Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в вузе

Автореферат по педагогике на тему «Формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в вузе», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Байгушова, Анна Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Самара
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в вузе», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в вузе"

На правах рукописи

БАЙГУШОВА Анна Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ У МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Самара 2013

3 0 МДй 2013

005060240

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский государственный университет»

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Руднева Татьяна Ивановна

Официальные оппоненты:

Каргапольцев Сергей Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО "Оренбургский государственный университет", заведующий кафедрой общей педагогики

Куприна Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, МБОУ ВПО «Тольяттинская консерватория (институт)», доцент кафедры методологии и методики художественного образования, истории и теории исполнительского искусства

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»

Защита состоится «17» июня 2013 года в 16 — часов на заседании диссертационного совета Д 212.218.03 при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» по адресу: 443011, Самара, ул. Академика Павлова, 1, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет».

Автореферат разослан « '/¿Гъ 2013 года.

Учёный секретарь диссертационного совета

Куриленко Людмила Васильевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Качество российского высшего образования предполагает подготовку выпускников к активному участию в жизни общества, профессиональной и личной самореализации, развитие способностей решать тот спектр задач, который ставит перед ними современная профессиональная ситуация. Происходит смена образовательной парадигмы с информационной на развивающую, делающую акцент на познавательную активность субъекта обучения, готового эффективно функционировать в профессиональной сфере, творчески решая поставленные задачи.

Профессиональная деятельность в сфере искусства имеет творческую природу, которая выражается такими характеристиками, как образность, эмоциональность, диалогичность, вариативность создаваемой продукции. Музыкант-исполнитель реализует свои индивидуальные способности специальными средствами, требующими развитых профессионально значимых свойств. На сегодняшний день российский шоу-бизнес представляет обществу произведения искусства в неожиданной интерпретации, что приводит к искажению музыкально-исполнительского искусства, а воспитание эстетических чувств граждан в таких условиях - к потере нравственных ценностей и подрыву исторической основы музыкального искусства. В результате новое поколение музыкантов-исполнителей может принимать музыкальный эрзац за истинное творение. Этой проблемой озадачены и органы высшей государственной власти, примером чего является распоряжение правительства Российской Федерации о реализации плана мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", целями которой является: предоставление гражданам возможности саморазвития через регулярные занятия творчеством; создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры и музыкально-исполнительского искусства, для развития творческих способностей и социализации современных специалистов; повышение престижности и привлекательности профессий в сфере культуры.

Музыкально-исполнительское искусство подчиняется тенденциям развития общества и отвечает предъявляемым ему требованиям. Однако система профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в сфере культуры и искусства с преобладанием традиционных педагогических средств не позволяет будущим музыкантам-исполнителям в полной мере раскрыть свой индивидуальный потенциал. Сложившиеся стереотипы восприятия личности музыканта-исполнителя влияют на качество профессиональной деятельности. Вместе с тем, изменения в системе профессионального образования и сфера практической деятельности в области музыкально-исполнительского искусства вызывают потребность в подготовке музыкантов-исполнителей, ориентированных на овладение профессиональными способностями, которые необходимы для полноценной профессиональной самореализации.

Анализ научной литературы, тематически связанной с нашим исследованием, показывает, что осмысление проблемы профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей представлено аспектами реализации

образовательного процесса в вузах, готовящих специалистов для сферы культуры и искусства. Так, общетеоретические основы обучения музыкантов-исполнителей изложены в трудах В.И. Адищева, А.И. Бондаревской, H.A. Терентьевой и др. Вопросы профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей рассматриваются в работах Л.Г. Арчажниковой, Е.В. Назайкинского, В.Г. Ражникова, M.JI. Семенихиной, Г.Б. Тараевой, Ю.Н. Холопова, А.Н. Ивановой и др. Особое внимание уделяется отбору средств профессиональной подготовки студентов различных специальностей, в том числе и музыкальной (Э.Б. Абдуллин, А. Корто, Г.Х. Коломиец, Г.Г. Нейгауз, О.В. Ощепкова, Г.М. Цыпии, С.Е. Фейнберг и др.). Однако нами не обнаружены исследования, в которых представлена совокупность средств, обеспечивающих формирование способностей к интерпретации, хотя учёные признают их значимость и обращаются к изучению процесса интерпретации (Е.Г. Гуренко, Ю.В. Капустин, Н.П. Корыхалова, Л.Б. Михайлов и др.). Результаты проведённых исследований свидетельствуют о широком научном интересе к процессу подготовки высокопрофессиональных музыкантов-исполнителей, а педагогическая наука находится в поиске способов создания условий для развития их творческих возможностей в ходе профессионального обучения в вузе. Как показывает педагогический опыт, сегодня существует разрыв между содержанием образования и формируемыми способностями музыканта-исполнителя, которому предстоит решать профессиональные задачи, обусловленные социальным, духовным, нравственным развитием общества, а также индивидуальными особенностями личности.

Обнаруживается ряд противоречий между: уровнем профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей и требованиями, предъявляемыми работодателями к специалистам в области музыкально-исполнительской деятельности; сложным комплексом задач музыкально-исполнительской деятельности и недостаточной разработанностью педагогических средств, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности с учётом её специфики и особенности; существующей практикой профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в вузе и необходимостью определения новых подходов к формированию профессиональных способностей для адаптации в новых социальных условиях; наличием фундаментальных исследований в области музыкального образования и недостаточной разработанностью методического сопровождения педагогического процесса, ориентирующего на самостоятельную деятельность музыканта-исполнителя, связанную не только с трансляцией, но и с интерпретацией произведений искусств, что обусловлено целенаправленным осмыслением и оценкой разнообразных фактов, процессов и явлений в области музыкального искусства.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема обоснования необходимости формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей; в практическом плане - это проблема определения содержания и средств профессиональной подготовки в вузе, обеспечивающих формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в вузе.

Предмет исследования: педагогические средства формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей.

Цель исследования: теоретически разработать и апробировать систему формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в вузе.

Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка музыкантов-исполнителей должна отвечать требованиям, предъявляемым современным обществом к специалистам, готовым к творческой самореализации в сфере культуры и искусства. Вместе с тем практика профессионального образования недостаточно учитывает специфику и особенность их будущей деятельности, предполагающей сформированные способности к интерпретации музыкального произведения. В ходе профессиональной деятельности музыканты-исполнители испытывают затруднения в решении профессиональных задач, качество которых обусловлено авторским видением музыкальных проблем. Исходим из того, что реализация преподавателем вуза совокупности педагогических средств будет способствовать формированию способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей, если:

- конкретизировано научное представление о профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей;

- выявлены специфика и особенность профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей;

- раскрыта структура способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей;

- определена методологическая основа процесса подготовки музыкантов-исполнителей к профессиональной деятельности;

- отобраны средства, обеспечивающие формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в вузе;

- разработана и апробирована система формирования способностей к интерпретации у будущих музыкантов-исполнителей.

Задачи исследования.

1. Конкретизировать научное представление о профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей.

2. Выявить специфику и особенность профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей.

3. Раскрыть структуру способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей.

4. Определить методологическую основу процесса подготовки музыкантов-исполнителей к профессиональной деятельности.

5. Отобрать средства, обеспечивающие формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в вузе.

6. Разработать и апробировать систему формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей.

Положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время профессиональная подготовка будущих музыкантов-исполнителей осуществляется с ориентацией на социально-культурные перемены, происходящие в стране. Изменение отношения общества к социальным и культурным ценностям и их переосмысление повышают требования к личности музыканта-исполнителя и актуализируют задачи его профессиональной подготовки. Музыканты-исполнители, выполняя роль посредников, средствами музыки способствуют сохранению и передаче культурных ценностей на основе их анализа, переработки, переоценки и трансляции. Однако существует противоречие между сложившейся традиционной профессиональной подготовкой будущих музыкантов-исполнителей и запросом современного социума на личность специалиста в сфере музыкально-исполнительского искусства, ответственного за развитие культурных традиций. Разрешению данного противоречия будет способствовать формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе их профессиональной подготовки в вузе.

2. Противоречие между сложным комплексом задач музыкально-исполнительской деятельности и недостаточной разработанностью педагогических средств, обеспечивающих готовность к реализации основных функций, должно разрешаться на основе выявления специфики и особенности деятельности музыкантов-исполнителей, а также анализа отечественного и зарубежного опыта, доказывающего обусловленность профессиональной подготовки общественными и экономическими ситуациями.

3. Необходимость формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей, позволяющих приобрести индивидуальный стиль для самореализации в профессиональной деятельности, обусловлена неготовностью студентов ответственно приобщаться к тайнам художественного творчества, непониманием природы исполнительства и основ композиторского мышления. Требуется совокупность средств, отбираемых с учётом специфики и особенности профессиональной деятельности: содержание должно направляться на подготовку к выполнению функций посреднической деятельности; активные методы — на выполнение упражнений для поэтапного освоения техники создания индивидуальной трактовки музыкального произведения.

4. Формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей обусловлено необходимостью выполнения функций посреднической деятельности, что требует иного подхода к организации профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей, выступающего в качестве методологической основы и стратегии деятельности преподавателя вуза по управлению становлением индивидуальности и самоуправлению творческим развитием студента - будущего музыканта-исполнителя. Индивидуально-творческий подход выступает в качестве базового средства формирования способностей к интерпретации музыкального произведения:

б

принципы индивидуального подхода ориентируют на сознательное, ответственное отношение к музыкальному наследию композитора; принципы творческого подхода утверждают творческое начало на всех этапах интерпретации музыкального произведения.

5. Профессиональная подготовка музыкантов-исполнителей достигает цели - сформированное™ способностей к интерпретации, когда образовательная система интегрирует методологический, содержательный, процессуальный и результативный элементы, а её реализация стимулирует потребность студентов в творческом саморазвитии на основе адекватной самооценки готовности к посреднической деятельности в процессе передачи слушателям музыкальных ценностей. Эффективность системы будет выражаться качественным ростом показателей сформированное™ способностей к интерпретации музыкального произведения.

Научная новизна исследования:

- конкретизировано научное представление о профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей (в ходе профессиональной подготовки приобретаются способности к расшифровке музыкальной информации и её творческому исполнению; освоение содержания подготовки представляет процесс декодирования музыкального произведения, перевода в систему невербальных коммуникативных приёмов исполнительской техники, реализации его в сценической интерпретации; организация учебного процесса обеспечивает условия для подготовки музыкантов-исполнителей к выполнению нескольких ролей, что требует формирования способностей к сотворческой деятельности);

- выявлена специфика и особенность профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей [Специфика деятельности выражается интеграцией её доминирующих функций — художественного воздействия на аудиторию и творческой самореализации (художественное воздействие на аудиторию требует понимания музыкантом-исполнителем идейного замысла композитора с ориентиром на понимание и принятие этих идей слушателями, воссоздание образов автора, его идей и их перемещение в эпоху, социальную среду исполнителя; творческая самореализация обусловлена личностным отношением к исполняемому произведению, его переосмыслением, потребностью в реализации своих индивидуальных особенностей как музыканта). Особенность деятельности музыканта-исполнителя выражается позицией соавторства, сотворчества, которая определяет суть посреднической деятельности — творческая передача сообщений культуры от автора к слушательской аудитории];

- раскрыта структура способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей (интерпретация как механизм посредничества между автором и исполнителем требует понимания замысла и проникновения в объективное содержание музыкального произведения, что обеспечит создание оригинальной его интерпретации; адекватно этапам интерпретации формируются способности, обеспечивающие реализацию функций посреднической деятельности (аналитический этап интерпретации предполагает развитые

способности для реализации гуманистической функции посреднической деятельности; технико-преобразовательный этап - проектировочной функции посреднической деятельности; исполнительский этап - технологической и коммуникативной функций; рефлексивный этап - оценочной функции посреднической деятельности);

- определена методологическая основа подготовки будущих музыкантов-исполнителей к профессиональной деятельности (индивидуально-творческий подход, представляя собой принципиальную позицию, выступает стратегией формирования способностей к выполнению функции художественного воздействия на аудиторию (принципы актуализации и индивидуализации) и функции творческой самореализации собственных внутренних потребностей (принципы мотивации и интеграции). Данные принципы отражают индивидуально-творческое начало на всех этапах интерпретации музыкального произведения (творческое воссоздание авторского замысла, его творческая передача, проявление творческого личностного отношения к исполняемому, сотворчество);

