Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Влияние осознания личностных конструктов на коррекцию диссонантных психических состояний и поведения человека

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Туркин, Юрий Владимирович
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Новосибирск
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Влияние осознания личностных конструктов на коррекцию диссонантных психических состояний и поведения человека», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Туркин, Юрий Владимирович, 2003 год

Введение.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования коррекции диссонантных психических состояний и поведения человека

1.1 .Психологическая коррекция личности и исторические предпосылки изучения диссонантных психических состояний и поведения человека

1.2.Системный анализ основных направлений в психокоррекционной практике.

Ф 1.3.Структура и принципы организации психокоррекционного процесса

Глава 2. Осознание личностных конструктов как фактор коррекционного процесса диссонантных психических состояний и поведения человека.

2.1. Формирование личностных конструктов в сознании человека: общее, особенное, частное.

2.2. Влияние осознания личностных конструктов на диссонантные психические состояния и поведение человека.

2.3. Методы психокоррекционной работы, влияющие на осознание личностных конструктов.

Глава 3. Экспериментальное исследование влияния осознания личностных конструктов на коррекцию диссонантных психических состояний и поведения человека.

3.1. Организация и логика проведения экспериментального исследования.

3.2. Анализ и интерпретация полученных результатов.

Введение диссертации по психологии, на тему "Влияние осознания личностных конструктов на коррекцию диссонантных психических состояний и поведения человека"

Современное общество в начале XXI века переживает переходный эволюционный период. Наука синергетика определила бы его как проявление очередной точки бифуркации. Но в чем проявляется точка бифуркации? Кто-то скажет, что бифуркация проявляется в экономике, кто-то определит ее в социальной жизни или технологическом кризисе, а кто-то увидит ее в нарастающей экологической катастрофе и демографической революции.

Все эти аспекты действительно важны, но наряду с этим, мы можем констатировать неустойчивое положение, связанное с внутренним состоянием человека.

В связи с этим становится очевидной актуальность психической усточивости личности в условиях современного общества.

Мы отчетливо можем видеть как внешняя экономическая нестабильность, социальная незащищенность, ориентация сугубо на ценности технической цивилизации делают людей агрессивными, неуравновешенными, эмоционально неустойчивыми. Невротичность и депрессивность стали обычными состояниями жизни человека. Большинство людей зависимы от своих эмоций, мыслей, поведенческих реакций, которые, по сути, являются автоматическими и неосознанными. Неосознанность в отношении себя и окружающего мира приводит к тому, что человек теряет свою целостность, состояние творца собственной индивидуальности.

Вопросы формирования гармоничного состояния человека волновали еще философов и духовных деятелей античного периода. В частности, данной психологической проблемой занимались Демокрит, Эпикур, Лукреций, Аристотель, Гиппократ, Платон, Цицерон, Сенека, Конфуций, Лао-Цзы, Марк Аврелий, Гуатама Будда и другие.

Античные философы уделяли большое внимание душе человека и ее связи с Природой, Богом. Для них гармоничное состояние человека определялось единством его души с окружающим миром, и, наоборот, если человек противоречил законам Природы, он испытывал различные физические и душевные аффекты.

В конце XIX века, когда психология сформировалась как самостоятельная наука, постепенно начали развиваться различные психологические направления. Направление, в котором ученые занимались разработкой методов психологической помощи человеку, можно определить как психокоррекцию. Вопросами психологической коррекции занимались такие известные зарубежные ученые как З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, А.Перлс, В Райх, К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл, Р.Ассаджиоли, С.Гроф, Б.Скиннер, Э.Берн, К.Хорни, Э.Лукас, М.Боуэн и др.

Почти каждый из перечисленных ученых является основателем определенных психокоррекционных методов, которые применяются до настоящего времени.

Систематизация, внедрение и модернизация зарубежного опыта психокоррекционной практики методично осуществляется в системе отечественной психологии, тем самым расширяя теоретико-эмпирическую базу научного познания. В частности, проблемы психокоррекции личности человека рассматриваются такими учеными как В.А.Абабков, А.А.Александров, Ю.Е.Алешина, Ф.В.Бассин, В.Е.Рожнов, А.Ф.Бондаренко, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, И.М.Виш, Г.Л.Исурина, А.Е.Личко, Р.Коннер, В.В.Макаров, А.П.Федоров и др.

Различные психокоррекционные направления предлагают определенные методы и средства для того, чтобы сделать человека более внутренне сбалансированным, уравновешенным, гармоничным, умеющим справляться с разного рода личностными проблемами.

Исследуя проблему психической устойчивости личности можно с уверенностью сказать, что одним из главных факторов, отрицательно влияющих на внутреннее состояние и поведение человека, является фактор когнитивной обусловленности личности. Человек, обусловленный соответствующими установками, стереотипами, представлениями, восприятием, основанными на нормах и принципах культуры, нации, религии и т.д. находится в рамках определенной когнитивной системы, которая, в большинстве случаев, человеком не осознается, а это значит, что личность в таком состоянии склонна к автоматичности проявлений эмоциональных, ментальных, поведенческих реакций. Когнитивная обусловленность является причиной конфликтов (внутриличностных и межличностных), непониманий, разногласий, агрессии, негативных эмоциональных состояний (тревожность, фрустрация, депрессивность, невротичность).

Данная проблема находит отражение в теоретических и эмпирических исследованиях зарубежных и отечественных ученых, и может быть рассмотрена с позиции лингвистики, психосемантики, психокоррекции на основе общей когнитивной направленности.

Методологические основы психосемантики, проблемы значения рассматриваются в трудах отечественных психологов: Л.С.Выготского (1956, 1960), А.Н.Леонтьева (1959, 1964, 1970 ,1975, 1994), А.С.Лурия (1975, 1979), П.Я.Гальперина (1957, 1972), В.В.Давыдова (1966, 1968, 1972), А.А.Леонтьева (1974, 1975, 1976) и др.

Близкие идеи раскрываются такими зарубежными учеными как Дж.Келли (1955), Дж.Брунер (1971), Ч.Осгуд (1962), Ж.Пиаже (1966, 1969, 1994), Франселл, Банистер (1987) и др.

Исследование в области экспериментальной психосемантики связано с работами В.Ф.Петренко, В.В.Кучеренко, А.А.Нистратова (1972, 1988), А.В.Супруна, А.Н.Клименко, Л.Н.Титовой (1975), А.Г.Шмелева (1982), А.О.Прохорова (2000) и др.

Практический механизм изменения (коррекции) состояния и поведения человека через трансформацию когнитивной сферы личности разработаны в исследованиях А.Эллеса, А.Бека, Д.Крамбольца, В.Глассера, Д.Миченбаума, Дж.Гриндера, Р.Бендлера, Р.Коннера и др.

Данные теоретические и практические исследования ученых относительно когнитивно-поведенческой сферы личности имеют общую идейную направленность, но, в то же время, носят разнородных характер, особенно относительно психологической области, связанной с гармонизацией диссонантных свойств человека. Данный фактор, а также особенности современного общества заставляют нас взглянуть на поставленную проблему с новых сторон, синтезировать ранее полученный опыт и знания, а главное, выработать очередные механизмы того как помочь человеку обрести внутреннюю гармонию и стать психически устойчивой, целостной личностью.

