Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности

Автореферат по психологии на тему «Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат
Автор научной работы
 Заманаева, Юлия Владимировна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ЗАМАНАЕВА Юлия Владимировна

ПЕРЕЖИВАНИЕ УТРАТЫ БЛИЗКОГО КАК ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЙ ВО ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЛИЧНОСТИ

19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Санкт-Петербург 2004

Работа выполнена на кафедре общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент

Осорина Мария Владимировна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Аверин Вячеслав Афанасьевич кандидат психологических наук, доцент Исурина Галина Львовна

Ведущая организация Российский государственный

педагогический университет им. А.И. Герцена

Защита состоится

« 3 »

2004 г. в

часов на заседании

диссертационного совета Д.212.232.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, дом 6, факультет психологии.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М.Горького при Санкт-Петербургском государственном университете, по адресу: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9.

Автореферат разослан «_»_

2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Л.И. Августова

//////

2005-4

12985

3

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы.

Настоящее время, к сожалению, может считаться временем глобальных и множественных утрат. Этому способствуют события, происходящие как в мировом масштабе, так и в масштабе России: катастрофы, войны, террористические акты, криминальная обстановка. Следствием таких экстремальных событий является огромное количество серьезных потерь в разных жизненных сферах. Но и мирная жизнь без экстремальных ситуаций наполнена утратами: это и гибель животного, долгое время жившего в семье, и расставания с любимыми людьми, и смерть близких, являющаяся самой тяжелой утратой. Однако проблема переживания утрат мало обсуждается в современном российском обществе. Заострение внимания на катастрофах и потерях в СМИ сочетается с абсолютной непроработанностью этой проблематики на уровне общественного сознания и отсутствием навыков осмысления того, как люди справляются с переживанием утраты и как могут им в этом помочь окружающие.

Психологические исследования, посвященные утрате близкого человека, по большей части сделаны за рубежом.

В силу обострения проблем безопасности в нашей стране, разработки отечественной психологии начали вестись в последние 4 —5 лет в системе психологических служб МЧС. Они посвящены срочной кратковременной психологической помощи в экстремальных ситуациях. Но по-прежнему остро чувствуется недостаток исследований в области долговременной психологической помощи в переживании утрат, с которыми сталкивается в жизни практически каждый.

Бытовые ситуации утрат воспринимаются как «естественные» и растворяются в гуще жизни. На данный момент у нас отсутствует налаженная система оказания долговременной психологической помощи людям, потерявшим близких: нет разработанных программ по оказанию психологической помощи - специальная литература на эту тему очень малочисленна. Как нет и качественной популярной литературы, которая помогла бы понять человеку, у которого ушел близкий, что с ним происходит; отсутствует и информация о том, какого рода помощь может оказать психолог. Все это указывает на острую необходимость усиления внимания со стороны психологии к этой сфере человеческого опыта. С нашей точки зрения, в этой проблеме сходятся:

- необходимость исследовательской работы;

- необходимость теоретического осмысления этого явления: создания модели, концепции переживания утраты;

- создание соответствующего инструмента для сбора информации об индивидуальных особенностях переживания утраты;

- создание на этой базе технологии оказания практической психологической помощи в подобной ситуации.

Таким образом, целями нашего исследования являются:

1. Теоретическое и феноменологическое исследование утраты как системного, многокомпонентного переживания, имеющего формально-динамические и содержательные аспекты.

РОС, "'■"'пишкялв : I

2. Выделение общепсихологических закономерностей изменений во внутреннем мире личности в результате переживания утраты близкого человека (их знание может служить теоретической базой для оказания эффективной психологической помощи).

На основе этих целей поставлены следующие задачи: а анализ отечественных и зарубежных психологических концепций переживания утраты;

а разработка понятийного аппарата исследования;

а разработка методического аппарата для получения информации об индивидуальных характеристиках переживания утраты;

• эмпирическое изучение переживаний людей, имеющих опыт утраты;

а характеристика процессов изменений в системах внутреннего мира при переживании утраты близкого;

• выделение уровней переживания утраты;

а описание итогов переживания утраты как системных новообразований.

В качестве объекта исследования выступили 26 человек (в возрасте от 18 до 60 лет), пережившие смерть близкого человека в результате разных причин. В пилотажное исследование вошли результаты работы с 10 людьми, в основное - с 16 людьми. Из 26 человек женщин — 22, мужчин - 4. Ситуации, в которых люди потеряли своих близких: смерть в результате онкологического заболевания, убийство, самоубийство, автокатастрофа, смерть от старости, инфаркт, смерть в результате тяжелого заболевания (астма). Ушедшими близкими были: мать, отец, муж, жена, брат, сестра, дочь, бабушка, дедушка. Время, прошедшее с момента утраты: от 30 дней до 15 лет.

Предметом исследования являлись: формально-динамические и содержательные характеристики переживания утраты близкого человека.

Были выдвинуты следующие гипотезы: а переживание утраты близкого человека - процесс, происходящий на разных

уровнях осмысления жизненных событий; а процесс переживания утраты завершается формированием психологических

новообразований в пространстве внутреннего мира личности; а процесс переживания утраты может иметь как адаптационную, так и развивающую направленность. Методы исследования.

Для сбора эмпирического материала мы разработали специальный методический инструментарий, состоящий из двух частей: «Глубинное интервью» для сбора информации о процессе переживания утраты на событийно-рефлексивном уровне и «Методика сбора информации об индивидуальных характеристиках переживания утраты как духовного испытания».

Качественную обработку полученного материала мы осуществляли с помощью метода контент-анализа. Результаты качественной обработки данных фиксировались в разработанной нами форме «индивидуального протокола».

Для количественной обработки данных мы разработали «метод количественной оценки сформированности новообразований» и «метод количественной оценки конструктивности изменений в системах отношений личности».

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования.

Для описания переживания утраты как стадиального процесса изменений во внутреннем мире человека был разработан соответствующий понятийный аппарат. Впервые сформулированы и обоснованы понятия: «утрата близкого», «утрата как духовное испытание», «психологический образ утраты», «психологическая связь с ушедшим», «событийно-рефлексивный и духовно-рефлексивный уровни переживания утраты».

Впервые рассматривается двухуровневая структура переживания утраты.

Были систематизированы многочисленные условия, выделяемые разными исследователями как влияющие на индивидуальный характер переживания утраты: 1) характер ситуации утраты; 2) восприятие ситуации утраты; 3) особенности утраченного близкого; 4) социокультурное пространство; 5) индивидуально-психологические особенности утратившего.

На основе обработки полученных данных оказалось возможным построить модель процесса переживания утраты как изменений во внутреннем мире личности.

Новым является обнаружение психологических новообразований, которые являются итогами переживания утраты. Эти новообразования названы следующим образом: «психологический образ утраты» — на событийно-рефлексивном уровне, «переживание утраты как духовное испытание» - на духовно-рефлексивном уровне, «психологическая связь с ушедшим» - на обоих уровнях.

Были описаны феномены «болевых точек» и «подъемов», характеризующих, соответственно, блокировку процесса переживания утраты и резкое продвижение (качественный скачок) в осмыслении произошедшего.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Нами был разработан методический инструментарий, состоящий из двух частей: «Глубинное интервью» и «Методика сбора информации». Эти методики могут быть использованы практикующими психологами для сбора необходимой информации о тонких индивидуальных моментах переживания утраты, а также помогут утратившему структурировать свои переживания уже на начальном этапе психологической работы.

Поскольку при разработке модели переживания утраты нам удалось выделить «естественные» этапы и особенности переживания утраты (наши респонденты справлялись с ситуацией самостоятельно), использование этой модели практическим психологом позволит ему направить течение переживания утраты в «естественное русло», с учетом индивидуальных особенностей и возможностей человека.

Апробация результатов исследования и внедрение в практику.

Были сделаны доклады на конференциях «Психология XXI века» и «Ананьевские чтения» в 2002 - 2004 годах. Содержание докладов отражено в публикациях автора.

Проведены семинары по проблемам психологии утраты на Зимних психологических школах факультета психологии СПбГУ в 2003 и 2004 г.г.

Разработана и проведена серия семинаров для медицинского персонала в хосписе №3, связанная с психологическими проблемами ухода из жизни пациентов и проблемами общения с близкими пациентов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Переживание утраты близкого имеет комплексный характер и разворачивается в пространстве внутреннего мира личности на двух уровнях осмысления событий: событийно-рефлексивном и духовно-рефлексивном. Содержанием событийно-рефлексивного уровня являются образы событий, содержанием духовно-рефлексивного - смыслы событий.

2. Итогом переживания утраты на каждом уровне является формирование психологических новообразований. Итогом переживания утраты на событийно-рефлексивном уровне является формирование новообразования, обозначенного нами как «психологический образ утраты». Итогом переживания утраты на духовно-рефлексивном уровне является формирование новообразования «переживание утраты как духовное испытание». Совместным итогом переживания утраты на обоих уровнях является новообразование «психологическая связь с ушедшим».

