автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля
- Автор научной работы
- Джамаль Хабиб Алла
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля"
На правах рукописи
Джамаль Хабиб Алла
Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля.
13.00.08- Теория и методика профессионального образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва-2004
Работа выполнена на кафедре социологии, психологии и педагогики МГТУ «СТАНКИН»
Шугаьш руководитель: доктор педагогических наук
Самоненко Юрий Анатольевич
Официальные оппоненты:
доктор психологических наук, профессор Ильясов Ислам Имранович доктор психологических наук, профессор Айдарова Лада Иосифовна
Ведущая организация: Академия повышения квалификации и
переподготовки работников образования Министерства Образования РФ
Защита состоится 24 февраля 2004 года на заседании диссертационного совета Д 501.002.07 в МГУ им. М.В. Ломоносова по адресу: 119998, Москва, ГСП-2 Ленинские горы, МГУ, II учебный корпус, факультет педагогического образования.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Факультета педагогического образования.
Автореферат разослан
Ученый секретарь
диссертационного совета доктор физико-математических наук, профессор
Ми
В.И.Гаврилов
2004-4 27035
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Проблема интеграции или дифференциации учащихся по различным индивидуальным и групповым основаниям -психологическим, экономическим, социокультурным, лингвистическим и т.п. в современном мире является одной из острейших для педагогики. В каком случае эффективны гомогенные или гетерогенные классы и школы? Какие факторы способствуют, а какие препятствуют реализации дифференцированного или интегрированного обучения? Одной из таких чрезвычайно важных характеристик учащихся является их социокультурно-этическая принадлежность. В многонациональных и мультикультурных обществах реализация той или иной стратегии организации классов, школ, и системы образования в целом определяется отношением к этим способам организации обучения самих учащихся, их родителей, учителей и руководителей школ. В ряде развитых многонациональных стран - России, США, Англии, Швейцарии и др. — проблема давно решена в пользу интеграции. В этих странах школы являются смешанными. В городах и населенных пунктах с многонациональным населением действует единая школа и практически отсутствуют школы, скомпонованные лишь по национально-культурному принципу (русские и татарские, американские и мексиканские, английские и шотландские и т.п. школы).
Особую актуальность данная проблематика имеет для школ Израиля. Израиль, как самостоятельное государство, имеет сравнительно недолгую историю развития. За период его существования интеграционные процессы не успели набрать достаточной силы. Во взаимоотношениях между отдельными частями населения сохраняются негативные установки и предрассудки, обусловленные национальными и социо-культурными отличиями. Одним из эффективных путей
РОС.. {
консолидации общества является модернизация школьного образования в Израиле в направлении создания смешанных школ.
В связи со сказанным актуальным является исследование различных конкретных условий реализации соответствующей образовательной политики.
Проблема исследования заключается:
1) в недостатке знаний о готовности различных групп арабского населения включиться в интеграционные процессы;
2) в неполноте данных, касающихся наличия дидактических, методических, кадровых и организационных условий межэтнической интеграции учащихся в школьном образовании Израиля.
Объект исследования - этнический компонент в системе школьного образования государства Израиль.
Предмет исследования - предпосылки, состояние и перспективы этнической интеграции в школьном образовании Израиля.
Гипотеза исследования состоит в следующих предположениях: 1. Одной из причин неудовлетворительного состояния образования в арабском секторе Израиля является отсутствие четко выделенных целей обучения. Их разработка должно идти в направлении устранения дисбаланса между общезначимыми компонентами содержания образования и содержанием, отражающим культурно-исторические особенности национальных меньшинств населения. Улучшение качества образовательного процесса арабского населения должно осуществлять в рамках создания смешанных школ, объединяющих в учебном процессе учащихся без различия их этнической принадлежности.
2) У населения арабского сектора имеется готовность к осуществлению интеграционных процессов в школьном образовании.
Цель исследования - изучение условий, определяющих эффективность интеграционных процессов в школьном образовании Израиля, а также разработка рекомендаций по модернизации системы образования в направлении создания в Израиле этнически интегрированных образовательных учреждений. Задачи исследования
1. Провести обзор и анализ работ по проблеме интеграции -дифференциации обучения в педагогике;
2. Осуществить анализ документов, регламентирующих деятельность системы образования в арабском и еврейском секторах Израиля в условиях их дифференцированности друг от друга;
3. Провести изучение отношения учащихся, учителей и родителей учащихся арабских школ к идее интеграции обучения в Израиле и условиям ее реализации;
4. Разработать рекомендации по осуществлению мероприятий, связанных с этнической интеграцией школьного образования (модель интеграции).
