Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Психолого-педагогические условия развития креативности у будущих учителей музыки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Стародубцева, Татьяна Евгеньевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Воронеж
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Психолого-педагогические условия развития креативности у будущих учителей музыки», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Стародубцева, Татьяна Евгеньевна, 2001 год

Введение

Гл. I.Теоретические основы развития креативности

1.1. Креативность как научная проблема

1.2. Особенности развития креативности в процессе исполнительской подготовки будущего учителя музыки

Выводы по I главе

Гл. II. Экспериментальное исследование эффективности психолого- педагогических условий развития креативности у будущих учителей музыки

II.1. Модель психолого - педагогических условий развития креативности будущих ^го^Йей мазики

II.2. Реализация психолого - педагогических условий развития креативности будущих учителей музыки в опытно - экспериментальной работе

Выводы по II главе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Психолого-педагогические условия развития креативности у будущих учителей музыки"

Актуальность исследования психолого-педагогических условий развития креативности у будущих учителей музыки определяется социальной и практической значимостью проблемы воспитания творческой личности студента и его самоактуализации в учебно-профессиональной деятельности.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом во всех сферах деятельности. Изменения в жизни, происходящие за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Именно креативная личность способна адекватно и гибко решать встающие перед ней проблемы, активно воспринимать окружающий мир, не пассивно усваивать навязанные формы поведения и общения, но при помощи собственной поисковой активности вырабатывать индивидуальные формы социально - психологической адаптации к действительности.

Развитие современной педагогики характеризуется повышенным вниманием к творческому потенциалу человека, созданием образовательной среды, способствующей его саморазвитию. Существующая в системе высшего образования острая потребность в подготовке интеллектуальных, инициативных, творческих специалистов сопровождается растущей неудовлетворенностью образовательным процессом, не уделяющим должного внимания проявлению и развитию креативности как общей способности к творчеству. Между тем, эффективность будущей профессиональной деятельности студента зависит не только от приобретенных в вузе профессиональных знаний и умений, но и от способности творчески их применять.

Проблема развития креативности важна для любого человека и всего общества в целом. В музыкальной педагогике она получает новое звучание. Поскольку проблема творчества, истинного творчества, всегда была и будет самой животрепещущей проблемой искусства. Развитие креативности у музыканта - исполнителя позволит по - иному взглянуть на многие педагогические проблемы освоения музыкальных произведений и поднять на иной уровень продукты музыкально - исполнительского творчества, а именно - создаваемые интерперетации музыкальных сочинений, которые, несомненно, пополнят богатейший запас нашей культуры и искусства.

Динамика развития музыкальной педагогики обуславливает новый статус этой науки: будучи адаптированной к учебному процессу в виде музыкальных дисциплин, она может стать необходимым инструментом актуализации творческого потенциала личности в учебном процессе. Именно музыкальная педагогика актуализирует проблемы диалектического взаимодействия социального бытия и индивидуально-личностной жизни человека. Однако сами предметы музыкального цикла остаются в понимании преподавателей и студентов, прежде всего, предметами, ориентированными на профессиональную музыкально-педагогическую деятельность, на формирование профессиональных умений и навыков. Возможности музыкальных дисциплин, специфика их преподавания в плане интенсивности процесса личностного становления, в том числе и развития креативности студентов, остаются вне рассмотрения.

Необходимость изучения проблемы креативности будущих учителей музыки объясняется, прежде всего, возникшими противоречиями между:

1) осознаваемой в обществе необходимостью воспитания твор ческой личности и недостаточной разработанностью педагогических основ развития креативности;

2) востребованностью современной школой творческого учителя и отсутствием ориентации высшего образования на формирование креативной личности;

3) значительным творческим потенциалом музыкальных дисциплин и их узкопрофессиональной трактовкой в практике обучения.

Таким образом, проблема нашего исследования состоит в преодолении объективно назревшего противоречия между репродуктивным узкопрофессиональным характером традиционно сложившейся системы обучения и насущной потребностью общества в формировании креативной личности будущего учителя.

На современном этапе развития психолого-педагогической науки сложились объективные предпосылки, способствующие успешному теоретическому рассмотрению проблемы развития креативности, а также практическому совершенствованию системы подготовки будущих учителей музыки, способных к творческому саморазвитию. В частности, разработаны теоретические положения о сущности и структуре креативности и творческого процесса (Д.Б.Богоявленская, Дж.Гилфорд, Е.П.Торранс, А.М.Матюшкин, С.Медник, В.А.Моляко, Я.А.Пономарев, Э.де Боно); основательно разработаны психологические аспекты творчества

Л.С.Выготский, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.И.Андреев, Е.Л.Яковлева, А.Н.Лук, А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов); рассмотрены условия возникновения творческой активности (М.Воллах, Н.Коган, М.А.Холодная, К.Р.Роджерс, А.Г.Маслоу, Е.Я.Солдатова, Н.В.Хазратова); активно рассматривается проблема сознательного управления творческими процессами интеллектуальной деятельности (Г.С.Альтшуллер, М.М.Зиновкина, Т.В.Кудрявцев, А.Ф.Эсаулов, Э.В.Ильенков); исследованы различные аспекты развития творческого потенциала в процессе обучения (В,А,Сластенин, В.Н.Дружинин, Л.С.Подымова, О.Я.Берак, Дж.Диксон, В.Я.Ляудис, Т.В.Лаврикова, В.И.Лещинский, А.А.Вербицкий, Т.Д.Суслова).

