Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Жест как средство выражения смысловой позиции личности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Екинцев, Владислав Иванович
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Жест как средство выражения смысловой позиции личности», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Екинцев, Владислав Иванович, 2001 год

Введение.

Глава 1. Научные и культурно-исторические предпосылки изучения жестового выражения человека.

1.1. История представлений о выразительных движениях рук человека

1.2. Смысл, смысловая позиция личности и жестовое выражение.

1.3. Классификации жестов.

1.4. Выводы.

Глава 2. Методы исследования жестового выражения человека.

2.1. Особенности эмпирического исследования жестового выражения

2.2. Наблюдение и методики регистрации движений человека.

2.3. Методика использования свободного вербального описания для исследования жестового выражения смысловых позиций личности.

2.4. Методика использования ситуации игровой имитации для исследования жестов.

2.5. Методика исследования жестового выражения в ситуации решения задач.

Глава 3. Экспериментальное исследование жестового выражения смысловых позиций.

3.1. Пилотажное исследование жеста как выражения смысловой позиции.

3.2. Исследование жестового выражения смысловой позиции в ситуации вербального описания трансформированных изображений круга.

3.3. Исследование жестопередачи как смыслопередачи в условиях совместной деятельности.

3.4. Исследование жестового выражения в ситуации решения задач.

Введение диссертации по психологии, на тему "Жест как средство выражения смысловой позиции личности"

Актуальность проблемы. Сегодня категорию «смысл» можно отнести к одной из самых разрабатываемых категорий психологии. Большинство научных направлений так или иначе обратило свое внимание на эту категорию. Проблематику смысла не обошли своим вниманием создатели отечественных научных школ: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и другие. Усилиями их последователей эта проблематика успешно развивается, поднимаясь на уровень выделения «психологии смысла» как особой сферы психологического познания (Д.А. Леонтьев, 1999). Большой вклад в разработку проблемы смыслов и смысловых образований внесли Е.Ю. Артемьева,

A.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, В.Ф. Петренко, В.А. Петровский, O.K. Тихомиров и многие другие исследователи. Своеобразное развитие психология смысла получила в рамках гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), экзистенциональной психологии (Р. Мэй,

B. Франкл и др.), в системных построениях Г. Олпорта и К. Левина.

Интенсивная разработка проблемы смысла, тем не менее, не приводит пока к приемлемым решениям. Это можно объяснить тем, что, во-первых, категория «смысл» является одной из сложнейших категорий в понятийном аппарате науки (смыслы - это «высшая математика психологии» (А.Н. Леонтьев, 1994)). Во-вторых, эта категория по мере развития науки обретает все большее значение: чем заметнее проявляет себя онтологизация научного познания, тем более заметной становится указанная проблематика. Все это делает актуальными исследования, в которых современное понимание природы и функционального значения смыслов проецируется в область психологических реалий, рассматривавшихся в свое время (а часто и сегодня) в изоляции от смыслов, хотя, на самом деле, они не только имеют к ним отношения, но могут выступать даже как форма, в которой существует и проявляет себя смысл.

Сказанное имеет прямое отношение к проблеме взаимосвязи смыслов с невербальными средствами коммуникации. Среди возможных проблем из этой далеко еще не познанной сферы психологической реальности, приобретающей все большее социальное значение, мы выделяем в качестве проблемы конкретно-научного исследования одну, а именно проблему понимания жеста как выражения смысловой позиции личности.

Смысловую позицию личности определяют как своеобразный «смыслопорождающий центр», обуславливающий понимание предмета («схему понимания» (Г.М. Кучинский, 1983)), модель представленности и интерпретации предмета, на котором концентрируется активность личности. Смысловая позиция личности раскрывается во внутреннем диалоге (Г.М. Кучинский). Мы хотим показать жест как средство выражения смысловой позиции личности как во внутренней коммуникации, так и во внешней.

Целью исследования является выявление функции, роли жеста во внутренней и внешней коммуникации.

Постановка такой цели обусловлена тем, что она вписывается в общую тенденцию развития науки. В.А. Лабунская показала, что невербальное поведение личности, в частности, жесты, входят в структуру экспрессивного Я личности, выражающих динамичность и направленность отношений человека к действительности (В.А. Лабунская (1997,1999)). В то же время, в работах А. Пиза, М. Вудкока, Д. Фрэнсиса, В. Биркенбиль и др. даются практические рекомендации по использованию невербальных средств общения, но эти рекомендации основываются не на результатах экспериментальных исследований, а на интуитивных обобщениях эмпирического характера. С другой стороны, существующие «словари жестов» созданы не психологами, а лингвистами (А.А. Акишина, X. Тано, М.А. Родионов, С.А. Григорьева, Н.В. Григорьев, Г.Е. Крейдлин и др.). Это не означает, что психологи не должны делать необходимых заимствований у «лингвоцентристов», но избежать редукционизма психологи могут только за счет четкого очерчивания предмета психологического исследования. Это же касается и психологической оценки исследований жеста, осуществляемых с исторических, этнокультурных, эстетических позиций (М. А. Родионов, Ю.Е. Березкин, Ю.Ю. Чернявичюте и ДР-).

Объектом исследования являются невербальные составляющие процессов внутренней и внешней коммуникации.

Предметом исследования выступают жесты, понимаемые как средства выражения смысловой позиции личности.

Гипотеза исследования представлена рядом допущений, вытекающих из предлагаемого понимания смысловой позиции личности как интегрального психологического образования, включающего в себя ситуативные и внеситуативные (смысловую установку) факторы, объединяющего в себя комплекс осознаваемых (предметных, ситуативных), частично осознаваемых (смыслы и отражающие их эмоции) и бессознательные (установки) явлений. Предполагается, что жест является средством выражения смысловых позиций личности, поэтому:

- жест может быть адресован другому (в процессах коммуникации), являясь средством смыслопередачи, согласования смысловых позиций и противостояния другим смысловым позициям;

- жест как средство выражения смысловой позиции может быть адресован личностью к самой себе как субъекту деятельности, решающему задачу на смысл, выступая в качестве рефлексивного средства закрепляющего смысл на стадии его перехода из иррациональной (эмоциональной) формы в рациональную (вербальную) форму.

