Проблемам секговедения посвящены научные труды отечественных и зарубежных ученых: А.Л. Дворкина3, Т. Гандоу4, И.Я. Кантерова и многих других. Проанализировав их основные труды, нам не удалось наити исследования, в которых рассматриваются проблемы формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у специалистов сферы "человек-человек".

Вышеизложенное позволило сформулировать противоречие, суть

которого состоит в следующем:

с одной стороны, существует возможность формирования умений по антипропаганде религиозного экстремизма в учебном процессе ВУЗа, с другой стороны, очевидная недостаточная разработанность теоретических и методических основ обучающихся к антипропаганде религиозного экстремизма среди студентов в системе образовательного процесса в гуманитарных ВУЗах.

Выявленное противоречие определило выбор темы исследования, и позволило сформулировать его проблему - каковы содержание,формы и методы формирования у студентов гуманитарных ВУЗов умении антипропаганды религиозного экстремизма в профессиональной деятельности.

Проблема определила цель исследования: разработать содержание, формы и методы формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности.

Объект исследования - образовательный процесс в гуманитарных

ВУЗах

Предмет исследования - формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью деятельности

Гипотеза исследования: эффективность формирования у студентов гуманитарных ВУЗов умений антипропаганды религиозного экстремизма будет повышаться, если:

- проанализировать содержание деятельности существующих деструктивных религиозных организаций (сект) и объединений, выявить их типологию и на этой основе выявить направления работы со студентами

3 Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования - Изд. 3-е пераб и доп. - Нижний Новгород.:«Издательство братства во имя св. князя Александра Невского», 2002. -702 с, —ISBN 5-88213-050-6.

4 Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. - Клин: Изд-во Братства свт. Тихона, 1992.

5 Каптеров И.Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины) / Н.Я. Каптеров. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2006

гуманитарных ВУЗов по формированию умений антипропаганды религиозного экстремизма;

- произвести отбор умений, необходимых для антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов в будущей профессиональной деятельности, и с их учетом сконструировать содержание учебного материала, необходимого для формирования у студентов умений в области антипропаганды религиозного экстремизма;

разработать модель формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать содержание деятельности существующих деструктивных религиозных организаций (сект) и объединений, и выявить их типологию и на этой основе выявить направления работы со студентами гуманитарных ВУЗов по формированию умений антипропаганды религиозного экстремизма;

2. Произвести отбор умений, необходимых для антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов в будущей профессиональной деятельности;

3. Определить содержание учебного материала, направленного на формирование у студентов умений в области антипропаганды религиозного экстремизма;

4. Разработать и экспериментально проверить модель формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности.

Методологической основой исследования Фундаментальное значение в диссертационном исследовании имеют категории "формирование", "умения", "знания", "профессиональная деятельность" конкретизированные в основных положениях психолого-педагогической науки (Б. Г. Ананьев, JI. И. Божович, О. Конт, И. И. Чесноков, Д.И. Фельдштейн, Дж. Мид, М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович и др.).

Исследование проводилось под значительным влиянием теории образования (В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров, В.М. Розин и др.). В работе использованы фундаментальные научные труды по теории и методике профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, B.C. Леднёв, A.M. Новиков и др.).

Важное значение для раскрытия темы работы имели труды посвященные религиозной философии, сектоведению и сущности религиозного экстремизма (A.JI. Дворкин, М.А. Плотников, П.Г. Носачев, Т.Т. Христов, ИЛ. Кантеров, Г. Иоффе, , Лев Семенов, H.A. Бердяев, А.Г. Залужный, В.А. Бурковская, З.С. Арухов и др.).

Исследование опирается на науные труды отечественных педагогов, психологов (Л.А. Михайлова, Б.И. Мишина, А.Т. Смирнова, В.Н. Латчука, И.К. Топорова, С.Н. Ваигородского, Л.И. Шершнева, В.В. Сапронова и др.),

посвященные общенаучным, теоретическим и практическим аспектам безопасности личности, общества и государства, разработки теоретических и методических основ безопасности жизнедеятельности.

Опытно экспериментальной базой исследования являются

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский городской педагогическим университет, Россиская международная академия туризма. Всего в эксперименте участвовало 586 человек.

Этапы исследования: исследование проводилось с 2009 по 2012 год в

этапа:

Первый этап (2009-2010 гг.): теоретический анализ научно-методической литературы и оценка опыта работы отечественных учебных заведений по подготовке студентов в сфере анти пропаганды религиозного экстремизма; проанализировано состояние проблемы религиозных культовых новообразований в современном обществе ; рассмотрены религиозные аспекты безопасности как педагогическая проблема, в том числе, проанализированы принципы и критерии отбора содержания учебного материала и форм проведения занятий со студентами гуманитарных ВУЗов в области антипропаганды религиозного экстремизма.

Второй этап (2010-2011 гг.): опытно-экспериментальная проверка основных положений гипотезы. В этот период проводились мероприятия, предусматривающие внедрение педагогических условий реализации программы подготовки в сфере антипропаганды религиозного экстремизма в образовательный процесс гуманитарного ВУЗа; формирующий констатирующий эксперимент; апробация экспериментальных учебных планов и программ, отслеживание результатов, их оценка.

Третий этап (2011-2012 гг.): обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация и статистическая обработка экспериментальных данных. Сформулированы выводы, завершено оформление

диссертации.

Научная новизна исследования:

1) Раскрыта типология существующих деструктивных религиозных организаций (религиозные секты; псевдорелигиозные секты, такие как: теософские, спиритические, масонские секты; светские секты: политические, псевдо политические, эстетические, псевдо эстетические, коммерческие, научные секты, псевдонаучные); выявлены направления работы со студентами гуманитарных ВУЗов по формированию умений антипропаганды религиозного экстремизма, такие как: формирование знаний и умений по распознаванию религиозных сект; формирование знаний о псевдорелигиозных сектах, знании об их отличительных особенностях; формирование знаний и умений выделения из деструктивных организаций светских сект, деятельность которых не связана с религией, но направление работы которых напрямую связанна с криминалом и экстремизмом; формирование знаний о религиозном экстремизме, правовой защите граждан от посягательства деструктивных религиозных организации.

