Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Творческое задание как способ педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа

Автореферат по педагогике на тему «Творческое задание как способ педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Пискунова, Ольга Витальевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2010
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Творческое задание как способ педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Творческое задание как способ педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа"

На правах рукописи

ПИСКУНОВА Ольга Витальевна . V

У

00461101И

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва-2010

2 1 0НТ 7ПЮ

004611010

Работа выполнена в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

Красильников Игорь Михайлович Официальные оппоненты: член-корреспондент Российской академии

образования, доктор искусствоведения, профессор

Дёмин Вадим Петрович

кандидат педагогических наук, доцент Кошмина Ирина Васильевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный

гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»

Защита состоится 19 октября 2010 года в 15 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» по адресу: 119121, Москва, ул. Погодинская, дом В, корп. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования»

Автореферат разослан « 18» сентября 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, ^—, ___^

кандидат педагогических наук ^ Е.В. Боякова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования и степень разработанности проблемы.

Важнейшим компонентом профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа, определяющим уровень будущей профессиональной деятельности учителя музыки в школе или музыкального руководителя дошкольных учреждений, является учебная музыкальная деятельность. На ее развитие направлен ряд специальных дисциплин педагогического колледжа: музыкальный инструмент, сольфеджио, гармония, хоровой класс, практика работы с хором, вокальный класс и др. Успешность развития музыкальной деятельности в рамках этих дисциплин во многом связана с эффективностью педагогического управления. В этой связи проблема творческого задания как способа педагогического управления музыкальной деятельностью приобретает особое значение, поскольку данная деятельность имеет творческую природу, а творческое задание является наиболее эффективным способом постижения этой природы.

Понятие «творческое задание» своему появлению обязано теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), а его применение связывается как с развитием творческих способностей учащихся, так и с индивидуализацией их обучения, учетом их интересов и склонностей. Данная проблематика применительно к обучению в педагогическом колледже находится в поле зрения ряда исследователей: Т.Ю. Вишневской, Г.Ю. Капустиной, И.В. Коваленко, В.В. Михалевой и др. авторов.

В последнее время в сфере художественного образования по проблеме развития творческого потенциала студентов и учащихся ведутся дискуссии (A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Г.В. Кудина, Л.Г. Савенкова, В.А. Школяр, В.О. Усачева, И.М. Красильников, Е.А. Смолина и др.). В этих дискуссиях затрагивается как содержательный аспект проблемы «учить творчеству», так и методические вопросы развития творческих способностей школьников.

Что же касается проблемы творческого задания в системе профессиональной подготовки будущего учителя музыки, то научно-методических работ, специально посвященных этой проблеме, нет. Хотя в некоторых диссертационных исследованиях и монографиях рассматриваются ее отдельные аспекты (Я.Я. Бирзкопс, О.О. Гладышева, В.В. Михалева, И.Т. Рустамова, Т.Г. Чумак и др.). Творческие задания, представленные в этих работах, применяются для развития ряда творческих способностей, связанных с исполнительской или композиторской деятельностью на учебных предметах музыкального цикла, с восприятием музыки в курсе методики музыкального

образования. Эти задания нередко отличаются своей узкоспециальной направленностью и не обеспечивают в достаточной степени развития музыкальной деятельности студентов.

Рекомендации, дающиеся в этих разработках, не позволяют в целом обеспечить переход к методике преподавания музыки как живого образного искусства (Д.Б. Кабалевский), которая способствует постижению «тайн» творчества, совершению самостоятельных «открытий», обеспечивает эффективное освоение музыкальной деятельности, в т.ч. студентами педагогического колледжа на специальных музыкальных дисциплинах.

Но как учитель приобщит ребенка к творческой музыкальной деятельности, если сам не овладел ею в полной мере? Усиление креативного начала в учебно-музыкальной деятельности будущего педагога-музыканта поэтому становится особенно значимым, а творческое задание как наиболее адекватный природе этой деятельности способ педагогического управления ею приобретает актуальность в качестве предмета научно-методического исследования.

Противоречие между значимостью творческого задания как способа педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа и недостаточной научно-методической разработанностью этого вопроса лежит в основе проблемы исследования. Она заключается в выявлении научно-методических закономерностей применения творческого задания в качестве способа педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа.

Объект исследования - музыкальная деятельность студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования - процесс педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа посредством творческих заданий.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать пути развития музыкальной деятельности студентов, способствующие воспитанию их творческой активности, на основе творческих заданий различных видов и уровней сложности, форм сотрудничества преподавателей и студентов.

Исходя из объекта, предмета и цели определены задачи исследования:

1. Проанализировать различные подходы к проблеме педагогического управления музыкальной деятельностью будущих педагогов-музыкантов и творческому заданию как одному из способов ее организации.

2. Теоретически обосновать процесс управления музыкальной деятельностью студентов посредством творческих заданий.

-53. Разработать и апробировать комплекс творческих заданий, направленный на развитие музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа.

Гипотеза исследования: творческие задания окажутся эффективным способом педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа в том случае, если: .

- учебный процесс на разных музыкальных дисциплинах будет опираться на произведения музыкальной классики, ориентировать студентов на музыкальное творчество в триединстве деятельности композитора, исполнителя и слушателя;

- задания будут выстроены по степени сложности (пропедевтические, репродуктивно-творческие, исследовательские), соответствовать «зоне актуального и ближайшего развития» (JI.C. Выготский) студентов и направлены на их будущую профессиональную деятельность;

- методика их применения будет направлена на формирование и развитие творческих музыкальных способностей студентов, постижение музыки как живого образного искусства и опираться на разные формы сотрудничества преподавателя и студента (введение в деятельность, имитируемые действия, саморегулируемые действия).

Методологической основой исследования явились:

- законы кибернетики как науки об управлении (Н. Винер, К.Э. Шеннон, Г. Клаус, В.И. Кнорринг) и развитие их идей в разных областях гуманитарного знания (Б.Г. Ананьев, Г.Л. Ержемский, A.B. Лилов, И.Б. Гутчин, Р.Ф. Зарипов, В.Г. Злотников, Л.Г. Бояджиева и др.);

- теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) и ее преломление в концепции развивающего музыкального образования (Л.В. Школяр);

- интонационная теория музыки (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский);

- положения о значении творческой деятельности в развитии личности в трудах крупнейших музыкантов-просветителей и педагогов XX в. (К. Орф, 3. Кодай, Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Н.Я. Брюсова, С.Т. и В.Н. Шацкие, Г.Г. Нейгауз, Н.И. Голубовская, Н.Л. Гродзенская, H.A. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский и др.).

Методы исследования:

Изучение литературы по проблеме исследования; анализ практики преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исполнительских дисциплин в педагогических колледжах; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос студентов и преподавателей, проведение педагогического эксперимента; интерпретация и обобщение полученных в

процессе исследования результатов, анализ творческих работ студентов, статистический анализ итоговых данных.

Научная новизна исследования:

1. Обоснована необходимость и целесообразность применения творческого задания как ведущего способа педагогического управления учебной деятельностью студентов педагогического колледжа на различных музыкальных дисциплинах.

2. Разработан комплекс творческих заданий, направленных на приобщение студентов к композиторской, исполнительской и слушательской деятельности, а также на освоение связанных с этими видами деятельности компетенций.

3. Выявлена специфика творческих заданий для студентов педагогического колледжа, связанная с особенностями их будущей профессиональной деятельности, и осуществлена классификация творческих заданий по формам сотрудничества преподавателя и студента (введение в деятельность, имитируемые действия, саморегулируемые действия), а также по видам и уровням сложности.

