автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическая оценка как средство художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства
- Автор научной работы
- Шакирова, Марина Геннадьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Бирск
- Год защиты
- 2011
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Педагогическая оценка как средство художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства"
На правах рукописи
005007139
ШАКИРОВА Марина Геннадьевна
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
1 2 ЯНВ 20/2
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
005007139
На правах рукописи
ШАКИРОВА Марина Геннадьевна
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических паук
Работа выполнена на кафедре педагогики ФГБОУ ВПО «Бирская государственная социально-педагогическая академия»
Научный руководитель:
Официальные оппонемты:
доктор педагогических наук, профессор Пурик Эльза Эдуардовна
доктор педагогических наук, профессор Рязанцева Ирина Михайловна
Ведущая организация:
кандидат педагогических наук, доцент Плотникова Елена Викторовна
ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
Защита состоится 28 января 2012 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.116.03 при ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» по адресу. 424002, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, 44.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» 27 декабря 2011 г. Режим доступа http://www.marsu.ru.
Автореферат разослан 27 декабря 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного доктор педагогических наук, профессор / с.А. Арефьева
диссертационного совета, С?.
Ъ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, ведут к пересмотру приоритетов в отечественной системе образования. Стратегические направления экономического и социального развития нашей страны требуют подготовки высококвалифицированных кадров, выступающих в качестве субъектов профессиональной деятельности, обладающих компетентностью, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью.
Со сменой требований к субъекту деятельности меняются требования к процессу его профессионализации, что вызывает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения данного процесса. Разработка концепции развития студента как субъекта деятельности становится сегодня актуальной научно-практической проблемой.
Одним из основных источников профессионального развития личности является его собственная профессиональная деятельность. Источником художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства является художественно-творческая деятельность, условиями эффективности которой выступают активный интерес к искусству, потребность в самовыражении через художественное творчество.
Художественно-творческая деятельность многоаспектна по своей сути и не поддается прямому регулированию, поэтому существует необходимость в проведении специального исследования по выявлению оптимальных педагогических условий художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства в условиях вуза.
Важную роль в процессе художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства играет педагогическая оценка результатов художественно-творческой деятельности, поскольку она формирует прогностические подходы в творческой деятельности, рефлексию как средство саморазвития.
Умение анализировать результаты изобразительной деятельности, особенности средств художественной выразительности становится основой собственной творческой деятельности студентов. Регулярная, научно обоснованная оценка развивает целенаправленность мышления, познавательную самостоятельность, усиливает сознательный компонент в работе над изображением, а значит, влияет на качество результатов художественно-творческой деятельности.
Сегодня смена образовательной парадигмы делает педагогическое оценивание не просто констатирующим и проверочным, но и формирующим, стимулирующим, мотивационным профессиональным ориентиром.
Педагогическая оценка становится механизмом, обеспечивающим непрерывность образовательного процесса, становится отправной точкой к новому витку развития, выходом на новый уровень образования. На актуальность этой проблемы обращают внимание многие исследователи (Ш.А.Амонашвили, С.Х.Асадуллина, В.И.Жернов, М.В.Карнаухова,
B.МЛизинский, Н.И.Самылкина и др.).
Педагогическая оценка и самооценка собственного творчества - не просто важнейшие компоненты художественной деятельности, развитые способности к адекватной самооценке являются реальным показателем художественно-творческого развития студента, условием его саморазвития, самореализации через изобразительное творчество.
Степень научной разработанности проблемы. В современной психолого-педагогической науке широкое распространение получили зарубежные концепции развития личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Юнг и др.). Достаточно подробно рассмотрены такие отдельные компоненты профессионального развития личности, как профессиональная направленность (Л.И. Божович, В.И. Жернов, А.Н. Леонтьев, А.Е. Терентьев, H.A. Шавир и др.), профессиональная компетентность (Б.С. Гершунский, Э.Ф. Зеер, В.П.Ковалев, В.В. Краевский, Л.Г. Медведев, М.М. Поташник, Т.Н. Шамова и др.), профессиональные качества художника (В.И. Киреенко, Ю.А. Полуянов, В.Г. Рындак, В.Д. Шадриков и др.).
Значимыми для нашего исследования являются положения о важности освоения будущей профессиональной деятельности в рамках вуза (B.C. Кузин,
C.П. Ломов, Л.Г. Медведев, H.H. Ростовцев, М.О. Сурина, Г.Г.Тенюкова, А.Е. Терентьев, A.A. Унковский, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов и др.); о диалогическом взаимодействии субъектов учебного процесса, создании творческой атмосферы (К.А. Абульханова-Славская, E.H. Ильин, В.А. Канн-Калик, М.С. Каган, A.A. Леонтьев, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили и др.); о необходимости внедрения в учебный процесс активных форм обучения, в том числе проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, О.Г.Максимова и др.), построения процесса обучения по принципам креативной парадигмы образования (Н.Е. Мажар, Л.С. Подымова, Д.В.Чернилевский и др.).
Для решения проблем развития будущего специалиста представляют интерес исследования, в которых в качестве средства творческого развития личности исследуется художественно-творческая деятельность. Это исследования С.И.Ботовой, О.В.Вандышевой, Е.Н.Губанова, Р.А.Гильман, И.ВЛапчинской, И.М.Рязанцевой, М.В.Соколова, Н.Л.Чегляковой, П.Э.Хрипунова и др.
Систематический анализ и качественная педагогическая оценка результатов художественно-творческой деятельности способствуют осознанному ее построению, последовательному решению изобразительных и творческих задач. В практике профессиональной подготовки учителя
изобразительного искусства основное внимание уделяется предметным знаниям, в то время как причины ошибок при решении учебных и профессиональных задач очень часто кроются в неумении планировать и контролировать собственную художественно-творческую деятельность. Это происходит потому, что указанные аспекты профессиональной подготовки специально не выделяются в качестве особой учебной задачи, в силу чего художественные знания и умения складываются стихийно и не обеспечивают студенту выхода на творческую деятельность.
Изучение педагогической, психологической, философской литературы свидетельствует о том, что в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства заложены существенные противоречия, требующие разрешения в целях повышения результативности этого процесса. Это противоречия между:
потребностью общества в творчески мыслящих учителях изобразительного искусства и недостаточной разработанностью теоретических основ художественно-творческого развития студентов педагогического вуза;
- необходимостью художественно-творческого развития студентов в профессионально ориентированном учебном процессе и традиционными подходами к обучению студентов в системе высшего художественно-педагогического образования;
- современными требованиями к профессионально значимым качествам личности учителя и традиционными методами профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.
Необходимость разрешения данных противоречий обусловила актуальность проблемы исследования: каковы модель и педагогические условия художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства средствами педагогической оценки учебно-творческих работ в вузе?
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная изученность и выявленные противоречия обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическая оценка как средство художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить роль педагогической оценки в художественно-творческом развитии будущих учителей изобразительного искусства и определить педагогические условия, влияющие на этот процесс.
Объект исследования - процесс художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства в условиях высшего профессионального образования.
