автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Учебная деятельность в малых группах как фактор оптимизации уроков музыки в начальной школе
- Автор научной работы
- Ким, Ольга Германовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Учебная деятельность в малых группах как фактор оптимизации уроков музыки в начальной школе"
На правах рукописи
КИМ ОЛЬГА ГЕРМАНОВНА
Учебная деятельность в малых группах как фактор оптимизации уроков музыки в начальной школе
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
6 июн
0050608«О
Москва —2013
005060895
Работа выполнена на кафедре истории и теории музыки и музыкального образования ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
доктор педагогических наук, профессор Бодина Елена Андреевна
доктор педагогических наук, профессор ГБОУ ВПО МГЛУ, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования
Конышева Наталья Михайловна
кандидат педагогических наук, профессор ГБОУ ВПО «Академии социального образования», зав. кафедрой методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла Сергеева Галина Петровна
ГОБУ ВПО «Московский
государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке»
Защита состоится «19» июня 2013 г. в 11.00 на заседании диссертационного совета Д 850.007.04 при Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д.4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
Автореферат разослан «16» мая 2013 года
Автореферат размещен на сайте http:// vak.ed.gov.ru
Ученый секретарь диссертационного совета
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Интенсивность преобразований в современной общественной жизни ставит перед педагогикой задачу формирования такой личности, которая способна творчески проявлять себя в новых условиях, не только приспосабливаясь к ним, но и преобразуя мир вокруг себя, действуя во имя и на благо человеческого прогресса.
Школьные предметы искусства, в частности музыка, являются мощным фактором формирования и развития личности, поскольку дают растущему человеку возможность убедительной самореализации, не только подчиняя ее соответствующему образовательному стандарту, но и принимая в качестве достижения сам процесс совершенствования личности, развития ее творческого потенциала. В этой связи урок музыки в школе нуждается в такой организации, которая обеспечила бы максимальное развитие индивидуальных способностей и реализацию творческого потенциала каждого учащегося.
Современные педагогические исследования направлены чаще всего на оптимизацию приемов, методов и средств обучения. В этой связи предлагаются различные педагогические инновации, которые связаны, например, с использованием новейших информационных технологий. В то же время проблемы, сопряженные с оптимизацией методов и форм проведения урока как важной и главной структурной единицы самого процесса обучения, остаются далеко не до конца проясненными.
Являясь основной формой организации учебно-воспитательного процесса, урок, дидактически обоснованный еще Я.А. Коменским, сегодня ничуть не утратил своей роли и значения. Поэтому педагогически значимыми остаются вопросы его оптимизации в новых общественных условиях, в связи с изменением социокультурной ситуации, которая сложилась в России за последние три десятилетия, а также требованиями модернизации образования.
Коренная перестройка отечественной системы среднего и высшего образования с доминированием компетентностного подхода, модульного обучения, введением ЕГЭ и других инноваций фактически обозначила
з
перезагрузку фундаментальных основ отечественного образования, значительное изменение его содержания и структуры.
В этих условиях по-новому воспринимается и требует дальнейшего развития теория оптимизации учебно-воспитательного процесса, которую обосновал и разработал Ю.К. Бабанский. Его концепция, внимание к которой заметно ослабело в эпоху перестройки, сегодня снова востребована, поскольку проводимая ныне модернизация образования в основе своей направлена на его оптимизацию, т.е. совершенствование в соответствии с реалиями современности.
В этой связи можно говорить о возрождении и дальнейшей разработке теории оптимизации с учетом неиспользованных резервов и современных ресурсов повышения эффективности образования, его теоретико-практической направленности на подготовку подрастающих поколений к самостоятельной, профессионально и личностно полноценной жизни. Необходимость обращения к теории оптимизации как классической педагогической концепции обусловлена тем, что в настоящее время идея оптимизации по-прежнему актуальна, находит практическое применение в теории и практике обучения и главное - дает положительные результаты.
Однако эта теория требует переосмысления в связи с современным развитием образования, его общекультурной направленностью, модернизацией целей, содержания, методов. Большое значение в этом контексте приобрели идеи учебной деятельности как процесса, обусловленного активностью в овладении знаниями со стороны учащихся. Тем не менее, их инициативность требует соответствующей педагогической поддержки, поскольку это взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Поэтому разработка оптимального варианта организации учебной деятельности школьников с учетом накопленного педагогического опыта и использованием современных достижений в педагогике, психологии и других науках сохраняет свою актуальность.
Теория и практика музыкального образования требует развития различных сторон педагогического процесса в соответствии с современными реалиями. Это, в частности, необходимо для совершенствования урока музыки как ключевой
формы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Именно урок остается не только основной формой организации, но и оптимизации обучения музыке.
Следует указать на комплекс вопросов, которые связаны с оптимизацией урока музыки и направлены на то, чтобы сделать процесс обучения более эффективным. Так, на традиционном уроке музыки в начальной школе применяется в основном фронтальная форма обучения. Возможности индивидуализации крайне ограничены из-за того, что предмету отводится всего один час в неделю, и у учителя чаще всего просто не остается времени для индивидуальной работы с учащимися. Это традиционно компенсируется в процессе внеурочных музыкальных занятий. В связи с этим именно групповая форма учебной деятельности младших школьников на уроках музыки может способствовать индивидуализации и дифференциации обучения. Причем, наиболее продуктивной формой группового обучения в начальной школе является малая группа (3-4 человека), позволяющая максимально учесть индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося, делая тем самым их учебную деятельность эффективнее, создавая условия для оптимизации уроков музыки и процесса обучения в начальной школе в целом.
Отсюда вытекают основные противоречия: между вводимыми ныне педагогическими инновациями, отражающими зарубежный образовательный опыт, и недостаточной опорой на концептуальные идеи отечественной педагогики; между доминирующей фронтальной формой организации учебной деятельности школьников на уроках музыки и ограничением из-за этого возможностей ее индивидуализации и дифференциации в масштабах класса; между недостаточной эффективностью и творческой направленностью уроков музыки и возможностью их оптимизации в процессе группового обучения.
Данные противоречия обусловили проблему исследования: как оптимизировать уроки музыки, опираясь на учебную деятельность младших школьников в малых группах, что, в свою очередь, определило тему диссертационного исследования: «Учебная деятельность в малых группах как
фактор оптимизации уроков музыки в начальной школе».
Объект исследования - оптимизация уроков музыки в начальной школе. Предмет исследования - учебная деятельность в малых группах как фактор оптимизации уроков музыки в начальной школе.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать модель оптимизации уроков музыки с опорой на учебную деятельность младших школьников в малых группах.
Гипотеза исследования: оптимизация уроков музыки с опорой на учебную деятельность младших школьников в малых группах будет достигнута, если соблюдены следующие педагогические условия:
• разработка и апробация модели оптимизации уроков музыки в начальной школе с опорой на учебную деятельность в малых группах;
• индивидуализация учебной деятельности младших школьников за счет личностно-ориентированной комплектации групп и вариативности заданий;
• создание в малых группах особого здоровьесберегающего пространства, позволяющего сделать учебную деятельность младших школьников не только результативной, но и психологически комфортной, экономичной с точки зрения энергозатрат и времени.
В ходе исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические проблемы оптимизации уроков музыки в начальной школе; охарактеризовать личностно-ориентированный подход и возможности индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе группового обучения.
2. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать модель оптимизации уроков музыки с опорой на учебную деятельность младших школьников в малых группах.
