автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческой самостоятельности студентов-исполнителей в процессе обучения в вузе
- Автор научной работы
- Дмитриенко, Татьяна Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Краснодар
- Год защиты
- 2009
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование творческой самостоятельности студентов-исполнителей в процессе обучения в вузе"
На правах рукописи ДМИТРИЕНКО Татьяна Ивановна
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
иОЭ473ЭБ5
Краснодар - 2009
003479955
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
Стражпикова Татьяна Ивановна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Мозгот Валерий Георгиевич
кандидат педагогических наук Святсцкая Марина Романовна
Ведущая организация: Федеральное государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств»
Защита состоится » (ХРР^^&др. d2-2009 года в часов на заседании диссертационного совета ДМ 210.007.03 в ФГОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» по адресу:
350072, г. Краснодар, ул.им. 40-летия Победы, 33, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 350072, г. Краснодар, ул.им. 40-летия Победы, 33.
Текст автореферата размещен на сайте ФГОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»: http: // www.kguki.info «<£<f »
СгШ^ЩгсО^ 2009 г.
Автореферат разослан сентября 2009 г.
Ученый секретарь у
диссертационного совета " т. и. Стражникова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Развитие современного профессионального образования характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, созданием образовательной среды, способствующей непрерывному развитию личностных и профессиональных качеств студентов в процессе обучения в вузе. Совершенствование качества образования направлено на подготовку интеллектуальных и инициативных специалистов с развитым творческим мышлением, с достаточным уровнем теоретической подготовки и практических умений и навыков, способных к саморазвитию, к самостоятельной профессиональной и личностной реализации в творческой деятельности, активному участию в жизни общества. Направленность на профессиональное самоопределение, формирование культуры творческого мышления, интенсивное развитие механизмов личностного и профессионально-творческого развития является логическим следствием новых ценностей в образовании.
Наиболее полно личность раскрывается в профессиональной сфере, в которой проявляются индивидуальность, самостоятельность, инициативность, неординарность, а также реализуются профессиональные качества. Основным способом такого проявления выступает учебно-творческая деятельность студента-исполнителя, которая предусматривает самостоятельное видение и познание музыки с опорой на ее специфические закономерности и проявления к ней личностного отношения. Эффективность будущей профессиональной деятельности специалиста зависит не только от приобретенных в вузе профессиональных знаний, умений и навыков, но и от уровня сформированности способности к дальнейшему самостоятельному профессионально-творческому развитию.
Проблемы формирования творческой самостоятельности студентов в современной научной литературе неоднократно рассматривались в теоретическом и практическом планах (В. А. Сластенин, М. И. Махму-това). Вместе с тем, обзор специальной методической литературы, в которой широко освещаются вопросы педагогической и исполнительской деятельности (Л. Ауэр, Л. А. Баренбойм, Л. Гинзбург, В. Ю. Григорьев, Н. С. Глезарова, Г. Г. Нейгауз, И. Лесман, Н. Токина, Г. М. Цыпин, А. И. Ямпольский, Ю. И. Янкелевич), позволяет сделать вывод о том, что проблема творческой самостоятельности студентов-исполнителей остается все-таки недостаточно исследованной.
Растущая неудовлетворенность образовательным процессом, не уделяющим должного внимания творческой самостоятельной деятельности студентов, является одним из основных факторов, сдерживающих осуществление личностно-ориентированных установок, развитие творческого потенциала, профессиональных качеств и способностей студентов в музыкально-исполнительской деятельности. Поиск выхода из сложившейся ситуации может быть осуществлен не только путем
теоретического обоснования педагогических условий, способствующих, формированию творческой самостоятельности студентов-исполнителей, но и их практической реализации в учебно-творческом процессе.
Противоречие между потребностью общества в профессиональном образовании, направленном на развитие будущего музыканта-профессионала как творчески самостоятельной личности, и недостаточной разработанностью формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей на струнных инструментах, в частности скрипачей, в сфере музыкального профессионального образования обусловили проблему диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы исследования. В научной литературе проблема творческой самостоятельности изучалась в разных аспектах. В исследованиях В. Л. Сластенина проблема творческой самостоятельности трактуется, как внутренняя свобода личности, выступающая в диалектическом единстве с осознанием своей профессиональной деятельности. Некоторые аспекты проблемы познавательной самостоятельности рассматривались в работах И. Л. Лернера, М. И. Махмутовой. В концепции развивающего обучения Г. М. Цыпина творческая самостоятельность представлена как совокупность индивидуальных качеств обучаемых (творческих и природных способностей, знаний, технической подготовки) и их высокой художественной значимости.
В процессе исследования данной проблемы рассматривались разные аспекты: общенаучные положения о творческом характере человеческой деятельности (Л. С. Выготский, Г. Гергинов, Б. Г. Ананьев), взгляды философской и психолого-педагогической направленности в понимании свободы, как самопроизвольной деятельности и самостоятельного творчества личности (Л. Н. Толстой, К. Роджерс, Ф.А.В. Дистервег).
Проблемы формирования творческой самостоятельности студентов рассматриваются в работах Г. С. Батищева, касающихся изучения творческой активности личности, как одного из основных компонентов мотивационно-творческой направленности. Анализ работ, посвященных проблеме мотивации, позволил установить, что мотив - это личностное свойство, побуждающее к совершению определенных действий, в связи с этим интерес для нашего исследования представляют работы А. Маслоу, в которых автор рассматривает потребности личности в творчестве.
В области психологии творчества мы опирались на работы Д. Б. Богоявленской, развивающей теорию творчества как единства интеллектуальной активности и творческих способностей, где выявляется зависимость между адекватностью образа мира и уровнем творческой самостоятельности. Проблемы детерминации способностей, их социальной обусловленности и соотношение природного и социального рассматривались в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. Р. Лурии и С. Л. Рубинштейна; исследования Дж. Беккера, С. И. Савшинского, Б. М. Теплова посвящены проблемам гениальности, таланта, категории
музыкальной одаренности. Психология творческой уникальности освещалась в работах Е. П. Варламовой; вопросы психологии творчества (фазы творческого процесса) исследуются в работах Я. А. Пономарева.