- отобраны средства, обеспечивающие формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в вузе (учебная дисциплина «Чтение с листа и транспонирование» обеспечивает подготовку музыкантов-исполнителей к выполнению гуманистической функции посреднической деятельности адекватно аналитическому этапу интерпретации музыкального произведения; учебная дисциплина «Методика обучения игре на инструменте» готовит студентов к реализации проектировочной функции адекватно технико-преобразовательному этапу интерпретации музыкального произведения; учебная дисциплина «Класс ансамбля» направляется на развитие способностей к реализации технологической и коммуникативной функций посреднической деятельности адекватно исполнительскому этапу интерпретации музыкального произведения; учебная дисциплина «Специальный инструмент» ставит целью развитие способностей к реализации оценочной функции посреднической деятельности сообразно рефлексивному этапу интерпретации музыкального произведения);

- разработана и апробирована система формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей [Методологический элемент системы отражает стратегию деятельности преподавателя вуза — формирование способностей к интерпретации музыкального произведения. Содержательный элемент системы представляется совокупностью учебных дисциплин соответственно этапам интерпретации музыкального произведения, дополняемых разработанным спецкурсом «Основы формирования способностей к интерпретации», разделы которого обогащают учебные дисциплины спецкомпонентом («Способы свободного чтения», «Основы игры на фортепиано и инструментах симфонического оркестра», «Эмоциональная выразительность музыканта-исполнителя», «Рефлексия концертного выступления»). Процессуальный элемент системы реализуется на основе принципов индивидуально-творческого подхода (метод предслышания с опорой на принцип актуализации создаёт условия для формирования

способности свободно читать с листа; метод сопоставления — для формирования способности владеть техническими приёмами игры на специальном инструменте; метод поливариантного художественно-исполнительского замысла - способности проявлять эмоции; метод рефлексии -способности к самоанализу). Совокупность данных способностей представляет результативный элемент в виде групп способностей к интерпретации музыкального произведения, которые определяются на основе принципа идентификации этапов интерпретации музыкального произведения и функций посреднической деятельности (аналитический этап - способности для реализации гуманистической функции посреднической деятельности, технико-преобразовательный этап — для реализации проектировочной функции, исполнительский этап - для реализации технологической и коммуникативной функций, рефлексивный этап - для реализации оценочной функции)].

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования обогащают научное представление о профессиональной подготовке будущих музыкантов-исполнителей; обеспечивают условия для создания контекста исполнительской деятельности в ходе учебного процесса; составят основу для широких теоретических представлений о профессионально значимых качествах музыканта-исполнителя; будут способствовать формированию способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей с учётом специфики и особенности их профессиональной деятельности. Открываются возможности нового подхода к развитию способностей студентов музыкально-исполнительского факультета.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей; в определении средств их профессиональной подготовки; в отборе способов формирования способностей к интерпретации. Результаты экспериментальной работы внедрены в практику профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в Самарской государственной академии культуры и искусств и могут использоваться при подготовке будущих специалистов для социокультурной сферы в других вузах культуры и искусств.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории и концепции, раскрывающие проблемы исполнительского искусства; педагогические и психологические теории и концепции развития личности, гуманизации образования; современные теории профессионального образования.

Источниками исследования являются фундаментальные положения: о единстве личности и деятельности (JI.JI. Бочкарёв, JI.C. Выготский, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.); о профессиональном становлении личности (К.В. Кулаев, JI.B. Куриленко, Н.Е. Мажар, И.И. Резвицкий, Т.И. Руднева, В.А. Сластёнин и др.); о личностно-ориентированном образовании (Е.В. Бондаревская, Ю.Н. Кулюткин, В.В. Сериков, A.B. Хуторской и др.); положения методологии и методики педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют: идеи развития современной культуры (Е.А. Бодина, В.А. Конев, В.Г. Ражников, Д.В. Шадриков и др.) и гуманитарного образования (JI.A. Баренбойм, В.Г. Малахова и др.); теории социализации, гуманизации, профессионализации и творческого развития личности (Л.Г. Арчажникова, С.Я. Батышев, В.П. Бездухов, С.М. Каргапольцев, JI.H. Коган, И.И. Силантьева, В.И. Шарабуров, А.Н. Якупов и др.); теории проектирования содержания профессионального обучения (А.И. Бондаревская, В.М. Нестеренко, H.A. Терентьева и др.); теории профессиональной подготовки (Е.Г. Кашина, Н.В. Кузьмина, Е.Ю. Куприна и др.); концепция формирования профессиональных свойств специалистов (Д.Б. Богоявленская, И.А. Хотенцева и др.); функциональный (Ф.И. Буслаев,

B.В. Виноградов, A.A. Потебня, A.A. Шахматов и др.), системный (Э.Г. Юдин, И.С. Якиманская и др.), деятельностный (А.Н. Леонтьев, К. Левин, А. Маслоу,

C.Л. Рубинштейн Г.П. Щедровицкий и др.), индивидуально-творческий (П.В. Гайдай, В.А Кан-Калик и др.) подходы. При определении сущности и структуры способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей учитывались результаты исследований в области деятельности музыканта-исполнителя (Б.В. Асафьев, Е.Г. Гуренко, Т.А. Колышева, Н.П. Корыхалова, А.Ю. Кудряшов, Е.В. Лукина, Д.Н. Ускова, Г.М. Цыпин и др.).

База исследования: опыт профессиональной подготовки специалистов для социокультурной сферы; опыт Самарской государственной академии культуры и искусств по подготовке музыкантов-исполнителей; личный опыт работы в качестве преподавателя дисциплин специализации Института музыки (консерватории) Самарской государственной академии культуры и искусств.

Работа выполнена на базе Самарского государственного университета.

Этапы исследования.