Цель исследования: разработать и апробировать методы психокоррекции, основанные на осознании личностных конструктов, для гармонизации диссонантных психических состояний и поведения человека.

Объект исследования: психокоррекция диссонантных психических состояний и поведения человека.

Предмет исследования: влияние осознания личностных конструктов на психокоррекицию диссонантных психических состояний и поведения человека.

Гипотеза исследования: психокоррекционный процесс, основанный на осознании личностных конструктов ведет:

- к снижению уровня тревожности, агрессивности, фрустрации, ригидности, депрессивности;

- к стабилизации самооценки личности человека;

- к формированию актуализированных черт и гармоничному поведению личности.

В соответствии с поставленной проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы задачи:

1) изучить теоретические аспекты и исторические предпосылки коррекции диссонантных психических состояний и поведения человека;

2) провести психологический анализ основных направлений и методов психокоррекционной практики, применяемых в современной психологии;

3) выявить основные принципы и структуру организации психокоррекционного процесса;

4) исследовать теоретическую основу формирования личностных конструктов и когнитивных систем индивида;

5) выявить корреляцию влияния процесса осознания личностных конструктов на диссонантные психические состояния и поведение человека;

6) подобрать и структуировать методы психокоррекционной работы, имеющих влияние на осознание личностных конструктов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- фундаментальные принципы психологической науки — единство сознания и деятельности, единство внутреннего и внешнего плана деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); деятельностного опосредования психической деятельности, системности, развития (Б.Ф.Ломов, А.Р.Лурия, А.В.Петровский); социальной детерминированности психических процессов (П.П.Блонский, Л.С.Выготский);

- основные методологические принципы теоретической и экспериментальной психосемантики (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.Ф.Петренко, В.В.Кучеренко,

A.А.Нистратов, А.Г.Шмелев и др.);

- принципы протекания мыслительных процессов когнитивной психологии (Дж.Келли, Дж.Брунер, Ч.Осгуд, Ж.Пиаже и др.); практические механизмы когнитивно-поведенческой коррекции (А.Эллес, А.Бек, Д.Крамбольц,

B.Глассер, Дж.Гриндер, Р.Бендлер);

- общенаучные принципы психологии личности: проактивности, гетеростаза, холизма, феноменологический принцип (К.Роджерс, А.Маслоу).

Методы исследования: теоретико-эмпирические — абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование; эмпирические -наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент; герменевтические — беседа, интервью, самонаблюдение, самоанализ и др.; количественно-диагностические (тестовые) — тест Спилбергера-Ханина, тест «ТиД» по Т.И.Балашовой, тест «Самооценка» по Р.Кеттеллу, тест «Самооценка психических состояний» по Г.Айзенку; психикоррекциониые - метод когнитивного реструктурирования А.Бека, метод Мета-модели Дж.Гриндера, метод поведенческой рефлексии авторская модернизация), метод видеорефлексии (авторская модернизация), метод осознания личностных конструктов (авторская разработка).

Опытно-эксперементальная база исследования: экспериментальная проверка поставленной гипотезы осуществлялась на базе центра психологической помощи «Оптималист» г.Абакана. Формирование и проведение эксперимента проводилось с октября 1999 по апрель 2002 года. Выборка людей формировалась из числа генеральной выборки клиентов, обратившихся в центр психологической помощи и составила 50 человек, из которых 40 - женщин и 10 - мужчин. Репрезентативность выборки определялась как внешними так и внутренними критериями в отношении каждой личности испытуемого.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1999-2000гг.) — аналитико-поисковый: изучение степени разработанной проблемы; определение исходных параметров, разработка программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2000-2001 гг.) — опытно-экспериментальный: формирование экспериментальной выборки испытуемых, исходя из целесообразной репрезентативности и соответствующих психодиагностических методик; разработка психокоррекционной программы на основе ранее отобранных методов коррекции.

Третий этап (2001-2002гг.) — обобщающий: обработка полученных количественных данных, их теоретическая интерпретация и систематизация; осуществление качественного анализа экспериментального исследования; формирование основных выводов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость:

- выявлены факторы когнитвной обусловленнсти человека, основанные на системах неосознанных личностных конструктах;

- исследована корреляция факторов когнитивной обусловленности и формирования фиксированных моделей восприятия реальности;

- разработана психокоррекционная программа на базе соответствующих методов когнитивно-поведенческой коррекции, а также авторской методики осознания личностных конструктов, направленная на гармонизацию диссонантных психических состояний и поведения человека; модернизированы когнитивные психокоррекционные методы: феноменологический метод Роджерса, метод поведенческой рефлексии, метод видеорефлексии, метод социальных ролей;

- определены сущностные аспекты психической устойчивости личности и показана их специфика в условиях современного общества;

- для описания характерных черт проблемы исследования, введено такое новое понятие как «временная модальность общества».

Практическая значимость исследования состоит:

- во внедрении разработанной автором психокоррекционной программы в психологическую практику осуществляемой специалистами центра психологической помощи «Оптималист» г.Абакана; в осуществлении информационно-просветительского обеспечения относительно формирования психической устойчивости личности на основе полученных теоретико-эмпирических исследований в средствах массовой информации г.Абакана и Республики Хакасия;

- в использовании научных разработок проведенного исследования в образовательном процессе высших учебных заведений г.Абакана;

- в публикации статей, тезисов по изучаемой проблеме исследования, а также методических пособий для профессиональной работы практических психологов;

- в получении дополнительных практических знаний, позволяющих рассматривать поставленную проблему с новых исследовательских сторон.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены интеграцией исходных научно-методологических принципов и положений в решении исследуемой проблемы; сочетанием теоретических и эмпирических методов соответствующих предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью выборки испытуемых; результатами количественного и качественного анализа; использованием методов математической статистики; подтверждением изначально выдвинутой гипотезы; апробированием разработанных технологий в центрах психологического консультирования, а также в общеобразовательных процессах.

На защиту выносятся следующие положения:

Когнитивная обусловленность человека является одной из главных причин конфликтов (межличностных и внутриличностных), непониманий, разногласий, негативных психических состояний. Когнитивная обусловленность определяется такими факторами как зависимость от определенных установок, стереотипов, предрассудков; зависимость от личностных интроекций и проекций; привязонность к определенным ценностям, принципам, представлениям, мировоззрению.

2.Факторы когнитивной обусловленности основываются на системах неосознанных личностных конструктов. Неосознанные личностные конструкты формируют в сознании человека фиксированные модели восприятия реальности, которые не дают человеку воспринимать мир более объективно и толерантно.

З.Осознание личностных конструктов, основанное на разработанной автором комплексной психокоррекционной программе ведет к гармонизации диссонантных психических состояний таких как тревожность, депрессивность, фрустрация, агрессивность, ригидность, а также стабилизации личностной самооценки и дезадаптивного поведения.

4.Психическая устойчивость личности в современных условиях общества определяется прежде всего когнитивной гибкостью личности, осознаванием и управлением собственными эмоциональными, ментальными и поведенческими реакциями, что дает возможность адаптироваться человеку к различным и постоянно меняющимся условиям социального мира.

5.Когнитивная коррекция личности зависит от временной модальности общества. Временная модальность общества организуется общесоциальными конструктами, основанными на совокупности культурных и религиозных традиций, национальных устоев, доминировании определенных ценностей и представлений на соответствующем временном отрезке эволюционного развития общества. Учет временной модальности обеспечивает позитивные результаты при психокоррекционном процессе, направленном на конкретную личность.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Полученные результаты в отношении исследуемой проблемы нашли свое применение как в теоретических так и в практических аспектах.

