автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета
- Автор научной работы
- Кабанова, Надежда Эргашевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Самара
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета"
На правах рукописи
КАБАНОВА НАДЕЖДА ЭРГАШЕВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА
13.00.08 — теория и методика профессионального образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
9 ОКТ 2014
Самара-2014
005553270
Работа выполнена в аккредитованном образовательном частном учреждении высшего профессионального образования «Московский финансово-юридический университет МФК)А».
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Коломок Оксана Ивановна.
Официальные оппоненты:
Жуковский Владимир Петрович, доктор педагогических наук, профессор, ГАУ
ДПО «Саратовский областной институт развития образования», кафедра профессионального образования, заведующий;
Зайцева Нина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, ГАОУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», кафедра теории и методики непрерывного профессионального образования, доцент.
Ведущая организация - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»
Защита состоится 30 октября 2014 г. в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.216.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (443099, г. Самара, ул. М. Горького, д. 65/67, зал заседаний).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» и на официальном сайте www.pgsga.ru.
Автореферат разослан <Л$ » 2014 года.
Учёный секретарь
диссертационного совета Левина Светлана Викторовна
Введение
Современному миру свойственна амбивалентность цивилизационных процессов: с одной стороны необходимость унификации, с другой - острая потребность в сохранении этнокультурного своеобразия народов. Мировой опыт свидетельствует о том, что наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение собственного культурного этнического своеобразия наряду с владением культурой других народов. Следовательно, существует необходимость в подготовке высокообразованных членов общества, которые могут эффективно функционировать в полиэтнической среде, которые не только знают и уважают свою этническую культуру, культуру других этнических групп, но и способны успешно сочетать национальные и интернациональные интересы. В связи с этим в педагогической теории и практике назрела проблема формирования личности, способной успешно существовать в условиях разнообразной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной компетентности. Тематическая проблематика исследования крайне актуальна и для места ее проведения (Волгоградская область), учитывая произошедшую на территории региона в октябре-декабре 2013 года серию террористических актов и последовавшее затем обострение межнациональных отношений, а также в связи с последними украинскими событиями, не в последнюю очередь выстроенными на межнациональных и этнокультурных противоречиях (как правило, формируемых искусственным образом). Кроме того, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена положениями важнейших государственных программных документов в области образования: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации», согласно п. 1 ст. 3 которого государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе «защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства» и «Национальной доктрины образования РФ», предписывающей системе образования «обеспечить гармонизацию национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур», а также «Комплексной региональной программы развития профессионального образования» на 2014-2016 годы (постановление Правительства Волгоградской области от 11.11.2013) и Государственной программы Волгоградской области «Развитие образования» на 2014-2020 гг. Несмотря на очевидную актуальность данного исследования, стоит заметить, что данная проблема не нова. Социально-педагогические аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой раскрыты в исследованиях В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, В.Н. Гурова, C.B. Дармодехина. Проблемы адаптации человека к новой социокультурной среде получили свое освещение в трудах зарубежных ученых Дж. Бери, Г. Триандиса и др. Интерес представляют труды И.А. Баевой, С.Д. Дерябо, Н.Б. Крыловой, В.А. Петровского, В.А. Левина, раскрывающие роль образовательной среды в становлении личности. Важную роль в работе сыграли концепции этнической толерантности, отраженные в трудах А.Г. Асмолова, Л.П. Ильченко, Н.М. Лебедевой, Ю.П. Политовой, Е.И. Шлягиной, Дж. Бери, М. Плизента. Особый интерес для исследуемой проблемы представляют этнопедагогические аспекты в обучении, воспитании и социализации подрастающих поколений, отра-
женные в работах И.А. Арабова, К.Ш. Ахиярова, Г.Н. Волкова, Т.А. Пигиловой, Е.Е. Хатаева, ИЛ. Шорова, З.Б. Цаллаговой, А.Н. Яковлевой и др. Значимыми для нас являлись ведущие положения организации поликультурного (полиэтнического) образования, разработанные В.П. Борисенковым, О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриевым, А.Н. Джуринским, Л.В. Колобовой, Н.Б. Крыловой, З.А. Мальковой, Г.В. Палаткиной, J1.JI. Супруновой, Д. Бэнксом, а также работы Г.М. Гогиберидзе, Л.В. Кузнецовой, Д.Н. Латыпова, В.Б. Манджиевой, Т.К. Солодухиной, В.К. Шаповалова, отражающие этнокультурный контекст в образовательном процессе. Для понимания сущности феномена этнокультурной компетентности ценными в русле нашего исследования являются работы таких зарубежных и отечественных педагогов и психологов, как Н.Г. Арзамасцевой, Л.Б. Зубаревой, Н.М. Лебедевой, Г.Е. Поторочиной, В.Г. Рощупкина, С.Б. Серяковой, С.Н. Федоровой, J. Berry, D.W. Sue. Немаловажное значение имеют работы И.А. Арабова, К.Ш. Ахиярова, Г.Ю. Нагорной, ТА. Пигиловой, касающиеся проблем профессиональной подготовки педагога к деятельности в полиэтнической среде.
Вместе с тем в исследованиях отечественных и зарубежных ученых существует разрозненность теоретических идей, связанных с природой и содержанием полиэтнического образования, в ходе которого формируется этнокультурная компетентность обучающихся, не выявлены условия формирования этнокультурной компетентности, не определена специфика полиэтнической образовательной среды.
Актуализации исследования способствовало и выявление противоречия между необходимостью формирования этнокультурной компетентности студентов и недостаточной разработанностью педагогических технологий для решения этой проблемы.
Анализ данного противоречия определил проблему исследования: выявление эффективной технологии формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета. Это послужило исходным основанием для выбора темы диссертационного исследования: «Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета».
Объект исследования: этнокультурная компетентность студентов. Предмет исследования: процесс формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета. Решение обозначенной проблемы составляет цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать технологию формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета будет эффективным, если:
- он осуществляется в ходе полиэтнического образования, предусматривающего использование этноориентированных форм учебной и внеучебной деятельности, интерактивных методов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности студентов, формирование необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия;
- обеспечивается реализация принципов позитивного отношения личности к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственности и последовательности изучения культур, диалога, междисциплинарности и вариативности, полилингвизма, комплексности, а так же компетентностного, синергетического, этнопедагогического, аксиологического, гуманистического подходов;
- используется потенциал полиэтнической образовательной среды с целью взаимообогащения, взаимопонимания между субъектами образовательного процесса, удовлетворения познавательных, культурных, образовательных интересов и потребностей студентов, воспитания их в духе мира;
- в содержание образования вводится этнокультурный компонент, способствующий приобщению студентов к этнической (родной), российской и мировой культуре; осуществляется наиболее полная реализация возможностей национально-регионального компонента.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. На основании теоретико-методологического анализа психолого-педагогической литературы, нормативных документов и существующей образовательной практики определить сущность и структуру этнокультурной компетентности студента как педагогической категории.
2. Разработать технологию формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета.
3. Определить и обосновать критерии и показатели, позволяющие адекватно оценить уровень сформированное™ этнокультурной компетентности студентов.
