Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Проявление межполушарной организации психических процессов в детском рисунке

Автореферат по психологии на тему «Проявление межполушарной организации психических процессов в детском рисунке», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат
Автор научной работы
 Белова, Оксана Владимировна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Проявление межполушарной организации психических процессов в детском рисунке», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Проявление межполушарной организации психических процессов в детском рисунке"

На правахрукописи

Белова Оксана Владимировна

Проявление межполушарной организации психических процессов в детском рисунке

Специальность 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Москва 2004

Работа выполнена в Университете Российской академии образования

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

кандидат психологических наук Н.Н. Толстых

доктор психологических наук, профессор Т.М. Марютина кандидат психологических наук Е.И. Щебланова

Калининградский государственный университет

"//" Ое^жЛ* 2004 г. в М

Защита диссертации состоится часов на заседании Диссертационного совета К-008.017.01 при Психологическом институте РАО по адресу: 103009, Москва, ул. Моховая, д. 9, корп. "В".

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Психологического института РАО.

Автореферат разослан

2004 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат психологических наук

И.АЛевочкина

Общая характеристика работы Актуальность исследования

Онтогенез психического развития человека состоит в присвоении культурного опыта на фоне созревания организма, мозговых структур и в сложной взаимозависимости с этими процессами, на что, в частности, указывал Л.С.Выготский. Изучение этой взаимозависимости является одной из важнейших задач психологии. "Психологические знания, писал А.Н.Леонтьев, - это знания тех процессов, тех явлений, которые обязательно (иначе они не существуют) реализуются теми или другими физиологическими механизмами, причем положенными на свой морфологический субстрат. Следовательно, знания физиологические всегда отвечают на вопрос: как, посредством каких процессов и посредством участия каких мозговых, морфологических элементов реализуются соответствующие процессы" (2001, С.469). В последние годы растет особый интерес исследователей к изучению роли функциональной геометрии (Б.Г.Ананьев) больших полушарий головного мозга в психическом и личностном развитии человека на разных возрастных этапах. Актуальность изучения проблемы межполушарной асимметрии состоит, в частности, в поиске и апробации различных средств и методов, направленных на диагностику и устранение нарушений межполушарных взаимодействий. Большая часть исследований в этой области посвящена физиологическому аспекту указанной проблемы. Трудность изучения ее психологического аспекта во многом связана с проблемой выбора адекватных методик исследования.

Имеющиеся в психологии данные позволяют полагать, что

межполушарная организация психических процессов проявляется в рисунке, в его создании и восприятии. В психологии было проведено множество исследований, посвященных анализу рисунка, преимущественно - детского рисунка, который с полным правом называют "королевским путем" познания мира ребенка. Несмотря на неугасающий интерес к детскому рисунку, он еще хранит много тайн, оставляя актуальной задачу его исследования.

Цель исследования - изучить в детском рисунке проявление специфики межполушарной организации психических процессов в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах.

Объект исследования - рисунки детей разного возраста и процесс создания рисунка.

Предмет исследования - проявление межполушарной организации психических процессов в детском рисунке.

Гипотеза исследования: в детском рисунке и процессе его создания проявляется становление межполушарной организации психических процессов, что может быть исследовано путем сравнительного анализа, с одной стороны, рисунков леворуких и праворуких детей, а с другой, -рисунков, выполненных левой и правой, ведущей и неведущей руками.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

1. Раскрыть состояние проблемы межполушарной организации психических процессов у человека на разных возрастных этапах его развития.

2. Рассмотреть психологические представления о природе детского рисунка; проанализировать имеющиеся данные о диагностических возможностях детского рисунка.

3. Выделить в детском рисунке и процессе его создания диагностические параметры, указывающие на характер межполушарной организации психических процессов.

4. Изучить и проанализировать особенности детского рисунка и процесса его создания у детей разного возраста в аспекте проявления межполушарной организации психических процессов.

5. Определить направления практического использования полученных данных.

Методы и методики исследования. В работе применялись методы наблюдения и психологической диагностики на материале рисуночных методик. Использовались как известные рисуночные тесты и методики ("Нарисуй человека", тест рисования дерева К.Коха, "Дом.Дерево.Человек.", рисуночный тест Вартегга, "Автопортрет", тематический рисунок), так и их модификации, а также авторские методики, разработанные для решения поставленных в исследовании задач. Для обработки экспериментального материала применялись четкий анализ, анализ на подобие, критерий Пирсона

В исследовании участвовали 595 детей, в том числе 40 дошкольников и 555 школьников. Анализу, обработке и интерпретации подверглись 4200 рисунков.

Научная новизна и теоретическая значимость работы определяются тем, что в ходе исследования разработан и апробирован подход к изучению межполушарной организации психических процессов с помощью рисуночного метода. Полученные данные выявляют определенные закономерности становления межполушарной организации психических процессов у леворуких и праворуких детей, а также расширяют границы

з

интерпретации рисуночных методик.

Практическая значимость исследования.

Разработан диагностический подход, выделены параметры детского рисунка и процесса его создания, позволяющие выявлять леворукость, патологическое предпочтение руки, вынужденную смену руки на ранних этапах дошкольного детства; намечены пути коррекционной и развивающей работы в этих случаях с использованием рисуночных техник.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены валидностью и разнообразием исследовательских процедур и приемов, соответствующих цели и задачам исследования, объемом проведенного исследования, применением новейших математических способов обработки данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Межполушарная организация психических процессов проявляется в следующих выделенных в исследовании параметрах детского рисунка: последовательность и направление рисования элементов изображения, топология расположения деталей рисунка в пространстве листа, соотношение содержательного и формального аспектов рисунка, симметрия/асимметрия изображения таких принципиально симметричных объектов, как фигура человека и дерево.

2. Изменения детского рисунка на протяжении возрастного периода 3,9 — 15 лет соотносимы с имеющимися в психологической литературе данными о динамике развития межполушарной организации психических процессов и могут быть рассмотрены как специфическое ее проявление. Общее направление изменения рисунка — увеличение симметричности изображения и паритетности участия в создании рисунка левой и правой рук.

3. В рисунках детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов соотношение фактора созревания мозговых структур и фактора культурного развития проявляется следующим образом: активное освоение навыков чтения и письма (в нашей культуре слева направо и сверху вниз) в дошкольном и в особенности в младшем школьном возрасте ведет к соответствующему расположению рисунков в пространстве листа и сопряженной с этим их стереотипизации; в подростковом возрасте обнаруженные на предшествующих этапах проявления межполушарной организации психических процессов в рисунке человека оказываются "снятыми" переходом к рисованию автопортрета, что следует рассматривать как следствие развития самосознания, перехода на новый уровень развития личности.

4. Разработанные способы анализа рисунка и процесса рисования позволяют расширить диагностические возможности теста "Нарисуй человека" и рисунка дерева (определять патологическое предпочтение руки, раннюю леворукость, вынужденную смену руки), а также предложить новые методические приемы для изучения особенностей психического развития детей дошкольного и школьного возрастов.

Апробация работы. Полученные в исследовании результаты были представлены: в виде сообщений на Всероссийской конференции Российского психологического общества (Москва, 2002), на научно-практической конференции "Ананьевские чтения — 2004" (Санкт-Петербург, 2004), на заседаниях кафедры общей психологии психологического факультета Университета Российской академии образования (Москва, 2003, 2004).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и

приложений, содержит таблицы, графики, диаграммы.

