Темы диссертаций по психологии » Психофизиология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические аспекты исследования мозговой организации креативности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Старченко, Мария Григорьевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 19.00.02
Диссертация по психологии на тему «Психологические аспекты исследования мозговой организации креативности», специальность ВАК РФ 19.00.02 - Психофизиология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Старченко, Мария Григорьевна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Обзор литературы

1Л. Психология креативности

1.1.1. Креативный процесс

1.1.2. Креативный продукт

1.1.3. Креативная личность

1.1.4. Креативная ситуация 22 1.2. Физиология творчества

1.2.1. Нейрофизиологические данные

1.2.2. Клинические данные

ГЛАВА 2. Разработка психологического теста

ГЛАВА 3. Физиологические методы исследования

3.1. Метод позитронно-эмиссионной томографии

3.1.1. Испытуемые

3.1.2. Процедура исследования

3.1.3. Регистрация и обработка данных

3.2. Метод электроэнцефалографии

3.2.1. Испытуемые

3.2.2. Регистрация и обработка данных

ГЛАВА 4. Результаты исследования

4.1. Результаты ПЭТ-исследования

4.2. Результаты ЭЭГ-исследования

ГЛАВА 5. Обсуждение результатов 65 5.1. Обсуждение ПЭТ-результатов

5.1.1. Специфика сложного типа творческой деятельности

5.1.2. Специфика творческой формы деятельности в сравнении нетворческой

5.1.3. Корреляция лМК с психологическими показателями

5.2. Обсуждение ЭЭГ- результатов

5.2.1. Мощность колебаний

5.2.2. Характеристики пространственной синхронизации ЭЭГ

5.3. Обсуждение совместных данных ПЭТ и ЭЭГ 78 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87 ВЫВОДЫ 91 ПРИЛОЖЕНИЕ 93 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение диссертации по психологии, на тему "Психологические аспекты исследования мозговой организации креативности"

Актуальность исследования.

В последнее время заметно возрос интерес к изучению, пожалуй, самого высокоорганизованного и самого «человеческого» вида деятельности - творческого мышления (креативности).

Область креативности сложна для исследования и вызывает множество споров, поскольку количество фактов, относящихся к данной проблеме, очень велико. На сегодняшний момент в науке не существует даже общепринятого определения творчества. Тем не менее, в целом можно определить креативность как способность индивида порождать новые, необычные идеи, отклоняться в мышлении от стереотипов и традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

В отечественной и зарубежной психологии высказывались самые различные взгляды на сущность, свойства и особенности творческого процесса. Наиболее известные теории творчества связаны с именами Guilford, Mednick, Torrance, Wallach, Kogan, Sternberg, Lubart, Выготского, Брушлинского, Богоявленской, Пономарева, Шадрикова.

Несмотря на обилие теоретических и практических разработок в психологии креативности дискуссионными остаются вопросы о сущности процесса креативности (т.е. что лежит в основе творческого мышления), об особенностях творческой личности, о возможности воспитания творческих способностей, о критериях креативного продукта, о связи творческой способности человека с интеллектом, воображением и другими психическими функциями.

Тем не менее, существующий достаточно разработанный и обширный методический и теоретический базис позволяет наметить пути для дальнейших исследований в психологии и в то же время создать модели для исследования психофизиологии творчества.

Систематическое изучение нейрофизиологии творчества еще только начинается (Petsche, 1996, 1997; Molle, 1996, 1999; Razoumnikova, 2000; Juasovec, Jausovec, 2000). Эти работы в основном описывают связь различных параметров ЭЭГ с компонентами творческого мышления. Существует всего 2 работы, описывающие изменения локального мозгового кровотока при решении творческих задач (Бехтерева Н.П., 2000; Carlsson 2000).

Тем не менее, активно дискутируется вопрос, формируются ли в процессе креативного акта особые пространственно-временные мозговые системы и если формируются, то какие (Павлова, Романенко, 1988; Бехтерева, 2000; Molle et al. 1996, 1999; Petsche, 1996, 1997; Razoumnikova, 2000; Jausovec, Jausovec, 2000; Carlsson, 2000) или креативность связана с общим уровнем кортикальной активации - arousal (Martindale, Hines, 1975; Martindale, Hasenfas, 1978; Martindale, 1999).

Помимо этого, существуют достаточно противоречивые взгляды на проблему межполушарного взаимодействия в процессе креативности, т.е. является ли креативность результатом работы только правого полушария (Finkelstein, 1991; Rotenberg, 1994, Miller, 1996, 1998, 2000; Murai, 1998) или в процессе креативности оба полушария функционируют независимо, но параллельно (Bogen, Bogen, 1988; Норре, 1988; Atchley, 1999).