4. Выявить и теоретически обосновать условия повышения уровня этнокультурной компетентности студентов.
5. Провести анализ и экспериментальную проверку эффективности спроектированной технологии формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета и экспериментально оценить ее результативность.
Методолотческую основу исследования составили компетентностный подход, с позиций которого основным непосредственным результатом полиэтнического образования становится формирование этнокультурной компетентности студентов; синергетический подход, рассматривающий субъекты образовательного процесса как самоорганизующиеся, сложные, открытые и нелинейные системы, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой; аксиологический и гуманистический подходы, согласно которым человек является высшей ценностью и самоцелью общественного развития и образовательного процесса; этнопедагогический подход, предполагающий воспитание подрастающего поколения с опорой на национальные традиции народа, его культуру. В качестве специальной методологии исследования выступают принципы этнокультурного плюрализма, позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, диалога. Общепедагогической методологической основой исследования стали принципы междисциплинарности и вариативности, полилингвизма, комплексности. Теоретической основой исследования являются:
- идеи формирования современной личности в поликультурной (полиэтнической) среде, освещенные в трудах Е.В. Бондаревской, Н.М. Борыгко, С.Н. Вельгушевой, М.Л. Воловиковой, Б.З. Вульфова, В.Н. Гурова, О.В. Гукапенко, Г.Д. Дмитрие-
ва, Н.Б. Крыловой, И.В. Колоколовой, В.В. Макаева, А. Мальковой, Г.В. Палат-киной, JI.JI. Супруновой и др.;
- исследования зарубежных и отечественных педагогов и психологов, рассматривающие проблему формирования этнокультурной (интеркультурной) компетентности (Н.Г. Арзамасцева, Л.Б. Зубарева, Н.М. Лебедева, Г.Е. Поторочина, В.Г. Ро-щупкин, Т.Г. Стефаненко, С.Н. Федорова, J. Вепу, Р. Pedersen, D.W. Sue, Т. Cross, I.B. Krause, J.M. Havenaar);
- работы Л.Н. Бережновой, O.B. Гукаленко, АЛ. Данилюка, И.В. Колоколовой, посвященные построению полиэтнической среды в образовательном учреждении;
- научно-педагогические основы воспитания культуры межнационального общения (В.Х. Абелян, Ж.Г. Алямкина, H.A. Асипова, З.Т. Гасанов, В.П. Комаров, Р.И. Кусарбаев, Л.С. Ядрихинская и др.);
- идеи народной педагогики в обучении, воспитании и социализации подрастающих поколений, отраженные в работах И.А. Арабова, К.Ш. Ахиярова, Х.Х.-М. Батчаевой, Н.В. Бородиной, Г.Н. Волкова, М.Б. Гуртуевой, Ш.А. Мирзоева, О.Д, Мукаевой, Г.Ю. Нагорной, Т.А. Пигиловой, М.М. Узденовой, З.Б. Цаллаговой, Е.Е. Хатаева, И.А. Шорова и др.;
- положения о национально-региональном, краеведческом аспекте содержания образования (К.Ш. Ахияров, АЛО. Белогуров, Ю.В. Лазарев, P.P. Муниров, А.Б. Панькин, A.B. Салихов, Н.Х. Сопоева и др.);
- работы Г.М. Гогиберидзе, В.М. Джашакуева, Д.Н. Латыпова, В.Б. Манджие-вой, Т.К. Солодухиной, Ф.Ф. Харисова, В.К. Шаповалова, отражающие этнокультурный контекст в образовательном процессе;
- фундаментальные научные труды (И.А. Арабов, К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, Г.Ю. Нагорная, М.Г. Харитонов и др.), в том числе диссертационные исследования (Н.Г. Арзамасцева, Л.Б. Зубарева, В.А. Николаев, С.Н. Федорова и др.), касающиеся проблем профессионально-педагогической подготовки будущего педагога к деятельности в полиэтнической образовательной среде.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: теоретические (ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ литературы из разных областей знаний о человеке; анализ нормативно-правовых актов, документов, учебно-методической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта; моделирование); эмпирические (эксперимент; наблюдение; опрос; праксиметрический метод); статистические (количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики).
Экспериментальной базой исследования стал Волгоградский филиал АОЧУ ВПО «Московский финансово-юридический университет МФЮА». Этапы исследования:
Первый этап (2010-2011 гг.) - изучение и анализ теоретических основ изучаемой проблемы в области философии, педагогики, психологии, управления; знакомство с отечественными и зарубежными исследованиями, близкими к тематике диссертационного исследования; определение методологии исследования (цели, задач, формулировки гипотезы и разработки программы педагогического эксперимента). Второй этап (2011-2013 гг.) — разработка технологии формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде универ-
ситета; организация и проведение констатирующего и формирующего экспериментов по апробации разработанной технологии.
Третий этап (2013-2014 гг.) - обработка, теоретическое обобщение и систематизация результатов исследования, оформление текста диссертации и автореферата. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались четкостью методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, комплексом методов, адекватного предмету и задачам исследования, ведением научных исследований с практической деятельностью, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью полученных данных. Научная новизна исследования заключается в:
- уточнении характеристики феномена этнокультурной компетентности как педагогической категории, которая рассмотрена нами через призму сущности явления, его содержания, цели, механизмов и форм его формирования, критериев действенности и эффективности. Нами определено, что этнокультурная компетентность как инте-гративное свойство личности, проявляющееся в объективных представлениях, знаниях об этнических культурах, умениях, навыках и моделях поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, формируется в ходе полиэтнического образования, условием реализации которого является полиэтническая образовательная среда.
- изложении авторского понимания полиэтнической образовательной среды, раскрытии ее сущности, обосновании структурных компонентов и возможности ее использования в процессе формирования этнокультурной компетентности студентов.