Основное содержание работы

Обеспечение психической деятельности человека осуществляется межполушарной организацией психических процессов, - важнейшей психофизиологической характеристикой мозговой деятельности, которая в свою очередь основана на диалектическом единстве двух основных аспектов: функциональной асимметрии (или специализации) полушарий мозга и их взаимодействии. Особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии - асимметрии функционирования парных рецепторов и эффекторов), нейродинамические свойства мозга, относятся к классу свойств человека как индивида (Б.Г.Ананьев).

Разделение познавательных функций каждого из полушарий получило название функциональной асимметрии. Левое полушарие обеспечивает абстрактные, символические процессы, осуществляет восприятие путем выделения отдельных признаков (М.В.Сербиенко, Г.А.Голицин, В.Я.Репин и др.), контролирует правую часть тела, преимущественно связано с положительными эмоциями ^кЬу & Bгyden). Правое полушарие, в свою очередь, играет ведущую роль в восприятии пространства и топографических взаимоотношений, распознавании таких неречевых звуков как музыка, узнавание лиц (Bгyden и др.). Оно осуществляет восприятие путем "схватывания" целостного образа, производит анализ и синтез конкретных чувственных восприятий, контролирует левую часть тела, связано с отрицательными эмоциями ^кЬу & Bгyden). Восприятие левого полушария неэффективно в изменяющихся условиях и носит штамповый характер. В процессе стресса и адаптации активизируется правое полушарие, мышление

которого трудно описать логически. Правое полушарие создает прорывные, конструктивные, творческие решения, а также регрессивные, мифологические и невротические реакции на возникшие ситуации (Е.И.Николаева, Н.В.Гладких, 2003).

Выделяют сенсорную асимметрию в восприятии стимулов (например, ведущий глаз) и моторную (например, ведущая рука). Формирование более сложных форм асимметрий, проявляющихся в праксисе, зрительно-моторной координации, речи и т.д. определяется ведущей рукой. Ее движения более индивидуализированы и лучше отражают эмоциональные и личностные особенности человека. Деятельность ведущей руки отличается большей, чем у неведущей, степенью автоматизации (Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова).

Проявлением неравенства правого и левого полушарий головного мозга является преобладание праворуких над леворукими (М.М. Безруких). Правшество, левшество, амбидекстрия рассматриваются как явления одновременно конституциональные и нейродинамические (Б.Г.Ананьев). Доказано отсутствие у неправоруких лиц четкой специализации полушарий мозга, и это говорит о том, что мозг левши - это не зеркальное отображение мозга правши. Межполушарная организация вербальных и невербальных психических функций у левшей и правшей отличается рядом специфических особенностей. У правшей имеет место асимметричный тип обеспечения этих функций, в отличие от левшей. У левшей наблюдаются неврозы вследствие противоречия между преобладающей активностью правого полушария и преимущественно левополушарным типом восприятия, чему способствует "левосторонний" (то есть рационально знаковый) акцент в воспитании (Г.Е.Шанина, 2002).

Межполушарные различия, как функциональные, так и анатомические

обнаруживаются уже при рождении. В преддошкольном и дошкольном возрастах постепенно происходит усиление различных видов функциональных асимметрий, которые не образуют прочного стереотипа, подвижны и сменяют друг друга. Во всех школьных возрастах происходит рост сенсорных асимметрий и не обнаружено того глобального правшества, которое характерно для речи и психомоторики. Так действует общий механизм перестройки взаимных отношений между обоими полушариями головного мозга. Последовательность таких перестроек является одновременно и индикатором нервно-психического созревания, и эффектом обучения (Б.Г.Ананьев).

Во второй главе диссертации дается анализ понимания детского рисунка в психологии. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, которые условно можно разделить на три группы. Первая группа рассматривает рисунок, как важный фактор психического и личностного развития (Л.С.Выготский, Т.Г.Казакова, Т.Н.Доронова, Ю.А. Полуянов, В.С.Мухина, М.М.Кольцова, Н.А.Рыбников, В.И.Кириенко, П.Шокар и др.); вторая - рисунок, как средство изучения внутреннего мира ребенка, его психического развития, и в более узком смысле, - средство психологической диагностики (Ф.Гудинаф, К.Кох, Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов, Е.Т.Соколова, Ф.Дольто, Ж.-Д.Назьо, Дж.Дилео, К.Йерасек, К.Маховер, Дж.Дилео, И.Сибгатуллина, Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина и др.); третья - рисунок, как средство психотерапии.

Рисунок в современном, стоящем на классических традициях, психоанализе — "это...вынесение некоего фантазма, имеющего отношение к бессознательному образу тела... , то есть живому синтезу эмоционального опыта субъекта, связанного с его историей, сплетенного языком переживания

ребенка на уровне отношений и чувств" (Ф.Дольто, Ж.Назьо, 2004, С.25 -26).

Рисунок как предмет анализа и интерпретации в психологической диагностике рассматривается в двух аспектах. Формальный аспект отражает качество и характер линий, пропорции, перспективу. Содержательный - это образ в рисунке. Первостепенное значение для анализа и интерпретации рисунка имеет наблюдение за процессом рисования.

Рисуночные методики в индивидуальном применении критикуют за необъективность процесса и результата интерпретации. Считается также, что они мало пригодны для межгруппового сравнения. Наш подход к рисунку состоит не в измерении, а в обнаружении, понимающем проникновении (В.П.Зинченко, 2001).

Формулировка гипотезы исследования и построение логики ее поэтапной проверки основывались на следующих доказанных различными исследователями положениях. (1) Контроль за движениями той или иной руки осуществляется преимущественно контрлатеральным полушарием (М.М.Безруких, 2000), следовательно, различия в рисунках правой и левой рук можно рассматривать как проявление преимущественной активности левого и правого полушарий, соответственно. (2) Выявлены существенные различия в межполушарной организации психической деятельности у левшей и правшей, описаны проявления "высвобожденного" правого полушария левшей (Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1988, А.В.Семенович, 1991). (3) Процесс формирования межполушарной организации психических процессов, а именно, функциональной специализации больших полушарий формируется в онтогенезе вплоть до 14 - 16 лет (Б.Г.Ананьев). Процесс разделения полушарий на доминантное (ведущее) и субдоминантное происходит до 12 лет (Б.Мещеряков, В.Зинченко, 2003). Эти факты дают

основания для разработки метода анализа рисунков детей разного возраста в целях обнаружения проявлений межполушарной организации психических процессов. (4) Этапы становления межполушарной организации психических процессов, описанные в литературе (К.Ханнафорд, 1999 и др.), возможно сопоставлять с этапами изменения детского рисунка, что, по сути, является вариантом сравнительно-генетического метода в психологии. Также, подобно тому, как при поражениях правого или левого полушарий исследуются, например, нарушения письма, содержания и характера линий в рисунке ("органические" линии (Й.Шванцара и колл., 1978)), постольку возможно исследование проявлений межполушарной организации в рисунках здоровых детей.

Для апробации метода межгруппового сравнения рисунков и специально разработанных методик в контексте экспериментальной проверки гипотезы было проведено пилотажное исследование, которое обнаружило три важных для последующих серий исследования факта: 1) различия в направлениях рисования леворуких и праворуких детей; 2) асимметрия частей тела, как проявление изменения концепции тела; 3) различия рисунков детей двух сравниваемых групп (учащиеся младшего школьного возраста, обучающиеся по разным программам) по всем предложенным методикам: по содержанию, по способу заполнения графического пространства и др., что отражает различия в стратегиях образовательных программ.