Для проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи: в теоретическом плане - сформулировать основные теоретические положения о смысловой позиции личности;

- выявить основные теоретические и методологические предпосылки постановки проблемы о жесте как средстве выражения смысловой позиции личности; в методическом плане - разработать экспериментальные средства исследования жестового выражения человека, адекватные поставленным задачам; в эмпирическом плане - провести апробацию стимульного материала и методик регистрации жестового выражения для экспериментального исследования жестового выражения;

- провести экспериментальное исследование на основе разработанных и апробированных средств исследования в целях раскрытия проблемы.

Теоретико-методологическими основаниями исследования являются теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности, принцип системного подхода (Б.Ф. Ломов), положения культурно-исторической теории (Л.С. Выготский), положения теории включения информационных процессов (А.А. Крылов), положения теории психологических систем (В.Е. Клочко).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки сформулированных гипотез в работе использовался ряд методов и методик, выбор которых определялся задачами отдельных этапов исследования. На подготовительном этапе широко использовался метод критического анализа источников из научной, искусствоведческой, исторической литературы по проблеме, а также использовался метод систематизации данных, выраженный в классификации выразительных движений рук человека. На этапе основного исследования был использован метод эксперимента, в котором применялся стимульный материал: восемь трансформированных изображений круга; восемь иллюстраций невербального выражения; наглядные эвристические задачи; игровые ситуации. В пилотажном исследовании использовалось наблюдение и специально разработанная методика регистрации жестового выражения -модификация кинетографии. В эксперименте была применена видеозапись видеокамерой Panasonic 3000М, с последующей экспертной оценкой экспериментальных данных с помощью функции покадрового просмотра видеомагнитофона LG W20Y, а также фотосъемка с видеозаписи. В целях контроля использовались: «Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина (для контроля реактивной тревожности у испытуемых) и методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена ГП «ИМАТОН» (для контроля уровня компетентности у экспертов). Для количественной обработки данных использовались методы математической статистики. Обработка экспертных оценок эксперимента осуществлялась с использованием специальной компьютерной программы «Statistica 5.11».

Эмпирическим объектом исследования явились студенты высших учебных заведений - всего 280 человек.

Достоверность полученных результатов и основанных на них выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, использованием методов исследования, адекватных целям, задачам и логике исследования, использованием различных методов статистической обработки данных включающих корреляционный, дисперсионный и кластерный анализ.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ходе исследования были выявлены связи между жестовым выражением и смысловой позицией личности на теоретическом и эмпирическом уровне, а также введена гипотеза о зрительно-вербальной синестезии в первобытной культуре и разработаны методики: экспертной оценки жестового выражения и регистрации жестового выражения человека.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней обосновано положение о смысловой позиции личности как интегральном психологическом образовании. Выделена психологическая классификация выразительных движений рук человека, проделана работа по уточнению понятия «жест».Обсуждается проблема стиля жестового выражения.

Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы (и используются) в вузовских курсах по основам общей психологии, экспериментальной психологии, методам активного социально-психологического обучения. Полученные результаты исследования жестового выражении могут быть использованы для профессионального роста тех, кто по роду своей деятельности включен в общение. Кроме этого, они позволяют разработать конкретные диагностические программы в разных областях психологии - психологии понимания, психологии личности, социальной психологии, а также для разных форм психологической работы (консультирования, психокоррекции, психотерапии и др.), так как через жест осуществляется персонализация личности, а это позволяет более эффективно реконструировать психическую деятельность личности в конкретной ситуации. Полученные в результате исследования данные целесообразно использовать при подготовке психологов для работы в области психодиагностики, психологического консультирования, социально-психологических тренингах, психологии искусства, исторической психологии, политической психологии, клинической психологии, юридической психологии, а также для антропологов, педагогов, следователей, журналистов и др.

Положения выносимые на защиту:

1. Смысловая позиция личности представляет интегральное психологическое образование, включающее в себя ситуативные (оценку ситуации) и внеситуативные (смысловую установку) факторы. Она находит своё выражение не только в вербальных, но и в невербальных формах

2. Жест являясь средством выражения смысловой позиции личности, объективирует то, что не может быть достаточно репрезентировано в других (вербальных и невербальных) формах. Смысловая позиция личности влияет на показатели жестового выражения человека.

3. Жесты реализуют в общении функции: выражения состояний, регулирования процесса общения, информирования, выражения отношений, самоорганизации деятельности.

4. В процессе деятельности жесты могут осуществлять персонализацию смыслов и их персонификацию как для себя (в процессе внутреннего диалога), так и для другого (в процессе внешнего диалога).

Апробация результатов исследования. По теме диссертации были прочитаны доклады и опубликованы материалы: на российской научной конференции «Петр Алексеевич Кропоткин» (Чита, 1992); на международном симпозиуме «Культурные традиции народов Сибири и Америки» (Чита, 1995); на III международных Санкт-Петербургских религиоведческих чтениях «Сакральное в культуре» (Санкт-Петербург, 1995); на первом Всероссийском симпозиуме по философским проблемам виртуальной реальности «Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры» (Санкт-Петербург, 1996); на российской научной конференции «Гуманитарные науки и гуманистические основы образования и воспитания» (Чита, 1996); на международной научной конференции «Поиски исторической психологии» (Санкт-Петербург, 1997); на научной сессии социально-психологического факультета «Психологическая наука - практике» (Чита, 2000). По теме диссертационного исследования опубликовано 8 печатных работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (274 наименований) и пяти

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"

Выводы

На основе теоретического анализа и результатов экспериментального исследования сформулированы следующие выводы:

1. На ранних стадиях антропогенеза жест выполнял функцию отражения ситуации в форме натуральной пантомимы. С развитием речи жест стал обслуживать другую психологическую систему, включившись в связь с развитыми формами сознания, деятельности личности, принимая на себя функцию выражения смысла, смысловой позиции личности.

2. Смысловая позиция является многоаспектной смысловой реальностью, в которой выделяются показатели: активности; оценки ситуации, деталей ситуации, себя и интенсивности как готовности к действию по отношению к ситуации, деталям ситуации, себе.

3. Жест является средством выражения смысловых позиций личности, объективируя то, что не может быть достаточно репрезентировано в других (вербальных и невербальных) формах, как в контексте речевого сообщения, так и параллельно с речью или как жест-реплика.