- обосновании результативности технологии формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета, включающей в себя совокупность активных методов обучения и воспитания, наполненных этнокультурным содержанием с целью формирования этнокультурной компетентности и воспитания этнической толерантности студентов;
- определении критериев и показателей, позволяющих адекватно оценить уровень сформированности этнокультурной компетентности студентов;
- определении комплекса условий формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета. Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней обоснованы, содержательно раскрыты и адекватно структурированы условия, обеспечивающие эффективное формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде; выделена специфика, разработаны структурные компоненты, определены функции и принципы построения полиэтнической образовательной среды, являющейся необходимым условием реализации полиэтнического образования; определены уровни и критерии этнокультурной компетентности; выявлены, дополнены и реализованы этаоориентированные формы учебной и внеучебной деятельности, а также технология, включающая интерактивные методы, приемы, средства, направленные на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности студентов, формирование у них необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия; раскрыты пути, принципы и содержание подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, способных успешно работать в полиэтнической образовательной среде. Практическая ценность исследования состоит в том, что содержащиеся в нем
теоретические положения и выводы создают предпосылки для реализации полиэтнического образования. Значительную практическую ценность имеют методика измерения этнокультурной компетентности обучаемых, комплекс этноориентиро-ванных технологий, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности, формирование умений и навыков во взаимодействии с этнофорами, способствующих развитию конструктивного межэтнического диалога. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке стратегии и тактики формирования этнокультурной компетентности, как у учащихся, так и студентов. Технологии работы с обучающимися в полиэтнической образовательной среде могут стать научно-методическим инструментарием ориентации образовательных учреждений, педагогов на усиление взаимодействия всех социальных институтов и общественных организаций по успешной адаптации подрастающих поколений к условиям жизнедеятельности в полиэтнической среде. Разработанные рекомендации по применению технологии формирования этнокультурной компетентности студентов могут использоваться руководством различных вузов (с учетом конкретной специфики социально-экономических, демографических и политических условий жизни региона, в котором планируется применять данную технологию). Учебные пособия, монографии, научно-методические рекомендации, изданные по материалам исследования, найдут свое применение в сфере общего и профессионального педагогического образования. Основные положения, выносимые на защиту:
1. Этнокультурная компетентность - свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Структура этнокультурной компетентности включает в себя следующие логически связанные компоненты: когнитивный компонент или понятийная основа (знания и представления об этнических общностях: своей и чужих, их истории, культуре, образе жизни, национально-психологических особенностях этнофоров; признание культурных различий; владение иностранными языками) является базой для предотвращения непонимания, адекватного толкования поведения этнофоров, основанием для коррекции собственного поведения в межэтническом взаимодействии; поведенческий компонент или операциональная основа (модели поведения, стратегии, умения, способствующие эффективному взаимодействию с иноэтническим окружением; владение этноспецифическими умениями) направлен как на успешное протекание межэтнического взаимодействия, так и на пополнение знаний о культурном своеобразии этнофоров; аффективный компонент или эмоционально-ценностная основа (позитивное отношение личности к полиэтнической среде и этнофорам, толерантное отношение к иному образу жизни и мыслей, способность контактировать на аффективном уровне, испытывать чувство эстетического наслаждения при «общении» с произведениями искусства разных народов, умение сочувствовать и стать на позицию иноэтнического окружения) образует базис для эффективного межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.
2. Условием реализации полиэтнического образования является полиэтническая образовательная среда, под которой мы понимаем часть образовательной среды учебного заведения, представляющую собой совокупность условий, влияющих на
формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Структурными компонентами данной среды являются пространственно-семантический, коммуникационно-организационный и содержательно-методический компоненты.
3. Технология формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета должна быть выстроена с учетом:
- использования этноориентированных форм учебной и внеучебной деятельности, интерактивных методов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности студентов, формирование необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия;
- принципов позитивного отношения личности к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственности и последовательности изучения культур, диалога, междисциплинарности и вариативности, полилингвизма, комплексности, а так же компетентностного, синергетического, этнопедагогического, аксиологического, гуманистического подходов;
- потенциала полиэтнической образовательной среды с целью взаимообогащения, взаимопонимания между субъектами образовательного процесса, удовлетворения познавательных, культурных, образовательных интересов и потребностей студентов, воспитания их в духе мира;
- в содержание образования вводится этнокультурный компонент, способствующий приобщению студентов к этнической (родной), российской и мировой культуре; осуществляется наиболее полная реализация возможностей национально-регионального компонента.
4. Эффективное формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде обеспечивается при реализации совокупности следующих условий: постановка цели, задающая требования к организации деятельности образовательного учреждения, его управлению, отбору содержания, форм и методов формирования этнокультурной компетентности студентов и объединяющих их в целостное единство; активность деятельности служб поддержки и сопровождения обучающихся, способствующих их самореализации, формированию мультикультурной идентичности (социальной, этнической, над-этнической), повышению уровня этнокультурной компетентности, что позволит успешно адаптироваться в полиэтнической среде; наличие компетентных педагогов в области межкультурного взаимодействия и организации полиэтнического образования; наиболее полная реализация возможностей национально-регионального компонента и введение этнокультурного компонента в содержание образования, направленных на приобщение обучающихся к родной, российской и мировой культуре; использование этноориентированных форм учебной и внеучебной деятельности, а также интерактивных методов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности студентов, формирование у них необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия; широкие социальные связи образовательного учреждения с учреждениями культуры и искусства, общественными организациями с целью использования их образователь-
ного и социального потенциала в процессе формирования этнокультурной компетентности студентов.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования прошли широкую апробацию в массовой практике образовательных учреждений Волгоградской области, используются при проведении лекционных и практических занятий, как по циклу педагогических дисциплин, так и проблемных курсов повышения квалификации педагогических работников образования, на различных семинарах для педагогов и руководителей.
Результаты опытно-экспериментальной работы внедрены в образовательный процесс АОЧУ ВПО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», ГБОУ СПО «Волжский машиностроительный техникум», ГБОУ СПО «Волгоградский строительный техникум», ГБОУ СПО «Волгоградский политехнический колледж», ГАОУ СПО «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций», ГБОУ СПО «Волгоградский индустриальный техникум», ГБОУ СПО «Михайловский социально-педагогический колледж».
Внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы нашли отражение в монографии, научных статьях. Они обсуждались и получили одобрение на семинарах, научно-практических конференциях различного уровня - международных: «Наука и образование в жизни современного общества» (Тамбов, 2013), «Информационное общество и актуальные проблемы экономических, гуманитарных, правовых и естественных наук» (Рязань, 2013), «Экономико-правовое регулирование хозяйственных отношений в современной России» (Волгоград, 2013); «Современное состояние и перспективы общественно-политического развития России и зарубежных стран» (Волгоград, 2014); региональных: «Модернизация образования на компетентностной основе: опыт и результаты внедрения образовательных стандартов нового поколения» (Волгоград, 2012).
Структура и объем работы обусловлены логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (170 источников), приложений (9). Текст иллюстрирован таблицами (15) и рисунками (4), отражающими основные положения и результаты исследования. Общий объем работы - 176 страниц компьютерного текста.
Основное содержание работы
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, представлена степень разработанности проблемы, определены цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета» дается теоретический анализ современного состояния заявленной проблемы в педагогической теории и практике; рассмотрены позиции исследователей по вопросу о сущности и структуре этнокультурной компетентности студента, раскрыты и адекватно структурированы условия, обеспечивающие эффективное формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде; выделена специфика, разработаны структурные компоненты, определены функции и принципы построения полиэтнической образовательной среды, являющейся необходимым условием реализации полиэтнического образования.
В современном мире изолированное существование этносов и их и культур практически невозможно, поскольку наблюдается большой объем миграционных процессов, распространение этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах. Подобные тенденции очень ярко продемонстрированы в Волгоградской области. Как свидетельствуют официальные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, за 2012 год на территорию региона прибыли более 37 тысяч мигрантов. Период адаптации проходит не всегда безболезненно: приезжие семьи сталкиваются с большим разнообразием культурного окружения: русские, казахи, в долине Дона - казачьи станицы, в Заволжье много татар. Издавна в области обосновались большие диаспоры азербайджанцев, армян, чеченцев. Есть также немцы, цыгане, чуваши, марийцы, корейцы. Всего на территории области сейчас проживают представители около 130 национальностей, у каждой своя система ценностей, что зачастую приводит к непониманию и столкновениям. Учебные заведения - в ряду основных институтов, призванных воспитать в студентах этническую толерантность, а также умения и навыки, совокупность которых выражается понятием «этнокультурная компетентность».