Таким образом, присутствует явный недостаток исследований, посвященных разрешению этих проблем. Кроме того, на данный момент не изучались ПЭТ-корреляты творческого процесса. Также неизученным остается вопрос о подробной локализация зон, связанных с обеспечением креативного процесса и возможного изменения паттерна этих локализаций в зависимости от сложности творческой задачи. Не изучен также вопрос о возможной корреляционной связи психологических показателей уровня креативности и активации определенных мозговых областей. Наконец, не исследован подробно вопрос о возможно различном мозговом обеспечении творческой формы мышления у людей с заведомо различным уровнем развития креативных способностей (например, у актеров и неактеров).

Данная работа предполагает изучение этих вопросов с помощью неинвазивной техники позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), дающей возможность макро-картирования одновременно почти во всем объеме мозга и метода электроэнцефалографии (ЭЭГ).

Работа является частью программы комплексного изучения высших функций человеческого мозга, начатому Бехтеревой Н.П. (1970, 1985, 1988) и продолжающейся сейчас в Институте мозга человека РАН.

Таким образом, исследование ряда спорных или вообще неизученных вопросов, касающихся мозговой организации творческой деятельности с использованием наиболее современных подходов, является безусловно актуальным.

Цель исследования.

Изучение мозговой организации творческой формы мышления (креативности) при выполнении психологических вербальных задач, в разной степени вовлекающих творческую форму мышления, на основе данных, полученных методами позитронно-эмиссионной томографии и электроэнцефалографии.

Основные задачи исследования.

1. Разработать психологический тест для ПЭТ/ЭЭГ исследований, который активировал бы творческую деятельность и был адекватен особенностям данных методов.

2. Разработать критерии для оценки результатов выполнения этого теста.

3. Определить возможные когнитивные стратегии выполнения данного теста.

4. Определить зоны мозга, связанные с обеспечением творческих процессов различной степени сложности на основе данных, полученных методами ПЭТ и ЭЭГ.

5. Выявить зоны мозга, активность в которых коррелирует с психологическими показателями уровня креативности.

6. Провести сравнительный анализ результатов, полученных методами ПЭТ и ЭЭГ в одинаковых тестовых условиях.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Выявлены две когнитивные стратегии выполнения творческого задания («нормальная» и «инсайтная»)

2. Выделен набор зон, который можно рассматривать как систему или часть системы, вовлеченной в обеспечение творческой деятельности разной степени сложности, построенной на вербальном материале, а именно: а) зоны мозга, участвующие в обеспечении сложного типа творческой деятельности в сравнении с простым; б) зоны мозга, участвующие в обеспечении творческого типа деятельности в сравнении с нетворческим; в) зоны мозга, активность в которых коррелировала с психологическими показателями креативности.

3. Сравнительный анализ данных, полученных методами ПЭТ и ЭЭГ позволяет высказать предположение о трехуровневой организации системы, присущей выполнению творческих заданий разной степени сложности.

Научная новизна результатов.

Впервые проведено подробное исследование локализации активированных зон в зависимости от степени сложности творческой задачи. Впервые выделены зоны, специфичные для сложного типа творческой деятельности в сравнении с простой и зоны мозга, специфичные для творческой деятельности в сравнении с нетворческой. Впервые описаны зоны мозга, активность в которых коррелировала с психологическими показателями уровня креативности.

Результаты работы существенно дополняют и уточняют современные данные о пространственно - временной организации мозговой системы, участвующей в обеспечении процесса креативности.

В работе был использован современный метод регистрации функциональной активности мозга — метод ПЭТ.

Полиметодический подход к исследованию мозгового обеспечения высших психических функций, основанный на работах Бехтеревой Н.П., впервые применяется для исследования творчества.

Научно-практическая ценность работы.

Полученные данные вносят вклад в понимание еще малоизученной темы о мозговой организации творческой деятельности. Часть полученных данных дает необходимый задел для более детальных исследований в этом направлении. Представленные данные вносят вклад в осуществление задачи функционально-анатомического картирования мозга человека, что является сейчас одним из приоритетных направлений в нейронауке. Практическая ценность работы состоит в возможности использования результатов функционально-анатомического картирования здорового мозга для целей клинической топической диагностики и прогнозирования влияний нейрохирургических операций на сохранность различных функций.

Заключение диссертации научная статья по теме "Психофизиология"

Выводы.

1. При ПЭТ-исследовании был выделен набор зон, который можно рассматривать как систему или часть системы, вовлеченной в обеспечение творческой деятельности разной степени сложности, построенной на вербальном материале.