4. В ходе исследования разработаны методики регистрации и экспертной оценки жестового выражения. Экспериментально показано преимущество в исследовании жестового выражения методики регистрации с использованием видеозаписи и последующего покадрового воспроизведения над кинетографией.

5. Жест выражает смысловую позицию личности как активность, оценку ситуации, деталей ситуации, себя и интенсивность (готовность к действию по отношению к ситуации, деталям ситуации, себе), выполняя не только функции выражения состояний, регулирования процесса общения, информирования, но и выражения отношений, самоорганизации деятельности.

6. Жест является не аккомпанементом, а условием развития совместной деятельности, координации ее участников, кооперации, играя большую роль в понимании и взаимопонимании. С помощью жеста происходит презентация смысла партнеру, осуществляется борьба смысловых позиций, их выражение. В ситуации игровой имитации жест, выражая смысловую позицию личности, выполняет функцию выражения отношений, самоорганизации совместной деятельности.

7. Жест является условием внутреннего диалога как выражение внутренней готовности действовать в определенном направлении, в направлении предмета, имеющего актуальный смысл, участвуя в целеобразовании, выполняя функцию самоорганизации деятельности.

Заключение

Изучение проблемы жестового выражения человека позволяет расширить и углубить научные представления о смысловой позиции личности. Смысловая позиция личности является интегральным психологическим образованием. При коммуникации жест может рассматриваться как показатель выражения смысловой позиции. Этим положением преодолевается лингвоцентризм, так как в ряде современных исследований жесты соотносят с языком (А. Пиз, Р. Бердвистл и др. ).

Первоначально, как в антропо-, так и в онтогенезе жест выступает как элемент практической деятельности и появляется раньше речи. Жест играет важную роль в становлении знаковости, в формировании сознания в период дословесной коммуникации, когда жест неотделим от ситуации. С развитием речи жест стал обслуживать другую систему, включился в связь с развитыми формами сознания, деятельности личности. Жест стал играть другую роль, не отражения ситуации, а выражения смысла, смысловой позиции личности (оценки ситуации, деталей ситуации, себя и готовности действовать по отношению к ситуации, к деталям ситуации, к себе), т. е. жест перестал быть простой проекцией ситуации, естественной, ситуативной пантомимой. Это отличает жестовое выражение личности усвоевщей общественно-исторический опыт от индивида. JI.C. Выготский на примере указательного жеста показал, что история развития этого жеста играет важную роль в развитии речи ребенка и является древней основой всех высших форм поведения. Движение становится жестом будучи осмысленно и понято окружающими людьми. Таким образом, в онтогенезе рождается предметное сознание и переходные формы между «субъективными и объективными мирами» (Клочко В.Е.).

Человек, обладающий развитыми формами сознания строит систему представлений о ситуации, о мире в целом и о своем месте в нем, стремится найти смысл своего существования. Осмысливая ситуацию, объекты ситуации, себя как субъекта деятельности, свою позицию в этой ситуации, человек использует жестикуляцию, которая выполняет функции не только выражения состояния, регулирования процесса общения, информирования, но и выражения отношений, самоорганизации деятельности. Смысловая позиция инкорпарирована в жесте, жест способствует осмыслению ситуации, усилению позиции личности в ситуации. Смысловая позиция представляет собой смыслопорождающий центр, схему понимания предмета, модель его представления. В составе смысловой позиции различные представления образуют динамическое единство.

Экспериментальное исследование показало, что жестовое выражение проявляется при описании изображений, которые являются точкой запускающей произвольные ассоциации, когда испытуемый испытывает затруднения и не проявляется при описании реалистичных, легких для описания изображений; жестовое выражение человека представлено в виде монологического высказывания в котором испытуемый выражал в речи одну смысловую позицию. В процессе внутреннего диалога, когда в речи взаимодействуют разные смысловые позиции, жестовое выражение проявляется в виде жестов направленных для себя во внутреннем диалоге.

Жестовое выражение возникало не только в форме монологического высказывания, но и в ситуации диалога, внутреннего диалога. В монологизированом тексте различные высказывания сливаются в единый контекст, который определяет предмет одним способом. Для монолога характерна выраженность в речи одной смысловой позиции. Все детали, подробности, неясности восполняются в соответствии со смысловой позицией. В составе смысловой позиции представления образуют динамическое единство, но главным остается понимание предмета активности. Во внешнем монологе речь обращена к другому человеку. Поэтому, испытуемые создавали с помощью жестов модели представляемого предмета.

В диалоге жест служит как для согласования смысловых позиций, так и противостояния другим смысловым позициям, взаимопонимания. Б.А. Парахонский характеризует диалог как коммуникативный процесс, взаимодействие качественно различных интеллектуально-ценностных позиций. Б.А. Парахонский считает, что «. должно быть две «логики», сориентированные к одной предметности. Диалог - это выяснение ценностных и смысловых позиций друг друга» (181, С.27).

Во внутреннем диалоге жест выступает как средство понимания смысла, закрепляя смысл на стадии перевода его из эмоциональной формы в вербальную (рациональную) форму. Смысловая позиция личности необходима для самопонимания. «. конкретный характер самопонимания в значительной степени зависит от того, к какой социальной общности относит себя человек, с какой позиции он пытается получить ответы на жизненно важные вопросы» (93, С.16).

Знания о жестовом выражении необходимы для развития и оттачивания навыков межличностного общения. Жестовое выражение не только средство коммуникации, но и способ организации наших представлений о себе и окружающем мире, индентификации себя. Изучение представлений личности о себе и окружающем мире, самопонимание возможно через моделированное использование жестового выражения в тренинге (социально-психологическом тренинге, тренинге личностного роста). Кроме этого, жестовое выражение может быть использовано как средство коррекции развития отдельных функций, в первую очередь нарушений в развитии речи (логоневроза). Задачами работы в такого типа группах может быть тренировка невербальных аспектов общения, тренировка навыков эффективного общения, преодоление невротических особенностей личности и др. Данные о исследовании жестового выражения могут быть использованы для развития и оттачивания навыков межличностного общения, диагностики этапов развития и состояний сознания, интенсификации овладения иностранным языком как пути вхождения в инокультуру с помощью невербальной коммуникации, повышению эффективности деятельности психолога в различных областях (клинической, педагогической, социальной психологии и др.), а также в работе педагога, психиатра, менеджера, антрополога, артиста и др.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Екинцев, Владислав Иванович, Санкт-Петербург

1. Акишина А.А., Тано X. Национальная специфика коммуникации и словарь русских жестов // Словари и лингвострановедение. М.: Русс, язык, 1982. - С. 157-161.

