автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Культурно-образовательный досуг как институциональная форма воспитания студентов
- Автор научной работы
- Воронин, Андрей Анатольевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ростов-на-Дону
- Год защиты
- 2012
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Культурно-образовательный досуг как институциональная форма воспитания студентов"
На правах рукописи
005016995
ВОРОНИН Андрей Анатольевич
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
1 о ш
Москва-2012
005016995
Работа выполнена на кафедре педагогики Педагогического института ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор
Карпова Наталия Константиновна
Официальные оппоненты; Шевчук Валерий Филиппович -
доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет», заведующий кафедрой профессионального обучения;
Кривчанский Иван Филиппович —
кандидат педагогических наук, доцент,
ФГБОУ ВПО «Московский государственный
агроинженерный университет
имени В.П. Горячкина»,
проректор по воспитательной работе
Ведущая организация - ГБОУ ВПО «Московский городской
педагогический университет»
Защита состоится «25» мая 2012 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 220.044.04 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина» (ФГБОУ ВПО МГАУ) по адресу: 127550, г. Москва, Тимирязевская ул., 58, ауд. 222.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО МГАУ.
Автореферат разослан «25» апреля 2012 г.
Ученый секретарь /Г'Т/ е>
диссертационного совета <у( /¿¿у^ Назарова Людмила Ивановна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. В современной социокультурной ситуации в российском обществе происходит переоценка ценностей, пересмотр идей, концепций, подходов в разных сферах. Следует отметить растущий интерес исследователей к проблемам повседневной жизни человека, включая культурно-досуговые практики. Наблюдается отход от принципа «сначала работать - потом жить» (first work then live) в сторону баланса работы и жизни.
Досуг рассматривается важным показателем качества жизни человека. Досуг определяется как время, деятельность и состояние. Время характеризует досуг с позиции продолжительности. Деятельность рассматривает совокупность занятий, которыми заполняется досуговое время. Досуг как состояние соотносим с определением самочувствия, расположения духа, настроения.
Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного и студенческого досуга, отмечаемой исследователями JI.A. Акимовой, Н.Д. Вавилиной, Ю.А. Стрельцовым, В.Я. Суртаевым и др., является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы значительной частью молодых людей. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда превращается в криминогенный фактор общества. Актуализируется проблема организации культурно-досуговых практик студенческой молодежи как институциональной формы воспитания. Именно воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков.
Однако современный человек преимущественно включен в досуговые практики потребительских, пассивных развлечений, что приводит к снижению творческой активности, самостоятельности, самодеятельности личности в сфере досуга. Досуг приобретает ярко выраженный потребительский характер и воплощается в инсти-туализированных практиках, реализуемых с помощью коммуникативного сервиса. Необходимо создать культурно-образовательное, одухотворенное пространство жизнедеятельности человека в повседневной реальности, обусловливая поиск новых форм практик досуга, способствуя приданию им смысла высшей духовности.
В последние годы заметно обострилось противоречие между потребностью студентов использовать досуг как сферу удовлетворения творческих потребностей, самоутверждения, полноценного общения и неумением реализовать себя в свободное время ввиду недостаточности усилий в организации воспитательной работы со стороны образовательных учреждений ВПО и СПО, которая сегодня чаще всего сводится к отдельным развлекательным мероприятиям или к перенесению в сферу досуга методов и форм учебной деятельности.
Из-за отсутствия системности организации, координации в осуществлении воспитательной работы и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни молодежи воспитательный потенциал досуговой сферы, а также большой
3
опыт организации культурно-досуговой деятельности, накопленный отечественной системой образования, реализуются не в полной мере.
Проблема исследования. Изменение значения и роли досуга в обществах модерна и постмодерна, специфика досуга в условиях глобализации и глокализа-ции все чаще оказывается в центре исследовательского внимания (JI.A. Акимова, У. Бек, Д. Деррида, Ф. Джеймсон, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильни-ков, С. Лэш, Ю.А. Стрельцов, А. Турен, Дж. Урри). Осуществляется аналитика специфики досуговой деятельности в зависимости от возраста, доходов, профессиональной принадлежности (И.А. Бутенко, Е.М. Клюско, Л.И. Михайлова, А.Э. Мурзин), рассматривается дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга (Я.М. Рощина). Исследовательское внимание уделяется проблемам молодежного досуга (Л.Ф. Боженко, A.C. Запесоцкий, Е.Л. Омельченко, В.Я. Суртаев, Б.А. Трегубов, А.П. Файн). Осуществляются масштабные исследования культурно-досуговой сферы российских мегаполисов (А.Л. Андреев, О.П. Мамонова, А.Л. Маршак, В.К. Сергеев).
Вопросы педагогической организации досуга в широком социокультурном контексте разрабатывали Р.Н. Азарова, Г.А. Евтеева, М.Б. Зацепина, Б.А. Титов и др.; профессиональной подготовки будущих специалистов в образовательной системе - Л.Г. Арчажникова, АЛО. Гончарук, И.П. Клемантович, И.Ф. Кривчанский,
A.И. Лучанкин, Е.М. Приезжева, Л.А. Рапацкая, В.А. Сластенин, A.A. Сняцкий,
B.Ф. Шевчук, И.И. Шульга и др.
В последние голы появились работы по такому направлению организации досуга, как event — организация уникальных событий на основе личностных запросов и желаний. Идеям, стратегиям, техникам, методам event-организации мероприятий посвящены работы A.A. Берлова, Э. Йеттингера, Б. Кнаусе, С. Лемера, Р. Мозера, М. Сондера, У. Хальцбаура, М. Целлера, A.B. Шумовича.
Анализ возможности интеграции досуговых практик в образовательное пространство содержится в трудах Р. Армера, А. Базини, Ч. Брайтбила, А.И. Вишняк, Д. Джерри. Д. Симпсона, В.И. Тарасенко, В. Фонса, Д. Шиффера.
Как показывает обзор научных исследований, несмотря на то что накоплен значительный теоретико-эмпирический материал, в условиях меняющегося, нестабильного современного общества актуализируется исследование культурно-образовательного досуга как институциональной формы воспитания студентов.
Анализ проведенных исследований воспитательных практик позволил выявить объективно существующие противоречия:
• между необходимостью организации культурно-образовательного досуга студентов и неразработанностью теоретико-методологических и практико-ориентированных аспектов реализации досуговых практик студенческой молодежи;
• между необходимостью интеграции досуга в контекст воспитательного процесса и неразработанностью механизма реализации в учреждении среднего профессионального образования;
• между потребностями общества и личности в воспитывающей культурно-образовательной среде досуга и неразработанностью инструментария ее создания.
На основании выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости поиска новых подходов к воспитанию студентов с использованием потенциала культурно-образовательного досуга.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная научная разработанность определили выбор темы исследования: «Культурно-образовательный досуг как институциональная форма воспитания студентов».
Объект исследования - культурно-образовательный досуг студентов.
Предмет исследования - процесс институционализации досуга в форму воспитания студентов педагогического колледжа.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка культурно-образовательного досуга студентов педагогического колледжа, реализуемого в формате коллективного произведения.
Гипотеза исследования включает в себя совокупность следующих предположений.
1. Культурно-образовательный досуг может быть организован как институциональная форма воспитания, позволяющая улучшить качество воспитательной работы в педагогическом колледже. В качестве «ядра» культурно-образовательного досуга целесообразно выделить создание коллективного произведения как творческого проекта, осуществляемого совместно педагогами и студентами.
2. При создании коллективного произведения возможно сочетание индивидуальных маршрутов культурно-образовательных практик досуга студентов, в процессе которых происходит овладение репродуктивной, продуктивно-творческой, рефлексивной, релаксационно-реабилитационной деятельностью.
3. Для повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях профессионального образования, становления субъектной активности личности студентов в процессе организации их культурно-образовательного досуга целесообразно использовать новую форму организации воспитания студентов - коллективное произведение, которое позволит ввести их в ситуацию управления процессами воспроизводства культурной нормы, основанной на личном переживании значимого опыта.
4. Разработка и реализация проекта «Культурно-образовательный досуг студентов педагогического колледжа» будут способствовать личностно-профессиональному развитию студентов посредством интеграции процессов воспитания и самовоспитания в контексте освоения студентами пространства свободного времени.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Обосновать процесс институционализации досуга как формы воспитания
студентов.
