автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Креативность личности как фактор межличностного общения в подростковом возрасте
- Автор научной работы
- Кузьмина, Наталья Евгеньевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2007
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.05
Автореферат диссертации по теме "Креативность личности как фактор межличностного общения в подростковом возрасте"
Санкт-Петербургский государственный университет
На правах рукописи
Кузьмина Наталья Евгеньевна
КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
Специальность 19 00 05 - социальная психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Санкт-Петербург - 2008
003168285
Диссертация выполнена на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель- кандидат психологических наук, доцент
Хрящева Нина Юрьевна
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор
Хрусталева Нелли Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент Грачев Александр Алексеевич
Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Защита состоится « // » ^¿/¿¿^Р 2008 г в часов на
заседании совета Д 212 232 53 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу 199034, Санкт-Петербург, наб Макарова, д 6, факультет психологии, ауд 227
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им М Горького Санкт-Петербургского государственного университета по адресу г Санкт-Петербург, Университетская наб , д 7/9
Реферат разослан « 2008 года
Ученый секретарь Диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы
Скорость изменений, коюрые происходят в настоящее время в мире -увеличивается Последствия происходящих изменений - это расхущая неопределенность, обусловленная ускоряющимися переменами в сочетании с отсутствием четких ответов на возникшие вопросы, расширяющиеся возможности для выбора вариантов развития и возрастание рисков Быстрота происходящих перемен, усиливающаяся конкуренция требуют и от организаций, и от людей новых, инновационных подходов
Одним из ключевых вопросов является проблема развития и становления творческого потенциала человека Подростковый возраст выделяется исследователями как сенситивный период для развития креативности Поэтому особое значение приобретает изучение и развитие креативности подростка Креагивнос1ь позволяет находить новые способы поведения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, оптимально использовать внутренние резервы личности
Наряду с огромным интересом к проблематике творчества, исследователи сталкиваются со сложностью его изучения Размытость и неотчетливость понятия «творчество», также как и понятия «креативность» отмечают многие авторы (Богоявленская Д Б , Дружинин В Н , Дубина И Н , Пономарев Я А , Ребеко Т А , Ярошевский М Г , Моопеу IIЬ) В настоящее время происходит систематизация накопленных эмпирических фактов, создание типологии творчества Креативность выделяется в отдельный аспект изучения творчества, как внутренний ресурс человека
Сложность проблематики креативности и неоднозначность ее понимания исследователями приводит к тому, что несмотря на множество работ в этой области, существуют значительные пробелы знаний Редки исследования, в которых авторы обращаются к специфике креативности с точки зрения социальной психологии Работы в этой области ограничиваются изучением ситуационных факторов, факторов культуры В
немногочисленных исследованиях анализируется взаимосвязь между отдельными параметрами креативности и личностными характеристиками, имеющими прямое отношение к общению Таким образом, в современных исследованиях, анализ влияния креативности на сферу общения носит фрагментарный характер
Цель исследования изучить взаимосвязь креативности личности и особенностей общения в подростковом возрасте
Предмет исследования - социально-психологические характеристики креативности личности в подростковом возрасте
Объект исследования - подростки, учащиеся старшие классов трех школ г Санкт-Петербурга Общий объем выборки составляет 338 человек, 125 мальчиков и 213 девочек в возрасте 14-15 лет
Также в исследовании приняли участие 27 экспертов, учителя старшей школы, преподающие в данных классах не менее чем 4 года Основная гипотеза исследования:
Основываясь на понимании креативности личности как «способности человека к конструктивному, нес гандар! ному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта» (Макшанов С И , Хрящева Н Ю , 1996), мы предположили, что креативность личности в подростковом возрасте может детерминировать особенности межличностного общения подростка
Это предположение конкретизируется в следующих рабочих гипотезах:
1 Креативность личности - неоднородна, она включает в себя как когнитивные параметры, так и поведенческие
2 Креативность, как личностная характеристика, находится в тесной связи с параметрами коммуникативного и волевого потенциала подростка, такими как эмпатия, дружелюбие, сензитивность к критике, экстраверсия, нейротизм, интернальность, уверенность в себе, мотивационная направленность
3 Существуют различия в поведении подростков в процессе их общения, которые обусловлены различиями в уровне развития креативности подростков
4 Существуют различия в проявлении креативности у подростков разного пола
5 Подростки с высокой креативностью более привлекательны в межличностных отношениях со сверстниками
Задачи исследования
1 Провести анализ философской, психологической, социологической, педагогической литературы по проблеме креативности личности
2 Выявить характер связи между креативностью личности и особенностями общения
3 Экспериментально изучить особенности креативное га личности, а также коммуникативные и волевые характеристики подростков
4 Выявить качественную специфику проявления креативности у подростков с различным уровнем креативности
5 Определить характер влияния креативности на особенности общения подростков
Для решения вышеперечисленных задач и проверки выдвинутых гипотез применялись следующие методы:
На первом этапе исследования, посвященном изучению индивидуально-психологических и социально-психологических
характеристик личности подростков применялись
• методики, измеряющие креативность личности подростка
- ММК - модифицированная методика В Т Козловой,
- Краткий тест творческого мышления ЕП Торренса (фигурная форма),
- Субтесты «Сочини предложение» из тестов Дж Гилфорда,
- Методика «Придумай название» Т Г Яничевой, Е И Лебедевой
• методики, измеряющие коммуникативный и волевой потенциал
личности подростка, определяющие специфику общения подростка
- Опросник А Меграбиана,
