автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка учителя к воспитанию творческой самостоятельности учащихся на уроках музыки
- Автор научной работы
- Крючков, Владимир Александрович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Крючков, Владимир Александрович, 2000 год
Введение
Глава I. Развитие творческой самостоятельности как педагогическая проблема.
1. Проблема формирования творческой самостоятельности личности учащегося в педагогике и психологии.
2. Учитель музыки как субъект педагогической деятельности.
3. Педагогические условия формирования готовности учителя к развитию творческой самостоятельности учащихся.
Выводы.
Глава II. Процесс подготовки будущих учителей к формированию творческой самостоятельности учащихся.
1. Влияние теоретических занятий в подготовке будущих учителей музыки к формированию творческой самостоятельности учащихся.
2. Подготовка учителя музыки к формированию творческой самостоятельности учащихся в процессе их педагогического общения.
3. Возможности формирования учителем музыки творческой самостоятельности учащихся в его практической деятельности.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Подготовка учителя к воспитанию творческой самостоятельности учащихся на уроках музыки"
Социальные изменения, происходящие в современном мире, все в большей степени требуют от каждого человека развитой способности быстро адаптироваться к новым условиям, самостоятельно принимать решения и эффективно претворять их в жизнь.
Задача воспитания людей, способных к творческому жизненному самоопределению в сложном, постоянно меняющемся мире, требует совершенствования системы образования молодежи. Выпускник общеобразовательной школы нуждается сегодня в умениях самостоятельно пополнять знания, чтобы ориентироваться в бурном, все нарастающем потоке информации и затем использовать ее в практической деятельности. Для этого требуются новые подходы к формированию у них системы знаний, умений и навыков познания и преобразования социальной и природной действительности.
Проблема творческой (в том числе познавательной) самостоятельности школьников в учебной деятельности рассмотрена в работах отечественных ученых И.В.Галковской, Б.П.Есипова, Л.А.Жарова, Г.Д.Кирилова, Е.А.Куликовой, ИЛЛернера, П.И.Пидкасистого, Т.Г.Феофилова и др.
Актуальность задачи воспитания творческой самостоятельности у представителей подрастающих поколений обусловливает необходимость изменений в подготовке педагогических кадров, призванных сыграть главную роль в ее решении.
Вопросам формирования личности учителя, развития его общепедагогических и специальных способностей, совершенствования форм и методов профессиональной подготовки посвящены труды многих ученых-педагогов. Различные подходы к разработке модели деятельности педагога отражены в работах С.И.Архангельского, А.А.Вербицкого. Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, Н.Ф.Талызиной и др. Специфику процесса педагогического образования изучали такие ученые, как Е.П.Белозерцев, М.Я.Виленский, Н.В.Кузьмина, М.М.Левина, А.В.Мудрик, А.ИЛискунов, В.А.Сластенин, В.А.Ситаров, Е.Н.Шиянов и др.
Согласно укоренившимся в современной педагогической науке представлениям, важнейшим условием эффективности учебно-воспитательного процесса, рассматриваемого как сложная система, является обеспечение его системной целостности (Ю.К.Бабанский, Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин и др.). Соблюдение этого требования подразумевает, в частности, необходимость объединение усилий представителей различных педагогических специальностей для решения общих воспитательных задач, к числу которых относится, несомненно, и задача воспитания творческой самостоятельности у учащихся общеобразовательной школы. Исходя из этого, в качестве самостоятельной педагогической проблемы может быть рассмотрена возможность реализации упомянутой задачи учителем музыки в процессе музыкального образования школьников. Вместе с тем, очевидно, что эффективность воспитания у учащихся школы творческой самостоятельности в процессе музыкального образования достижима лишь при условии обеспечения готовности педагога-музыканта к его осуществлению.
Особенности профессиональной подготовки учителя музыки отражены в трудах Э.Б.Абдулина, А.Д.Алексеевой, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, Б.В.Асафьева, Л.С.Выготского, А.В.Малиновской, В.И.Муцмахер, М.М.Перелынтейна, Б.М.Теплова, Г.М.Цыпина. В.Н. Шацкой и др.
