Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Образовательный потенциал художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кормина, Елена Яковлевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Образовательный потенциал художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кормина, Елена Яковлевна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I Теоретико-методологические основы использования образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки.

1.1 Художественно-эстетическая среда как предмет педагогического исследования

1.2 Структура, функции и содержательные особенности художественно-эстетической среды.

1.3 Основные направления реализации образовательного потенциала художественно-эстетической среды . . 51 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА II Опытно-экспериментальное исследование реализации образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки.

2.1 Основные положения экспериментальной методики

2.2 Организация и содержание экспериментального исследования

2.3 Ход и результаты эксперимента.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Образовательный потенциал художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки"

Актуальность обращения к проблеме использования образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки обусловлена рядом причин. Первая причина - качественные изменения в традиционных ценностных ориентаци-ях современного общества, связанные с переходом от моностилистической культуры к культуре полистилистической, а также с кризисом культуры, сопровождающим этот переход. Вторая причина - новые цели в образовании, направленные на формирование такого типа личности, который способен к стремительному, гибкому изменению способов своей жизнедеятельности. Третья - необходимость оптимизации процесса подготовки учителя музыки в условиях, при которых накопленный культурный потенциал общества, либо остается невостребованным, либо недостаточно эффективно используется в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения.

В последнем десятилетии в педагогике музыкального образования выявлен ряд проблем. С одной стороны в подготовке учителя музыки сохраняется традиционная ориентация на его монофункциональное назначение; происходит унификация факультетов музыки на основе бесконечно изменяющихся стандартов с другими факультетами педагогических вузов, с другой - возрастают требования к его социально-педагогическим функциям в процессе музыкального воспитания школьников.

В этом аспекте требует обновления и некоторой корректировки процесс подготовки учителя музыки в педвузе. Комплексная система подготовки учителя музыки как носителя культурных функций в образовательном процессе школы, сложилась в период, когда ценности общества формировались в рамках моностилистической культуры, то есть культуры, ориентированной на единый комплекс ценностей, норм, идеалов и т.д. Современный учитель музыки оказался в иных условиях, при которых формируется новый и ориентированный на другие социальные ценности тип личности.

Подготовка учителя музыки в педагогическом вузе предусматривает освоение комплекса знаний и умений, обеспечивающих общее музыкальное развитие детей, формирование музыкального вкуса, основ музыкальной культуры. Однако ее качество и содержание не рассчитано на подготовку ребенка к восприятию многообразия явлений художественной культуры, различных субкультур, на процесс социализации ребенка в культурной среде общества. Это подтверждается результатами в музыкальном воспитании школьников, личностное становление которых происходит в период кризиса культуры и разрушения установившихся ценностей. Процесс социализации подрастающих поколений усложнился еще и благодаря научно-техническому прогрессу, • и развитию средств массовой коммуникации, распространяющих массовую культуру, представленную в большей степени невысокими культурными "достижениями". В связи с этим, особую значимость в подготовке учителя музыки приобретает художественно-эстетическая среда, которую мы понимаем как подсистему социальной и культурной среды общества, где осуществляется духовное, мировоззренческое и творческое развитие личности, на основе её взаимодействия с художественной культурой.

Возникшее противоречие между возросшими требованиями к социально значимым качествам учителя музыки, обеспечивающим социализацию школьников в процессе музыкального воспитания и недостаточно полной разработанностью обозначенной проблемы в музыкально-педагогической теории и практике, обусловило актуальность проблемы использования образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки и необходимость поиска педагогических приемов активизации взаимодействия со средой.

Являясь для будущего учителя музыки средой профессиональных интересов, художественно-эстетическая среда при активном взаимодействии будущего учителя с ней, способствует реализации образовательной функции художественной культуры, что позволяет утверждать о наличии в данной среде образовательного потенциала.

Обладая высоким образовательным потенциалом, способным влиять на становление системы ценностных ориентаций личности будущего учителя музыки, художественно-эстетическая среда как совокупность элементов, в комплексе учебно-воспитательной работы со студентами задействована недостаточно эффективно. Процесс использования образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки, составляет сегодня педагогическую проблему, требующую решения. Необходимость рассмотрения данной проблемы подкрепляется также всё возрастающим влиянием молодежной субкультуры на студенчество как социальную группу общества, к которой относятся и студенты музыкально-педагогических факультетов педвузов.

Выявленная комплексная проблема определила тему нашего исследования - «Образовательный потенциал художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки».

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что взаимодействие будущего учителя музыки с художественно-эстетической средой, как сферой функционирования художественной культуры, пространством духовного развития личности, изучено недостаточно широко.