2) Произведён отбор умений антипропаганды религиозного экстремизма необходимых студентам, таких как: умение оценивать возможный риск

и

и

появления религиозного экстремизма на территории региона; умение классифицировать опасности деструктивных религиозных организации; умение владеть ситуацией при общении с адептами сект, вести диалог, в случае вербовки; умение проконсультировать пострадавших от сект и их родственников о том, где и как получить помощь;

3) Определено содержание, направленное на формирование умении антипропаганды религиозного экстремизма у студентов, включающее такие разделы, как; характеристика деструктивных религиозных организации; социально-психологические аспекты деструктивных религиозных организации; принципы, правила и требования безопасного поведения в социально опасных ситуациях, связанных с проявлениями религиозного экстремизма и направленных на противодействие экстремистской деятельности; формы и методы правовой защиты граждан от посягательств религиозных экстремистов;

4) Разработана модель формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности и включающая такие модули: программно-целевой модуль операционально-деятельностный модуль, оценочно-коррекционныи модуль.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория I методика профессионального образования дополнена системным, представлением в виде модели формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем, разработано программно-методическое сопровождение формирования у студентов умений антипропаганды религиозного экстремизма в образовательном процессе гуманитарных ВУЗов; подготовлены методические рекомендации для преподавателей гуманитарных ВУЗов по формированию у студентов умений антипропаганды религиозного экстремизма.

Положения, выносимые на защиту:

1 Выявленная типология деструктивных религиозных организации (сект), определяет направления работы со студентами по антипропаганде религиозного экстремизма, такие как: формирование знаний и умений по распознаванию религиозных сеет; формирование знаний о псевдо религиозных сектах, знании их отличительных особенностей; формирование умений выделять из деструктивных организаций светские секты, деятельность которых не связана с религией, но направление работы которых напрямую связано с криминалом и экстремизмом; формирование знаний о религиозном экстремизме, правовой защите граждан от посягательств деструктивных религиозных организации.

2 К умениям, необходимым для антипропаганды религиозного экстремизма в будущей профессиональной деятельности студентов гуманитарных ВУЗов, относятся: умение оценивать возможный риск появления религиозного экстремизма на территории региона; умение классифицировать опасности деструктивных религиозных организаций и закономерности их проявления; умение владеть ситуацией при общении с адептами сект; умение

о

проконсультировать пострадавших от сект и их родственников о том, где и как получить помощь.

3. Формирование у студентов умений основываются на их знаниях о деятельности деструктивных религиозных организаций (такие как: знания о классификации и характеристики деструктивных религиозных организации; знания социально-психологические аспектов деструктивных религиозных организаций; знания принципов, правил и требований безопасного поведения в социально опасных ситуациях, связанных с проявлениями религиозного экстремизма и направленных на противодействие экстремистской деятельности; знания форм и методов правовой защиты граждан от посягательств религиозных экстремистов), которые могут быть получены в процессе изучения элективных курсов- "Религиозные аспекты безопасности", "Психология религиозных сект , "Религиозный экстремизм: сущность, формы" и "Типология религиозных сеет".

4 Разработанная модель системно и целостно представляет процесс и результат формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма и включает такие модули, как: программно-целевой модуль, операционально-деятельностный модуль, оценочно-коррекционный модуль.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно практической конференции «Безопасность и образование: качество, эффективность, перспективы» (Москва 2011); на заседаниях кафедры Безопасности Жизнедеятельности Московского Городского Педагогического Университета (Москва); на заседаниях кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (201 источник), 4 приложений. В тексте содержится 4 таблицы, 4 диаграммы, 1 схема, 3 рисунка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность темы и выбор исследования, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, охарактеризована научная новизна, теоретическая значимость работы, надежность и достоверность её результатов, раскрыты положения, вынесенные на защиту.

В первой главе "Теоретические основы формирования педагогических умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности" рассматриваются: историческая эволюция деструктивных религиозных организации и их социально опасной деятельности; психолого-педагогические аспекты деятельности деструктивных религиозных организаций, их характеристика и сравнительный анализ с деятельностью традиционных религий на территории Российской Федерации; правовая защита граждан Российской Федерации от посягательства религиозных экстремистов; сущность и формы религиозного экстремизма, преодоление конфессиональных противоречий как важное направление борьбы с религиозным экстремизмом.

Основываясь на исследованиях ученых, мы смогли прийти к выводу о том, что религиозная секта - это религиозная организация, группа или

объединение лиц, открыто или тайно противопоставляющих себя какой-либо религиозной конфессии или социуму, претендующих на исключительность и истинность в религиозных и (или) светских вопросах, часто извращающих постулаты, принятые официально признанными религиозными организациями, и предъявляющих жёсткие требования к адептам, которые включают в себя

самоограничение и аскетизм.

В главе проанализированы основные деструктивные религиозные

организации и раскрыта их характеристика.

В процессе анализа религиозных сект выведена следующая их классификация : христианские, исламские, буддийские, индуистские, синтоические секты и прочие (деятельность которых основывается на догмах официальных религиозных конфессиях); псевдохристианские, псевдо исламские, псевдо индуистские секты и прочие.

Псевдо религиозные секты имеют следующею классификацию: теософские секты, учение которых основано на вере в возможность познания некой таинственной информации с помощью мистического опыта; спиритические секты, учение которых основано на том, что души умерших продолжают свое существование в потустороннем мире и с помощью некоторых действий с ними можно выйти на связь; учение масонов основано на том, что путем развития в себе нравственных, физических качеств можно

достичь земного рая.

Светские секты можно выделить как особый вид религии - секулярную религию, которую по форме можно отнести к элементарной, примитивной религии,'объектом поклонения и обожествления в которой выступают реальные лица - вожди национальных или классовых движений.

В отличии от религиозных сект и псевдо религиозных сект, где во главе учения стоит религия, в светских сектах основную роль играют не религиозные основы (идеи добра, идея высшего суда, божественные пророки и прочие атрибуты), а социальные аспекты жизни. Во главе таких сект обычно стоит вполне реальный человек, акцентирующий внимание не на своих "божественных качествах", а на иных, социальных аспектах бытия.