3. Разработать содержание и методы организации учебной деятельности младших школьников в малых группах; создать в них здоровьесберегающее пространство, способствующее оптимизации уроков музыки в начальной школе.
Научная новизна исследования:
- доказана эффективность учебной деятельности в малых группах как фактора оптимизации уроков музыки в начальной школе;
- разработана модель оптимизации уроков музыки с опорой на учебную деятельность младших школьников в малых группах, включающая цель, задачи, исходные принципы, содержание, методы, педагогические условия и критерии оценки эффективности;
- предложен дифференцированный подход к организации учебной деятельности младших школьников в малых группах;
- выявлены и подтверждены педагогические условия оптимизации уроков музыки: опора на учебную деятельность в малых группах, разработка содержания и методов учебной деятельности в малых группах, создание в них здоровьесберегающего пространства;
- определены критерии оценки эффективности учебной деятельности младших школьников на уроках музыки в малых группах: оперативность, результативность и работоспособность.
Теоретическая значимость исследования:
- внесен определенный вклад в теорию музыкального образования младших школьников, заключающийся в раскрытии резервов оптимизации уроков музыки в начальной школе с опорой на учебную деятельность в малых группах;
- уточнены понятия: «оптимизация уроков музыки», «здоровьесберегающее пространство» и «творческая самореализация» с учетом проблематики диссертационного исследования;
- разработан комплекс специальных методов организации учебной деятельности младших школьников в малых группах (вариативной реализации задач учебной деятельности, дополняющего участия каждого члена группы, коллективной корректировки и доработки результатов учебной деятельности до определенного качественного уровня), способствующих оптимизации уроков музыки.
Практическая значимость исследования: его результаты могут быть применены в деятельности учителей музыки общеобразовательных школ, других
7
типов средних общеобразовательных и специальных учреждений для оптимизации - в первую очередь, индивидуализации — учебной деятельности школьников на уроках музыки, а также в системе дополнительного образования. Результаты исследования применимы в вузовском процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в процессе чтения специальных теоретико-методических курсов «Теория музыкального образования», «Технологии и методики музыкального образования», «Музыкально-педагогические практикумы», а также в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов-музыкантов.
Теоретико-методологической основой исследования стали: взгляды педагогов-гуманистов на всестороннее развитие личности обучающихся (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.); теория оптимизации обучения на современном этапе развития (Ю.К. Бабанский, И.П. Огородников, М.М. Поташник и др.); личностно-ориентироваиный подход к учащимся (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, H.A. Горлова, Л.Ф. Обухова, А.И. Савостьянов, В А, С л астении, М.Г. Яновская и др.); идеи развивающего обучения (В.В. Давыдов, JI.IO. Субботина, Д.Б. Эльконин и др.); обоснование различных форм организации процесса обучения (В .К. Дьяченко, Р.Л. Кричевский, Х.Й. Лийметс, П.И. Пидкасистый, М.И. Рожков и др.); идеи здоровьесберегающей педагогики (М.М. Безруких, Э.Н. Вайнер, О.С. Васильева, В.И. Дубровский, В.И. Ковалько, Л.Г. Татарникова и др.); теория комплексного подхода к эстетическому воспитанию (П.П. Блонский, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, М.И. Шилова и др.); концептуальные идеи музыкального образования (O.A. Апраксина, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радьшова, H.A. Терентьева, Л.В. Школяр и др.); положения о развитии творческих способностей личности в процессе музыкального образования (Т.Е. Вендрова, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, A.A. Мелик-Пашаев, Г.П. Сергеева, Г.М. Цыпин и др.).
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ философско-эстетической, искусствоведческой, педагогической и психологической
литературы по проблеме исследования; моделирование, систематизация, сравнение, обобщение; эмпирические методы: наблюдение, педагогическая диагностика, беседы с учащимися и родителями, разработка комплекса учебных заданий для малых групп, тестирование, опытно-экспериментальная работа; интерпретационно-описательные методы, в числе которых качественный и количественный анализ полученных данных, графическое представление результатов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Важным фактором оптимизации уроков музыки в начальной школе является учебная деятельность в малых группах, позволяющая индивидуализировать задания для группы и каждого учащегося с учетом его потребностей, способностей и пожеланий за счет личностно-ориентировапной комплектации групп и подбора вариативных учебных заданий. Работа в малых группах открывает широкие возможности для развития у учащихся инициативы, самостоятельности, коммуникативных способностей и творческого подхода к учебной деятельности.
2. Доминирование фронтальной формы обучения на уроках музыки и недостаточная изученность содержания и организации групповой учебной деятельности младших школьников обусловили разработку модели оптимизации уроков музыки с опорой на учебную деятельность младших школьников в малых группах. Она включает цель, задачи, исходные принципы, содержание, методы, педагогические условия и критерии оценки эффективности учебной деятельности младших школьников в малых группах как фактора оптимизации уроков музыки.
3. Музыка оказывает благотворное психофизиологическое воздействие на учащихся и способствует созданию в малых группах особого здоровьесберегающего пространства. Это - образовательное пространство, в котором создаются благоприятные с точки зрения энергозатрат и времени условия для оптимизации учебной деятельности младших школьников и уроков музыки в целом. Учебная деятельность младших школьников в таком пространстве становится более конструктивной, компактной, энергоемкой и
психологически комфортной.
4. Эффективность учебной деятельности в малых группах обеспечивается содержанием, включающим развитие продуктивного воображения, навыков сотрудничества и взаимообучения, творческую самореализацию младших школьников, а также применением специальных методов: вариативной реализации задач учебной деятельности; дополняющего участия каждого члена малой группы в их решении; корректировки и доработки результата учебной деятельности до определенного качественного уровня. Их реализация способствует повышению эффективности учебной деятельности в малых группах и оптимизации уроков музыки в целом.
Достоверность исследования обеспечена опорой на фундаментальные отечественные и зарубежные научные разработки в области истории и теории педагогики, психологии, эстетики, музыковедения и музыкальной педагогики; системностью рассмотрения проблемы и сопоставлением данных, полученных различными методами; достаточным опытом работы (5 лет) автора в качестве учителя музыки общеобразовательной школы; внедрением специально разработанных методов и критериев для организации и оценки учебной деятельности младших школьников на уроках музыки и других школьных предметах эстетического цикла.
Апробация результатов исследования нашла отражение в выступлениях: в процессе обсуждения на кафедре истории и теории музыки и музыкального образования ГБОУ ВПО МГЛУ; на методических объединениях, мастер-классах, открытых уроках и семинарах для преподавателей Северо-Восточного округа г. Москвы; на сетевых семинарах и заседаниях лаборатории предметов эстетического цикла СВАО г. Москвы, а также в публикациях автора в научных сборниках и журналах, материалах конференций. Практические разработки исследования систематически используются в педагогической деятельности диссертанта в качестве учителя музыки в НОУ СОШ «Венда», а также в деятельности коллег по округу и методическому объединению.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы (201 наименование) и приложений. Объем текста составляет 165 страниц.
Основное содержание работы Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены его объект и предмет, цель и задачи, методологическая основа и методы, сформулирована гипотеза; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Оптимизация уроков музыки в начальной школе как теоретическая проблема» данная проблема рассматривается сквозь призму специфики группового обучения младших школьников на уроках музыки, в частности, особенностей организации учебной деятельности в малых группах. Общетеоретические положения исследования опирались на идеи Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, Д.Б. Кабалевского, Л.Ф. Обуховой, Д.Б. Эльконина и др., а также концепции личностного развития младшего школьника, раскрытые в исследованиях Л.И. Божович, В.К. Дьяченко, И.А. Каирова, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, А.Маслоу, О.П. Радыновой, М.Г. Яновской и др.