2. Осуществить анализ опыта организации культурно-образовательного досуга студентов.
3. Разработать программу воспитания студентов как комплекс индивидуальных маршрутов культурно-образовательных практик досуга.
4. Определить методологические характеристики культурно-образовательной среды досуга студенческой молодежи.
5. Обосновать и экспериментально проверить в условиях педагогического колледжа эффективность новой формы организации воспитания - коллективного произведения.
6. Разработать и апробировать проект «Культурно-образовательный досуг студентов педагогического колледжа».
Методологическую основу исследования составили: философские принципы единства и развития мира, детерминации и системности; положения о представленности повседневности в жизненной сфере человека, «полионтичности реальности» («виртуалистике»), взаимосвязи систем культуры и субкультуры; теория воспитания; идеи деятельностного, средового и институционального, аксиологического, культурологического и личностного подходов.
Теоретическую базу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, профессионального образования, культурно-досуговой деятельности, в которых, в частности, представлены:
• психологические теории развития личности и определяющей роли деятельности в ее становлении (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Г. Здраво-мыслов, Д.И. Фельдштейн);
• теории и концепции молодежной культуры, субкультуры (A.A. Велик, Е.А. Медведев, А.Я. Флиер, Т.Е. Щепанская, Q.T. Brenne, М. Montola и др.);
• концепции духовно-нравственного развития личности (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Т.И. Власова, А.Я. Данилюк, Н.К. Карпова, В.В. Сериков, P.M. Чу-мичева и др.);
• идеи и концепции социализации личности (Л.П. Буева, С.П. Иваненков, А.И. Ковалева, В.А. Лабунская, E.H. Сорочинская, В.Ф. Шевчук, N. Piass и др.);
• концепции гражданской идентификации, социализационной нормы, социальной интеграции молодежи, управления конфликтами в молодежной среде (Е.М. Арутюнова, П. Бергер, Ю.А. Зубок, А.И. Ковалева, Т. Лукман);
• теории и концепции культурно-досуговой деятельности (Г.А. Аванесова, A.C. Баннасунов, М.В. Никитский, О.В. Понукалина, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Сурта-ев и др.);
• концепции культуры свободного времени (В.А. Артемов, Г.Е. Зборовский, Т.М. Караханова, Н.И. Лапин, В.Д. Патрушев, Г.П. Орлов, С.Г. Струмилин, Г.Т. Татарова и др.);
• идеи и теории повседневности (A.A. Бабаева, Ж. Делез, И.Т. Касавин, Д.Н. Круглов, А. Шютц, С.П. Щавелев и др.);
• концепция event-технологии (Э. Йеттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер, A.B. Ско-вородкин, У. Хальцбаур, М. Целлер, А. Шумович и др.).
Методы исследования: теоретический анализ и синтез при обобщении материалов по изучаемой проблеме, концептуализация, педагогическое проектирование, анкетирование, тестирование, сравнительный анализ экспериментальных данных, обобщение, систематизация и описание результатов исследования.
Опытно-экспсриментальная база исследования: Азовский областной музыкально-педагогический колледж. В эксперименте приняли участие 249 студентов и 7 преподавателей. Эмпирический материал отбирался по ряду аспектов, характеризующих жизненные устремления, ценностные ориентации современной молодежи, распределение бюджета времени, способы проведения досуга, выявление негативной идентичности, рефлексивной активности будущих специалистов.
Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа проводилась поэтапно в период с 2008 по 2011 гг.
Первый этап (2008-2009 гг.) посвящен теоретическому осмыслению современных подходов к культурно-досуговой деятельности, определению теоретико-методологических основ исследования, формулированию цели, задач и рабочей гипотезы, проведению эмпирических исследований по выявлению досуговых предпочтений студентов, разработке программы воспитания студентов педагогического колледжа.
Второй этап (2009-2010 гг.) связан с анализом опыта организации культурно-образовательного досуга студентов, определением методологических характеристик культурно-образовательного досуга студентов как институциональной формы воспитания, уточнением рабочей гипотезы и задач исследования.
Третий этап (2010-2011) посвящен обобщению результатов исследования, обработке полученных данных экспериментальной апробации программы воспитания, оформлению диссертационного исследования в целом.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:
• обоснована новая институциональная форма воспитания - культурно-образовательный досуг, который рассматривается как феномен, интегрирующий процессы воспитания и самовоспитания в условиях повседневности;
• разработана программа воспитания, характеризуемая концептами «творчество», «культура», «самоопределение», «рефлексия», «здоровье», «спорт»;
• определено содержание программы воспитания будущих педагогов, представленное комплексом индивидуальных маршрутов культурно-образовательных практик досуга;
• обоснована и реализована на практике новая форма организации воспитания - создание коллективного произведения;
• разработана и реализована технология воспитания студентов, характеризующаяся последовательным формированием совокупности общекультурных и профессиональных компетенций будущих педагогов в процессе освоения смысловых концептов создаваемого коллективного произведения, тем самым обусловливая алгоритм овладения конкретными видами деятельности: репродуктивной, продуктивно-творческой, рефлексивной, релаксационно-реабилитационной.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теория педагогики обогащается знанием:
• об особенностях институционализации культурно-образовательного досуга в форму воспитания: отражении духовности личности; использовании в воспитании ресурса культурных ценностей, накопленных обществом; ориентации на самоактуализацию личности; гармонизации отношений культуры и ценностной сферы студентов посредством освоения определенных эпохой образцов, стилей жизни и норм поведения;
• о процессе создания и содержании коллективного произведения, призванного ввести в контекст культуры сферу обыденной реальности. Форма коллективного произведения позволяет каждому студенту создать свой собственный фрагмент общего целого, выстраивая индивидуальный маршрут, выбирая технологии создания, осуществляя диагностику успешности или неуспешности действий;
• об инновационном характере воспитания студентов в форме культурно-образовательного досуга, содержательно определяемой развитием субъективной активности личности в досуговых практиках обретения будущими педагогами мо-
7
тивационно-смыслового отношения к повседневности, опыта самореализации и управления досугом;
• о теоретических основаниях разработанной программы воспитания, включающих концепции гражданской идентификации, социализационной нормы, управления конфликтами в молодежной среде, молодежной субкультуры, риска, опыта.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы воспитания, содержание которой определяется проектированием индивидуальных маршрутов культурно-досуговых практик в рамках создаваемого коллективного произведения.
Разработанная программа может быть адаптирована при реализации проекта создания коллективного произведения в условиях учреждений системы среднего и высшего профессионального образования.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке педагогических спецкурсов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Достоверность результатов и выводов исследования определяется целостностью методологических позиций, применением совокупности методов, адекватных проблеме, объекту, предмету, цели и задачам исследования, апробацией основных положений и выводов исследования, внедрением его результатов в образовательную практику учреждений СПО.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Культурно-образовательный досуг определяется как институциональная форма воспитания. Процесс его организации характеризуется созданием коллективного произведения как творческого проекта, осуществляемого совместно педагогами и студентами в условиях образовательного учреждения системы профессионального образования. Коллективное произведение рассматривается в качестве эталона и реализует функцию введения сферы обыденной реальности, повседневности в контекст культуры.
2. Программа воспитания представлена комплексом индивидуальных маршрутов культурно-образовательных практик досуга, ориентированных на последовательное овладение студентами репродуктивной, продуктивно-творческой, рефлексивной, релаксационно-реабилитационной деятельностью, осуществляемое в процессе интерпретационного познания концептов «творчество», «культура», «самоопределение», «рефлексия», «здоровье», «спорт», «отдых».
3. Коллективное произведение как новая форма организации воспитания студентов - будущих педагогов позволяет ввести их в ситуацию управления процессами воспроизводства культурной нормы, основанной на личном переживании значимого опыта. Каждый создает эталон собственного досуга, обусловливая становление субъектной активности личности, позиционирующей себя как неповторимую индивидуальность.
4. Проект «Культурно-образовательный досуг студентов педагогического колледжа», в рамках которого осуществлена интеграция процессов воспитания и самовоспитания в контексте освоения пространства свободного времени, способствует личностно-профессиональному развитию студентов - будущих педагогов.
Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры педа-
гогики Педагогического института Южного федерального университета, на международных, всероссийских, межвузовских конференциях: «Социально-педагогические проблемы молодежи» (Ростов-на-Дону, 2011), «Работа служб содействия трудоустройству выпускников педагогических колледжей: взаимодействие и перспективы» (Ростов-на-Дону, 2010), «Развитие личности в образовательных системах» (Ростов-на-Дону, 2011) и др.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в Азовском государственном гуманитарно-техническом колледже, Азовском областном музыкально-педагогическом колледже, Донском педагогическом колледже г. Ростова-на-Дону, Азовском лицее Ростовского государственного строительного университета, на базе Центра проектного менеджмента Педагогического института Южного федерального университета и Методического центра Управления образования г. Азова.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (260 источников), 2 приложений; содержит 16 таблиц, 2 рисунка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены объект, предмет, цель, сформулированы гипотеза и задачи исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, дано описание методов и этапов исследования; сформулированы положения, выносимые на защиту; содержатся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе «Теоретико-практические основы досуга, досуговой деятельности» охарактеризована феноменология досуга в дискурсе воспитания, осуществлен анализ опыта организации культурно-образовательного досуга студентов.
В современном обществе смысл и содержание образа жизни соотносимы с балансом работы и жизни. Именно в пространстве досуга человек обретает потенциальную возможность многопланового личностного развития за рамками жестко детерминированных производственных процессов. Досуговая деятельность не регламентирована нормами производства, но детерминирована социальными, культурными и экономическими условиями жизни. Она обусловлена, с одной стороны, уровнем культурного развития самой личности, что проявляется в системе запросов и целевых установок, а с другой - теми возможностями, которые общество предоставляет человеку для реализации его интересов. Возможности раскрываются в системе условий, или, точнее, организационных форм, обеспечивающих осуществление разных типов досуговой деятельности.
Эволюция досуга рассматривается в диссертации в контексте сферы культуры повседневной жизни человека. Повседневность исследуется с точки зрения феноменологического, герменевтического, культурологического подходов, а также предмета анализа в психологии, истории, искусстве, социологии, культурологии.
Досуг, или, более широко, свободное время, тесно взаимосвязан с культурой. Именно культура выступает в качестве содержания свободного времени. Свободное время в этом случае рассматривается как особая форма деятельности людей, специфический способ самореализации личности.
Сфера досуга как элемент жизненного мира человека обусловливает возможность институализации процессов трансляции культуры в формат воспитания. Культура транслируется не только (а в определенные эпохи - и не столько) через
9
институты образования, но и посредством помещения человека внутрь особым образом организованного пространства — произведения. Такое помещение может произойти натурально, как, например, помещение афинянина времен Эсхила и Платона в театр, а может и метафорически. Это происходит за счет особенностей художественного текста: читателю (зрителю) задается набор условностей, необходимых для понимания текста; читатель (зритель) помещается в идеализированный мир, демонстрирующий действие каких-либо всеобщих законов и норм, в отличие от непосредственного, эмпирического горизонта обыденности.
В любом случае произведению удается совместить элитарность (которой сопутствует представление о том, что автор - существо совершенно особенное) и доступность. Читатель (зритель, слушатель), «входя» в текст/контекст произведения, должен не просто попасть в некоторый условный мир, предложенный автором, а пережить как одну из возможностей собственного Я трансцендентное основание этого мира и существование человека в этом мире. То есть произведение рассматривается в работе как некая предельная возможность, в процессе познания и осмысления которой можно выстроить себя. Произведение — это внутренний опыт автора, открытый «во вне». Открытость обусловливает возможность интерпретации, т.е. развития, осуществляемого в контексте переживания опыта как одну из возможностей собственного Я в некотором условном мире, предложенном автором. Формат развития позволяет рассматривать произведение как программу воспитания, реализующую трансляцию культуры.
Досуг рассматривается в исследовании как пространство произведений, способ одухотворенной жизнедеятельности человека в повседневной реальности.
В исследовании дана характеристика досуга студенческой молодежи, выделены его функции, представлены наиболее популярные виды в современном обществе потребления. Особое внимание уделено исследованию виртуального пространства, бытийного модуса «виртуальной» личности. Виртуальность обусловливает полионтичность видения мира, признавая существование множественности миров и реальностей. Можно выделить два направления виртуализации: естественный и электронный. В первом случае происходит замещение реальности ее образом (симуляция), а во втором - переход той или иной сферы культуры на электронный уровень коммуникации в силу интеграции технических аспектов данного процесса.
В исследовании актуализировано электронное направление виртуализации, «киберспейс», рассматривающее виртуальность как киберпространство, существующее в качестве продукта компьютерной индустрии. Киберпространство - это большая электронная сеть, в которой как бы свернута виртуальная реальность. Киберпространство, или Интернет, - смысловой вариант виртуальной реальности, где доминирующее положение занимают логико-языковые апперцептивные структуры информации. Интернет имеет множество сфер и направлений практического использования, что делает его важным агентом изменения социальных практик. Развитие Интернета способствует генерированию новых социальных практик как виртуальных аналогов традиционных социальных практик, связанных с трудовой, образовательной и досуговой деятельностью.
Как особый вид культурно-досуговой деятельности рассмотрена социокультурная анимация. Формат анимационной деятельности позволяет создать произве-
дение, осмысливаемое как условный, виртуальный мир, в котором личность переживает опыт существования в этом мире.
Произведение - это программа воспитания в досуговой деятельности, это творческий проект, создаваемый и реализуемый в условиях образовательного учреждения. Досуг выражается прежде всего в деятельности, которая определяется внутренней личной необходимостью, т.е. системой ценностных ориентаций, потребностей и интересов с учетом социальных и культурных условий. В ценностных ориентациях постиндустриального общества, с одной стороны, происходит рост интереса к историческим корням, повышение роли традиционализма, а с другой -имеет место поиск самоидентификации в самых различных сообществах, поиск различных практик, направленных на совершенствование внутреннего мира личности. Современная культура фрагментарна и мозаична, поэтому поиск самоидентификации молодежи возможен в самых различных субкультурных сообществах.
В работе представлен анализ явления «молодежная субкультура» на примерах сообщества участников ролевых игр, исторических реконструкций, добровольческих гражданских инициатив, волонтерской деятельности. Любая субкультура предполагает определенную подсистемную обособленность и идентификационную активность человека по отношению к доминирующей, базовой культуре, подчеркивая субкультурность той или иной социальной группы, ее специфику в рамках системного самоопределения и ее формальную характеристику.
Смысл рождается в каждой точке пересечения информационных потоков, создавая плюрализм культур в одной культуре. Ценностно плюралистичная современная культура, в отличие от аксиологически устойчивой и иерархичной традиционной культуры, обостряет и усложняет проблему выбора и самоопределения субъекта в культурном пространстве. Открытость границ между разными культурными мирами, новые условия общения культур способствуют расширению горизонтов новых смыслообразований. С другой стороны, соотнесение этой расширяющейся множественности с традицией оказывается новым импульсом культуро-творчества, стимулирующим стремление к самоопределению субъекта в современном мире. Культурное самоопределение субъекта предполагает его самодетерминированность, т.е. активную интерпретацию моделей культурного развития, представляющих другие общности и индивидуальности и соотнесение с ними.
Таким образом, развитие культуры как сложной системы обусловливает возможность существования субкультур как объективной данности. Субкультурные явления интегрируются в систему культуры, подчиняясь тем самым закономерностям функционирования и развития феномена культуры.
Субкультуры, их популярность, коммуникативная направленность и ценностная ориентация на созидание, творчество, самосовершенствование характеризует досуговую деятельность в сфере субкультуры как ценностно-определенный конструкт. Аксиологическая характеристика досуга позволяет определить досуговую деятельность как сферу, характеризующую духовный рост личности. По мере духовного роста человека обогащается его досуг. В условиях неразвитости конструктивных начал досуговой деятельности свободное времяпровождение превращается в фактор антикультуры.
Духовный рост, характеризуемый в контексте досуга возвышением духовных потребностей личности, обусловливает формирование культуры досуга. Сущ-
ностное содержание понятия «культура досуга» заключается в умении конструктивно использовать свое свободное время посредством репродуктивной и творчески ориентированной деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию собственных сущностных сил.
