автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Креативность в структуре личности
- Автор научной работы
- Солдатова, Елена Леонидовна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Солдатова, Елена Леонидовна, 1996 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Анализ существующих научных представлений 9 по проблеме креативности, v' 1.1. Различные взгляды на природу креативности 9 Y 1.2. Развитие креативности в ее сензитивные периоды. 29 Роль подросткового возраста в развитии креативности.
1.3. Роль развивающей Среды и специальных 42 методов в формировании креативности. u 1.4. Диагностика креативности. 54"
1.5. Основные итоги анализа существующих 65 научных представлений.
1.6. Цель и задачи исследования. 68 •
ГЛАВА II. Организация и методики исследования
2.1. Методика для диагностики креативности. 71 ~
2.2. Калифорнийский личностный опросник (CPI) 792.3. Универсальный интеллектуальный 84"тест (УИТ СПЧ)
2.4. Программа развития креативности. 882.5. Организация исследования 96 2.6. Методы статистической обработки данных
ГЛАВА III. Результаты исследования и их обсуждение.
3.1. Изменение показателей креативности в ходе эксперимента.
3.2. Взаимосвязь показателей креативности и 112 факторов интеллекта
3.3. Взаимосвязь показателей креативности 119 и некоторых качеств личности.
3.3.1. Корреляционный анализ показателей 120 креативности и особенностей личности.
3.3.2. Сравнение средних величин личностных 125 качеств подростков с различной креативностью
Введение диссертации по психологии, на тему "Креативность в структуре личности"
Одним из важнейших методологических принципов общей психологии является принцип развития. Именно изучение психических явлений ( процессов, свойств личности ) через особенности их развития и формирования позволяет выявить общепсихологические закономерности.
Развитие различных структур личности происходит неравномерно, гетерохронно и обусловленно многими факторами - как внутренними, так и внешними. Кроме того каждое новообразование личности проходит в своем становлении как периоды бурного роста, так и периоды спада, иными словами, существуют сензи-тивные периоды в развитии любого качества личности. Роль их известна, но закономерности пока недостаточно изучены. рОдним из ярких индивидуальных качеств личности является креативность - свойство, которое определяет гибкое и конструктивное восприятие, мышление и поведение человека. В подходах к пониманию и изучению креативности можно выделить несколько направлений.
Представители одного исследовали креативность как процесс, рассматривая различные его стадии, уровни, типы и причины обусловленности. (З.Фрейд и другие психоаналитики).
Другое направление рассматривало креативность как интеллектуальную способность (Симпсон, Гилфорд, Торренс). Представители этого направления, изучая особенности проявления дивергентного мышления, исследовали и взаимосвязь его с некоторыми качествами личности (Дж.Гилфорд, 3. Торренс). Кроме того,
З.Торренс с последователями исследовал креативность в ее развитии.
Личностный подход в становлении креативности связан с представителями Гуманистического направления в психологии (Т.Эмэбайл, К.Роджерс, Н.Роджерс, А.Маслоу и др.).
В изучении любого личностного качества, как и личности в целом, одним из важных вопросов является изучение роли социальных условий и внутренних предпосылок ( характера, мотивации, задатков и способностей, интересов и т. д. ). Факторы, оказывающие влияние на развитие креативности еще недостаточно исследованы.
Исследованию проблемы развития личности в подростковый период посвящено много работ. Подростковый возраст многие авторы называют критическим (Л.Выготский, Д.Эльконин, Л.Божович, И.Кон и др.). Именно в это время происходит качественная перестройка всех структур личности, возникают и формируются новые психологические образования. Благодаря естественной подростковой гибкости, активному отказу от стереотипов, стремлению подростка к самосовершенствованию, становлению образа-Я, подростковый возраст можно считать одним из наиболее сензитивных для развития креативности, как личностного качества.^
Изучение экспериментальных работ, посвященных исследованию формирования креативности, показало, что предпринимавшиеся попытки развития креативности путем кратковременных тренингов или только упражнений, ориентированных на развитие интеллектуальных функций без опоры на личность оказались мало продуктивными. Стало очевидным, что требуются более комплексные и разработанные подходы к формированию креативности. Исходя из отмеченных противоречий, с одной стороны, в природе креативности, с другой - в подходах к ее развитию, была сформулирована цель данной работы и поставлены задачи исследования.