Понятие «экстремизма» - одно из самых противоречивых в настоящее время. Сложность определения состоит в следующем: какие действия относятся к экстремистским? Времена меняются, а эти действия относительны. Во времена правления Сталина сожжение портрета вождя трактовалось как экстремистский акт, а сейчас жестокое убийство националистами представителя другой расы рассматривается как обычное убийство. Сложность в том, что понятие экстремизма включает в себя массу разных явлений, практически не связанных между собой как с точки зрения морали, так и с точки зрения закона: от акта вандализма на еврейском кладбище до теракта. Поэтому и наблюдается в последнее время тенденцию расширения этого понятия в законодательстве РФ.

Рисунок 1: "Классификация религиозных сект"

На основание ФЗ РФ от 25 июля 2002г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»6 мы выделим следующие понятие экстремизма: «деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;, публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;, финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств».

Правового понятия, как "религиозный экстремизм", в законодательстве Российском Федерации нет. Тем не менее, в законе связь религии и экстремизма прослеживается : в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности"7 от 25 июля 2002 года термин "религиозные объединения" упомянут 28 раз.

Под понятием "религиозный экстремизм" мы понимаем: деятельность религиозных объединений по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на возбуждение религиозной розни,

6 Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-фз "О противодействии экстремистской деятельности" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)

7 Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-фз "О противодействии экстремистской деятельности" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)

связанной с насилием или призывом к насилию; осуществлению массовых беспорядков по мотивам религиозной ненависти; а также финансирование указанной деятельности и публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий.

С одной стороны, силовое подавление такого явления, как религиозный экстремизм - один из лучших способов. Но, с другой стороны, профилактика этого явления среди людей, а особенно среди молодежи не менее эффективна, чем силовое воздействие. За основу профилактики можно взять следующие установки: толерантное сознание, миролюбие, веротерпимость. В нашей стране, которая позицирует себя многоконфессиональной страной - это особо актуально.

Именно с помощью педагогики можно проводить профилактические мероприятия, направленные на уменьшение социальных рисков, профилактику религиозной толерантности и прочих моментов. Естественно, для таких мероприятий необходима разработка учебно-методическое сопровождение.

Во второй главе "Педагогический эксперимент по организации подготовки студентов гуманитарных ВУЗов области антипропаганды религиозного экстремизма" мы рассмотрели проблему формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма среди студентов гуманитарных ВУЗов в профессиональной деятельности как педагогическую проблему, рассматривается организация и тематическое планирование элективного курса "Религиозные аспекты безопасности"; результаты констатирующего и формирующего экспериментов; представлена модель формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов -будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности.

Недопущение вовлечения молодых людей в деструктивные секты - одна из важнейших задач обеспечения безопасности личности, защиты ее конституционных прав и свобод. В решении этой задачи ведущее место принадлежит системе образования государства.

Проведенный нами анализ компонентов высшего профессионального образования по дисциплине "Безопасность Жизнедеятельности'^ БЖД), позволил сделать вывод о том, что в программах БЖД высшего профессионального гуманитарного образования отсутствует тематика, освещающая проблему религиозного экстремизма и ,в частности, защиту от посягательств деструктивных религиозных организаций.

И поскольку данная тематика в наше время становиться актуальной в связи с возрастанием деятельности религиозных сект, мы считаем целесообразным разработать содержание обучения студентов религиозным аспектам безопасности в высшем учебном заведение гуманитарного профиля.

В ходе исследования были определены содержание и методическое сопровождение теоретического и практического блоков. На основе анализа были выделены следующие темы: понятие о религиозных сектах; социально-психологические тенденции современного религиозного сектантства; психология деструктивных религиозных сект (сектантства); психология воздействия на сектантов; сектантство и подрастающее поколение; новое

сектантство; правовая защита граждан Российской Федерации от посягательства религиозных сект.

На основе теоретического анализа проблемы, изучения практики дополнительного образования, а также с учётом педагогических условий разработана и в ходе опытно-экспериментальной работы апробирована модель формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов (рис. 2).

Модель состоит из 3 модулей:

Программно - целевой модуль определяет следующие аспекты модели: разработка учебных программ и определение целей и способов деятельности в зависимости от выявленного уровня развития способностей студентов. Данный модуль представлен следующими компонентами: мотивационно - ценностным и информационно - познавательным.

ПРОГРАММНО - ЦЕЛЕВОЙ МОДУЛЬ

" •.. • определение .целей и сгособса леятс/ьчосп- а. зависимости "с- выявленного урсзня развития'

А1

Мотивационно - ценностный компонент

(мотивационное отношение к факультативному курсу, мотивация достижения успеха, преодоление неудач)

X

"7

Информационно - познавательный компонент

(овладение знаниями по курсу «Религиозные аспекты безопасности», познавательная потребность, активность в получении информации)

V

ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ МОДУЛЬ

г мотиваицонно - волевое - формирование знаний, - организация совместной

отношение к факультативному умений, навыков деятельности общения

\ 1 1 1 /

Предметно - рефлекторный компонент

(умение ставить цели и оценивать достигнутые результаты)

/

Предварительный этап \ Текущий этап

(план, цели, задачи, (реализация плана в

методы и средства условиях педагогических

обучения, ситуациях: видеть уровень

индивидуально готовности студентов,

психологические определять глубину

особенности усвоения материала,

студентов) учитывать особенности

Ретроспективный этап (аналитический разбор и оценка преподавателя:

сравнительный анализ, оценка правильности задач, методов и средств; выявление достоинств и недостатков и устранение

ОЦЕНОЧНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ МОДУЛЬ

-:'о^енка;исаморценкарЦультатов;^^;"г: 1 -

> - коррекция плана действия 'на основе п'олучбнного.прёдметно^ рефлексивного результата

Высокая ... . , ^ г

Средняя Низкая

оценка оценка оценка

"-V—

1 йидашэд^ ¿ад

Рисунок 2: Структурно-функциональная модель формирования умений формирования умении антипрпоаганды религиозного экстремизма.

Мотивационно - ценностный компонент отражает положительное эмоциональное отношение к факультативному курсу, сформированную потребность в нём, сформированность интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями факультативного курса, духовное совершенствование.

Информационно - познавательный компонент позволяет решать задачи по овладению учащимися знаний по религиозным аспектам безопасности; определяет познавательную потребность у студентов и активность в получении информации по факультативному курсу.

