Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Художественно-творческая подготовка артистов цирка и эстрады в средних специальных учебных заведениях

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Савина, Валентина Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Художественно-творческая подготовка артистов цирка и эстрады в средних специальных учебных заведениях», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Савина, Валентина Михайловна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ АРТИСТОВ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ.

§ 1 Сущность и специфика художественно-творческой деятельности студентов в процессе изучения специальных дисциплин.

§ 2 Цель и содержание художественно-творческой подготовки артистов цирка и эстрады.

Глава II. АКТИВИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ АРТИСТОВ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ.

§ 1 Музыкальная подготовка как компонент профессионального становления личности артистов цирка и эстрады.

§ 2 Система воспроизводящих творческих работ в профессиональном становления артистов цирка и эстрады.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Художественно-творческая подготовка артистов цирка и эстрады в средних специальных учебных заведениях"

Актуальность проблемы. Проблемы совершенствования социально-экономических устоев нашего общества поставили вопрос о расширении, укреплении творческого начала во всех сферах жизнедеятельности человека. Эта задача выдвигается в ряд наиболее актуальных и перспективных. Ей придаётся особый практический смысл и требуется новый уровень теоретического осмысления, поскольку истоки формирования творческих качеств личности лежат в основном в системе профессионального образования.

С древних времён и до наших дней искусство занимает важное место в жизни людей. Отражая и обобщая в художественных образах явления и факты в жизни человеческого общества, оно является неисчерпаемым источником познания. Искусство обогащает ум и чувства, расширяет кругозор, вдохновляет на действия, открывает простор для наиболее полного и всестороннего проявления всех творческих возможностей и дарований человека.

В этой связи возникает потребность в подготовке высококвалифицированных кадров для сферы культуры и искусства, владеющих не только профессиональным мастерством в одном из видов художественного творчества, но и способных успешно осуществлять свою деятельность в современных условиях развития нашего общества.

Как показывают данные социологических исследований - цирк занимает одно из первых мест в структуре предпочтений современного человека, особенно детей и молодёжи. Искусство цирка волнует, удивляет и восхищает. В нём обаяние молодости и мудрость веков, красота и отвага, смелость и задор, мысль и фантазия. Цирковой спектакль открывает перед зрителем сказочный мир, в котором царит неповторимая атмосфера праздника и веселья. Однако тенденция всеобщего повышения интереса к цирку, характеризующая социокультурную ситуацию, неоднозначна. За позитивной картиной скрываются глубокие противоречия. Особенно сложные проблемы встали перед цирками в последнее время. Бывшие союзные республики приобрели статус независимых государств, что привело к тому, что практически стал невозможен обмен номерами. В результате некоторые цирки сворачивают свою деятельность. Именно поэтому без решения теоретических и практических проблем формирования эстетической культуры населения в современной ситуации невозможно говорить о духовном возрождении общества.

Искусство цирка многогранно. За большую историю его существования возникло множество направлений, стилистических разновидностей, порой принципиально отличающихся друг от друга по содержанию, выразительным средствам, национальным признакам: от подчёркнуто непритязательных элементарных номеров, рассчитанных на невзыскательный вкус, до сложных в техническом и профессиональном отношении аттракционов, основанных на достижениях современной науки и техники.

Цирк задаёт науке одну из сложнейших проблем: что это за искусство? В чём его специфика? Искусство ли это или просто зрелище? До настоящего времени искусствоведение не выработало определённой точки зрения по этим вопросам. Одни исследователи видят в цирке лишь рекордсменство и поэтому приравнивают его к спорту, другие отстаивают принадлежность цирка к прекрасному, возвышенному, героико-романтическому. комическому и говорят об образном воплощении действительности и о создании в цирке художественных произведений. Цирк - это спорт, цирк - это театр, цирк - это искусство, цирк - это зрелище. Крайние точки зрения сталкиваются в полемических работах в научной литературе и практике.

В поисках эстетической природы цирка, в поиске специфики его содержания и формы возникло цирковедение. Это ещё очень молодая отрасль искусствознания находится на такой ступени развития, когда статус её как науки - вопрос весьма проблематичный. Однако решение многочисленных проблем цирка не может состояться без тщательного и строго научного изучения специфики этого вида искусства. Одной из проблем является профессиональная подготовка артистов цирка и эстрады в средних специальных учебных заведениях. Любой вид искусства нуждается в постоянном пополнении молодыми кадрами, поскольку без этого процесса остановилось бы развитие цирка.

Необходимость данного исследования вызвана ещё и тем, что искусствоведческий и психолого-педагогический подход к изучению проблемы цирка не занял достойное место в современной отечественной науке. Достаточно обширный материал по истории творческой деятельности артистов разных видов и жанров искусства накоплен искусствоведением и педагогикой различных видов искусства. Активно изучаются особенности театрального, музыкального, изобразительного искусства, кино, исследуются специфические творческие процессы исполнительской деятельности по воплощению произведений, успешному функционированию художественных ценностей прошлого в новых конкретно-исторических условиях нашей жизни.

Однако проблемы развития цирка, особенно теоретические и методические особенности профессиональной подготовки кадров в учебных заведениях нашей страны, изучены недостаточно и нуждаются в научном осознании.

Особую актуальность приобретают вопросы сущности и специфики художественно-творческой деятельности специалистов цирка и эстрады, синтеза выразительных средств спорта и различных видов искусств в создании цирковых номеров и аттракционов, особого характера взаимосвязи партнёров на манеже, взаимоотношения со зрительской аудиторией.

Проблема нашего исследования заключается в обосновании путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов цирка и эстрады в средних учебных заведениях культуры и искусств, преодолении сложившихся в настоящее время противоречий:

- между социальными потребностями общества в специалистах для сферы культуры и искусства и состоянием подготовки студентов к этой деятельности;

- между высокими требованиями к качеству артистов цирка и эстрады и отсутствием теоретического обобщения и систематизации закономерностей процесса формирования их профессионального мастерства.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы общечеловеческих ценностей и теория единства духовного и эстетического нашли отражение в трудах А.И. Герцена, Н.Г.Чернышевского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и др. Идеи духовности, высших ценностей человека, творчества, творческой свободы рассматривались в исследованиях отечественных философов и мыслителей B.C. Соловьёва, Б.П.Вышеславцева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.А. Флоренского и других.

Важное значение для нашего исследования имеют труды зарубежных педагогов - Я.А. Коменского, Г. Песталоцци, А. Дистервига, а также отечественных - К.Д. Ушинского, JI.H. Толстого, С.Т. Шацкого и других, в работах которых рассматривались проблемы национального воспитания, становления творческой натуры и русского характера. Общетеоретические и методологические системы творчества проанализированы в трудах психологов - Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович,

JI.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А .Я. Пономарева и др. Более специальные вопросы психологии творчества получили разработку в работах Б.М. Теплова, Я.А. Вожемирова, В.В. Медушевского, В.И .Петрушина, Т.С. Тарасова и др.

Основные направления исследования в данной области: психология музыкального восприятия, психология исполнительской деятельности, психология творчества, психологическая подготовка артиста к исполнению, психология музыкального обучения, диагностика способностей.

Вопросы общей и профессиональной подготовки специалистов, организации учебно-воспитательного процесса освещены в исследованиях ведущих педагогов: Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, Б.Т. Лихачёва, В.А.Сластёнина и др.

Психолого-педагогические проблемы формирования личности и профессионально важных качеств нашли отражение в исследованиях Л.И. Анцыфёровой, Л.Г. Арчажниковой, Н.К. Баклановой, Н.В. Кузьминой и др., профессионального обучения - в работах А.А. Вербицкого, З.А.Решетовой, В.И. Черниченко и др.

Отдельные аспекты проблемы творческого развития личности рассматривались в культурологической литературе, в исследованиях по теории и методике культурно-просветительской работы. Общие вопросы подготовки кадров нашли отражение в трудах А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Л.И.Беляевой, Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Срельцова, Л.С. Зориловой и др.