Представляется необходимым операционализировать понятия компетентность, этнокультурная компетентность, компетенции, этническая толерантность. Многочисленные труды ученых позволяют сделать вывод о том, что компетентность является многозначным термином, существует множество формулировок этого понятия. Мы понимаем компетентность как интегрированную характеристику субъекта, определяющую степень его владения совокупностью профессиональных и социально значимых качеств, приобретаемых в процессе профессионального образования, а также выступающих эффективным механизмом реализации индивидуальных ценностно-ориентированных потребностей. Необходимо отличать компетентность (характеризующую различные сферы деятельности индивида, представляющую обобщенные методы действий, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональной или другой деятельности) от компетенции.
Являясь частью общекультурной компетентности, которая представляет собой «уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения, возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции», этнокультурная компетентность заключается в том, что индивид, обладая ей, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия.
Этнокультуры по своей природе множественны. Более близки культуры соседних этносов, а также (в меньшей степени) - культуры, имеющие общий хозяйственно-экономический тип. Каждая этнокультура развивается по-разному: более динамично (что свойственно Западу) или менее динамично (Восток). Области этнокультуры открыты к взаимодействию и разведены во времени. В горизонтальной плоскости родная этнокультура соприкасается с соседними, но также взаимодействует и с другими. В дискретном потоке времени из различных областей древней культуры произросли различные формы культуры человечества, прогрессирующей в социодинамике. Этнокультурные ценности прорастают корнями в жизнь разных слоев населения, в профессиональное искусство. Из родной этнокультуры развивается полиаспекгная отечественная культура (культура этноса), она, в свою очередь, связана с культурой мировой, интегрирующей и синтезирующей культуры разных этносов (см. рис. 1).
Рис. I. Модель этнокультурного образования
Этнокультурное образование входит в объем культурологического образования, которое вбирает в себя изучение закономерностей развития культур всех народов и всех времен. Пространство целостного кольца схематически является культурным полем, которое осваивает человек в процессе образования и самообразования, в процессе всей своей жизни. Культурное поле существует объективно в пространстве культуры и характеризуется силами взаимодействия элементов культуры (подобно силам, взаимодействующим в электрическом или магнитном физическом поле).
Проанализировав определения этнокультурной компетентности и близкие к нему дефиниции (АЛ. Флиер, Г. Фризенхан, Дж. Берри, Д.У. Сью, Н.Г. Арзамасцева, МЛ. Воловикова, Л.Б. Зубарева, Н.М. Лебедева, В.Г. Рощупкин, С.Б. Серякова, Т.Г. Стефаненко, С.Н. Федорова и др.), мы уточнили толкование этого феномена. В данном диссертационном исследовании под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности индивида, выражающееся в наличии конгломерата объективных представлений (знаний) о какой-либо этнической культуре, реализующейся через умения, навыки, стереотипные действия, ведущие к эффективному межэтническому взаимодействию на основе взаимопонимания. Процесс формирования этнокультурной компетентности напрямую связан с воспитанием этнической толерантности, так как именно она является инструментом достижения межэтнического взаимопонимания и двигателем взаимодействия. На основе гуманистической психологии К. Роджерса могут быть выделены следующие составляющие этнокультурной толерантности: безоценочное, позитивное принятие другого человека, независимо от его этнической принадлежности; активное сопереживание; равноправное взаимодействие, взаимопринятие и взаимопонимание партнеров по общению; аутентичность в общении; отказ от навязывания готовых решений, представлений на основе процесса осознания и понимания социокультурных особенностей представителей других этносов; создание условий для самореализации личности.
Этническая толерантность и этнокультурная компетентность - два звена одной цепи. Одно из них всегда предполагает наличие другого. С одной стороны, этнокультурная компетентность, основываясь на знаниях о разных этнокультурах и опыте
межэтнических отношений, предполагает толерантность представителей различных этносов. Но, с другой стороны, этническая толерантность, основанная на признании и принятии факта этнокультурного разнообразия, позволяет понять другие народы, а также расширить рамки собственного этнического опыта и знаний. Этнокультурная компетентность и этническая толерантность характеризуют одно и то же явление с. разных сторон, а именно ту составляющую в структуре личности, которая отвечает за ее способность к эффективному взаимопониманию и взаимодействию с представителем другой этнической группы. То есть этническая толерантность характеризует ценностную ориентацию личности, а этнокультурная компетентность выступает ее деятельностной характеристикой, представляющей собой способность к конструктивному межэтническому взаимодействию. Таким образом, можно заключить, что этнокультурная компетентность одновременно соединяет адекватные знания, представления об этнических общностях и их культуре и толерантные поведенческие отношения, настроенные на межэтническое взаимопонимание и взаимодействие.
Эффективное межэтническое взаимодействие способствует эффективной этнокультурной адаптации человека, предполагающей достижение социально-психологической интеграции с еще одной культурой при отсутствии потери богатств собственной. Некоторый дискомфорт во взаимоотношениях между представителями разных этносов появляется тогда, когда они не понимают или же сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия друг друга, национальную специфику отношения людей к деятельности и обстоятельствам поведения. В связи с этим возникает проблема формирования этнокультурной компетентности, которая на практике обеспечивала бы эффективное межэтническое взаимодействие. Знания и умения студента в этой области позволяют ему принять специфику образа жизни различных этнических общностей, грамотно оценивать условия взаимодействия и общения с их представителями, находить адекватные и эффективные модели поведения для поддержания атмосферы взаимного доверия и высокой продуктивности в совместной деятельности. Этнокультурная компетентность предполагает принятие этнокультурных различий, понимание и уважение других, их взглядов и ценностей, готовность и способность жить в полиэтническом обществе. В этой связи этнокультурная компетентность не может быть определена только через сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Иначе говоря, обладать этнокультурной компетентностью, необходимой для успешной адаптации (а значит, интеграции) студента в современную социокультурную, полиэтническую среду, означает способность (умение) мобилизовать в ситуации межэтнического контакта полученные знания и умения. Компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно реализуются учеником и используются им в определенной конкретной ситуации межэтнического взаимодействия. Таким образом, этнокультурная компетентность одновременно соединяет мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на межэтническое взаимопонимание и взаимодействие.
Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление выражается следующей совокупностью содержания:
- готовностью и способностью студента придерживаться этнокультурных традиций, владением этноспецифическими умениями своего народа;
- готовностью студента изучать различные этнокультуры с целью налаживания комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния культур;
- готовностью и способностью студента самостоятельно искать информацию, добывать знания об этнокультурах, используя различные базы данных (учебно-воспитательный процесс, непосредственное общение с иноэтническим окружением, самообразование, средства массовой информации и коммуникации и др.), дифференцировать их с точки зрения значимости и достоверности, применять их для решения проблем в сфере межэтнического взаимопонимания и взаимодействия;
- готовностью и способностью студента оценить социальные и связанные с ними этнокультурные процессы путем анализа и систематизации знаний об этнических культурах, нахождения и признания в них общего и различного (специфичного). В основании оценки должны лежать следующие положения: изначально позитивное восприятие всех этносов, а именно признание и принятие культурного различия; критическое отношение к инцидентам и конфликтам, возникшим в процессе межэтнического контакта; занимание непредвзятой позиции в оценке членов многонационального коллектива и их поведения; преодоление своих этноцентристских тенденций и предубеждений; коррекция собственного поведения; вырабатывание своего собственного мнения и линии поведения в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями другого народа, не унижая их и уважая их точку зрения и др.;
- готовностью и способностью студента включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного и координированного сотрудничества. Позитивность взаимодействия возможна, если воспитанник будет идти на контакт с этнофорами (людьми в роли носителей этнических черт определенной нации, народности или племени), участвовать в социально значимых делах и мероприятиях, вносить свой вклад в распространение идей межнационального согласия, нести ответственность за последствия своих поступков и возможное напряжение в общении между членами многонационального коллектива, стремиться урегулировать конфликты и разногласия, выбирая при этом стратегию сотрудничества; проявлять национальную (этническую), расовую и религиозную терпимость и др.