В ходе исследования были конкретизированы предпочтительные способы проведения свободного времени. Для измерения данного показателя студентам Азовского областного музыкально-педагогического колледжа задавался вопрос «Как часто Вы проводите свое время следующим образом?». От студента требовалось выбрать один из вариантов ответа - «часто», «редко» или «никогда» — по каждому виду деятельности. Всего опрошено 197 студентов 1—4 курсов. Распределение ответов на данный вопрос представлено в таблице.
Способы проведения свободного времени
№ п/п Способы проведения свободного времени Варианты ответа (в % от числа респондентов) Итого (чел.)
часто редко никогда
1 Читаю 61 38 1 197
2 Смотрю телевизор 27 64 9 197
3 Занимаюсь спортом 26 61 13 193
4 Гуляю 34 58 8 193
5 Общаюсь с друзьями 72 28 1 196
6 Посещаю кружки, студии 4 21 75 188
7 Занимаюсь домом, хозяйством 22 60 18 191
S Хожу в театры, музеи, кино 23 68 9 194
9 Слушаю музыку 74 23 3 198
10 Играю в компьютерные игры 15 39 46 196
11 Провожу время в Интернете 29 53 18 199
12 Хожу на дискотеки 10 64 26 195
13 Подрабатываю 17 31 52 194
14 Просто отдыхаю, ничего не делаю 18 53 29 192
15 Что-то другое - - - -
Обращает внимание тот факт, что в пункте 15 никто из опрошенных не отметил иные формы проведения досуга, кроме перечисленных. В число приоритетных способов проведения свободного времени вошли: прослушивание музыки (этот вариант в графе «часто» отметили 74 % респондентов), общение с друзьями (72 %) и чтение (61 %). Наименее популярными способами проведения досуга оказалось посещение кружков (75 % отметили этот вариант в графе «никогда»), как ни странно -подработка (52 %), а также компьютерные игры (46 %). Опросы студентов педагогического колледжа наглядно показывают, что молодые люди предпочитают инсти-туализированные либо устоявшиеся формы досуга. Творческая активность в организации свободного времени проявлена в единичных случаях. Досуговая сфера, являясь одной из доминирующих в жизни людей, оказывает решающее влияние на развитие личности. Культурно-развивающая значимость досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодых людей. В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества.
Воспитание студенческой молодежи, осуществляемое в сфере досуга, определяется векторами духовности повседневной жизни, культуры/национальной культуры/опыта. Векторная направленность дихотомична и определена динамикой движения личности к достижению идеала и постоянным возвращением к основам собственного Я. Воспитание в этом случае представляет собой динамичную, постоянно развивающуюся и способную к саморазвитию систему, объектные характеристики которой универсальны, субъектные - уникальны.
В качестве концептуальных оснований воспитания определены концепции: гражданской идентификации, социализационной нормы, управления конфликтами в молодежной среде, молодежной субкультуры, риска, опыта. Интегрирующим фактором определен смысл как мера самоосуществления личности, в том числе в экзистенциальном плане.
Во второй главе «Организация досуговой деятельности в условиях педагогического колледжа» раскрыты методологические характеристики культурно-образовательной среды досуга студенческой молодежи. Рассмотрен ход экспериментальной работы, проведен анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, определена эффективность реализуемого проекта «Культурно-образовательный досуг студентов педагогического колледжа».
Развитие личности современной молодежи обусловливает создание культурно-образовательной среды, в рамках которой реализуются разноплановые практики досуга. Культурио-досуговая деятельность определяется процессуальной характеристикой проектируемой модели среды, содержательный аспект соотносим с концептами «культура», «духовность», «опыт».
Культура суть всеобщая характеристика развития социальности как исторического процесса. Интеграция культуры и социальности определяет возможность обоснования категории «социокультурная среда». Социокультурная среда является макросредой, формирующей и идентифицирующей микрокосм личности. В рамках социокультурной среды выделены основные компоненты формирующегося социокультурного опыта личности. Социокультурная среда оказывает влияние на становление и развитие личности и, в то же время, изменяется и преобразуется под влиянием творческой активности человека. Изменение среды обусловливает изменения образа жизни человека, прежде всего в плане создания дополнительных возможностей для развития и самореализации личности. В этом заключается смысл и целеполагание социального проектирования.
В исследовании рассмотрен концепт «культурно-образовательная среда». Определены структурные характеристики среды, ее признаки, компоненты. Среда характеризуется в исследовании средством возможной трансформации опыта в условиях совместного осуществления множества дифференцированных практик, выступая инструментом конструирования субъективности студентов. Преподаватель выступает организатором среды, формат которой не задан изначально, а является результатом взаимодействия практик.
Среда рассматривается в исследовании как конструкция символическая. Между ней и практикой нельзя провести четкую границу. Более того, среда может быть замечена и проанализирована лишь изнутри конкретной практики. Среда -это структура, компонентами которой выступают символические практики, смысловая организация которых обусловливает возможность дифференциации. Воз-
никает множество смысловых сред-конструктов, организующих пространство, формообразующим началом которого выступает среда.
В исследовании рассмотрено смысловое содержание понятия «образовательное пространство», соотношение категорий «образовательное пространство» и «образовательная среда», подходы к исследованию образовательного пространства. С позиций средового подхода (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк), важнейшим сегментом образовательного пространства определяется бытийный контекст повседневности, включающий досуг, что позволяет рассматривать досуг как субкультуру среды.
Среда досуга (рисунок), организуемая в образовательном учреждении, многомерна и должна быть ориентирована на осуществление студентами репродуктивной, продуктивно-творческой, рефлексивной, релаксационно-реабилитационной деятельности, организующих пространство микросред. Досуговая деятельность обеспечивает возможность развития молодого человека, определяемого как переход из одной микросреды в другую. Избранные микросреды - это культурные хронотопы, определяющие ведущий тип деятельности, актуализирующий макросоциальные отношения, возникающие при осуществлении конкретЕюй деятельности. Определяется социальная позиция личности, осуществляется расширение крута общения.
Микросреды организуют пространство коллективного произведения, матрицу трансляции культуры, культурно-символический гештальт. Создание коллективного произведения актуализирует необходимость освоения каждым конкретных видов деятельности, определяемых нами в качестве ведущих и реализуемых в условиях досуговой субкультуры микросред. Репродуктивная деятельность рассматривается ведущей в институализированных микросредах, функционирующих в социуме. Продуктивно-творческая деятельность выступает ведущей в микросредах культурно-творческих форм досуга. Рефлексивная деятельность выступает ведущей деятельностью в микросредах, центрированных на личностном самоопределении, перспективной актуализации заложенных в каждом изначально личностных качеств. Релаксационно-реабилитационная деятельность является ведущей в микросредах здоровья и спорта.
Последовательное овладение студентами вышеназванными видами деятельности в процессе создания коллективного произведения характеризует технологию воспитания, концептуализация которой определяется методологией культурологического и деятельностного подходов, обусловливая регуляцию взаимодействия личности и культуры в сфере обыденности. Основой технологии является общение как непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность.
В исследовании определены концепты, характеризующие смысловую основу коллективного произведения: творчество, культура, самоопределение, рефлексия, здоровье, спорт, отдых. Сюжетная линия раскрытия концептов индивидуальна. Чем больше участников, тем масштабнее и интереснее будет создаваемое процессе игры коллективное произведение. Определены проекции коллективного произведения, а именно: изображение, текст, звук. Часть первая, характеризуемая проекцией визуализации, конституирована микросредой «изображение», часть вторая - текст - определяется микросредой «слово», часть третья - звук - микросредой «интонация». Микросреда «интонация» объединяет все микросреды в сюжетную композицию.
Компоненты среды культурно-образовательного досуга
Определены этапы формирования микросред, рассмотрен аспект формирования сценарийного плана игры, цель которой - формирование молодежной субкультуры досуга. Субкультура досуга является методологической основой воспитания, выступая его базовым принципом, содержанием проектируемого сценария произведения и результатом воспитания.
В процессе создания коллективного произведения осуществляется инсти-туализация субкультуры: пласт культуры переводится в формат воспитания. Воспитание одухотворяется творчеством, интегрировано в культуру, реализуется в контексте социоигровой коммуникации.
Среда рассматривается в работе как референтно структурированная культура, а в контексте досуга - субкультура. Личность, взаимодействуя со средой, формирует собственную значимую систему отношений (референтную среду), при необходимости определяя положительно-отрицательные референты, создавая значимые модели социальных процессов и явлений. Таким образом, возможна диагностика психологического качества среды.
