Темы диссертаций по психологии » Психология труда. Инженерная психология, эргономика.

автореферат и диссертация по психологии 19.00.03 для написания научной статьи или работы на тему: Исследование компонентов творческой деятельности студентов технического вуза

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Артемьева, Вероника Алиевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 19.00.03
Диссертация по психологии на тему «Исследование компонентов творческой деятельности студентов технического вуза», специальность ВАК РФ 19.00.03 - Психология труда. Инженерная психология, эргономика.
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Артемьева, Вероника Алиевна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1.АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. История изучения психологии творчества.

1.2. Подходы к изучению творческой личности.

1.3. Способность к творчеству.

1.4. Особенности творческой деятельности.

1.5. Характеристики творческого процесса.

1.6. Постановка проблемы.

Глава 2. МЕТОДЫ И . ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Характеристика объекта исследования.

2.2. Процедура и методы исследрв^и^

2.2.1. Методы изучения деят^'лМЪсти.

2.2.2.Особенности изучения компонентов творческой деятельности.

2.2.2.1. Изучение творческой позиции.

2.2.2.2. Изучение творческого выражения.

2.2.2.3. Творческий продукт.

2.2.3. Изучение личностных особенностей студентов.

2.3. Описание методов статистического анализа.

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

КОМПОНЕНТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

3.1. Отношение студентов к творческой деятельности.

3.2. Результаты исследования компонентов творческой деятельности.

3.3. Анализ взаимосвязей между компонентами творческой деятельности и личностными особенностями студентов.

3.4. Анализ типологии студентов по результатам творческой деятельности.

Ф 3.5. Особенности творческой деятельности студентов в группах различной профессиональной направленности.

Введение диссертации по психологии, на тему "Исследование компонентов творческой деятельности студентов технического вуза"

Актуальность проблемы. В наше богатое переменами время особенно с ценны человеческая неповторимость, способность принимать нестандартные решения, умение взглянуть на проблему с новой точки зрения. Такая человеческая уникальность тесно связана с творчеством. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, т.е. готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления. Творчество - это привнесение в мир чего-то нового. "Творчество, будучи деятельностью, абсолютно необходимо для существования общества, это в то же время и самоцельная потребительская деятельность, замена утраченного инстинкта» (Вильчек В.М, 1998, с .29). Поэтому проблемы изучения творчества, его условий, факторов и механизмов приобретают в настоящее время исключительную актуальность.

Исследования в области психологии творчества направлены на научно обоснованное решение практических вопросов: в каких условиях человек работает эффективнее, как определять качества личности, обеспечивающие ее успех в различных видах деятельности, как формировать творческие способности, какова возрастная динамика творчества? (Ананьев Б.Г., Богоявленская, Д.Б, Брунро М.Е., Вайнцвайг П., Василейский С.М., Выготский С.Л., Гилфорд Дж., Грановская P.M., Додонов Б.И., Дорфман Л.Я., Дружинин В.Н., Дунчев В.Н., Зинченко В.П., Ильин Е.П., Кан-Калик В.А., Крылов А.А., Левинсон-Лессинг Ф.Ю., Лезин Б.Ф., Леонтьев А.Н., Лук А.Н. Матюшкин A.M., Мерлин B.C., Моляко В.А., Никифоров Г.С., Суходолский Г.В., Тутушкина М.К., Шадриков В.Д.Дльконин Д.Б., Ярошевский М.Г. и др.). Изучаются внутренние механизмы творчества (Пономарев Я.А., Васшпок Е.Ф., Гербачевский В.К., Клике Ф., Петровский A.M., Платонов К.К., Тихомиров O.K., Солдатова Е.Л., и др.).

Пономаревым Я.А. рассматривает творчество в широком смысле как «механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию; творчество человека - как одна из конкретных форм проявления этого механизма. В основу подхода к изучению данной конкретной формы положен принцип трансформации этапов развития в структурные уровни его организации и функциональные ступени дальнейших развивающих взаимодействий» (Пономарев Я.А., 1976). В основу понимания психологического механизма творчества положена динамика форм развития поведения детей и поведения взрослых в ходе решения творческих задач. Богоявленская Д Б. отмечает, что творчество предполагает увлеченность самим предметом, т.е. поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что "имело место развитие деятельности по инициативе самой личности (фактически саморазвитие деятельности), а это, на наш взгляд, и есть творчество" (Богоявленская Д.Б., 1983).

По нашему мнению, интересным и актуальным является изучение творческой деятельности, как качественно более высокого уровня любой деятельности, а также выделение и изучение отдельных компонентов творческой деятельности, так как эта область психологии творчества мало изучена.

Цель исследования: выявить основные психологические характеристики компонентов творческой деятельности (КТД) и определить взаимосвязи КТД с личностными особенностями студентов.

В соответствии с целью исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1.Творческая деятельность представляет собой сложный, системообразующий процесс, включающий такие компоненты, как творческая позиция, творческое выражение, творческий продукт, которые являются характеристиками данного вида деятельности и играют важную роль в ее формировании.

2. Ведущим компонентом в структуре творческой деятельности является творческая позиция.

3. Характеристики компонентов творческой деятельности студентов связаны с их личностными особенностями.

4. Уровень развития и соотношение вышеназванных компонентов творческой деятельности позволяют определить особенности творческого потенциала студентов в различных сферах деятельности.

Для проверки гипотез были сформулированы следующие основные задачи:

1. Исследовать представления студентов о феномене творчества.