- Личностный опросник Г Айзенка (форма А),
- Опросник «Восприятие человека как ценности» Н А Кашиновой,
- Шкала интернального и экстернального контроля Дж Роттера,
- Ориентировочная анкета В Смекайла и М Кучера,
- Опросник уверенного поведения С Рсйзаса
На втором этапе исследования изучалась связь креативности личности подростков с особенностями общения подростков Был разработан и применялся авторский опросник экспертной оценки креативности личности в поведении подростков
Положения, выносимые на защиту:
1 Креативность личности подростка - это многофакторное образование, в котором различаются когнитивная составляющая, влияющая на продуктивность деятельности подростка и поведенческая составляющая, обеспечивающая взаимодействие
2 Креативность личности, а также влияющие на особенности общения коммуникативные и волевые характеристики, образуют взаимосвязанный комплекс параметров Различия в поведении подростков связаны с уровнем развития креативности подростка У подростков с высоким уровнем креативности сильнее, чем у подростков с низким уровнем креативности развит коммуникативный и волевой потенциал
3 Креативность личности подростков - тендерная характеристика Девочки в большей степени проявляют креативность в ситуациях взаимодействия с другими, у мальчиков более выражены когнитивные проявления креативности
4 Различия в уровне креативности личности подростков влияют на характер межличностных о:ношений чем выше уровень креативности подростка, тем больше скорость реагирования в ситуациях общения, выше
б
способность к саморегуляции поведения, подрос пси демонстрируют более оригинальное поведение, выше социометрический сгатус подростка
Научная новизна В работе рассматриваются взаимосвязи между параметрами креативности и личностными характеристиками подростков, влияющими на их общение Наряду с когнитивными характеристиками креативности обращается внимание на ее поведенческие проявления Креативность личности подростка обнаруживается в особенностях поведения, общения, деятельности, в характере постановки проблем, решения задач, особенностях генерируемого решения (продукта) Эти проявления являются признаками-индикаторами креативности личности, список которых расширен и дополнен в настоящем исследовании Это само по себе является новой, ранее не исследованной областью отечественной психологии
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования раскрывают закономерности проявления креативности личности в сфере общения и могут быть использованы для диагностики эффективности взаимодействия людей Полученные материалы могут применяться при разработке учебных курсов в области развития креативности подростков Результаты данной работы будут полезны для учителей, воспитателей, школьных психологов, специалистов, работающих с подростками во внешкольных учреждениях
Апробация результатов работы. Основные и промежуточные результаты диссертационной работы обсуждались на заседании кафедры социальной психологии, научно-практических конференциях СПбГУ и отражены в публикациях, указанных в автореферате
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы (167 наименований, в гом числе 83 на иностранном языке) и 10 приложений Общий объем работы 187 страниц В тексте содержится 11 таблиц и 10 рисунков
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, предмет, объект исследования, формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна и практическая значимость проведенного исследования
Первая глава «Проблема креативности в зарубежной и отечественной психологии» представляет собой анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования феномена креативности Глава состоит из 4 разделов
В первом разделе «Cooiношение понятии креативноеib и творчество» описываются различия в понимании понятий «творчество» и «креативность» Креативность определяется как отдельный аспект изучения творчества, рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека (Пономарев Я А , Barron F , Evans Р , Henle М )
Второй раздел «Определение понятия и сущность креативности личности» состоит из 4 параграфов и посвящен изучению различных взглядов на сущность креативности, в зависимости от контекста изучения креативности (Р Муни)
Первый параграф «Изучение креатгтюго продукта» содержит описание групп критериев, на основании которых измеряется креативность -«новизна», «значимость», «совершенство исполнения»
Во втором параграфе «Изучение особенностей креативного процесса» подчеркивается дискретность креативного процесса, представлены основные его этапы, механизмы и особенности протекания
Третий параграф «Изучение креативной среды» описывает социальную среду как основной фактор формирования и проявления креативности Выделяются характеристики среды, способствующей формированию креативности как глубинного (личностного) свойсхва (НВ Хазратова, Е Л Яковлева), рассматриваются принципы, позволяющие влиять
на развитие креативности через создание специальной среды (Р Стернберг), формируются требования к развивающей среде (Н Ю Щербаков)
В четвертом параграфе «Креативность личности» анализируются исследования, в которых креативность понимается как способность личности Рассматриваются основные подходы к проблеме творческих способностей Представлено понимание сущности креативности как универсальной когнитивной способности (Дж Гилфорд, С Спирмаи, С Медник) Анализируются работы, фокусирующиеся на изучении вклада неко! нитивных факторов в индивидуальные различия креашвности в рамках психоанализа (А Гроплсй, Е Кпь), бихевиоризма (С Медник), гуманистическои психологии (К Роджерс, А Маслоу) Рассматриваются перечни качеств, которыми обладают творческие личности (F Barron, А Олах) Приводятся комплексные модели творческой личности, рассматривающие креативность с точки зрения поведения личности (R Woodman, L Schoenfeldt, Т Amabile, Н Ю Щербаков)
В третьем разделе «Социально-психологические детерминанты креативности личности» анализируются исследования, в которых креативность личности рассматривается с позиций взаимодействия с другими людьми Представлены работы, анализирующие творческую природу общения (Г С Батищев, М С Каган, В А Канн-Калик) Приводятся результаты исследований отдельных социально-психологических характериешк личности, связанных с креативностью личности Обосновывается необходимость дифференциации понятия «креативность» как имеющей отношение к общению (Н А Тюрьмина, Т Ю Осипова)
