автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические условия формирования экологического сознания
- Автор научной работы
- Лапчинская, Наталия Викторовна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Лапчинская, Наталия Викторовна, 2001 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПОДХОДЫ, ТИПОЛОГИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ
1.1 .Актуальность проблемы формирования экологического сознания
1.1.1. Экологические 11ричины.
1.1.2. Социальные и социо-культурные причины.
1.1.3. Необходимость научно-психологического осмысления и освоения методов нетрадиционной психологии.
1.2.Определение, структура и типология экологического сознания.
1.2.1. Структура экологического сознания.
1.2.2. Антропоцентрический и экоцентрический типы экологического сознания.
1.3.Основные подходы к формированию экологического сознания.
1.3.1. Формирование экологического сознания средствами традиционного экологического образования и воспитания.
1.3.2. Формирование экологического сознания средствами экологической психопедагогики.
1.3.3. Практико-ориеитированные подходы к формированию экологического сознания.
1.3.4. Экопсихологический (онтологический) подход к формированию экологического сознания
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАСШИРЕНИЕ
САМОСОЗНАНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
2.1. Принципы и методы эколого-психологического расширения самосознания.
2.2. Этапы эколого-психологического расширения самосознания.
2.3. Результаты эко'нм о-псп\оло1 ического расширения самосознания по данным самонаблюдения
2.4. Результаты конкчп-анализа дневников самонаблюдений и письменных самоотчетов до и после семинарских занятий.
If 2.5. Экспериментальное исследование типа экологического сознания
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИЗМЕНЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ
3.1. Общая характеристика выборки и организации экспериментального исследования.
3.2. Исследование изменения уровня тревожности
3.3. Исследование изменения субъективного отношения к себе
3.4. Исследование изменения потребности в достижениях.
3.5. Обсуждение результатом тестирования.
3.6. Исследование уровня проявления самосознания в разных сферах психической жизни испытуемых методом анкетирования.
Введение диссертации по психологии, на тему "Психологические условия формирования экологического сознания"
Актуальность иес.кчонлипн. Экологический кризис в настоящее время рассматривается как кризис мировогероический, как кризис сознания человека и его отношения к природе. Многие авторы считают, что предупреждение и преодоление экологического кризиса невозможно без изменения отношения человека к окружающем) миру природы и к самому себе как части этого мира природы, т.е. без изменения липа экологического сознания (В.И.Даиилов-Данильян, К.С.Лосев, 1990; С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, 1995, 1996; Н.Н. Моисеев, 1990; В.И.Панов, 2000; В.А.Ясвин, 1999, 2000 и др.). В качестве психологического условия формирования экологического сознания, как правило, рассматриваю t си ответственность человека за сохранение окружающей природы и субъекл-субъектный характер отношения к природным объектам (растениям и животным) (А.В.Гагарин, 2000; С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, 1995, 1996; А.Н.Захлебныи, 1986; И.Д.Зверев, Д.Н.Кавтарадзе, 1998; А.Н.Камнев, 1999; И.Т.Суравегина, 1994; А.Е.Тихонова, 1984 и др.).
Кроме того, социально-экономическая нестабильность и экологическая ситуация современного российского общества ставит проблему повышения психологической устойчивое i и и защищенности с помощью раскрытия резервных (потенциальных) возможностей психики человека как существа не только социального и духовною, но и природного (Мир психологии, 1997; Первая и 2-я Российские конференции по экологической психологии, 1996, 2000; Экология человека, 1998). Актуальность этой проблемы обусловлена также отсутствием доел ал очной психологической грамотности компетентности) у большей части населения, включая знания о регуляторных возможностях психики человека и о природных возможностях человека к развитию своих способное! ей (Ф.1 .Ваеилюк, 1984; Ь.А.Вя л кии, 1981; С.В.Гиппиус, 1967; Ф.Т.1 о!вальл. В.Ховальд, 1992; А.А Деркач., Л.Г.( )рбап, 1995, 2000; Т.Г.Ггорова, 1с")7; \.( \<)шев, 1997 и др.).
Jto делает ак i у ;uii,noii проблему исследования психологических условий и методов формирования экологического сознания, целыо которых является изменение отношения не iojii.ко к окружающему миру природы, но к самому человеку как части мира природы.
Цель исследовании заключается в изучении психологических условий и методов формирования субъект-субъектных отношений человека к миру природы, к другим людям и к самому себе как компонентов экологического сознания.
Объект исследовании экологическое сознание.
Предмет исследовании экологическое сознание, формирующееся в условиях коммуникативного и эпергоинформационного взаимодействия человека с миром природы (раек-ниями, животными), с другими людьми и с самим собой, в котрых индивид проживает и осознает свою принадлежность миру природы и свое единство с ней.
Гипотеза исследовании состоит в предположении, что в качестве психологического условия для формирования субъект-субъектного отношения к человеку и к миру природы выступает такое коммуникативное взаимодействие индивида с миром природы (природным объектом в виде другого человека, растения или самого себя), которое:
• создает для данного индивида ситуацию развития его психических процессов, состояний, самосознания и сознания в целом посредством расширения диапазона их функционирования, включая способности к энергоинформациопиому обмену;
• позволяет индивиду пережить и осознать ощущение единства (общности и различия) с природными объектами, в роли которых могут выступать другие люди, представители животного и растительного мира и сам индивид.
Задачи исследовании:
1. Провести icopc I ii'iccKiiii анализ основных подходов к формированию экологического сознания.
2. Теоретически обосновать принципы и методы создания ситуаций коммуникативного и шергоинформационного взаимодействия, которые позволяют ощутить п осознать единство человека с миром природы (растениями, животными, с другим людьми и с самим собой как частью природы).