3. На индивидуальный характер переживания утраты влияют следующие условия: 1) характер ситуации утраты; 2) восприятие ситуации утраты; 3) особенности утраченного близкого; 4) социокультурное пространство; 5) индивидуально-психологические особенности утратившего.

4. Признаком продуктивности изменений внутреннего мира человека, пережившего утрату, является сформированность упомянутых новообразований, которые являются продуктом психологической работы. Их сформированность можно определить качественным и количественным методами по набору эмпирических индикаторов, выделенных нами для каждого новообразования.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и пяти приложений. Работа изложена на 194 страницах, иллюстрирована 4 рисунками, 2 таблицами, 6 примерами индивидуальных протоколов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, излагается его цель, задачи, обозначается объект и предмет изучения, формулируются гипотезы исследования, определяются положения, выносимые на защиту, рассматривается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава «Психология утраты близкого человека: основные направления исследований» посвящена анализу российских и зарубежных психологических исследований переживания утраты близкого человека. В зависимости от того, какую роль в переживании утраты исследователи приписывают той или иной сфере личности, мы выделили 6 подходов к разработке данной проблемы и проанализировали их достоинства и недостатки.

1 Переживание утраты как процесс с аффективными, когнитивными и поведенческими симптомами. В это направление мы объединили исследования, в которых основное внимание уделялось симптоматике переживания утраты

близкого. Симптоматика процесса переживания острого горя рассматривается как проявление процессов, происходящих в разных сферах жизни человека: соматической, психологической (аффективной, когнитивной), социальной.

Ценность данных исследований состоит в определении общей симптоматики в переживании разных видов утрат; авторами были выделены и описаны различные типы патологических реакций на утрату; подробно описана симптоматология и стадийность течения «острого горя». В общем виде она выглядит следующим образом: 1. «Шок, оглушение, оцепенение»; 2. «Поиск утраченного и тоска»; 3. «Отчаяние и страдание, дезорганизация»; 4. «Остаточные толчки и реорганизация»; 5. «Завершение» (Линдеманн Э., 1984; Боулби Д., 2004; Parkes СМ., 1912; Хелл Д., 2001; Василюк Ф.Е., 1991,2001).

2. Переживание утраты как последовательное решение психологических задач. Исследования, объединенные нами в данное направление, в основном проводились американскими психологами (Busch C.J., 2000; Neeld E.H., 2002; Silverman P.R., 2001; Weiss D., 1981; W.Worden, 1982, 1992). Наиболее систематизированным и известным является подход W.Worden, обозначающий переживание утраты как процесс решения утратившим четырех базовых психологических задач: 1. принятие реальности и необратимости утраты; 2. переживание боли; 3. принятие окружающего мира без утраченного; 4. выстраивание новых отношений с утраченным и продолжение жизни.

Данный подход может быть эффективным для психотерапевта тем, что на основе этой концепции может быть обозначена четкая последовательность его шагов и результатов, которые должны быть получены в процессе психологической работы.

3. Переживание утраты как процесс трансформации связи с ушедшим. При описании исследований этого направления рассматриваются недостатки психоаналитического подхода к проблеме утраты близкого. Анализируется подход Дж.Боулби (2004) к утрате близкого человека как к утрате объекта привязанности. Обозначается ценность смены парадигмы «забвения» на парадигму «памятования», предлагаемую Ф.Е. Василюком (1991), рассматривающим весь процесс «острого горя» через переструктурирование отношений с утраченным и нового видения своего «Я».

Попытку объединить внешнюю симптоматику и особенности отношений с ушедшим предпринял S.Rubin (S.Rubin, 2000). Его «модель баланса» сочетает в себе два блока. Один связан с функционированием человека (его жизнедеятельностью), другой - с тем, каким образом происходит перестройка отношений с ушедшим.

4. Утрата как травмирующее событие, разрушающее личность. Исследования, объединенные нами в данное направление, не были посвящены утрате близкого как таковой, а рассматривали это событие в комплексе с другими сопутствующими травмирующими событиями (Солдатова Г.У. и др., 2002; Джармен Р., 2001; Miller L., 1995; Sewell J.D., 1993, 1994; Тарабрина Н.В., 1996; Калмыкова Е.с, 2001; Магомед-Эмииов М.Ш., 1998; Янофф-Бульман Р., 2002).

Утрата близкого человека как травмирующее событие оказывает болезненное и интенсивное воздействие, приводящее к повреждению смысловой сферы личности, системы самоотношения; разрыву целостной картины жизненного пути.

Наиболее сильным последствием психической травмы, по мнению авторов указанных исследований, является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

5. Переживание утраты как процесс «смысловой реконструкции». Исследования данного направления в большинстве своем проводятся в рамках конструктивистской психологии и представлены в основном работами американских авторов (Neimeycr R.A., 1999, 2000, 2001; Pennebaker, 1996; Hendricks L.D., 1999; Silverman P.R. 2001; Browning D, 2001).

Переживание утраты рассматривается в целостном контексте всей жизни человека. Авторы полагают, что человек всегда имеет некоторый пре-нарратив собственной жизни: представления о течении своей жизни, ее закономерностях, возможных событиях. Травматические события требует от человека их включения в нарратив собственной жизни. Осмысление переживаний возможно только при условии их осознанности и возможности описать - создать нарратив, некоторую «историю», которая отражает опыт переживания. Указанными авторами разработан целый ряд нарративных психотерапевтических техник «смысловой реконструкции» жизненной картины. Самыми значительными в данном направлении являются два вывода: о ведущей роли смысловой сферы и о личностном росте как возможном результате переживания утраты.

6. Утрата как процесс изменений, происходящих на духовном уровне личности. Переживание смерти близкого, проблемы переживания «ожидаемой утраты» вследствие тяжелой болезни, проблема ожидания собственного ухода из жизни в контексте оказания медицинской и психотерапевтической помощи отражаются в паллиативной медицине (А.В. Гнездилов, 1995, 2001, 2003; Э. Кюблер-Росс, 2001). Помощь духовной направленности, сочетающая в себе религиозный и психологический аспекты, активно используется в работе и с терминальными больными, и с их родными и близкими.

Проблемы страдания, духовности, ответственности, свободы в середине XX века были подняты В.Франклом. Страдание, связанное с необратимыми событиями, автор обозначает как неизбежное, и говорит о необходимости поиска его смысла, ведущего человека к духовному развитию (Франкл В., 1990,2000).

Описание духовных процессов на каждой стадии горя предлагает A.D. Prend (1997). Оригинальный авторский подход к осмыслению утраты (SOAR) заключается в обозначении следующих индивидуальных путей переживания утраты: «Духовность», «Помощь другим», «Отношения: здоровое мышление», «Реинвестирование: охватывая жизнь».

Достоинством этого направления является то, что здесь рассматриваются глубинные процессы, происходящие во внутреннем мире человека при осмыслении утраты близкого; подчеркивается индивидуальность процесса переживания и его зависимость от жизненного и духовного опыта человека. Утрата близкого человека изменяет всю последующую жизнь. Но помимо адаптации к новой реальности, новому миру, возможен и еще один путь - взгляд на произошедшее с точки зрения обобщенных жизненных законохмерностей и смыслов. Именно поэтому дальнейшая разработка данного направления подхода является для нас определяющей.

Эти направления отражают тот этап развития исследований по проблеме, когда обнаружено много феноменов, но отсутствует целостная концепция,

связующая их воедино. В связи с этим, не хватает понятийного аппарата для описания такого сложного и многоуровневого переживания как утрата близкого человека.

Во второй главе «Понятийный аппарат исследования» обосновывается введение новых понятий для описания переживания утраты как стадиального процесса изменений во внутреннем мире личности. Данные этой главы основаны отчасти на результатах аналитической работы с литературой, и в большей степени обусловлены результатами проведенного нами пилотажного исследования.

На основе анализа различных концепций внутреннего мира личности предлагается «рабочая» модель внутреннего мира как пространства, в котором разворачивается переживание утраты. Эта трехмерная структурная (кубическая) модель включает в себя: 1. системы отношений личности (к себе, к другим, к миру); 2. уровни осмысления жизненных событий (конкретно-событийный, рефлексивный, духовный); 3. формы существования жизненного опыта (когнитивная, аффективная, поведенческая). Обосновывается необходимость такой модели для структурирования поля исследования.

Описывается содержание уровней осмысления жизненных событий и обосновывается введение двухуровневой структуры переживания утраты (событийно-рефлексивный и духовно-рефлексивный уровни).

Вводится понятие «утрата», охватывающее широкий спектр различных видов жизненных событий, воспринимаемых как безвозвратная потеря. Выделяются основные смысловые звенья «утраты»: безвозвратность, значимость, независимость от воли человека, актуальность, — полученные в результате проведения пилотажного исследования.

Для обозначения значимости утраченного человека вводится понятие «близкий» и описывается специфика его включенности в структуру внутреннего мира утратившего.

На основе данных различных исследований, нашего пилотажного исследования и практической работы подробно описывается система субъективных и объективных условий, определяющих индивидуальные особенности переживания утраты человеком.