Операционально-двятельностный модуль состоит из следующих компонентов: мотивационно - волевое отношение к факультативному курсу; формирование знаний, умений и навыков; организация совместной деятельности общения.

Оценочно - коррекционный модуль включает следующие компоненты: оценка и самооценка результатов; коррекция плана действий на основе полученного предметно рефлексивного результата.

Важнейшими педагогическими условиями для формирования умений являлись: перевод студента из объекта воспитания и обучения в субъект управления и самоуправления, опыт личностного роста в присутствии группы и преподавателя, что стимулирует дальнейшую работу личности над собой и является источником саморазвития, самовоспитания; применение уровневой дифференциации (программно-целевого уровня, организационно деятельностного, оценочно - коррекционного); создание ситуаций личностного развития на занятиях курсу; освоение ценностного потенциала факультативного курса через собственную деятельность; актуализация развития рефлексивных умений студентов; готовность преподавателя к реализации личностно ориентированного подхода.

Нами были составлены основные принципы и критерии отбора содержания учебного материала и форм проведения занятий со студентами гуманитарных ВУЗов в области анти пропаганды от религиозного экстремизма.

Принципы и критерии отбора содержания образования - их существует большое количество.: принцип соответствия социальному заказу; принцип обеспечения научной и практической значимости учебного материала; принцип учета реальных возможностей того или иного процесса обучения; принцип обеспечения единства содержания образования с позиций всех учебных предметов; принцип гуманизации.

При выборе содержания образования нужно руководствоваться не только принципами, но и специальными критериями.: критерий целостного отражения задач формирования всесторонне развитой личности; критерий научной и

практической значимости содержания образования; критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста; критерий соответствия объема содержания времени изучения данного предмета.

Изучение элективного курса «Религиозные аспекты безопасности» включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции; семинарские и практические занятия; систему контроля; исследовательскую; самостоятельную работу студентов.

Все эти формы организации учебного процесса позволяют осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности студентов с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с аудиторными формами обучения и групповую работу студентов.

В начале экспериментальной работы было проведено анкетирование и собеседование. На этапе анкетирования нами была поставлена задача определить уровень сформированость умений антипропаганды религиозного экстремизма среди учащейся молодежи. Для этого было выбраны две общеобразовательные школы и два университета.

В общей сложности было опрошено 502 респондента.

Основная цель опытно-экспериментальной работы состояла в выявлении эффективности предложенной модели формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов. Всего в эксперименте участвовало 184 человека. В экспериментальную группу и контрольную группу входили студенты Московского городского педагогического университета, проходившие подготовку по специальности "Безопасность жизнедеятельности", и студенты Российской международной академии туризма (будущие менеджеры туризма и будущие педагоги-психологи).

Эксперимент включал 3 этапа: диагностический этап, формирующий этап и контрольный этап.

Для установления базового уровня знаний и умений, определяющего уровень подготовленности студентов по антирелигиозному экстремизму как в экспериментальной, так и в контрольной группах были проведены: анкетирование и собеседование. Данные о сформированости умений и знаний антипропаганды религиозного экстремизма представлены на диаграммах 1 и 2 соответственно.

Диаграмма 1.

"Сформированость умений антипропаганды религиозного экстремизма на диагностическом этапе"

. . 5 1

О Контрольная группа

в Экспериментальная группа

□ 1 - Умение оценивать

возможный риск проявления религиозных сект

О 2 - Умение классифицировать опасности проявления сект

Из диаграммы I следует, что в контрольной и экспериментальной группах недостаточно высокий уровень сформированности умений антипропаганды религиозного экстремизма, а именно: умение оценивать возможный риск проявления религиозных сект (контрольная группа - 36% и экспериментальная группа - 33%); умение классифицировать опасности проявления сект (контрольная группа - 34% и экспериментальная группа - 37 %); умение владеть ситуацией при общении с адептами сект (контрольная группа - 39% и экспериментальная группа - 40%); умение проконсультировать пострадавших от сект (контрольная группа - 37% и экспериментальная группа - 38%).

На диагностическом этапе было установлено, что и в контрольной и экспериментальной группах уровень сформированности знаний также невысок, как и умения. Как видно на диаграмме 2, сформированность знаний в группах следующая: знание характеристик сект (34% и 31% в контрольной и экспериментальной группах соответственно); знания о социально-психологических аспектах сект (32% и 35% в контрольной и экспериментальной группах соответственно); знания о правилах и требованиях безопасности поведения в социально опасных ситуациях (37% и 38% в контрольной и экспериментальной группах соответственно); знания о формах и методах правовой зашиты от посягательства сект (36% и 37% в контрольной и экспериментальной группах соответственно).

Диаграмма 2.

"Сформированость знаний антипропаганды религиозного экстремизма на диагностическом этапе"

Сформированость зн „Ий на диагностичас

□ Контрольная группа

1 1 ■ , 'Г

) ' \ ЙЙЙ № П Экспериментальная группа

Щ1Ш1181 □ 1 - Знать классификацию и характеристики сект

ИШЩЩ ■ • ,

а 2 - Знать социально-

7

5 -■ н$ ■ , .; •■■ ■ , - - 1 ' .--—- Я 3 - Знать правила и требования безопасного поведения в соц. опасных ситуациях

0 2 Знания 3 И 4 □ 4- Знать формы и методы правовой зашиты от посягательства сект

Из этого следует сделать вывод, что большинство слушателей контрольной и экспериментальной групп на диагностическом этапе эксперимента демонстрируют низкий уровень сформированости умении и знаний антипропаганды религиозного экстремизма.

Диаграмма 3.