3. Разработать и апробировать технологию эколого-психологического расширения самосознания, в основе которого лежит субъект-субъектное изменение отношения к миру природы, к другим людям и к себе как природному явлению.
4. Эксперименталию исследовать влияние данной технологии на развитие самосознания как компонента экологического сознания.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения экологической психологии (С.Д.Дерябо, Е.А.Климов, В.И.Панов, В.Хесле, В.А.Ясвпп, k.Pawlik, K.Stapf и др.), 'экологического образования в школе (A.I I.За.хлебпый, И.Д.Зверев, Т.В.Кучер, Ь.Т.Лихачев, И.Т.Суравегина и др.), отечественной психологии о развитии психики и ее субъекта (К.А.Абульхапова-( 'панская, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, СЛ.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.), психологии развивающего образования (В.И.Панов, В.В.Рубцов, В.А.Левин), гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс п др.), практических методов развития мышления, личности и сознания (В.В.Ьолыпакова, Л.В.Гагарин, В.А.Вяткин, Т.И.Егорова, Д.Н.Кавтарадзе, А.П.Камней, В.Л.Ясвин и др.), а также развития способностей к энергоинформационному взаимодействию (Л.П.Гримак, 1994; Д.Гриндер, Р.Бэндлер, 1994; С.Гроф, 1990, |092; А.ГТДубров, B.11.1 lyiuKim, 1990; Т.Е. Егорова, 1997 и др.)
Положении, liuiiociiMMi' на защиту
1. Структура экологического сознания экоцентрического типа включает в себя субъект-субъектное отношение человека не только к миру природы, но к человеку (к себе п к другим людям) как существу, принадлежащему к миру природы.
2. В качестве психологического условия, необходимого для формирования укачанного отношения является создание ситуаций познавательного, эмоционального, коммуникативного и энергоинформациошю! о мчапмодействия индивида с самим собой, с другими людьми, с природными обьектами (растениями, животными).
3. Принципы н методы, составившие основу технологии формирования 'экологического сознания посредс i вом эколого-психо-логического расширения самосознания.
4. Практическое применение этой технологии показывает, что она действительно позволяет пережить и осознать ощущение единства с природными объектами, в роли которых могут выступать другие люди, представители жплопюго и расjтельного мира и даже сам индивид. Благодаря этому происходит жолого-пепхологическое расширение самосознания по следующим марамеiрам:
• изменение отношения к себе - осознание и принятие себя как природного явления it как субъекта развития своих перцептивных, рефлексивных и коммуникативных (включая энергоинформационные) способностей в си i уапиях вчаимодействии с самим собой, с другими людьми и с миром природы;
• изменение от ношения к другим - принятие другого как субъекта по ^ общению и по рачмпшю своих способностей посредством коммуникативного взаимодействия лрм с лрутм и с миром природы;
• изменение Di ношения к миру природы - принятие самоценности природы и ее возможности быть субъектом коммуникативного взаимодействия с человеком.
4. В экспериментальном плане эти изменения самосознания проявляются:
• в улучшении физического и психологического самочувствия,
• в снижении уровня тревожности;
• в позитивном изменении самоотношения (самоинтереса, аутосимпатии, уверенности в своих силах и т.п.);
• в изменении потребности в достижениях;
• в субьек I-е\б|,ек I ном изменении отношения к природе и к человеку.
5. Указанные изменения в комплексе отношений к миру природы и к человеку показываю!, что разработанная нами технология эколого-психологического расширения самосознания способствует формированию экологического сознания экоцентрического типа.
Теоретическая значимость и новизна
Теоретически обоснована, разработана и апробирована технология эколого-психологического расширения самосознания как система психологических \слонин, принципов и методов, которая позволяет формировать эколо! ическое сознание экоцен трического типа посредством развития перцептивных, рефлексивных и коммуникативных (включая энергоинформационные) способностей индивида в ситуациях взаимодействия с самим собой, с другими людьми и с природными объектами.
Проведена систематизация психологических предпосылок, на которых построены основные подходы к формированию экологического сознания, что позволит более осознанно реализовать методы формирования в зависимости от психологических uvionini и целей общего, специального и дополнительного экологического обра юваппя.
Получены экспериментальные данные, которые характеризуют изменение уровня тревожности, самоотпошепия и потребности в достижениях в структуре экологического сознания экоцептричсского типа.
Методы исследования Для решения поставленных задач в исследовании были использованы:
• обобщение и теоретический анализ литературных данных;
• методы экспериментального исследования: формирующий и констатирующий эксперименты;
• социально-психологический, жолого-психологический и энергоинформационный тренинги;
• методы анкетирования, наблюдения и самонаблюдения;
• контент-анализ, качес i ценные и количественные методы обработки экспериментального материала;
• графические методы представления полученных данных.
Практическая значимость исследовании
Разработана технология формирования экологического сознания посредством эколого-исихоло! ического расширения самосознания, обеспечивающего субъект-субъем нос изменение отношения человека к миру природы и к самому человеку как природному явлению.
Практическое применение данной технологии помогает оптимизировать психологические условия и методы формирования экологического сознания в общем, специальном и дополниiелыюм образовании для детей и взрослых. Кроме этого результаты ее апробации показывают ее эффективность для повышения психологической стрессоус топчивости, а также гармонизации отношений с окружающим миром, с другими людьми и с самим собой.
В частности, данная модель практически реализована в программах семинарских занятий по эколого-пси.чологическому развитию способностей человека и повышению аутопсихологической компетентности взрослых, проводимых в течение последних К .nei па базе психолого-экологического клуба «Разум» (г.Ьл;ичшещенск), Волго-Вятской академии государственных служащих, Волжского инженерно-педагогического института и Бизнес-колледжа (г.Н.-Новгород), ' )копсихологического центра развития социальных и образовательных систем (г.Краепоармейск Моск.обл.).