В последнее время значительно возрос интерес современной науки к историко-философскому аспекту данной проблемы в трудах философов прошлого и настоящего (И.Кант, К.Г.Юнг, М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, Б.Н.Пойзнер, В.В.Налимов, И.Пригожин, В. А.Лекторский, С.Б.Крымский).

Проблема развития личности в музыкальной деятельности, и в частности творческих способностей, решалась в разных аспектах: творческий подход к преподаванию музыкального искусства в общем плане (Б.В.Асафьев, В.Г.Ражников, Н.П.Корыхалова, С.Х.Раппопорт, С.М.Мальцев, Э.Б.Абдуллин); творческая направленность в инструментальном обучении (Л.А.Баренбойм,

A.О.Алексеев, Е.Я.Либерман, К.А.Мартинсен, Г.М.Коган); формирование творческого музыкального мышления в процессе подготовки учителя музыки (Л.Г.Арчажникова, Г.М.Цыпин,

B.И.Муцмахер).

Авторы направляли свое внимание на конструирование подлинно творческого процесса, развитие творческого мышления, создание особой атмосферы урока, но креативность как основа творческой личности, творческого процесса и мышления предметом специальных исследований не выступала.

Отсюда возникает потребность в создании теоретических основ и адекватной системы психолого-педагогических условий, способствующих развитию креативности будущих учителей музыки.

Цель исследования - выявление и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития креативности у будущих учителей музыки.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих учителей музыки в ВУЗе.

Предмет исследования - развитие креативности у будущих учителей музыки в процессе исполнительской подготовки в ВУЗе.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что развитие креативности у будущих учителей музыки в процессе исполнительской подготовки будет эффективно, если:

- содержанием занятий в исполнительском классе станет формирование способности будущего учителя музыки к созданию самостоятельной, оригинальной интерпретации музыкального произведения;

- будет создана креативная среда для самораскрытия и развития креативности;

- процесс креативного развития будет сопровождаться активизацией интеллектуальной, эмоциональной, волевой и мотива-ционной структур целостной личности;

- в содержание обучения будет введена система проблемных творческих задач.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) Систематизировать отечественные и зарубежные научные взгляды на проблему творчества и природу креативности.

2) Выявить особенности развития креативности в музыкально-исполнительской деятельности.

3) Разработать модель психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие креативности. ^Экспериментально проверить модель психолого-педагогических условий развития креативности у будущих учителей музыки.

Теоретико-методологической базой исследования являются: концептуальные положения философской и психологической наук о сущности и структуре креативности, закономерностях ее формирования и развития; идеи синергетического, аксиологического подходов к проблеме креативности в их взаимодополняющем сочетании; положения общей и музыкальной педагогики о значении и путях развития творческих способностей; музыкально - педагогические исследования о сущности и специфике музыкально-исполнительской деятельности; исследования в области гуманизации учебно-воспитательного процесса, педагогики сотрудничества, личностно ориентированного обучения, диалогического общения; базисной дидактической теорией для данного исследования явилась теория проблемного обучения.

В процессе работы над диссертацией были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической и музыкально-педагогической литературы; обобщение и анализ педагогического опыта в аспекте изучаемого вопроса; педагогическое моделирование; диагностические (тестирование, анкетирование, собеседование, самооценивание); целенаправленное педагогическое наблюдение; анализ продуктов музыкально - исполнительской деятельности; экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперименты); статистические методы обработки материалов.

Опытно-экспериментальной базой исследования стал музыкально-педагогический факультет Воронежского государственного педагогического университета. Исследованием было охвачено 102 студента с 1 по 5 курс включительно.

Научно-исследовательская работа проходила в период с 1997 по 2001г.г. и включала в себя четыре этапа:

Предварительный и начальный этапы (1997-1999 г.г.), где был проведен анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы; изучена сущность креативности; выявлены теоретические основы, методологический аппарат исследования; подвергнута первичной проверке и уточнению гипотеза; осуществлен констатирующий эксперимент.

