Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Предмет исследования и единицы анализа в психологической системе Л. С. Выготского

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Морозов, Станислав Михайлович
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Предмет исследования и единицы анализа в психологической системе Л. С. Выготского», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Морозов, Станислав Михайлович, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Л. С. ВЫГОТСКОГО

1.1 Диалектическая методология Л.С.Выготского 14 1.2. Определение понятия "единица психологического анализа" .3.Развитие единиц психологического анализа

1.4. Методологияруктурного анализа

Выводы

Глава 2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Л.С.ВЫГОТСКОГО

2.1. Выготский и поведенческая психология

2.2. Рефлекс - единица поведения

2.3. Инструментальный акт единица произвольного поведения

2.4.Значение - единица речевого мышления

Выводы

Глава 3. СООТНОШЕНИЕ СМЫСЛА И ЗНАЧЕНИЯ

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Л.С.ВЫГОТСКОГО 3.1.Речь - модель деятельности

3.2.Источник активности - несовпадение объективного значения и значения длябя

3.3. Значение иысл

Введение диссертации по психологии, на тему "Предмет исследования и единицы анализа в психологической системе Л. С. Выготского"

1. Актуальность исследования.

Авторы статьи, опубликованной в 1981г. (Лучков и Певзнер, 1981), подчеркивая, что творчеству Л.С.Выготского посвящены всего лишь одна книга (Брушлинский, 1968) и одно диссертационное исследование (Радзи-ховский, 1979), призвали поддержать призыв А.В.Петровского (1967) посвятить Выготскому не одну историко-психологическую монографию. дабы «вернуться к Выготскому (или вернуть Выготского)». (Лучков и Певзнер, 1981, с.61)

За прошедшие десятилетия многое изменилось. Статьи, монографии, диссертации, содержащие анализ психологической системы Выготского исчисляются десятками, а может быть, и сотнями. Кажется, к сказанному добавить уже нечего. И все же идеи «Моцарта в психологии» (Тулмин, 1981) привлекают все новых и новых исследователей.

Споря о том, кто же такой Выготский - символист или бихевиорист, интроспекционист или когнитивист, психолог, культуролог или методолог - психологическое сообщество так и не смогло придти к однозначному выводу. Главная причина подобного положения видится в фундаментальности самой теории Выготского, ее принципиальной несводимости к тому или иному стереотипу, к той или иной из существующих в современной психологии схем.

Если мы попробуем проанализировать отдельные «куски» психологической системы Выготского - статьи, книги и даже целые теоретические построения, созданные в разные периоды времени, - то неизбежно придем к выводу о его «ориентации» на одну из известных нам теорий. При рассмотрении статей Выготского, опубликованных в 1924-25 гг., может показаться, что истоки его теории - в бихевиоризме. В то же время. надо обладать удивительным воображением, чтобы распознать в авторе «Психологии искусства» (1925) бихевиориста» (Мещеряков и Зинченко, 2000, с. 114). «Мышление и речь» писал психолингвист, причем придерживающийся «конвергенционизма» в четвертой главе и поэтики - в седьмой.1

Из сказанного можно сделать два вывода. Либо Лев Семенович Выготский на протяжении своего непродолжительного творческого пути с легкостью менял свои научные взгляды. И тогда удивительным выглядит интерес, который проявляют к нему серьезные психологи. Либо существуют изъяны в методологии «выготсковедения». А это означает, что актуальны новые попытки разобраться в принципах построения теории Выготского. Такая попытка представлена в настоящем исследовании.

2. Новизна исследования.

Как отмечалось в психологической литературе, в творчестве Выготского можно выделить несколько этапов (см.: Брушлинский, 1968; Радзиховский, 1979; А.Н.Леонтьев, 1982; Ярошевский и Гургенидзе, 1982; Эльконин, 1984; Ярошевский, 1996; А.А.Леонтьев, 2001). Временные границы этих этапов не вполне четки, но наличие концептуальных узлов в работах Выготского позволяет достаточно уверенно назвать основные годы, соответствующие этим этапам. Примерно до 1927 года научная деятельность Выготского направлена на определение своего отношения к существующей системе психологических точек зрения. Данный этап прежде всего характеризуется критическим осмыслением основных принципов поведенческой психологии и завершается созданием работы «Исторический смысл психологического кризиса». Период с 1927 до 1931 года,

1 Дж.Верч утверждает, что главы 5 и 6 «Мышления и речи» различаются тем, что в них принимается в качестве движущих сил развития: «продвижение» от «комплекса» к понятию или возникновение понятий в общественно обусловленной деятельности (Верч, 1996, с.60). когда Выготский обратился к проблемам, рассмотренным им в «Истории развития высших психических функций», связан с разработкой основных положений культурно-исторической теории. Наконец, последний период посвящен созданию теории речевого мышления, которая наиболее полно изложена Выготским в работе «Мышление и речь». Пожалуй, к перечисленному вполне можно добавить самый ранний этап в психологическом творчестве Выготского, когда в центре его внимания находились литературоведческие вопросы. Итогом этого периода стала работа Выготского «Психология искусства».

Наличие указанной периодизации позволяет предполагать, что каждый этап развития теории Выготского определяется особой целью. Однако, не менее логичным может быть предположение о том, что каждая из этих подцелей определяется, в свою очередь, некоторой общей и основной идеей, общей закономерностью, выявление которой не только не исключает, но обязательно предполагает требование целостности и конкретности, предъявляемое к исторической мысли (см.: Ждан, 2001, с. 16). Здесь уместно припомнить слова Н.А.Бердяева: «Я прошел длинный философский путь. В нем были разные периоды. Внешне могло быть впечатление, что мои философские взгляды меняются. Но первые двигатели у меня оставались те же. И многое, что было в начале моего философского пути, я вновь осознал теперь, после обогащения опыта мысли всей моей жизни» (Бердяев, 1999, с.74).