Разработана и апробирована методика для оценки изменения самосознания как компонента экологического сознания.
Практическая значимость подтверждена справками о внедрении, полученными от указанных образовательных учреждений г.Благовещенска, г.Н.-Новгорода и г.Красноармейска М.о.
Достоверность и обоснованность выводов обеспечивалась реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследования, четким выбором методологических позиций рассмотрения предмета исследования, использованием современного математического аппарата обработки данных, репрезентативностью выборки экспериментального исследования, практическим подтверждением основных положений в длительной опы i по-экспериментальной работе.
Апробация работы
Основные положения работы прошли апробацию на 2-й Российской конференции по экологической психологии (Москва, Психологический институт РАО, 2000 т.), па международной конференции «Гуманизм и духовность в образовании» (Нижегородский лингвистический институт, 2000 г.), региональной конференции «Психология на рубеже XXI века (Нижний Новгород, Волго-Вя I екая академия государственной службы, 2000 г.), на конференции Российского психологического общества «Психология созидания» (Казань, 2000 г.), международной конференции «История психологии и историческая психология: состояние и перспективы развития» (Моск. гуманитарно-социальный университет,,2001 г.).
Практическая апробации представлена в виде учебно-развивающей программы работы ik iixojioi о- >kojioi пческого клуба «Разум» (г.Благовещенск,
1989-2001 гг.), в виде учебных курсов и социально-психологических и эколого-психологических ipeiiiniroB для студентов и преподавателей Волжского государственного ппжеперпо-педагогичсского института (1997-1999), а также в виде учебного курса «Аутопсихологическая компетентность государственного служащего» (Волго-Вятская академия государственной службы, 1999-2001 гг.).
Объем и структура диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
Выводы по главе 3:
1. Экспериментальное исследование психологических условий изменения самосознания свидетельствует, что повышение психологической грамотности в условиях дополнительного экологического образования приводит:
• К снижению уровня тревожности и беспокойства (суммарно по всем группам испытуемых в среднем на 21%,). При этом наибольшее снижение (32%) оыло обнаружено по группе подростков, а наименьшее (1 5%) по группе /кеппшп.
• К гуманистическому (позитивному) увеличению показателей самоотиошенпя (аутосимпатии, самоуверенности, самопринятия и др.) суммарно по всем группам испытуемых в среднем на 9%. При этом по шкале самообвипение показатель снизился в среднем на 7%, а по остальным шкалам показатели повысились. Максимальное повышение составило по шкале самоуверенности 14% и шкале аутосимпатии 11%.
• К снижению уровня потребностей в достижениях (суммарно по всем группам испыту емых в среднем на 7%). При этом наибольшее снижение было обнаружено по группе студентов(23%) и по группе женщин (14%), без изменении по группе взрослых, и даже отмечено небольшое увеличение показателей потребности в достижениях по группам мужчин (2%) и подростков (4%)
2. В целом изменение субъективного отношения к себе происходит в гуманистическом направлении, что проявляется в большем принятии себя, большей уверенности в своих силах, увеличении интереса к себе и к своим возможностям саморазвития (самоактуализации), большего доверия к окружающему миру и т.п.
Нами подтверждено, что формирование экологического сознания экоцентрического типа изменяет картину мира следующим образом:
• изменяется комплекс отношений, выражающих отношений к самому себе как природном) объекту. В частности, начинает осознаваться самоценность своей индивидуальности как одного из природных явлений, появляется ощущение субъективной (личностной) значимости самого себя, ощущение потенциальной возможности для проявления и развития своих способностей;
• изменяется комп лекс отношений к другим. Восприятие других людей как природного явления и потому принят ие их самоценности. Нацеленность на бесконфликтность в общении и совместной деятельности с другими, и взаимную помои п. и ра жи i пя; изменяется отношение к* Природе. Появляется уважение и интерес к природным объектам (растениям, животным), осознание индивидуальности и самоценности каждой формы жизни как уникальных, проявлений того же общего потока Жизни на Земле, частью которого является и сам человек; изменяется отношение индивида к самому себе и к собственной природе человека как природного существа, происходит осознание себя такой же уникальной частью 11рироды, как и другие формы Жизни на Земле. Появляется ощущение того, что человек и другие формы жизни на Земле на самом деле образуют общего, единого субъекта развития природы в условиях планет i.i Земля как части Космоса. Соответственно меняется представление о природе как объекте человеческого воздействия на осознание того, что человек должен образовать с природой совместного субъекта развития; раскрываются потребности человека в духовном обогащении своего самосознания. При лом во многих случаях подобное изменение вызывает потребность в рефлексии своего духовного опыта и к переоценке жизненных ценностей в сторону гуманизации и экологизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из глобальных проблем настоящего времени является необходимость изменения экономически ориентированной парадигмы развития человечества на экологически ориентированную. В связи с этим особую актуальность приобретаю! теоретические и практические проблемы формирования экологическою сознания, которое определяется чаше всего как система представлений о мире природы, личностного (субъективного) отношения к миру природы, технологий взаимодействия с миром природы и этического (ценностного) от ношения к нему.
Проведенный нами анализ основных подходов к формированию экологического сознания в экологическом образовании и в экологической психологии (психологии экологического сознания) показывает, что в качестве психологических условий данного процесса выступают:
• усвоение экологических знаний и понимание необходимости ответственного отношения к миру окружающей природы. При этом используются методы как традиционного, так и практико-ориентированного обучения, включая участие в экологических играх, тренингах и иных практиках;
• формирование субъект-субъектного типа личностного (субъективного) отношения к миру природы посредством субъектификации природных объектов (экологическая исихопедагогика).