В то же время, проблеме подготовки учителя музыки к воспитанию творческой самостоятельности учащихся с помощью имеющихся в его распоряжении высших достижений человеческого духа - слова, мелодии и зрительного образа - до сих пор не было посвящено специальных исследований. Анализ практики подготовки будущих учителей музыки показал, что формирование у них умений развивать творческую (включая познавательную) самостоятельность учащихся еще не приобрело статуса одной из целей высшего педагогического образования. Не выявлены педагогические условия и пути подготовки будущих учителей музыки к воспитанию творческой самостоятельности учащихся. Таким образом, в педагогической теории и практике имеет место противоречие между необходимостью повышать творческое начало и воспитывать самостоятельность личности учащегося и недостаточной разработкой проблемы подготовки учителя музыки к ее формированию у учащихся.
С учетом выявленного противоречия, проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия осуществления подготовки будущего учителя музыки к воспитанию творческой самостоятельности учащихся общеобразовательной школы?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки учителя музыки в системе педагогического образования.
Предмет исследования: процесс подготовки будущего учителя музыки к воспитанию творческой самостоятельности учащихся общеобразовательной школы.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: раскрыть сущность понятия творческой самостоятельности личности учащегося общеобразовательной школы на основе анализа философской, психологической и педагогической литературы; обосновать возможность эффективного решения задачи воспитания творческой (в том числе познавательной) самостоятельности учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки; сформулировать и экспериментально обосновать педагогические условия формирования готовности будущего учителя музыки к воспитанию творческой самостоятельности у учащихся общеобразовательной школы; разработать и внедрить в образовательную практику комплекс рекомендаций по подготовке будущего учителя музыки к воспитанию творческой самостоятельности у учащихся общеобразовательной школы.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: подготовка учителя музыки к воспитанию творческой самостоятельности школьников может осуществляться эффективно, если обеспечить: осознание и признание студентами права учащихся на самостоятельную творческую (в том числе познавательную) деятельность в соответствии с их интересами и склонностями; изучение студентами педагогического вуза эволюции взглядов на проблему формирования творческой самостоятельности учащихся в мировой педагогической теории и школьной практике; формирование у студентов вуза системы знаний, умений и навыков творческой организации учебно-воспитательного процесса, создающей условия для проявления учащимися творческой самостоятельности в ходе его осуществления; овладение студентами методами развития у учащихся положительной мотивации к учению, познавательного интереса, ответственности за результаты учебной деятельности; формирование личной творческой самостоятельности студентов в познавательной деятельности.
Методологической основой исследования являются положения философской и педагогической антропологии о человеке, личности и ее развитии, представление о ценности деятельности учителя по передаче молодым поколениям опыта человечества, обеспечению развития у них социально значимых личностных качеств.
Исходные теоретические позиции исследования базируются на положениях психологической теории личности (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, Ю.А.Самарин, Б.М.Теплов и др.), научных представлениях о деятельности и ее субъекте (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.), об общении и отношениях личности (А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев, А.В.Мудрик, Л.А.Петровская и др.), о развитии личности в процессе обучения музыке (Ю.В.Алиев, В.В.Асафьев, Ф.М.Блуменфельд, А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, Г.Г.Нейгауз, А.В.Николаев и др.), о закономерностях профессионального педагогического образования (Н.В.Александров, А.М.Арсеньев, Е.В.Бондаревская, Ф.Н.Гоноболин, В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров, Н.К.Сергеев, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, Е.Н.Шиянов, А.И. Щербаков и др.).
В ходе подготовки и организации исследования мы пришли к выводу, что новые факты и обобщения, связанные с решением задачи формирования самостоятельности обучающихся, можно получить, опираясь на такие методологические принципы, как единство исторического и логического в педагогическом познании; единство теоретического и эмпирического в педагогическом исследовании.
Реализация принципа единства исторического и логического позволила нам выявить сущностные характеристики творческой самостоятельности обучающегося и ее внутренней структуры. Логический анализ проблемы позволил проследить ее развитие в истории педагогики, в конкретном опыте вузов, в результатах исследований, отраженных в диссертациях на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук. Также нами был осуществлен ретроспективный анализ личной педагогической деятельности.