"Сформированость умений антипропаганды религиозного

экстремизма на контрольном этапе"____

Сформиро ванн ость уме н

на контрольно

1

1 Ш Й18Й1 , / и

• янЁн

ЙШММ! > 1,

': ' ЩЩйЙ г

г I ' ■7 ' 1

а Контрольная группа

9 Экспериментальная груш

3 1 - Умение оценивать возможный риск проявления религиозных сект

О 2 - Умение классифицировать опасност1 проявления сект

13- Умение владеть ситуацией при общении с адептами сект

□ 4 - Умение проконсультировать

пострадавших от сект

После блока теоретической и практической подготовки в экспериментальной группе возросли показатели сформированости умении антипропаганды религиозного экстремизма. Представим сравнительные показатели: (контрольная группа - 36% и экспериментальная группа - 64/о); умение классифицировать опасности проявления сект (контрольная группа -34% и экспериментальная группа - 66 %); умение владеть ситуациеи при общении с адептами сект (контрольная группа - 39% и экспериментальная группа - 67%); умение проконсультировать пострадавших от сект (контрольная группа - 37% и экспериментальная группа - 60%).Студенты из контрольной группы не показали результатов по сформированости умений антипропаганды

религиозного экстремизма, что видно из анализа данных и сравнения диаграмм 1 и 3. Стоит отметить количество студентов в экспериментальной группе, владеющих умениями под номерами 2 и 3 (как они представлены на диаграммах) лучше, чем умениями 1 и 4.

Диаграмма 4.

"Сформированость знаний антипропаганды религиозного

экстремизма на контрольном этапе"__

Сформированность знаний на контрольном этапе

. ' ' -

*

■ '

■ 1

!!

1ЩЩЦ с:

□ Контрольная групп;

П Экспериментальная группа

□ 1 - знать характеристику и классификацию сект

□ 2 - знать социально-психологические

аспекты сект

ИЗ - знать правила и требования безопасного поведения в соц. опасных ситуациях

□ 4 - знать формы и методы правово зашиты от сект

Переходя к анализу диаграммы 4, на которой представлен сравнительный анализ сформированости знаний антипропаганды религиозного экстремизма на контрольном этапе, мы также видим, что значительный прирост показала экспериментальная группа. Приведем сравнительные цифры: знание о характеристики сект (34% и 66% в контрольной и экспериментальной группах соответственно); знания о социально-психологических аспектах сект (32%) и 68% в контрольной и экспериментальной группах соответственно); знания о правилах и требованиях - 69% в контрольной и экспериментальной группах соответственно); знания о формах и методах правовой зашиты от посягательства сект (36% и 69% в контрольной и экспериментальной группах соответственно). Студенты из контрольной группы не показали результатов по сформированости знаний антипропаганды религиозного экстремизма, что видно из анализа данных и сравнения диаграмм 2 и 4. Стоит отметить количество студентов в экспериментальной группе, владеющих знаниями под номерами 2 и 3 (как они представлены на диаграммах) лучше, знаниями 1 и 4.

В целях проверки и корректировки результатов опытно экспериментальной работы на контрольном этапе было повторно организовано анкетирование, включающее материалы, предложенные студентам на входе в программу. Результаты сравнительного анализа уровней знаний и представлений участников экспериментальной и контрольной групп о религиозных аспектах безопасности на диагностическом и контрольном этапе эксперимента (диаграммы 1 - 4) доказывают доказывают положительную динамику формирования умений.

в заключении приводятся результаты проведенного

======^#2=1

—„Г^Л———-с:

необходимых студентам, таких как. умение^ оценивать мепие

Тро^^ГГ^^Х от сокт и их

экстремистов; исследования и данные контрольного

Срез,н4^°ли*— р—»»

самооценка результатов; коррекция плана действий на основе полученного предметно рефлексивного результата).

Основное содержание диссертации отражено в следующих

публикациях:

1. Кузнецов, К.В. Формирование у студентов педагогических умений и навыков защиты от деструктивных религиозных организаций [Текст] / К.В. Кузнецов // Гуманитарные и социальные науки (электронный журнал). - 2011. - №5. - littp://www.hses-online.ru/2011/05/13 00 08/21.pdf.

2. Кузнецов, K.B. Организация и тематическое планирование факультативного курса «Религиозные аспекты безопасности» [Текст] / К.В. Кузнецов II Теория и практика общественного развития (электронный журнал). - 2012. - №1. - http://teoria-practica.ru/-l-

2012/pedagogics/kuznetsov.pdf

3. Кузнецов, IC.B. Формирование у студентов гуманитарных ВУЗов умений анти пропаганды религиозного экстремизма [Текст] / К.В. Кузнецов // Теория и практика общественного развития (электронный журнал). - 2012. - №5. - http://teoria-practica.ru/-5-

2012/pedagogics/kuznetsov.pdf.

4. Кузнецов, К.В. Модель формирование умений анти пропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности [Текст] / К.В. Кузнецов // Теория и практика общественного развития (электронный журнал). - 2012. - №6. - С. 119-121.

5. Кузнецов, К.В. Социально - психологические аспекты деструктивных религиозных организаций [Текст] / A.A. Данилейко, IC.B. Кузнецов // Международный научный журнал "Витязь". - 2011. - №4 (9). - С. 4447. - (Авторство не разделено).

6 Кузнецов, К.В. Методы вовлечения людей в деструктивные

религиозные организации. // [Текст] / A.A. Данилейко, К.В. Кузнецов // Международный научный журнал "Витязь". - 2011. - №4 (9). - С. 48-52. -

(Авторство не разделено).

7 Кузнецов, К.В. Правовая защита граждан Российской Федерации от

посягательств религиозных экстремистов [Текст] / К.В. Кузнецов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2011. - №7-8 (61-62). - С. 6871.

8. Кузнецов, К.В. Вальдорфская педагогика и сектантские учения [Текст] / К.В. Кузнецов // Журнал научных публикаций аспирантов и

докторантов. - 2011. - №9. - С.71-73.

9. Кузнецов, К.В. Понятие и основные признаки религиозного экстремизма - необходимое знание для формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов [Текст] / К.В. Кузнецов // Гуманитарные научные исследования (электронный журнал). -Ытпт.7ГП7 - http://human.snauka.ru/2012/06/1331

10. Кузнецов, К.В. Формы религиозного экстремизма. Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм [Текст] / К.В. Кузнецов // Гуманитарные

научные исследования (электронный журнал). - Июнь 2012. http://human.snauka.ru/2012/06/1333

11. Кузнецов, К.В. Преодоление конфессиональных противоречий как важное направление борьбы с религиозным экстремизмом [Текст] / К.В. Кузнецов // Гуманитарные научные исследования (электронный журнал). -Июнь 2012. - http://human.snauka.ru/2012/06/1334

12. Кузнецов, К.В. Формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов как педагогическая проблема [Текст] / К.В. Кузнецов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2012. - №6. - http://iurnal.org/articles/2012/ped24.html

13. Кузнецов, К.В. Результаты педагогического эксперимента по организации подготовки студентов гуманитарных ВУЗов области антипропаганды религиозного экстремизма [Текст] / К.В. Кузнецов // X Международная научно-практическая конференция "Наука в современном мире". - г. Таганрог, "Центр научной мысли". 31 мая 2012. -

http://tagcnm.ru/images/n-10.pdf

Подписано в печать ОЭ . (УЯ-г.