Целью данного исследования было изучение креативности как компонента личности на примере ее развития и формирования в подростковом возрасте.
Частные задачи сформулированы следующим образом:
1. Исследование различных подходов к изучению природы креативности и ее места в структуре личности.
2. Исследование особенностей изменения креативности в естественных условиях и под воздействием совокупности специальных обучающих методов.
3. Разработка программы развития креативности подростков, включающей тренинг для подростков и создание условий, обеспечивающих поддерживающую Среду.
4. Изучение взаимосвязи уровня и структуры креативности с уровнем и структурой общего интеллекта.
5. Исследование взаимосвязи креативности с различными личностными качествами.
6. Разработка многовариантной методики для диагностики уровня и структуры креативности.
Данная методика была разработана на основе принципов, предложенных Дж. Гилфордом для диагностики беглости, гибкости и оригинальности дивергентных функций, поскольку в настоящее время они являются наиболее адекватными и общепризнанными. Однако, сомнения по поводу использования фактоpa - оригинальность, все чаще высказываются исследователями креативности (47; 48; 100; 106; 110). В связи с этим встал вопрос о пересмотре подходов к измерению и интерпретации креативности. В настоящем исследовании, наряду с привычными беглостью и гибкостью, использован новый фактор - продуктивность, который . измеряет значимость идеи в баллах, в зависимости от ассоциативной обусловленности ответа: функциональными, очевидными свойствами предмета (явления), его второстепенными свойствами, или переносным смыслом. Фактор - оригинальность использовался лишь как дополнительный - в случае, если ответ встречался редко (1% случаев), - добавлялся один балл к показателю - продуктивность.
Для изучения уровня и структуры интеллектуальных функций участников эксперимента, а также для выявления взаимосвязи креативности и интеллекта, был использован Универсальный Интеллектуальный Тест (УИТ СПЧ).
Для диагностики личностных особенностей подростков и определения положения креативности в структуре личности был применен Калифорнийский личностный опросник (CPI).
С целью изучения изменений креативности в естественных условиях в течение одного года подросткового периода были проведены замеры показателей дивергентного мышления в начале эксперимента, что приходилось на обучение подростков в восьмом классе общеобразовательной школы и, через год - в конце эксперимента, когда испытуемые подростки оканчивали девятый класс.
Для исследования влияния специальных интенсивных обучающих занятий по развитию креативности была разработана программа тренинга креативности для подростков, которая включала задания, направленные не только на активизацию интеллектуальных дивергентных функций, но и оказывающие воздействие на формирование положительного образа "Я" подростка. Для исследования влияния тренинговых занятий на развитие креативности, было проведено измерение показателей креативности непосредственно после тренинга.
С целью изучения сохранения результатов, полученных в ходе тренинга, была предпринята попытка создания поддерживающей Среды. Для этого проводились семинары-тренинги с учителями и родителями подростков, участвующих в эксперименте.
В исследовании принимали участие подростки - учащиеся восьмых - девятых классов школы - лицея № 11 и школы № 121 г.Челябинска.
Положения, выносимые на защиту:
Изменения креативности, достигнутые в ходе тренинга сохраняются только в условиях пролонгированного влияния поддерживающей Среды.
Характер взаимосвязи креативности с интеллектом и креативности с особенностями личности зависит от специфических особенностей их уровней и структуры.
Выявленные три типологические структуры личности определяют специфические особенности уровня и содержания креативности.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
ВЫВОДЫ
1. Подростковый возраст, в силу происходящих изменений в становлении личности, является одним из наиважнейших сензи-тивных периодов в развитии креативности, т.к. именно в это время возможно наиболее плодотворное взаимное влияние таких важных факторов, участвующих в формировании креативности, как и любого личностного качества, как положительное воздействие окружения и собственные усилия по осознанному становлению образа - Я.