На основании этих фактов были сформулированы основные принципы исследования. Первый принцип: рисунки леворуких и праворуких сравниваются по принципу поиска противоположностей в содержании рисунка и процессе его создания, а также поиска асимметрий. Второй принцип касается создания методик и техник для последующих серий

исследования: в основу ложится модель двух противоположных по структуре содержаний методик. Например, рисуночный рассказ (логически связанный текст) и рисуночный диктант (набор не связанных по смыслу слов-стимулов).

Представленное в третьей главе диссертации экспериментальное изучение особенностей проявления в рисунках межполушарной организации психических процессов включало три серии исследования.

В первой серии исследования принимали участие дети дошкольного возраста, которые в индивидуальном режиме выполняли следующие задания: нарисовать (1) человека и (2) дерево (ведущей рукой, затем неведущей рукой), (3) последовательно ряд рисунков, иллюстрирующих одно за другим предложения из методики "Рисуночный рассказ", (4) ряд рисунков из методики "Рисуночный диктант", (5) пальцами красками рисунки на темы: "Черное и белое", "Красное и синее", "Желтое и зеленое". Рисунки анализировались внутри пары (леворукий ребенок - праворукий ребенок), при сравнении рисунков леворукой и праворукой групп, внутри леворукой и праворукой групп. В основу подхода к анализу рисунков левыми и правыми руками была положена гипотеза о связи рисования той или иной рукой и активации того или иного полушария, основывающаяся на имеющихся в литературе данных о контрлатеральном контроле движений рук. Анализу подвергался также процесс создания каждого рисунка.

Полученные материалы выявили существенные различия в рисунках и процессе их создания леворукими и праворукими детьми. Были выделены параметры процесса создания рисунка: "алгоритм рисования" и "направление рисования". Так, рисуя фигуру человека и дерево ведущими руками, праворукие дети сначала рисуют детали с ее правой стороны, затем - с левой, леворукие - наоборот. Рисуя неведущими руками, леворукие дети рисуют по

алгоритму праворукого, а праворукие - наоборот. Параметр "направление рисования" различает процесс выполнения методик "Рисуночный рассказ", "Рисуночный диктант". Леворукие дети располагают рисунки в этих заданиях справа налево, а праворукие - слева направо. Исключения составляют те леворукие дошкольники, которые умеют читать.

Есть основания полагать, что направление рисования связано с движением глаз. Согласно Бэкану (Bakan, 1972), познавательная активность, первично возникающая в одном полушарии, запускает движения глаз в противоположную сторону, так, что движения глаз можно рассматривать как показатель относительной активности двух полушарий индивидуума. Гипотеза основана на известном факте, что движения глаз в одну сторону контролируются центрами, расположенными в лобной доле контрлатерального полушария. Таким образом, у леворуких познавательная активность возникает изначально в правом полушарии, а у праворуких - в левом. Обнаруженный факт: умеющие читать леворукие дошкольники рисуют иллюстрации к логически связанному тексту слева направо, а не связанные по смыслу иллюстрации, - справа налево, обнажает конфликт природных особенностей леворуких, касающийся их познавательной активности, и фактора обучения (в частности, обучения чтению и письму), а также то, что эти особенности не трансформируются под его влиянием.

Различия в рисунках леворуких и праворуких детей по содержанию особым образом проявились в рисовании пальцами. В работах по арт-терапии показано, что контакт руки с таким материалом, как краски, не опосредованный карандашом, ручкой, статичным положением руки, облегчает выражение образов, чувств, эмоций. Процесс рисования пальцами, понимаемый в контексте теории деятельности, позволяет перевести

моторную сторону этого действия на уровень операции, делая целью действия актуально сознаваемый воплощаемый образ. Как следствие, в рисунке красками в меньшей степени проявляется мануальное предпочтение и в большей степени - эффект активации полушария. Также в рисовании пальцами с использованием красок выявились случаи вынужденной смены руки.

Оказалось, что в дошкольном возрасте значительно различаются рисунки правой и левой рукой одного и того же ребенка, вне зависимости от мануального предпочтения. Были выделены два класса параметров в рисунках фигуры человека и дерева, выявляющих эти различия. Первый класс параметров объединяет признаки, по которым может быть выявлено патологическое предпочтение руки. Второй класс параметров в рисунках объединяет признаки, в которых проявляются функциональные различия полушарий: типы восприятия и переработки информации. Полученные данные соотносятся с данными других авторов: "Рисунки, сделанные при активации правого полушария, характеризуются увеличенными головой, руками и ногами. При активации левого полушария изменение пропорций совсем незначительно. Это говорит о том, что правое полушарие воспринимает мир субъективно и контекстуально" (Е.И.Николаева, Н.В.Гладких, 2003).

Результаты первой серии исследования показали, что в дошкольном возрасте в рисунках правыми и левыми руками проявляются функциональные различия левого и правого полушарий. Таким образом, от поиска содержательных различий в рисунках леворуких и праворуких детей исследование развернулось в направлении изучения рисунка с точки зрения проявления в нем межполушарной организации психических процессов.

Во второй серии участвовали дети младшего школьного возраста. Применялись тест "Нарисуй человека" (рисование ведущей и неведущей руками) и авторская методика "Серия автопортретов". Анализ рисунков фигуры человека состоял в сравнении оценок (формальной и содержательной) рисунков ведущей и неведущей рук, в основу которого была положена гипотеза о связи формального и содержательного аспектов рисунка и функциональных различий полушарий: формальная сторона рисунка (пропорции, согласованность, двумерность деталей фигуры; соотношение длины и ширины деталей) является проявлением функциональных особенностей левого полушария, а содержательная (наличие деталей фигуры и одежды и их характеристики: прозрачность — непрозрачность, присоединенность деталей - неприсоединенность) -функциональных особенностей правого полушария.

Подсчет оценок показал, что у 7-летних детей содержательная оценка в большинстве случаев (53%) выше формальной (27%), в 20% случаев эти оценки совпадают. У 8, 9, 10, 11-летних детей формальная оценка в большинстве случаев превышает содержательную (соответственно, 55%, 55%, 63%, 59%). У меньшего числа детей этих возрастов формальная оценка оказывается ниже содержательной (40%, 45%, 25%, 18%). Расчет критерия х2 (критерий Пирсона) показал, что различия между распределениями содержательной и формальной оценок по возрастным группам достоверны. Наши данные соотносятся с данными К. Ханнафорд (1999), которая полагает, что в возрасте 4,5 - 7 лет совершенствование "образного" полушария происходит, когда идет развитие образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления, а период 7 — 9 лет — является временем совершенствования "логического" полушария: детальная

и линейная обработка информации, развитие навыков чтения и письма, развитие линейного математического мышления, технических навыков в игре на музыкальных инструментах, спорте, танцах, ручном труде.

В рисунках ведущими и неведущими руками обнаружились существенные различия по параметрам формального аспекта рисунка. Рисунки ведущими руками оказываются выполненными на более высоком уровне, как если бы их рисовал более старший, или более развитый ребенок. Так в рисунках младших школьников проявляется моторная асимметрия.

Рисунки левыми и правыми руками вне зависимости от мануального предпочтения различаются по содержанию, начиная с 9-летнего возраста. В таблице № 1 приведены наиболее часто встречающиеся типы различий.