В последнем случае формирование экологического сознания строится на различии субъективною отношения к миру природы и, соответственно, антропоцентрического п экоцептрического типов экологического сознания. Для антропоцентрического тина характерными являются противопоставленность человека и мира природы, а также субъект-объекгный и прагматический (ноiребигельский) характер взаимодействия между ними, когда мир природы выступает объектом удовлетворения человеческих потребноеiей. Специалисты по психологии экологического сознания сходятся н т'ом, что именно этот тип сознания является мировоззренческой причиной экологического кризиса.
Для экоцентрического типа экологического сознания, напротив, характерны отсутствие противопоставленности человека с миром природы и субъект-субъектный тип взаимоотношений между ними, когда имеет место соблюдение баланса прагматических и непрагматических интересов человека по отношению к миру природы. Поэтому в качестве психологической основы формирования экологического сознания экоцентрического типа используется изменение субъективного (личностного) отношения к природным объектам посредством их субъект ифнкации, т.е. наделения их свойством выполнять субъектные функции. В некоторых случаях экоцентрический тип сознания обозначают как природоцентрический.
Несмотря на указанные различия, рассмотренные подходы к формированию экологического сознания объединяет то, что в их основе лежит изменение отношения человека именно к окружающему миру природы. Между тем, социально-экономическая нестабильность и экологическая ситуация современного российского общества ставит проблему повышения психологической устойчивости и защищенности человека. Другим аспектом этой же проблемы является отсутствие необходимой психологической культуры у большей части населения, включая знания о регуляторных возможностях психики человека и о природных возможностях человека к развитию своих способностей. В свою очередь это означает, что структура экологического сознания экоцентрического тина должна строится на субъект-субъектном отношении человека не только к миру природы, но к человеку (к себе и к другим людям) как существу, принадлежащему к миру природы.
Исходя из этого, основной проблемой настоящего исследования стало изучение психологических условий и методов формирования экологического сознания, целью которых я пляс гея изменение отношения не только к окружающему миру природы, но к самому человеку как части мира природы.
Одним из исходных основании настоящей работы послужило представление о том, что психологическим условием эколого-ориентированного изменения отношения человека к себе должно является осознание им себя (самосознание) и других людей как части природы. Это означает, соответственно, принятие себя в качестве субъекта развития своих перцептивных, рефлексивных, коммуникативных и энергоинформационных возможностей в ситуациях взаимодействия с миром природы, с другими людьми и с самим собой. В этом смысле речь идет о эколого-психологическом расширении самосознания. Под экологическим расширением понимается процесс изменения самосознания, направленный на осознание человеком себя как част и природы, способной к развитию своих природных (в том числе, эиергопнформационных) возможностей. Психологический же характер расширения самосознания в нашем случае обусловлен тем, что речь идет о раскрытии потенциальных возможностей человека к психологическому развитию своих коммуникативных способностей на перцептивном (включая энергоинформационный), эмоциональном и личное том уровнях взаимодействия с миром людей как частью мира природы.
Исходя из этого, была разработана технология эколого-психологического расширения самосознания посредством формирования субъект-субъектного отношения к миру природы, к другим людям и к себе как природному явлению. Психологическую основу данной технологии составили принципы и методы создания ситуаций коммуникативного и энергоинформационного взаимодействия, которые позволяют ощутить и осознать единство человека с миром природы (растениями, животными, с другими людьми и с самим собой как частью природы).
В содержательном inane чанная технология была направлена на:
• расширение знаний о природе в целом и, в частности, о природе развития человека (лекции, беседы и т.п.);
• формирование субъект-субъектного отношения к миру природы, к другим людям и к самому себе как части природы, способной к осознанному развитию, самоактуализации своих природных возможностей;
• развитие способностей к коммуникативному и энергоинформациопному взаимодействию с самим собой, с другими людьми и с объектами окружающей природной среды (растения, животные).
В качестве основополагающих были выбраны принципы:
• экологпчностп;
• деятельности;
• гуманист пчност и;
• проживания,
• осознанности
• рефлексии, согласно которым каждый обучающийся должен иметь возможность проявить собственную активность и обрести свой чувственный и личностный опыт переживания и проживания новых психических состояний, а также его осознанию и вербализации в любых свободных формах.
Практическая реализация эколого-психологического расширения самосознания как технологии формирования экологического сознания включала в себя обязательную поэтапную последовательность:
1. Расширение знаний о природе человека, его природной, социальной и духовной сущности, а также энергоинформационных возможностях человека как природного существа. Расширение диапазона перцептивной чувс! вптелыюст п па энергоинфоримационном уровне. Осознание и воепрпише своего личного энергоинформационного пространства и состоянии.
2. Познание и принятие другого человека в качестве субъекта взаимодействия на эмоциональном, личностном и энергоинформационном уровнях. Овладение навыками невербального понимания и взаимодействия. Умение принять, передать различные состояния. Осознание ценностей другого человека, его жизни и самоценности. Осознание того, что человек является природным существом и тоже принадлежит миру природу.
3. Осознание п восприя тие энергоинформационного пространства и состояний природного объекта (например, дерева). «Вхождение» своим пространством в пространство природного объекта и взаимодействие с ним. Установление отношений и приобретение навыков общения с миром природы.
Теоретические и экспериментальные данные, полученные в данном исследовании позволяют сделать следующие выводы:
1. Показано, что экологическое сознание экоцентрического типа характеризуется субъект-субъектным отношением не только к миру природы, но и к человеку, понимаемому как природное явление, как часть природы.
2. Разработана технология эколого-психологического расширения самосознания посредством развития познавательных (перцептивных и рефлексивных) и коммуникативных, включая энергоинформационные, возможности человека в си туациях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и миром природы на основе принципов деятельности, гуманистичности, экологичное ли и др.