Методологические и теоретические основы исследования - идеи социального равенства и гуманистической педагогики, концепция социальных взаимодействий, способствующих преодолению предрассудков и ложных установок (Олсорт, Сигерт, Шофилдн, Бейкер, Роуз, Ари и Амир, Ашмф, Кук, Тен и др.). Методики исследования
1. Анализ литературных источников по проблеме;
2. Сбор и анализ нормативной документации, регламентирующей деятельность системы образования Израиля;
3. Экспериментальное исследование на основе опросников;
4. Анализ положительного опыта по этнической интеграции
образования, наработанной в практике образования Израиля.
Научная новизна.
Исследование дает вклад в разработку теории и методики профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей, воспитателей, психологов, координаторов неформального социального образования, а также административно управленческого аппарата системы образования. В диссертации:
• проведен сопоставительный анализ условий школьного образования для двух основных секторов образования Израиля: арабского и еврейского;
• установлены факторы, снижающие эффективность образовательного процесса в арабском секторе Израиля;
• выявлена тенденция в субъективных отношениях к межэтнической интеграции школьного образования со стороны различных групп арабского населения;
• разработана система рекомендаций по осуществлению модернизации образования в направлении усиления его межэтнической интеграции;
Положения, выносимые на защиту.
1. Снижение уровня общественной напряженности в многонациональном государстве, вызванной особенностями самосознания, культуры и иными этническими различиями, возможно на основе модернизации образования в направлении увеличения доли смешанных школ. В этом случае возрастает уровень общенациональной интеграции, повысится толерантность сознания. Дифференцированное по этническому признаку образование наносит ущерб всем слоям населения,
общественным группам и национальностям. Особенно негативное дифференцированное образование сказывается на национальных меньшинствах. Этническая интеграция представляет собой одну из важных тенденций устойчивого общественного развития в цивилизованных странах.
2. Процессу интеграции препятствуют социально-психологические стереотипы восприятия данной проблемы, сложившиеся у различных общественных групп. Именно это обстоятельство играет существенную роль в проблеме этнической интеграции образования в Израиле.
Наиболее отчетливо отрицательные стереотипы представлены в высказываниях политических деятелей, а также некоторой части государственных чиновников. Учителя школ арабского сектора в своем большинстве высказываются за политику смешанного образования. Еще более привержены идее интеграции родители учащихся школ арабского сектора. При этом подчеркивается необходимость сохранения в условиях смешанного обучения национальной самобытности и родного языка. И, наконец, наиболее радикальными сторонниками интеграции являются сами учащиеся школ арабского сектора. Данные обстоятельства необходимо учитывать при разработке модели модернизации образования в направлении увеличения степени его интегрированности.
3. Модель интеграции предполагает осуществление системы взаимосвязанных мероприятий, включающей установление готовности конкретного региона к организации смешанных школ. Одним из путей решения этой задачи является анкетирование населения. Помимо установления статистических данных эта форма исследования способствует осознанию респондентами собственных установок, побудителей и интересов. Возникающие при этом дискуссии
способствуют объективации в сознании различных слоев населения перспективных тенденций в перестройке системы образования.
4. Модернизация образования должна предусматривать разработку соответствующих стандартов, включающих:
• общегосударственный компонент, устанавливающий цели и уровень общенациональной подготовки учащихся в школах;
• национальный компонент, учитывающий культурно-исторические и языковые особенности этнических меньшинств;
• школьный компонент, предполагающий возможности вариаций учебного процесса, отвечающих региональным условиям проживания населения.
В разработке стандартов образования целесообразно учитывать опыт Российской федерации.
5. Интегративный процесс должен. носить поэтапный характер. Вначале должны быть созданы опытно-образцовые школы, особенно в смешанных городах, таких как Хайфа, Акре, Тель-Авив, Джаффа, Лод и Раммле. Затем это должно быть сделано на общенациональном уровне. Процесс интеграции должны осуществлять не только работники Министерства образования. Администрация и общественные советы всех уровней также должны привлекаться к планированию, осуществлению и контролю.
6. Педагогические колледжи и университеты в Израиле должны разрабатывать и реализовывать программы подготовки и повышения квалификации специалистов (учителей, методистов, социологов, психологов и т.д.), нацеленных на осуществление конкретных мероприятий, связанных с этнической интеграцией в различных регионах Израиля.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и приложения. Объем диссертации составляет 181 стр., содержит 70 таблиц и 32 рисунка, библиография — 202 наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРАЖНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются проблематика, цели и задачи исследования, выдвигается гипотеза, формулируются положения, выносимые на защиту и научная новизна работы.
В первой главе «Общая характеристика образования арабского населения в Израиле», состоящей из 3-х параграфов, на основе литературных данных рассматриваются особенности системы школьного образования, связанные со спецификой обучения в арабском секторе.
В первом параграфе дается характеристика Израиля как многонационального государства, Представлены статистические данные, касающиеся этнического состава населения, их религиозных позиций и языкового многообразия. Формулируются общие принципы сосуществования которым должны быть привержены все граждане, несмотря на культурно-исторические, этнические и социальные различия. Оценивается роль школы в формировании у учащихся идеалов справедливости, в преодолении предрассудков на национальной почве, в укреплении взаимопонимания и толерантности.