В качестве еще одного примера приведем высказывания К.А.Абульхановой-Славской о творческом пути СЛ.Рубннштейна: «Уникальность научной судьбы С.Л.Рубинштейна порождает вопрос: существует ли единое логическое основание, основная идея, интегрирующая все его творчество. Уже в марбургской диссертации, затем в неопубликованных рукописях 20-х годов и, наконец, в работе «Человек и мир» мы находим принципиальные разработки не только общефилософских проблем, но и проблем этики, эстетики, методологический анализ теории относительности Эйнштейна, Интегрирован ли внутренне этот широчайший круг исследований?» (Абульханова-Славская, 1989, с. 10). К. А. Абульханова-Славская сама дает ответ: «Сравнение ранних философских исследований С.Л.Рубинштейна, охватывающих период до 30-х годов, с основными идеями, решением определенного круга проблем и даже формулировками книги «Человек и мир» приводит к поразительному открытию. Мы обнаруживаем иногда почти буквальное текстуальное и всегда - контекстуальное совпадение в формулировке проблем. А вместе с тем и по складу личности, и по характеру рассматриваемых проблем предположение о простом восстановлении ранних рукописей в последнем труде исключается. Совпадения формулировок ранних и поздних работ являются свидетельством не блестящей памяти или кропотливой архивной работы С. Л.Рубинштейна (он никогда не прикасался к ранее написанному, избегая и всяческих архивов), а непрерывности философского исследования, философского размышления С.Л.Рубинштейна Если в рукописях 20-х годов он выдвигает философскую онтологическую систему, то в завершающем труде жизни - книге «Человек и мир» - дает ее разработку и методологическое фундирование для всего гуманитарного знания» (там же, с. 12).

Само по себе наличие отдельных периодов в творчестве того или иного исследователя предполагает существование определенных различий в теоретических построениях автора в разные периоды его научной деятельности. Однако, в основание анализа подобных теоретических построений могут быть подведены разные методологические базы. Можно, например, исходить из того, что каждая последующая концепция является следствием ошибочности концепции предыдущей: новое отвергает старое. Думается, что именно такой методологический принцип превалирует в современном «выготсковедении». Поэтом)7, как нам представляется, существует известная разноголосица в оценке теории Выготского. Его называют бихевиористом, символистом, интроспекционистом (Чеснокова, 2000); в 30-е годы его называли агентом империализма, сегодня обвиняют в большевизме. Известны утверждения, в соответствии с которыми Л.С.Выготский - не психолог, а то ли искусствовед, то ли методолог науки.

В частности, хотелось бы сразу обратить внимание на один момент, который носит, на первый взгляд терминологический характер, но на самом деле имеет серьезное содержательное значение при оценке психологической системы Л.С.Выготского. Теорию Выготского часто называют культурно-исторической. Этот термин - «культурно-историческая теория Л.С.Выготского» - приобрел с годами характер устойчивого ярлыка. В то же время, критики Выготского зачастую вместе с этим наименованием содержательно с его теорией соединяют такие концепты, как «интериори-зация», «знак», «стимул-средство», т.е. используют понятия, характерные для второго этапа построения Выготским своей психологической системы. Иными словами, исследовательская программа, осуществлявшаяся Л.С.Выготским и его единомышленниками в 1926-28гг., принимается как главное достижение Выготского и его научной школы.

Мнение автора представленной диссертации состоит в том, что подобная разноголосица, редко встречающаяся в истории науки, не может быть вызвана случайной причиной. Необходимо найти фактор, .определяющий систематичность подобного многообразия мнений. Мне кажется, таким системообразующим фактором является диалектическая идея, систематизирующая «временную ось», на которой располагаются теоретические концепты в системе Л.С.Выготского.

На основании сказанного можно сделать следующее предположение: мы не сможем адекватно интерпретировать систему взглядов Л. С. Выготского, если не будем учитывать ее развитие как диалектический процесс, в ходе которого старое не отвергается, а снимается новым. Старое не исчезает. Новая концепция содержит его, органично преобразуя в соответствии с теми закономерностями, которые открыты на очередном этапе построения теории. Подобный подход к исследованию теории

Л.С.Выготского до сих пор, к сожалению, не встречается в литературе и, соответственно, позволяет говорить о новизне нашего исследования.

3. Объект и предмет исследования.

Объектом данного диссертационного исследования, как и большинства исследований, проводившихся в контексте «выготсковедения», стали работы Л. С. Выготского, а также отечественных и зарубежных исследователей творчества Выготского.

Предметом нашего исследования является соотношение предмета психологического исследования и единиц психологического анализа в психологической системе Л.С.Выготского. Выделение нами данного предмета было обусловлено тем, что единица анализа является моделью, отображающей основные свойства предмета в понимании автора той или иной теоретической конструкции (п.1.2 ). Соответственно, для того, чтобы выявить специфику интерпретации предмета психологии Л.С.Выготским на разных этапах его научной деятельности, необходимо рассмотреть те единицы анализа, которые им используются в качестве средства построения предмета на данном этапе.

4. Основная положения исследования.

На защиту в данной диссертационной работе выносятся следующие положения.