Концепция оптимизации обучения была создана во второй половине 70-х гг. XX в. талантливым педагогом - теоретиком Юрием Константиновичем Бабанским. С позиции актуализации этой теории на современном этапе развития образования с учетом проблематики данного исследования оптимизация уроков музыки предполагает возможность получения максимального результата обучения при минимальных затратах времени и сил учителя и учащихся в каждой конкретной педагогической ситуации, а также выбор наиболее эффективных средств, обеспечивающих результативность учебной деятельности младших школьников. Оптимизация обучения на уроках музыки синтезирует различные подходы, содержание, методы организации и формы учебной деятельности младших школьников, педагогические условия ее результативности, а также создание благоприятной здоровьесберегающей среды для успешного и экономичного решения учебно-воспитательных задач.
Урок как основная форма организации учебной деятельности школьников
11
предполагает три основных формы: фронтальную, групповую и индивидуальную. В современной общеобразовательной практике чаще всего применяются две из них: фронтальная и индивидуальная. При этом первая предусматривает, как правило, минимальный уровень индивидуализации обучения, а вторая применяется эпизодически и с издержками: она не оставляет детям полноценной возможности для взаимодействия и сотрудничества.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. В это время ведущим типом деятельности становится учебная деятельность, достижения которой являются во многом определяющими для последующих лет обучения в основной и старшей школе. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные учебные задания приводят к становлению чувства компетентности - нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим и рефлексивным мышлением, можно считать одним из центральных новообразований младшего школьного возраста. Важную роль в этом контексте играет музыкальная деятельность, направленная на постижение художественно - образной природы искусства, развитие ассоциативно-образного мышления и интеллекта, воображения и творческих способностей младшего школьника. Все эти новообразования требуют создания оптимальных условий для развития индивидуальности и творческой личности каждого ребенка.
Урок музыки в школе - это определенный во временном, содержательном и организационном отношении этап работы по воспитанию, обучению и развитию младших школьников средствами музыки. Одним и основных факторов оптимизации уроков музыки становится учебная деятельность младших школьников в малых группах (3-4 человека), которая диалектически сочетает специфику фронтальной и индивидуальной работы и вбирает в себя, с одной стороны, возможность общения детей и объединения их усилий в процессе решения общей задачи, а с другой - все плюсы детской самостоятельности. Последняя проявляется в процессе выполнения учащимися одного, однотипных или дифференцированных заданий в малых группах при условии сотрудничества
внутри группы и опосредованном руководстве со стороны учителя. Учебная деятельность младших школьников в малых группах формирует коммуникативные навыки и творческие способности учащихся, открывает возможности для индивидуализации обучения, применения личностно-ориентированного подхода к комплектации малых групп, разработке вариативных учебных заданий и оказывает положительное влияние не только на оптимизацию уроков музыки, но и всего учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Музыка оказывает действенное психофизиологическое влияние на учащихся и способствует созданию в малых группах особого здоровьесберегающего пространства. Это - образовательное пространство, в котором создаются благоприятные с точки зрения энергозатрат и времени условия для оптимизации учебной деятельности младших школьников на уроках музыки. Учебная деятельность младших школьников в таком пространстве становится компактной, энергоемкой и психологически комфортной. Создание здоровьесберегающего пространства в малых группах — важное условие оптимизации уроков музыки.
Учебная деятельность в малых группах позволяет младшим школьникам овладеть такими сложными умениями, как постановка и достижение конкретных целей деятельности, ее контроль, оценка качества. Она способствует также формированию дружественного ученического сообщества, в котором каждый реализует свои индивидуальные потребности и возможности в непосредственном общении с другими учащимися, соотносит свои учебно-творческие достижения с достижениями группы.
Проведенный теоретический анализ привел к заключению, что для оптимизации уроков музыки в начальной школе необходимо широко применять именно групповую форму обучения. Она оказывает положительное влияние не только на учебную деятельность, но и стимулирует интерес к учению, формирует важные коммуникативные и рефлексивные способности младших школьников, способствует индивидуализации их учебной деятельности и созданию в малых группах педагогически эффективного здоровьесберегающего пространства.
Во второй главе «Разработка и апробация модели оптимизации уроков музыки с опорой на учебную деятельность младших школьников в малых группах» разработана соответствующая модель, включающая цель, задачи, исходные принципы, содержание, методы, педагогические условия и критерии оценки эффективности учебной деятельности в малых группах.
Цель данной модели - оптимизация уроков музыки с опорой на учебную деятельность младших школьников в малых группах. Задачи: личностно-ориентированный подход к организации малых групп и индивидуализации учебной деятельности внутри каждой группы, разработка содержания и методов организации учебной деятельности в малых группах, а также создание в них здоровьесберегающего пространства.
Основным принципом оптимизации учебной деятельности младших школьников в малых группах является принцип индивидуализации, предполагающий личностно-ориентированную комплектацию групп и вариативность учебных заданий. При этом речь идет и об индивидуализации учебной деятельности в малой группе, и о гармоничном «групповом портрете» коллектива, создании в нем психологически комфортной атмосферы и условий для максимальной творческой самореализации каждого участника группы.
Личностно-ориентированная комплектация групп позволяет создать в них здоровьесберегающее пространство, объединяющее группу и благотворно влияющее на сохранение здоровья и работоспособности в процессе учебной деятельности младших школьников на уроках музыки. Использование доступных ресурсов здоровьесбережения в условиях критического снижения уровня здоровья подрастающего поколения на протяжении обучения в школе способствует не только сохранению здоровья учащихся, но и оптимизации их учебной деятельности. Создание здоровьсберегающего пространства, обусловленного толерантными взаимными отношениями, способствует предотвращению у младших школьников усталости в процессе учебной деятельности, снятию напряжения и устранению отрицательных эмоций. В результате учебная деятельность становится менее энергозатратной и ненасильственной, щадящей в
отношении к каждому ребенку и психологически комфортной.
Содержание учебной деятельности в малых группах заключается в развитии у учащихся продуктивного воображения, навыков сотрудничества и взаимоообучения, а также их творческой самореализации, свидетельствующих об эффективности учебной деятельности младших школьников в малых группах и личностных новообразованиях как результате оптимизации уроков музыки.
Организация работы младших школьников в малых группах потребовала разработки специальных методов. Метод вариативной реализации задач учебной деятельности позволяет максимально индивидуализировать учебные задания, последующую деятельность учащихся по пути оптимизации и достижения положительного результата. Метод дополняющего участия каждого члена малой группы в решении учебных задач предусматривает обмен знаниями, умениями и навыками, опытом творческой деятельности между участниками группы. При этом сотрудничество обеспечивает возможность свободного высказывания любых конструктивных мнений и проектов, а взаимообучение - их совместную коллективную реализацию. Метод коллективной корректировки и доработки результата учебной деятельности до определенного качественного уровня предполагает последовательное совместное решение учебных задач, стимулирует конструктивное общение и сотрудничество, ненавязчивое взаимообучение и выбор наиболее ярких и общеприемлемых вариантов выполнения задания.