Во втором параграфе главы дается очерк развития образования Израиля с момента образования государства по настоящее время (Кшре1ет^, 1953; Ha,aretz, 1971; Бош-, 1981; Л1-Иа.ь 1996; Госархивы 1291/145; Госархивы 1733/145). Анализируется политика Министерства образования Израиля в отношении арабского сектора Израиля.
Констатируется ассимметрия между установленными целями, содержанием формами и общими условиями образования арабов и евреев. Обсуждаются иные причины снижения образовательных возможностей в арабском секторе. На основе анализа выступлений общественных представителей, деятельности комитетов и советов по образованию в арабском секторе формулируются цели обучения арабов, сочетающие идеалы демократии, социальной справедливости, братства народов и других общечеловеческих ценностей с воспитанием любви к культуре, истории и традициям своего народа (М. Хабиб-Алла, 1992;.БорЗахар, 1992; Узи Бензима, 1992; Мансур, 1993 и др.).
В третьем параграфе проведенный качественный анализ ситуации дополняется некоторыми статистическими данными. Они включают: абсолютные значения и процентные составы учащихся преждевременно покинувших школу в разные периоды обучения, объемы учебного плана, успешность обучения, материальное обеспечение учебного процесса, возможности специального обучения, наличие культурных и неформальных служб в школах, системы контроля, продолжение образования в университетах и некоторые другие данные (Доклад Минобразования и культуры и Центрального бюро по статистике Израиля, 2001; Журнал «Соблюдение прав человека, 2001; Статистический реферативный журнал в Израиле, 2000, №51; Журнал «Система образования в цифрах», 2000; Доклад по статистическим данным результатов экзаменов на аттестат зрелости, 2000; Доклады госконтролера 1991-2000 и.др.).
Во второй главе «Проблемы образования в условиях гетерогенных общностей учащихся», состоящей из трех параграфов рассматриваются комплекс социально-психологических и педагогических проблем
интеграции обучения, с которыми столкнулись в своем развитии многие страны.
В первом параграфе главы проводится обзор работ и общий теоретический анализ проблемы интеграции и дифференциации образования. В первом параграфе рассматриваются понятий интеграции и дифференциации обучения. Уточняется определение интеграции и выделяются ее значения для расширения контактов учащихся разных национально-культурного и социально-экономического статуса (Эшель и Клайн, 1980), помощи учащимся в развитии сензитивности к особенностям других людей, понимании источников предрассудков снятии напряжений в отношениях между студентами (Эйнштейн, 1978), в увеличении свободы и потенциала разнообразия (Идан, 1988; Франкейнштейн, 1981) в предоставлении учащимся равных возможностей, различающихся по многим характеристикам (Бен-Ари, Шаран и Амир, 1988).
Отмечается также, что дифференциация обучения препятствует реализации многих позитивных влияний, которые несет интеграция, приводятся два основных объяснения положительных воздействий интеграции на образовательный процесс. Согласно первому из них -эмоциональному объяснению (Рубин, 1973) - в процессе интеграции происходит привыкание участников общения к негативным переживаниям, связанным с необычными ситуациями. Это подтверждается эмпирически в экспериментах Сигера и Шофилди (1980) с участием чернокожих и белых учащихся интегрированных школ США. Второе «когнитивное объяснение» состоит в том, что контакты дают возможность изменить ложные представления о других на ментальном уровне (Бейкер, 1934, Роуз, 1947). Здесь им. приводятся данные опровергающие мнение о том, что дифференциация обязательно растет с
увеличением степени гетерогенности контингента учащихся. В конечном счете дифференциация в этих условиях не способствует повышению уровня обучения и воспитания (Рем и Дар, 1990; Бар, 1981).
Во втором параграфе главы анализируется роль социальных взаимодействий в преодолении предрассудков и снижении социальных различий. Рассматриваются четыре модели, объясняющие влияние социального взаимодействия на установление адекватных отношений между разными группами, - контакта (Олпорт, 1954; Бен-Ари и Амир, 1989), ... (Таб и Намхейн, 1987), задач группы (Хаар-Эван, 1993), психодинамика (Бен-Ари и Амир, 1980) и ряд других теоретических подходов и эмпирических исследований социальных взаимодействий как условию преодоления предрассудков и ложных установок (Олпорт, 1958, Ашмор, 1970, Кук, 1969, Тен, 1975 и др.).