Проблема формирования творческой самостоятельности студентов рассматривалась с позиции музыкально-исполнительского творчества. В работах Б. Ф. Асафьева, а также в музыкально-теоретических исследованиях В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, С. С. Скребкова, музыкальное исполнительство представляется как особая художественно-интонационная деятельность, направленная на постижение и выражение эмоционально-образного содержания произведения. Некоторые аспекты исследуемой проблемы были изучены в теории и практике фортепианного исполнительства (А. Д. Алексеев, Л. А. Баренбойм,
A. В. Малинковская, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Цыпин, О. Ф. Шульпяков).
Вопросы скрипичного исполнительского мастерства, были рассмотрены в специальной методической литературе (Л. Ауэр, Л. Гинзбург,
B. Ю. Григорьев, Н. С. Глезарова, И. Лесман, Н. Токйна, А. И. Ямполь-ский, Ю. И. Янкелевич).
Несмотря на то, что различные аспекты проблемы творческой самостоятельности рассматривались в работах вышеуказанных авторов, эта проблема остается недостаточно исследованной в области музыкального исполнительства, учитывающего специфику обучения студентов-исполнителей на струнных инструментах. Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы исследования предопределили поиск теоретических и методических условий, способствующих результативности формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей.
Проблема исследования заключается в противоречии между возросшей значимостью творческой самостоятельности студента-исполнителя в изменяющихся социальных и культурных условиях, с одной стороны, и недостатком теоретических исследований, предметом которых являются педагогические условия, способствующие формированию и развитию творческой самостоятельности у будущих профессиональных музыкантов, в частности, у студентов-скрипачей. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования.
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов-исполнителей в процессе обучения в вузе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей на струнных инструментах в высшем учебном заведении.
Цель исследования: разработать теоретические и методические основы формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру творческой самостоятельности личности студента-исполнителя.
2. Выявить и обосновать педагогические условия, художественно-педагогические принципы и методы формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанных в диссертации педагогических условий, способствующих формированию творческой самостоятельности студентов-исполнителей в период вузовского профессионального образования.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование творческой самостоятельности студентов-исполнителей в процессе обучения в вузе может быть эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- осознании субъектами образовательного процесса сущности и роли творческой самостоятельности, как важного профессионально-личностного качества;
- опоре на такие формы и методы работы, сущностной основой которых выступает сотворчество, обеспечивающее взаимный обмен ценностями, проявление открытости «новому», создание творческой атмосферы для проявления индивидуальности;
- использовании художественно-педагогических принципов (лич-ностно-творческого подхода, содержательно-образной направленности, единства художественного и технического) и методов (анализа музыкально-технических задач, художественно-исполнительского анализа, создания ассоциативных связей для развития образного мышления), отражающих специфику музыкально-исполнительской деятельности, способствующих формированию творческой самостоятельности студентов-исполнителей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют общенаучные положения о творческом характере человеческой деятельности (Л. С. Выготский, Г. Гергинов, Б. Г. Ананьев); концептуальные положения о единстве сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский); взгляды философской и общенаучной направленности в понимании свободы, как самопроизвольной деятельности и самостоятельного творчества личности (Л. Н. Толстой, К. Роджерс, Ф. А. Б. Дистервег); психолого-педагогические труды, посвященные изучению творческой самостоятельности личности (В. А. Сластенин, И. Л. Лернер, М. И. Махмутова, Г. М. Цыпин); исследования о предметной целенаправленной активности человека (П. Я. Гальперин, Г. С. Батищев, А. В. Петровский) и психологии творчества (Д. Б. Богоявленская, Е. П. Варламова, Я. А. Пономарев); взгляды и положения современной физиологии и психологии о структуре и построении двигательного акта в исполнительских движениях (Н. А. Бернштейн, В. А. Запорожец); музыкально-теоретические исследования (В: В. Медушевс-кий, Е. В. Назайкинский, С. С. Скребков); учение об интонационной природе музыки в трудах Б. В. Асафьева В. В. Медушевского, Б. Л. Яворского; работы в области музыкального исполнительства (В. Ю.
Григорьев, И. Лесман, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Цыпин, А. И. Ямпольс-кий, Ю. И. Янкелевич).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, теории и практики музыкального исполнительства, учебно-методической литературы по исследуемой теме, методы сравнения и обобщения; эмпирические - педагогическое наблюдение (прямое и косвенное); беседы и тестирование; опытно-эспериментальная работа.
База исследования: консерватория ФГОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств». В педагогическом эксперименте приняли участие студенты-скрипачи оркестровой струнной специализации.
Этапы исследования
На первом этапе (2002-2003 гг.) был проведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы, посвященной проблеме исследования, выявлены методологические и теоретические основы исследования, определены критерии оценки уровня развития творческой самостоятельности, проведена диагностика исходного уровня творческой самостоятельности студентов.
На втором этапе (2003-2008 гг.) осуществлялась разработка педагогических условий формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей на струнных инструментах и опытно-экспериментальная проверка их эффективности.
