автореферат и диссертация по психологии 19.00.03 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические аспекты проектирования цветных изображений в машинной графике
- Автор научной работы
- Преображенский, Константин Константинович
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1990
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.03
Автореферат диссертации по теме "Психологические аспекты проектирования цветных изображений в машинной графике"
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО. КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Преойракенский Константин Константинович УДК 681.327.П: 159.98
ПСИХОЛОГИЧЕСКИВ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦВЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ В МАШИННОЙ ГРАФИКЕ
Специальность 19.00.03 - психология труда,
инженерная психология
АВТОРЕОЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Ленинград - 1990
Работа выполнена на кафедра инженерной психологии факультета психологии Ленинградского ордена Лениш и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета
Научный руководяталь -доктор психологических наук, профессор В.А.Ганвен
Официальные оппоненты: доктор психслогических наук, црофеосор ЫЖ.Тутулшша
кандидат психологических наук, доцент ВД!.Аллахвердов
Ведущее учреждение - научно-исследовательский в копструк-торско-техналогический институт биотехнических систец при Ленинградском электротехнической институте mi. В .И.Ульянова (Ле-
Защита состоится _J99Qr. в часов
на заседании специализированного совета Д 063.57.24 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук ври Ленинградской государственном университете по адресу: 199164, г. Ленинград, наб. Макарова, д. 6, факультет психологии;
С диссертацией модно ознакомиться в научной библиотеке их. VI.Горького при Деяияградскоа государстванком университете по адресу: Университетская каб;, 7/9.
Автореферат разослан * 1990г.
Учений секретарь специагизщованного Совета кацдцдат психологических наук,
доцент Л.НЛСулешова
- 3 -
ОВДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность продлены. В изучаемой психологией проблематике зрения особое место занимает проблема восприятия света. Известно, что цвет является одним из наиболее эффективных средств воздействия на психику человека. Современными исследованиями установлено, что оптимизация цветовой среды значительно повышает производительность труда, чувствительность к разным цветам может служить индикатором, а цветовое облучение - регулятором Физиологически и психических состояний, цветовые предпочтения »ли антипатии выявляют характерные черты и акцентуации личности (Е.Б.Рабкйн, 1964; Л.Н.Мшгыдасов, 1970;М.Ьи$сЙег. 1978). Шесте с тем, развитие прикладных областей цвэтопсихологии тормозится отсутствием адекватной научной теории цветового восприятия. Пока еще нет убедительных теоретических моделей, которые могли бы объяснить синтез цветовых ощущений из психофизических параметров цвета, раскрыть состав и структуру сложных цветовых образов, описать механизмы воздействия цветовой стимуляции на состояние психики в целом.
В связи с внедрением на производство, в обучение персональных ЭВМ, оснащенных цветными дисплеями, важное прикладное значение приобретает проблема научно-обоснованных критериев выбора цвета для экранных изображений. Работу оператора за дисплеем отличают высокое зрительное напряжение в условиях длительного воздействия однообразных сенсорных раздражителей повышенной яркости. В результате быстро развиваются зрительное и общее утомление, что отрицательно сказывается на самочувствии и качестве выполняемой работы. Поэтому одной из основных целей инженерно-психологического проектирования экранных информационных кадров является улучшение условий зрительной работы и стимулирование положительного функционального состояния оператора за счет подбора палитры экранных цветов, удовлетворяющей его функциональным, физиологическим и эмоционаяьно-эстетическЕМ запросам. Машинное формирование дисплейных изображений требует новых, численных методов оценки цветов, которые позволяли бы строить алгоритмы и программы цветосинтеза, учитывающие весь комплекс физиологических и психологических требований. Существующие подходы к изучению цветового восприятия - психофизический, искусствоведческий -- не позволяют создать адекватной модели психологического воздей-
ствия цвета на человека из-за сугубо прикладных колориметрических целей у одшпс и описательно-феноменологического уровня анализа у других. В связи с этим актуальной становится проблема комплексного психофизического и психологического подхода к исследованию цветовосприятия, включающего построение и шкалирование первичного и вторичного пространств цветоощущений, изучение механизмов синтеза сложных цветовых образов и их эмоционально-эстетической оценки. В прикладном аспекте, применительно к задачам цветового проектирования, эта проблема сводится к всестороннему исследованию первичных и вторичных качеств экранных цветов, их формализации, построении системы частных и интегральных характеристик цветовых сочетаний, разработке методик создания цветовых гамм заданной эмоциональной направленности.
