Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнокультурные особенности субъективной картины жизненного пути

Автореферат по психологии на тему «Этнокультурные особенности субъективной картины жизненного пути», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат
Автор научной работы
 Шарипова, Мадина Ёдгоровна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Этнокультурные особенности субъективной картины жизненного пути», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Этнокультурные особенности субъективной картины жизненного пути"

На правах рукописи

У

Шарипова Мадина Ёдгоровна

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

О 5 СЕН 2013

005532721

Санкт-Петербург - 2013

005532721

Работа выполнена на кафедре психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Логинова Наталья Анатольевна профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета

Официальные доктор психологических наук, профессор

оппоненты: Вызова Валентина Михайловна

профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета

кандидат психологических наук, доцент Олейникова Марина Васильевна доцент кафедры инженерной педагогики и психологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

Ведушая организация: Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Защита состоится -013 г. в часов на заседании

совета Д 212.232.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук на базе Санкт-Петербургского государственного университета по адресу: 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, дом 6, факультет психологии, ауд. 227.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке им. М. Горького при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9.

Автореферат разослан « 19» 013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Старченкова Е.С.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена малой разработанностью проблемы самосознания личности как субъекта жизненного пути. Субъективные представления о себе, своей жизни, мире, в котором человек живет, в значительной степени определяют его поступки, понимание им причин действий других людей. В процессе жизни в сознании личности выстраивается субъективная картина жизненного пути.

Опираясь на идеи Б.Г. Ананьева, мы полагаем, что субъективная картина жизненного пути (она же биографическая картина) есть форма самосознания личности, существующая в представлениях о ее жизни в прошлом, настоящем и будущем и о самой личности - субъекте жизни. Она детерминирована многими факторами, в том числе этнокультурными. Приверженность личности своей родной этнокультуре может быть выражена в большей или меньшей степени, от этноцентризма до космополитизма. Учитывая это, мы полагаем необходимым специально изучить фактор этнокультурной идентичности в формировании той или иной биографической картины личности. Кроме того, можно думать, есть тендерная дифференциация этнокультурных факторов, обусловленная существованием в этнокультурах мужской и женской моделей жизненного пути человека.

В современной психологии заметен повышенный интерес к проблеме жизненного пути и его осознания личностью. Жизненный путь и представление личности о нем изучается как событийная структура (Е.И. Головаха, Е.Ю. Коржова, A.A. Кроник, H.A. Логинова, P.A. Ахмеров и др.), психотемпоральная организация личности, ее отношение к разным модусам времени (К.А. Абульханова, Т.Н. Березина, Л.И. Вассерман, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, A.A. Кроник, В.И. Ковалев, H.H. Толстых и др.), как ценностно-смысловая структура (жизненные смыслы, ценности и ценностные ориентации, жизненные стратегии, планы, программы) (К.А. Абульханова, Е.И. Головаха,

A.A. Кроник, Д.А. Леонтьев, P.A. Ахмеров, Н.В. Гришина, К.В. Карпинский и др.). В психологии изучаются факторы, влияющие на представления о собственной жизни, такие, как принадлежность к определенным социальным и этническим группам (P.A. Ахмеров, В.М. Вызова, В.В. Нуркова, Л.В. Сохань, H.H. Толстых и др.), возрастные и половые особенности субъективной картины жизненного пути (К.В. Костенко, Е.В. Кулеш, А.Н. Герасименко, И.П. Шкуратова, Н.Д. Султанова), включая биографические кризисы как моменты развития (P.A. Ахмеров,

B.Р. Манукян). Однако нам не удалось найти в научной литературе прототипа

общепсихологического исследования субъективной картины жизненного пути в связи с этнической принадлежностью и этнокультурной идентичностью личности.

Самосознание личности, включая ее представления о своем жизненном пути и себе как его субъекте, формируется на основе обобщения жизненного опыта, накопленного в процессах жизнедеятельности в той или иной этнокультурной среде. Принадлежность человека к определенной культуре влияет на его образ жизни, мировоззрение и мировосприятие, отношение ко времени, отношение к себе как субъекту жизни, в той или иной мере ответственному за ее ход и результаты. В разных этнокультурах существуют свои представления о должной жизни, как бы обязательных ее событиях, приуроченных к определенным временным фазам жизненного пути.

Различия в субъективной картине жизненного пути (далее СКЖП), как и в картине мира в целом, имеют большое значение при взаимодействии людей разных национальностей. Изучение этнокультурных детерминант СКЖП как формы самосознания личности будет способствовать лучшему пониманию закономерностей ее формирования и функционирования в современном многонациональном обществе, что имеет практическое значение в регулировании межнационального общения в духе взаимопонимания и толерантности. В этом мы видим практический смысл нашего исследования и рассчитываем, что его результаты дадут новые знания, пригодные для проведения национальной и миграционной политики, а также воспитательной работы с молодежью.

Цель исследования - выявить и изучить этнокультурные особенности субъективной картины жизненного пути у людей разных национальностей и с разным уровнем этнокультурной идентичности.

Объектом исследования является субъективная картина жизненного пути личности.

Предметом исследования являются этнокультурные и половые (тендерные) особенности субъективной картины жизненного пути личности в связи с уровнем этнокультурной идентичности (на примере русских и таджиков).

Задачи исследования. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ теоретических подходов к пониманию природы субъективной картины жизненного пути и этнокультурной ее детерминации. На основании этого определить структурные элементы субъективной картины жизненного пути и этнокультурной идентичности личности, показать их

этнокультурную обусловленность, охарактеризовать этнокультурные особенности изучаемых нами этносов.

2. Выявить особенности субъективной картины жизненного пути у русских и таджиков как представителей культур Запада и Востока.

3. Выявить половую (тендерную) дифференциацию субъективной картины жизненного пути у русских и таджиков.

4. Выявить особенности субъективной картины жизненного пути в связи с разными уровнями этнокультурной идентичности.

5. Провести сравнительный анализ особенностей субъективной картины жизненного пути отдельно у русских и таджиков в связи с уровнем их этнокультурной идентичности.

В качестве гипотез исследования выдвигаются следующие предположения.

Общая гипотеза: существуют особенности субъективной картины жизненного пути у представителей разных этносов, которые детерминированы характером их базовых этнокультур и уровнем этнокультурной идентичности личности. Данное положение было конкретизировано частными гипотезами:

1. Субъективная картина жизненного пути (СКЖП) личности детерминирована этнокультурными особенностями среды, в которой личность формируется и развивается. Среда влияет на событийно-временные и смысложизненные характеристики, на представления о контролируемости жизненного пути и ответственности субъекта жизненного пути.

2. При общей этнокультурной обусловленности в СКЖП наблюдаются тендерные различия, связанные с разным пониманием в этнокультурах роли мужчин и женщин в построении жизненного пути.

3. Этнокультурная идентичность (ее уровень) является фактором СКЖП наряду с этнической принадлежностью личности.

Теоретико-методологическую основу работы составили: принцип историзма, культурно-исторической обусловленности сознания (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), принцип развития (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, Л.И. Анцыферова, Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Головей и др.), антропологический (субъектный) принцип (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев), психобиографический подход к изучению личности (Ш. Бюлер, Г. Томе, H.A. Рыбников, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, A.A. Кроник, Е.И. Головаха, Е.Ю. Коржова, H.A. Логинова, Л.В. Сохань, и др.). Мы опирались также на исследования психологического времени личности (К. Левин, Дж. Нюттен,

JI. Франк, М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова, B.C. Мухина, H.H. Толстых, В.И. Ковалев и др.).

Методы: Основным способом организации исследования является сравнительный метод. Из эмпирических методов применялись опросный, психосемантический, биографический и психодиагностический методы. Для статистической обработки применялись критерии t-Стьюдента, U-Манна-Уитни, а также корреляционный, по Ч. Пирсону, и факторный анализы (MANOVA). Обработка результатов проводилась с помощью пакета программ IBM SPSS Statistics 19.

Достоверность и надежность результатов и выводов исследования обеспечивалась системностью теоретического и эмпирического анализа предмета исследования, использованием адекватных и надежных методологических подходов, применением методов и методик, адекватных задачам исследования, корректным применением методов математико-статистического анализа полученных данных, репрезентативностью выборки.