Отношение к созданной среде - позитивное, нейтральное или отрицательное - является индикатором ее референтное™. В том случае если нейтральный показатель отношения приближен в позитивной оценке, то возможна институализация субкультуры как феномена воспитания. Субкультура аккумулирует различные грани духовного состояния молодежи, культурные ценности, фиксируя образ времени, определяя возможные коммуникации в реальном и виртуальном пространства. Субкультура создает новую реальность, рассматриваемую нами в исследовании средой реализации субъектности.
Институализация субкультуры позволит педагогам участвовать в жизни воспитанников, осуществляя управление процессов возвышения художественно-эстетических, коммуникативных, информационно-знаковых и других потребностей личности. При этом следует помнить, что человека к культуре нельзя приобщить силой. Она должна стать результатом добровольного выбора. Процедура осуществления выбора определяется нами как сфера педагогического влияния на процесс моделирования образа реальности, приближенного к идеальному.
Итак, субкультуры - неинституализированный феномен. Однако при переводе их в формат воспитания осуществима институализация явления, основными свойствами которого выступают:
• отражение различных граней духовного состояния студенческой молодежи;
• наличие ресурса культурных ценностей, накопленных обществом;
• многомерность и субъектность;
• самоактуализация личности в процессе разноплановых практик;
• моделирование идеального образа реальности.
Проект «Культурно-образовательный досуг студентов педагогического колледжа» реализовался в условиях Азовского областного музыкально-педагогического колледжа в период 2007-2011 гг.
В рамках первого этапа (2007-2008 гг.) осуществлялась разработка игрового проекта, целью которого является формирование субкультуры досуга студентов. В качестве задач проекта определены:
• разработка структуры произведения;
• создание сценария игры как самоорганизующейся среды культурно-образовательного досуга;
• определение компонентов микросред;
• ознакомление и освоение студентами технологий досуговой деятельности как компонента профессионально-педагогической подготовки;
• атрибутивное оформление субкультуры досуга как смыслового содержания воспитания.
Воспитательный проект призван ввести студенческую молодежь в ситуацию управления процессами воспроизводства культурной нормы. При этом деятельность по воспроизводству культурной нормы представляет собой процесс, основанный на личном проживании, значимом опыте. Воспитание регулируется нормами массовой культуры, существующими и проявленными в достаточно ярких, доходчивых и привлекательных формах, бытующих в современной жизни.
Разработка сценария игры, в рамках которой осуществляется формирование субкультуры, позволяет молодому человеку «подняться» до уровня автора произведения. Произведение может быть рассмотрено в качестве носителя эталона; оно призвано ввести в контекст культуры сферу обыденной реальности. При этом обыденности придается статус эталона. В создаваемом произведении нет трафарета. Каждый создает свой собственный фрагмент общего целого, выстраивая маршрут, выбирая технологии, осуществляя диагностику успешности или неуспешности действий. Тем самым осуществляется пространственная организация формирования концепта «субкультура досуга студента».
Итак, в рамках первого этапа реализации проекта была разработана структура «произведения», сценарий игры, определены компоненты микросред. Структура «произведения» (среды культурно-образовательного досуга) оформлялась на основе результатов эмпирического исследования. Студентам первого курса пед-колледжа было предложено определить предпочтения в видах и формах досуга.
На основании выбранных предпочтительных форм досуга определены «сюжетные линии», а именно: релаксации, развития (включая профессионально-педагогическое) и коммуникации (в том числе в сети Интернет).
Следующий шаг - создание сценария коллективного произведения/игры, оформление микросред досуга. В каждой студенческой группе были определены три разработчика, в соответствии с тремя сюжетными линиями «произведения». Всего - 12 человек. Функции руководителя проекта осуществлял автор исследования, но участие принимал также весь педагогический коллектив образовательного учреждения.
Сценарий игры представлен четырьмя частями. Часть первая - «Путешествие», часть вторая - «Соревнование», часть третья - «Рефлексия», часть четвертая - «Мысль, действие, достижение». Каждая из частей представлена гремя сюжетными линиями (релаксации, развития и коммуникации). Сценарий формируется как нелинейная матрица. Студенты определяют предпочтительные формы досуга, «наполняя» содержанием сюжетные линии релаксации, развития и коммуникации. Это горизонтальная линия организации сценарийной матрицы, пересекающаяся с вертикалями четырехчастной структуры. Содержание оформляется проекциями желаемого/возможного и достигнутыми результатами.
В процессе разноплановой досуговой деятельности каждый из участников приобретает определенный опыт и качества. Личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая себя.
Реализуется программа самовоспитания, или информального воспитания. Информальное воспитание осуществляется на внутриличностном уровне и обусловлено духовными потребностями личности в самовыражении, самоопределении, самоактуализации, выступающих мотивационным фактором непрерывного самосовершенствования.
Раскроем подробнее схему построения индивидуального маршрута досуговой культурно-образовательной деятельности. Каждый студент в начале учебного года получает сценарий и «наполняет» его содержанием.
Часть первая - «Путешествие». Определяется желаниями участников игры увидеть что-то новое для себя. Это путешествие в мире кино, театра, книг и т.п.
Часть вторая - «Соревнование». Предполагает спроектировать собственный спортивно-оздоровительный досуг, включая посещение секций, плавательного бассейна, фитнес-клуба и т.п.
Часть третья - «Рефлексия». Содержание формируется обращением студента к миру культуры и искусства.
Часть четвертая - «Мысль, действие, достижение». Представляет собой проектирование организации досуга детей и подростков, т.е. имеет профессионально-деятелыюстную направленность.
Студенты проектируют досуг, сюжетная линия которого определяется наличием релаксационной, развивающей и коммуникативной деятельности в каждой из четырех частей сценария. Итак, каждый создает модель, эталон собственного досуга и представляет его в виде компьютерной презентации.
Сюжетная основа произведения культурно-образовательного досуга строится на освещении в сценарии круга явлений повседневной жизни, значимых для личности. Есть действие, и нет контрдействия, в противоположность классической драматургии, где сюжетная основа строится на борьбе действующих лиц между собой. Но конфликт присутствует. Это конфликт интересов, но он весьма условен. В сценарии нет кульминации и нет финала. Сюжет калейдоскопичен. Каждый создает свой «образ» досуга, ассоциативно воспринимая «образы» досуга другого, узнавая в этом другом свое.
Создание сценария произведения культурно-образовательного досуга обусловливает «освоение» ситуации повседневной жизни, открытие новых возможностей взаимодействия с ней и преобразование ее в своих целях, обращаясь к опыту другого/других. Можно говорить о становлении субъектной активности личности. Человек в этом случае выступает как пристрастный организатор своих действий, которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразователя. Это качество человека приобретает смыслы в связи с анализом развиваемой активности.
Создавая сценарий произведения, студент прежде всего идентифицирует себя как неповторимую индивидуальность. Он свободен в своем выборе жизненных приоритетов. Идентичность - фундаментальная сторона личности, глубокое, базисное, устойчивое условие социального бытия. Вопросы идентичности (или самоидентификации индивида в отношении той или иной группы) напрямую связаны с проблемой групповых взаимоотношений. Идентичности конструируются как большинством (через государственный язык, определение границ внутреннего территориального деления и обязательную национальную образовательную программу), так и национальными меньшинствами — во многом через «отталкивание» от культуры большинства. Иными словами, возникает вопрос о возможности и условиях существования «толерантной» этнической идентичности.
Концепты идентичности и толерантности, с одной, стороны, противоположны, с другой - взаимосвязаны. Идентичность интолерантна и конфликтна в условиях дестабилизации традиционных идентичностей, прежде всего этнической, государственной, групповой. Если идентичность относительно стабильна и устойчива, то она толерантна.
В условиях поликультурного общества актуализируется проблема создания условий максимального благоприятствования развития и стабилизации групповых идентичностей. Однако интеграция общества должна быть основана на неких общих идентичностях. В качестве таковой общей идентичности весьма актуальна идея гражданства. Концепция гражданства в современном мультикультурном обществе призвана содействовать, а не угрожать стабильному существованию групповых, этнических, религиозных, тендерных и прочих идентичностей. Гражданин, в таком случае, выступает выразителем данных идентичностей. Идентичность выступает как ресурс, а не как препятствие, способствуя солидарности, интеграции и толерантности общества.
