Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Проблема личности в работах Л.С. Выготского: историко-методологическое исследование

Автореферат по психологии на тему «Проблема личности в работах Л.С. Выготского: историко-методологическое исследование», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат
Автор научной работы
 Осипов, Максим Евгеньевич
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Проблема личности в работах Л.С. Выготского: историко-методологическое исследование"

На правах рукописи

ОСИПОВ МАКСИМ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Проблема личности в работах Л.С. Выготского: историко-мстодологическое исследование

19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Москва-2015

005560977

005560977

Работа выполнена на кафедре общей психологии ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (МГМСУ)

Научный руководитель: кандидат психологических наук

ЗАВЕРШНЕВА ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА

Официальные оппоненты: МЕЩЕРЯКОВ БОРИС ГУРЬЕВИЧ доктор

психологических наук, старший научный сотрудник, ГБОУ ВПО Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна», факультет социальных и гуманитарных дисциплин, профессор кафедры психологии

САПОГОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА

доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», заведующая кафедрой психологии

Ведущая организация: ФГОУ ВО «Московский государственный

университет имени М.В. Ломоносова»

Защита диссертации состоится «26» февраля 2015 года в 12.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.10, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» по адресу: 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6, корп. 7, ауд. 396.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» по адресу: 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6, корп. 6 и на сайте организации (httр://www.rsnh.ru/)

Автореферат разослан «17» января 2015 г. Ученый секретарь диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Категория «личность» имеет особое значение для психологии, поскольку является системообразующей для ряда других базовых категорий (мотив, отношение, переживание, образ, действие и т.д.), однако содержание категории «личность» до сих пор остается не до конца определенным. Выработанные отечественными психологами концепции личности, несмотря на их целостность и системность, не исчерпывают всего проблемного поля, связанного с исследованиями личности.

Актуальность темы исследования. Современную психологию характеризует множественность представлений о природе личности, что заставляет исследователей ставить вопрос о необходимости понятия «личность» в категориальном аппарате психологической науки (В.А. Иванников., R.F. González). Следовательно, мы можем говорить о проблемном статусе самого понятия «личность» в современной психологии.

Культурно-историческая теория JI.C. Выготского, изначально претендовала на роль единой теории, в рамках которой содержание категории «личность», как и всех базовых для психологической науки категорий, нашло бы свое определение. В настоящее время исследователям творчества JI.C. Выготского и тем психологам, которые ищут в его работах новые методологические основания для современной психологии, не удалось прийти к единой точке зрения относительно роли, места и содержания категории «личность» в рамках выдвинутой этим автором психологической концепции. Исследователи сходятся на мнении, что в работах самого автора понятие личности присутствует, но не представляется возможным найти в них целостную концепцию личности. Большая часть исследований, посвященных проблеме личности в теории J1.C. Выготского, носит описательный, констатирующий характер; культурно-историческая концепция и ее категориальный аппарат используется как основа для формулирования авторами их собственного представления о проблеме личности (М. Cole и др.).

При этом в стороне остается то содержание и смысл понятия «личность», которыми наделял его в своих работах сам JI.C. Выготский, динамика развития его представлений по данной проблеме.

Постановка проблемы исследования. На современном этапе развития множество мнений, выдвинутых в рамках дискуссии о проблеме личности в концепции Л.С. Выготского, начатой в 80-е гг. XX века, требуют систематизации и обобщения с привлечением новых сведений из архивных источников.

Проблема личности в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского является предметом долгого и достаточно широкого обсуждения, но малоизученными остаются связи между основными категориями данной концепции и понятием «личность», вопрос о том, существуют ли в рамках концепции реальные подходы для раскрытия проблемы личности. Необходимо проследить динамику развития представлений Л.С. Выготского о личности, найти общий методологический базис его теории личности и проанализировать возможные пути развития культурно-исторической теории личности, актуальные для современной психологии.

Методы исследования. Методологической основой данного исследования был выбран анализ базовых категорий культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, основывающийся на логико-семантическом анализе Б.Г. Мещерякова; методологический анализ научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

Объектом исследования являлись представления о личности, содержащиеся в работах Л.С. Выготского (включая опубликованные и неопубликованные тексты, в частности, документы из семейного архива Л.С. Выготского).

Предметом исследования являлась проблема личности в культурно-историческом подходе Л.С. Выготского.

Цель исследования — установить наличие или отсутствие проблемного статуса категории «личность» в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, проанализировать роль и место данной категории в категориальном аппарате теории.

Основные гипотезы исследования:

1. Понятие «личность», рассматриваемое генетически, с учетом эволюции основных положений культурно-исторического подхода, является исторически неоднородным и проходит в своем развитии несколько этапов, каждому из которых присуще свое представление о личности.

2. В категориальном аппарате культурно-исторической психологии понятие личности тесно связано с базовыми категориями концепции такими, как «развитие», «высшая психическая функция», «психологическая система», «сознание», «переживание».

3. Личность в рамках культурно-исторической концепции предстаёт в качестве изначально внешней по отношению к её носителю, социальной по происхождению системы управления поведением, переносимой" в ходе присвоения с социальных взаимодействий на индивидуальную психику. Это базовое представление о личности модифицировалось в процессе развития культурно-исторического подхода с помощью принципов активности, знакового опосредствования, системно-смыслового строения сознания, и, наконец, было переосмыслено на основе категории «переживание».

4. Проблема личности являлась неотъемлемой частью культурно-исторической концепции и развивалась вместе с ней, но не находилась на главной линии исследовательских программ Л.С. Выготского.