Предмет исследования - педагогические условия художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства средствами педагогической оценки учебно-творческих работ в вузе.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства будет более эффективным если:
- разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс вуза модель художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства средствами педагогической оценки, включающая следующие компоненты: цель, задачи деятельности студента (учебные и творческие); функции педагогической оценки (обучающая, стимулирующая, корректирующая), виды оценки (абсолютная, объективная и относительная, субъективная), активные методы педагогического воздействия, оценочные компетенции и результат - высокий уровень художественно-творческого развития;
определены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства: 1) построение процесса обучения по принципам креативной педагогики (включение в процесс подготовки будущих учителей изобразительного искусства комплекса проблемных заданий, сотворчество, рефлексия результата и мотивация перспективы); 2) включение в учебный процесс активных методов и приемов обучения, способствующих художественно-творческому развитию студентов (метод интерпретационного анализа, метод активного восприятия, метод коллективного анализа результатов художественно-творческой деятельности; анализ комплекса учебно-творческих задач, творческое портфолио; итоговая рефлексия результатов); 3) систематическое формирование адекватной самооценки художественно-творческой деятельности студентов и ее результатов, основанное на четкой системе критериев.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние теории и практики профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в системе высшего педагогического образования.
2. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства средствами педагогической оценки.
3. Определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия успешной реализации модели, обеспечивающей эффективность процесса художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства на основе педагогической оценки.
4. Разработать систему критериев оценки результатов художественно-творческой деятельности на основе единства учебно-творческих задач, способствующую развитию адекватной самооценки результатов художественно-творческой деятельности, а также определить критерии и
показатели уровней художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства.
Методологической основой исследования выступают положения диалектики о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности реалий окружающего мира; философские положения о природе творческого процесса (А.Я. Зись, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, М.К. Мамардашвили, Э. Фромм и др.); психологические и педагогические концепции, раскрывающие природу профессионального развития в процессе учебной деятельности (Л.М.Митина,
A.К.Маркова, В.А.Беликов и др.); положения о творческой сущности человека, развитии его профессиональных и личностных качеств (В.И.Андреев, Л.Б. Ермолаева-Томина. В.П.Ковалев, В.В.Корешков, Э.Э.Пурик, В.Г.Рындак и др.); методология и теория педагогических исследований (В.П. Беспалько,
B.В. Краевский и др.).
Теоретической основой исследования являются:
- на общенаучном уровне - положения теории психологического развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, A.A. Мелик-Пашаев!
C.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); подходы: деятельностный (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и личностно-ориентированный (В.Я. Ляудис, И.С. Якиманская и др.); принципы развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); а также теория творчества и самореализации личности в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) и педагогике (A.B. Машляковская, В.П. Ушачев и др.);
- теория творчества в ее различных аспектах - философском (В.П.Бранский, М.С.Каган, А.Я.Зись и др.); психологическом (Д.Б.Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.П.Ильин, А.А.Мелик-Пашаев, Р.Мэй, Я.А.Пономарев, П.М.Якобсон и др.); педагогическом (М.М.Поташник, Б.П.Юсов, В.С.Щербаков и др.); художественном (Р.Арнхейм, Л.С.Выготский, М.С.Каган, Б.С.Мейлах и др.);
- теория и практика профессиональной подготовки учителя (О.А.Абдуллина, М.И.Станкин, С.Д.Смирнов, Е.Н.Шиянов и др.); формирования профессиональной компетентности (В.Д.Шадриков, Т.Н.Шамова, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, A.B. Хуторской и др.); личности педагога-художника (Н.Н.Волков, В.С.Кузин, Б.М.Неменский, Н.Н.Ростовцев, А.Е.Терентьев и др.);
- положения педагогики высшего образования о формировании профессионализма и педагогического мастерства личности учителя (Г.М. Коджаспирова, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.П.Ушачев, и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использован ряд взаимодополняющих методов исследования:
- методы теоретического анализа (анализ психолого-педагогических трудов по теме исследования, учебных программ, учебно-методических пособий,
диссертационных исследований, научной литературы и периодических изданий по педагогике, психологии, изобразительному искусству);
- праксиметрические (анализ результатов художественно-творческой деятельности студентов);
- диагностические методы (тестирование, анкетирование, беседа, экспертная оценка);
- педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);
- статистические методы обработки экспериментальных данных.
Экспериментальной базой исследования явились ФГБОУ ВПО «Бирская социально-педагогическая академия» и ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы (художественно-графические факультеты). Всего в экспериментальном исследовании на разных его этапах приняли участие 203 студента и 8 преподавателей факультета.
Исследование включало три этапа:
Первый этап (2004-2006 гг.) связан с теоретическим осмыслением темы, поиском методологической и теоретической основы исследования, знакомством с трудами отечественных и зарубежных исследователей по проблемам профессионального развития личности. Был разработан понятийный аппарат исследования, сформулированы рабочая гипотеза, предмет, объект, цель и задачи, уточнены критерии и показатели уровня художественно-творческого развития, разработана последовательность анализа студенческих работ методом экспертных оценок.
Второй этап (2006-2008 гг.) был нацелен на проверку основных положений выдвинутой гипотезы; определены методы диагностики результатов опытно-экспериментальной работы. На этом этапе был определен и скорректирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих художественно-творческое развитие будущих учителей изобразительного искусства средствами педагогической оценки результатов художественно-творческой деятельности студентов. Выявлен исходный уровень художественно-творческого развития студентов в ходе констатирующего эксперимента.
Третий этап (2008-2010гг.) связан с практической реализацией модели художественно-творческого развития будущего педагога-художника, а также комплекса педагогических условий ее функционирования. Апробировались средства педагогического воздействия, обеспечивающие художественно-творческое развитие студентов, определялась роль педагогической оценки в этом процессе. Подведены итоги экспериментальной работы и сформулированы выводы; материалы исследования оформлены в виде текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Уточнены содержание, структура и принципы организации профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства,
рассматриваемой как процесс развития совокупности качеств личности, характеризующих ее как субъекта труда - педагогического и художественного.
2. Выявлены и концептуально обоснованы содержание и основные этапы процесса художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства в условиях вуза, понимаемого как целенаправленный, специально организованный процесс и результат формирования профессионально значимых качеств и художественно-творческих способностей; профессиональных знаний и умений; активной самореализации в педагогическом труде и художественно-творческой деятельности.
3. Разработана и внедрена модель художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства средствами педагогической оценки, включающая следующие компоненты: цель, задачи деятельности студента (учебные и творческие); функции педагогической оценки (обучающая, стимулирующая, корректирующая), виды оценки (абсолютная, объективная и относительная, субъективная), активные методы педагогического воздействия, оценочные компетенции и результат - высокий уровень художественно-творческого развития.