Основные положения, выносимые на защиту':

1. Субъективная картина жизненного пути личности детерминирована особенностями этнокулыуры, в которой эта личность формировалась. Она различается по событийным и временным характеристикам, представлениям личности о себе как субъекте жизнедеятельности, а также общей структурой связей между разными ее элементами.

2. Тендерные различия в субъективной картине жизненного пути представителей культур Запада и Востока, связанные с разным пониманием в этих этнокультурах роли мужчин и женщин в построении жизненного пути, состоят в большей схожести СКЖП мужчин и меньшей женщин изучаемых национальностей.

3. Этнокультурная идентичность личности детерминирует структуру и выраженность характеристик субъективной картины жизненного пути. При высоком уровне этнокультурной идентичности уменьшается интегрированность биографической картины, но увеличивается ее насыщенность значимыми событиями, проявляется более позитивное восприятие будущего, растет осмысленность жизни.

Научная новизна исследования заключается в обогащении научных представлений о субъективной картине жизненного пути личности и ее детерминации этнокультурой, уровнем этнокультурной идентичности. Впервые

выявлены и проанализированы этнокультурные различия СКЖП в тендерном аспекте.

Впервые изучены структурные и содержательные особенности субъективной картины жизненного пути у представителей двух этносов, представителей культур Запада и Востока - русских и таджиков с разным уровнем этнокультурной идентичности.

Теоретическая значимость исследования. Субъективная картина жизненного пути представлена в единстве событийных, временных и субъектно-личностных характеристик как форма самосознания личности - субъекта жизненного пути.

Теоретическая значимость также состоит в изучении, расширении и уточнении этнокультурной специфики субъективной картины жизненного пути и дополнении представлений о ее детерминации со стороны этнокультурных факторов, включая этническую принадлежность личности, тендер и уровень этнокультурной идентичности. Подробно изучены характеристики СКЖП у русских и таджиков.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты можно использовать:

- в работе общественных и государственных институтов по улучшению межличностного общения и взаимодействия представителей различных национально стей;

- в организации психологической службы в многонациональных общностях, в условиях современного мультикультурного общества;

- полученные результаты следует учитывать при адаптации практической биографической психологии и соответствующих методов в работе с разными этнокультурными группами в целях оптимизации биографической картины и самого жизненного пути личности;

- новые материалы исследований могут быть использованы в преподавании психологии личности, социальной психологии и спецкурсов по психобиографической психологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения и полученные результаты были представлены на Международной научной конференции «Ананьевские чтения - 2012» «Психология образования в современном мире» (СПб, 2012); на 4-ой Всероссийской научной конференции с иностранным участием «Психология Индивидуальности» (Москва, 2012), на заседании кафедры психологии ТНУ (Душанбе, 2011) и на аспирантских семинарах кафедры

психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ (СПб, 2011-2012). Содержание работы отражено в 6 публикациях автора, в т.ч. в 4 статьях в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 311 источников, из них 49 на иностранных языках и 6 приложений. В тексте диссертации содержатся 8 таблиц и 51 рисунок. Основное содержание работы изложено на 212 страницах.

Содержание работы.

Во Введении обосновывается актуальность исследования, определяются цель, предмет и объект, задачи и гипотезы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретико-методологические подходы к изучению субъективной картины жизненного пути личности и ее этнокультурной обусловленности» содержит четыре параграфа и посвящена анализу основных теоретических подходов к изучению субъективной картины жизненного пути личности (ее характеристик, особенностей и структуры), этнокультурным факторам субъективной картины жизненного пути, включая этнокультурную идентичность личности.

В первом параграфе «Жизненный путь личности как основа для построения субъективной картины жизненного пути личности» проведен всесторонний теоретический анализ понятия «жизненный путь личности». Дано определение и объяснена его социально-историческая обусловленность. В психологии жизненный путь осмыслен с точки зрения развития личности под воздействием социально-исторических обстоятельств и событий, в результате собственной жизнедеятельности и работы внутреннего мира. Представлена история изучения проблем жизненного пути в отечественной и зарубежной психологии и выделены основные направления исследований по проблеме жизненного пути (Б.Г. Ананьев, C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, A.B. Брушлинский, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, В.В. Знаков, В.И. Ковалев, Е.Ю. Коржова, A.A. Кроник, JI.A. Головей, H.A. Логинова, B.C. Мухина, Л.В. Сохань, Ш. Бюлер, П. Жане, Ж. Нюттен, Г. Олпорт, Г. Томэ и др.). Систематизированы научные данные, которые позволили заключить, что личность выступает как сознательный организатор и строитель своей жизни, ее субъект. Она строит и планирует свою

жизнь, исходя из собственных представлений о себе и своем жизненном пути, сформированных в процессе социализации в той или иной этнокультурной среде.

Во втором параграфе «Субъективная картина жизненного пути личности - эффект отражения и активной переработки содержания ее собственной жизни» рассматриваются основные теоретические подходы и направления к исследованию особенностей субъективной картины жизненного пути личности в зарубежной и отечественной психологии. Дано определение понятия субъективной картины жизненного пути и его история. СКЖП является формой самосознания, в которой отражена история развития личности. В СКЖП связывается в единой системе отсчета биологическое, историческое, психологическое время (Б.Г. Ананьев).

В данном параграфе приведены ряд других близких по смыслу понятий, таких как «биографическая картина» (Б.Г. Ананьев) «индивидуальная история», «история жизни» (СЛ. Рубинштейн), «картина жизни» (A.A. Кроник), «внутренняя картина жизнедеятельности» (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова), а также более широкие понятия, такие как «картина мира» и «образ мира» (А.Н. Леонтьев). Выделены существенные моменты, закономерности формирования и функции СКЖП, ее основные компоненты и характеристики.

Субъективная картина жизненного пути личности - это многоуровневый конструкт, включающий представления личности о себе и собственном жизненном пути в их сложных взаимосвязях в прошлом, настоящем и будущем. Это целостная концепция жизни, отражающая, с одной стороны, динамику внешнего, окружающего мира, с другой, изменения, происходящие во внутреннем мире личности. Формирование такой биографической картины происходит в пространстве-времени определенной культуры, задающей специфику в представлениях о пространстве и времени, об ответственности личности за свою судьбу и контроле над ходом жизни. Этнокультура задает культурные модели, в рамках которых личность осмысливает свою жизнь и свою роль в ее построении.

В третьем параграфе «Структурные элементы и характеристики субъективной картины жизненного пути личности» выделены 4 группы характеристик, две из которых относятся к событийно-временной ее составляющей (хронотопу) и описываются событийной структурой и временными параметрами (оценкой временных модусов, переживанием времени и продуктивности жизни). Две другие характеризуют субъективную позицию личности по отношению к жизни и описываются характеристиками осмысленности, ответственности (интернальности) и контролируемости, приписываемыми человеком себе как

субъекту бытия. В параграфе подробно изучена событийная структура СКЖП, даны определения и типологии событий (Ш. Бюлер, H.A. Логинова, Е.Ю. Коржова), а также временные характеристики, проблемы временной или жизненной перспективы (К. Левин, К.А. Абульханова, М.Р. Гинзбург, B.C. Мухина, Л.Ю. Кублицкене, В.И. Ковалев). Отмечено, что время является сквозной характеристикой СКЖП личности. Обсуждаются особенности восприятия времени жизни, масштабы исследования времени, отмечена важность изучения различных его аспектов. Даны характеристики и функции каждого из временных модусов в самосознании личности. Рассматривается становление индивидуального хронотопа (H.H. Толстых) как характерного для личности сочетания временных и пространственных составляющих.

В структуре СКЖП рассмотрены такие характеристики как осмысленность (цели жизни, жизненные планы, задачи, жизненные ориентации и степень удовлетворенности жизнью) и представление о контролируемости жизни (Т.Н. Березина, И.А. Джидарьян, В.Р. Манукян, В. Франкл, М. Argyle, А. Cambell, R. Emmons, D. Mroczek, D. Myers, C. Riff и др.). Приводятся точки зрения на суть ответственности, интернальности, локуса контроля (К.А. Абульханова, Е.Ю. Коржова, С.Л. Рубинштейн, И. Ялом, J.B. Rotter). Показано, что эмпирически ответственность представлена локализацией локуса контроля, т.е. представлениями личности о детерминированности жизни внутренними или внешними силами.