Четвертый раздел «Социально-психологические характеристики креативности личности и особенности общения в подростковом возрасте» посвящен описанию особенностей подросткового возраста как наиболее интересного для изучения особенностей проявления креативности в общении Выделены факторы проявления креативности личности у подростков
Вторая глава «Изучение проявления креативности в сфере общения» состоит из двух разделов В первом разделе представлена программа исследования, даются рабочие определения используемых поняшй, описаны характеристики выборки и этапы эмпирического исследования Во втором разделе рассмотрены используемые в исследовании методы и методики, в том числе приводится методика разработки и описание авторского опросника экспертной оценки креативности личности в поведении подростков
Третья глава «Анализ результатов эмпирического исследования» отражает анализ полученных результатов исследования и сосюш из 6 разделов
В первом разделе «Анализ характеристик личности, обуславливающих коммуникативный и волевой потенциал подростка»
обсуждаются результаты выявления личностных особенностей, описывающих коммуникативный и волевой потенциал подростков
Согласно полученным данным, подростки характеризуются следующими особенностями у подростков, по сравнению со взрослыми, снижена интернальность Преобладающая мотивационная направленность -направленность на себя и на общение, результаты по этим параметрам превышают соответствующие показатели популяционной нормы взрослых Коммуникативный потенциал подростка показывает неоднородность в выраженности разных компонентов Подростки излишне чувствительны к критике, проявляют большую тревожность, в меньшей степени, чем взрослые воспринимают ценность другого человека Вместе с тем эмпатийность, дружелюбие и экстраверсия, проявляемые подростками, соответствуют популяционной норме взрослых
Ведущие тенденции в поведении подростков - тревожность, готовность к установлению отношений, направленность на общение, деловая продуктивность
Во втором разделе «Анализ особенностей креативности личности» показаны резульга1ы выявления особенностей креативности личности подростков с точки зрения сс когнитивных и поведенческих проявлении
Полученные нами данные совпадают с возрастными популяционными нормами измерений креативности личности подростков
В структуре креативности личности подростков выделяются вербальная продуктивность, невербальная продуктивность, адаптивные реакции, своеобразие поиска решения, точность, а также яркость поведения и способность к саморегуляции
Факторы «вербальная и невербальная продуктивность» - отражают особенности создания нового продукта Полученные различия обусловлены различиями в деятельности, которую осуществляет подросток и различиями получаемого продукта Фактор «Адаптивные реакции» рассматривается как проекция опыта подростка на наличную ситуацию генерирования ответа Сравнение различий личностных характеристик подростков, показало, что подростки, тенернрующие большое количество неподходящих ответов отличаются низким дружелюбием, сниженной чувствительностью к критике, низким нейротизмом и высокой уверенностью в себе, они в меньшей степени направлены на общение и проявляют большую вербальную беглость и оригинальность Фактор «своеобразие поиска решений» отражает быстроту принятия решений, смену областей поиска при решении задач, выход за привычные рамки при решении задач Фактор «точность» описывает способность детализировать решение, внести в него множество нюансов и за счет этого сделать его более привлекательным для восприятия
Шкалы опросника экспертной оценки «яркость поведения» и «способность к саморегуляции» выделены на основании индикаторов креативности личности, проявляемой в поведении подростков Это способность 1енерировать множество идей о способах поведения, способность к реализации их в общении, степень изменения стратегии
и
поведения, непредсказуемость, нестандартность поведения, обладание чувством юмора, способность к неоднозначным, парадоксальным высказываниям, управление переходом от одного полюса эмоциональных состояний к противоположному, критичность, самообладание, непосредственное гь
«Яркость поведения» описывает проявления оригинальности, фантазии, экспрессивности, непредсказуемости поведения, спонтанности «Способность к саморегуляции» включает в себя проявления спокойствия, уверенности при генерировании идей, регулирование своего состояния в состоянии неопределенности, сохранение работоспособности в необычных ситуациях
В третьем разделе «Взаимосвязи между показателями креативности личности подростка и его индивидуально-психологическими особенностями» сопоставляются показатели креативности личности с индивидуально-психологическими характеристиками, составляющими коммуникативный и волевой потенциал подростков
Анализ данных показывает, что существуют корреляции, на уровне значимости р<0,05 между всеми показателями креативности личности -беглости, гибкости, оригинальности исполнения, разработанности, экспертной оценкой креативности в поведении и характеристиками личности, определяющими характер ее межличностного общения
Показатели беглости, гибкости, оригинальности, полученные с помощью разных измерительных методик, неоднородны Полученные данные показывают, что беглость, гибкость, оригинальность, в зависимости от метода измерения, имеет и значимые положительные, и значимые отрицательные корреляции с эмпатией и восприятием другого человека как ценности, уверенностью в себе, мотивационной направленностью
Проявления креативности в поведении связаны с развитостью волевою по1енциала Получены значимые корреляции показателей по шкале
«яркость поведения» со всеми параметрами волевого потенциала Показатели «способность к самориуляции» связаны с мотивационной направленностью личности
В корреляционном графе на рисунке 1 отражены связи параметров креативное!и личности и тенденций поведения подростков
п роду КТИ 8 ность
В |
| факторы общений
Факторы креативности
ные корреляции <ые корреляции
> 0 01 » 0 05
Рисунок 1 Взаимосвязь параметров креативности личности и
тенденций поведения подростков
Регулятивные способности - залог проявления креативности личности
подростка Выбор подростком линии поведения, принятие решений о
необходимых действиях, взаимное обсуждение проблем и совместный поиск-
выхода из ситуации требуют активизации регуляционных ресурсов «Яркость
поведения» проявляется в его непосредственности, множестве вариантов
решений, в том чисте неожиданных, непредсказуемых, шутках Такое
поведение облегчает для подростков принятие на себя ответственности за
происходящее, помогает сосредоточиться на поиске ответов Высокая
направленность на общение для подростков зачастую означает большую