Проблема взаимодействия человека со средой жизнедеятельности многогранно исследована отечественными педагогами и психологами (А.С. Белкин, П.П. Блонский, В.Г. Бочарова, Ю.С. Бродский, Л.С. Выготский, А.Т. Куракин, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, С.Т. Шацкий и др.), в науке разработаны различные подходы к изучению среды. В рамках педагогики и психологии изучены механизмы взаимодействия ребенка со средой (Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд, Д.Н. Узнадзе и др.).

В философии, социологии, психологии разработана методология взаимодействия личности ребенка с разнообразной средой его жизнедеятельности, классифицирована типология микросоциальных сред его жизнедеятельности (Л. П. Буева, Л.Н. Коган, С. Попов и др.). Признан эффективным интегративный, "средовый" подход к воспитанию (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, Ю.С. Мануйлов и др.).

Исследования воспитательных возможностей специально создаваемой предметно-эстетической среды проведены П.В. Автономовым, Ю.С. Мануйловым, М.П. Кузьминовой, Л.М. Николаевой и др.

Педагогические исследования по вопросам профессиональной подготовки учителя музыки представлены значительным объемом и тематическим разнообразием работ (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, О.А. Апраксина, Н.К. Белова, Т.И. Благинина, А.Л. Дегтярев, Н.Н. Гришано-вич, И.Н. Немыкина, В.К. Кряжевских, Л.А. Рапацкая, Т.А. Шевченко).

Вопросам формирования личности учителя, активизации форм и методов развития духовной культуры студента посвящены исследования Н.Е. Андрюшиной, Б.И. Артемьева, Е.В. Баранова, В.А. Бачинина, И.А. Донцова, П.Ф.Кравчука, В.П. Матониса, В.Н. Маркина, В.А. Разумного, Ю.В. Шарова.

Формирование нравственных и профессионально-значимых качеств личности учителя музыки рассматривают в своих исследованиях В.А. Ахмешев, В.В. Богатов, В.В. Бутвевич, Г.А. Быстров, Е.П. Дышле-вая, В.И. Муцмахер, Н.Ф. Осипова, Е.С. Полякова.

Особенности формирования эстетической культуры личности будущего учителя, проблемы методологической подготовки студентов к эстетическому воспитанию школьников содержат в себе исследования Н.Л. Арининой, Э.Т. Ардашировой, В.В. Бабаева, Н.И. Волошина, JLE, Дементьевой, А.И. Комаровой, Н.М. Конышевой, Т.И. Королевой, Г.А. Петровой, О.П. Рудницкой, В.Т. Сергеева.

Социально-педагогические аспекты рассматриваемой в нашем исследовании проблемы использования образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки представлены в работах таких авторов как Г.Л. Богатырева, Г.Г. Волощенко, Ю.У. Гуральник, B.C. Гуров, Л.Б. Зулумян, М.Е. Илле, В.Н. Соловьев, Ф.А. Соломоник, А.И. Сохор, Э.Д.Чагдурова.

В исследованиях, затрагивающих проблематику социо-культурных аспектов влияния художественной культуры на уровень профессиональной подготовки, освещаются различные подходы (В .Л. Барсук, Г.А. Ев-теева, А.Д. Жарков, Л.И. Коханович, В.А. Никольчук, В.Е. Новаторов, З.А.Петрова,В.Ф.Чеснокова, Е.М.Яременко).

Существенный интерес для нашего исследования представляют работы социологического и культурологического направления (Г.А. Грибова, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, В.М. Чижиков), в которых выявляются особенности функционирования культурно-досуговых учреждений и в целом, социо-культурной сферы в обществе, ответственной за формирование художественной культуры личности.

В работах, рассматривающих развитие личности будущего учителя досуговыми средствами9 затронуты проблемы организованного досуга студентов педвуза (И.П. Стихнина). Проблемы формирования профессионально-значимых качеств личности учителя музыки, как носителя культурных функций новыми методами, приемами, средствами содержания учебно-воспитательного процесса отражены в работах Г.И. Грибовой, Л.А. Рапацкой, В.И. Столярова, Г.М, Цыпина,

Воспитание личности будущего учителя музыки, его общекультурная и профессиональная подготовка рассматриваются в научных работах в контексте развития профессионализма, педагогической и музыкально-эстетической культуры, формирования умений руководить внеаудиторной деятельностью школьников. Процесс использования образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки и развитии личности школьника отражен в научных исследованиях опосредованно, художественно-эстетическая среда как предмет исследования педагогической науки, как фактор развития профессионализма будущего учителя музыки изучена недостаточно, что определяет актуальность нашего исследования.

Новизна подхода к изучаемой проблеме состоит в рассмотрении современных требований к деятельности учителя музыки, его обновленного статуса - как исполнителя социальной роли в обществе, способного в своей педагогической деятельности использовать образовательный потенциал художественно-эстетической среды и художественной культуры в целом для развития личности ребенка.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования. Цель исследования — рассмотрение художественно-эстетической среды как компонента образовательного процесса в педагогическом вузе, выявление возможностей использования ее образовательного потенциала в системе профессиональной подготовки учителя музыки.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки учителя музыки в педвузе.