В третьем параграфе интегрированная; школа рассматривается как средство повышения эффективности обучения и формирования взаимоприятия между этническими группами. Описываются характеристик интегированной школы и ее возможности - изменения социальных отношений, эмоциональных реакций (Джон, 1975, Джерард, 1975), принятие себя, других и успехов в учебе (Данн, 1969, Уорден, 1968) установок учителей относительно разных групп учащихся (Миллер, Джерард и Джонсон, 1975), (Кляйн и Эщел, 1977; 1981; Амир и Бласс, 1985; Бэн-Ари, Шаран и Амир, 1985; Риг и Бэн-Ари, 1988).
В этом параграфе анализируются реальные попытки интегрированного обучения этнически разных учащихся в США, показавшие весьма значительные положительные результаты такого обучения (Смит, 1973; Валентути, 1969; Холланд, 1964; Каритерс, 1970; Абрамсон, 1971; Коен, 1975; Джерард, 1983; Кук, 1984; Арци, 1986, Гордон, 1998).
В главе 3 «Экспериментальное исследование отношения к интеграции обучения граждан Израиля арабской национальности», состоящей из четырех параграфов, описываются качественные и количественные данные, полученные автором на различных контингентах населения.
В первом параграфе дается общая характеристика исследуемой популяции. Приводятся данные по включенным в исследование группам: родители, учителя, учащиеся. Приводятся распределение учащихся по месту расположения и уровню школ, по полу, принадлежности религиозной конфессии и т.п. Представлена социальная характеристика респондентов - родителей по месту проживания, религии, полу, уровню образования, профессии, возрасту, количеству детей в школах. Анализ состава исследуемой популяции респондентов говорит о достаточной презентативности выборки для целей исследования.
Во втором параграфе описываются исследуемые факторы. Каждый из них выражает содержание одной из проблем,- объективно определяющих перспективу этнической интеграции образования. Существо проблемы или способ ее решения формулируется в утверждениях: а) необходимо устранение различий между двумя секторами в академическом уровне; б) необходимо создание условий мирного сосуществования; в) дискриминация является основной причиной разрыва в уровне образования; г) имеются различия в качестве учебной литературы в пользу еврейского сектора; д) дифференциация в обучении уменьшает возможности и права учащихся арабского сектора, зато более благоприятна в отношении сохранения арабской идентичности; ж) за неудовлетворительную ситуацию в арабском секторе частично ответственна сама арабская сторона; з) языками обучения должен быть
арабский и иврит; е) ответственность за неблагоприятную ситуацию несет прежде всего государство.
В третьем параграфе описывается содержание методики экспериментальной части исследования. Методика основывалась на использовании 2-х структурных опросников, включающих две части. Часть первая включает вопросы о демографических данных и общие сведения, относящиеся к участникам исследования, учащимся и родителям, такие как имя, пол, место и уровень школы и т.д. Вторая часть включала 38 утверждений, относящихся к исследованию в смешанных школах,. арабских и еврейских. Утверждения относятся к различным проблемам исследования, положительным и отрицательным аспектам возможности смешанного обучения. (В тексте диссертации анкеты и инструктивные материалы к пим помещены в приложение. В автореферате список 38 утверждений, входящих в состав анкет, приведен на 19-20 стр.).
Каждому из исследуемых факторов соответствовала своя совокупность утверждений из списка. Каждого участника опроса просили выбрать одну из возможностей, которая выражает его/ее отношение к утверждениям. Возможности выстраивались в возрастающем порядке от 1 до 4 баллов, где 1 выражает несогласие и полное возражение с утверждением, 2 выражает тенденцию к несогласию, 3 - тенденцию к согласию, 4 - полное согласие. Для выявления отношений учащихся к утверждением по соответствующему фактору подсчитывалось общее среднее их ответов на все утверждения, которые ранжировались от 1 до 4 баллов. Чем выше среднее, тем выше уровень согласия участника с утверждением. Например, общему утверждению, что условием создания смешанных школ является устранение различий между двумя секторами в академическом уровне соответствовало согласие с частными
утверждениями 14, 15, 16, 17, 18, 21, 34. Или общее утверждение, что сегрегация в обучении более благоприятна для сохранения арабской идентичности, языка и морали даже за счет ущемления своих прав соответствовали частным утверждениям 19,20, 30, 33,35 (стр. 19-20).
После сбора данных в полевом исследовании с помощью опросников эти данные были закодированы и введены в программу SPSS, которые подсчитывал основные статистические показатели, такие как среднее, стандартное отклонение и частоты.
В четвертом параграфе приводятся данные результатов опроса по основным исследуемым факторам всех групп респондентов: учителей, родителей, учащихся. Приведены распределения ответов на поставленные вопросы. Распределение выявляет статистически достоверные показатели отношения к отдельным аспектам этнической интеграции участников опроса. В параграфе формулируются основные выводы экспериментальной части исследования, фиксирующие обобщенную картину взглядов населения арабского сектора на проблему интеграции. Данной идее привержены в своем большинстве учителя. Еще в большей мере эту позицию принимают родители учащихся. Наиболее выражена данная тенденция у учащихся. Вместе с тем, процесс интеграции участники опроса связывали с возможностью сохранения национальной самобытности, языка и культуры. Первичный материал эксперимента и результаты его обработки представлены в параграфе в виде таблиц, схем и рисунков.