В связи с целью, задачами и методами оптимизации учебной деятельности были определены критерии ее эффективности: оперативность, результативность и работоспособность, а также педагогические условия: опора на учебную деятельность в малых группах, разработка ее содержания и методов организации, создание в малых группах здоровьесберегающего пространства.
Таким образом, модель как многофункциональная и многокомпонентная система воплотила в себе цель, задачи, исходные принципы, содержание, методы, педагогические условия и критерии оценки эффективности учебной деятельности младших школьников в малых группах. Дадим ее графическое изображение.
Принцип индивидуализации учебной деятельности младших школьников
Содержание учебной деятельности в малых группах
Развитие продуктивного воображения
Развитие навыков сотрудничества и взаимообучения
Методы организации учебной деятельности в малых группах
Оперативность (быстрота
выполнения заданий)
Результативность (качество процесса и
результата) „ -
Критерии оценки эффективности учебной де младших школьников
Опора на учебную ; деятельность в малых |
Педагогические условия
Разработка [ содержания и методов1 учебной деятель ности
в малых группах
Создание ) ньесберегающсго 1
Результат - оптимизация уроков музыки с оперли научебтю деятельность младших школьников в малых группах
/
Вариативная реализация задач учебной деятельности |
Дополняющее участие каждого | члена малой группы в их I решении
Коллективная корректировка и доработка результатов учебной деятельности до определенного качественного уровня
Схема 1. Модель оптимизации уроков музыки с опорой на учебную деятельность младших школьников
в малых группах
Цель - оптимизация уроков музыки с опорой на учебную дея тельность в малых группах
Личностно-ориентированная комплектация групп j
Вариативность учебных
заданий }
„.,,;............................... .....„.„.у:-"''"
Творческая самореализация
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ней участвовали учащиеся начальной школы ГОУ С0111 № 1316 и НОУ СОШ «Венда» г.Москвы общей численностью 320 человек. Для замеров, характеризующих исходный и итоговый уровни учебной деятельности младших школьников на уроках музыки, были разработаны три критерия: оперативность, результативность и работоспособность. Они диагностировались по двум классам - контрольному и экспериментальному - в количестве 15 и 16 учащихся соответственно.
Целью констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было определить исходный уровень эффективности учебной деятельности младших школьников в условиях фронтального обучения. Задачи: проверить исходный уровень оперативности и результативности учебной деятельности младших школьников; оценить их работоспособность в процессе выполнения учебных заданий; обобщить результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
На констатирующем этапе были применены методы наблюдения, беседы, тестирования. Наблюдение показало, что учащиеся в целом проявляли небольшой интерес к учебной деятельности, некоторые из них нарушали дисциплину на уроках, большая часть учеников выполняла учебные задания формально, без должного внимания и инициативы. Беседы с учащимися свидетельствовали, что они стесняются высказываться перед своими товарищами и что-либо предлагать, так как боятся критических замечаний и насмешек со стороны сверстников. Кто-то не испытывал интереса к выполнению заданий в связи с неуверенностью в положительном конечном результате.
Для определения исходного уровня эффективности учебной деятельности младших школьников по первому критерию (оперативность) было применено задание «Зеркала», разработанное профессором Иерусалимской академии музыки и танца Вероникой Коэн. Это задание предполагает «зеркальное» отражение особенностей музыки в соответствующих движениях рук. Причем, это не простая двигательная импровизация (известная у нас как «пластическое интонирование»),
а глубоко осмысленный и творческий процесс поиска таких движений, которые бы адекватно отражали содержание, драматургию произведения и развитие его тематического материала.
Цель применения «Зеркал» - проверка уровня оперативности, а задача заключалась в нахождении таких движений, которые бы отразили содержание музыкального произведения и его композицию. Стимулирующие материалы: пьеса Ш.К. Сен-Санса «Лебедь» из цикла «Карнавал животных» и соответствующая инструкция. При этом предполагалось три уровня оценки выполнения задания «Зеркала»: высокий, средний и низкий.
Таблица и рис. 1. Результата выполнения задания «Зеркала» (в процентах)
Контрольный класс Экспериментальный класс
высокий уровень (13.33%) средний уровень (33.34%) низкий уровень (53.33%) _ р. высокий уровень (18.75%) средний уровень (37.5%) низкий уровень (43.75%) N
Для определения результативности учебной деятельности младших школьников было применено задание «Хоровод инструментов». Его задача: определить на слух и назвать все музыкальные инструменты, которые звучат в произведении. Стимулирующие материалы: фрагмент музыки Г.В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» в исполнении оркестра русских народных инструментов и инструкция, предлагавшая сначала различить и назвать инструменты, которые звучат в оркестре, а затем - народные инструменты, не задействованные композитором. Уровни оценки аналогичны первому заданию.
Таблица и рис. 2. Результаты выполнения задания «Хоровод инструментов» (в процентах)
Контрольный класс Экспериментальный класс
высокий уровень (6.67%) средний уровень (33.33%) низкий уровень (60%) высокий уровень (0%) средний уровень (37.5%) низкий уровень (62.5%)
Для получения результатов по третьему критерию (работоспособность) применялось задание «Весенний лес», предполагавшее создание образной музыкально-шумовой картины, воплощающей звуки весеннего леса.
Стимулирующие материалы: «природные инструменты» (голос, хлопки, шлепки, щелчки пальцами и языком), подручные материалы (бумага, карандаши, деревянные палочки и пр.), музыкальные инструменты (треугольник, металлофон, бубен, трещотки и др.). Инструкция: представить, как «звучит» оживающий весенний лес, и создать соответствующую звуковую картину при помощи всех имеющихся средств и подручных материалов. Как и в первых двух случаях, предполагались дифференцированные оценки: высокая, средняя и низкая.
Таблица и рис. 3. Результаты выполнения задания «Весенний лес» (в процентах)
Контрольный класс Экспериментальный класс
высокий уровень (20%) средний уровень (33.33%) низкий уровень (46.67%) высокий уровень (18.75%) средний уровень (31.25%) низкий уровень (50%)
Итоги констатирующего этапа опытно - экспериментальной работы позволили зафиксировать преимущественно низкий и средний уровни эффективности фронтальной учебной деятельности младших школьников на
I уроках музыки, преобладающую пассивность учащихся по отношению к предмету и участию в выполнении учебных заданий. Полученные результаты подтвердили необходимость оптимизации уроков музыки с опорой на учебную I деятельность младших школьников в малых группах.
Таблица 4. Итоги констатирующего этапа эксперимента (в процентах)
Критерии оценки эффективности учебной деятельности Контрольный класс Экспериментальный класс
Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ.
Оперативность 13.3 33.34 53.33 18.75 37.5 43.75
Результативность 6.67 33.33 60 0 37.5 62.5
Работоспособность 20 33.33 46.67 18.75 31.25 50
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы учащиеся : экспериментального класса были разделены на малые группы с учетом их музыкальных способностей, общности интересов и потребности в совместной деятельности, а также пожеланий самих учащихся. В контрольном классе I соответствующие учебные задания выполнялись фронтально.
Цель формирующего эксперимента - оптимизация уроков музыки за счет индивидуализации учебной деятельности в малых группах. Задачи: апробировать содержание, а также педагогические условия и методы организации учебной деятельности младших школьников в малых группах.
Для этого на формирующем этапе был разработан комплекс специальных учебно-творческих заданий («Расскажи, кто я»; «Расскажи, какой я»; «Вербальная фантазия»; «В каждой интонации спрятан человек»; «Звучащие картины»; «Разыграй сказку»; «Вот мы какие!»), которые выполнялись в контрольном классе фронтально, а в экспериментальном - малыми группами. Выполнение заданий предполагало развитие продуктивного воображения, навыков сотрудничества и взаимообучения, а также творческую самореализацию учащихся.