Первый этап (2008-2010 гг.). Изучение и анализ философской, психологической, педагогической, музыковедческой литературы, посвященной различным аспектам профессиональной деятельности музыканта-исполнителя; знакомство с исследованиями, тематически близкими нашему; выявление основных направлений профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей и средств формирования профессионально значимых свойств; проведение исследований с целью выявления состояния изучаемой проблемы, что позволило обосновать исходные позиции, проблему, выделить объект, предмет, цель, сформулировать гипотезу и задачи исследования. Результатом этого этапа явилось определение методологии и методов исследования, разработка и обоснование его программы.

Второй этап (2010-2012 гг.). В ходе экспериментальной работы, анализа и осмысления опыта подготовки музыкантов-исполнителей проверялась и уточнялась гипотеза исследования; выявлялись условия успешности формирования способностей к интерпретации как профессионально значимого свойства; разрабатывалась система формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей; определялись показатели сформированное™ способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей; корректировались средства обучения; анализировались и систематизировались

ю

полученные данные. Результатом этого этапа явилась разработка системы формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей.

Третий этап (2012-2013 гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для проверки эффективности системы формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей на основе индивидуально-творческого подхода. Эмпирическое знание, полученное сравнительным анализом данных констатирующего и формирующего экспериментов, подвергнуто теоретическому анализу. Проведено оформление результатов исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, психологической, педагогической, музыковедческой, методической литературы; эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, самооценка, метод экспертных оценок, констатирующий и формирующий эксперименты); методы математической статистики (корреляционный анализ).

Выборочная совокупность исследования составила 130 человек: 110 студентов и 20 преподавателей Института музыки (консерватории) Самарской государственной академии культуры и искусств.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, её соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объёма выборки и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, методических разработках, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение па международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (Самара - 2008-2013 гг.; Тольятти - 2010 г.; Киев - 2012 г.; Штуттгард - 2013 г.). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в Самарской государственной академии культуры и искусств, а также обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования, на методологическом семинаре Самарского государственного университета.

Структура работы соответствует логике исследования и включает: введение, две главы, список использованных источников и литературы, приложение.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется его объект, предмет, цель, формулируются гипотеза и задачи, описываются методы, этапы исследования; характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; излагаются положения, выносимые на защиту; содержатся сведения о достоверности результатов исследования, сфере их апробации и внедрения.

и

В первой птаве «Теоретические основы формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей» рассматривается генезис идей о сохранении культурных традиций и анализируется опыт подготовки музыкантов-исполнителей в процессе обучения в вузе; теоретически обосновывается необходимость формирования способностей к интерпретации музыкального произведения у музыкантов-исполнителей; на основе анализа специфики и особенности профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей уточняется структура результативной характеристики.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в вузе» описываются средства профессиональной подготовки; представляется система формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей. Приводятся и анализируются данные констатирующего и формирующего экспериментов, доказывающие эффективность разработанной системы.

В заключении обобщены результаты исследования, констатируется выполнение поставленных задач, формулируются основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту, определяются направления дальнейшего научного поиска.

В приложении представлены тезаурус основных понятий, результаты статистической обработки экспериментальных данных, дидактические материалы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Сущность деятельности музыканта-исполнителя состоит в творческом воссоздании образов и идей композитора и в передаче образов музыкального произведения слушателю, в развитии способности слушателей адекватно воспринимать художественные и культурные ценности. Основными функциями деятельности музыканта-исполнителя становятся художественное воздействие на аудиторию и творческая самореализация собственных внутренних потребностей, что определяет специфику деятельности музыканта-исполнителя — её интегративный характер. Передача музыкантом-исполнителем сообщений культуры от автора к слушательской аудитории, т.е. посредничество (синоним сотворчества) является особенностью деятельности музыканта-исполнителя.

Профессиональная деятельность музыкантов-исполнителей в настоящее время обусловлена появлением многочисленных трактовок музыкальных произведений в их концертном исполнении, что актуализирует задачу их профессиональной подготовки с учётом специфики и особенности их деятельности в сфере искусства.

Выполнение функций профессиональной деятельности музыкантом-исполнителем предполагает готовность к посредничеству. Посредничество между композитором и слушателем осуществляется за счёт интерпретации музыкального произведения, что требует способностей к интерпретации, к трактовке музыкального текста с сохранением образов и идей, созданных автором. Термин «интерпретация» происходит от латинского слова «¡п1егрге1а1ю» («посредничество», «истолкование», «трактовка») и применяется

для оценки различных фактов, процессов и явлений действительности. Проведя контент-анализ работ в области философии, филологии, истории, юриспруденции, посвященных проблеме интерпретации, установили, что интерпретация выступает: как объект изучения; как когнитивная процедура; как средство реализации процедуры осмысления идеи. В нашем исследовании интерпретация выступает механизмом посредничества, предполагающим сформированные специальные способности. На наш взгляд, понятие интерпретация, при всех оттенках использования этого термина в различных областях науки и искусства, имеет всё же единое смысловое значение -трактовка. Контент-анализ исследований, в которых авторы обращаются к проблеме интерпретации, позволил доказать, что наша проблема лежит в общенаучном поле, но имеет свои специфические характеристики, что позволяет трактовать суть интерпретации музыкального произведения как воссоздание созданных композитором образов, актуализация исполняемого произведения на основе его индивидуального истолкования. Способности к интерпретации у музыкантов-исполнителей, представленные совокупностью групп, являются выражением нового качественного уровня профессиональной деятельности музыканта-исполнителя, его готовности к работе в условиях современной сферы искусства.

На основе принципа идентификации этапов интерпретации музыкального произведения и функций посреднической деятельности нами были выделены группы способностей для реализации: гуманистической функции (ориентация на реализацию общечеловеческих ценностей музыкантом-исполнителем); проектировочной функции (опережающее видение себя в профессиональной деятельности, возможных вариантов преодоления трудностей и достижения цели стать успешным музыкантом-исполнителем); технологической и коммуникативной функций (информационный обмен в процессе взаимоотношений музыканта-исполнителя с аудиторией и ориентация на эффективную деятельность); оценочной функции посреднической деятельности (адекватная эмоциональная и интеллектуальная самооценка своей деятельности и себя в ней). Способности к интерпретации уточнялись сравнением их перечня с квалификационными характеристиками музыканта-исполнителя и с мнением компетентных судей (преподаватели, выпускники). Изучение работ о творчестве выдающихся музыкантов-исполнителей (Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз, Д.Ф. Ойстрах, С.Т. Рихтер, В.Т. Спиваков) обогатило каждую группу способностей к интерпретации музыкального произведения.