На третьем этапе (2008-2009 гг.) был проведен анализ результатов исследования, организовано их внедрение в практику подготовки студентов-исполнителей на струнных инструментах в вузе.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие творческой самостоятельности студентов-исполнителей, являющееся базовой основой для саморазвития и самосовершенствования личности в процессе музыкальной профессионально-исполнительской деятельности;
- определены и описаны основные структурно-содержательные компоненты творческой самостоятельности студентов-исполнителей (мотивационный, креативный, операциональный);
- выявлены наиболее целесообразные художественно-педагогические принципы (личностно-творческого подхода, содержательно-образной направленности, единства художественного и технического) и методы (анализа музыкально-технических задач, художественно-исполнительского анализа, создания ассоциативных связей для развития образного мышления) формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей в процессе обучения в вузе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована сущность понятия творческой самостоятельности студентов-исполнителей в процессе обучения в вузе, выявлены ее структурные
компоненты. Результаты исследования, полученные в ходе работы над диссертацией, вносят определенный вклад в развитие личностно-ориен-тированного образования студентов-музыкантов. В исследовании, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей, направленные на самообразование и самосовершенствование в профессионально-творческой деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные в диссертации теоретические и методические основы организации обучения, направленные на формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-исполнителей, внедрены в систему вузовского профессионального образования и содействуют активизации и развитию творческого потенциала студентов-исполнителей; повышению качества самостоятельной работы музыкантов-исполнителей на струнных инструментах, направленной на усвоение профессиональных знаний, умений и навыков в тесной взаимосвязи художественного и технического. Результаты исследования могут быть использованы в высших и средних учебных заведениях в процессе подготовки музыкантов-исполнителей.
Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью исследования, корректной организацией опытно-экспериментальной части исследования, практическим подтверждением основных положений и научным обоснованием результатов, полученных лично соискателем в ходе исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Творческая самостоятельность студентов-исполнителей - интег-ративное образование личностных качеств, природных задатков и профессиональных способностей музыкантов, направленное на самостоятельное творческое познание и освоение музыки и способов ее исполнения, постановку и поиск решения профессионально-исполнительских задач, совершенствование средств художественно-образного интонирования музыки, реализацию творческих способностей музыканта.
2. Структура творческой самостоятельности студентов включает следующие взаимосвязанные компоненты:
-мотивационный - проявляется в личностном отношении студента к эмоционально-содержательной стороне музыки, в творческой направленности на самостоятельный поиск художественно-выразительных средств исполняемого музыкального произведения, заинтересованности в совершенствовании профессионально-исполнительской деятельности;
- креативный - определяется способностью студента к проявлению индивидуальности, оригинальности в процессе интерпретации музыкального произведения, к творческой активности в постановке и решении художественно-исполнительских задач;
- операциональный - основывается на творческом использовании студентом способов художественно-образного интонирования исполняе-
мой музыки, способности самостоятельно их отбирать с учетом стилистических особенностей и художественно-образного содержания изучаемого произведения, анализировать результаты исполнения и находить пути и способы решения возникающих проблем.
3. Эффективность формирования и развития творческой самостоятельности студентов обеспечивается художественно-педагогическими принципами (личностно-творческого подхода, содержательно-образной направленности, единства художественного и технического) и методами (анализа музыкально-технических задач, художествеино-исполнитель-ского анализа, создания ассоциативных связей для развития образного мышления).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусств, обсуждения диссертации на кафедре музыковедения, композиции и методики музыкального образования; проходила в процессе обучения по классу скрипки на кафедре оркестровых инструментов консерватории, в ходе выступлений с докладами и сообщениями на различных научно-практических конференциях: «Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона» (Краснодар, 2002), Южно-Российская научно-практическая конференция «Многоуровневая система профессионального художественного образования: современные технологии обучения» (Краснодар, 2003), «Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере» (Краснодар, 2003), «Художник и время: взаимодействие культур в современном мире» (Краснодар, 2005). ЮжноРоссийская научно-практическая конференция «Проблема взаимодействия национальных культур в региональной многоуровневой системе музыкального образования» (Краснодар, 2007).
По материалам исследования опубликовано семь работ, одна из них в журнале «Культурная жизнь Юга России», включенном в перечень научных изданий ВАК.
Структура диссертационного исследования включает: введение, две главы, заключение и список литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность темы исследования, степень научной разработанности проблемы; определены объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методы и этапы исследования; конкретизируются методологические и теоретические основы. Раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; излагаются основные положения, выносимые на защиту; показаны результаты апробации и внедрения в практику полученных результатов.
В первой главе — «Теоретические основы формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей в процессе обучения в вузе» - выявляется сущность творческой самостоятельности, основы ее формирования и развития в условиях высшего учебного заведения.
В первом параграфе главы анализируются различные теоретические подходы к изучению проблемы творческой самостоятельности личности студента. В современной педагогической теории и практике, некоторые аспекты проблемы познавательной самостоятельности, (когда студент сам является субъектом обучения, а приоритетными становятся самостоятельные виды деятельности), освещались в исследованиях И. Л. Лернера, М. И. Махмутовой. В исследованиях В. А. Сласте-нина творческая самостоятельность трактуется, как внутренняя свобода личности, выступающая в диалектическом единстве с осознанием своей профессиональной деятельности. В концепции развивающего обучения Г. М. Цыпина творческая самостоятельность представлена как совокупность индивидуальных качеств обучаемых (творческих и природных способностей, знаний, технической подготовки) и их высокой художественной значимости. Анализ основных категорий в психолого-педагогическом аспекте показал, что понятие «творческая самостоятельность» объединяет такие понятия как творчество и личность.
В научных исследованиях современной педагогики и психологии личность, ее культурное самоопределение и саморазвитие, творческая активность и внутренний потенциал рассматриваются в работах, посвященных проблемам гениальности и таланта, категории музыкальной одаренности (Б. М. Теплов), включающих не только специфические проявления психических свойств человека, но и общие качества личности. Фундаментальные разработки категории «переживания», влияющие на психофизическое состояние в процессе эмоционального познания музыки, рассматриваются Л. Л. Бочкаревым. Исследования творческих способностей в области психологии (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия), а также анализ различных научных подходов к определению «творческой личности» показывают взаимообусловленность ее индивидуальных особенностей и степени их соответствия требованиям конкретного вида творческой деятельности. Такие личности обладают интеллектуально-эвристическими и логическими способностями, высокой степенью творческой и эмоциональной активности, способностью к управлению и самоуправлению, к самостоятельному творческому поиску на основе когнитивной деятельности.