В качестве одного из таких заданий («Разыграй сказку») учащимся предлагалось «оживить» и представить сказку «Туман и гном», придуманную Б.П. Юсовым, используя при этом элементы рисования, пластического интонирования, звукоподражания, различные шумовые эффекты и инструменты.
Сотрудничество учителя с каждой из групп - по мере необходимости - было эпизодическим, а его роль в большинстве случаев трансформировалась из наставнической в консультационную, что давало детям возможность психологически раскрепоститься и прийти к собственным консолидированным решениям. Сотрудничество внутри малых групп приводило к тому, что младшие школьники начинали учиться друг у друга, заимствуя лучшее, что придумал и освоил товарищ по группе. В результате общий уровень учебной деятельности в малых группах повышался, а затраты сил и времени минимизировались.
В процессе выполнения учебных заданий дифференцированно применялись методы создания здоровьесберегающего пространства: музыкотерапия, вокалотерапия, ритмотерапия, логоритмика сказкотерапия, фольклорная арттерапия и др. Так, методы сказкотерапии, музыкально-рациональной психотерапии и улыбкотерапии применялись, в основном, учителем, а методы вокалотерапии, ритмотерапии, логоритмики применялись самими учащимися и
стимулировались творческим характером учебных заданий. Методы музыкотерапии и фольклорной арттерапии оказались универсальными - они использовались и учителем, и учащимися, поскольку обусловлены художественно-образной природой музыки как вида искусства. В результате осуществлялись уникальные психотерапевтические возможности музыки, способствующие созданию в малых группах здоровьесберегающего пространства.
Фронтальное выполнение аналогичных заданий в контрольном классе показало низкий уровень самостоятельной организации учебной деятельности, длительные споры активной части класса, неумение прислушаться к чужому мнению и принять его. Кроме этого, большая группа учащихся (по наблюдениям, около 30 %) минимально участвовала в общей деятельности, что привело к снижению дисциплины на уроке музыки в контрольном классе. По сравнению с контрольным классом, учебная деятельность малых групп в экспериментальном классе дисциплинировала учащихся, усиливала их мотивацию на положительный конечный результат, была более энергоемкой и давала позитивные эмоции.
Для творческой самореализации в экспериментальном классе был создан специальный проект разделения на малые группы, в которых учитывались сильные стороны каждого учащегося, его музыкальные способности, знания и умения. Этот проект был реализован в конце учебного года на заключительном уроке - концерте. Для усиления мотивации малым группам были даны образные названия, которые дети изо всех сил старались оправдать. «Соловьи» - группа детей, которые чисто интонируют и обладают наиболее яркими вокальными данными. «Виртуозы» - те, кто играет на различных музыкальных инструментах (как правило, это учащиеся музыкальных школ или кружков). «Ритмогруппа» -учащиеся, которые обладают хорошим чувством ритма. «Знатоки» - дети, которые не обладают ярко выраженным музыкальным слухом, чувством ритма, но зато у них развитый интеллект, хорошая память и мыслительные способности. В их компетенции - биографии композиторов, сочинения, сравнение различных по характеру произведений и т.д. «Ценители» - учащиеся, которые умеют и любят слушать музыку, запоминают темы, различают музыкальные стили.
Заметим, что в каждом классе имеются слабые, музыкально неразвитые и просто недисциплинированные дети. Они были «рассредоточены» и определены либо в «ритмогруппу», либо в группу «ценителей», в которых каждому находилось задание по его возможностям.
Для проведения урока - концерта каждой группе требовалось выполнить учебно-творческое задание «Вот мы какие!»: «соловьям» - спеть песню «Всюду музыка живет» (музыка Я. Дубравина, слова В. Сусловой); «виртуозам» - сыграть пьесу И.С.Баха «Менуэт» в переложении для фортепиано, скрипки и гитары; «ритмогруппе» - исполнить шумовой ритмический аккомпанемент для группы «соловьев»; «знатокам» - подготовить вступительное слово, анонсировать каждый номер и завершить концерт; «ценителям» - выбрать фоновые музыкальные заставки для выступления «знатоков».
«Специализация» групп по принципу учета потребностей и способностей каждого обеспечила максимальную включенность учащихся в общее дело, а также стремление достичь наиболее яркого и качественного результата. При этом у некоторых участников малых групп стали проявляться лидерские качества, активизировалось общение, дети ощутили свободу в выполнении учебных заданий и реальную возможность воплотить собственные творческие замыслы.
Наблюдения за учебной деятельностью учащихся в малых группах позволили сделать вывод о том, что ее оптимизации в большой мере способствовали методы вариативной реализации задач учебной деятельности; дополгающего участия каждого члена малой группы в их решении; коллективной корректировки и доработки результатов учебной деятельности до определенного качественного уровня. Эти методы фактически регулировали процесс учебной деятельности в малых группах, придавая ему не только упорядоченность, но и способствуя формированию дружественных и демократичных межличностных отношений, продуктивного взаимодействия, обеспечивающих положительный итоговый результат. Подчеркнем, что даже самый незначительный вклад каждого участника малой группы в общее дело имеет большое личностное значение, так как реализует субъективное мнение, проект, полезную идею или замысел того или
иного содержания и масштаба, а следовательно, творческий потенциал каждого в процессе учебной деятельности в малой группе.
Актуальность методов организации учебной деятельности в малых группах подтверждена в ходе наблюдений за работой группы и отдельных ее участников, в процессе педагогической рефлексии и оценки результатов деятельности малых групп педагогом и самими учащимися. Эти методы, наряду с другими компонентами модели, способствовали оптимизации учебной деятельности младших школьников и уроков музыки в целом.
Итоги формирующего эксперимента показали, что благодаря работе в малых группах в экспериментальном классе ярко проявились увлеченность и раскованность учащихся, они становились самокритичнее, к мнениям и даже ошибкам товарищей относились терпимее и благожелательнее. Это способствовало сплочению участников малых групп и класса, повышению успеваемости, созданию особого здровьесберегающего пространства, в котором каждый чувствовал себя востребованным, талантливым, творчески реализовавшимся и по достоинству оцененным. Наблюдение также показало, что благодаря созданию малых групп учащиеся экспериментального класса стали более сосредоточенными и внимательными, улучшилось их поведение на уроке музыки, повысились учебные показатели и мотивация, атмосфера в классе стала более толерантной и творческой.
Беседы с учащимися и их родителями свидетельствовали, что у многих детей повысилась работоспособность во время выполнения домашних заданий, они стали быстрее в них включаться и тратить меньше времени, улучшились отметки по гуманитарным предметам, у некоторых появились в классе новые друзья. Очевидно, что не только учебная деятельность на уроках музыки, но и домашняя работа учащихся стала организованнее и результативнее.
В то же время фронтальная форма организации учебной деятельности в контрольной группе выявила следующие недочеты: разнобой мнений и устремлений, рассогласованность в выполнении учебных заданий, расплывчатость и мозаичность художественно-образных представлений,
неумение прийти к общему мнению и согласованным действиям.
Результаты оптимизации уроков музыки с опорой на учебную деятельность младших школьников в малых группах проявились на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы. Его цель - выявить итоговый уровень эффективности учебной деятельности в малых группах и подтвердить или опровергнуть ее оптимизирующие возможности. Задачи: определить уровни оперативности, результативности и работоспособности учащихся в процессе выполнения заданий; выявить эффективность учебной деятельности в малых группах.