В самом общем виде структура этнокультурной компетентности включает в себя следующие логически связанные компоненты:
1) когнитивный компонент или понятийная основа - (знания и представления об этнических общностях: своей и чужих, их истории, культуре, образе жизни, национально-психологических особенностях этнофоров; признание культурных различий; владение иностранными языками) является базой для предотвращения непонимания, адекватного толкования поведения этнофоров, основанием для коррекции собственного поведения в межэтническом взаимодействии;
2) поведенческий компонент или операциональная основа (модели поведения, стратегии, умения, способствующие эффективному взаимодействию с иноэтническим окружением; владение этноспецифическими умениями) направлен как на успешное протекание межэтнического взаимодействия, так и на пополнение знаний о культурном своеобразии этнофоров;
3) аффективный компонент или эмоционально-ценностная основа (позитивное
отношение личности к полиэтнической среде и этнофорам, толерантное отношение к иному образу жизни и мыслей, способность контактировать на аффективном уровне, испытывать чувство эстетического наслаждения при «общении» с произведениями искусства разных народов, умение сочувствовать и стать на позицию иноэтнического окружения) образует базис для эффективного межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.
Исходя из вышесказанного, критерии и показатели этнокультурной компетентности студентов, представлены в таблице (табл. 1):
Все двенадцать показателей, указанных в таблице 1 и относящихся к пяти критериям сформированное™ этнокультурной компетентности студентов вузов, использовались нами в рамках настоящего исследования.
Важнейшим условием реализации полиэтнического образования является полиэтническая образовательная среда, под которой следует понимать часть образовательной среды какого-либо учебного заведения, представляющую собой конгломерат условий, способствующих формированию личности, способной к продуктивному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтни-ческие общности, мирно сосуществующей с представителями разных национальностей.
Таблица 1. Критерии сформированное™ этнокультурной компетентности _студентов и соответствующие им показатели_
№ п/п Наименование критерия и соответствующих ему показателей
Социальная дистанция с собственной этнокультурной группой
1 Мотивация изучения своей этнокультуры
2 Знание своей этнокультуры
3 Количество используемых источников информации о своей этнокультуре
Социальная дистанция с представителями иных этнокультурных групп
4 Мотивация изучения других этнокультур
5 Знание других этнокультур
6 Количество используемых источников информации о других этнокультурах
Включенность в иноэтнические контакты (желаемая и действительная)
7 Реальное количество межличностных и деловых контактов с представителями иных этнокультур
8 Желание увеличить или уменьшить количество межличностных и деловых контактов с представителями иных этнокультур
Отношение к представителям иных чтнокуяытр
9 Конфликтность по отношению к представителям других этнокультур
10 Степень лояльности к распространению других этнокультур
Субъективный контроль в области межличностных отношений с представителями иных этнокультур
11 Уровень субъективного контроля в межличностных отношениях с представителями других этнокультур
1 12 Стратегия поведения в конфликтной ситуации
Опираясь на анализ исследований, посвященных осмыслению и описанию образовательной среды (В.А. Ясвин, C.B. Тарасов, Г.А. Ковалев и др.), мы можем выделить следующие структурные компоненты полиэтнической образовательной среды:
1) пространственно-семантический, способствующий полному удовлетворению и поступательному развитию познавательных, культурно-образовательных потребностей участников учебно-воспитательного процесса, совершенствованию их творческого потенциала в области интересов, связанных с этнокультурами;
2) коммуникационно-организационный, делающий ставку на формирование позитивного социально-психологического климата в коллективе, доброжелательной атмосферы, взаимной ответственности, ведущей к саморазвитию личности и расширению опыта индивида в межэтническом взаимодействии;
3) содержательно-методический, учитывающий специфику полиэтнического образования, его основные тенденции.
Функциями полиэтнической образовательной среды являются:
1) этнокультурное просвещение (изучение национальной культуры своего и прочих народов);
2) ценностно-ориентационная функция (формирование системы ценностных ориентации в сфере межэтнического взаимодействия);
3) функция этнокультурного самосохранения (дает возможность индивиду, не теряя свою индивидуальность, освоиться в полиэтническом обществе, актуализировать сознание принадлежности к конкретному этносу и культуре);
4) функция социальной адаптации (способствует воспитанию индивида, его приспособлению к условиям жизни в полиэтническом обществе);
5) креативная функция (позволяет реализовать творческий личностный потенциал через развитие познавательной и социальной активности).
Все это позволяет сделать следующий вывод: полиэтническая образовательная среда - часть образовательной среды, являющаяся обязательным условием реализации полиэтнического образования, цель которого — формирование этнокультурной компетентности студентов.
Во второй главе «Реализация технологии формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета» представлена авторская технология и результаты опытно-экспериментальной работы. Разработаны показатели сформированности этнокультурной компетентности студентов; проведена диагностика сформированности данной компетентности.
Формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета в рамках авторской технологии осуществляется поэтапно.
1-й этап: констатирующий (сентябрь 2011 год) предполагал определение начального уровня сформированности этнокультурной компетентности студентов, участвующих в эксперименте;
2-й этап: первый формирующий (2011-2012 учебный год), в течение которого применялась авторская технология на первых и вторых курсах специальностей (направлений подготовки) 031001 «Правоохранительная деятельность» и 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», по окончании этапа проводилось измерение значений показателей этнокультурной компетентности, полученных на данном этапе;
второй формирующий (2012-2013 учебный год), в рамках которого применялась авторская технология на старших курсах специальностей (направлений подготовки) 030900 «Юриспруденция» и 080100 «Экономика», проводилось измерение значений показателей этнокультурной компетентности студентов, полученных на этом этапе.
В ходе опытно-экспериментальной работы (ОЭР) были задействованы студенты ВФ МФЮА и Новоаннинского сельскохозяйственного колледжа. В рамках всего срока исследования (2011-2012 и 2012-2013 учебные годы), участие приняли 300 человек (100 человек на первом констатирующем этапе: 50 человек в Волгоградском колледже МФЮА, 50 - в Новоаннинском сельскохозяйственном колледже; 100 человек после первого формирующего этапа: 50 человек в Волгоградском колледже МФЮА, 50 - в Новоаннинском сельскохозяйственном колледже; 50 человек на втором констатирующем этапе в Волгоградском филиале МФЮА; 50 человек после второго формирующего этапа в Волгоградском филиале МФЮА). Следовательно, данные параметры выборки (в рамках всей ОЭР) позволяют признать проведенное исследование репрезентативным, так как полностью соответствуют параметрам репрезентативности, заложенным в стандарт 1БО серии 9000: «минимальный размер общей выборки должен составлять 200 членов, а минимум для сегмента равен 50».