3. Практическое применение этой технологии показывает, что она действительно позволяет пережить и осознать ощущение единства с природными объектами, в роли которых могут выступать другие люди, представители животного и растительного мира и даже сам индивид. Благодаря этому происходи i эколого-психологическое расширение самосознания последующим парамефам:
• изменение о i ношения к себе - осознание и приня тие себя как природного явления п как субъекта развития своих перцептивных, рефлексивных и коммуникативных (включая энергоинформационные) способностей в ситуациях взаимодействии с самим собой, с другими людьми и с миром природы;
• изменение отношения к другим - принятие другого как субъекта по общению и по развитию своих способностей посредством коммуникативного взаимодейст вия друг с другом и с миром природы;
• изменение отношения к миру природы - принятие самоценности природы и ее возможности быть субъектом коммуникативного взаимодействия с человеком.
4. В экспериментальном плане эти изменения самосознания проявляются:
• в улучшении физического и психологического самочувствия,
• в снижении уровня тревожности;
• в позитивном изменении самоотношения (самоинтереса, аутосимпатии, уверенност и в своих силах и т.п.);
• в изменении потребности в достижениях;
• в субъект-субъектном изменении отношения к природе и к человеку.
4. Экспериментальное исследование эколого-психологического расширения самосознания как компонента экологического сознания показало:
• снижение уровня тревожности и беспокойства (суммарно по всем группам испытуемых в среднем на 21%);
• позитивное (гуманистическое) увеличению показателей самоотношения (аутосимпатии, самоуверенности, самопринятия и др., суммарно по всем группам пспьмусмых в среднем на 9%);
• снижение уровня по i ребност ей в достижениях (суммарно по всем группам испытуемых в среднем па 7"<>).
5. Анализ дневников самонаблюдения слушателей, прошедших курс семинарских занятий по указанной технологии, показал, что суммарно по всем участникам этих занятий (всего 486 человек) положительные изменения отметили:
• в физическом плане 87% участников,
• в эмоциональном 92%, в самооценке - 94%;
• во взаимодействии и общении с людьми -83% участников;
• во взаимодейс i впп с природой и ее восприятии отметили - 98%.
6. Контент-анализ самоотчетов и сочинений испытуемых показывает, что эколого-психологическое расширение самосознания по разработанной нами технологии способствует формированию экологического сознания экоцентрического типа, что проявляется:
• в появлении постоянного и осознанного положительного отношения к природе (98%);
• в осознании основных правил взаимодействия с природой, которые необходимо выполнят ь (58"о);
• в осознании общих закономерностей, которые связывают все живое в природе, существуют вне зависимости от человека и являются важнейшими законами мироздания (79%);
• в осознании своей тождест венности с природным миром, понимании того, что человек является частью природы (83%);
• в осознании, что общение с природой улучшает и соматическое и психическое состояние (75%) и вселяет бодрость и уверенность в своих силах (21%).
7. Разработан рабочий вариант анкеты для оценки расширения самосознания как компонент экологического сознания.
Т.о. исследование показало, чю эколого-психологическое изменение самосознания с помощью разрабокшной нами технологии способствует формированию экоцентрическо! о мша дологического сознания. При этом оно характеризуется также гуманистической направленностью, что проявляется в большем принятии себя, большей уверенности в своих силах, увеличении интереса к себе и к своим возможностям саморазвития (самоактуализации), большего доверия к окружающему миру и т.п.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Лапчинская, Наталия Викторовна, Москва
1. Аболин J1.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.- Казань: Изд-во Казанек. ун-та, 1987.- 261с.
2. Агашин Ф.К. Структуризация бноиотенциальной энергии в волновыхбиохимических процессах // Вопросы безопасности, психогигиены, психофизиологии труда в угольной промышленности.- М.: 1983. Вып.4, с.223-229.
3. Акопов Г.В., Чердымова Е.И. Структурно-функциональное исследование экологического сознания // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицептр РОСС, 2000, с. 14-15.
4. Бакиров А.Г., Малахов А.Д., Матвеев B.C., Сочеванов П.И. Да, биофизический метод существует ! // Геология рудных месторождений. -1976, N4, с.35-39.
5. Батракова С.П. Основы профессионально-педагогического общения. -Ярославль: Ярославский гос. ун-т,- 1986. 64с.
6. Бердяев Н.А. Самопознание М.: Изд-во Международные отношения, 1990. - 336с.
7. Беркут В.П. Экологическое сознание п смысл жизни // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-Vсимпозиумов / Психологический институт' РАО/ Ред.кол.: Чудновский В.Э идр. М.: «Ось-89», 2001. С.50-54.
8. Берне Р. Развитие Я-концепцип и воспи кшие. М., 1986
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд.МГУ, 1984. - 200с.
10. З.Вернадский В.И. Избранные труды//Владимир Вернадский. Открытия и судьбы. М.: Изд-во Современник. 1993 с.292-555.
11. Вестлейк Ф.Р. О возможности протекания нейроголографических процессов в мозге//Кибернет ические проблемы бионики. М.: Мир, 1972.-е. 19-23.
12. Вяткин Б.А. Системная организация индивидуальности человека // Природа психического Пермь, 1994. - с.63-66.
13. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт, 1981. - 1 12с.
14. Гагарин А.В. Воспитание природой: Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: Московский городской психолого-педагог пческий институт. - 2000. - 232 с.
15. Гагарин А.В. Гуманистическая воспитательная среда как пространство для взаимодействия ребенка с миром природы / 2-я Российская конференция по экологической психологии. М.: г)копсицентр РОСС, 2000а, с. 181 -182
16. Ганжин В.Т. Эколсч пя души как предмет экопсихологии. // Экологическая психология. Тезисы 1 Российской конференции,- М.: Психологический институт РАО, 1996, с. 3 1-32.
17. Гибсон Дж. Экологический подход к восприятию. М., 1988.