Теоретические аспекты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры психологии НГПУ, аспирантских семинарах, научно-методических советах ХРИПКиПРО, конференциях и круглых столах гуманитарных ВУЗов г.Абакана. Определенные положения научной работы были отражены в опубликованных статьях, тезисах, учебно-образовательных программах, а также методических пособиях для практикующих психологов и педагогов.

Практические аспекты диссертационного исследования были внедрены и апробированы в центре психологической помощи «Оптималист» г.Абакана. Разработанные автором психокоррекционные методы, а также составленная на базе этих методов комплексная программа коррекции находят практическое применение в решении различного спектра проблем клиентов, обращающихся в центр за психологической помощью.

Результаты экспериментальной работы по исследуемой проблеме внедрены в систему образовательного процесса повышения квалификации и переподготовки учителей Республики Хакасия, а также в программу практических семинаров и лекций в контексте обучения комплексного спецкурса «Технологии личностного роста», проводимого на базе ХРИПКиПРО.

Прикладные особенности научной работы используются в информационном обеспечении различных редакций ГТРК РХ и служат активным средством просвещения, получения определенных психологических знаний разноуровневых категорий населения Республики Хакасия с ноября 2000 года и по настоящее время.

Структура работы. Структура диссертации соответствует логике и форме построения научного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы, приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"

3.3. Выводы и рекомендации.

Научная работа предполагает два вида исследования: теоретическое и экспериментальное. Теоретическое исследование формирует первичное информативное поле, которое в процессе проведения экспериментальных исследований может открывать дополнительные знания и опыт в отношении поставленной проблемы.

Информация, которую условно можно назвать «мысли на выходе», автор счел нужным представить в виде кратких аналитических выводов-резюме, которые могут быть оформлены в контексте следующих параграфов.

3.3.1. Временная модальность общества

Во второй главе мы подробно говорили о том, каким образом происходит взаимодействие человека с окружающей реальностью. Кратко это можно представить в динамики следующей схемы:

Реальность (объект) -> сенсорные сигналы -> перцептивный аппарат распознающий сигнал смыслообразующий блок референтная оценка «Я - образ».

Из данной схематичной динамики мы видим, что на конечной стадии восприятия формируется определенный «Я — образ», который далек от первоначального сенсорного сигнала. Таким образом, существуют как бы две реальности. Первая реальность состоит из естественного нейтрального сочетания объектов, вторая реальность формируется посредством фиксированного восприятия «Я—образа», который вообще-то и создает обусловленную картину мира. При этом необходимо отметить, что определенная обусловленность может зависеть от эволюционного периода общества, который мы можем обозначить как временная модальность.

Временная модальность включает в себя уровень культуры, различных ценностей и достижений на соответствующем временном отрезке развития общества. По этой причине мы можем говорить о том, что внутренний мир человека в какой-то степени зависит от конкретной временной модальности общества. Мы уже отмечали тот момент, что индивид живет в рамках определенной когнитивной системы, которая в свою очередь принадлежит одной из моделей восприятия реальности (религиозной, научной, философской, житейской), а они дополнительно делятся на различные описательные парадигмы. Исходя из этого, психокоррекция заключалась в том, чтобы вывести человека на оптимальный уровень осознания той когнитивной системы, в которой он находится. Без сомнения, это дает конструктивно-положительные результаты, основанные на том, что жизнь человека становится менее обусловленной, ригидной и более естественной, толерантной, психологически - свободной.

Но, вместе с тем, выявляются некоторые трудности, которые были обнаружены в процессе экспериментального исследования. Когда были проведены диагностические измерения, опросы, беседы и наблюдения с испытуемыми относительно их когнитивных систем, то выявился тот факт, что по большому счету жизненные модели испытуемых мало чем отличаются друг от друга, они как бы являются корнями одной «определенно-обогащенной почвы», которую как раз формирует временная модальность общества. Единая «временная почва» тем или иным образом согласуется с теорией Ричарда Докинза о мимах — устойчивых моментах человеческой культуры, передающихся, в частности, по каналам лингвистической информации. Мимы в культуре аналогичны генам в биологии. Это мелодии, идеи, модные словечки и выражения, морально-нравственные устои, религиозные ценности, жизненные приоритеты и т.д. Подобные идеи отражаются в рассуждениях А.Я.Гуревича об универсальных понятиях: «.универсальные понятия в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода «модель мира» - ту «сетку координат», при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании». [51,С.ЗО]. Таким образом, каждая культура имеет свой собственный спектр наиболее значимых мимов (генов), универсальных понятий, которые и конструируют соответствующий тип восприятия реальности. Наряду с этим, как отмечает Ц.П.Короленко: «Каждое общество также включает свои стандарты, нормы, девиации и патологии в отношении человека». [67,С.77]. Подтверждение данных мыслей мы можем увидеть у К.Хорни, она пишет: «Когда мы сосредотачиваем внимание на сложившихся к данному моменту проблемах невротика, мы сознаем при этом, что неврозы порождаются не только отдельными переживаниями человека, но также теми специфическими кулыпуральными условиями, в которых мы живем. В действительности культуральные условия не только придают вес и окраску индивидуальным переживаниям, но в конечном счете, определяют их особую форму». [135,С.35].

Когда человек начинает осознавать свою «личную» когнитивную систему, он приходит к выводу, что его система жестко связана с когнитивной системой той культуры в которой он живет. Поэтому с одной стороны индивид стремится стать психологически свободной личностью и в то же время не быть зависимым от тех элементов общества, которые ведут к состоянию невроза и агрессии, а с другой стороны ему «некуда бежать», ибо он окружен тем набором мимов, которые проявляются почти везде и во всем. В связи с этим человек может попасть в очередную «ловушку» внутреннего конфликта между тем кем «я хочу быть» и тем «что меня окружает». Отсюда главной задачей психолога является гармонизация новой когнитивной системы клиента со «старым» миром, который никуда не делся, а имеет ту же психологическую инерцию фиксированных неосознанных реакций, ценностей, представлений.

Каким образом осуществить данную гармонизацию мы попробуем кратко сформулировать в следующем параграфе.

3.3.2. Особенности дуализма «Я—мир»

Одна из главной ошибок людей (испытуемые экспериментальной выборки), которые хотят обрести психологическое здоровье, разобраться в себе и окружающем мире является то, что человек начинает «цепляться» за ценности, приоритеты новой модели мировосприятия, которая выбирается как основа гармоничной жизни. Но на практике эта гармоничная жизнь является мнимой и самое главное недостижимой. Это происходит потому, что новая «Я— концепция» противопоставляется так называемому «старому» миру по причине «правильности» её ценностной основы. Синдром дуализма «Я — мир» мы можем особенно ярко наблюдать, когда человек становится зависимым от какой-то модели морально-нравственных принципов, религиозных заповедей, духовного учения, значимого авторитета и т.п. При таком синдроме человек выбирает определенные жизненные постулаты и называет их истинными. Конечно же, такая позиция не дает личности прийти к какой-либо гармонии, в силу постоянной борьбы идеальной модели с тем, что ей противоречит. Личность, которая ориентирована на идеальную картину мира, должна заботиться о защите своей «истины», «правды», «правильности», а такая защита наоборот порождает неприятие того, что есть и, следовательно, агрессивность.