- Психологическая система Л.С.Выготского, развиваясь в соответствии с общими законами развития научной теории, на последнем этапе (в теории речевого мышления) принимает законченный, целостный вид, включая в себя основные концептуальные принципы, разработанные Л.С. Выготским на более ранних этапах построения теории.

- На каждом из этапов развития психологической системы Л.С.Выготского автором используется в качестве методического средства особая единица анализа - соответственно «рефлекс» на первом этапе. инструментальным акт» на втором этапе, «значение» на последнем этапе построения теории.

Предметом исследования в психологической системе Л.С.Выготского является одухотворенное поведение как внечувственный объект, данный человеку в его сознании в виде предметного действия и мышления (в широком смысле этого термина)

Основным, имманентно присущим ему источником развития одухотворенного поведения является противоречие между смыслом и значением как основными составляющими одухотворенного поведения.

5. Метод исследования.

Анализ той или иной концепции может быть проведен на основании различных методологических установок. Молено, в частности, выделить три способа интерпретации концепций: а) в соответствии с основной установкой «внутриконцептуальной» позиции «интерпретатор видит свою задачу в том, чтобы достроить здание концепции, не завершенное, по его мнению, автором»; б) с точки зрения «надконцептуальной» позиции, «ценностью для исследователя-интерпретатора будет сохранение (точнее восстановление) целостности реконструируемого мира концепции, завершенного по замыслу, хотя, возможно, и не достроенного в деталях»; в) «при «межконцептуальной» позиции происходит критика фрагментов концепции под углом зрения возможности включения их в собственную теорию» (Постовалова, 1982, с.7).

Вряд ли полноценный анализ может быть основан только на одном из перечисленных (или любых других) подходов. В то же время, та или иная преобладающая методологическая установка, «позиция» придает исследованию специфическую окраску. Используя описанную выше терминологию, можно сказать, что наш анализ прежде всего осуществляется с «надконцептуальной» позиции. Мы хотим, прежде всего, восстановить из сложной психологической системы одного из выдающихся мыслителей XX века главную линию и основное методологическое звено его исследований. Безусловно, в этом анализе будут представлены и элементы интерпретации с «внутриконцептуальной» позиции - в силу ряда причин система взглядов Выготского не может считаться завершенной. Наконец, трудно требовать от любого исследования, чтобы в нем отсутствовало влияние собственных взглядов автора,2 его теоретических построений. Более того, такое требование абсурдно - одним из критериев научности является оригинальность излагаемого. Поэтому нельзя исключить из данной работы моменты «межконцептуального» анализа. Однако, в первую очередь, повторю, в ее основании - надконцептуальный анализ.

В этой связи можно припомнить слова Г.Г.Шпета, сказанные по поводу метода, который он использует, анализируя теорию Гумбольдта. Шпет, по его собственному утверждению, «ищет только уразумения смысла высказанных Гумбольдтом идей и диалектического истолкования их, сперва в общем идейном контексте его времени (включающем в себя, само собой разумеется, как составную часть и всю предшествующую идейную историю), а затем и последующего времени, вплоть до определения места его идей в современном научно-философском мышлении. Выводы интерпретации здесь могут и должны идти дальше того, что explicite заявлено самим автором, они могут даже вступить в видимое противоречие с открытыми заявлениями автора, но их оценка и критика может и должна иметь в виду только одно: признание внутренней плодоносности или пустоты самих идей и чисто логическую возможность интерпретатив-ных выводов» (Шпет, 1996, с. 74) о Когда известного русского историка, профессора Московского университета Т.Н.Грановского обвинили в том, что история служит ему только для высказывания своего воззрения, он отвечал оппонентам: «Это отчасти справедливо, я имею убеждения и провожу их в моих чтениях; если б я не имел их, я не вышел бы публично перед вами для того, чтобы рассказывать, больше или меньше занимательно, ряд событий» (См.: Герцен, 1969, С.464).

Похожий метод применял А.Ф.Лосев, исследуя систему философских воззрений Платона. Вот как он излагал построение своего метода; «Мы должны рассмотреть каждый диалог Платона в отдельности и относительно каждого диалога решить вопрос: что он дает в смысле учения об идеях? А этот вопрос в свою очередь связывается с другими вопросами: в каком отношении, в каком логическом отношении этот результат данного диалога стоит к результатам всякого другого диалога? Ясно, что мы сразу же наталкиваемся на необходимость какого-то сравнения этих результатов и, след., какой-то их классификации. Эта классификация, конечно, не должна быть чисто формальной. Мы должны все время помнить, что перед нами - живое философствование живого человека и что, след., ему принципиально свойственен какой-то единый одухотворяющий центр, от которого и расходятся лучи - разной силы и разного смысла - по разным направлениям. Строго говоря, это уже не будет никакой "классификацией", ибо всякая классификация неизбежно статична и формальна. Но зато это было органической диалектикой философского развития Платона, органической диалектикой его системы. Мы изучаем каждую мысль Платона отдельно; смотрим, как оценивает ее тот или иной исследователь; объединяем эту мысль с другой мыслью; смотрим, какой из прочих мыслей Платона она больше соответствует, получается ли что-нибудь целое из объединения разных мыслей или не получается, и если получается, то какое именно целое, с каким смыслом, значением и структурой» (Лосев, 1993, с.290-291).

В настоящем исследовании предпринята попытка разобраться в том, «какое именно целое, с каким смыслом, значением и структу рой» представляет собой система психологических взглядов одного из величайших психологов XX столетия Льва Семеновича Выготского.