2. Выделить и определить компоненты творческой деятельности и исследовать их психологические характеристики.

3. Исследовать влияние личностных особенностей студентов на структуру их творческой деятельности.

4. Выделить группы студентов по творческой продуктивности.

Провести сравнительный анализ выделенных групп.

5. Исследовать особенности творческой деятельности студентов в группах различной профессиональной направленности.

Объектом исследований стали студенты 1-х - 4-х курсов строительных, автодорожных и архитектурных специальностей. Всего 256 человек в возрасте от 17 до 23 лет.

Предметом настоящего исследования являлись компоненты творческой деятельности студентов.

• Методы экспериментального исследования. Для реализации поставленных задач были использованы письменные опросники, проективные задания, открытое анкетирование, метод самоотчета, метод эксперимента, творческие задания, методы математической статистики.

Для статистической обработки данных применялись: корреляционный анализ; описательные статистики, определялись достоверно значимые различия в средних значениях показателей, которые анализировались с использованием критерия Стьюдента.

Статистическая обработка данных выполнялась с помощью пакета прикладной статистической программы "STATISTICA for Win, ver. 5.0".

Достоверность полученных данных обеспечивалась комплексным подходом к описанию и изучению объекта исследования, адекватностью применяемых методов исследования и статистической надежностью полученных результатов.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В структуре творческой деятельности выделяются следующие компоненты:

Творческая позиция - отношение и потенциальная готовность субъекта

• к творчеству, определяемые взаимодействием его потребностей, интересов, убеждений и представлений о самом себе и окружающем мире.

Творческое выражение - средства, с помощью которых реализуется творческая позиция в повседневной жизни, способ реагирования на окружающую действительность.

Творческий продукт - то, что человек в течение творческого процесса создает, такое сочетание ранее известных вещей, которое для него является новым.

2. Основные психологические составляющие компонентов творческой

• деятельности:

Творческая позиция включает в себя самооценку творческих способностей, готовность к творчеству, творческую направленность личности.

Творческое выражение и в вербальной, и в невербальной сфере включает в себя скоростные показатели (беглость), категориальную гибкость, интеллектуальные особенности личности и эмоциональную составляющую.

Творческий продукт характеризуется такими показателями, как стандартность - нестандартность, оригинальность - стереотипность.

3. Предложенные методы "Творческая работоспособность" (модифицированный тест Платонова К.К.), анкеты и методический подход "Фиторобот", разработанные автором, позволяют изучать компоненты творческой деятельности.

4. По продуктивности творческой деятельности можно выделить следующие группы студентов:

Группа "творцов", группа "стереотипных" и переходная группа.

В группе "творцов", в свою очередь, можно выделить три подгруппы: "творцы-универсалы", "творцы-вербалы", "творцы-невербалы".

5. Компоненты творческой деятельности студентов связаны с определенными личностными особенностями студентов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. В данном исследовании получила развитие теория творческой деятельности (ТД).

2. Выделены компоненты творческой деятельности и их основные психологические составляющие.

3. Выявлена связь компонентов творческой деятельности студентов с их личностными особенностями.

4. Выделены типы студентов по продукту их творческой деятельности. Проведен сравнительный анализ выделенных групп.

Практическая значимость.

1. Разработан методический подход "Фиторобот", изучающий невербальное творчество, который может быть использован в диагностических целях.

2. Показаны пути развития отдельных компонентов ТД студентов в процессе профессиональной подготовки.

3. Обоснована необходимость использования в обучении методов развивающих творческое мышление и компоненты ТД.

4. Разработан и прочитан (в СПбГАСУ) курс по выбору «психология творчества» с применением методик, развивающих творческую деятельность студентов.

5. Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы в целях профориентации, профадаптации и профессиональной подготовки на различные специальности.

6. Полученный материал может служить основой для коррекции учебных программ технических вузов, для расширения их за счет дисциплин, развивающих творческое мышление.

Апробация результатов.

Основные положения и результаты исследования изложены в 11 публикациях, обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии при Государственном Архитектурно-Строительном университете.

Материалы диссертации докладывались на 54-й научно-практической конференции СПбГАСУ (1997г.); на 51-й, 52-й, 53-й и 55-й международных конференциях молодых ученых СПбГАСУ (1997, 1998, 1999, 2001 гг.); на 5-й Международной конференции ЛЭТИ (1999г.).

Данные материалы реализованы в учебных программах «психология и педагогика» кафедры практической психологии СПбГАСУ и «психология инженерного творчества».

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Список литературы содержит 228 названий, из них - 23 на иностранных языках. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками и схемами.

Заключение диссертации научная статья по теме "Психология труда. Инженерная психология, эргономика."

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. В творческой деятельности выделяются следующие компоненты:

Творческая позиция - отношение и потенциальная готовность субъекта к творчеству, определяемая взаимодействием его потребностей, интересов, убеждений и представлений о самом себе и окружающем мире.

Творческое выражение - средства, с помощью которых реализуется творческая позиция в повседневной жизни.

Творческий продукт - то, что человек в течение творческого процесса создает, такое сочетание ранее известных вещей, которое для него является новым.

2. Основные психологические составляющие компонентов творческой деятельности:

Творческая позиция включает в себя самооценку творческих способностей, готовность к творчеству, творческую направленность личности.

Творческое выражение и в вербальной, и в невербальной сфере включает в себя скоростные показатели (беглость), категориальную гибкость, интеллектуальные особенности личности и эмоциональную составляющую.