Музыкальное развитие требует от человека не только высокоорганизованных специальных способностей (музыкальный слух, чувство музыкального ритма, музыкальная память, творческое воображение), не менее существенны в музыкальном развитии обучающегося его внутренние психические процессы, которые отражаются в фантазии и воображении, в эмоционально-волевой сфере, в сфере профессионального музыкального мышления и художественного сознания. Существенное значение в развитии творческих способностей имеет постоянное приобретение новых знаний и умение самостоятельно применять их на практике, что способствует эффективному развитию творческих способностей и интеллектуальных возможностей студента.
Исследуя проблему формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей, мы обратились к работам Д. Б. Богоявленской, которая развивает теорию творчества как единство интеллектуальной активности и творческих способностей. Экспериментальные исследования в этой области дали возможность на основе объективных критериев выделить три уровня интеллектуальной активности («стимулыю-про-дуктивный», «эвристический», «креативный») и выявить существующую зависимость между адекватным восприятием окружающего мира личности и ее возможностью самосовершенствования и самореализации, как в профессиональной деятельности, так и в многообразных социокультурных пространствах.
В исследованиях психологии творчества изучение творческой активности применительно к человеческой деятельности понимается как активность человека в том или ином виде творчества. Это позволило сделать вывод, что именно в предельной активности субъекта творчество выступает движущей силой развития индивидуального своеобразия и интеллектуальной деятельности личности, которая проявляется в свободном конструировании смысла, целей и средств деятельности. Сюда относится, прежде всего, стремление к проявлению самостоятельности в действиях, поступках и суждениях. Именно творческая активность является одним из основных компонентов мотивационно-творческой направленности личности, которая является пусковым механизмом в развитии творческих способностей и интеллектуальной деятельности студента.
Анализ работ, касающихся мотивации, позволил установить, что мотив - это личностное свойство, побуждающее к совершению определенных действий. Для нашего исследования наибольший интерес представляют работы А. Маслоу. Автор выделяет три высшие потребности личности в творчестве: любознательность, потребность в осмыслении окружающего, эстетическая потребность в красоте, симметрии, порядке и красоте, которые следует учитывать в объяснении причин проявления творческих достижений и творческих способностей студентов в учебной и профессиональной деятельности.
Анализируя специфику творческой самостоятельности студентов-исполнителей, необходимо осмысление такого понятия, как творчество, характеризующееся созданием нового и оригинального в процессе творческой деятельности человека, при которой возрастает степень гуманизации общественных отношений, обеспечивающих всестороннее гармоническое развитие личности. Специфика творческой деятельности представляет собой совокупность процедур, таких как, создание новых образцов или действий, самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую и подчас неожиданную ситуацию, видение и понимание данной проблемы, а также принятие альтернативного способа ее решения.
В процессе обучения творческая деятельность открывает простор для индивидуального самовыражения и самореализации студента, где
особую роль играет свобода личности. Основы такого понимания свободы, как самопроизвольной деятельности и самостоятельного творчества личности, были заложены Л. Н. Толстым, основной акцент в которых делается на естественно-складывающуюся атмосферу сотрудничества между учителем и учеником, предоставление обучаемому необходимых психологических и педагогических условий для развития его индивидуальности и свободной личности. Современные теории педагогики и психологии базируются на положении о свободе как возможности делать свой индивидуальный выбор, стремиться к самосознанию и саморазвитию, самосовершенствованию в определенном виде деятельности.
Исполнительская деятельность включает в себя многообразие психических проявлений - от ощущений и восприятий до творческого мышления и волевых актов, связанных с созданием новых музыкальных образов на основе музыкально-слуховых и немузыкальных представлений. В музыкально-теоретических исследованиях (Б. В. Асафьев, В. В. Медушсвский, Е. В. Назайкинский, С. С. Скребков) музыкальное исполнительство представляется как особая художественно-интонационная деятельность, рассматривающаяся как способность выражать определенный эмоционально-содержательный смысл произведения средствами художественно-образного интонирования. Интонационная культура исполнителя проявляется в его способности к целостному охвату музыкально-содержательной сферы сочинения, характеризующейся постижением интонации на эмоционально-образном уровне (выделении в музыкально-звуковом потоке своеобразия ритмического рисунка и звуковы-сотного движения мелодии в многоголосном построении), в формировании и совершенствовании художественно-выразительных средств исполнителя, составляющих основу индивидуального творческого опыта.
В педагогической литературе для обозначения близких по значению к творческой самостоятельности явлений используются такие понятия, как самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самообразовательная деятельность, самообразование, самовоспитание, самоорганизация. Понятия самостоятельная работа и самостоятельная деятельность рассматриваются в качестве базового этапа на пути формирования творческой самостоятельности студентов. Самостоятельные занятия, - как одна из основных организационных форм обучения, -способствуют совершенствованию познавательных творческих способностей студентов, развитию навыков творческого анализа, осмыслению и обобщению полученной информации, формированию у студента готовности к самообразованию, самоутверждению и самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности.
На основе философских и психолого-педагогических исследований определено, что творческая самостоятельность - интегративное образование личностных качеств, природных задатков и профессиональных способностей музыкантов, направленное на самостоятельное твор-
чсское познание и освоение музыки и способов ее исполнения, постановку и поиск решения профессионально-исполнительских задач, совершенствование средств художественно-образного интонирования музыки, реализацию творческих способностей музыканта.
В процессе исследования была выявлена структура творческой самостоятельности студентов, включающая совокупность взаимообусловленных компонентов: мотивационного, креативного, операционального.
Во втором параграфе первой главы диссертации подчеркивается, что музыкально-исполнительская деятельность характеризуется сложным содержанием, включающим в себя взаимодействие различных психических процессов (мышления, воли, восприятия, ощущений, памяти и т. д.) Обозначены основные психолого-псдагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов-исполнителей.