Цель исследования: разработка теоретических основ и методик цветового проектирования экранных изображений с учетом функциональных, физиологических и эмоционально-эстетических аспектов восприятия цвета.
Задачи исследования: I. Провести теоретический яяалта основных подходов к построению психофизических, физиологических и психологических моделей цветоразличения.
2. Рассмотреть существующие теории цветовой гармонии и обобщить их выводы.
3. Определить базисную систему вторичных цветовых качеств как основы психологического пространства цветоразличения.
4. Разработать теоретическую модель воздействия цвета на эмоциональное состояние человека.
5; Исследовать зависимость вторичных цветовых качеств от психофизических и физиологических параметров цвета.
6. Исследовать состав и структуру цветовых сочетаний различной эмоциональной направленности, получить соответствующие эмпирические зависимости для интегральных параметров цветовой гашы.
7. Построить структурно-функциональную модель эмоционально--эстетпческого восприятия цветовых композиций.
8. Разработать методику цветового проектирования экранных изображений на основе формализованных критериев физиологической оптимальности, эмоционального содержания и цветовой гармонии.
Предмет исследования: субъективные оценки вторичных цветовых качеств; интегральные параметры цветовых сочетаний разной эмоциональной направленности; условия гармонизации первичных и вторич-
ных цветовых характеристик; методы проектирования цветовой палитры экранных кадров.
Объект исследования; восприятие и оценка экранных цветов и цветосочетаний на нейтральных фонах разной яркости.
Методы исследования. В настоящей работе были использованы . теоретические методы системного анализа вторичных цветовых качеств и физиологических механизмов эмоционального реагирования, метод структурного моделирования процесса эмоционально-эстетического восприятия, экспериментальные методы пряной шкалированной оценка вторичных цветовых качеств и модельного проецирования цветовых образов эмоций.
. Натчная новизпа. I. Определен системно-полный набор вторичных цветовых признаков, являющийся базисом психологического пространства цветоразличения и определяющий эмоционально-эстетическую оценку при восприятии цветных изображений.
2. Разработаны экспериментальные методики прямей шкалированной оценки вторичных цвотовых качеств. Получены эмпирические зависимости, позволяющие производить расчет вторичных цветовых характеристик по первичным, психофизическим параметрам ивэта.
3. Построена и апробирована в экспериментальном исследовании и прикладных задачах теоретическая модель воздействия цвета на психическое состояние человека.
4. Установлены состав и структура функционально полной системы интегральных параметров цветовой гаглш, позворвщей формализовать описапие и оценку экранных цветосочетаний. На основе полученных эмпирических соотношений разработана методика расчета цветовой палитры для экранных кадров информационного назначения.
Практическая значимость. Полученные в исследовании результаты могут использоваться в инженерной психологии при разработке рекомендации по оптимизации условий работы оператора с экранными средствами отображения информации; в создании алгоритмов и программ машинного синтеза изображений для цветных дисплеев, ТВ-проекторов, матричных экранов коллективного пользования; в диффе-ренциатьной психологии и психодиагностике для оценки функциональных состояний, свойств нервной системы и индивидуальных различий по цветовой чувствительности; в 1рупповой и индивидуальной психотерапии при разработке средств и методов цветодинамического воздействия на психические процессы и состояния, а также в других областях науки, техники и искусства, где цвет применяется
- 6 -
как средство визуальной коммуникации.