В четвертом параграфе «Детерминанты субъективной картины жизненного пути личности» описаны основные детерминанты СКЖП личности, способы ее изменения и охарактеризованы группы факторов, влияющих на нее (И.В. Абрамова, К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, P.A. Ахмеров, H.A. Логинова, Д. Мацумото и др.). Сделан вывод о том, что СКЖП формируется и развивается под влиянием как внутренних биопсихологических факторов, так и внешних, объективно существующих факторов: социально-культурных, экономических и политических, присущих данной исторической эпохе (P.A. Ахмеров, Л.Ф. Бурлачук, Е.И. Головаха, Е.А. Донченко, В.И. Ковалев, Д.А. Леонтьев, H.A. Логинова, В.Р. Манукян, В.В. Нуркова, Ж. Нютген, X. Ремшмидт, Е.С. Романова, H.A. Сирота, Г.В. Старшенбаум, Т.М. Титаренко, Г. Томе). Среди многих факторов выделяется фактор этнокультурной идентичности.

Каждая культура вырабатывает свои относительно устойчивые механизмы половой (тендерной), возрастной и социальной регуляции поведения личности. На

выбор жизненного пути личности влияют не только обстоятельства современной жизни, но и традиции, устойчивые представления об этапах жизненного пути и соответствующих им жизненно важных поступках, бытующих в народной культуре. Приведены характеристики культур Запада и Востока, относящиеся к личности и ее роли в собственной судьбе.

Описаны методологические подходы к исследованию этнокультурной идентичности, проведен анализ понимания термина различными авторами и выделяемых ими компонентов этнокультурной идентичности (Л.Н. Гумилев, Л.М. Дробижева, Д. Мацумото, М. Мид, Л.Г. Почебут, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, К.В. Ким, В.Г. Крысько, Э.А. Саракуев). Описаны стадии формирования и развития этнокультурной идентичности и ее внешние атрибуты (Ю.В. Арутунян, Л.М. Дробижева, И.В. Малыгина, М. Коул, Д. Аткинсон, Дж. Мортен и Д. Сью). Этнокультурная идентичность -отождествление личности с этнической общностью, построенной на общей культуре. Это отождествление происходит на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом, и выражается в знании родного языка, истории и культуры, эмоциональной привязанности к своему народу, приверженности, следовании его нормам, обычаям, традициям. Описаны функции этнокультурной идентичности и ее компоненты, стадии формирования и типы. Проанализированы культурологические особенности русского и таджикского этносов, которые, по мнению ряда авторов, могут быть отнесены к культурам Запада и Востока.

Вторая глава «Организация и методы исследования» состоит из 3 параграфов и представляет методическое обеспечение исследования.

В первом параграфе «Общая организация исследования» описываются этапы и схемы исследования, здесь же обозначены цель, объект, предмет, задачи и гипотезы исследования.

Второй параграф «Описание выборки». В исследовании приняли участие 150 человек - студенты ВУЗов Санкт-Петербурга и Душанбе, по 75 представителей русской и таджикской национальностей в возрасте от 17 до 24 лет. Из них 70 мужчин (26 русских и 44 таджикских) и 80 женщин (49 русских и 31 таджичка). Все изучаемые владеют русским языком.

В процессе исследования выборка была разделена на подгруппы с разными уровнями этнокультурной идентичности (далее ЭИ) - низким, средним и высоким. Группа с низким уровнем идентичности состояла из 61 человека, среди них 30 русских и 31 таджик. Группа со средним уровнем - из 39 человек, из них 20

русских и 19 таджиков, с высоким уровнем ЭИ - 50 человек, по 25 русских и таджиков.

В третьем параграфе «Описание методов и процедуры исследования»

представлено описание и обоснование выбора методик исследования для достижения поставленных целей. Приводятся методы математической и статистической обработки результатов исследования.

Для изучения особенностей СКЖП личности были выбраны методики, которые характеризуют различные ее аспекты: ее событийно-временной аспект (хронотоп) и позицию личности как субъекта жизнедеятельности (представления о контролируемости жизни, локусе контроля (ответственности), смысложизненные ориентации). Это методики: «Оценивание пятилетних интервалов» A.A. Кроника и Е.И. Головахи, «Психологическая автобиография» Е.Ю. Коржовой, «Семантический дифференциал времени» Л.И. Вассермана, тест смысложизненных ориентации Дж. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева и опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и A.M. Эткинда.

Для диагностики этнокультурной идентичности личности использовался опросник «Этнокультурная идентичность» в нашей модификации. Он составлен на основе теста ОЛ. Романовой «Этническая идентичность» и Этнопсихологических опросников Л.М. Дробижевой, Г.В. Старовойтовой и В.В. Пименова.

Третья глава «Эмпирическое исследование этнокультурных особенностей субъективной картины жизненного пути личности» состоит из 4 параграфов, в которых представлены результаты нашего эмпирического исследования и обсуждение результатов.

В первом параграфе «Уровневые и структурные показатели субъективной картины жизненного пути в общей выборке» представлен анализ полученных результатов в целом по выборке. Полученные данные позволяют заключить следующее.

Событийно-временные характеристики (хронотоп) СКЖП личности характеризуются положительной оценкой прошлого (4,80), настоящего (4,09) и будущего (6,62); акцентированием внимания на радостных (КРС=9,35, ВРС=41,66)' и будущих событиях (КБС=4,61, ВБС=19,93). Психологический возраст в среднем ниже хронологического на 2 года и сопровождается заниженным чувством взрослости (КВ=80,52); ожидаемая продолжительность

1 Здесь и далее все сокращения и условные обозначения приведены и раскрыты в табл. 1.

жизни - 75 лет, что на 6-7 лет больше продолжительности жизни населения по данным демографической статистики.

Позиция личности в ее СКЖП характеризуется общей осмысленностью (СЖО=98,24), удовлетворенностью прошлым («Результативность»=24,07) и ощущением контролируемости жизни в целом (ЛКЖ=28,50), что сочетается с низкими и средними показателями ответственности (интернальности) в целом (Ио=3,85) и в конкретных сферах жизни в настоящем (Ид=4,71, Ин=4,41, Ис=5,25, Ип=3,64, Им=4,98, Из=4,52). Т.е. респонденты не видят связи между своими действиями и значимыми для них конкретными событиями в различных сферах жизни в настоящем, но считают себя способными управлять жизненными перспективами.

Структура показателей СКЖП личности в общей выборке отличается высоким уровнем интегрированное™ (42 связи2), что свидетельствует о целостности СКЖП у наших испытуемых. Системообразующим фактором в структуре их СКЖП является общая осмысленность (10 связей), объединяющая событийно-временные показатели с характеристиками позиции Я (все временные модусы, количественные и «весовые» показатели событий (значимость событий)). С ростом осмысленности увеличиваются оценки восприятия временных модусов и радостных событий. Ответственность (интернальность) в конкретных жизненных сферах мало связана с характеристиками хронотопа и общей осмысленности (3 связи), что подтверждает вывод о том, что респонденты не связывают ответственность за текущие события с другими характеристиками СКЖП.

Можно думать, что вышеуказанные данные обусловлены возрастными особенностями нашей выборки.

Во втором параграфе «Национальные и тендерные особенности субъективной картины жизненного пути личности» представлены результаты описательных статистик и сравнения показателей национальных групп (русских и таджиков) по совместному влиянию факторов пола и национальности (Табл. 1).

Русские оценивают свой психологический возраст более соответственно хронологическому, чем таджики. Их СКЖП характеризуется большей событийной насыщенностью и акцентуацией грустных событий. У таджиков наблюдается заниженный психологический возраст. Они чувствуют большую, нежели русские,

2 В связи с большим количеством значимых связей здесь и далее при описании структуры СКЖП рассматриваются связи только на высоком уровне статистической значимости (р<0,01).