5. Несмотря на постоянный интерес Л.С. Выготского к проблеме личности и его попытки ввести категорию «личность» в качестве базовой для всего культурно-исторического подхода, представление о генезе личности, источниках и механизмах её развития не были конкретизированы и операционализированы в виде терминов и гипотез, пригодных для эмпирического исследования.

В связи с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основании анализа психологической литературы выделить подходы в отношении проблемы личности в рамках культурно-исторической концепции.

2. Рассмотреть связь основных категорий культурно-исторической концепции с категорией «личность» в современной научно-психологической литературе.

3. Эксплицировать основные представления Л.С. Выготского о природе личности, а также значения и смыслы, вкладываемые им в это понятие.

4. Проследить динамику развития представлений о личности в её взаимообусловленности с развитием всей культурно-исторической концепции.

5. Провести методологический анализ места категории «личность» в научно-исследовательской программе Л.С. Выготского и определить ее роль в формировании «твердого ядра» и «защитного пояса» программы.

Научная новизна и теоретическая значимость. В работе обобщены и систематизированы представления о проблеме личности в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, существующие в современной литературе; раскрыты связи категории «личность» с основными понятиями культурно-исторической концепции; выделены основные этапы развития понятия «личность» и соответствующие им представления о личности с присущей им внутренней структурой. Рассматривается развитие представлений о личности, а также изменение их роли и места в рамках культурно-исторической концепции в связи с этапами развития исследовательской программы Л.С. Выготского. Предпринятый методологический анализ опирается не только на опубликованные материалы, но также и на документы из семейного архива Л.С. Выготского, которые до настоящего времени не подключались к рассмотрению динамики взглядов Л.С. Выготского на природу личности.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для подготовки учебных программ по ряду психологических дисциплин (общая психология, история психология, психология личности, возрастная психология).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие «личность» в концепции Л.С.Выготского, рассматриваемое генетически, прошло в своем развитии несколько этапов. Начало каждого этапа было связано с введением новой единицы анализа (знаковая операция, психологическая система, переживание) и новых принципов (знаковое опосредствование высшей психики, системное и смысловое строение сознания, единство аффекта и интеллекта) в твердое ядро научно-исследовательской программы Л.С. Выготского.

2. Понятие «личность» в работах Л.С. Выготского эволюционировало от представления о личности как о совокупности общественных отношений, персонализированной в конкретном индивиде, через описание ее в качестве внешней системы управления высшими психическими функциями, основанной на третичных связях сознания, и до представления об интегральной системе, обеспечивающей взаимодействие индивида со средой и представленной в сознании в форме совокупности переживаний.

3. В категориальном аппарате культурно-исторической теории категории «сознание» и «психологическая система» образуют центральную ось системы отношений категории «личность» с другими базовыми категориями, такими как «развитие» и «высшая психическая функция».

4. Представления о личности присутствуют в работах Л.С. Выготского на двух методологических уровнях. Во-первых, в качестве общего принципа, направляющего научный поиск, они входят в состав «твердого ядра» исследовательской программы, являются теоретически автономными и не подвергаются эмпирическому исследованию. Во-вторых, на их основе продуцируется ряд гипотез «защитного пояса» программы, что обеспечивает ей

прогрессивный сдвиг в таких областях, как теория детского развития, проблема системного строения психики и других.

5. Проблема личности являлась значимой, но не ведущей в научно-исследовательской деятельности JI.C. Выготского. Несмотря на то, что сам автор неоднократно подчёркивал важность и даже ключевое значение этой проблемы в целом для психологии, в реализованных им исследовательских программах проблема личности не была раскрыта, а конкретные пути для её разработки не были обозначены.

Апробация диссертации состоялась на заседании кафедры общей психологии ФКП МГМСУ им. А.И.Евдокимова (май 2014), XXXI, XXXIII Итоговой конференции общества молодых ученых МГМСУ (Москва, 2009, 2011), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Клиническая психология в здравоохранении» (Москва, МГМСУ, 2011) III, V, VII Научно-практических конференциях «Философские проблемы биологии и медицины» (Москва, МГМСУ, 2013).

Структура работы. Диссертация содержит введение, 4 главы, заключение, выводы, список использованной литературы. Библиографический список включает 87 наименований, из них 20 на английском языке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Первая глава нашей работы посвящена анализу основных подходов к рассмотрению проблемы личности в работах Л.С. Выготского.

Представления о природе, происхождении и механизмах развития личности, выдвинутые Л.С. Выготским, в его собственных работах не были рассмотрены достаточно подробно (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Дискуссия о месте понятия «личность» в теории Л.С. Выготского носила спорадический характер. Обзор теоретических исследований позволил выделить два основных подхода к этой проблеме.

В первом параграфе первой главы рассмотрен подход, названный нами личностно-центрированным (Л.И. Божович, Г.Г. Кравцов, A.A. Леонтьев, М.Г. Ярошевский, R.F. González, М. Gredler, С.С. Shields, Н. Mahn). Данный подход предполагает постановку проблемы личности в центр всей культурно-исторической концепции или в качестве одной из главных целей всех научных изысканий Л.С. Выготского. Признание важности и центрального значения проблемы личности в творчестве Л.С. Выготского в рамках данного подхода сосуществует с некоторой непоследовательностью, заключающейся в неоднократном определении этой проблемы как вторичной по отношению к проблеме сознания (A.A. Леонтьев) и проблеме кризиса психологии как науки (М.Г. Ярошевский)

Особый акцент в рамках данного подхода делается на диалогичность и диалектичность понимания личности Л.С. Выготским, которые связываются с принципом единства аффекта и интеллекта (Г.Г. Кравцов, A.A. Леонтьев), а также с применением «драматической» театральной терминологии (A.A. Леонтьев, М.Г. Ярошевский). Проведенный, в рамках данной диссертации, анализ текстов Л.С. Выготского показал, что драматическая терминология присутствует в работах автора только как наиболее удобное средство для передачи смыслового контекста его идей, в качестве понятной его современникам метафоры, аналогии.