По теоретическим результатам'исследования проводится чтение лекций "Восприятие цвета" по курсу "Общая психология" на факультете психологии Ленинградского университета. На основе методики расчета цветовых сочетаний ведется цветографическое проектирование учебно-информационных кадров для обучающих программ на ПЭВМ.
На зашитт выносятся следующие положения:
1. Наряду с первичными, физиологическими характеристиками цвета <тон, светлота, насыщенность) важным фактором восприятия цветных изображений являются вторичные цветовые качества: цветовая масса, интенсивность, теплохолодность, удаленность, чистота и предметность-светимость, образующие полный базис системы психологических цветовых признаков;
2. Физиологическое и психологическое пространства цветораз-личения взаимосвязаны. Отображение первого во второе носит, как правило, однозначный характер, описываемый эмпирическими зависи-ыоотяш.
3. Особое место в ряду вторичных качеств занимает теплохолодность - единственное вторичное цветовое ощущение, непосредственно связанное со спектральными параметрами цвета. Оно устойчиво к нарушениям цветоразличлтельной чувствительности и является дублирующим механизмом реагирования на цветовые стимулы.
4. Цвет оказывает направленное действие на психическое сос-^ тоянне человехса. Существует определенное соответствие невду пространством цветовых стимулов п пространством психических состояний. Последовательная цветовая стимуляция вызывает песпецифичео-кув реакции в вида изменения активации трех подсистем эмоционального реагирования мозга: энергетической, информационной и про-странствонпо—врвиокной.
5. Любое эмоциональное перекивание моано передать в характерном цветовом образе - цветовой гакме определенной эмоциональной направленности. Возможно формализованное описание цветовых гамм на основа ограниченного набора первичных и вторичных интегральных параметров (светлота, хроматичкость, контрастность, уровни эмоциональной-активации и др.), с помощью которого можно оценивать и сравнивать цветовые гаммы по критериям физиологической оптимальности, эмоциональной направленности и цветовой гармонии.
Атэобашя работы. Основные результаты проведенного исследо-
вания докладывались на 17 Всесоюзной конференции по инженерной психологии (Ленинград, 1989), обсуждены и одобрены на заседании кафедры инженерной психологии Ленинградского университета.
Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 7 печатных работах.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и приложений. Содержание работы изложено на 186 страницах, иллюстрировано - 20 рисунками я двумя таблицами.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Одной из первых и главных задач психологии восприятия цвета можно назвать задачу изучения топологии и метрики психологического пространства цветовых образов и их классификацию. Для обозначения экранных ЦЕетов в машинной графике удобно использовать систему классификации, связанную с первичными, физиологическими цветовыми ощущениями (тон, светлота, насыщенность), на основе которых наблюдатель различает и вдентифицирует цветовые оттенки. Эти особенности зрения учтены в системе экранных цветов ТСН. Цветовое тело ТСН имеет два модификации - в виде двойного пести-гралного конуса и в виде полутора и построено на трех координатных осях: красно-зеленой /?6 , сине-аелтойУВ, и светлоты £ , связанных с аппаратно-завиелмой цветовой системой эмпирическими формулами пересчета.