4. Определен комплекс педагогических условий, обеспечивающих взаимосвязь оценки и самооценки учебно-творческих работ в целях совершенствования художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства: построение процесса обучения по принципам креативной педагогики; включение в учебный процесс активных методов и приемов обучения, способствующих художественно-творческому развитию студентов; систематическое формирование адекватной самооценки художественно-творческой деятельности студентов и ее результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- уточнены сущностные характеристики понятия «художественно-творческое развитие будущих учителей изобразительного искусства» (развитие художественно-практической и художественно-теоретической компетентности, художественно-творческих способностей, рефлексия, активная учебно-профессиональная деятельность, саморазвитие);
- определены критерии педагогической оценки художественно-творческих работ студентов (композиционный строй работы, колористическое решение, художественно-образные качества работы, форма, техника исполнения) и стержневые понятия творческой деятельности в области изобразительного искусства «композиция», «колорит», «художественно-образная выразительность», «стилизация», «декоративность» как особые способы художественного обобщения, средства достижения образности в пластическом искусстве;
- теоретически обосновано значение педагогической оценки как определяющего фактора процесса художественно-творческого развития студентов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и внедрены в учебный процесс Бирской социально-педагогической академии методы обучения педагогической оценке учебных и творческих работ студентов, направленные на повышение уровня их художественно-творческого развития в рамках предмета «Основы декоративно-прикладного искусства»; разработаны и апробированы программа и методические рекомендации по изучению курса «Изучение основ лоскутного шитья: художественная обработка ткани»; программа и методические рекомендации к курсу «Конструирование из бумаги»; учебно-методическое пособие «Натюрморт как учебное задание», которые могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в условиях вуза.
Достоверность н обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются всесторонним анализом психолого-педагогической, философской и методической литературы по обозначенной проблеме; выбором научных методов исследования, соответствующих цели, предмету и задачам исследования; экспериментальной проверкой основных положений исследования в условиях вуза, репрезентативностью результатов экспериментальной работы; опытно-экспериментальным подтверждением правомерности сделанных выводов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественно-творческое развитие будущих учителей изобразительного искусства в условиях вуза - это целенаправленный, специально организованный процесс и результат формирования профессионально значимых качеств и художественно-творческих способностей, профессиональных знаний и умений, активной реализации себя в педагогическом труде и художественно-творческой деятельности.
2. Содержанием педагогической оценки как определяющего фактора художественно-творческого развития студентов выступает совокупность критериев: объективных, абсолютных, отражающих уровень решения учебных задач, и субъективных, относительных, отражающих индивидуально-творческие качества работы.
3. Эффективному художественно-творческому развитию будущего учителя изобразительного искусства способствует комплекс педагогических условий, включающий:
- построение процесса обучения по принципам креативной педагогики (включение в процесс подготовки будущих учителей изобразительного искусства комплекса проблемных заданий, сотворчество педагога и студента, рефлексия актуальных достижений и мотивация перспективы);
- включение в учебный процесс активных методов и приемов обучения, способствующих художественно-творческому развитию студентов (метод интерпретационного анализа произведений искусства, метод активного восприятия, метод коллективного анализа результатов художественно-
творческой деятельности; анализ комплекса учебно-творческих задач, творческое портфолио; итоговая рефлексия результатов творческой деятельности);
- систематическое формирование самооценки художественно-творческой деятельности студентов и ее результатов, основанное на четкой системе критериев, отражающих объективную и субъективную стороны этой деятельности, уровень решения художественных и учебно-познавательных задач.
4. Модель художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства средствами педагогической оценки, реализуемая с учетом применения комплекса педагогических условий и включающая цель, задачи деятельности студента (учебные и творческие); функции педагогической оценки (обучающая, стимулирующая, корректирующая), виды оценки (абсолютная, объективная и относительная, субъективная), активные методы педагогического воздействия, оценочные компетенции и результат, обеспечивает высокий уровень художественно-творческого развития будущих учителей.
Апробация результатов исследования и их внедрение
осуществлялась на базе художественно-графических факультетов Бирской государственной социально-педагогической академии и Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.
Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях регионального и международного уровней: республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы художественного образования» (Бирск, 2010); V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2010), XVI Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2010).
Основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедр «Теории и методики изобразительного искусства», педагогики Бирской государственной социально-педагогической академии; «Изобразительного искусства» Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы. Материалы по данному исследованию апробированы в процессе чтения лекций, проведения практических занятий в обоих вузах. Результаты диссертационного исследования внедрены в практику работы Бирской государственной социально-педагогической академии, Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, а также отражены в программе курса декоративно-прикладного искусства, учебно-методических пособиях «Изучение основ лоскутного шитья», «Натюрморт как учебное задание», «Изучение основ бумажной пластики» и в других публикациях автора, в том числе в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертации отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (229 источников), приложений, включающих тесты, таблицы, фотографии студенческих работ. Текст изложен на 184 страницах, включает 17 таблиц, 9 рисунков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологические основы и методы исследования, обоснована научная новизна, теоретическая и практическая значимость, выделены этапы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы художественно-творческого развития студентов педагогического вуза» анализируются понятия «профессиональное развитие», «личностно-профессиональное развитие», «художественно-творческое развитие», «творчество», «профессиональная подготовка», «профессиональная компетентность», «профессиональная направленность», «художественно-творческие способности», «педагогическая оценка», «самооценка», «рефлексия», «художественное образование». Здесь рассматриваются психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов в области художественного образования, ее структурные компоненты.
Художественно-творческое развитие будущих учителей изобразительного искусства в условиях вуза определяется нами как целенаправленный, специально организованный процесс и результат развития художественно-творческих способностей, профессиональной компетентности (художественно-практической и художественно-теоретической), активной реализации себя в педагогическом труде и художественно-творческой деятельности.
В отечественной психологии методологической основой изучения вопросов личностно-профессионального развития стали системный и субъектно-деятельностный подходы, развиваемые в работах В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского, В.Д. Шадрикова и др.
Профессиональное развитие субъекта деятельности является процессом динамичным и происходит на протяжении всей профессиональной жизни и не ограничивается каким-либо одним периодом. В психолого-педагогической науке сложились различные подходы к изучению процесса профессионального развития будущего учителя: с позиций личности педагога (A.C. Гаязов, К. М. Дурай-Новакова, В. А. Кан-Калик, А.К.Маркова, Л.М. Митина и др); с позиций его деятельности (К.А. Абульханова-Славская,
А.А.Леонтьев, В.А.Сластенин, В. Д. Шадриков и др.); с позиций результативности профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе (В.А. Беликов, С.Б.Елканов и др.). Исследователи сходятся в том, что профессиональное развитие будущего специалиста осуществляется в процессе активной учебно-профессиональной деятельности. Художественно-творческое развитие осуществляется в ходе профессионально-художественной подготовки.
Подготовка учителей изобразительного искусства в системе высшего образования предполагает на практике единство художественно-творческого и профессионально-педагогического аспектов. В нашем исследовании рассматривается взаимосвязь профессиональной художественной и педагогической подготовки будущего учителя изобразительного искусства.