В четвертой главе «Модель модернизации образования в направлении межнациональной интеграции учащихся», состоящей из двух параграфов, дается описание системы условий и соответствующих мероприятий для подготовки и осуществлению интеграционных процессов.
В первом параграфе констатируется наличие предпосылок для перехода к практической реализации интеграционных процессов. Их осуществление отвечает целям реформы образования в Израиле. В параграфе описывается уже имеющийся положительный опыт интеграции школы в израильском селе NEVE SHALOM, где еврейские и арабские семьи живут вместе, а дети учатся в интегрированной школе. Процесс обучения в ней основан на принципах равенства, справедливости, демократичности, единства требований и широких взаимодействий между учениками и учителями на всех уровнях. Учебная работа протекает совместно при сохранении самовыражения каждого участника. Такие условия оказались весьма благоприятными и определили успех обучения и всего эксперимента. Указанный эксперимент является реальной попыткой социальной и академической интеграции. Главными результатами этого обучения явились, углубление знакомства с носителями другой культуры, осознания сложности отношений и их освоения, способность преодолевать стереотипы, предрассудки в связи с другими и выбирать дружественные позиции и способы поведения, опыт сотрудничества с другими.
Во втором параграфе главы предлагается система актуальных мероприятий по этнической интеграции в системе образования Израиля. Она включает действия органов власти и управления, подготовку нормативной базы и методической документации, разработку совершенных учебников, а также в требованиях освоения передовых технологий обучения. Особая роль отводится педагогическим колледжам и университетам, которые должны обеспечить кадровую поддержку проводимой реформы. Значительным фактором повышения эффективности реформы является заимствование опыта. других государств, успешно решающих проблему этической интеграции.
Создание смешанных школ должно носить поэтапный характеров начале должны быть созданы опытно-образцовые школы, особенно, в смешанных городах, таких как Хайфа, Акре, Тель-Авив - Джаффа, Лод и Рамле.
ВЫВОДЫ
1. Создание смешанных школ отвечает интересам государства, общества и личности учащегося. Создание и развитие смешанной школы должно носить поэтапных характер. Вначале необходимо разработать единые образовательные стандарты. Важной предпосылкой интеграцией обучения является также разработка механизмов контроля для поверки уровня учебников и их переводов, и одновременное внедрение педагогических инноваций как в еврейском так и в арабском секторах Израиля. В смешанной школе должны использоваться два языка обучения: иврит и арабский.
2. Смешанная школа не угрожает ассимиляции. Сохраняя национальную самобытность, она будет воспитывать приверженность к общечеловеческим ценностям, а также приведет к повышению толерантности и укреплению национального согласия в регионе.
3. Для создания смешанных школ должна быть разработана специальная программа подготовки учителей, воспитателей, психологов, координаторов социальной работы.
4. Участники исследования: арабские учащиеся, учителя и родители -считают следующее:
• Обучение в смешанных школах приведет к сокращению разрыва и увеличит академический уровень арабских учащихся, при условии, что в смешанных школах будет сделан также акцент на арабскую национальность, идентичность и культуру.
• В смешанных школах не будет причин для дискриминации, так как все учащиеся будут обучаться вместе, равны по педагогическим, образовательным, финансовым и другим условиям.
• Смешанная школа есть мост к миру с арабскими странами и необходимое условие мирного сосуществования между арабами и евреями в государстве Израиль.
Основное содержание и результаты исследования представлены
в работах:
1. J.Habib-Allah (1998) Education for Identity and coexistence, as reflected in the Israeli curriculum. Daruna. Arab Teachers College. Haifa (Arabic).
2. J.habib-Allah (1995) "Education for peace" (Hebrew) Presented in the 3rd conference of the Arab follow up commite for Education.
3. J.Habib-AUah, M.Habib-Allah(1997) "Arab Education between Israelization and Palastinizationpp:l-14 (Arabic conference at Gordon College)
4. J.Habib-AUah(1972) "The Educational Theory and Philosophy of Ibn-Khaldon-Daruna. Arab Teachers College. Haifa. ppl5-23. (Arabic).
5. J.Habib-Allah. M.Habib-AUah (1984). "Elementary Education, Levels and Curriculum in Arab Schools in Israel". Sada El-Tarbia(Arabic), pp:8-21.
6. Mohamad Habib-Allah, Jamil Habib-Allah, "Ideologies in Education and teacher education".
The integrative school as a model for Jewish majority and Arab minority for
peacefull co-existence". A paper presented at the 4th International conference on teacher Education at Achva College ofEducation, Israel. June,2002
Список утверждений, входящих в состав анкет.