Таблица №1

Примеры различий между рисунками левой и правой руками у детей младшего школьного и подросткового возрастов

Рисунок левой рукой Рисунок правой рукой

Очень большая фигура человека Очень маленькая фигура человека

Человек в движении Человек в статичной позе

Взрослая девушка Девочка с шариком

Лицо в профиль Лицо - анфас

Длинное платье Короткая юбка

Мальчик (в рисунке девочки) Девочка (в рисунке девочки)

Веселый человек Грустный человек

Волосы растрепаны, резкая штриховка Прическа, линии плавные, нет штриховки

Как видно из таблицы, эти различия носят нарочито противоположный характер, как бы образуют бинарную оппозицию: по полу, возрасту, размеру

и т.п. Такого рода различия не встречаются в рисунках дошкольников. Таким образом, рисунки правой и левой руками как бы уравниваются на уровне смысла. Это позволяет высказать предположение, что в младшем школьном возрасте фактором, играющим важную роль в развитии межполушарных связей, является развитие смысловой сферы. Это косвенно подтверждается тем фактом, что именно в 8 лет начинает происходить интенсивное развитие лобных долей, которые отвечают за функцию смыслообразования.

Таблица также показывает, что в рисунках левыми и правыми руками, как и в дошкольном возрасте, проявляются функциональные различия полушарий. Если в рисунках дошкольников эти различия касались формального аспекта рисунка, то в рисунках младших школьников — содержательного.

Рисунки младших школьников до 11-12 лет изображают фигуру человека вообще, а после - автопортрет. Этот факт совпадает по времени с завершением процесса интенсивного развития мозолистого тела, обеспечивающего процесс межполушарного взаимодействия, и соответственно, переходом на уровень комплексной обработки информации обоими полушариями (К.Ханнафорд). Обнаруженные изменения в рисунках фигуры человека отражают фундаментальный переход ребенка на новый этап развития. Поэтому рисунок подростка требует принципиально иного подхода к анализу и интерпретации.

Методика "Серия автопортретов" была создана с целью выявления возможных различий в пространственной локализации рисунков в зависимости от того, несут или не несут они эмоциональный заряд, отражают ли активное состояние субъекта, связаны ли с прошлым, настоящим или будущим рисующего. В основу создания методики легли многочисленные

данные о том, что левое и правое полушария по-разному оценивают эмоциональную значимость слов, обращены в разные времена (Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова). Согласно схеме графического пространства по Грюнвальд-Коху (К.Кох Тест рисования дерева, 1983), рисунки, отражающие активное действие, цели и планы, должны располагаться на правой стороне пространства листа, в то время как рисунки, отражающие эмоциональные переживания, события прошлого, - на левой стороне. В инструкции специально подчеркивалось, что располагать рисунки на листе можно в любом месте, где больше нравится. Ответ на вопрос о том, где расположатся рисунки согласно бинарным оппозициям: активность - пассивность, будущее - прошлое, позволил бы соотнести функциональную асимметрию полушарий с пространственно-временной организацией графического пространства. Полученные данные не дали ответа на этот вопрос, однако развернули исследование в сторону изучения связи локализации рисунка и его содержания.

Результаты показали, что 2% учащихся не выполнили все пять рисунков, 36% расположили рисунки вразброс; 62% - упорядочено: в строку или столбец, среди которых 44% рисунков оказались стереотипными, причем с возрастом количество стереотипных изображений растет. Среди тех, кто рисовал вразброс, стереотипное изображение наблюдается лишь у 6%.

Есть все основания полагать, что упорядоченное рисование является следствием обучения письму и чтению, которое в нашей культуре связано с движением руки и глаз слева направо и сверху вниз, и возможно, это связано со стереотипией в рисунке. Вопрос о связи стереотипии и процесса обучения требует дополнительного исследования.

В третьей серии исследования учащиеся выполняли три задания в соответствии с тремя созданными для цели исследования методиками: "Двухцветный человек" и "Красно-синее дерево" (нарисовать человека (дерево), попеременно используя красный карандаш, находящийся в правой руке, и синий - в левой), "Рисуночная история".

При анализе рисунков данной серии был использован принцип выделения максимально возможного числа параметров оценки рисунка для дальнейшего анализа, включающего математическую обработку данных, в том числе анализ на подобие (раздел нечеткого моделирования). Всего было выделено 142 параметра, из которых 9 параметров относятся к характеристикам ребенка (праворукий, девочка, 10 лет и т.п.).

Факт первый. На протяжении младшего школьного возраста растет паритетность использования рук в процессе рисовании фигуры человека. Образно можно сказать, что нарисованный леворукими и праворукими детьми человек из "синего" и "красного" в первом классе к четвертому превращается в "двухцветного". Факт нарастания симметрии в рисунке говорит о том, что оба полушария "стремятся к равноправию" в управлении деятельностью. Эти результаты созвучны данным, свидетельствующим о том, что с возрастом по всем модальностям (рука, нога, глаз, ухо) растет количество детей, имеющих амбидекстрию (Н.В.Зверева, 2001).

Факт второй. Младшие школьники рисуют контур фигуры человека либо одной, либо двумя руками (см. Рис. 1,2).

Рис. 1

Рис.2

Способ рисования контура праворукими детьми

Способ рисования контура леворукими детьми

С нашей точки зрения, именно контур задает основное содержание, основную идею изображения. Паритетность использования обеих рук в рисовании контура (значительно большая у левшей) можно гипотетически связать с паритетностью участия левого и правого полушария в создании образа изображения. Диаграмма на рис.1 показывает, что праворуких детей условно можно разделить на три группы, в которых соотношение количества детей постоянно. Можно сказать, что выделяется три типа функциональной асимметрии полушарий, где первый основан на содружественной работе правого и левого полушарий (в рисовании участвуют обе руки) и доминировании одного из полушарий. По-видимому, межполушарная организация психических процессов леворуких с 8-летнего возраста основана на паритетном контроле полушарий над деятельностью рисования. Это соотносится с имеющимися данными о различиях межполушарной организации леворуких и праворуких (А.В.Семенович, 1991).

Факт третий. К 11 годам в рисунках не встречается прозрачных деталей, что еще раз отражает факт комплексной обработки информации всем мозгом в связи с интенсивным развитием мозолистого тела.

Факт четвертый. При последовательном рисовании событий своей жизни фиксируется тенденция последовательного перехода от рисования вразброс к упорядоченному рисованию в строку слева направо с поворотом направо.

Факт пятый - результаты анализа на подобие (А.ВЛеоненков, 2003). Анализ состоял в определении классов подобия на уровнях 75%, 85%, 95% между параметрами ребенка (пол, возраст, ведущая рука) и параметрами рисунка по трем методикам (например, "дерево большое", "фигура человека симметричная" и др.). Всего было выделено 133 параметра оценки рисунков дерева, фигуры человека, "Рисуночной истории", которые были объединены в шкалы.

Анализ на подобие показал, что: (1) в рисунках 10-летних детей не определяется ведущая рука; (2) чем старше становится младший школьник, тем более усложняется схема "ролевого участия" рук в процессе создания "общего" рисунка, тем больше в рисунке обнаруживается параметров, образующих систему, что требует системного подхода к их анализу и интерпретации и в чем, вероятно, проявляется системный характер содружественной работы полушарий; (3) ни один из 133 параметров рисунка не оказался подобным параметру "леворукость". Полученные данные соотносятся с данными (А.В.Семенович, 1991) о диффузном, недифференцированном характере внутриполушарной организации мозга левшей, в отличие от правшей, что является основой для "непредсказуемости" рисунка леворукого ребенка, отсутствием в нем "уже вычисленных" параметров.