Для замеров по разработанным критериям были даны задания, аналогичные тем, что выполнялись на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы: «Зеркала» («Шутка» И.С. Баха), «Хоровод инструментов» (Увертюра к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» в исполнении симфонического оркестра) и «Масленица».
Контрольный этап опытно-экспериментальной работы выявил значительную эффективность учебной деятельности младших школьников, которые работали на формирующем этапе в малых группах, по сравнению с менее эффективной фронтальной формой обучения в контрольном классе. В итоге в контрольном классе результаты остались практически без изменений, а в экспериментальном классе показатели высокого и среднего уровней увеличились, а низкого - уменьшились, что подтверждают приводимые ниже таблицы и диаграммы.
Таблица 5. Итоги контрольного этапа опытно-эксперименгалыюй работы (в процентах)
Критерии оценки эффективности учебной деятельности Контрольный класс Экспериментальный класс
Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ.
Оперативность 13.33 40 46.67 31.25 43.75 25
Результативность 13.33 20 66.67 18.75 50 31.25
Работоспособность 6.67 40 53.33 31.25 43.75 25
Рис. 4. Итоговые диаграммы результатов опытно-экспериментальной работы (по каждому из критериев)
Критерии оценки Контрольный класс Экспериментальный класс
эффективности Констатирую- Контрольный Констатирую- Контрольный
учебной щий этап этап щий этап этап
деятельности
Оперативность - ¡¡к ■¡Г
Результатив-ность - 3"
"ЗЕ
Работоспособность - Р V гЗ
ввкгг """ яЗЕ?
Таблица 6. Динамика эффективности учебной деятельности младших школьников в контрольном и экспериментальном классах
Критерии эффективности учебной деятельности Контрольный класс Экспериментальный класс
Констатирующий этап Корггрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ.
Оперативность 13.33 33.34 53.33 13.33 40 46.67 18.75 37.5 43.75 31.25 43.75 25
(+17.92) (+3.75) (-21.67)
Результативность 6.67 33.33 60 13.33 20 66.67 0 37.5 62.5 18.75 50 31.25
(+5.42) (+30) (-35.42)
Работоспособность 20 33.33 46.67 6.67 40 53.33 18.75 31.25 50 31.25 43.75 25
(+24.58) (3.75) (-28.33)
Средний показатель динамики развития (%)
13.33 33.34 53.33 11.11 33.33 55.56 12.5 35.42 52.08 27.08 45.83 27.09
(+15.97) (+12.5) (-28.47)
Как видно из таблиц и диаграмм, в экспериментальной группе процентный показатель высокого уровня увеличился на 15,97%, средний на 12,5%, а низкий уменьшился на 28,47%. Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы доказали возможность оптимизации уроков музыки в начальной школе с опорой на учебную деятельность в малых группах.
Наиболее общие выводы исследования заключаются в следующем.
1. Оптимизация уроков музыки заключается в достижении максимального качественного результата обучения при минимальных затратах времени и здоровья учащихся и требует разработки специального педагогического сопровождения, включающего цель, задачи, исходные принципы, содержание, методы, педагогические условия и критерии оценки эффективности. Действенным фактором оптимизации уроков музыки в начальной школе является опора на учебную деятельность в малых группах (34 человека). Они представляют собой способ организации совместной учебной деятельности учащихся при опосредованном руководстве и сотрудничестве педагога и учащихся в каждой из малых групп.
2. Основой оптимизации учебной деятельности младших школьников в малых группах стали: личностно-ориентированный подход к их комплектации и вариативность учебно-творческих заданий с учетом потребностей, способностей и пожеланий учащихся. Индивидуализация учебной деятельности обеспечивает развитие продуктивного воображения, навыков сотрудничества и взаимообучения учащихся, а также их творческую самореализацию. Последняя представляет собой процесс и результат накопления группового и индивидуального опыта учебно-творческой деятельности, воплощающей реализацию личностного потенциала младшего школьника во взаимодействии с музыкой.
3. Модель оптимизации уроков музыки с опорой на учебную деятельность в
малых группах рассматривается как многофункциональная, многокомпонентная! система, включающая цель, задачи, исходные принципы, содержание, методы, педагогические условия и критерии оценки эффективности учебной деятельности в малых группах. Важным компонентом модели стали специальные методы
повышения эффективности учебной деятельности младших школьников в малых группах: вариативной реализации задач учебной деятельности, дополняющего участия каждого члена малой группы в их решении, а также коллективной корректировки и доработки результата учебной деятельности до определенного качественного уровня.
4. Опытно-экспериментальная работа доказала эффективность разработанной модели оптимизации уроков музыки с опорой на учебную деятельность младших школьников в малых группах, подтвердила выдвинутую гипотезу, критерии (оперативность, результативность и работоспособность), а также педагогические условия: опора на учебную деятельность в малых группах, разработка содержания и методов учебной деятельности в малых группах, создание в них здоровьесберегающего пространства - образовательного пространства, в котором создаются благоприятные с точки зрения энергозатрат и времени условия для оптимизации учебной деятельности младших школьников на уроках музыки.
Апробация модели доказала эффективность учебной деятельности младших школьников в малых группах как фактора оптимизации уроков музыки. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Перспективными направлениями будущих разработок данной проблематики является оптимизация уроков музыки в основной школе, а также в подготовительном классе для обеспечения преемственности в работе с начинающими, младшими школьниками и подростками.
Основное содержание диссертации отражено в публикациях, в том числе изданиях, рекомендованных списком ВАК:
1. Ким О.Г. Обучение в малых группах как условие обеспечения 1 эффективности обучения младших школьников на уроках музыки // Письма
в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный I журнал. - Декабрь 2012, ART 1926. - СПб., 2012г. - режим доступа:Ш*Ь: http://ww.emissia.org//offline/2012/1926.htm. (0,3 п.л.).
2. Ким О.Г. Современные технологии, применяемые при обучении младших школьников на уроках музыки // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.
Offline Letters): электронный научный журнал. - Декабрь 2012, ART 1923. -СПб., 2012г. - режим доступа: URL: http: //www.emissia.org// offline/2012/1923,htm. (0,5 пл.).
3. Ким О.Г. Оптимизация музыкального образования младших школьников: здоровьесбережение и содействие здоровью//Теория и практика общественного развития. - Вып.12.-2012.-режим доступа: URL:http://teoria-practica.ru/-12-2012/pedagogics/kim.pdf (0,4 п.л.).
4. Ким О.Г. Особенности развития продуктивного музыкального воображения в процессе обучения музыке [Текст] /О.Г. Ким // Вокально-хоровое образование и исполнительство в XX веке/ Материалы научно-практической конференции с международным участием.-М.: МГЛУ, 2011. - С. 114-121 (0,3 пл.).
5. Ким О.Г. Музыкатерапия на уроках музыки как метод здоровьесбережения младших школьников [Текст] / О.Г. Ким // Философия и музыка. Материалы научно-практической конференции.-М.: МГПУ, 2012.- С. 102-108 (0,3 п.л.).
6. Ким О.Г. Принципы здоровьесберегающей педагогики в музыкальном образовании младших школьников [Текст] / О.Г. Ким // Музыка и живопись как средство коммуникации,-М.: МГПУ, 2012,- С. 123-126 (0,3 п.л.).