Творческий продукт характеризуется такими показателями, как стандартность - нестандартность, оригинальность - стереотипность.

3. Предложенные методы "Творческая работоспособность" (модифицированный тест Платонова К.К.), анкеты и методический подход "Фиторобот", разработанный автором, применимы для исследования творческой деятельности (в т.ч. людей, не получивших специального образования).

4. Творческой позиции принадлежит ведущая роль в структуре творческой деятельности.

5. Определены разные виды творческой позиции - потенциальная (декларируемая) и реальная (реализованная в процессе творческой деятельности).

6. Выделены три уровня выраженности реальной творческой позиции - ярко выраженная, промежуточная и невыраженная. Данные уровни творческой позиции сопровождаются различными эмоциональными состояниями в процессе создания творческого продукта. Так высший уровень, как правило, сопровождается яркими эмоциональными переживаниями (как положительными, так и отрицательными).

7. Показано, что творческое выражение характеризуют интеллектуальные показатели, показатели беглости, гибкости, эмоциональности и заинтересованности. Установлено, что заинтересованность и яркость переживания эмоций являются "движущей силой" саморазвития деятельности.

8. Определены характеристики оригинальности творческого продукта вербальной и графической деятельности по методикам "Творческая работоспособность" и "Фиторобот".

9. Успешности в творческой деятельности препятствуют такие личностные особенности, как повышенный уровень личностной тревожности и пониженный фон настроения.

10. Творческую индивидуальность характеризуют такие качества, как независимость, внутренний локус, психическая уравновешенность, эмоциональная и социальная зрелость. На нашей выборке оказалось, что высокий уровень интеллекта сочетается с высоким уровнем креативности и социальной активностью.

11. Ярко выраженная реальная творческая позиция, заинтересованность и эмоциональная напряженность определяют саморазвитие деятельности и личности.

12. По продуктивности творческой деятельности можно выделить следующие группы студентов: "творцы-универсалы", "творцы-вербалы", ф "творцы-невербалы" и "стереотипы". Деятельность студентов в выделенных группах соответствует разному уровню развития деятельности, выделенным Суходольским Г.В. Установлено, что основные различия между компонентам творческой деятельности студентов в выделенных группах - в выраженности творческой позиции.

13. В процессе профессиональной подготовки целесообразно учитывать связь между выраженностью творческой позиции, успешностью творческой деятельности и профессиональной направленностью. Дополнение учебных занятий упражнениями, развивающих творческую * позицию, значительно повысило показатели успешности различных видов деятельности (в т.ч. учебной).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование компонентов творческой деятельности студентов технического вуза проводилось в рамках системного подхода (Ананьев Б.Г., Волков И.П., Ломов Б.Ф., Никифоров Г.С., Суходольский Г.В., Шадриков В.Д. и др.), с методологической позиции теории деятельности (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн Л.С. и др) и концепции индивидуальности (Ананьев Б.Г., Мерлин B.C., Небылицын В.Д., Теплов Б.М., Тутушкина М.К.).

Большинство последних исследований в области психологии творчества строятся с опорой на концепцию Дж. Гилфорда и Е.Торранса, что бесспорно, является значимым и интересным. Однако, мы считаем важным подчеркнуть вклад российской науки в развитие психологии творчества. Поэтому работа была начата с анализа истории изучения психологии творчества от истоков до наших дней. Проанализированы различные подходы к изучению творчества (в том числе понятийного аппарата, т.к. обзор литературы показал неоднозначность трактовок, используемых в психологии творчества).

Мы рассматриваем творчество как деятельность, результатом которой является создание новых (в т.ч. субъективных) материальных и духовных ценностей.

Рассмотрены особенности творческой личности, способной создавать новые ценности, обладающей разнообразием и противоречивым сочетанием когнитивных и эмоциональных качеств. В этой связи в нашей работе выделены и определены творческие способности, это способности -присущи многим, они не являются чем-то исключительным, уникальным, особым. Важно сочетание комплекса качеств. Рассмотрены и характеристики творческого процесса, особенности творческой деятельности.

Актуальность нашего исследования мы увидели в дифференциации состава творческой деятельности. Творческая деятельность является сложным, системообразующим процессом, содержащим такие компоненты, как творческая позиция, творческое выражение, творческий продукт, которые являются характеристиками данного вида деятельности и играют определенную роль в ее формировании.

Для достижения поставленной цели (изучение компонентов творческой деятельности студентов) нами выбран объект исследования, определена стратегия организации эксперимента и конкретные психодиагностические методики (включающие как общепринятые, так и разработанные автором). Разработаны анкеты для выявления отношения респондентов к творческой деятельности (включая компоненты творческой деятельности), к себе как к творческой индивидуальности. Модифицирована методика "Творческие способности" К.К.Платонова, изучающая вербальное творчество и разработан оригинальный методический подход для изучения невербального творчества - "Фиторобот". Создана классификация рисунков по методике "Фиторобот". Выбранные методы, по нашему мнению, отражают суть творческой деятельности и дают возможность оценить основные показатели творческого выражения -беглость и категориальную гибкость, а также оценить оригинальность творческого продукта.

Результаты проведенного исследования, показали, что изложенная концептуальная схема позволила выделить основные психологические составляющие компонентов творческой деятельности и определить вес каждого компонента в общей структуре.