Второй параграф первой главы посвящен анализу подхода, в основе которого лежит отрицание целостной концепции личности в работах Л.С. Выготского (К.А. Абульханова-Славская, Е.Е. Вахромов, Д.А. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, A.B. Петровский, В.А. Петровский, W.L. Wardekker).

С точки зрения сторонников данного подхода, в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского представлены только общие принципы, которые могут лечь в основу теории личности, однако внутри концепции они не развиваются и не конкретизируются (П.Я. Гальперин). Несмотря на то, что проблема личности в работах Л.С. Выготского признается вторичной и определяется через проблемы психического развития (Е.Е. Вахромов, К. Levitin, W.L. Wardekker) и сознания (Б.Г. Мещеряков, И.В. Пономарев, К. Sato), авторы, работающие в рамках данного подхода (напр., М.Г. Ярошевский), указывают, что Л.С. Выготский был одним из немногих исследователей своего времени, который выделял проблему личности как самостоятельную методологическую и теоретическую проблему.

Следует отметить, что между двумя подходами, выделенными выше, имеется не только различие, но и сходство, которое касается отношения представителей данных подходов к идеям Л.С. Выготского: зачастую работы Л.С. Выготского используются в качестве опоры для обоснования собственных взглядов на природу личности, при этом учитываются только отдельные аспекты представлений Л.С. Выготского о личности, что уводит авторов достаточно далеко от замысла самого Л.С. Выготского.

В третьем параграфе первой главы рассматривается развитие концепции личности Л.С. Выготского в работах Л.И. Божович. Понимание личности как психологического феномена возможно при условии возврата к собственной логике теории Л.С. Выготского и реконструирования хода мысли ее автора. Логика и принципы исследования познавательных процессов, предложенные Л.С. Выготским, могут применяться и при изучении эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер. Зафиксированные в ключевых для проблемы личности понятиях (психологическая система, единицы анализа,

единство аффекта и интеллекта), эти принципы приводят к пониманию личности как высшего психического синтеза.

Таким образом, можно утверждать, что проблема личности в работах Л.С. Выготского исследована в плане извлечения ключевых идей, которые могли бы быть использованы для построения теории личности. Однако вместе с тем на настоящий момент не существует исследований, в которых была бы проведена реконструкция динамики взглядов Л.С. Выготского на природу личности, что необходимо для построения целостного представления о ней в культурно-историческом подходе (далее - КИП), основанного на единстве истории и методологии.

Вторая глава нашей работы посвящена анализу связи категории «личность» с базовыми понятиями культурно-исторической подхода Л.С. Выготского; анализируются как работы самого Л.С. Выготского, так и современная научная литература по культурно-исторической психологии.

В первом параграфе рассматривается связь понятий «личность» и «развитие».

Личность в работах автора может быть представлена как один из факторов психического развития. Термин «личность» используется Л.С. Выготским для обозначения системного, понятийного представления человека о самом себе, самосознания, необходимого для овладения процессами собственного развития (Б.Г. Мещеряков). Для Л.С. Выготского самосознание является конечной, но не единственной формой существования личности (А.Г. Чеснокова). Для каждого этапа развития её должна существовать своя система связей между функциями, которая развилась на основе системы связей предшествующего этапа. Таким образом, понятия «личность» и «развитие» оказываются связанными в работах Л.С. Выготского через понятие «самосознание», под которым понимается осознанное представление человека о самом себе на основе понятийного мышления.

Понятие «личность» было необходимо Л.С. Выготскому для диалектического понимания развития, возможного только для целостных

систем, обладающих способностью к саморазвитию. Понимания личности как целостности предполагает введение единиц анализа развития личности, например, диалектическое единство аффекта и интеллекта (Г.Г. Кравцов).

Понятий «личность» и «развитие» также связаны через представление о роли системы социального взаимодействия в развитии психической сферы в целом. «Личность» и «развитие» необходимы для понимания роли сознания и самосознания в процессе формирования индивидуальной психики. С появлением системы самосознания у человека появляется возможность участия в процессе собственного развития и потенциальная свобода от внешней детерминации, а саморазвитие становится способом существования личности.

Данная идея присутствует в работах Л.С. Выготского также в контексте различения индивидуально-психологического и культурно-исторического понимания личности. Конкретный человек как личность в каждый момент своего существования, с помощью внешнего знака, осуществляет привнесенный из культуры способ развития и поведения (П.Г. Щедровицкий).

Во втором параграфе второй главы рассматриваются связь понятий «личность», «высшая психическая функция» (далее - ВПФ), «овладение».

Отношения между личностью и ВПФ в культурно-исторической психологии неоднозначны: ВПФ рассматриваются как необходимое условие для решения проблемы личности в культурно-историческом подходе и в психологии вообще (Е.Е. Вахромов, Г.Г. Кравцов), и в тоже время личность выступает в качестве интегратора, необходимого для овладения ВПФ (Г.Г. Кравцов, Б.Г. Мещеряков).