Анализ результатов первых двух этапов педагогического эксперимента позволил выявить наиболее актуальные направления исследования и сконцентрировать внимание на разработке проблем для перехода к основному и заключительному этапам (1999 - 2001г.г.). На этих этапах разрабатывались пути и условия развития креативности будущих учителей музыки в ВУЗе; проводился формирующий эксперимент; обосновывались теоретические положения; проверялась гипотеза исследования; апробировались психолого-педагогические условия развития креативности будущих учителей музыки в процессе исполнительской подготовки в ВУЗе. Был проведен качественный и количественный анализ полученных результатов; осуществлялись корректировка экспериментальной методики, выработка научно-практических рекомендаций и оформление работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

- выявлены механизмы развития креативности, обусловленные особенностью музыкально-исполнительской деятельности; определена специфика творческой задачи в музыкально-исполнительском процессе; раскрыто влияние интерпретатор-ской деятельности на процесс развития креативности;

- выявлены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия целенаправленного развития креативности будущих учителей музыки под влиянием креативной среды, через систему проблемных творческих задач и стимулирование сопутствующих креативному процессу личностных структур;

- выявлены критерии определения уровня развития креативности у будущих учителей музыки;

- разработаны содержание и формы предъявления проблемно-сти в музыкально - исполнительском процессе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты создают необходимую основу для разработки целостной системы креативного развития будущего учителя музыки и музыканта-исполнителя; а также могут дополнить раздел музыкальной педагогики, посвященный проблемам творчества в исполнительском искусстве. Разработанные теоретические положения, диагностический инструментарий, методические рекомендации были использованы автором в курсе лекций и практических занятий по "Методике обучения музыкальному инструменту" на музыкально-педагогическом факультете ВГПУ. Они также могут найти применение при разработке спецкурсов и факультативов, посвященных проблемам творческого саморазвития и вопросам музыкально - исполнительского искусства.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, внедрением разработок и авторского опыта в педагогическую практику, обсуждением основных теоретических положений исследования и практических результатов в широкой аудитории педагогических работников.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили с 1997 по 2001год на музыкально-педагогическом факультете Воронежского государственного педагогического университета на курсах "Основной музыкальный инструмент" и "Методика обучения музыкальному инструменту".

Основные результаты исследования отражены в публикациях автора, излагались и обсуждались на межвузовской научно-практической конференции: "Проблемы преподавания культурологии в высшей школе" (Воронеж, 2000г.), на международной научно-практической конференции: "Культура и образование на рубеже тысячелетий" (Тамбов, 2000г.), на заседаниях лаборатории личностно ориентированного воспитания Воронежского педагогического университета, на педагогических конференциях Дома школьников Центрального района г. Воронежа.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Процесс развития креативности у будущих учителей музыки определяется спецификой музыкально-исполнительской деятельности и особенностями творческих задач, решаемых в ходе освоения музыкальных произведений.

2. В музыкально-исполнительском процессе ведущей деятельностью, детерминирующей развитие креативности, является интерпретаторская деятельность.

3. Эффективными условиями развития креативности будущих учителей музыки в исполнительском классе являются: создание креативной среды, активизация сопутствующих креативному процессу личностных структур, таких как интеллектуальная, эмоциональная, волевая, мотивационная; введение в содержание обучения системы проблемных творческих задач. Процесс развития креативности основывается на технологиях проблемного обучения, методах педагогической стимуляции и косвенного воздействия педагогической среды.

4. Реализация комплекса психолого-педагогических условий развития креативности будущих учителей музыки способствует развитию творческого потенциала студента и его креативности.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы по II главе.

Вторая глава диссертационного исследования посвящена описанию и реализации в опытно - экспериментальной работе комплекса психолого - педагогических условий развития креативности у будущих учителей музыки.

Среди таких условий мы выделили:

1. Создание креативной среды с параметрами: безоценоч-ность, принятие, проблемность, неопределенность. Креативная среда возникает в результате сотворческого взаимодействия педагога и студента в диалогическом общении, помогающего поведения педагога и ведет к созданию положительного Я - образа, влияющего на смелое и свободное проявление собственной индивидуальности в творческой деятельности.

2. Включение в содержание обучения системы проблемных творческих задач, содержащих определенную специфику в рамках музыкально - исполнительской деятельности, а именно:

- сфера проблемности находится в условиях выбора и противоречий;

- задача содержит неопределенность условий и искомого, множественность вариантов решений, доминирующие уровни бессознательного, отсутствие вербализации и четких границ этапов решения.

3. Активизация сопутстующих креативному процессу личностных структур: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной - с помощью методов педагогического стимулирования.

Все перечисленные условия органично вплетаются в интер-претаторскую деятельность, являясь основой ее успешного проведения.

Данные психолого - педагогические условия были реализованы в опытно - экспериментальной работе.

Традиционно выделяя низкий, средний и высокий уровни развития креативности, мы опирались на следующие критерии в оценке данного качества у будущих учителей музыки:

- сформированность дивергентного мышления;

- творческая активность личности, выражающаяся в интеллектуальном, эмоциональном, волевом и мотивационном параметрах;

- самостоятельность в творческой деятельности;

- способность к интерпретированию музыкальных произведений.

Методика формирующего эксперимента представляла собой механизм психоло - педагогических условий развития креативности состоящий из:

- создания креативной среды, способствующей проявлению и поддержке креативных процессов личности;

- системы проблемных творческих задач, направленных на активное интеллектуально - когнитивное развитие креативности;

- создания условий самостоятельного функционирования креативной личности в практической учебно - профессиональной деятельности.