Различным аспектам обучения и воспитания специалистов в условиях профессиональной деятельности посвящены диссертации Н.К. Баклановой, Л.В. Даниловой, Л.С. Вороновой, Л.В. Зотовой, В.Г. Кузнецова, Ю.НЛеренкова, Ю.А. Грибкова, Г.И. Шахова, Э.Н. Грасеева и др.

Автор опирается на теоретические и методические идеи педагогов, деятелей различных видов искусств: музыкального - Б.В. Асафьева,

Ю.Б.Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Д.Б. Кабалевского, П.А. Черватюка, Л.В.Шаминой и др.; театрального - К.С. Станиславского, М.О. Кнебель, Г.П. Ансимова, А.А. Гончарова, Н.П. Акимова, А.Д.Попова; циркового и эстрадного - С.С.Клитина, Б.Д.Уваровой, И.Г.Шароева, С.В. Гиппиус, Ю.А.Дмитриева, М.И. Немчинского, З.Б. Гуревича, Б.М. Кузнецова, С.М.Макарова, Н.М. Румянцевой, В.Н. Сергунина, И .Я. Новодворской,

A.Я.Сарафа, Г.И. Чернова и др.

Анализ литературы показал, что в большей степени проблема развития творческих качеств личности разработана применительно к деятельности исполнителей, авторов, искусствоведов, педагогов различных видов искусств, руководителей любительского художественного творчества. Литературы, освещающей деятельность артистов цирка и эстрады, пока чрезвычайно мало. Среди этих работ имеются труды искусствоведческого и просветительского характера:

B.О.Конен, Е.А. Овчинникова, С.С. Клитина, Г.С. Сарджента и др. Проблемы активизации процесса обучения в самодеятельных эстрадных оркестрах и ансамблях, совершенствования подготовки руководителей этих коллективов рассматривается в диссертациях В. А. Волобуева, В.Г.Кузнецова, Ф.А. Соломоника, Ю.Н.Черенкова.

Несмотря на важность выводов и рекомендаций, содержащихся в % этих работах, необходима дальнейшая комплексная разработка научно обоснованной системы подготовки специалистов цирка и эстрады в различных специальных заведениях культуры и искусства.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили её выбор в качестве темы диссертационного исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов цирка и эстрады.

Предмет исследования: процесс художественно-творческой подготовки в средних специальных учебных заведениях.

Цель исследования: создание целостной модели художественно-творческого развития студентов и экспериментальная проверка их подготовки в средних специальных учебных заведениях культуры и искусств.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и специфику художественно-творческой деятельности студентов в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин.

2. Разработать структуру и содержание художественно-творческой подготовки специалистов цирка и эстрады в училищах и колледжах культуры и искусств.

3. Выявить возможности музыкальной подготовки, её роль в профессиональном становлении артистов цирка и эстрады.

4. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель художественно-творческой подготовки студентов в процессе обучения. Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие творческой личности в процессе профессиональной подготовки эффективно при условии:

- единства общего и профессионального развития личности, формирования общечеловеческих, профессиональных и личностных ценностей будущих артистов цирка и эстрады;

- профессионализации процесса подготовки специалистов цирка и эстрады, художественно-творческого развития студентов, их дальнейшею самосовершенствования и самореализации в профессии;

- целенаправленного обучения будущих артистов цирка и эстрады в процессе профилирования преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин; формирования у них профессионально важных качеств;

- применения методов активизации художественно-творческой деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки.

Методологическую основу исследования составили философские положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений окружающего мира, развития личности и определяющей роли деятельности в этом процессе: идеи отечественных философов, разработанные в трудах П.А.Флоренского, Н.А. Бердяева, И. А. Ильина, Б.П. Вышеславцева, М.М.Бахтина, А.Ф. Лосева о духовности, творчестве, творческой свободе; идеи учёных об общечеловеческой ценности, уникальности, неповторимости каждого человека, гуманистической направленности системы образования, индивидуально-психологические особенности формирования личности, способности к творчеству в широком и узком смысле данного понятия.

Теоретической основой явились:

- деятельностный подход к личности, предполагающей формирование знаний, умений, навыков и качеств творческой личности в процессе профессиональной подготовки артистов цирка и эстрады;

- целостный подход, обеспечивающий единство общего и профессионального развития личности;

- профессиональная подготовка специалистов в сфере искусства. Методы исследования - для решения намеченных в диссерации задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих научных методов, включающих: анализ философской, психолого-педагогической, художественно-эстетической и искусствоведческой литературы, раскрывающей различные аспекты творческого развития личности;

- анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта;

- наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование;

- моделирование структурной схемы целостного процесса профессиональной подготовки артистов цирка и эстрады в средних специальных учебных заведениях;

- педагогический эксперимент.

Экспериментальная база исследования: Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (ГУЦЭИ), Московское областное высшее училище (колледж) искусств (МОВУКИ), колледж «Консорт».

Организация исследования. Исследование проходило в три этапа, в нём приняли участие 235 студента, 48 преподавателей, 6 творческих работников. На первом этапе с 1993-1995 гг. осуществлялся теоретический анализ проблемы, проводились наблюдения за процессом обучения в средних учебных заведениях, определялись основные положения, цель, задачи, рабочая гипотеза, разрабатывалась программа исследования. Положено начало опытно-экспериментальной работы по созданию модели целостного процесса профессиональной подготовки артистов цирка и эстрады. Результаты этого этапа нашли отражение в учебных программах «Музыка в цирке», «Актёрское мастерство», «Сольное пение».

На втором этапе (1995-1997 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по апробации методики теоретического развития студентов в процессе изучения обшепрофессиональных и специальных дисциплин. Был подготовлен и проведён эксперимент по разработке и реализации образовательно-творческих технологий.

В эксперименте принимали участие по две группы студентов Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Московского областного высшего училища (колледжа) искусств, колледжа «Консорт». Эксперимент основывался на изучении значимости роли музыкально-актёрской подготовки будущих артистов цирка и эстрады.

На третьем этапе (1997-2000 гг.) проводился педагогический эксперимент со студентами ГУЦЭИ и колледжа искусств. Итогом третьего этапа являлась апробация и внедрение модели профессиональной подготовки артистов цирка и эстрады.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в разработке психолого-педагогических основ творческого развития специалистов цирка и эстрады в процессе профессиональной подготовки:

- уточнено понятие учебно-творческой деятельности студентов как процесса познания, воспроизведения, создания и распространения объективно и субъективно нового, оригинального продукта в сфере циркового и эстрадного искусства посредством интеллектуальных процедур;

- определена специфика художественно-творческой деятельности студентов в процессе овладения цирковым и эстрадным искусством, основанном на синтезе спорта и выразительных средств;

- разработано содержание профессиональной подготовки специалистов цирка и эстрады в средних учебных заведениях, включающее в себя систему знаний умений и навыков эстрадно-циркового искусства, способов деятельности, опыта творческой деятельности, а также формирование профессионально важных качеств будущего артиста цирка и эстрады; представлена модель художественно-творческого развития студентов на основе синтеза спорта и различных видов искусств, соответствующая структуре профессиональной деятельности специалистов цирка и эстрады: музыкально-образовательная, музыкально-спортивная, музыкально-актёрская, музыкально-эксцентрическая учебная деятельность;

- апробирована система самостоятельных воспроизводящих и творческих работ, составляющих основу методики профессиональной подготовки специалистов цирка и эстрады, направленной на творческий поиск решения, художественно-исполнительских проблем в их будущей деятельности.

Практическая значимость исследования: теоретические выводы и практические рекомендации нашли отражение в содержании учебных дисциплин: «Акробатика», «Гимнастика», «Жонглирование», «Эквилибристика», «Мастерство актёра», «Пантомима», «Техника речи», «Хореография», «Музыкальное воспитание», «Музыкальная эксцентрика», «Мастерство артиста клоунады и музыкально эксцентрических жанров» и специального курса «Музыка в цирке» Государственного училища циркового и эстрадного искусства; «Методика работы с эстрадными оркестрами и ансамблями», «Импровизация» в Московском областном высшем училище (колледже) искусств, колледже «Консорт».