Среди современных концепций сходный методологический подход видится в логико-семантическом анализе концепции Выготского, проведенном Б.Г.Мещеряковым. Цель этого исследования, как ее формулирует автор, «состояла в том, чтобы выявить и привести в систему понятийно-терминологический аппарат концепции Л.С.Выготского» (Мещеряков, 2000, с. 6). Вместе с тем, отличие нашего методического подхода состоит в том, что понятийный аппарат психологической системы Л.С.Выготского рассматривается в процессе своего развития, завершающей стадией которого является теория речевого мышления.

6. Практическое значение исследования.

В соответствии с рекомендацией кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова и Совета по психологии учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию материалы диссертационного исследования могут служить в качестве учебного пособия для студентов психологических специальностей высших учебных заведений.

7. Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка цитированной литературы. Объем диссертации составляет 147 стр. В списке литературы - 188 наименований.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"

Выводы.

На основании анализа, проведенного в третьей главе настоящего исследования, мы приходим к следующим выводам.

1. Речевое мышление выступает в теории Л.С.Выготского в качестве модели деятельности человека, рассматриваемой Выготским как внечувственный объект психологического исследования.

2. Основными составляющими деятельности являются смысл и значение как такие противоположности, противоречивое единство которых является главной движущей силой саморазвития психологической системы человека.

3. Представляя собой целостный и онтологически нераздделимый процесс, значение и смысл в результате структурного анализа приобретают статус элементов, соотношение которых формирует уникальный «узор» деятельности человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методологическая направленность Л.С.Выготского упрямо выводила его за пределы классических вопросов «что?» и «как?», традиционно определявших содержание конкретно-психологических исследований. Для Выготского-методолога не менее, а может быть более, важен вопрос «почему?». Его не столько интересует, что собой представляет сознание человека и как оно функционирует, но - почему оно таково, почему оно функционирует именно так. Разумеется, ответ на вопрос «почему?» возможен только в том случае, если первые два вопроса получили свое решение. Но решение конкретно-психологических проблем для Л.С.Выготского - лишь средство достижения основной цели - построения новой психологической методологии. И здесь прослеживается не просто субъективная, авторская линия Выготского. В этой попытке ответить на вопрос "почему?" видится историческая закономерность развития науки. Вспомним, хотя бы, создаваемые параллельно с работой Выготского труды К.Левина, который "разводит понятия фенотипические описательно характеризующие изучаемый процесс и каузально-генетические, отвечающие на вопрос "почему?" и направленные не на описание события или феномена, а на его объяснение в терминах однозначно трактуемых законов» (Д.А.Леонтьев, Патяева, 2001, с.6).

Такова методологическая позиция Л.С.Выготского. Мы помним многократно цитировавшееся высказывание: "Я не хочу узнать на дармовщинку, скроив пару цитат, что такое психика, я хочу научиться на всем методе Маркса." (Выготский, 1982а, с.421) "И тем самым, - отмечает В.В.Умрихин, - он показывает, что у Маркса (как и у других представителей марксизма) нет психологических идей, не надо им приписывать эти идеи (ведь официальная точка зрения заключалась в том, что эти идеи есть, и против нее Выготский восстает)." (Умрихин, 2001, с.65) И это Выготский позволил себе произнести как раз в то время, когда "скраивание" цитат классиков становилось нормой поведения философов-"марксистов". Лев Семенович Выготский воспринял от марксизма другое - гегелевский диалектический метод построения предмета исследования. Главное звено в процессе такого построения - выделение единицы анализа путем вычленения (абстрагирования) "простого начала", "клеточки" и дальнейшего отслеживания превращения "клеточки" в единицу, представляющую собой "молекулу" - носитель основных свойств, присущих целостному предмету психологического исследования.

Л.С.Выготский ассимилировал в своей психологической системе лучшее из созданного его предшественниками и современниками. Он рассматривал психологическую систему (термин, заимствованный им у Ж.Пиаже) человека как итог взаимодействия (бихевиоризм, рефлексология) индивида и общества (французская психологическая школа), как результат интериоризации (Пиаже). Причем, в качестве системы, выступающей как объект исследования у Выготского, принимается не система "человек-общество", но только и исключительно человек. Выготский рассматривает психику индивида как целостное (гештальт-психология) образование, находящееся в процессе движения, являющееся не "вещью", а процессом. Для того, чтобы вскрыть закономерности такого предмета, мы должны изучать не внешние его проявления, фенотипические признаки, но каузально-генетические закономерности, присущие ему. А для этого необходимо отвлечься от его внешних (в том числе, интроспективно обнаруживаемых) характеристик и заняться анализом "глубинных" (Фрейд, Адлер) проявлений указанного процесса.

Таким образом, предмет исследования у Выготского - это интимно-личностный, социально-опосредованный процесс, каузально-динамические закономерности которого должна выявить психологическая наука. Соответственно, причинность, определяющая динамику этого процесса, по Выготскому, задается принципами диалектики, среди которых важнейший -принцип саморазвития.

В последние годы вновь, как и в начале прошлого века зазвучали призывы преодолеть кризис в психологии. Правда, по мнению А.Г.Асмолова, сегодняшняя ситуация разительно отличается от развалин Трои перед грустным Приамом, с которыми образно сравнивал психологию конца 19 века Н.Н.Ланге. В психологии двадцатого века народились свои города, свои психологические страны, свои материки. В итоге современная психология оказалась в ситуации, передаваемой формулой: "Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что" (Асмолов, 1999). Быть может, пора поискать главную дорогу психологии в методологии Л.С.Выготского, в том диалектическом методе, который был им претворен в конкретноую психологическую практику опосредованно - через анализ и освоение марксистской философии.