Идея овладения выделяется как ключевая для понимания отношений личности и ВПФ. Она связывает в теории Л.С. Выготского проблемы личности, сознания, воли, формирования и развития ВПФ (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, Е.Е. Вахромов, Г.Г. Кравцов, Б.Г. Мещеряков). Овладение психологическими средствами, требующее усилий и активности личности (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Петровский), идет параллельно с осознанием, расширяя сферу волевого контроля поведения, и выводит

неосознаваемые, непроизвольные компоненты психики, лежащие в основе развития личности, в область самостоятельных произвольных функций (Б.Г. Мещеряков). Активное переживание ребенком социальной ситуации закладывает зачатки воли, которые развиваются по мере прохождения возрастных кризисов, определяя появление самоорганизующихся действий в подростковом возрасте (К.А. Абульханова-Славская, Г.Г. Кравцов). Проблема воли также связана с проблемой личности в работах JT.C. Выготского в аспекте свободного выбора, возможного только после осознания субъектом существенных связей и отношений между собственными побуждениями и включения этих побуждений в смысловое поле ситуации.

В третьем параграфе второй главы анализируются отношения понятий «личность» и «сознание» в работах JI.C. Выготского.

Термин «сознание» появляется еще в ранних работах JI.C. Выготского (1915-1917 гг.) в контексте проблем личности и культуры, но большинство авторов подчеркивает связь проблемы личности с гипотезой о системном и смысловом строении сознания (Г.Г. Кравцов, A.A. Леонтьев, А.Г. Чеснокова, М.Г. Ярошевский, К. Brown, М. Cole).

Проблема личности разрабатывалась Л.С. Выготским в ходе решения проблемы сознания. Понятия «личность» и «сознание» связываются в текстах Л.С. Выготского через понятия, производные от последнего: «самосознание», «осознание», «сознательное существо» (Б.Г. Мещеряков, И.В. Пономарев). В поздних работах автора выделяется ближний семантический круг понятия «личность»: «личность», «сознание», «среда», «переживание» (Б.Г. Мещеряков, И.В. Пономарев, К. Sato). Переживание может быть представлено и как единица анализа отношений личности к среде, и как единица анализа сознания. С формально-логической точки зрения сознание представляет собой, таким образом, отношение личности к среде. Сознание приобретает новый опыт, меняющий личность, а личность в своем отношении со средой определяет состояние сознания (И.В. Пономарев).

Данная модель ведет к очевидной редукции взглядов Л.С. Выготского на природу сознания, которое становится сиюминутным отражением, а переживание, в свою очередь, превращается в отражение единичного отношения личности к среде, что приводит к разложению сознания на элементы и противоречит точке зрения самого Л.С. Выготского. Согласно Л.С. Выготскому, переживание является динамической единицей, в которой заключено как одномоментное отношение личности к ситуации, так и отражена вся система личности. Переживание предстает как процесс встречи внутреннего и внешнего мира, происходящей в сознании человека (К. Sato). Используя театральную терминологию тем же способом, которым ее использовал Л.С. Выготский, каждое переживание можно охарактеризовать как драматическую коллизию, столкновение противоположных тенденций личности, отражающее в каждой конкретной ситуации структуру и динамику системы личности в целом.

Отождествление «личности» и «самосознания» в контексте изучения подросткового кризиса может трактоваться как утрата категорией «личность» самостоятельного статуса в рамках культурно-исторического подхода (А.Г. Чеснокова). «Самосознание» в контексте его отношений с «личностью» связано с «сознанием» только косвенно, посредством понятий «психическая функция», «осознание», «овладение». В основе подобных выводов могут лежать различия в терминологии между современной психологией и психологической наукой времен Л.С. Выготского (Б.Г. Мещеряков). Анализ взглядов Л.С. Выготского на проблему переживания, предпринятый в данной диссертации, позволяет сделать вывод, что отождествление терминов «личность» и «самосознание» возможно только в рамках конкретного периода научной биографии автора и не должно распространяться на остальные ее периоды.

В четвертом параграфе второй главы рассматривается связь понятий «личность» и «психологическая система».

Личность можно представить как относительно устойчивую интегративную психологическую систему, сочетающую рациональную,

волевую и эмоциональную стороны. Структуру личности составляют новообразования, интегрирующиеся вокруг сознания (Л.И. Божович). Подобная интеграция осуществляется посредством третичных — осознанных и произвольно выстраиваемых — связей между психическими функциями (Л.С. Выготский). Личность предстает как надсистемное образование, новый уровень организации системы психики, возникающий на основе осознанного управления собственными психологическими системами и их произвольного формирования.

В пятом параграфе второй главы схематично обобщается система отношений категории «личность» с базовыми категориями культурно-исторической психологии.

Категория «личность» представляется включенной в систему отношений целой группы категорий («сознание», «развитие», «психологическая система», «ВПФ»), где отношения между категориями «психологическая система» и «сознание» составляют центральную ось в категориальном аппарате подхода Л.С. Выготского.

В третьей главе диссертации приводится реконструкция представлений о личности в работах Л.С. Выготского, произведенная на основе анализа 76 работ Выготского, датируемых 1916-1934 гг. и с привлечением неопубликованных документов из семейного архива Л.С. Выготского. Периодизация проведена по критерию наличия теоретического сдвига в проблеме личности, который выражается в изменении представлений о ней в связи с введением в научно-исследовательскую программу Л.С. Выготского новых системообразующих принципов.

В первом параграфе проанализированы представления о личности в работах 1924—1926 гг. В этот период ведущим в понимании личности является принцип социокультурного развития психики. Контакт личности со средой понимается как активное взаимодействие с ней, в ходе которого биологические особенности человека, понимаемые как возможности для построения

различных типов личности, реализуются в поведении через то значение, которое они обретают в социальной среде.