В формировании целей обучения теория педагогики исходит из необходимости развития у студентов качеств, помогающих реализовать себя как неповторимую индивидуальность со своими специфическими запросами и индивидуальными способностями. Поэтому, в условиях модернизации системы образования, необходимо переориентировать учебный процесс на личностно-ориентированную модель обучения, направленную на развитие личности студента, его потенциальных возможностей и внутренних ресурсов. В музыкально-исполнительской деятельности наиболее ярко выражается творческая направленность личности студента, что дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и художественно-творческом потенциале обучающегося, максимально развивая его самостоятельные качества, формируя профессиональную позицию, направленную на саморазвитие и самовоспитание личности студента.
Исследования в области теории и психологии музыкально-исполнительской деятельности на разных этапах музыкального обучения касаются проблем развития музыкальных способностей и творческого потенциала личности, что отражено в фундаментальных разработках категории переживания (Л. Л. Бочкарев); вопросы, касающиеся возникновения такой психологической категории, как ассоциация, исследовали А. Г. Ковалев, А. Я. Пономарев и др. Проблемы развития музыкальных способностей затрагиваются в многочисленных трудах по теории исполнительства (Л. А. Баренбойм, В. Г. Ражников, С. И. Савшинский, Г. М. Цыпин), в которых наблюдается стремление педагогов-музыкантов ввести в структуру музыкальности общие музыкально-эстетические и психомоторные способности, необходимые для исполнительской деятельности.
Все большее внимание в педагогике, также как, в психологии и музыкознании (М. Г. Арановский, А. Н. Сохор), уделяется внимание интеллектуальным процессам. Обращаясь к опыту выдающихся теоретиков и практиков инструментализма, мы находим постоянное обращение к «умственной работе» как обязательному условию, позволяющему успешно осуществлять двигателыю-техническую работу, воплощающую
художественно-образное содержание замысла композитора в процессе исполнительской деятельности. В этом смысле мышление всегда является (хотя бы в минимальной степени) продуктивным, творчески-самостоятельным, открывающим нечто существенно новое. Проблема мыслительной актуализации исполнительского процесса требует от студента высокого уровня творческой активности, наличия творческого потенциала, мобилизации волевых качеств, профессиональной мотивации, направленности на достижение успеха, высокой степени навыков самоконтроля. Обучение, нацеленное на активизацию внутренних психических процессов (мотивационных, интеллектуальных, волевых), а также на повышение смысловых характеристик деятельности, может повысить когнитивную гибкость и способствовать повышению уровня творческой самостоятельности студентов в исполнительском процессе.
Специфика учебно-творческой деятельности студента-исполнителя заключается в его направленности на овладение профессионально-исполнительским мастерством, в основе, которого лежит принцип творческого переосмысления и создания индивидуальной интерпретации музыкального произведения, а также совершенствование художественно-выразительных средств исполнения. Это ставит перед педагогом задачу воспитания у студентов личностной заинтересованности к учебно-профессиональной деятельности, индивидуально-творческого подхода в решении музыкально-исполнительских задач, развития навыков самостоятельной работы.
Особое место в организации самостоятельной работы студентов занимает рефлексивная деятельность, которую можно определить как способность к осмыслению профессионально значимых качеств, к самоанализу и самовоспитанию, к самооценке и самоконтролю, что порождает такие качества, как ответственность и самостоятельность, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности. Рефлексирующее мышление позволяет одновременно обобщать приемы и процедуры деятельности, которые способствовали успеху и, наоборот, перестраивать и даже отбрасывать те, которые препятствовали достижению цели. В процессе обучения формирование творческих способностей студентов достигает своей цели, если активизируется и интенсифицируется процесс самовоспитания личности, который требует целенаправленной активности, созидательной деятельности, прежде всего, самой личности.
Рассматривая психолого-педагогические основы данного исследования правомерно выделить существующий в педагогической системе принцип педагогического управления и самоуправления личности студента. Под самоуправлением студентов в учебно-творческой деятельности понимается такая деятельность, которая выполняется достаточно эффективно самостоятельно либо на отдельных этапах под руководством педагога. Педагогическое управление учебно-творческой деятельностью, рассматривается как создание благоприятных условий для самоуправле-
ния личности студента и развития его творческих способностей. На различных этапах развития педагогической науки были выявлены общедидактические методы обучения, которые прямо или косвенно ориентированы на развитие творческих способностей и самостоятельных качеств личности (самовоспитание, самопознание).
В рамках настоящего исследования особый интерес представляют принципы и методы, сущностная характеристика которых, отвечает специфическим особенностям музыкально-исполнительской деятельности студентов. Данные принципы и методы, призванные активизировать и совершенствовать профессионально-исполнительские навыки, последовательно формируя творчески-самостоятельные качества студентов, будут рассмотрены в следующей главе.
В ходе исследования определено, что наиболее эффективно творческие способности и творческая самостоятельность студентов развиваются, вследствие активизации психических (мотивационных, интеллектуальных, волевых и др.) процессов, способствующих увеличению уровня творческой активности студентов. Адекватная самооценка таких индивидуальных качеств студентов, как целенаправленность занятий, исполнительская самостоятельность, самоконтроль, будет способствовать формированию должного уровня требований у будущего профессионального музыканта. Повышение смысловых характеристик в осознании профессиональной деятельности и большая заинтересованность в работе способствуют саморазвитию, самоутверждению студента в художественно-творческой деятельности, овладению практическими приемами и навыками игровых движений. Обеспечение учебного процесса современными педагогическими технологиями, направленными на развитие творческого потенциала личности и эффективное обучение студента-исполнителя, стимулирует творческое отношение к будущей профессиональной деятельности, совершенствование профессионально-исполнительских навыков в художественно-творческой деятельности.
Во второй главе - «Педагогические условия формирования творческой самостоятельности у студентов-исполнителей в вузе» — раскрываются принципы, методы и средства формирования и развития творческой самостоятельности студентов в классе струнных инструментов (скрипка), описаны ход и результаты педагогического эксперимента.