ответственность за жизнь в целом и за события в конкретных жизненных сферах в настоящем.

Таблица 1. Средние значения и значимость различий в субъективной картине

жизненного пути мужчин и женщин в национальных подгруппах3

Шкалы Среднее Р - уровень значимости

РМ РЖ тм тж РМ и РЖ РМ и ТМ ТМи ТЖ РЖ и ТЖ

Событийно-временные показатели СКЖП (хронотоп)

Прошлое 5,10 5,17 4.10 4,97 0.585 0,151 0,306 0,917

Настоящее 4,01 3,80 3.53 5.41 0.726 0,469 0,014 0,042

Будущее 6,43 6,81 6.16 7,15 0,366 0,756 0,474 0,455

Психологический возраст (ПВ) 19.3 19,9 17.6 16.8 0,889 0.083 0,549 0,010

Субъективная рсализованность (СР) 37.6 31,9 30,1 34,7 0,170 0,052 0.301 0.767

Коэффициент взрослости (КВ) 82.2 91.9 68,0 78,7 0.137 0,036 0,180 0,054

Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) 78.8 73.1 74,7 74.9 0,147 0,140 0,696 0,861

Общее количество событий (ОКС) 10.1 13,3 9,02 10.3 0.049 0.803 0,306 0.148

Количество событий прошлого (КПС) 6,00 7,88 5.14 5.65 0.066 0,607 0,519 0,094

Колігчество событий будущего (КБС) 4.12 5,47 3.89 4.68 0.093 0,675 0,136 0.495

Количество радостных событий (КРС) 8.27 11,1 8.27 9,03 0,038 0,761 0,507 0,313

Количество грустных событий (КГС) 1,85 2.24 0.75 1,29 0,291 0,016 0.104 0,005

Вес событий (ВС) 41,7 57.6 41,0 44,2 0,020 0,743 0,598 0.112

Вес прошлых событий (ВПС) 26.1 33.5 23,4 23,8 0,063 0,966 0,893 0.069

Вес будущих событий (ВБС) 15.5 24.0 17,5 20.4 0.016 0,709 0,293 0.425

Вес радостных событий (ВРС) 35.5 49,4 37,9 39.8 0.024 0,454 0,739 0.266

Вес грустных событий (ВГС) 6.15 8,18 3.07 4.48 0.151 0,092 0,575 0.002

Значимые события (ЗС) 8,31 10,7 7.75 8,74 0,029 0,719 0,379 0,314

События умеренной значимости (СУЗ) 1,00 1.55 0.89 1,23 0,177 0,282 0.369 0,201

События малой значимости (СМЗ) 0,81 0.98 0,39 0,52 0.823 0.037 0.512 0.095

Ретроспекция радостных событий (РРС) 3,91 6.26 4.27 4,67 0,003 0,804 0,554 0.045

Ретроспекция грустных событий (РГС) 3,34 5.05 3.82 3.03 0,271 0,503 0,309 0.144

Ретроспекция в целом (РЦ) 4,38 6,37 4,69 4.66 0.025 0,569 0,895 0.106

Антиципация радостных событий (АРС) 4,07 3,49 3,25 3.38 0.631 0.885 0,862 0.996

Антиципация грустных событий (АГС) 2,79 2,05 0,57 0.28 0,574 0.193 0,868 0,037

Антиципация в целом (АЦ) 4,52 3,80 3.25 3,23 0,507 0.896 1.000 0,665

Показатели осмысленности, контролируемости и ответственности (интернальности)

Цели 30,5 29.43 31,34 30.13 0.759 0,670 0,568 0,744

Процесс 29,8 28.41 31,02 27.16 0,573 0,621 0.044 0,417

Результативность (Результат) 24.5 25.04 24.18 22.00 0,431 0,600 0.076 0.010

Локус контроля - Я (ЛКЯ) 20,4 20,27 21.16 18.45 0,911 0.669 0.058 0.160

Локус контроля - жизнь (ЛЮК) 29.2 29,94 28.30 25.87 0,751 0.436 0.227 0.016

СЖО общее (СЖО) 95.8 98,43 100.9 96,16 0.370 0.258 0.640 0.748

Интернальпость Общая (Ио) 2,92 3.65 4,25 4.35 0,015 0,000 0,644 0,028

-/- в области достижений (Ид) 4,58 4.57 4,48 5.35 0.888 0,802 0,014 0,011

-/'- в области неудач (Ин) 3.85 4.24 4,66 4.81 0.457 0,025 0,394 0.036

-/- в семейных отношениях (Ис) 4.65 5,37 5,16 5.68 0,039 0,214 0.036 0,134

-/- в области производственных отношений (Ип) 3.38 3,16 3.95 4,16 0,475 0,098 0.462 0.000

-/- в области межличностных отношений (Им) 4,77 5,08 4.82 5,23 0,119 0.733 0.076 0.295

-/- в отношении здоровья и болезни (Из) 4.42 4.35 4,52 4.87 0,766 0,837 0,262 0,095

3 Где Р означает «русские», Т - «таджикские», а М и Ж - мужчины и женщины соответственно. Значимые различия выделены жирным.

Сравнительный анализ половых (тендерных) особенностей СКЖП обнаруживает, что СКЖП русских мужчин отличается от СКЖП таджикских мужчин незначительно, в основном по показателям интернальности (таджики более ответственны, чем русские мужчины в целом и в сфере неудач (Ио и Ин)).

В то же время СКЖП русских женщин значительно отличается от СКЖП таджикских женщин. Это проявляется в разной оценке настоящего. Для таджикских женщин оно более значимо, активно, позитивно и насыщенно (р=0,042). У русских женщин в СКЖП выявлено больше грустных событий (КГС р=0,005), которые имеют высокую субъективную значимость (ВГС р=0,002) и больший диапазон их антиципации (АТС р=0,037). Русские женщины превосходят таджикских по показателям контролируемости жизни в целом (ЛКЖ р=0,016). Женская подвыборка дает более выраженные этнокультурные различия, чем мужская, что отражает существенные различия в моделях жизненного пути женщин в российском и таджикском обществах, западных и восточных культурах, и вместе с тем современную ситуацию развития личности, в которой женщины все активнее участвуют во всех сферах жизни. По-видимому, этнокультурные модели жизненного пути мужчин не имеют столь ярких различий.

Выявлены и тендерные особенности внутри национальных подгрупп. Так, СКЖП русских мужчин отличается от таковой русских женщин событийными показателями: у русских женщин они выше (больше количественные и «весовые» показатели событий, период ретроспекции событий, табл. 1), а также показателями интернальности в конкретных сферах жизни (Ио р=0,015, Ис р=0,039). Русские женщины берут на себя ответственность за события жизни в целом и особенно в семье. Это можно объяснить тенденциями к эмансипированию женщин в российском (западном) обществе и меньшей ответственностью русских мужчин в семейной сфере, что связано с культурно-исторически сложившимся стереотипом сильной русской женщины.

СКЖП таджикских мужчин отличается от СКЖП таджикских женщин показателями восприятия времени, осмысленности и интернальности. Так, мужчины менее позитивно оценивают настоящее (р=0,014), но более удовлетворены процессом (р=0,044) жизни. У женщин более выражена ответственность в семейной сфере (Ис р=0,036) и области достижений (Идр=0,014). Это можно объяснить четкими полоролевыми обязанностями в восточном обществе, в соответствии с которыми на женщине лежат практически

все заботы по дому в большой семье, в то время как мужчины обязаны материально обеспечивать семью.

Сравнение структуры СКЖП двух этносов показало большую ее интегрированность и системообразующую роль антиципации грустных событий и оценки будущего у русских. У них также выявлена большая интегрированность показателей осмысленности в целом и временных показателей и меньшая -показателей интернальности в конкретных жизненных сферах (Рис. 1). Все это может свидетельствовать о значимости будущего и негативной стороны жизни, стремлении к поиску смысла, что, по мнению философов, характерно для русского народа.

У таджиков СКЖП характеризуется меньшей интегрированностью, системообразующей ролью показателей целенаправленности и оценки прошлого (Рис. 2). Т.е., таджики ставят перед собой цели, основываясь на полученном опыте, опираясь на прошлое.