Наименее изученным в психологии цветовосприятия остается вопрос о вторичных качествах цвота или цветовых синестезиях и той роли, которую они играют в восприятии цветов и цветосочета-ний. Анализ искусствоведческой литературы, анкетирование и беседы с художниками позволили установить круг вторичных цветовых качеств, наиболее активно воздействующих на эмоционально-эстетическую оценку произведений изобразительного искусства. К ним относятся: I) теплохолодность цвета - вторичное цветовое качество, характеризующее ощущение собственной "температуры", нагретости цветового образца; 2) удаленность-цриближенность цвета - кажущееся выступанио-отступание цветового образца от картинной плоскости, результат внутримодальной связи цветового и пространственного зрения; 3) цветовая масса - визуальная оценка "количества" цвета в цветовом пятне, его плотности, "тяжести"; 4) интен-
сивность, сила цвета - сопутствующее цветовое ощущение, результат зрительной оценки степени видности, заметности, "активности" цветового стимула среди окружающего поля; 5) чистота цвета -- зрительная оценка степени присутствия в исходном основном цвете оттенка (красной, зеленом, желтом или синем) примесей других основных цветов; 6) предметность-светимость цвета - воспринимаемая степень светимости цветового стимула, имеет два крайних значения: предметный цвет, воспринимаемый как цвет поверхности не-лшинисцирующего, непрозрачного предмета; светоносный вдет, воспринимаемый как цвет диффузно рассеивающей объемной светящейся зоны. Выделенные вторичные цветовые качества образуют полный Завис системы психологических цветовых признаков, так как представляют энергетические, информационные, пространственные и временные свойства изучаемого объекта (В.А.Ганзен, 1984), и поэтому могут быть интерпретированы в ортогональную систему координат четырехмерного психологического пространства цветоразличения.
В соответствии с поставленными выше задачами на первом этапе диссертационной работы были проведены экспериментальные исследования, которые позволили установить статистически достоверные связи шкалированных оценок вторичных качеств с первичными параметрами экранных цветов и получить соответствующие эмпирические зависимости. Эксперименты проводились на автоматизированном исследовательском комплексе "Универсальное рабочее место оператора", В состав комплекса входили: управляющая ЭШ СМ-2; пульт испытуемого, оснащенный цветным студийным ТВ-ыонитором ВК42Ц51, контроллером графического модуля и выносными клавиатурами; пульт экспериментатора с алфавитно-цифровым дисплеем. Контроллер позволял формировать на экране монитора тестовые графические кадры с разрешением 256x255 точек и цветовой палитрой 4096 оттенков (16 градаций яркости на каждый канал RGB ). С помощью выносной клавиатуры испытуемые могли манипулировать цветовыми объектами на экране дисплея, перемещать их, изменять размеры и цвет.
В качестве испытуемых были привлечены 24 студента художественно-промышленного училища, один из которых оказался дихроматом, с нарушенной красно-зеленой различительной чувствительностью. Все эксперименты проводились в две серии. В первой - тестовые стимулы (всего 87 цветовых оттонков) предъявлялись на темном, незасвечен-ноы поле экрана, во второй - па белом (светло-сером) фоне.
В экспериментальной методике "Цветовая масса" испытуемые
оценивали визуальный вес тестового элемента, уравновешивая его с эталонным на рычажных "визуальных" весах. Величина массы определялась через отношение длен сбалансированных рычагов. Оказалось, что оценка визуальной массы слабо зависит от тона и насыщенности цвета, снижается обратнопропорционально его светлоте и линейно связана с угловым размером цветового стимула.
В методике "Теплохолодность" оценка тешюхолодности цветового образца производилась путем определения его позиции на шкале цветовых температур, полюсами которой била холодный ярко-синий и тешшй красно-оранзевый цвета. Обработка результатов оценок показала, что теплохолодность цветового оттенка представляет взвешенную' сумму температур его красной, синей и зеленой компонент (цветов свечения экранных люминофоров); она слабо зависит от светлоты и определяется, в основном, величиной а знаком аалто--синей координаты цвета. Особый интерес представляет факт, что испытуемый-дихромат не только показал нормальную чувствительность к тешюхолодности разных цветовых оттенков, но и использовал этот признак дая распознавания красно-зеленых цветов. Это дает основание утверздать, что теплохолодность представляет особый тип вторичных ощущений, непосредственно связанный со спектральными параметрами цвета и обладающий устойчивостью к нарушениям цветового зрения.