Полученные в ходе исследования результаты использовались при разработке государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям 0508 «Цирковое искусство», 0511 «Искусство эстрады», учебных программ и научно-методических материалов, связанных с учебной практикой студентов в стационарных и передвижных цирках, профессиональных концертных организациях, студенческих и прокатных спектаклях и т.п. Материалы исследования использовались автором и группой педагогов при разработке учебных курсов «Сольное пение», «Актёрское мастерство», «Музыкальное воспитание». Предложенные диссертантом музыкально-творческие задания на основе установления межпредметных связей общегуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин развивают технологические и духовно-творческие направления процесса профессиональной подготовки специалиста цирка и эстрады.

Апробация результатов исследования осуществлена:

- в научных докладах и сообщениях автора на научно-теоретических и научно-практических конференциях, теоретических семинарах, курсах повышения квалификации педагогов средних специальных учебных заведений, работников культуры и искусств, мастер классах в училищах и колледжах культуры и искусств в 1996-1999 гг.

- в 5 публикациях по теме исследования.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования прошли апробацию на заседаниях предметных комиссий ГУЦЭИ, МОВУКИ и колледжа «Консорт».

Достоверность исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применение комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследования, и его задачам; логикой исследования, значимостью экспериментальных данных.

На защиту выносятся положения, характеризующие систему взглядов автора на процесс профессиональной подготовки специалистов цирка и эстрады:

1. Модель художественно-творческого развития студентов соответствует структуре профессиональной деятельности артистов цирка и эстрады и ориентирована на конечную цель обучения - профессиональное творчество.

2. Структура и содержание художественно-творческой подготовки специалистов цирка и эстрады предполагает единство общего и профессионального развития личности в процессе освоения исполнительского мастерства.

3. Музыкальная подготовка в синтезе художественно-спортивных и театральных дисциплин способствует более эффективному творческому развитию студентов, совершенствованию межпредметных связей в процессе профессионального становления артистов цирка и эстрады.

4. Методика художественно-творческого развития студентов в процессе преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин предполагает профилированное содержание форм и методов обучения и использование специально разработанной системы профессиональных заданий, направленных на активизацию художественно-познавательной и творческой деятельности студентов.

Структура диссертации определена в соответствии с целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ВЫВОДЫ

В главе рассмотрена музыкальная подготовка как компонент профессиональной подготовки артистов цирка и эстрады, её содержание и структура: музыкально-спортивная, музыкально-образовательная, музыкально-актёрская и музыкально-эксцентрическая учебная деятельность. На основе анализа государственных образовательных стандартов учебной, документации средних специальных учебных заведений культуры и искусств нами разработан и введён в учебный процесс экспериментальный план специального курса «Музыка в цирке и на эстраде». В главе рассмотрены его особенности, этапы изучения учебного материала, ориентация его конечный результат профессиональное творчество в сфере циркового и эстрадного искусства, а также рассматриваются аспекты музыкально-творческого развития специалистов цирка и эстрады.

В главе изложены результаты эксперимента, направленного на выявление эффективности использования в профессиональной подготовке специалистов цирка и эстрады системы самостоятельных профессиональных заданий воспроизводящего и творческого характера, их соотношения на разных этапах обучения.

Обработка и анализ полученных результатов в целом подтвердили эффективность предложенной методики творческого развития студентов в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин:

- сущность самостоятельных работ определяется особенностями художественно-познавательных задач, воплощённых в конкретное содержание самостоятельной работы;

- самостоятельная работа может применяться на всех этапах обучения и способствовать творческому развитию личности будущих артистов цирка и эстрады;

- самостоятельная работа, в какой бы форме она не выступала, всегда имеет единое основание в процессе профессиональной подготовки -индивидуальное познание; в самостоятельной деятельности поиск оригинального решения художественно-познавательной задачи всегда является подготовительным звеном к включению студента в творческий процесс; систематическое включение в процесс профессиональной подготовки специалистов цирка и эстрады самостоятельных работ, правильное соотношение творческих профессиональных заданий значительно повышает эффективность обучения, способствует индивидуализации учебно-творческой деятельности студентов, обеспечивает управление их мыслительной и практической деятельностью в овладении ими методами циркового и эстрадного искусства, а также развитию творческой активности и самостоятельности будущих артистов цирка и эстрады.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое в соответствии с поставленными задачами теоретическое исследование психолого-педагогических основ профессиональной подготовки специалистов цирка и эстрады, экспериментальная работа позволили в ходе анализа и обобщения его сделать ряд выводов:

1. Настоящее исследование подтвердило актуальность выбранной проблемы, степень её изученности и новыми подходами, изложенные в авторской концепции, раскрываются теоретические и методические основы художественно-творческого развития личности в процессе профессиональной подготовки артистов цирка и эстрады.

Изучив состояние проблемы формирования и активизации художественно-образного мышления в научной и методической литературе и практике преподавания, мы выяснили, что данная проблема до настоящего времени не была достаточно изучена, специального исследования по этому вопросу нет.

Анализ государственных образовательных стандартов, учебных планов, программ и изучения опыта работы средних специальных учебных заведений искусств и культуры показал, что целостная система художественно-творческого развития специалистов цирка и эстрады в настоящее время ещё не сложилась. Результатом этого является недостаточная профессиональная подготовленность выпускников к творческой деятельности в сфере циркового и эстрадного искусства.

2. Системное исследование проблемы профессиональной подготовки специалистов цирка и эстрады в средних специальных учебных заведениях позволило рассмотреть её с разных точек зрения:

- с позиций целостного подхода - как целостную систему непрерывного процесса общего и профессионального образования;

- с позиций деятельностного подхода - как качественный уровень процесса деятельности, отвечающий критериям профессиональной целесообразности, творчества и оптимальности.

В соответствии с задачами исследования на основе указанных подходов раскрыто содержание и соотношение основных понятий проблемы. В диссертации мы определяем художественно-творческую деятельность будущих артистов цирка и эстрады как процесс познания, воспроизведения, создания и распространения объективно и субъективно нового, оригинального продукта в сфере циркового и эстрадного искусства посредством интеллектуальных процедур.

Данное определение отражает закономерности учебно-творческого процесса в училищах и колледжах искусств и культуры, характеризует степень участия личности, которая стремится усилием собственной мысли достичь высшего мастерства, предполагающего наличие определённой суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и профессионально важных качеств.

3. Теоретический анализ и эмпирическое исследование основных видов профессиональной деятельности артистов цирка и эстрады (изучение опыта мастеров циркового и эстрадного искусства, беседы с деятелями искусства и культуры, выдающимися спортсменами, педагогами высших и средних специальных учебных заведений) позволили выявить специфику учебно-творческой деятельности студентов в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, которая проявляется в структуре, органичном соединении выразительных средств различных видов искусств и спорта, и т.д., их концентрированности, лаконичности, зрелищности, эксцентричности, и представляет собой синтез профессионально важных качеств.

4. Теоретический анализ и эмпирическое исследование проблем формирования творческой личности артистов цирка и эстрады, ориентация учебного процесса на конечный результат обучения (профессиональное творчество) в качестве цели репродуктивного процесса общего и профессионального развития личности подтвердили необходимость целостного и деятельностного подходов к определению содержания как адаптированной системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности, усвоение которой обеспечивает творческое развитие личности, формирование профессионально важных качеств будущих артистов циркового и эстрадного искусства.

Исследование показало. что содержание и структура профессиональной подготовки обусловлены спецификой циркового и эстрадного искусства, особенностями учебно-творческой деятельности студентов, требованиями к профессиональным знаниям, умениям, навыкам и профессионально-выраженным качествам специалиста цирка и эстрады и должно включать следующие эллементы:

- знания постоянно накапливающиеся и изменяющиеся; это выражается в познаниии и осмыслении циркового и эстрадного исполнительства как особого типа художественного творчества;

- способы деятельности и опыт их осуществления, то есть совокупность уже известных способов деятельности, являющихся предпосылкой формирования профессиональных качеств личности студентов в изучении основ циркового и эстрадного мастерства;

- опыт творческой деятельности, выражающийся в готовности к решению новых проблем, умении решать творческие задачи, предполагающие создание нового художественного образа средствами циркового и эстрадного искусства;

- опыт эмоционально-ценностного отношения людей друг к другу, цирку и эстраде, проявляющийся в формировании эмоциональной культуры, ценностной ориентации в духовной культуре, эстетической оценке действительности, - цирковго и эстетического искусства, развития творческой активности и самостоятельности.