Обосновывается введение понятия «переживание» в область психологии утраты. Переживание как психологический термин, описывающий активное установление смыслового соответствия между бытием и сознанием ввел Ф.Е. Василюк (1984), продолжая традицию Л.С. Выготского, определявшего переживание как динамическую единицу сознания. Ф.Е.Василюк (1984, 1995) и О.С. Никольская (2000) делают акцент на активности, фазности и многоуровневости процесса переживания, в котором участвуют все уровни психической жизни человека и который обеспечивает регуляцию поведения человека.

Мы считаем целесообразным ввести понятие «переживание утраты», отметив его основные содержательные аспекты: 1. установление смыслового соответствия между событиями внешнего и внутреннего ряда (бытием и сознанием); 2. динамичность и фазность; 3. многоуровневость; 4. субъективный характер; 5. регуляторная функция.

Переживание может осуществляться в разных формах (способах осуществления смыслового соответствия между внешним и внутренним рядом). Это психологическая защита, совладание, «проживание». Анализ исследований, посвященных психологической защите (Анцыферова Л.И., 1994; Виноградова Л.В., 1999; Грановская P.M., Никольская И.М., 1999) и совладанию (Грановская Р.М., 1999; Василюк Ф.Е., 1984; Бассин Ф.В., 2000) позволяют отнести их к событийно-рефлексивному уровню осмысления. Для обозначения формы переживания, существующего на духовно-рефлексивном уровне, мы ввели понятие «проживание утраты» как активного, чаще осознанного способа переживания, предполагающего глубокий - смысловой - контакт с событием утраты. Если защита предполагает нежелание принять травмирующий характер события, совладание - исследование его и приспособление с целью продолжать нормальную жизнедеятельность, то «проживание» предполагает преобразование смысловой нагрузки события, его символизацию, осмысление утраты на внутреннем плане, включение ее в жизненную картину, выведение общих жизненных закономерностей.

Рассматривается специфика утраты близкого человека как травмирующего события, приводящего к «разрушениям» во внутреннем мире личности. Подробно описываются сделанные на основе пилотажного исследования выводы о специфике травмирующего характера утраты в трех системах отношений внутреннего мира личности, на обоих уровнях осмысления жизненных событий.

Обосновывается логичность использования понятия «переход» (Бибик И.В., 2001) для обозначения процессуального и кризисного характера утраты: 1. Протекание процесса переживания утраты сопровождается целым рядом кризисов, разных по своим особенностям на разных этапах утраты, а понятие «перехода» дает возможность четкого описания сути каждого кризиса и выявления его признаков. 2. Понятие «перехода» предполагает четкое обозначение психологической задачи каждого этапа и общей задачи процесса переживания на каждом уровне: на событийно-рефлексивном - адаптация, на духовно-рефлексивном - развитие.

В качестве продуктивного итога переживания утраты рассматриваются психологические новообразования. Обосновывается возможность заимствования этого понятия из области психологии развития (Выготский Л.С., 1997). Новообразование определяется как качественно новый психологический продукт, образовавшийся после завершения психологической проработки утраты. Описывается структура новообразований, формулируются их определения: «психологический образ утраты» - представленность произошедших событий и переживаний в сознании человека; «психологическая связь с ушедшим» — новый субъективный образ ушедшего и новые отношения с ним.

Психологические новообразования принадлежат разным уровням переживания утраты. «Психологический образ утраты» - это итог переживания на событийно-рефлексивном уровне, «переживание утраты как духовное испытание» - на духовно-рефлексивном уровне, «психологическая связь с ушедшим» - на обоих уровнях.

Обосновывается возможность использования понятия «духовное испытание» для описания процессов, происходящих на самом высоком - смысловом - уровне переживания утраты. В связи с этим обсуждалось понятие «духовного» уровня

осмысления событий, для анализа которого использовались как психологические, так и философско-религиозные литературные источники.

Духовный уровень в переживании утраты предполагает работу со смыслами, повышение степени обобщенности, расширение масштаба смыслового пространства, которым становится пространство собственной жизни утратившего, а потом пространство закономерностей общечеловеческого бытия.

Сделан разносторонний анализ понятия «испытание». Введено понятие «духовное испытание», которое определяется как познание человеком своих предельных психологических и духовных возможностей.

Обосновано введение понятие «утрата как духовное испытание» и возможность его психологической и философско-экзистенциальной трактовки. Испытательная суть утраты обусловлена необходимостью серьезной работы над двумя ее смысловыми узлами: значимость ушедшего и безвозвратность ситуации смерти, которые являются воплощением «пределов» в понимании и возможностях. Человек оказывается перед основными экзистенциальными вопросами.

Предлагается введение понятия «тематические экзистенциальные константы» для обозначения тем экзистенциального характера, над которыми работает каждый человек при переживании утраты. Эти темы составляют смысловые компоненты переживания утраты близкого человека как духовного испытания. А именно: 1) осознание требований ситуации переживания утраты к человеку (условия ситуации, требующие определенных психологических усилий; особенности осознания этих требований, видения своих возможностей); 2) осмысление отдельных экзистенциальных вопросов (одиночество, смерть, осмысленность происходящих в жизни событий); 3) проживание опыта обретения и утраты близких отношений.

В третьей главе «Программа и методы исследования» была описана программа исследования, состоявшего из двух этапов — пилотажного (выборка — 10 человек) и основного (выборка - 16 человек), и основные результаты каждого этапа.

Обосновывались количественные и качественные особенности выборки. Небольшая выборка (26 человек) для целей нашего исследования оказалась вполне достаточной. Во-первых, результаты уже пилотажного исследования показали наличие общих закономерностей, воспроизводящихся в каждом индивидуальном случае — стало очевидно, что глубокий качественный анализ случаев важнее их количества. Во-вторых, нашими партнерами являлись страдающие люди: часть из тех, с кем мы беседовали, нуждались в психологической помощи, которую мы оказывали на протяжении долгого времени.

Качественная разнокалиберность выборки: по полу, возрасту утративших (от 18 до 60 лет), типу утраченного, ситуации утраты (смерть от онкологического заболевания, убийство, автокатастрофа, инфаркт и т.п.), времени, прошедшего с момента утраты (от 30 дней до 15 лет), - была намеренной, так как позволяла обнаружить общие закономерности, на проявление которых не влияют отдельные особенности. Как показали результаты исследования, такой выбор испытуемых был обоснован: различия в выборке позволили четко выделить константные и вариативные элементы в переживании утраты.

Описаны разработанные нами методики: «Глубинное интервью» и «Методика сбора информации...»; рассмотрена организация и проведение методик, процедура содержательного анализа текстов, полученных в результате пилотажного и основного исследований.

Описана процедура оценки сформированности психологических новообразований и конструктивности изменений в системах отношений внутреннего мира личности. Для качественной оценки были выделены эмпирические индикаторы. Количественная оценка опирается на предложенные нами шкалы и процедуру подсчета комплексных показателей сформированности новообразований и конструктивности изменений.

Четвертая глава «Анализ результатов исследования» состоит из 3-х параграфов, описывающих общую модель переживания утраты близкого, описание переживания утраты на событийно-рефлексивном и духовно-рефлексивном уровнях и 4-го параграфа, посвященного применению полученных данных в практике психологической помощи людям, потерявшим близких.

Анализ и обобщение полученных результатов позволил построить общую модель стадийных изменений во внутреннем мире личности в процессе переживания утраты близкого человека.

I «Образный хаос». На первой стадии переживания в сознании утратившего постоянно воспроизводятся образы конкретных событий ситуации утраты, характерные особенности их: повышенная интенсивность (яркость); невозможность сдержать ассоциативный поток; увязание в образах. У утратившего понижена саморегуляция (произвольность) поведения, поэтому регуляторами для него выступают внешние воздействия (окружающие люди, социальные нормы поведения). На этой стадии человек мыслит эгоцентрически: находится внутри ситуации, не в состоянии рефлексировать собственные переживания, и воспринимает события только с точки зрения отношения их к себе.

II. Выделение отдельных событий и элементарных связей. Эта стадия начинается тогда, когда происходит вербализация произошедшего: язык образов переводится в слова. При этом появляется «внешний наблюдатель» (близкий, друг, находящийся рядом), которому человек рассказывает о произошедшем. Перевод образного материала в словесный ряд приводит к началу структурирования событийного поля. Отсутствие возможности вербализации задерживает этот процесс.

В результате вербализации выделяются отдельные события и выстраивается последовательный рассказ. При этом увеличивается осознанность происходящих событий, однако связи между событиями пока остаются ассоциативными. На чувственном плане присутствует тотальная недифференцированная эмоциональная реакция утратившего на происходящее. Отдельные чувства пока плохо осознаются.

Характерным признаком является то, что человек не принимает на себя роль «утратившего». Он максимально сосредоточен на событиях внешнего плана. Близкий для него «еще жив» и утративший бессознательно ожидает его появления. Это ожидание проявляется в феномене «ложного узнавания».