2. Изменения в формировании креативности в течение одного года подросткового периода, происходящие без воздействия специальных занятий, направленных на развитие креативности, -не существенны.
3. Специальные интенсивные занятия, направленные на развитие различных функций дивергентного мышления, когнитивных структур, навыков адекватного межличностного взаимодействия и ориентированные на создание положительного образа - Я, оказывают существенное влияние на развитие креативности.
4. Положительный эффект по формированию креативности, полученный в ходе тренинговых занятий, сохраняется лишь в условиях, когда целенаправленно поддерживаются и актуализируются качества, составляющие креативность, т.е. в условиях поддерживающей Среды. В ситуации невостребованности навыков креативности эффект тренинга не закрепляется и результаты снижаются.
5. Связь креативности и интеллекта можно выразить следующим образом:
Общий уровень интеллекта высоко коррелирует с гибкостью и продуктивностью. Связь интеллекта с беглостью отсутствует.
Среди интеллектуальных факторов, диагностируемых УИТ СПЧ, наиболее существенную связь с креативностью обнаружили следующие: логичность суждений, умение строить умозаключения, дедуктивное и индуктивное мышление, а также объем практических знаний, определяющихся широтой интересов.
6. Взаимосвязь креативности с различными личностными качествами неоднозначна и может быть выражена следующим образом:
У подростков уровень креативновти более всего связан с теми качествами в структуре личности, которые определяют развитие межперсональных, ролевых функций, межличностной адекватности, самоуверенности в общении и взаимодействии.
Высокие значения гибкости и продуктивности в структуре креативности характерны для подростков, отличающихся общей личностной зрелостью.
7. Выявлено три типа личности в зависимости от структуры и уровня креативности:
I тип характеризуется высокой зрелостью интерперсональной сферы личности. Для подростков этого типа характерны самоуверенность, успешность в общении и взаимодействии, доминирование, поведенческая гибкость.
В структуре креативности сочетаются высокие показатели беглости, гибкости и продуктивности.
II тип характеризуется высоким уровнем развития качеств характерологической сферы личности: адекватной саморегуляцией, уравновешенностью, социальной зрелостью, озабоченностью мнением о себе окружающих, готовностью к сотрудничеству и т.п.
В структуре креативности преобладают высокие показатели продуктивности.
III тип характеризуется общей низкой зрелостью многих личностных качеств (межперсональных, характерологических, мо-тивационных и пр.).
В структуре креативности преобладает высокая беглость в сочетании с низкими гибкостью и продуктивностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Креативность является одним из ярких индивидуальных качеств личности, которое определяет гибкое и конструктивное восприятие, мышление и поведение человека. Как и любое личностное новообразование, креативность формируется гетерохронно, неравномерно, проходит в своем развитии определенные сензи-тивные периоды.
Одним из важнейших сензитивных периодов является подростковый возраст, поскольку именно в это время наиболее успешно могут взаимодействовать многие факторы, как внутренний, так и внешние, способные оказывать влияние на формирование всех личностных структур. Подросток, в силу противоречивости и нестабильности, свойственной этому возрасту, способен проявлять гибкость, он стремится ко всему необычному, нестандартному, ищет разнообразные пути самоутверждения. Иногда эта тяга к необычному может доходить до крайностей.
На то, в каком виде закрепится это стремление к необычному, новому, - в виде деструктивных, делинквентных проявлений или в виде конструктивной гибкости (основы креативности), может оказывать влияние целая совокупность факторов.
С одной стороны, формирующее влияние принадлежит самому подростку и выражается в стремлении к самопознанию, саморазвитию, самоутверждению в ближайшем окружении. С другой стороны, немаловажным является фактор воздействия окружения. Во-первых, это общение и взаимодействие со сверстниками, во-вторых, принятие, понимание со стороны значимых взрослых (родителей, учителей).
Влияние случайного соединения и взаимодействия этих факторов невозможно спрогнозировать. Но специально организованное их взаимодействие, с учетом возростных и индивидуальных особенностей, может оказаться весьма полезным и конструктивным.