Мы полагаем, что сфера культурно-образовательного досуга является необходимым условием воспитания гражданской идентичности, позволяя строить доверительные отношения с другими на основе собственной автономизации. Разноплановость досуговой деятельности позволяет обогатить ресурс идентичности, обусловливая подготовку человека к жизни в современном многокультурном обществе. Ресурс идентичности - это, по сути, концепт субкультуры личности, включающий групповые идентичности. Таким образом, феноменология понятая «субкультура» определяется процессами субъективизации, автономизации и интеграции, способствуя толерантному взаимодействию с другим/другими.
Базовой характеристикой субкультуры является процесс идентификации себя как гражданина. При этом ресурс института гражданства постоянно обогащается за счет автономных индивидуальных субкультур, предусматривая возможность его постоянного обновления и пополнения. Индивидуальные субкультуры рассматриваются нами в качестве содержательной части создаваемого произведения, представляющего собой субкультуру досуга как объект-субъектное образование, способствующего формированию духовности личности.
Культурно-образовательный досуг рассматривается в исследовании институциональной формой воспитания студента как гражданина, основными признаками которого являются:
• удовлетворение потребностей и интересов молодого поколения;
• определение норм поведения;
• формирование субкультуры досуга, фундаментом которой выступает воспитание гражданина.
Гражданская идентичность предполагает знание и понимание студентом того, что он принадлежит к определенной гражданской общности, и эмоциональную значимость для него такого группового членства. В силу того сам феномен гражданской идентичности может служить одним из важнейших критериев гражданской социализации личности. Гражданская идентичность рассматривается как социальный капитал (Н.Л. Иванова), который обусловливает: а) позитивное включение индивида в группу; б) количество и качество социальных связей индивида; в) доступ к ресурсам, которые обеспечивают включенность индивида в социальные связи. Социальный капитал - это совокупность всех неформальных связей, которые могут быть использованы для решения той или иной задачи. Способность к накоплению социального капитала не является индивидуальной характеристикой личности, она является особенностью той сети отношений, которую выстраивает индивид. Таким образом, включенность студентов в создание произведения как продукта субкультуры досуга способствует накоплению социального капитала, обусловливая развитие социальной зрелости будущих педагогов, позволяя каждому создавать позитивный образ, рассматривая его в соотнесении с достижением желаемого социального статуса.
По итогам реализации проекта осуществлялось тестирование студентов. В опросе участвовали студенты 4-го курса Азовского областного музыкально-педагогического колледжа. В качестве контрольной группы были опрошены студенты 4-го курса Зерноградского педколледжа. Выявлялась степень выраженности негативной идентичности, для выявления которой нами использовалась методика, состоящая в выявлении суммарного показателя. Процедура строится на основе со-
гласил (несогласия) респондентов с предложенным рядом высказываний. Согласие по каждому высказыванию приравнивается к нулю, несогласие - к одному баллу; за вариант «Затрудняюсь ответить» начислялась половина балла. В зависимости от числа набранных балов респонденты были условно разделены на четыре группы: О баллов - гражданская неполноценность отсутствует; от 0,5 до 1 балла - слабо выражена; от 1,5 до 2 - средне выражена; от 2,5 до 3 баллов - сильно выражена. Полученные данные показывают, что негативная идентичность является широко распространенным явлением среди студентов педколледжа, выбранных в качестве контрольной группы, в отличие от экспериментальной. Негативная идентичность выявлена у 7 % студентов экспериментальных групп, у 3 % она средне выражена, у 4 % - выражена слабо.
По итогам трехлетней экспериментальной работы нами выявлялась рефлексивная активность личности. Рефлексивная активность - личностное свойство, раскрывающее взаимосвязь собственного Я личности и внешней реальности. Высокая рефлексивная активность человека позволяет осмыслить опыт практик повседневной жизни, характеризуя динамику процесса развития личности. Рефлексивная активность как свойство развивающейся личности проявляется в широте и когнитивной сложности самоотношения, эмоциональной включенности в процесс взаимодействия с собственным Я, осмыслении жизненных ценностей и ценностей собственного Я. Рефлексивная активность личности исследовалась с использованием анкетирования (в том числе авторской анкеты), проективных техник и тестирования с помощью следующих диагностических методик:
• тест 20 утверждений на самоотношение М. Куна, Т. Макпартленда, модифицированный вариант;
• проективная рисуночная проба «Рисунок "Мой мир"», модифицированный вариант;
• шкала М.Розенберга;
• проективная рисуночная проба «Нарисуй букву Я», модифицированный вариант;
• «Лестница» Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн, модифицированный вариант.
Описанные диагностические процедуры можно назвать развивающей диагностикой. Это объясняется тем, что, работая с предложенными методиками, студент проецирует особенности своего внутреннего мира вовне - на листы бумаги; такие методики помогают актуализировать рефлексивные процессы.
Студенты контрольной группы в ответах были настолько лаконичны, что осуществить интерпретацию самоотношения по фрагментарным ответам оказалось весьма затруднительно. Студенты экспериментальной группы своими ответами предоставили интересный материал, позволяющий получить достаточно полный личностный, характерологический портрет.
Студентам 4-го курса контрольной и экспериментальной групп был предложен курс-практикум «Социально-культурная деятельность», цель которого - овладение компетенциями педагога-аниматора, педагога свободного времени. В экспериментальной группе все студенты выразили желание освоить технологии социокультурной деятельности, в контрольной группе — только один человек.
Данные, полученные по итогам тестирования контрольных и экспериментальных групп, показывают, что досуговые практики актуализируют рефлексив-
20
ные процессы как базовые, определяя особенности личностно-профессионального развития будущего специалиста.
Экспериментальная апробация проекта позволила дать характеристику культурно-образовательного досуга, который рассматривается нами как феномен, интегрирующий процессы воспитания и самовоспитания в контексте освоения личностью пространства свободного времени. Культурно-образовательный досуг -это способ жизнедеятельности человека, его индивидуального самоутверждения и общения, осмысления собственного бытия во временном континууме - прошлом, настоящем и будущем.
В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются его результаты, на основании которых сформулированы выводы:
1. Решение проблемы поиска новых подходов к воспитанию студентов определило институционализацию культурно-образовательного досуга в форму воспитания. Досуг характеризуется матрицей трансляции культуры, пространством произведений. Процесс создания произведений позволяет переживать личностный опыт как возможность самоосуществления, самореализации, саморазвития в пространстве досуга.
2. Анализ опыта организации культурно-образовательного досуга студентов позволил установить, что досуг выступает антропологическим пространством, способом одухотворенной жизнедеятельности человека в повседневной реальности. Досуговая деятельность характеризует духовный рост личности: по мере духовного роста человека обогащается его досуг.
3. Разработка и реализация программы воспитания студентов обусловила определение комплекса индивидуальных маршрутов культурно-образовательных практик досуга, формализованного в рамках сценария, сюжетная линия которого строится на освещении круга явлений повседневной жизни, значимых для личности. Каждый создает модель, эталон собственного досуга в процессе релаксационной, многопланово развивающей и коммуникативной деятельности.
4. С позиций средового подхода определены методологические характеристики культурно-образовательной среды студенческой молодежи, представленные микросредами, формирующимися на основе выявления культурно-досуговых предпочтений студентов. Досуговая деятельность выступает ресурсом, обеспечивая потенциальную возможность развития личности в условиях перехода из одной микросреды в другую, формируя социальную позицию личности, расширяя круг общения.
5. Обоснована и экспериментально проверена эффективность новой формы организации воспитания - коллективного произведения, которая обеспечила сформированность общекультурных и профессиональных компетенций в процессе освоения смысловых концептов создаваемого произведения. В качестве смысловых концептов определены «творчество», «культура», «самоопределение», «рефлексия», «здоровье», «спорт», «отдых».
6. Представленная практика реализации проекта «Культурно-образовательный досуг студентов педагогического колледжа» позволила разработать программу воспитания, смысловые концепты и технологию ее осуществления, обусловливая развитие субъектной активности личности, обретение человеком мотивационно-смыслового отношения к реалиям повседневной жизни. Данные, полученные по
итогам экспериментальной работы, показывают, что досуговые практики актуализируют рефлексивные процессы как базовые, характеризуя личностно-профессионалыюе развитие студентов.