В методике "Интенсивность цвета" испытуемые подбирали размер цветового квадрата для центральной композиции. Смысл процедуры заключался в том, что более слабому цвету требуется большая площадь для сохранения силового влияния в поле картины, то есть интенсивность и шгощадь фигуры состоят в рецицрокном отношении. За оценку интенсивности принималась величина, обратная относительной площади цветового элемента. Анализ результатов построений показал, что интенсивность цвета монотонно растет с величиной его хроматического и светлотного контраста о фоном. При этом, в зависимости от доминирующего контраста, используются две стратегии оценки: по светлоте (светлотная интенсивность) шш по насыщенности (хроматическая-интенсивность). Вместе с тем возможен другой подход, объясняющий интенсивность как визуальную оценку общей контрастности фигуры и фона.
В методике "Цветовая удаленность" использовался прием соотнесения цветовой и линейной перспектив. На среднем плане трехмерной сцены помещался эталонный и тестовый прямоугольный объек-
ты. Испытуемый, двигая объекты друг относительно друга вперед (на себя) или назад, вглубь сцены, добивался положения, чтобы их цвета естественно подчеркивали дистанцию между ними. Величина цветовой удаленности оценивалалсь через относительное перспективное сокращение размеров элементов. Результаты эксперимента показали, что основным фактором, влияющим на визуальное приближение-удаление экранных цветов является светлота, в меньшей степени -
- цветовой тон. Различаются две стратегии в оценке удаленности: первая использует прямую цветовую перспективу (чем светлее, тем ближе), вторая - ориентируется на обратную (чем светлев, тем дальше). Прямая перспектива доминирует на черном фоне, на белом -
- обе стратегии равновероятны. При прямой стратегии наиболее приближенными считаются цвета светлые, насыщенные, близкие к красному, более удаленными - темные, слабонасыщенные и холодные.
В методике "Чистота цвета" оттенки сравнивались по чистоте методом прямых оценок различий по 100-балъной шкале. Анализ экс-, пертных оценок показал, что характеристика чистоты тесно коррелирует с насыщенностью оттенка и, представлял величину, отражающую информационную сложность оттенка, может быть описана энтропийной мерой на наборе его базовых компонент И ,6,6. Наибольшую оценку чистоты среди аппаратных цветов получил ярко синий (100$) как обладающий наибольшей абсолютной насыщенностью, затем красный (97£) и наименьшую - зеленый (89$).
В методике "Предметность-светимость" испытуемым предлагалось определить границы переходов "провал-предметность" и "предоет-ностъ-светимость" для красного, зеленого, синего, желтого и серого цветов на фонах разной светлоты. Изменяя яркость тестового цвета, они указывали его нижнюю и верхнюю граничную светлоту предметности. В результате было установлено, что границы предметности цветового стимула растут со светлотой фона, причем на темном фоне этот рост выражен слабо, на средне-сером - резко возрастает, а на светлом - стабилизируется и практически линеен. Граничная светлота зависит от насыщенности цвета (снижение насыщенности расширяет зону предметности) и варьирует в зависимости от тона, увеличиваясь от синего к красному, зеленому, желтому и достигая максимума у серых цветов. Критерий предметности особенно важен при выборе оттенков для раскраски экранных кадров, так как позволяет уберечь пользователя от слишком резких, утомительных для глаз яркостных контрастов и сохранить те же привычные цвето-
- II -
вые ощущения, что и при работе с бумажными носителями.
Проведенная дифференцировка испытуемых по вторичной цветовой чувствительности выявила три группы лиц с разным типом реагирования на цветовые стимулы: живописцы, графики и слабочувствительные. Первые два типа различает преимущественная чувствительность к хроматическим (живописцу) или светлотным (графики) изменениям в цвете. Это доказывает возможность разработки высокоточных методик диагностики вторичной чувствительности, например, для задач профотбора с повышенными требованиями к цвэтораз-личешш.