І КВ і ПВ 1 ОТШ 1 Прошлое 1 Настоящее I Будущее 1 4 1 КВ | ПВ І ОПЖ 1 Прошло« 1 Настотшее | Будчтл

/тШ-х 2 4 і \ // 1 \ // ' / \ / / X 1

РРС РРС

РГС РГС

РЦ РЦ

АРС АРС

/ Х^-У^ /

СР •// іі/у/ />" .-->'/' 1Ж-1'И/У V/ / > У АГС СР АГС

АЦ / і АЦ

Цеяп оке Цели ¿У і \ / оке

КЕС КБС

Процесс У 4 41 // т\/п // КРС Процесс /-Хг \ ' / КРС

КТС КГС

Результат ЗС Реіу.тьтаг х \ А / X / с ЗС

СУЗ / X і / /\К СУЗ

СМЗ емз

;// ! \ / І / /

СЖО \ / У ///' ВС СЖО ВС

/ /\1/ / вис / \4 впе

і/ У ВБС ВБС

/ / // А ВРС / / \ ВРС

/// // \ /// /V ВГС / ; і \ / і ВГС

ЛКЯ і ЛКЖI Ил I Ид| Ип 1 ІІс і Ин | Им | Иі 1 ЛКЯІЛКЖІ Ио 1 Ид і Нп І ІІс 1 Ив і Им | Из Ґ

Рисунок 1. Структура СКЖП русских Рисунок 2. Структура СКЖП таджиков

Где: - г>0, р<0,01, ------------- г<0, р<0,01,

1 - временные характеристики СКЖП, 2 - событийная структура СКЖП, 3 - характеристики осмысленности СКЖП, 4 - характеристики локуса контроля и контролируемости жизни.

В третьем параграфе «Уровневые показатели субъективной картины жизненного пути в группах с разным уровнем этнокультурной идентичности в общей выборке и национальных подгруппах» представлены результаты описательных статистик и сравнений показателей в связи с уровнем этнокультурной идентичности.

Анализ показателей этнокультурной идентичности (ЭИ) в общей выборке позволил выделить 3 подгруппы испытуемых: с низким, средним и высоким уровнем ЭИ. Группа со средним уровнем ЭИ по разным характеристикам СКЖП занимает промежуточное положение, примыкая то к группе с высокой, то к группе с низкой идентичностью. Поэтому для анализа были взяты только полярные группы.

По результатам сравнительного анализа СКЖП в группах с высокой и низкой ЭИ были обнаружены различия по всем группам характеристик, за исключением интернальности (Табл. 2).

Таблица 2. Средние значения и значимость различий в субъективной картине

жизненного пути у людей с низким и высоким уровнями этнокультурной _идентичности в общей выборке4_

Шкалы Среднее Р- уровень значимости

Низкий | Высокий

Событнйно-временные показатели СКЖП (хронотоп)

Будущее 5.83 7.89 0,004

Общее количество событий (ОКС) 8.97 13.20 0,002

Количество событий прошлого (КПС) 4.98 7.58 0,005

Количество событий будущего (КБС) 3.98 5.62 0,032

Количество радостных событий (КРС) 7,51 11,72 0,001

Вес событий (ВС) 38.59 58.24 0,002

Вес прошлых событий (ВПС) 21.57 32.82 0,012

Вес будущих событий (ВЕС) 17.02 25.42 0,017

Вес радостных событий (ВРС) 32.75 54.20 0,000

Значимые события (ЗС) 7.28 11.10 0,002

События малой значимости (СМЗ) 0.67 0.86 0,008

Ретроспекция грустных событий (РГС) 3,36 4,84 0,017

Ретроспекция в целом (РЦ) 5.27 5,87 0,026

Показатели осмысленности, контролируемости и ответственности (интернальности)

Цели 28.31 32.26 0,011

Процесс 27,31 31,20 0,013

Низкий уровень ЭИ по показателям событийно-временного ряда как в целом по выборке, так и в группах русских и таджиков характеризуется менее

' Приведены только показатели со значимыми рахчичиями.

позитивным восприятием будущего («Будушее»=5,83, р=0,004), что может свидетельствовать о неуверенности в будущем и в собственных силах. У этих лиц отмечается заниженный психологический возраст и меньшая ожидаемая продолжительность жизни. Люди с низким уровнем ЭИ менее включены в событийный ряд, их жизнь меньше насыщена событиями, они придают им меньшее значение (ВС р=0,002, ВПС р=0,012, ВБС р=0,017, ВРС р=0,000) (Табл. 2). Эти результаты можно объяснить ориентацией людей с низким уровнем ЭИ не на общезначимые этнокультурные, а на индивидуальные представления о жизни. Такая ориентация на себя снижает событийную включенность и уверенность в будущем. Эти тенденции повторяются вне зависимости от национальности, но у русских, разделенных по уровню идентичности, различия не значимы, в то время как у таджиков значимы на высоком уровне.

По показателям осмысленности люди с низким уровнем ЭИ отличаются более низкими значениями: осмысленности жизни в целом (СЖО р=0,093), целеустремленности («Цели» р=0,011) и удовлетворенности процессом жизни («Процесс» р=0,013). Это можно объяснить большей ориентацией людей с низким уровнем ЭИ на собственные представления, которые ограничивается в большой степени их личным жизненным опытом, в то время как люди с высоким уровнем ЭИ «учатся на чужих ошибках», используя знания и опыт своего народа.

Высокий уровень ЭИ, напротив, характеризуется восприятием своего будущего как позитивного, активного и насыщенного периода жизни (М=7,89, р=0,004). Возможно, идентификация себя со своей этнической общностью придает человеку дополнительные силы и уверенность в будущем. Кроме того, у этих испытуемых отмечаются более высокие и адекватные показатели психологического возраста и ожидаемой продолжительности жизни. Другими словам, чувство сопричастности своему народу способствует усилению включенности в жизнь, ощущению взрослости и поддержки со стороны своего этноса, а также придает большую целеустремленность и удовлетворенность жизнью.

Анализ структурных взаимосвязей показателей СКЖП у людей с низким уровнем ЭИ обнаруживает сильную интегрированность всех ее характеристик (27 связей) (Рис. 3). Системообразующими факторами являются показатель «Будущее» (8 связей) и показатели осмысленности - «СЖО общее» и «Цели» (по 6 связей), положительно связанные между собой. Таким образом, СКЖП у респондентов с низким уровнем этнокультурной идентичности характеризуется взаимосвязанностью событийно-временного ряда с показателями позиции

личности. Большей целенаправленности и ориентации на будущее соответствуют более высокие показатели интернальности и включенности в жизнь.

У людей с высоким уровнем ЭИ менее интегрированная структура СКЖП (13 связей) (Рис. 4). Наибольшее количество связей наблюдается у показателя «СЖО общее» (6), который связан с количественными и «весовыми» показателями событийной структуры СКЖП и с показателем интернальности в области неудач. Это означает, что с увеличением осмысленности возрастает количество указываемых событий жизни, особенно радостных, увеличивается и их субъективная значимость. Временные параметры мало включены в структуру СКЖП, особенно будущее и настоящее. Оценка прошлого коррелирует преимущественно с показателями локуса контроля (в семейной сфере, сфере неудач и в области здоровья).

Цели

Процесс

Результат

I КВ і ПВ I ОПТЕ | Прошлое | Настоящее j Будушєє | 1

К / ~ '7 ™ Л ¿f .

/ //>é\ ^////уШМЩ иіКҐЛШі \

! іМ'КУ--<"7 / //

-іШт/і

и/А A//V/ / \/

Г/ІД/ к і

Ж/

лі Па у/ х

\М\/ X

фй Х/\

//AWV \ і

Ш/ і \ VÁ /\ \ І

W і \ду\ \ І

AV4\ \І

\

гч/ ж\\\ /

і / /WW \\ // /

К

і/

І лкя І ЛЮК І Ио І Из І Нп І Ис [ Ин І Нхг [ Ні |

Рисунок 3. Структура СКЖП людей с низким уровнем ЭИ_

КВ І ПВ I ОПЖ I Прошлое I Настоящее I Будущее I ' . ..