А.Ксендзюк, рассуждая о природе дуализма «Я-мир», видит корень проблемы в эго человека, основанном на противоречиях, хватательном рефлексе, озабоченностью собственной безопасностью. Вот, что он пишет: «Дело в том, что природа эго опирается на неразрешимое противоречие «Я— мир», вследствие чего полностью соткана из цепи конфликтов, «дурная» бесконечность которой гипнотизирует и внушает иллюзорные надежды: то и дело мерещится, что мы вот-вот вырвемся из заколдованного круга, совершим нечто окончательное и обретем долгожданную гармонию. Изначально отделив себя от мира, мы раз и навсегда установили экзистенциальное противостояние, безнадежную оппозицию, вовлекли себя в борьбу, где не может быть победителей. Мы сотворили мир частных ценностей, но бессознательно утверждаем их универсальность; мы приняли внушенные социумом сценарии достижения этих ценностей и превратили все воспринимаемое в условный фарс, искренне веря, что это и есть Реальность. Иллюзорные обретения и потери вызывают реальные страдания. Такой процесс превращения иллюзии (слов, представлений) в безусловную реальность можно назвать обратной стороной жизни.» [70,С. 62].

Из мыслей А.Ксендзюка видно, что противоречивость и обусловленность человеческого эго формирует иллюзорный мир, который находится в антагонизме с другими реалиями жизни.

Если рассматривать такой подход' в отношении психокоррекции личности, то станет ясно, что начиная меняться как бы в лучшую сторону человек может «загнать» себя в «новую» когнитивную модель, построенную на личных представлениях.

Наблюдая это, психолог не должен заострять внимание на новых ценностях, идеях или переучивать личность клиента на свой лад, это может послужить причиной создания очередной когнитивной «тюрьмы». Его задача сводится к тому, чтобы человек не противопоставлял себя миру и не боролся с ним, утверждая собственные ценности, а научился принимать реальность такой, какая она есть со всеми ее плюсами и минусами. Когда человек вычленяет какой-то фрагмент жизни и называет это реальностью он автоматически впадает в субъективную интерпретацию, которая не дает ему возможность воспринимать мир целостно, со всеми его гранями и оттенками.

Психологу необходимо помочь личности испытуемого не бояться создавать свой образ жизни, но при этом принимать других людей какие бы они не были. Такой принцип как раз и послужит целостной основой снятия дуализма «Я — мир» и установлением подлинной гармонизации.

3.3.3. Особенности гендерных отношений

Хотелось бы поделиться еще одним наблюдением, результаты которого ярко проявились в ходе экспериментальной работы. Как известно в эксперименте принимали участие как мужчины, так и женщины. Наблюдение показало, что мужчины имеют гораздо больше комплексов, чем женщины. Возникает естественный вопрос: с чем это связано?

Мы предполагаем, что это связано с тем, что мужчины в большинстве своем живут логическим мышлением, в отличие от женщин, которые первоначально проявляют эмоционально-чувственную основу своей личности. Разум - это тот механизм, который постоянно порождает ту или иную форму реальности. У мужчин эта реальность более фиксирована, чем у женщин, а следовательно труднее поддается коррекции. Разум мужчины склонен к тому, чтобы создать сильную модель личности на основе тех конструктов, о которых мы ранее уже упоминали. Эта сила, в основном, базируется на внешних качествах (мы об этом также говорили) и чем больше культивируются эти качества, тем больше мужчина укрепляет свою внутреннюю слабость. Мужчины становятся как бы заложниками антагонизма «сильный — слабый». Другими словами они запрещают себе быть слабыми, мотивируя это установками «мужского мира». Даже тот пример, что мужчины очень редко обращаются за помощью к психологу, обусловлено прежде всего тем, что для мужчин это будет ниже их достоинства и покажет их слабость. Мужчины также редко признают свои ошибки, комплексы, теневые стороны личности. Это происходит по причине того, что у мужчин гораздо больше защитных механизмов (рожденных опять таки разумом), чем у женщин. Защитные механизмы, формируя так называемую маску силы, вытесняют эмоционально-чувственную сферу в подсознание, тем самым все больше и больше сжимая пружину агрессии, которая выходит «наружу», когда мужчина теряет над собой контроль. Эмоции и чувства связаны гораздо сильнее с естественностью человека, чем иллюзорный разум, поэтому их подавление влечет к невротичному состоянию, которое, в частности, может компенсироваться (в большинстве случаев это так и происходит) алкоголем, табакокурением, другими негативными привычками и последствиями. Все эти наблюдения наводят на мысль, что определенная категория мужчин психологически слабее, чем женщины. В бытовой семейной жизни мы нередко можем видеть такую картину, суть которой заключается в том, что многие мужчины создают себе образ главы семьи, хотя этот образ сугубо формальный, основанный на удовлетворении чувства собственной значимости, реально же (и это подтверждается практикой) центром семьи является женщина, которая успевает выполнять разные обязанности и проявлять себя в разных ролях.

Когда психолог работает с мужчинами ему необходимо донести информацию о том, что «мужской мир» как и «женский мир» обусловлены определенным образом и не нужно жестко фиксироваться на том каким должен быть, например, мужчина. Все долженствования создают искусственную модель, в которой нет места для естественных состояний. Мужчинам необходимо понять, что та сила, за которую они «цепляются» и которую стремятся культивировать, на самом деле является главным фактором их образа «Я», ибо эта «сила» основана на внешних ценностях, а не на внутреннем центре. Мужчина не должен создавать себе образа силы или слабости и зависеть от них, он должен научиться быть естественным, внутренне-свободным, другими словами самим собой. Если такой шаг будет сделан, то это будет говорить о позитивном результате, как для психолога, так и для самого человека.

3.3.4. Лингвистическая ригидность

В первом параграфе мы уже говорили о том, что когда клиент начинает менять свою когнитивную модель личности, то эта модель может оказаться в противостоянии с инерционной когнитивной моделью общества, в котором живет человек. И в этом случае необходимо искать механизмы урегулирования дуальной системы «Я — мир». Но дело в том, что когнитивная модель общества имеет не только культурные, этнические, религиозные, «житейские» корни, но и корни лингвистического характера. Как раз эти лингвистические «корни» и заявили о себе в процессе психокоррекционной практики.

Когда человек начинает трансформировать старый образ мышления, это напрямую отражается на его языковой сфере, а язык в свою очередь это не только канал общения с другими людьми, но и та основа, на которой функционирует конкретное общество. Другими словами язык это часть единой социальной системы, в которой человек, осуществляет свою жизнедеятельность. Получается следующий феномен: изменение мышления ведет к изменению лингвистическому, особенно семантического аспекта слова. Когда клиент меняет свою лингвистическую структуру ему сложно коммуницировать с людьми, которые зависимы от определенного образа жизни. Нарушается контакт с родными, друзьями, коллегами на работе и т.д. Например, автор знает человека, который до определенного времени вел образ жизни, соответствующий, так называемым общепринятым меркам мышления и мировоззрения. Но, потом этот человек начал интересоваться православной религией и постепенно его мышление, образ жизни стали меняться. Через какой-то период он стал священником, что повлекло за собой трансформацию языковой сферы. Речь данного человека изменилась на уровне фонетическом, семантическом и стилистическом. Без сомнения, это повлекло за собой нарушение старых коммуникативных связей, возникли проблемы в общении и понимании со стороны тех людей, которые живут в другой когнитивной системе координат. Конечно же таким людям приходится образовывать новый круг знакомых, друзей, а иногда разрывать родственные связи.