В документе «Блокнот из Захарьино» (1926 г.) Л.С. Выготский утверждает, что построение психологии как объективной науки должно основываться на исследовании личности человека. Личность одновременно выступает как целостность, построенная по образцу общества, исходя из логики его развития, и как принцип организации процессов в ЦНС. Психология должна быть наукой о личности, которую Л.С. Выготский определяет следующим образом: личность — это «душа, понятая социально». Душа в данном контексте выступает как субстанция общественных отношений внутри тела, проекция этих отношений на конкретного человека.

В 1924—26 гг. Л.С. Выготский дает четкое концептуальное описание личности. Она предстает как конкретный человек, носитель системы общественных отношений, ставшей основой его собственных психических процессов. Вместе с тем Л.С. Выготский не предлагает конкретного плана по ее изучению, поэтому понятие «личность» остается на уровне метафизического, концептуального основания теории.

Во втором параграфе рассмотрены представления о личности в период 1927-1929 гг. Л.С. Выготский анализирует процессы взаимодействия личности и социальной среды. По отношению к социуму личность находится в активной позиции, однако общество ограничивает ее активность теми социальными нормами, которые в нем приняты. Личностное взаимодействие человека с социальной средой рождает необходимость определить свое положение в этой системе, в результате чего формируется «социальный тип» личности. Личность предстает как социально функционирующий индивид, а процесс развития личности, задаваемый внешней по отношению к ней социальной целью, предполагает целостность личности, ее «слитность» и единство. «Индивид» и «личность» на данном этапе развития культурно-исторической теории являются понятиями практически тождественными.

В этот период проблема личности находится рядом с основной линией исследований Л.С. Выготского, где принцип знакового опосредствования высшей психики является ведущим, но не пересекается с ней.

В 1928-1929 гг. категория «личность» в концепции Л.С. Выготского обретает проблемный статус (или, если воспользоваться выражением самого Л.С, Выготского, «постулат становится проблемой»). Во-первых, понятие «личность» впервые отделяется от близких к нему понятий (индивид, характер, социотип); во-вторых, автор предпринимает попытку описать динамику личности, механизм ее построения; в-третьих, впервые понятие личности косвенно связывается Л.С. Выготским с понятием «психологическая функция». Понятие личности начинает рассматриваться в свете принципа системного строения психики, еще до его явного введения в теоретическое ядро культурно-исторической психологии.

Переломный момент отношения Л.С. Выготского к проблеме личности прослеживается в документе «Конкретная психология человека» 1929 г. В нем понятие «личность» занимает ведущее место в культурно-исторической концепции и связывается с социальным развитием высших психических функций. Человек определяется как социальная личность или совокупность общественных отношений, воплощенных в индивиде посредством системы высших психологических функций. Л.С. Выготский предлагает психологии изучать внутреннюю динамику и структуру личности. Динамика личности задается динамикой межфункциональных отношений и связями личности с социальной средой, тогда как компонентами ее структуры являются ВПФ, искусственные образования, конструкции, имеющие социальную природу. В основе формирования и существования личности лежит столкновение психологических систем, подобное драматической коллизии. Таким образом, на данном этапе научной биографии Л.С. Выготского категория «личность» становится необходима для раскрытия идеи системности человеческой психики, а также механизмов внешней социальной обусловленности ее развития и функционирования.

В третьем параграфе третьей главы анализируется механизм формирования личности в контексте представлений о системном развитии психики. Этот вопрос в период 1930-1932 гг. рассматривается Л.С. Выготским в связи с проблемой овладения человеком собственной психикой посредством знаковой операции. Согласно Л.С. Выготскому, знаковое опосредствование позволяет связать конкретную цель поведения с общей системой целей человека, отношением человека с миром, что необходимо для овладения своим поведением и формирования высших психических функций. Поскольку законы формирования ВПФ и личности являются общими, овладение поведением является также необходимым условием существования личности человека.

В работах данного периода личность предстает в значении индивида, овладевшего с помощью знака культурной формой поведения. Было выделено два понимания термина «личность», характерных для данного периода. Во-первых, личность предстает как система связей особого рода, возникающей в процессе осознания места отдельной психической функции в системе личности. Во-вторых, личность есть социальный индивид, овладевший посредством знаковой операции культурной формой поведения и сделавший ее основой собственного поведения. Центральное место в механизме овладения функциями, а, значит, и в механизме формирования личности, занимает процесс осознания.

На данном этапе развития культурно-исторической концепции у Л.С. Выготского складывается неоднородное и, на первый взгляд, противоречивое представление о личности. С одной стороны, это общая форма, модель, воплощенная в индивидуальной психике и поведении, необходимая предпосылка формирования систем высших функций, с другой стороны, формирование личности и ВПФ идет одновременно.

Обращение к проблеме формирования понятий меняет понимание Л.С. Выготским механизма овладения и процесса развития психологических систем. Переход к представлению о слове как о средстве познания внутренней реальности открыл путь к пониманию личности как системы. Сознание,

имеющее речевую природу, позволяет отражать структуру психических операций, открывает их динамику для индивида, поэтому оно является предпосылкой овладения ВПФ и формирования третичных связей, составляющих основу личности. В сознании в смысловой форме отражаются отношения между системами функций, или, по JI.C. Выготскому, отражается драматическая внутренняя динамика личности.