III. Дифференциация образов фактических событий и реакций на них утратившего. В образе ситуации утраты выделяются значимые элементы: участники, их взаимодействие. Одновременно происходит разделение образа

ситуации на два ряда: ряд внешних событий (зрительные, слуховые и т.п. образы) и ряд внутренних событий (собственные чувства, мысли по поводу произошедшего). Между событиями внутри каждого ряда начинают появляться связи: хронологические, причинно-следственные. Однако связей между внешним и внутренним рядами событий еще нет. Хотя утративший уже способен назвать свои чувства — гнев, вину, злость, ужас, - однако связывает их с конкретными событиями.

У утратившего появляется яркое ощущение нехватки, отсутствия близкого во внешнем плане: его нет в тех жизненных бытовых делах, в которых он раньше принимал участие, «пустует» социальная роль, которую он выполнял. Осознается и потеря своей собственной социальной роли по отношению к ушедшему.

События текущей жизни переживаются как данные только во внешнем ряду, и человек отмечает в них физическое и социальное отсутствие утраченного.

IV. Структурирование событий внутреннего ряда. Утративший уже осознает существование как внешнего, так и внутреннего ряда событий. Происходит постепенная дифференциация событий на внутреннем плане. Чувства осознаются, и последовательно «опредмечиваются», четко связываясь с событиями «внешнего ряда».

Утративший все больше осознает имплантированность ушедшего в свой внутренний мир. Человек начинает проживать глубину и широту утраты. Глубина утраты проявляется в значимости ушедшего и степени психологической близости с ним в прошлых отношениях. Появляется ощущение «внутреннею отсутствия» близкого. «Широта» утраты выражается в обнаружении нехватки ушедшего в разных жизненных сферах («внешнее отсутствие»).

Человек начинает относить произошедшие события к экзистенциальным категориям, называя их: смерть, смысл жизни, одиночество и т.п. Эти кагеюрии Они обретают для него личностное наполнение, прочно связанное с образом утраченного.

Начинают осознаваться психологические требования ситуации утраты к утратившему (например, «быть терпеливым», «выдержать душевную боль», «не обозлиться на весь мир»).

V: Сознательная работа с внутренним рядом событий, обобщение. Акцент сдвигается на проработку событий внутреннего ряда: выделение, структурирование и обобщение переживаний и связей между ними. Человек обнаруживает возможность сознательной работы с событиями внутреннего плана, субъективная значимость которых постепенно увеличивается.

Если раньше человек был в потоке внешних событий, то сейчас он в состоянии занять по отношению к ним позицию рефлексирующего наблюдателя и осознать происходящие с ним изменения: начинается постепенный переход к внутренней регуляции (произвольности) поведения.

Происходит структурирование образа ушедшего. Важной становится душевная, духовная сущность ушедшего, а не физическая и социальная. Если до этого человек мог чувствовать «присутствие» утраченного на физическом плане, то теперь в этом нет необходимости.

Происходит повышение важности собственной душевной сущности: осознаются происходящие внутренние изменения (например, ощущение, что стал

взрослее, или незащищеннее). Но пока они не структурированы, существуют в виде разрозненных переживаний.

У человека появляется необходимость сформулировать в обобщенной форме происходящее с ним. Большинство из тех, кто эффективно проживал утрату, на этой стадии уже обобщали свои переживания словами «испытание», «жизненный урок», «глубокое познание и испытание себя».

VI. Осознание многогранности и многоуровневости событий. Происходит полное перемещение работы по осмыслению произошедшего на внутренний план, что приводит к повышению многоуровневости обработки событий и повышению обобщенности продуктов этой работы. Утративший покидает границы эгоцентрического восприятия ситуации, появляется интерес к другим точкам зрения и иным психологическим граням событий. Внешний план событий становится незначимым.

Начинается активная работа воспоминаний: у утратившего появляется осознанное желание поговорить об ушедшем с теми, кто его знал. Воспоминания воспроизводят прошлые события внешнего мира - мира, в котором ушедший был жив. Человек начинает осознавать роли, которые играл утраченный по отношению к другим людям, начинает вспоминать поступки и события, имеющие отношение к утраченному. Одним из бытовых индикаторов перевода утраченного на внутренний план может служить более спокойное отношение к его личным вещам: на них остался его след, но они не означают его присутствия. Формируется более полный образ утраты, объективно представленный в более широкой системе координат.

Ситуация утраты полностью переводится во внутренний план и имеет к этому моменту законченную образную и вербальную форму в виде некоторой «истории об утрате». Систематизируются собственные переживания по поводу утраты. Человек понимает, как изменился он и его жизненный мир. На этом этапе окончательно формируется новообразование «психологический образ утраты».

VII. Переход от работы с образами событий к работе с их смыслами. Происходит качественный скачок - «подъем» - в осмыслении произошедших событий. Материалом для психологической работы теперь являются не образы событий, а их смыслы. Человек пытается оформить свою реакцию на произошедшее в виде формулировки некоторых базовых идей, являющихся результатов его внутренней работы. Субъективно они переживаются им как «внутренне очевидные истины», которые становятся регуляторами его поведения.

Формируется понимание личностной значимости ушедшего для оставшегося. У утраченного появляется определенное место во внутреннем мире оставшегося -«экологическая ниша». Его образ перестает непроизвольно возникать по ассоциации и вызывать неконтролируемые воспоминания. Формируется комплексный образ утраченного. Также может появиться символическая роль утраченного в жизни утратившего («жизненный эталон», «ангел-хранитель»); определяется форма и место возможного существования ушедшего (это связано с мировоззренческой позицией: например, рай, другое измерение, реинкарнация и т.п.) и определяется способ связи с ушедшим (через мысленное обращение к нему, через молитву и т.п.).

Утраченный начинает существовать в масштабе целостной жизни утратившего: происходит осознание того, какое значение имело его появление (или

существование) в жизни утратившего, какое взаимное влияние они оказали на жизнь друг друга. Завершается формирование новообразования «психологическая связь с ушедшим».

Экзистенциальные темы приобретают личностный смысл. На этой стадии человек в состоянии ответить на вопрос, в чем был смысл переживания одиночества лично для него, в чем состоял смысл испытания, которым была утрата. Появляются сложные связи между разными экзистенциальными темами.

XIII. Работа с экзистенциальными смыслами в общечеловеческом масштабе. Отношения с утраченным поднимаются на новый уровень обобщенности и" переживаются как модель обретения и утраты близких отношений. Происходит обобщение обнаруженных закономерностей в своей жизни и сопоставление их с закономерностями жизни других людей.

Перечислим основные особенности осмысления происходящего на этой стадии: максимальная отстроенность от фактического наполнения событий; отстроенность от эмоциональных реакций; взгляд на события с высокого уровня обобщенности; способность «приложить» познанные закономерности к конкретной ситуации.

Констатация того, что процесс переживания утраты проходит на двух уровнях: событийно-рефлексивном и духовно-рефлексивном, - является принципиально важным положением нашего исследования. Процесс переживания утраты начинается на событийно-рефлексивном уровне, а потом к нему параллельно подключается работа на духовно-рефлексивном уровне.

Содержательный анализ материала основного исследования, количественное определение степени сформированности новообразований и конструктивности изменений в системах отношений внутреннего мира личности позволили обосновать следующую специфику переживания утраты на двух уровнях осмысления жизненных событий.

На событийно-рефлексивном уровне она заключается в следующем.

1. Травмирующее воздействие утраты на этом уровне в «системе отношений с другими» - состоит в физическом исчезновении близкого человека, его безвозвратной недоступности для прежней формы отношений; в потере его ролевых особенностей, того, воплощением чего он был для: утратившего; в осознании необратимости утраты. В «системе отношений к себе» - в потере собственной роли по отношению к утраченному, входившей в структуру идентичности человека. В «системе отношений к миру» - в потере чувства защищенности, появлении страха от непредсказуемости событий.

2. Процесс переживания утраты на событийно-рефлексивном уровне носит адаптивный характер - характер приспособления к сложившейся ситуации в виде налаживания нормальной жизни утратившего в новых условиях.

3. Продуктивным итогом переживания утраты на событийно-рефлексивном уровне является полное формирование новообразования «психологический образ утраты», и частичное формирование новообразования «психологическая связь с ушедшим».

4. Продуктивный характер изменений во внутреннем мире личности на этом уровне выражается в сформированности «психологического образа утраты» и

конструктивности изменений в системах отношений внутреннего мира (восстановления их после травмирующего воздействия).

На духовно-рефлексивном уровне специфика переживания утраты выглядит следующим образом. Утрата близкого переживается как духовное испытание. Далеко не всегда утративший осознает это в полной мере, однако обычно человек способен сформулировать отдельные аспекты этого переживания через осмысление экзистенциальных вопросов в контексте утраты.