2. Выделены зоны мозга в правом полушарии, участвующие в ^ обеспечении сложного вида творческой деятельности в сравнении с простым (ПБ 10, 11, 44, 45, 46, 47).

3. Выделены зоны мозга преимущественно в левом полушарии, участвующие в обеспечении творческого типа деятельности в сравнении с нетворческой (ПБ 6, 8, 45, 47, 21, 39)

4. Выделены области мозга преимущественно в правом полушарии, активность в которых коррелирует с психологическими показателями креативности, т.е. с беглостью, гибкостью и оригинальностью (ПБ 6, 9, 4, 3/2/1, 37, 39, 40, 43).

5. Сравнительный анализ ПЭТ и ЭЭГ-данных позволяет высказать предположение о трехуровневой организации системы, присущей выполнению творческих заданий разной степени сложности: * первая - генерализованная активация по данным мощности колебаний ЭЭГ, которую мы трактуем как показатель степени arousal; вторая - это активация достаточно обширных зон, преимущественно в лобной области левого полушария, выявляемая при сопоставлении эффектов творческих и нетворческих заданий, сопровождаемая выраженной активацией межполушарных и внутриполушарных связей; третья - наиболее специфичная для исследуемой задачи система, проявляющаяся в сопоставлении эффектов выполнения заданий с более и менее выраженными элементами творчества, - зоны в лобных отделах правого полушария.

Заключение.

В настоящей работе с помощью методов позитронно-эмиссйонной томографии и электроэнцефалографии была исследована мозговая организация творческой формы мышления (креативности) при выполнении психологических вербальных задач, в разной степени вовлекающих творческую форму мышления.

Был разработан оригинальный тест, задействующий творческое мышление, адекватный особенностям физиологических методов.

При апробации теста были выявлены две когнитивные стратегии выполнения творческого задания испытуемыми: нормальная и инсайтная.

Лица с нормальной стратегией сначала составляют рассказ в уме, и только затем воспроизводят его экспериментатору.

Лица с инсайтной стратегией тратят отведенный на сочинение рассказа промежуток времени на запоминание слов из списка, а сам непосредственно рассказ сочиняют "на ходу", непосредственно во время самоотчета.

Лица с инсайтной стратегией не были привлечены к данному исследованию, поскольку во время регистрации данных они не осуществляли бы непосредственно творческую деятельность.

В результате проведенного ПЭТ-исследования были выявлены

1) зоны мозга, связанные с осуществлением сложного типа творческой деятельности в сранении с более простым в правом полушарии (поля Бродмана (ПБ) 10, 11, 44, 45, 46, 47 ).

По литературным данным, эти зоны вовлечены в обеспечение самых различных когнитивных процессов.

Однако, мы полагаем, что сочетанная активация вышеназванных областей не сводится только к обеспечению упомянутых процессов, а непосредственно связана с созданием нового качества, т.е. отражает именно процесс творчества.

2) зоны мозга, связанные с осуществлением творческого типа деятельности в сравнении с нетворческим в правом и левом полушариях (ПБ 6, 8, 45,47,21,38, 39).

Следует отметить тот факт, что помимо лобных отделов, в процесс творчества вовлечены и височные отделы обоих полушарий, что свидетельствует о значительности их вклада (Павлова, 1988; Норре, 1988; Petsche, 1996, 1997). Особенно акцентируется важность для творческого акта пары «правый лоб - левый висок». Преимущественная активация при творческом процессе лобных и височно-теменных отделов согласуется с данными литературы (см. гл. Обзор литературы) о важности этих регионов для творческой деятельности.

На основе представленного материала можно предположить, что отличие творческой деятельности от нетворческой проявляется, главным образом, в большей активации преимущественно левополушарной лобной доли.

В целом, можно заключить, что для полноценного творческого процесса необходимо участие обоих полушарий, что подчеркивается рядом исследователей (Бехтерева Н.П., 2000; Bogen, Bogen, 1988; Норре, 1988; Atchley, 1999; Carlsson, 2000).

3) зоны мозга, активность в которых коррелировала с психологическими показателями (гибкостью, беглостью, оригинальностью и суммарным показателем креативности).

Была обнаружена корреляционная связь с активацией правополушарных структур только для задания D, что еще раз может свидетельствовать об особой роли правого полушария в процессах творческой деятельности.

При анализе ЭЭГ-данных в наибольшей степени вовлеченными в реализацию творческих процессов представляются передневисочные зоны обоих полушарий.