18. Гиппенрейтер Ю.Ь., Корягипа Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии.//Вопросы психологии. 1993, N4, с.61-68.
19. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. М.: 1967, 295с.
20. Глазачев С.Н. Постулаты экологического образования // Экологическое образование: корнцепцпи и технологии. Волгоград, 1996. С.3-6.26.1'олд Дж. Основы поведенческой географии. М., 1990.
21. Горбунов А.Л. Личность, т ворчество, регуляция состояний. М.:-1998.
22. Готвальд Ф.Т. Ховальд В. Помоги себе сам. Медитация. С.-Петербург. "Интерэксперт", 1992,- 174с.
23. Григорьева М.И., 1 lap i'кал А. Использование социально-психологического тренинга в учебно-воспитательной работе со старшеклассниками // Вопросы психологии., 1988. N5,-с. 100-107.
24. Гримак Л.П. Общение с собой: Начало психологии активности. М.: Политиздат, 1991 - 320с.
25. ЗГГримак Л.П. Энер1 оинформацпонное лечение. Магия биополя.-М.: Изд-во Республика, 1994. 448с.
26. Гриндер Д. Бэндлер Р. Формирование транса. М.: КААС, 1994. - 270с.
27. Гроф С. За пределами мозга.- М.:Изд-во "Центр соцветие", 1992.- 336с.
28. Гроф С. Целительные возможности необычных состояний сознания. Новые направления лечения п самопознания // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- M.:l Iporpecc, 1990. С.455-468.
29. Гусева А.С., Лешпп В.В. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии. Учебно-методическое пособие. М.: РАГС, 2000. 1 16 с.
30. Данилов-Даншп.miI И.П., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. Учебное пособие. М.: 1lporpecc-Традиция, 2000. 416 с.
31. Деркач А.А., Орбап Л.Н. Акмеологические основы становления психологической п профессиональной зрелости личности. М.: РАГС при Президенте РФ, IW. 206 с.
32. Дерябина О.М. Экологическая психология II Психологический информационный бюллетень РАН. 1996 (март-апрель). С. 9-10.
33. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. -310 с.
34. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношений к природе. М; ЦКФЛ РАО, 1995. 145с.
35. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. -480 с.
36. Добрецова Н.В. 11спхолого-педагогические аспекты экологического образования школьников. // Экологическая психология. Тезисы 1 Российской конференции.- М.: Психологический институт РАО, 1996, с. 5455.
37. Добрецова Н.В. Условия перестройки экологического воспитания во внеклассной и внешкольной работе // Экологическое движение пионеров и школьников: Сборник статей / 11од редакцией И.Д. Зверева. М., 1990. - С. 36-40.
38. Дубров А.П. Геомагнитное поле и жизнь. Л.: Гидрометиоиздат, 1974,- 126с.
39. Дубров А.П., Пушкин B.l I. 11арапсихология и современное естествознание. -М.: изд.Соваминко, 1990. 277с.
40. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в экологической нише детства // Первая Российская конференция по экологической психологии. М.,47.3-5 декабря 1996
41. Душков Б.A. I eoi рафия и психология. Подход к проблемам. М.: Мысль, 1987. 285с.
42. Егорова Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки./ Авгореф. к.психол. н. -М.; 1997, 24 с.
43. Егорова Т.Е. Образовательное пространство биоэнергообмена и резервные возможности человека. // Непрерывное профессиональное развитие. -Ростов-на-Дону: 1994, с.83-86.
44. Егорова Т.Е. Некоторые аспекты процессов экстериоризации и итериоризации в образовательных системах. //Экономико управленческие компоненты непрерывного профессионально - педагогического образования. - H.11овгород: ВНИИ, 1994, с.83-86.
45. Егорова Т.Е. Аутопсихологическая компетентность личности. Н.Новгород: ВВАГС, 1997,- 36с.
46. Егорова Т.Е. Аутопсихологическая компетентность в системе профессионального образования (на примере инженерно-педагогического вуза). Ученые записки ВВАГС Вып.1. П.Новгород: ВВАГС, 1997, с. 76-79.
47. Егорова Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки. //Диссертация канд. псих, н.-М., 1997, 223с.
48. Егорова Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки.//- Автореферат дис. канд. псих, н.-М.: 1997 24 с.
49. Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. С.27-36.
50. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. -М.: Знание, 1980. 96 с.
51. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. -192 с.
52. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. — -С. 25 (192 е.).
53. Кавтарадзе Д.Н. Экологическая учебная игра как адаптационная среда.// Экологическая психология. Тезисы 1 Российской конференции.- М.: Психологический ппстптут РАО, 1996, с.72-73.
54. Калита В. ЕЗ. Экологпчпость сознания профессионала. Диссертация . к.психол.н., М., 19')(>.
55. Калмыков А.А. Введение в экологическую психологию. Курс лекций. М.: ИздхвоМНЭПУ. 199. 128 с.
56. Калмыков А.А., Калмыкова Л.В. Типология отношений человека и природы. /2-я Российская конференция по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС, 2000, с. 26-27.
57. Камнев А.Н.,.Кулешов В.В,.Кудряшов С.Н. Возрождение методов экспериентального образования в России // Первая российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 3-5 декабря). М., 1996. С.129-130.
58. Камнев А., Камнева М., Купи, 1>. Деятельное образование в лагере // Народное образование, 1999, №5. С.62-67.
59. Карапетян P.O., Танеева A.M. Опыт экологического воспитания в вузах. М., 1985.
60. Каропа Г.Н. К созданию методики экологического образования школьников // Вопросы психологии. 1995, №». С.69-73.
61. Козлов В.В. Психологические аспекты феноменологии расширенных состояний сознания. Автореферат дис. канд. псих, п.- Ярославль, 1994, 27с.