В рамках ОЭР с целью проверки рабочей гипотезы о том, что студенты, прошедшие соответствующий цикл применения технологии формирования этнокультурной компетентности в колледже, впоследствии, «вливаясь» в образовательный процесс вуза, не только являются обладателями более высокого уровня данной компетентности, но и катализатором рассматриваемого процесса для прочих студентов -участников эксперимента (не подвергнутых воздействию технологии до поступления в вуз), в двух группах Волгоградского филиала Московского финансово-юридического университета МФЮА, подвергнувшихся эксперименту (общее количество - 50 человек), 17 студентов были из числа тех, кто в предыдущем году участвовал в экспериментах, проводимых в колледже МФЮА и Новоаннинском сельскохозяйственном колледже (в 2012 году они поступили в университет). В процессе профессиональной подготовки студентов, участвующих в эксперименте, в Волгоградском филиале Московского финансово-юридического университета и двух колледжах формирование этнокультурной компетентности в рамках учебной деятельности в своей базовой части осуществлялось при изучении дисциплины «Культурология».
На лекциях представлялся теоретический материал по курсу, семинары представляли собой работу над текстами и дискуссии по актуальным проблемам теории, истории и современности различных культур мира. При изучении истории культуры России особое внимание уделялось современному состоянию возможностям позитивного взаимодействия этнокультурных общностей. Помимо традиционной формы работы (лекции, семинарские занятия), использовались инновационные образовательные технологии: практические занятия в форме дискуссий и мини-конференций на заданную тему; экспертно-аналитическую работу с визуальным материалом, семинары-мастерские и т.д.
При формировании этнокультурной компетентности студентов в рамках учебного процесса по курсу «Культурология» применялись следующие методы: Кросс-культурный метод; методы, направленные на эмоциональное восприятие, побуждающие к формированию позитивных жизненных ценностей, эстетических чувств, активизирующие аффективно-эмоциональную сферу личности: метод эмпатии, метод контраста, метод рефлексии; Метод проектов, предполагающий активизацию исследовательской деятельности студентов, направленную на сбор, изучение, анализ и использование в учебной деятельности материалов, раскрывающих особенности культуры, искусства, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в мире, России, Волгоградской области. Изучение теорети-
ко-информационных основ этнического и межэтнического взаимодействия осуществлялось с помощью методов моделирования и реконструкции. Ценностным методом стимулирования интереса студентов к овладению этноориентированными знаниями и умениями в области межэтнического взаимодействия выступал метод использования различных игровых форм организации учебной деятельности. Большая роль в формировании этнокультурной компетентности студентов отводилась логике передачи и усвоения знаний и информации. Через столкновение мыслей, взглядов, чувств, студенты естественным путем (без всякого диктата) приходили к выбору собственной позиции. Это достижение происходило благодаря активному включению студентов в различные дискуссии и диспуты, релевантные проблематике ОЭР. Результаты таких диспутов и дискуссий (в особенности, когда создавались конкретные ситуации морального выбора) модифицировали поведение студентов гораздо быстрее, чем простое усвоение моральных норм на уровне знания. Таким образом, дискуссионные методы выступали в качестве средства не только обучения, но и воспитания студентов. При этом следует отметить, что дискуссии в этнокультурной сфере вели не к отчуждению друг от друга и взаимному неприятию представителей различных этнокультур, а к поиску эффективных способов взаимодействия. Метод наглядности (обилие наглядного материала), делавший упор на средства и приемы передачи готовых знаний, воздействующих на различные органы чувств. Для подготовки к межэтническому взаимодействию широкое распространение получили культурные ассимиляторы или так называемая техника повышения межкультурной сензитивности, целью которой являлось развитие способностей понимания жизненных ситуаций с точки зрения представителей чужого этноса, видения мира с позиции другой культуры. Культурные ассимиляторы состояли из описаний ситуаций (от 35), в которых взаимодействовали персонажи из двух культур и четырех интерпретаций их поведения, одна из которых являлась верной. Информация подбиралась так, чтобы представить ситуации, в которых проявляются значительные, ключевые различия между культурами.
Подчеркнем также, что в рамках учебного процесса в формировании этнокультурной компетентности студентов, помимо преподавателей дисциплины «Культурология», принимали участие, пусть и не такое активное, преподаватели прочих дисциплин, незначительными вкраплениями в которые студентам также прививались принципы толерантности и мирного сосуществования различных культур и этносов. В этом преподавателям пригодились общие и специальные этнокультурно-педагогические компетенции, которые формировались на специальных мероприятиях для преподавателей (открытые лекции, «круглые столы» и т.д.), проводимых педагогическими школами университета.
При формировании этнокультурной компетентности студентов в качестве внеучебных мероприятий в Волгоградском филиале Московского финансово-юридического университета, колледже МФЮА и Новоаннинском сельскохозяйственном колледже применялась технология командообразования - трехразовый цикл из 5-дневных тренингов, направленных на создание и повышение эффективности взаимодействия членов коллектива (искусственно формируемой студенческой группы, состоящей из 15-18 человек). С учетом специфики формируемой компетентности, группа студентов подбиралась таким образом, чтобы в нее входили представители различных этнокультур.
Методическая особенность проводимых пятидневных тренингов состояла в применении упражнений так называемого «веревочного» курса (задания которого построены таким образом, что для их выполнения требуется участие всех членов
команды). Функции данных упражнений веревочного курса тренинга командооб-разования (их влияние на элементы формирования команды: «Разогрев», «Знакомство», «Телесный контакт», «Синхронизация», «Координация», «Доверие») подробно описаны в диссертационном исследовании.
Еще одним видом внеучебных мероприятий, проводимых в Волгоградском филиале Московского финансово-юридического университета (в основном), а также колледже МФЮА и Новоаннинском сельскохозяйственном колледже, являлось участие обучающихся в научных и научно-практических конференциях, «круглых столах», выставках по проблематике, релевантной формированию этнокультурной компетентности студентов. Всего в течение 2011-2012 и 2012-2013 учебных годов было проведено более 15 подобных мероприятий.
Также эффективной внеучебной формой формирования этнокультурной компетентности студентов в Волгоградском филиале Московского финансово-юридического университета МФЮА явились мероприятия, проводимые студенческим советом. Всего в течение 2012-2013 учебного года было проведено более 20 мероприятий, направленных на формирование этнокультурной компетентности студентов.
Необходимо отметить, что работа по формированию этнокультурной компетентности студентов в Волгоградском филиале Московского финансово-юридического университета МФЮА продолжилась и после сроков окончания ОЭР. В частности, 26 декабря 2013 года преподаватели и студенты университета приняли участие в заседании консультативного совета по национальной политике при Губернаторе Волгоградской области С.А. Боженове, в повестку которого был включен доклад о реализации молодежных проектов в сфере государственной национальной политики Российской Федерации в Волгоградской области.