Кроме того, реализация творческих заданий происходит при общем повышении тонуса коры головного мозга (общее снижение мощности колебаний ЭЭГ в контрастах D-E, E-R, D-R, D-W),

Следующей характерной чертой обнаруженной системы можно считать выраженное при выполнении творческих заданий уменьшение пространственной синхронизации ЭЭГ зон задних отделов коры между собой, этих зон с передними зонами коры, и этих же зон с центральными зонами.

Сопоставлении ПЭТ и ЭЭГ данных, проводимое в рамках полиметодического подхода, позволило на основе полученных фактов предположить существование трехуровневой системы, присущей выполнению заданий с элементами творчества разной выраженности.

Первая - генерализованная активация по данным МК ЭЭГ, которую мы трактуем как показатель степени arousal. Это, очевидно, наименее специфическая для механизмов творчества компонента, но без которой реализация их представляется проблематичной.

Вторая - это активация достаточно обширных зон, преимущественно в лобной области левого полушария, выявляемая при сопоставлении эффектов творческих и нетворческих заданий, сопровождаемая выраженной активацией межполушарных и внутриполушарных связей.

Третья, наиболее специфическая для исследуемой задачи система, проявляющаяся в сопоставлении эффектов выполнения заданий с более и менее выраженными элементами творчества, - зоны в лобных отделах правого полушарий

В целом, можно заключить, что полученные оригинальные данные позволяют существенно дополнить и уточнить существующие на сегодняшний день представления о мозговой организации креативности , а также предложить некоторые новые гипотезы, дающие необходимый задел для продолжения исследований в данном направлении.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Старченко, Мария Григорьевна, Санкт-Петербург

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Москва, 1982, т. 1,318 с,

2. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. Москва, изд. «Знание», 1985, 64 с.

3. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. 2-е изд., Ленинград, 1974, 151с.

4. Ф 4. Бехтерева Н.П., Гоголицын Ю.Л., Кропотов Ю.Д., Медведев

5. С.В. Нейрофизиологические механизмы мышления. Ленинград, 1985, 272 с.

6. Бехтерева H.II. Здоровый и больной мозг человека. Ленинград, изд «Наука», 1988, 260 с.щ 6. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. С.-Петербург,изд. «Нотабене», 1999, 299 с.

7. Бехтерева Н.П., Старченко М.Г., В.А. Ключарев, В.А.Воробьев, С.В. Пахомов, С.В.Медведев. Исследование мозговой организации творчества. Сообщение 2: Данные позитронно-эмиссионной томографии // Физиология человека, 2000. Т.26, N 5, с. 11-17.

8. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983, 117 с.

9. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процесс уально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности (под ред. Д.Б. Богоявленской). Москва, 1997, с.328-48

10. Брушлинский А.В. О субъекте мышления и творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности (под ред. Д.Б. Богоявленской). Москва, 1997, с. 39-56.

11. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва, 1986, 416 с.

12. Выготский Jl.С. Воображение и творчество в детском возрасте. С.-Петербург, изд. «Союз», 1997, 96 с.

13. Григоренко Е.Л. Модель структуры интеллекта Дж.Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одаренности (под ред. Д.Б. Богоявленской). Москва, 1997, c.l 11-26.

14. Данько С.Г., Каминский Ю.Л. Полиэлектронейрограф -модульная усилительная система для комплексного исследования биоэлектрической активности мозга. /У Физиол. журн. СССР, 1984, т.70, 7, с.1061

15. Деглин В.Л. Парадоксальные стороны человеческого мышления. Нейрофизиологический анализ. С.-Петербург, 1996, 36 с.

16. Деглин В.Л. Лекции о функциональной ассиметии мозга человека. Женевская инициатива в психиатрии, Ассоциация психиатров Украины, Амстердам-Киев, 1996, 146 с.

17. Дружинин В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз интеллектуальных достижений // Основные современные концепции творчества и одаренности (под ред. Д.Б. Богоявленской). Москва, 1997, с. 161- 85

18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. С.Петербург, изд. «Питер Ком», 1999, 368 с.

19. Лобачев В.И., Павлова Л.П. Парадоксы творческого мышления. Москва, 1991, 153 с.

20. Лобные доли и регуляция психических процессов: нейрофизиолгические исследования. Под ред. А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской. Изд. МГУ, 1966, 416 с.

21. Лук А.Н. Психология творчества. Москва, изд. «Наука», 1978,127 с.

22. Медведев С.В., Пахомов С.В. Динамическая организация мозговых систем. Ленинград, 1989, 264 с.

23. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы художественного творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности (под ред. Д.Б. Богоявленской). Москва, 1997, с. 349-60

24. Олах А.Г. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом. Науковедение, 1968, N. 4, с. 69-73

25. Павлова Л.П., Романенко А.Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Ленинград, изд. «Наука», 1988, 213 с.