Помимо общеизвестных дидактических принципов и методов обучения, способствующих созданию благоприятных педагогических условий для развития широко образованной, творческой личности студента, в процессе обучения музыкально-исполнительскому мастерству, затрагивающему ряд вопросов специфического и узкопрофессионального характера, были выявлены и описаны художественно-педагогические принципы и методы, учитывающие особенности музыкально-исполнительской деятельности.
Процесс обучения в классе струнных инструментов включает следующие компоненты: знакомство с музыкальной литературой, развитие
творческих способностей, навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением, совершенствование технологических приемов и навыков исполнения, предусматривает ознакомление обучаемого с музыкальными произведениями различных художественных стилей и национальных школ, что способствует всестороннему развитию студента и его художественного вкуса.
Одной из основных задач в обучении является формирование и развитие у студента способности самостоятельно решать все более сложные художественно-творческие задачи. Это становится возможным при активном отношении студента к учебному процессу, заострении его внимания на образно-художественном содержании музыки и ее выразительных средствах, подключении музыкальных знаний и немузыкальных ассоциаций в выявлении и обогащении музыкально-художественного и жизненного опыта обучаемого. Соприкосновение с различными видами искусства помогает развитию воображения и ассоциативного мышления, творческой фантазии исполнителя, что способствует глубокому и яркому восприятию изучаемого произведения и созданию музыкальных образов. Метод создания ассоциативных связей и представлений позволяет воспитывать у студентов способность к творческой фантазии, к умению самостоятельно решать сложные художественно-исполнительские задачи, развивать образное мышление.
Рассматривая специфику учебно-творческой деятельности, подчиненной задачам художественного осмысления музыкального образа, нельзя забывать о проблеме его конкретного воплощения на инструменте, которая проявляется в глубоком постижении идейно-художественного содержания стиля и формы произведения, а также в тщательной нюансировке и отделке технологических деталей исполняемого. В этом процессе используются мыслительные операции (узнавание, сравнение, анализ, синтез) и музыкально-слуховые представления (представление характера звучания, звуковысотного и ритмического рисунка, мелодии, динамических и тембровых красок). В процессе исполнительской деятельности «задействованы» различные психические процессы, но особую роль имеет мыслительная деятельность исполнителя, которая помогает ему соотнести композиторскую логику и образный строй произведения с его собственным эмоциональным восприятием и интеллектуальным осмыслением. Это способствует созданию индивидуальной интерпретации сочинения, помогает отобрать исполнительские средства для наиболее полной реализации художественного содержания музыкального произведения.
Формирование творческой самостоятельности студентов во многом зависит от правильно организованной деятельности интерпретатора, проявляющейся в индивидуальном постижении художественно-образного содержания произведения и в построении исполнительской концепции. Эта деятельность должна носить преимущественно исследовательский, творчески-экспериментальный характер и быть направ-
ленной на решение разнообразных музыкально-исполнительских задач посредством художественно-исполнительского анализа, а также разнообразного варьирования технологических приемов исполнения и средств художественно-образного интонирования, используя метод анализа музыкально-технических задач.
Именно в процессе исполнения музыкального сочинения выявляются гностически-познавательная, смыслообразующая и экспрессивная деятельность студентов, в которой обнаруживается основное назначение исполнительской деятельности - раскрывать внутреннее содержание музыки. В результате формирования гибких исполнительских операций, перед исполнителем открывается возможность конкретизировать через практическое воплощение на музыкальном инструменте свои слуховые представления, что активизирует творческое мышление и фантазию исполнителя, на основе которой осуществляется самостоятельный творческий поиск.
В процессе формирования и развития творческой самостоятельности студентов-исполнителей нами были выявлены педагогические условия, художественно-педагогические принципы и методы, сущностной характеристикой которых является то, что они отвечают специфическим особенностям музыкально-исполнительской деятельности и призваны активизировать и совершенствовать профессионально-исполнительские качества, последовательно формируя творческую самостоятельность студентов.
Необходимыми условиями развития творческой самостоятельности личности являются: ориентация педагога на принципы личностно-ориентированной педагогики, диагностика и коррекция самооценки студентов, стимулирование творческого отношения к будущей профессиональной деятельности, обеспечение учебного процесса эффективными педагогическими технологиями (совершенствование профессионально-исполнительских навыков).
Принцип личностно-творческого подхода обращает педагога к внутреннему миру студента, помогает раскрыться потенциалу обучающегося, его способностям и возможностям. Одна из важнейших задач личностного подхода - формирование положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо видеть в каждом студенте уникальную личность, уважать ее. В этом смысле особое значение в педагогическом процессе имеет достижение единства эмоционального и сознательного в развитии личности, что значительно повышает психические возможности студентов и позволяет педагогу расширять спектр средств педагогического воздействия.
Принцип содержательно-образной направленности требует от исполнителя выявления художественного образа сочинения, музыкального смысла отдельных его частей, разделов и фрагментов. Это становится возможным при активном отношении студента к учебному процессу, т. е. заострении его внимания на образно-художественном содержании
музыки и ее выразительных средствах, подключении музыкальных знаний и немузыкальных ассоциаций, что помогает развитию воображения, ассоциативного мышления студентов, способствует восприятию и созданию музыкальных образов, а также способности самостоятельно решать более сложные художественные задачи.
Принцип единства художественного и технического способствует наиболее яркому воплощению эмоционально-содержательной стороны и более полному раскрытию художественно-образного содержания музыкального произведения. В процессе работы над произведением художественно-образная сторона и технические задачи данного произведения должны быть ясно осознаны студентом, для становления и совершенствования исполнительских навыков, выработки наиболее рациональных приемов и способов исполнения в решении музыкально-технических задач.
В соответствии с поставленными в диссертации задачами и разработанными принципами были определены следующие педагогические методы формирования творческой самостоятельности - создание ассоциативных связей для развития образного мышления, художественно-исполнительский анализ, анализ музыкально-технических задач.