концентрированность собственно на отношениях, в ущерб делу Подросток
подстраивается под партнеров по общению и, таким образом, уменьшается
13
спонтанность, непредсказуемость, выразительное I ь действий, поведение становится более предсказуемым и ожидаемым
Подросток, проявляющий тревожность не склонен генерировать неподходящие ответы Благодаря повышенной чувствительности к критике, эмоциональной восприимчивости, желанию «нравиться окружающим» у подростков блокируются социально нежелательные ответы и количество неподходящих ответов уменьшается Появление неподходящих ответов при генерировании идей может рассматриваться как реакция адаптации к интенсивной деятельности, когда повышенная мотивация к решению и непривычные способы дсйс1вий приводят к возникновению реакций, снижающих напряжение
В четвертом разделе «Различия коммуникативного и волевого потенциала подростков в зависимости от уровня проявления креативности» показано, чш подростки с разным уровнем проявления креативности имеют различия в коммуникативном и волевом потенциалах личности Выделены полярные группы по показателям креативности -«низкокреагивные» и «высококреативные»
Следует отмстить, что креативность личности подростка -мультифакторное образование, измеряемое с помощью группы параметров Термин «низкокреативные» обозначает некоторый диапазон значений признаков, а не их отсутствие Таким образом, подростки, попавшие в группу «низкокреативные» также проявляют креативность,но реже То есть, различия в креативности высококреативных и низкокреативных подростками не в качестве, а в количестве проявлений
Высококреативные подростки более экстравертированы, эмпатичны и устойчивы к критике Различии по дружелюбию, нейротизму и восприятию другого человека как ценности между исследуемыми 1руипами не обнаружено Различия в волевом потенциале между исследованными группами обнаружены в деловой направленности Уверенность и
ишернальность, также как направленность на себя и общение, в обеих группах подростков одинаковы
Для высококреативных подростков проявления эмпатии - способ сравнения себя с другими людьми, который запускает механизмы адаптации подростка в обществе Для низкокреативных подростков проявления эмпатии зависят только от того, насколько важными для себя они представляют данные отношения и человека, с которым взаимодействуют В этом случае проявления эмпатии могут рассматриваться как средство самореализации, которое позволяет более эффективно взаимодействовать с людьми У высококреативных подростков показатели эксгравсрсии связаны с мотивационнымп аспектами В выборке низкокреативных подростков такие связи не обнаружены Экстраверсия высококреативных подростков отражает аспекты самореализации в общении, показывает, что высококреативным подросткам не столько важен результат, который будет получен, сколько важна возможность проявить себя через взаимоотношения с другими
Наши данные показывают, что в ситуациях критики подростки становятся малообщительными, у них снижается уверенность в себе Для высококреативных подростков повышение чувствительности к критике отражает повышение общей тревожности - эмоциональную неустойчивость, нерешительность, снижение уверенности в себе, замкнутость, непоследовательность поведения При эюм снижается потребность в дружелюбных отношениях и повышается эмпатичность Таким образом, высококреативные подростки острее реагируют на критику Они одновременно и придерживаются своих взглядов, и сопереживают и отстраняются от другого человека, увеличивают дистанцию в общении
Увеличение чувствительности к критике у низкокреативных подростков не связано с повышением тревожности Низкокреативные подростки в большей степени воспринимают критику от значимого для себя человека, того, кого ценят При эюм дистанция в общении с таким человеком у них не меняется
И у высококреативных, и у низкокреативных подростков преобладание мотивов, порождаемой самой деятельностью, увлечение делом, затрудняет установление контактов с людьми, так как подросток испытывает низкую потребность в таких контактах
Таким образом, высококреативные подрос1ки имеют более разветвленную структуру внутриличностных характеристик, связанных с общением
Различия в поведении высококреативных и низкокреативных подростков определяются факторами «тревожность», «деловая продуктивность», «готовность к установлению отношений»
Фактор «тревожность» в выборке высококрсативных подростков независим от остальных выделенных факторов (и креативности, и факторов общения), в отличие от выборки низкокреативных Так как этот фактор описывает различия в эмпатии, устойчивости к критике, экстраверсии.,, можно сделать вывод, что причиной увеличения тревожности, снижения уверенности в себе, невротизации является не изменение уровня креативности личности, а особенности проявлений самой личности в межличностном взаимодействии Таким образом, для снижения тревожности при развитии креативности необходимо уделять внимание параллельному развитию личностных характеристик, обле1 чающих межличностное взаимодействие Соединение программ развития креативности с развитием коммуникативного потенциала позволит избежать возможных
эмоциональных нарушений подростков
Деловая продуктивность у высококреативных подростков определяется тем, в какой степени они раскрываются в общении, проявляют поведенческие аспекты креативности, в частности, тем, насколько быстро они реагируют, 1 енерируют множество идей, умеют поддержать других и учесть различные точки зрения, проявляют чувство юмора и непосредственность У низкокреативных подростков интерес к тому, чем они
занимаются, зависит от того, насколько они умеют управлять своим поведением, владеют своим эмоциональным состоянием, слушают других, изменяют стратегию поведения
Готовность к установлению отношении, частности связь между показателями эмиатии и уверенности подростков опосредуется проявлениями креативности Оригинальность подростка связана с осознанием своих огличий от других людей, кошрым способствует эмпатия С одной стороны, у подростка есть понимание этих различий, с другой -повышенная эмпагия выступает как способность сопереживать, чувствовать свою причастность к другим людям Для подростков, в силу возрастных особенностей важно мнение сверстников о них самих, и повышенная эмпатия как раз и позволяет сопереживать, понимать других Поэтому можно сделать вывод что возникает противоречие между тем, как быть оригинальным и одновременно «одинаковым» с другими В силу того, что противоречие сложноразрешимо, у подростков снижается уверенность в себе Такая тенденция поведения характерна для низкокреативных подростков У высококреативных подростков проявления оригинальности не связаны ни с показателями эмпатии, ни с показателями уверенности в себе Таким образом, развитие креативности личности подростков стоит начинать с развития беглости и гибкости Развитие этих параметров креативности снизит вероятность появления неврошческих реакций, связанных с увеличением креативности