Подытожим полученные результаты об изменениях рисунка на протяжении дошкольного и школьного возраста, соотнося их с данными, имеющими отношение к межполушарной организации психических процессов (см. Таблицу №2).

Таблица №2

Становление межполушарной организации психических процессов Особенности детского рисунка и процесса рисования

Дошкольный возраст

3-5 лет- установление ведущей руки. 4,5 - 7 лет - совершенствование правого полушария. Различия в направлении и алгоритмах рисования леворуких и праворуких. Различия между рисунками левой и правой руками, вне зависимости от мануального предпочтения.

Младший школьный возраст

7-9 лет - совершенствование левого полушария. 8 лет - развитие лобных долей.

С возрастом по всем модальностям (рука, нога, глаз, ухо) растет количество детей, имеющих амбидекст-рию.

Функциональная разобщенность мозговых гемисфер у леворуких. У пра-воруких левое полушарие имеет большее значение и тормозит правое. До 9-10 лет нарастает степень леворукости и праворукости.

Начиная с 9-лет, впервые обнаруживается смысловая связь между рисунками человека правой и левой руки. Различия леворуких и праворуких в рисовании контура.

Последовательность рисунков младших школьников в пространстве листа начинает воспроизводить культурную норму чтения и письма слева направо и сверху вниз, в сочетании с нарастанием стереотипии.

Растет паритетность рук и усложняется схема их "ролевого участия" в процессе

9-12 лет интенсивное развитие мозолистого тела, лежащее в основе комплексной обработки

информации всем мозгом и миелинизация.

создания "общего" рисунка. Показатели содержательной и формальной оценок увеличиваются в равной степени в рисунках ведущей и неведущей рук.

После 11-летнего возраста в рисунках не встречаются прозрачные детали. 1112 лет — рисунок фигуры человека -автопортрет.

Подростковый возраст.

14-16 лет гормональный всплеск, завершение формирования функциональной организации полушарий.

Рисование автопортрета при выполнении теста "Нарисуй человека".

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Соотнесение имеющихся в научной литературе данных, касающихся межполушарной организации психических процессов, и выявленных в исследовании изменений рисунка по возрастным периодам показало, что динамика изменений межполушарной организации психических процессов на протяжении дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов сопровождается тем, что изменяется как содержательная сторона рисунка, так и восприятие пространства листа, логика рисования левой и правой рукой.

2. Разработанный в исследовании методический подход к изучению детского рисунка, включающий анализ рисунков леворуких и праворуких детей, выполненных левой и правой, ведущей и неведущей руками, выявил параметры рисунков и процесса их создания, которые свидетельствуют об

определенных изменениях межполушарной организации психических процессов на протяжении дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Растет паритетность участия рук в процессе рисования, что проявляется в последовательном нарастании симметричности рисунка. С возрастом увеличивается не только "зеркальная" симметрия изображения (3,9-9 лет), но и смысловая симметричность рисунка (после 9 лет).

3. В подростковом возрасте, начиная с 11-12 лет, проблема симметрии в рисунке оказывается снятой переходом к новому типу рисунка, отражающему в первую очередь процессы развития самосознания. При выполнении теста "Нарисуй человека" подростки рисуют не фигуру человека, а автопортрет.

4.Специфическим фактором, влияющим на становление межполушарной организации психических процессов, является обучение чтению и письму слева направо и освоение ребенком других навыков структурирования информационного материала, что проявляется в динамике изменений процесса рисования, сопровождающейся нарастанием стереотипности изображения.

5. Исследование расширило диагностические возможности теста "Нарисуй человека" и теста рисования дерева: выявленные параметры позволяют определять патологическое предпочтение руки, раннюю леворукость, вынужденную смену руки. Разработанные в исследовании методики: "Рисуночный диктант", "Рисуночный рассказ", рисование пальцами с использованием красок позволяют определять тип мануального предпочтения в дошкольном возрасте, а также выявлять вынужденную смену руки.

Таким образом, в исследовании подтвердилась гипотеза о проявлении в детском рисунке межполушарной организации психических процессов; в рисунке выделены параметры, указывающие на проявление межполушарной организации психических процессов.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы.

1. Белова О.В. Общая психодиагностика. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1994. 25 с.

2. Белова О.В. Психологическая диагностика готовности старших дошкольников к школьному обучению: Методическое пособие. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1994. 112 с. (в соавт.)

3. Белова О.В. Использование рисуночных методик для идеографической психодиагностики // Прикладная психология, 2001 № 5. С.27-39,

4. Белова О.В. Новые диагностические возможности теста "Нарисуй Человека"// Ежегодник Российского психологического общества. Психология и ее приложение. Психология как профессия (исследователь, практик). (Тезисы всероссийской конференции). Т. 9. Вып. 3. М., 2002. С. 288-289.

5. Белова О.В. Отражение функциональной организации мозга в рисунке и процессе его создания // Материалы научно-практической конференции "Ананьевские чтения - 2004". СПб., 2004. С. 207-209.

6. Белова О.В. Рисуночная диагностика межполушарной организации психических процессов // Психологическая диагностика. 2004. № 4. С.26-40.

7. Белова О.В. Опыт использования рисуночных методик для межгруппового сравнения // Психологическая диагностика. 2004. № 4. С. 3-25. (в соавт. с Н.Н.Толстых).

»229 87

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Белова, Оксана Владимировна, 2004 год

Введение.

Глава 1. Межполушарная организация психических процессов.

1.1 Большие полушария головного мозга, функциональная асимметрия, специализация полушарий.

1.2 Моторная асимметрия человека. Феномен леворукости. Природа и происхождение леворукости. Межполушарная организация психических процессов левшей и правшей.

Глава 2. Детский рисунок в психологии и психодиагностике.

2.1 Подходы к пониманию детского рисунка в психологии.

2.2 Психологическая диагностика по детскому рисунку.

2.3 Использование рисуночных методик для межгруппового сравнения пилотажное исследование).

Глава 3. Экспериментальное изучение проявления межполушарной организации психических процессов в детском рисунке.

3.1 Особенности дошкольного и младшего школьного возраста. Функциональная асимметрия больших полушарий в дошкольном возрасте. Развитие зрительно-двигательной координации и изобразительная деятельность.

3.2 Сравнительный анализ рисунков и процесса рисования леворуких и праворуких дошкольников.

3.3 Проявление в рисунках детей младшего и старшего школьного возраста функциональной специализации правого и левого полушарий.

3.4 Проявление в рисунках детей разных возрастов функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга.

Введение диссертации по психологии, на тему "Проявление межполушарной организации психических процессов в детском рисунке"

Актуальность исследования

Онтогенез психического развития человека состоит в присвоении культурного опыта на фоне созревания организма, мозговых структур и в сложной взаимозависимости с этими процессами, на что, в частности, указывал Л.С.Выготский. Изучение этой взаимозависимости является одной из важнейших задач психологии. "Психологические знания, писал А.Н. Леонтьев, - это знания тех процессов, тех явлений, которые обязательно (иначе они не существуют) реализуются теми или другими физиологическими механизмами, причем положенными на свой морфологический субстрат. Следовательно, знания физиологические всегда отвечают на вопрос: как, посредством каких процессов и посредством участия каких мозговых, морфологических элементов реализуются соответствующие процессы" (2001, С.469). В последние годы растет особый интерес исследователей к изучению роли функциональной геометрии (Ананьев Б.Г.) больших полушарий головного мозга в психическом и личностном развитии человека на разных возрастных этапах. Актуальность изучения проблемы межполушарной асимметрии состоит, в частности, в поиске и апробации различных средств и методов, направленных на диагностику и устранение нарушений межполушарных взаимодействий. Большая часть исследований в этой области посвящена физиологическому аспекту указанной проблемы. Трудность изучения ее психологического аспекта во многом связана с проблемой выбора адекватных методик исследования.