4. Разработана и экспериментально проверена методика развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий, включающая комплексный метод, методы метафорического мышления, рефлексии, конструирования музыкально-теоретических подтекстовок, коллективной танцевальной импровизации, профессионально-моделирующих заданий, обучения в сотрудничестве и др.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- предложен принцип построения музыкально-творческих заданий для студентов педагогического колледжа на основе специфических составляющих их будущей профессиональной деятельности (исполнение и аранжировка музыкальных произведений, импровизация, сочинение, подбор по слуху, аккомпанирование пению детей, игра с ними в ансамбле музыкальных инструментов и пр.).

- произведено распределение творческих заданий для студентов педагогического колледжа по видам музыкальной деятельности (композиторские, исполнительские, слушательские), по форме сотрудничества преподавателя и студента (введение в деятельность: «Мастер и подмастерье», имитируемые действия: «Секреты мастера», саморегулируемые действия: «Творческая мастерская»), по степени сложности (пропедевтические, репродуктивно-творческие, творческие (исследовательские).

- предложена классификация методов развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих

заданий по трем направлениям: формирование и развитие их творческих музыкальных способностей, постижение музыки как живого образного искусства, стимулирование учебно-творческой деятельности;

- разработана диагностика творческих музыкальных способностей студентов педагогического колледжа и выявлены уровни их развития: условно репродуктивный (стереотипность действий, отсутствие стремления к варьированию музыкального материала), репродуктивно-творческий (поверхностное проявление эмоциональности, недостаточно чистое интонирование), творческий, исследовательский (стремление к яркому и разнообразному выражению своих «музыкальных высказываний», оригинальность, ассоциативность, самостоятельность).

Практическая значимость исследования определяется возможностью широкого применения разработанных в исследовании творческих заданий, отличающихся по формам сотрудничества преподавателя и студента, по видам и уровням сложности, при разработке методик, составлении учебных программ по разным музыкальным дисциплинам и пособий для обучения студентов педагогического колледжа. Разработанная автором методика развития музыкальной деятельности студентов педагогических колледжей с помощью творческих заданий и диагностики творческих музыкальных способностей студентов данных учреждений может войти составной частью в лекционные и семинарские занятия учебного курса «Методика музыкального воспитания» в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях, а также найти применение в процессе проведения курсов повышения квалификации работников музыкального образования.

Достоверность исследования определяется его методологической базой, включающей кибернетические, психологические, педагогические и музыкальные концепции и теории, актуальные для разработки заявленной в диссертации проблематики; целенаправленным анализом накопленного в художественном образовании передового опыта по проблеме творческого задания; опорой на многолетний личный преподавательский опыт автора исследования в общеобразовательных, музыкальных школах и педагогических колледжах; применением разнообразных исследовательских методов сбора информации, обработки и анализа полученных данных; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предложенной методики развития музыкальной деятельности студентов с помощью творческих заданий.

Этапы исследования: На первом этапе (2000-2006 г.г.) были проанализированы различные подходы к проблеме творческого задания в музыкальной деятельности учащихся в системе общеобразовательных и

музыкальных школ, а также в средних специальных учебных заведениях; изучались педагогические условия, способствующие возрастанию личностного смысла в совершаемых действиях студентов в процессе освоения учебной музыкальной деятельности; изучалась научно-педагогическая литература по теме исследования; была определена тема исследования, сформулирована гипотеза, намечены цель, задачи, методологическая основа и методы исследования.

На втором этапе (2006-2008 г.г.) - разрабатывалась система творческих заданий, предлагаемых студентам на специальных музыкальных дисциплинах; разрабатывалась диагностическая оценка развития творческих музыкальных способностей студентов педагогического колледжа.

На третьем этапе (2008-2010 г.г.) - проводился констатирующий и формирующий эксперименты, а также контрольный срез, позволяющий судить об эффективности предложенной в исследовании методики развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий; обрабатывался, систематизировался и обобщался полученный в ходе педагогического эксперимента материал; формулировались выводы; результаты исследования оформлялись в виде текста диссертации.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования прошли апробацию на Международной конференции «Д.Б. Кабалевский - композитор, ученый, педагог». К 100-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского (Москва, 13-18 декабря 2004 г.) (Москва: РАО ИХО, 2004); на V Международной научно-практической конференции 4-7 октября 2005 г. «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 2005); на Международной научно-практической конференции «Эмоциональный компонент эстетического образования: проектирование, реализация и оценка», посвященной 10-летию музыкального отделения ТГПУ им. Л.Н. Толстого (1113 апреля 2006 г.) (Тула, 2006); на IV (XI Цкг. «ЕРТА») Международной конференции «Славянская музыка в просветительской деятельности педагога» (27 ноября - 3 декабря 2006 г.) ХНПУ им. Г. Сковороды (Харьков, 2006); на П Всероссийской научно-практической конференции «Развитие непрерывного образования» (23-24 апреля 2009 г.) КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск,

2009); на III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 5-летию Института дополнительного образования и повышения квалификации «Развитие непрерывного образования» (25-26 марта 2010 г.) КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск,

2010); на заседаниях лаборатории музыкального искусства учреждения РАО «Институт художественного образования»; на заседаниях методических

советов Валуйского педагогического колледжа и Воронежского музыкально-педагогического колледжа.

Внедрение результатов исследования осуществлено в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования: Валуйском педагогическом колледже, Воронежском музыкально-педагогическом колледже и Воронежском областном училище культуры.

База исследования: музыкальные отделения Валуйского педагогического колледжа и Воронежского музыкально-педагогического колледжа. Исследованием было охвачено 180 студентов и 19 педагогов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкально-творческое задание определяется как способ педагогического управления, направленный на создание учащимися музыкального продукта и связанный с развитием их творческой активности и возрастанием личностного смысла в совершаемых учебных действиях.

2. Творческое задание отвечает природе учебно-музыкальной деятельности студентов колледжа и служит эффективным способом управления ею при следующих педагогических условиях: организация учебного процесса на разных музыкальных дисциплинах как творческой музыкальной деятельности в неразрывном единстве ее композиторской, исполнительской и слушательской сторон; создание эмоционального настроя на приобщение к музыкальному творчеству и освоение связанных с ним компетенций.

3. Успешность развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа определяется применением комплекса творческих заданий различной типологии: по форме сотрудничества преподавателя и студента: «мастер и подмастерье» (введение в деятельность, разделение действий между преподавателем и студентом), «секреты мастера» (имитируемые действия, поддержанные действия), «творческая мастерская» (саморегулируемые действия, самопобуждаемые действия, самоорганизуемые действия, партнерство); по степени сложности: пропедевтические, репродуктивно-творческие, творческие (исследовательские); по виду музыкальной деятельности (композиторские, исполнительские, слушательские).

4. Повышению эффективности педагогического управления музыкальной деятельностью будущего учителя способствует применение классических произведений музыкального искусства для творческих заданий различных видов и уровней сложности, форм сотрудничества преподавателя и студента.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (119 источников) и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, формулируется гипотеза и задачи исследования, определяется новизна, теоретическая и практическая значимость работы, а также достоверность ее результатов; указаны этапы исследования, его апробация и внедрение; сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации - «Проблема творческого задания в контексте концепции развивающего музыкального образования» -педагогическое управление музыкальной деятельностью учащихся рассматривается в теоретическом и историческом аспектах. Педагог создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает его содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и примеряет разнообразные формы его организации; использует различные методы, при помощи которых содержание учебного материала становится достоянием учащихся, т.е. управляет активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся (В.А. Сластенин. И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов и др.). Это относится и к сфере музыкального обучения. Непосредственная связь данной сферы с творческой деятельностью учащихся определяет иерархию связанных с ней способов педагогического управления. Наибольшую значимость здесь приобретают те из них, которые направлены на «побуждение к творчеству».