Начиная с середины 1932 г., решающая роль в построении представлений о личности переходит к принципу смыслового строения сознания. Сознание и личность строятся на основе понятийного мышления, однако сознание присутствует до окончательного оформления личности как условие культурного овладения субъектом своей психикой. Когда сознание достигает определенного уровня развития, становится возможным дальнейшее развитие личности посредством построения ее самосознания. Самосознание не может быть приравнено к личности, поскольку, как считает JI.C. Выготский, его появление связано лишь с перестройкой всей существующей уже системой функций на новом основании. Самосознание следует считать не синонимом личности, а формой ее существования.

В четвертом параграфе третьей главы рассматривается динамика представлений Л.С. Выготского о переживании, связанная с динамикой развития культурно-исторической концепции до 1932 г. включительно.

В работах 1924-1928 гг. Л.С. Выготский использует понятие «переживание» наравне с понятием «представление» для обозначения элементарной чувственной формы представленности действительности в сознании. Переживание противопоставляется категории «понятие» как обобщенной форме представления реальности. В 1929 г., Л.С. Выготский отделяет понятие «переживание» от понятия «восприятие» и использует первое для обозначения презентации в сознании внутренних состояний личности. Наличие у субъекта сложившейся системы понятий является предпосылкой дифференциации его личности, а это делает переживания субъекта сложно дифференцированными и позволяет выстроить их систему. Схожую трактовку

понятия «переживание» можно увидеть и в ранних работах, посвященных театральной тематике. Начиная с 1931 г. «переживание» рассматривается автором в свете проблемы сознания. Осознанное отношение к реальности, возникающее благодаря развитию понятийного мышления, распространяется и на внутренние переживания субъекта, которые становятся содержанием его сознания. Формируется новая система связей переживаний, основанная на их отношении к осознанной системе личности, которая позволяет объединить в сознании в форме переживания когнитивный, эмоциональный и мотивационный компонент взаимодействия человека со средой.

В пятом параграфе третьей главы рассматривается место переживания в системе отношений личности и среды (1933-1934 гг.).

Согласно представлениям Л.С. Выготского, в начале своего онтогенеза переживание как презентация внешней и внутренней реальности в сознании является гомогенной структурой, связанной с ситуацией своего возникновения; в этой структуре эмоциональный и поведенческий компоненты слиты в единое целое. Гомогенная структура переживания разделяется в связи с началом формирования понятийного обобщения. Обобщенные переживания выстраиваются в систему, в рамках которой каждое из них обретает определенный смысл.

Личность появляется в сознании как системное аффективное переживание субъектом самого себя, как обобщенное, целостное эмоциональное отношение к себе, основанное на обобщенном эмоциональном переживании. С появлением обобщенных переживаний мир для субъекта разделяется на внешний и внутренний, возникает борьба переживаний, а именно: борьба систем диалогических и драматических отношений конкретной личности с миром и обществом. В системе отношений личности со средой переживание становится эквивалентом понятия, в котором в свернутом виде заключено отношение человека к миру.

Л.С. Выготский вводит переживание как единицу анализа единой системы взаимодействия личности и среды, отражающей внутреннее

отношение человека к тому или иному моменту действительности. В таком контексте мы представляем сознание как динамическую среду, в которой посредством переживаний происходит взаимодействие систем личности.

Личность в поздних работах Л.С. Выготского заняла место интегральной функции психики. Начиная с ранних допсихологических работ, автор понимал под личностью конкретного человека, существующего в системе общественных отношений, отраженной в структуре и динамике его психических процессов. В поздних работах это представление обогащается и уточняется в связи с введением категории «переживание», поскольку в переживании конкретного человека воплощены как индивидуальные особенности его личности, так и системы социальных отношений, в которых эта личность сформировалась. Переживание объединяет в себе индивидуальный и социальный опыт отношения к миру.

В четвертой главе нашей работы анализируется роль проблемы личности в формировании научно-исследовательской программы Л.С. Выготского, исходя из положений методологии исследовательских программ И. Лакатоса. Данная методологическая позиция позволяет поэтапно проследить динамику развития теории Л.С. Выготского и произвести рациональную реконструкцию сдвигов, происходящих в концептуальном аппарате этой теории.

Анализ исторической динамики представлений Л.С. Выготского о личности показал, что значение термина «личность» остается нечетким на протяжении всего его творчества и закономерно меняется в зависимости от ситуации его применения. Л.С. Выготский не исследует проблему личности целенаправленно (теоретически и экспериментально), а исходит из нее и возвращается к ней вновь в последние годы жизни.

Отсутствие теории личности в работах Л.С. Выготского и присутствие понятия «личность» как переменной, выведенной за скобки его концепции, может быть понято с двух позиций: личность отсутствовала в проблемном поле Л.С. Выготского; личность не успела занять в проблемном поле культурно-

исторической теории своего места в связи с коротким творческим периодом работы автора в психологии.

Мы утверждаем, что Л.С. Выготский не включал проблему личности в пределы проблемного поля своих исследований намеренно. Личность являлась исходной точкой исследований, базовым понятием, не требующим дальнейшего раскрытия и перешифровки. Под личностью Л.С. Выготский подразумевал, с одной стороны, абстрактную форму, необходимую в качестве исходного пункта развития человека, с другой стороны, конкретного представителя общества; данная точка зрения должна была объединить идеалистическую и материалистическую картину бытия человека, преодолеть картезианское расщепление мира. Поэтому личность, понятая как «сверхчувственная форма», использовалась Л.С. Выготским в качестве базовой категории, отражающей общую идею научной концепции человека, свободной от метафизических наслоений. Это обусловило определение личности в качестве предмета психологии на начальном этапе построения концепции Л.С. Выготского и возвращение к проблеме личности, к исследованиям ее природы, когда «технические уровни» концепции (принципы знакового опосредствования, системности и др.) были в достаточной степени отработаны и могли использоваться для решения самых сложных, «метафизических» вопросов психологии.

