автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков
- Автор научной работы
- Байсонгуров, Ибрагим Байсонгурович
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Ярославль
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.05
Автореферат диссертации по теме "Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков"
На правах рукописи
БАЙСОНГУРОВ Ибрагим Байсонгурович
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КУМЫКОВ
Специальность 19.00.05 - социальная психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Ярославль - 2005
Работа выполнена на кафедре социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.
Научный руководитель -
доктор психологических наук, профессор Козлов Владимир Васильевич
Официальные оппоненты:
доктор психологических наук, профессор Фетискин Николай Петрович
кандидат психологических наук, доцент Конева Елена Витальевна
Ведущая организация
Ставропольский государственный университет
Защита состоится 30 июня 2005 г. в 14-00 часов на заседании диссертационного Совета Д. 212.002.02 в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова по адресу: 150057, г. Ярославль, проезд Матросо-ва,д. 9.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ЯрГУ.
Автореферат разослан «_» мая 2005 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
Клюева Н.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Этническая идентичность и ее психологические составляющие в последние годы интенсивно исследуется на разных уровнях, причин тому несколько: во-первых, в процессе выделения республик из состава СССР после его схода с политической и административной арены немедленно активизировались агрессивные настроения, выразившиеся в военных столкновениях (Грузия, Абхазия, Осетия, Приднестровье и др.), которые латентно продолжаются до настоящего времени; во-вторых, рост интереса к этнической идентичности, выражающийся в крайних взглядах, является искусственно конструируемым, опирающимся не на исторически обусловленные факты и события, а на отдельные явления, чаще всего, эмоционального плана; в-третьих, современная идентичность с определенными психологическими признаками конкретного этноса формировалась беспрерывно, поэтому в социальной психологии не имеет значения, какие это были условия, поскольку такой анфас - арена политических исследований, где возможны сослагательные наклонения.
Психологические признаки этнической принадлежности тех или иных национальностей, составлявших огромный Советский Союз, характеризовались тем, что большинство людей чувствовали себя защищенными в социальном, правовом и других планах. Во всяком случае, даже если это и противоречило личному убеждению отдельных представителей этноса, правовое поле было таковым, что народ в целом не мог полностью идентифицировать себя с каким-либо этносом.
С распадом единой нравственно-ценностной и психологической платформы началась полоса социальной нестабильности, поэтому этнос начинает играть роль спасительного островка. Именно в этносе сохраняются психологические типы, культура, история. С этой точки зрения исследование психологических характеристик этнических особенностей, в частности, кумыков является своевременным и актуальным.
Теоретическая актуальность работы определяется недостаточной разработанностью психологических характеристик этнических особенностей кумыков, как одного из древнейших народов Кавказа: извест-
ные исследования не могут в полной мере ответить на данный вопрос, объяснить этнопсихологические феномены, проявившиеся в период смены ценностно-нормативной базы в обществе и государстве. В теоретическом поле, с одной стороны, наблюдается повышение интереса к эт-нопроблемам во всем их спектре, поэтому появилось множество статей и книг, в частности, конкретно по кумыкам; с другой — в большинстве исследований наблюдается политический акцент, что вполне объяснимо, но не может являться продуктивной базой для дальнейших этнопсихологических исследований.
В сущности, системный политический и экономический кризис определил не только позиции исследователей, но и проблемы в этнопсихологии, важнейшей из которых является проблема психологических характеристик представителей отдельных этносов.
Степень научной разработанности проблемы. Библиографический отдел по этническим проблемам очень велик; даже простое перечисление имен исследователей от М. Лацаруса, Г. Штейнталя и ранних исследователей до Б.Ф. Поршнева и множества современных - невозможно. Поэтому степень научной разработанности следует определять в психологическом разделе - исследованности процессов категоризации на «мы» и «они», социальной идентификации и социальной дифференциации, политизированности этнической идентичности и т.д.
В этом направлении речь может идти не столько о научной разработанности психологических проблем идентичности, сколько об адапти-рованности к российской тематике и национальным особенностям. По исследованиям кумыков в данном направлении прямо или косвенно касаются работы А. Акбиева, К.М. Алиева, В.Ф. Алиевой, А.-Г.С. Гаджие-ва, З.Г. Залибекова, А.И. Османова, и др. Психологические особенности этноса кумыков не исследовались.
Объект исследования - современные кумыки.
Предмет исследования - национально-психологические особенности кумыков, проявляющиеся в их поведении и деятельности, в повседневной жизни и общении.
Цель исследования - проследить онтогенез, психологические показатели и формы проявления этнических особенностей кумыков, показать их влияние на деятельность и поведение.
Основная гипотеза:
Психологические особенности кумыков формировались в длительном историческом процессе становления этноса под влиянием совокупности социально-экономических, политических и природных факторов.
Основная гипотеза конкретизировалась в частных:
1. Социально-экономические и политические факторы воздействуют на характеристики этноса кумыков и его культуру.
2. Индивидуальные различия в степени усвоения этнической культуры зависят от условий социализации и проявляются в эмоциональных особенностях, волевой активности, в структурах внутри этнического и межэтнического общения.
Цель и гипотезы определили задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ концепций этнического и национального формирования народов.
2. Определить доминантную совокупность факторов становления психологических особенностей кумыков.
3. Исследовать на этнопсихологическом уровне национальные особенности кумыков, их влияние и проявления в жизнедеятельности.
Методы исследования. Исходя из поставленных задач, в исследовании были использованы сравнительно-исторический и монографический методы, анализ статистических данных, беседа и наблюдение. Применялась также комплексная методика стандартного этнопсихологического исследования, в которой доминирующее место занимают теоретическое и практическое исследование идей и взглядов о национальной психологии народа (этноса) (проанализировано более 500 источников), представленных в исторической, этнографической, философской литературе, контент-анализ специальных научных источников, литературных произведений творчества кумыков (свыше 400 источников); беседы и интервью с кумыками, живущими в различных районах Дагестана и вне его (опрошено свыше 1500 человек).
Методологическую основу исследования составили:
в области единства психики и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.А. Мазилов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); системно-структурного и комплексного подходов к изучению личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.А Климов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова и др.) и изучения ценностных, смысложизненных ориентации, изучение самоактуализации личности (Б.Г. Ананьев, Л.Й. Анцыферова, К.А. Абульхано-ва-Славская, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Е.Ф. Рыбалко, М. Рокич и др.); принцип изучения динамической, функциональной структуры личности (В.В.Козлов, В.В. Новиков, К.К. Платонов); в области социальной психологии, психологии различных общностей и психологии поведения, этнопсихологии и других отраслей наук (Г.М. Андреева, Ю.В. Бромлей, Е.В. Конева, В.Г. Крысько, М.Н. Лебедева, В.В. Новиков, Б.Ф. Поршнев, В.Ф. Шевчук и др.).
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются, прежде всего, в постановке и решении проблем изменения психологических характеристик этнических особенностей, в частности, кумыков, а также в следующем:
- выявлены этнопсихологические особенности кумыков в постсоветское время;
- определены основные национально-психологические портреты современных кумыков;
- проведена социально-психологическая «привязка» к этническому портрету кумыков;
- определены этнические стереотипы кумыков, их ценностные ориентации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
выявленные закономерности дополняют общую теорию развития социальных общностей на уровне этносов. Кроме того:
1. Представленная сущностная характеристика национально-психологических особенностей кумыков дает возможность прогнозировать программы социальной работы в этом направлении.