Способы же, основанные на «усвоении», «предметности», «знаниевости», на навязывании единственно правильного выбора, подавления творческой инициативы и познавательной мотивации, становятся второстепенными или неприемлемыми. Так, обращение к способам педагогического управления, направленным на получение знаний: объяснение, беседа, словесные пояснения, иллюстрирование, показ за инструментом или голосом, как можно что-то исполнить, и др. (словесные методы, наглядные методы, практические методы) оказывается недостаточным для организации учебной музыкальной деятельности, непосредственно определяющей будущие профессиональные возможности студентов педагогического колледжа. Напротив, выбор способов, ориентированных на обогащение способов действий: система творческих заданий, конструирование, проектирование, моделирование, планирование, исследование и др., наиболее адекватен задаче развития творческой музыкальной деятельности учащихся.

В опоре на уровни продуктивности педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина) нами выделены уровни эффективности организации педагогического управлении музыкальной деятельностью студентов: 1) низкий (локально-моделирующий знания учащихся), 2) средний (системно-

моделирующий знания учащихся), 3) высокий (системно-моделирующий деятельность учащихся). Выделенные уровни мы соотносим с достижением педагогом определенной цели, исходя из возможностей своего предмета и конкретных педагогических (управляющих) воздействий с целью организации учения, а также из степени участия в нем самого студента. Будучи одной из оптимальных форм совместной продуктивной деятельности преподавателя и студента, творческое задание способствует повышению качества как преподавания, так и учения.

Исследование творческого задания как способа педагогического управления музыкальной деятельностью студентов потребовало обращения к кибернетике, изучающей общие законы управления любым процессом. Под управлением в кибернетике понимают такое воздействие на объект (процесс) (в данном исследовании на музыкальную деятельность студентов), которое выбрано из множества возможных воздействий (в том числе способов педагогических (управляющих) воздействий) - с учетом поставленной цели (А.Я. Лернер, В.И. Кнорринг и др.). Организация эффективного управления должна происходить с учетом специфических закономерностей управляемого процесса (Н.Ф. Талызина) (см. таблицу 1).

Через творческое задание происходит постановка цели, предвосхищение планируемого результата, т.н. предвидение, строящееся на «внутреннем моделировании и «опережающем» отражении» (Г.Л. Ержемский). Анализ результатов его выполнения позволяет вырабатывать различные приемы педагогического управления, реализующие индивидуально-дифференцированный подход при развитии музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа.

Рассмотрение подходов к педагогическому управлению музыкальной деятельностью в истории отечественного образования коснулось роли, которую играли репродуктивные и творческие начала в учебной музыкальной деятельности, особенности ее мотивационной и контролирующей подструктур. Представленная панорама исторического развития отечественного музыкального образования позволяет говорить о разных, порой диаметрально противоположных подходах к педагогическому управлению музыкальной деятельностью учащихся. Различной видится и эффективность данного управления в тот или иной исторический период. Совершенствование этого важного аспекта обучения мы связываем с концепцией развивающего музыкального образования. Выдвинутые видными учеными положения этой концепции позволяют нацелить управление музыкальной деятельностью учащихся на развитие их творческой активности и самостоятельности.

Таблица 1

Функции управления музыкальной деятельностью студентов в педагогической системе

Вопрос о творческом задании в профессиональной подготовке будущего учителя рассматривался в исследованиях Я.Я. Бирзкопса, О.О. Гладышевой, И.Т. Рустамовой, В.В. Михалевой, Т.А. Казариновой, Г.В. Карягиной, ЕЛО. Усановой, Т.Г. Чумак и др. В данных исследованиях, в частности, отмечается, что практика музыкальной подготовки студентов педколледжа, основана, преимущественно, на заданиях репродуктивного характера, связанных с освоением необходимых умений и навыков с помощью показа и словесных пояснений преподавателя. Акценты зачастую смещены на так называемое «натаскивание».

В основном это творческие задания на досочинение мелодий, сочинение продолжения и окончания мелодии, сочинение мелодий на заданный ритм или ритмический рисунок предложенного стихотворения, сочинение мелодий на основе гармонического построения, варьирование (подбор ритмических рисунков к предложенным звукам мелодии для получения жанровых вариаций), сочинение мелодии с помощью ритмических «подсказок», подбор аккордового сопровождения (аккомпанемента), работа над фактурным оформлением сопровождения и т.п. Эти задания скорее похожи на «приложение к скучной обязательной зубрежке», к «дидактическому тренажу» (В.Т. Кудрявцев), преобладающему в обучении.

В параграфе дан краткий обзор существующих учебных программ, планов, учебных методик музыкальной подготовки учителя, в которых, к сожалению, нельзя в качестве основной выделить целевую установку на творческую деятельность студентов. Хотя еще Д.Б. Кабалевский в «Основных принципах и методах программы по музыке для общеобразовательной школы» писал о том, что методика занятий творческой деятельностью учащихся почти не разработана и во всей системе подготовки учителей «соответствующий раздел методики пока отсутствует». Отсутствие подобных разработок продолжает играть негативную роль как в системе подготовки учителей, так и в методике массового музыкального образования.

Во второй главе диссертации - «Развитие музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа посредством творческих заданий» -предлагается теоретическое и методическое обоснование данного способа педагогического управления. Музыкальная деятельность, в том числе студентов педагогического колледжа, имеет творческую природу. Творчеству нужно учить, и методы приобщения к нему не сводятся к традиционным методам обучения (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Г.Г. Нейгауз, Н.И. Голубовская, A.A. Мелик-Пашаев и др.). Особую роль здесь приобретает побуждение к творчеству, а направленное на это творческое задание, таким образом, становится наиболее эффективным способом управления музыкальной

деятельностью студентов колледжа. Предлагаемые студентам творческие задания можно подразделить на связанные с композиторской, исполнительской и слушательской деятельностью. Каждая из музыкальных дисциплин («Музыкальный инструмент», «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки», «Гармония», «Вокальный класс», «Хоровой класс» и «Практика работы с хором» и др.) близка той или иной музыкальной деятельности, что послужило основанием для группировки творческих заданий по этим дисциплинам (см. таблицу 2).

Определяя круг предметов по видам музыкальной деятельности (композитора, исполнителя и слушателя), мы вместе с тем, отдаем себе отчет в условности такого разделения. На занятиях по любой музыкальной дисциплине они сочетаются друг с другом, либо видоизменяются, исходя из дидактической целесообразности. Поэтому в рамках одной дисциплины могут использоваться как творческие композиторские, так и творческие исполнительские задания, наряду с заданиями на восприятие музыки, на импровизацию, и задания по интересам студентов.

В опоре на типологию заданий по степени сложности, разработанную П.И. Пидкасистым, нами выделены следующие типы заданий: 1) пропедевтические, условно-репродуктивные («по образцу»); 2) репродуктивно-творческие («сотворчество студента и преподавателя»); 3) творческие (исследовательские) - «частично-самостоятельный поиск», «самостоятельный поиск», «самостоятельное исследование». Подобные особенности ранжирования связаны со спецификой любой творческой деятельности (в данном исследовании учебно-музыкальной деятельности), в которой «нужно сперва изучить технику...; чтобы прыгнуть вверх, надо оттолкнуться от земли, надо, чтобы была земля» (Е.И. Замятин).

Сопоставив формы совместной деятельности преподавателя и студента с системой форм совместной деятельности учителя и ученика (В.М. Монахов), а также, ориентируясь на степень сложности творческих заданий, мы вывели их типологию по форме продуктивной совместной деятельности: «Мастер и подмастерье» - введение в деятельность, разделение действий между преподавателем и студентом; «Секреты мастера» - имитируемые действия, поддержанные действия; «Творческая мастерская» - саморегулируемые действия, самопобуждаемые действия, самоорганизуемые действия, партнерство.