1. Причиной того, что арабское образование отстает от еврейского образования являются неравные бюджеты на образование._
2. Академический уровень в еврейском секторе выше, чем в арабском по крайней мере на два года._
3. Равенство финансирования арабского и еврейского секторов
4. Ситуация и уровень успешности учебы в еврейских школах лучше, чем ситуация и академический уровень в арабском секторе._
5. Уровень учебников в еврейской школе выше, чем в арабской._
6. Перевод учебников с иврита на арабский язык не эффективен и искажает содержание учебных материалов._
7. Имеется отставание во внедрении нового содержания обучения в арабском секторе._
8. Ответственность за академический уровень в арабских школах несут также и арабы._
9. Арабо-израильский конфликт является причиной политики дискриминации, от которой страдает арабский сектор._
Ю.Министерство. образования пытается уменьшить разрыв между двумя секторами образования путем увеличения финансирования.
11.Арабская общественность должна делать больше для уменьшения разрыва в академическом уровне между арабами и евреями._
12.Государство Израиль является демократическим и не проводит дискриминацию своих граждан евреев и арабов._
13.Арабская система образования является зависимой._
14.0бучение в смешанных школах евреев и арабов ведет к уменьшению
разрыва в уровне обученности в еврейском и арабском секторах.
15.Смешанные школы с совместным обучением евреев и арабов являются способом достижения арабами равенства в правах._
16.Вы согласны, чтобы Ваш ребенок учился с еврейскими учащимися в смешанной школе?__
17.0бучение евреев и арабов в смешанной школе повысит академический уровень арабских учащихся._
18.Обучение в смешанной школе с еврейскими учащимися повысит образование ребенка во многих областях.__
19. Обучение в смешанной школе совместно с еврейским учащимися представляет собой моральную опасность._
20. Обучение в смешанной школе совместно с еврейскими учащимися приведет к ассимиляции моего ребенка как члена арабского меньшинства.
21.Я готов не принимать во внимание национальную проблему за достижение наивысшего уровня учебы в смешанной школе для моего ребенка._
22 .Языком обучения в смешанной школе должен быть арабский язык.
23 .Языком обучения в смешанной школе должен быть иврит._
24.0бучение в смешанной школе делает вклад в достижение мира
между двумя народами.-_
25 .Языками обучения в смешанной школе должны быть арабский язык и иврит в зависимости от изучаемых предметов._
26. Обучение в смешанных школах будет вкладом в сосуществование двух народов._
27.Обучение в смешанных школах лучше начинать с начальных классов._
28.Смешанные школы еврейских и арабских учащихся будут вкладом во взаимопонимание._
29.Смешанные школы дают возможность изменять предрассудки и негативные установки у евреев и арабов._
30.Смешанные школы представляют опасность для арабского языка.
31.В эпоху борьбы за мир смешанные школы считаются жизненно необходимыми и важными для установления мира.._
32.Смешанные школы являются одним из путей к миру с палестинским народом и арабскими государствами._
33.Лучше сохранить самобытную и независимую систему образования в арабском секторе, чем интегрироваться. в еврейскую систему образования.___
34.Смешанные школы я могу принять при условии, что в них будет сохраняться национальность, идентичность и культура моего ребенка._
35.Я предпочитаю, чтобы мой ребенок оставался учащимся чисто арабской школы, даже если при этом он не сможет реализовать полностью своих прав._
36.Проблема улучшения арабского образования в Израиле - есть задача только государства._
37. Арабская интеллигенция должна быть более активной и играть более заметную роль в улучшении арабского образования и достижении арабами своих прав._
38.Проблема улучшения арабского образования - есть также и задача арабов._
На правах рукописи. Формат 60x84 1/16. Объем 1 п.л. Тираж 100 экз. Отпечатано ООО «Акрополь» 125009, Москва, Дегтярный пер., д. 5, стр 2
9.18 35
РНБ Русский фонд
2004-4 27035
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Джамаль Хабиб Алла, 2004 год
Введение.
Глава 1.
Общая характеристика населения в Израиле образования арабского
1.1. Израиль как многонациональное государство
1.2. Становление, развитие и современные проблемы образования Израиля
1.3. Сопоставительные данные образовательного процесса в арабских и еврейских секторах Израиля
Глава 2. Проблемы образования в условиях гетерогенных общностей учащихся
2.1. Интеграция и сегрегация в образовании;
Роль социальных взаимодействий в преодолении предрассудков и снижении социальных различий; Интегративная школа как средство повышения эффективности обучения и формирования взаимоприятия между этническими группами.