26. Пономарев Я.А. Психология творчества. Москва, изд. "Наука", 1976, 304 с.

27. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я.А. Пономарева, Москва, изд. «Наука», 1990, 224 с.

28. Психология художественного творчества (хрестоматия). Сост. К.В.Сельченок, Минск, изд. «Харвест», 1999, 752 с.

29. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество. Ленинград, 1982, с.53-72

30. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. Москва, 1958, 123 с.

31. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1998, N 4, с. 123-33

32. Туник Е.Е. Опросник креативности Д. Джонсона. С.Петербург, 1997, 11 с.

33. Функции лобных долей мозга. Под ред. Е.Д. Хомской, А.Р. Лурия. Москва, изд. «Наука», 1982, 285 с.

34. Частотный словарь современного русского языка. Под ред Л Леннгрен. Uppsala: Asta Univ.Ups, 1993.

35. Шадриков В. Д. Духовность и творчество // Основные современные концепции творчества и одаренности (под ред. Д.Б. Богоявленской). Москва, 1997, с. 361-70

36. Юркевич B.C. О наивной и культурной креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности (под ред. Д.Б. Богоявленской). Москва, 1997, с. 127-42

37. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. Москва, изд. «Знание», 1971, 48 с.

38. Abdullaev Y.G., Bechtereva N.P. Neuronal correlates of the higher-order semantic code in human prefrontal cortex in language tasks // Int. J. Psychophysiology, 1993, V. 14, pp. 167-77

39. Amabile T.M. The social psychology of creativity: a componential conceptualization // J. of Personality & Social Psychology, 1983, V. 45, pp. 35776

40. Amabile T.M. Creativity in context: update to the social psychology of creativity. Boulder, CO: Westview.

41. Andreasen N.C., O'Loeary D.S., Arndt S et al. Short-term and long-term verbal memory: a positron emission tomography study // Proceedings of the National Academy of Science USA, 1995, V. 92, pp. 5111-15

42. Atchley R.A., Keeney M, Burgees C. Cerebral hemispheric mechanisms linking ambiguous word meaning retrieval and creativity // Brain and Cognition, 1999, V. 40, pp. 479-99

43. Austin J.H. Chase, chance and creativity. New York, Columbia University Press.

44. Baker S.C., Rogers R.D., Owen A.M., Frith C.D., Dolan R.J., Frackowiak R.S.J., Robbins T.W. Neural systems engaged by planning: a

45. PET study of the Tower of London Task 11 Neuropsychologia, 1996, V.34, N.6, pp. 515-26.

46. Barron F., Harrington D.M. Creativity, intellegence and personality 11 Annual Review of Psychology, 1981, V. 32, pp. 439-76

47. Bench C.J., Frith C.D., Grasby P.M., Friston K.J., Paulesu E., Frackowiak R.S.J., Dolan R.J. Investigations of the functional anatomy of attention using the Stroop test // Neuropsychologia, 1993, V.31, pp. 907-22.

48. Boden M. Creative Creatures // Comparative Approaches to Cognitive Science (Eds. H. L. Roitblat, J. Meyer). Bradford Book, MIT Press, 1995, pp. 45-65

49. Bogen JE, Bogen GM. Creativity and the corpus callosum // Psychiatr Clin North Am, 1988, V. 11, N. 3, pp. 293-301.

50. Boivin S., Giordany G., Berent S. et al. Verbal fluency and PET mapping of rCGM // Cortex, 1992, N. 28, pp. 231-39.

51. Bottini G., Corcoran R., Sterzi R et al. The role of the right hemisphere in the interpretation of figurative aspects of language: a positron emission tomography activation study // Brain, 1994, V. 117, pp. 1241-53

52. Brown R.T. What are we to measure? // Handbook of Creativity (Eds. J.A. Glover, R.R. Ronning, C.R.Reynolds). New York-London, Plenum Press, 1989, pp. 3-30

53. Brownell H.H., Simpson T.L., Bihrle A.M. et al. Appreciation of metaphoric alternative word meanings by left and right brain-damaged patients //Neuropsychologia, 1990, V. 28, N. 4, pp. 375 -83

54. Busse T.V., Mansfield R.S. Theories of the creative process: a review and a perspective //J. of Creative Behavior, 1980, V. 14, pp. 91-103.

55. Carlsson I., Wendt P., Risberg J. On the neurobiology of creativity. Differences in frontal activity between high and low creative subjects // Neuropsychologia, 2000, N 38, pp. 873-85.