В пяюч разделе «Различия креативности личности в зависимости от пола подростков» сопоставляются различия в проявлении креативности личности мальчиков и девочек У девочек больше выражены показатели беглости, гибкости, оригинальности, способности к обобщениям, измеряемые с помощью методики «Придумай название» Мальчики проявляют большую гибкость и оригинальность, измеряемые кратким тестом творческого мышления ЕП Торренса, а также проявляют большую яркость поведения Учитывая, что методика «Придумай название»
17
в большей степени учитывает вербальную продуктивность, а методика Е П Торренса изучает особенности невербального мышления, можно утверждать, что девочки более креативны в ситуациях взаимодействия с другими, у мальчиков более выражены когнитивные проявления креативносги
Данные показывают, что высококреативные девочки отличаются от низкокреативных девочек высокой эмпатией, сниженной чувствительностью к критике, направленностью на дело Высококрсативные мальчики - большей экстравертированностью, чем низкокреативные
Для выявления тенденций влияния пола на поведение высококреативных и низкокреативных подростков, мы проследили влияние каждого из факторов креативности личности подростка и факторов, отражающих тенденции в поведении подростков
В отдельный фактор и у высококрсативных, и у низкокреативных мальчиков выделяется саморегуляция поведения во время творческого поиска Для низкокреативных мальчиков управлять собой означает в большей степени увеличение интеллектуальной продуктивности Они склонны генерировать точные ответы и уменьшать невербальную продуктивность Для высококреативных мальчиков управлять собой - значит регулировать свое поведение, а не интеллектуальную продуктивность
Мотивационные особенности мальчиков при генерировании идей высококреативные мальчики лучше работают и получают результат в группе, где имеют возможность развивать отношения, обсуждать решение, проявлять себя Низкокреативные мальчики предпочитают решать поставленные перед ними задачи самостоятельно, не развивая отношения и 01раничивая обсуждения решения с дру! ими
Причины изменения тревожности у высококреативных и низкокреативных мальчиков различны У высококреативных мальчиков повышение эмпагии приводи! к уменьшению тревожности, увеличению уверенности, а также увеличению точности ответов У низкокреативных
мальчиков с повышением эмпатии и одновременно, с увеличением яркости поведения, происходит повышение тревожности Можно сделать вывод, что креативность мальчиков и обеспечивает большую адаптивность к ситуации, и делает возможным самореализацию подростка без включения механизмов психоло! ическои защиты
Особенности самореализации девочек отличаются в зависимости 01 уровня креативности Низкокреативные девочки более демонстративны, креативность позволяет им реализовать себя в общении с другими, раскрывая свои способности Высококреативные девочки большей степени проявляют не демонстративность, а направленность на решение конкретных задач и поведенческую гибкость
В мотивации низкокреативных девочек преобладает направленность на себя Высококреативные девочки проявляют направленность на общение, которая связана у них с уменьшением своеобразия реагирования и увеличением вербальной продуктивности То есть, выстраивая отношения, высококреативные девочки придерживаются принятых нормативов поведения, стараются соответствовать ожиданиям партнеров
Результативность низкокреативных девочек при генерировании идей связана с уменьшением невербальной продуктивности С уменьшением количества неподходящих реакций, они предпочитают обдумать ответ, учесть все тонкости и нюансы и озвучить только подходящее решение
Проявления тревожности у высококреативных девочек не связаны с проявлениями креативности, сопровождаются понижением эмпатии Напротив, низкокреативные девочки более уверенно чувствуют себя и быстро реагируют на ситуацию, если не нужно проявлять вербальную продуктивность Таким образом, креативность девочек обеспечивает возможность самореализации При развитии креативности с низких значений у девочек, необходимо параллельно развивать деловую направленность, направленность на общение, умение выстраивать отношения с другими людьми
В шее юм разделе «Характер влияния креативное 1 и личности подростка на привлекательность подростков в общении» показано, что уровень креативности личности нелинейно связан с привлекательностью подростков в межличностных отношениях
Существую! значимые корреляции между показателями статуса подростков и показателями креативности личности подростка Показатели статуса и в эмоциональных, и в деловых отношениях, связаны со всеми проявления вербальной креативности, и не связаны с проявлениями невербальной креативности Таким образом, более привлекательны сверстники, проявляющие продуктивность, скорость _ реагирования, обнаруживающие креативность в поведении
Мы провели сравнение различий личностных качеств у подростков с разными статусами Значимых различий между параметрами коммуникативного и волевого потенциала, а также креативности подростков в выборках высокостатусных и низкостатусных подростков не обнаружено Таким образом, можно сделать вывод, что подростки могут иметь высокий статус независимо от уровня развития волевого и коммуникативного потенциала и уровня развития креативности И мальчики, и девочки, проявляя различные параметры креативности, могут добиться более высокш о статуса
Привлекательность мальчиков в межличностных отношениях связана с их продуктивностью Статус мальчиков снижается, если они во время генерирования продукта не демонстрируют окружающим свои внутренние ресурсы и способности
Привлекательность девочек в межличностных отношениях определяется фактором «яркость поведения» Девочки более успешны в общении, если они артистичны, спонтанны, управляют переходом от одного полюса эмоционального состояния к противоположному, проявляют самообладание, непосредственность Занимая лидирующие позиции в группе,