Цели

Процесс

Результат

Ч / /

/

/ И

УЛ

7ІТ\

К

ад

[лКЯ ( ЛКЖ [ По [ ІІДІ ІІп | líe І Ин | Дм | "и7

Рисунок 4. Структура СКЖП людей с высоким уровнем ЭИ_

і-4

Где: - г>0,р<0,01, -------------- г<0. р<0,01,

1 - временные характеристики СКЖП, 2 - событийная структура СКЖП, 3 - характеристики осмысленности СКЖП, 4 - характеристики локуса контроля и контролируемости жизни.

Таким образом, данные сравнительного анализа показывают, что выраженное чувство сопричастности собственному народу, принадлежности к его культуре, традициям, т.е. высокий уровень этнической идентичности, способствует ощущению насыщенности жизни, осмысленности, ориентации на будущее, контролируемости жизни, но не способствует интеграции СКЖП.

Низкому уровню этнокультурной идентичности соответствуют более низкие общие показатели включенности в жизнь, меньшая ориентация на будущее и меньшее ощущение осмысленности жизни. Однако в структуре СКЖП обнаруживается большая связанность и взаимозависимость различных характеристик, что, возможно, свидетельствует о продолжающемся самостоятельном процессе осмысления жизни.

Национальные особенности накладывают отпечаток на смысловые характеристики СКЖП. Так, при высоком уровне этнической идентичности в русской выборке выше показатель целеустремленности («Цели» р=0,018), а в таджикской - показатель насыщенности жизни в настоящем («Процесс» р=0,004), по сравнению с соответствующими группами с низким уровнем ЭИ.

По показателям контролируемости и ответственности в общей выборке у людей с низким и высоким уровнями ЭИ различий не обнаружено. Такая же ситуация наблюдается и отдельно в группе русских, и лишь у таджиков есть различие в интернальности (в сфере здоровья более ответственны таджики с низким уровнем ЭИ (Из р=0,004)).

По показателям событийной структуры СКЖП русских с разными уровнями идентичности различается мало, а у таджиков - значительно (различия почти по всем количественным и «весовым» показателям). То есть русские в оценке событийного ряда меньше подвержены влиянию этнокультурной детерминанты. Возможно, это связано с более интенсивными социальными изменениями, происходящими в России и затрагивающими всех ее жителей, независимо от степени их идентификации с культурными традициями, а также с индивидуализацией современной личности русского человека по западному типу.

В заключении подводятся общие итоги работы, указываются возможные перспективы исследований по теме, приводятся основные выводы диссертационного исследования и формулируется ряд практических рекомендаций.

ВЫВОДЫ:

1. Анализ теоретических подходов к пониманию природы субъективной картины жизненного пути позволил выявить ее структуру и основные характеристики. Это событийно-временные характеристики СКЖП, включающие восприятие и переживание продуктивности времени жизни и отношение ко времени и событиям жизни. Также в СКЖП содержится представление личности о себе как субъекте жизни, включая характеристики осмысленности, локуса контроля, представлений личности о контролируемости жизни.

2. В детерминации субъективной картины жизненного пути действует, помимо прочего, этнокультурный фактор. Этнокультурные особенности СКЖП у представителей русского (европейского, западного) и таджикского (азиатского, восточного) народов проявляются в различии ее содержательных характеристик, включая представления личности о себе как субъекте жизни.

СКЖП русских отличается большей насыщенностью событиями, акцентированием грустных событий, психологический возраст русских почти соответствует хронологическому.

У таджиков психологический возраст ниже хронологического. Их СКЖП отличается меньшей событийной насыщенностью. Таджикам более свойственно брать на себя ответственность за жизнь в целом и в конкретных сферах.

3. Национальность, этнокультурная принадлежность личности влияет на структуру показателей субъективной картины жизненного пути:

Структура СКЖП русских в целом более интегрирована, чем у таджиков. В ней преобладают связи показателей общей осмысленности жизни с оценкой временных модусов жизни. В СКЖП русских наблюдается два системообразующих фактора - это восприятие будущего и антиципация грустных событий. У русских осмысление жизни захватывает преимущественно прошлое и будущее и связано с антиципацией грустных событий. Это соответствует культурологическим и философским представлениям о характере русского народа - его устремленности в будущее и выносливости по отношению к негативным моментам на жизненном пути.

Структура СКЖП таджиков имеет меньшую интегрированность, более конкретный характер. Об этом свидетельствует большая интегрированность событийного аспекта и показателей локуса контроля в различных жизненных сферах в СКЖП таджиков, которая, в свою очередь, свидетельствует о вовлеченности таджиков в текущие события настоящего времени. Системообразующим фактором их биографической картины выступает показатель

целей. Процесс осмысления у таджиков связан с отношением к прошлому и с конкретным событийным содержанием жизни.

4. Совместное влияние факторов национальности и пола (тендера) проявляется в различной выраженности таких характеристик субъективной картины жизненного пути, как психологический возраст и коэффициент взрослости, восприятие настоящего, количественные параметры событий жизни, представление о реализованное™ своих потенциалов и жизненных замыслов и удовлетворенности жизнью. Эти характеристики по-разному проявляются у русских и таджикских женщин и у русских и таджикских мужчин, что связано с разным пониманием роли мужчины и женщины в организации собственной жизни в культурах Востока и Запада.

Особенно выражены различия в СКЖП у русских и таджикских женщин (в сравнении с различиями в СКЖП русских и таджикских мужчин), что объясняется более существенными различиями в отношении к женщине в соответствующих этнокультурах. Русские женщины отличаются от таджикских более адекватным психологическим возрастом, большей событийной насыщенностью жизни, большей удовлетворенностью ее результатом и более выраженным ощущением контролируемости жизни. Таджикские женщины дают более высокие оценки настоящему, они более интернальны в целом и в конкретных сферах жизни.

СКЖП русских мужчин отличается от СКЖП таджикских мужчин меньшей интернальностью, они менее склонны брать на себя ответственность в разных сферах жизни, особенно в сфере неудач. При этом они отличаются большими психологическим возрастом и ощущением взрослости. Их картина жизни более событийно насыщена.

5. Фактор этнокультурной идентичности (ее уровень) также детерминирует выраженность событийно-временных и смысложизненных характеристик, представлений личности о контролируемости жизненного пути.

У людей с низким уровнем этнокультурной идентичности слабое чувство сопричастности собственному народу, принадлежности к его культуре, традициям сопровождается более низкими общими показателями событийной насыщенности жизни, менее позитивным восприятием будущего и меньшим ощущением осмысленности жизни.

Напротив, более выраженная сопричастность своему этносу (высокий уровень этнокультурной идентичности) способствует ощущению насыщенности и осмысленности жизни, а также более позитивному восприятию будущего.

6. Этнокультурная идентичность влияет также на структуру субъективной картины жизненного пути личности. Чем выше уровень этнокультурной идентичности, тем меньше интегрированность субъективной картины жизненного пути.

Выраженное чувство сопричастности собственному народу, принадлежности к его культуре, традициям у людей с высоким уровнем этнокультурной идентичности не способствует формированию целостной СКЖП, их структура СКЖП характеризуется меньшей интегрированностью. Системообразующим фактором при этом является общий показатель осмысленности жизни. Временные параметры слабо включены в биографическую картину, особенно настоящее и будущее. Причем показатели локуса контроля связаны более всего с восприятием прошлого.

Слабая степень такой сопричастности у людей с низким уровнем этнокультурной идентичности способствует большей целостности СКЖП, обусловливая взаимозависимость различных характеристик, определяющих собственную роль человека в жизнедеятельности. В структуре взаимосвязей показателей СКЖП у респондентов с низким уровнем этнокультурной идентичности в большей степени представлено будущее время, субъективная оценка которого повышается с возрастанием показателей осмысленности жизни.

7. Анализ эффекта совместного влияния факторов национальности и этнокультурной идентичности личности на ее субъективную картину жизненного пути выявил национальную специфику влияния фактора идентичности:

У русских с возрастанием уровня этнокультурной идентичности увеличивается целеустремленность. СКЖП русских с разными уровнями идентичности по показателям событийной структуры и локуса контроля не различается.