Анализ исследований, близких нашей проблеме, позволил уточнить методологическую основу профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей, способных к творческой самореализации. Формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей осуществляется с опорой на индивидуально-творческий подход, который стимулирует бережное отношение к музыкальному наследию композитора и творческую самореализацию. Потребовалось определение совокупности принципов для реализации индивидуально-творческого подхода.

Исследователи выделяют доминирующие: принцип мотивации, принцип самореализации (актуализации), принцип индивидуализации, принцип интеграции. Принцип мотивации отражает личностное отношение музыканта-исполнителя к музыкальному произведению; принцип индивидуализации — личностную позицию и устремления музыканта-исполнителя; принцип интеграции — готовность к посредничеству с автором музыкального произведения; принцип самореализации (актуализации) — передача авторских идей (воссоздание) на основе из переосмысления. Таким образом, принципы индивидуально-творческого подхода к профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей определяются функциями деятельности музыканта-исполнителя (художественное воздействие и самореализация).

В ходе констатирующего эксперимента была выявлена недостаточная сформированность групп способностей к интерпретации, что подтвердило необходимость внесения изменений в профессиональную подготовку музыкантов-исполнителей. Сложность исследовательских задач потребовала отбора нескольких подходов к разработке системы формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей: функционального, системно-структурного, деятельностного, этапного.

Методологический элемент системы отражает логику научного поиска средств формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей. Содержательный элемент системы определяется спецификой профессиональной деятельности музыканта-исполнителя и основывается на совокупности учебных курсов, обеспечивающих формирование способностей к интерпретации музыкального произведения. На подготовку к реализации гуманистической функции посреднической деятельности направлено содержание учебной дисциплины «Чтение нот с листа»; проектировочной функции — содержание учебной дисциплины «Методика обучения игре на инструменте»; технологической и коммуникативной функций - «Класс ансамбля»; оценочной функции - «Специальный инструмент».

Каждая дисциплина дополняется спецкомпонентами, которые интегрируются в авторский спецкурс «Основы формирования способностей к интерпретации». Отбор средств процессуального элемента системы проводился адекватно структуре результативного элемента, представленного группами способностей к интерпретации музыкального произведения, с опорой на принципы индивидуально-творческого подхода. Результативный элемент системы представлен совокупностью доминирующих показателей в каждой группе способностей к интерпретации музыкантов-исполнителей: способность свободно читать с листа, способность владеть техническими приёмами игры на инструменте, способность проявлять эмоции, способность к самоанализу.

Апробация системы формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей подтвердила её эффективность: успешно осваивалось содержание учебных курсов и дисциплины специализации; отмечалась положительная динамика по всем показателям групп способностей.

Схема 1

Система формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей на основе индивидуально-творческого подхода

Цель: формирование способностей к интерпретации музыкального произведения _

Задача: развитие групп способностей для реализации функций посреднической деятельности

Методологический элемент Содержательный элемент (учебные дисциплины) Процессуальный элемент (индивидуально-творческий подход) Принципы индивидуально-творческого подхода Результативный элемент (доминирующие способности)

Этапы интерпретации Функции посреднической деятельности

Аналитический Гуманистическая Чтение нот с лис!а и транспонирование Спецкурс «Основы формирования способностей к интерпретации » Вводная лекция Тренинг Метод предслышания Актуализации Способность свободно читать с листа

Спецкомпонент «Способы свободного чтения»

Технико-преобразовательный Проектировочная Методика обучения игре на инструменте Лекция Практическое занятие Метод сопоставления Индивидуализации Способность владеть техническими приёмами игры на инструменте

Спецкомпонент «Основы игры на фортепиано и инструментах симфонического оркестра»

Исполнительский Технологическая и коммуникативная Класс ансамбля Практическое занятие Метод поливариаптного художественно-исполнительского замысла Мотивации Способность проявлять эмоции

Спецкомпонент «Эмоциональная выразительность музыканта-исполнителя»

Рефлексивный Оценочная Специальный инструмент Тренинг Метод рефлексии деятельности Интеграции Способность к самоанализу

Спецкомпонент «Рефлексия концертного выступления»

В итоге подтвердилась целесообразность опоры на принцип идентификации функций профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей и этапов интерпретации музыкального произведения, что позволило достичь цели - подготовки музыкантов-исполнителей к выполнению функций посреднической деятельности.

Эффективность разработанной и апробированной системы формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей была подтверждена увеличением значений показателей в среднем на 26,78%. Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что внедрение системы формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей способствовало увеличению количества студентов, которые в ходе создания музыкальных произведений проявляли профессиональные способности, являющиеся показателями групп способностей к интерпретации.

Таблица 1

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию способностей к интерпретации музыкального произведения у музыкантов-исполнителей

(в % показателе)

Группы способностей Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Прирост значении

Для реализации гуманистической функции 60,4 92,93 32153

Для реализации проектировочной функции 57,7 87.6 29,9

Для реализации технологической и коммуникативной функций 65,8 86,4 20,6

Для реализации оценочной функции 63,0 87,07 24,07

Для целостного представления о сформированное™ способностей к интерпретации с помощью корреляционного анализа были проанализированы связи между ними (коэффициенты корреляции Пирсона, статистический пакет данных БРБР Ехе1 с уровнем значимости 0,05).

По материалам формирующего эксперимента установлены значимые связи между группами способностей для реализации: гуманистической и проектировочной функций (было г = 0,424, стало г = 0,715); гуманистической, технологической и коммуникативной функций (было г = -0,959, стало г = 0,664); гуманистической и оценочной функций (было г = -0,203, стало г = 0,445); проектировочной, технологической и коммуникативной функций (былог=-0,551,стало г = 0,861); проектировочной и оценочной функций (было г = - 0,542,стало г = 0,227); между технологической, коммуникативной и оценочной функций (было г = 0,314,стало г = 0,657). Группа способностей для реализации технологической и коммуникативной функций, так как получила наиболее значимые (г = 0,727) корреляционные связи, подтверждает

целесообразность применения метода поливариантного художественного замысла.

Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что в ходе внедрения системы формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей увеличилось количество студентов с высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности. Подтверждена взаимосвязь между этапами процесса интерпретации музыкального произведения, что может быть предпосылкой приобретения собственного стиля музыкального исполнения. В процессе исследования зафиксирована позитивная динамика всех групп способностей к интерпретации по результатам изучения интегративн ого спецкурса «Основы формирования способностей к интерпретации».

На основе полученных в ходе исследования эмпирических материалов и их теоретического осмысления пришли к следующим выводам:

1. Профессиональная подготовка музыкантов-исполнителей, обусловленная социальными, экономическими и культурными изменениями в современном обществе, должна направляться на формирование способностей к интерпретации музыкального произведения с опорой на принципы функционального (для отбора содержания спецкурсов), системно-структурного (для определения структуры педагогической системы), этапного (для разработки методологического элемента системы), деятельностного (для определения показателей результативного элемента системы) и индивидуально-творческого (методологическая основа профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей) подходов.

2. Качество профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей определяется её образовательным результатом, способностями к интерпретации (совокупность свойств личности), которые свидетельствуют о готовности к созданию интерпретации музыкального произведения. Для художественного воздействия на аудиторию следует формировать способности для реализации гуманистической и проектировочной функций посреднической деятельности, что достигается опорой на принципы актуализации и индивидуализации. Для самореализации собственных внутренних потребностей следует формировать у студентов способности, обеспечивающие выполнение технологической, коммуникативной и оценочной функций, что достигается опорой на принципы мотивации и интеграции. Применение индивидуально-творческого подхода требует отбора педагогических средств адекватно функциям посреднической деятельности.

3. Формирование способностей к интерпретации музыкального произведения должно осуществляться в ходе целостного педагогического процесса, учитывающего специфику и особенности профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей. Освоение содержания профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей обеспечивает готовность личности к реализации гуманистической, проектировочной, технологической, коммуникативной и оценочной функций посреднической деятельности.

4.Эффективность системы формирования способностей к интерпретации музыкального произведения подтверждается ростом значений доминирующих способностей, что будет свидетельствовать о готовности студентов — музыкантов-исполнителей к решению профессиональных задач в области музыкально-исполнительского искусства.

Выполненное нами исследование проблемы профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в вузе вносит определённых вклад в развитие профессионального образования. Вместе с тем мы осознаём, что не все задачи решены в равной степени глубоко и основательно. За пределами исследования остались вопросы, требующие продолжения исследования: необходимо уточнение условий формирования способностей к интерпретации музыкального произведения в системе многоуровневого образования.

По теме исследования автором опубликованы следующие работы:

I. Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях:

1. Байгушова А.Н. Интерпретация как фактор успешности музыканта-исполнителя // Вестник Самарского государственного университета. — 2011.

- №4 (85). - С.229-232.

2. Байгушова А.Н. Методологические подходы к профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей // Вестник Самарского государственного университета. -2011. - №7 (88). -С.132-135.

И. Научные статьи, опубликованные в вузовских сборниках, методические пособия:

3. Байгушова А.Н. Развитие отечественного музыкального образования в XIX - начале XX вв. // «И целого века мало»: сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 100-летию ДЦМШ и детского музыкального образования в Самарской губернии. Вып. 2. - Самара: ДЦМШ, 2009.-С.З-11.

4. Байгушова А.Н. Феномен интерпретации в музыкально-исполнительском искусстве // Вопросы искусства игры на домре (теория и практика): сборник статей / ред-сост. Е.Г. Скрябина; общая редакция М.И. Имханицкого. - Тольятти: Издательство ТИИ, 2010. - С. 51-59.

5. Байгушова А.Н. Сущность и специфика музыкально-исполнительской деятельности // Перспективы модернизации высшего образования: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Т.Н. Рудневой. - Самара: ООО «Офорт», 2011. - С. 92-98.

6. Байгушова А.Н. Способности в деятельности музыканта-исполнителя // «Наука и Культура России»: Материалы Международной научно-практической конференции (2011, Самара)/ редкол.: А.В. Ковтун [и др.].

- Самара: СамГУПС, 2011. - С.303-304.

7. Байгушова А.Н. Теоретические основы понятия «интерпретация» // «Динамика культуры в обществе социальных инноваций»: материалы Всероссийской научной конференции, май 2011 год / Министерство культуры РФ; ФГОУ ВПО «СГАКИ», под ред. C.B. Соловьёвой. - Самара: Самарская государственная академия культуры и искусств, 2011. - С.370-374.

8. Байгушова А.Н. Специфика профессиональной деятельности музыканта-исполнителя // Академические тетради. Выпуск 12. Актуальные проблемы музыкального исполнительства и педагогики: сборник научных статей / Министерство культуры РФ, ФГБОУ ВПО «СГАКИ»; сост. и науч. ред. A.M. Стороженко. — Самара: Самарская государственная академия культуры и искусств, 2012. - С.37-45.

9. Байгушова А.Н. История подготовки музыкантов-исполнителей // Образование в современном мире: сборник научных трудов всероссийской научно-методической конференции (Самара 16 февраля 2012) / под ред. Т.И. Рудневой. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. - С.210 - 212.

10. Байгушова А.Н. Сотворчество как вид посреднической деятельности музыканта-исполнителя // «Современные стратегии университетского образования: качественное изменение»: Материалы международной научно-практической конференции / Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины. - Украина, Киев: Киевский университет им. Б. Гринченко,

2012. - С.538-547.

11. Байгушова А.Н. Система формирования способностей к интерпретации // Образование в современном мире: сборник научных трудов всероссийской научно-методической конференции (Самара 28 февраля 2013) / под ред. Т.И. Рудневой. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2013. -С. 201-207.

12. Байгушова А.Н. The role of individual and creative approach in the training of a musician-performer // Science progress in European countries: new concepts and modern solutions, proceedings of the 1st International scientific conference. Volume 2. ORT Publishing. Stuttgart. 2013. P. 33-40.