Ученик А.Н.Леонтьева Б.С.Братусь вспоминает свою последнюю встречу с Учителем: "Заговорили о личности, об общих принципах понимания человека. А.Н. твердо сказал тогда как нечто важное и продуманное, что марксизм ошибается в утверждении, что исправил Гегеля, перевернув его "с головы на ноги". Это была ошибка, на самом деле, -убежденно и даже с горячностью заключил А.Н., - Гегель стоял правильно." (Братусь, 1999, с.288) Наверное, эти слова ученика и единомышленника Л.С.Выготского могут хотя бы косвенно подтвердить основные положения, которые мы пытались эксплицировать в данном исследовании:

1. Главное, что воспринял Л.С.Выготский от марксизма - диалектический метод построения предмета исследования. Ведущее звено в процессе такого построения - выделение единицы анализа путем абстрагирования "простого начала", "клеточки" и дальнейшего отслеживания превращения "клеточки" в единицу, представляющую собой " молекулу"- носитель основных свойств, присущих целостному предмету психологического исследования.

2. Л.С.Выготский показал, что развитие научной теории происходит по следующей схеме. Первичная абстракция, указывающая границы исследуемой реальности, вводится в более широкую систему фактов и явлений. В итоге главное обобщение превращается в объяснительный принцип теории. Путь, проделанный Выготским от значения-обобщения к значению-объяснению, проходит через факты, полученные в онтогенетических исследованиях. В результате категория "значение" приобретает в теории Выготского статус логического начала, посредством которого психологическая феноменология, а вместе с тем и деятельность человека, объясняется как процесс, развивающийся по внутренне присущим ему закономерностям и социально детерминированный извне.

3. Значение в функции объяснительного принципа выходит за пределы, первоначально заданные значением в функции психологической единицы. Предмет исследования приобретает еще один существенный признак - социальность. В связи с этим возникает задача терминологически упорядочить содержательное разведение исходной психологической единицы и психологической единицы, получившей свое существование в результате развития значения в функции логического начала.

4. В концепции Л.С.Выготского произошло "раздвоение" категории "значение". Поведенческая сфера жизнедеятельности человека рассматривалась им в контексте опосредующей роли знака. Однако именно в этой концепции можно проследить наличие моментов, противоречащих теории значения как единицы психологического анализа. Дело в том, что принятие значения в качестве единицы, содержащей в себе все аспекты психической деятельности, приводит к тому, что само значение превращается в некую абстрактную категорию. Значение - абстракция, принимающая ту или иную конкретную форму в зависимости от особенностей данной конкретной деятельности человека.

5. Анализ психологической системы Л.С.Вь1готского позволяет сделать вывод: в качестве главной бытийной характеристики человека принимается деятельность. Причем деятельность здесь следует понимать как действительное единое целое, которое лишь после анализа начинает выступать как двойственное единство поведения и сознания. Выготский утверждал, что "поведения без психики у человека так же не существует, как психики без поведения, потому что психика и поведение - это одно и то же" (Выготский, 1982а, с.57, 76). Таким образом, только интерпретация психики как деятельности, а деятельности - как единства поведения и психики позволит провести полноценный анализ понятий, выступающих в качестве единиц анализа в работах Выготского.

6. Понятие "поведение" в работах Л.С.Выготского имеет деятельностный характер как активный и осознанный процесс. Сознание в теории Выготского мы можем считать превращенной формой деятельности, т.е. явлением, не совпадающим с деятельностью как со своей сущностью, но тем не менее указывающим на эту сущность.

7. В теории Л.С.Выготского психология рассматривается как естественная наука. Принимая в качестве предмета психологии "целостный психофизиологический процесс поведения" (Выготский, 1982а, с. 141), автор культурно-исторической теории содержательно интерпретирует этот предмет не просто как ответную реакцию организма на внешние воздействия. Предмет психологии, по Выготскому, - это органическая система, развивающаяся в соответствии с законами диалектики. Данное понимание предмета психологической науки определяет развитие культурно-исторической теории на всех этапах ее построения, что находит свое проявление и на уровне единиц психологического анализа.

8. На каждом из трех этапов развития культурно-исторической теории существовали особые единицы анализа: рефлекс, инструментальный акт и значение. Каждый из этапов был посвящен Л.С.Выготским исследованию отдельных аспектов общей идеи, помещенной им в основание своей психологической системы - идеи естественнонаучной природы предмета психологии. В конечном итоге на завершающем этапе развития теории формулируется принцип, объясняющий специфику предмета психологии: "значение есть движение от мысли к слову и обратно - от слова к мысли" (Выготский, 1983а, с.305). Значение как единица психологического анализа вбирает в себя объяснительный принцип и приобретает новое содержание по сравнению с тем, которое входило в это понятие, когда оно было введено на основании исходной идеи теории. Если прежде под значением понималось образование, отражающее специфику сознания, то теперь представление о специфичности значения (а вместе с тем и сознания) дифференцируется, наполняется новым содержанием: сознание тем отличается от других объектов естественных наук, что оно есть процесс перехода от мысли к слову, процесс выражения мысли в слове.