Уровень сложности заданий также предопределяет порядок действий при их выполнении. Так, творческие (исследовательские) задания построены в форме стадий творческого процесса (по схеме Г. Уоллеса): приготовление -вникание в поставленную педагогом цель, определение задачи, сбор нужной

Таблица 2

Система творческих заданий по разным музыкальным дисциплинам для студентов педагогического колледжа

Творческие задания по интересам студентов

информации; инкубация - обстоятельное продумывание способов действий, (при этом не исключается возможность отвлечения от поставленной задачи на некоторое время); «просветление» (инсайт) - появление «счастливой идеи», догадки; проверка - реализация намеченного способа действия. Некоторые стадии выполнения творческого (исследовательского) задания могут смещаться. Так инкубация может параллельно идти с первой стадией -приготовлением, а проверка может совпадать со стадией «просветления».

Взаимодействие разных типов творческих заданий усиливает их управляющее воздействие на развитие музыкальной деятельности студентов на протяжении всего процесса обучения. При этом, в отличие от других педагогических воздействий (объяснение, беседа, словесные пояснения, иллюстрирование, показ и др.), творческое задание непосредственно регулирует обратную связь, становясь тем самым эффективным средством, корректирующим действия педагога той или иной музыкальной дисциплины. В диссертации, таким образом, представлена кибернетическая модель музыкально-творческого задания.

Методика развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий включает сформированный нами комплекс методов, применяемых на разных музыкальных дисциплинах. Предложенные методы соответствуют определяемым творческими заданиями различным позициям студента «я -композитор», «я - исполнитель», «я - слушатель».

Методы делятся на три группы. Первая из них направлена на формирование и развитие творческих музыкальных способностей студентов: индивидуальный подход, метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д.Б. Кабалевский), комплексный метод, метод рефлексии, метод создания музыкально-теоретических подтекстовок, метод исследования нотного текста, метод образного видения, метод придумывания, метод метафорического мышления, метод ошибок, метод сравнения, метод наведения, метод наблюдения музыки (Б.В. Асафьев), метод импровизации. Сюда же входят и ряд методических приемов: прием повторных редакций (Л.А. Баренбойм), прием «музыкальный детектив», игра-мозаика - сборка нотного текста, приемы различных подтекстовок, прием «из уст в уста» (коллективная вокальная импровизация на заданную мелодию), стихотворные импровизации перед занятиями хора, сольфеджио, гармонии и др., мелодический прием образно-игрового вхождения в музыку - «музыкальная беседа».

Вторая группа методов воплощает идею постижения музыки как живого образного искусства. Это методы художественной дидактики: метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр), метод

сочинения сочиненного (В.О. Усачева), метод интонационно-смыслового анализа музыки (В.В. Медушевский), метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская), метод переинтонирования (М.С. Красильникова), метод множественности интерпретаций («веер» смысловых прочтений одного и того же сочинения) (М.С. Красильникова), метод мысленной оркестровки фортепианного сочинения. Во вторую группу также входят: методический прием пластического интонирования (Т.Е. Вендрова), интонационно-пластические этюды, импровизация пластических композиций, двигательно-слуховые импровизации, импровизация на основе музыкального образа пьесы через разыгрывание придуманных ситуаций, прием опоры на предложенные виды фактур («художественная модель»), прием создания «эскизов инструментальных переложений» изучаемых пьес, прием прелюда, прием дирижирования музыкального текста разучиваемой пьесы как оркестровой партитурой, прием сочинения «пьес-действий»: коллективная танцевальная импровизация, элементы драматизации, инсценировка.

Третья группа методов направлена на стимулирование учебно-творческой деятельности студентов: метод профессионально-моделирующих заданий (на самопобуждаемые действия студентов), метод обучения в сотрудничестве, метод проектов, метод создания специфических ситуаций будущей профессиональной деятельности («фольклорная экспедиция», «на карнавале», игровые сюжеты, «игровая гимнастика», «лесные музыканты», «сказочка на ночь» и т.п.), метод ансамблевого музицирования.

В качестве материала для творческих заданий, выполняемых на разных музыкальных дисциплинах, в исследовании предлагаются произведения музыкальной классики. Это обогащает представления студентов о творческих действиях с этим материалом, а также открывает возможность использовать его в будущей профессиональной деятельности.

Экспериментальное исследование развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа в процессе выполнения творческих заданий проводилось на базе Валуйского педагогического колледжа и Воронежского музыкально-педагогического колледжа на отделении «Музыкальное образование» и состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного (проверочного). В экспериментальных группах велось обучение по разработанной нами методике развития музыкальной деятельноста студентов с помощью творческих заданий различных типов на основе специально созданных рабочих программ по музыкальным дисциплинам. В контрольных группах обучение проводилось по традиционным методикам.

Студенты, обследовавшиеся в ходе педагогического эксперимента в обоих колледжах, имели разную музыкальную подготовку. Так, в Валуйском педагогическом колледже 52,2% не имели предварительной музыкальной подготовки; в Воронежском музыкально-педагогическом колледже без предварительной подготовки - 30,8%. Остальные учились в детской музыкальной школе до поступления в Валуйский и Воронежский колледжи (47,8% и 69,2% соответственно).

Методика констатирующего этапа эксперимента была направлена на выявление мотивационно-смысловой направленности студентов на будущие профессии учителя музыки, музыкального руководителя и на определение исходного уровня творческих музыкальных способностей студентов. Письменное анкетирование, опрос и тестирование студентов позволили определить мотивационно-смысловую направленность и исходный уровень музыкальных способностей студентов. В результате выявлено три уровня: низкий, средний, высокий.

Для высокого (творческого, исследовательского) уровня характерно стремление к яркому и разнообразному выражению своих «музыкальных высказываний», оригинальность, ассоциативность, чистое интонирование, самостоятельность при выполнении заданий. Средний (репродуктивно-творческий) уровень музыкальных способностей студентов отличается поверхностным проявлением эмоциональности, недостаточно чистым интонированием. При выполнении заданий требуется предварительная подготовка и помощь преподавателя. Низкий (условно репродуктивный) уровень способностей характеризуется отсутствием внешних проявлений эмоциональности при восприятии музыки, сбивчивым воспроизведением незнакомой мелодии и неточностью ее интонирования, стереотипностью действий, отсутствием стремления к варьированию предлагаемого преподавателем музыкального материала. Требуется постоянное руководство со стороны педагога.

Формирующий этап эксперимента был направлен на развитие музыкальной деятельности студентов с помощью творческих заданий различных типов. Занятия с ЭГ и КГ проводили разные преподаватели: музыкального инструмента, сольфеджио, теории музыки, гармонии, анализа музыкальных форм, хорового класса и практики работы с хором. На этих дисциплинах у студентов ЭГ определенная часть заданий была заменена на творческие задания, построенные на основе пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Студенты КГ обучались по прежней программе и методике преподавания с применением, в основном, заданий репродуктивного типа.

Характер взаимодействия преподавателя и студентов в ЭГ и КГ был разным. В ЭГ преподаватель был поставлен в позицию сотрудничества со студентами, поддерживания их инициативности, создания эмоционального настроя на освоение музыкально-творческой практики и ориентированных на нее умений и навыков (чувство ритма, слух, музыкальная память, беглое чтение музыкального текста и пр.). Это обусловливалось применением творческих заданий, основанных на разных формах сотрудничества преподавателя и студента: «мастер и подмастерье», «секреты мастера», «творческая мастерская». В КГ сохранялся авторитарный стиль управления, инициатива полностью была на стороне преподавателя, форма взаимодействия преподавателя со студентами, в основном, соответствовала нормам организации индивидуально-фронтального обучения.