1. Травмирующее воздействие утраты на духовно-рефлексивном уровне в «системе отношений к себе» выражается в разрыве жизненной картины: ощущении «иллюзорности прошлой жизни»; чувстве, что «самое ценное осталось теперь в прошлом»; чувстве, что «жизнь теперь разбита». В «системе отношений с другими» травма проявляется в разрушении смысла близких отношений как таковых, в их принципиальном избегании; в разрушении многих связей с людьми из-за появления недоверия. В «системе отношений к миру» травмирующее воздействие утраты выражается в разрушении образа Бога как «доброго и справедливого»; в ощущении разрушения мира, который существовал вместе с утраченным и благодаря ему.

2. Процесс переживания утраты на духовно-рефлексивном уровне носит развивающий характер - выявление смыслов у конкретных событий и групп событий, попытки определения для себя жизненных экзистенциальных закономерностей.

3. Продуктивным итогом переживания утраты на духовно-рефлексивном уровне является формирование новообразования «переживание утраты как духовное испытание» и завершение формирования новообразования «психологическая связь с ушедшим».

4. Продуктивный характер изменений во внутреннем мире личности на духовно-рефлексивном уровне выражается в сформированности новообразования «переживание утраты как духовное испытание» и в конструктивности изменений в системах отношений внутреннего мира (поиск новых смыслов, выявление обобщенных закономерностей).

5. Переживание утраты на духовно-рефлексивном уровне ставит человека перед необходимостью актуализировать и проработать определенный круг экзистенциальных тем, названных нами «тематические экзистенциальные константы». Они имеют сквозной характер, пронизывая все системы отношений внутреннего мира личности. В процессе их продуктивного осмысления происходят качественные скачки, названные нами «подъемами». Для каждого вида «экзистенциальных констант» были описаны свои виды подъемов.

6. Непродуктивное переживание утраты характеризуется застреванием на отдельных стадиях, вызванным наличием «болевых точек» — непроработанных проблем, блокирующих продвижение вперед как на событийно-рефлексивном, так и на духовно-рефлексивном уровнях.

В последнем параграфе описаны возможности использования результатов исследования в области практической психологической помощи в переживании утраты близкого: для построения концептуальной основы оказания психологической помощи, как метод сбора информации о переживании утраты, для корректной работы психолога с наиболее сложным уровнем переживанием утраты.

В «Заключении» обобщены результаты исследования. Представлено их обсуждение с точки зрения достижения целей и задач исследования, подтверждения поставленных гипотез.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Сформулированы и обоснованы понятия: «утрата близкого», «утрата как духовное испытание», «психологический образ у фаты», «психологическая связь с ушедшим», «событийно-рефлексивный и духовно-рефлексивный уровни переживания утраты».

2. На основе анализа различных концепций внутреннего мира личности нами была предложена рабочая трехмерная кубическая модель внутреннего мира как пространства, в котором разворачивается переживание утраты.

3. Выявлено, что на индивидуальный характер переживания утраты влияют следующие условия: 1) характер ситуации утраты; 2) восприятие ситуации утраты; 3) особенности утраченного близкого; 4) социокультурное пространство; 5) индивидуально-психологические особенности утратившего.

4. Определены особенности переживания утраты на двух уровнях: событийно-рефлексивном и духовно-рефлексивном. Различия событийно-рефлексивного и духовно-рефлексивного уровня заключаются . в следующих особенностях: психическое содержание (событие - смысл), масштаб осмысления событий (ситуация - жизнь), характер связей между событиями (простые - сложные), уровень обобщенности (низкий - высокий).

5. Процесс переживания утраты на событийно-рефлексивном уровне обычно носит адаптивный характер, состоящий в приспособлении к новой реальности, а на духовно-рефлексивном уровне - развивающий характер, состоящий в переосмыслении жизненных закономерностей.

6. Течение процесса переживания утраты может блокироваться «болевыми точками» - непроработанными переживаниями, имеющими сквозной характер.

7. Развивающий характер переживания утраты выражается в наличии феноменов «подъема» - смысловых скачков с событийно-рефлексивного уровня на духовно-рефлексивный уровень осмысления жизненных событий. Общепсихологическая суть данного феномена - в индуктивном переходе от анализа событий и связей между ними к анализу и обобщению их смыслов.

8. Построена модель процесса переживания утраты. Переживание утраты -процесс стадиальный, обладающий закономерной динамикой, общей для разных людей. Каждая стадия имеет определенный набор психологических задач, решение которых сопровождается соответствующими изменениями во внутреннем мире личности. Длительность прохождения стадий (метрика) индивидуальна, а последовательность стадий (топология) одинакова.

9. Обнаружено, что процесс переживания утраты завершается формированием психологических новообразований: «психологический образ утраты» — на событийно-рефлексивном уровне, «переживание утраты как духовное испытание» — на духовно-рефлексивном уровне, «психологическая связь с ушедшим» - на обоих уровнях.

Наличие всех составляющих новообразований у всех представителей нашей разнокалиберной выборки подтверждает, что структура новообразований является инвариантной по отношению к возрастно-половым различиям и типу утраты.

10. Было выявлено, что признаком продуктивности изменений во внутреннем мире человека, пережившего утрату, является сформированность указанных новообразований и конструктивность изменений в системах отношений личности. Показатели сформированности и конструктивности определяются по набору выявленных нами эмпирических индикаторов. Данные показатели предполагают как качественную, так и количественную характеристики. Для этого нами были разработаны методы количественного определения сформированности новообразований и конструктивности изменений в системах отношений личности.

11. Созданный нами методический инструментарий «Глубинное интервью» и «Методика сбора информации об индивидуальных характеристиках переживания утраты как духовного испытания» позволяет выяснить следующие особенности: 1) этап и уровень переживания, на котором находится утративший; 2) «болевые точки» и «подъемы» в переживании утраты; 3) степень сформированности новообразований; 4) степень конструктивности изменений в системах отношений личности.

На этой основе можно спрогнозировать последующие стадии процесса переживания утраты и четко сформулировать конкретные шаги в. оказании практической психологической помощи.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Заманаева Ю.В. Переживание утраты близкого: процесс и факторы // Тезисы международной научно-практической конференции «Психология XXI века» 1820 апреля 2002 года / под ред. В.Б. Чеснокова.- СПб, 2002, с. 16-17

2. Заманаева Ю.В. «Утрата» как понятие, обобщающее разные виды безвозвратных потерь // Материалы конференции «Фундаментальные проблемы психологии: личность в исторической психологии» 23-25 апреля 2002 года / под общ. ред. В.М. Аллахвердова, О.В. Защиринской. - СПб, 2002, с. 115-116

3. Заманаева Ю.В Переживание ухода из жизни близкого человека: основные направления исследований // Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2002» 22-24 октября 2002 года / под общ. ред. А.И. Юрьева, Л .А. Цветковой - СПб, 2002, с. 329-330

4. Заманаева Ю.В. Факторы перестройки личностных отношений с умершим // Материалы международной научно-практической конференции «Психология XXI века» 24-26 апреля 2003 года / под ред. В.Б. Чеснокова. - СПб, 2003, с. 2122

5. Заманаева Ю.В. Утрата близкого как духовное испытание // Материалы III съезда Российского Психологического Общества 25-28 июня 2003 г., т.Ш, с. 374-376

6. Заманаева Ю.В. Психологический образ утраты близкого человека // Материалы международной научно-практической конференции «Психология XXI века» 2224 апреля 2004 года / под ред. В.Б. Чеснокова. - СПб, 2004, с. 256

Подписано в печать 09.09.2004 г.

Формат 60х84 1/16 Усл. печ. л. 1.0. Тираж 130 экз. Заказ № 102

Отпечатано в ООО «Издательство «ЛЕМА» 199034, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д.24

»17970

РНБ Русский фонд

2005-4 12985

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Заманаева, Юлия Владимировна, 2004 год

Введение.

Глава 1. Психология утраты близкого человека: основные направления исследований.

Глава 2. Понятийный аппарат исследования.

2.1. Структурная модель внутреннего мира личности.

2.1.1. Понятие «внутренний мир».

2.1.2. Характеристика систем отношений внутреннего мира личности.

• 2.1.3. Уровни осмысления жизненных событий.

2.2. Характеристика утраты как события.

2.2.1. Утрата близкого человека как безвозвратная потеря.

2.2.2. Система условий, влияющих на переживание утраты.

2.3. Психологическая характеристика утраты.

2.3.1. Утрата как переживание.

2.3.2. Утрата как травма.

2.3.3. Утрата как «переход».

2.3.4. Итоги переживания утраты психологические новообразования.

2.4. Характеристика утраты на духовном уровне.

2.4.1. Духовность и испытание: анализ понятий.

2.4.2. Утрата близкого как духовное испытание.

Глава 3. Программа и методы исследования.

3.1. План исследования.

3.2. Описание выборки.

3.3. Методы исследования.

3.3.1. Общее описание методов.

3.3.2. Организация и проведение «Глубинного интервью» и «Методики сбора информации».

3.4. Процедура содержательного анализа текстов.

3.4.1. Контент-анализ текстов, полученных в результате пилотажного исследования.

3.4.2. Процедура контент-анализа текстов, полученных в результате основного исследования.