Содержанием второго этапа диссертационной работы стало изучение проблемы эмоционально-эстетического восприятия многоцветных изображений. Предложена гипотетическая модаль влияния цвета на эмоциональное состояние, согласно которой неспецифическое (эмоциональное) реагирование мозга на сенсорную стимуляция обеспечивают три функциональные системы: система генерализованного возбуждения-торможения (ретикулярная формация), система эмоционального напряжения-расслабления (гипоталамус) и система оценки удовлетворительности ситуации (гшшокамп). Первые две по природе реагирования являются энергетическими, последняя - информационной. В системе возбуждения выделяется подсистема временного реагирования, связанная с ритмической активностью таламуса. Таким образом, эмоциональная реакция определяется энергетическими, информационными и пространственно-временными характеристиками стимула, представляя еще один пример целостности, системности психического отражения мира. Если в цветовом стимуле доминирует желтая компонента, то активируется центр возбуждения и тормозится центр торможения ретикулярной формации, если синяя - то, наоборот, активируется центр торможения и тормозится центр возбуждения. Если красная компонента цвета превышает зеленую - активируется центр напряжения (симпатический отдел гипоталамуса) и тормозится центр расслабления (парасимпатический отдел), если доминирует зеленая, то наступает обратная реакция. Выведены уравнения, позволяющие определить относительные уровни активации центров, исходя из цветовых координат стимула. Данная модель избирательной цветовой активации мозга объясняет многие эффекты интерсенсорного взаимодействия. Выдвинута гипотеза о том, что пространство психических состояний трехмерно и структурно схоже с пространством цветовых стимулов. При этом красно-зеленой коор-
динатой оси цвета соответствует шкала напряженности-расслабленности, аелто-синей оси - писала возбухценности-заторможенности, а с осью светлот связана третья, оценочная компонента эмоционального состояния. Любой оттенок в цветовом пространстве имеет коррес-поцдентную точку в пространстве психических состояний, любое воспринимаемое цветосочетание вызывает эмоциональную реакцию, которая представляется графом переходов в пространстве состояний. Такой подход позволяет рассматривать цветовую палитру изображений как обладающую определенным эмоциональным "содержанием", способным вызывать у наблюдателей схожую эмоциональную реакцшз.
Для выявления характеристик цветовых сочетаний, определяющих эмоционально-эстетическую оценку, был поставлен эксперимент на построение цветовых образов некоторых фундаментальных эмоций. Исследование проводилось о использованием тех же аппаратных средств и на там же контингенте испытуемых, что и изучение вторичных цветовых характеристик. В качество задания для проектирования использовался набор из 19 эмоций, составленный по классификации К.Изард (1960) и дополненный для повышения чувствительности методики полярными и "нулевыми" эмоциями, а такае одной эстетической эмоцией (гармония, красота). Испытуемым предлагалось составить на экране цветовую гашу в виде "линейки" из прямоугольных цветовых элементов, которая вызывала бы у них определенную эмоцию. По результатам проектирования рассчитывались первичные и вторичные характеристики цветовых элементов, а такте ряд интегральных параметров гаммы: средние, средневзвешенные уровни, среднеквадратичные отклонения (разбросы), средние контрасты по всем частным цветовым характеристикам; накопленные уровни возбуждения, торможения, напряжения и расслабления, характеризующие величину и направленность эмоционального воздействия гаммы. Корреляционный анализ полученных данных позволил определить минимально полный (базисный) набор интегральных параметров, в который вошли: I) от первичных качеств - средняя площадь (масштабность) элементов гаммы, средняя светлота и контрастность по светлоте, ароматичность (средние уровни красно-зеленой и сине-желтой цветовых координат) я ее контрастность; 2) от вторичных качеств -- средняя цветовая приближенность гаммы, ее рельефность, средняя температура и разброс гаммы по теплоте, средняя чистота и интенсивность; 3) четыре показателя эмоционального воздействия гашы.