Ход занятий в ЭГ фиксировался с помощью методики «портфолио творческих заданий», обеспечивающей регистрацию исходных творческих музыкальных способностей студента, количество выполненных им творческих заданий, их типы, музыкальный материал, успешность действий при выполнении заданий и динамику творческих музыкальных способностей. Выбор методов и приемов, побуждающих студентов к творческому освоению учебной музыкальной деятельности, определялся преподавателями в зависимости от психологических особенностей студента и уровня его музыкального развития.

Целью контрольного (проверочного) эксперимента было выявления динамики развития творческих музыкальных способностей студентов за весь период экспериментальной работы. Была проведена заключительная диагностика с учетом всех установленных ранее критериев и показателей уровня творческих музыкальных способностей, адекватная той, которая проводилась на констатирующем этапе исследования (см. таблицу 3). Как видно из таблицы, количество студентов с низким уровнем развития творческих музыкальных способностей в ЭГ и КГ уменьшилось, соответственно, на 44,25% и 28%, количество студентов со средним уровнем увеличилось на 19,75% и 13,5%, а с высоким - на 25,5% и 15,25%.

Это позволяет сделать вывод о том, что студенты экспериментальных групп по показателям развития музыкальной деятельности оказались на значительно более высоком уровне по сравнению со студентами контрольных групп, в обучении которых отсутствовала опора на комплекс методов и приемов, способствующих эффективному применению творческих заданий на разных музыкальных дисциплинах.

Результаты повторного анкетирования также выявили значительно более высокий рост мотивационно-смысловой направленности к будущей профессии

Таблица 3

ГРУППЫ Уровни развития творческих музыкальных способностей студентов

низкий средний высокий

начало(%) конец(%) начал о(%) конец(%) начзло(%) конец(%)

ЭГ 1 Валуйки 53 13 28 44 19 43

КГ 1 Валуйки 54 28 36 44 . 10 31

ЭГ2 Воронеж 57 10 25 48 18 42

КГ 2 Воронеж 54 26 32 45 14 29

ЭГЗ Валуйки 53 8 30 50 17 42

КГЗ Валуйки 52 24 30 46 18 30

ЭГ 4 Воронеж 56 7 25 45 19 48

КГ4 Воронеж 54 24 28 45 18 31

учителя музыки у студентов ЭГ по сравнению со студентами КГ (на 40,6% и 12% соответственно).

В заключении на основе выполнения поставленных в исследовании задач делаются следующие выводы, подтверждающие положения гипотезы и намечающие перспективы дальнейших научных разработок.

1. Творческое задание как способ педагогического управления в контексте различных, порой диаметрально противоположных исторических подходов к учебно-музыкальной деятельности в наибольшей мере отвечает задаче развития творческой активности, самостоятельности обучаемых и их музыкальной деятельности в целом.

2. Процесс управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа посредством творческих заданий обусловливается эмоциональной настроенностью на приобщение к музыкальному творчеству и связанных с ним компетенций; применением разнообразных типов творческих заданий: по форме сотрудничества преподавателя и студента (введение в деятельность, поддержанные действия, саморегулируемые действия), по степени сложности освоения (пропедевтические, репродуктивно-творческие, творческие), по виду музыкальной деятельности (композиторские, исполнительские, слушательские).

3. Методика развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий включает три группы методов: 1) направленные на развитие творческих способностей

студентов (комплексный метод, метод метафорического мышления, метод рефлексии и др.); 2) воплощающие идею постижения музыки как живого образного искусства (интонационно-пластические этюды, методический прием прелюда, прием дирижирования музыкального текста разучиваемой пьесы как оркестровой партитурой и др.); 3) стимулирующие учебно-творческую деятельность студентов (метод профессионально-моделирующих заданий, метод обучения в сотрудничестве, метод ансамблевого музицирования и др.). Применение классических музыкальных произведений в качестве материала различных творческих заданий обогащает представления студентов о творческих действиях и открывает возможность использования его в будущей профессиональной деятельности.

4. Разработанная диагностическая методика (составление и анализ «портфолио творческих заданий») выявила высокий уровень развития музыкальной деятельности у студентов, охваченных формирующим экспериментом. Проведенное в их группе анкетирование позволяет сделать вывод об усилении их мотивационно-смысловой направленности к будущей профессии учителя музыки, музыкального воспитателя. Полученные экспериментальные данные, таким образом, подтверждают выдвинутое диссертантом положение о высокой эффективности педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий.

Проведенное исследование открывает перспективы научных разработок в двух направлениях. Первое из них связано с выявлением возможностей педагогического управления с помощью творческого задания музыкальной деятельностью студентов вузов и учащихся основного и дополнительного образования. Второе определяется потенциалом творческого задания в качестве способа управления литературной, изобразительной, хореографической и другими видами художественной деятельности студентов и учащихся.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях, в том числе в изданиях, рекомендованных списком ВАК:

1. Прорешная О.В. (Пискунова О.В.). Возвращение на круги управления, или управление творческой (музыкальной) деятельностью студентов педколледжа // Искусство в школе. — 2008. - № 3. - С. 65-67. — 03 п.л.

2. Прорешная О.В. (Пискунова О.В.). Побуждение к творчеству или творческое задание для будущего учителя // Искусство в школе. - 2009. -№ 1. - С. 71-74. - 0,5 п.л.

3. Прорешная О.В. (Пискунова О.В.). Управление музыкальной деятельностью студентов педколледжа через творческое задание //

Модернизация художественного образования: Материалы Международной конференции «Д.Б. Кабалевский - композитор, ученый, педагоге. К 100-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского, Москва, 13-18 декабря 2004 г. / Под ред. Е.Д. Критской, М.С. Красильниковой. - М.: ИХО РАО, 2004. - С. 213-217. - 0,3 п.л.

4. Прорешная О.В. (Пискунова О.В.). Подходы к проблеме творческого задания в профессиональной подготовке будущего учителя // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов V-ой Международной научно-практической конференции, Самара 4-7 октября 2005 г. / Под ред. М.С. Красильниковой. - Самара, 2005. - С. 432-434. - 0,2 п.л.

5. Пискунова О.В. Творческое задание в профессиональной подготовке будущего учителя // Развитие непрерывного образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Том 1. - Красноярск, 23 -24 апреля 2009 г. / Отв. ред. E.H. Белова; Краснояр. гос. пед. ун-т. - Красноярск, 2009.-С. 155-160.-0,3 п.л.

6. Пискунова О.В. «Научение» творчеству... (или методы освоения специфической учебной музыкальной деятельности в профессиональной подготовке будущего учителя с помощью творческих заданий) // Развитие непрерывного образования: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 5-летию Института дополнительного образования и повышения квалификации, Красноярск, 25 - 26 марта 2010 года / Отв. ред. E.H. Белова; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2010. - С. 137-139.-0.3 п.л.

Заказ № 257. Объем 1п.л. Тираж 100 экз. Отпечатано в ООО «Петроруш». г.Москва, ул.Палиха 2а.тел.250-92-06 www.postator.ru

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пискунова, Ольга Витальевна, 2010 год

Введение.

Глава 1. Проблема творческого задания в контексте концепции развивающего музыкального образования.

1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме управления музыкальной деятельностью учащихся.

1.2. Подходы к педагогическому управлению музыкальной деятельностью в истории отечественного образования.

1.3. Творческое задание в профессиональной подготовке будущего учителя.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Развитие музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий.

2.1. Теоретические основы управления музыкальной деятельностью студентов с помощью творческих заданий.