В диссертации личность учителя рассматривается как субъект педагогической, а личность учащегося как субъект учебной деятельности в образовательно-воспитательном процессе.
Исходные методологические положения обусловили выбор методов исследования, адекватных его задачам.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы по проблеме исследования; изучение материалов периодической педагогической печати; целенаправленное наблюдение самостоятельной учебной деятельности студентов; анкетирование, беседа; изучение результатов деятельности школьников и студентов (сочинений, письменных работ, конспектов уроков студентов, программ музыкально-творческих дел, рефератов); опытно-экспериментальная работа, ретроспективный анализ личного опыта работы с учащимися общеобразовательных школ, а также самооценка деятельности по преподаванию вокала в вузе.
В качестве опытно-экспериментальной базы исследования выступали ряд общеобразовательных школ города Москвы и музыкальный факультет МПГУ.
В проведении констатирующего и формирующего экспериментов были задействованы 34 преподавателя общеобразовательных школ и 87 студентов музыкального факультета МПГУ.
Исследование осуществлялись в несколько этапов.
На первом этапе (1994-1995) осуществлялась подготовка теоретической и эмпирической базы исследования на основе анализа философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы по проблеме исследования, а также изучения опыта работы преподавателей педагогических вузов и учителей школ; была разработана гипотеза исследования, определены способы и средства ее опытно-экспериментальной проверки.
Второй этап (1996-1997) был посвящен организации опытно-экспериментальной работы, в ходе его реализации производилось накопление эмпирического материала.
На третьем этапе (1998-1999) проводился анализ и оценка полученных в ходе осуществления опытно-экспериментальной работы данных, были выявлены наиболее эффективные пути подготовки студентов к формированию творческой (в том числе познавательной) самостоятельности учащихся, оформлен текст диссертации.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение заключаются в том, что в процессе его осуществления была раскрыта сущность понятия творческой самостоятельности личности учащегося общеобразовательной школы; обоснована возможность эффективного решения задачи воспитания творческой самостоятельности учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки; сформулированы и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования готовности будущего учителя музыки к воспитанию творческой самостоятельности у учащихся общеобразовательной школы; разработаны и внедрены в образовательную практику практические рекомендации по подготовке будущего учителя музыки к воспитанию творческой (в том числе познавательной) самостоятельности у учащихся общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при организации подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов вузов к формированию творческой самостоятельности учащихся общеобразовательных школ, а также при планировании исследований в области использования различных видов искусств в учебно-воспитательной работе с молодежью.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием комплексной методики, адекватной проблеме, предмету и задачам исследования, а также данными опытно-экспериментальной проверки выдвигаемых положений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Задача воспитания творческой (в том числе познавательной) самостоятельности личности у учащихся общеобразовательной школы может эффективно решаться на уроках музыки при условии обеспечения готовности педагога-музыканта к ее реализации.
2. Подготовка учителя музыки к воспитанию творческой самостоятельности школьников может осуществляться эффективно при условии осознания и признания студентами права учащихся на самостоятельную творческую (включая познавательную) деятельность в соответствии с их интересами и склонностями; изучения студентами педагогического вуза эволюции взглядов на проблему формирования творческой самостоятельности учащихся в мировой педагогической теории и школьной практике; формирования у студентов вуза системы знаний, умений и навыков творческой организации учебно-воспитательного процесса, создающей условия для проявления учащимися творческой самостоятельности в ходе его осуществления; овладения студентами методами развития у учащихся положительной мотивации к учению, познавательного интереса, ответственности за результаты учебной деятельности.
3. Важнейшим условием обеспечения готовности учителя музыки к воспитанию творческой самостоятельности у учащихся общеобразовательной школы является формирование личной творческой самостоятельности студентов педагогического вуза в познавательной деятельности посредством организации группового общения, использования методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, стимулирующих активность и самостоятельность студентов в учебной деятельности (диалоги, дискуссии, индивидуальные творческие задания и др.).