56. Csikszentmihalyi M. Creativity: flow and the psychology of discovery and invention. Harper Collins Publishers, 1996, p. 456

57. Davidson J. The role of insight in giftedness // Conception of Giftedness (Eds. R. Sternberg, J. Davidson). Cambridge University Press, 1990, pp. 201-22

58. Elfgren C., Risberg J. Lateralized frontal blood flow increases during fluency tasks influence of cognitive strategy // Neuropsychologia, 1998, V. 36, pp. 505-12

59. Finkelstein Y, Vardi J, Hod 1. Impulsive artistic creativity as a presentation of transient cognitive alterations // Behavioral Medicine, 1991, V. 17, N. 2, pp. 91-94.

60. Florek H. Heart rate during creative ability // Studia Psychologia, 1973, V. 15, pp. 158-61

61. Fox, P. Т., Mintun, M. A., Raichle, M. E., Herscovitch, P. A noninvasive approach to quantitative functional brain mapping with H2 (15)0 and positron emission tomography // J. of Cerebral Blood Flow Metabolism, 1984, V. 4, N. 3, pp. 329-33.

62. Getzels J. W., Csikszentmihalyi M. The creative vision: a longitudinal study of problem solving in art. New York, Willey, 1976.

63. Ghiselin B. Ultimate criteria for two levels of creativity // Scientific Creativity: Its Recognition and Development (Eds. C.W. Taylor, F. Barron). New York, Willey, 1963, pp. 30-43

64. Guilford J.P. Creativity // American Psychologist, 1950, V. 5, pp. 444-54

65. Guilford J.P. The structure of the intellect // Psychological Bulletin, 1956, V. 53, pp. 267-93

66. Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York, McGraw-Hill, 1967

67. Guilford J.P, Creativity: a quarter century of progress // Perspectives in Creativity (Eds. I.A. Taylor, J.W. Getzels). Chicago, Aldine, 1975, pp. 37-59

68. Haxby H.J., Ungerleider L.G., Horwitz B. Et al. Hemispheric differences in neural system for face working memory: a PET-rCBF study // Human Brain Mapping, 1995, V. 3, pp. 68-82

69. Henle M. The birth and death of ideas // Contemporary Approaches to Creative Thinking (Eds. H.E. Gruber, G. Terrel, M. Wertheimer). New York, Atherton, 1962, pp. 31-62

70. Henle M. The cognitive approach: the snail beneath the shell // Essays in Creativity (Eds. S. Rosner, L.E. Abt). New York, North River Press, 1974, pp. 23-44

71. Henson RA. Maurice Ravel's illness: a tragedy of lost creativity // British Medical Journal (Clin Res Ed), 1988, V. 4, pp.1585-88.

72. Holte S., Eriksson L., Dahlbom M. A preliminary evaluation of the Scanditronix PC2048-15B brain scanner // European .J. Nuclear Medicine, 1989, V. 15, N. 11, pp. 719-31

73. Hoppe KD. Hemispheric specialization and creativity // Psychiatr ClinNorth Am, 1988, V. 11, N. 3, pp. 303-15.

74. Imaizumi S., Mori K., Kiritani S et al. Vocal identification of speaker and emotion activates different brain regions // Neuroreport, 1997, V. 8, N. 12, pp. 2809-12.

75. Jackson P.W., Messick S. The person, the product and the response: conceptual problems in the assessment of creativity // Creativity and Learning (Ed. J. Kagan). Boston, 1967, pp. 1-19

76. Jasper H. The ten-twenty electrode system of the International Federation//Electroencephalogr Clin Neurophysiol, 1958, N 10, pp. 371-77.

77. Jausovec N, Jausovec K. EEG activity during the performance of complex mental problem // Int. J. Psychophysiology, 2000, V.36, N 1, p. 73-88.

78. Kasher A., Batori G., Soroker N. et al. Effects of right- and left-hemisphere damage on understanding conversational implicatures // Brain and Language, 1999, V. 68, pp. 566-90

79. Kosslyn S.M., Alpert N.M., Thompson W.L. et al. Visual mental imagery activates topographically organized visual cortex: PET investigation // J. of Cognitive Neuroscience, 1993, V.5, pp. 263-87.