высококреативные девочки peí улируют свое поведение, переключаясь на новые варианты решения, выслушивают различные точки зрения, проявляют самообладание и одновременно рассматривают разные области, в том, числе и не подходящие Именно регуляция своего поведения дает возможность продуцировать неподходящие к ситуации ответы, раздвигая границы поиска и выходя на новые варианты
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. 1 Креативность личности подростков - это мульшфакторное образование, включающее в себя две основных группы показателей когнитивные показатели и поведенческие
Эти показатели описывают две основных стороны креативности личное ш подростка - когнитивные аспекты (к ним относятся факторы «вербальная продуктивность», «невербальная продуктивность»), влияющие на продуктивность деятельности, и поведенческие аспекты креативности (к ним относятся факторы «адаптивные реакции», «своеобразие поиска решения», «точность»), обеспечивающие специфику взаимодействия подростков
2 Когнитивные параметры креативности личности, такие как беглость, гибкость, оригинальность неоднородны, проявляются у подростков в зависимости от вида генерируемого ими продукта и опосредуются индивидуально-психологическими особенностями подростка
3 Креативность личности, проявляющаяся в поведении, детерминируется совокупностью поведенческих факторов, объединяющихся в две группы, названные нами «яркость поведения» и «способность к саморегуляции»
Поведенческая и когнитивная составляющие креативности тесно связаны между собой и другими личностными особенностями подростков
Фактор креативности «яркость поведения» и факторы, характеризующие особенности поведения подростков «готовность к
установлению отношений», «направленность на общение», «деловая продуктивность» взаимосвязаны
Фактор «способность к саморегуляции» опосредует проявления фактора «деловая продуктивность»
4 Креативность личности находится в тесной прямой связи с личностными характеристиками, определяющими коммуникативный и волевой потенциал личности подростка, влияющими на особенности общения, такими как эмпатия, дружелюбие, чувствительность к критике, экстраверсия, нейротизм, интернальность, уверенность в себе, мотивационная направленность Высокий уровень креативности личности подростка связан с высоким уровнем развития этих качеств, и наоборот, низкий уровень развития креативности обусловлен их низкими значениями
5 При развитии креативности личности причиной увеличения тревожности, снижения уверенности в себе, невротизации является не изменение уровня креативности личности, а особенности проявлений самой личности в межличностном взаимодействии
6 У подростков, в зависимости от уровня их креативности существуют различия в особенностях волевого и коммуникативного потенциала
Высококреативные подростки отличаются от низкокреативных большей развитостью коммуникативного потенциала личности, в частности, выраженными характеристиками «эмпатия», «экстраверсия», сниженной «чувствительностью к критике» и выраженной направленностью на решение задач, стоящих перед ними
7 Существуют различия в проявлении составляющих креативности личности подростка в зависимости от пола у девочек более выражена поведенческая составляющая креативности, а у мальчиков более выражена когнитивная составляющая креативности
В зависимости от уровня креативности личности подростков,
содержание и степень выраженности когнитивной и поведенческой
22
составляющих, креативности личности у девочек и мальчиков также различны
Интеллектуальная продуктивность низкокреагивных мальчиков
может быть увеличена за счет развития регулятивных навыков
Высококреативные мальчики лучше работают и получают результат в
группе, 1дс имеют возможность развивать отношения, обсуждать решение,
проявлять себя Низкокреативные мальчики предпочитают решать
поставленные перед ними задачи самостоятельно, не развивая отношения и
ограничивая обсуждения решения с другими
Яркость поведения низкокреативных девочек проявляется через
демонстративность Яркость поведения у высококреативных девочек
проявляется во время поиска решения и связана с деловой направленностью
В мотивации высококреативных девочек преобладает деловая
направленность и направленность на общение, у низкокреативных -
преобладает направленность на себя
8 Подростки, проявляющие высокий уровень продуктивности,
большую скорость реагирования, обнаруживающие креативность в
поведении, оказываются более привлекательными для сверстников и имеют
более высокий социометрический статус
Кроме того, на привлекательность общения влияют характеристики
продукта, который генерируется испытуемыми Генерирование продукта, не
рассчитанное на получение немедленной обратной связи от других людей,
снижает статус подростка
Уровень креативности личности подростка влияет на межличностные
отношения подростка, причем характер этого влияния различен для
подростков с высоким и низким уровнем креативности
Привлекательность в общении подростков с высоким уровнем
креативности зависит от генерирования ими «адаптивных реакций»
Напротив, низкокреативные подростки более привлекательны, когда дают
более точные, подходящие ситуации ответы
23
Мальчики с высокой креативностью более привлекательны в межличностных отношениях, если они проявляют вербальную продуктивность Мальчики с низкой креативностью более привлекательны в межличностных отношениях, если они не проявляют агрессивность либо защитные реакции, быстро реагируют на ситуацию, занимаются видами продуктивности, связанными с взаимодействием с другими
Высококреативныс девочки более привлекательны в межличностных отношениях, если они совмещают различные точки зрения и проявляют себя, генерируя различные варианты решений. Низкокреативные девочки занимают лидерские позиции, если они продуцирую! точные ответы В заключении диссертации подводятся общие итоти работы По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1 Кузьмина Н Е Социально-психологические аспекты креативности подростков // Психология итоги и перспективы Тезисы научно-практической конференции - СПб, 1996, с 178-180
2 Кузьмина Н Е Некоторые аспекты креативности подростков // Журнал практического психолога - М , 1998, № 2, с 38 - 41
3 Кузьмина Н Е Проявления креативности в межличностных отношениях акмеологические аспекты // Акмеология - М , 2007, № 4, с 49 -53
Подписано в печать 31 03 2008 Формат 60x84 1/16 Бумага офсетная Печать офсетная Уел печ л 1,4 Тираж 100 экз Заказ № 765
Отпечатано в ООО «Издательство "ЛЕМА"»
199004, Россия, Санкт-Петербург, В О , Средний пр , д 24, тел /факс 323-67-74 e-mail izd_lema@mail ru
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Кузьмина, Наталья Евгеньевна, 2007 год
Оглавление.