2.2. Методика развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий.

2.3. Экспериментальное исследование развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа в процессе выполнения творческих заданий.

Выводы по главе 2.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Творческое задание как способ педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа"

Актуальность исследования и степень разработанности его проблемы. Важнейшим компонентом профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа, определяющим уровень будущей профессиональной деятельности учителя музыки в школе или музыкального руководителя дошкольных учреждений, является учебная музыкальная деятельность. На ее развитие направлены ряд специальных дисциплин педагогического колледжа: музыкальный инструмент, сольфеджио, гармония, хоровой класс, практика работы с хором, вокальный класс и др. Успешность развития музыкальной деятельности в рамках этих дисциплин во многом связана с эффективностью педагогического управления. В этой связи проблема творческого задания как способа педагогического управления музыкальной деятельностью приобретает особое значение, поскольку данная деятельность имеет творческую природу, а творческое задание является наиболее эффективным способом постижения этой природы.

Понятие «творческое задание» своему появлению обязано теории развивающего обучения (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), а его применение связывается как с развитием творческих способностей учащихся, так и с индивидуализацией их обучения, учетом их интересов и склонностей. Данная проблематика > применительно к обучению в педагогическом колледже находится в поле зрения ряда исследователей: Т.Ю. Вишневской, Г.Ю. Капустиной, И.В. Коваленко, В.В. Михалевой и др. авторов.

В последнее время в сфере художественного образования по проблеме творческого задания ведутся дискуссии (A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Г.В. Кудина, Л.Г. Савенкова, В.А. Школяр, В.О. Усачева, И.М. Красильников, Е.А. Смолина и др.). В этих дискуссиях затрагивается как содержательный аспект проблемы «учить творчеству», так и методические вопросы развития творческих способностей школьников. Что же касается проблемы творческого задания в системе профессиональной подготовки будущего учителя музыки, то в научно-методической литературе работ, специально посвященных этой проблеме, нет. Хотя в некоторых диссертационных исследованиях и монографиях рассматриваются ее отдельные аспекты (Я.Я. Бирзкопс, О.О. Гладышева, В.В. Михалева, И.Т. Рустамова, Т.Г. Чумак и др.). Творческие задания, представленные в этих работах, применяются для развития ряда творческих способностей, связанных с исполнительской или композиторской деятельностью на учебных предметах музыкального цикла, с восприятием музыки в курсе методики музыкального образования. Эти задания нередко отличаются своей узкоспециальной направленностью и не обеспечивают в достаточной степени развития музыкальной деятельности студентов.

Рекомендации, дающиеся в этих разработках, не позволяют в целом обеспечить переход к методике преподавания музыки как живого образного искусства (Д.Б. Кабалевский), которая способствует постижению «тайн» творчества, совершению самостоятельных «открытий», обеспечивает эффективное освоение музыкальной деятельности, в т.ч. студентами педагогического колледжа на специальных музыкальных дисциплинах.

Но как учитель приобщит ребенка к творческой музыкальной деятельности, если сам не овладел ею в полной мере? Усиление креативного начала в учебно-музыкальной деятельности будущего педагога-музыканта поэтому становится особенно значимым, а творческое задание как наиболее адекватный природе этой деятельности способ педагогического управления ею приобретает актуальность в качестве предмета научно-методического исследования.

Противоречие между значимостью творческого задания как способа педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа и недостаточной научно-методической разработанностью этого вопроса лежит в основе проблемы исследования.

Она заключается в выявлении научно-методических закономерностей применения творческого задания в качестве способа педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа.

Объект исследования - музыкальная деятельность студентов педагогического колледжа на специальных дисциплинах.

Предмет исследования — процесс педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа посредством творческих заданий.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать пути развития музыкальной деятельности студентов, способствующие воспитанию их творческой активности, на основе творческих заданий различных видов и уровней сложности, форм сотрудничества преподавателей и студентов.

Исходя из объекта, предмета и цели определены задачи исследования:

1. Проанализировать различные подходы к проблеме педагогического управления музыкальной деятельностью будущих педагогов-музыкантов и творческому заданию как одному из способов ее организации.

2. Теоретически обосновать процесс управления музыкальной деятельностью студентов посредством творческих заданий.

3. Разработать и апробировать комплекс творческих заданий, направленный на развитие музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа.

Гипотеза исследования: творческие задания окажутся эффективным способом педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа в том случае, если:

- учебный процесс на разных музыкальных дисциплинах будет опираться на произведения музыкальной классики, ориентировать студентов на музыкальное творчество в триединстве деятельности композитора, исполнителя и слушателя;

- задания будут выстроены по степени сложности (пропедевтические, репродуктивно-творческие, исследовательские), соответствовать «зоне актуального и ближайшего развития» (JI.C. Выготский) студентов и направлены на их будущую профессиональную деятельность; методика их применения будет направлена на формирование и развитие творческих музыкальных способностей студентов, постижение музыки как живого образного искусства и опираться на разные формы сотрудничества преподавателя и студента (введение в деятельность, имитируемые действия, саморегулируемые действия).

Методологической основой исследования явились: законы кибернетики как науки об управлении (Н. Винер, К.Э. Шеннон, Г. Клаус, В.И. Кнорринг) и развитие их идей в разных областях гуманитарного знания (Б.Г. Ананьев, Г.Л. Ержемский, A.B. Лилов, И.Б. Гутчин, Р.Ф. Зарипов, В.Г. Злотников, Л.Г. Бояджиева и др.); теория развивающего обучения (Л.С. Выготский,.В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) и ее преломление в концепции развивающего музыкального образования (Л.В. Школяр);

- интонационная теория музыки (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский);

- положения о значении творческой деятельности в развитии личности в трудах крупнейших музыкантов-просветителей и педагогов XX в. (К. Орф, 3. Кодай, Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Н.Я. Брюсова, С.Т. и В.Н. Шацкие, Г.Г. Нейгауз, Н.И. Голубовская, Н.Л. Гродзенская, H.A. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский и др.).

Методы исследования:

Изучение литературы по проблеме исследования; анализ практики преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исполнительских дисциплин в педагогических колледжах; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос студентов и преподавателей, проведение педагогического эксперимента; интерпретация и обобщение полученных в процессе исследования результатов, анализ творческих работ студентов, статистический анализ итоговых данных.

Научная новизна исследования:

1. Обоснована необходимость и целесообразность применения творческого задания как ведущего способа педагогического управления учебной деятельностью студентов педагогического колледжа на различных музыкальных дисциплинах.

2. Разработан комплекс творческих заданий, направленных на приобщение студентов к композиторской, исполнительской и слушательской деятельности, а также на освоение связанных с этими видами деятельности компетенций.

3. Выявлена специфика творческих заданий для студентов педагогического колледжа, связанная с особенностями их будущей профессиональной деятельности, и осуществлена классификация творческих заданий по формам сотрудничества преподавателя и студента (введение в деятельность, имитируемые действия, саморегулируемые действия), а также по видам и уровням сложности.

4. Разработана и экспериментально проверена методика развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий, включающая комплексный метод, методы метафорического мышления, рефлексии, конструирования музыкально-теоретических подтекстовок, коллективной танцевальной импровизации, профессионально-моделирующих заданий, обучения в сотрудничестве и др.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- предложен принцип построения музыкально-творческих заданий для студентов педагогического колледжа на основе специфических составляющих их будущей профессиональной деятельности (исполнение и аранжировка музыкальных произведений, импровизация, сочинение, подбор по слуху, аккомпанирование пению детей, игра с ними в ансамбле музыкальных инструментов и пр.).