5. В ходе решения проблем совершенствования учебного процесса в средних специальных учебных заведениях предложена теоретическая модель художественно-творческой подготовки студентов в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, которая разработана на основе единства целостного и деятельностного подходов, синтеза различных видов искусств и спорта. Она апробирована на материале музыкальной подготовки артистов цирка и эстрады. Особенность модели состоит в том, что она включает все виды деятельности артистов цирка и эстрады: музыкально-образовательную, музыкально-спортивную, музыкально-актёрскую, музыкально-эксцентрическую учебную деятельность и предполагает их единство в изучении основ циркового и эстрадного искусства на всех этапах обучения. Модель реализована в экспериментальной работе по творческому развитию студентов Государственного училища циркового и эстрадного искусства, Московского областного высшего училища (колледжа) искусств, Московского колледжа «Консорт».

Исследование подтвердило положение о том, что модель творческого развития студентов соответствует структуре профессиональной деятельности специалистов цирка и эстрады и ориентирована на формирование творческих качеств личности, системы отношений к профессии, к себе как к профессионалу, а также общей культуре будущих мастеров цирка и эстрады.

6. Эмпирическое исследование показало большие возможности музыкальной подготовки артистов цирка и эстрады. Проведённая экспериментальная работа, педагогический эксперимент позволили разработать методику художественно-творческой подготовки студентов в процессе профилированного курса «Музыка в цирке и на эстраде», включения его в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Основу методики составили профилированные, специально разработанные задания с учётом специфики цирка и эстрады, содержания, форм и методов преподавания творческих дисциплин на основе установления межпредметных связей общепрофессиональных и специальных дисциплин. Результаты исследования подтвердили эффективность разработааной модели и методики профессиональной подготовки, показали прочность усвоения студентами основ профессионального мастерства и существенный рост осознания ими значения синтеза искусств и спорта, профессиональной направленности и профессионального самосовершенствования.

Материалы педагогического эксперимента подтвердили эффективность проблемного обучения по сравнению с традиционной методикой профессиональной подготовки. Его применение ведёт к качественно более высокому уровню мыслительной деятельности студентов в процессе профессионального становления артистов цирка и эстрады, создаёт благоприятные условия для их творческого развития. 7.Сопоставительный анализ эффективности использования системы самостоятельных воспроизводящих и творческих работ позволил выявить три основных дидактических направления в профессиональной подготовке артистов цирка и эстрады:

- обоснование принципа значимости активности и самостоятельности студентов в процессе обучения;

- раскрытие психолого-дидактической сущности самостоятельной деятельности студентов и определение её места в профессиональной подготовке специалистов цирка и эстрады;

- создание арсенала педагогических средств вовлечения студентов в выполнение самостоятельной работы и определения характера и степени педагогического руководства этим процессом в структуре профессиональной подготовки.

В результате исследования особенностей художественно-творческой деятельности студентов нами выделены основные два процесса воспроизведение и творчество, а также раскрыты в известной степени их сущность и критерии определения. В качестве последних выделяются: результат деятельности, способ её осуществления и субъективная социально-психологическая значимость новизны как продукта, так и самого процесса его создания. Данные анализа являются теоретической основой для построения процесса обучения, в ходе которого художественно-творческая деятельность студентов развивается в результате возникновения, развития и преодоления специфических для неё противоречий. Универсальной формой выражения этих противоречий является проблемность как профессиональных заданий, так и методов управления художественно-познавательной деятельностью студентов в процессе их выполнения.

Экспериментально установлено, что самостоятельная деятельность студента, в какой бы форме она не выступала, всегда имеет единое основание в процессе обучения - индивидуальное познание. В нём чётко различаются три вида деятельности студента:

- усвоение (понятий, теорий, закономерностей) или применение готовой информации в знакомых ситуациях обучения (при решении типовых познавательных задач);

- определение возможных модификаций действия усвоенных закономерностей в изменённых условиях учебной ситуации;

- самостоятельное открытие закономерностей (решение творческих задач).

Исследование показало, что в художественно-творческой деятельности студентов воспроизведение и творчество взаимопроникают друг в друга и выступают в диалектическом единстве и взаимосвзи. Воспроизводящие действия выступают по отношению к творческим, с одной стороны, как основание, а с другой - как их следствие. Творчество, в в свою очередь, вытекает из воспроизведения, является развитием последнего и в тоже время содержит в себе воспроизводящие процессы как одно из своих следствий.

На основе разработанной теоретической концепции структурных эллемнтов самостоятельной деятельности и уровней усвоения студентами знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности предложена типологическая классификация самостоятельных работ:

- самостоятельнгые работы по образцу;

- тренажные самостоятельнее работы;

- реконструктивные самостоятельные работы,

- творческие самостоятельные работы.

Итак, всё изложенное позволяет сделать вывод о том, что концепция подтвердила основные положения диссертации. В результате её применения достигнута цель, которая заключалась в создании целостной модели творческого развития студентов и экспериментальной проверки эффективности их подготовки в средних специальных учебных заведениях искусств и культуры.

Были решены следующие задачи: раскрыта сущность и специфика художественно-творческой деятельности студентов в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин; разработана структура и содержание художественно-творческой подготовки специалистов цирка и эстрады в училищах и колледжах культуры и искусств; выявлены возможности музыкальной подготовки, её роль в профессиональном становлении артистов цирка и эстрады; теоретически обоснована и экспериментально апробирована модель художественно-творческой подготовки студентов в процессе обучения.

Подтверждена гипотеза о том, что развитие творческой личности в процессе профессиональной подготовки эффективно при условии:

- единства общего и профессионального развития личности, формирования общечеловеческих, профессиональных и личностных ценностей будущих артистов цирка и эстрады;

- профессионализации процесса подготовки специалистов цирка и эстрады, художественно-творческого развития студентов, их дальнейшею самосовершенствования и самореализации в профессии;

- целенаправленного обучения будущих артистов цирка и эстрады в процессе профилирования преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин; формирования у них профессионально важных качеств;

- применения методов активизации художественно-творческой деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки.

В завершении исследования следует отметить, что изучение такого явления, как профессиональная подготовка артистов цирка и эстрады, далеко не исчерпана. Дальнейшая разработка проблемы требует исследования творческой индивидуальности в цирковом и эстрадном искусстве, создание сценического образа, соотношения элементов спорта и средств искусства, соединение трюка с замыслом, сюжетом номера, самого творческого процесса артиста цирка и эстрады, поскольку в условиях развивающейся образовательной системы, появления новых форм и методов подготовки специалистов циркового и эстрадного искусства открываются возможности для дальнейшего поиска.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Савина, Валентина Михайловна, Москва

1. Абдулин Э.Б. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990. 183 с.

2. Авдеев А.Д. Происхождение театра: элементы театра в первобытном строе. M.-JL: Искусство, 1959. - 266 с.

3. Авенариус Г.А. Чарльз Спенсер Чаплин. М.: Изд-во АНСССР 1959. -262 с.

4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Книга для учителя. — М.:• Просвещение, 1985. — 174 с.

5. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989 — 335 с.

6. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. — М.: Топикал, 1994 607 с.

7. Азарцева Л.С. Формирование основ профессионального мастерства будущих руководителей оркестровых коллективов в вузах культуры в процессе практики. Дис на соиск.учён.степ. канд. пед. наук. — М., 1988 — 222 с.

8. Айзенберг А.Я. Развитие творческой активности студентов вузов кульуры и искусств. — М, 1984.

9. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М.'.Просвещение, 1986. -238 с.