Мы видим, что язык, как интерпретатор мира, создает определенную реальность, и если человек отождествляется с этой реальностью, то он начинает быть от нее зависимым и ему трудно контактировать и понимать другие реальности, которые так же имеют право на существование.

Вся беда в том, - пишет Д.Судзуки, - что язык — это самый ненадежный инструмент, который когда-либо изобретал человеческий разум. Мы не можем жить, не прибегая к помощи этого средства общения, ведь мы существа общественные; но если мы только примем язык за реальность или сам опыт, мы совершим ужасную ошибку, и начнем принимать за луну палец, который всего лишь указывает на неё» [70,С.82].

Что же делать человеку (клиенту), который изменяя образ мышления, автоматически меняет свою лингвистическую основу?

Во-первых, психолог, работая с клиентом должен подвести человека к тому, чтобы его сознание растождествилось с «языковой реальностью», но не потеряло контакт с нею.

Во-вторых1 психолог должен показать, что язык необходимо использовать как инструмент вербального взаимодействия. Если язык используется как инструмент, то человек может быть хозяином этого инструмента и применять его в нужное время, в нужном месте, а главное менять его лингвистические особенности в зависимости от когнитивной системы конкретной личности, с которой осуществляется коммуникация. В этом случае снимается лингвистический конфликт между разными жизненными моделями, ибо человек, который научился осознавать свой мир начинает понимать и осознавать другие личностные миры, а это в свою очередь ведет к смене лингвистической ригидности на лингвистическую толерантность.

3.3.5. Психокоррекционная пассивность психолога

Осуществляя психокоррекционную практику, автор пришел к выводу: сильное намерение психолога произвести какую-либо коррекцию личности человека может привести не к позитивным результатам, а в большей степени к негативным последствиям. В чем заключается суть данного вывода? Дело в том, что каждый человек имеет определенную жизненную программу, основанную на соответствующих причинно-следственных связях. Для того, чтобы менять каким-либо образом эту программу и эти связи необходимо знать психологические законы, на которых строится жизненная линия человека.

Автор наблюдал многих психологов, которые пытались «переделывать» личность клиента по «своему образу и подобию». Такое воздействие в большей степени приносит вред как клиенту, так и самому психологу. Если психолог осуществляет коррекцию человека на основе своей личной логики, то происходит, во-первых, конфликт когнитивных моделей психолога и клиента, а во-вторых, проецирование собственной модели психолога может заключить клиента в новую когнитивную «ловушку», рожденную на чужом опыте или знании.

Психолог, который имеет сильное желание осуществлять коррекцию или «помогать», находится под «колпаком» личных иллюзий, а зачастую, эгоистичных амбиций. По этому поводу всплывают такие крылатые выражения, как «Слепой ведет слепого»,' «Больной лечит больного» или «Добрыми намерениями устлана дорога в ад». Автор склонен к тому, что психологическая практика должна базироваться в первую очередь на ответственности, а ответственность предполагает осторожность, внутреннюю чистоту и память о ключевом принципе Гиппократа «Не навреди».

Взаимодействуя с разными категориями людей, а значит и с разными когнитивными системами, психологу на какое-то время необходимо отстраняться от собственной персоны и входить в состояние «зеркала», которое позволяет наиболее объективно отразить мир клиента и показать этот мир самому клиенту через его осознание. Если человек имеет готовность осознать первооснову своей личности, значит, он сам становится творцом себя и своей жизни. Психолог помогает раскрыть возможности и способности человека к внутренней трансформации. При таком подходе психолога, человек сам выбирает свое отношение к миру и обретает собственный центр самоактуализированной, творческой индивидуальности.

192

Заключение

Одной из самых актуальных проблем общества в современных условиях является проблема духовно-психической устойчивости человека. На психическое состояние и поведение личности влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся экономическая нестабильность, социальная незащищенность, ориентация на ценности технической цивилизации, а также особенности эволюционного развития общества.

К внутренним факторам мы можем отнести, прежде всего, когнитивную обусловленность личности, которая определяется зависимостью от различных установок, стереотипов, представлений, фиксированного восприятия реальности. Надо отметить, что когнитивная обусловленность основана на автоматичности и неосознанности эмоциональных, ментальных и поведенческих реакций человека, которые в свою очередь являются причиной внутриличностных и межличностных конфликтов, негативных эмоциональных состояний, таких как агрессивность, тревожность, депрессивность, фрустрированность.

Исходя из этого была определена цель научного исследования, которая заключалась в разработке и апробировании методов психокоррекции, основанных на осознании личностных конструктов, для гармонизации диссонантных психических состояний и поведения человека в современном обществе.

Для реализации поставленной цели и разностороннего исследования выдвинутой проблемы, в диссертационной работе были рассмотрены и реализованы следующие ключевые задачи:

- проанализированы основные направления и методы общей психокоррекции поведения и внутренних состояний человека в современной психологии;

- изучены структуры и принципов организации психокоррекционного процесса;

- изучены теоретические основы формирования личностных конструктов и когнитивных систем человека;

- выявлены главные принципы, определяющие гармоничное поведение и психической устойчивости личности;

- сформирована психокоррекционная программа, основанная на подобранных и разработанных методах психодиагностики и коррекции поведения человека.

Изначально было принято, что психическая устойчивость личности зависит от таких качеств, как адекватная самооценка, принятие ответственности за свои поступки, независимость от чужого влияния, творческое отношение к жизни, отсутствие агрессии к себе и другим людям, ментальная и эмоциональная уравновешенность, осознание своих чувств, мыслей, поступков.

Для формирования выше перечисленных качеств психической устойчивости человека была разработана и апробирована психокоррекционная программа, основанная на осознании личностных конструктов. Программа включала в себя специально подобранные психокоррекционные методы с учетом поставленной цели и задачи, а также те методы, которые были дополнительно разработаны автором. В частности, автором была разработана методика осознания личностных конструктов и когнитивных моделей человека, модернизированы такие когнитивные методики как «Социальные роли», «Видеорефлексия», «Метод поведенческой рефлексии», «Феноменологический метод Роджерса». В психокоррекционной программе участвовала экспериментальная выборка испытуемых в количестве 50 человек. Все испытуемые, участвующие в эксперименте, имели определенный спектр проблем. Проблемы носили разнородный характер, но одновременно с этим, испытуемые имели общие дисгармоничные факторы, например, тревожность, внутриличностная и межличностная конфликтность, «плавающая» самооценка, неумение управлять своими негативными эмоциями и т.д.

Психологическая коррекция состояла из трех последовательных этапов.

Первый этап коррекции был основан на применении соответствующих методов вербального взаимодействия психолога с клиентом для выявления конструкторских особенностей внутреннего мира человека, которые вносят психологический диссонанс, отражаясь на состоянии и поведении.

Второй этап коррекции был связан с более углубленной работой с испытуемыми над повышением уровня личностных конструктов, которые являются причиной формирования обусловленной когнитивной системы человека.