3.4.3. Оценка сформированности психологических новообразований и конструктивности изменений в системах внутреннего мира утратившего.

Глава 4. Анализ результатов исследования.

4.1. Общая модель переживания утраты как процесса изменений во внутреннем мире личности.

4.2. Процесс переживания утраты близкого человека на событийно-рефлексивном уровне.

4.3. Процесс переживания утраты близкого человека на духовно-рефлексивном уровне.

4.4. Использование результатов исследования для практики психотерапевтической помощи в переживании утраты близкого.

Введение диссертации по психологии, на тему "Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем мире личности"

Настоящее время, к сожалению, может называться временем глобальных и множественных утрат. Этому способствуют события, происходящие как в мировом масштабе, так и в масштабе России: катастрофы, войны, террористические акты, криминальная обстановка. Следствием таких экстремальных событий является огромное количество серьезных потерь в разных жизненных сферах. Но и мирная жизнь без экстремальных ситуаций наполнена утратами: это и потеря работы, и гибель животного, долгое время жившего в семье, и расставания с любимыми людьми, и смерть близких, являющаяся самой тяжелой утратой. Однако проблема переживания утрат мало обсуждается в современном российском обществе. Заострение внимания на катастрофах и потерях в информационном пространстве средств массовых коммуникаций сочетается с абсолютной непроработанностью этой проблематики на уровне общественного сознания и отсутствием навыков осмысления того, как люди справляются с переживанием утраты и как могут им в этом помочь окружающие. Очень ярко это проявляется в неэффективном поведении по отношению к тем, у кого ушел близкий: страх общения с такими людьми, неумение найти верные слова, речевые штампы «утешений» приводят к тому, что человек замыкается в своем горе. Отсутствует у нас и налаженная система оказания психологической помощи людям, потерявшим близких: нет специализированных центров; нет литературы, которая помогла бы понять человеку, у которого ушел близкий, что с ним происходит; нет информации о том, какого рода помощь может оказать психолог. Очень многие скептически относятся к возможностям психолога в данной ситуации именно потому, что не представляют себе, в чем эта помощь может заключаться. Все это указывает на острую необходимость усиления внимания со стороны психологии к этой сфере человеческого опыта.

Психологические исследования, посвященные утрате близкого человека, по большей части сделаны за рубежом. Основной особенностью западных американских) исследователей является практическая направленность на адаптацию человека к ситуации и потому поведенческий подход.

Разработки отечественной психологии по большей части ведутся в системе психологических служб МЧС и посвящены срочной кратковременной психологической помощи в экстремальных ситуациях. Толчком к этому послужили многочисленные катастрофы, военные действия, террористические акты последнего десятилетия. Но остро чувствуется недостаток исследований в области долговременной психологической помощи в переживании утрат, с которыми сталкивается в жизни практически каждый.

С нашей точки зрения, в этой проблеме сходятся необходимость исследовательской работы, теоретического осмысления переживания утраты и необходимость создания теоретической базы для формулировки специфических принципов оказания практической психологической помощи в подобной ситуации. Также присутствует необходимость в создании соответствующего инструмента для сбора информации об индивидуальных особенностях переживания утраты. Классические опросные методы позволяют получить лишь симптоматическую картину, не указывая на источники симптомов.

Таким образом, можно говорить об актуальной необходимости проведения исследования психологической структуры этого переживания, разработки методов сбора информации о нем, рассмотрения особенностей психотерапевтической помощи в ситуации утраты близкого человека.

В нашей работе мы затронули «дефицитные» по нашему мнению, области психологии утраты и, в частности: глубинные экзистенциальные проблемы, лежащие в основе переживания утраты, и российскую традицию «духовного делания», принципы которой имеют глубокий психологический смысл.

В настоящей работе мы сделали попытку провести теоретическое и феноменологическое исследование утраты близкого как системного, многокомпонентного переживания, имеющего формально-динамические и содержательные аспекты.

Мы систематизировали и проанализировали отечественные и зарубежные исследования, посвященные психологии утраты.

Для описания переживания утраты как стадиального процесса изменений во внутреннем мире человека был разработан соответствующий понятийный аппарат. Сформулированы и обоснованы понятия: «утрата близкого», «утрата как духовное испытание», «психологический образ утраты», «психологическая связь с ушедшим», «событийно-рефлексивный и духовно-рефлексивный уровни переживания утраты».

Нами исследован процесс переживания утраты на событийно-психологическом и духовно-психологическом уровнях осмысления жизненных событий. Кроме выявления индивидуальных особенностей течения процесса (наличия «подъемов» как перехода на более высокий уровень осмысления), выявлены итоги переживания утраты на каждом уровне: на событийно-психологическом уровне - «психологический образ утраты», на духовно-психологическом - «переживание утраты как духовное испытание». Совместным итогом переживания на обоих уровнях является новообразование «психологическая связь с ушедшим».

Выявлены «тематические экзистенциальные константы», осмысление которых является необходимым в процессе переживания утраты для каждого человека.

Была определена система условий, влияющих на индивидуальные особенности процесса переживания утраты.

Мы также разработали методический инструментарий, по нашему предположению дающий возможность собрать информацию о процессе и результате переживания утраты, особенностях болезненных переживаний, что является важным для последующей психотерапевтической помощи.

Практическая значимость исследования заключается в возможности построения на основе сделанных нами выводов стратегии максимально эффективной психологической помощи за счет точного определения актуального состояния человека, определения болезненных переживаний и ресурсных областей.

Таким образом, целями нашего исследования являются:

1. Теоретическое и феноменологическое исследование утраты как системного, многокомпонентного переживания, имеющего формально-динамические и содержательные аспекты.

2. Выделение общепсихологических закономерностей изменений во внутреннем мире личности в результате переживания утраты близкого человека, которые могут быть положены в основу оказания эффективной психологической помощи.

Задачи. анализ отечественных и зарубежных психологических концепций переживания утраты; разработка понятийного аппарата исследования; разработка методического аппарата для получения информации об индивидуальных характеристиках переживания утраты; эмпирическое изучение переживаний людей, имеющих опыт утраты; характеристика процессов изменений в системах внутреннего мира при переживании утраты близкого; выделение уровней переживания утраты; описание итогов переживания утраты как системных новообразований.

Объект исследования: люди, пережившие смерть близкого человека (согласившиеся на проведение с ними интервью).

Предмет: формально-динамические и содержательные характеристики переживания утраты близкого человека. Гипотезы:

•S переживание утраты близкого человека - процесс, происходящий на разных уровнях осмысления жизненных событий; S процесс переживания утраты завершается формированием психологических новообразований в пространстве внутреннего мира личности;

S процесс переживания утраты может иметь как адаптационную, так и развивающую направленность.

Положения, выносимые на защиту.

1. Переживание утраты близкого имеет комплексный характер и разворачивается в пространстве внутреннего мира личности на двух уровнях осмысления событий: событийно-рефлексивном и духовно-рефлексивном. Содержанием событийно-рефлексивного уровня являются образы событий, содержанием духовно-рефлексивного - смыслы событий.

2. Итогом переживания утраты на каждом уровне является формирование психологических новообразований. Итогом переживания утраты на событийно-рефлексивном уровне является формирование новообразования, обозначенного нами как «психологический образ утраты». Итогом переживания утраты на духовно-рефлексивном уровне является формирование новообразования «переживание утраты как духовное испытание». Совместным итогом переживания утраты на обоих уровнях является новообразование «психологическая связь с ушедшим».

3. На индивидуальный характер переживания утраты влияют следующие условия: 1) характер ситуации утраты; 2) восприятие ситуации утраты; 3) особенности утраченного близкого; 4) социокультурное пространство; 5) индивидуально-психологические особенности утратившего.

4. Признаком продуктивности изменений внутреннего мира человека, пережившего утрату, является сформированность упомянутых новообразований, которые являются продуктом психологической работы. Их сформированность можно определить качественным и количественным методами по набору эмпирических индикаторов, выделенных нами для каждого новообразования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В нашей работе было представлено теоретическое и эмпирическое исследование утраты близкого человека как системного, многокомпонентного переживания, имеющего формально-динамические и содержательные аспекты.

Проведенное нами исследование подтверждает поставленные в начале исследования гипотезы и позволяет сделать следующие выводы.

Отечественные и зарубежные исследования, посвященные психологии утраты, можно систематизировать следующим образом:

1. Переживание утраты как процесс с аффективными, когнитивными и поведенческими симптомами.

2. Переживание утраты как последовательное решение психологических задач.

3. Переживание утраты как процесс трансформации связи с ушедшим.

4. Утрата как травмирующее событие, разрушающее личность.

5. Переживание утраты как процесс «смысловой реконструкции».

6. Переживание утраты как процесс изменений, происходящих на духовном уровне личности.

Для описания переживания утраты как стадиального процесса изменений во внутреннем мире человека был разработан соответствующий понятийный аппарат. Сформулированы и обоснованы понятия: «утрата близкого», «утрата как духовное испытание», «психологический образ утраты», «психологическая связь с ушедшим», «событийно-рефлексивный и духовно-рефлексивный уровни переживания утраты».