Творческая позиция включает в себя самооценку творческих способностей, готовность к творчеству, творческую направленность личности. Выделены и изучены уровни и степень выраженности творческой позиции. Установлено, что выраженность творческой позиции связана с эмоциональным состоянием. Экспериментально доказано, что творческой позиции принадлежит ведущая роль в структуре творческой деятельности.

Творческое выражение и в вербальной, и в невербальной сфере включает в себя скоростные показатели (беглость), категориальную гибкость, интеллектуальные особенности личности и эмоциональную составляющую. Доказано, что показатель беглости не является показателем творческости (аналогично интеллектуальным показателям), а является средством достижения цели любой (в т.ч. нетворческой) деятельности.

Творческий продукт характеризуется такими показателями, как стандартность - нестандартность, оригинальность - стереотипность. По результатам проведения методик, изучающих как вербальную, так и невербальную творческую деятельность, проведена классификация творческих продуктов на данной выборке. Выделены критерии определения стереотипности - оригинальности творческого продукта.

На основании корреляционного анализа выявлена структура взаимосвязей между компонентам творческой деятельности. Выделены показатели, являющиеся, по нашему мнению, движущей силой саморазвития деятельности - это ярко выраженная реальная творческая позиция, заинтересованность и эмоциональная напряженность.

Проанализированы взаимосвязи между компонентами творческой деятельности и личностными особенностями студентов. Установлено, что успешности в творческой деятельности препятствуют такие личностные особенности, как повышенный уровень личностной тревожности и пониженный фон настроения. А творческую индивидуальность характеризуют такие качества, как независимость, ориентация на внутренний локус, психическая уравновешенность, эмоциональная и социальная зрелость. Творческий человек - человек неравнодушный, небезразличный, со своим глубоким внутренним миром, настойчивый в достижении цели. На нашей выборке оказалось, что высокий уровень интеллекта сочетается с высоким уровнем креативности и социальной активностью.

По результатам успешности творческой деятельности выделены группы, условно названные "творцы", "стереотипные" и промежуточная группа. "Творцы", в свою очередь разделились на три группы - "творцы-универсалы", "творцы-вербалы" и "творцы-невербалы". Выявлены различия в структуре творческой деятельности и личностных особенностях студентов обнаруживших разную успешность творческой деятельности. Дополнен портрет творческой индивидуальности. Так установлено, что у творческого высокий уровень потребности в достижениях, однако, существует определенный предел уровня притязаний, выше которого деятельность перестает быть творческой.

Деятельность студентов в выделенных нами группах соответствует, по нашему мнению, разным уровням развития деятельности, выделенным Суходольским Г.В. (Суходольский Г.В., 1998, с. 65). Так, мы считаем, что деятельность студентов из группы "стереотипы" соответствует уровню "функционирование". Деятельность студентов в группе "творцы-универсалы" соответствуют уровню "открытия", а деятельность студентов из групп "творцы-вербалы и творцы-невербалы" - уровню "рационализация". Установлено, что основные различия между выделенными группами - в выраженности творческой позиции.

Проведен сравнительный анализ творческой деятельности и личностных особенностей студентов из групп различной профессиональной направленности (архитекторы, реставраторы, строители и организаторы дорожного движения). В результате проведенного анализа установлена связь между выраженностью творческой позиции, успешностью творческой деятельности и профессиональной направленностью.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Артемьева, Вероника Алиевна, Санкт-Петербург

1. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: автореферат канд. пс. Наук., М., 1985, 20 с.

2. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития //Психологический анализ учебной деятельности. М.: ИП РАН, 1991 — с. 7 - 17.

3. Алексеева Л.Г. Исследование речемыслительной креативности личности. Автореф. Дисс. .канд. пс. Наук. М., 1993.

4. Артемьева В.А. Изучение компонентов творческой деятельности студентов. //Труды молодых ученых. Часть 3.- Спб.: СПбГАСУ, 1998., с 153 155.

5. Артемьева В.А. Изучение продуктов невербального творчества на материале графической деятельности. //Труды молодых ученых. Часть 3. СПб.: СПбГАСУ, 1999., с 131 - 135.

6. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М.:Сов.Радио, 1979 - 184с.

7. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Кишенев, 1990 184 с.

8. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. 11 М. : Изд-во Московский рабочий, 1973. -296 с.

9. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-486 е.: ил.

10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с.

11. П.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. (Т. 1.)/ Личность.

12. Субъект деятельности. Индивидуальность. М., Педагогика, 1980. с. 158- 160.

13. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. -т.2. -318 с.

14. Андреева В.И. Диалектика и самовоспитание творческой личности -Казань: из-во Казан. Ун-та, 1988 236 с.

15. Андрос О.Я. Стиль самоорганизации деятельности студента в структуре интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения / Под ред. Б.А. Вяткина. Пермь, 1992. С. 104 122.

16. Аникеева Н.П. Воспитание игрой -М., 1987, 84 с.

17. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 1979- 167 с.

18. Анцыферова Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии социалистических стран. в кн.: Методологические проблемы психологии личности. М.,: Наука, 1974, с. 278 -318.

19. Асеев В.Г. Проблема монотонности в трудах зарубежных авторов. //Вопросы психологии, 19756 №1

20. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979.-367 е.: ил.

21. Бажин Е.Ф., Голынкин Е.А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психолог. Журн. 1984. - №3. - с. 152- 160.

22. Барко В.И., Тютюников А.Н. Как определить творческие способности ребенка Киев: Украина, 1991 -16 с.