Перспективными направлениями дальнейших исследований данной проблемы являются дифференцирование жанрового разнообразия и форм создаваемых досуговых произведений; разработка программы подготовки педагогов-аниматоров, владеющих социоигровой технологией проектирования коллективного произведения; адаптация опыта создания коллективного произведения в учреждениях системы образования всех уровней.
Обобщенные результаты исследования дают основание утверждать, что научные предположения, изложенные в гипотезе, а также положения, выносимые на защиту, нашли свое подтверждение. Вышеизложенное позволяет констатировать, что цель диссертационной работы достигнута, поставленные задачи решены.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:
в изданиях по перечню ВАК
1. Воронин, А. А. Досуг в дискурсе современного воспитания молодёжи [Текст] / А. А. Воронин // Общество и право. - Краснодар, 2011. -№ 2. - С. 286288. (0,27 п.л.)
2. Воронин, А. А. Методологические основы организации культурно образовательной среды досуга молодёжи [Текст] / А. А. Воронин // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - Ростов-на-Дону, 2011. - № 7 - С. 84—90. (0,54 п.л.)
в прочих изданиях
3. Воронин, А. А. Педагогические условия организации досуговой деятельности молодёжи [Текст] / А. А. Воронин // Социально-педагогические проблемы детей и молодёжи : сб. науч. тр. с междунар. участием. - Вып. 7. - Ростов-на-Дону : Педагогический институт ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», 2011. - С. 56-59. (0,22 п.л.)
4. Воронин, А. А. Досуг в организации летнего отдыха детей и подростков [Текст] / А. А. Воронин // От доверия к себе - к саморазвитию : научно-метод. пособие. - Ростов-на-Дону : ГОУ СПО ДПК, 2011. - С. 144-147. (0,17 п.л.)
5. Воронин, А. А. Концептуальные основы культурно образовательного досуга молодёжи [Текст] / А. А. Воронин // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы VIII междунар. научно-практ. конф. ; 31 мая 2011 г. - М.: Изд-во «Спутник +», 2011. - С. 95-98. (0,23 п.л.)
6. Воронин, А. А. Внеурочная деятельность в формировании конкурентоспособного специалиста [Текст] / A.A. Воронин // Работа служб содействия трудоустройству выпускников педагогических колледжей: взаимодействие и перспективы : сб. материалов регион, научно-практ. конф. - Ростов-на-Дону : КМЦ «КО-ПИЦЕНТР», 2010.-С. 91-93. (0,13 п.л.)
Подписано в печать 20.04.12 Формат 60x84/16. Гарнитура Тайме.
Бумага офсетная. Печать трафаретная. Печ. л. 1,4 Тираж 100 экз. Заказ № ?%Ъ
Отпечатано в издательском центре ФГБОУ ВПО МГАУ. Тел. (499) 976-02-64
Адрес: 127550, Москва, ул. Тимирязевская, 58.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Воронин, Андрей Анатольевич, Ростов-на-Дону
61 12-13/1097
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»
На правах рукописи
ВОРОНИН Андрей Анатольевич
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
профессор Н.К. Карпова
Ростов-на-Дону 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-практические основы досуга, досуговой 14
деятельности студенческой молодежи
1.1. Досуг в дискурсе современного воспитания 14
1.2. Анализ опыта организации культурно-образовательного досуга 38 студентов
1.3. Определение концептуальных оснований культурно- 71 образовательного досуга как модели воспитания студентов
Выводы по первой главе 90
Глава 2. Организация досуговой деятельности студентов в 94
условиях педагогического колледжа
2.1. Методологические характеристики культурно-образовательной 94 среды досуга студенческой молодежи
2.2. Разработка и практика осуществления проекта «Культурно- 111 образовательный досуг студентов педагогического колледжа»
Выводы по второй главе 137
Заключение 142
Литература 145
Приложения 165
Введение
В современной социокультурной ситуации в российском обществе происходит переоценка ценностей, пересмотр идей, концепций, подходов в разных сферах. Следует отметить растущий интерес исследователей к проблемам повседневной жизни человека, включая культурно-досуговые практики. Наблюдается отход от принципа «сначала работать - потом жить» (first work then live) в сторону баланса работы и жизни.
Досуг рассматривается важным показателем качества жизни человека. Досуг определяется как время, деятельность и состояние. Время характеризует досуг с позиции продолжительности. Деятельность рассматривает совокупность занятий, которыми заполняется досуговое время. Досуг как состояние соотносим с определением самочувствия, расположения духа, настроения.
Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного и студенческого досуга, отмечаемой исследователями JI.A. Акимовой, НД. Вавилиной, Ю.А. Стрельцовым, В.Я. Суртаевым и др., является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы значительной частью молодых людей. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда превращается в криминогенный фактор общества. Актуализируется проблема организации культурно-досуговых практик студенческой молодежи как институциональной формы воспитания. Именно воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного
мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков.
Однако современный человек преимущественно включен в досуговые практики потребительских, пассивных развлечений, что приводит к снижению творческой активности, самостоятельности, самодеятельности личности в сфере досуга. Досуг приобретает ярко выраженный потребительский характер и воплощается в институализированных практиках, реализуемых с помощью коммуникативного сервиса. Необходимо создать культурно-образовательное, одухотворенное пространство жизнедеятельности человека в повседневной реальности, обусловливая поиск новых форм практик досуга, способствуя приданию им смысла высшей духовности.
В последние годы заметно обострилось противоречие между потребностью студентов использовать досуг как сферу удовлетворения творческих потребностей, самоутверждения, полноценного общения и неумением реализовать себя в свободное время ввиду недостаточности усилий в организации воспитательной работы со стороны образовательных учреждений ВПО и СПО, которая сегодня чаще всего сводится к отдельным развлекательным мероприятиям или к перенесению в сферу досуга методов и форм учебной деятельности.
Из-за отсутствия системности организации, координации в осуществлении воспитательной работы и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни молодежи воспитательный потенциал досуговой сферы, а также большой опыт организации культурно-досуговой деятельности, накопленный отечественной системой образования, реализуются не в полной мере.
Проблема исследования. Изменение значения и роли досуга в обществах модерна и постмодерна, специфика досуга в условиях глобализации и глокализации все чаще оказывается в центре исследовательского внимания (Л.А. Акимова, У. Бек, Д. Деррида, Ф. Джеймсон, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, С. Лэш, Ю.А. Стрельцов, А. Турен, Дж. Урри). Осуществляется аналитика специфики
досуговой деятельности в зависимости от возраста, доходов, профессиональной принадлежности (И.А. Бутенко, Е.М. Клюско, Л.И. Михайлова, А.Э. Мурзин), рассматривается дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга (Я.М. Рощина). Исследовательское внимание уделяется проблемам молодежного досуга (Л.Ф. Боженко, A.C. Запесоцкий, ЕЛ. Омельченко, В.Я. Суртаев, Б.А. Трегубов, А.П. Файн). Осуществляются масштабные исследования культурно-досуговой сферы российских мегаполисов (А.Л. Андреев, О.П. Мамонова, АЛ. Маршак, В.К. Сергеев).
Вопросы педагогической организации досуга в широком социокультурном контексте разрабатывали Р.Н. Азарова, Г.А. Евтеева, М.Б. Зацепина, Б.А. Титов и др.; профессиональной подготовки будущих специалистов в образовательной системе - Л.Г. Арчажникова, А.Ю. Гончарук, И.П. Клемантович, И.Ф. Кривчанский, А.И. Лучанкин, Е.М. Приезжева, Л.А. Рапацкая, В.А. Сластенин, A.A. Сняцкий, В.Ф. Шевчук, И.И. Шульга и др.
В последние годы появились работы по такому направлению организации досуга, как event - организация уникальных событий на основе личностных запросов и желаний. Идеям, стратегиям, техникам, методам event-организации мероприятий посвящены работы A.A. Берлова, Э. Йеттингера, Б. Кнаусе, С. Лемера, Р. Мозера, М. Сондера, У. Хальцбаура, М. Целлера, A.B. Шумовича.
Анализ возможности интеграции досуговых практик в образовательное пространство содержится в трудах Р. Армера, А. Базини, Ч. Брайтбила, А.И. Вишняк, Д. Джерри, Д. Симпсона, В.И. Тарасенко, В. Фонса, Д. Шиффера.