Данная методика последовательно осуществлялась в три этапа: адаптационный, организационно - когнитивный и активно -созидающий.

Создание вышеперечисленных условий развития креативности позволили диагностировать устойчивую тенденцию к повышению ее уровня у будущих учителей музыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постановка и исследование проблемы развития креативности у будущих учителей музыки обусловлена глубокими социально -экономическими и политическими изменениями в жизни общества и государства, выдвинувшими на передний план задачу подготовки творческого специалиста, способного работать в изменяющихся социальных и профессиональных условиях. Креативность личности определяет активное и гибкое отношение к окружающему миру, не пассивное усвоение навязанных форм поведения и общения, но собственную поисковую активность по выработке свойственных именно данному индивиду форм социально - психологической адаптации к действительности.

Подводя итоги исследования, обозначим его основные результаты.

Проанализирована сущность понятия "креативность", понимаемая нами как сложноорганизованное личностное образование, включающее в себя, в качестве составляющих, различные функции дивергентного мышления и различные личностные структуры: интеллектуальная, эмоционально - волевая, мотивационная и др.

Выявлены предпосылки развития креативности в специальном обучении и в условиях образовательной среды.

Доказано, что педагогическими условиями выбора путей и средств развития креативности будущих учителей музыки, определяемыми спецификой музыкально - исполнительской деятельности, являются: особенности творческих задач, решаемых в процессе освоения музыкального произведения, специфика проблем-ности музыкального искусства, активность личностных структур, сопутствующих креативному процессу в музыкальном исполнительстве, влияние интерпретаторской деятельности на развитие данного качества.

Выявлены и обоснованы психолого - педагогические условия целенаправленного развития креативности будущих учителей музыки. К ним относятся:

- создание креативной среды;

- введение в содержание обучения системы проблемных творческих задач;

- активизация сопутствующих креативному процессу личностных структур: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной.

Все перечисленные условия составляют основу успешного осуществления интерпретаторской деятельности.

В ходе нашего исследования было определено, что одним из основных показателей креативности является способность к интерпретированию музыкальных произведений, которая характеризуется следующими критериями:

- сформированность дивергентного мышления;

- творческая активность личности, выражающаяся в интеллектуальном, эмоциональном, волевом и мотивационном параметрах;

- самостоятельность в творческой деятельности.

Эти критерии были выделены для оценки уровней развития креативности у будущих учителей музыки.

В ходе эксперимента были разработаны содержание творческих задач и формы предъявления проблемности: практические, интеллектуальные, проблемные задания, исполнительский показ и реакция педагога на исполнительский результат студента.

Выявлены педагогические условия к созданию сильной внутренней мотивации к творчеству и методы активизации интеллектуальной, эмоциональной и волевой структур личности в музыкально - исполнительском процессе.

Формирующий эксперимент был направлен на свободное проявление и поддержку креативности личности в условиях креативной среды; на активное интеллектуально - когнитивное развитие креативности через систему проблемных творческих задач и методы активизации личностных структур; на самостоятельное функционирование креативной личности в практической учебно -профессиональной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанных психолого-педагогических условий развития креативности у будущих учителей музыки, что выразилось в динамике уровней развития креативности студентов к окончанию экспериментальной работы. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.

Данное исследование не претендует на полное, окончательное и всестороннее решение всего комплекса проблем, связанных с развитием креативности будущего учителя музыки. Дальнейшую разработку этой проблемы мы видим в следующих направлениях:

- развитие креативности в других формах учебно-музыкальной деятельности;

- интеграция всех музыкальных дисциплин и педагогической практики студентов в решении данной проблемы;

- формирование готовности будущего учителя музыки к актуализации своей креативности в практической деятельности;

- разработка инновационной модели обучения, направленной на креативное развитие личности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Стародубцева, Татьяна Евгеньевна, Воронеж

1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. -М.: Сов.радио, 1970. -152с.

2. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. 1920.- 165с.

3. Акмалов А.Ю. Творческие задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся на предметах гуманитарного цикла. Автореф. дис. канд. пед. наук.-Челябинск: ЧГУ, 1995. 20с.

4. Алексеев А.О. Творчество музыканта-исполнителя. М.: Музыка, 1978.-236с.

5. Алексеев А.О. О воспитании музыканта исполнителя // Советская музыка.-1980.- №2.-С.44-53.

6. Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач // Наука и технический прогресс,- Баку, 1988.-32с.

7. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач.- Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991.-225с.

8. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности.-Минск: Беларусь, 1994.-478с.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1997.- 387с.

10. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.-Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1988. 238с.

11. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентноспособ-ной личности менеджера. -Казань: СКАМ, 1992.-207с.

12. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс // Кн.1 и 2. -Л.: Музыка, 1963.-376с.

13. Бабанский Ю.К. Об управлении процессом воспитательного воздействия // Сов. Педагогика. -1971.- №8. -С.33-41.