Имеющиеся в психологии данные позволяют полагать, что межполушарная организация психических процессов проявляется в рисунке, в его создании и восприятии. В психологии было проведено множество исследований, посвященных анализу рисунка, преимущественно — детского рисунка, который с полным правом называют "королевским путем" познания мира ребенка. Несмотря на неугасающий интерес к детскому рисунку, он еще хранит много тайн, оставляя актуальной задачу его исследования.

V Цель исследования - изучить в детском рисунке проявление специфики межполушарной организации психических процессов в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах.

Объект исследования - рисунки детей разного возраста и процесс создания рисунка.

Предмет исследования - проявление межполушарной организации психических процессов в детском рисунке.

Гипотеза исследования: в детском рисунке и процессе его создания проявляется становление межполушарной организации психических процессов, что может быть исследовано путем сравнительного анализа, с одной стороны, рисунков леворуких и праворуких детей, а с другой, - рисунков, выполненных +> левой и правой, ведущей и неведущей руками.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

1. Раскрыть состояние проблемы межполушарной организации психических процессов у человека на разных возрастных этапах его развития.

2. Рассмотреть психологические представления о природе детского рисунка; проанализировать имеющиеся данные о диагностических возможностях детского рисунка.

3. Выделить в детском рисунке и процессе его создания диагностические параметры, указывающие на характер межполушарной организации психических процессов.

4. Изучить и проанализировать особенности детского рисунка и процесса его создания у детей разного возраста в аспекте проявления межполушарной организации психических процессов.

5. Определить направления практического использования полученных данных.

Методы и методики исследования. В работе применялись методы наблюдения и психологической диагностики на материале рисуночных методик. Использовались как известные рисуночные тесты и методики ("Нарисуй человека", тест рисования дерева К.Коха, "Дом.Дерево.Человек.", рисуночный тест Вартегга, "Автопортрет", тематический рисунок), так и их модификации, а также авторские методики, разработанные для решения поставленных в исследовании задач. Для обработки экспериментального материала применялись четкий анализ, анализ на подобие, критерий Пирсона

Х2).

В исследовании участвовали 595 детей, в том числе 40 дошкольников и 555 школьников. Анализу, обработке и интерпретации подверглись 4200 рисунков.

Научная новизна и теоретическая значимость работы определяются тем, что в ходе исследования разработан и апробирован подход к изучению межполушарной организации психических процессов с помощью рисуночного метода. Полученные данные выявляют определенные закономерности становления межполушарной организации психических процессов у леворуких и праворуких детей, а также расширяют границы интерпретации рисуночных методик.

Практическая значимость исследования.

Разработан диагностический подход, выделены параметры детского рисунка и процесса его создания, позволяющие выявлять леворукость, патологическое предпочтение руки, вынужденную смену руки на ранних этапах дошкольного детства; намечены пути коррекционной и развивающей работы в этих случаях с использованием рисуночных техник.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены валидностью и разнообразием исследовательских процедур и приемов, соответствующих цели и задачам исследования, объемом проведенного исследования, применением новейших у математических способов обработки данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Межполушарная организация психических процессов проявляется в следующих выделенных в исследовании параметрах детского рисунка: последовательность и направление рисования элементов изображения, топология расположения деталей рисунка в пространстве листа, соотношение содержательного и формального аспектов рисунка, симметрия/асимметрия изображения таких принципиально симметричных объектов, как фигура человека и дерево.

2. Изменения детского рисунка на протяжении возрастного периода 3,9 — 15 лет соотносимы с имеющимися в психологической литературе данными о ф. динамике развития межполушарной организации психических процессов и могут быть рассмотрены как специфическое ее проявление. Общее направление изменения рисунка - увеличение симметричности изображения и паритетности участия в создании рисунка левой и правой рук.

3. В рисунках детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов соотношение фактора созревания мозговых структур и фактора культурного развития проявляется следующим образом: активное освоение навыков чтения и письма (в нашей культуре слева направо и сверху вниз) в дошкольном и в особенности в младшем школьном возрасте ведет к соответствующему расположению рисунков в пространстве листа и сопряженной с этим их стереотипизации; в подростковом возрасте обнаруженные на предшествующих этапах проявления межполушарной организации психических процессов в рисунке человека оказываются "снятыми" переходом к рисованию автопортрета, что следует рассматривать как следствие развития самосознания, перехода на новый уровень развития личности.

4. Разработанные способы анализа рисунка и процесса рисования позволяют расширить диагностические возможности теста "Нарисуй человека" и рисунка дерева (определять патологическое предпочтение руки, раннюю леворукость, вынужденную смену руки), а также предложить новые методические приемы для изучения особенностей психического развития детей дошкольного и школьного возрастов.

Апробация работы. Полученные в исследовании результаты были представлены: в виде сообщений на Всероссийской конференции Российского психологического общества (Москва, 2002), на научно-практической конференции "Ананьевские чтения - 2004" (Санкт-Петербург, 2004), на заседаниях кафедры общей психологии психологического факультета Университета Российской академии образования (Москва, 2003, 2004).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и приложений, содержит таблицы, графики, диаграммы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"

Заключение

Подводя итог исследованию, надо сказать, что главным его результатом можно считать выделенные в рисунке и процессе его создания путем анализа и наблюдения параметры, указывающие на проявление межполушарной # организации психических процессов.

Формулировка гипотезы исследования и построение логики ее поэтапной проверки основывались на следующих доказанных различными исследователями положениях. (1) Контроль за движениями той или иной руки осуществляется преимущественно контрлатеральным полушарием (Безруких М.М., 2000), следовательно, различия в рисунках правой и левой рук можно рассматривать как проявление преимущественной активности левого и правого полушарий, соответственно. (2) Выявлены существенные различия в межполушарной организации психической деятельности у левшей и правшей, описаны проявления "высвобожденного" правого полушария левшей (Брагина Н.Н., Т. А. Доброхотова, 1988, Семенович А.В., 1991). (3) Процесс формирования межполушарной организации психических процессов, а именно, функциональной специализации больших полушарий формируется в онтогенезе вплоть до 14 - 16 лет (Ананьев Б.Г., 1980). Процесс разделения полушарий на доминантное (ведущее) и субдоминантное происходит до 12 лет (Мещеряков Б., Зинченко В., 2003). Эти факты дают основания для разработки метода анализа рисунков детей разного возраста в целях обнаружения проявлений межполушарной организации психических процессов. (4) Этапы становления межполушарной организации психических процессов, описанные в литературе (Ханнафорд К., 1999 и др.), возможно сопоставлять с этапами изменения детского рисунка, что, по сути, является вариантом сравнительно-генетического метода в психологии. Также, подобно тому, как при поражениях правого или левого полушарий исследуются, например, нарушения письма, содержания и характера линий в рисунке ("органические" линии (Шванцара Й. и колл., 1978)), постольку возможно исследование проявлений межполушарной организации в рисунках здоровых детей.