Профессионально-педагогическая подготовка - это длительный, развернутый во времени процесс художественно-творческого развития, который зависит от отношения к педагогической профессии и художественному творчеству; от интересов и склонностей к данной области труда; навыков, опыта, в ходе которого происходит развитие определенных качеств личности как субъекта труда (педагогического и художественного). Обучение предметам художественного цикла проводится в единстве с подготовкой студентов к педагогической деятельности. Художественно-творческое развитие осуществляется как развитие творческой самореализации в художественно-педагогической деятельности.
Важное педагогическое условие активизации творческой деятельности студентов, способствующее их художественно-творческому развитию -организация учебного процесса по принципам креативной педагогики (включение в процесс подготовки будущих учителей изобразительного искусства комплекса проблемных заданий, сотворчество педагога и студента, рефлексия актуальных достижений и мотивация перспективы).
Художественно-творческое развитие мы рассматриваем как длительный, развернутый во времени процесс овладения профессией, который осуществляется в ходе активной художественно-творческой деятельности. В процессе художественно-творческого развития происходит изменение базовых качеств личности как субъекта труда.
Основой художественно-творческого развития являются художественно-творческая компетентность, профессионально значимые качества личности, которые обеспечивают возможность саморазвития личности. Источником художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства является художественно-творческая деятельность, а условием его развития - активный интерес к искусству, потребности к самовыражению через художественное творчество -профессионально-художественная направленность.
Основополагающим фактором художественно-творческого развития является критичное, осознанное отношение к художественно-творческой
деятельности и ее результатам, развитый художественный вкус - способность к адекватной оценке явлений искусства. Формирование художественного вкуса у будущих учителей изобразительного искусства имеет определяющее значение в совершенствовании художественно-творческой подготовки, в художественно-творческом развитии, так как определяет владение оценочными компетенциями.
Результатом развития художественного вкуса является способность к объективной оценке художественных произведений, развитые самооценка и рефлексия собственного творчества.
Художественно-творческое развитие предполагает готовность к оценочной деятельности и решению художественно-творческих задач в процессе профессиональной подготовки, что должно привести к развитию адекватной самооценки результатов художественно-творческой деятельности, рефлексии и самостоятельности. Целенаправленное формирование самооценки художественно-творческих работ студентов средствами педагогической оценки ведет к единству мотивационной, личностной, операционной сторон деятельности обучающегося (хотеть, стремиться, уметь,' быть способным осуществить). Систематическая качественная педагогическая оценка и анализ результатов художественно-творческой деятельности способствуют осознанному построению деятельности, последовательному решению изобразительных и творческих задач на основе развития способности к самооценке собственного творчества.
Развитые способности к адекватной самооценке процесса и результата деятельности являются одним из реальных показателей уровня художественно-творческого развития студента, условием его саморазвития, самореализации через изобразительное творчество, способствуют дальнейшему профессиональному росту.
В результате исследования была разработана модель художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства средствами педагогической оценки, которая, как мы полагаем, будет эффективно реализована при соблюдении комплекса педагогических условий (рис.1):
- построение процесса обучения по принципам креативной педагогики (включение в процесс подготовки будущих учителей изобразительного искусства комплекса проблемных заданий, сотворчество педагога и студента, рефлексия актуальных достижений и мотивация перспективы);
- включение в учебный процесс активных методов и приемов обучения, способствующих художественно-творческому развитию студентов (метод интерпретационного анализа произведений искусства, метод активного восприятия, метод коллективного анализа результатов художественно-творческой деятельности; анализ комплекса учебно-творческих задач, творческое портфолио; итоговая рефлексия результатов творческой деятельности);
систематическое формирование адекватной самооценки художественно-творческой деятельности студентов и ее результатов, основанное на четкой системе критериев, отражающих объективную и субъективную стороны этой деятельности, уровень решения художественных и учебно-познавательных задач.
Единство всех вышеизложенных педагогических условий, их диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость являются залогом эффективности процесса художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства.
Художественно-творческое развитие будущего учителя изобразительного искусства
ш§1
зг-эаза? аз«®!.?
X Я а со
11Ш1
Комплекс учебно-творческих задач
Изобразительные (учебные задачи):
- овладение правилами и приёмами композиции;
• овладение правилами цветового и колористического решения работы;
овладение способами передачи формы в рисунке;
• овладение техническими приемами работы различными художественными материалами_
Художественно-образные (творческие задачи):
- овладение Имениями решения художественно-образных задач 8 работе;
• овладение умениями создания оригинального образа;
• овладение способами творческого поиска и интерпретации натуры;
• развитие стремления х индивидуальности в творческой деятельности
3:
Педагогическая оценка художественно-творческих работ
8а ^
|1р§ с о.2
"с е ? я
I; « г §
5 ^ £3 с' 3 £ Г '
Т
т
Оценочная
Стимулирующая
Корректирующая
Абсолютная (объективная оценка)
Относительная {субъективная оценка)
- анализ комплекса учебно-творческих задач;
- итоговая рефлексия результатов творческой деятельности
- метод коллективного анализа результатов художественно-творческой деятельности;
- творческое портфолио
- метод интерпретационного анализа произведений искусства;
- метод активного восприятия
Адекватная самооценка результатов художественно-творческой деятельности
Оценочные:
- владение критериями оценки учебных работ;
. владение критериями оценки художественно-творческой деятельности и ее результатов;
- владение навыками восприятия и оценки художественных явлений
Художественно-творческие:
- владение теоретическими знаниями в области изобразительного искусства;
- владение выразительными средствами создания художественного образа;
• впадение основами художественно-творческой деятельности;
- владение способностью к самообучению, самореализации
Высокий уровень художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства
Рис. 4. Модель художестве!ию-творческого развития будущет учителя изобразительного искусства средствами педагогической оценки
Полученные выводы дают нам основание для проведения опытно-экспериментальной работы по изучению влияния педагогической оценки на уровень художественно-творческого развития студентов.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование влияния педагогической оценки на художественно-творческое развитие будущего учителя изобразительного искусства» раскрывается методика проведения констатирующего и формирующего экспериментов.
Основная цель опытно-экспериментальной работы заключалась в выявлении роли педагогической оценки в процессе художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства в условиях вуза, экспериментальной проверке эффективности разработанной нами модели художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства средствами педагогической оценки.
В экспериментальной работе принимали участие 91 студент художественно-графического факультета ФГБОУ ВПО «Бирская социально-педагогическая академия», 112 студентов художественно-графического факультета ФГБОУ ВПО «Башкирский педагогический университет им. М.Акмуллы».
Задачами первого этапа эксперимента являлись определение параметров, характеризующих художественно-творческое развитие будущих учителей изобразительного искусства и проведение диагностического исследования уровня художественно-творческого развития студентов на этом этапе.
На втором этапе решались задачи реализации модели художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства средствами педагогической оценки, с учетом применения комплекса педагогических условий. Третий этап эксперимента включал анализ и обобщение результатов, подведение итогов экспериментальной работы и теоретическое осмысление полученных эмпирических данных.