80. Martindale C. Biological basis of creativity // Handbook of Creativity (Ed. R.J. Sternberg). Cambridge University Press, 1999, pp. 137-53

81. Martindale C., Hasenfas N. EEG differences as a function of creativity, stage of the creative process and effort to be original // Biological Psychology, 1978, V. 6, pp. 157-67

82. Martindale C., Hines D. Creativity and cortical activation during creative, intellectual and EEG feedback tasks // Biological Psychology, 1975, V. 3, pp. 71-80

83. Mazoyer B.M., Tzourio N., Frak V. et al. The cortical representation of speech // J. of Cognitive Neuroscience, 1993, V. 5, pp. 467-79

84. McKinnon D. Creativity: a multi-faceted phenomenon // Creativity: A Discussion at the Nobel Conference (Ed. J.D. Roslansky). Amsterdam, 1970, pp. 17-32

85. Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psychological Review, 1962, V. 69, pp. 220-32

86. Mednick S.A., Mednick M.T. An associative interpretation of the creative process // Widening Gorizonts in Creativity (Ed. C.W. Taylor). New york, Willey, 1964, pp. 54-68

87. Miller B.L., Ponton M., Benson D.F. et al. Enhanced artistic creativity with temporal lobe degeneration // Lancet, 1996, V. 348, pp. 1744-45

88. Miller B.L., Cummings J., Mishkin F. et al. Emergence of artistic talent in frontotemporal dementia //Neurology, 1998, V. 51, pp. 978 81

89. Miller B.L., Boone K., Cummings J. et al. Functional correlates of musical and visual ability in frontotemporal dementia // British J. of Psychiatry, 2000, V. 176, pp. 458-63

90. Mischel W. Personality and assessment. New York, Willey, 1968

91. Molle M, Marshall L, Lutzenberger W, Pietrowsky R, Fehm HL, Born J. Enhanced dynamic complexity in the human EEG during creative thinking. // Neuroscience Letters, 1996, V.12, N.l, pp. 61-64.

92. Molle M., Marshall L., Wolf В et al. EEG complexity and performance measures of creative thinking // Psychophysiology, 1999, V. 36, N.l, pp. 95-104.

93. Mooney R.L. A conceptual model for integrating four approaches to the identification of creative talent // Scientific Creativity: Its Recognition and Development (Eds. C.W. Taylor, F. Barron). New York, Willey, 1963, pp, 331-40

94. Murai Т., Hanakawa Т., Sengoku A. et a 1. Temporal lobe epilepsy in a genuis of natural history: MRI volumetric study of postmortem brain // Neurology, 1998, V. 50, pp. 1373-76

95. Nicholls J.G. Creativity in the person who will never produce anything original and useful: the concept of creativity as a normally distributed trait // American Psychologist, 1972, V. 27, pp. 717-27

96. Nyberg L., Tulving E., Habib R, Nilsson E.G., Kapur S., Houle S., Cabeza R., Mcintosh A.R. Functional brain maps of retrieval mode and recovery of episodic information//Neuroreport, 1995, V. 7, pp. 249-52.

97. Oldfield R.G. The assessment and analysis of handedness: the Edinburgh inventory //Neuropsychologia, 1971, V.9, N.l, pp. 97-100.

98. Orme-Johnson D.W., Haynes C.T. EEG phase coherence, pure consciousness, creativity, and TM~Sidhi experiences // Int. J. of Neuroscience, 1981, V.13.N4, pp. 211-18.

99. Pardo J.V., Fox P.Т., Raichle M.E. Localization of a human system for sustained attention by positron emission tomography // Nature, 1991, V. 349, pp. 61-63.

100. Parks R.W., Loewenstein D.A., Dodrill K.L. et al. Cerebral metabolic effects of a verbal fluency test: a PET scan study // J. of Clinical and Expl lerimental Neuropsychology, 1988, V. 10, pp. 565-76

101. Paulesu E., Frith C.D., Frackowiak R.S.J. The neuronal correlates of the verbal component of working memory // Nature, 1993, V. 362, pp. 342-45

102. Petersen S.E., Fox P.T., Posner M.I., Mintun M., Raichle M.E. Positron emission tomographic studies of the cortical anatomy of single-word processing//Nature, 1988, V.331, pp. 585- 89

103. Petrides M., Alivisatos В., Meyer E, Evans A.C. Functional activation of the human frontal cortex during the performance of verbal workingmemory tasks 11 Proceedings of the National Academy of Sciences USA, 1993, V. 90, pp. 878-82

104. Petsche H., Lacroix D., Lindner K., Rappelsberger P., Schmidt-Henrich E. Thinking with images or thinking with language: a pilot EEG probability mapping study // Int. J. of Psychophysiology, 1992, V.12. N 1, pp. 31- 39.

105. Petsche H. Approaches to verbal, visual and musical creativity by EEG coherence analysis //Int. J. of Psychophysiology, 1996, V.24, N. 2, pp .145 59.