23. Басин Е.Я. Психология художественного творчества: Личностный подход М.: Знание. 1985 - 64с. - (Новое в жизни, науке, технике. Эстетика, №5).

24. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многофакторного исследования личности. М., 1976.

25. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1972. - 349 е.: ил.

26. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986 -420 с.

27. Бобров А.Ф., Щебланов В.Ю. Надежность деятельности человека в автоматизированных системах и ее количественная оценка // Психолог. Журн. 1990. - №3. - с. 60-69.

28. Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества.//Вопросы психологии., 1999, №2, - с. 35 - 41

29. Богоявленская Д.Б. Психолого-философский анаоиз творчества //Междисциплинарный подход к исследованию творчества. М., 1979.

30. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону, 1983 г. - 95 с.

31. Бодунов М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности // Вор. Психол. 1977, №5. С. 129 -134.

32. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопр. Психолог. 1979. - №2.

33. Боно Э. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении: пер. с англ. -М.: Прогресс, 1976 143 с.

34. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М. : Знание. 1983.-96 с.

35. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психолог. Журн. 1993. - №6 - с. 3 - 15.

36. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. - 197 е.: ил.

37. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением,- М.: Медицина, 1989.-304 е.: ил.

38. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ. 1984 - 200 с.

39. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М., Прогресс, 1990

40. Василюк. Е.Ф. Структура образа // Вопр. Психол. 1993. - №5, с.5 - 19.

41. Василейский С.М. Психология технического изобретательства. Автореф. Дис. .докт.техн.наук: М.1952.

42. Веккер JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.:Смысл, 1998. - 679 с.

43. Вильчек В.М. Алгоритмы истории. М.: Прометей, 1989. С.29

44. Волынкина Г.Ю., Суворов Н.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. JL: Наука, 1981. - 160 с.

45. Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта. М.: Лесн.промышленность, 1989— 175с.

46. Воронин А.Н., Галкина Т.В. Диагностика вербальной креативности. //Методы психологической диагностики., М., РАН, 1994., с. 40-81.

47. Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности //Методы психологической диагностики., М., 1994, с. 5 39.

48. Выготский С.Л. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Академии педагог. Наук., 1960. - 500 с.

49. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

50. Выготский Л.С. Психология искусства /Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 344 с.

51. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры к профессиональному творчеству: Учеб.-методическое пособие - Минск: Унив., 1989 - 123 с.

52. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. // Вопр. Психолог. 1975. -№2, с. 150 - 154.

53. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результат исследования креативной личности. //Методы психологической диагностики, М., РАН, 1994 с. 82 - 108.

54. Ганзен В.А. Системные описания в психологии Л.: ЛГУ, 1984. - 176 с

55. Гау Х.Г. Руководство к Калифорнийскому психологическому опроснику (CPI). Челябинск - С-Пб, 1995.

56. Гербачевский В.К. Категория активности и индивидуальность // Вестник СПУ. Серия С. - 1992. - №2. - с. 55 - 65.

57. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1988. -289 е.: ил.

58. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта //Психология мышления/Под ред. А.М.Матюшкина., 1965. С 433 -456.

59. Гильбух Ю.З. Психодиагностика М.: Знание, 1989 - 80 с. (Новое в жизни, науки и техники. Педагогика и психология: №4).

60. Глотова Г.А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования: Учебн. Пососбие/Урал. Ун-т им.А.М.Горького -Екатеринбург, 1992 127 с.

61. Годфруа- Ж. Что такое психология: Пер с франц. М. : Мтр, 1992. Т.1 - 376 е.: ил.

62. Гозман JI Я. Психология эмоциональных явлений. -М.: МГУ, 1976.,62с.

63. Гольдентрихт С.С. Творчество как филосовская проблема // Творчество и социальное познание М.: Изд-во МГУ, - 1982. - с.54

64. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. С-Пб: OMS, 1994. 192 с.

65. Грановская Р. М, Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: ЛГУ, 1991,- 270 с.

66. Дерзкие формулы творчества, /сост. А.Б. Селюцкий. Петрозавдск: Карелия, 1987.-269 с.

67. Деятельность: теория, методология, проблемы. /Составитель Касавин И.Т. М.: Политиздат, 1990. - 365 е.: ил.

68. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч.тр./ НИИ Общ.Педагогики: Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера-М.: 1981 157 с.

69. Диагностика и развитие познавательных способностей /Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д.Шадрикова М., Наука, 1991

70. Дмитриева М.А., Суходольский Г.В. Основы классификации профессиографических методов // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда.-Л. ЛГУ, 1974 ч.1- 148с

71. Дмитриева М.А Психологический анализ системы "человек -профессиональная среда" ИВестн. Ленингр.Ун-та сер. 6 1990 Вып 16/

72. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М: Политиздат, 1978.

73. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния макросреды не креативность // Психол. журнал, 1994. №4

74. Дружинин В.Н. Психология общих способностей М., Латерна Вита, 1995 - 150 с.

75. Дунчев В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблемами креативности: Дисс. .канд. пс. н., 1985.

76. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. Спб.: Братство, 1994. -364 с.

77. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, ПОИУУ., 1994. - 280 с.

78. Ермак Е.С. Компоненты вербального и невербального мышления в структуре формирующегося технического интеллекта. дисс. Канд. пс. н, СПб, 1998.

79. Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.-333 с.

80. Животноглядова И.В. Роль продуктивного воображения в структуре творческого процесса. Автореф.

81. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. //Вопр. Психол., № 6, 1990, с. 85 92.

82. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. Иркутск, 1976.

83. Иванов В.В. Бессознательное, функциональная ассиметрия, язык и творчество.//Бессознательное: природа, функции, методы исследования, т.4, 1985, с.254 259.

84. Интенсификация учебного процесса на основе развития индивидуального творческого мышления: Тез. Докл. Респ. Науч. -метод. Конф., 20 22 ноября 1990, Иваново, 1990 - 158 с.

85. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния. //Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 1978.

86. Ильин Е.П. Мотивы человека. Теория и методы изучения. Киев.Вища школа, 1988.-292 с.

87. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

88. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Власть архетипов // Вопр. Филос. 1988. -№7.-с. 26-31.

89. Калашников С.В. Пластичность поведения как общий фактор активности и саморегуляции и ее биоэлектрические корреляты // Вопр. Психолог. 1979. - №1. - с. 87 - 93.

90. Кан-Калик В.А., Никандров В.Д. Педагогическое творчество М.: Педагогика, 1990 - 140 с.

91. Карпов А.В. Проблемы принятия решения в трудовой деятельности // Психол. журн. 1993. - №3. - 3 - 14.

92. Келасьев В.Н. Некоторые формы умственного тренинга //Психол. ж-л, 1987., Т.8, № 6 с. 90-97.

93. Клике Ф. Пробуждающееся мышление: Пер. с нем. М., Прогресс, -1983.-302 с.

94. Ключников С. Психоэнергетическая защита. М.: Бел-е, 1995. - 428 с.

95. Ковалев В.И. Мотивы, поведение, деятельность. М.: Высш. Шк., 1988.-206 с.

96. Козелцкий Ю. Психологическая теория принятия решений. М.: Прогресс, 1979. - 504 с. : ил.

97. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Проев., 1989 - 255 с.

98. Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности. Вестник ЛГУ., сер. 6, 1989 г., Вып. 4 (27).

99. Краткий психологический словарь-хрестоматия / Под ред. Платонова К.К. -М.: Высш.шк., 1974. 137 с.

100. Краткий психологический словарь. /Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г., Ростов н/Д: Феникс, 1988. - 512 с.

101. Крылов А. А. Системный подход как основа исследований по инженерной психологии и психологии труда.// Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Л.: ЛГУ, 1974,-ч.1.-с. 5-11.

102. Кузьмина Н.В. Опыт экспериментального моделирования деятельности преподавателей высшей школы.-Современная высшая школа, 1977, №3.

103. Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики. М.: Медицина, 1984. - 216 с.

104. ЮЗ.Левинсон-Лессинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве. -Творчество. Пг, 1923 с. 140 - 171.

105. Лезин Б.Ф. Художественное творчество как особый вид экономии мысли. // Вопросы теории и психологии творчества, 1907 т.8,- с.5- 39.

106. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // вопр.филос. -1972. №9. - с. 98 -99, 106.

107. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. М.: Изд-во полит. Лит., 1997.-306 с.

108. Леонтьев А.Н. Как рождаются таланты // Неделя. 1969 - № 19 - с.6-7.

109. Леонгард К. Акцентуированные личности . Киев, 1981.

110. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // принцип системности в психологических исследованиях. -М.: Наука, 1990.-306 с.

111. Ю.Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991.-295 с.:ил.

112. Ш.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.

113. Лук А.Н. Психология творчества М., Наука, 1978. - 127 с.

114. ПЗ.Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: Научн. Аналит. Обзор. М.: ИНИОН, 1979 - 37 с.

115. Лук А. Н. Юмор. Остроумие. Творчество. Искусство М., 1977.

116. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации /под ред. Кудряшова А.Ф., Петрозаводск: Петрком "Психея", 1992. С 70 -74.

117. Пб.Магун B.C. О многоуровневости факторной структуры индивидуальностно-психологических особенностей человека,- В кн.: Экспериментальная и прикладная психология, вып.5.ЛГУ,1973,с.92-101

118. Марищук В.П. Психологические основы формирования профессионально-значимых качеств. М., 1982.

119. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика. 1972 г. - 32 с.

120. Мейли Р. Структура личности. //Экспериментальная психология. Вып. 5. Под ред. П.Фресс и Ж.Пиаже. М., 1975, с. 196 282.

121. Мельникова С.И., Цимбал В.Н. Чигринов В.И. Развитие творческих возможностей обучаемых: Учеб. Пособие /Харьк. Гос. Ун-т им. A.M. Горького Харьков: ХГУ, 1990 - 82 с.

122. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., Введение в экспериментальную психологию личности. -М.: Просвещение. 1985 г.-320 с.

123. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь.: Перм. Госуд. Педагог. Ин-т, 1971. - с. 75 -78.

124. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., Педагогика, 1986. 256 с.

125. Методы исследований по инженерной психологии и психологии труда / под ред. Крылова А. А. ЛГУ, 1974. -ч.1. - 148 с.

126. Методы социальной психологии / под ред. Кузьмина Е.С. и Семенова В.Е.-Л.: ЛГУ, 1977.- 175 с.

127. Микшик О. Методологические вопросы изучения личности и ее саморегуляции. //Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М., 1990., с. 33 46.

128. Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивация //Психолог.журн. 1988. -№1. - с. 27 - 29.

129. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. -Киев. Знание, 1973. 27 с.

130. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: знание, 1978.-27 с.