9. Подход Л.С.Выготского к проблеме единицы психологического анализа следует рассматривать сквозь призму методологии его психологической системы. Это значит, что концепция единиц анализа выступает в рассматриваемой теории не как цель, но как средство. Отсюда следует чрезвычайно важный вывод: понятие "значение" у Выготского является не итогом развития теории, а инструментом, опосредующим построение новой психологической методологии. Поэтому анализ понятия "значение" у Выготского не может осуществляться без рассмотрения общего смысла культурно-исторической теории. Эту же мысль можно сформулировать по-другому: значение в теории Выготского является методологической единицей, содержащей в себе основные признаки культурно-исторической концепции, т.е. отражающей смысл психологической системы Выготского.

10. Основной вектор развития теории Л.С.Выготского видится в наполнении категории "значение" тем содержанием, которым сегодня мы наполняем понятие "деятельность". Противоречивое единство смысла и значения нам представляется двуединым процессом разворачивания симультанных смысловых "узоров" деятельности и вычерпывания пространственно-временных характеристик мира с воплощением их в соответствующий деятельностный паттерн.

Кто-то из известных исследователей считал, что книги, как и люди, имеют свою историю развития. Они зарождаются и умирают; одни заканчивают свое существование в юности, другие доживают до преклонного возраста, наконец, лишь немногие обретают бессмертие. Очевидно, аналогичный генезис присущ и научным теориям, обретающим свое бытие в жизни исследователя и в продуктах его труда. Дальнейшая история развития психологии покажет, насколько длительным будет существование теории Л.С.Выготского, но сегодня эта психологическая система обладает достаточным потенциалом для своего развития.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Морозов, Станислав Михайлович, Москва

1. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л.Рубинштейна. - В кн.: Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989, с.10-60.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978.

3. Анохин П.К. Избранные труды. М., 1978.

4. Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии. В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.

5. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

6. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии. В кн.: Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. М., 1999, с.332-349.

7. Асмолов А.Г. Выготский сегодня. Неклассическая психология. В кн.: Культурно-историческая психология развития. М., 2001, с.20-26.

8. Ахлибинский Б.В., Гречанова В.А. Отражение как атрибут материи. В кн.: Материалистическая диалектика. Т.2. М., 1982.

9. Бархударов Л.С. Язык и перевод. М., 1975.

10. Бассин Ф.В. "Значащие переживания" и проблема собственно психологической закономерности. Вопросы психологии. 1972, №3.

11. Бергсон А. Материя и память. С.-Пб., 1911.

12. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1999.

13. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990.

14. Бехтерев В.М. Объективная психология. С.-Пб., 1907.

15. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке. В кн.: Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.

16. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. М, 1979.

17. Бранский В.П. Принцип отражения. Единство диалектики, логики и теории познания. В кн.: Материалистическая диалектика. Т.1. М., 1981, с.49- 70.

18. Бранский В.П., Ильин В.В., Кармин А.С. Принцип развития. Онтологический аспект диалектики. В кн.: Материалистическая диалектика. Т.1. М., 1981, с.30-49.

19. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н.Леонтьеву и проблема вертикали сознания. В кн.: Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. М.,1999, с.284-298.

20. Брушлинский А.В. "Культурно-историческая" теория мышления. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.

21. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968.

22. Брушлинский А.В. Два основных подхода к проблеме "биологическоесоциальное". В кн.: Биологическое и социальное в развитии человека. М„ 1977, 0.131-139.

23. Брушлинский А.В. С.Л.Рубинштейн основоположник деятельностного подхода в психологической науке. - В кн.: Сергей Леонидович Рубинштейн:

24. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989, с.61-102.

25. Брушлинский А.В. Андеграунд диамата. В кн.: Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000, с.7-13.

26. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

27. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса. — Вопросы психологии. 1996, №6, с.25-40.

28. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.,2000.

29. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарног подхода. // Вопросы философии. 1988, №11, с.3-30.

30. Верч Дж. Голос разума. М., 1996.

31. Вертгеймер М. О гештальттеории. В кн.: История психологии. XX век.

32. М.-Екатеринбург, 2002, с. 189-207.

33. Вундт В. Очерк психологии. С.-Пб., 1897.

34. Выгодская ГЛ., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. М., 1996.

35. Выготский Л.С. О влиянии речевого ритма на дыхание. В кн.: Проблемы современной психологии. Л., 1926.

36. Выготский Л.С. Предисловие. В кн.: А.Н.Леонтьев. "Развитие памяти." М,-Л„ 1931.

37. Выготский Л.С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Гезелла. В кн.: Гезелл А. Педология раннего возраста. М.-Л., 1932, с.3-14.

38. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

39. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: 1966.

40. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

41. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.1. М., 1982а.

42. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.2. М., 19826.

43. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.З. М., 1983а.

44. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.5. М„ 19836.

45. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. М., 1984а.

46. Выготский Л.С. Собр соч. Т.6. М., 19846.

47. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991а.

48. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. Вестник Московского университета. Психология. 19916, №4, с.5-18.

49. Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. Предисловие. В кн.: А.Н.Леонтьев. "Развитие памяти". М.-Л., 1931.

50. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.

51. Гальперин П.Я. Система исторической психологии Л.С.Выготского. Рукопись,1935.

52. Гегель Г.В.Ф. Собр. соч. Т.4. Феноменология духа. М., 1959.

53. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т. 1. М., 1970.

54. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., 1974

55. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. М., 1977.

56. Гезелл А. Педология раннего возраста. M.-JL, 1932.

57. Герцен А.И. Былое и думы. T.l. М., 1969.

58. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М., 1982

59. Гордеева О.В. Представления Л.С.Выготского о самосознании и влияние на них марксизма. Психологический журнал. 1996, №5, с.31-41.

60. Гордеева О.В. Влияние марксизма на разработку проблемы сознания в отечественной психологии. Автореф. канд. психол. наук. М., 1997.