13. Байгушова А.Н. Готовность музыкантов-исполнителей к интерпретации музыкального произведения: методические рекомендации / сост. А.Н. Байгушова. — Самара: Самарская академия культуры и искусств,

2013.-20 с.

Подписано в печать 14 мая 2013 г. Формат 60 х 84/16. Бумага офсетная. Печать оперативная. Объем 1 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 367 Отпечатано в типографии ООО «Порто-принт» 443041, г. Самара, ул. Садовая, 156

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Байгушова, Анна Николаевна, Самара

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный университет»

На правах рукописи

042013586^2

Байгушова Анна Николаевна

1

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ У МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Руднева Татьяна Ивановна

Самара 2013

Содержание

Введение................................................

Глава I. Теоретические основы формирования способностей к интерпретации у

музыкантов-исполнителей...................................................................17

§1.Специфика и особенность профессиональной деятельности музыкантов-

исполнителей..................................................................................17

§2.Способности музыкантов-исполнителей к интерпретации музыкального

произведения...................................................................................47

§3.Методологические подходы к профессиональной подготовке музыкантов-

исполнителей ...................................................................................79

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной

подготовки в вузе............................................................................102

§1. Система формирования способностей к интерпретации у музыкантов-

исполнителей.................................................................................102

§2.Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной

работы...........................................................................................127

Заключение....................................................................................146

Список использованных источников и литературы Приложение.................................................

151 168

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Качество российского высшего образования предполагает подготовку выпускников к активному участию в жизни общества, профессиональной и личной самореализации, развитие способностей решать тот спектр задач, который ставит перед ними современная профессиональная ситуация. Происходит смена образовательной парадигмы с информационной на развивающую, делающую акцент на познавательную активность субъекта обучения, готового эффективно функционировать в профессиональной сфере, творчески решая поставленные задачи.

Профессиональная деятельность в сфере искусства имеет творческую природу, которая выражается такими характеристиками, как образность, эмоциональность, диалогичность, вариативность создаваемой продукции. Музыкант-исполнитель реализует свои индивидуальные способности специальными средствами, требующими развитых профессионально значимых свойств. На сегодняшний день российский шоу-бизнес представляет обществу произведения искусства в неожиданной интерпретации, что приводит к искажению музыкально-исполнительского искусства, а воспитание эстетических чувств граждан в таких условиях - к потере нравственных ценностей и подрыву исторической основы музыкального искусства. В результате новое поколение музыкантов-исполнителей может принимать музыкальный эрзац за истинное творение. Этой проблемой озадачены и органы высшей государственной власти, примером чего является распоряжение правительства Российской Федерации о реализации плана мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", целями которой является: предоставление гражданам возможности саморазвития через регулярные занятия творчеством; создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры и музыкально-исполнительского искусства, для развития творческих способностей и социализации современных специалистов; повышение престижности и привлекательности профессий в сфере культуры.

Музыкально-исполнительское искусство подчиняется тенденциям развития общества и отвечает предъявляемым ему требованиям. Однако система профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в сфере культуры и искусства с преобладанием традиционных педагогических средств не позволяет будущим музыкантам-исполнителям в полной мере раскрыть свой индивидуальный потенциал. Сложившиеся стереотипы восприятия личности музыканта-исполнителя влияют на качество профессиональной деятельности. Вместе с тем, изменения в системе профессионального образования и сфера практической деятельности в области музыкально-исполнительского искусства вызывают потребность в подготовке музыкантов-исполнителей, ориентированных на овладение профессиональными способностями, которые необходимы для полноценной профессиональной самореализации.

Анализ научной литературы, тематически связанной с нашим исследованием, показывает, что осмысление проблемы профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей представлено аспектами реализации образовательного процесса в вузах, готовящих специалистов для сферы культуры и искусства. Так, общетеоретические основы обучения музыкантов-исполнителей изложены в трудах В.И. Адищева, А.И. Бондаревской, H.A. Терентьевой и др. Вопросы профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей рассматриваются в работах Л.Г. Арчажниковой, Е.В. Назайкинского, В.Г. Ражникова, M.J1. Семенихиной, Г.Б. Тараевой, Ю.Н. Холопова, А.Н. Ивановой и др. Особое внимание уделяется отбору средств профессиональной подготовки студентов различных специальностей, в том числе и музыкальной (Э.Б. Абдуллин, А. Корто, Г.Х. Коломиец, Г.Г. Нейгауз, О.В. Ощепкова, Г.М. Цыпин, С.Е. Фейнберг и др.). Однако нами не обнаружены исследования, в которых представлена совокупность средств, обеспечивающих формирование способностей к интерпретации, хотя учёные признают их значимость и обращаются к изучению процесса интерпретации (Е.Г. Гуренко, Ю.В. Капустин, Н.П. Корыхалова, Л.Б. Михайлов и др.). Результаты проведённых исследований свидетельствуют о широком научном интересе к

процессу подготовки высокопрофессиональных музыкантов-исполнителей, а педагогическая наука находится в поиске способов создания условий для развития их творческих возможностей в ходе профессионального обучения в вузе. Как показывает педагогический опыт, сегодня существует разрыв между содержанием образования и формируемыми способностями музыканта-исполнителя, которому предстоит решать профессиональные задачи, обусловленные социальным, духовным, нравственным развитием общества, а также индивидуальными особенностями личности.

Обнаруживается ряд противоречий между: уровнем профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей и требованиями, предъявляемыми работодателями к специалистам в области музыкально-исполнительской деятельности; сложным комплексом задач музыкально-исполнительской деятельности и недостаточной разработанностью педагогических средств, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности с учётом её специфики и особенности; существующей практикой профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в вузе и необходимостью определения новых подходов к формированию профессиональных способностей для адаптации в новых социальных условиях; наличием фундаментальных исследований в области музыкального образования и недостаточной разработанностью методического сопровождения педагогического процесса, ориентирующего на самостоятельную деятельность музыканта-исполнителя, связанную не только с трансляцией, но и с интерпретацией произведений искусств, что обусловлено целенаправленным осмыслением и оценкой разнообразных фактов, процессов и явлений в области музыкального искусства.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема обоснования необходимости формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей; в практическом плане - это проблема определения содержания и средств профессиональной подготовки в вузе, обеспечивающих формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в вузе.