131. Моляко В. А., Григорьев Э.П. Психологические основы художественного конструирования. Киев, 75.

132. Мюллер П., Нойман П., Шторм Р. Таблицы по математической статистике. М.: Финансы и статистика, 1982. - 271 е., граф.

133. Наследов А.Д. Методы обработки многомерных данных в психологии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Пб ун-та, 1999. - 100с.

134. Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. - 336 е., 1л. порт.

135. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., Просвещение, 1991. -160 е.: ил.

136. Никифоров Г.С. Самоконтроль как механизм надежности человека оператора. Л.: Изд-во Ленингр. Госуд. Ун-та, 1977. - 112 е., граф.

137. Ньюэл А., Шоу Дис С., Саймон Г.Н. Процессы творческого мышления. М.: Прогресс, 1965. - 632 с.

138. Палей И.М. К дифференциально-психологическому исследованию студентов в связи с задачами изучения потенциалов взрослого человека / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. -Л.: ЛГУ, 1974. Вып.2. - с. 15 - 23.

139. Певзнер А.Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения. дисс. . канд. пс. н., СПб, 1996 -143 с.

140. Петрайтите A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией// Вопросы психологии. 1981. № 6.

141. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992.- 190 с.

142. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659 с.

143. Платонов К.К- Вопросы психологии труда- М.:"Медицина", 1970264.

144. Платонов К.К. Психологический практикум. М.: Высшая школа, 1980,- 165 с.

145. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука 1982.-309 с.

146. Практикум по психодиагностике / Под ред. Бодалева А.А. и Столина В.В. М. МГУ, 1988. - 102 с.

147. Практикум по психологии / Под ред. Леонтьева А.Н. И Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1972.- 152 с.

148. Практическая психология / Под ред. Тутушкиной М.К. СПб: ГАСУ, 1993.-252 с.

149. Проблемы научного творчества в современной психологии. /Под ред. Ярошевского М.Г. М.: Наука, 1971. - 334 с.

150. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303 с.

151. Психологические исследования творческой деятельности. /Ред. Тихомиров O.K., М., Наука, 1975, - 253 с.

152. Психологические методы диагностики свойств индивидуальности. //Сост. Соловьева Е.А., Волков С.А., Годниник О.Б., Ермак Е.А., Тутушкина М.К. СПб.:СПбГАСУ, 1995 - 41 с.

153. Психология одаренности: проблемы, структура, показатели. / ред. Холодная М.А., Комаровская О.А. и др.- Киев, УЦТДиЮ, 1996. 96 с.

154. Психология и психоанализ характера. /Под ред. Райгородского Д.Я. -Самара: изд-во "Бахрах" 1998 640 с.

155. Пэнто Р., Гравитц М., Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972. - 608 с.

156. Резерв успеха творчество. /Под ред. Г.Нойнера, В.Калвейт, Ф. Клике, Х.Клейна: Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1989. - 120 с.

157. Рибо Т. Опыт исследования творческих воображений. СПб. 1901-232с.

158. Рогов Е.И Настольая книга практического психолога в образовании. -Москава, Владос., 1996, 523 с.

159. Роджерс К. Несколько важных открытий //Вестник МГУ, Сер. "Психология", 1989, №2 с. 58 - 65.

160. Ромазан И.В. Психологические особенности предпринимателя как субъекта деятельности. Диссерт.к. пс. н., С-Пб.: С-ПбГУ, 1996. 101 с.

161. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.

162. Рубинштейн C.JI Бытие и сознание. М.; Изд-во АПН, 1957. - 328 с.

163. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Кеттелла-95. Руководство по использованию. Спб. 1995. 89 с.

164. Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике: пер. с англ. -М.: Финансы и статистика, 1982. 198 е., граф.

165. Рудкевич JI.A. Возраст, творчество и здоровье// Вестник Балтийской Академии., Вып 8 1996. - с 6 - 10.

166. Рудкевич JI.A., Рыбалко Е.Ф., Возрастная динамика самореализации личности. // Психологические проблемы самореализации личности под ред. Крылова А.А., Коростылевой JI.A., СПб., 1997, с. 89 -106.

167. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развита, 1997. 192 е.: ил.

168. Синго Сибитота (Япония) Умственный труд и творчество //Вопрос философии. №2, - 1980. - с. 126.

169. Системный подход в инженерной психологии и психологии труда. / Под ред. Бодрова В.Е., Венды В.Ф. М.: Наука, 1992. - 306 с.

170. Собчик J1.H. Введение в психологию индивидуальности. М.,Фолиум, 1998,512 с.

171. Солдатова E.JI. Креативность в структуре личности. Диссерт. .к. пс. н., С-Пб.: С-ПбГУ, 1996. 163 с.

172. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста -М., 1994-43 с.

173. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. - 429 с.17 8. Сухо дольский Г.В Основы психологической теории деятельности. Л., 1988.

174. Суходольский Г.В. Понятийная система психологической теории деятельности // Психолог. Журн. 1981,- №3. - С. 13 - 17.

175. Сухо дольский Г.В. О требованиях к психологическому изучению деятельности // Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология. Л.: ЛГУ, 1982. - Вып. 11,- 106 с.

176. Сухо дольский Г.В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности. С-Пб., С-ПбГУ, 1998. - 220 с.

177. Толочек В.А. Стиль и деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М.: Б.и., 1992. - 76 с.

178. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С-Пб, СПбГУПМ., 1997.