2. Выявленные активные факторы формирования национальной психологии кумыков вносят практическую и теоретическую ясность в понимании проблем этнической психологии до и после вхождения в состав России и особенности религиозного сознания.
3. Впервые проведенное стандартное этнопсихологическое исследование кумыков позволит в дальнейших исследованиях ориентироваться на определенные закономерности, которые предполагались, но не были зафиксированы в исследованиях.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты легли в основу ряда социально-психологических комплексных программ по исследованию национального самосознания кумыков, в которые входят программы воспитания, образования, конфессиональные и др. Кроме того, результаты использованы в учебном процессе при чтении учебных курсов в университетах Дагестана, применяются в совершенствовании процесса межличностного общения кумыков с представителями других этносов Кавказа и России, в частности, кумыков и аварцев, кумыков и дагестанцев, кумыков и русских и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. Национальная психология развивается, существует и проявляется в виде социально-психологических характеристик национальных особенностей отдельных представителей и групп, которые следует обозначать как национально-психологические особенности.
2. Национально-психологические особенности входят в структуру национальной психологии в виде устойчивого признака нации. Национальный характер, национальное самосознание, национальное чувство и настроения, интересы, ориентации и традиции являются структурообразующими, а национально-психологические особенности -динамическими компонентами национальной психологии.
3. Национально-психологические особенности характеризуются следующими свойствами: невозможностью объединения общим показателем, интенсивным влиянием на характер функционирования других психологических явлений, устойчивость и консервативность, многообразие и др.
Апробация и внедрение полученных результатов. Результаты исследования обсуждались на кафедре социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, на совместном заседании кафедр «История Дагестана« и «Психология» Дагестанского государственного педагогического университета, на съездах и методологических семинарах Международной Академии психологических наук (2001-2005 гг.).
Достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями, применением адекватного предмету, целям и задачам апробированного методического инструментария, репрезентативностью и достаточным объемом выборки и неоднократной проверкой данных в течение длительного времени. Исследование проводилось с 2001 по 2004 гг. на территории Республики Дагестан.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы, включающего 130 наименований, из них на иностранном языке - 9. Объем текста диссертации— 124 машинописные страницы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется предмет, объект и цель. В соответствии с целью формулируются задачи по подтверждению выдвинутой гипотезы. Указаны методы проведения исследования и анализа полученных результатов. Сформулированы основные положения, выносимые на защиту, показана структура работы, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Методологические аспекты этнопсихологических исследований кумыков» представлено историко-этнографическое описание этноса в том виде, в каком оно было опубликовано в российской литературе в период с середины XIX до начале XXI вв. Показано, что в этносправках, данных более ста лет назад, и в современных, которые вытекают из отличающихся политических, военных, экономических условий, прослеживаются очевидные расхождения; между тем, что
предлагалось читателю в Российской Империи XIX в., и в настоящих условиях после распада Советского Союза, кумыкский народ испытал массовую миграцию в Османскую империю в ходе Крымской и Кавказской войн, особенно после их окончания в 1863-1864 гг., трудные десятилетия в составе СССР и испытывает сложный период поисков своего места в современной Российской Федерации. В научном понимании кумыки -один из коренных народов Дагестана. Этноним «кумыки» упоминается К. Птоломеем (II в. н. э.), в XII в. Махмуд Кашгарский упоминает племя кумыков и их князя под таким же именем, П. Карлини (XIII в.) и др. В различные исторические периоды предки кумыков, очевидно, входили в государственные объединения гуннов, савиров, барсилов, булгар, хазар, кыпчаков и др. Кумыки-наемники были в числе мамлюков в Египте (A.M. Аджиев, К.М. Алиев, С.Ш. Гаджиева). Несмотря на ограниченные сведения о давней истории кумыков, можно с уверенностью предположить, что психологические особенности кумыков вытекают из древней этноплатформы, а, значит, обладают устойчивостью, характерной для древних народов. В этом направлении имеются интересные исследования в самых различных направлениях. З.Г. Залибеков убежден, что «основой концепции условий формирования кумыкского этноса является равнинная территория, сухой и полупустынный климат и границы - на севере - Каспийское море, а на юге - горная зона. Северная часть региона... охватывает значительную часть территории, и получила название «Кумыкская равнина» (З.Г. Залибеков). По его мнению, важной этнической особенностью жизни кумыков являются сложившиеся в течение тысячелетий территориальные условия, компактная среда обитания. Кумыкская равнина шириной до 200 км в течение длительной истории развития характеризовалась естественно-этнической гомогенностью (однородностью), которая в последние несколько десятилетий катастрофически нарушилась за счет притока населения. В 1913 году на 1 га сельхозугодий приходилось 2 человека, а в 1993 году-более 10. Следовательно, нарушилось экологическое равновесие, естественная среда обитания кумыков изменилась. Соответственно, изменились и межнациональные от-
ношения, социокультурные показатели, а в совокупности - национальные импрессинги (определяющие признаки).
В главе проведен анализ понятия этнической идентичности. Показаны различные методологические подходы, согласно которым этнос -это реальная социальная группа, которая сложилась в ходе длительного исторического развития общества. Данное понимание этноса предполагает следующие постулаты:
- социально-экономические и политические факторы воздействуют на характеристики этноса и его культуру;
- индивидуальные различия в степени усвоения этнической культуры зависят от условий социализации (см. подробнее: Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, Б.А. Вяткин, А.Ф. Дашдамиров, А.Я. Зарипов, В.Ю. Хотинец и др.). Методологические разногласия наблюдаются в оценке механизмов формирования «обыденного сознания» в виде представлений, взглядов, норм поведения, привычек, которые не поддаются сознательному контролю и характеризуют поведенческую доктрину определенной этногруппы. По мнению Ю.Б. Бромлей, обыденное сознание формируется безотчетно в процессе стихийного воспитания, переносятся от старших к младшим в виде естественных образцов поведения и выражения эмоций в определенных ситуациях. А.Ф. Даш-дамиров уверен, что осознание национальной принадлежности происходит благодаря включению этнических особенностей макро- и микросреды в процессе социализации данной личности. Нормы поведения данной группы закрепляются в личности в форме установок. Национальная направленность отношения личности порождает восприимчивость к национальным традициям: индивидуальные различия в степени усвоения этнической культуры зависят от условий социализации. Национальная направленность отношения личности порождает восприимчивость к национальным традициям.
Представители символического интеракционизма (Г. Блумер, Л. Вирт, Т. Дастер, Р. Парк. Т. Шибутани) считают, что социальный контекст определяет этичность индивида, а этнические отношения - это
одна из форм социальных связей в процессе коллективного определения разнообразных ситуаций.