7. Ким О.Г. Оптимальные условия обучения на уроках музыки [Текст] / О.Г. Ким //Духовно-нравственное воспитание молодежи средствами искусства. Сборник научных статей по материалам студенческой научно-практической конференции. - М.: МГПУ, 2012. - С. 92-95 (0,3 п.л.).
8. Ким О.Г. Групповая деятельность младших школьников на уроках музыки
[Текст] / О.Г. Ким // Духовно-нравственное воспитание молодежи средствами
искусства. Сборник научных статей по материалам студенческой научно__I
практической конференции. - М.: МГПУ, 2012. -С. 95-98 (0,3 п.л.).
9. Ким О.Г. Методы организации учебной деятельности младших школьников в малых группах [Текст] / О.Г. Ким // Методология и методы музыкальной образования. - М.: МГПУ, 2013. - С. 155-160 (0,4 пл.)
10. Ким О.Г. Критерии эффективности учебной деятельности младших школьников в малых группах [Текст] / О.Г. Ким // Методология и методы
музыкального образования. - М.: МШУ, 2013. - С. 122-126 (0,3 п.л.) И. Ким О.Г. Модель оптимизации учебной деятельности младших школьников на уроках музыки в малых группах [Текст] / О.Г. Ким // Образовательная и профессиональная траектория педагога-музыканта. - М.: МГПУ, 2013. - С. 57-62 (0,5 пл.).
Подписано в печать: 15.05.2013
Заказ № 8485 Тираж -100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ким, Ольга Германовна, Москва
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
04201357582
Ким Ольга Германовна
Учебная деятельность в малых группах как фактор оптимизации уроков музыки в начальной школе
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания
(музыка)
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор Бодина Е.А.
Москва - 2013
Оглавление
Введение....................................................................................... 3
Глава I. Оптимизация уроков музыки в начальной школе как теоретическая проблема
1.1. Теория оптимизации обучения на современном этапе развития.............. 12
1.2. Психолого-педагогические особенности групповой формы учебной деятельности младших школьников................................................. 24
1.3. Специфика уроков музыки в начальной школе и проблема их оптимизации............................................................................... 39
1.4. Создание здоровьесберегающего пространства на уроках музыки в
малых группах............................................................................... 55
Выводы по I главе........................................................................... 70
Глава II. Разработка и апробация модели оптимизации уроков музыки в начальной школе с опорой на учебную деятельность в малых группах
II. 1. Содержание учебной деятельности младших школьников в малых
группах на уроках музыки............................................................. 72
11.2. Модель оптимизации уроков музыки в начальной школе с опорой на учебную деятельность в малых группах............................................ 97
11.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели оптимизации уроков музыки (констатирующий этап).................. 113
11.4. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели оптимизации уроков музыки в начальной школе с опорой на учебную деятельность в малых группах (формирующий и контрольный
этапы)........................................................................................ 123
Выводы по II главе.......................................................................... 145
Заключение................................................................................... 147
Список литературы......................................................................... 150
Приложения.................................................................................. 166
Введение
Актуальность исследования. Интенсивность преобразований в современной общественной жизни ставит перед педагогикой задачу формирования такой личности, которая способна творчески проявлять себя в новых условиях, не только приспосабливаясь к ним, но и преобразуя мир вокруг себя, действуя во имя и на благо человеческого прогресса.
Школьные предметы искусства, в частности музыка, являются мощным фактором формирования и развития личности, поскольку дают растущему человеку возможность убедительной самореализации, не только подчиняя ее соответствующему образовательному стандарту, но и принимая в качестве достижения сам процесс совершенствования личности, развития ее творческого потенциала. В этой связи урок музыки в школе нуждается в такой организации, которая обеспечила бы максимальное развитие индивидуальных способностей и реализацию творческого потенциала каждого учащегося.
Современные педагогические исследования направлены чаще всего на оптимизацию приемов, методов и средств обучения. В этой связи предлагаются различные педагогические инновации, которые связаны, например, с использованием новейших информационных технологий. В то же время проблемы, сопряженные с оптимизацией методов и форм проведения урока как важной и главной структурной единицы самого процесса обучения, остаются далеко не до конца проясненными.
Являясь основной формой организации учебно-воспитательного процесса, урок, дидактически обоснованный еще Я.А. Коменским, сегодня ничуть не утратил своей роли и значения. Поэтому педагогически значимыми остаются вопросы его оптимизации в новых общественных условиях, в связи с изменением социокультурной ситуации, которая сложилась в России за последние три десятилетия, а также требованиями модернизации образования.
Коренная перестройка отечественной системы среднего и высшего образования с доминированием компетентностного подхода, модульного
обучения, введением ЕГЭ и других инноваций фактически означает перезагрузку фундаментальных основ отечественного образования, значительное изменение его содержания и структуры.
В этих условиях по-новому воспринимается и требует дальнейшего развития теория оптимизации учебно-воспитательного процесса, которую обосновал и разработал Ю.К. Бабанский. Его концепция, внимание к которой заметно ослабело в эпоху перестройки, сегодня снова востребована, поскольку проводимая ныне модернизация образования в основе своей направлена на его оптимизацию, т.е. совершенствование в соответствии с реалиями современности.
В этой связи можно говорить о возрождении и дальнейшей разработке теории оптимизации с учетом неиспользованных резервов и современных ресурсов повышения эффективности образования, его теоретико-практической направленности на подготовку подрастающих поколений к самостоятельной, профессионально и личностно полноценной жизни. Необходимость обращения к теории оптимизации как классической педагогической концепции обусловлена тем, что в настоящее время идея оптимизации по-прежнему актуальна, находит практическое применение в теории и практике обучения и главное - дает положительные результаты.
Однако эта теория требует переосмысления в связи с современным развитием образования, его общекультурной направленностью, модернизацией целей, содержания, методов. Большое значение в этом контексте приобрели идеи учебной деятельности как процесса, обусловленного активностью в овладении знаниями со стороны учащихся. Тем не менее, их инициативность требует соответствующей педагогической поддержки, поскольку это взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Поэтому разработка оптимального варианта организации учебной деятельности школьников с учетом накопленного педагогического опыта и использованием современных достижений в педагогике, психологии и других науках сохраняет свою актуальность.
Теория и практика музыкального образования требует развития различных сторон педагогического процесса в соответствии с современными реалиями. Это,
в частности, необходимо для совершенствования урока музыки как ключевой формы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Именно урок остается не только основной формой организации, но и оптимизации обучения музыке.
Следует указать на комплекс вопросов, которые связаны с оптимизацией уроков музыки и направлены на то, чтобы сделать процесс обучения более эффективным. Так, на традиционном уроке музыки в начальной школе применяется в основном фронтальная форма обучения. Возможности индивидуализации крайне ограничены из-за того, что предмету отводится всего один час в неделю, и у учителя чаще всего просто не остается времени для индивидуальной работы с учащимися. Это традиционно компенсируется в процессе внеурочных музыкальных занятий. В связи с этим именно групповая форма учебной деятельности младших школьников на уроках музыки может способствовать индивидуализации и дифференциации обучения. Причем, наиболее продуктивной формой группового обучения в начальной школе является малая группа (3-4 человека), позволяющая максимально учесть индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося, делая тем самым их учебную деятельность эффективнее, создавая условия для оптимизации уроков музыки и процесса обучения в начальной школе в целом.