В результате дихотомического кластерного анализа в простран-
ства параметров цветовых гамм было выявлено восемь групп родственных (по структуре цветового образа) эмоций: I) положительные ориентировочные эмоции (интерес, удивление); 2) эмоции эйфории (веселье); 3 и 4) отрицательные ориентировочные эмоции внешней (презрение, отвращение) и внутренней (раскаяние) направленности; 5 и 6) стенические (гнев) и астенические (горе, страх) эмоции неприятия; 7) эмоции сенсорного голода (скука, привычное); 8) эмоции физиологического и психологического комфорта (умиротворение, безмятежность). Было показано, что ведущими признаками различения цветовых образов эмоций являются средняя свотлота гаммы и соотношение уровней эмоциональных показателей. Светлота образа связана с оценочной компонентой эмоции. Положительные эмоции "окрашены" в более светлые тона, при этом чем экспрессивнее эмоция, тем светлее ее образ. Одним из условий эмоциональной выразительности цветовой гаммы является нарушение баланса уровней возбуждения и торможения, напряжения и разрешения. Наиболее сбалансированы цветовые образы эмоций комфорта, средний дисбаланс {1/1,Ъ - 1/2) наблюдается у положительных экспрессивных эмоций, резкий дисбаланс (1/3 - 1/10) - у эмоций отрицательных. Значительное доминирование возбуждения над торможением п напряжения над расслаблением наблюдается у эмоций веселья и гнева. Некоторое смещение в сторону напряженности и примерный баланс возбуждения-торможения характерен для ориентировочных эмоций. Низкие общие уровни активации при доминировании напряженности и заторможенности отличают эмоции горя и страха.
Значительный "вклад" в эмоциональную выразительность гаммы вносят вторичные цветовые качества. Теплохолодность связана с направлением (внутреннее - внешнее), динамикой и амплитудой эмоциональной экспрессии. Приближенность-удаленность коррелирует со степенью симпатии-антипатии субъекта к образу выражаемой эмоции-. Интенсивность цвета отражает общий уровень напряженности эмоционального состояния. Чистые цвета характерны для эмоций простых и однозначных по структуре и направленности. Цветовая масса связана с оценочной шкалой эмоции. Предметность-светимость - с состоянием внимания (предметнно цвета - концентрация, светящиеся - отключен-ность или рассеянность внимания).
Анализ цветовых образов эстетической эмоции показал, что чувство гармонии-красоты сопутствует положительным эмоциям. Эстетическая предрасположенность художника связана с типологическими
особенностями его психики и определяется его эмоциональными предпочтениями. Цветовые образы негативных эмоций характеризуются, как правило, нарушением тех или иных условий гармоничности. Был определен ряд требований к цветовой гармонии экранных изображений (уровень коэффициента общего тона, предпочтительные контрасты). Для основных корреляционных связей в структуре интегральных параметров гаммы были получены эмпирические зависимости, которые позволяют, выбрав тип эмоциональной направленности, рассчитать из одного показателя светлоты весь набор интегральных параметров гаммы и оцределить по ним характеристики отдельных цветовых элементов. Это дает возможность реализовать на практике метод цветового проектирования "от общего - к частному".
В завершении диссертационной работы рассмотрены прикладные вопросы цветового проектирования: определены общие требования к палитре экранных кадров на основе принципов функционального, физиологического и эмоционального соответствия; даны рекомендации по структуре цветовой гаммы и композиции экранных изображений, приведена методика расчета цветовых сочетаний для экранных кадроа
Полученные в исследованиях результаты позволяют сформулировать следующие основные выводы:
Вторичные цветовые качества однозначно определяются первичными параметрами цвета. При этом для каждого вторичного свойства выделяются одно-два первичных, влияющих на него в наивыспей степени. Для тешгохолодности - это цветовой тон, для цветовой массы - светлота, для удаленности - светлота и тон, для чистоты -. - насыщенность, для интенсивности - насыщенность и светлота. Все взаимосвязи описываются эмпирическими формулами.
2. При нарушениях цветоразличительной чувствительности сохраняется способность к дифференцировке цветов по теплохолодно-
• сти. Учитывая при этом, что факторами, определяющими оценку те-плохолодаости являются не физиологические (как у остальных вторичных качеств), а психофизические и спектральные параметры цвета, следует признать существование автономного афферентного канала температурной чувствительности в зрительной системе.