Инструментальное направление (Д. Белл, М. Бэнтон, М. Йенгер, А. Клэн, К. Митчелл, Ф. Мэйер, Д. Хоровиц, Дж. Окамура, Дж. Ротшильд, ПА Соснин, Е.Н. Степанов, В.А. Тишков, М.П. Фишер и др.) интересно тем, что этничность представляется как способ формирования определенной группы для осуществления общих целей на основе убеждений в том, что у них (представителей какой-то группы) есть общее происхождение, сходные антропологические признаки, единство культурных представлений. Этническая общность - это социальная конструкция, которая появляется в результате целенаправленных усилий интеллигенции, политиков для осуществления социального комфорта.
В целом, в исследованиях этносы рассматриваются как реальные и устойчивые социальные группы, у которых имеется общность происхождения и определенная культурная специфика, своеобразная «узнаваемость». Этничность формируется для того, чтобы распознавать «своих» * и «не своих», то есть родственных и враждебных общностей. Отсюда и вытекает надситуативный характер этничности (X. Айзенк, Р. Гамбино, Э. Грили, Л.Н. Гумилев, У. Коннер, Э. Стюарт).
В социальной психологии перечисленные методологические разногласия не имеют решающего значения, потому что этническая общность — это общность представлений о каких-либо этнообразующих признаках, но не сама по себе «культурная отличительность». С позиций социальной психологии под этносом следует понимать устойчивую реальную социальную группу людей, имеющую историю становления на определенной территории, и которые осознают себя ее членами на основе каких-либо этнодифференцирующих признаков (мифологичность, конфронтационность, двойственность, форма солидарности) (Р.Г. Абду-латипов, Г. Лебон, С. Лурье, Б.Ф. Поршнев, и др.).
Эти признаки определяют понимание общей культуры и истории, правила «внутреннего» и «внешнего» поведения, оппозиционность и враждебность по отношению к другим культурам, форму солидарности.
Социальная идентичность и этнические формы взаимодействия внутри группы - важнейшие теоретические основания для исследований психологических характеристик этносов. В связи с этим в главе представлен анализ различных концепций (Г. Тэджфел, Э. Эриксон и др.), хотя в исследовании не ставилась цель подробного анализа теорий и концепций, в которых так или иначе этнос и идентичность (личностная или этническая) являются объектом или предметом. Важно было показать, что данные понятия являются очень важными, определяющими для темы исследования в том смысле, что все исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой этническая идентичность находится под влиянием социокультурных условий.
В главе показано также, что важнейшие для социальной психологии такие понятия, как обычаи, нравы, традиции, привычки народов, этносов, этнических групп и отдельных людей являются важной составляющей этносов. В этом смысле важное место занимает давняя полемика причинно-факторного круга, определяющего поведение людей. Поэтому в главе представлен в сжатой форме анализ основных теоретических направлений - антропологических, биологических, психоаналитических и социальных теорий. Показано, что разнообразие морфологических и функциональных особенностей в современном человечестве чрезвычайно велико и характеризует отдельные популяции, этнические группы и расы. Это разнообразие является основным условием существования вида Homo sapiens, широко распространенного по все ойкумене, и следствием огромной индивидуальной, внутригруппо-вой и межгрупповой изменчивости.
В исследовании мы исходим из положения о том, что каждая нация обладает специфическими, свойственными только ей психическими чертами и свойствами, в совокупности определяющими психический склад нации и национального характера. Национальная психология существует в виде специфических качеств национального характера, национального самосознания, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек, проявляющихся в
форме национальных особенностей протекания психических процессов и состояний человека - представителя той или иной этнической общности, национальных особенностей взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, которые обычно принято называть национально-патриотическими особенностями. «Национально-психологические особенности» следует понимать подчиненными по отношению к понятию «психический склад нации», который является общим признаком. В этом смысле ориентации и традиции нации, национальный характер, национальное самосознание, чувства и настроения являются системообразующими компонентами, а национально-психологические особенности - это изменчивый, динамический компонент национальной психологии.
Таким образом, системообразующими компонентами психологии нации являются национальное самосознание, чувства и настроения, национальные интересы, национальный характер и традиции. Национальное самосознание - это способность этнической группы к самоотражению, а сознание - способность к отражению другого объекта. Национальное самосознание выражается во взглядах, мнениях, идеях, эмоциях, чувствах и настроениях и выражает определенные характеристики (содержание, уровень и особенности) представлений представителей нации о идентичности и отличиях от других общностей, о национальных ценностях и интересах, истории нации, ее современном состоянии и перспективах, месте нации в государстве, межнациональных и межгосударственных отношениях (В.Г. Крысько, Н.М. Лебедева, В.П. Левкович, В.В. Пименов, Б.Ф. Поршнев, Э.А. Саракуев и др.).
В данной работе исследовались национально-психологических особенности конкретного этноса - кумыки - и, поэтому, фиксировались специфические национально-психологические черты и психологические отделения или противопоставления на этой основе одной национальной общности другой: национальную самоидентификацию, представления об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках, самовосприятие и самоотношение, представление о национальном характере, этнический стереотип. Использовался материал Банка данных психологи-
ческих портретов народов России Русского географического общества XIX-XX вв. и современных исследований своеобразия и особенностей жизни, культуры, быта, традиций и психологии кумыков. Показано, что общая социально-психологическая характеристика кумыков, представленная более ста лет назад, не изменилась: кумыка следует принимать как «...рассудительного и наблюдательного, со строгими понятиями о чести и верности данному слову, отзывчивого к чужому горю, любящего свой край, склонного к созерцанию и философским размышлениям, но умеющего и повеселиться с товарищами. Как народ более культурный, кумыки всегда пользовались большим влиянием на соседние племена» (Энцикл. Брокгаз и Ефрон). Библиографический анализ показал, что в различных этнопсихологических исследованиях подчеркивается важное место кумыков среди народов Дагестана и их высокий интеллектуальный уровень.
Исследовано национальное самосознание кумыков - особый феномен, объединяющий, формирующий и закрепляющий системообразующие и динамические компоненты национальной психологии. В связи с этим, исследованы взгляды, мнения, идеи, эмоции, и настроения этноса и на этой основе определены содержание, уровень и особенности представлений о идентичности и отличиях от других общностей, национальных ценностях и интересах, истории нации, ее современном состоянии и перспективах, месте нации в федеративном государстве. В исследовании мы исходили из того, что с социально-психологических позиций национальное самосознание - это способность этнической группы к самоотражению, а этническое сознание - система взглядов, идей, представлений этнической группы, возникшей на основе взаимодействия с другой этнической группой и отражающей ее знание о них, отношение к ним и форму самовыделения своей этнической группы (В.П. Левкович и Н.Г. Панкова, Б.Ф. Поршнев и др.). Этническое сознание и национальное самосознание - явления однопорядковые, но не являются тождественными. Этническое сознание, как феномен, отражает способность этниче-
ской группы («МЫ») выделять себя из окружающих ее других этнических групп («ОНИ») и противопоставлять себя им.
Национальное самосознание - это национально-психологические особенности конкретного этноса, потому что основной его функцией является фиксация специфических национально-психологических черт и психологического отделения или противопоставления на этой основе одной национальной общности другой. В связи с этим, в исследовании определена его структура, включающая в себя такие компоненты, как национальная самоидентификация, представления об этноконсолиди-рующих и этнодифференцирующих признаках, самовосприятие и самоотношение, представление о национальном характере, этнический стереотип. Кроме того, определены также показатели: стремление к неформальному общению с представителями своей национальности, направленность социальной перцепции, стремление соответствовать национально-культурному стандарту и социальным нормам, привязанность к профессиональным формам национальной культуры и языку, интерес к истории своего народа и др.