У таджиков с возрастанием уровня этнокультурной идентичности увеличивается насыщенность жизни в настоящем и уменьшается локус контроля в сфере здоровья. У таджиков с высоким уровнем этнокультурной идентичности обнаружено большее количество и «вес» событийных показателей.

8. Интегрированность, целостность структуры субъективной картины жизненного пути детерминирована как национальным фактором (у русских она выше, чем у таджиков, при уровне р<0,01), так и уровнем этнокультурной идентичности (при низком уровне ЭИ она выше). При этом ведущую роль в интегрированное™ оказывает фактор этнокультурной идентичности.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Статьи в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Шарилова М.Ё. Отношение личности к психологическому времени жизни // Вестник таджикского государственного национального университета (научный журнал). Серия гуманитарных наук. 2(58). Душанбе: «Сино», 2010. - с. 212-214.

2. Шарипова М.Ё. Этнокультурные особенности субъективной картины жизненного пути личности// Вестник таджикского национального университета (научный журнал). Серия гуманитарных наук. 9(73). Душанбе: «Сино», 2011. -с. 370-373.

3. Шарипова М.Ё. Психологические характеристики субъективной картины жизненного пути личности // Вестник таджикского национального университета (научный журнал). Серия гуманитарных наук. 3/7(99). Душанбе: «Сино», 2012. -с. 190-194.

4. Шарипова М.Ё. Особенности субъективной картины жизненного пути у людей с разным уровнем этнокультурной идентичности // Современные проблемы науки и образования. № 6,2012; URL: http://www.science-education.ru/106-8079.

Публикации в других изданиях:

1. Шарипова М.Ё. Особенности субъективной картины жизненного пути русских, проживающих в Российской Федерации и в Республике Таджикистан // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. №3(42). Алматы, 2012. - с. 4952.

2. Шарипова М.Ё. Этнокультурная идентичность как фактор формирования субъективной картины жизненного пути личности // Психология индивидуальности. Материалы IV Всероссийской научной конференции 22-24 ноября 2012. Москва: «Логос», 2012. - с. 151.

Подписано в печать 27.06.2013г. Формат А5, цифровая печать Тираж 100 шт.

Отпечатано в ЦОП «Копировальный Центр Василеостровскпй» Россия, Санкт-Петербург, В.О., 6-ЛШНІЯ, д.29. тел./факс: 32S-61-84 e-mail: vs^Scopy.spb.ni

Текст диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Шарипова, Мадина Ёдгоровна, Санкт-Петербург

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ

ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Н.А. Логинова

04201361 578

Шарипова Мадина Ёдгоровна

Санкт-Петербург - 2013

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ............14

1.1. Жизненный путь как основа для построения субъективной картины жизненного пути личности......................................................................................14

1.2. Субъективная картина жизненного пути личности - эффект отражения и активной переработки содержания ее жизни.........................................................27

1.3. Структурные элементы и характеристики субъективной картины жизненного пути личности......................................................................................37

1.3.1. Событийная структура субъективной картины жизненного пути личности.......................................................................................37

1.3.2. Временные характеристики субъективной картины жизненного пути личности.....................................................................................44

1.3.3. Осмысленность жизни как характеристика субъективной картины жизненного пути личности..................................................................................56

1.3.4. Ответственность и локус контроля личности как характеристики субъективной картины жизненного пути личности..........................................67

1.4. Детерминанты субъективной картины жизненного пути личности.............74

1.4.1. Этнокультурные факторы субъективной картины жизненного пути личности.................................................................................................................79

1.4.2. Этнокультурная идентичность как фактор формирования субъективной картины жизненного пути личности...................................................................88

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................106

2.1. Общая организация исследования..................................................................106

2.1.1. Цель, объект, предмет, задачи и гипотезы исследования.....................106

2.2. Характеристика выборки.................................................................................108

2.3. Методы исследования......................................................................................110

Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ...........................................................................................................126

3.1. Уровневые и структурные показатели субъективной картины жизненного пути в общей выборке.............................................................................................126

3.2. Национальные и тендерные особенности субъективной картины жизненного пути личности....................................................................................138

3.3. Уровневые показатели субъективной картины жизненного пути в группах с разным уровнем этнокультурной идентичности в общей выборке и национальных подгруппах.....................................................................................171

3.4. Структурные взаимосвязи показателей субъективной картины жизненного

пути в группах с разным уровнем этнокультурной идентичности....................190

ВЫВОДЫ................................................................................................................206

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................210

Список литературы.................................................................................................213

Список сокращений и условных обозначений.....................................................240

Приложение А................................................................................242

Приложение Б.................................................................................246

Приложение В.................................................................................248

Приложение Г.................................................................................250

Приложение Д.................................................................................262

Приложение Е.................................................................................271

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению самосознания личности как субъекта жизненного пути. Субъективные представления о себе, своей жизни, мире, в котором человек живет, в значительной степени определяют его поступки, понимание им причин действий других людей. В самосознании личности в процессе ее жизненного пути выстраивается особое образование, более или менее упорядоченная образно-логическая конструкция, которую Б.Г. Ананьев впервые определил как субъективную картину жизненного пути (1968). «Субъективная картина жизненного пути в самосознании человека, - писал Б.Г. Ананьев, - всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах» [16, с. 113-114].

В контексте жизнедеятельности личность рассматривается как субъект, способный изменять свое пространство и время жизни в соответствии с собственной системой смыслов, ценностей и убеждений. Динамику развития личности можно раскрыть через анализ ее жизненного пути, который складывается из значимых событий жизни. Разносторонне исследуя личность в процессе ее жизнедеятельности, можно получить объективные характеристики ее бытия и, тем самым, раскрыть представления личности о ее жизненном пути и о себе как субъекте жизни.

Анализ закономерностей и механизмов построения индивидуальной истории жизни человека имеет большое значение для понимания структурной и содержательной организации внутреннего мира личности, ее самосознания.

В современной психологии заметен повышенный интерес к проблеме жизненного пути и его осознания личностью. Жизненный путь и его образ в сознании личности - субъективная картина ее жизненного пути - изучаются как пространственно-временная, событийная структура (К.А. Абульханова, Е.И. Головаха, E.IO. Коржова, A.A. Кроник, H.A. Логинова, P.A. Ахмеров и др.), психотемпоральная организация личности, ее отношение к разным

модусам времени (К.А. Абульханова, Т.Н. Березина, Л.И. Вассерман, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, A.A. Кроник, В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, H.H. Толстых и др.), как ценностно-смысловая структура (жизненные смыслы, ценности и ценностные ориентации, жизненные стратегии, планы, программы) (К.А. Абульханова, Е.И. Головаха, A.A. Кроник, Д.А. Леонтьев, P.A. Ахмеров, Н.В. Гришина и др.). В психологии изучаются факторы, влияющие на представления о собственной жизни, такие, как принадлежность к определенным социальным и этническим группам (P.A. Ахмеров, В.М. Вызова, В.В. Нуркова, Л.В. Сохань, H.H. Толстых и др.), возрастные и половые особенности СКЖП (К.В. Костенко, Е.В. Кулеш, А.Н. Герасименко, И.П. Шкуратова, Н.Д. Султанова), включая биографические кризисы как моменты развития (P.A. Ахмеров, В.Р. Манукян) и др.

Субъективная картина жизненного пути (далее СКЖП) является совокупностью взаимосвязанных жизненных событий, и по существу эти события можно считать историей развития личности. Опираясь на идеи Б.Г. Ананьева, мы полагаем, что СКЖП есть форма самосознания личности, существующая в представлениях о ее жизни в прошлом, настоящем и будущем. Она детерминирована многими факторами, в том числе этнокультурными, включая этнокультурную идентичность личности. Самосознание личности, в частности, СКЖП, формируется на основе обобщения жизненного опыта, накопленного в процессах жизнедеятельности в той или иной этнокультурной среде. Принадлежность человека к определенной культуре влияет на его образ жизни, мировоззрение и мировосприятие, отношение ко времени, отношение к себе как субъекту жизни, в той или иной мере ответственному за ее ход и результаты.