Предмет исследования - образовательный потенциал художественно-эстетической среды и его реализация в профессиональной подготовке учителя музыки.

В основу исследования была положена гипотеза:

Образовательный потенциал художественно-эстетической среды может эффективно реализоваться в профессиональной подготовке учителя музыки, если:

1) художественно-эстетическая среда как элемент социальной культурной среды общества рассматривается с позиций его профессиональных интересов, в контексте реализации образовательной функции культуры в процессе социализации, музыкального и эстетического развития детей;

2) содержание, структура и функции художественно-эстетической среды учителя музыки соотносятся с целями и задачами развития его исполнительского мастерства, музыкально-просветительских и социально значимых качеств личности;

3) в процессе обучения активизируются связи будущего учителя музыки с художественно-эстетической макросредой, осуществляется формирование художественно-эстетической микросреды, как среды профессионального саморазвития, изучается художественно-эстетическая среда школьника и ее влияние на процесс социализации.

Для достижения поставленной цели и проверки истинности выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической и специальной литературы по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать содержание, структуру художественно-эстетической среды будущего учителя музыки с позиций педагогики музыкального образования.

3. Определить направления использования образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки.

4. Разработать и экспериментально проверить методику реализации образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки.

Методологической основой исследования являются положения философии культуры и современной культурологии о системном подходе к изучению культуры, её социальном характере и форме бытия (Е.В. Боголюбова, П.С. Гуревич, B.C. Гуров, Б.С. Брасов, В.В. Журавлев, Н.С. Злобин, М.Е.Илле, М.С.Каган, Н.Б. Крылова, Ю.М. Лотман, A.M. Моисеева, А.Моль, Л.П.Печко и др.); идеи социальной педагогики о взаимодействии личности со средой (А.С.Белкин, В.Г.Бочарова, А.Т.Куракин, Л.И.Новикова, Ю.С.Мануйлов, В.Д. Семенов, С.А. Шмаков и др.); положения социологии и социальной психологии, изучающей роль и место молодежи, как социальной группы в развитии общества (И.С.Кон, В.Т.Лисовский, Г.В.Морозова, В.Г.Немировский, A.A. Радугин, A.B. Шаронов, Н.И. Шевандрин и др.); положения общей и музыкальной педагогики, эстетики, музыкознания о природе эстетической и музыкальной деятельности (Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, В.В. Медушевский, Е.В. На-зайкинский., В.Г.Ражников, Б.М. Теплов и др.); теория музыкального обучения и воспитания (Б.В. Асафьев, Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, О.А.Апраксина); труды по педагогике и психологии, исследующие специфику социокультурных компонентов воспитания и образования.

При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования: исторический и теоретический анализ философско-эстетической, социально-культурологической, психологопедагогической, искусствоведческой, музыкально-педагогической, музыковедческой и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и анализ процесса подготовки будущих учителей музыки с целью выявления эффективных приемов и методов реализации образовательного потенциала художественно-эстетической среды; изучение и анализ передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа (педагогическое наблюдение, анкетирование, экспериментальные задания).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено понятие "художественно-эстетическая среда будущего учителя музыки", приобретающее в контексте совершенствования подготовки учителя музыки статус профессиональной среды, обладающей высоким образовательным потенциалом;

- выявлены направления реализации образовательного потенциала художественно-эстетической среды в подготовке учителя музыки, важнейшими из которых являются: целенаправленное изучение и активизация студентов во взаимодействии с художественно-эстетической макросредой; формирование индивидуальной художественно-эстетической микросреды учителя музыки, как среды профессионального саморазвития; изучение художественно-эстетической среды школьника в процессе прохождения педагогической практики и научно-исследовательской деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано определение художественно-эстетической среды как профессиональной среды учителя музыки, обладающей образовательным потенциалом, использование которого способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса; выявлены содержание, структура и функции художественно-эстетической среды учителя музыки; установлена взаимосвязь между художественно-эстетической средой будущего учителя музыки и художественно-эстетической средой педвуза.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика реализации образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки может быть использована с целью формирования у него соответствующих социально-педагогических, музыкально-просветительских качеств в контексте деятельности в современной социокультурной ситуации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественно-эстетическая среда как среда функционирования художественной культуры и совокупность условий для общения и духовного развития личности, в подготовке учителя музыки приобретает значение среды профессиональных интересов. Она обеспечивает осознание студентами социальной значимости приобретаемой профессии, формирование гуманистического мировоззрения, развитие умений и навыков музыкально-просветительской деятельности.