В связи с одной из задач исследования, была разработана и опробована программа по развитию креативности у подростков. Особенностью данного эксперимента является то, что был задействован целый комплекс факторов, способных оказать влияние на формирование креативности. Во-первых, сами подростки были включены в прцесс активного формирования креативности через тренинговые занятия, активизирующие когнитивную, эмоциональную, характерологическую, мотивационную, социально - ролевую сферы личности и создающие благоприятные условия для формирования положительного образа - Я подростка.
Во-вторых, была предпринята попытка создания поддерживающей Среды, обеспечивающей понимание и принятие изменений, происходящих в подростке, способствующей созданию благоприятных условий для развития конструктивной гибкости. В связи с этой задачей проводилась система семинаров - тренингов для учителей и родителей подростков.
Для исследования изменений креативности была разработана методика, основанная на подходах к диагностике креативности Дж.Гилфорда. Особенность разработанной для данного исследования методики заключается в том, что задания были подобраны таким образом, чтобы измерить структуру креативности: невербальную, вербальную, поведенческую креативность, а также гибкость при оперировании абстрактными символами и способность абстрагироваться от функциональных , общеизвестных свойств явлений и предметов. Кроме того, изменены были подходы к измерению и интерпретации показателей креативности. Наряду с беглостью и гибкостью, был использован новый показатель -прлдуктивнолсть, который измеряет значимость идеи в баллах в зависимости от ассоциативной обусловленности ответа функциональными, очевидными свойствами предмета или явления, его второстепенными свойствами или переносным значением.
В-третьих, в связи с необходимостью многократной диагностики одних и тех же подростков, было создано четыре параллельных формы данной методики.
Выявленная, в ходе анализа литературных источников, неоднозначность в понимании природы и места креативности в структуре личности позволила определиться с подходами к проведению настоящего экспериментального исследования.
Был проведен анализ связи креативности с уровнем и структурой интеллекта, в ходе которого выявлены следующие закономерности:
- Уровень интеллекта связан с уровнем креативной гибкости и продуктивности. Статистически значимой связи интеллекта с беглостью не обнаружено.
- Существует определенная взаимосвязь между вербальным интеллектом и вербальной креативности, а также невербальным интеллектом и невербальной креативностью.
- Наибольшую связь с креативностью обнаружили следующие факторы, выявляемые интеллектуальным тестом - УИТ СПЧ: объем практических знаний, обусловленных щиротой интересов, долговременная память, умение строить умозаключения, логичность суждений, умение выделять главное из многообразия известных элементов.
Был проведен корреляционный анализ связей показателей креативности с некоторыми свойствами личности, диагностируемыми личностным опросником - CPI. Данные, полученные в ходе анализа, позволили выявить неоднозначность этих связей.
Структурный анализ полученных результатов позволил выявить три типа личности в зависимости от преобладания в структуре креативности одного или нескольких высоких показателей. Оказалось, что
- Сочетание у подростков высоких показателей креативной беглости и продуктивности связано с интерперсональными качествами личности: успешностью и самоуверенностью в общении и взаимодействии, доминированием, поведенческой гибкостью.
- Высокая креативная продуктивность взаимосвязана в структуре личности с высоко развитыми характерологическими качествами: социальной зрелостью, адекватной саморегуляцией, уравновешенностью, озабоченностью мнением о себе окружающих, готовностью к сотрудничеству и т.д.
- Высокая беглость в сочетании с низкими гибкостью и продуктивностью взаимосвязана с общей недостаточной зрелостью всех личностных структур (межперсональной, характерологической, мотивационной и пр.).
Полученные результаты представляют практический интерес.
Во-первых, разработанная программа развития креативности у подростков с формированием поддерживающей Среды позволяет рекомендовать ее для использования в школах.
Во-вторых, выявленные, в зависимости от структуры креативности, типы личности позволяют осуществлять индивидуальный подход в обучении и развитии креативности.
В-третьих, полученные данные могут применяться для преподавания спецкурсов в педагогических институтах.