2. Акишина А.А., Тано X., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. -М.: Русс, язык, 1991.- 144 с.

3. Алексеев С. Образ воплотивший слово.- СПб.: САТИСЪ,1997. 38 с.

4. Алексеева JI.B. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний: Учебное пособие. Тюмень: ТюмГУ, 1996.- 128 с.

5. Аленикова С.И. О жесте//Человек.-1991. №3. - С.157-165.

6. Алпатов В.М. История одного мифа: Марр и марризм. М.: Наука, 1991. -240 с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1969. - 339 с.

8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН, I960,- 486 с.

9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Асток-Пресс, 1997. - 376 с.

10. Артемьева Е.Ю. Об описании структуры перцептивного опыта // Вестник МГУ, Серия 14, Психология. 1977. - №2. - С.12-18.

11. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: МГУ, 1980. -128 с.

12. Артемьева Е.Ю., Урунтаева Г.А. Изучение структуры субъективного опыта в условиях неопределенной инструкции // Мышление. Общение. Опыт.-ЯрГУ, 1983.- С.108-113.

13. Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г. Психосемантические методы описания профессии // Вопросы психологии. 1986. - №3. - С.127-133.

14. Асмолов А.Г., Насиновская Е.Е., Басина Е.З. Принципы исследования смысловых образований личности // Развитие эргономики в системе дизайна: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Боржоми, 1979. -С.219-224.

15. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.- М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-768 с.

16. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М.: Экономика, 1988. - С.64-74.

17. Аудиовизуальная психодиагностика осужденных./ Под ред. А.И. Ушатикова. Учеб. пособие для учебных заведений МВД России.- Рязань: Институт права и экономики МВД России, 1997.- 148 с.

18. Барро Ж.-Л. Искусство жеста //Современная драматургия. 1986.- №4.-С.250-260.

19. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975.-432 с.

20. Батуев А.С., Таиров О.П. Мозг и организация движений: Концептуал. модели Л.: Наука, 1978. - 139 с.

21. Белик А.А. Психологическая антропология. М.: РАН, 1993.- 190 с.

22. Белоусова А.К. Новообразование в структуре совместной мыслительной деятельности учащихся: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1992.- 24 с.

23. Белоусова А.К. Общение в совместной мыслительной деятельности: теоретический анализ проблемы // Личность в деятельности и общениии / Отв. Ред. В.А. Лабунская, А.К. Белоусова. Ростов-на-Дону, 1997. - С.61-84.

24. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности // Психологическое исследование: методология, теория, методы,- Барнаул, 2000. -С.97-107.

25. Беляева А.В.,Самойленко Е.С. Монолог и диалог в задачах вербализации образа // Психологические исследования познавательных процессов и личности.- М., 1983. С. 106-121.

26. Беспалов Б.И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. М.: МГУ, 1984. - 189.

27. Березкин Ю.Е. Жесты у древних перуанцев // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. - С. 250-278.

28. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. -256 с.

29. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. -349 с.

30. Бехтерев В.М. Объективная психология.- М.: Наука, 1991.-480 с.

31. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.-400 с.

32. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер Пресс, 1997.-224 с.

33. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973. -270 с.

34. Бодал ев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. -200 с.

35. Боровиков В.П., Боровиков И.П. Statistica -Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Филинъ.1998. - 608 с.

36. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

37. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. - 415 с.

38. Бунак В.В. Происхождение речи по данным антропологии /Тр. /Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. 1951. - Т. 16: Происхождение человека и древнее расселение человечества. - С.205-290.

39. Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии их развития в антропогенезе // Ископаемые гоминиды и происхождение человека. М., 1966. - С.495-555.

40. Валлон А. От действия к мысли: Очерк сравнительной психологии. -М.: ИЛ, 1956.- 238 с.

41. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. - 196

42. Варнава (Беляев). Основы искусства святости: В 4 т. Нижн. Новгород, 1995-1998. - Т. 1-4.

43. Войтонис Н.Ю. Предистория интеллекта. M.-JL: АН СССР, 1949. - 270 с.

44. Волконский С.М. Выразительный человек: Сценическое воспитание жеста. СПб.: Аполлон, 1913. - 222 с.

45. Воробьев В.В. Опыт классификации выразительных движений по их генезу // Вопросы философии и психологии . 1897. - Кн.5 (40). - С.717-753.

46. Восприятие: механизмы и модели /Под ред. Н.Ю. Алексеева М.: Мир, 1974.-367 с.

47. Восприятие и деятельность /Под ред. А.Н. Леонтьева.- М.: МГУ, 1976. -320 с.

48. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика М.: Дело, 1991. - 320 с.

49. Вундт В. Основы физиологической психологии. СПб, 1912 - Т.З. -784 с.

50. Выготский Л.С. Собр. сочинений: В 6 т. Проблемы развития психики.- М.: Педагогика, 1983.- Т.З. -368 с.

51. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.

52. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: ЛГУ, 1974. - 152 с.

53. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. - 175 с.

54. Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. М.: Искусство, 1986. -186 с.

55. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980. - 104 с.

56. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М.: Молодая гвардия, 1991. - 240 с.

57. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М,: Лабиринт, 1997.-256 с.

58. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 208 с.

59. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.: Тривола, 1995. - 324 с.

60. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов.- Москва-Вена: Языки русской культуры; Венский славистический алманах, 2001. 256 с.

61. Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика: В 2 ч. M.-J1.: Медицина, 1930. -4.1-2.

62. Гусев В.Е. О специфике восприятия фольклора (к проблеме синестезии в искусстве). В сб.: Творческий процесс и художественное восприятие. JT.: Наука, 1978.- С.79-90.

63. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Собрание сочинений.-М.: АН СССР, 1953. Т.5.-1040 с.

64. Девишвили В.М. Методы изучения движений человека. М.: МГУ, 1979. -57 с.

65. Дейнека О.С. Индивидуально-психологические особенности включенных сенсомоторных реакций: Автореферат дисс. . канд. псих. наук.-Л.,1982.-16 с.

66. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. -Т.1. М.: Мысль, 1989. - 654 с.

67. Джакупов С.М. Целеобразование в совместной деятельности: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. М., 1985.- 22 с.

68. Дильтей В. «Понимающая психология» // Хрестоматия по истории психологии. Под ред. П. Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., МГУ, 1980, С.258-285.

69. Дмитриев С.В., Кузнецов С.В., Семенов И.Н. Психосемантические аспекты теории проектирования и построения двигательных действий спортсменов. Нижний Новгород: НГПУ, 1992. - 81 с.

70. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. Л.: Искусство, 1975.-125

71. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Основы антропоцентрической биомеханики (методология, теория, практика). Нижний Новгород: НГПУ, 1993. 146 с.

72. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.- 320 с.

73. Екинцев В.И. К вопросу о возникновении языка // Петр Алексеевич Кропоткин. Российская научная конференция: Сборник тезисов. Чита: ЧГПИ, 1992. -С.106-107.

74. Екинцев В.И. Идея первобытной пантомимы в работах отечественных психологов и историков // Культурные традиции народов Сибири и Америки: преемственность и экология: Материалы международной конференции. -Чита: ЧГПИ, 1995. С.53-54.

75. Екинцев В.И. Этапы генезиса искусства в палеолите как стадии развития зрительно-вербальной синестезии // Сакральное в культуре: Материалы III международных Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. СПб.: ГМИР, 1995.-С.5-6.

76. Екинцев В.И. Искусство пантомимы и виртуальная реальность //Виртуальная реальность как феномен науки, техники, культуры. Первый Всероссийский симпозиум по философским проблемам виртуальной реальности. СПб.: СПбГУ, 1996.- С.76-78.

77. Екинцев В.И. К проблеме реконструкции пантомимы в палеолите //Высшая школа: гуманитарные науки и гуманистические основы образования и воспитания: Материалы российской научной конференции. Чита: ЧГПИ, 1996. - С. 10-12.

78. Екинцев В.И. Продуктивный подход в исследовании форм выражения в культурной антропологии //Поиски исторической психологии: Международная научная конференция. СПб.: Третья Россия, 1997. - С.11-14.

79. Екинцев В.И. Жестовые формы презентации внешней среды субъектом //Гуманистическая и социально-психологическая поддержка личности: Межрегиональная конференция.- Чита: ЗабГПУ, 2000. 4.1. - С.74-75.

80. Екинцев В.И. Наблюдение за выразительными движениями человека //Психологическая наука практике: Сборник материалов научной сессии социально-психологического факультета. - Чита: ЗабГПУ, 2000. - С.33-35.

81. Емельянов Ю.Н. Невербальное общение как форма материализации межличностных отношений // Вестник ЛГУ, №17: Экономика, философия, право.- 1983. Вып. 3. - С.48-53.

82. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л.:ЛГУ, 1991. - 106 с.

83. Емельянов Ю.Н. Эффект трансситуационного научения.// Психология социальных ситуаций./Сост. и общая редакция Н.В. Гришина. СПб.: Питер, 2001.- С.268-279.

84. Жане П. Психический автоматизм. М.: Начало, 1913. - 455 с.

85. Жорницкая М.Я. Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Востока Сибири. М.: Наука, 1983. - 152 с.

86. Зазыкин В.Г., Коваль Н.А. Психология проницательности: Учебное пособие. Тамбов: ТГУ, 1999. - 95 с.

87. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

88. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: АПН РСФСР, 1960.-430 с.

89. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2т. М.: Педагогика, 1986. - Т.1.-318 с.

90. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.: Паломник, 1996. - 696 с.

91. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: ИП РАН, 1994,- 237 с.

92. Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб: Алетейя,1999. 281 с.

93. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия //Сибирский психологический журнал. Томск, 2000. - Вып 12,- С.9-17.

94. Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР/В.В. Иванов; ВИНИТИ; Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика» М.: Наука, 1976. - 303 с.

95. Иванов В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Советское радио, 1978. - 185 с.

96. История и психология./ Ред. Б.Ф. Поршнев и Л.И. Анцыферова.- М.: Наука, 1971.-388 с.

97. Каган М.С. Морфология искусства.- Л.: Искусство, 1972.- 440 с.

98. Квасков В.Д. Общение и деятельность. М.: ИЧП Воскресение, 1997.- 218 с.

99. Килошенко М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: Автореферат дис. . канд.психол. наук. СПб, 1994.- 16 с.

100. Киприан (Керн). Антропология св.Григория Паламы. М.: Паломник, 1996.- 456 с.

101. Кириленко Г. Л. Проблема исследования жестов в зарубежной психологии // Психологический журнал. 1987. - Т.8. - №4. - С. 138-147.

102. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983.- 308 с.

103. Клочко В.Е. Человек как психологическая система // Сиб. психологический журнал. 1996.- Вып. 2. - С. 10-13.

104. Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза// Сиб. психологический журнал. 1998.- Вып. 8. - С.7-15.

105. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974.-81 с.

106. Кондильяк Э.Б. Собрание сочинений:В 2 т. М.: Мысль, 1980.- Т. 1. - 334 с.

107. Коренев Г.В. Очерки механики целенаправленного движения. М.: Наука, 1980. - 192 с.

108. Коренев Г.В. Психология и механика // Психологический журнал. -1980. Т.1. - №4.- С.123-136.

109. Коренев Г.В. Математическая модель психомоторного акта // Психологический журнал. 1981. -№3. - С. 124-139.

110. Корнилов К.Н. Учение о реакциях человека. М.-Л.: Госиздат, 1927. -102

111. Корнилова T.B. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ, ЧеРо,1997. -256 с.

112. Королева Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых 20 века) //Сов. Этнография. 1975.- №5.-С.147-155.

113. Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977.- 215 с.

114. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: психологический очерк. М.: Прогресс, 1977. - 262 с.

115. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 1997. - 431 с.

116. Красносельский А. О задачах искусства у первобытного человека // Русское богатство.- 1902.- №6.- С. 1-27.

117. Краснорядцева О.М. Регуляция мыслительной деятельности на стадии инициации: Автореф. дис. . канд. психол. наук М., 1986.-25 с.

118. Краснорядцева О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности: Автореф. дис. . докт. псих. наук. М., 1996.- 47 с.