- произведено распределение творческих заданий для студентов педагогического колледжа по видам музыкальной деятельности (композиторские, исполнительские, слушательские), по форме сотрудничества преподавателя и студента (введение в деятельность: «Мастер и подмастерье», имитируемые действия: «Секреты мастера», саморегулируемые действия: «Творческая мастерская»), по степени сложности (пропедевтические, репродуктивно-творческие, творческие (исследовательские).

- предложена классификация методов развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий по трем направлениям: формирование и развитие их творческих музыкальных способностей, постижение музыки как живого образного искусства, стимулирование учебно-творческой деятельности;

- разработана диагностика творческих музыкальных способностей студентов педагогического колледжа и выявлены уровни их развития: условно репродуктивный (стереотипность действий, отсутствие стремления к варьированию музыкального материала), репродуктивно-творческий (поверхностное проявление эмоциональности, недостаточно чистое интонирование), творческий, исследовательский (стремление к яркому и разнообразному выражению своих «музыкальных высказываний», оригинальность, ассоциативность, самостоятельность).

Практическая значимость исследования определяется возможностью широкого применения разработанных в исследовании творческих заданий, отличающихся по формам сотрудничества преподавателя и студента, по видам и уровням сложности, при разработке методик, составлении учебных программ по разным музыкальным дисциплинам и пособий для обучения студентов педагогического колледжа. Разработанная автором методика развития музыкальной деятельности студентов педагогических колледжей с помощью творческих заданий и диагностики творческих музыкальных способностей студентов данных учреждений может войти составной частью в лекционные и семинарские занятия учебного курса «Методика музыкального воспитания» в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях, а также найти применение в процессе проведения курсов повышения квалификации работников музыкального образования.

Достоверность исследования определяется его методологической базой, включающей кибернетические, психологические, педагогические и музыкальные концепции и теории, актуальные для разработки, заявленной в диссертации проблематики; целенаправленным анализом накопленного в художественном образовании передового опыта по проблеме творческого задания; опорой на многолетний личный преподавательский опыт автора исследования в общеобразовательных, музыкальных школах и педагогических колледжах; применением разнообразных исследовательских методов сбора информации, обработки и анализа полученных данных; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предложенной методики развития музыкальной деятельности студентов с помощью творческих заданий.

Этапы исследования: На первом этапе (2000-2006 г.г.) были проанализированы различные подходы к проблеме творческого задания в музыкальной деятельности учащихся в системе общеобразовательных и музыкальных школ, а также в средних специальных учебных заведениях; изучались педагогические условия, способствующие возрастанию личностного смысла в совершаемых действиях студентов в процессе освоения учебной музыкальной деятельности; изучалась научно-педагогическая литература по теме исследования; была определена тема исследования, сформулирована гипотеза, намечены цель, задачи, методологическая основа и методы исследования.

На втором этапе (2006-2008 г.г.) - разрабатывалась система творческих заданий, предлагаемых студентам на специальных музыкальных дисциплинах; разрабатывалась диагностическая оценка развития творческих музыкальных способностей студентов педагогического колледжа.

На третьем этапе (2008-2010 г.г.) — проводился констатирующий и формирующий эксперименты, а также контрольный срез, позволяющий судить об эффективности предложенной в исследовании методики развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий; обрабатывался, систематизировался и обобщался полученный в ходе педагогического эксперимента материал; формулировались выводы; результаты исследования оформлялись в виде текста диссертации.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования прошли апробацию на Международной конференции «Д.Б. Кабалевский — композитор, ученый, педагог». К 100-летию со дня рождения д.Б. Кабалевского (Москва, 13-18 декабря 2004 г.) (Москва: РАО ИХО, 2004); на V-ой Международной научно-практической конференции 4-7 октября 2005 г. «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 2005); на Международной научно-практической конференции «Эмоциональный компонент эстетического образования: проектирование, реализация и оценка», посвященной 10-летию музыкального отделения ТГПУ им. Л.Н. Толстого (11-13 апреля 2006 г.) (Тула, 2006); на IV (XI Ukr. «ЕРТА») Международной конференции «Славянская музыка в просветительской деятельности педагога» (27 ноября-3 декабря 2006 г.) ХНПУ им. Г. Сковороды (Харьков, 2006); на II Всероссийской научно-практической конференции «Развитие непрерывного образования» (23-24 апреля 2009 г.) КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск, 2009); на III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 5-летию Института дополнительного образования и повышения квалификации «Развитие непрерывного образования» (25-26 марта 2010 г.) КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск, 2010); на заседаниях лаборатории музыкального искусства Учреждения РАО «Институт художественного образования»; на заседаниях методических советов Валуйского педагогического колледжа и Воронежского музыкально-педагогического колледжа.

Внедрение результатов исследования осуществлено в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования: Валуйском педагогическом колледже, Воронежском музыкально-педагогическом колледже и Воронежском областном училище культуры.

База исследования: музыкальные отделения Валуйского педагогического колледжа и Воронежского музыкально-педагогического колледжа. Исследованием было охвачено 180 студентов и 19 педагогов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкально-творческое задание определяется как способ педагогического управления, направленный на создание учащимися музыкального продукта и связанный с развитием их творческой активности и возрастанием личностного смысла в совершаемых учебных действиях.

2. Творческое задание отвечает природе учебно-музыкальной деятельности студентов колледжа и служит эффективным способом управления ею при следующих педагогических условиях: организация учебного процесса на разных музыкальных дисциплинах как творческой музыкальной деятельности в неразрывном единстве ее композиторской, исполнительской и слушательской сторон; создание эмоционального настроя на приобщение к музыкальному творчеству и освоение связанных с ним компетенций.

3. Успешность развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа определяется применением комплекса творческих заданий различной типологии: по форме сотрудничества преподавателя и студента: «мастер и подмастерье» (введение в деятельность, разделение действий между преподавателем и студентом), «секреты мастера» (имитируемые действия, поддержанные действия), «творческая мастерская» саморегулируемые действия, самопобуждаемые действия, самоорганизуемые действия, партнерство); по степени сложности: пропедевтичесие, репродуктивно-творческие, творческие исследовательские); по виду музыкальной деятельности (композиторские, исполнительские, слушательские).

4. Повышению эффективности педагогического управления музыкальной деятельностью будущего учителя способствует применение классических произведений музыкального искусства для творческих заданий различных видов и уровней сложности, форм сотрудничества преподавателя и студента.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (119 источников) и приложений. Общий объем-215 страниц.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Творческое задание отвечает- природе учебно-музыкальной деятельности студентов колледжа и служит эффективным способом управления ею при следующих педагогических условиях: организация учебного процесса на разных музыкальных дисциплинах как творческой музыкальной деятельности в неразрывном единстве ее композиторской, исполнительской и слушательской сторон; создание эмоционального настроя на приобщение к музыкальному творчеству и освоение связанных с ним компетенций.

2. Успешность развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий зависит от применения комплекса творческих заданий, связанных с особенностями их будущей профессиональной деятельности и сгруппированных по видам музыкальной деятельности (композиторские, исполнительские, слушательские), по форме сотрудничества преподавателя и студента (введение в деятельность: «Мастер и подмастерье», имитируемые действия: «Секреты мастера», саморегулированные действия: «Творческая мастерская»), по степени сложности (пропедевтические, репродуктивно-творческие, творческие (исследовательские).