Во втором параграфе описываются и анализируются ход и результаты экспериментального исследования, подтверждающего эффективность разработанных педагогических условий формирования творческой самостоятельности студентов-скрипачей.
Работа со студентами включала ряд этапов: 1) выбор музыкальных произведений, диагностика уровня творческой самостоятельности; 2) формирование творчески-самостоятельных качеств студентов в профессионально-исполнительской деятельности в соответствии с разработанной методикой; 3) повторная диагностика уровня творческой самостоятельности в конце исследования и подведение итогов экспериментальной работы.
На первом - констатирующем этапе экспериментального исследования (2002-2003 гг.) были созданы экспериментальная и контрольная группы, в состав которых входило по 11 студентов-скрипачей консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Проведение констатирующего этапа эксперимента позволило определить исходный уровень творческой самостоятельности студентов. Для этого нами были разработаны критерии, позволяющие определить уровень творческой самостоятельности отдельно по каждому компоненту.
Мотивационный компонент проявляется в индивидуальном отношении будущего специалиста к музыке и процессу, связанному с воплощением ее эмоционально-содержательной стороны, в направленности студента на самостоятельный поиск и совершенствование художественно-выразительных средств исполнения в профессиональной деятельности. С этих позиций данный компонент по уровню проявления может характеризоваться как:
- высокий, подтверждающий наличие индивидуального отношения к музыке и к процессу, связанному с постижением и воплощением ее эмоционально-содержательной стороны, творческой активности, направленной на самостоятельное совершенствование и расширение художественно-выразительных средств исполнения;
- средний, свидетельствующий о том, что интерес студента к процессу, связанному с постижением и исполнением эмоционально-содержательной стороны музыки, носит поверхностный характер и отображает его малоактивную позицию в самосовершенствовании художественно-выразительных средств профессионально-исполнительской деятельности;
- низкий, свидетельствующий об отсутствии направленности студента на самосовершенствование художественно-выразительных средств профессионально-исполнительской деятельности, проявляющейся в очень слабом интересе студента к процессу постижения и исполнения эмоционально-содержательной стороны музыки.
Креативный компонент проявляется в творческой активности студента в постановке и решении художественно-исполнительских задач, в процессе индивидуальной интерпретации музыкального произведения. Данный компонент по уровню проявления может быть:
- высоким, связанным с умением студента самостоятельно находить и применять художественно-выразительные средства исполнения на основе переосмысления полученных знаний, в индивидуальной интерпретации музыкального произведения, адекватно отражающей стилевые особенности исполняемого сочинения;
- средним, показывающим, что студент имеет ограниченный объем знаний и обобщенное представление о стилевых направлениях в музыке, что приводит его к некоторым просчетам в построении индивидуальной интерпретации музыкального произведения;
- низким, свидетельствующим, что студент не располагает необходимыми профессионально-исполнительскими знаниями и представлениями о стилистически разнообразных направлениях в музыке, что проявляется в неспособности студента к самостоятельному прочтению и воплощению образного содержания в построении индивидуальной интерпретации музыкального произведения.
Операциональный компонент основывается на способности студента самостоятельно отбирать и применять художественно-выразительные средства исполнения, учитывая стилистические особенности содержания изучаемого произведения, самостоятельно анализировать результаты своей деятельности и находить способы решения музыкально-исполнительских задач. Данный компонент может проявляться на разных уровнях:
- высоком, проявляющемся в самостоятельном отборе и умелом владении художественно-исполнительскими приемами и навыками игровых движений, способствующих адекватной реализации содержательно-образных и стилевых особенностей исполняемого произведения;
- среднем, показывающим, что студент, владеет ограниченным количеством художественно-исполнительских приемов и навыков игровых движений, что реализация содержательно-образной стороны и стиля исполняемого произведения, проявляется лишь в отдельных случаях, с меньшей яркостью и глубиной;
- низком, свидетельствующем о том, что студент слабо владеет художественно-исполнительскими приемами и навыками игровых движений, в результате чего реализация содержательно-образной стороны и стиля исполняемого произведения возможна только с помощью педагога.
Определение исходного и последующих уровней проявления творческой самостоятельности студентов-скрипачей в профессионально-исполнительской деятельности осуществлялось на основе педагогического наблюдения, тестирования студентов и самостоятельного выполнения ими практических заданий. По полученным результатам было выявлено, что интерес студентов к процессу, связанному с постижением и исполнением эмоционально-содержательной стороны музыки, носит поверхностный и слабовыраженный характер (мотивационный компонент). Недостаточная сформированность теоретической базы знаний о художественно-исполнительских средствах (штриховые приемы, аппликатура, звукоизвлечение), обобщенные представления о стилистических особенностях исполняемого произведения, привели к просчетам в индивидуальном прочтении и интерпретации нотного материала (креативный компонент). Некачественное владение художественно-исполнительскими приемами и навыками игровых движений (техника исполнения правой и левой рук) ограничило возможность студентов адекватно реализовать художественно-образное содержание исполняемого сочинения, и вследствие этого не всегда верного подбора технологических приемов исполнения, соответствующих стилю данного произведения (операциональный компонент). Внимательное изучение полученных данных в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования, позволило сделать вывод о том, что уровень творческой самостоятельности студентов довольно низкий.
В ходе формирующего этапа эксперимента (2003 - 2008 гг.) занятия в экспериментальной группе проводились по разработанной автором исследования методике. Особое внимание уделялось формированию личностного отношения студента к музыке, процессу ее исполнения: развитию и совершенствованию скрипичных художественно-исполнительских приемов, изучению теоретических основ исполнения, уточнению знаний и представлений о различных стилистических направлениях, возможных способах их применения на практике, художественно-выразительных средствах исполнения. В контрольной группе занятия проводились по традиционной системе. Студентам контрольной и экспериментальной групп было предложено самостоятельно выучить одни и те же произведения.