2. Образовательный потенциал художественно-эстетической среды в подготовке учителя музыки реализуется на основе взаимодействия с художественно-эстетической макросредой; активизации формирования художественно-эстетической микросреды как среды профессионального саморазвития; обогащения содержания общекультурной подготовки, обеспечивающей становление и социализацию учителя музыки, с учетом специфики профессиональной деятельности.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в 4 этапа с 1993 по 2000 гг. на базе УНПК «Педколледж-педвуз» (Сургутский государственный педколледж - Тобольский пединститут), Сургутского педагогического института.

На первом этапе (1993 - 1995 гг.) осуществлялся анализ литературы, определились предмет, гипотеза, методы и задачи исследования. Параллельно велись наблюдения за учебной, внеаудиторной музыкальной деятельностью, педагогической практикой студентов, определялось влияние художественно-эстетической среды на становление социально значимых качеств будущего учителя музыки, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1995 -1996гг) выявлена особая структура и специфическое содержание художественно-эстетической среды учителя музыки, определен ее образовательный потенциал, разработана методика формирующего эксперимента.

На третьем этапе (1996 -1999 гг.) проводились формирующий и контрольный эксперименты исследования по проверке действенности методики реализации образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки.

На четвертом этапе (1999 —2000) осуществлена логическая и структурная обработка исследовательских материалов, были сделаны выводы, подтверждающие гипотезу, оформлен текст диссертации.

Апробация результатов исследования и их практическое внедрение осуществлялись: в процессе опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования на базе гуманитарного факультета Сургутского государственного педагогического института, в общеобразовательных школах № 7, № 38, гимназии №4 г. Сургута; в процессе обсуждений на кафедре музыкального образования гуманитарного факультета СурГПИ, на кафедре педагогики МПУ им. Н.К.Крупской, на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ; в ходе выступлений с докладами на международных, межрегиональных конференциях г.Санкт-Петербург, 1994г.; Сургут 1996 г.; г. Серпухов, 1997 г.; г. Сургут, 1999 г.; путем внедрения разработанной автором методики использования образовательного потенциала художественно-эстетической среды в систему вузовской профессиональной подготовки учителя музыки в СурГПИ.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ .

В результате решения поставленных в экспериментальном исследовании задач, мы пришли к выводу о том, что разработанная нами методика реализации образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки является эффективной, поскольку в процессе экспериментального обучения у студентов осуществлялось развитие ценностного отношения к содержанию своей профессиональной деятельности, понимание значимости своей профессии в личностном развитии школьника, развитие художественных способностей.

Одним из главных результатов формирующего эксперимента мы считаем полное подтверждение положений рабочей гипотезы о том, что образовательный потенциал художественно-эстетической среды может эффективно реализоваться в профессиональной подготовке учителя музыки, при условии, когда художественно-эстетическая среда как элемент социальной и культурной среды общества рассматривается с позиций его профессиональных интересов, в контексте реализации образовательной функции культуры. Нами также выявлено, что содержание, структура и функции художественно-эстетической среды учителя музыки обладают особыми качествами, использование которых и позволяет нам утверждать о необходимости и целесообразности реализации ее образовательного потенциала в процессе развития исполнительского мастерства, музыкально-просветительских и социально значимых качеств личности будущего учителя музыки. Результаты формирующего эксперимента наглядно продемонстрировали, что при взаимодействии студентов с художественно-эстетической средой активизируются научно-исследовательская, художественная и музыкально-просветительская деятельность будущего учителя музыки.

В ходе реализации методики эксперимента подтвердилась правильность нашего подхода к реализации образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки путем поэтапного включения студентов в процесс взаимодействия со средой: от изучения ее свойств к взаимодействию, а затем и влиянию на ее содержание. Подтвердилась также практическая необходимость реализации образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный нами анализ философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой, теоретико-методологической литературы позволяет сделать вывод, что процесс реализации образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки по своей сути является процессом его социализации в профессиональной среде, где ему предстоит не только развивать музыкальные способности детей, но и сформировать у них избирательное отношение к явлениям в социокультурной среде, на основе сформированных потребностей в общении с художественной культурой.

Художественно-эстетическая среда, подразделяясь, как социальная и культурная среда на макро- и микроэлементы и как подсистема культурной среды является совокупностью непосредственных социальных условий, локализующих во времени и в пространстве духовные отношения людей.

По структуре, функциям и содержанию понятие "художественно-эстетическая среда" имеет межнаучный характер: пространство духовного развития личности; часть социальной среды; среда функционирования художественной культуры; совокупность художественно-эстетических воздействий на развивающуюся личность; часть образовательной среды.