3. Эффективность применения творческих заданий на занятиях по музыкальным дисциплинам со студентами педагогического колледжа определяется применением следующих методов и приемов: индивидуальный подход, метод забегания вперед и возвращения к пройденному музыкальному материалу, комплексный метод, метод рефлексии, метод сравнения, метод ошибок, метод ' конструирования музыкально-теоретических подтекстовок, метод исследования нотного текста, метод образного видения, метод придумывания, метод метафорического мышления, метод наведения, метод наблюдения музыки, метод импровизации, метод мысленной оркестровки фортепианного сочинения, метод профессиональномоделирующих заданий (направленный на формирование самопобуждаемых действий студентов), метод обучения в сотрудничестве (совместные действия студента и преподавателя), метод проектов, метод создания специфических ситуаций будущей профессиональной деятельности, метод ансамблевого музицирования и др.; прием «музыкальный детектив», игра-мозаика (лото -сборка нотного текста), приемы различных подтекстовок, прием «из уст в уста» (коллективная вокальная импровизация на заданную мелодию), стихотворные импровизации перед занятиями хора, сольфеджио, прием «музыкальная беседа» (образно-игрового вхождения в музыку), интонационно-пластические этюды, двигательно-слуховые импровизации, импровизация на основе музыкального образа пьесы через разыгрывание придуманных ситуаций, прием «художественная модель», (создание аккомпанемента к одноголосным мелодиям), прием создания «эскизов инструментальных переложений» изучаемых пьес, прием дирижирования нотного текста разучиваемой пьесы как оркестровой партитурой, прием сочинения «пьес-действий»: коллективная танцевальная импровизация, элементы драматизации, инсценировка и др.

4. Применение вышеописанного комплекса творческих заданий, методов и приемов в процессе проведения педагогического эксперимента позволило достичь высокого уровня развития музыкальной деятельности у студентов и способствовало усилению их мотивации к будущей работе учителя. Результаты опытно-экспериментальной работы, таким образом, подтвердили высокий потенциал творческого задания как способа педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе выполнения поставленных в исследовании задач в заключении нами сделаны следующие выводы, подтверждающие положения гипотезы и намечающие перспективы дальнейших научных разработок.

1. Творческое задание как способ педагогического управления в контексте различных, порой диаметрально противоположных исторических подходов к учебно-музыкальной деятельности в наибольшей мере отвечает задаче развития творческой активности, самостоятельности обучаемых и их музыкальной деятельности в целом.

2. Процесс управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа с помощью творческого задания обусловливается их эмоциональной настроенностью на приобщение к музыкальному творчеству и связанных с ним знаний, умений и навыков; применением разнообразных типов- творческих заданий: по форме сотрудничества преподавателя и студента (введение в деятельность, поддерживающие действия, саморегулируемые действия), по степени сложности (репродуктивные, репродуктивно-творческие, творческие), по виду музыкальной деятельности (композиторские, исполнительские, слушательские).

3. Методика развития музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа с помощью творческих заданий включает три группы методов: 1) направленные на развитие творческих способностей студентов (комплексный метод, метод метафорического мышления, метод рефлексии и др.); 2) воплощающие идею постижения музыки как живого образного искусства (интонационно-пластические этюды, методический прием прелюда, прием дирижирования музыкального текста разучиваемой пьесы как оркестровой партитурой и др.); 3) стимулирующие учебно-творческую деятельность студентов (метод профессионально-моделирующих заданий, метод обучения в сотрудничестве, метод ансамблевого музицирования и др.)- Применение произведений «золотого фонда» музыкального искусства в качестве материала различных творческих заданий обогащает представления студентов о творческих действиях и открывает возможность использования его в будущей профессиональной деятельности.

4. Разработанная диагностическая методика (составление и анализ «портфолио творческих заданий») выявила высокий уровень развития музыкальной деятельности у студентов, охваченных формирующим экспериментом. Проведенное в их группе анкетирование позволяет сделать вывод об усилении их мотивационно-смысловой направленности к будущей профессии учителя музыки, музыкального воспитателя. Полученные экспериментальные данные, таким образом, подтверждает выдвинутое диссертантом положение о высокой эффективности педагогического управления музыкальной деятельностью студентов педагогического колледжа с помощью творческого задания.

Проведенное исследование открывает перспективы научных разработок в двух направлениях. Первое из них связано с выявлением возможностей педагогического управления с помощью творческого задания музыкальной деятельностью студентов вузов и учащихся основного и дополнительного образования. Второе определяется потенциалом творческого задания в качестве способа управления литературной, изобразительной, хореографической и. другими видами художественной деятельности студентов и учащихся.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пискунова, Ольга Витальевна, Москва

1. Абросимова Т.Н. Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX — начала XX: Дисс. . канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Самар. Гос. Пед. ун-т.— Самара, 1999.- 165 с.

2. Айзенштадт С. А. «Детский альбом», П.И. Чайковского». — М.: Издательский дом «Классика — XXI», 2006. — 80 с.

3. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Составитель К.В. Сельчонок. Библиотека практической психологии. — Мн.: Харвест, 2003. — С. 452-464.

4. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжа и студентов вузов: В-2 т. / Общ. ред. В.Г. Безрогова, О.И. Варьям; М.: АО Аспект Пресс, 1994. 253 с.

5. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

6. Асафьев Б. В. Путеводитель по концертам. (Словарь наиболее необходимых музыкальных терминов и понятий) / Ред. Т.Н. Ливанова. М.: Сов. композитор, 1978. - 200 с.

7. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». М.: Знание, 1987. - 80 с.

8. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. М.: Музгиз, 1956.-167 с.

9. Баренбойм JI.A. Путь к музицированию. Исследование. 2-е изд., доп. -Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с.

10. Баренбойм JI.A. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. — Л.: Советский композитор, 1989. 368 с.

11. Батенкова JI.A. Музыкально-педагогическая компетентность студентов факультета начальных классов: проблемы управления // Модернизация художественного образования: Материалы Международной конференции

12. Д.Б. Кабалевский композитор, ученый, педагог». К 100-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского / Под ред. Е.Д. Критской, М.С. Красильниковой.- М.: ИХО РАО, 2004. С. 224-226.

13. Батуринская Т.Н. О музыкально-педагогической деятельности C.B. Смоленского // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Составитель O.A. Апраксина. Б-ка учителя музыки. М.: Просвещение, 1990.- С. 38-42.

14. Бир Ст. Кибернетика и управление производством. М.: Госполитиздат, 1963.-54 с.

15. Бирзкопс Я.Я. Творческая деятельность как средство формирования фортепианно-испол-их качеств: Автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13. 00. 08 -М, 1979.-15 с.

16. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

17. Бочкарев JT.JJ. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд. «Инст-т психологии РАН», 1997. - 352 с.

18. Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке. Л.: Музыка, 1975. -264 с.

19. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. JL: Музыка, 1972. — 298 с.

20. Васильев В.В., Г.М. Анохина. Современные педагогические технологии. -Воронеж: ВОИПКРО, 2003. 53 с.

21. Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание и развитие ребенка: Дисс. . доктора пед. наук / АПН СССР НИИ дошк. воспит М., 1967. - 703 с.

22. Винер Н. Человек управляющий / Серия «Психология классика». -СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

23. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. — М: ACT: Астрель, 2010.-671 с.

24. Галеев Б.М. Цветной слух // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. М.: Советская энциклопедия, 1982. - Т. 6. - С. 108-109.

25. Гладышева О.О. Музыкально-творческое развитие будущих учителей музыки в процессе обучения композиции: Автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13.00.08 / ИХО РАО. М., 2004. - 21 с.

26. Горлинская С.Е. Программа A.M. Абазы по пению в эстетическом образовании народных школ (на примере Льговсого уезда конца XIX) // Искусство и образование. 2007. - №4. - С. 111-114.

27. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: Актуальные проблемы переходного периода. -М.: Педагогика, 1999. 119 с.

28. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. - 192 с.

29. Гребнев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучение в школе // Педагогика. 1994. - №5. - С. 47-50.s