Показано, что в национальном самосознании выделяются рациональные компоненты (собственно осознание своей принадлежности к нации) и эмоциональные (сопереживание своего единства с другими членами социально-этнической общности). Но ключевым элементов национального самосознания является идентификация человека с определенной этнической группой, в результате которой формируется этническая идентичность в наиболее общем смысле, которую следует понимать как самоотождествление с этнической группой. Этническая идентичность определяется по нескольким объективным и субъективным признакам, общим для представителей конкретного этноса: общность происхождения членов этноса - общность географического или государственного происхождения, культурные традиции (нормы поведения, художественная культура), религия, язык. Исходя из этого, у индивида формируется представление о том, что данная этническая общность является единственной, с которой у него есть общие предки. Опираясь на
первостепенность общего происхождения, индивид строит свои предположения, основываясь на разделении индивидуальных характеристик или разделении с группой ее социокультурного опыта. В то же время, интенсивность проявления национального самосознания у представителей этноса неодинакова. Дети, частично или полностью, национальным самосознанием не обладают. У взрослых оно ослаблено в тех случаях, если они не имеют контактов с представителями других этносов. Сельские жители подтверждают это положение; у них преобладает локальное или региональное самосознание.
В исследовании рассмотрены психологические аспекты нормативности, в связи с этим показано, что национальное самосознание вытекает из нормативной базы, в рамках которой развивается этнос. Выяснено, что установки национального самосознания часто не совпадают с тем, что есть на самом деле, и эти искажения иногда принимают опасные формы. В отношениях с другими нациями национальное самосознание формируется положительным, если с ними длительное время были отношения сотрудничества, по отношению друг к другу вырабатывалась положительная установка, предполагающая терпимость к национальным особенностям. Отдаленные этносы установок друг к другу не имеют, точнее, они не выражены, нейтральные. Если народы длительное время находились друг с другом в состоянии вражды, национальное самосознание становится отрицательным в разной степени. Анализ исследовательской литературы показывает широкую гамму этнических установок: поляки ненавидят немцев, те отвечают взаимностью и, в свою очередь, пренебрегают обществом турок. Французы не любят североамериканцев, русские и украинцы недолюбливают азербайджанцев. Наиболее отвергаемой народностью в Европе являются цыгане, их активно не любят большинство чехов, венгров, немцев и испанцев. При этом разница в образовании респондентов, имущественное, классовое положение не играет существенной роли. Эти отношения определены историческими факторами и прочно вошли в сознание и установки. Следовательно, национальные установки и стереотипы являются частью национальной психо-
логии (Ю.В. Юромлей, В.Г. Крысько и др.). Представитель конкретной национальной общности мыслит, чувствует и действует так, как ему диктуют национальные традиции, нормы и правила поведения.
В главе представлен анализ наиболее часто применяемых методов исследования психологических характеристик этнических особенностей. Это вызвано тем, что такие исследования очень сложные по многим параметрам, среди которых наиболее значимым является модификация всех известных в психологии методов. Например, совершенно недопустим лабораторный эксперимент, а метод беседы иногда сильно отличается, в зависимости от этнических особенностей исследуемой группы, поэтому сравнение результатов беседы часто представляет большие трудности. Беседа является очень тонким инструментов исследователя, потому что мнения разных социальных групп одной и той же национальности резко могут отличаться. Мнение предпринимателя о национально-психологических особенностях населения совсем не одно и то же, что мнение ученого, рабочего. Система строго определенных межличностных отношений не позволяет усреднять мнения. Наиболее важными методами являются наблюдение, эксперимент (ассоциативный и естественный), контент-анализ, опрос, обобщение результатов деятельности, беседа. В зависимости от задач в программах применяются и другие методы, но они уточняют, дополняют, помогают систематизировать. Опрос в изучении национально-психологических особенностей применяется в среде этносов наиболее часто, но следует учитывать, о чем охотно говорят и что скрывают представители разных этносов. Например, американцы готовы, чаще всего, вести разговор о работе, здоровье, деньгах, спорте, о текущих событиях в стране и за рубежом. Англичане реже говорят в свободное время о работе. Японцы не говорят открыто о сексе и т.д.
В этнической психологии метод наблюдения чаще всего является нолевым, то есть проводимым в естественных условиях. При изучении психологии представителей определенной национальности особенно ценны результаты первых дней, недель или месяцев пребывания в стра-
не, отдельном этносе. Это объясняется тем, что человек в период адаптации более чутко и тонко улавливает различия в поведении, традициях, обычаях. В дальнейшем, эта способность естественно ослабляется.
Особое место в этнопсихологии занимает естественный эксперимент. Для изучения характера отношений в этнической группе за рубежом достаточно широкое распространение получила методика «потерянных вещей». Все эти методики определяют поведение, действия и поступки, которые являются естественной реакцией на ситуации, искусственно созданные исследователями. К ним относятся методики исследования этнической толерантности личности, методики «множественной идентификации» и другие.
Контент-анализ в этнопсихологических исследованиях применяется достаточно часто, и представляет собой анализ и оценку содержащейся в документах, видеозаписях, радиопередачах, интервью и т.д. путем выделения в формализованном виде смысловых единиц информации и замера частоты и объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. Интервью в этнопсихологическом исследовании используется для первоначального знакомства с проблемой при изучении национально-психологических особенностей людей. Метод «подбора черт» и «свободного описания» часто применяется в этнопсихологических исследованиях; с помощью его определяются типичные характеристики национальной психологии. Метод изучения этнических стереотипов основывается на специальных методиках по исследованию устойчивых ценностных ориентации, установок, представлений (истинных или искаженных) об этнических общностях и психологии их представителей.
В главе акцентировано внимание на то, что использование отдельных методик в отрыве от других или вне связи с каким-то определенным комплексом методик дает немного, потому, что исследователи в таком случае фиксируют феномены, которые невозможно использовать, потому что нет сравнительных данных, подтверждений, нет системности. Поэтому этнопсихологическое исследование представляет собой доста-
точно широкую по объему программу с некоторым количеством методик.
Во второй главе диссертации «Эмпирическое исследование национально-психологических особенностей кумыков» уточнены и дополнены в стандартном этнопсихологическом прикладном исследовании общие положения о национально-психологических особенностях кумыков, истории, их жизни и деятельности, специфики поведения, традиций и нравов.
В связи с заявленным объектом и предметом исследования диагностировались и анализировались этнические стереотипы в национальном самосознании, потребностно-мотивационная сфера, ценностные ориентации и установки, национальные авто и гетеростереотипы кумыков, коммуникативно-поведенческие феномены. Исследование проводилось на территории Дагестана в период с 1999 по 2004 гг. Респондентами являлись жители г. Махачкала и Карабудахкентского и Каякентского районов Дагестана. В зависимости от национальной принадлежности была составлена выборочная совокупность респондентов с количественным составом их по республике: студенты и школьники кумыкской национальности 600 человек (30% от объема генеральной совокупности всех студентов); жители г. Махачкала (200 чел.), жители сельских районов республики (300 человек). Массив данных обрабатывался квалифицированными программистами, а интерпретация данных проводилась в русле сравнительно-сопоставительного анализа.