10. З.Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. — М.: Просвещение, 1978. 175

11. Альманах психологических тестов. Изд. 3-е — М.: В СП, 1996. — 397 с.

12. Альперов Д.С. На арене старого цирка: записки клоуна. М.: Госполитиздат, 1936. - 402с.• 16.Алякринский Б.О. о талантах и способностях: очерки о самовоспитании. М.,1975. 320 с.

13. Амонашвили Ш.А. Личностно — гуманная основа педагогического процесса.- Минск: Университет, 1990. 560 с.

14. Ананьев Б. Г. Педагогическая антология Ушинского и ее современное значение (К столетию труда К. Д. Ушинского "Человек как предмет воспитания". — М., 1968 — 6 с.

15. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1: Сост. В.П. Лисенкова, под ред. А.А. Бодалева, —М.: Педагогика, 1980. -230с.

16. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М.:Педагогика, 1980. т. 2 (Сост. Н.В. Кузьмина) под ред. А.А. Бодалева и др., 1980. 287 с.

17. Анисимов С.Ф. Методическая культура педагогической деятельности. -М. .'Экономика, 1991. 416 с.2 2. Ани сим о в Г.П. Режиссер в музыкальном театре. — М.: ВТО, 1980 — 319с.

18. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогического творчества Казань: КГУ, 1988. — 238с.

19. Ангарский В.М., Викторов А.В., Олег Попов.-М.: Искусство, 1964. 176 с.

20. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1984.

21. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии: исследование ВНИИ искусствоведения МК СССР. М.: Музыка, 1991. - 317 с.

22. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию.- М.: Нар. ак. к-ры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 349 с.

23. Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия XIX XX век. -М.: Аз, 1998.-358 с.

24. Арсеньев Н.С. О Красоте в мире: Сб. статей. — Мадрид, 194 — С. 144.

25. Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности//Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. - С. 142-155.

26. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для студентов. М.:МГЗПИ, 1989. - 76 с.

27. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984.- 135 с.

28. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М., Л.: Музыка, 1965. — С. 23.

29. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1972. Кн. 2. 269.

30. Асафьев Б.В. О музыке XX в. Л.: Музыка, 1982. - 200 с.

31. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник.— М.: МГУ, 1999.

32. Ассаджоли Р. Психосинтез. — М.: Прогресс, 1997. — С. 62-77.

33. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. — М.: Музыка, 1965.

34. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование в педагогичке. -М.:Просвещение, 1988.-238 с.

35. Базылевич Т.Ф. Типологический анализ произвольных действий в структуре целостной индивидуальности. Дисс. док. психол. наук. — М., 1994. 340 с.

36. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства: Лекция по курсу "Психология для студентов художественных специализаций институтов культуры." — М.: МГИК., 1991. — 53 с.

37. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. — М.: Культура и просвещение, 1992. — 66 с.

38. Бардиан Ф.С. Советский цирк на пяти континентах. М.: Искусство, 1977. -206 с.

39. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л.:Музыка, 1974. —344.

40. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М.,1984. - 443 с.

41. Батищев Г.С. Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы (Сб. ст.) // АН СССР, Ин-т философии/Отв. ред. Г.С.Батищев, Б.И. Пружинин. М.: ИФ АН, 1987. - 125 с.

42. Бахтин А.А. Вопросы литературы и эстетики. -М.: Искусство, 1975. -495 с.

43. Бахтин М.М. К философии поступка//Философия и социология науки и техники: Под, ред. И.Т. Фролова. —М. Наука, 1986. — С. 108, 109, 117.

44. Белкин А.А. Русские скоморохи. М.: Наука, 1975. -192 с.

45. Белкин А.А. Театр скоморохов на Руси. Дис. насоиск. канд. исусствовед. -М.,1971. -20 с.

46. Белозерцев Е.П. На пути к русскому образованию//Педагогика. — М., 1997. № 1. С. 39-43

47. Беляева Т.П. Межпредметные связи как одно из условий эффективности подготовки руководителей народно-певческого коллектива. Музыкальная педагогика. —Исполнительство: Сб. ст. Вып 1-2: М.: МГУ К, 1998. 229с.

48. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.- С. 175 с.

49. Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. — М.: Правда, 1989. -607 е.

50. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. — М. Республика, 1994. — 479 с.

51. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия: Пер. с англ. — СПб.: Братство, 1994.-223 с.

52. Берулаева М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы// Педагогика. -М., 1996. № 4. С. 9-14.

53. Беседы К.С. Станиславского. —М.: Искусство, 1947. — С. 9.

54. Бехтерев В.М. О творчестве с рефлексологической точки зрения // Грузенберг С.О. Гений и творчество. — Л.П.Сойкин, 1924. — С. 28-33.

55. Бехтерев В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия// Сб.ст./сост., авт. вступ. ст., с. 5-45, и примеч. Г.Х. Шингаров. — М.: Мысль, 1994. — 364 с.

56. Бехтерев В.М. Объективная психология. — М.: Наука, 1991. — 96 с.

57. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991. — 412 с.

58. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. — М.: АПН РСФСР, 1961.-480 с.

59. Богоявленская Д.Б. Путь к творчеству. — М.: Знание, 1981. — 108 с.

60. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ,1993.-10 с.

61. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования// Педагогика. — М., 1997. № 4

62. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т. 1 — 5-е изд., допол. — Смоленск: Русич, 1997. 576 е., т.2. -640 с.

63. Бореев Ю.Б. Комическое. М.: Искусство, 1970. - 270 с.

64. Бортникова Т. Г. Целостный подход к учебно-воспитательному процессу в вузе культуры как условия формирования личности специалиста: Автореф. дисс.к.п.н. — М., 1992. — 17 с.

65. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения — М. Республика,1994. —414 с.

66. Буш Г.Я. О диалогической теории творчества. — М.: Поиск, 1992. С. 12-32

67. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. — М.: Прогресс, 1990.187 с.

68. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмыобразования// Педагогика. М., 1997. № 3. - С. 15-19.

69. Введение в научное исследование по педагогике: Под ред. В.И.Журавлёва.- М.: Просвещение, 1988. 237 с.

70. Вендрова Т.Е. "Пластическое интонирование" музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе .- М., 1997. № 2. — С. 61-67.

71. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности, в 2-х т. — М:

72. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера /Отв. Ред. Б.С. Соколов, А.А Ярошевский. АН СССР, Ин-т геохимии и анал. химии им. В.И. Вернадского.- М.: Наука, 1989. 258 с.

73. Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные Труды. Воспоминания современников. Суждения потомков: Для сред, и ст. возраста / Сост. Г.П. Аксенов. —М.: Современник, 1993. — 685 с.

74. Викторов А.В. С пером у Карандаша. М.: Молодая Гвардия 1971. - 128 с.

75. Воскобойников А.Э. Философия: Учебное пособие для студентов, аспирантов, слушателей факультетов послевузовского образования /Институт молодежи, кафедра соц. и полит, философии. А.Э. Воскобойников и др. М: ИМ: Голос, 1996 - 229 с.

76. Вулис А. Метаморфозы комического. М.: Искусство, 1976. - 126 с.

77. Выготский Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996. - 474 с.

78. Выготский JT. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1967. — С.93.

79. Выготский JI.C. Психология искусства. — М.: Искусство, 1965. — 379 с.

80. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. — М.: Республика, 19994. -С. 59, 368 е.

81. Вышеславцев Б.П. Вечне в русской философии. — М.: изд-во им. Чехова,1955.-296 с.

82. Вяткин Б.П. Жизнь клоуна. Д.: Искусство, 1975. - 136 с.

83. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966. С. 236-277.

84. Германова М. Эстрадный номер. — М.: Сов. Россия, 1986. — с. 14.

85. Гинзбург JI. О работе над музыкальным произведением. Методический очерк. 3-е изд. — М.: Музыка, 1968. — 110 с.

86. Гольденрихт С. С., Пьянова JI.A. К вопросу об общей теории творчества / Вестник МГУ. Серия философия, 1983. № 7.