В первом параграфе четвертой главы анализируется представление о личности в качестве компонента • «твердого ядра» исследовательской программы Л.С. Выготского. Рассмотрение концепции Л.С. Выготского в рамках методологической модели И. Лакатоса как последовательности непрерывно сменяющих друг друга теорий может объяснить динамику обращения Л.С. Выготского к проблеме личности, а также наличие периодов, во время которых исследования личности не проводились.

«Твердое ядро» исследовательской программы Л.С. Выготского было сформировано в самом начале его научной биографии, когда была задана отрицательная эвристика программы (в форме отношения к психофизической

проблеме, к проблеме кризиса в психологии и т.д.). Положительная эвристика программы складывалась в русле гипотезы о социальной обусловленности психических процессов человека. В рамках реализации положительной эвристики менялись концептуальные схемы отношений индивида с реальностью, что было необходимо для операционализации общих утверждений «твердого ядра».

В период реализации положительной эвристики (1924—1929 гг.) интерес J1.C. Выготского к проблеме личности был минимальным, поскольку «твердое ядро» программы хорошо противостояло контрпримерам, однако в 1928-1929 гг. J1.C. Выготский приходит к выводу о необходимости пересмотра собственных теоретических представлений о человеке. В итоге, столкнувшись с необходимостью преобразования «твердого ядра» своей исследовательской программы, JI.C. Выготский следовал стратегии «нормального ученого» и пытался решить проблему личности как задачу-головоломку, без изменения твердого ядра программы, но путем модификации ее «защитного пояса», соответствующего имеющимся на тот момент гипотезам о природе личности.

Во втором параграфе четвертой главы рассматривается место представлений о личности в рамках «защитного пояса» исследовательской программы J1.C. Выготского.

С нашей точки зрения, одно из важнейших мест среди гипотез «защитного пояса» заняло предположение о тождественности личности и самосознания, являвшееся по сути гипотезой «ad hoc». Данное предположение послужило мостом, позволившим Л.С. Выготскому перейти к новому варианту своей теоретической программы, и затем было элиминировано из нее в пользу других предположений о природе личности. В частности, последний вариант трансформации защитного пояса программы Л.С. Выготского был связан с обращением к понятию переживания для описания процесса взаимодействия человека окружающим миром.

Введение понятия «переживание» не может быть однозначно интерпретировано как формулировка очередной вспомогательной гипотезы,

поскольку оно вносит значительные изменения в культурно-историческую психологию в целом: речь идет о смене единицы и, возможно, самого предмета исследований. Однако вклад данной гипотезы в реализацию положительной и отрицательной эвристики программы сложно поддается оценке, поскольку операционализация понятия «переживание» Л.С. Выготским не была произведена и эксперименты в данном направлении не проводились.

В третьем параграфе четвертой главы рассматриваются варианты разработки проблемы личности в концепциях, возникших на основе исследовательской программы Л.С. Выготского.

Среди основных подходов, разрабатывающих проблему личности с опорой на идеи Л.С. Выготского, были рассмотрены: деятельностный подход А.Н. Леонтьева, системно-деятельностный подход А.Г. Асмолова, концепции Л.И. Божович и Б.С. Братуся.

При построении каждого из этих подходов исходной точкой была идея Л.С. Выготского о том, что центральной единицей анализа развития личности должно стать переживание. В деятельностном подходе А.Н. Леонтьева посредством критики понятия переживания было проведено преобразование проблемной области культурно-исторической программы в контрпример (внутри соперничающей с ней деятельностной программой), что в дальнейшем нашло отражение в системно-деятельностном подходе А.Г. Асмолова. В рамках концепции Л.И. Божович на передний план был выдвинут аффективный компонент переживания, что позволило обеспечить прогрессивный сдвиг программы Л.С. Выготского в области исследований формирования личности в детском возрасте. Концепция Б.С. Братуся оказалась созвучна представлениям Л.С. Выготского о личности как об особом сверхчувственном качестве, поскольку предполагает понимание личности как инструмента овладения смыслом своего существования.

На основании проведенной работы могут быть сформулированы следующие выводы:

1. Проблема личности присутствовала в исследовательской программе Л.С. Выготского, однако она имела вторичный характер по отношению к проблеме сознания. Динамика развития проблемы личности зависела от динамики развития всей исследовательской программы Л.С. Выготского.

2. В категориальном аппарате культурно-исторической теории понятие «личность» связано с другими базовыми категориями следующим образом: категории «сознание» и «психологическая система» образуют центральную ось системы отношений категории «личность» с другими категориями культурно-исторического подхода, такими как «развитие», «высшая психическая функция».

3. Ранний этап развития концепции личности (1924-1926) характеризуется представлениями о формировании личности на основе активного отношения человека к внешней, относительно независимо от него существующей системе социальных взаимодействий. На данном этапе личность не выступает в качестве самостоятельной категории в категориальном аппарате культурно-исторического подхода. Единица анализа личности отсутствует, проблема личности не осознается и не позиционируется автором как научная проблема.

4. Промежуточные этапы развития концепции личности (1927-1929; 1930-1932) связаны с обращением к идее конкретного человека и его активности. Личность впервые получает статус базовой категории культурно-исторического подхода и связывается с категориями «развитие», «ВПФ», «психологическая система», «сознание». Формирование личности описывается на основе представлений об инструментальном акте (единица анализа -знаковая операция), принципе знакового опосредствования и принципе системности, согласно которому личность является системой третичных связей сознания. К концу периода возникает вспомогательная гипотеза о тождестве личности и самосознания, имеющая ограниченное применение при изучении подросткового возраста. Понятие личность вводится в категориальный аппарат культурно-исторической теории как средство исследования развития психики и

построения теории сознания, однако это приводит к формированию новой проблемной области в концепции Л.С. Выготского.