Формат бОхЧа 1/16. Объем п.л. Тираж 100 экз.

Заказ № ■£/Л Октябрьская ул., д. 10, микрорайон Сходня, г. Химки Московской обл., 141420. Ксерокс РМАТ.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кузнецов, Константин Валерьевич, 2012 год

Введение.

Глава 1. Теорико-методологические основы формирования педагогических умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности.

§1. Историческая эволюция деструктивных религиозных организаций сектантства) и их социально - опасной деятельности.

§2. Психолого-педагогические аспекты деятельности деструктивных экстремистских) религиозных организаций, их характеристика.

§3. Сравнительный анализ с деятельностью традиционных религий на территории Российской Федерации.

§4. Сущность и формы религиозного экстремизма, преодоление конфессиональных противоречий как важное направление борьбы с религиозным экстремизмом.

§5. Правовая защита граждан Российской Федерации от посягательства религиозных сект.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Педагогический эксперимент по организации подготовки студентов гуманитарных ВУЗов области антипропаганды религиозного экстремизма.

§1. Подготовка студентов гуманитарных ВУЗов в области антипропаганды религиозного экстремизма как педагогическая проблема.

§2. Организация и тематическое планирование элективного курса

Религиозные аспекты безопасности».

§3. Модель формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности.

§4. Результаты констатирующего и формирующего эксперимента и

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности"

Актуальность исследования. Существенной особенностью социальной жизни в России является возрождение религиозного сознания населения. Об этом можно судить по следующим признакам.

Во-первых, в соответствии с анализом данных Русского независимого института социальных и национальных проблем (2007), верующими в Бога, называют себя 47% опрошенных. Из них почти половина никогда не открывали Библию, только 10% регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, и 43% ходят в церковь только по праздникам [145]. В настоящее время наиболее распространенной религией в России является православное христианство. К нему относят себя 73,6% россиян, 4% граждан России заявили о своей приверженности к исламу. Менее 2% не исповедуют православие и принадлежат к другим конфессиям, 18,5% считают себя атеистами, и только 2,3% затруднились с религиозной самоидентификацией [32]. Стремление к религии не ограничивается тем, кто верит в традиционном смысле этого слова. Идеи в вышей суд, истину, добро, любовь становится в настоящее время значительная часть граждан России. Об этом свидетельствует хотя бы выступления в СМИ и прессе деятелей искусства, политических лидеров.

Во-вторых, резкое увеличение доли верующих среди молодежи, особенно образованной [218]. Он превысил уровень религиозности в среднем возрасте. В религиозных общинах все более заметную роль играют образованные, разбирающиеся в богословских вопросах люди среднего или молодого возраста, которые не ограничиваются участием в религиозных обрядах и церемониях. Они, как правило, много времени уделают на благотворительность. Также можно выделить и увеличение их социальной и политической активности.

В-третьих, быстрое увеличение в общественном сознании престижа религиозных организаций, действующих в стране, рост религиозных политических партий и движений.

В-четвертых, вместо практики прошлого, когда на протяжении более 70 лет правящая партия насаживала идеологию атеизма и притесняла верующих, в настоящие время православная Церковь (и многие другие конфесии, действующие в нашей стране) вышли из тени. Церковь открыто, не боясь политических репресий, активно участвует в жизни государства, многие церковные события и праздники освещаются в СМИ.

В-пятых, официальные религиозные конфесии нашей страны (православная Церковь, мусульмане и прочие) склонны сами формировать свои социальные доктрины. Выражается это в том, что церковные лидеры, верующие теперь представляют собой не угнетенную массу, а людей, имеющих право на свободу слова. И поэтому имеют и озвучивают свою точку зрения на процессы, проходящие в стране и мире, а не слеппо доверять свое мнение религиозным и политическим лидерам.

Сколько помнит себя человечество, столько существуют дестркутивные религиозные организации, состоящие из групп людей, фанатично следующих за своим лидером. В ряде исследований отмечается, что в 20 в. многие секты начали применять психологические методы воздействия на психику человека, направленных на подавление воли человека. За последние 20 лет в нашей стране появилось множество организаций, которые нарушают права своих адептов, прибегающих к разного рода злоупотреблениям с целью как можно больше ограничить возможность самостоятельно мыслить и действовать. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, подменяют их ценности, обрывают их связи с близкими и родными, а нередко даже толкают на убийства. Человек, попавший в секту, нередко подвергается насилию; от избиений и изнасилований до изматывающей, истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна.

Иными словами, члены сект превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы, которая, в свою очередь, делает все возможное, чтобы держать их у себя, покуда они еще могут быть полезными. По существу, мы имеем дело с мафиозными структурами, скованными железной дисциплиной и беспрекословным повиновением своему руководству. Эти религиозные организации являются деструктивными.

Деструктивные религиозные организации (секты) самым фундаментальным образом нарушают гражданские права. Разрушаются семьи, люди лишаются собственности и, в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить. В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется 2 года. Секты, применяя различные психологические методы, манипулируют религиозными чувствами людей, наносят им различные психические травмы, но и представляют собой опасность для общества и государства

Исследование непосредственным образом относиться к сфере "человек-человек". К данной сфере относятся такие профессии, как: специалисты сферы туризма (гиды, экскурсоводы, аниматоры и т.д.); педагогики (воспитатели детских садов, учителя школ и преподаватели высших учебных заведений); работники медицинских учреждений (медсестры, врачи, фельдшеры и т.д.) и многие другие специалисты, суть работы которых является общение с людьми.