Исследование бинарности «МЫ - ОНИ», лежащее в основе национального самосознания и сформированности этнических стереотипов (авто- и гетеростереотипов) показало следующее: на вопрос о том, насколько народы Дагестана отделяют себя от других по своему характеру наиболее отождествляют себя с остальными народами республики лакцы (60%), наименее - чеченцы (9,3%). Кумыки отождествляют себя 39%. Это говорит, с одной стороны, о достаточно высокой самоидентификации, с другой - еще более высоком уровне принятии культуры окружающих народов, что совершенно справедливо по отношению к народу
с высокой этнической «пластичностью». Исследование автостереотипов представителей народов Дагестана показало интересную закономерность: из 14 предложенных качеств (храбрость, честность, трудолюбие, гостеприимность, культуру, умение дружить, гордость, патриотичность, свободолюбие, соблюдение обычаев, терпеливость по отношению к другим национальностям, справедливость, ум, сплоченность) кумыки очень сдержанно отметили 13 с положительным (7 - с абсолютным) знаком (среди них гостеприимность отметили 62,5%) и одно качество (гордость) отметили отрицательно. Это говорит о том, что национальная самооценка кумыков характеризуется отсутствием выпячивания положительных качеств своего народа и самокритичность.
Исследование показало, что основное содержание автостереотипа кумыка включает такие положительные характеристики, как уважение старших, незлобивый характер, рассудительность и т.д. В принципе, психологические характеристики конца XIX в. не изменились, что говорит об устойчивости этноса. В то же время, кумыки самокритичны; отмечают разрозненность, отход от традиций, слабую сплоченность и др. Но следует отметить, что почти все исследователи отмечают схожие черты и у других этносов Дагестана, что говорит об общей тенденции.
Одним из индикаторов национального самосознания кумыков является положение национального языка в этнической среде. У кумыков сильно выражено двуязычие: только 60% отметили, что они с разной степенью готовности говорят, пишут и читают на родном языке, 21% -понимают и могут объясниться, а 19% родной язык не знают. Причин этому положению несколько, но главными среди них являются многонациональный состав населения республики Дагестан и наличие единого языка общения, установка на изучение русского как социально более желательного и необходимого и др. Двуязычие проявляется не только в сфере межнациональных, но и внутринациональных контактов: только 3,1% кумыков говорят дома только на родном языке, 33% говорят на родном и русском языке, остальные - в основном на русском языке. Таким образом, состояние национального языка кумыков показывает, что
сфера, интенсивность и частота его использования протекает в контексте двуязычия, но отношение к национальному языку не меняется, он по-прежнему остается родным и близким. Здесь наблюдается неосознанная (опосредованная) стадия развития двуязычия: психологический акцент на осознанном уровне направлен на родной язык, а ориентация на уровне речевого поведения на другой язык, который не совпадает с родным. Следовательно, кумыки проявляют тенденцию к двуязычию (национальный и русский языки) и у них наблюдается рассогласование проективного и реального языкового и речевого поведения.
Исследование национальной самоидентификации кумыков показало следующее: основными этнодифференцирующими признаками кумыки отмечают (в порядке значимости) язык, традиции и обычаи, особенности поведения, черты характера, внешний вид и религию.
Ценностные ориентации и установки кумыков принципиально отличаются от других этносов тем, что они проявляют повышенный интерес к истории своего народа, легко называют основные исторические события, в ряду предпочитаемой литературы, прежде всего, называют книги об истории. Это «особая историческая идентификация», которая является функцией осознания прошлых и нынешних исторических событий, основанных на общности истории, это пример «чувства общности».
Результаты исследования социальных ценностей кумыков показали, что в ранжированном ряду терминальных ценностей первое место занимает «здоровье», на втором - «верные друзья», далее - «уверенность в себе» и др. Среди инструментальных ценностей: «честность», «воспитанность», «образованность» и др.
В заключении диссертации обобщены и представлены в более широком научном контексте результаты проведенного исследования, сформулированы основные выводы:
1. Национальная психология этноса развивается, существует и проявляется в виде определенных социально-психологических характеристик национальных особенностей отдельных представителей и групп, которые обозначаются как национально-психологические особенности.
2. Структурообразующими компонентами национальной психологии являются национальный характер, национальное самосознание, национальное чувство и настроения, интересы, ориентации и традиции, в то время как к динамическим компонентам относятся национально -психологические особенности.
3. Национально-психологические особенности кумыков формировались в длительном историческом процессе становления этноса, поэтому, как и у любого древнего народа, характеризуются рядом показателей: выносливостью, стойкостью в достижении поставленных целей, настойчивостью, способностью «ждать» и переносить большие трудности, сплоченностью, чувством единой национальной принадлежности.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Байсонгуров И,Б., Муцалханов М.С. Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация школьников Дагестана: история и современность (историография проблемы) // История и география Дагестана: Труды преподавателей. Махачкала, 1996. С. 10-14.
2. Байсонгуров И.Б. Формирование профессиональной карьеры школьников // Инновационные и обучающие технологии в вузе и школе. Махачкала, 1999. С. 72-74.
3. Байсонгуров И.Б. Влияние факторов принятия решений на профессиональное самоопределение личности // Тезисы докладов научной сессии преподавателей и сотрудников Даггоспедуниверситета. Махачкала, 2004. Вып. VIII. Ч. 1. С. 18-20.
4. Байсонгуров И.Б. Кумыки: психологическая характеристика этноса // Сб. научных трудов молодых ученых «Научное обозрение». Махачкала: ДНЦ РАН, 2005. С. 25-30.
5. Байсонгуров И.Б. Проблема этнической идентичности в современной психологии // Сб. научных трудов молодых ученых «Научное обозрение». Махачкала: ДНЦ РАН, 2005. С. 18-21.
Формат 60x84 1/16 Усл. печ. л. -1,0. Тираж 100 экз.
Отпечатано на ризографе МАПН Ярославль, проезд Матросова, 9. Оф. 206. Телефон (0852) 47-86-66
/ ^ \
п июлщ
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Байсонгуров, Ибрагим Байсонгурович, 2005 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КУМЫКОВ.
1.1. Определение этноса и историческая справка.
1.2. Этническая идентичность.
1.3 л Детерминация и процесс формирования психологических особенностей кумыков.
1.4. Общие вопросы технологии исследования психологических характеристик этносов.
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КУМЫКОВ.
2.1. Программа исследования национально-психологических особенностей кумыков.
2.2. Анализ результатов исследования национально-психологических особенностей кумыков.