14. Баланчивадзе JI.B. Мотивация музыкально- исполнительской деятельности // Вопросы психологии. -1983.- №6. -С.50-57.

15. Баренбойм JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. -JI.: Советский композитор, 1974. -334с.

16. Берак О.Я. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно профессиональной деятельности при формировании специалистов в высшей школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: АПН СССР, 1988. - 24с.

17. БердяевН.А. О назначении человека.- М.¡Республика,1993.-383с.

18. Берулава М.Н. Современные модели обучения в свете концепции гуманизации образования // Гуманизация образования. -1994.-№2. -С.3-8.

19. Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975.- 399с.

20. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М.: Политиздат, 1991.- 412с.

21. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М.: МПА, 1995. - 64с.

22. Богоявленская Д.Б. Методы исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. -1971.-№1. -с.144-146.

23. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 1983.-173с.Ф

24. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа-просто устойчивое словосочетание // Педагогика. 1998.-№3.-С.36-43.

25. Богоявленская Д.Б. "Субъект деятельности" в проблематике творчества // Вопросы психологии.-1999.-№2.-С.35-41.

26. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1966.-212с.

27. Боно Э.де Рождение новой идеи.-М., 1976.-141с.

28. Брушлинский A.B. Воображение и творчество // Научное творчество / Под ред. С.Р.Микулинского, М.Г.Ярошевского.-М,: Наука, 1969.-С.341-346.

29. Брушлинский A.B. Психология мышления и кибернетика.-М.:Мысль, 1970.-191с.

30. Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование.- М.: Мысль, 1979. 230с.

31. Бунге М. Интуиция и наука / Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1967.-187с.

32. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.-М.: Медицина, 1989.-302с.

33. Буш Г.Я. Основы эвристики для изобретателей.- Рига: Знание, 1977.-95с.

34. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М., 1990.-172с.

35. Вертгеймер М. Продуктивное мышление.- М.-."Прогресс", 1987.-336с.

36. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения.-Минск, 1995.-240с.W

37. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии. Дисс. доктора психологических наук,- М., 1996.- 420с.

38. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры.-М.: Искусство, 1988.-240с.

39. Вундт В. Введение в психологию.-М., 1912.-113с.

40. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-334с.

41. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М., 1967.-262с.

42. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Собр. соч.: В 6т.- Т.4.- М.: Педагогика, 1982. 344с.

43. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т.-Т.2.-М.: Педагогика, 1982.-С.436-454.

44. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР, т.1-М.: изд-во АПН РСФСР, 1959.-235с.

45. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в Советской психологии.-М.: Наука, 1966.-С.236-277.

46. Гальперин П.Я. Метод срезов и метод поэтапного формирования детского мышления. // Вопросы психологии.-1966.-№4.-С.62-70.

47. Гальперин П.Я. Введение в психологию.-М.:МГУ, 1976.-150с.

48. Гальперин П.Я., Котин Н.Р. Психология творческого мышления. // Вопросы психологии.- 1982.-№ 5.-С.34-41.

49. Гартман Н. Эстетика.-М.: Изд-во иностранная литература, 1958.-692с.

50. Геросименко В.А. Личностное знание и научное творчество /

51. Под ред. М.А.Слемнева.-Минск: Наука и техника, 1989.-208с.

52. Гессе Г. Игра в бисер. Роман.-М., 1993.-420с.

53. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М.Матюшкина.-М.:Прогресс, 1965,- С.433-456.

54. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок.-Киев, 1992.Л 84с.

55. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания.-М., 1994.-И7с.

56. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. (Философский анализ) Новосибирск: Наука, 1982.-256с.

57. Гусев Ю.А. Познание и творчество: логико гносеологические проблемы художественного творчества.-Минск: Университетское общество, 1987.-254с.

58. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.-М.: Педагогика, 1972.-424с.

59. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1986.-239с.

60. Дери Ю. Соотношение конвергентности и дивергентности мышления у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. психол.Анаук. М., 1987.-162с.

61. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А.Петровской.: Педагогика, 1991.- 369с.

62. Диалектика и теория творчества / Под ред. С.С. Гольдентрих-та, A.M. Коршунова.- М.: Изд-во МГУ, 1987.-198с.

63. Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, ана-, лиз и принятие решений.-М.: Мир, 1969.-440с.

64. Дружинин В.Н. Психопогия общих способностей.- М.: Лан-терна вита, 1995.-356с.

65. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей.-М. ¡Прогресс, 1992.-268с.

66. Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления.-М.: Прогресс, 1966.-С.86-234.

67. Ермолаева Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии.-1977.- №4,-С.74-84.

68. Зиновкина М.М. Теоретические основы целенаправленного формирования творческого технического мышления и инженерных умений студентов. Учебное пособие.-М.:МГИУ, 1987.-83с.

69. Зиновкина М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии): Монография.-М.: МГИУ, 1996.-248с.

70. Зиновкина М.М., Хохлов Н.Г. Технология формирования инженера творца// Высшее образование в России.- 1999.- №3-С.101-104.