Художественно-эстетическая среда педвуза является подсистемой его культурной среды и образуется внутри его образовательной, информационной и досуговой среды. Использование образовательного потенциала художественно-эстетической среды педвуза в подготовке педагогов способствует формированию у них гуманистического мировоззрения, расширяет их познания в области культуры, готовит к выполнению просветительских функций. Рассмотренные в исследованиях ученых, вопросы функционирования художественной культуры в обществе, ее социального предназначения, положения о влиянии социальной и культурной среды на развивающуюся личность, позволяют нам констатировать необходимость активизации взаимодействия будущих педагогов с художественно-эстетической средой.

Содержание, структура художественно-эстетической среды будущего учителя музыки формируются из четырех элементов - учебной, информационной, досуговой и молодежной художественно-эстетической среды, обладающих специфическими функциями. В профессиональной подготовке учителя музыки художественно-эстетическая среда приобретает значение среды профессиональных интересов, поэтому ее образовательный потенциал мы рассматриваем как совокупность возможностей, средств, резервов, целенаправленно вовлекаемых- в. образовательный процесс и влияющих на него. Педагогическое регулирование взаимодействия будущего учителя музыки с художественно-эстетической средой является необходимым условием оптимизации его профессиональной подготовки.

Образовательный потенциал художественно-эстетической среды в подготовке учителя музыки реализуется в процессе изучения содержания и качества этой среды; личностного взаимодействия со средой в процессе обучения; влияние на ее содержание и качество в непосредственной практической деятельности.

Реализация образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки обеспечивает социализацию студентов в среде будущей профессиональной деятельности. Успешность социализации зависит от содержания и интенсивности взаимодействия будущего учителя музыки со средой его профессиональных интересов; обогащения содержания общекультурной подготовки, направленной на становление гуманистического мировоззрения, с учетом специфики его профессиональной деятельности.

Результаты экспериментального исследования достаточно убедительно подтвердили основные гипотетические предположения.

Проведенное исследование далеко не исчерпывает содержания обозначенной проблемы. Изучение процесса взаимодействия специалистов со средой их профессиональных интересов в процессе вузовской подготовки может быть продолжено и в других направлениях.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кормина, Елена Яковлевна, Екатеринбург

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М., 1990.188 с.

2. Абдуллин Э.Б. Учитель музыки и уходящий XX век // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: Тез. докл. науч.- практ. конф./ УрГПУ. Екатеринбург, 1999.С.З 6.

3. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. 142 с.

4. Айсмонтас Б.Б. Психолого-педагогические условия использования форм и методов обучения руководителей детских и юношеских объединений : Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. 18 с.

5. Аладова Л.П. Формирование гуманных чувств подростков во внеурочной музыкальной деятельности: Автореф. дис.канд. пед. наук.1. М., 1986. 17 с.

6. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1987. 38 с.

7. Андрюшина Н.Б. Духовный мир личности как социально-философская проблема: Автореф. дис— канд. пед. наук. М., 1992.20 с.

8. Апраксина O.A. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов// Музыка в школе. 1983. №1. С. 20-26.

9. Арановская И.В. Эстетическое развитие будущего учителя начальных классов средствами музыки как компонент его профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук, М.Д990.20 с.

10. Ардаширова Э.Г. Искусство в процессе формирования личности учителя: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1993. 36 с.

11. П.Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология развития личности. М., 1981.С. 64 67.

12. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. М., 1984.111 с.

13. Арчажникова Л.Г. Сущность профессионально-педагогического мастерства учителя музыки // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1991. С. 3-10.

14. Афанасьев В.Г. Целостная система и окружающая ее среда// Кибернетика и ноосфера. М., 1986. С. 14-21.

15. Банфи А. Философия искусства: Пер. с ит. М., 1989. 384 с.

16. Барсук В.Л. Культурная среда (опыт теоретического конкретно-социологического исследования): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Свердловск, 1973. 22 с.

17. Батищев Г.С. Самопознание человека как культурно-созидательного существа // Человек и культура. М., 1984. С. 4 24.

18. Бачинин В.А. Духовная культура личности //Философские очерки. М., 1986.111с.

19. Белова Н.К. Профессионально-педагогическая подготовка студентов к формированию восприятия музыки школьниками: Автореф. дис. . канд пед.наук. Одесса, 1982.19 с.

20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.192 с.

21. Блинова М.С. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л., 1974.144 с.

22. Боброва Л.Н. Взаимосвязь культурно-досугового учреждения и семьи в музыкально-эстетическом воспитании детей и подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Спб., 1992. 20 с.

23. Богатов В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки: Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1995.19 с.

24. Богатырева Т.Л. Воспитание молодежи в условиях города: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990.18 с.

25. Бодина Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1975. 16 с.

26. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дис. докт. пед наук. М., 1992. 38 с.

27. Бродский Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993.18 с.

28. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. 268 с.

29. Бутвевич В.В. Формирование нравственных идеалов студентов педагогических вузов: Метод, пособие. Минск, 1987. 66 с.