119. Краснорядцева О.М. Использование метода реконструкции профессионального образа мира при исследовании мышления // Психологическое исследование: методология, теория, методы. Барнаул, 2000. - С. 16-21.

120. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики./ Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергера, Д. Эпстайна. М.: Мир, 1995,- 335 с.

121. Крылов А.А. Человек в автоматизированных системах управления. -Л.: ЛГУ, 1972.- 192 с.

122. Культуральная антропология: Учебное пособие /Под ред. Ю.Н. Емельянова, Н.Г. Скворцова.- СПб.: СПбГУ, 1996. 188с.

123. Культурная история жестов //История ментальностей, историческая антропология. М., 1996. - С. 119-129.

124. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М.:Педагогика,. 1970.-231 с.

125. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыыа В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.- 544 с.

126. Кураев А. Человек перед иконой (размышления о христианской антропологии и культуре) // Квинтэссенция: философский альманах. М.: Политиздат, 1992.- С.237-262.

127. Кучинский Г.М. Диалог и мышление. Минск: БГУ, 1983.- 190 с.

128. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск: Университетское, 1988.- 304 с.

129. Кэмпбелл Д.Т. Методы экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. -СПб.: Соц.-психол. Центр, 1996.- 392 с.

130. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения // Вопросы психологии. 1987. -№3. - С.70-77.

131. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. М.: Знание, 1989.- 64 с.

132. Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию-интерпретации невербального поведения./ЛПсихологический журнал.1997. Т.18.- №5. -С.85-95.

133. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608 с.

134. Лабунская В.А. О «практичности» социальной психологии невербального общения.//Социальная психология в трудах отечественных ученых./ Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкий СПб., 2000. - С.377-394.

135. Ланге Н.Н. Теория В. Вундта о начале мифа. Одесса, 1912.-23 с.

136. Ларичев В.Е., Ромм В.В. Пляска Юпитера (реконструкция танца эпохи мальтинской культуры)// Гуманитарные науки в Сибири. 1994,- №3.- С.З-8.

137. Ларичев В.Е., Ромм В.В. Пляска Юноны (семантика туроня и опыт реконструкции танца древнекаменного века) // Обозрение 1993.-Новосибирск: ИА и Эт. Со РАН, 1995.- С.278- 287.

138. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.-Л.: Атеист, 1930.- 337 с.

139. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.- 608 с.

140. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983.- 536 с.

141. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.- 382 с.

142. Леви К. Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ, 1980. - С.122-131.

143. Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» // Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ, 1980, С. 131 - 146.

144. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор,2000,- 368 с.

145. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М.: АН СССР, 1963.- 140 с.

146. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.- М.: Смысл, 1997.- 287 с.

147. Леонтьев А.А. Психология общения. М.:Смысл,1997.- 365 с.

148. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.3-е изд. М.: МГУ, 1972.584 с.

149. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.-М.: Педагогика, 1983,- Т.2.- 318 с.

150. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев.- М.: МГУ, 1994.- 287 с.

151. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: МГУ, 1998.- 111 с.

152. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.- 487 с.

153. Линдсней П., Норман Д. Переработка информации у человека (Введение в психологию). М.: Мир, 1974.- 556 с.

154. Лисициан С. Запись движения (Кинетография). М.-Л.: Искусство, 1940.428 с.

155. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии.-М.: Наука, 1975. С.151-165.

156. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии.-М.: Наука, 1975. -С. 124-136.

157. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1984.- 446 с.

158. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991,- 296 с.

159. Лоренц К. Человек находит друга. М.: Мир, 1977.- 224 с.

160. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М.: Знание, 1980.- 208 с.

161. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Экспериментально-психологическое исследование. М.: Наука, 1974.-174 с.

162. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979.- 320 с.

163. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988.- 520 с.

164. Марищук В.Л., Платонов В.К., Плетницкий Е.А. Напряженность в полете.- М.: Воениздат, 1969.- 120 с.

165. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Речь, 2001.-256 с.

166. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой М.: Форум - ИНФРА-МД998.- 296 с.

167. Мироненко В.М. Психология выразительных движений и вопросы диагностики психических состояний. М.: АПН СССР, 1973.- 24 с.

168. Мирошников С.А. Межуровневые связи в организации психической деятельности: Дисс. .канд. псих. наук.-СПб., 1996.-122 с.

169. Михайлов JI.А., Соломин В.П., Губин В.А. Введение в психологию общения (невербальные средства общения): Учеб. пособие.- СПб.: РГПУ, 1999.-106 с.

170. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. СПб., ГП ИМАТОН, 1996.- 56 с.

171. Морозов С.М. Смыслообразующая функция психологического контекста. // Познание и личность, Ч. 2. М., 1984. С. 56-64 (Деп. в ВИНИТИ № 28822884).

172. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация.-М.: ИП РАН, 1998,- 164 с.

173. Мулюкова З.М. Двигательная система тела человека в нотации движения // Нотация движения. Казань, 1972.- С. 15-40.

174. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981.- 230 с.

175. Нейдинг В.Л. Некоторые обоснования кинетической стадии развития мышления и истоки искусства // Вопросы антропологии. 1974. - Вып.48. -С.76-85

176. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М.: Наука, 1970. - 439 с.

177. Никифоров А.Т., Семенов В.Е. Метод наблюдения в социально-психолоогических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1987. - 96 с.

178. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу. - М.: Экономика, 1990.-48 с.

179. Нисский Григорий. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995.- 176 с.

180. Основы теории речевой деятельности. / Отв. ред. А. А. Леонтьева М.: Наука, 1974.- 368 с.

181. Парахонский Б.А. Коммуникация и культурная среда // Вопросы философии, 1989.- № 7. - С.24-27.

182. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.- 208 с.

183. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе.- М.: Московское городское педагогическое общество, 1998. 222 с.

184. Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. М., 1983. -С.133-136.

185. Пиз А. Язык жестов. Кострома: Ай Кью, 1992. - 274 с.

186. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989.- 624 с.

187. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990,- 334 с.

188. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие. /Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева.- СПб.: Питер, 2000.- 560 с.

189. Психологические механизмы целеобразования /Отв. ред. О.К.Тихомиров.- М.:Наука, 1977.-260 с.

190. Психология влияния./ Составитель А.В. Морозов СПб.: Питер, 2000. -400 с.