71. Зинченко В.П. Образование, культура, сознание// Философия образования для XXI века. -М.: Логос, 1992. -С.87-103.

72. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории.-М.: Политиздат, 1984.-320с.

73. Ингарден Р. Статьи по эстетике.-М.: Издательство иностранной литературы, 1962.-572с.

74. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике.- М.: Юридическая литература, 1963.-138с.

75. Исследование проблемы психологии творчества / Под ред. Я.А.Пономарева.-М.: Наука, 1983.-336с.

76. Казальс П. Об интерпретации // Советская музыка.- 1956.-№1.-с. 89-92.

77. Кан Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.-М.:Наука, 1977.-270с.

78. Кант И. Сочинения.Т.6.-М.:Просвещение, 1966.-466с.

79. Кипиани Н.В. Творчество как сущность активности психики и основа ее развития (Опыт систематического анализа теории установки как теории творчества). Автореф. дисс. канд. псих. наук. Тбилиси, 1987.- 24с.

80. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление.- М.: Типография ГА ВС, 1992.-172с.

81. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование.-К.: План ЛТД, 1994.-283с.

82. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мирови-дение: диалог с И.Пригожиным // Вопросы философии.-1992.-№12.-С.3-21.

83. Ковалев А.Г. Психология личности.-М.: Просвещение, 1970.-391с.

84. Коган Г.М. Избранные статьи. Вып. 3.-М.:Советский композитор,1985.-184с.

85. Козырева А.Ю. Лекции по педагогики и психологии творчества.-Пенза, 1994.-338с.

86. Колошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: Изд-во МГУ, 1983.-168с.

87. Конопкин О.О. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно ~ функциональный аспект) // Вопросы психологии.-1995.-№1, С.5-12.

88. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество.-М.-.Наука, 1971.-175с.

89. Корыхалова Н.П. Проблема объективного и субъективного в музыкально исполнительском искусстве и ее разработка в зарубежной литературе // Музыкальное исполнительство. Вып.7.-М.: Музыка, 1972.-С.47-92.

90. Краткий тест творческого мышления. / Общ. ред. Щебланова Е.И.,- М.: Интор, 1995.-183с.

91. Кошелева B.JL, М.Хайдеггер: феноменологическое осмысление современной культуры и проблемы образования // Философия образования для XXI века,- М.: Логос, 1992.-С.117-130.

92. Критическое мышление ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы.- 1995.- №1.-С.8-11.

93. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии.-1992.- №12,- С.21-29.

94. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). -М.: Педагогика, 1975.-304с.

95. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеоло-гические проблемы развития // Гуманизация образования. Психолого педагогический международный журнал.- 1995.-№ 1 .-С41 -53.

96. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий / Психологические исследования интеллектуальнойдеятельности.-М.:Изд-во Московского университета, 1979.-С.22-21.

97. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся.-М.:Наука,1981.-111с.

98. Кюльпе О. Психология мышления // Новые идеи в психологии.-СПб., 1914.-С.73-89.

99. Лаврикова Т.В., Лещинский В.И. Практическая педагогика: технология личностной ориентации. Учебное пособие.-Архангел ьск:"Пресс А", 1999.-180с.

100. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования// Педагогика.-1996.- №6.-С.25-30.

101. Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления // Доклады Всесоюзного совещания по психологии.-М., 1954.-215с.

102. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-Изд.2-е.-М.: Политиздат, 1977.-304с.

103. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.: Изд-во МГУ, 1981 .-584с.

104. Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М.: Знание, 1974.-64с.

105. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика, 1981.-173с.

106. Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Шахмаев H.H. Формы организации обучения. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. / Под ред. М.Н.Скаткина.-М.,1982, Глава VI.- С.216-250.

107. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики// Советская педагогика,- 1989,- №1.-С.10-17.

108. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом.-М.:Музыка, 1988.-236с.

109. Лук А.Н. Мышление и творчество.-М.: Политиздат, 1976.-144с.

110. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука.-М.: РАО, 1992.-52С.

111. Майданов A.C. Искусство открытия.-М.: Репро, 1993.-175с.

112. Мальцев С.М. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта исполнителя. Вып.2.-М., 1975.-с.68-104.

113. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли.-М.: Музыка,1966.-220с.

114. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. / Пер. с англ. А.М.Татлыбаевой,- СПб.: Евразия, 1999.-432с.

115. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика, 1972.-186с.

116. Матюшкин A.M. Основные направления исследований мышления и творчества // Психологический журнал.-Т.5.- 1984, №1 .-С.9-17.

117. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии.- 1989.- №6.- С.29-33.

118. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики.-М.: Школа Пресс, 1993.-128с.

119. Мелик Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.-М.: Педагогика, 1987.-126с.

120. Методология педагогики: в поисках новых идей // Советская педагогика.- 1987.- №12.-С.42-55.

121. Мильштейн Я.И. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитания исполнителя//Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 1.- М.: Сов. Композитор, 1972.-С.3-56.