106. Petsche H. Kaplan S., von Stein A., Filz O. The possible meaning of the upper and lower alpha frequency ranges for cognitive and creative tasks // Int. J. of Psychophysiology, 1997, V. 26, N. 3, pp. 77-97

107. Price C., Wise R., Watson J.D.G. et al. Brain activity during reading: the effect of exposure duration and task // Brain, 1994, V. 177, pp. 1255-69

108. Rao S.M., Bobholz J.A., Woodley S.J., Rosen A.S. et al. Functional neuroanatomy of human concept formation skills // Neuroimage, 1996, V. 3, N. 3, p. 239 (abstract).

109. Razoumnikova O. Functional organization of different brain areas during convergent and divergent thinking: an EEG investigation // Cognitive Brain Research, 2000, V 10, N 1, pp. 11-18

110. Roland P.E., Gulyas B. Visual memory, visual imagery and visual recognition of large field patterns by human brain: functional anatomy by positron emission tomography // Cerebral Cortex, 1995, V.l, pp. 79-93.

111. Rotenberg V.S. An integrative psychophysiological approach to brain hemisphere functions in schizophrenia // Neuroscience Biobehavioral Review, 1994, V. 18, N. 4, pp. 487-95

112. Roy C.S., Sherrington C.S. On the regulation of the blood-supply of the brain //J. Physiology, 1890, V.l 1, pp. 85-90.

113. Schacter D.L., Alpert N.M., Savage C.R., Rauch S.L., Albert M.S. Conscious recollection and the human hippocampal formation: evidence from positron emission tomography П Proceedings of the National Academy of Science USA, 1996, V.93, pp. 321-25.

114. Shields J. Semantic-pragmatic disorder: a right hemisphere syndrome? // British J. of Disorder Communication, 1991, V. 26, N. 3, pp. 383-92

115. Simonton D.K. Genius, creativity and leadership: historiometric inquiries. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1984

116. Smith E.E., Jonides J., Koeppe R.A. et al. Spatial versus object working memory: PET investigations // J. of Cognitive Neuroscience, V. 7, pp. 337-356

117. Sternberg R.J. Implicit theories of intelligence, creativity and wisdom // J. of Personality and Social Psychology, 1985, V. 49, pp. 607-27

118. Sternberg R.J., L.A. O'Hara. Creativity and intelligence // Handbook of Creativity (Ed. R.J. Sternberg). Cambridge University Press, 1999, pp.251-73

119. Sternberg R.J., Lubart T. Defying the crowd: cultivatinf creativity in a culture of conformity. New York, Free Press, 1995

120. Sternberg R.J., Lubart T. The concept of creativity: prospects and paradigms // Handbook of Creativity (Ed. R.J. Sternberg). Cambridge University Press, 1999, pp. 3-16

121. Talairach J., Tournoux P. Co-planar stereotaxic atlas of the human brain, Stuttgart, New-York: Georg Thieme Verlag, Thieme Medical Publishers, 1988.

122. Tardif Т., Sternberg R.J. What we know about creativity // The nature of creativity (Eds. R.J. Sternberg, T. Tardif). Cambridge, Cambridge Press, 1988, pp. 429-46

123. Taylor C.W. Various approaches to and defmions of creativity // The nature of creativity (Eds. R.J. Sternberg, T. Tardif). Cambridge, Cambridge Press, 1988, pp.99-126

124. Taylor S.F., Kornblum S., Minoshima S., Oliver L.M., Koeppe P.A. Changes in medial cortical blood flow with a stimulus-respones compatibility task // Neuropsychologia, 1994, V.32, N.2, pp. 249-55.

125. Torrance E.P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963

126. Tulving E., Kapur S., Craik F.l.M. et al. Hemispheric encoding /retrieval assymetry in episodic memory: positron emission tomography findings // Proceedings of the National Academy of Science USA, 1994, V. 91, pp. 2016-20

127. Wallach M.A. Creativity testing and giftedness // The Gifted and Talented: Developmental Perspectives (Eds. F.D.Horowitz, M. O'Brien). Washington, 1986, pp. 99-123

128. Wallach M.A., Kogan N.A. Modes of thinking in young children. New York, Halt, Rinehart, Winston, 1965

129. Wallas G. The art of thought. New York, Harcourt, Brace, World,1926

130. Weisberg R. Problem solving and creativity // The nature of creativity (Eds. R.J. Sternberg, T. Tardif). Cambridge, Cambridge Press, 1988, pp. 148-76

131. Winner E., Brownell H., Happe F. et al. Distinguishing lies from jokes: theory of mind deficits and discourse interpretation in right hemisphere brain-damaged patients // Brain and Language, 1998, V. 62, N. 1, pp. 89-106.

132. Wyspianski J.O., Barry W.F., Dayhaw L.T. Brain wave amplitude and creative thinking // Review University of Ottawa, 1963, pp. 260-76