Диагностика начального уровня художественно-творческого развития студентов до экспериментального обучения определялась по следующим критериям и показателям в соответствии с выделенными компонентами:
1. Профессионально-художественная направленность представлена мотивационным критерием, показатели которого (интерес и желание заниматься художественно-творческой деятельностью; стремление к творческому поиску; стремление к самореализации) определялись с помощью анкеты и стандартных тестов: методики выявления профессиональной мотивации по анкете, самоактулизационного теста (ЛЯ.Гозман, М.В.Кроз, М.В.Латинская).
2. Художественно-творческая компетентность представлена содержательно-деятельностным критерием. Показатели данного критерия: художественно-теоретическая и художественно-практическая
компетентность, - определялись с помощью тестирования, экспертного оценивания.
3. Профессионально-значимые качества - личностный критерий. Показатели данного критерия: творческое воображение и мышление; развитые эстетические чувства; волевые свойства личности художника. Они определялись с помощью анализа продуктов художественно-творческой
деятельности, тестирования.
4. Педагогическая оценка и самооценка результатов художественно-творческой деятельности студента соотносится с оценочно-рефлексивным критерием. Его показатели: соответствие оценки педагога и самооценки результатов художественно-творческой деятельности студента; знание критериев оценки учебно-творческих работ; рефлексия, самоанализ определялись экспертным оцениванием, анализом продуктов художественно-творческой деятельности.
На основании выделенных критериев в результате диагностики были выделены уровни художественно-творческого развития: высокий (творческий), средний (интерпретирующий), низкий (воспроизводящий), разработаны критерии оценки учебно-творческих работ.
При начальной диагностике уровня профессиональной компетентности был выявлен уровень начальной подготовки студентов.
Анкетирование и тестирование показали, что у студентов уже сформированы определенные навыки художественно-творческой деятельности, заложены теоретические знания в области изобразительной грамоты, всеми студентами осознается роль художественного образа в творческой работе, что говорит в целом о положительной мотивации к художественно-творческой деятельности.
Результаты же практических заданий показали, что студенты неосознанно использует выразительные средства для раскрытия образа, сложным для них остается выбор условного языка изображения, наблюдаются попытки подражания чьей-либо манере или «стихийное» самовыражение, в работах недостаточно новизны и оригинальности.
Анализ творческих работ показывает слабое развитие художественного вкуса, волевых свойств личности художника, рефлексии. Наблюдение за учебной деятельностью студентов в процессе профессиональной подготовки позволило выявить еще одну проблему: отсутствие целенаправленной работы педагогов по формированию оценочных компетенций у студентов, что не позволяет им сформировать адекватную самооценку результатов художественно-творческой деятельности, навыки рефлексии.
В обеих группах наблюдается сильное расхождение между оценкой, поставленной педагогом и самооценкой творческой работы. Студенты обеих групп затрудняются в оценке результатов художественно-творческой деятельности, не полагаются на свой художественный вкус, у них нет четкого представления о критериях оценки. Анализ творческих работ студентов на
соответствие самооценки оценке педагога показал, что большая часть студентов (62%) неадекватно оценивает результаты художественно-творческой деятельности, только у 8 % студентов оценка педагога и самооценка совпали.
Экспериментальное исследование эффективности обучения студентов педагогической оценке, развития самооценки результатов художественно-творческой деятельности, рефлексии с целью художественно-творческого развития представляло собой поэтапное тестирование, анкетирование, экспертную систему оценивания их учебно-творческих работ.
Наблюдение за уровнем художественно-творческого развития студентов проводилось в три этапа: первый контрольный срез - до введения разработанного комплекса методов и приемов обучения (первый этап констатирующего экспериментального исследования); второй промежуточный срез (второй этап констатирующего экспериментального исследования); третий контрольный срез - на завершающем этапе экспериментального обучения (формирующий этап экспериментального исследования). В формирующем эксперименте в исследовании принимали участие студенты 4,5 курсов художественно-графических факультетов Бирской государственной социально-педагогической академии.
В период проведения формирующего эксперимента на пятом курсе была проведена заключительная диагностика профессиональной подготовки студентов, цель которой стало определение уровней показателей художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства на конечном этапе профессиональной подготовки.
Результаты формирующего этапа экспериментального исследования отражены в диаграмме (рис. 2,3).
Рис.2 Сравнительные данные итоговых показателей компонентов художественно-творческого развития будущего учителя изобразительно
искусства
11<Юф:М:И>>!кМ:,:1ч
»►ШИЛ»* ■
высокий уровень (средний уровень д низкий уровень
Рис. 3 Динамика художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства
Новые формы и методы обучения, цель которых развитие адекватной самооценки результатов художественно-творческой деятельности, формирование художественного вкуса, создали условия для активизации художественно-творческой деятельности.
На рис.3 видно, что в экспериментальной группе быстрее достигается соответствие педагогической оценки и самооценки результатов деятельности I студентов, растет и рефлексия результатов творческой деятельности.
Осознанное отношение к творческой работе формирует интерес к художественно-творческой деятельности, что особенно видно по росту показателей мотивационного критерия. На диаграмме мы видим, что большинство студентов контрольной группы остаются на среднем уровне (59,0 %), экспериментальной - на высоком уровне художественно-творческого развития (51,1 %).
Изучение динамики художественно-творческого развития студентов проводилось после экспериментального обучения (таблица 1).
Таблица 1
Динамика эффективности художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства в условиях вуза
Уровни ХТР Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент
Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа
высокий 15,9 17 20,5 51,1
средний 47,7 48,9 59,0 40,4
низкий 36,4 34,1 20,5 8,5
Ср. 1,87 1,86 2,07 2,43
V 1,11 1,31
к эф. 0,61 не эффективное 0,62 не эффективное 0,68 не эффективное 0,84 эффективное
Динамику процесса художественно-творческого развития будущих педагогов-художников в ходе экспериментальной работы мы отслеживали, используя следующие показатели, образующие динамические ряды:
а) средний показатель (Ср), который отражает количественную оценку уровня профессиональной подготовки;
б) показатель темпа развития (V) качества исследуемых критериев, который отражает эффективность предлагаемой методики.
Анализ динамики художественно-творческого развития студентов экспериментальной группы показывает, что средний показатель заключительного (Ср = 2,43) этапа выше, чем средний показатель контрольной группы на этом этапе (Ср = 2,07).
Уровни эффективности художественно-творческого развития студента мы определяли по методике В.П. Беспалько. Увеличение коэффициента эффективности у контрольной группы на конец эксперимента было незначительным - на 0,07, а у экспериментальной - данный коэффициент увеличился на 0,22, что можно считать свидетельством эффективности разработанной и реализованной модели художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства средствами педагогической оценки. При этом традиционное обучение не утрачивает своей ценности, но не имеет достаточной эффективности.
Для доказательства достоверности опытно-экспериментальной работы и изменений, происходящих в уровневых показателях художественно-творческого развития студентов, были использованы методы математической статистики, предлагаемые М.И. Грабарь, К.А. Краснянской. Нами были произведены расчеты критерия х* (хи-квадрат), который применяется для сравнения распределений объектов двух совокупностей по состоянию некоторого свойства на основе измерений по шкале наименований этого свойства в двух независимых выборках из рассматриваемых совокупностей.