Введение диссертации по психологии, на тему "Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков"
Актуальность исследования. Этническая идентичность и ее психологические составляющие в последние годы интенсивно исследуется на разных уровнях, причин тому несколько: во-первых, в процессе выделения республик из состава СССР после его схода с политической и административной арены немедленно активизировались агрессивные настроения, выразившиеся в военных столкновениях (Грузия, Абхазия, Осетия, Приднестровье и др.), которые латентно продолжаются до настоящего времени; во-вторых, рост интереса к этнической идентичности, выражающийся в крайних взглядах, является искусственно конструируемым, опирающимся не на исторически обусловленные факты и события, а на отдельные явления, чаще всего, эмоционального плана; в-третьих, современная идентичность с определенными психологическими признаками конкретного этноса формировалась беспрерывно, поэтому в социальной психологии не имеет значения, какие это были условия, поскольку такой анфас - арена политических исследований, где возможны сослагательные наклонения.
Психологические признаки этнической принадлежности тех или иных национальностей, составлявших огромный Советский Союз, характеризовались тем, что большинство людей чувствовали себя защищенными в социальном, правовом и других планах. Во всяком случае, даже если это и противоречило личному убеждению отдельных представителей этноса, правовое поле было таковым, что народ в целом не мог полностью идентифицировать себя с каким-либо этносом.
С распадом единой нравственно-ценностной и психологической платформы началась полоса социальной нестабильности, поэтому этнос начинает играть роль спасительного островка. Именно в этносе сохраняются психологические типы, культура, история. С этой точки зрения исследование психологических характеристик этнических особенностей, в частности, кумыков является своевременным и актуальным.
Теоретическая актуальность работы определяется недостаточной разработанностью психологических характеристик этнических особенностей кумыков, как одного из древнейших народов Кавказа: известные исследования не могут в полной мере ответить на данный вопрос, объяснить этнопсихологические феномены, проявившиеся в период смены ценностно-нормативной базы в обществе и государстве. В теоретическом поле, с одной стороны, наблюдается повышение интереса к этнопроблемам во всем их спектре, поэтому появилось множество статей и книг, в частности, конкретно по кумыкам; с другой - в большинстве исследований наблюдается политический акцент, что вполне объяснимо, но не может являться продуктивной базой для дальнейших этнопсихологических исследований.
В сущности, системный политический и экономический кризис определил не только позиции исследователей, но и проблемы в этнопсихологии, важнейшей из которых является проблема психологических характеристик представителей отдельных этносов.
Степень научной разработанности проблемы. Библиографический отдел по этническим проблемам очень велик; даже простое перечисление имен исследователей от М. Лацаруса, Г. Штейнталя и ранних исследователей до Б.Ф. Поршнева и множества современных - невозможно. Поэтому степень научной разработанности следует определять в психологическом разделе -исследованности процессов категоризации на «мы» и «они», социальной идентификации и социальной дифференциации, политизированности этнической идентичности и т.д.
В этом направлении речь может идти не столько о научной разработанности психологических проблем идентичности, сколько об адаптированности к российской тематике и национальным особенностям. По исследованиям кумыков в данном направлении прямо или косвенно касаются работы А. Акбиева, K.M. Алиева, В.Ф. Алиевой, А. - Г.С. Гаджиева, З.Г. Залибекова, А.И. Османова, и др. Психологические особенности этноса кумыков не исследовались.
Объект исследования - современные кумыки.
Предмет исследования - национально-психологические особенности кумыков, проявляющиеся в их поведении и деятельности, в повседневной жизни и общении.
Цель исследования - проследить онтогенез, психологические показатели и формы проявления этнических особенностей кумыков, показать их влияние на деятельность и поведение.
Основная гипотеза:
Психологические особенности кумыков формировались в длительном историческом процессе становления этноса под влиянием совокупности социально-экономических, политических и природных факторов.
Основная гипотеза конкретизировалась в частных:
1. Социально-экономические и политические факторы воздействуют на характеристики этноса кумыков и его культуру.
2. Индивидуальные различия в степени усвоения этнической культуры зависят от условий социализации и проявляются в эмоциональных особенностях, волевой активности, в структурах внутри этнического и межэтнического общения.
Цель и гипотезы определили задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ концепций этнического и национального формирования народов.
2. Определить доминантную совокупность факторов становления психологических особенностей кумыков.
3. Исследовать на этнопсихологическом уровне национальные особенности кумыков, их влияние и проявления в жизнедеятельности.
Методы исследования. Исходя из поставленных задач, в исследовании были использованы сравнительно-исторический и монографический методы, анализ статистических данных, беседа и наблюдение. Применялась также комплексная методика стандартного этнопсихологического исследования, в которой доминирующее место занимают теоретическое и практическое исследование идей и взглядов о национальной психологии народа (этноса) (проанализировано более 500 источников), представленных в исторической, этнографической, философской литературе, контент-анализ специальных научных источников, литературных произведений творчества кумыков (свыше 400 источников); беседы и интервью с кумыками, живущими в различных районах Дагестана и вне его (опрошено свыше 1500 человек). Методологическую основу исследования составили: в области единства психики и деятельности (К.А. Абульханова-Слав-ская, Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, В.П. Зинченко, A.B. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.А. Мазилов, В.Н. Мясищев, C.JL Рубинштейн и др.); системно-структурного и комплексного подходов к изучению личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, К.К. Платонов, C.JL Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова и др.) и изучения ценностных, смысложизненных ориентаций, изучение самоактуализации личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Е.Ф. Рыбалко, М. Рокич и др.); принцип изучения динамической, функциональной структуры личности (В.В.Козлов, В.В. Новиков, К.К. Платонов); в области социальной психологии, психологии различных общностей и психологии поведения, этнопсихологии и других отраслей наук (Г.М. Андреева, Ю.В. Бромлей, Е.В. Конева, В.Г. Крысько, М.Н. Лебедева, В.В. Новиков, Б.Ф. Поршнев, В.Ф. Шевчук и др.).
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются, прежде всего, в постановке и решении проблем изменения психологических характеристик этнических особенностей, в частности, кумыков, а также в следующем:
- выявлены этнопсихологические особенности кумыков в постсоветское время;
- определены основные национально-психологические портреты современных кумыков;
- проведена социально-психологическая «привязка» к этническому портрету кумыков;
- определены этнические стереотипы кумыков, их ценностные ориентации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные закономерности дополняют общую теорию развития социальных общностей на уровне этносов. Кроме того:
1. Представленная сущностная характеристика национально-психологических особенностей кумыков дает возможность прогнозировать программы социальной работы в этом направлении.
2. Выявленные активные факторы формирования национальной психологии кумыков вносят практическую и теоретическую ясность в понимании проблем этнической психологии до и после вхождения в состав России и особенности религиозного сознания.
3. Впервые проведенное стандартное этнопсихологическое исследование кумыков позволит в дальнейших исследованиях ориентироваться на определенные закономерности, которые предполагались, но не были зафиксированы в исследованиях.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты легли в основу ряда социально-психологических комплексных программ по исследованию национального самосознания кумыков, в которые входят про граммы воспитания, образования, конфессиональные и др. Кроме того, результаты использованы в учебном процессе при чтении учебных курсов в университетах Дагестана, применяются в совершенствовании процесса межличностного общения кумыков с представителями других этносов Кавказа и России, в частности, кумыков и аварцев, кумыков и дагестанцев, кумыков и русских и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. Национальная психология развивается, существует и проявляется в виде социально-психологических характеристик национальных особенностей отдельных представителей и групп, которые следует обозначать как национально-психологические особенности.