122. Мир философии: Книга для чтения.-М.: Политиздат, 1991.-672с.

123. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач.-Киев: Рад. школа, 1983.-95с.

124. Морозов И.М. Природа интуиции.- Минск: Университетское, 1990.-141с.

125. Мотков О.И., Петрайтите A.M. Исследования зависимости проявления креативности от особенностей личности // Новые исследования в психологии.-1983.- №2.- С.19-24.

126. Налимов В.В. Спонтанность сознания.-М.: Прометей, 1989.-288с.

127. Налчаджян A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного подсознания.-М.: Мысль, 1972.-271с.

128. Нестеренко Е.Е. Размышления о профессии.-М.: Иск-во, 1985.-183с.

129. Николаев A.A. Еще раз о семиотике и множественности исполнительского образа // Музыкальное исполнительство. Вып.8. М.: Музыка, 1973. - С.74-92.

130. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение / Пер. с англ.- М.: Мир, 1990.-344с.

131. Николко В.Н. Творчество как новационный процесс. Фило-софско онтологический анализ.- Симферополь, 1991.-193с.

132. Овсяннико Куликовский Д.Н. Вопросы психологии творчества.-Спб., 1902.-173с.

133. Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск.-М.: Просвещение, 1968.-208с.

134. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.-66с.

135. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М.: Просвещение, 1991.-222с.

136. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАЭОС, 1997.-384с.

137. Платон. Пир / Пер. с древнегреческого С.К.Апта.-СПб: Б-ка "Звезды",1992.-63с.

138. Полани М. Личностное знание.- М.: Прогресс, 1985.-344с.

139. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие.-М.: Просвещение, 1957.-321с

140. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-352с.

141. Пономарев Я.А. Психика и интуиция.- М.: Политиздат, 1967.-256с.

142. Пономарев Я.А. Психология художественной деятельности // Вопросы психологии.-1975.- №3.-С. 166-167.

143. Пономарев Я.А. Психология творчества .-М., 1976.-235с.

144. Пономарев Я.А.Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976.-280с.

145. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества.- М.: Наука, 1983, с.3-26.

146. Попов JI.M. Психология самодеятельного творчества студентов.- Казань: КГУ, 1990.-117с.

147. Прангишвили A.C., Шерозия А.Е., Бассин Ф.В. Роль бессознательного в структуре деятельности как центральная проблема его психологической теории. Тбилиси: Мецниереба, 1978.-797с.

148. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К.Тихомирова.- М.: Наука, 1975.-253с.

149. Психология одаренности от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова.- М.: ИП РАИ, 2000.-96с.

150. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении.-М.: Политиздат, 1967.-271с.

151. Пушкин В.Н. О системном подходе к анализу мышления //Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления.- М.: Знание, 1973.-С.7-19.

152. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике.- М.: ЦА-ПИ, 1989.-141с.

153. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М.Матюшкина.- М.: Педагогика, 1991.- С.10-29.

154. Раппопорт С.Х. О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство. Вып. 7.- М: Музыка, 1972.-С.3-46.

155. Рахманинов C.B. Интервью / Перевод А.Николаева. 1934.-79с.

156. Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901. - 138 с.

157. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. -СПб., 1901. 232 с.

158. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.: 1993.-148с.

159. Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. / Общ. ред. Исениной Е.И.- М.: Издательская группа "Прогресс", "Унивес", 1994.-480с.

160. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии.- М.: Учпедгиз, 1946.-704с.

161. Рубинштейн C.J1. Бытие и сознание.- М.: АН СССР, 1957.-328с.

162. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М., 1973.-496с.

163. Рубинштейн А.Г. Литературное наследие. Т.1.- М.: Музыка, 1983.-215с.

164. Рубинштейн С.Л. Принципы творческой самодеятельности // Вопросы психологии.- 1986.- №4.- С.101-108.

165. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2Т. Т.1,2. М., 1989.

166. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. -М., 1989.- С.323-328.

167. Симонов П.В. Что такое эмоция? -М., 1966.-171с.

168. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций.-М., 1975.-322с.

169. Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии.-1992.- №11. С.5-7.

170. Синергетика и сопредельные науки // Краткий библиографический указатель / Сост. Б.Н.Пойзнер. Томск, 1993.- С.9-19.

171. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 223с.

172. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-ое изд.-М.: Педагогика,1984.-240с.

173. Солдатова E.JI. Креативность в структуре личности. Дис. канд. псих, наук.- СПб., 1996.-162с.

174. Соловьев B.C. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Собр. соч. В.С.Соловьева.- СПб, 1903.-Т.7.-388с.

175. Стравинский И. Хроника моей жизни // Дирижерское исполнительство: практика, история, эстетика / Сост. Гинзбург. JI-М.: "Музыка", 1975.-с.547-552.

176. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. (Этюды креативной онтологии).- М.: Логос, 1992.-183с.

177. Суслова Т.Д. Формирование художественно-эстетической культуры учителя. Дисс. доктора пед.наук.-Липецк, 1998.-410с.