Введение.
Глава 1. Проблема креативности в зарубежной и отечественной психологии.
1.1. Соотношение понятий «креативность» и «творчество».
1.2. Определение понятия и сущность креативности личности.
1.2.1. Изучение креативного продукта.;.
1.2.2. Изучение особенностей креативного процесса.
1.2.3. Изучение креативной среды.
1.2.4. Креативность личности.
1.3. Социально-психологические детерминанты креативности личности.
1.4. Социально-психологические характеристики креативности личности и особенности общения в подростковом возрасте.
Глава 2. Изучение проявления креативности в сфере общения.
2. 1. Программа исследования.
2. 2. Методы исследования.
2.2.1. Методики диагностики креативности личности.
2.2.2. Методики диагностики индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей личности подростка.
2.2.3. Социометрия.
Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования.
3.1. Анализ характеристик личности подростка, обуславливающих коммуникативный и волевой потенциал подростка.
3.2. Анализ особенностей креативности личности подростков.
3.3. Взаимосвязи между показателями креативности личности подростка и его индивидуально-психологическими особенностями.
3.4. Различия коммуникативного и волевого потенциала подростков в зависимости от уровня креативности личности.
3.5. Различия креативности личности в зависимости от пола подростков.
3.6. Характер влияния креативности личности подростка на привлекательность подростков в общении.
Введение диссертации по психологии, на тему "Креативность личности как фактор межличностного общения в подростковом возрасте"
Скорость изменений, которые происходят в настоящее время в мире - увеличивается. Последствия происходящих изменений - это растущая неопределенность, обусловленная ускоряющимися переменами в сочетании с отсутствием четких ответов на возникшие вопросы, расширяющиеся возможности для выбора вариантов развития и возрастание рисков. Быстрота происходящих перемен, усиливающаяся конкуренция требуют и от организаций, и от людей новых, инновационных подходов.
Одним из ключевых вопросов является проблема развития и становления творческого потенциала человека. Подростковый возраст выделяется исследователями как сенситивный период для развития креативности. Поэтому особое значение приобретает изучение и развитие креативности подростка. Креативность позволяет находить новые способы поведения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, оптимально использовать внутренние резервы личности.
Наряду с огромным интересом к проблематике творчества, исследователи сталкиваются со сложностью его изучения. Размытость и неотчетливость понятия «творчество», также как и понятия «креативность» отмечают многие авторы [12, 14, 27, 56, 84, 133]. В настоящее время происходит систематизация накопленных эмпирических фактов, создание типологии творчества. Креативность выделяется в отдельный аспект изучения творчества, как внутренний ресурс человека. [112, 109, 122, 139, 157].
Сложность проблематики креативности и неоднозначность ее понимания исследователями приводит к тому, что несмотря на множество работ в этой области, существуют значительные пробелы знаний. Редки исследования, в которых авторы обращаются к специфике креативности с точки зрения социальной психологии [166]. Работы в этой области 4 ограничиваются изучением ситуационных факторов, факторов культуры. В немногочисленных исследованиях анализируется взаимосвязь между отдельными параметрами креативности и личностными характеристиками, имеющими прямое отношение к общению. Таким образом, в современных исследованиях, анализ влияния креативности на сферу общения носит фрагментарный характер.
Все это указывает на актуальность и новизну для отечественной психологии исследования социально-психологических аспектов креативности.
Креативность личности подростка обнаруживается в особенностях поведения, общения, деятельности, в характере постановки проблем, решения задач, особенностях генерируемого решения (продукта). Они являются признаками-индикаторами креативности личности, список которых может быть расширен и дополнен.
Цель исследования: изучить взаимосвязь креативности личности и особенностей общения в подростковом возрасте.
Объект исследования - подростки в возрасте 14-15 лет, учащиеся старших классов трех школ г. Санкт-Петербурга.
Предмет исследования - социально-психологические характеристики креативности личности в подростковом возрасте.
Основная гипотеза. Основываясь на понимании креативности личности как «способности человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта», [45, с.8], мы предположили, что креативность личности в подростковом возрасте может детерминировать особенности межличностного общения подростка.
Это предположение конкретизируется в следующих рабочих гипотезах:
Гипотеза 1. Креативность личности - неоднородна, она включает в себя как когнитивные параметры, так и поведенческие.
Гипотеза 2. Креативность, как личностная характеристика, находится в тесной связи с параметрами коммуникативного и волевого потенциала подростка, такими как эмпатия, дружелюбие, сензитивность к критике, экстраверсия, нейротизм, интернальность, уверенность в себе, мотивационная направленность.