2. Национально-психологические особенности входят в структуру национальной психологии в виде устойчивого признака нации. Национальный характер, национальное самосознание, национальное чувство и настроения, интересы, ориентации и традиции являются структурообразующими, а национально-психологические особенности - динамическими компонентами национальной психологии.
3. Национально-психологические особенности характеризуются следующими свойствами: невозможностью объединения общим показателем, интенсивным влиянием на характер функционирования других психологических явлений, устойчивость и консервативность, многообразие и др.
Апробация и внедрение полученных результатов. Результаты исследования обсуждались на кафедре социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, на совместном заседании кафедр «История Дагестана« и «Психология» Дагестанского государственного педагогического университета, на съездах и методологических семинарах Международной Академии психологических наук (2001-2005 гг.).
Достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями, применением адекватного предмету, целям и задачам апробированного методического инструментария, репрезентативностью и достаточным объемом выборки и неоднократной проверкой данных в течение длительного времени. Исследование проводилось с 2001 по 2004 гг. на территории Республики Дагестан.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы, включающего 130 наименований, из них на иностранном языке - 9.
Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"
6. Результаты исследования социальных ценностей кумыков показали, что в ранжированном ряду терминальных ценностей первое место занимает «здоровье», на втором - «верные друзья», далее - «уверенность в себе» и др. Среди инструментальных ценностей: «честность», «воспитанность», «образованность» и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Национальная психология этноса развивается, существует и проявляется в виде определенных социально-психологических характеристик национальных особенностей отдельных представителей и групп, которые обозначаются как национально-психологические особенности. Понятие «национально-психологические особенности» является подчиненным к общему признаку нации.
2. Структурообразующими компонентами национальной психологии являются национальный характер, национальное самосознание, национальное чувство и настроения, интересы, ориентации и традиции, в то время как к динамическими компонентами относятся национально-психологические особенности.
3. Национально-психологические особенности имеют определенные свойства, к которым относятся: невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю; способность детерминировать характер функционирования других психологических явлений, придавая им особую направленность; большая по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивость; многообразие.
4. Национально-психологические особенности кумыков формировались в длительном историческом процессе становления этноса, поэтому, как и у любого древнего народа, характеризуются рядом показателей: выносливостью, стойкостью в достижении поставленных целей, настойчивостью, способностью «ждать» и переносить большие трудности, сплоченностью, чувством единой национальной принадлежности.
5. Ярко выраженными национально-психологическими особенностями кумыков являются этноконсолидирующие признаки (родной язык, обычаи, обряды, культура, общее историческое прошлое, религия и черты характера). Неявными признаками являются черты внешнего облика, внешнее поведение, родственные связи. В связи с этим, большинство кумыков ориентировано на сочетание ценностей своей национальной культуры с достижениями культуры других народов, с положительными ориентациями на межнациональное дружеское общение.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Байсонгуров, Ибрагим Байсонгурович, Ярославль
1. Абдулатипов Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия//Этнополитический вестник. - 1995. - № 2. - С. 15-35.
2. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991.- 171 с.
3. Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. Махачкала, 1965.285 с.
4. Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала: Даг Учпедгиз, 1995. - 96 с.
5. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985. - № 2. - С. 135-140.
6. Агеев B.C. Психологические исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. - № 1. - С. 95-102.
7. Аджи Мурад. Полынь половецкого поля. М., 1994.
8. Акбиев Арсен. Кумыки. Вторая половина XVII первая половина XVIII века. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1998. - 152 с.
9. Алексеева Т.Т. Географическая среда и биология человека. — М., Мысль, 1977.-302 с.
10. Алибеков М. Адаты кумыков. Махачкала, 1927. - 140 с.
11. Алиев А. Адаты и обычаи даргинцев, записанные со слов жителей селения Усиша, Урахи, Цулахар. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. - Д. 1616.
12. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачала, 1968. - 290 с.
13. Алиев K.M. Кумыкские общины за рубежом: история и современность // Возрождение. № 5. - 1999.
14. Алябьева З.С. Национальное самосознание и личность // Обновление: межнациональные отношения и перестройка. Л.: Лениздат, 1989. -188 с.
15. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.
16. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.
17. Арутюнан Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социс. 1990. - № 7. - С. 42-49.18. «Барамта» // Кавказ. 1869. - № 2.
18. Берже А. Прикаспийский край // Кавказский календарь. 1857.
19. Богданов А. Из психологии общества. СПб., 1904. - 215 с.
20. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. Л., 1994.
21. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука. - 1983.
22. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность; — М.: Наука, 1987.
23. Василевский Л.М. Детская преступность и детский суд. М.: Октябрь, 1923.- 192 с.
24. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. 1996. — № 5. -С. 69-76.
25. Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историко-этнографическое исследование. -М.: АН СССР, 1961.-387 с.
26. Гаджиева С.Ш., Аджиев А.М. Кумыки (Краткое историко-этнографическое описание) / Возрождение. 1999. - № 5.
27. Гаджиева С.Ш. Кумыки: Историческое прошлое, культура, быт. Книга первая. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2000. - 368 с.
28. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века (на материале сравнительного исследования этностереотипов старшего и молодого поколений аварцев и кумыков). Махачкала: Юпитер, 2002.- 192 с.
29. Гальтон Ф. Наследственность таланта. Ее значение и последствия. -СПб., 1875.-313 с.
30. Геллнер Э. Нация и национализм.-M.: Прогресс, 1991.-319 с.
31. Гербер И. Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 // История, география и этнография Дагестана XYIII - XIX вв.: Архивные материалы / Под ред. М.О. Косвена, Х.М. Хашаева. -М.: Изд. вост. литературы, 1958. - С. 60-120.
32. Гумилев JI. Этногенез и биосфера Земли. Д.: Гидрометеоиздат,1990.
33. Даибов З.Н. Пословицы и поговорки кумыков // Дослукъ. 1957. -№2.-С. 63-70.
34. Дашдамиров А.Ф. К методике исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. 1983. - № 2. - С. 34-49.
35. Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография. 1977. - № 3. -С.3-13.
36. Дриль Д.А. Малолетние преступники. М., 1888. - Вып. 2, 4.255 с.
37. Дубровин Н. История войны и владычество русских на Кавказе. -В 6 т.-СПб., 1871.-Т. 1. Кн. 1.-640 е.; Кн. 2.-422 с.
38. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. 1981. — № 5.
39. Задибеков З.Г. Этнические особенности среды обитания кумыков // Возрождение. 1999. - № 5.
40. Ерина С.И., Конева Е.В. Общение в организации. Ярославль: ЯрГУ, 2001.- 112 с.
41. История Дагестана. В 4-х т. - М.: Наука, 1967. - Т. 1. - 431 с.
42. Ихилов М.М. Народности лезгинской группы: Этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цаху-ров, агулов. Махачкала, 2001.
43. Кавелин К.Д. Собр. соч. В 4 т. - СПб., 1900.
44. Собрание юридических обычаев кумыкского народа по делам кровным//Кавказ. 1886.-№ 141, 142, 178, 179.
45. Карнышев А.Д.Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ, 1997. - С. 54-88.
46. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1974. -№ 2. - С. 24-38.
47. Козлов В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография. 1967. -№ 2. - С. 100-111.
48. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов.-М., 1970.-78 с.
49. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. М.,1996.
50. Кцоева Г.У. Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. - 233 с.
51. Кузеев Р.Г. Национальное движение в России // Этнографическое обозрение. 1993. -№ 6.
52. Кузнецов А.И. О соотношении понятий «общество» и «этническая общность» // Советская этнография. 1989. - № 4. - С. 19-31.
53. Кумыки, их нравы, обычаи и законы. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Д.2153.
54. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. -М.: Старый Сад, 1998.
55. Лебедева М.Н. Социальная психология этнических миграций. -М.:ИЭА РАН, 1993.
56. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. - 329 с.
57. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика / Отв. ред. Е.В. Шорохова и др. М.: Наука, 1985. - С. 138-153.
58. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1883. -Вып. 2.
59. Линден В. Высшие классы коренного- населения Кавказского края и правительственные мероприятия по определению их основных прав. Тифлис, 1917.
60. Лобанов-Ростовский М.Б. Кумыки, их нравы, обычаи и законы // Кавказ, 1846.-№37.
61. Ломброзо Ч. Новейшие успехи науки о преступниках. СПб., 1892.- 160 с.
62. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994.
63. Лысцов В.П. Персидский поход Петра 1, 1722-1723 гг. М.: МГУ, 1951.-247 с.
64. Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический источник // XXY Международный Конгресс востоковедов СССР. М., 1960.
65. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. — Махачкала, 1992.
66. Макаров Т. Кумыкский округ // Кавказ. 1863. - № 29.
67. Методы и приемы этнопсихологического исследования / Сост. С.А. Трифонова. Ярославль: ЯрГУ, 2001.
68. Митрохин Л.Н. Философы и религия // Вопросы философии. -1989.-№9.
69. Мусаелян М.Н. Межнациональные противоречия и конфликты, и поиски путей их решения. М.: Политиздат, 1992. - 96 с.
70. Несколько слов о кумыках // Кавказ. 1852. - № 29.
71. Никольская З.А. Исторические предпосылки национальной консолидации аварцев // Советская этнография. 1953. — № 1.
72. Окольничий Н. Перечень последних событий в Дагестане // Военный сборник. — 1859. № 3.
73. Орлов Ю.М. и др. Измерение потребности в общении с помощью вопросника // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории / Отв. ред. М.Н. Нудельман. М.: МГПИ, 1974.
74. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 2002.
75. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат//Этнология. -М: Наука, 1994. С. 5-14.
76. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.-232 с.
77. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического сознания. -М.: Наука, 1973.
78. Проблемы мифологии и верований народов Дагестана // Сб. статей Ин-та истории, языка и литературы. Махачкала: Даг ФАИ, 1988. - 166 с.
79. Рождественская H.A. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. 1986. - № 4. - С. 79-87.
80. Сергеева Н. Психологические характеристики личностных кризисов // Социальная психология XXI век. - Ярославль: МАПН, 1999. - Т. 2. -С. 283.
81. Скворцов JI.B. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь. 1997. -№3.- С. 138-155.
82. Скворцов J1.B. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 2000. - 317 с. ■
83. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. -СПб., 1977.
84. Снежкова И.М. Формирование этнического самосознания у детей и юношества. — М., 1983.
85. Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психологический журнал. 1997.-№ 1.-С. 50-60.
86. Социальная психология. М.: Политиздат, 1975.
87. Степанов Е.Н. Межрегиональные столкновения и терроризм с позиций конфликтологического подхода // Массовое сознание и массовые действия / Под ред. В.А. Ядова. М., 1994.
88. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. - 320 с.
89. Стефаненко Т.Г. Методы исследования этнических стереотипов. -М., 1993.
90. Столин В.В. Самосознание личности. -М., 1983.
91. Тавадов Г.Т. Этнология. М., 1998.
92. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.-573 с.
93. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) // Вопросы психологии. 1995. -№ 2.
94. Услар П.К. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1881.
95. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации // Социальные исследования. 1997. -№ 8. - С. 40-49.
96. Ферри Э. Преступление как социальное явление // Проблема преступности. М., 1924. - Сб. 2. - 266 с.
97. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
98. Фокс В. Введение в криминологию. М.: Прогресс, 1980.
99. Хабибуллин К.Н. Национальное самосознание в современной теории и социальной практике // Обновление: межнациональные отношения и перестройка. Л.: Лениздат, 1989.
100. Хамзаев. Кое-что о кумыках // Кавказ. 1865. - № 68-70.
101. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.
102. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭИА, 1994. - 236 с.
103. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1972. — № 3. -С. 73-85.
104. ЧурсинТ.В. Авары.-М, 1995.
105. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977.
106. Шахбанова М.М. Национальное самосознание: сущность, структура, социальные функции (на материалах республики Дагестан): Автореф. . канд. филос. наук. Махачкала, 1999.
107. Шевчук В.Ф. Поведение личности: педагогические и психологические проблемы.-Ярославль, 1992.
108. Шелепов Г.В. Общность происхождения признаки этнической общности // Советская этнография. - 1968. - № 3. - С. 65-74.
109. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс,1998.
110. Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках // Кавказ. 1848. -№ 30. - С. 39-44.
111. Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала, 1993.
112. Эллис X. Преступник. Киев-Харьков, 1898. - 256 с.
113. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М.: Прогресс, 1996.
114. Этническая психология / Отв. ред. Н.Н. Андреева. М.: УДН, 1984.-77 с.
115. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. -Л.: Наука, 1985.-325 с.
116. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. М.,1977.
117. Этносы и этнические процессы. -М.: Наука, 1993. 343 с.
118. Эфроимсон В. П. Загадки гениальности // Наука и религия. -1987.-№ 9.-С. 40-45; № 10.-С. 10-12; № 11,-С. 24-27.
119. Юнг К. Архетип и символ. М. : Наука, 1991. - 194 с.
120. Юнг К. Проблемы души нашего времени. M., 1994.
121. Bennigsen А. , Wimbush S. Е. Muslims of the Soviet Empire. L.,1985.
122. Bios P. An Adolescence. A psychoanalytic interpretation. N.Y.: The free press of Glencoe, Inc., 1962. - P. 269.
123. Brake M. Comparative youth Cultures. -L., 1985. 24 p.
124. BrownR. Social psychology. -N.Y., 1965.
125. Campbell D. T. Stereotypes and perception of group differences. -Am. Psychol. 1967.
126. Coleman J. The Nature of Adolescence. London: Methuen, 1980.
127. Cooley Ch. Human Nature and the Social Order. N.Y.: Norton,1984.
128. Tajfel H. Social Stereotypes and Social Groups // Intergroup Behavior.-Oxford, 1981.-P. 144-168.
129. Tajfel H. Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psichologi of intercroup behavior // Psihologi of intercroup relations. Chicago: «Nelson-Hall», 1986.
130. Turner J. Social categorization and social differentiation in the minimal group paradigm // Differentiation between Social Groups / Ed. H. Tajfel. L., 1978.-P. 101-140.
131. Eisenstadt S.N. From Generation to Generation. Glencoe, 1960.
132. Sumner W. L. Folkways. L., 1958.