61. Грушин Б. Логический метод исследования. Философская энциклопедия. Т.З, М., 1964, с.238-240.

62. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984

63. Давыдов В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С.Выготского. ВП, 1996, №5, с.20-29.

64. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.

65. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии. Вопросы философии. 1980, №12, с.47-60.

66. Давыдов В.В., Радзиховский Л.А. Теория Л.С.Выготского и деятельностный подход в психологии. Вопросы психологии. 1981, №1, с.67-80.

67. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления. В кн.: Психология мышления. М., 1965а.

68. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. В кн.:

69. Психология мышления. М., 19656.

70. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. М., 2001.

71. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.

72. Зинченко В.П. Идеи Л.С.Выготского о единицах анализа психики. -Психологический журнал. 1981, №2, с.118-133.

73. Зинченко В.П. От классической к органической психологии. Вопросы психологии. 1996, №5.

74. Зинченко В.П. От классической к органической психологии (окончание). -Вопросы психологии. 1996, №6, с.6-25.

75. Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета. М., 2000.

76. Зинченко В.П., Лебединский В.В. Л.С.Выготский и Н.А.Бернштейн: сходные черты мировоззрения. В кн.: Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. М., 1981, с.64-68.

77. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика и проблемы комплексного подхода к изучению трудовой деятельности. В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ. Вып. 10. М„ 1976.

78. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., 1979.

79. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.,1983.

80. Зинченко П.И. Проблемы непроизвольного запоминания. Научные записки Харьковского гос. пед. ин-та иностранных языков. 1939, т.1.

81. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

82. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.

83. Иванова Т.П. О коммуникационных единицах исследовательского сообщества. В кн.: -Системные исследования. 1975. М., 1976.

84. Ильенков Э.В. Логическое и историческое. Философская энциклопедия. Т.З, М., 1964, с.242-245.

85. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1930.

86. Клацки Р. Память человека. М., 1978.

87. Конрад К. Диалектика содержания и формы. В кн.: Структурализм: "за" и "против". М., 1975а, с.309-321.

88. Конрад К. Еще раз о диалектике содержания и формы. В кн.: Структурализм "за" и "против". М., 19756, с.322-325.

89. Корнилов К.Н. Учение о реакциях человека с психологической точки зрения. 3-е изд. М.-Л., 1927.

90. Кузьмин В.П. Принцип системности в методологии диалектического и исторического материализма. Вопросы философии. 1980а, №2.

91. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.,19806.

92. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. Психологический журнал. 1982а, №3.

93. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода (окончание). Психологический журнал, 19826, №4, с.3-13.

94. Левин К. Динамическая психология. М., 2001.

95. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 18, М., 1961.

96. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т.29, М., 1963.

97. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1968.

98. Леонтьев А.А. Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева. В кн.: А.Н.Леонтьев и современная психология. М., 1983, с.6-39.

99. Леонтьев А.А. Л.С.Выготский. М., 1990.

100. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

101. Леонтьев А.А. Деятельный ум. М., 2001.

102. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М.-Л., 1931.

103. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

104. Леонтьев А.Н. Предисловие. В кн.: Л.С.Выготский. Собр. соч. Т.1. М., 1982,с.9-41.

105. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. T.l. М., 1983а.

106. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. М., 19836.

107. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

108. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р. Психологические воззрения Л.С.Выготского. В кн.: Л.С.Выготский. Избранные психологические произведения. М., 1956.

109. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека. В кн.: Психология с человеческим лицом. М., 1997, с. 156-176.

110. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.

111. Леонтьев Д.А., Патяева Е.Ю. Курт Левин методолог научной психологии. -К.Левин. Динамическая психология. М., 2001, с.3-20.

112. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

113. Локк Дж. Избранные философские произведения. T.l. М., 1960.

114. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

115. Лосев А.Ф. Типы отрицания. В кн.: Диалектика отрицания отрицания. М., 1983, с.149-170.

116. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М,, 1993.

117. Лукьянов И.Ф. Сущность категории "свойство". М., 1982.

118. Лучков В.В., Певзнер М.С. Значение теории Л.С.Выготского для психологии и дефектологии. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1981. №4,с.60-70.

119. Мак-ГаЙр У.Дж. Ин и Янь прогресса в социальной психологии: семь принципов. В кн.: Современная зарубежная социальная психология.М., 1984, с.32-49.

120. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т.З, М., 1955

121. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т.21, М., 1961.

122. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т.25, ч.Н, М., 1963.

123. Марцинковская Т.Д. Густав Густавович Шпет жизнь как проблема творчества. - В кн.: Г.Г.Шпет. Психология социального бытия. М., 1996, с.5-27.

124. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2002.

125. Материалистическая диалектика. T.l. М., 1981.

126. Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С.Выготского. Диссерт. докт. психол. наук. М., 2000.

127. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Л.С.Выготский и современная культурно-историческая психология. Вопросы психологии, 2000, №2, с. 102-116.

128. Мукаржовский Я. К чешскому переводу "Теории прозы" Шкловского. В кн.: Структурализм: "за" и "против". М., 1975, с.27-36.

129. Обухов В.Л. Сущность триадической формы закона отрицания отрицания. В кн.: Диалектика отрицания отрицания. М., 1983, с.44-58.

130. Овчинников Н.Ф. Отрицание отрицания в развитии научной мысли. В кн.: Диалектика отрицания отрицания. М., 1983, с.90-98.

131. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т.З (1). М.-Л., 1951.

132. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. М., 2001.

133. Петленко В.П. Проблемы диалектики развития научных теорий. В кн.: Материалистическая диалектика. Т.2. М., 1982, с. 174-187.

134. Петрова Т.М. Методологические особенности количественного выделения структурных единиц науки. В кн.: Системные исследования. 1975. М., 1976.

135. Петровский А.В. История советской психологии. М., Просвещение, 1967.

136. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.

137. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М., 2001.

138. Пиаже Ж. Основные проблемы генетической психологии. Вопросыпсихологии. 1956, №3.

139. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

140. Постовалова В.И. Язык как деятельность. М., 1982.

141. Пристли Дж. Избранные произведения. М., 1934.

142. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.,1997.

143. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. М., 1986.

144. Радзиховский Л.А. О ранних этапах научного творчества Л.С.Выготского. -Вопросы психологии. 1979, №2.

145. Радзиховский Л.А. Гамлет психологии. // Психологический журнал. 1988, №4, с. 11124.

146. Раусте фон Врихт М.Л. Образ "Я" как подструктура личности. В кн.: Проблемы психологии личности. М., 1982, с.104-111.

147. Рубинштейн С.Л. Из научного наследия. В кн.: Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989, с.364-373.

148. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 4-е изд. С.-Пб., 2001.

149. Самухин Н.В., Биренбаум Г.В., Выготский Л.С. К вопросу о деменции при болезни Пика. В кн.: Хрестоматия по патопсихологии. М., 1981, с. 114-149.

150. Свидерский В.И. О современном понимании закона отрицания отрицания. В кн.: Диалектика отрицания отрицания. М., 1983, с.59-71.

151. Северцов А.Н. Эволюция и психика. Психологический журнал. 1982, №4.

152. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности. Психологический журнал. 1982, №4, с. 14-25.

153. Сеченов И.М. Избранные труды. М., 1935.

154. Симанов А.Л. Понятие "состояние" как философская категория. Новосибирск, 1982.

155. Слободчиков В.И. Возрастные нормативы и периодизация развития. Вкн.: Культурно-историческая психология развития. М., 2001, с.88-93.

156. Соколова Е.Е. Идеи А.Н.Леонтьева и его школы о поступке как единице анализа личности и их значении для исторической психологии. В кн.: Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. М , 1999, с.80-117.

157. Соколова Е.Е. "Неклассическая" психология А.Н.Леонтьева и его школы. -Психологический журнал. 2001, №6, с. 14-24.

158. Соссюр де Ф. Заметки по общей лингвистике. М., 1990.

159. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.

160. Ткаченко А.Н. Методология разработки единицы анализа психики в истории советской психологии. Психологический журнал. 1983, №2, с.3-14.

161. Толмен Э. Поведение как молярный феномен. В кн.: Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

162. Тулмин С. Моцарт в психологии. Вопросы философии. 1981, №10, с.127137.

163. Узнадзе Д.Н. Психология установки. С.-Пб., 2001.

164. Умрихин В.В. Историко-методологическая рефлексия в научном творчестве Л.С.Выготского. В кн.: Культурно-историческая психология развития. М., 2001.

165. Уотсон Дж.Б. Психология как наука о поведении. М., 1926.

166. Уотсон Дж.Б. Психология с точки зрения бихевиориста. В кн.: Хрестоматия по истории психологии. М., 1980а.

167. Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм. В кн.: Хрестоматия по истории психологии. М.,19806.

168. Чеснокова А.Г. О взглядах Л.С.Выготского на предмет психологии (по материалам ранних исследований). Вестник Московского университета. Психология. 1999, №2, с.69-79.

169. Чеснокова А.Г. Проблема осознания в психологической концепции Л.С.Выготского. Вестник Московского университета. Психология. 2000, №1, с.36-47.

170. Чеснокова А.Г. Проблема предмета психологии в трудах

171. Л.С.Выготского. Диссертация канд. психол. наук. М., 2001.

172. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М., 1984.

173. Шкловский В. Теория прозы. М., 1925.

174. Шкловский В. О теории прозы. М., 1983.

175. Шкловский В. За 60 лет. М., 1985.

176. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. М., 1996.

177. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.-Л., 1966.

178. Эльконин Д.Б. Послесловие. В кн.: Л.С.Выготский. Собр. соч. Т.4. М., 1984, с.386-403.

179. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

180. Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1978.

181. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.

182. Юм Д. Сочинения. T.l. М., 1965.

183. Яблонский А.И. Стохастические методы научной деятельности. В кн.: Системные исследования. 1975. М., 1976.

184. Ярошевский М.Г. Предмет психологии и ее категориальный строй. Вопросы психологии. 1971, №5, с.110-121.

185. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. 2-е изд. М., 1974.

186. Ярошевский М.Г. Л.Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.

187. Ярошевский М.Г. Когда Л.С.Выготский и его школа появились в психологии? Вопросы психологии. 1996, №5, с.110-119.

188. Ярошевский М.Г., Гургенидзе Г.С. Послесловие. В кн.: Л.С.Выготский. Собр. соч. T.l. М., 1982.

189. Baddeley A.D. The psychology of memory. N.Y., 1976.

190. Chaplen J.P. & Krawiec F.S. Systems and theories of psychology. N.-Y., 1979, 4thed.

191. Lindsmith A.R. & Strauss A.Z. Social psychology. N.-Y., 1968, 3d ed.

192. Tulving E. Episodic and semantic memory. In: E.Tulving & W.A.Donaldson (eds.) Organization of Memory. N.Y., 1972.