Таким образом, технология формирования этнокультурной компетентности студентов университета (с учетом предварительного формирования ее в колледжах), сводилась к учебным формам (в первую очередь, в рамках изучения дисциплины «Культурология») и внеучебным формам (тренингам, конференциям, «круглым столам», форумам и др.).
Как и при проведении любой ОЭР, результаты применения технологии формирования этнокультурной компетентности студентов подлежат объективной постоценке - «многоуровневого измерения полученных результатов и их соответствия тем, которые необходимо было получить». В нашем случае под «необходимыми результатами» следует понимать возможность подтверждения ими рабочей гипотезы исследования - о том, что результат применения описанной выше технологии положительным образом скажется на объективно измеряемых показателях этнокультурной компетентности студентов. Динамика изменения оценочных значений критериев сформированности этнокультурной компетентности студентов в зависимости от этапов исследования представлена в таблице 2.
Таблица 2. Динамика изменения оценочных значений критериев сформированно-
сти
этнокультурной компетентности студентов (2011-2012,2012-2013 учебные годы)
№ п/п Наименование критериев Наименование этапов, динамика изменения оценочных значений
I констатирующий (1) I формирующий (2) Динамика изменения (1-2) II констатирующий (3) II формирующий (4) Динамика изменения (3-4)
1 Социальная дистанция с собственной этнокультурной группой 5,60 5,77 +3,1% 5,67 6,83 +20,5%
2 Социальная дистанция с представителями иных этнокультурных групп 2,63 2,87 +9,2% 2,73 4,40 +61,2%
3 Включенность в иноэтнические контакты (желаемая и действительная) 4,50 4,55 +1.1% 4,60 6,75 +46,7%
4 Отношение к представителям иных этнокультур 5,55 6,80 +22,5% 5,60 7,65 +36,6%
5 Субъективный контроль в области межличностных отношений с представителями иных этнокультур 4,65 5,60 +20,39 % 4,75 7,30 +53,7%
Для комплексной оценки эффективности примененной в ходе ОЭР технологии необходимо определить ее интегральный показатель, т.е. такой индикатор, который в состоянии сам по себе (без наличия в оценке прочей массы релевантных абсолютных и относительных оценочных значений) четко сигнализировать об изменении того или иного свойства проектируемой социальной среды (в нашем случае - среды этнокультурной). Данный интегральный показатель должен быть объективным, чего нельзя достичь без того, чтобы он не вобрал в себя всю массу указанных выше оценочных значений. Проблема определения интегрального показателя, в свою очередь, предполагает введение весовых коэффициентов для каждого из его параметров.
На основе метода линейных математических моделей интегральный показатель (ИП) «можно задать алгебраической суммой произведений Ю ПО, где ПО - ьй показатель или параметр системы, а Ю - его весовой коэффициент». В рамках данной ОЭР нами была разработана система определения интегрального показателя сформированное™ этнокультурной компетентности студентов, основанная на использовании всех пяти критериев и соответствующих им двенадцати показателей, при этом каждому из двенадцати показателей данных критериев был присвоен собственный весовой коэффициент, исходя из степени его значимости. Рассмотрим данную систему определения интегрального показателя этнокультурной компетентности студентов более подробно.
Итак, в рамках данной ОЭР мы использовали следующие критерии этнокультурной компетентности студентов - «социальная дистанция с собственной этнокультурной группой» (со следующими показателями: «мотивация изучения своей этнокульту-ры», «знание своей этнокультуры», «количество используемых источников информации о своей этнокультуре»), «социальная дистанция с представителями иных этнокультурных групп» (с показателями «мотивация изучения других этнокулыур», «знание других этнокулыур», «количество используемых источников информации
о других этнокультурах»), «включенность в иноэтнические контакты (желаемая и действительная)» (с показателями «реальное количество межличностных и деловых контактов с представителями иных этнокультур», «желание увеличить или уменьшить количество межличностных и деловых контактов с представителями иных этнокультур»), «отношение к представителям иных этнокультур» (с показателями «конфликтность по отношению к представителям других этнокультур», «степень лояльности к распространению других этнокультур»), «субъективный контроль в области межличностных отношений с представителями иных этнокультур» (с показателями «уровень субъективного контроля в межличностных отношениях с представителями других этнокультур», «стратегия поведения в конфликтной ситуации»).
Интегральный показатель этнокультурной компетентности студентов мы определили как алгебраическую сумму значений всех двенадцати вышеперечисленных показателей, каждый из которых имел свой весовой коэффициент (его значение умножалось на значение данного коэффициента). Схематически данная система определения интегрального показателя представлена на рис. 2.
Этнокультурная компетентность студентов
Интегральный показатель этнокультурной компетентности студентов J - Рц
Рис. 2. Система определения интегрального показателя этнокультурной компетентности студентов
] - интегральный показатель этнокультурной компетентности; Р^ - параметр компетентности по ]-му показателю ¡-го критерия; ^-весовой коэффициентного показателя ¡-го критерия.
Для подсчета интегрального показателя этнокультурной компетентности студентов нами были введены экспертным путем весовые коэффициенты показателей, исходя из их прикладного значения (с учетом того, что совокупность весовых коэффициентов всех показателей была равна 1).
В работе рассчитывались по указанной выше формуле (с учетом весовых коэффициентов отдельных показателей) сводные интегральные показатели этнокультурной компетентности обучающихся, принимавших участие в ОЭР, для каждого из этапов (двух констатирующего и после двух формирующих). Исходя из максимально возможного значения интегрального показателя этнокультурной компетентности студентов, определенного при нашей системе под-
счета на уровне 10, можно установить следующие диапазоны уровней данной компетентности:
- низкий уровень, при котором 0 < I < 5, где значение «5» определяется как 50% от максимально возможного (10);
- средний уровень, при котором 5 < 3 < 6,5, где значение «6,5» определяется как 65% от максимально возможного (10);
- высокий уровень, при котором 6,5 < I < 10.
В целом же, исходя из полученных нами в ходе ОЭР результатов, а также обоснованных диапазонах уровней этнокультурной компетентности студентов, полученной в процессе профессионального образования, можно сделать следующие выводы о ходе ОЭР:
- на первом констатирующем этапе (сентябрь 2011 года) интегральный показатель этнокультурной компетентности обучающихся Волгоградского колледжа МФЮА и Новоаннинского сельскохозяйственного колледжа находился на низком уровне
(1 = 4,53);
- после первого формирующего этапа ОЭР (проведенного в течение 2011-2012 учебного года) интегральный показатель этнокультурной компетентности студентов перешел в средний уровень (.1 = 5,06);
- на втором констатирующем этапе (сентябрь 2012 года) интегральный показатель этнокультурной компетентности студентов ВФ МФЮА хоть и был несколько выше, чем на первом констатирующем этапе, но находился на среднем уровне (] =
5,60);
- после второго формирующего этапа ОЭР (проведенного в течение 2012-2013 учебного года) интегральный показатель этнокультурной компетентности студентов Волгоградского филиала МФЮА перешел в начало высокого уровня (7 =
6,65).