Глава 3. Экспериментальное исследование отношения к интеграции обучения граждан Израиля арабской национальности
3.1. Характеристика контингента участников опроса;
Изучаемые в опросе факторы, влияющие на эффективность интеграционных процессов в образовании (исследуемые переменные); Методика исследования
Данные результаты опросов по основным факторам
Глава 4. Модель модернизации образования в направлении межнациональной интеграции учащихся
4.1. Предпосылки осуществления модернизации. Опыт создания смешанных школ в регионах Израиля;
4.2, Система актуальных мероприятий по этнической интеграции в образовании Израиля
Введение диссертации по педагогике, на тему "Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля"
Актуальность. Проблема интеграции или дифференциации учащихся по различным индивидуальным и групповым основаниям - психологическим, экономическим, социокультурным, лингвистическим и т.п. в современном мире является одной из острейших для педагогики. В каком случае эффективны гомогенные или гетерогенные классы и школы? Какие факторы способствуют, а какие препятствуют реализации дифференцированного или интегрированного обучения? Одной из таких чрезвычайно важных характеристик учащихся является их социокультурно-этическая принадлежность. В многонациональных и мультикультурных обществах реализация той или иной стратегии организации классов, школ, и системы образования в целом определяется отношением к этим способам организации обучения самих учащихся, их родителей, учителей и руководителей школ. В ряде развитых многонациональных стран - России, США, Англии, Швейцарии и др. - проблема давно решена в пользу интеграции. В этих странах школы являются смешанными. В городах и населенных пунктах с многонациональным населением действует единая школа и практически отсутствуют школы, скомпонованные лишь по национально-культурному принципу (русские и татарские, американские и мексиканские, английские и шотландские и т.п. школы).
Особую актуальность данная проблематика имеет для школ Израиля. Израиль, как самостоятельное государство, имеет сравнительно недолгую историю развития. За период его существования интеграционные процессы не успели набрать достаточной силы. Во взаимоотношениях между отдельными частями населения сохраняются негативные установки и предрассудки, обусловленные национальными и социо-культурными отличиями. Одним из эффективных путей консолидации общества является модернизация школьного образования в Израиле в направлении создания смешанных школ.
В связи со сказанным актуальным является исследование различных конкретных условий реализации соответствующей образовательной политики.
Проблема исследования заключается:
1) в недостатке знаний о готовности различных групп арабского населения включиться в интеграционные процессы;
2) в неполноте данных, касающихся наличия дидактических, методических, кадровых и организационных условий межэтнической интеграции учащихся в школьном образовании Израиля.
Объект исследования - этнический компонент в системе школьного образования государства Израиль.
Предмет исследования - предпосылки, состояние и перспективы этнической интеграции в школьном образовании Израиля.
Гипотеза исследования состоит в следующих предположениях:
1. Одной из причин неудовлетворительного состояния образования в арабском секторе Израиля является отсутствие четко выделенных целей обучения. Их разработка должно идти в направлении устранения дисбаланса между общезначимыми компонентами содержания образования и содержанием, отражающим культурно-исторические особенности национальных меньшинств населения. Улучшение качества образовательного процесса арабского населения должно осуществлять в рамках создания смешанных школ, объединяющих в учебном процессе учащихся без различия их этнической принадлежности.
2) У населения арабского сектора имеется готовность к осуществлению интеграционных процессов в школьном образовании.
Цель исследования — изучение условий, определяющих эффективность интеграционных процессов в школьном образовании Израиля, а также разработка рекомендаций по модернизации системы образования в направлении создания в Израиле этнически интегрированных образовательных учреждений.
Задачи исследования
1. Провести обзор и анализ работ по проблеме интеграции -дифференциации обучения в педагогике;
2. Осуществить анализ документов, регламентирующих деятельность системы образования в арабском и еврейском секторах Израиля в условиях их дифференцированности друг от друга;
3. Провести изучение отношения учащихся, учителей и родителей учащихся арабских школ к идее интеграции обучения в Израиле и условиям ее реализации;
4. Разработать рекомендации по осуществлению мероприятий, связанных с этнической интеграцией школьного образования (модель интеграции).
Методологические и теоретические основы исследования — идеи социального равенства и гуманистической педагогики, концепция социальных взаимодействий, способствующих преодолению предрассудков и ложных установок (Олпорт, Сигерт, Шофилдн, Бейкер, Роуз, Ари и Амир, Ашмф, Кук, Тем и др.).
Методики исследования
1. Анализ литературных источников по проблеме;
2. Сбор и анализ нормативной документации, регламентирующей деятельность системы образования Израиля;
3. Экспериментальное исследование на основе опросников;
4. Анализ положительного опыта по этнической интеграции образования, наработанной в практике образования Израиля.
Научная новизна.