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены и одобрены на научно-практических конференциях в г. Кирове (1996 г.), в г. Санкт-Петербурге (1996 г.), г. Ельце (1997 г.), а также на кафедре педагогики высшей школы МПГУ (1998, 1999 г.г.).
Разработанные автором методические рекомендации по проблеме подготовки будущего учителя музыки к формированию творческой самостоятельности учащихся прошли апробацию и внедрение в Московском педагогическом государственном университете, Коломенском государственном педагогическом институте и Костромском государственном педагогическом институте.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы.
Подготовка будущих учителей музыки к формированию самостоятельности учащихся требует развития самостоятельности самих студентов в их учебной деятельности.
Путями его осуществления являются: освоение студентами теории по проблеме самостоятельной учебно-познавательной деятельности, организация общения при овладении психолого-педагогическими и музыковедческими знаниями и умениями, участие в организации различных видов музыкальной деятельности учащихся.
Сочетание таких методов работы как изучение научно-педагогической литературы, проблемные лекции с опережающими заданиями, самостоятельный поиск историко-этнографического материала музыковедческого содержания позволили поддерживать образовательную активность студентов на протяжении всего периода обучения.
В результате дискуссий /об одаренности людей/ и диалога /о побуждающей функции педагога/ было достигнуто понимание студентами необходимости и возможности перевода, обучающихся из позиции объекта учебно-воспитательного процесса, в позицию субъекта собственного развития.
Осознание студентами общих для всех специалистов черт самостоятельности и специфических для педагога-музыканта /способность к импровизации и контролю над своими чувствами/ ускоряет формирование у них навыков педагогического общения.
Опытно-экспериментальная работа показала, что в ходе педагогического общения будущие учителя учатся не только передавать и принимать информацию, а и решать общие задачи в совместной деятельности. В нашем опыте решение общих задач имело форму совместной музыкально-творческой деятельности студентов с преподавателем вокала при подготовке и проведении концертов, с одной стороны, и студентов с учащимися школы, с другой.
Для освоения функций педагогического общения будущими учителями музыки наиболее оптимальным вариантом деятельности является погружение в народную музыкальную культуру, являющуюся самоценной в жизни народа и одновременно главным источником классической и современной музыки. Обеспечивая условия для реализации контактной, информационной, регулирующей функций общения, народная музыка также стимулирует самовыражение и саморегулирование самостоятельной деятельности педагога-музыканта.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют утверждать, что самостоятельная разработка студентами содержания занятий, посвященных интерпретации детьми произведений композиторов повышает их ответственность за качество обучения учащихся и ведет к росту самостоятельности школьников.
Нами установлено, что интегрированное использование в школьном обучении музыкального и изобразительного искусств, взаимообучение школьников на уроках и в свободное время значительно повышают самостоятельность восприятия, мышления, воображения учащихся.
Систематизация студентами на занятиях музыкальных впечатлений школьников, приобретенных в свободном общении, позволяет фиксировать музыкальные пристрастия обучающихся, управлять процессом формирования у них ценностного отношения к музыкальному искусству.
Практическая деятельность студентов совместно с детьми закладывает основы индивидуального стиля профессиональной самореализации будущего учителя музыки.
Заключение.
В условиях быстро изменяющейся социально-экономической ситуации современного общества гражданин становится участником преобразований окружающего мира.
Решение прежде неизвестных общественно и личностно значимых проблем жизнедеятельности требует от него проявления самостоятельности. Процесс демократизации, усиливающаяся общая мировая тенденция гуманизации общественной жизни выявили противоречие между требованиями общества к личности гражданина и состоянием подготовки молодого поколения к жизни и деятельности в нем. В мире все более четко осознается положение о том, что от уровня самостоятельности современных учащихся во многом будет зависеть научно-технический и социально-экономический прогресс человечества.
Проблема самостоятельности личности привлекала внимание философов, деятелей культуры, образования на протяжении многих веков и связывалась с путями познания молодых поколений окружающей действительности. Самостоятельность рассматривалась не только как способ решения задач обучения, но и как способ овладения ценностями культуры, самопознания, самооценки.
В современных условиях формирование самостоятельности подрастающих поколений становится проблемой глобальной, поэтому возрастает актуальность подготовки учителя к формированию этого качества у учащихся.