87. Гоноболин Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей // Способности и интересы. М.: АПН РСФСР, — С. 232-234.

88. Горчаков Н. Режиссерские уроки К.С. Станиславского. — М.: Искусство, 1951. С. 16-48.

89. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0508 "Цирковое искусство". М.: Мин-во общего и профессионального образвания РФ, 1997. - 16 с.

90. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0511 «искусство эстрады». М.: Мин-во общего и профессионального образвания РФ, 1997. - 16 с.

91. Готсдинер А.А. Музыкальная психология. М.: Международная академия пед. наук, 1993.-190 с.

92. Грасеев Э.Н. Дидактические особенности вузовской подготовки руководителей самодеятельных оркестров в классе инструментовки. Автореф. дисс. на соиск. канд. пед наук. М., 1986. - 16 с.

93. Грибков Ю.А. Психолого-педагогические условия активизации досуговойдеятельности участников самодеятельных коллективов. Автореф. дисс. на соиск. канд. пед наук. М., 1990 - 16 с.

94. Громов Е.С. Художественное творчество. — М.: Политиздат, 1970 — с. 106.

95. Гуревич З.Б. О жанрах советского цирка: Учебное пособие. М.: Искусство, 1984. - 304с.

96. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-395 с.

97. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М.: Педагогика, 1972. — 423

98. Давыдов В.В. Философско-психологические проблемы развития образования. — М.: Интор, 1994.

99. Дадамян Г. Проблемы исследования эстетических оценок в социологии искусства // Вопросы социологии искусства: Теоретические и методологические проблемы. — М.: Паука, 1979. — С. 79 — 103.

100. Даль В.И. Месяцеслов, суеверия, приметы, причуды, стихии. Пословицы русского народа. — Спб.: Лениздат, 1992. — 92 с.

101. Даль В.И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа. — Сб. в 2 т. СПб.: Литера Виан, 1997. Т. 1. 411 с. Т.2. - 411 с.

102. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т. — М.: Рус. Яз. Т.1, 1981. 699 с. Т.2, 1981. - 779 с. Т.З. 1982. - 555 с. Т. 4. 1982.- 683с.

103. Данилоа Л.В. Музыкальное воспитание юного актёра. М.: МГУК, 1997. -21 с.

104. Дживингов А.К. Итальянская народная комедия.-М., 1962.-288 с.

105. Дземидок Б. О комическом. М.: Прогресс, 1974.-223 с.

106. Дидро Д. Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Гослитиздат, 1946. — Т.6:1. Искусство. — 620 с.

107. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956. -347

108. Дистерверг А. Руководство для немецких учителей. Пер. с нем. А Картман. -М.; 1913-с. 94.

109. Дмитриев Ю.А. Цирк в России. От истоков до 1917 года.-М., 1977.415 с.

110. Дмитриев Ю.А. Эстрада и цирк глазами влюблённого. М., 1971. - 205 с.

111. Дмитриев Ю.А. Искусство цирка. М.: Искусство, 1964. - 80 с.

112. Дмитриев Ю.А. Прекрасное искусство цирка. М.: Искусство, 1996. -528 с.

113. Дмитриев Ю.А. Русский цирк. М.: Искусство 1953. - 264 с.

114. Дмитриев Ю.А. Советский цирк: Очерки истории 1917-1941. -М.: Искусство, 1963. -399 с.

115. Дмитриева Л.Г. Система творческих заданий в музыкальном воспитании младших школьников (на примере первого класса): Автореф. дисс на соиск. учён. степ. канд. пед наук. М., 1981. - 16с.

116. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Просвещение, 1978. - 29 с.

117. Ельшевский Н. Художественный образ в цирке. Советская эстрада и цирк. 1964. - № 1-С.10-11.

118. Житицкий А.З. Актуальные проблемы теории драматургии цирка: Дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук. М.,1985. - 172 с.

119. Журавлев А.И. Взаимосвязанность педагогической науки и практики М.: Педагогика, 1984. — 176 с.

120. Запорожец А.В. А.Н. Леонтьев и современная психология: Сб. ст. "Памяти А .Н. Леонтьева /Под. ред. А.В. Запорожца и др. — М.: Изд-во1. МГУ, 1983.-288 с.

121. Запорожец А.В. Познавательные процессы: ощущения, восприятие: Сб. статей НРИИ общ. и пед. психологии АПН СССР: Под. ред. А.В. .Запорожца и др. — М.: Педагогика, 1982. — 336 с.

122. Захаров Р.В. Слово о танце. М.: Молодая Гвардия, 1977. - 160 с.

123. Земцовский И.М. Проблема варианта в свете музыкальной типологии // Актуальные проблемы современной фольклористики — Л., 1980. — С. 17.

124. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. М.: Наука, 1996. -С. 192.

125. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. — М., 1997. №5.-С. 3-17.

126. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. Изд.2-е уточ. и доп. — М.: Привода, 1994. — 333с.

127. Зискинд Е.М.Режиссёр в советском цирке: Дисс. на соиск. учён, степ канд искусствовед. М.1970. -220 с.

128. Зись А .Я. Искусство и эстетика.-М.: Искусство, 1975.-447 с.

129. Зись А.Я. Виды искусства. М.: Искусство, 1979. - 128 с.

130. Зись А.Я. . Философское мышление и художественное творчество. — М.: Ис-во, 1987. 255 с.

131. Зорилова Л.С. Духовные идеалы личности: теория и практика профессиональной подготовки специалистов вузов культуры: Дисс. на соиск. учён, степ д-ра культурологии. М.,1999.

132. Зотова Л. В. Педагогические основы целостного процесса музыкальной подготовки режиссеров театрализованных представлений в вузе культуры Автореф. дисс. на соиск. учён, степ канд пед наук. — М., 1993. — 16 с.

133. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. Предисл. JI.K. Науменко. — 2-е изд. Доп. — М.: Политиздат, 1984. — 320

134. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991. — 462с.

135. Ильин B.C. Формирование личности школьника. (Целостный процесс) — М.: Педагогика, 1984. — 114 с.

136. Ильин И.А. История искусства и эстетика: Избранные статьи / Предисловие, сост. и общ. Ред. М. Лившица. — М.: Искусство, 1983. — 288 с.

137. Ильин И.А. Одинокий художник. История эстетики в памятниках и документах: Сост., предисл., примеч. В.И. Белов. — М.: Искусство, 1993.

138. Ильина Е.Р. Эстетическое воспитание как средство профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ: Дисс. на соиск. учён. степ, канд. пед. наук. М.,1998. - 207 с.

139. Ильясов И.И. Структура и формирование процесса обучения. Дисс. на соиск. учён. степ. д-ра. пед. наук. -М., 1987. —422 с.

140. Искусство в системе культуры. / Сост. и отв. ред. М.С. Каган. — Л.: Импакс, 1992. С. 36.

141. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. Избр. ст. и докл. — М.: Педагогика, 1986. 190 с.

142. Камю А. Творчество и свобода.: Радуга, 1990 — 408 с.

143. Каневская И.Г. Формирование творческих способностей студентов в процессе трудового и эстетического воспитания: Автореф. дисс. к.п.н. — М, 1989. 18 с.

144. Каике В.А. Философия. Исторический и систематический курс:Учебник для вузов. — М.: Логос, 1996. — 320 с.

145. Карелин А .Я. Формирование художественной культуры студентов I музыкально-педагогических факультетов в процессе обучения в классе ф-но:

146. Автореф. дисс. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук. — М., 1996. — 17с.

147. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. — М.: МГУК 1995. — 135 с.

148. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество М.: Знание, 1984.-112 с.

149. Клитин С. С. Эстрада. Проблемы теории. Истории и методики. Учебное пособие. — Л. : Искусство, 1987. — 192 с.

150. Кнебель М. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1984. - 526 с.

151. Кнебель О.Л. Поэзия педагогики. — М.: ВТО, 1976. 52 с.

152. Кобер А.Г.Гвоздь программы: Очерки и рассказы из жизни артистов цирка и эстрады: Пер. с нем. Л., 1928.- 137 с.ф 160. Коган Г. У врат мастерства. — М.: Музыка, 1974. — 160 с.

153. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. — М.:

154. Конев Ф.С. Полвека под куполом цирка. -М., 1961. 132 с.

155. Конен В. Рождение джаза. М.: Сов. композитор, 1984. — 312 с.

156. Коноваленко Н.А. Теоретические и методические основы подготовки зпециалиста эвритмии: Автореф. дисс. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук. — М., 1996. —16 с.

157. Копнин П.В. Логические основы науки. — Киев, 1968. с. 15-16.

158. Корогодский З.Я. Начало. СПб. ГУП,КБ6, 1996 - с. 436.

159. Кременштейн Б.Jl. Педагогика Г.Г. Нейгауза. — М., 1984. — 25с.

160. Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. — М.: Искусство. 1978 429 с.

161. Крутецкий В.А. Исследование специальных способностей, их структуры и условий формирования и развития //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М.: Педагогика, 1976. — С. 206-221.

162. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: метод, пособие. М.: Высшая школа, 1990. -142 с.

163. Кузнецов Е.М. Цирк: Происхождение. Развитие. Перспективы. 2-е изд. -М.: Искусство, 1971. -415 с.

164. Кузнецов В.Г. Пути повышения эффективности педагогического руководства процессом формирования творческой активности молодежи. Дисс. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук. М., 1973 - 228 с.

165. Кузнецов В.Г. Музыка в клубе: Учебное пособие. М.: МГИК, 1973. - 51 с.

166. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности

167. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. — Л.: ЛГУ, 1967 -183с.

168. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: ЛГУ, 1970. - 11 с.

169. Леви-Строс К. Структурная антропология. — М.: Наука, 1985. — 536с.

170. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат 1975. С.275-277.

171. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: Под. ред.

172. В.В. Давыдова и др. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т.1., 1983.- 391 с. Т. 2., 1983.-318 с.

173. Леонтьев А.Н. Философия психологии:Из научного наследия/Под. ред. А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 285 с.

174. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.- 186 с.

175. Лернер И.Я. О построении логики дидактического исследования // Советская педагогика. — М., 1970. № 5.- С. 106-119.

176. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов и слушателей институтов и факультетов повышения квалификации. — М.: Прометей, 1993. С. 232.

177. Лихачев Д.С. Заметки о русском. 2-е изд. —М.: Сов. Россия, 1984. -64с.

178. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя. Историческое самосознание и его культура России // Новый мир. — М., 1994 №6. — С. 113-120.

179. Лихачев Д.С. Прошлое-будущему. — Л.: Наука, 1985. — 57 с.

180. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. — М.: Прогресс, 1990. — 720с.

181. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991. — 525 с.

182. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция/Сост.А.П. Поляков. — М.: Республика, 1995. — с. 267.

183. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — М.: Гнозис Прогресс, 1992. — 270с.

184. ЛукА.Н. Юмор, остроумие, творчество. -М.: Искусство, 1968. -191 с.

185. Лук А.Н. Психология творчества. — М., Наука,1978. С. 127.

186. Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М., 1981. -424 с.

187. Макаров С.М. Народные традиции клоунады: Авторефер. дисс. на соиск. учён. степ. .канд. искусствовед. М.,1974. - 26 с.

188. Макаров С.М. Советская клоунада. М., 1986. - 272 с.

189. Макаренко. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе: Сочинения в 7-ми т. М., 1960. - Т.5. - 558 с.

190. Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества ( по материалам доклада на У1 Всесоюзном съезде психологов СССР) Психологический журнал, 1984 №1. — С. 12.

191. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1976. — С. 26.

192. Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблемы способностей. — М.:АПН РСФСР 1962. -С. 514.

193. Мясищев В.Н.,Готсдинер А.Л. Что есть музыкальность // Советская музыка, 1975. № 2. С. 81-85.

194. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. — М.: Музыка, 1988. 254с.

195. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.-Музыка, 1972. — 358 с.

196. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии. — М., 1982. № 5. — С. 11-13.

197. Нежинский О.М. Научно — методические основы формирования профессиональных качеств руководителей самодеятельных оркестров.

198. Автореф. дисс. К.П.Н. М., 1988. - 20 с.

199. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд. — М.: Музыка, 1987. —С.528.

200. Нейгауз. Г. Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. — М. Музыка, 1983. — С. 181.

201. Неменский Б.М. Культура — искусство — образование: цикл бесед / Московский центр художественной культуры. — М.: Наука, 1993. — 79 с.

202. Немчинский М.И. На манеже цирка артист. -М., 1974. -72 с.

203. Немчинский М.И. постановочный цирк: Образное осмысление циркового номера: Авторефер. дисс. на соиск. учён. степ. канд. искусствовед. М.,1975. -15 с.

204. Немчинский М.И. Цирковой номер спектакль. - М., 1976. - 72 с.

205. Никитин Ю.В. Почти серьёзно. 2-е изд. - М., 1982. - 575 с.

206. Ницше Ф. Соч. в 2 т. М.: Плитиздат, 1990. - Т. 2, С. 6-37.

207. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях. -М.: АПО, 1990. 136 с.

208. Ньюэл А., Шоу Дж. С., Саймон Г.А. Процессы творческого мышления // Психология мышления. — М.: Прогресс, 1965.

209. Обыскалова JI. Р. Формирование музыкально-эстетических представлений и понятий у студентов педвуза: Автореф. дисс. к.п.н. — Липецк, 1996. 17 с.

210. Овчинников Е. История джаза. Учебник, в 2-х вып.— М.Музыка, 1994. -Вып. 1, 240 с.

211. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. — М., 1991. — С. 134

212. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головоного мозга. М.: АМН СССР, 1952. -С.272-273.

213. Падалка Г.Н. Музыкально-эстетическое воспитание студентов педин-;титутов в процессе их индивидуального фортепианного обучения. Авто-эеферат дисс. к.п.н. — М., — 1970. — 19 с.

214. Петухов В.В. Психология творческого воображения: Курс лекций для студентов МГУ, 1988.

215. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. -М.: Педагогика, 1972. — 184 с.

216. Поляков B.C. Товарищ смех. М.: Искусство, 1976. - 239 с.

217. Пономарев Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976. — 303 с.

218. Попов А.Д. Творческое наследие. — М.: Искусство, 1979. — 296 с.

219. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха.-М.: Искусство, 1976. 183 с.

220. Профессиональная подготовка: Учебник для студентов пед. специальностей и направлений. М.: Ассоц. «Проф.образование», 1997. -512 с.

221. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях/ Под. Общ. Ред. А.П. Беляевой. ~ М.,1995. 230 с.

222. Психологические вопросы сознательности усвоения: Известия АПН РСФСР, 1946, вып. 7.-е. 11

223. Петрушип В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентови преподавателей. — М.: Пасснм, 1994. — 304. с.

224. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры // Педагогика. — М., 1995. № 5. с. 87-91.

225. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М., 1989. — С. 1519.

226. Разумный В.А. Творчество народа и современность. -М.: ВНМЦНТ и КПР, 1990. 125 с.

227. Разумный В.А. Эстетический всеобуч. Принципы организации Методика, программное обеспечение. — М., 1987. — 86 с.

228. Реми Т. Клоуны: Пер. с англ. Ред. и предисл. Ю.А. Дмитриева. М.1965. -392 с.

229. Рерих Н.К. Об искусстве : Сост. С.А. Пономаренко. — Новосибирск, 1995.

230. Рерих Н.К. Пути благославления. — Минск: Университетское изд-во,1991. Переиздание. Рига: Атлас, 1924. — С. 8.

231. Рерих Н.К О вечном. Книга о воспитании. — М.: Политиздат, 1996. — 462 с.

232. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.:Прогресс, 1994.

233. Розанов В.В. Сумерки просвещения: Сост. В.Н. Щербаков.- М.: Педагогика, 1992. С. 92-100.

234. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание М.: АН СССР, 1957. - С. 300.

235. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2т. — М.: Педагогика, 1989. Т.1., 1989 485 с. Т.2., 1989. - 322 с.

236. Рувинский Л.И. Методика воспитательной работы. М.:Просвещение, 1989.-335 с.

237. Рудницкая О.П. Формирование эстетических оценок у студентов педагогических вузов: на материале музыки. Авторсф. дисс. на соиск. учён, степ. канд. пед наук. — Киев, 1977. 24 с.

238. Рудницкий К.Л. Режиссёр Мейерхольд. -М.: Наука, 1983.-56 с.

239. Румянцева Н.М. Некоторые проблемы развития искусства клоунады в советском цирке: Дисс. на соиск. учён. степ. канд. искусствовед. -М.,1980.- 142 с.

240. Русская художественная культура конца XIX- начала XX вв. М.: Наука, 1968. Кн. 1.-441 с.

241. Русская советская эстрада 1917-1929. Очерки истории. — М.: Искусство, 1976. 408 с.

242. Русская советская эстрада 1930 — 1945. Очерки истории. — М.: Искусство, 1977. — 415 с.

243. Русская советская эстрада 1946-1977. Очерки истории. — М.: Искусство, 1981.-428 с.

244. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.-Л.'.Музыка, 1964.-С.5-12.

245. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.,1962.

246. Сараф М.Я. Эстетические компоненты спортивной деятельности: Дисс. на соиск. учён. степ, д-ра философск. наук. М.,1981. - 314 с.

247. Сергунин В.Н. Актуальные проблемы создания образа на манеже советского цирка: Автореф. Дис.канд. искусствовед.-М., 1986.-25 с.

248. Сеченов И.М. Избранные философские и педагогические произведения.- М.:Госполитиздат, 1947. 647 с.

249. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. - 186 с.

250. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.:Просвещение, 1997. - 300 с.

251. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. -М.:АСПЕКТ-ПРЕСС, 1995.-270 с.

252. Соловьёв B.C. Общий смысл искусства // Соловьёв B.C. Сочинения: в 2-х т, Т.2. М.: Мысль, 1988. - С.390-404.

253. Соловьёв B.C. Сочинения: в 2-х т./изд. 2-е., Т.1. М.:Мысль, 1990. - С.7, 45, 339.

254. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.:Искусство, 1962. - 575 с.

255. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. М.: Искусство, 1951.-С. 12.

256. Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8-и т., Т.6. М.: Искусство, 1954-1961.320 с.

257. Станиславский К.С. Статьи. Речи, беседы, письма. М.:Искусство, 1953. -С. 488 -782.

258. Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек :Функции художественной деятельности. -М.:Политиздат,1985. -415 с.

259. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерки истории эстетической аксиологии. М.:Республика, 1994. - 464 с.

260. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени: учебное пособие. М.: МГУК, 1991.

261. Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. 2-еиздание. М., 1980. - 80 с.

262. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.,1979. - С.113.

263. Таиров А.Я. Записки режиссёра. -М.: ВТО, 1970. 602 с.

264. Тарасов Г.С. Проблемы духовной потребности на материале музыкального воспириятия. М.,1979.

265. Теория и практика педагогического эксперимента. М.:Педагогика, 1979.-207 с.

266. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. М.:Педагогика, 1985. - Т.1-328 с.-Т.2.-369 с.

267. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Л., 1980. - Т.1. - С. 303-315 ; Т.2 - С. 311-324 с.

268. Толстой Л.Н.Полн. Собр. Соч.-М.,1951. Т.30.-С.4, 78,79.

269. Толстых А.В. Гуманизация общества и актуальные проблемы эстетического воспитания// Педагогика. М., 1996, №4 - С.9-14.

270. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования//Педагогика. М.,1998. №2.

271. Уваров Е. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1977-1945). М.:Искусство, 1983. - 320 с.

272. Утёсов Л.С. С Песней по жизни. -М.Искусство, 1961. 208 с.

273. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 6-и т. = М.:Педагогика, 1990. -528 с.

274. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М.:Педагогика, 1990.- 508 с.

275. Фальковский А.П. Художник в цирке. М.: Искусство, 1978. - 142 с.

276. Федосов Б. Мужество родлает чемпионов//Известия//22 сентября 1975.

277. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Русская книга, 1993. - 366 с.

278. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств:У водоразделов мысли. В 2-х т. М.: Правда, 1990.

279. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. пр. сост. М.Г. Ярошевский. -М.:Просвещение, 1990. 448 с.

280. Хайдегер М. Наука и осмысление//Хайдегер М. Время и бытие. -М.,1993. -С.238.

281. Халабузарь А.С. Попов В.И. и др. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. М.:Музыка, 1989. - 208 с.

282. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие для музыковедов консерваторий: в 2-х ч. 4.1. М.:МГК им. П.И.Чайковского, 1990. - 140 с.

283. Хренников Т. Музыка должна улыбаться // Советская эстрада и цирк// №1,1062.-С.4-5.

284. Цирк: маленькая энциклопедия/Авт. сост. А.Я. Шнеер, Р.Е. Славский/ 2-е изд.-М., 1979. -448 с.

285. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. Дисс.канд. пед. наук. -М.,1978. 24 с.

286. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества.-М.: Сов. Композитор, 1988.- Кн.1., 382 с.

287. Чайковская Е. Узоры русского танца. -М.:Сов. Россия, 1972. -С.74.

288. Черватюк П.А. Научно-методические основы преподавания гармонии системой алгоритма. -М.:Сов. Композитор, 1990.

289. Черенков Ю.Н. Теория и методика музыкально-творческого развития специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры. Автореф. дисс. на соиск. учён. степ. канд. пед наук. М.,1999. - 20 с.

290. Черненко И.М. Здравствуй, цирк! -М.: Молодая Гвардия, 1968. 160с.

291. Черниченко В.И. Методы обучения: Лекция по педагогике высшей школы для студентов и аспирантов вузов культуры. М.:МГУК, 1996. -32 с.

292. Чернов Е.П. Проблемы создания художественного образа на примере советской клоунады: Автореферат дисс. на соиск. учён. степ. канд. искусствовед. М.,1988. - 18 с.

293. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. Вст. Ст. и коммент. У.А. Гуральника, 2-е изд. М.:Искусство, 1978. - 560 с.

294. Чехов А.П. Путь актёра//Чехов М.П. Литературное наследие в 2-х т. -М.,1968. С 5-9.

295. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики -М.: Исслд. Центр проблем качества и подг. специалистов, 1993.-181 с.

296. Шамина Л.В. Теоретико-методические основы обучения русскомународно-певческому искусству: Автореф. дисс. док. Пед. наук. 1. М.,1996. -44 с.

297. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М.: ГИТИС, 1992. - 443 с.

298. Шахов Г.И. Музыкально-творческое развитие руководителей художественной самодеятельности в процессе обучения игре на народных инструментах баяне и аккордеоне: Авторефф. Дисс. канд. пед. наук. -М.,1989. -20 с.

299. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4-х т. М.: АПН РСФСР, 1964. - Т.З. —492 с.

300. Шиллер Ф. Собрание сочинений: в 7-и т. М.Гослитиздат, 1957. - Т.6: Статьи по эстетике. - 460 с.

301. Шиянов Е.Н. Гуманистические ценности профессионально-педагогической культуры// Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование. Материалы Всероссийской научной конференции 13-15 сентября 1995 г. -М.: МОСУ, 1996.

302. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. -351 с.

303. Эльконин Л.Б. Психология младшего школьника. М.: Знание, 1974. -64 с.

304. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М. .'Искусство, 1981.-256 с.

305. Юнг К. -Г. Психологические типы. Пер. с нем. С.Лорие. Под общ. ред. В.В. Зеленского. Спб.:Ювента, М.:Прогресс-Универс, 1995. - 716 с.

306. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. — М.:3нание, 1976. -64 с.

307. Ярошенко Н.Н. Духовно-творческое становление личности специалиста в процессе подготовки в вузе культуры: Автореф. дисс. на соиск. учён, степ. канд. пед наук. М., 1991. - 17 с