Отсюда вытекают основные противоречия: между вводимыми ныне педагогическими инновациями, отражающими зарубежный образовательный опыт, и недостаточной опорой на концептуальные идеи отечественной педагогики; между доминирующей фронтальной формой организации учебной деятельности школьников на уроках музыки и ограничением из-за этого возможностей ее индивидуализации и дифференциации в масштабах класса; между недостаточной эффективностью и творческой направленностью уроков музыки и возможностью их оптимизации в процессе группового обучения.
Данные противоречия обусловили проблему исследования: как оптимизировать уроки музыки, опираясь на учебную деятельность младших школьников в малых группах, что, в свою очередь, определило тему
диссертационного исследования: «Учебная деятельность в малых группах как фактор оптимизации уроков музыки в начальной школе».
Объект исследования - оптимизация уроков музыки в начальной школе. Предмет исследования - учебная деятельность в малых группах как фактор оптимизации уроков музыки в начальной школе.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать модель оптимизации уроков музыки с опорой на учебную деятельность младших школьников в малых группах.
Гипотеза исследования: оптимизация уроков музыки с опорой на учебную деятельность младших школьников в малых группах будет достигнута, если соблюдены следующие педагогические условия:
• разработка и апробация модели оптимизации уроков музыки в начальной школе с опорой на учебную деятельность в малых группах;
• индивидуализация учебной деятельности младших школьников за счет личностно-ориентированной комплектации групп и вариативности заданий;
• создание в малых группах особого здоровьесберегающего пространства, позволяющего сделать учебную деятельность младших школьников не только результативной, но и психологически комфортной, экономичной с точки зрения энергозатрат и времени.
В ходе исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические проблемы оптимизации уроков музыки в начальной школе; охарактеризовать личностно-ориентированный подход и возможности индивидуализации учебной деятельности младших школьников в процессе группового обучения.
2. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать модель оптимизации уроков музыки с опорой на учебную деятельность младших школьников в малых группах.
3. Разработать содержание и методы организации учебной деятельности младших школьников в малых группах; создать в них здоровьесберегающее пространство, способствующее оптимизации уроков музыки в начальной школе.
Научная новизна исследования:
- доказана эффективность учебной деятельности в малых группах как фактора оптимизации уроков музыки в начальной школе;
- разработана модель оптимизации уроков музыки с опорой на учебную деятельность младших школьников в малых группах, включающая цель, задачи, исходные принципы, содержание, методы, педагогические условия и критерии оценки эффективности;
- предложен дифференцированный подход к организации учебной деятельности младших школьников в малых группах;
- выявлены и подтверждены педагогические условия оптимизации уроков музыки: опора на учебную деятельность в малых группах, разработка содержания и методов учебной деятельности в малых группах, создание в них здоровьесберегающего пространства;
- определены критерии оценки эффективности учебной деятельности младших школьников на уроках музыки в малых группах: оперативность, результативность и работоспособность.
Теоретическая значимость исследования:
- внесен определенный вклад в теорию музыкального образования младших школьников, заключающийся в раскрытии резервов оптимизации уроков музыки в начальной школе с опорой на учебную деятельность в малых группах;
- уточнены понятия: «оптимизация уроков музыки», «здоровьесберегающее пространство» и «творческая самореализация» с учетом проблематики диссертационного исследования;
- разработан комплекс специальных методов организации учебной деятельности младших школьников в малых группах (вариативной реализации задач учебной деятельности, дополняющего участия каждого члена группы, коллективной корректировки и доработки результатов учебной деятельности до определенного качественного уровня), способствующих оптимизации уроков музыки.
Практическая значимость исследования: его результаты могут быть применены в деятельности учителей музыки общеобразовательных школ, других
типов средних общеобразовательных и специальных учреждений для оптимизации - в первую очередь, индивидуализации - учебной деятельности школьников на уроках музыки, а также в системе дополнительного образования. Результаты исследования применимы в вузовском процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в процессе чтения специальных теоретико-методических курсов «Теория музыкального образования», «Технологии и методики музыкального образования», «Музыкально-педагогические практикумы», а также в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов-музыкантов.
Теоретико-методологической основой исследования стали: взгляды педагогов-гуманистов на всестороннее развитие личности обучающихся (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.); теория оптимизации обучения на современном этапе развития (Ю.К. Бабанский, И.П. Огородников, М.М. Поташник и др.); личностно-ориентированный подход к учащимся (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, H.A. Горлова, Л.Ф. Обухова, А.И. Савостьянов, В.А. Сластенин, М.Г. Яновская и др.); идеи развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.Ю. Субботина, Д.Б. Эльконин и др.); обоснование различных форм организации процесса обучения (В.К. Дьяченко, Р.Л. Кричевский, Х.Й. Лийметс, П.И. Пидкасистый, М.И. Рожков и др.); идеи здоровьесберегающей педагогики (М.М. Безруких, Э.Н. Вайнер, О.С. Васильева, В.И. Дубровский, В.И. Ковалько, Л.Г. Татарникова и др.); теория комплексного подхода к эстетическому воспитанию (П.П. Блонский, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, М.И. Шилова и др.); концептуальные идеи музыкального образования (O.A. Апраксина, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова, H.A. Терентьева, Л.В. Школяр и др.); положения о развитии творческих способностей личности в процессе музыкального образования (Т.Е. Вендрова, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, A.A. Мелик-Пашаев, Г.П. Сергеева, Г.М. Цыпин и др.).
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ философско-эстетической, искусствоведческой, педагогической и психологической
литературы по проблеме исследования; моделирование, систематизация, сравнение, обобщение; эмпирические методы: наблюдение, педагогическая диагностика, беседы с учащимися и родителями, разработка комплекса учебных заданий для малых групп, тестирование, опытно-экспериментальная работа; интерпретационно-описательные методы, в числе которых качественный и количественный анализ полученных данных, графическое представление результатов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Важным фактором оптимизации уроков музыки в начальной школе является учебная деятельность в малых группах, позволяющая индивидуализировать задания для группы и каждого учащегося с учетом его потребностей, способностей и пожеланий за счет личностно-ориентированной комплектации групп и подбора вариативных учебных заданий. Работа в малых группах открывает широкие возможности для развития у учащихся инициативы, самостоятельности, коммуникативных способностей и творческого подхода к учебной деятельности.
2. Доминирование фронтальной формы обучения на уроках музыки и недостаточная изученность содержания и организации групповой учебной деятельности младших школьников обусловили разработку модели оптимизации уроков музыки с опорой на учебную деятельность младших школьников в малых группах. Она включает цель, задачи, исходные принципы, содержание, методы, педагогические условия и критерии оценки эффективности учебной деятельности младших школьников в малых группах как фактора оптимизации уроков музыки.
3. Музыка оказывает благотворное психофизиологическое воздействие на учащихся и способствует созданию в малых группах особого здоровьесберегающего пространства. Это - образовательное пространство, в котором создаются благоприятные с точки зрения энергозатрат и времени условия для оптимизации учебной деятельности младших школьников и уроков музыки в целом. Учебная деятельность младших школьников в таком
пространстве становится более конструктивной, компактной, энергоемкой и психологически комфортной.
4. Эффективность учебной деятельности в малых группах обеспечивается содержанием, включающим развитие продуктивного воображения, навыков сотрудничества и взаимообучения, творческую самореализацию младших школьников, а также применением специальных методов: вариативной реализации задач учебной деятельности; дополняющего участия каждого члена малой группы в их решении; корректировки и доработки ре