Изучение философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы, практики работы школ и педагогических вузов показало, что подготовка учителя музыки к формированию самостоятельности учащихся представляет собой процесс, эффективность которого зависит от ряда условий:
- личной самостоятельности студента в познавательной деятельности и овладении методами научного познания;
- признания права учащихся на самостоятельную деятельность в соответствии с их интересами и склонностями;
- сформированности специальных знаний, умений, навыков творческой организации учебно-воспитательного процесса;
- овладения методами развития у учащихся положительной мотивации к учению, познавательного интереса, ответственности за результаты учебной деятельности.
В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены и затем усовершенствованы пути продуктивного осуществления подготовки будущего учителя музыки к формированию самостоятельности учащихся. Этими путями являются:
- теоретическая подготовка студентов по проблеме самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и методов педагогической поддержки образовательной активности обучающихся, в том числе посредством дискуссий, диалога, благодаря чему было достигнуто осознания студентами необходимости и возможности перевода учащихся из позиции объекта учебно-воспитательного процесса в позицию субъекта собственного развития;
- организация педагогического общения, предметом которого являются явления музыкальной культуры.
Равнопартнерское групповое общение студентов и преподавателя вуза позволило будущим учителям в течение одного семестра пройти путь от неучастия /наблюдения/ через поддержку и содействие общению до проявления инициативы в музыкально-творческой деятельности. Было установлено, что наиболее оптимальным при подготовке учителя музыки является использование народного музыкального искусства, многогранность которого содержит потенциал для реализации контактной, информационной, регулирующей и других функций общения.
Участие студентов в совместной с преподавателем вуза деятельности по пропаганде музыки ускоряет процесс формирования у них умений активного созидания ценностей культуры.
- Самостоятельная деятельность студентов в области вокально-хорового музицирования совместно со школьниками повышает их ответственность за качество обучения.
Интеграция в учебном процессе школы инструментального, вокального и изобразительного искусства значительно повышает качество восприятия, ассоциативного мышления, музыкального слуха, речевой интонации, воображения учащихся.
Использование студентами в учебно-воспитательном процессе опыта учащихся, занимающихся музыкальной деятельностью в учреждениях дополнительного образования, создает предпосылки для развития их самостоятельности во взаимообучении на уроках и в свободное время.
Систематизация будущим учителем музыкальных впечатлений, приобретенных воспитанниками в свободном общении, позволяет фиксировать их музыкальные пристрастия и управлять процессом формирования ценностного отношения к музыкальному искусству.
Практическая деятельность студентов совместно с детьми, как показал наш опыт, закладывает основы индивидуального стиля профессиональной самореализации будущего учителя.
Формирующий эксперимент, в котором участвовали учителя школ и студенты педвузов, является доказательством нашего предположения, что разработанные нами пути подготовки будущих учителей музыки к формированию самостоятельности учащихся являются необходимыми и в современных условиях осуществления высшего педагогического образования достаточными.
В ходе выполнения диссертационного исследования цель, сформулированная в его начале, достигнута, задачи в основном решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Не претендуя в данном исследовании на полноту освещения проблемы подготовки будущего учителя музыки к формированию самостоятельности учащихся, считаем, что в перспективе целесообразна разработка ряда ее аспектов. Это, во-первых, координация деятельности всех преподавателей педагогического вуза по формированию самостоятельности будущих учителей в аудиторной и внеаудиторной деятельности. Во-вторых, изучение зависимости темпов и направлений самостоятельной учебно-познавательной деятельности будущих учителей музыки от индивидуальных психофизиологических особенностей личности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Крючков, Владимир Александрович, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. -112 с.
2. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. - 139 с.
3. Актуальные проблемы музыкальной педагогики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып.62. М., 1982. - 159 с.
4. Алексеева А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978. - 288 с.
5. Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание // Музыкальная энциклопедия. Т.З. М.: Советская энциклопедия, 1976. - С. 755-762.
6. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974. - Вып.2. - с.3-15.
7. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2119 "Музыка и пение". М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
8. Апраксина O.A. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы // Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Сб.трудов. /Отв.ред.О.А.Апраксина. М.: МГПИ, 1973. -78 с.
9. Апраксина O.A. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов //Музыка в школе, 1983, № I, с.30-35.
10. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе: Часть I. -М.: Высшая школа, 1974. 384 с.
11. Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы итребования к педагогическому мастерству. М.: Знание, 1976. - 40 с.
12. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М. .'Просвещение, 1984. - 111 с.
14. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. Автореферат дисс. докт.пед.наук. М., 1986. - 37 с.
15. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л.: Музыка, 1973.-144 с.
16. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., 1980. - 247 с.
17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
18. Белозерцев Е.П. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей // Сов.педагогика, 1982, № 9, с.86-90.
19. Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1964. - 220 с.
20. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, -Т.2 309 с.
21. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д. Изд-во Ростовского университета, 1983. - 173 с.
22. Бодалев A.A. Личность и общение. : Избр.труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
23. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. 2-е изд. М., 1916, с.388.
24. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.
25. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. - 341 с.
26. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН1. РСФСР, 1960. 500 с.
27. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта.: Сб.научн.трудов /Сост. А.Н.Малюков. ~М.: МПГУ, 1998. -99 с.
28. Гальперин В.Я. К проблеме внимания //Хрестоматия по вниманию. -М.: Изд-во МГУ, 1976, с.220-228.
29. Герцен А.И. Опыт бесед с молодыми людьми //Избранные педагогические высказывания. М., 1951, - 463 с.
30. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве //Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.1. -М.: Музыка, 1965, с.35-71.
31. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в школе. М., 1961. - 94 с.
32. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. -М.: Наука, 1980.- 180 с.
33. Давыдов В.В. Современное состояние и перспективы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1990. 183 с.
34. Дайри Н.Г. Об эффективности самостоятельной работы старшеклассников на уроке истории. Инстр.-метод.указания. М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. 96 с.
35. Дайри Н.Г. Главное усвоить на уроке. М.: Знание, 1984. - 80 с.
36. Данилов М.А. Взаимодействие учителя и самостоятельные работы учащихся в процессе изучения нового материала. // Об условиях развития познавательной самостоятельности и активности учащихся на уроках. -Казань, 1963, с.3-34.
37. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. -М.: Просвещение, 1970. 299 с.
38. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
39. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. Учебное пособие для музыкальных вузов. М.: Музыка, 1968. - 675 с.
40. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Книга для учителя и родителей. -М.: Просвещение, 1987. 207 с.
41. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. -М., 1977. 239 с.
42. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 159 с.
43. Земцовский И.И. Фольклор и композитор. М-Л., Советский композитор, 1978. - 172 с.
44. Ильина Т.А. Структурно-системный подход в исследовании педагогических явлений //Результаты новых исследований в педагогике. -М.: НИИ ОП АПН СССР, 1977, с.3-18.
45. Казьмин П.М. С песней. Страницы из дневника. М.: Сов.Россия, 1970.-286 с.
46. Казьмин П.М. Страницы из жизни М.Пятницкого. М., 1971. 67 с.
47. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: ИГУ, 1983. 78 с.
48. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
49. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. 286 с.
50. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. - 704 с.
51. Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании //Образование. 1897, №1, с.1-18.
52. Квятковский Е.В. Побуждать интерес к лучшим образцам искусства //Сов.педагогика, 1989, № 2, с.59-63.
53. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие // сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989-416 с.
54. Кон И.О. Открытие "Я". М., 1978. 386 с.
55. Концевая JI.A. Психологический анализ самостоятельной работы школьников с учебником. Автореф. дисс. канд.психол.наук. М., 1975. 35 с.
56. Коротаев A.A., Тамбовцева Т.О. Исследование индивидуального стиля педагогического общения //Вопр. психологии, 1990, № 2. с.62-69.
57. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А.Карпенко, под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевско-го. 2 изд. Ростов н/Л.: Феникс, 1998.-512 с.
58. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 255 с.
59. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. -М., 1978, Т.З.-798 е.; т.4. 630 с.