В исследовании мы непосредственно упирались на данную сферу, а конкретно на профессию специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности. Ведь будущий преподаватель элективного курса будет проводит обучение студентов по формированию умений антипропаганды религиозного экстремизма. Преподаватель планирует учебный материал, разрабатывает наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Формирует умения и навыки самостоятельной работы студентов, стимулирует познавательную активность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний, умения применять знания на практике. Должен в совершенстве знать предмет, методику преподавания, педагогику, возрастную и социальную психологию, необходима эрудиция по широкому кругу вопросов.

Проблемой сектоведения, религиозного экстремизма не один год занимаются отечественные и зарубежные ученый. К ним относятся А.Л. Дворкин [39, 40], Т. Гандоу [36], И.Я. Кантеров [60, 61], и многие другие. Проанализировав их основные труды, нам не удалось найти исследования, в которых рассматриваются проблемы антипропаганды религиозного экстремизма в сфере "человек- человек".

Вышеизложенное позволило сформулировать противоречие, суть которого состоит в следующем: с одной стороны, существует возможность формирования умений по антипропаганде религиозного экстремизма в учебном процессе ВУЗа, с другой стороны, очевидная недостаточная разработанность теоретических и методических основ обучающихся к антипропаганде религиозного экстремизма среди студентов в системе образовательного процесса в гуманитарных ВУЗах.

Выявленное противоречие определило выбор темы исследования, и позволило сформулировать его проблему - каковы содержание, формы и методы формирования у студентов гуманитарных ВУЗов умений антипропаганды религиозного экстремизма в профессиональной деятельности.

Проблема определила цель исследования: разработать содержание, методы и формы формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности.

Объект исследования - образовательный процесс в гуманитарных ВУЗах.

Предмет исследования - формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью деятельности

Гипотеза исследования: эффективность формирования у студентов гуманитарных ВУЗов умений антипропаганды религиозного экстремизма будет повышаться, если:

- будут рассмотрены теоретико-методологические основы формирования у студентов гуманитарных ВУЗов умений антипропаганды религиозного экстремизма в процессе профессиональной деятельности; будет разработана и апробирована модель формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов -будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности; будет разработано программно-методическое сопровождение подготовки студентов в области антипропаганды от религиозного экстремизма.

Задачи исследования:

1. Проанализировать содержание деятельности существующих деструктивных религиозных организаций (сект) и объединений и выявить их типологию; раскрыть понятие религиозного экстремизма, и на этой основе выявить направления работы со студентами гуманитарных ВУЗов по формированию антипропаганды религиозного экстремизма;

2. Произвести отбор умений, необходимых для антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов в будущей профессиональной деятельности;

3. Определить содержание формирования у студентов умений в области антипропаганды религиозного экстремизма;

4. Разработать и экспериментально проверить модель формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности.

Методологические основы исследования. Фундаментальное значение в диссертационном исследовании имеют категории "формирование", "умения", "знания", "профессиональная деятельность" конкретизированные в основных положениях психолого-педагогической науки (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, О. Конт, И. И. Чесноков, Д.И. Фельдштейн, Дж. Мид, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и т.д.).

Исследование проводилось под значительным влиянием теории образования (В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров, В.М. Розин и др.). В работе использованы фундаментальные научные труды по теории и методике профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, B.C. Леднёв, A.M. Новиков и др.).

Важное значение для раскрытия темы работы имели труды, посвященные религиозной философии, сектоведению и сущности религиозного экстремизма (А.Л. Дворкин, М.А. Плотников, П.Г. Носачев, Т.Т. Христов, И.Я. Кантеров, Г. Иоффе, , Лев Семенов, H.A. Бердяев, А.Г. Залужного, В.А. Бурковской, З.С. Арухова и др.).

Исследование опирается на труды отечественных ученых, педагогов, психологов (Л.А. Михайлова, Б.И. Мишина, А.Т. Смирнова, В.Н. Латчука, И.К. Топорова, С.Н. Вангородского, Л.И. Шершнева, В.В. Сапронова и др.), посвященные общенаучным, теоретическим и практическим аспектам безопасности личности, общества и государства, разработке теоретических и методических основ безопасности жизнедеятельности.

Опытно - экспериментальной базой исследования является государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования - Московский городской педагогический университет, кафедра Безопасности жизнедеятельности. Всего в эксперименте участвовало 502 человек.

Этапы исследования: исследование проводилось с 2009 по 2012 год в 3 этапа:

Первый этап (2009-2010 гг.): теоретический анализ научно-методической литературы и оценка опыта работы отечественных учебных заведений по подготовке студентов в сфере антипропаганды религиозного экстремизма; проанализировано состояние проблемы религиозных культовых новообразований в современном обществе и профессиональной педагогике; рассмотрены религиозные аспекты безопасности как педагогическая проблема, в том числе, проанализированы принципы и критерии отбора содержания учебного материала и форм проведения занятий со студентами гуманитарных ВУЗов в области антипропаганды религиозного экстремизма.

Второй этап (июнь 2010-октябрь 2011 гг.): опытно-экспериментальная проверка основных положений гипотезы. В этот период проводились: мероприятия, предусматривающие внедрение педагогических условий реализации программы подготовки в сфере антипропаганды от религиозного экстремизма в систему образовательного процесса гуманитарного ВУЗа; формирующий и констатирующий эксперимент; осуществлена апробация экспериментальных учебных планов и программ, результатов.

Третий этап (декабрь 2011-икшь 2012 гг.): обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация и статистическая обработка экспериментальных данных. Сформулированы выводы, завершено оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

1) Раскрыта типология существующих деструктивных религиозных организаций (религиозные секты; псевдорелигиозные секты, такие как: теософские, спиритические, масонские сеты; светские сеты: политические, псевдо политические, эстетические, псевдо эстетические, коммерческие, научные секты, псевдонаучные); раскрыто содержание понятия «религиозный экстремизм», выявлены направления работы со студентами гуманитарных ВУЗов по формированию умений антипропаганды религиозного экстремизма, такие как: формирование знаний и умений по распознаванию религиозных сект; формирование знаний о псевдорелигиозных сектах, знаний об их отличительных особенностях; формирование знаний и умений выделения из деструктивных организаций светских сект, деятельность которых не связанна с религией, но направление работы которых напрямую связанно с криминалом и экстремизмом; формирование знаний о религиозном экстремизме, правовой защите граждан от посягательства деструктивных религиозных организаций.