В- четвертых, разработанная многовариантная методика может применяться в исследованиях креативности, особенно, если необходима неоднократная диагностика или в случае лонгитюд-ных исследований.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Солдатова, Елена Леонидовна, Санкт-Петербург
1. Алексеева Л.Г. Исследование речемыслительной креативности личности. Автореф. дисс. . канд. пс. наук. - М., 1993 ,24с.
2. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. канд. дисс. М., 1985, 20 с.
3. Анастази А. Психологическое тестирование : Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982 В 2 кн.
4. Андреева В.И. Диалектика и самовоспитание творческой личности Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1988 - 236 с.
5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой М. , 1987, - 84 с.
6. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе . М., 1983. - 96 с.
7. Барко В.И., Тютюников А.Н. Как определить творческие способности ребенка Киев : Украина, 1991 - 76 с.
8. Басин Е.Я. Психология художественного творчества : Личностный подход М. : Знание . 1985 - 64 с. - (Новое в жизни, науке технике. Эстетика, № 5 ).
9. Белоглазов В.В. Воспитание творчеством Благовещенск : Хабаровск, кн изд-во 1985 - 95 с
10. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. - М. : Прогресс, 1986 - 420 с
11. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Ростов н/Д. : Изд-во Ростов, ун-та, 1983 -173 с
12. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству М. : Знание, 1981 - 96 с - (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология, № 10)
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Проев., 1968. - С. 3751 7. Боно Э. Рождение новой идеи : О нешаблонном мышлении : Пер. с англ. М. : Прогресс, 1976 - 143 с
14. Боршевский М.И. Теоретические вопросы самосознании подрос-тка К. : Вища школа, 1980 - С. 5 - 38
15. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М. : Знание, 1983 - 96 с.
16. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психологической диагностике. - Киев , 1989 - 197 с.
17. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности -М., Прогресс, 1990
18. Венгер Л.А. О количественном подходе и диагностике умственного развития II Вопросы психологии 1974. №1 С 116 -122
19. Веракса Н.Е., Дьяченко С.М. Еще не поздно : Развитие творческих способностей детей М.: Знание, 127 с - ( Народн. ун-т Пед. фак. №2 )
20. Виноградов А.Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания : Автореф. . канд. пс. н. М.
21. J 25.Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта. М. : Лесн. промышленность, 1989 - 175 с.
22. Воронин А.Н., Галкина Т.В. Диагностика вербальной креативности. // Методы психологической диагностики., М., РАН, 1994., С. 40 81.v 27. Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности // Методы психологической диагностики., М., РАН, 1994, С. 5 39.
23. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк : кн. для учителя. 3-е изд. - М. Просвещение, 1991 -90с.
24. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры к профессиональному творчеству: Учеб. - методическое пособие -Минск : Унив. , 1989 - 123 с.
25. Галин А.Л. Личность и творчество : Психол. этюды Новосибирск. кн. изд-во 1989 -126 с.
26. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности. // Методы психологической диагностики, М., РАН, 1994 С. 82• 108.
27. Гау Х.Г. Руководство к Калифорнийскому психологическому опроснику (CPI). Челябинск - С -Пб, 1995
28. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965. С 433 -456.
29. Гильбух Ю.З. Психодиагностика М. : Знание, 1989 - 80 с. ( Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психология : №4..
30. Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника Киев, 1993 - С. 134
31. Глотова Г.А. Творческая одаренность личности : Проблемы и методы исследования : Учебн. пособие / Урал, ун-т им. A.M. Горького Екатеринбург, 1992 - 127 с.
32. Грановская P.M., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. JI., ЛГУ, 1991.
33. Григорьева М.Н., Партная А. Использование социально -психологического тренинга в учебно воспитательной работе со старшеклассниками // Вопр. психол. - 1988. № 5., С. 100 - 108.
34. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопр. психол. 1988. № 4. С. 161 167.
35. Гунина Е.В. Формирование самопознания как компонента нравственного самовоспитания подростка / Психология учебной деятельности школьников М., 1982, С. 20 -21.
36. Гурова Л.Л. Развитие творческих потенций личности : проблемы и перспективы // Тезисы Всероссийской конференции, поев. 90-летию Г.С. Костюка, Киев, 1990. Ч. 3. С. 24 25.
37. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте : Автореф. канд. дисс. М., 1983. - 24 с.
38. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. 240 с.
39. Дети и подростки вне школы : проблемы и перспективы : Межвуз. сб. науч. тр. / Челябинск, 1992 170 с.
40. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей : теоретические основы : в 2 ч. Саратов : Изд-во Сарат. унта, 1990 - Ч. 1 - 137 с ;Ч. 2 - С. 139 - 292.
41. Дружинин В.Н. Психология общих способностей М., Латерна Вита, 1995 - 150 с.
42. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психол. журнал, 1994. N° 4
43. Дунчев В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблемами креативности : Дисс. . канд. пс. н. , 1985.
44. Живоглядова И.В. Роль продуктивного воображения в структуре творческого процесса. Автореф.
45. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопр. психол., № 6, 1990, С. 85 92.
46. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. // Вопр. психол., № 2, 1993 , С. 54 62.
47. Интенсификация учебного процесса на основе развития индивидуального творческого мышления : Тез. докл. респ. науч. -метод, конф., 20 22 ноября 1990, Иваново, 1990 - 158 с.
48. Ищенко И.П. Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности у детей 4 6 лет. Дисс. . канд. пс. н., 1993
49. Кан-Калик В.А. , Никандров В.Д. Педагогическое творчество М.: Педагогика, 1990 - 140 с.
50. Келасьев В.Н. Некоторые формы умственного тренинга // Психол. ж-л, 1987. т.8, № 6 С. 90 - 97
51. Кон И.С. В поисках себя : Личность и ее самопознание. -М. 1984. 384с.
52. Кон И.С. Открытие " Я " М., 1978 - 367 с.
53. Кон Й.С. Психология ранней юности. М.: Проев., 1989 -255 с.
54. Кондратенко В. Девиантное поведение у подростков: Социально психологический и психиатрический аспекты -Минск, 1988 - 120 с.
55. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников JI. : 1967 - 36 с.
56. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся М., Педагогика, 1971 - 112 с
57. Курганский Н.А., Батурин Н.А. Краткое руководство по Универсальному интеллектуальному тесту (УИТ СПЧ) Челябинск - С - Пб, 1995
58. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы -М. : Знание, 1984 80 с. - ( Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психология : № 4 ).
59. Лук А.Н. Психология творчества М. : Наука, 1978127с.
60. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей : Науч. аналит. обзор. М.: ИНИОН, 1979 - 37 с.
61. Лук А.Н. Юмор. Остроумие. Творчество. Искусство М.,1977
62. Львова Ю.Л. Развивать дар творчества Киев : Рад. шк., 1987 - 135 с.
63. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю., Сидоренко Е.В. Психогимнастика в тренинге. Каталог в 2 ч., ■ С-Пб, 1993
64. Мелик Пашаев А.А. , Новоявленская З.Н. Ступеньки к творчеству : ( Художественное развитие ребенка в семье ) - М. : Педагогика, 1987 - 126 с.
65. Мелик Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности . - М. : Знание, 1981 - 96 с. - ( Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психология , № 1 ).
66. Мелхорн Г., Мелхорн X. Гениями не рождаются : Общество и способности человека : Кн. для учителя.: Пер. с нем. М. : Просвещение, 1989 - 159 с.
67. Мельникова С.И. , Цимбал В.Н. , Чигринов В.И. Развитие творческих возможностей обучаемых : Учеб. пособие / Харьк. гос. ун-т им. A.M. Горького Харьков : ХГУ, 1990 - 82 с.
68. Мельникова И.М. Социально психологическая компетенция старшеклассников в общении. Автореф. дисс. . канд. пс. н. , М., 1992j 76. Моляко В.А. Психологическое изучение творческой личности Киев, 1978 - 27 с.
69. V 77. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопр. психологии № 5, 1994.
70. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности II Вопр. психологии, 1988, № 3.
71. V 79. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. 3-е изд., доп. -. : Просвещение, 1989 - 158 с.
72. Одаренные дети : Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурмен-ской, В.М. Слуцкого ; Предисловие В.М. Слуцкого М. : Прогресс, 1991 - 380 с.
73. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера -М., 1987 -223 с.
74. Патаки Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я образа // Психологические исследования познавательных процессов и личности. - М., Наука, 1983 - С. 45 - 51.
75. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально психологического тренинга. - М. : МГУ., 1982 - 168 с.
76. Платон Н.К. Особенности восприятия подростками сверстников и взрослых в зависимости от когнитивной сложности личности // Пробл. возр. психологии : Тезисы докладов к съезду общества психологов СССР. М., 1989. - С. 143 - 144.
77. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова М. : Просвещение, 1990 - 141 с.
78. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М. : Знание , 1982 - 96 с. - ( Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психология : № 11 ).
79. Проблемы формирования творческого мышления учащихся : Тез. к докл. к респ. науч. конф. ( 25 27 мая г. Уфа ) / Науч. ред. А.З. Рахимова, Т.Ф. Акбашев - Уфа, 1982 - 88 с.
80. Психология творчества: Общая, дифференциальная, прикладная. / Н.А. Пономарев, И.Н. Семенов. С.Ю. Степанов и др. -М. : Наука, 1990 -220 с.
81. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987 - 323 с.чУ 90. Пути формирования творческого мышления школьников : Сб. науч. тр. Уфа, 1983 - 91 с.
82. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством : Межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. Ленина ; Отв. ред. Н.Н. Ростовцева М., 1983 - 155 с.
83. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина М. : Педагогика. 1991 - 155 с.
84. Резерв успеха творчество : Пер. с нем. / В. Калвейт, Г. Нойнер, Ф. Клике и др. М. : Педагогика, 1989 - 1 16 с.
85. Розет И.М. Психология фантазии : Экспериментально -теоретические исследования внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности Минск : Изд-во Беларусс. унта, 1977 - 312 с.
86. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М., 1994 - С. 6 - 15
87. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ , Сер. "Психология", 1989, № 2 С. 58 - 65.
88. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопр. психол., №1, 1995, С. 132 - 139
89. Роттенберг B.C., Бондаренко С.М.-99. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989
90. V 100. Солдатова Е.Л. Разработка методики для группового исследования творческой одаренности школьников II Проблемыоптимизации учебно воспитательного процесса в ИФК - Челябинск, 1993, Вып. 3., С. 12 - 14
91. Слободянюк И.А. Психологические условия формирования адекватного " Я образа " в подростковом возрасте : Авто-реф. дисс. . канд. пс. наук. - К., 1989. - 24 с.
92. Соловейчик C.JI. Воспитание творчеством. М. : Знание, 1978 - 75 с.
93. Старовойтенко Е.Б. Метод активизации самосознания личности // Активизация личности в системе общественных отношений : Тезисы докладов к съезду Общества психологов СССР. М., 1989.
94. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рису-ноыного теста М., 1994 - 43с.
95. Тарабакина JI.B. Формирование личностной рефлексии старшеклассников // Проблемы возр. психологии : Тезисы докладов к съезду психологов СССР, М., 1982 - С. 157 -158.
96. Творческая одаренность в воспитании творческой личности : Метод, рекомендации / Подготов. В.А. Моляко Киев, 1991 - 18 с.
97. Трегубова В.З. Ролевая игра как средство поведения подростков II Педгогика и психология игры Новосибирск, 1985.- С. 88 96.
98. Хазратова Н.В. Формирование креативности под влиянием микросреды. : Автореф. дисс. . канд. психол. наук, М. 1994.
99. Чамата П.Р. Пути формирования сомосознания ребенка // Вопросы психологии воспитания : Научные записки. Т. XIV. -К., 1960, С. 3 20.
100. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии -М. , 1977 143 с.
101. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества М. : Высш. шк. , 1989 - 141 с.
102. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современное лонгитюд-ное исследование одаренности // Вопр. психологии №6, 1994, С.40- 48
103. Яковлева E.JI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопр. психол. № 5 , 1994. С.
104. Яценко Т.С. Социально психологическое обучения в подготовке будущих учителей. - К., 1987 - 140 с.