62. Кон И.С. Категория «Я» в психологии. В кн. Самосознание и защитные механизмы личност и. Самара, 2000
63. Кузенкова Л.Я., Луканкина В.К., Тихонова А.Е. Экологическое воспитание школьников в пионерском лагере: Методические рекомендации для студентов педагогических институтов. Хабаровск, 1989. ^48 с.
64. Кучер Т.В. Потенциал экологических знаний и умений школьного курса географии // Экологическое образование в средней общеобразовательной школе. М.: АПН СССР, 1990. - С. 98-107.
65. Кучер Т.В., Тихонова А.Г. Методические рекомендации по экологическому образованию учащихся. Выпуск 10: Внеклассная работа. Хабаровск, 1990.-48 с.
66. Лапчинская Н.В. Аутопсп.хологическая культура и экологическое образование // 2-я Российская конфер. по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000). М.: Экопсицентр РОСС. С. 104-105. (0,1 п.л.).
67. Лапчинская Н.В. К проблеме методов формирования экологического сознания // III Московские встречи по истории психологии. Тезисы. М.: Московская гуманитарно-социальная академия, 2001. С. 163-165.
68. Лапчинская Н.В. Расширение эколого-психологического сознания в условиях дополнительного образования // Актуальные вопросы развития образования и производства /Тезисы науч.-практич. конф. Н.-Новгород: ВГИПИ, 2000. С.191-193. (0,1 пл.).
69. Лапчинская Н.В. Экологическое расширение сознание как метод развития гуманистической «Я-концепции» личности на примере клубной работы // Ученые записки. Т.З. II-I (овгород ВВАГС, 2001. С.280-293.
70. Лапчинская Н.В., Егорова Т.Е., Мукомилов Э.А. Психофизическое оздоровление человека (методические рекомендации) // Учебнометодическое пособие. I 1риложение к практическим занятиям. Н-Но в город: ВГИПИ, 1999.- 3 I с.
71. Лапчинская Н.В., Касимова JI.I1, Егорова Т.Е. К вопросу о соотношении религиозности и психического здоровья населения // Гуманизм и духовность в образовании. Научные труды. Вторая научно-практическая конференция. Н-Новгород, 2001. СМ 57-158.
72. Линдерман X. Аутогенная тренировка. М.: Физкультура и спорт,1985.-123 с.
73. Лихачев Б.Т. Философия воспи тания. М, 1995.
74. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика, 1993, №». С. 19-23.
75. Лымарь Н.А. Экология личности и формирование нового мышления в процессе реализации гуманистической парадигмы глобального образования. // Экологическая психология. Тезисы 1 Российской конференции.- М.: Психологический институт РАО, 1996, с. 106-108.
76. Маркой А.С. Личностная зависимость и освобождение от нее. Автореферат дисс. . канд. псп.хол.н., М., 1997.
77. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425 с.
78. Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» 2 ^ 5-2 7 октября 2000 г.: Тезисы докладов / Отв.ред.А.А.Бодалев. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000.95.Мир психологии. 1997, №1.96.Мир психологии. 1998, №2.
79. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
80. Отношение школьника к природе / Под ред. И.Д.Зверева, Т.И.Суравегиной. М: 1988.
81. Охрана окружающей среды: проблемы просвещения, 1983.
82. Панов В.И. Ловушки духовною вакуума // Энергия: экономика, техника, экология. 1995, №10. С.52-54.
83. Панов В.И. О проблемах экологической психологии // Психологическое обозрение. 1997а, №1(4). С.6-1 1.
84. Панов В.И. От проблемы образа к проблеме формопорождения // Образ в регуляции деятельности / Под ред. Н.Л.Мориной, В.И.Козлова. М., РПО, 19976. С. 101-112.
85. Панов В.И. Экологическая психология: состояние и перспективы (вместо предисловия от программною комитета) // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.).М.: Экопсицентр РОСС. 2000а. С.3-12.
86. Панов В.И. Экологическое образование и формирование экологического сознания // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. -20006. №1(6). С. 20-22.
87. Панов В.И. Да, XXI век . / Круглый стол "Психология XXI века: пророчества и прогнозы" // Вопросы психологии. 2000в, №2. С.9-12.
88. Панов В.И. О предмете психологии экологического сознания // Прикладная психология, 2000д, №6. С. 1-1 5.
89. Панов В.И. Проблема психических состояний и экопсихологический подход // Психология психических состояний: Сб. статей. Вып.З. / Под ред. А.О.Прохорова. Казань, Набережные Челны: Изд-во КГПУ, Изд-во Института управления, 2001а. С.35-63.
90. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учеб.пособие. Часть 1. М.: Изд-во МНЭПУ, 20016. 144 с.1 12. Панов В.И., Егорова Т.Е., Лапчинская П.В. Экологическое расширение сознания как мет от гуманистического развития «Я-копцепции» /2-я
91. Российская конференция по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС, 2000, с. 115-1 16 113. Первая российская конференция по экологической психологии. Тезисы.
92. Москва, 3-5 декабря). М., 1996. 1 14. Петров Н.Н. Аутогенная тренировка.-М., 1990.-32с.
93. Плюснин Ю.М. Народное "экологическое мировоззрение": конъюнктурность и архаичноеть // Учителю об экологии детства. М.: РАО -Психологический институт ЦКФЛ, 1996. С.32-35.
94. Приоритеты национальной экологической политики России / Под ред. В.М.Захарова. М.: 11аука, 1999. 100 с1 17. Прохоров А.О. Методы психической саморегуляции. Казань, 1990.-108с.
95. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психолог, журн. г.12. N 1. 1991, с.47-54.
96. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань: Изд-во Казанского пед. инстит.,1994,- 168с.
97. Психологическая культ-ура и проблемы ее воспитания в современном обществе // Психология созидания. Ежегодник PIIO. Т.7, выпуск 1. Казань, 2000. С.74 -76.