191. Психология глухих детей / Под ред.Соловьева И.М., Шиф Ж.И., Розановой Т.В., Яшковой Н.В. М.: Педагогика, 1971.- 448 с.

192. Психология социальных ситуаций./ Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. -416 с.

193. Рамишвили Д.И. К природе некоторых видов выразительных движений. -Тб.: Мецниереба, 1976. 127 с.

194. Рафаил (Карелин). О языке православной иконы.-СПб.: САТИСЪ, 1997.-70с.

195. Регуш JI.A. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер,2001,- 176 с.

196. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М.: МГУ, 1982. -32 с.

197. Роговин М.С. Метод наблюдения и деятельность наблюдателя // Вопросы философии. 1988.- №7.- С.93-104.

198. Родионов М.А. Этнокультурные особенности языка жестов у арабов Сирии и Ливана / Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985. -С.243-259.

199. Рюкле X. Ваше тайное оружие. Мимика, жест, движение. М.:АО Интерэксперт, 1996.- 277 с.

200. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. -Т. 1-2.

201. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1999.- 384 с.

202. Румнев А.А. Пантомима и ее возможности. М.: Знание, 1966.- 80 с.

203. Рутберг И. Язык жеста //Театр.- 1975.-№2.- С.129-137.

204. Серафим (Чичагов). Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. М.: Изд.М.Б.Р.ж.м., 1996. - 852 с.

205. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга (попытка ввести физиологические основы в психические процессы). М.: АМН СССР, 1952.-232 е.

206. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социально-психологический центр, 1996,- 350 с.

207. Сироткин С.А. Чем лучше мышлению вооружаться жестом или словом? // Воросы философии,-1977.- №6,- С.91-101.

208. Сироткин С.А. Переход от жеста к слову // Вестник МГУ.-1977.- Серия 15.-№2.- С.53-60.

209. Ситковская О.Д. Аффект: криминально-психологическое исследование.-М.: Юрлитинформ, 2001.-240 с.

210. Соболевский И. А. Кинетическая речь на производстве (формы сигнализации) / Семиотика пространства и пространство семиотики. -Тарту, 1986. -С.107-133.

211. Современная психология: справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 1999. -688 с.

212. Солсо Р.Л. Когнитивная психология.-М.: Тривола, 1996.-600 с.

213. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М,: Госполитиздат, I960.- 471 с.

214. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982. - 368 с.

215. Станиславский К.С. Работа актера над собой.- М.: Искусство, 1985.- Ч.1.-479 с.

216. Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В. Либина. М.: Смысл, 1998.- 310 с.

217. Столяр А. Д. Об основных аспектах изучения палеолитического изобразительного творчества как исторический источник //Археологический сборник Государственного Эрмитажа.- 1984. Вып. 25.-С.7-18.

218. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985.- 298 с.

219. Стюарт Дж. Врата тайны // Наше наследие. 1994,- №31. - С.2-14.

220. Таиров А.Я. Записки режиссера, статьи, беседы, речи, письма. М.: Всерос. Театр. Общ-во, 1970. - 603 е.

221. Тарасов Е.Ф. Ролевая интерпретация понятий «значение» и «смысл» // Проблемы психолингвистики / Отв. ред. Ю.А. Сорокин, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1975. С. 151-166.

222. Тих Н.А. Предистория общества (сравнительно-психологическое исследование). Л.: ЛГУ, 1970.- 312 с.

223. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984.- 270 с.

224. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. - 429 с.

225. Трубецкой Е.Н. Избранное. М.: Канон,1995.- 480 с.

226. Фаст Д. Язык тела. Как понять иностранца без слов /Э. Холл; Пер. с англ. Ю.В. Емельянова. М.: Вече, Персей, ACT, 1995.- 432 с.

227. Федорова Н.В. Невербальные средства общения в деятельности учителя Автореферат дисс. канд. пед. наук. М, 1995.-16 с.

228. Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности.//Психологический журнал. 1989. - Т. 10. - №6. - С. 58-67.

229. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения: В 2 т. -Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Паломник, 1994. Т. 1-2.

230. Философия русского религиозного искусства 16-20 вв. Антология./ Сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина.- М.: Прогресс, 1993. 400 с.

231. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. - 456 е.

232. Хоружий С.С. Сердце и ум // Московский психотерапевтический журнал. -1992,-№1.- С.137-159.

233. Хоружий С.С. Феномен «умных чувств» в мистике православия //Психология и христианство: путь интеграции.- М.,1994.- С.78.

234. Хрестоматия по инженерной психологии./Сост.: Б.А. Душков, Б.Ф. Ломов, Б.А. Смирнов / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высш. шк., 1991.- 287 с.

235. Цевелева И.В. Развитие невербальных средств общения и паралингвистических компонентов речи у детей младьшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд. псих. наук. Иркутск, 2000. - 18 с.

236. Чехов М.А. Психологический жест //Литературное наследие: В 2 т.- М., 1995.- Т. 2.-С. 189-220.

237. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. Л.: Наука, 1969.- 391 с.

238. Шленская А.В. Временная организация структуры невербального взаимодействия и диалогичность общения: Автореф. дисс. . канд. псих. наук.-М.,1995. 17 с.

239. Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. Под ред. П. Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: МГУ, 1980, С.286-300.

240. Экман П. Психология лжи.- СПб.: Питер, 1999.- 272 с.

241. Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1966.- Вып 1,2. - 429 с.

242. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, Универс, 1993.- 336 с.

243. Якобсон П.М. Опыт изучения действий с воображаемыми предметами //Известия АПН РСФСР. 1956.- Вып. 76,- С.199-222.

244. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1958.- 384 с.

245. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М.: Наука, 1984.-137 с.

246. Яницкая М.Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора. -М.: ВНМЦ, 1981.-44 с.

247. Яньшин П.В. Семантика проективного рисунка в контексте языка невербальных значений // Вестн. Моск. ун-та. 1989. - Сер. 14, Психология. - № 1. - С. 45-51.

248. Яньшин П.В. Психосемантические механизмы рисуночной проекции: Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1990.- 25 с.