На каждом этапе экспериментального исследования нами проводились специальные «срезы» на основе ранее выделенных компонентов и критериев, позволившие выявить положительную динамику роста творческой самостоятельности студентов-скрипачей в профессионально-исполнительской деятельности.
На заключительном этапе эксперимента (2008-2009 гг.), нами были сопоставлены результаты контрольной и экспериментальной групп, полученные на первом и третьем этапах исследования (таблица 1).
Таблица 1
Показатели творческой самостоятельности студентов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Компоненты творческой самостоятельности Уровни проявления творческой самостоятельности студентов ЭГ и КГ (количество студентов на каждом уровне)
Констатирующий этап Контрольный этап
Высокий ЭГ КГ Средний ЭГ КГ Низкий ЭГ КГ Высокий ЭГ КГ Средний ЭГ КГ Низкий ЭГ КГ
Мотивационный 1 1 5 4 5 6 3 2 7 5 1 4
Креативный 1 4 3 6 8 3 1 6 5 2 5
Операциональный 2 2 3 3 6 6 4 3 6 5 1 3
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что студенты экспериментальной группы продемонстрировали достаточно вы- 4 сокий уровень сформированности творческой самостоятельности по всем компонентам. Значительно увеличилось количество студентов с высоким и средним уровнем проявления творческой самостоятельности по всем трем показателям, сократилось количество студентов с низким уровнем творческой самостоятельности. Это проявилось в повышении интереса студентов экспериментальной группы к своей профессиональной деятельности, творческой активности в решении музыкально-исполнительских задач, личностном отношении к восприятию и исполнению эмоционально-содержательной стороны музыки, в способности студентов самостоятельно находить выразительные средства исполнения, на основе художественно-образного мышления, гибко интонировать мелодическую основу нотного материала (интонирование нотного текста); в умелом владении технологическими навыками игровых движений (технологические принципы и навыки исполнения, приемы зву-коизвлечения) и способности моделировать характер и тембр звучания с учетом стилистических особенностей и художественно-образного содержания изучаемого произведения. Стремление расширять и совершен-
ствовать профессионально-исполнительские приемы и навыки игровых движений открывает новые возможности для индивидуальной интерпретации художественного содержания и стиля произведения.
Позитивные изменения в формировании творческой самостоятельности студентов контрольной группы произошли лишь на уровне операционального компонента, а уровень проявления творческой самостоятельности в мотивационном и креативном компонентах вырос незначительно.
Анализ результатов педагогического эксперимента позволяет утверждать, что в диссертации решена проблема исследования: выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования творческой самостоятельности. Результаты диссертационного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что эффективность в формировании и развитии творческой самостоятельности студентов может быть достигнута посредством: определения значимости творческой самостоятельности студентов-исполнителей в профессиональном становлении; средствами сотворчества педагога и студента; использования художественно-педагогических принципов и методов, отражающих специфику музыкально-исполнительской деятельности, способствующих формированию творческой самостоятельности студентов.
В заключении подводятся итоги теоретического и экспериментального исследования, обобщаются результаты. Перспективными для дальнейших исследований могут быть вопросы, связанные с созданием профессионально-педагогической установки, направленной на увеличение рефлексивной способности студентов с целью повышения инициативности и творческой активности в процессе самостоятельных занятий.
Основное содержание исследования отражено в публикации автора в рецензируемом научном журнале по списку ВАК:
1. Дмитриенко, Т. И. Формирование исполнительских навыков в самостоятельной работе студентов оркестровой струнной специализации [Текст] /Т. И. Дмитриенко // Культурная жизнь Юга России. - 2008. - № 1 (26). - С. 52-53. (0,1 п. л.).
В других публикациях:
2. Дмитриенко, Т. И. Формирование исполнительской самостоятельности студентов оркестровых струнных инструментов [Текс] /Т. И. Дмитриенко // Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона: Сб. материалов конф. - Краснодар, 2002. - С. 49-58. (0,4 п. л.).
3. Дмитриенко, Т. И. Формирование педагогических технологий совершенствования исполнительского мастерства студентов в скрипичном классе [Текст] / Т. И. Дмитриенко // Многоуровневая система про-
фессионального художественного образования: современные технологии обучения (к 85-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств России, композитора Г. М. Плотниченко): Сб. материалов Третьей ЮжноРоссийской науч.-практ. конф. - Краснодар, 2003. - С. 325 -330. (0,2 п. л.).
4. Дмитриенко, Т. И. Развитие творческого мышления студентов в классе струнных инструментов в вузе [Текст] / Т. И. Дмитриенко // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере: Сб. науч. трудов по материалам науч.-практ. конф. - Краснодар, 2003. - С. 314-317. (0,1 п. л.).
5.Дмитриенко, Т. И. Методы развития творческой самостоятельности в классе оркестровых струнных инструментов [Текст] / Т. И. Дмитриенко // Художник и время: взаимодействие культур в современном мире: Сб. материалов Южно-Российской науч.-практ. конф. - Вып. 2. -Краснодар- Анапа, 2005. - С. 184-187 (0,1 п. л.).
6.Дмитриенко, Т. И. Формирование творческой самостоятельности в исполнительском процессе студентов оркестровой струнной специализации [Текст] / Т. И. Дмитриенко // Проблема взаимодействия национальных культур: Сб. материалов Южно-Российской науч.-практ. конф. - Краснодар, 2007." С. 55-59 (0,2 п. л.).
7. Дмитриенко, Т. И. Проблемы творческой самостоятельности студентов оркестровой струнной специализации в процессе подготовки к профессионально-исполнительской деятельности [Текст] / Т. И. Дмитриенко // Художник и время: взаимодействие культур в современном мире: Сб. материалов Южно-Российской науч.-практ. конф. - Краснодар, 2008. С. 242-245. (0,2 п. л.).
Типография Краснодарского государственного университета культуры и искусств Краснодар,350072, ул. 40-летия Победы, 33 Тираж 110 экз., заказ № 291