3. Равносветлые зеленый и серый цвета обладают сходными вторичными характеристиками, что свидетельствует о психологической "пассивности", ишггральностп зеленого цвета. Напряжение и "противоборство", рельефные перепада и температурные контрасты в цветных изображениях создают, в основном, отнояеши крас-
них и синих оттенков. Это необходимо учитывать при выборе цветов для кодирования информационных объектов.
4. Экспериментально установленные границы предметности экранных цветов определяют зону допустимой светлоты цветовых оттенков на фонах разной яркости, необходимую для поддержания условий зрительного комфорта при работе с дисплеем.
5. Выявленные базисные наборы первичных и вторичных интегральных цветовых параметров гаммы обладают системной полнотой, тал как отражают все аспекты воздействия1 цветовой стимуляции на существуйте подсистем; эмоционального реагирования мозга, и являются эффективным средством формализованного описания и оценки цветовых гамм любого содержания.
6. Предлагаемая дихотомическая классификация цветовых обрп-зов эмоций позволяет идентифицировать цветовые гаммы по их эмоциональной направленности и мажет применяться для обоснования выбора цветовой палитры ээданных изображений. Для информационных л рекламных кадров предпочтительны цветовые образы эмоций интереса .и удивления, для кадров реабилитационного назначения - эмоций покоя и безмятежности.
7. Полученные эмпирические соотношения для основных интегральных параметров гаммы - светлоты, ароматичности, масштабности, контрастности л насыщенности - устанавливают условия гармонизации цветовых сочетаний в широких пределах эмоциональной выразительности. Разработанная на этой основе методика расчета цветовой палитры экранных изображений позволяет алгоритмизировать процессы цветового проектирования в малинной графике.
Расмотрошше в диссертационной работе проблеш представляют несомненный интерес для перспективных теоретических и экспериментальных научных исследований. В теоретическом плане требуот дальнейшей разработки п уточнения гипотеза воздействия цвета на пси-хзгческоо состояние л обратного воздействия состояний на цветовое восприятие (пороги, предпочтения). Эти исследования могут стать научной основой цвотодиагностики функциональных состояний и цве-тотерапии.
Особо актуальными представляются экспериментальные исследования воздействия цвотодиначических изображений на физиологическое и психическое состояние человека. Одним из прикладных направлений таких исследований может стать создание адаптивных цвето-динамических программ психотерапевтического воздействия для лече-
- 16 -
ни% психических и соматических растройств.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. О формализации некоторых свойств художественной композиции при проектировании изображений на экранах ТВ-дисплеев//7Ш Симпозиум по проблеме избыточности в информационных системах. -- Тезисы докл., ч.б. - Л., 1983. - С. 85-87.
2. Вопросы композиционного построения визуальных форм отображения для операторов информационно-вычислительных комплексов //Специализированные информационно-вычислительные комплексы. Сб. научп. трудов ЛИШ, вып.180 - Л., 1986. - С. 19-25.'
3. Проблемы цветового кодирования изображений в задачах учебного графического диалога//Обобщение передового опыта и совершенствование основных направлений комплексной программы ЩШС. - Тезисы докл; научно-ыетод. конф. - Л., 1987. - С. 27.
4. Естественная система экранных цветов для графических дисплеев/ДХ Симпозиум по проблеме избыточности в инфорыацион-пшс системах. - Тезисы докл., ч.4. - Л., 1989. - С. 25-28;
5. Равноконтрастная система ТСН для растровых дисплеев и ее применение в машинной графике//Зовременная наука о цвете и проблемы цветового проектирования. - M., 1989. - С. 41-44.
■ 6. Исследование вторичных цветовых качеств//Вестй. Ленинградского ун-та: Сер 6, 1989. Вып. 4 (й 27). - С. 96-98.
7. Проблемы цветового проектирования дисплейных изображений/проблемы инженерной психологии. - Материалы У11 Всесоюзн. конф. по инк. психологии - Л., 1990. - С. 139.