Третий этап коррекции был заключительным и касался практического укрепления результатов двух предыдущих этапов работы.

Общие дисгармонические факторы испытуемых подвергались измерению при помощи количественных методов психодиагностики в начале и конце экспериментального исследования. Результаты измерения подтверждены математической статистикой.

На основании проведенной экспериментальной работы мы можем сказать, что психические состояния человека, такие как тревожность, депрессивность, фрустрированность, агрессивность, ригидность, а также неадекватность самооценки являются следствием когнитивной обусловленности личности, которая определяется следующими факторами: зависимость от определенных установок, стереотипов, предрассудков; зависимость от личностных интроекций и проекций; привязанность к определенным ценностям, принципам, представлениям, мировоззрению; ориентация на фиксированную картину мира (когнитивную модель).

Данные факторы формируются через систему неосознанности личностных конструктов, которые управляют сознанием и поведением личности, тем самым лишая самого человека определять свою жизнь и судьбу. Личностные конструкты создают в сознании человека некий фиксированный мир, основанный на разного рода идеалах, представлениях, определенного восприятия и описания реальности. Если человек зависит от этого фиксированного мира и не осознает его, он постоянно находится в конфликте между идеальным и реальным., желаемым и действительным. В конечном счете это приводит к внутренней агрессии, негативным чувствам, диссонантному поведению.

Осознание личностных конструктов через процесс общей психокоррекции, основанной на соответствующих методах, ведет к гармонизации поведения и психического здоровья человека, что подтверждает изначально выдвинутую гипотезу.

Количественный анализ, после проведенной психокоррекционной программы показал, что уровень измеряемых диссонантных состояний у испытуемых уменьшился в следующем процентном соотношении: тревожность (мужчины — на 49.6%; женщины - на 57%), фрустрация (мужчины — на 60%; женщины — на 54%), агрессивность (мужчины - на 35%; женщины — на 24%), ригидность (мужчины - на 26%; женщины - на 20%), депрессивность (мужчины — на 71%; женщины — на 63%). Также произошла балансировка самооценки испытуемых с уровня заниженной и завышенной самооценки до оптимального состояния.

Качественный анализ исследования выявил определенные комплексы женских и мужских проблем, а также те конструкты, которые формируют эти комплексы. Из проведенного анализа мы можем сказать, что женские конструкты, в основном, связаны с личным благополучием, реализацией материнских и семейных потребностей. Мужские конструкты в первую очередь определяются достижением социального статуса, материального положения, профессиональной востребованности. Кроме тендерных конструктов были выявлены также социальные конструкты, которые значительно влияют на личность человека.

В ходе эксперимента было выяснено, что любые конструкты рождаются на основе биполярного механизма когнитивных свойств личности. Такие биполярные системы как «правильно - неправильное», «истинно — ложно», «плохо — хорошо», «добро — зло» и др. рождают массу конструктов субъективного иллюзорного характера, которые и являются причиной различного рода проблем и негативных состояний.

Главный акцент психокоррекционной работы с участниками экспериментальной группы был сделан на понимании того, откуда вообще берутся те или иные конструкты и почему они имеют соответствующую власть над сознанием личности.

Исследование показало, что корень проблемы находится не в самих конструктах, потому как сами конструкты лишь инструменты описания воспринимаемой реальности, а в отношении человека к этим конструктам и степени зависимости от них.

Методы психокоррекционной программы были направлены на то, чтобы человек, во-первых, мог осознавать негативно влияющие на него конструкты, во-вторых, мог трансформировать свою когнитивную систему, исходя из своих реальных мотивов и потребностей, и, в-третьих, мог организовывать и направлять свою жизнь, являясь полноценным хозяином и творцом своей индивидуальности.

На основании полученных результатов, а также количественного и качественного анализа экспериментальной работы, мы с уверенностью можем сказать, что психокоррекционная программа, включающая в себя соответствующие методы когнитивно-поведенческой коррекции, снижает уровень тревожности, агрессии, фрустрированности, депрессивности, формирует адекватную самооценку и способствует развитию других качеств психической устойчивости личности.

Проведение экспериментального исследования в рамках поставленных целей и задач выявило также следующие психологические особенности:

1. Когнитивная обусловленность личности определяется не только внутренним когнитивным пространством, но и таким внешним фактором, который можно обозначить как временная модальность общества. Временная модальность общества — это совокупность культурных традиций, национальных устоев, морально-нравственных и религиозных ценностей, достижений науки, и т.д. на соответствующем временном отрезке эволюционного развития общества. Временная модальность общества имеет свои позитивные и негативные стороны. Позитивные стороны заключаются в приобщении человека к определенным материальным ценностям, в уважении имеющихся на данном этапе развития общества культурного наследия. Негативные стороны определяются теми общесоциальными конструктами, которые делают личность невротичной и депрессивной. Современное общество порождает такие конструкты, которые связаны с ориентацией на технократическое мышление, власть денег, идеи насилия, нравственная распущенности, наркотическая зависимость, с формированием образов «супер-героев», «крутых парней» и т.д. Негативные аспекты современных социальных конструктов можно продолжить, делая вывод о том, что временная модальность общества играет важную роль в становлении когнитивной сферы и поведения личности.

2. Когнитивная психокоррекция трансформирует мышление человека. Изменение мышления, в свою очередь, ведет к изменению лингвистической структуры общения. Данный фактор влияет на вербальное взаимодействие личности прошедшей когнитивную коррекцию, с людьми, которые находятся в зависимости от определенной модели восприятия реальности и являются «заложниками» проблемной жизни. Лингвистические изменения людей, прошедших психокоррекцию, требует дополнительной психологической работы со стороны психолога для балансировки индивидуального лингвистического пространства с лингвистическими стереотипами социума.

3. Когнитивная коррекция имеет такую тенденцию, как проецирование психологом определенно сформированной картины мира на сознание клиента. Что влечет за собой, во-первых, влияние психолога на личность клиента без учета индивидуальных качеств личности и, во-вторых, зависимость клиента от новой когнитивной системы. Данный аспект накладывает на психолога соответствующую профессиональную ответственность и обретение дополнительных знаний и навыков. Приведенные психологические особенности, которые были выявлены в процессе экспериментальной работы, ставят перед исследователем дополнительные условия при осуществлении психокоррекционной практики:

- учет соответствующих аспектов временной модальности общества, влияющих на жизнедеятельность индивида;

- учет лингвистических изменений личности, до и после проведения коррекции;

- учет индивидуальных когнитивных свойств человека на основе психокоррекционной пассивности психолога.

Результаты проведенной теоретико-эмпирической работы дали возможность получить практическую значимость исследования, которая определяется:

- внедрением разработанной автором психокоррекционной программы в психологическую практику осуществляемой специалистами центра психологической помощи «Оптималист» г.Абакана; осуществлением информационно-просветительского обеспечения относительно формирования психической устойчивости личности на основе полученных теоретико-эмпирических исследований в средствах массовой информации г.Абакана и Республики Хакасия;

- использованием научных разработок проведенного исследования в образовательном процессе высших учебных заведений г.Абакана;

- публикацией статей тезисов по изучаемой проблеме исследования, а также методических пособий для профессиональной работы практических психологов; получением дополнительных практических знаний, позволяющих рассматривать поставленную проблему с новых исследовательских сторон.