249. Birdwhistell R. L. Kinesics and Context. Philodelfia, 1970. - 356 p.

250. Condon W. S., Ogston W. D. A segmentation of behavior.// J. Psychiat. Res. -1975 -V.5- P. 221-235.

251. Critchley M. Silent language.- London: Butterworth, 1975. 231 p.

252. Dittman A.T. Developmental factors in conversational behavior.// J.Communication. 1972. - V.22 - P.404-423.

253. Dittman A.T. The development of conversational behavior. /Communicative Structures and Psychic Structures / Ed. Freedman N., Grand S. -N. Y., 1976. -P.l 13-147.

254. Dittman A.T. Review of R.Birdwhistell. Kinesics and contex // Psychiatry. 1971,-Vol. 34-№3.-P. 335.

255. Ekman P., Friesen W. V. The repertoire of nonverbal behavior: categories, origins, usage and coding. /Semiotica. 1969. V.I.- P.49-98.

256. Freedman N. The analysis of movement behavior during the clinical interviews. / Studies in Dyadic Communication / Ed. Siegman A., Pope B. N. Y., 1972. - P.153-175.

257. Freedman N. Hands, words and mind: on the structuralization of body movements during discourse and the capacity for verbal presentation. /Communicative Structures and Psychic Structures / Ed. Freedman N., Grand S. N.Y., 1976.- P.109-132.

258. Freedman N., Bucci W. On kinetic filtering in associative monologue. /Semiotica, 1981.-V.34,- P.225-249.

259. Frishberg N. Arbitrariness and iconicity: historical change in American Sign Language. / Language. 1975.-V.5L- P.696-719.

260. Graham J., Argyle M. A cross-cultural study of the communication of extraverbal meaning by gestures. // Internat. J. Psychol. 1975. - V.10. - P.57-67.

261. Hewes G. W. Primate communication and the gestural origins of language.// Current Anthropol. 1973,- V.14. - P.5-24.

262. Human movement understanding /Edited by P. Morasso and V. Tagliaso -North-Holland, 1986.- 382 p.

263. Kendon A. Some relationship between body motion and speech. An analysis of an example. / Studies in Dyadic communication / Ed. Siegman A., Pope B. -N.Y., 1972. -P.l 17-210.

264. Kendon A. Gesticulation, speech and gesture theory of language origins. /Sign Lang. Stud. 1975. - V.9. - P.349-373.

265. Kendon A. Differencial perception and attentional frame in face-to-face interaction: two problems for investigation. / Semiotica. 1978. - V.24. - P.305-315.

266. Kendon A. A description of a deaf-mute sign language from the Enga Province of Papua New Guinea with some comparative discussion./ Semiotica, 1980. Pt.I, II, III. - V.31, P.l-31, 81-117; V.32, P.245-313.

267. Kendon A. Geography of gesture. / Semiotica. 1981. - V.37. - P. 129-163.

268. Kendon A. Introduction: Current issues in the study of «Nonverbal Communication, Interaction and Gesture: Selections». The Hague, 1981. - P. 153.

269. Laban R. Principles of dance and movement notation. London: Macdonald and Evans, LTD, 1956.- 56 p.

270. Laban R. The mastery of movement. London: Macdonald and Evans, LTD, I960.- 186 p.

271. Nonverbal communication /Edited by R.A. Hindle. Cambridge:Cambridge University Press, 1972.- 444 p.

272. Nonverbal communication, interaction and gesture /Editor A.Kendon. -Mouton publishers, The Hague, 1981. 549 p.

273. Semiotica (Special Issue: Approaches to gesture) / Guest editors: A.Kendon and T.D.Blakely Amsterdam- Berlin- New York. - V. 62 - 1/2, 1986. - 190 p.f *

274. Средневзвешенные оценки жестового выражения в ситуации вербального описаниятрансформированных изображений круга

275. Показатель активности Тип Допол Направленность Форма Актив Оцен Интенжестового выражения жеста: нител жеста употребления ность ка сив

276. А) микродвижения ; имита ьно жеста ситуа ность

277. Б) пространственное движение; ц ион испол ции,

278. В) разнообразие репертуара; ный; ьзуем детал

279. Г) руки участвующие в указат ые Ч/ ейжестикуляции; ель жесты ситуа

280. Д) количество жестов оцененное ный; и ции,по баллам; изобр манип себя.

281. Е) сумма баллов; азител ьный; уляци и

282. ЧО oo 00 ON 00 О) 'чГ 00 'чГ ЧО m rf- ЧО сч т 00 Г- 'чГ

283. N CO со CO CNJ CO <N (N (N <N CNJ Tf (N сч <N <N <N CN (N (N CN СЧ СЧ со СЧ (N

284. О >» 1 1 1 >» i 1 1 1 1 1 1 S 1 f 1 S 1

285. Я я ;Я Я я я 1 Я Я я я 1 1 Я Я 1 Я О я 1 1- 00 I i ■СЯ On 00 ON О О 00 о г- о о ON О о о О О 00 ЧО оо о о

286. N ': О о со о О О о о СЧ О О о о04 ; со <N со CO <N ; о о — го — со о О о о о <N о О — — со о оco 1 <N CO ! — — <N о о <N со о О (N о о о СО о О СЧ —. о о

287. N 1 — <N ; см <N ! <N о о <N <N (N 1 о О C-J о о о (N о О СЧ СМ СЧ о о

288. OJ i i со <N ,i : <N | о о i ^ ' CO <N со О i о ; О о 1 о CN ; о О СЧ СО о о iri : со I ^ 1 : Г- со ON о (N Г—Н СО j ^г in ЧО г- 00 ON 1 о |<N Г—Н (N СЧ СЧ СО СЧ СЧ (N ЧО (N

289. СЧ чО оо KTi г- СЧ rr 1/1 СЧ сч ОЧ о чО гг rr

290. СЧ СЧ СП СЧ СЧ СЧ СЧ СП со СЧ СЧ CO СП CM СЧ гч сч сч C-J C-J сч СМ сч сч

291. О СП о m о СП m СЧ СЧ о о о о о о

292. СП о сч о сч m о сч Г— СЧ —. m СЧ СП о о о о СП сч сч о Г— о СОо —. о m СЧ о см СЧ СП CM —. СП CO о гч о о о сч сч о ,-4 о

293. О О о О о о СМ о о о о о о о о о о о

294. О О о —1 Cl О о о см о о m о Cl о о о —. о о о о Cl о Cl

295. О о о —■ —< о о о С) о о о см о о о СМ о о о о —. о ^