178. Сысоев A.A., Петров В.И. Структура и сущность психологических средств в развитии творческого потенциала студентов. Психологическая служба ВУЗа.- М.: МГУ, 1993.-123с.

179. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека.- М.: Изд-во МГУ, 1975.-283с.

180. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- 2-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1984.-344с.

181. Творчество и социальное познание / Под ред. А.М.Коршунова, С.С.Гольдентрихта.- М.: Изд-во МГУ, 1982.-256с.

182. Теория познания. Социально-культурная природа познания / Под ред. В.А.Лекторского, Т.И.Ойзермана: В. 2Т.-Т.2.-М.: Мысль, 1991.-478с.

183. Теплов Б.М.Проблемы индивидуальных различий.-М.: АПН РСФСР, 1961.-536с.

184. Теплов Б.M. Способность и одаренность // Избранные труды: В 2т.- М., 1985.- Т.1.-С.240.

185. Тихомиров O.K. Психология мышления.- М.: Изд-во МГУ, 1984.-272с.

186. Федоров Е.Е. Интуиция в музыкально исполнительской деятельности//Вопросы психологии.- 1985.-№2. - С.100-104.

187. Философско-психологические проблемы развития образования. М.: Прогресс, 1981. - 263 с.

188. Франкл В. Человек в поисках смысла / Под ред. Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонтьева М.: Прогресс, 1990.-368с.

189. Харлап И. Исполнительское искусство как эстетическая проблема // Мастерство музыканта исполнителя. Вып. 2.,-М.: Советский композитор, 1976.- С.3-67.

190. Хазратова Н.В.Формирование креативности под влиянием микросреды. Дисс. канд.пед.наук.-М., 1994.-169с.

191. Хиндемит П. Мир композитора // Дирижерское исполнительство: практика, история, эстетика / Сост. Гинзбург.Л.-М.: "Музыка", 1975.-С.467-474.

192. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов пед. институтов.- М.: Просвещение, 1984.-184с.

193. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся пед. вузов и консерваторий.-М.: Интерпранс, 1994.-373с.

194. Шабельников В.К. Формирование "быстрой мысли". Психологические механизмы "непосредственного" понимания объектов/Под общ. ред. П.Я.Гальперина.- Алма-Ата: Мактеп,-1982.-152с.

195. Школа самоопределения. Шаг второй.- М.: АО Политекст, 1994.-477с.

196. Шуцкий Ю.К.Китайская классическая "Книга перемен".- М., 1960.-307с.

197. Энгельмейер П.К. Теория творчества.- СПб., 1910.-89с.

198. Энгельмейер П.К.Эврология и всеобщая теория творчества // Вопросы теория и психологии творчества.- Харьков, 1916.-Т.7.-С.78-81.

199. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач М.: Высшая школа, 1972.-216с.

200. Эсаулов А.Ф. Диалектика технической мысли. Закономерности технического творчества.-Красноярск: изд-во Красноярского университета, 1989.-164с.

201. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности : Серия "Наука и религия".-М., 1991.- №1.-64с.

202. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке.-М., 1992.-293с.

203. Юнг К.Г. Конфликты детской души.- М.: КАНН, 1995.-333с.

204. Ягодин Г.А., Анисимов А.Г. Образование и личность // Магистр.- 1992.- Январь.- С.5-11.

205. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979,- 143с.

206. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.- М.: Знание, 1971.- 48с.

207. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности.- М., 1997.-224с.

208. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.-237с.

209. Averill J.R. Thomas Knows C.Emotional creativity // Strongman K.T. (ed). International review of studies on emotion. V.I.Chichester: Wiley, 1991.

210. Arnheim R. The creative process // Psychologische Beitrage. 1962. Vol. 6. №3-4.

211. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. of Psychol. V. 32. 1981 .P.439-476.

212. Cattell R.B. Personality and learning theory. N.Y.: Basic Books, 1992.

213. Farley F/ The big T in personality // Psychol. Today. 1986. V.20. №5. P44-52.

214. Gough H.G. A creative personality scale for the Adjective Check List // J.Pers. Soc. Psychol. 1979.V.37. №8k>3k>1398-1405.

215. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y.: MeGraw -Hill. 1967

216. Guilford J.P.Creativity //Am.Psychologist. 1950.V.5. P.444-454.

217. Sternberg R., Lubart T. Defying the croud: Cultivating creativity in a culture of conformity. N.Y.: Free Press, 1995.

218. Torrance E.P. The Torrance Test of creative thinking: Technical norm manual/ III, 1974.

219. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing // R. Sternberg, T.Tardis (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P.43-75.

220. Taylor C.W. Various approaches to and definions of creativity // R Sternberg, T.Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P.99-126.

221. Terman L.M. The Measurement of Intelligence. Boston, 1937.

222. Urban K. Assesing creating potential in drawing production the test for creative tinking drawing productive - TCTDP -in gifnedness: H.X., 1986.