Поставленные проблемы диссертационного исследования имеют еще множество неразрешенных вопросов, которые требуют дальнейшего научного изучения и анализа. Работа в этом направлении не закончена и будет продолжена на базе новых теоретических и экспериментальных критериев.

200

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Туркин, Юрий Владимирович, Новосибирск

1. Абабков В.А. Клинические основы психотерапии неврозов и других пограничных нервно-психических расстройств (в свете их патоморфоза) // Психотерапия: от теории к практике. - СПб.: Наука, 1995.- 312с.

2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — Брест: Новь, 1993. -218с.

3. Абрамова Г.С. Практическая психология. М.: Прогресс, 1997.- 343с.

4. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: Наука, 1998.-275с.

5. Александров A.A. Интеграция принципов и методов гештальттерапии в систему личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии // Интегративные аспекты современной психотерапии.- Л.: ЛГУ, 1992. — 337с.

6. Александров A.A. Современная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Наука, 1997. - 287с.

7. Александров A.A., Бараш Б.А. и др. Личностно-ориентированная интегративная психотерапия: Методические рекомендации. СПб.: Наука, 1992.-318с.

8. Александров A.A., Ялов A.M. Интеграция принципов и методов феноменологической психотерапии в систему личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. Л.: Наука, 1994. - 412с.

9. Александровский A.A., Бараш Б.А., Исурина Г.Л. и др. Личностно-ориентированная интегративная психотерапия. СПб.: Наука, 1992. — 265с.

10. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Прогресс, 1993. — 326с.

11. Аллеи Е. Айви. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики. — Новосибирск: НГУ, 1998.- 225с.

12. А.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980.- 357с.

13. Античные риторики. М.: Просвещение, 1978. — 516с.

14. Антология мировой философии. /Под ред. В.В.Соколова. Т. 4 . — М: МГУ., 1969.-567с.

15. Антонов В.В. Искусство быть счастливым. JL: ЛГУ, 1984. — 236с.

16. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. М.: МГУ, 1974.- 246с.

17. Аристотель. Соч. Т.4. М.: Просвещение, 1975.- 437с.

18. Ю.Ассаджиоли Р. Психосинтез. Изложение принципов и руководство потехнике -М.: ИНФРА-М, 1994.- 381с.21 .Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. От душевного кризиса к высшему «Я». М.: ИНФРА-М,., 1994.- 287с.

19. И.Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочное позитивная психотерапия (терапия, фокусированная на решении). СПб.: Наука, 1996.- 316с.23 .Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Психическая травма: Руководство по психотерапии. — Ташкент:, 1979. — 297с.

20. Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. СПб.: Наука, 1993.- 247с.

21. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Наука, 1994.-286с.

22. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М.: Мысль, 1996.- 431с.

23. ЗХ.Бодалев АЛ. Восприятие и понимание человека человеком. — Л.: ЛГУ,1965.- 272с.

24. Ъ2.Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Киев: Просвящение, 1997.- 316с.

25. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманистической психологии // Вопросы психологии. № 6.- 1990. - С.26-35.

26. БрунерДж. Психология познания. — М.: Наука, 1977. — 378с.

27. БрунерДж. Процесс обучения. М.: Наука, 1962. — 344с.

28. Буль П.И. Основы психотерапии. Л.: ЛГУ, 1974.- 288с.

29. Бурлачук Л.Ф. Введение в практическую психологию. — Киев: Просвящение, 1997.- 267с.

30. ЗЪ.Васильева В.В. Архетипы на индивидуальном и общественном сознании // Социолого-политический журнал № 6 . - 1996. - С.216-233.

31. Василюк Ф.Е. От психологической практике к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал № 1. - 1992.- С.52-63.

32. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А. Р. Психология восприятия. — М.: МГУ, 1975.- 385с.41 .Вельвовский И.З. Психотерапия как система // Психотерапия и курортология. — Харьков: Луч, 1968.- 342с.

33. Виш И.М. Практическая психотерапия. Воронеж: Знание, 1969.- 287с.

34. ВыготскийЛ.С. Мышление и речь. М.: МГУ, 1960.- 345с.

35. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т.6.- М.: Наука, 1992.- 472с.

36. Голдстейн Д., Корнфилд Д. Опыт прозрения. Путь к сердцу мудрости. -СПб.:, 1993.-417с.

37. Головей Л.А., Грищенко Н.А. Первичная психологическая консультация. — Л: ЛГУ, 1988.-367с.

38. Al.Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы философии. № 4.- 1974.- С.95-107.

39. ЛЪ.Гринсон Л. Практика и техника психоанализа. — Новочеркасск:: Наука, 1994.-311с.

40. Гришпун И. Введение в психологию. — М.: Прогресс., 1997.- 362с.

41. Гроф С. За пределами мозга. М.: Изд-во Московского Трансперсонального Центра, 1993.-497с.51 .Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Наука, 1972.- 267с.

42. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. — Киев: Просвящение, 1989.- 288с.

43. ЬЪДружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. — 230с.5А.Ждан А.Н. История психологии: от античности и современности. — М.: Российское педагогическое агенство, 1997.- 442с.

44. Захаров В.П., Хрящев Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие.-Л.: ЛГУ., 1989.-216с.

45. Исторические дела философии. // Вопросы философии. № 8. - 1988. -С.118-125.

46. ЪП.Исурина Г.Л. Личностно-ориентированаая (реконструктивная) психотерапия и основные тенденции её развития // Психотерапия: от теории к практике. — СПб: Наука, 1995.- 341с.

47. ЪЪ.Кабанов М.М., Личко А.Е. и др. Методы психологической диагностике и коррекции в клинике. Л.: ЛГУ, 1983.- 277с.

48. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. Л.: ЛГУ, 1977.-310с.

49. Каннабих Ю.Б. История психотерапии. М.: Наука, 1929.- 467с.6\.КарвасарскийБ.Д. Психотерапия. М.: Мысль, 1985.- 346с.

50. КеллиДж. Теория личностных конструктов. СПб.: Питер, 2000.- 237с.

51. Кондрошенко В.Т., Донской Д.И. Внутри души и снаружи. Мн.: Высшая школа, 1998.-91с.

52. Коннер Р. Практические навыки и приемы психотерапевта. Семинары. — Томск:, 2000.- 86с.

53. Конюхов Н.И. Словарь справочник по психологии. - М.: Наука, 1996.-232с.

54. Конюхов Н.И. Словарь — справочник практического психолога. Воронеж: МОДЭК,1996.- 225с.бТ.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия — Новосибирск: НГУ,1999.- 362с.

55. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психология и психиатрия Новосибирск: НГПУ, 1999. - 364с.

56. КришнамуртиДж. Свобода от известного. — К.: София, 1991.- 83с.

57. Ксендзюк А. Тайна Карлоса Кастанеды. Одесса: Весть, 1995.- 415с.

58. Х.Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правилаоформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М.: Ось-89, 1999.- 206с.

59. Лазарев С.Н. Диагностика кармы (книга пятая). Ответы и вопросы.- СПб.: Лениздат, 1998.- 280с.

60. Лаутербах В. Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки // Психотерапии: от теории к практике. СПб.: Наука, 1995.- 242с.

61. Лебединский М.С. Очерки психотерапии. М.: МГУ, 1971.- 326с.

62. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Наука, 1975.-368с.

63. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. — Новосибирск: НГПИ, 1992.-217с.8\.Либих С.С. Психотерапия и психология: Руководство по психотерапии. -М: Прогресс, 1985.- 271с.

64. Липецкий М.Л. Внушение и мы. М.: Мысль, 1983.- 217с.

65. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979.- 348с.

66. Маслоу А. дальние пределы человеческой психики — СПб.: Евразия, 1999.-430с.

67. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998.- 684с.

68. Материалисты древней Греции / Под ред. М.А. Дыника. М.: Наука, 1958.-468с.

69. Немое P.C. Психология. Психодиагностика. Т. 3. - М.: Владос, 1998.-630с.91 .Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. М.: КСП+, 1999.-320с.

70. Остова A.A. Общая психокоррекция.- М.: Сфера, 2000,- 507с.

71. Перлз Ф. Опыты психологии самосознания. М.: Наука, 1993.- 318с.94 .Перлз Ф. Внутри и снаружи помойного ведра // Московский психотерапевтический журнал № 1. 1992. - С.95-110.

72. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ., 1988.- 208с.

73. Петренко В.Ф. Психосемантический подход к исследованию сознания и личности // Психологическое обозрение. № 2 (3). - 1996. - С. 12-17.91 .Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — М.: МГУ, 1997.- 213с.

74. Петренко В.Ф.; Кучеренко В.В.; Нистратов A.A. Влияние аффекта на семантическую организацию значений. — М.: МГУ, 1982.- 247с.

75. Платон. Соч. 3 т.- М.: Просвещение, 1970.-510с.

76. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния // Психологический журнал. № 2. - 1999. - С. 115-124.

77. Психокоррекция. Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко, В.П. Добриденя, О.Н. Усановой. М.: Прогресс, 1995.- 471с.

78. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Самара: Бахрах, 1997.- 637с.

79. Раджниш Б. Алмазная сутра. Белый лотос. М.: Трил, 1993.- 459с.

80. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека.- М.: Прогресс, 1994.-378с.

81. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии: тексты. М.: Наука, 1986.- 412с.

82. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.: Эксмо-пресс, 1999.-318с.

83. Роджерс К. Эмпатия. Психология эмоций. Сборник, М.: МГУ, 1884. -23 5-23 7с.

84. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии // Психологический журнал. Т.2. - № 1. - 2001. -С.102-113.111 .Рубинштейн СЛ. О мышлении и пути его исследования. — М.: МГУ, 1958.-387с.

85. Русский космизм и ноосфера. М.: Наука, 1989. — С.3-4.

86. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения. Т.1.- М.: Педагогика, 1981.457с.

87. СелъченокК.В. Основы психокоррекции. СПб.: Питер,2000.- 567с.

88. Стопин В.В. Самопознание личности. — М.: Наука, 1983.- 378с.1 \ 6.Столяренко Л Д. Основы психологии. — РнД.: Феникс, 1996.- 412с.

89. Стоценко А.П. Понятие «образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вести Моск. ун-та. № 3.- 1987. - С. 26-37.

90. Стюард Я., Джоинс В. Современный трансактный анализ. СПб.: Наука, 1996.-361с.

91. Супрун А.Е., Клименко А.П., Титова JI.H. Тестовые реминисценции в ассоциативном эксперименте // Материалы V всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. — М.: МГУ, 1975. — 217с.

92. Теплое Б.М. О культуре научного исследования // Избранные труды. -М.: Просвещение, 1985.- 372с.2\.Томя X., Кэхеля X. Современный психоанализ.2 т.- М.: ИНФРА-М, 1996.-410с.

93. Уорф БЛ. Наука и языкознание // Новой в лингвистике. Вып.1. — М.: Наука, I960.-341с.123 .Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М.: Политиздат, 1926.-398с.

94. Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии. JL: ЛГУ, 1987.-263с.

95. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия.- СПб.: Наука, 1991.- 352с.

96. Фейдимен Дж., Френгер Р. Личность и личностный рост. М.: Прогресс, 1991.-215с.

97. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.- 365с.

98. Т&.Франкл В. Поиск и смысл жизни и логотерапия. Психология личности.

99. Сборник. -М.: МГУ, 1982. С. 118-126.

100. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.- 418с.

101. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы.- М.: Прогресс, 1993.-387с.131 .Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Прогресс, 1991.- 448с.

102. Фрейд 3. Толкование сновидений. М.: Прогресс, 1991.- 465с.

103. Хейч Э. Посвящение. М.: Сфера, 1993.- 318с.

104. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. № 2.- 1999. - С. 61-74.

105. Хорни К. Невротическая личность настоящего времени. — М.: Прогресс, 1993.- 467с.

106. Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. М. Пакуш. М.: Наука, 1995.-507с.

107. Ъ1 .Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. СПб.: Питер, 1999.- 606с.

108. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику; Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. — М.: МГУ, 1983.-218с.

109. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. Т.З. М.: ACT, 1997.- 267с.

110. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М.: Наука, 1965. -443с.143./0кг К.Г. Проблемы души нашего времени —М.: Прогресс, 1994.- 368с.

111. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: Прогресс, 1997.- 467с.

112. Юнг К.Г. Психология бессознательного — М.: Прогресс, 1996.- 471с.14в.Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее — М.: Наука, 1995.- 407с.

113. Al.Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Мысль., 1997.- 332с.148./Окг К.Г. Архетип и символ. — М.: Мысль, 1991. — 411с.

114. Методика «ТиД» по Балашовой

115. Цель: Выявить состояние тревожности и депрессии.

116. Ход работы. Предлагается ответить на вопросы анкеты, которая сопровождается следующей инструкцией: «Просим вас ответить на серию вопросов, которые помогут выяснить ваше самочувствие. Отвечайте, пожалуйста, искренне».

117. Если состояний, указанных в вопросе, у вас никогда не было,поставьте.5 баллов;

118. Если встречаются очень редко.4 балла;

119. Если бывают временными.3 балла;

120. Если бывают часто.2 балла;

121. Если почти постоянно или всегда. 1 балл.1. Вопросник

122. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?

123. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-нибудь тревожит?

124. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?

125. Бывает ли у Вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?

126. Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?

127. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?

128. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?

129. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что вы даже не можете усидеть на месте?

130. Ожидание Вас тревожит и нервирует?

131. У Вас бывают кошмарные сновидения?11 .Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?

132. Бывает ли у вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать Вам, и Вы ощущаете себя одиноким?

133. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у Вас в беспокойном движении?

134. М.Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?

135. Вам часто хочется побыть одному?

136. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушно или даже неприязненно?

137. Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?

138. Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы?

139. Прежде чем принять решение Вы долго колеблетесь?

140. У Вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?

141. Диагностические коэффициенты тревожности1. Номера признаков Баллы 1 2 3 4 52 -1,38 -0,44 1,18 1,31 0,874 -1,08 -1,3 -0,6 0,37 1,448 -1,6 -1,34 -0,4 -0,6 0,889 -1,11 0 0,54 1,22 0,4710 -0,9 -1,32 -0,41 -0,41 1,2

142. И -1,19 -0,2 1,04 1,03 0,413 -0,78 -1,48 -1,38 0,11 0,4814 -1,26 -0,93 -0,4 0,34 1,2417 -1,23 -0,77 0 0,37 0,6319 -1,92 -0,36 0,28 0,56 0,1