Согласно критерию «хи-квадрат», произошедшие изменения не могут быть отнесены к случайным причинам, а являются следствием специально организованного обучения. Поэтому можно констатировать, что повышение уровня художественно-творческого развития студентов в ходе эксперимента произошло вследствие внедрения разработанного нами комплекса педагогических условий художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства.
Результаты, полученные в исследовании, подтвердили положения выдвинутой гипотезы о том, что эффективность художественно-творческого
развития будущих учителей изобразительного искусства во многом зависит от реализации модели художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства средствами педагогической оценки, целенаправленного внедрения в учебный процесс комплекса педагогических условий, методов и приемов развития оценочных компетенций у студентов.
В заключении обобщены теоретические и практические результаты исследования, сформулированы основные выводы:
1. Теоретический анализ научно-методических исследований и психолого-педагогической литературы подтвердил актуальность и недостаточный уровень разработанности проблемы художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства средствами педагогической оценки их творческих работ. Требования современного общества и потребности практики высшей школы приводят к необходимости пересмотра задач, форм, методов и средств формирования навыков педагогической оценки, способствующих эффективности процесса художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства.
В педагогической теории и практике глубоко освещена проблема профессионального развития личности педагога, но отражены не все аспекты художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства, недостаточно освещены педагогические условия этого процесса в высших учебных заведениях, недостаточно раскрыта роль педагогической оценки в этом процессе.
2. Художественно-творческое развитие в нашем исследовании рассматривается как развернутый во времени процесс овладения профессией, который осуществляется в ходе активной художественно-творческой деятельности. В процессе художественно-творческого развития происходит изменение профессионально-значимых качеств личности как субъекта труда. Подготовка учителей изобразительного искусства в системе высшего образования предполагает на практике единство художественно-творческого и профессионально-педагогического направлений подготовки. Художественно-творческое развитие осуществляется как развитие творческой самореализации в художественно-педагогической деятельности.
3. Разработанная и апробированная модель художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства средствами педагогической оценки представляет собой целостный механизм, все компоненты которого тесно взаимосвязаны и подчинены общей цели исследования. Основой художественно-творческого развития являются профессионально-художественная направленность, художественно-творческая компетентность, профессионально значимые качества личности, педагогическая оценка, которые обеспечивают возможность саморазвития личности.
4. Эффективность процесса художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, среди которых главным является педагогическое оценивание, критичное, осознанное отношение к художественно-творческой деятельности и ее результатам.
5. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные показали, что художественно-творческое развитие предполагает готовность к оценочной деятельности в процессе решения художественно-творческих задач. ^ Педагогическая оценка художественно-творческой работы -важнейший фактор художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства, регулирующий художественно-творческую деятельность студентов, закладывающий основу ее рефлексивного компонента и профессиональной компетентности.
Опытным путем подтверждена гипотеза исследования, выявляющая закономерную взаимосвязь содержания педагогической оценки творческих работ и уровня художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства через корректирование самооценки результатов художественно-творческой деятельности.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
Данная диссертационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Она раскрывает лишь одно из направлений: изучение роли педагогической оценки в повышении эффективности художественно-творческого развития студентов, показывая необходимость ее дальнейшей разработки. Перспективные направления исследования проблемы могут быть связаны с реализацией компетентностного подхода в художественно-творческом развитии будущих учителей изобразительного искусства.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
1. Шакирова, М.Г. Оценка художественно-творческих работ студентов ХГФ как средство профессиональной подготовки в вузе [Текст]/ М.Г.Шакирова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - №3 (28) -С.126- 131. (0,312 п.л.)
2. Шакирова, М.Г. Художественно-творческая деятельность студентов ХГФ в процессе профессиональной подготовки [Текст] / М.Г.Шакирова // Искусство и образование. - 2010. - №7. - С. 42 - 46. (0,25 п.л.)
3. Шакирова, М.Г. Условия художественно-творческого развития будущего педагога-художника в процессе профессиональной подготовки в
вузе [Текст]/ М.Г.Шакирова // Педагогический журнал Башкортостана. -2011. - №2 (33). - С.74 - 79. (0,312 п.л.)
Публикации в других научных изданиях
4. Шакирова, М.Г. Изучение основ лоскутного шитья [Текст]: программа и методические рекомендации к курсу «Основы лоскутного шитья. Художественная обработка ткани» / М.Г.Шакирова. - Бирск : Бирск. гос. соц-пед. акад., 2009. - 61 с. (3,812 пл.)
5. Шакирова, М.Г. Изучение основ бумажной пластики [Текст]: программа и методические рекомендации к факультативу «Конструирование из бумаги» / М.Г.Шакирова. - Бирск : Бирск. гос. соц-пед. акад., 2009. - 42 с. (2,625 п.л.)
6. Шакирова, М.Г. Натюрморт как учебное задание [Текст]: Учебное пособие для студентов художественно-графического факультета / М.Г.Шакирова, Е.А.Гафарова. - Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2009. - 90 с. (5,62 пл.)
7. Шакирова, М.Г. Программа итоговой государственной аттестации выпускников БирГСПА по специальности 030800 - «Изобразительное искусство» и методические рекомендации [Текст] / М.Г.Шакирова, З.Ф.Исламова, К.В.Сапегин, Т.А.Черникова. - Бирск : Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2009. - 38 с. (2,375 п.л.)
8. Шакирова, М.Г. Творческая деятельность учащихся на занятиях изобразительного искусства [Текст] / М.Г.Шакирова // Детство: Литературно-художественный альманах. Факультет педагогики детства БирГСПА. - М.: 2010. - С.83 - 85. (0,125 п.л.)
9. Шакирова, М.Г. Приобщаем к искусству [Текст]/ М.Г.Шакирова II Детство: Литературно-художественный альманах. Факультет педагогики детства БирГСПА. - М.: 2010. - С. 71. (0,062 п.л.)
10. Шакирова, М.Г. Самореализация студентов ХГФ во внеаудиторной деятельности по декоративно-прикладному искусству [Текст] / М.Г.Шакирова// Актуальные проблемы художественно-педагогического образования и пути их решения: материалы I региональной научно-практической конференции; отв. ред. З.Ф.Исламова. - Бирск : Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2010. - С.58 - 60. (0,125 п.л.)
11. Шакирова, М.Г. Развитие чувства цвета у школьников при изображении натюрморта на занятиях изобразительным искусством [Текст] / М.Г.Шакирова // Актуальные проблемы художественно-педагогического образования и пути их решения: материалы I региональной научно-практической конференции; отв. ред. З.Ф.Исламова. - Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2010. - С. 72 - 75 (0,187 п.л.)
12. Шакирова, М.Г. Подготовка студентов к профессиональной деятельности в процессе организации педагогической практики на ХГФ [Текст] / М.Г.Шакирова // Актуальные проблемы художественно-педагогического образования и пути их решения: материалы I региональной
научно-практической конференции; отв. ред. З.Ф.Исламова. - Бирск • Бирск гос. соц-пед. акад., 2010. - С. 66 - 68 (0,125 п.л.)