30. Быстров Г.А. Идейно-нравственное воспитание студентов средствами музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Минск, 1986. 18 с.

31. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 1997. 240 с.

32. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников: Учеб. пособие. Л., 1980. 123 с.

33. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. М., 1998. 236 с.

34. Волошин Н.И. Пути повышения эффективности подготовки студентов к эстетическому воспитанию учащихся (На материале педагогической практики студентов филологического факультета педагогического института): Автореф. дис. канд. пед. наук. Львов, 1997.19 с.

35. Волощенко Г.Г. Пути повышения эффективности педагогического руководства досугом молодежи в клубе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1977.19 с.

36. Волчегурская Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки (опыт системного исследования): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996.18 с.

37. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. науч. тр. М., 1998. 99 с.

38. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. науч. тр., вып.2. М., 1999. 172 с.

39. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. М., 1980. 256 с.

40. Вульфов Б.З. Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М., 1981.96 с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. 345 с.

42. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1996. 536 с.

43. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995.160 с.

44. Гарифьянов P.C. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов. Казань, 1978. 180 с.

45. Гафурова Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 1996. 20 с.

46. Гладких З.И. Музыкальное искусство в системе гуманитарного знания. Курск, 1996. С.25-26.

47. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М., 1977. 248 с.

48. Горелова Г.Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: Автореф. дисканд. пед. наук. Челябинск, 1983.19 с.

49. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030700 "Музыкальное образование" // Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. 33 с.

50. Готсдинер А.П. Музыкальная психология. М., 1993. 190 с.

51. Гришанович H.H. Музыкальные интересы в формировании познавательной деятельности подростков на уроках музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1981.16 с.

52. Гришанович H.H. Модель специалиста (выпускника педагогического института по специальности 2119 "Музыка и пение"): Науч.-метод. разработка. Минск, 1985. 161 с.

53. Гуральник Ю.У., Федотова М.С. Удовлетворенность деятельностью учреждений культуры как показатель в исследованиях культурной активности молодежи // Культурная активность молодежи: Сб. науч. тр. М., 1989. 189 с.

54. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. М., 1999. 528 с.

55. Гуров B.C. Духовная культура молодежи и современность. М., 1993. 224 с.

56. Гурова А.Н. Формирование духовного мира учителя (на материале подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов): Автореф. Дис. . канд. пед. наук. М., 1994.19 с.

57. Дементьева J1.E. Формирование эстетической культуры будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Вильнюс, 1984. 17 с.

58. Донцов И.А. Самовоспитание личности. Философско-этические проблемы. М., 1984. 285 с.

59. Дышлевая Е.П. Формирование нравственных качеств будущего учителя музыки в процессе занятий музыкой: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Минск, 1989. 16 с.

60. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени: Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1980.23 с.

61. Елканов С.П. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.189 с.

62. Жарков А.Д. Организационно-методические основы культурно-просветительской деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1990.17 с.

63. Жарков B.C., Жаркова Л.С., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Учеб. пособие для вузов культуры и искусства. М., 1994. 110 с.

64. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения как способ интенсификации обучения. М., 1978.153 с.

65. Иванова З.И. Использование культурного потенциала региона в нравственно-эстетическом воспитании детей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Спб., 1987. 16 с.

66. Иванченко Т.В. Межпредметные связи музыкально-теоретических дисциплин в системе подготовки музыкантов исполнителей. М., 1988. 213 с.

67. Илле М.В. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи // Социологические исследования. 1990. № 12. С. 54 59.

68. История музыкального образования как наука и как учебный предмет // Матер. V международной науч.-практ. конф. М., 1999. 397 с.

69. Каган М.С. Философия культуры. Спб, 1996. 415 с.

70. Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994.19 с.

71. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.172 с.

72. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. 188с.

73. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. М., 1993. 164 с.

74. Кобзев М.С. Внеаудиторная работа в педагогическом вузе. Саратов, 1981.107 с.79 .Коган Л.Н. Социальная среда и воспитание // Учебно-воспитательный коллектив и его среда: Сб.науч. тр. Свердловск, 1980. С. 3 -9.

75. Коломиец В.П. Становление индивидуальности (Социологический аспект). М., 1993. 141 с.

76. Комарова А.И. Эстетическое воспитание студентов-. Львов, 1984.160 с.

77. Комарова А.И. Эстетическая культура личности. Киев, 1988. 160 с.

78. Коммуникативная культура учителя. Метод, материалы. Спб, 1996. 110 с.

79. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989. 255 с.

80. Конышева Н.М. Формирование профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию младших школьников в процессе его подготовки в институте: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1987. 21с.

81. Кормина Е.Я. Реализация образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки // Актуальные проблемы музыкального образования: Межвуз. сб. науч. тр. Саранск, 2000. С. 122 130.