На основе анализа различных концепций внутреннего мира личности нами была предложена рабочая модель внутреннего мира как пространства, в котором разворачивается переживание утраты. Эта трехмерная кубическая модель включает в себя: 1. системы отношений личности (к себе, к другим, к миру); 2. уровни осмысления жизненных событий (конкретно-событийный, рефлексивный, духовный); 3. формы существования жизненного опыта когнитивная, аффективная, поведенческая). Эта модель определяет характеристики пространства внутреннего мира, в котором происходит переживание утраты.

Переживание утраты мы рассматриваем на двух уровнях: событийно-рефлексивном и духовно-рефлексивном (поскольку рефлексивный уровень обрабатывает информацию и событийного уровня - события, и духовного уровня - смыслы). Различия событийно-рефлексивного и духовно-рефлексивного уровня заключаются в следующих особенностях: психическое содержание (событие - смысл), масштаб осмысления событий (ситуация -жизнь), характер связей между событиями (простые - сложные), уровень обобщенности (низкий - высокий).

На переживание утраты влияют следующие условия: 1) характер ситуации утраты; 2) восприятие ситуации утраты; 3) особенности утраченного близкого; 4) социокультурное пространство; 5) индивидуально-психологические особенности утратившего.

На основе обработки поученных данных оказалось возможным построить модель процесса переживания утраты. Выяснилось, что это процесс стадиальный, обладающий закономерной динамикой, общей для разных людей. Каждая стадия имеет определенный набор психологических задач, решение которых сопровождается соответствующими изменениями во внутреннем мире личности. Длительность прохождения стадий (метрика) индивидуальная, а последовательность стадий (топология) одинакова.

Мы построили общую модель структурных изменений, происходящих во внутреннем мире личности. Для описания кризисного и стадиального характера переживания утраты на каждом из уровней оказалось логичным использовать понятие «перехода» (Бибик И.В., 2001).

Из анализа текстов интервью стало очевидно, что процесс переживания утраты завершается формированием психологических новообразований: «психологический образ утраты» - на событийно-рефлексивном уровне, переживание утраты как духовное испытание» - на духовно-рефлексивном уровне, «психологическая связь с ушедшим» - на обоих уровнях.

Их формирование необходимо человеку для переструктурирования жизненного опыта и включения утраты в жизненную историю; и далее - для использования новых идей и смыслов в регуляции отношений и поступков в дальнейшей жизни.

Было выявлено, что признаком продуктивности изменений во внутреннем мире человека, пережившего утрату, является сформированность указанных новообразований и конструктивность изменений в системах отношений личности. Показатели сформированности и конструктивности можно определить по набору эмпирических индикаторов. Данные показатели предполагают как качественную, так и количественную характеристики. Для этого нами специально были разработаны методы количественного определения сформированности новообразований и конструктивности изменений в системах отношений личности.

Течение процесса переживания утраты может блокироваться «болевыми точками». Этот термин мы выбрали для обозначения болезненных недоработанных переживаний, имеющих сквозной характер (принизывающих оба уровня) и касающихся как проживания отдельные фактических событий, так и осмысления экзистенциальных вопросов. Такие «точки» приводят к блокировке процесса формирования новообразований и дезадаптивному поведению. Разработанный нами инструмент дает возможность определить суть этих «болевых точек».

Процесс переживания утраты на событийно-рефлексивном уровне обычно носит адаптивный характер, состоящий в приспособлении к новой реальности, а на духовно-рефлексивном уровне - развивающий характер, состоящий в переосмыслении жизненных закономерностей.

Развивающий характер переживания утраты выражается в наличии феноменов «подъема» - смысловых скачков с событийно-рефлексивного уровня на духовно-рефлексивный уровень осмысления жизненных событий. Общепсихологическая суть данного феномена - в индуктивном переходе от анализа событий и связей между ними к анализу их смыслов.

Созданный нами методический инструментарий «Глубинное интервью» и «Методика сбора информации об индивидуальных характеристиках переживания утраты как духовного испытания» позволяет выяснить следующие особенности.

1) этап и уровень переживания, на котором находится утративший;

2) «болевые точки» и «подъемы» в переживании утраты;

3) степень сформированности новообразований;

4) степень конструктивности изменений в системах отношений личности.

Глубинное интервью» и «Методика сбора информации» могут быть полезны практикующим психологам, так как позволяют собрать необходимую информацию о тонких индивидуальных моментах переживания утраты и помочь утратившему структурировать переживания уже на начальном этапе психологической работы. Предложенный нами методический инструментарий также может использоваться после окончания процесса психологической работы для контроля ее качества.

Итак, мы предлагаем рассматривать переживание утраты близкого человека как системное многоуровневое переживание, имеющее общепсихологические закономерности, инвариантные по отношению к ситуации утраты, полу и возрасту утратившего, а также типу утраченного. Такой подход позволяет психологу достаточно точно определить этап и уровень переживания утраты, на котором находится конкретный человек и определить содержание его наиболее болезненных переживаний. На этой основе можно спрогнозировать последующие стадии процесса переживания утраты и четко сформулировать конкретные шаги в оказании практической психологической помощи.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Заманаева, Юлия Владимировна, Санкт-Петербург

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.-Воронеж: Модэк, 1996.-650 с.

2. Антоний, Митрополит Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. М: Клин, 2001.- 120 с.

3. Антоний, Митрополит Сурожский. Человек перед Богом. М: Паломникъ, 2000. - 350 с.

4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, №1, с. 3-10

5. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1991. - 630 с.

6. Баскаков В.Ю. "Танатотерапия: искусство жизни и смерти" // Хрестоматия по ТОП и психотехнике. М, 2001, стр. 108 125

7. Бассин Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия (сост. и ред. Райгородский Д.Я.).- Самара: «Бахрах-М», 2000, с.3-12

8. Бердяев Н.А. Самопознание. Л: Лениздат, 1990. - 428 с.

9. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М.-Воронеж: Модэк, 1997.-620 с.

10. Ю.Бибик И.В. Критический этап решения задачи перехода к новым личностным смыслам // Ананьевские чтения: образование и психология. Тезисы научно-практической конференции 23-25 октября 2001 г. СПб: СПбГУ, 2001, с. 24-27

11. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Гардарики, 2004, 136 с.

12. Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарики, 2003, 450 с.

13. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии, № 3-4, 1992

14. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии, 1998, №4, с.71-79

15. Братусь Б.С. К проблеме человека к психологии. // Вопросы психологии. 1997, №5, с. 4-18

16. Братусь Б.С. Начала христианской психологии. М, 1995. - 350 с.

17. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии, 1990, №6 с. 9-17

18. Брюдаль Л.Ф. Психические кризисы в новой перспективе. СПб, 1998. - 150 с.

19. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 237 с.

20. Булгаков С. Жизнь за гробом. YMCA-PRESS, 1987. 347 с.

21. Варламова Е.П. Проблема бессмертия: рефлексивно-гуманистический подход // Психологические проблемы самореализации. Вып. 4, с. 101113

22. Василюк Ф.Е. Переживание горя и утраты // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. 2001.№3, с. 17-3 0

23. Василюк Ф.Е. Пережить горе // О человеческом в человеке. М., 1991, с. 45-55

24. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 200 с.

25. Василюк Ф.Е. Типологический анализ критический ситуаций // Психологический журнал, 1995, №3, с. 91-101

26. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы оказания психологической помощи // Вопросы психологии, 1988, №5, с. 15-24

27. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. - 680 с.

28. Виноградова Л.В. Проблема совладающих стратегий в современных исследованиях // Журнал практикующего психолога, 1999, №5, с. 7-16

29. Волкан В., Зинтл Э. Смерть в семье: как скорбят родители и дети // Журнал практической психологии и психоанализа, 2003, №4

30. В Веденский А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни // Смысл жизни. Антология. -М.: Прогресс, 1994, с. 328-346

31. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1984, Т.4.-420 с.

32. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб, 1997. - 125 с.

33. Гнездилов А.В. Путь на Голгофу. СПб, 1995. - 140 с.

34. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб: Речь, 2001. -321 с.

35. Грановская P.M., Никольская И.М. Защита личности. М., 1999. - 370 с.

36. Гроф С., Гроф К. Духовный кризис. М: Изд-во института трансперсональной психологии, 2003. - 380 с.

37. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб: изд-во СПбГУ, 1999, с.142-145

38. Даль В.Л. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. М., 1999

39. Дасс Р. Обещания и ловушки духовного пути // Гроф С., Гроф К. Духовный кризис.- М: Изд-во института трансперсональной психологии, 2003, с. 272-296

40. Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология. Новокузнецк, 2000. - 238 с.

41. Джармен Р. Консультирование людей в дистрессе: психосоциальная реабилитация пострадавших от травматических переживаний в результате войны // Журнал практической психологии и психоанализа, 2001, №1-2

42. Дорожевец А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Журнал практического психолога, 1998, №4, с.3-17

43. Дюркхайм К. О двойственном происхождении человека. СПб, 1992, 286 с.44.3алесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994, 230 с.

44. Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология? М.: Изд-во российского открытого ун-та, 1994

45. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии, №2, 1991, с. 15-30

46. Зинченко В.П. Психология доверия. Самара, 1998. - 120 с.

47. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Триола, 1994. - 300 с.

48. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии, 1998, №3, с.104-114

49. Иванов В.П. Мировоззрение как форма сознания, самоопределения и культуры личности // Мировоззренческая культура личности: философские проблемы формирования. К., 1986. 148 с.

50. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: "Рарогъ", 1993. - 334с.

51. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: "Рарогъ", 1993. - 256 с.

52. Калитеева Е.Р., Ильичева В.Н. Адаптация как развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психологический журнал, 1995, №1, с.24-31

53. Калмыкова Е.С., Падун М.А. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к психической травме: постановка проблемы // Психологический журнал, 2002, №5, с. 88-99

54. Кантонисова Н., Гринберг П. Все так умирают? СПб: Лимбус пресс, 2001,278 с.

55. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М.: Шанс, 1992, 145 с.

56. Корнфилд Д. Препятствия и превратности в духовной практике // Гроф С., Гроф К. Духовный кризис. М: Изд-во института трансперсональной психологии, 2003, с. 218-271

57. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния. Хрестоматия (сост. и ред. Куликов Л.В.).-СПб: Питер, 2000, с. 11-43

58. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. М.: София, 2001. - 327 с.

59. Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. - 675 с.

60. Ленгле А. Найти согласие с жизнью // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №1 (28), с.5-23

61. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. - 317 с.

62. Леонтьев Д.А. Очерки психологии личности. М.: МГУ, 1993. - 114 с.

63. Летуновский В.В. Психология духовного бытия // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. Ломоносова под. ред. Б.Братуся, Д.Леонтьева. М.: МГУ, 2002, с. 25-48

64. Летуновский В.В., Есельсон С.Б. Экзистенциализм в психологии // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. №1.1. Ростов-на-Дону, 1/2002 (1), с.91-117

65. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты (под. ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер). М.: МГУ, 1984, с. 212220

66. Литвак М. Е., Мирович М.О. Как преодолеть острое горе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 214 с.

67. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М.: Смысл, 1998. -328 с.

68. Маклаков А.Г. и др. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов // Психологический журнал, 1998, т. 19, №2, с. 21-38

69. Мартынов А. Исповедимый путь. М.: Знание, 1989. - 323 с.

70. Мей Р. Раненый целитель // Московский психотерапевтический журнал. 1997, №2(16) с. 90-95

71. Митрополит Иерофей (Влахос) Православная духовность. СПб: Сергиева Лавра, 1999. 136 с.

72. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1997. - 385 с.

73. Невярович В. Терапия души. Воронеж, 1997. - 289 с.

74. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. М: Центр лечебной педагогики, 2000 362 с.

75. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1964.-900 с.

76. Орехов Д. Русские святые и подвижники XX столетия. СПб: Златоуст, 2001.- 143 с.81.0сорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -СПб: Питер, 2000.- 276 с.

77. Паттурина Н.П. О соотношении понятий личностного и духовного роста // Психологические проблемы самореализации (под ред. JI.A. Головей, Л.А.Коростылевой). Вып. 3. СПб.: СПбГУ, 1999, с. 89-94

78. Паттурина Н.П. Модель личностного и духовного роста // Психологические проблемы самореализации (под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой). Вып. 4. СПб.: СПбГУ, 2000, с. 113-120

79. Перриш-Хара К.У. Смерть и умирание: новый взгляд на проблему. М.: Новый взгляд, 2003. - 268 с.

80. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия: опыт построения христианского миросозерцания. В 2-х томах. СПб, 1999, т.1 -320 с.

81. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности К под. ред. Г.У. Солдатовой. -М.: Смысл, 2002. 480 с.

82. Психотерапевтическая энциклопедия (под ред. Карвасарского Б.Д.). -СПб: Питер, 2001. 1120 с.

83. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни. Антология. -М.: Прогресс, 1994, с.126-141

84. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. - 392 с.

85. Самосознание и защитные механизмы личности (сост. Д.Я. Райгородский). Самара.: Бахрах-Д, 2000. - 623 с.91 .Св. Феофан Затворник. Внутренняя жизнь. М., 1994. - 236 с.

86. Свт. Дмитрий, Митрополит Ростовский. Утешение человеку в скорби, беде и гонении М: Благо, 1996. - 374 с.

87. Сидорова В.Ю. Четыре задачи горя // Журнал практической психологии и психоанализа, 2001, №1-2

88. Скрипкина Т.П. Психология доверия. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997.-250 с.

89. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек, 1994, №5 с.21-38

90. Смирнов Л.М. Экспериментальные методы изучения ценностей // Психологический журнал, 1996, №1, с.3-21

91. Смысл жизни в русской философии. Антология. Конец XIX начало XX века. - М.: Прогресс, 1994. - 630 с.

92. Сосланд А.И. Фундаментальная структура психотерапевтического метода (или Как создать свою школу в психотерапии?). М., 1999. -280 с.

93. Суицидология: прошлое и настоящее (тексты). М.: Cogito, 2001. - 608 с.

94. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. - 190 с.

95. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояния и проблемы // Психологический журнал, 1992, №2, с.14-29

96. Тареев М.М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни. Антология. М.: Прогресс, 1994. - с. 398-429

97. Фигуры танатоса: искусство умирания. СПб, Изд-во СПбГУ, 1998. - 150 с.

98. Флоренская Т.А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно-ориентированный подход) // Психологический журнал , 1994, т.15, №5, с.44-55

99. Франк С.Л. Смысл жизни // Смысл жизни. Антология. М.: Прогресс, 1994.-430-448

100. Франкл В. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО-пресс, 2000. - 543 с.

101. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. - 360 с.

102. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. - 490 с.

103. Хегман Дж. Роль Другого в горевании // Журнал практической психологии и психоанализа, 2002, №3

104. Хелл Д. Ландшафт депрессии: интегративный подход. М. 1999. -290 с.

105. Черепанова Е.М. Психологический стресс. М: Академия, 1996. -170 с.

106. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» мира // Психологический журнал, 1995, №2, с.32-49

107. Шадриков В.Д. Духовные способности. СПб, 1997. - 130 с.

108. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. - 525 с.

109. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. 320 с.

110. Boss P. Ambiguous loss. Harvard University Press, 2000. 230 p.

111. Becvar D.S. In the presence of grief. The Guilford Press, NY, 2001. 375 P

112. Browning D. Saying goodbye, saying hello: a grief sojourn // Innovations in End-of-Life Care, 2001; 3(3), www.edc.org/lastacts

113. Busch C.J. On creating a healing story: one chaplain's reflection on bereavement, loss and grief // Innovations in End-of-Life Care, 2001; 3(3), www.edc.org/lastacts

114. Deits B. Life after loss. Fisher books, 2000. 280 p.

115. Everly C.S. Psychotraumatology. In Everly C.S., Lating J.M. (Eds.), Psychotraumatology: key papers and core concepts in post-traumatic stress (pp.9-26) NY: Plenum 1995. 590 p.

116. Hendricks L.D. Life and death of an emergency physician // by the American academy of experts in traumatic stress, Inc., 1999, www.aaets.org

117. Lifton R.J. Understanding the traumatic self // Wilson J. P., Harel Z., Kahana B. (Eds.) Human adaptation to extreme stress. N.Y. & L. Plenum Press, 1988, p.7-31

118. Marris P. Loss and change. L.: Routleledge a. Kegan Paul, 1974. 325 p.

119. Meichenbaum D. A clinical handbook/practical therapist manual for assessing and treating adults with post-traumatic stress disorder. Ontario, Canada: Institute press, 1994. 610 p.

120. Miller L. Tough guys: psychotherapeutic strategies with law enforcement end emergency services personnel. Psychotherapy, 32, 1995, p. 592-600

121. Neimeyer R.A. Narrative strategies in grief therapy // Journal of constructivist psychology, 12, 1999, p.65-85

122. Neimeyer R.A., Prigerson H.G., Davies B. Mourning and meaning I I American behavioral scientist, vol.46, №2, October 2002, p.235-251

123. Neimeyer R.A. Reauthoring life narratives: grief therapy as meaning reconstruction // Loss and grief (ed. by N.Thompson) NY: Palgrave, 2002. -300 p.

124. Prend A.D. Transcending loss. Berkley Books, NY, 1997. 450 p.

125. Rich P. The healing journey through grief. NY: John Wiley & Sons, inc., 1999.-356 p.

126. Traumatic and Nontraumatic Loss and Bereavement // ed. by Malkinson R., Rubin S.S., Witztum E. Psychological Press, Madison, 2000. 620 p.

127. Silverman P.R. Living with grief, rebuilding a world // Innovations in End-of-Life Care, 2001; 3(3), www.edc.org/lastacts