Исследование дает вклад в разработку теории и методики профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей, воспитателей, психологов, координаторов неформального социального образования, а также административно управленческого аппарата системы образования. В диссертации:
• проведен сопоставительный анализ условий школьного образования для двух основных секторов образования Израиля: арабского и еврейского;
• установлены факторы, снижающие эффективность образовательного процесса в арабском секторе Израиля;
• выявлена тенденция в субъективных отношениях к межэтнической интеграции школьного образования со стороны различных групп арабского населения;
• разработана система рекомендаций по осуществлению модернизации образования в направлении усиления его межэтнической интеграции;
Положения, выносимые на защиту.
1. Снижение уровня общественной напряженности в многонациональном государстве, вызванной особенностями самосознания, культуры и иными этническими различиями, возможно на основе модернизации образования в направлении увеличения доли смешанных школ. В этом случае возрастает уровень общенациональной интеграции, повысится толерантность сознания. Дифференцированное по этническому признаку образование наносит ущерб всем слоям населения, общественным группам и национальностям. Особенно негативное дифференцированное образование сказывается на национальных меньшинствах. Этническая интеграция представляет собой одну из важных тенденций устойчивого общественного развития в цивилизованных странах.
2. Процессу интеграции препятствуют социально-психологические стереотипы восприятия данной проблемы, сложившиеся у различных общественных групп. Именно это обстоятельство играет существенную роль в проблеме этнической интеграции образования в Израиле.
Наиболее отчетливо отрицательные стереотипы представлены в высказываниях политических деятелей, а также некоторой части государственных чиновников. Учителя школ арабского сектора в своем большинстве высказываются за политику смешанного образования. Еще более привержены идее интеграции родители учащихся школ арабского сектора. При этом подчеркивается необходимость сохранения в условиях смешанного обучения национальной самобытности и родного языка. И, наконец, наиболее радикальными сторонниками интеграции являются сами учащиеся школ арабского сектора. Данные обстоятельства необходимо учитывать при разработке модели модернизации образования в направлении увеличения степени его интегрированности.
3. Модель интеграции предполагает осуществление системы взаимосвязанных мероприятий, включающей установление готовности конкретного региона к организации смешанных школ. Одним из путей решения этой задачи является анкетирование населения. Помимо установления статистических данных эта форма исследования способствует осознанию респондентами собственных установок, побудителей и интересов. Возникающие при этом дискуссии способствуют объективации в сознании различных слоев населения перспективных тенденций в перестройке системы образования.
4. Модернизация образования должна предусматривать разработку соответствующих стандартов, включающих:
• общегосударственный компонент, устанавливающий цели и уровень общенациональной подготовки учащихся в школах;
• национальный компонент, учитывающий культурно-исторические и языковые особенности этнических меньшинств;
• школьный компонент, предполагающий возможности вариаций учебного процесса, отвечающих региональным условиям проживания населения.
В разработке стандартов образования целесообразно учитывать опыт Российской федерации.
5. Интегративный процесс должен носить поэтапный характер. Вначале должны быть созданы опытно-образцовые школы, особенно в смешанных городах, таких как Хайфа, Акре, Тель-Авив, Джаффа, Лод и Раммле. Затем это должно быть сделано на общенациональном уровне. Процесс интеграции должны осуществлять не только работники Министерства образования.
Администрация и общественные советы всех уровней также должны привлекаться к планированию, осуществлению и контролю.
6. Педагогические колледжи и университеты в Израиле должны разрабатывать и реализовывать программы подготовки и повышения квалификации специалистов (учителей, методистов, социологов, психологов и т.д.), нацеленных на осуществление конкретных мероприятий, связанных с этнической интеграцией в различных регионах Израиля.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
выводы.
1. Создание смешанных школ отвечает интересам государства, общества и личности учащегося. Создание и развитие смешанной школы должно носить поэтапных характер. Вначале необходимо разработать единые образовательные стандарты. Важной предпосылкой интеграцией обучения является также разработка механизмов контроля для поверки уровня учебников и их переводов, и одновременное внедрение педагогических инноваций как в еврейском так и в арабском секторах Израиля. В смешанной школе должны использоваться два языка обучения: иврит и арабский.
2. Смешанная школа не угрожает ассимиляции. Сохраняя национальную самобытность, она будет воспитывать приверженность к общечеловеческим ценностям, а также приведет к повышению толерантности и укреплению национального согласия в регионе.
3. Для создания смешанных школ должна быть разработана специальная программа подготовки учителей, воспитателей, психологов, координаторов социальной работы.
4. Участники исследования: арабские учащиеся, учителя и родители - считают следующее:
• Обучение в смешанных школах приведет к сокращению разрыва и увеличит академический уровень арабских учащихся, при условии, что в смешанных школах будет сделан также акцент на арабскую национальность, идентичность и культуру.
• В смешанных школах не будет причин для дискриминации, так как все учащиеся будут обучаться вместе, равны по педагогическим, образовательным, финансовым и другим условиям.
• Смешанная школа есть мост к миру с арабскими странами и необходимое условие мирного сосуществования между арабами и евреями в государстве Израиль.