82. Королева Т.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казань, 1984. 175 с.

83. Король Е.В. Научно-педагогические основы совершенствования воспитательной деятельности молодого учителя: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1987. 26 с.

84. Коханович Л.И. и др. Гуманизация образования и создание комфортной среды в вузе. М., 1994. 28 с.

85. Кравчук П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования. Курск, 1992. 334 с.

86. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М., 1990. 146 с.

87. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практ. пособие. М., 1999.208 с.

88. Культурология: Учеб. Пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. Ростов-на- Дону, 1995. 576 с.

89. Культурология: Курс лекций / Под ред. A.A. Радугина. М., 1996. 397с.

90. Кукаркин A.B. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. М., 1985. 393 с.

91. Культура досуга : Сб. ст./ Под ред. В.И. Григорьева. Киев,1990. 240 с.

92. Культура и регион: Ханты-Мансийский автономный округ// Региональная программа. Ханты-Мансийск; М., 1995. 97 с.103 .Лихачев Б.Т. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1993. 528 с.

93. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. Спб, 1998. 688 с.

94. Ю5.Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк. М., 1983.72 с.

95. Юб.Майковская Л.С. Подготовка будущих учителей музыки к художественно-коммуникативной деятельности (артистизм действий): Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1992.17 с.

96. Ю7.Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков: Учеб. пособие. М., 1993.144 с.

97. Ю8.Мануйлов Ю.С. Среда как объект педагогического исследования. Кустанай, 1992.39 с.

98. Ю9.Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании // Воспитательная система учебного заведения: Тез. докл. научн.-метод. конф. М.,1992. С.138 -140.

99. ИО.Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. 253 с.

100. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.,1993.268 с.

101. Методика преподавания эстетических дисциплин: Теоретический курс / Под ред. А.Ю. Гончарук. М., 1992.175 с.

102. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. Э.Б. Абдуллина. М., 1999. 118 с.

103. Мещерякова Е.В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 1994. 19 с.

104. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учеб. пособие. М., 1999.231 с.

105. Иб.Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Ред. Р.Х. Бирюкова.1. М., 1973. 406 с.

106. Мудрик A.B. Социализация и "смутное" время. М., 1991. 80 с.

107. Музыкальная и речевая культура студентов как фактор духовного развития личности: Программа. Спб., 1995. 33 с.

108. Музыкальная культура и личность // Вопросы подготовки учителя музыки: Сб. науч. тр. Владимир, 1987. 91 с.

109. Музыковедческая подготовка школьного учителя: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1984.113 с.121 .Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.383 с.

110. Найн А .Я, Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск, 1996. 142 с.

111. На пороге XXI века. Образование и культура: Тез. докл. 3-й между-нар. конф./ Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М., 1996. 256 с.

112. Немировский В.Г. Социология личности как специальная социологическая теория //Социология молодежи. Спб., 1996. С.41 — 54.

113. Немыкина И.Н. Изучение уровня интеллектуального развития студентов в процессе фортепианных занятий.// Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1983. С. 79 85.

114. Немыкина И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений: Автореф. дис . канд. пед. наук. М., 1982. 15 с.

115. Немыкина И.Н. Методологические аспекты формирования содержательных обобщений в профессиональной подготовке учителя музыки II Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Сб. науч. тр. Свердловск, 1991. С. 19 24.

116. Немыкина И.Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки. Екатеринбург, 1997.156 с.1

117. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1993. 61 с.

118. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Материалы по курсу. М., 1994. 34 с.

119. Ш.Нжкольчук В.А. Социально-психологические проблемы изучения удовлетворения культурных запросов и интересов: Атореф. Дис. . канд. пед. наук. М., 1978.16 с.

120. Новаторов B.E. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. Омск, 1992.182с.

121. Ш.Новикова Л.И. Школа и среда. М.9 1985,92 с.134.0бщечеловеческие нравственные ценности и воспитание молодежи: Сб. науч. тр. М., 1996. 117 с.

122. Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань, 1997. 216 с.136.0строменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985.17 с.

123. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. 602 с.

124. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1994. 304 с.

125. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991. 100 с.

126. Пиличаускас A.A. Познание музыки как воспитательная проблема: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1990. 37 с.

127. Подуровский В.М. Ошибочные действия учащихся-музыкантов как психолого-педагогическая проблема. М., 1996. 182 с.

128. Полякова Е.С. Формирование нравственных качеств учащихся в процессе занятий музыкой: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983.16 с.

129. Попов С. Сознание и социальная среда: Пер. с болг. М., 1979. 30 с.

130. Прохорова А.Г. Психолого-педагогические условия социальной адаптации учащихся общеобразовательных школ Крайнего Севера: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. 26 с.

131. Психология: Словарь/ Под ред. A.B. Петровского, MX. Ярошевского. М., 1990. 494 с.