98. Психологические аспекты глобальных изменений в окружающей среде. М.: Начала-пресс, 1992. 128 с.
99. Райх В. «Анализ личности» М.: «КСП» + СПб: «Ювента», 1999 - 333с.
100. Ровнер А. Третья культура,- С-11.: Издательский дом Медуза, 1996, 302 с.
101. Роджерс К. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994. - 480с.
102. Рубинштейн СЛ. Человек и мир.-М.: Наука, 1997.- 191с.
103. Русский космизм // Антология философской мысли.-М.: Педагогика-Пресс.-1993 с. 166-179; 282-303; 352 -366.
104. Сидельковский А.П. Особенности отношения детей к природе в пионерском лагере // ' )kojioi ичсское движение пионеров и школьников: Сборник статей /11от редакцией 11.Д. Зверева. М., 1990. - С. 17-22.
105. Силина Н.В. Социальная адаптация молодежи в современных условиях (образовательный аспект)//'Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях, часть 2. Новосибирск, 1998. С.10-22
106. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983
107. Столярова Т.Ф. Новые ценностные системы и мировоззрение — условие решения экологических проблем XX в. // Мир психологии, 1997, №1, с.6-14.
108. Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обцучения биологии. Автореф. Дис. . доктора педагогических паук. М., 1986.
109. Тихонова А.Е. Дидактические и методические основы экологического образования и воспитания школьников: Учебное пособие к спецкурсу. -Хабаровск, 1984. 100 с.
110. Учителю об экологии детства / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. Изд-воЦКФЛ РАО. 1996.
111. Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1992
112. Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии "Природа человека" // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М.: Прогресс, 1990, с.146-168.
113. ХеслеВ. Философия п экология. М.: Ками, 1994.
114. Шадриков В.Д. Психология дея тельности и способности человека. М.: «Логос», 1996.- 320 с.
115. Шульц И. Аутогенная тренировка ,-М.: Медицина, 1985 -32 с.
116. Экологический словарь. М., 1993.
117. Экологическое образование в школе: Концепция / Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др.-М., 1994. С. 4.
118. Экологическое образование детей: каталог ресурсов. Сост.Богдан Л.Г., Козерчук Е.А., Пашеико Г.В. Ред. Пиняев С.М. М., ИСАР, СоЭС, 2000. -200 с.
119. Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях. В двух частях. Новосибирск, 1998.
120. Экопсихологичсскпе аспекты развития индивидуальности / Под ред. В.И.Панова. М.: Психологический институт РАО, 1997.
121. Яблокова Е.А. Организация и функционирование психологоакмеологической службы //Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995, с.322-329 (разд. 7. 2.)
122. Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача) /Диссертация . -Ярославль, 1994, 227с.
123. Ясвин В.А. Мир природы н мире игр: опыт формирования отношения к природе. М.: Экоцептр "Заповедники". 1999.
124. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?). М.: Наука, 1999.- 100 с.
125. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.
126. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, "Вища школа", 1987, - 1 12с.
127. Carington W. Thought Transference. An Outline of Facts, Theory and1.plications of Telepathy. N.Y.: Creative Age, 1946.
128. Davidson J.M. The physioljgy of meditation and mystical states of consciousness / Meditation, classic and contemporary perspectives. N.Y., 1984, p.376.
129. Davidson R., Coleman I). The role of attention in meditation and hypnosis // Medation: classic and contemporary perspektives. N.Y., 1984. p.599.
130. Diamond Dr.J. Beh a vi о га I к inesiology (BK)// New York, Harper and Row. -1973.
131. Dubrov A.P. Psychotronics and Enviroment//Proc.III Intern. Cong, on Psychotronic Res., June 27 July 1. Tokyo, 1977. p. 191-193.
132. Duval S., Wicklund R.A. A theory of objective self-awareness. N.Y., 1972
133. Earle J.B. Cerebral laterality and medation: a riview of the literature // Meditation: classic and contemporary perspectives. N.Y. 1984. p.396.
134. Glueck В., Stoebel C. Psychophysiological correlates of meditation // Meditation: classic and contemporary perspectives. N.Y., 1984, -p.51.
135. Goleman D. Meditation as metatherapy//J.Transpers. Psychal. 1971. V.2, p.E
136. Jahn R.G. The Persistent Paradox of Psychic Phenomena: an Engineering Perspective//Proceedings of the IEEE, 1992, N.2, P. 136-170.
137. Krippner S. Telepathy/VPsychic Exploration/Ed.John White. N.Y.: Putnam's Sons, 1976. P. 1 12-132.
138. Marks D.F. Toward a new structurale theory of image formation Theor image Form. N.Y., 1986. P.243-263.
139. Persinger М.Л. Geophysical Models for Parapsychological Experiences//Psychoenergetic Sistems. 1975. Vol.1, N2. P.63-74.
140. Persinger M.A. The Paranormal. N.Y., 1974. Pt I-II.
141. Rosenberg M. Conceiving the Self. N.Y., 1979
142. Tart C.T.,Putholl II., 1 arg R. Mind at Earge. Institute of Electrical and Electronics Engineers Symposia on the Nature of Extrasensory Perception. N.Y.: Praeger Press, 1974
143. Rao K.R. Experimenlal Parapsychology. A Review and Interpretation, III. Spring-field: Thomas, 1966.
144. Roll W.G. Research in Parapsychology, metuchen; N.J., 1978.
145. Smith J. The psychalogy of meditation. Meditation as psychotherapy // Meditation: classic and contemporary perspectives. N.Y., 1984. P.55.
146. Pawlik K., Stapf k. OkologischePsychologie: Entwicklung, Perspektive und Aulbaueines Forschungsprogramms // Umwelt und Verhalten. Bern/1992. S. 9-24.