60. Кузьмина Н.В., Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. //Сов. педагогика, 1982, № 3, с.63-66.
61. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. //Вопросы психологии, 1984, № I, с.20-26.
62. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Д.: Знание, 1985.-32 с.
63. Левина М.М. Системно-структурный анализ как метод исследования в дидактике. //Вопросы методов педагогических исследований. -М.: НИИ ОП АПН СССР, 1973, с.192-199.
64. Лемберг Р.Г. О самостоятельной работе учащихся. //Сов.педагогика, 1962, №2, с. 16-27.
65. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. //Детская и педагогическая психология. -М.: Учпедгиз, i960. 428 с.
66. Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. -2-е изд. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.V
67. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. -М.: Знание, 1979. 48 с.
68. Лернер И.Я. Критерии уровня познавательной самостоятельности
69. Новые исследования в педагогических науках., 1961, Л 4 /ХУШ/, с.34-39.
70. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.; т.1. -М.: Педагогика, 1951. 336 с.
71. Липецкий О.В. Об оценке вокальности мелодического материала на основе результатов анализа народных песен. Автореф. дисс. . канд.наук. М., 1971.-18 с.
72. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
73. Лында A.C. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. -М.: Высш. школа. 1979. -159 с.
74. Макаренко A.C. Сочинения: В 7 т. М.: АПН РСФСР, 1951. Т.5. - с. 386-393.
75. Малинковская A.B. К вопросу о моделировании структуры деятельности музыканта-педагога //Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Труды ГМПИ им.Гнесиных, вып.62. -М., 1982. с.7-31.
76. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. - 192 с.
77. Мастерство педагогическое //Педагогическая энциклопедия. 1965, т.2, с.739.
78. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. - 239 с.
79. Мешко И.И. Вокальная работа с исполнителями русских народных песен //Клубные вечера. Песни, хоры, пьесы для русских народных инструментов. Вып. П. М., 1976.
80. Микельсон P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1940. - 96 с.
81. Милыптейн Я.И. Игумнов Константин Николаевич. -М.: Музыка, 1975. 471 с.
82. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.:"Дело",1994.-216 с.
83. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя /Под ред. КХН.Кулюткина и Г.С.Сухобской. -М.: Педагогика, 1981, 120 с. .
84. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
85. Муцмахер В.И. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его профессиональной подготовки. Автореф. дисс. . докт.пед.наук. -М., 1989. -58 с.
86. Мясищев В.И. Проблемы психологии человека в свете учения И.П.Павлова об отношении организма к среде // Уч. зап. ЛГУ, л 147, 1953, с.107-118.
87. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. - 426 с.
88. Назаренко И.К. Искусство пения. История, теория, практика. М-Л.: Музгиз, 1948. - 384 с.
89. Назайкинский Е.Д. О психологии музыкального восприятия. М.: "Музыка", 1972. - 383 с.89. "Народный учитель", 1929, №№ 7-8.
90. Народная школа. 1874, № II, с. 16.
91. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. М.: Советский композитор, 1983. - 526 с.
92. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства/Ред. Л.Л.Кабалевский. М.: НИИ школ, 1978. - 105 с.
93. Огородников И.Т. Воспроизводящее и творческое овладение знаниями //Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1978, с.3-16.
94. Одоевский В.Ф. Опыт в педагогических способах при первоначальном образовании детей // Избр. пед. соч. -М.: Учпедгиз, 1955.368 с.
95. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 14. -М.: Рус.яз., 1982.с.703.
96. О положении детей Российской Федерации. Государственный доклад, 1995 год. М., 1996. - с.116.
97. Основы вузовской педагогики /Под ред.Н.В.Кузьминой, И.А.Урклина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. - 311 с.
98. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик: "Эльфа", 1996. - 124 с.
99. Паркхерст Е. Воспитание и обучение по дальтонско-му плану /Пер с англ. Р.Ландсберг. М.: Новая Москва, 1924. - 232 с.
100. Педагогическая практика в системе подготовки будущих учителей /Под ред. В.А.Сластенина. М.: МГПИ им. .И.Ленина, 1978. - 138 с.
101. Педагогическая энциклопедия: В 4-х тл T.I, М., 1964, с.61.