В разных культурах существуют разные представления о должной жизни, ее как бы обязательных событиях, приуроченных к определенным временным фазам жизненного пути. Причем эти представления различаются у мужчин и женщин. Таким образом, история жизни и развитие личности формируются на

основе этнокультурных условий ее развития в социальной среде. Культурная обусловленность сознания и внутреннего мира личности влияет на формирование и выраженность содержательных и взаимосвязи структурных компонентов СКЖП личности. Которые, в свою очередь, во многом определяют проектирование и осуществление жизнедеятельности личности в определенных социально-исторических, экономических, политических, семейных и прочих обстоятельствах и ситуациях развития.

Различия в субъективной картине жизненного пути, как и в картине мира в целом, имеют большое значение при взаимодействии людей разных национальностей. Они могут приводить к непониманию и даже конфликтам между представителями разных этнокультур. Тогда как жизненной задачей каждой личности в полиэтнической среде является налаживание взаимопонимания с людьми разных национальностей с разной этнокультурной идентичностью.

Проблема взаимообусловленности культуры и ментальности народов, адаптивность и интегративностъ как базовые свойства культуры, обуславливающие функциональную специфику этнокультурной идентичности, составляла объект изучения многих специалистов в различных областях научного знания (Ф. Боас, Ю.М. Бромлей, В. Вундт, Г. Гардинер, Ф. Зимбардо, Д.С. Лихачев, Д. Мацумото, Р. Мишра, М. Мид, Ш. Монтескье, Д. Сыо, О. Шпенглер, Г.Г. Шпет и др.).

Необходимо всестороннее изучение культурного воздействия, начиная с культуры как определяющего фактора в формировании поведения и до культуры как результата поведения.

В науке сформировалось представление о контрастных этнокультурах в

/

континууме Запад-Восток. Поэтому для нашего исследования были выбраны русские и таджики как представители Западной и Восточной культуры по критериям религии (ислам и христианство) и приверженности этих народов традициям Европы и Азии.

В науке и публицистике идет спор о русской ментальности и ее евразийской двойственности. Культура России сложилась в условиях многонациональное™ и служила культурным мостом между народами. Культура России принадлежит десяткам народов Запада и Востока, но характер русской культуры, прежде всего, является европейским. Ибо европейская культура отличается именно тем, что она открыта к восприятию других культур, к их объединению, изучению и сохранению и отчасти усвоению. Если смотреть на Россию с Запада, она, конечно, лежит между Западом и Востоком, но это географическое расположение. Россия - несомненная Европа по религии и культуре (Д.С. Лихачев, 1999).

Таджики же относятся к Восточной культуре. По мнению историков, этнографов, культурологов, в Азии индивидуализм и рационализм рассматривались как неустойчивые явления. Для таджиков важнее взаимоотношения и эмоции, личность же и чувства личного характера, как и рациональное мышление, отодвигаются на второй план.

В развивающемся урбанизированном мире различные страны и многонациональные государства на международном и межнациональном уровне взаимодействуют между собой во всех сферах жизни, что, несомненно, требует знаний национальных особенностей представителей этих государств. Знание же типологических характеристик разных этносов выступает как фактор, способствующий облегчению как внутригосударственных, так и межгосударственных взаимоотношений.

Исследование существующих различий в СКЖП в зависимости от этнокультурной идентичности у различных национальностей позволяет понять механизмы и закономерности вариативности СКЖП. Так как культурные традиции являются одной из главных детерминант поведения, особенности СКЖП различных этнических групп нельзя изучать без учета влияния на них культуры и национальной принадлежности.

Теоретический анализ литературы показал, что на сегодняшний день исследования жизни человека и его внутреннего мира в этническом и историческом аспектах рассматривались в работах А.Г. Асмолова, Д.А.Леонтьева, P.A. Ахмерова, В.Ф. Петренко, H.A. Шульги и др. Однако, исследование, направленное на изучение этнокультурных особенностей СЮКП у представителей разных национальностей и культур, насколько нам известно, не проводилось. В то время как психологическая теория и практика в настоящее время нуждается не только в изучении закономерностей изменения субъективного представления о собственной жизни в различные возрастные периоды, но и в комплексном изучении факторов, влияющих на него. Одним из таких факторов является уровень ее этнокультурной идентичности. Однако нам не удалось найти в научной литературе прототипа общепсихологического исследования СКЖП в связи с этнической принадлежностью и этнокультурной идентичностью личности. Таким образом, нам представляется актуальным и перспективным исследование и выявление обусловленности структуры СЮКП этнокультурной детерминацией. Мы рассчитываем (надеемся), что его результаты дадут новые точки опоры для проведения национальной и миграционной политики, а также воспитательной работы с молодежью.

Цель исследования - выявить и изучить этнокультурные особенности субъективной картины жизненного пути у людей разных национальностей и с разным уровнем этнокультурной идентичности.

Объектом исследования является субъективная картина жизненного пути личности.

Предметом исследования являются этнокультурные и половые (тендерные) особенности субъективной картины жизненного пути личности в связи с уровнем этнокультурной идентичности (на примере русских и таджиков).

Задачи исследования. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ теоретических подходов к пониманию природы субъективной картины жизненного пути и этнокультурной ее детерминации. На основании этого определить структурные элементы субъективной картины жизненного пути и этнокультурной идентичности личности, показать их этнокультурную обусловленность, охарактеризовать этнокультурные особенности изучаемых нами этносов.

2. Выявить особенности субъективной картины жизненного пути у русских и таджиков как представителей культур Запада и Востока.

3. Выявить половую (гендерную) дифференциацию субъективной картины жизненного пути у русских и таджиков.

4. Выявить особенности субъективной картины жизненного пути в связи с разными уровнями этнокультурной идентичности.

5. Провести сравнительный анализ особенностей субъективной картины жизненного пути отдельно у русских и таджиков в связи с уровнем их этнокультурной идентичности.

В качестве гипотез исследования выдвигаются следующие предположения.

Общая гипотеза: существуют особенности субъективной картины жизненного пути у представителей разных этносов, которые детерминированы характером их базовых этнокультур и уровнем этнокультурной идентичности личности. Данное положение было конкретизировано частными гипотезами:

1. Субъективная картина жизненного пути (далее СКЖП) личности детерминирована этнокультурными особенностями среды, в которой личность формируется и развивается. Среда влияет на событийно-временные и смысложизненные характеристики, на представления о контролируемости жизненного пути и ответственности субъекта жизненного пути.

2. При общей этнокультурной обусловленности в СКЖП наблюдаются гендерные различия, связанные с разным пониманием в этнокультурах роли мужчин и женщин в построении жизненного пути.

3. Этнокультурная идентичность (ее уровень) является фактором СКЖП наряду с этнической принадлежностью личности.

Теоретико-методологическую основу работы составили: принцип историзма, культурно-исторической обусловленности сознания (JT.C. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), принцип развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, Л.И. Анцыферова, Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Головей и др.), антропологический (субъектный) принцип (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев), психобиографический подход к изучению личности (ULI. Бюлер, Г. Томе, H.A. Рыбников, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн,

A.A. Кроник, Е.И. Головаха, Е.Ю. Коржова, H.A. Логинова, Л.В. Сохань, и др.). Мы опирались также на исследования психологического времени личности (К. Левин, Дж. Нюттен, Л. Франк, М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова,

B.C. Мухина, H.H. Толстых, В.И. Ковалев и др.).

Научная новнзна исследования заключается в обогащении научных представлений о субъективной картине жизненного пути личности и ее детерминации этнокультурой, уровнем этнокультурной идентичности. Впервые выявлены и проанализированы этнокультурные различия в тендерном аспекте.

Впервые изучены структурные и содержательные особенности субъективной картины жизненного пути у представителей двух этносов, представителей культур Запада и Востока - русских и таджиков с разным уровнем этнокультурной идентичности.

Теоретическая значимость исследования. Субъективная картина жизненного пути представлена в единстве событийных, временных и субъектно-личностных характеристик как форма самосознания личности -субъекта жизненного пути.

Теоретическая значимость также состо