2) Произведён отбор умений антипропаганды религиозного экстремизма необходимых студентам, таких как: умение оценивать возможный риск появления религиозного экстремизма на территории региона; умение классифицировать опасности деструктивных религиозных организаций; умение владеть ситуацией при общении с адептами сект, вести диалог в случае вербовки; умение проконсультировать пострадавших от сект и их родственников о том, где и как получить помощь.

3) Определенно содержание, направленное на формирование умений антипропаганды религиозного экстремизма, у студентов, включающее такие разделы, как: характеристика деструктивных религиозных организаций; социально-психологические аспекты деструктивных религиозных организаций; принципы, правила и требования безопасного поведения в социально-опасных ситуациях, связанных с проявлениями религиозного экстремизма и направленных на противодействие экстремистской деятельности; формы и методы правовой защиты граждан от посягательств религиозных экстремистов.

4) Разработана модель формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов - будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности и включающая такие модули: программно-целевой модуль, операционально-деятельностный модуль, оценочно-коррекционный модуль.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика профессионального образования дополнена системным представленнием в виде модели процесса и результата формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов -будущих специалистов с педагогической направленностью профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработано программно-методическое сопровождение подготовки студентов в системе образовательного процесса гуманитарных ВУЗов; подготовлены методические рекомендации для преподавателей гуманитарных ВУЗов по формированию у студентов умений антипропаганды религиозного экстремизма.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выявленная типология деструктивных религиозных организаций (сект) определяет направления работы со студентами по антипропаганде религиозного экстремизма, такие как: формирование знаний и умений по распознаванию религиозных сект; формирование знаний о псевдорелигиозных сектах, знаний об их отличительных особенностях; формирование знаний и умений знать и уметь выделения из деструктивных организаций светских сект, деятельность которых не связанно с религией, но направление работы которых напрямую связанна с криминалом и экстремизмом; формирование знаний о религиозном экстремизме, правовой защите граждан от посягательства деструктивных религиозных организаций.

2. К умениям, необходимым для антипропаганды религиозного экстремизма в будущей профессиональной деятельности студентов гуманитарных ВУЗов относятся: умение оценивать возможный риск появления религиозного экстремизма на территории региона; умение классифицировать опасности деструктивных религиозных организаций и закономерности их проявления; умение владеть ситуацией при общении с адептами сект; умение проконсультировать пострадавших от сект и их родственников о том, где и как получить помощь.

3. Формирование у студентов умений основываются на их знаниях о деятельности деструктивных религиозных организаций (таких как: знания о классификации и характеристиках деструктивных религиозных организаций; знания социально-психологических аспектов деструктивных религиозных организаций; знания принципов, правил и требований безопасного поведения в социально опасных ситуациях, связанных с проявлениями религиозного экстремизма и направленных на противодействие экстремистской деятельности; знания форм и методов правовой защиты граждан от посягательств религиозных экстремистов), которые могут быть получены в процессе изучения элективных курсов: "Религиозные аспекты безопасности", "Психология религиозных сект", "Религиозный экстремизм: сущность, формы" и "Типология религиозных сект".

4. Разработанная модель системно и целостно представляет результат формирования умений антипропаганды религиозного экстремизма и включает такие модули, как: программно-целевой модуль, операционально-деятельностный модуль, оценочно-коррекционный модуль, которые, в свою очередь, включают в себя совокупность компонентов. Данная модель позволяет сформировать умения по антипропаганде религиозного экстремизма у студентов гуманитарных ВУЗов в профессиональной деятельности.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы по второй главе

Когда мы говорим о последователях тех или иных сект, то, прежде всего, представляем себе взрослых людей и редко задумываемся о том, что взрослые эти зачастую тянут за собой детей (подростков) - собственных или чужих. Для адептов любого деструктивного культа характерно рассматривать окружающий их мир как мир тьмы, а людей, его населяющих, представлять слепцами или, хуже того, врагами.

Сектанты пытаются всеми способами уйти из этого мира, а заодно увести за собой и детей.

Сегодня в России насчитывается от 300 до 500 различных сект, абсолютное большинство которых можно отнести к деструктивным, или тоталитарным. Численность людей, вовлеченных в эти деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает, по самым разным оценкам, до одного миллиона человек, и огромное число среди них - дети и подростки. Впрочем, сколько конкретно запутано детей в этой паутине, сказать почти невозможно. У нас даже официальной статистики на этот счет не ведется. Но если учесть, скажем, что в достаточно благополучной Франции, чье население уступает по численности населению Российской Федерации и где борьба с тоталитарными сектами ведется, не в пример нам, довольно жестко и последовательно, более 40 тысяч детей до 18 лет находятся под прямым влиянием сект, можно представить, какая вакханалия творится у нас.

Так что, не стоит полагать, что руководители сект не интересуются судьбой детей и для них главное - завлечь в свой культ людей взрослых, от которых будет больше пользы во всех смыслах, в том числе и в материальном. Это совсем не так. Интерес к детям со стороны сект огромен. Они даже и не скрывают этого.

Рон Хаббард, основатель секты сайентологов, писал: «Спасите ребенка - и вы спасете нацию». Слова хорошие, нелишне только напомнить, что «спасение по Хаббарду» возможно лишь в сайентологической секте. Если следовать, например, теории Муна, то ребенок - это третий мессия после самого преподобного. Один из текстов свидетелей Иеговы уточняет: «Чем раньше начинается формирование ребенка, тем более велики шансы, что дети прочно укрепятся в истине и сделают своим призванием службу ей». Истина же здесь только одна - та, что проповедуется адептами секты. Раэль - французский мессия, утверждающий, что еще в 1973 году с ним в контакт вступили инопланетяне и поручили ему открыть на Земле их посольство, предлагает давать детям соответствующие тесты уже в детских садиках, чтобы «выявить будущих избранных».

В связи с вышесказанным, одним из эффективных средств формирования негативного отношения к религиозным сектам у детей и подростков является занятия в учебных заведениях. С их помощью можно донести реальную религиозную ситуацию в стране, социально - психологические аспекты деятельности деструктивных и экстремистских религиозных организаций; учащиейся смогут овладеть умениями оценивать социально опасные ситуации, связанные с проявлениями религиозного экстремизма; использовать необходимые формы контроля психики в случае манипулирования сознанием людей.