Как показывает обзор научных исследований, несмотря на то что накоплен значительный теоретико-эмпирический материал, в условиях меняющегося, нестабильного современного общества актуализируется исследование культурно-образовательного досуга как институциональной формы воспитания студентов.
Анализ проведенных исследований воспитательных практик позволил
выявить объективно существующие противоречия:
• между необходимостью организации культурно-образовательного досуга студентов и неразработанностью теоретико-методологических и практико-ориентированных аспектов реализации досуговых практик студенческой молодежи;
• между необходимостью интеграции досуга в контекст воспитательного процесса и неразработанностью механизма реализации в учреждении среднего профессионального образования;
• между потребностями общества и личности в воспитывающей культурно-образовательной среде досуга и неразработанностью инструментария ее создания.
На основании выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости поиска новых подходов к воспитанию студентов с использованием потенциала культурно-образовательного досуга.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная научная разработанность определили выбор темы исследования: «Культурно-образовательный досуг как институциональная форма воспитания студентов».
Объект исследования - культурно-образовательный досуг студентов.
Предмет исследования - процесс институционализации досуга в форму воспитания студентов педагогического колледжа.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка культурно-образовательного досуга студентов педагогического колледжа, реализуемого в формате коллективного произведения.
Гипотеза исследования включает в себя совокупность следующих предположений.
1. Культурно-образовательный досуг может быть организован как институциональная форма воспитания, позволяющая улучшить качество воспитательной работы в педагогическом колледже. В качестве «ядра»
культурно-образовательного досуга целесообразно выделить создание коллективного произведения как творческого проекта, осуществляемого совместно педагогами и студентами.
2. При создании коллективного произведения возможно сочетание индивидуальных маршрутов культурно-образовательных практик досуга студентов, в процессе которых происходит овладение репродуктивной, продуктивно-творческой, рефлексивной, релаксационно-реабилитационной деятельностью.
3. Для повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях профессионального образования, становления субъектной активности личности студентов в процессе организации их культурно-образовательного досуга целесообразно использовать новую форму организации воспитания студентов -коллективное произведение, которое позволит ввести их в ситуацию управления процессами воспроизводства культурной нормы, основанной на личном переживании значимого опыта.
4. Разработка и реализация проекта «Культурно-образовательный досуг студентов педагогического колледжа» будут способствовать личностно-профессиональному развитию студентов посредством интеграции процессов воспитания и самовоспитания в контексте освоения студентами пространства свободного времени.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Обосновать процесс институционализации досуга как формы воспитания студентов.
2. Осуществить анализ опыта организации культурно-образовательного досуга студентов.
3. Разработать программу воспитания студентов как комплекс индивидуальных маршрутов культурно-образовательных практик досуга.
4. Определить методологические характеристики культурно-образовательной среды досуга студенческой молодежи.
5. Обосновать и экспериментально проверить в условиях педагогического колледжа эффективность новой формы организации воспитания - коллективного произведения.
6. Разработать и апробировать проект «Культурно-образовательный досуг студентов педагогического колледжа».
Методологическую основу исследования составили: философские принципы единства и развития мира, детерминации и системности; положения о представленности повседневности в жизненной сфере человека, «полионтичности реальности» («виртуалистике»), взаимосвязи систем культуры и субкультуры; теория воспитания; идеи деятельностного, средового и институционального, аксиологического, культурологического и личностного подходов.
Теоретическую базу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, профессионального образования, культурно-досуговой деятельности, в которых, в частности, представлены:
• психологические теории развития личности и определяющей роли деятельности в ее становлении (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский,
A.Г. Здравомыслов, Д.И. Фельдштейн);
• теории и концепции молодежной культуры, субкультуры (A.A. Велик, Е.А. Медведев, А.Я. Флиер, Т.Б. Щепанская, Q.T. Brenne, М. Montola
и др.);
• концепции духовно-нравственного развития личности (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Т.И. Власова, А.Я. Данилюк, Н.К. Карпова,
B.В. Сериков, P.M. Чумичева и др.);
• идеи и концепции социализации личности (Л.П. Буева, С.П. Иваненков, А.И. Ковалева, В.А. Лабунская, E.H. Сорочинская, В.Ф. Шевчук, N. Plass и др.);
• концепции гражданской идентификации, социализационной нормы, социальной интеграции молодежи, управления конфликтами в молодежной среде (Е.М. Арутюнова, П. Бергер, Ю.А. Зубок, А.И. Ковалева, Т. Лукман);
• теории и концепции культурно-досуговой деятельности (Г.А. Аванесова, A.C. Баннасунов, М.В. Никитский, О.В. Понукалина, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев и др.);
• концепции культуры свободного времени (В.А. Артемов, Г.Е. Зборовский, Т.М. Караханова, Н.И. Лапин, В.Д. Патрушев, Г.П. Орлов, С.Г. Струмилин, Г.Т. Татарова и др.);
• идеи и теории повседневности (A.A. Бабаева, Ж. Делез, И.Т. Касавин, Д.Н. Круглов, А. Шютц, С.П. Щавелев и др.);
• концепция event-технологии (Э. Йеттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер, A.B. Сковородкин, У. Хальцбаур, М. Целлер, А. Шумович и др.).
Методы исследования: теоретический анализ и синтез при обобщении материалов по изучаемой проблеме, концептуализация, педагогическое проектирование, анкетирование, тестирование, сравнительный анализ экспериментальных данных, обобщение, систематизация и описание результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: Азовский областной музыкально-педагогический колледж. В эксперименте приняли участие 249 студентов и 7 преподавателей. Эмпирический материал отбирался по ряду аспектов, характеризующих жизненные устремления, ценностные ориентации современной молодежи, распределение бюджета времени, способы проведения досуга, выявление негативной идентичности, рефлексивной активности будущих специалистов.
Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа проводилась поэтапно в период с 2008 по 2011 гг.
Первый этап (2008-2009 гг.) посвящен теоретическому осмыслению современных подходов к культурно-досуговой деятельности, определению теоретико-методологических основ исследования, формулированию цели,
задач и рабочей гипотезы, проведению эмпирических исследований по выявлению досуговых предпочтений студентов, разработке программы воспитания студентов педагогического колледжа.
Второй этап (2009-2010 гг.) связан с анализом опыта организации культурно-образовательного досуга студентов, определением методологических характеристик культурно-образовательного досуга студентов как институциональной формы воспитания, уточнением рабочей гипотезы и задач исследования.
Третий этап (2010-2011) посвящен обобщению результатов исследования, обработке полученных данных экспериментальной апробации программы воспитания, оформлению диссертационного исследования в целом.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:
• обоснована новая институциональная форма воспитания -культурно-образовательный досуг, который рассматривается как феномен, интегрирующий процессы воспитания и самовоспитания в условиях повседневности;
• разработана программа воспитания, характеризуемая концептами «творчество», «культура», «самоопределение», «рефлексия», «здоровье», «спорт»;
• определено содержание программы воспитания будущих педагогов, представленное комплексом индивидуальных маршрутов культурно-образовательных практик досуга;
• обоснована и реализована на практике новая форма организации воспитания - создание коллективного произведения;
• разработана и реализована технология воспитания студентов, характеризующаяся последовательным формированием совокупности общекультурных и профессиональных компетенций будущих педагогов в процессе освоения смысловых концептов создаваемого коллективного произведения, тем самым обусловливая алгоритм овладения конкретными
видами деятельности: репродуктивной, продуктивно-творческой, рефлексивной, релаксационно-реабилитационной.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теория педагогики обогащается знанием:
• об особенностях институционализации культурно-образовательного досуга в форму воспитания: отражении духовности личности; использовании в воспитании ресурса культурных ценностей, накопленных обществом; ориентации на самоактуализацию личности; гармонизации отношений культуры и ценностной сферы студентов посредством освоения определенных эпохой образцов, стилей жизни и норм поведения;
• о процессе создания и содержании коллективного произведения, призванного ввести в контекст культуры сферу обыденной реальности. Форма коллективного произведения позволяет каждому студенту создать свой собственный фрагмент общего целого, выстраивая индивидуальный маршрут, выбирая технологии создания, осуществляя диагностику успешности или неуспешности действий;
• об инновационном характере воспи