Предмет исследования: педагогические средства формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей.

Цель исследования: теоретически разработать и апробировать систему формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в вузе.

Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка музыкантов-исполнителей должна отвечать требованиям, предъявляемым современным обществом к специалистам, готовым к творческой самореализации в сфере культуры и искусства. Вместе с тем практика профессионального образования недостаточно учитывает специфику и особенность их будущей деятельности, предполагающей сформированные способности к интерпретации музыкального произведения. В ходе профессиональной деятельности музыканты-исполнители испытывают затруднения в решении профессиональных задач, качество которых обусловлено авторским видением музыкальных проблем. Исходим из того, что реализация преподавателем вуза совокупности педагогических средств будет способствовать формированию способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей, если:

- конкретизировано научное представление о профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей;

- выявлены специфика и особенность профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей;

- раскрыта структура способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей;

- определена методологическая основа процесса подготовки музыкантов-исполнителей к профессиональной деятельности;

- отобраны средства, обеспечивающие формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в вузе;

- разработана и апробирована система формирования способностей к интерпретации у будущих музыкантов-исполнителей.

Задачи исследования.

1. Конкретизировать научное представление о профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей.

2. Выявить специфику и особенность профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей.

3. Раскрыть структуру способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей.

4. Определить методологическую основу процесса подготовки музыкантов-исполнителей к профессиональной деятельности.

5. Отобрать средства, обеспечивающие формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в вузе.

6. Разработать и апробировать систему формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей.

Положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время профессиональная подготовка будущих музыкантов-исполнителей осуществляется с ориентацией на социально-культурные перемены, происходящие в стране. Изменение отношения общества к социальным и культурным ценностям и их переосмысление повышают требования к личности музыканта-исполнителя и актуализируют задачи его профессиональной подготовки. Музыканты-исполнители, выполняя роль посредников, средствами музыки способствуют сохранению и передаче культурных ценностей на основе их анализа, переработки, переоценки и трансляции. Однако существует противоречие между сложившейся традиционной профессиональной подготовкой будущих музыкантов-исполнителей и запросом современного социума на личность специалиста в сфере музыкально-исполнительского искусства, ответственного за развитие культурных традиций. Разрешению данного противоречия будет способствовать

формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей в ходе их профессиональной подготовки в вузе.

2. Противоречие между сложным комплексом задач музыкально-исполнительской деятельности и недостаточной разработанностью педагогических средств, обеспечивающих готовность к реализации основных функций, должно разрешаться на основе выявления специфики и особенности деятельности музыкантов-исполнителей, а также анализа отечественного и зарубежного опыта, доказывающего обусловленность профессиональной подготовки общественными и экономическими ситуациями.

3. Необходимость формирования способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей, позволяющих приобрести индивидуальный стиль для самореализации в профессиональной деятельности, обусловлена неготовностью студентов ответственно приобщаться к тайнам художественного творчества, непониманием природы исполнительства и основ композиторского мышления. Требуется совокупность средств, отбираемых с учётом специфики и особенности профессиональной деятельности: содержание должно направляться на подготовку к выполнению функций посреднической деятельности; активные методы - на выполнение упражнений для поэтапного освоения техники создания индивидуальной трактовки музыкального произведения.

4. Формирование способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей обусловлено необходимостью выполнения функций посреднической деятельности, что требует иного подхода к организации профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей, выступающего в качестве методологической основы и стратегии деятельности преподавателя вуза по управлению становлением индивидуальности и самоуправлению творческим развитием студента - будущего музыканта-исполнителя. Индивидуально-творческий подход выступает в качестве базового средства формирования способностей к интерпретации музыкального произведения: принципы индивидуального подхода ориентируют на сознательное,

ответственное отношение к музыкальному наследию композитора; принципы творческого подхода утверждают творческое начало на всех этапах интерпретации музыкального произведения.

5. Профессиональная подготовка музыкантов-исполнителей достигает цели - сформированности способностей к интерпретации, когда образовательная система интегрирует методологический, содержательный, процессуальный и результативный элементы, а её реализация стимулирует потребность студентов в творческом саморазвитии на основе адекватной самооценки готовности к посреднической деятельности в процессе передачи слушателям музыкальных ценностей. Эффективность системы будет выражаться качественным ростом показателей сформированности способностей к интерпретации музыкального произведения.

Научная новизна исследования:

- конкретизировано научное представление о профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей (в ходе профессиональной подготовки приобретаются способности к расшифровке музыкальной информации и её творческому исполнению; освоение содержания подготовки представляет процесс декодирования музыкального произведения, перевода в систему невербальных коммуникативных приёмов исполнительской техники, реализации его в сценической интерпретации; организация учебного процесса обеспечивает условия для подготовки музыкантов-исполнителей к выполнению нескольких ролей, что требует формирования способностей к сотворческой деятельности);

- выявлена специфика и особенность профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей [Специфика деятельности выражается интеграцией её доминирующих функций - художественного воздействия на аудиторию и творческой самореализации (художественное воздействие на аудиторию требует понимания музыкантом-исполнителем идейного замысла композитора с ориентиром на понимание и принятие этих идей слушателями, воссоздание образов автора, его идей и их перемещение в эпоху, социальную среду

исполнителя; творческая самореализация обусловлена личностным отношением к исполняемому произведению, его переосмыслением, потребностью в реализации своих индивидуальных особенностей как музыканта). Особенность деятельности музыканта-исполнителя выражается позицией соавторства, сотворчества, которая определяет суть посреднической деятельности -творческая передача сообщений культуры от автора к слушательской аудитории];

- раскрыта структура способностей к интерпретации у музыкантов-исполнителей (интерпретация как механизм посредничества между автором и исполнителем требует понимания замысла и проникновения в объективное содержание музыкального произведения, что обеспечит создание оригинальной его интерпретации; адекватно этапам интерпретации формируются способности, обеспечивающие реализацию функций посреднической деятельности (аналитический этап интерпретации предполагает развитые способности для реализации гуманистической функции посреднической деятельности; технико-преобразовательный этап - проектиро