179. Тутушкина М.К., Андреева Г.А. Развитие творческого мышления. //Вестник высшей школы № 10, 1987с. 34 39.

180. Тутушкина М.К., Кораблина Е.П. Психологические аспекты интенсификации подготовки специалистов в техническом ВУЗе./ Социальные и психологические проблемы ЦИПС. Человек и общество. Вып ХХ!У. Л., 1989. С. 54 65.

181. Тутушкина М.К. Проблема личностного и профессионального развития с позиции практической психологии. / Вестник Балтийской педагогической Академии. СПб. - 1995. - Вып. 2. - с. 5 - 7.

182. Тутушкина М.К., Ермак Е.С. Интеллект в структуре индивидуальности человека. / В кн. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. Тезисы научной конференции института психологии. 28 0 30 января 1997 г. М., 1997. С. 164 165.

183. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.

184. Фаустова Л.В. Социально-психологические особенности личности инженера (применение психологических методов для аттестации кадров). Дисс. . канд. Психол. Наук, - Ленинград, 1980. - 223 с.

185. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: пер. с нем. М.: Прогресс,1992,-т 1,2.-406 с.

186. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.,1993.

187. Хоровитц Ф., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследований //Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. Науковедение. 1988. № 1.

188. Хофман И. Активная память пер. с нем. М.: Прогресс, 1991.-310с.

189. Ценности в кризисном социуме // Психолог .Журн,- 1991. №6 - с. 3 15

190. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. - 185 с.

191. Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль,: изд-во Ярославского Государственного ун-та, 1979, 90 с.

192. Шикарян Г.Г. Философский аспект разработки теории творчества // вопрос философии. № 11. 1980. - с.105 - 108.

193. Шрейдер Ю.А. Ритуальное поведение и формы косвенного целеполагания. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., Наука, 1979, с. 103 127.

194. Щедровицкий П.Г. К характеристике категориальных определений деятельности // Проблема деятельности в советской психологии / Тезисы доклада к Всесоюзному съезду Общества психологов. М.: АН, 1988.-Т.1.-С.8.-602с.

195. Щелобанова Е.И., Аверина И.С. Современное лонгитюдное исследование одаренности //Вопр. Психологии №6, 1994, с.40 48.

196. Эллиот П. Префронтальная область коры больших полушарий головного мозга как организатор волевых действий и ее роль в высвобождении творческого потенциала человека //Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. Науковедение. 1988. № 1 С. 86 87.

197. Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб, 1910, 208 с.

198. Эткинд A.M. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопр. Психол. 1979. - № 1. - с.17 - 27.

199. Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателей. 1934- 135с.

200. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинт, 1997.-223 с.

201. Allport G.W.Personality: A Psychological Interpretation. N.Y., Henry Holt and Co, 1937.

202. Amabile T.M. The social psycology of creativity. N.Y., 1983.

203. Barron F.Creative person and Creative Process. Frenk Barron. N.Y., 1969. 212p.

204. Burt C. The psychology of creative ability Br. J. Educ. Psychol., 1962, p 292 - 298.

205. Cartel, R.B., Eber, H.W., Tasuoka, M.M., Handbook for the sixteen personality factor questionaire. Illinois: Champingn, 1977. - 388 p.

206. Feldhusen J. Meeting the Needs of Gifted Children and Teachers in a University Course // The Gifted Child Quarterle. 1977. - № 21/ - p. 195 -199.

207. Gardner, Howard. Creating minds: An anatomy of creativity seen through the lives of Freud, Einstein, Picasso, Stravinsky, Eliot, Graham and Gandhi. Basic Book., Inc: Ney York, N.Y,m 1993, 464 p.

208. Guilford J. P. Measurement of Creativity. In: Exploreition in Creativity. N. Y., 1967, p. 281 -287.

209. Guilford J. P. Intelligence, creativity and their educational implication. San Diego6 Calif., Knapp.,1968.

210. Guilford J. P. The nature of human intelligense. N.Y., 1967.

211. Gutman H. The Biological Roots of Creativity. In: Exploration in Creativity. N.Y., 1967, p. 3 - 33.

212. Juckson Ph., Messick S. The person, the product and the respons: conceptual problems in the assessment of creativity. In: Creativity and Lerning. Boston., 1967 p. 1 - 19.

213. Nichols J. Creativity in the person who will never produce anything original and useful. The concept of creativity as a normally distributed trait. Amtrican psycologist, 1972 27, p 517 - 527.

214. Reber A.S. The Penguin dictionary of psycology. Harmondsworth Middlesex: Penguin, 1985.

215. Sternberg R. General intellectual ability //Human abilities by R. Sternberg. 1985. P. 5-31.

216. Taylor C. W., Terman L. M. Perspectives of Creativity. The Intelligense Quotient of F/ Galton in Chilhood, 1917. In: Studies in Individual Diffeerencies. N.Y., 1961, p. 134 - 139.

217. Torrance E.P. Some Validies Studies of Two Brief Screeming. Device for Stadingthe Creative personality: In: J. Of Ceat. Behavior, 1971, v. 5, 2.

218. Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs. NY. Prentice-Hall, 1964.

219. Torrance E.P., Creativity. Washington, 1963. 32 pp.

220. Torrance E.P Growing up creativity gifted: a 22-years longitudinal study // creative child creativity adult g quaterly, 1980. 5p.

221. Wallach M. A., Kogan N.A new Look of the Creativity Intelligence Distintion. - In: J. Of Personality, 1965, 33, p. 348 - 369.