5. Позднему этапу развития представлений о личности (1933-1934) присуща интегральная точка зрения на процесс формирования личности и сознания с опорой на принцип смыслового строения сознания, принцип единства аффекта и интеллекта, идею диалогичности сознания и личности. Личность понималась Л.С. Выготским как интегральная система, обеспечивающая взаимодействие человека со средой, и определялась в связи с базовыми категориями «сознание» и «переживание».

6. Личность в культурно-исторической концепции предстает как абстрактная, социальная по происхождению форма, изначально внешняя по отношению к индивиду. Конкретный субъект через обращение к этой форме как к инструменту преобразования собственной психики приходит, во-первых, к овладению собственным поведением, и, во-вторых, к построению своих уникальных отношений с той исторической и социальной ситуацией в которой он находится. Однако в концепции Л.С. Выготского данное представление остается теоретическим, не подвергается операционализации и напрямую в эмпирических исследованиях не изучается.

7. Понятие «личность» как выражение философских и онтологических оснований культурно-исторического подхода являлось неотъемлемой частью «твердого ядра» исследовательской программы Л.С. Выготского. Выступая в данном качестве, понятие личности не нуждалось в дополнительном разъяснении и носило аксиоматический характер.

8. С методологической точки зрения, проблема личности проявляется в культурно-исторической теории Л.С. Выготского в двух аспектах. Во-первых, личность является формальным принципом, заключающим в свернутом виде идею человека как двойственной, но неделимой сущности. Во-вторых, представление о личности как о самосознании выступает в качестве вспомогательной гипотезы «защитного пояса». Рассмотрение Л.С. Выготским проблемы личности в рамках положительной эвристики происходило по

принципу решения «задачи—головоломки», при котором теоретические представления о личности, содержащиеся в «твердом ядре», сохраняли относительную автономию. Дальнейшее решение проблемы личности с опорой на положения теории Л.С. Выготского в отечественной психологии пошло по путям решения «задачи-головоломки» на основе культурно-исторической концепции (Л.И. Божович) и преобразования проблемной области в контрпример в рамках альтернативной по теоретическим основаниям деятелыюстной концепции А.Н. Леонтьева.

Основное содержание диссертации отражено в 9 публикациях автора:

Публикации в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований:

1. Осипов, М.Е. Динамика проблемы личности в работах Л.С. Выготского / М.Е. Осипов // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 100-117. - 1,4 п.л.

2. Осипов, М.Е. Место понятия «личность» в категориальном аппарате культурно-исторической концепции Л.С. Выготского / М.Е. Осипов // Врач скорой помощи,-2011.-№ 1.-С. 123-124.-0,1 п.л.

3. Осипов, М.Е. Основные поправки к тексту «Исторический смысл психологического кризиса», опубликованному в 1982 г. в собрании сочинений Л.С. Выготского / Е.Ю. Завершнева, М.Е. Осипов // Вопросы психологии. - 2010.-№ 1.-С. 92-102.-0,7 п.л./0,1п.л.

Научные публикации в других изданиях:

4. Осипов, М.Е. Взгляд на реабилитацию больных шизофренией с точки зрения культурно-исторического подхода / М.Е. Осипов, И.В. Фетискина // XXXI Итоговая конференция общества молодых ученых МГМСУ. Труды конференции. Москва, МГМСУ, 2009. - С. 260-261. - 0,2 п.л./0,1п.л

5. Осипов, М.Е. Представление о свободе личности в рамках культурно-исторического подхода JI.C. Выготского / М.Е. Осипов // Философские проблемы биологии и медицины: Выпуск 3: Традиции и новации: Сборник материалов 3-й ежегодной научно-практической конференции. Москва, 2009. - С. 363-365. - 0,1 п.л.

6. Осипов, М.Е. Категория «личность» в культурно-исторической концепции JI.C. Выготского / М.Е. Осипов // Философские проблемы биологии и медицины. Вып. 5. Нормативное и дескриптивное. - М.: Принтберри, 2011. - С. 362-364. - 0,1 п.л.

7. Осипов, М.Е. Попытка трактовки понятия «переживание» культурно-исторической теории Л.С. Выготского / М.Е. Осипов // Философские проблемы биологии и медицины. Вып. 6. Свобода и ответственность. Сб .статей. - М.: Принтберри, 2012. - С. 364-366 - 0,1 п.л.

8. Осипов, М.Е. Культурно-историческая модель личности как источник гуманизации современной психологии / М.Е. Осипов // Философские проблемы биологии и медицины: Выпуск 7: Естественнонаучный и гуманитарный полилог: Сборник статей. - М.: Принтберри, 2013. - С. 65-67.-0,1 п.л.

9. E.Iu. Zavershneva, М.Е. Osipov // Primary Changes to the Version of "The Historical Meaning of the Crisis in Psychology" Published in the Collected Works of L.S. Vygotsky // Journal of Russian and East European Psychology, vol. 50, no.4, July-August 2012, pp. 64-84.

Подписано в печать: 17.01.2015 Тираж: 120 шт. Заказ № 074 Отпечатано в типографии «Реглет» 125009, г. Москва, Страстной бульвар, д. 4 +7(495)978-43-34; www.reglet.ru