102. Перельштейн М.М. Проблема формирования познавательной самостоятельности в процессе начального музыкального воспитании. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1984. - 16 с.
103. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т., Т.1.М., 1981.-336 с.
104. Петровский A.B. Роль фантазии в развитии личности. М.: Знание, 1961.-47 с.
105. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебн.пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
106. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. - 184 с.
107. Писарев Д.й. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984. 367 с.
108. Пискунов А.И. Основные проблемы и задачи исследования в области общепедагогической подготовки будущих учителей в высшей школе
109. Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей /Под ред.А.И.Пискунова. М.: МГПИ, 1972. - с.3-10.
110. Платон. Государство. Соч. Платона. СПб., 1863, с.401-402.
111. Половникова H.A. Исследование процесса формирования познавательной активности школьников в обучении. Автореф. дисс. . докт.пед.наук, -JL, 1977. 58 с.
112. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
113. Поташник М.М. педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Пособие для учителей. Киев. Рад. шк., 1988. - 189 с.
114. ИЗ. Программы педагогических институтов. Сборник 19-а История зарубежной музыки. Народное музыкальное творчество. Для специальности № 2119 "Музыка". М.: Просвещение. - 93 с.
115. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя /Под ред.Б.М.Теплова. -М.: АПН РСФСР, 1956. 480 с.
116. Рахимбаева Л.А. Творческая самостоятельность как фактор формирования музыкально-педагогической деятельности студентов-заочников. Автореф.дисс.канд. пед.наук. М., 1979. 16 с.
117. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.704 с.
118. Руссо Ж.Ж. Эмиль или 0 воспитании. Педагогические сочинения: В 2-х т., 1981. т.1, с.19-618.
119. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. Л., 1947. 80 с.
120. Синицкий Л. Новая школа в Англии и в России. СПб., 1901. 9 е.
121. Ситаров В.А. Формирование методической компетентности будущего учителя //Межвуз. сб.научн.трудов: Теория и практика высшего педагогического образования. М.: Прометей, 1991, с.74-81.
122. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: АПН РСФСР, 1965. - 48 с.
123. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. - 205 с.
124. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 160 с.
125. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Сов. Педагогика, 1991, №10, с.83.
126. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982, - с. 1322.
127. Соколова И.В. Формирование познавательного интереса студента средствами вокально-хорового репертуара.: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. -М., 1981.- 16 с.
128. СССР и международное сотрудничество в области прав человека /докумянты и материалы/: Международные отношения, 1989. 451 с.
129. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.: Педагогика, 1980, т.п. - с.213.
130. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. - 343 с.
131. Теория эстетического воспитания /Ред. Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров. М.: Искусство, 1979. - 255 с.
132. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания //Сов.педагогика, 1946, № 3, с.99.
133. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961,-536 с.
134. Толстой Л.Н. Собрание сочинений. -М.: Художественная литература, -1983, т.ХУ. 432 с.
135. Ушинский К.Д. Собр. соч. М. Л., 1948-1950, т.8, с.90.
136. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т., т.1 -М., 1974. 534 с.
137. Федорова Л.Л. К понятию коммуникативной компетенции.
138. Автореф. дисс. канд.филол.наук. М., 1980. - 25 с.
139. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В.Я.Ляудис. М.: Изд. МГУ, 1989. - 239 с.
140. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
141. Чекина JI.M. Фиаско открытого обучения в школах США //Сов.педагогика, 1985, № 6.
142. Чернышевский И.Г. Полное собрание сочинений. В 15-ти т., т.З. -М., 1947. с.625.
143. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
144. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 199 с.
145. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. - т.1. - 304 с.
146. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980, т.2. - 416 с.
147. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 352 с.
148. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США /Под ред.А.И.Пискунова и А.Н. Джуринского. М.: Прометей, 1989. - 92 с.
149. Якиманская И.С. Знания и мышление человека. -М.: Знание, 1985.32 с.
150. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.
151. Яконюк B.J1. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогического факультета педвуза и пути их развития. Автореф. дисс. . канд. пед.наук. М., 1977. - 16 с.