132. Психологическая подготовка студентов к музыкально-педагогической деятельности: Межвуз. сб. науч. ст./ Под ред. Н.М. Провозиной. Ханты-Мансийск, 1996. 82 с.

133. Радугин A.A., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М., 1996.208 с.

134. Развитие творческих способностей личности в сфере досуга: Тез. на-уч.-практ. конф./ Под ред. В.А. Журавлева. Куйбышев* 1990.99 с.

135. Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности. М., 1985. 71 с.

136. Разумный В.А. Воспитание нравственной культуры в процессе творческой любительской деятельности: Метод, пособие. М., 1986. 84 с.

137. РажниковВ.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. 96 с.

138. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. Спб., 1995. 271 с.

139. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996. 288 с.

140. Роль художественной культуры в воспитании школьной молодежи. М., 1991.178 с. • .

141. Савенкова Л.Г. Интегративная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств «Изобразительное искусство и среда». М.,1995. 74 с.

142. Савинова М.В. Педагогические возможности художественного творчества в формировании музыкальной культуры подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Спб., 1995. 20 с.

143. Самакаева М.Ю. Реализация принципов развивающего обучения на факультативных музыкальных занятиях // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1983. С.103 107.

144. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. М., 1986.118 с.

145. Семенов В.Д. Педагогика среды: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1993. 63 с.

146. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие. М., 1995.192 с.163 .Система эстетического воспитания школьников / Под. ред. С.А. Герасимова. М., 1983.264 с.

147. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А.Мелик-Пашаев. М., 1999. 816 с.

148. Соломоник Ф.А. Музыкальный самостоятельный молодежный коллектив как фактор гармоничного развития личности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1977. 24 с.

149. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л., 1962. 64 с.

150. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.,1970. 192 с.

151. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975. 202 с.

152. Социальная педагогика досуга: Программа и учебно-методические материалы узкой специализации по специальности "Педагог досуга". Спб.,1994. 26 с.

153. Социально-педагогические проблемы взаимодействия клуба и молодежи: Тез. обл. науч. конф. Тамбов, 1988. 91 с.

154. Социология молодежи: Учебник / Под. ред. В. Т. Лисовского. Спб., 1996.460 с.

155. Степура T.B. Внеучебная деятельность студентов педагогического вуза как фактор формирования их профессиональной самостоятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1989. 21 с.

156. Стихнина И.П. Дидактические функции организованного досуга в подготовке педагогических кадров (в условиях комплекс "Педкол-ледж-педвуз"): Автореф. дис. .канд. пед. наук.М., 1995.22 с.

157. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности. М.5 1985.415 с.

158. Стотыка A.B. Творческая деятельность студентов музыкально-педагогического факультета в процессе их подготовки к эстетическому воспитанию старшеклассников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993. 17 с.

159. Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. пособие / Под. ред. JI.B. Школяр, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской. М., 1998. 336 с.

160. Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: Сб. науч. тр. Воронеж, 1998.118 с.

161. Титов Б.А. Досуговое объединение как фактор социализации детей-подростков и юношества: Автореф. дис. . докт. пед. наук. Спб., 1994.37 с.

162. Тощенко Е.С. Педагогические условия организации самостоятельной деятельности подростков в свободное время: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1981.18 с.

163. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы междунар. конф. М., 1999. 300 с.

164. Утехина А.Н. Профессионально-педагогическая ориентация студентов университета во внеаудиторной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Устинов, 1985. 19 с.

165. Философия культуры. Становление и развитие: Учеб. пособие. СПб., 1998.448 с.

166. Формирование культурной среды в техническом вузе / Под ред. Г.А. Аминовой, Г.В. Нохотович. М.? 1994.34 с.

167. Хренов Н.А. Социальная психология искусства: Теория, методология, история. М., 1998.279 с.

168. Художественная культура: Понятия и термины / Сост. JI.H. Дорого-ва. М, 1978. 208 с.

169. Чередниченко Т.В. Кризис общества кризис искусства: Музыкальный "авангард" и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. М., 1987. 187 с.

170. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры: Учеб.пособие. М., 1994. вып. 1,2.

171. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие. М., 1991. 142 с.

172. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975. 200 с.

173. Шацкий С.Т. Мой педагогический путь // Шацкий С.Т. Пед. соч.: в 4 т. М., 1963.

174. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. М., 1995.4.1. 544 с.

175. Шевчук Л.Э. Формирование музыкально-исторических знаний школьников в процессе внеклассных занятий: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. 16 с.

176. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (Опыт исследования проблемы). М.,1997. 89 с.

177. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. М., 1994. 240 с.

178. Яременко Е.М. Формирование культурной среды в профтехучилище как условие интенсификации социально-культурной деятельности учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987.19 с.