13. Шакирова, М.Г. Народное декоративно-прикладное искусство как средство подготовки учителя к духовно-нравственному воспитанию учащихся [Текст] / М.Г.Шакирова // Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социально ценной личности: материалы международной научно-практической конференции; под ред. док. пед наук проф. Ю.И. Юрички. - М.: БирГСПА, 2010. - С. 126 - 127 (0,125 пл.)
14. Шакирова, М.Г. Оценка и самооценка как фактор повышения компетентности будущего педагога-художника / М.Г.Шакирова [Текст]// Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов V Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - Часть 1. - Новосибирск : Издательство НГТУ, 2010 - С 122 - 128 (0,375 п.л.)
15. Шакирова, М.Г. Профессиональное развитие будущих педагогов-художников в условиях вуза [Текст]/ М.Г.Шакирова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - Часть 2. - Новосибирск : Издательство НГТУ, 2010 - С 171-177 (0,375 п.л.)
16. Шакирова, М.Г. Изучение культурных традиций башкирского лоскутного шитья на занятиях по художественному текстилю [Текст]/ М.Г.Шакирова // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции; под. общ. ред. С.С.Чернова. - Новосибирск : Издательство НГТУ 2011 -С.253 - 258. (0,312 п.л.)
17. Шакирова, М.Г. Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов на занятиях художественным текстилем [Текст] / М.Г.Шакирова // Совершенствование художественно-педагогического образования: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции; отв. ред. З.Ф.Исламова. - Бирск : Бирск гос. соц.-пед. акад., 2011. - С.27 - 32. (0,31 п.л.)
Подписано в печать 13.12.2011. Гарнитура «Times». Печать на ризографе с оригинала. Формат 60x84 1/16. Усл.-печ.л. 1,39. Уч.-изд.л. 1,34. Бумага писчая. _Тираж 300 экз. Заказ № 2011. Цена договорная._
Печатный салон «ДИАПАЗОН» 452453, Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная, 25 «А».
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шакирова, Марина Геннадьевна, Бирск
61 12-13/636
ФГБОУ ВПО «БИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
на правах рукописи
сМЦ-ц-...............-
Ши Кирова Марина Геннадьевна
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор Пурик Эльза Эдуардовна
Бирск - 2011
Введение
СОДЕРЖАНИЕ
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА .. 17
1.1. Художественно-творческое развитие будущих учителей изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки...................................................................... 17
1.2. Особенности художественно-творческой деятельности будущего учителя изобразительного искусства......................... ^
1.3. Педагогическая оценка художественных работ студентов как средство художественно-творческого развития будущих учителей
изобразительного искусства................................................ 71
Выводы по первой главе................................................... 96
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА....................................................................................... 99
2.1. Описание и результаты констатирующего эксперимента по определению уровня художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства......................... 99
2.2. Педагогические условия художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства......................... 120
2.3. Основные результаты опытно-экспериментальной работы...... 141
Выводы по второй главе.................................................... 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 157
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................ 164
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................... 185
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в отечественной системе образования. Стратегические направления экономического и социального развития нашей страны требуют подготовки высококвалифицированных кадров, выступающих в качестве субъектов профессиональной деятельности. Сегодня обществу нужны профессионалы, которые, помимо знаний, умений, навыков и опыта, обладали бы также компетентностью, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью.
Со сменой требований к субъекту деятельности меняются требования к процессу его профессионализации, что вызывает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения данного процесса. Разработка концепции развития студента как субъекта деятельности становится сегодня актуальной научно-практической проблемой (O.A. Абдуллина, Б.Г. Ананьев, P.M. Асадуллин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Н.Я. Сайгушев, В.А.Сластенин, М.И. Станкин, E.H. Шиянов и др).
Изобразительное искусство - одно из мощных психологических средств воздействия на личность. Художественно-творческая деятельность в области изобразительного искусства способствует формированию художественных потребностей и интересов, приобретению умений понимать и ценить прекрасное в искусстве, природе, обществе, человеке и труде, качественному преобразованию личности. Учитель изобразительного искусства становится ключевой фигурой в условиях непрерывности и преемственности всех ступеней процесса художественного образования.
Основой художественно-творческого развития специалиста является художественно-теоретическая и художественно-практическая
компетентность, художественно-творческие способности, которые
обеспечивают возможность самореализации студента в творческой деятельности. Важным, на наш взгляд, средством художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства в условиях вуза являются педагогическая оценка и анализ результатов творческой деятельности студентов, поскольку они формируют прогностические подходы в этой деятельности.
Педагогическая оценка и систематический анализ результатов художественно-творческой деятельности студентов способствуют осознанному ее построению, последовательному решению изобразительных и творческих задач. Умение анализировать результаты изобразительной деятельности, особенности средств художественной выразительности становится основой собственной творческой деятельности студентов.
Степень разработанности проблемы. В психолого-педагогической науке сложились различные подходы к изучению процесса профессионального развития будущего учителя: с позиций личности педагога (A.C. Гаязов, К. М. Дурай-Новакова, В. А. Кан-Калик, А.К.Маркова, JIM. Митина и др); с позиций его деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.А.Леонтьев, В.А.Сластенин, В. Д. Шадриков и др.); с позиций результативности профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе (В.А. Беликов, С.Б.Елканов и др.)
Для решения проблем развития будущего учителя изобразительного искусства представляют интерес исследования, в которых в качестве средства творческого развития личности исследуется художественно-творческая деятельность. Это исследования С.И.Ботовой, О.В.Вандышевой, Е.Н.Губанова, Р.А.Гильман, Н.Д.Куланиной, И.В.Лапчинской, Э.Э.Пурик, И.М.Рязанцевой, М.В.Соколова, Н.Л.Чегляковой, П.Э.Хрипунова и др.
Несмотря на отраженную в этих работах специфику творческой деятельности, проблема художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства в условиях вуза остается недостаточно исследованной. Анализ научно-методической и специальной литературы
показывает, что в педагогической науке отражены не все аспекты художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства, недостаточно освещены педагогические условия этого процесса в высших учебных заведениях, недостаточно раскрыта роль педагогической оценки в этом процессе, а предлагаемые средства обучения имеют разобщенный характер.
В практике профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства основное внимание уделяется предметным знаниям, в то время как причины ошибок при решении учебных и профессиональных задач очень часто кроются в неумении планировать и контролировать собственную художественно-творческую деятельность. Это происходит потому, что указанные аспекты профессиональной подготовки специально не выделяются в качестве особой учебной задачи, в силу чего художественные знания и умения складываются стихийно и не обеспечивают студенту выхода на творческую деятельность.