105. Allport G.W. Perconality: A Psychological Interpretation. N.Y., Henry Holt & Co, 1937
106. АтаЬЙе T.M. The social psychology of creativity. N.Y.,1983.
107. Baer, John . Creativity and divergent thinking : A tascspecific. approach. Lawrence Erebaum Associates, Inc : Hillsdate, N.J., 1993, 128 pp.
108. Brockman, John ( Ed. ) ( Writer and Literary Agent, New York. N.Y.). Creativity. The Reality club. Vol. 4., Simon & Scister, Inc: New York., N.Y., 1993, 221 pp.
109. Burt С. The psychology of creative ability Br. J. educ. psychol., 1962, p 292 - 298.
110. Butcher H. Intelligence and creativity. In : New approaches in psychological measurement. L., N. Y., 1973. p. 43 - 64.
111. Cropby A. A note on the Wallach Kogan tests of creativity - Br. J. educ. psychol., 1968, p. 197 - 201.
112. Cropby A. Creativity and intelligence. Br. j. educ. psychol., 1966, p 259 - 266.
113. Delias M., Gaier E. Identificasion of creativity : The individual psychol. Bull., 1970 , p 55 - 75.
114. Eysenk H.J. (Ed) A model for intelligence. P. 13 - 43., N.Y., Springer, 1982
115. Gardner, Howard. Creating minds : An anatomy of creativity seen through the lives of Freud, Einstein, Picasso, Stravinsky, Eliot, Graham and Gandhi. Basic Book., Inc : New York, N. Y. , 1993. 464 p.
116. Gough H.Y. Manual for the California Personality Inventory. Rev. Palo. Alto, California, Consulting Psychological Press, 75, 1969.
117. Guilford, J.P. Intelligence, creativity and their educational implications. San Diego, Calif., Knapp., 1968.
118. Guilford, J.P. The nature of human intelligence. N. Y.,1967.
119. Juckson Ph., Messick S. The person, the product and the responce : conceptual problems in the assessment of creativity. In : Creativity and Lerning. Boston., 1967 p 1 - 19.
120. Mednic S.A. The assotiative basic of the creative process II
121. Psychol. review., 1969, №2 P 220 - 232
122. Murdock, Mary С. and Ganim, Rita M. Creativity and humor : integration and incongruity. Journal of Creative Behaviore, 1993, Vol 27 ( 1 ), p 57 70.
123. Nichols, J. Creativity in the person who will never produce anything original and useful. The concept of creativity as a normally distributed trait. American Psychologist, 1972, 27, p 517 - 527.
124. Rogers, C. Towards a theory of creativity // ETS : A Review of General Semantics. 1954. II P. 249 260.
125. Rogers N. Creative Connection. Palo Alto. Scince and Behavior Books, Snc., 1993
126. Rowe, J. & Partridge, D. Creativity : A survey of A1 approaches. Artifical Intelligence Review, 1993 ( Feb. ), Vol 7(1), 43 70.
127. Shaugnessy M. F., Manz A. F. Personalogical research on creativity in the performing and fine arts // Europ. J. for High Ability. 1991. 2. 1.
128. Sternberg, R. I., Davidson J.E. Conceptions of giftedness. N.Y. : Cambrige Press, 1986.
129. Terman L.M. The Measurement of Intelligence. Boston,1937
130. Taylor C., Ellisson R. Manual for Alpha Biographical Inventory Salt Lake City: Institute for Behavioral Research in Creativity, 1968
131. Torrence E.P., Growing up creativity gifted: a 22-years longitudinal study II Creative child and adult quaterly, 1980. 5 P.
132. Torrence, E.P., Creativity. Washington, 1963. 32 pp.
133. Torrence, Е.Р./ Education and the Creative Potential.1. Minneapolis, 1963.
134. Urban K. Assesing creative potential in drowing production the test for creative thinking drowing productive - TCTDP - in gifnedness: N.Y., 1986
135. Yernan P.E. Effects of administration and Scoring on divergent thinking tests Br. J. educ. psychol. - 1971., 41