□ 1 констатирующий этап
□ 1 формирующий этап
□ 2 констатирующий этап
□ 2 формирующий этап
4,53
5,06
высоким И уровень | средний I уровень
Я
ннэкни —1 уровень
сен.11
май.12
сен.12
май.13
Рис. 3. Динамика уровней этнокультурной компетенции студентов входе исследований
Поясним, что, как показывает проведенная нами ОЭР, а также результаты других исследований, сформированность этнокультурной компетентности студентов с определенного этапа представляет собой необратимый процесс (тот, который нельзя провести в обратном направлении через те же самые промежуточные и пограничные состояния). Основываясь на данных, полученных в ходе проведенной ОЭР, можно утверждать (с учетом применения нами десятибалльной оценочной шкалы), что при значении интегрального показателя этнокультурной компетентности ./, находящегося на высоком уровне (6,5 < } < 10), процесс повышения сту-
дентами собственных показателей этнокультурной компетентности становится необратимым и непрерывным.
Подчеркнем, что после второго формирующего этапа ОЭР значение интегрального показателя этнокультурной компетентности студентов достигло отметки 6,65 (находилась в начале высокого уровня сформированное™ данной компетентности).
Исхода из представленных данных, теоретические и прикладные результаты ОЭР по формированию этнокультурной компетентности студентов можно признать успешными.
В заключение диссертации обобщены основные результаты исследования и сформулированы выводы:
1. Этнокультурная компетентность определена как свойство личности индивида, выражающееся в наличии конгломерата объективных представлений (знаний) о какой-либо этнической культуре, реализующейся через умения, навыки, стереотипные действия, ведущие к эффективному межэтническому взаимодействию на основе взаимопонимания. Структура этнокультурной компетентности включает в себя следующие логически связанные компоненты: когнитивный компонент или понятийная основа; поведенческий компонент или операциональная основа; аффективный компонент или эмоционально-ценностная основа.
2. Педагогическая технология формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета представляет собой последовательность этапов: 1-й этап: констатирующий предполагал определение начального уровня сформированное™ этнокультурной компетентности студентов; 2-й этап, состоящий из двух подэтапов: первого формирующего и второго формирующего, направленных на формирование компонентного состава этнокультурной компетентности студентов.
3. Этнокультурная компетентность определяется следующими критериялш и соответствующими им показателями: 1) социальная дистанция с собственной этнокультурной группой (мотивация изучения своей этнокультуры, знание своей этнокультуры, количество используемых источников информации о своей этнокультуре); 2) социальная дистанция с представителями иных этнокультурных групп (мотивация изучения других этнокультур, знание других этнокуль-тур, количество используемых источников информации о других этнокульту-рах); 3) включенность в иноэтнические контакты: желаемая и действительная (реальное количество межличностных и деловых контактов с представителями иных этнокультур, желание увеличить или уменьшить количество межличностных и деловых контактов с представителями иных этнокультур); 4) отношение к представителям иных этнокультур (конфликтность по отношению к представителям других этаокультур, степень лояльности к распространению других этнокультур); 5) субъективный контроль в области межличностных отношений с представителями иных этаокультур (уровень субъективного контроля в межличностных отношениях с представителями других этнокультур, стратегия поведения в конфликтной ситуации).
4. Эффективное формирование этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде обеспечивается при реализации совокупности следующих условий: постановка цели; активность деятельности служб поддержки и сопровождения обучающихся; наличие компетентных педагогов в области межкультурного взаимодействия и организации полиэтнического образования; наиболее полная реализация возможностей национально-
регионального компонента и введение этнокультурного компонента в содержание образования; использование этноориентированных форм учебной и внеучебной деятельности, а также интерактивных методов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности студентов, формирование у них необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия; широкие социальные связи образовательного учреждения с учреждениями культуры и искусства, общественными организациями с целью использования их образовательного и социального потенциала в процессе формирования этнокультурной компетентности студентов. 5. Эффективность технологии формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета подтверждена в процессе опытно-экспериментальной работы, критериями эффективности разработанной педагогической технологии выступают: объективный критерий - разработка преподавателями авторских технологий формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета в процессе изучения конкретных дисциплин с последующим внедрением в учебный процесс вуза; субъективный критерий - положительная динамика показателей сформированности этнокультурной компетентности студентов экспериментальных групп при отсутствии таковой в контрольных группах. Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета, в том числе в системе непрерывного образования (колледж - вуз - постдипломные образовательные программы), во внеаудиторных формах работы (производственная, преддипломная практика), совершенствование разработанной педагогической технологии с учетом специфики разных направлений подготовки.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:
В изданиях по перечню ВАК:
1. Кабанова, Н.Э. Теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде / Н.Э. Кабанова // Образование. Наука. Научные кадры. -№6,2013.-С. 148-151.
2. Кабанова, Н.Э. Дуальная подготовка управленческих кадров сельскохозяйственного профиля на основе требований высокотехнологичных отраслей агропромышленного комплекса / Н.Э. Кабанова, H.H. Зайцева // Вестник ЕААН. - №2 2014 - С. 56-65.
В других изданиях:
3. Кабанова, Н.Э. Формирование профессиональных компетенций будущих строителей / Н.Э. Кабанова // Модернизация образования на компетентностной основе: опьгт и результаты внедрения образовательных стандартов нового поколения: Мат, Региональной научно-практической конференции 24 января 2012 г. В 3-х ч. 4.1. -Волгоград: Колледж, 2012. - С. 86-93.
4. Кабанова, Н.Э. Особенности формирования этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде / Н.Э. Кабанова // Наука и образование в жизни современного общества: Сб. научных трудов по материалам Между-нар.научно-практической конференции 29 ноября 2013: в 18 частях. - Ч. 6. - Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - 56-58.
5. Кабанова, Н.Э. Концепция профессионального образования с позиции формирования этнокультурной компетентности студентов как фактор развития конкурентоспособности выпускников учреждений профессионального образования / Н.Э. Кабанова, А.Б. Калинин // Информационное общество и актуальные проблемы экономических, гуманитарных, правовых и естественных наук: Сб. статей IX Межцунар. науч.-практическ. конференции (г. Рязань, 12 декабря 2013 г.). - Рязань: Рязанский филиал МЭСИ, 2013. -С. 97-102.
6. Кабанова, Н.Э. Формирование этнокультурных компетенций у студентов СПО средствами внеаудиторной исследовательской деятельности / Н.Э. Кабанова // Социально-экономические и правовые проблемы современной России: сборник научных статей (материалы международной научно-практической конференции). Вып.6 / АНОО ВПО «Международный славянский институт» (Волгоградский филиал), Волгоград, 2013. - С. 46-51.
7. Кабанова, Н.Э. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки / Н.Э. Кабанова, О.И. Коломок // Современное состояние и перспективы общественно-политического развития России и зарубежных стран: Мат. III Междунар. научно-практической конференции 17 апреля 2014 г. - Волгоград: МИРИА, 2014. - С. 1116.
КАБАНОВА НАДЕЖДА ЭРГАШЕВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА
Отпечатано в МАУ «Новоаннинский РИК» г. Новоаннинский, пер. К. Либкнехта, 5 «а» тел.: 8 (84447) 3-20-42. Подписано в печать 11.07.2014 г. формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать цифровая. Гарншура Times New Roman. Заказ №837 Тираж 100 экз. 2014г.