В настоящее время смена образовательной парадигмы делает педагогическое оценивание не просто констатирующим и проверочным, но и формирующим, стимулирующим, мотивационным профессиональным ориентиром. Оценивание становится механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса качества образования, отправной точкой к новому витку развития, выходом на новый уровень образования. На актуальность этой проблемы обращают внимание многие исследователи (Ш.А.Амонашвили, С.Х.Асадуллина, И.А. Бирич, В.И.Жернов, М.В.Карнаухова, В.М.Лизинский, Э.Э.Пурик, Н.И.Самылкина и др.).
Анализ практики художественно-педагогического образования свидетельствует о том, что профессиональная подготовка специалистов в этой области основана на традициях академической школы, которая ориентирована на репродуктивные методы обучения без учета творческого характера деятельности студентов.
Отсюда возникают трудности в дальнейшей профессиональной деятельности, в оценке уровня своего профессионального мастерства, как художественного, так и педагогического, и педагогической оценке качества детских художественно-творческих работ.
Изучение педагогической, психологической, философской литературы свидетельствует, что в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства заложены существенные противоречия, требующие разрешения в целях повышения результативности этого процесса. Это противоречия между:
- потребностью общества в творчески мыслящих учителях изобразительного искусства и недостаточной разработанностью теоретических основ художественно-творческого развития студентов педагогического вуза;
- необходимостью художественно-творческого развития студентов в профессионально ориентированном учебном процессе и традиционными подходами к обучению студентов в системе высшего художественно-педагогического образования;
- современными требованиями к профессионально значимым качествам личности учителя и традиционными методами профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.
Необходимость разрешения данных противоречий обусловила актуальность проблемы исследования: каковы модель и педагогические условия художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства средствами педагогической оценки учебно-творческих работ в вузе?
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная изученность и выявленные противоречия обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическая оценка как средство художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить роль педагогической оценки в художественно-творческом развитии будущих учителей изобразительного искусства и определить педагогические условия, влияющие на этот процесс.
Объект исследования - процесс художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства в условиях высшего профессионального образования.
Предмет исследования - педагогические условия художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства средствами педагогической оценки учебно-творческих работ в вузе.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства будет более эффективным если:
- разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс вуза модель художественно-творческого развития будущего учителя изобразительного искусства средствами педагогической оценки, включающая следующие компоненты: цель, задачи деятельности студента (учебные и творческие); функции педагогической оценки (обучающая, стимулирующая, корректирующая), виды оценки (абсолютная, объективная и относительная, субъективная), активные методы педагогического воздействия, оценочные компетенции и результат - высокий уровень художественно-творческого развития;
- определены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства: 1) построение процесса обучения по принципам креативной педагогики (включение в процесс подготовки будущих учителей изобразительного искусства комплекса проблемных заданий, сотворчество, рефлексия результата и мотивация перспективы); 2) включение в учебный процесс активных методов и приемов обучения, способствующих художественно-творческому развитию студентов
(метод интерпретационного анализа, метод активного восприятия, метод коллективного анализа результатов художественно-творческой деятельности; анализ комплекса учебно-творческих задач, творческое портфолио; итоговая рефлексия результатов); 3) систематическое формирование адекватной самооценки художественно-творческой деятельности студентов и ее результатов, основанное на четкой системе критериев.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние теории и практики профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в системе высшего педагогического образования.
2. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства в процессе обучения педагогической оценке.
3. Определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия успешной реализации модели, обеспечивающей эффективность процесса художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства на основе педагогической оценки.
4. Разработать систему критериев оценки результатов художественно-творческой деятельности на основе единства учебно-творческих задач, способствующую развитию адекватной самооценки результатов художественно-творческой деятельности, а также определить критерии и показатели уровней художественно-творческого развития будущих учителей изобразительного искусства.
Методологической основой исследования выступают положения диалектики о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности реалий окружающего мира; философские положения о природе творческого процесса (А.Я. Зись, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, М.К. Мамардашвили, Э. Фромм и др.); психологические и педагогические концепции, раскрывающие природу
профессионального развития в процессе учебной деятельности (Л.М.Митина,
A.К.Маркова, В.А.Беликов и др.); положения о творческой сущности человека, развитии его профессиональных и личностных качеств (В.И.Андреев, Л.Б. Ермолаева-Томина. В.П.Ковалев, В.В.Корешков, Э.Э.Пурик, В.Г.Рындак и др.); методология и теория педагогических исследований (В.П. Беспалько,
B.В. Краевский и др.).
Теоретической основой исследования являются:
— на общенаучном уровне — положения теории психологического развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, A.A. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); подходы: деятельностный (Л.С. Выготский, A.B.Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и личностно-ориентированный (В.Я. Ляудис, И.С. Якиманская и др.); принципы развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); а также теория творчества и самореализации личности в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) и педагогике (A.B. Машляковская, В.П. Ушачев и др.);
— теория творчества в ее различных аспектах - философском (В.П.Бранский, М.С.Каган, А.Я.Зись и др.); психологическом (Д.Б.Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.П.Ильин, А.А.Мелик-Пашаев, Р.Мэй, Я.А.Пономарев, П.М.Якобсон и др.); педагогическом (М.М.Поташник, Б.П.Юсов, В.С.Щербаков и др.); художественном (Р.Арнхейм, Л.С.Выготский, М.С.Каган, Б.С.Мейлах и др.);
— теория и практика профессиональной подготовки учителя (О.А.Абдуллина, М.И.Станкин, С.Д.Смирнов, Е.Н.Шиянов и др.); формирования профессиональной компетентности (В.Д.Шадриков, Т.Н.Шамова, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, A.B. Хуторской и др.); личности педагога-художника (Н.Н.Волков, В.С.Кузин, Б.М.Неменский, Н.Н.Ростовцев, А.Е.Терентьев и др.);
- положения педагогики высшего образования о формировании профессионализма и педагогического мастерства личности учителя (Г.М. Коджаспирова, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.П.Ушачев, и др.).
База исследования: ФГБОУ ВПО «Бирская социально-педагогическая академия» и ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы (художественно-графические факультеты). Всего в экспериментальном исследовании на разных его этапах приняли участие 203 студента и 8 преподавателей факультета.
Основные этапы исследования. Теоретико-методологическая основа и задачи определили поэтапный ход экспериментального исследования, которые проводились в течение 2004-2010 годов. В зависимости от задач на каждом этапе применялись соответствующие методы исследования: методы теоретического анализа (анализ психолого-педагогических трудов по теме исследования, учебных программ, учебно-методических пособий, диссертационных исследований, научной литературы и периодических изданий по педагогике, психологии, изобразительному искусству); праксиметрические (анализ результатов художественно-творческой деятельности студентов); диагностические методы (тестирование, анкетирование, беседа, экспертная оценка); педагогический эксперимент-, методы математической обработки данных эксперимента.
Первый этап (2004-2006 гг.) связан с теоретическим осмыслением темы, поиском методологической и теоретической основы исследования, знакомством с трудами отечественных и зарубежных исследователей по проблемам профессионального развития личности. Был разработан понятийный аппарат исследования, сформулированы рабочая гипотеза, предмет, объект, цель и задачи, уточнены критерии и показатели уровня художественн