Гипотеза 3. Существуют различия в поведении подростков в процессе их общения, которые обусловлены различиями в уровне развития креативности подростков.
Гипотеза 4. Существуют различия в проявлении креативности у подростков разного пола.
Гипотеза 5. Подростки с высокой креативностью более привлекательны в межличностных отношениях со сверстниками.
Для проверки этих гипотез мы решали следующие задачи:
1. Провести анализ философской, психологической, социологической, педагогической литературы по проблеме креативности личности.
2. Выявить характер связи между креативностью личности и особенностями общения.
3. Экспериментально изучить особенности креативности личности, а также коммуникативные и волевые характеристики подростков.
4. Выявить качественную специфику проявления креативности у подростков с различным уровнем креативности.
5. Определить характер влияния креативности на особенности общения подростков.
Положения, выносимые на защиту:
1. Креативность личности подростка - это многофакторное образование, в котором различаются когнитивная составляющая, влияющая на продуктивность деятельности подростка и поведенческая составляющая, обеспечивающая взаимодействие.
2. Креативность личности, а также влияющие на особенности общения коммуникативные и волевые характеристики, образуют взаимосвязанный комплекс параметров. Различия в поведении подростков связаны с уровнем развития креативности подростка. У подростков с высоким уровнем креативности сильнее, чем у подростков с низким уровнем креативности развит коммуникативный и волевой потенциал.
3. Креативность личности подростков - тендерная характеристика. Девочки в большей степени проявляют креативность в ситуациях взаимодействия с другими, у мальчиков более выражены когнитивные проявления креативности.
4. Различия в уровне креативности личности подростков влияют на характер межличностных отношений: чем выше уровень креативности подростка, тем больше скорость реагирования в ситуациях общения, выше способность к саморегуляции поведения, подростки демонстрируют более оригинальное поведение, выше социометрический статус подростка.
Научная новизна. В работе рассматриваются взаимосвязи между параметрами креативности и личностными характеристиками подростков, влияющими на их общение. Наряду с когнитивными характеристиками креативности обращается внимание на ее поведенческие проявления. Это само по себе является новой, ранее не исследованной областью отечественной психологии.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования раскрывают закономерности проявления 7 креативности личности в сфере общения и могут быть использованы для диагностики эффективности взаимодействия людей. Полученные материалы могут применяться при разработке учебных курсов в области развития креативности подростков.
Таким образом, результаты данной работы будут полезны для учителей, воспитателей, школьных психологов, специалистов, работающих с подростками во внешкольных учреждениях.
Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"
Вывод 8.
Подростки, проявляющие высокий уровень продуктивности, большую скорость реагирования, обнаруживающие креативность в поведении, оказываются более привлекательными для сверстников и имеют более высокий социометрический статус.
Кроме того, на привлекательность общения влияют характеристики продукта, который генерируется испытуемыми. Генерирование продукта, не рассчитанное на получение немедленной обратной связи от других людей, снижает статус подростка.
Уровень креативности личности подростка влияет на межличностные отношения подростка, причем характер этого влияния различен для подростков с высоким и низким уровнем креативности.
Привлекательность в общении подростков с высоким уровнем креативности зависит от генерирования ими «адаптивных реакций». Напротив, низкокреативные подростки более привлекательны, когда дают более точные, подходящие ситуации ответы.
Мальчики с высокой креативностью более привлекательны в межличностных отношениях, если они проявляют вербальную продуктивность. Мальчики с низкой креативностью более привлекательны в межличностных отношениях, если они не проявляют агрессивность либо защитные реакции, быстро реагируют на ситуацию, занимаются видами продуктивности, связанными с взаимодействием с другими.
Высококреативные девочки более привлекательны в межличностных отношениях, если они совмещают различные точки зрения и проявляют себя, генерируя различные варианты решений. Низкокреативные девочки занимают лидерские позиции, если они продуцируют точные ответы.
Заключение.
Гипотеза нашего исследования была связана с предположением о том, что креативность личности в подростковом возрасте может детерминировать особенности межличностного общения подростка. Мы основывались на понимании креативности личности подростка как способности человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Проведенное исследование выявило связи креативности личности подростка с коммуникативным и волевым потенциалом подростков, определяющим специфику межличностного общения подростков. Создан опросник для измерения креативности личности в поведении.
Дальнейшая разработка данной проблематики может строиться на основе всестороннего изучения связей между креативностью и параметрами общения, и иметь своей конечной целью поиск общих психических механизмов, приводящих к образованию этих связей.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Кузьмина, Наталья Евгеньевна, Санкт-Петербург
1. Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать. Тамбов, 1961, -224 с.
2. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М., 1973, -296 с.
3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. М., 1979, -189 с.
4. Альтшуллер Г.С., Верткин И.И. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Кишинев, 1994, -184 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI., ЛГУ.- 1968. - 338 с.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. -380с.
7. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Кн. 1. М., 1982. -316с.
8. Бабаева Ю.Д., Щербакова О.Ю. Проблемы диагностики интеллектуальной и социальной одаренности. // Ежегодник РПО, М., 1995, Том 1, Вып. 2., с. 79-84.
9. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997, -464 с.
10. Бобров А.Н. Динамика креативности старших школьников в условиях профильного обучения. // Вестник СевКавГТУ, Серия «Гуманитарные науки», No2 (12), 2004, с. 28-36.
11. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983, -176 с.
12. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997, с. 328 -348.
13. Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности. // Вопросы психологии, 1971, №1, с.144 146.14