В экспериментах обнаружилось, что рисунки леворуких и праворуких детей существенно различаются по определенным параметрам. Неожиданным оказался обнаруженный факт различий рисунков правой и левой рук, вне зависимости от типа моторной латеральности автора рисунка. Это событие развернуло ход исследования от поиска различий в рисунках леворуких и праворуких детей в направлении поиска параметров в рисунке, указывающих на проявление межполушарной организации психических процессов.

Анализ результатов этого исследования показал, что детский рисунок на протяжении дошкольного, младшего школьного возраста, старшего школьного возраста изменяется по различным параметрам, связанным с изменениями в процессе латерализации.

Соотнесение имеющихся в научной литературе данных, касающихся межполушарной организации психических процессов, и выявленных в исследовании изменений рисунка по возрастным периодам показало, что динамика изменений межполушарной организации психических процессов на протяжении дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов сопровождается тем, что изменяется как содержательная сторона рисунка, так и восприятие пространства листа, логика рисования левой и правой рукой.

Разработанный в исследовании методический подход к изучению детского рисунка, включающий анализ рисунков леворуких и праворуких детей, а также выполненных левой и правой, ведущей и неведущей руками, выявил параметры рисунков и процесса их создания, которые свидетельствуют об определенных изменениях межполушарной организации психических процессов на протяжении дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Растет паритетность участия рук в процессе рисования, что проявляется в последовательном нарастании симметричности рисунка. С возрастом увеличивается не только "зеркальная" симметрия изображения (3,9 — 9 лет), но и смысловая симметричность рисунка (после 9 лет).

В подростковом возрасте, начиная с 11-12 лет, проблема симметрии в рисунке оказывается снятой переходом к новому типу рисунка, отражающему в первую очередь процессы развития самосознания. При выполнении теста

Нарисуй человека" подростки рисуют не фигуру человека, а автопортрет.

Специфическим фактором, влияющим на становление межполушарной организации психических процессов, является обучение чтению и письму слева направо и освоение ребенком других навыков структурирования информационного материала, что проявляется в динамике изменений процесса рисования, сопровождающейся нарастанием стереотипности изображения.

Исследование расширило диагностические возможности теста "Нарисуй человека" и теста рисования дерева: выявленные параметры позволяют определять патологическое предпочтение руки, раннюю леворукость, вынужденную смену руки. Разработанные в исследовании методики: "Рисуночный диктант", "Рисуночный рассказ", рисование пальцами с использованием красок позволяют определять тип мануального предпочтения в дошкольном возрасте, а также выявлять вынужденную смену руки.

Таким образом, в исследовании подтвердилась гипотеза о проявлении межполу тарной организации психических процессов в детском рисунке; в рисунке выделены параметры, указывающие на проявление межполушарной организации психических процессов.

Говоря о практическом значении полученных данных, следует отметить Ф значение обнаружения новых диагностических возможностей рисуночного теста "Нарисуй человека" и рисуночной методики "Дерево", а также разработанных в исследовании методик "Рисуночный рассказ", "Рисуночный диктант", "Двухцветный человек" и "Красно-синее дерево" для психологической диагностики в детском возрасте. С помощью этих методик возможно решение практических задач, связанных с ранней леворукостью, патологической леворукостью или праворукостью, а также разработкой психокоррекционных, образовательных программ, основанных на различиях в индивидуальных профилях асимметрии. Ф

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Белова, Оксана Владимировна, Москва

1. Айзман Р.И. и др. Подготовка ребенка к школе. М., 1991.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. I. М., 1980.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. II. М., 1980.

4. Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М., 1972.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М, 1977.

6. Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений: Метод, рекомендации. Л., 1985.

7. Батуев А.С. Мозг и организация движений. Л., 1978.т

8. Башилов Я. Ребенок художник. М., 1929.

9. Башилов Я., Кандихчан Е. Детский рисунок. М. Л., 1940.

10. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. Тула, 1996.

11. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе. Тула, 1997.

12. Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000.

13. Беритов Е.С. Структура и функции коры большого мозга. М., 1964.

14. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Коллективная монография в четырех томах. / Под общ. ред. А.С. Прангишвили, А.Е.

15. Ц Шерозия, Ф.В. Бассина / Тбилиси, 1978.

16. Болдырева Ю.М. Рисунки ребенка как материал его изучения. Вест. Психол. Т. 10, вып. 5. 1913.

17. Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с. (Проект "Психологическая энциклопедия")

18. Бочерникова Л.Н. Сопоставление уровня развития речи и изобразительной деятельности у детей // Новые исследования по физиологии, № 1, 1977.

19. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.,1988.

20. Бунин В.Р. Исследование способности шимпанзе к воспроизведению графических движений человека. Вопр. Психологии, № 6, 1961.

21. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб., 2000.

22. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

23. Венгер Л.А., Холвовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. М., 1978.

24. Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество. Художественное творчество и ребенок. М., 1972.Ф

25. Витин Е.М. Исследование детских рисунков. "Худож.-пед. журн.", № 4 10, 1911.

26. Вопросы развития психики детей дошкольного возраста. М., 1955.

27. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. М., 1984.

28. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

29. Гарднер М. Этот правый, левый мир. М., 1967.

30. Гете И. Учение о цветах. Спб., 1920.

31. Глозман Ж.М. Межполушарная организация психических процессов // Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В.И

32. Зинченко, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. (Проект "Психологическая энциклопедия") С.278 - 279.

33. Глозман Ж.М. Латерализация функций // Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. (Проект "Психологическая энциклопедия") С.258.

34. Голан А. Миф и символ. М., 1993.

35. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

36. Данилова Е.И. Эволюция руки. Киев, 1979.

37. Декедер А. Развитие ребенка от двух до семи лет. Л., 1925.

38. Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л., 1974.

39. Дилео Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М., 2001.

40. Дольто Ф., Назьо Ж.-Д. Ребенок зеркала. Пер. с французского. М., 1994.

41. Еникеева В.А. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста // Художественное творчество и ребенок. М., 1972.

42. Заззо Р. Развитие ребенка. М., 1968.

43. Зуев-Инсаров С.Д. Почерк и личность. М., 1993.

44. Зинченко В.П. Очень субъективные заметки о психологической Ф диагностике. // Человек. 2001. №1. С.87 -93.

45. Иванов А.О. О технике детского рисунка // Искусство и школа, № 2, 1927.

46. Иванов В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем М., 1978.

47. Иванов В.В. Исследование в области славянских древностей. М., 1974.

48. Иванов В.В. Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогоний // Советская археология, № 4, 1968.

49. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. М., 1961.

50. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1959.

51. Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности ^ младшего школьника // Психология младшего школьника. М., 1960.

52. Измайлов Ч.А., Волков Н.Н. Взаимосвязь между эмоциями и цветом // Труды НИИ Гражданской авиации: Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып.220. М., 1983.

53. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.

54. Кислюк Г.А. Образование двигательных навыков у детей дошкольного возраста при наглядном показе и при словесной инструкции. Автореферат канд. диссертации. М., 1953.

55. Кольцова М.М. Сигнальные системы и их взаимодействие у детей. JI. 1980.

56. Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. Л., 1980.

57. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., 1970.

58. Круг У. Раскрепощение "Я", Э. Разехорн Ведомое рисование // Человек, №3,1993.

59. Кох К. Тест рисования дерева. М., 1983.

60. Лаак Т. Методы исследования детского рисунка проблемы развития познавательных процессов: труды по психологии. Тарту, 1988. С. 79 78.

61. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М., 1965.

62. Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей. М., 1985.

63. Леоненков А.В. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fussy TECH. — СПб.: БХВ Петербург, 2003. - 736 е.: ил. - ISBN 5-94157-087-2

64. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.

65. Лутошкин А.Н. "Цветопись" как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива // Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. М., 1979.

66. Люшер М. Сигналы личности. Воронеж, 1993.

67. Магия цвета. Харьков, 1996.

68. Маяцкий В. Графология. М., 1990.

69. Магия цвета. Харьков, 1996.

70. Максименко С.Д. Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся. Киев, 1984.

71. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М.,1994.

72. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

73. Николаева Е.И., Гладких Н.В. Что асимметрично в функциях мозга? // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. М., 2003. №3. С.179 -189.

74. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М., 1986.

75. Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка. Д., 1962.

76. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. Спб., 1997.

77. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М., 1988.

78. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

79. Примерная программа и методики изучения режима дня, работоспособности и состояния здоровья школьников. М., 1984.

80. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Младший школьник // Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990.

81. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Д., 1946.

82. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования образа / Под ред. Е.И. Игнатьевой. М., 1954.

83. Рисуночные тесты. М., 1997.

84. Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. ЛГУ, 1970.

85. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.

86. Рыбников Н.А. Детские рисунки и их изучение. М., 1926.

87. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М. 1965.

88. Сакулина Н.П. Анализ рисования // О педагогическом изучении учащихся вспомогательных школ. М., 1953.

89. Сахаров И. Сказания русского народа. Т.2. Спб., 1837.

90. Серов Н.В. Лечение цветом. Спб., 1993.

91. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов улевшей. М., 1991.

92. Сибгаттулина И., Салахова Л., Нассыбулина Н. О возможности использования детского рисунка в диагностике и оценке здоровья ребенка // Прикладная психология, №3, 2000. С. 56-65.

93. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002. ^ 89. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. МГУ, 1978.

94. Смирнов А.А. Детские рисунки // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

95. Снегирева Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке // Вопр. психол., № 6, 1995.

96. Собчик Л.И. Метод цветовых выборов. Модифицированный тест Люшера. М., 1990.

97. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 1998.

98. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

99. Ф 95. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Асимметрия мозга. М.,1983.

100. Степанова В.В. Становление письменной речи. Смоленск, 2002.

101. Степанова В.В. Образовательная концепция средней общеобразовательной частной школы "Наследник". Смоленск, 2002.

102. Степанова В.В., Толстых Н.Н. Школа развития индивидуальности // "Прикладная психология", 2000. № 4.

103. Суворова В.В., Матова М.А., Туровская З.Г. Асимметрия зрительноговосприятия (психофизиологическое исследование). М.,1988.

104. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. М., 1994.

105. Теплова Л.И. Тест умственного развития младших школьников. Москва-Обнинск, 2000.

106. Тест "Нарисуй человека". Руководство. Ярославль, 1992

107. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб., 2000.

108. Топоров В.Н. К реконструкции мифа о мировом яйце. Тарту, 1967.ф 105. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа асимметрии. М., 1974.

109. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). СПб., 1992.

110. Функциональная асимметрия и адаптация человека. М., 1976.

111. Флерина Е.А. Детский рисунок. М., 1924.

112. Фрейзер Д. Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989.

113. Фридрих И. История письма. М., 1979.

114. Ханнафорд К. Мудрое движение. М., 1999.

115. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность ^ ребенка. М., 1991.

116. Чернышева Н.С. Методика изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, №3, 1997. С.22-32.

117. Шанина Г.Е. Межполушарная асимметрия как фактор, лимитирующий проявления высших психических функций (Обзор литературы отечественных и зарубежных авторов) // Теория и практика физической культуры, №6. М., 2002. С.45 -47.

118. Шванцара Й. и коллектив Диагностика психического развития. Прага, 1978.

119. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

120. Эльконин ДБ. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М., 1995.

121. Юиг Р. Цвет в западной живописи // Психология цвета. М., 1996.

122. Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание. М., 1997.

123. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. Санкт-Петербург, 1994.

124. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах наблюдаемых в небе / Пер. с нем. М., 1993.

125. Юнг К.Г. Психологические типы. Томск, 1993.

126. Яныпин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара, 1996.

127. Adams F.M., Osgood Ch.E. A cross-cultural study of the affective meanings of color // J. of cross-cultural psychol. 1973. 4. 2. 135 156.

128. Babey-Brooke A.M., Amber R.B. Color psychology and color therapy. Santa Barbara Press, Inc. N.Y., 1979.

129. Bakan P. Hypnotizability, Laterality of Eye Movement and Functional Brain Asymmetry, Perceptual and Motor Skills, 28, 927-932, 1969.

130. Barton M.I., Goodglass h., Shai A., Differential Differential Recognition of Tachistoscopically Presented English and Herbrew Words in Right and Left Visual Fields, Perceptual and Motor Skills, 21, 431-437, 1965.

131. Bryden, M.P., and Saxby, L. Developmental aspects of cerebral lateralization. In J.E.Obrzat& G.W.Hynd (Eds.), Child neuropsychology, Vol 1: Theory and research. Orlando, FL: Academic Press, 1985.

132. Biiren F. Color psychology and color therapy: A factual study of the influense of color on human life. N.Y., cop. 1961.

133. Corballis, M.C. Human laterality. New York: Academic Press, 1983.

134. Goleman, d. Subtle but intriguing differences found in the brain anatomy of men and women. The New York Times, Tuesday, April 11, pp. CI, C6.

135. Gerard R.M. Color and emotional arousal //Am. Psychologist. 1958. 13 (7).

136. Hamid P.N., Newport A.G. Effect of color and physical strength and mood in children // Pers. And Motor Skills. 1975. 41. P. 910 912.

137. Hawn, P.R., & Harris, L.J. Laterality in manipulatory and cognitive related activity. In G. Yong, S.Segalowitz, C.Corter, & S.Trehub (Eds.), Manual specialization and the developing brain. New York: Academic Press., 1983.w

138. Mavis E. Hetherington / Ross D.Parke Child psychology a contemporary viewpoint, third edition / Mcgraw-hill book company? 1986.

139. Mebert, C., & G.Michel. Handness in artists. In J. Herron (Ed.), Neuropsychology of left handness. New York: Academic, 1980.

140. Mishkin M., Forgays D.G. Word Recognition as a Function of Retinal Locus, of Experimental Psychology, 43,43-48. 1952.

141. Itten J. The elements of color. N.Y. 1970.

142. Jacobs K.W., Suess J.F. Effect of four psychological primary colors on anxietystate // Pers. And Motor Skills. 1975,41 (1). P. 208 210.

143. Porac, C., & Coren Lateral preferences and human behavior. New York: Springer-Verlag, 1981.

144. Psychology Today: an introducktion/ Richard R. Bootzin, Gordon H. Bower, Jenifer Crocker, Elizabett Hall. McGraw-Hill, Inc., 1991.

145. Springer S.P., & Deutsch G. Left brain, right brain (3rd ed.). San Francisco Freeman, 1989.

146. Tsoukalas L.H., Uhrig R.E. Fussy and Neural Approaches in Engineering. -New York. A Wiley Interscience Publication, 1997.

147. Wurtman R.J. The effect of light on human Body // Scientific american. 1975. 233. P. 69 77.

148. Wright В., Rainwater L. The meanings of color // J. of General Psychol. 1962. V. 67. 89 99.